Конспект классного часа по патриотическому воспитанию. Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию. по гражданскому и патриотическому воспитанию


МОУ Богучарская средняя общеобразовательная школа№1

Программа

тематических классных часов

по гражданскому и патриотическому воспитанию

учащихся начальных классов
«Растим патриота и гражданина России!»

учитель начальных классов, ВКК.

Программа предназначена

для учащихся 1-4 классов.

Год разработки 2007.

Контактные телефоны

(8 47366) 2-16- 85

Богучар 2007 г

I. Пояснительная записка
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006 – 2010 года дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя , утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

III. Цель и задачи Программы
Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач :


  1. Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

  2. Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

  3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

  4. Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

  5. Воспитание уважения к защитникам Отечества.

  6. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
IV. Содержание Программы
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

1 класс

«С чего начинается Родина?»

Цель:

Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.

Задачи:

1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.

2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.

3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

4. Сотрудничать с родителями.




Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Знакомьтесь – это мы»

Конкурс газет, фотогазет, листовок

2

Октябрь

«День бабушек»

(Ко Дню пожилых людей)


Акция «Забота»

3

Ноябрь

« На кого я хочу быть похожим»

Классный час - вернисаж

4

Декабрь

«Моя столица, моя Москва»

Заочное путешествие

5

Январь

«Поможем птичкам перезимовать»

Мастерская умельцев

6

Февраль

«Наши папы – защитники Родины»

Утренник

7

Март

« Наши мамы самые красивые»

Музыкально-поэтический классный час

8

Апрель

« Дорога в космос»

Игра-путешествие

9

Май:

«Дом, который построим мы»

Защита проектов

2 класс

«Моя малая родина»

Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.

Задачи:


  1. Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.

  2. Воспитывать уважение к землякам , защитникам Родины.

  3. Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.

  4. Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.



Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«На донском берегу»

Встреча с поэтом Г.И. Собко

2

Октябрь

«Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!»

Конкурс стихов и рисунков

3

Ноябрь

«Золотая хохлома» (народные промыслы)

Утренник

4

Декабрь

«День освобождения Богучара»

Экскурсия в краеведческий музей

5

Январь

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник

6

Февраль

«Мы живем в России»

Заочное путешествие

7

Март

«Песня – душа России»

Литературно-музыкальное состязание

8

Апрель

«Папа, мама, я – дружная семья»

Игра-состязание

9

Май

«За мирное детство – спасибо»


3 класс

«Россия – Родина моя».

Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:


  1. Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.

  2. Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.

  3. Экологическое воспитание.



Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Важные вопросы»

Диспут

2

Октябрь

«Русский народный костюм»

Экскурсия в музей народного костюма и кукол

3

Ноябрь

«Степь да степь кругом»

Конкурс чтецов

4

Декабрь

«Конституция – главный закон страны»

Устный журнал

5

Январь

«Преданья старины глубокой»

КДТ

6

Февраль

«Полководцы и герои»

Познавательная игра

7

Март

«Наш земляк - М.Шолохов

Видеожурнал

8

Апрель

«Земля - наш общий дом»

Экологический праздник.

9

Май

«Этот День Победы»

Литературно-музыкальная композиция

4 класс

«Я - гражданин России».

Цель: Растить гражданина и патриота России.
Задачи:


  1. Воспитание гражданственности национального самосознания детей.

  2. Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.

  3. Создание условий для реализации полезных дел.



Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал

2

Октябрь

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

3

Ноябрь

«Природа раскрывает тайны»

Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины

4

Декабрь

«Герб, флаг, гимн – символы России»

Видеожурнал

5

Январь

«Наш Пушкин»

Литературная конференция

6

Февраль

«Герои Советского Союза – наши земляки»

Урок Мужества

7

Март

«Бабушки и внуки»

Семейный праздник

8

Апрель

«Великий праздник»

Встреча со священнослужителем

9

Май

«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти

V. Реализация Программы
Программа рассчитана на 4 года и охватывает обучение детей с 1 по 4 классы.

VI. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость


  1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города:
- оформление альбома «Город, в котором я живу»;

Сбор фотографий о городе – фотовыставка «Любимые места», «Символы моей Родины».

2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению

К членам семьи - создание генеалогического древа семьи,

К окружающей природе:


  • создание Красной Книги;

  • участие в фотоконкурсах «Зверье мое», «Красота родной природы».
3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.

VI. Литература
1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.

5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).

6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

Этот День Победы.
Цель: Воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому

своей Родины.

Задачи: 1. Формирование исторических знаний детей.

2. Расширение знаний о подвигах людей во время Великой

Отечественной Войны.

3. Воспитывать уважение к ветеранам, любовь к Родине.

Оформление: плакаты «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Пусть всегда будет мир!», репродукции картины о войне, рисунки детей, портреты пионеров, цветы, даты 1941-1945г.г.

Ход мероприятия.

Приходят в День Победы.

Люблю по долгу слушать я

Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять

Рассказов сокровенных:

Ведь повторять – опять терять

Товарищей военных,

Которых ищут до сих пор

Награды боевые.

Один сержант, другой майор,

А больше – рядовые.
Приходят к дедушке друзья,

Отпраздновать Победу.

Все меньше их, но верю я:

Они придут, приедут…
Ведущий: С каждым годом все дальше памятная дата 9 мая 1945 года, когда весь мир узнал о победе русского народа над фашистами, все меньше становиться людей, свидетелей и участников той страшной, кровопролитной войны. И мы не имеем права забывать о тех «кто уже не прейдет никогда…», кто подарил нам Мир и счастливое детство. Поэтому каждый год 9 мая все люди с благодарностью вспоминают тех, кто сложил свои головы. Весь мир празднует с нами этот день. Советская армия победила фашизм. Справедливая освободительная борьба завершилась в 1945 году. С первого ее дня и до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы.

(звучит мелодия «Вставай, страна огромная»)

Ученик. Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

(выходят мальчики в гимнастерках, пилотках)

Ученик. Мы по дорогам пыльным с боем щли,

От бомб земля дрожала, как живая,

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Ученик . Когда от бомб, казалось мир оглох

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я узнал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Ученик . Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой, не потому что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Ученик . Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завивали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В походе. На ночном привале.

(Исполняется песня «В землянке».)

Ведущий: Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгом «Смерть фашистским оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!» вся страна превратилась в единый грозный военный лагерь.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 гигантских битв и около 40 крупных сражений.

Ученик. Война была священной.

В этом не усомнится даже тот,

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли историю прочтет.

Ученик. Прочтет о том, как под луной

Страна возмездием жила.

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла.

Ученик. Война священна. И Матросов

Всей грудью лег на пулемет.

О, сколько русых и курносых

Во имя жизни смерть возьмет.

Ведущий. Люди не думали о своей жизни, не жалели себя. В мыслях было одно:

Остановить врага! В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети.

Школьники собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт теплые вещи, кисеты для табака, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, помогали убирать урожай в полях, выступали с концертами в госпиталях, ухаживали за ранеными. Многие юные герои пали смертью храбрых на полях сражений. Их именами названы улицы, корабли, школы.

Ученик. Земли российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками.

Победы солнцу вознесли вы знамя.

Ученик. Стоял апрель, взбухали реки,

Жизнь пробуждалась ото сна.

Рождались в каждом человеке

Одна великая весна.

Ученик. Не перекликом журавлиным

Она была для нас близка,

Гремел апрель, и шли к Берлину

Смертельно храбрые войска

Ученик . Настал великий час расплаты,

Настал великий день земли,

Когда советские солдаты

Рубеж советский перешли.

Ученик . Рванулась грозная лавина

Стальной пехоты и машин.

Стремительно, неудержимо

С одною мыслью – на Берлин.

Ведущий. И вот наступил он, этот великий долгожданный день – День Победы!

Этого праздника люди ждали 1418 дней.

Советские войны прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашизма.

Ученик . Был день, как день,

Светило солнце,

И ветер шарил по траве,

Я тосковал, смотрел в окно,

Отец на фронте, на войне.

И вдруг светлее стало в небе,

Прибоем радостной волны

Пришла к нам весточка: Победа!

И нет боев, и нет войны.

На печке дед заплакал старый,

Слез не скрывая, как малец,

И улыбнулась наша мама

Улыбкой счастья, наконец.

Четыре года папу ждали

Мы вместе с нею, словно век

И вот пришел под звон медалей

Родной и близкий человек.

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней!

(Песня «День Победы» Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, грам. запись)

Ученик . В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Ученик . Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Ученик . И ты дорогою обратной

Непокоряемый вовек,

Идет, свершивши подвиг ратный,

Великий русский Человек.

Ученик . Он сделал все, он тих и скромен,

Он мир от черной смерти спас.

И мир, прекрасный и огромный

Его приветствует сейчас.

Ученик . Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Ученик . Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

(фонограмма «В. Высоцкого «На братских могилах» (1 куплет)

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить.

Ведущий. В память о погибших в годы войны объявляется минута молчания.

(минута молчания)

Если бы каждому из 20 миллионов погибшему на этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет. Давайте хранить память о тех, кто своим подвигом, своей жизнью добыл для нас победу. Давайте бережнее относиться к ветеранам, участникам и очевидцам той войны, их с каждым годом становиться все меньше и меньше. Спасибо им за то, что мы живем под мирным небом.

Ученик . Спасибо Вам, Солдаты!

Вы в битве Родину спасли

Преодолели все преграды.

Спасибо вам от всей земли,

За все спасибо вам, солдаты.

И в добрый час, счастливый час,

Час мирного рассвета,

Во имя вас, во имя вас,

Мы празднуем Победу!

Ученик . Как вы вступали в города!

Навстречу вам бежали дети.

Вам благодарны навсегда

Мы все, живущие на свете.

Ученик . Чтоб не лежал весь мир во мгле,

Себя в бою вы не щадили,

И сколько людям на земле

Вы счастье жизни подарили.

От всех, кто вами был спасен,

От всех, кто ныне рядом,

Примите наш земной поклон,

Советские солдаты!

Песня «Пусть всегда будет солнце».

Добрым людям на загляденье

Золотая хохлома
Цель: Познакомить детей с русским народным промыслом.

Задачи: 1. Расширять знания детей о народных промыслах в нашем городе.

2. Воспитывать интерес к народному искусству, уважение к труду и

таланту людей.

Оформление: выставка посуды, фотографии художниц сувенирного цеха

Богучарского лесхоза, работы детей
Ведущая . Кисть хохломская! Большое спасибо!

Ты, как душа у народа красива!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как и люди служишь отчизне!

Есть в Богучарском лесхозе сувенирный цех. Трудятся в нем замечательные художницы, расписывающие посуду, ложки, сувениры хохломской росписью. Сегодня мы совершим заочное путешествие в те давние времена, когда зарождался этот народный промысел, узнаем и о дне сегодняшнем золотой хохломы.

Откуда же появилось это удивительное искусство?

Ученик: Разное сказывают старики. Будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе кашку пшенную и птицам не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. Прикоснулась вдруг жар-птица крылом к чашке и чашка золотой стала. Это, конечно легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек… Не из сказки ли появилась эта удивительная рукотворная красота?

Учитель. Хохломская роспись – одно из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву. Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих лесов. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах VI века. Еще при Царе Иване Грозном о Хохломе узнали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея».

Больше всего в селе и в окрестных деревнях занимались обработкой дерева.

Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и в избе крестьянина.

Ковши в форме плывущих птиц, обеденные ложки найдены в археологических раскопках X-XIII веков.

Посуды требовалось большое количество, ведь дерево быстро изнашивалось, поэтому уже в XVI веке посуду делали на продажу и привозили на рынки сотнями и тысячами штук.

Заметили, что промасленные стенки посуды легче моется, дольше сохраняется посуда, возможно, тогда стали покрывать ее олифой.

Ученик. Жил я жил,

Забот не зная. Да свела меня с ума,

Золотая, расписная,

Огневая Хохлома

Ученик. Погляжу из-под ладони:

Затопляя берега,

Входят бронзовые кони

На поемные луга.

Ученик. Речка сизая дымится,

Раздается небосвод,

И на красной колеснице

Солнце рыжее плывет.

Ученик. Подступает к горлу песня,

Моя сладкая беда,

Я искал ее, не зная,

Что придет она сама,

Словно эта расписная,

Огневая Хохлома.

(выходят дети с изделиями хохломской росписи)

Ученик 1. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обвивают стенки сосудов, украшают их внутреннюю поверхность , придавая предметам неповторимый, нарядный облик.

Ученик 2. простые по форме миски, чашки. Ложки, солонки радуют глаз богатым узором! Каждое изделие расписано своим неповторимым узором, ведь расписывают их не по образцу, каждый мастер создает свой, каждый раз новый, узор, передает иное настроение.

Ученик 3. Выросла золотая травка на ложке. Расцвел красный цветок на плашке. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду птица - золотое перо. Вы уже подумали сказка началась? А это – быль! Это Золотая Хохлома.

Ученик 4 . В лесных заволжских деревнях Семино, Новопокровское, Кулигино, Хрящи издавна делали и расписывали деревянную посуду. Катят груженые посудой подводы, везут в большое село Хохлому кулигинские и семенские мастера свой товар. Оттуда жар-птицами размеряется миски да ложки по ярмаркам.

Ученик. – Кому посуда для кашки – окрошки?

Чудо блюда да чашки – ложки?

Откуда посуда?

Это к вам приехала сама Золотая Хохлома.

Так и повелось. Вот и зовут, по сей день расписную посуду хохломской.

Учитель. В Заволжье, где много лесов родился этот промысел. А как же расписные ложки, вазы, салатницы появились в нашем степном Богучаре?

А было это так.

В 80 х годах XX в. директор богучарского лесхоза Колесников Федор Григорьевич на выставке увидел расписную деревянную посуду и так она ему на душу легла, что стал он искать в Богучаре людей умеющих ложку резать. И нашлась одна женщина - ложкарка- Родионовна. Родом она из горьковских мест была. И художница нашлась – Лобастова Фаина Васильевна. Она и стала первым главным художником. В конце 1974 года открылся сувенирный цех. В 1975 году начали точить деревянную посуду и у цеха появился первый начальник: Кусурова Г.П. Галина Петровна руководила цехом 22 года. Богучасркую посуду отправляли во все республики бывшего СССР, она считалась хорошим подарком.

Богучасркая посуда не раз выставлялась на ВДНХ и, даже на международных выставках в Англии и Монреале. Она пользовалась большой популярностью. Рекордная партия посуды была изготовлена 1980 г., в год Олимпиады в Москве.

Изделия богучарских мастериц разлетелась по всему миру, сувениры с большим удовольствием раскупали иностранные гости.

В сувенирном цехе работали замечательные мастерицы. Чижмина А.Н. начинала простым художником. А затем стала гл. художником. Все, кто работал с ней, говорят о ее таланте.

Бабушка нашего ученика Миши Чайкина – Чайкина Н.А. тоже работала в сувенирном цехе. Послушайте ее рассказ.

Слово Чайкиной Н.А.

Учитель: Для Нины А. наши девочки приготовили частушки.


  1. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.


  1. Золотая Хохлома
Ее не налюбуешься

И в Париже, и в Нью-Иорке

Хохлома красуется.

3. В Богучаре есть посуда,

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быт, и среди нас.


  1. Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай.

Учитель: В наше время хохломская роспись обрела мировую известность, стала замечательным явлением народного искусства России. Тайны народного промысла в народных руках современных мастериц, художниц.

Классный час «Мы живем в России»
Цель: Формирование у детей знаний о стране, в которой они родились и живут.
Задачи: 1. Знакомить детей с государственными символами страны.


  1. Расширять знания об истории и традициях своей страны.

  2. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Оформление: плакаты с изображением герба, флага, гимн России, фотографии городов, картины природы, карта страны.

(звучит песня: «Вижу чудное приволье»)

Учитель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Как называют народ населяющий Россию? Вы все- россияне. С рождения вы получили звание - гражданин России. Сегодня мы поговорим об истории нашей страны, ее символах, традициях.

Ученик. Великую землю,

Любимую землю. Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Ученик. Почему нашу страну называют «Россия?»

Ученица. В стародавние времена ее называли Русью. Ученые считают, что слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло есть у реки.

Ученик. Русь-страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну Россией.

Ученик. За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия… Россия …

Раздолье… Равнины…

Березы босые, седые осины,

Все дорого с детства,

Все памятно с детства,

И все же не можем никак наглядеться.

Ученик. Багряное солнце рассеяло тьму,

Готовясь к большому пути, -

Немало придется трудиться ему,

Чтоб нашу страну обойти.

Ученик. Громады лесов осветила заря.

Степей бесконечную ширь,

Высокие горы, большие моря

Хабаровск, Москву и Сибирь.

Ученик. На юге - тепло и ни облачка нет,

На севере – тучи и лед.

На Балтике – ночь,

На Приморье – рассвет,

И всюду работа идет.

Учитель: Россия – необъятная страна. Ее площадь составляет 17 млн. км 2 . Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч.,

пролетев 10 тыс. км. С высоты мы увидим крупные реки: Волгу, Дон, Лену, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал – 1 е в мире по запасам пресной воды. Огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

Каждое государство имеет символы. Назовите их.

Ученик. Золотой двуглавый орел на щите красного цвета изображен на гербе России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на Солнце. На груди орла красный щит с изображением всадника в белом. Это - святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем он убивает ужасного черного змея – символ зла. Герб России – символ красоты и справедливости , победы добра над злом.

Ученик. Современный флаг России – бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим флагом по решению Государственной думы и президента РФ. Белый цвет – мир, чистота; синий – небо, верность, правда; красный – огонь, отвага.

Ученик. Гимн – это торжественная песня, которую слушают стоя. Слова написал С.В. Михалков, музыку А.В. Александров

(Исполняется гимн, стоя).

Учитель. Покажите на карте главный город нашей страны.

Ученик. Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных

Будешь ты всегда жива!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах.

(Песня О. Газманова «Москва»)

Ученик. Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

(Песня «Родная страна»)

Ученик. Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ученик. У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Ученик. Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех одна!

Учитель. У каждого человека есть Родина, место, где родился и живет. Каждый человек любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето. Человек любит людей с которыми живет, любит свой народ. Вы родились в Богучаре, это ваша малая родина.

Ученик. Самый песенный, самый милый,

Несравненный ты, город степной,

Обниму тебя с нежною силой

И навеки останусь с тобой.

Ученик. Обниму твои горы у Дона,

Богучарки заветную гладь.

Осеню тебя трижды поклоном,

В одах буду тебя величать.

Ученик. Тихий город. Воистину чистый.

Хлебосольный. С открытой душой.

Богучар ныне – город танкистов.

Я люблю тебя, город степной.

И. Пахомов

Учитель. Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе.

И родное оконце.

В позабытом селе…

Берегите Россию-

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть!

Давайте не клясться в любви своей Родине, а любить всем сердцем свою землю и беречь ее.

Программа

тематических классных часов

по гражданско-патриотическому воспитанию

учащихся начальных классов «Растим патриотов и граждан России!»

I. Пояснительная записка .
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Программа дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях родного народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

III. Цель и задачи Программы Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач :

    Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

    Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

    Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

    Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

    Воспитание уважения к защитникам Отечества.

    Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

IV. Содержание Программы
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

1 класс

«С чего начинается Родина?»

Цель:

Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.

Задачи:

1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.

2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.

3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

4. Сотрудничать с родителями.


Месяц

Название

Форма проведения


1


Сентябрь


«Знакомьтесь – это мы»


Конкурс газет, фотогазет, листовок


2


Октябрь

«День бабушек»

(К Дню пожилых людей)


Акция «Забота»


3


Ноябрь


«На кого я хочу быть похожим»


Классный час - вернисаж


4


Декабрь


«Мой город, мой Владикавказ»


Заочное путешествие


5


Январь


«Поможем птичкам перезимовать»


Мастерская умельцев


6


Февраль


«Наши папы – защитники Родины»


Классный час


7


Март


«Наши мамы самые красивые»

Музыкально-поэтический классный час


8


Апрель


«Дорога в космос»


Игра-путешествие


9


Май:


«Дом, который построим мы»


Защита проектов

2 класс

«Моя малая родина»

Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.

Задачи:

    Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.

    Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.

    Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.

    Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.

1. Конкурс рисунков на асфальте.

2. Конкурс фотографий


4


Декабрь

1. «Чистый город».
2. «Мой режим дн я »

1. Социальная акция.

2. Беседа обсуждение.


5


Январь

«Дружба, вежливость, доброта с нами в жизни навсегда».

Цикл классных часов


6


Февраль


«Исторические места Осетии»


Заочное путешествие


7


Март

1. « Моя любимая мама»
2. «Поздравляем наших мам».

1.Выставка рисунков

2. Праздничный классный час


8


Апрель


«Папа, мама, я – дружная семья»


Игра-состязание


9


Май

1. Урок мужества «Во имя жизни – на земле»
2. «За мирное детство – спасибо»

1. Знакомство детей с пионерами – героями.

2. Смотр песни и строя.

3 класс

«Россия – Родина моя».

Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:

    Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.

    Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.

    Экологическое воспитание.

1. Урок гражданственности «С чего начинается Родина»

2. «Полководцы и герои»

1.Тематический час

2.Познавательная игра


6


Февраль

1. «Быстрее, выше, сильнее»

2. Поздравление мальчиков с праздником.

Командные соревнования учеников 2,3, 4 классов


7


Март

1. Проводы масленицы.
2. Разучивание подвижных игр.

Классный час


8


Апрель

1. «Земля - наш общий дом»

2.Трудовой десант

1.Экологический праздник.

2. Уборка территорий


9


Май


«Этот День Победы»

Смотр песни и строя, поздравление ветеранов.

4 класс

«Я - гражданин России».

Цель: Растить гражданина и патриота России.
Задачи:

    Воспитание гражданственности национального самосознания детей.

    Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.

    Создание условий для реализации полезных дел.

1. Тематический час


2. Устный журнал


2


Октябрь

1. «Дорогой мой город Владикавказ»

2. «Чистый город»

1.Заочное путешествие

2. Участие в акции


3


Ноябрь

1. «Я имею право»

2.«Природа раскрывает тайны»

Тематический час по правам человека.
2.Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины


4


Декабрь


«Герб, флаг, гимн – символы России»


Видеожурнал


5


Январь


«Наш Пушкин»


Литературная конференция


6


Февраль

1.«Герои Советского Союза – наши земляки»

2.Поздравление пап, ветеранов боевых действий с Днем Защитника Отечества.

Урок Мужества.


7


Март

1.«Бабушки и внуки»

2. «Жизнь дана на добрые дела»

1.Семейный праздник

2.Тематический час.


8


Апрель

Подготовка к празднику Победы.

Экскурсия по местам воинской славы.


9


Май


«Поклонимся великим тем годам»

1.Вахта Памяти

2.Смотр песни и строя.

V. Реализация Программы
Программа рассчитана на 4 года и охватывает обучение детей с 1 по 4 классы.

VI. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

1.Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города:
- оформление альбома «Город, в котором я живу»;

Сбор фотографий о городе – фотовыставка «Любимые места», «Символы моей Родины».

2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению

К членам семьи - создание генеалогического древа семьи,

К окружающей природе – социальные акции «Город начинается с тебя», «Внимание первоцветы», «Поможем птицам перезимовать», участие в фотоконкурсах «Зверье мое», «Красота родной природы».


3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.

VI. Литература
1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.

5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).

6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

Открытый классный час в кадетском 8 «в» классе на тему

«Патриотическое воспитание»

Классный руководитель: Цындяйкина Т.И.

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,

«быть патриотом».

Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно

делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской

деятельности;

воспитывать любовь к Родине, Отечеству;

развивать творческие способности учащихся;

Подготовительная работа:

    составить вопросы для обсуждения;

    провести анкетирование;

    подобрать цитаты по теме;

    оформить зал;

    выступление по вопросам;

    написать сочинение “С чего начинается Родина”;

    подготовить презентацию по теме.

Ход урока

Учитель : Здравствуйте , ребята и уважаемые гости. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является целью урока “ Необходимо ли патриотическое воспитание? ”.

На экране представлены ЦИТАТЫ:

    Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

    Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

    Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

    Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

- Что такое патриотизм?

- Что такое Родина?

- Кого можно назвать гражданином?

ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания Патриотизма (распечатки)

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

На экране : Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

Гражданин, кто это? (распечатки)

«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Учитель: - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране):

    Патриотизм

    Боль за родную природу

    Высокая нравственность

    Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Учитель: Гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом? Ответ на этот вопрос нам даст Сеньков Антон.

Пимонов П. (Учащийся 8 «в») : Нами было проведено анкетирование среди учащихся 8 классов. Вот какие результаты мы получили

    Считаете ли вы себя патриотом?

    Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

    Хотели ли вы уехать из России?

    Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?

    Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

    Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

    Есть ли пример для подражания? Кто?

Учитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?

Работа с текстом.

Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине . Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

А мы вернемся к третьему термину, что же такое РОДИНА (распечатки)

Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.

Игра «Символы РФ»

Ребята, самое время проверить, на сколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов Российской Федерации”.

Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.

1.Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)

    Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.

2. Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Ученики должны выбрать герб РФ и описать его.

    Слово учителя: Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”.

Обсуждаем попутно, подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)

3. Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

    Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.

4. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).

Учитель выбирает наиболее правильную ассоциацию, комментируя ее.

    Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.

Когда поднимается флаг РФ ?

    Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

5. Как называли первые флаги ?

    Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.

6. Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел ?

    Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.

Учитель итог: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

Даша Павзовская читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев

Учитель: “С чего начинается Родина?” Предлагаем вам отрывки из сочинений наших ребят о своей Родине.

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

Как прекрасна РОССИЯ – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.

Страна РОССИЯ, страна в которой мы живём - прекрасна и красива. РОССИЯ сильная, могучая и единая страна. (Гомулина Ольга).

Утро. Над лугом парит в невесомости лёгкая туманная дымка. На траве блестят крупные капли росы. Цветы, умытые росой, благоухают природным ароматом. Небольшая берёзовая роща манит к себе тихим шелестом листвы. А в укромных уголках притаились грибы. Вот красавец мухомор занял свой наблюдательный пост и рисуется перед вами своей красной в горошек шляпой. А вот за рощей блестит в рассветных лучах солнца голубая ленточка реки. Над водой кружат стрекозы, струится пар и вода. Хорошо, красиво, тихо! Лишь изредка нарушает утреннюю тишину дробный стук дятла. И совсем не хочется думать о том, что всё это может исчезнуть… (Мугель Никита).

Возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По– прежнему Россия, но не прежняя.
Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, - пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин.
Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”. (Барбарош сергей).

Учитель: Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

Вы согласны с этим?

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Учитель: Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках, о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского (читает Ястребова Л.):

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.

Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание?». Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да» - поднимите руку, кто за «нет»? Кто воздержался?

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.



Материал содержит презентацию для классного часа "Патриотическое воспитание". Мероприятие рекомендуется проводить в средних классах школы. Целью проведения классного часа является создание условий для развития у учащихся гражданственности, патриотизма, формирования профессионально значимых качеств и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества и социального окружения.

Материал содержит презентацию для классного часа "Воспитание патриотов". Мероприятие проводится в средних классах школы. Целью проведения классного часа является формирование патриотизма у учащихся, активной жизненной позиции.

Материал содержит сценарий классного часа "Гражданственность и патриотизм". Мероприятие проводится в 7 классе. Цель проведения классного часа состоит в том, чтобы ребята поняли как важно ценить и любить свою Родину.

Материал содержит презентацию для классного часа "Что такое патриотизм?". Мероприятие рекомендуется проводить в начальных классах школы. Классный час проводится с целью помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества.

Презентация является замечательным сопровождением для песни «Солдаты России». В архиве есть и звуковой файл, записанный в формате.mp3. Это пособие можно скачать бесплатно для проведения тематических праздников, классных часов в начальной школе, на которых учитель будет рассказывать школьникам о подвигах советских и российских солдат в мирное и военное время, для урока в 4 классе. Такой материал будет способствовать формированию у школьников уважения к тем воинам, которые прославили Россию, к тем молодым парням, которые по зову сердца отправлялись защищать Родину. Они были молодыми, но их мужество было безмерным, а дух несгибаемым. Посмотрев такую работу, ученики начальной, средней или старшей школы будут чувствовать гордость за свою Родину.


Презентация расскажет детям обо всех Днях воинской славы, которые отмечаются в России. Каждый из них связан с определенным событием и имеет свою историю. О ней обязательно должны знать школьники. Работу можно скачать бесплатно для проведения тематических классных часов или уроков ОБЖ в 10 классе. В архиве имеется файл с текстовой информацией о праздниках. Ее можно использовать при подготовке к занятиям.

На 38 слайдах собран материал, который расскажет о нескольких памятных датах. Школьники узнают, в какое число отмечаются Дни воинской славы, какому событию они посвящаются. Интересно будет увидеть на картинках сюжеты, посвященные Ледовому побоищу и Куликовской битве. Здесь же раскрывается рядом иллюстраций тема побед Петра Первого и российского морского флота, взятие Суворовым крепости Исмаил и победы Кутузова в войне с французами в 1812 году. Не остались без внимания и другие праздничные даты, входящие в цикл этих праздников.


Презентация посвящена знакомству с праздником, который установлен совсем недавно. С 2014 года в России празднуется День неизвестного солдата. Во всей стране 3 декабря пройдут мероприятия, на которых будут вспоминать тех, чьи имена остались в истории неизвестными, но эти люди совершили подвиги, они погибли, защищая Родину. Именно 3 декабря 1966 года прах солдат, захороненных в братской могиле, был перенесен в Александровский сад и с почестями захоронен у стен Кремля. А с 2014 года в России было решено объявить этот день памятным.

Работа выполнена на 16 слайдах. В ней рассказ о празднике, его история, а также много иллюстраций. На классном часу, школьной линейке или уроке истории, на котором будет использоваться данный ресурс, школьники смогут увидеть памятники солдатам, возведенные в разных городах России. Новокузнецк, Стерлитамак, Одесса, Волгоград и другие города помнят своих героев.

Гражданско-правовое и патриотическое воспитание в начальной школе

Я - гражданин. Классный час-беседа для 2 класса

Цели: расширять знания детей о символике государства; способствовать формированию интереса к истории нашей страны.

Ход занятия

I. Введение в тему.

1. Вступительное слово учителя.

2. Игра «Камушки».

Учитель раздает каждому ученику разные камушки и предлагает рассмотреть их.

Расскажите о том, какие у вас камушки в руках?

Все камушки разные, как и люди, и у каждого свои достоинства.

Хотя все люди разные, но их объединяет то, что они живут в одной стране.

Каждый человек живет в какой-то стране.

Как называется страна, в которой мы живем?

Какой вам представляется наша страна?

Чтение стихотворения И. С. Никитина «Русь».

II. Основная часть занятия.

От кого зависит благополучие страны?

1. Исторические корни.

Много народов проживает на территории нашей страны. У каждого свой язык, свои обычаи, своя культура. Но все хотят быть счастливыми, достойными своей страны. Каждое государство имеет свои отличительные признаки. Официальной эмблемой, символом государства является герб и государственный флаг. Свои государственные гербы и флаги имеют все страны.

Современные герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, тесную связь с народным искусством. В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество имен дали люди солнцу. Иногда солнце виделось огнем, как в костре или очаге, только горящим в небе. Так говорилось о нем в старинных русских песнях. Как огонь, солнце дарит тепло и свет. Люди сравнивали солнце с птицами: орлом, жар-птицею, или птицей павой. Ведь солнце парит в небе, как златокрылая птица. Лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья. Люди верили, что крик петуха прогоняет ночную тьму и приветствует восход солнца.

Кто такой Петушок - Золотой Гребешок, известный всем по детской песенке-потешке, который будит нас утром? Просто птица или восход солнца?

Желая подчеркнуть красоту солнца, его сравнивали с молодой девушкой в сиянии лучей, проходящей по небосклону.

Красна девушка по небу ходит.

Встану я рано, бело да румяно.

Умоюсь росой, расчешу золотые косы.

Напоминало человеку солнце и добрую заботливую матушку. «Матушка Красное Солнышко» - величала солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила как дружную семью.

Светел месяц -

То хозяин во дому,

Красно солнышко -

То хозяюшка,

Часты звездочки -

малы деточки.

От солнца многое зависело в крестьянской жизни, и предки русских людей - славяне - стали представлять себе солнце могущественным царем. Сказки и предания гласили, что обитает солнце на востоке, далеко за морем, в солнечном царстве. Все необычно в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями.

У этой березы коренья булатные.

У этой березы кора позолочена,

У этой березы прутья серебрены,

На этих же прутьях листья камчатные.

(Камчатный - сшитый из блестящей яркой шелковой ткани.)

Даже трава в саду необыкновенная. Трава-мурава, трава шелкова. На каждой на травинке по цветочку цветет. На каждом на цветочке по жемчужине висит.

Посреди сада высится ослепительно сверкающий золотой дворец. Во дворце Царь-Солнце восседает на золотом престоле. Вот как народная песня описывает его лучи - волосы: «В три ряда его желты кудри завивались. Во первой-то раз завивались красным золотом. Уж в другой-то раз завивались чистым серебром. А в третий раз завивались скатным жемчугом». После престола стоят сестры Солнца - Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами или крылатыми конями, птицами подобными. Народные предания говорят, что Заря Утренняя выводила солнечную колесницу на небо, Заря Вечерняя принимала ее.

2. Символика государства.

С течением времени забылись смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах, двуглавый орел стал гербом России.

Герб - отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел - символ России.

Зачем нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости - туристы, предприниматели - приезжают из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.

Рассмотрим монеты.

Что изображено на монетах?

Как называются монеты, на которых изображен всадник?

Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке- копейке. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов. Кроме гербов стран, существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.

Золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

Флаг имеет свою историю.

Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».

В те времена и сейчас цвету придается особый смысл:

белый цвет означает мир и чистоту совести;

синий - небо, верность и правду;

красный - огонь и отвагу.

Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей - красный цвет. Белый, синий и красный - цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна - красна, красна - девица». Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки узоры на белой ткани.

Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду. Белый, синий и красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами Государственного флага России.

Флаг и герб являются отличительными знаками государства. Они, построенные в соответствии с принятыми правилами, имеют строго определенные цвета и пропорции; символизируют единство и независимость страны. Древние стяги служили сплочению войска. Таково же назначение полковых знамен и знамен общественных объединений, организаций. Например, знамя Международного комитета объединяет спортсменов всего мира. Флаг является и знаком власти. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.

Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения). Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Старается сделать ее сильной и богатой. Вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе вы многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.

III. Итоги игры.

Домашнее задание (по желанию):

Придумайте и нарисуйте свою волшебную страну, которой нет еще на карте; дайте ей название. Можно нарисовать реки, горы, города и дать им название.

Придумайте и нарисуйте флаг и герб своей семьи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.