Когда учить ребенка есть ложкой. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, в любом возрасте

Есть с помощью ложки – первое чему должен научиться малыш, чтобы стать еще взрослее. Введение прикорма в 6 месяцев выполняется с помощью ложки. Столь юный возраст не позволяет деткам освоить процесс самостоятельного кормления, поэтому пройдет еще несколько месяцев, прежде чем ребенок научиться пользоваться ложкой. Родителям требуется терпение и выдержка, чтобы не торопить этот процесс, а ненавязчиво обучать малыша столь полезному навыку. Мы предложим вам ряд полезных советов и рекомендаций, которые облегчат решение вопроса, как научить ребенка кушать без помощи мамы.

Хотя прикорм вводится малышу при помощи ложки, в этот период он еще не может кушать сам. Тем не менее, мама может потихоньку учить ребенка несложному навыку самостоятельной пищи

Оптимальный возраст

Освоить навык самостоятельного приема пищи ребенок сможет не сразу, для этого понадобится не один месяц. Несмотря на дальность перспективы, не стоит начинать обучение слишком рано. Часто мамочки дают карапузу ложку, как только начинается прикорм, где-то в возрасте 6 месяцев. Полугодовалый малыш еще плохо владеет координацией движений и не осилит выполнение этой задачи. Результат слишком раннего приучения к ложке – грязь на полу или на стенах. Когда же наступает пора учить малыша есть самостоятельно?

Обучение малыша любому навыку пойдет быстрее, если начать его в возрасте, когда он в состоянии воспринимать и понимать речь. Постарайтесь не упустить этот момент. Чем старше будет становиться ребенок, тем все сложнее вам будет его увлечь процессом обучения. Подходя к рубежу 2 лет многие детки становятся упрямыми и могут противиться освоению самостоятельной трапезы.

Кушать самостоятельно нужно приучать примерно в 1 год с небольшим разбросом в ту или другую сторону. Заметив, что малыш отказывается от ложки и в этот период, не настаивайте. Отложите обучение еще на пару месяцев.

Доктор Комаровский убеждает мам, что не стоит заставлять ребенка пользоваться ложкой, если у него нет для этого внутренней готовности или отсутствует интерес. Излишняя настойчивость может привести к новым трудностям.

Малыш в 8-10 месяцев вполне может самостоятельно брать рукой небольшие кусочки пищи - порезанные фрукты, печенье. При выборе «сухомятки» учитывайте, что она должна легко растворяться во рту, чтобы ребенок не подавился. Еще один способ приучить ребенка к приему пищи – дать ему в руку ложку с пюре. Первые успехи придут не сразу, учтите это. Для освоения процесса питья возьмите кружку-непроливайку – это оптимальный переходный вариант к взрослой чашке.


Возможность кушать за одним столом со взрослыми - не только интересное познавательное времяпровождение для ребенка, но еще и отличный тренажер правил поведения за столом, использования приборов

10 правил для быстрого обучения

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Научить ребенка есть самостоятельно можно и сделать это очень просто. Вы убедитесь, насколько это легко, стоит лишь запастись терпением, спокойствием и хорошим настроением. Наши специалисты подготовили для вас 10 простых правил, соблюдая которые, вы сделаете процесс обучения проще и приятнее, узнаете, как научить ребенка кушать ложкой.

Подготовьтесь

В первую очередь необходимо вызвать интерес у ребенка к процессу еды, а уж затем начинать обучение пользованию столовыми принадлежностями. При кормлении ребенка с помощью игр, угроз или мультиков маловероятно, что он захочет научиться есть самостоятельно. Отличный способ заинтересовать кроху – сесть за стол всей семьей. В идеале стоит сделать семейный обед или ужин традицией, особенно это важно для деток, находящихся на грудном вскармливании.

Увидев, что малыш проявляет желание держать ложку уже при первом прикорме, не препятствуйте этому. Если ребенок хочет что-то взять из взрослой тарелки, позвольте ему и это. Усвойте одно важное правило – никогда не заставляйте ребенка есть. Специалисты выяснили, что принуждение к приему пищи крайне негативно отражается на детской психике, а также нарушает систему пищеварения ребенка. Главный пример для ребенка – его родители и то, как они пользуются столовыми принадлежностями.

Не спешите

Малыш осваивает ложку, но кушает очень-очень медленно. Скорее всего, вы ужасно раздражаетесь этой медлительности. Он ест так неторопливо, чтобы быть максимально аккуратным и не расстроить вас своими ошибками. Если малыша постоянно поторапливать, он лишится удовольствия от еды, ведь обед или ужин для него - это не просто прием пищи, а еще и возможность проявить себя, поиграть и побыть вместе с любимой мамой. Когда ребенка не торопят, он скорее обучается правильно пользоваться ложкой и быстрее учится хорошо прожевывать пищу. Пусть ест в своем темпе, не торопите его. Самое лучшее – это подбадривать и поддерживать его.

Если вы планируете в скором времени отдать крошку в ясли и спешка научить его самостоятельному питанию вызвана именно этим, то мы рады вас успокоить - в яслях малыш быстро адаптируется и начнет есть наравне со сверстниками.

Не упустите момент

Не пропустите момент, когда кроха заинтересуется ложкой, ведь порой в спешке этого можно и не заметить. Видя потребность малыша попробовать свои силы в этом деле, незамедлительно выдайте ему собственную ложку, начиная таким образом тренировку. Правильно «подловленный» момент гарантирует, что уже к полутора годам ребенок сможет самостоятельно есть творожок, кашу и даже суп.

Помогайте

Иногда ребенку недостаточно только вашего примера в том, как научиться пользоваться ложкой. Если вы видите, что малыш боится ошибиться и никак не справится, помогите ему. Своей рукой возьмите его ручку вместе с ложкой и направьте к ротику. Увидев, что малыш понял принцип действия, дайте ему возможность попробовать это сделать самому.

Будьте рядом

Всегда будьте рядом во время еды, если ребенку будет нужна ваша помощь. Малыш может устать кушать сам и начать капризничать или он расстроится из-за пролитой каши, может подавиться - это все будет играть не в вашу пользу. Придите на выручку и покормите кроху сами. Хороший вариант кормления - в две ложки, когда одна ложка у мамы, а другая у ребенка, и он ест в меру своих сил.


Если малыш устал кушать сам или немного расплескал жидкую пищу, маме желательно прийти к нему на помощь и докормить кроху самостоятельно

Тренируйтесь

Можно тренироваться пользоваться ложкой не только дома. Отлично для этой цели подойдет игра в песочнице - по сути, эти процессы идентичны. Помогайте малышу освоить аккуратное наполнение формочек лопаткой. Еще хорошим подспорьем в обучении самостоятельному питанию станет игра в дочки-матери, где ребенок будет кормить своих куколок.

Приготовьте«кашу»

Выбирайте правильную консистенцию блюда - она не должна быть жидкой, иначе у ребенка будет меньше шансов донести еду в целости до ротика. «Удобными» блюдами будут каша, пюре из овощей, крем-суп или творожок. Чтобы кушать было приятно и обед не стыл в тарелке, кладите еду небольшими порциями и добавляйте по мере надобности. Порционные кусочки - не самый хороший вариант, потому что малыш их будет брать руками, а не ложкой.

Дайте выбор

Некоторые дети быстрее осваивают вилку, а не ложку. Для пробы дайте ребенку попробовать и то и другое. Покупайте специальные безопасные детские вилки с закругленными краями и тупыми зубчиками. Разумеется, в таком случае нужно изменить и подачу блюда. Нарежьте еду кусочками (морковку, капусту, картошку).


Иногда вилка оказывается для детишек даже более удобной, чем ложка. Нежелательно давать ребенку взрослый прибор, поскольку его зубчики достаточно острые

Проявите терпение

Обязательно вооружитесь терпением, оно - ваш главный помощник. Обустройте место для кормления, чтобы быть спокойными в тот период, когда малыш будет учиться кушать сам. Пол застелите клеенкой, чтобы не расстраиваться из-за возможных промахов крохи, а также будьте готовы сменить обои. Стирка в эти дни тоже будет увеличена. Если на улице и дома тепло, можно полностью раздеть карапуза, а после еды помочь принять душ.

Заинтересуйте

Чтобы вызвать интерес ребенка к еде, воспользуйтесь следующими вариантами:

  1. Оформите блюдо красиво. Выложите из продуктов цветочки, веселые мордашки, изобразите животных.
  2. Купите тарелочки с рисунками на дне и скажите крохе, что в конце трапезы его ждет сюрприз, тогда он очень будет рад, увидев «в конце» своей кашки веселого зайчика или медвежонка. Можно купить несколько вариантов таких тарелочек.

Чтобы найти для себя новые идеи для оформления детских блюд, посмотрите ряд видеоматериалов, которые мы подобрали для вас. Пусть ваши совместные трапезы будут веселыми и радостными!

Как правило, родители сами кормят детей, как только вводят им прикорм, не пытаясь доверить приборы малышам. Но вопрос о том, как научить ребенка самостоятельно есть ложкой, в итоге все равно возникнет.

Согласно средним показателям, грудничок должен кушать сам в возрасте около 1,5 лет. Однако практика показывает, что многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка и правильного поведения родителей.

Мама не должна загадывать определенный возраст, достигая которого, по ее мнению, малыш уже обязан пользоваться столовыми приборами без ошибок. Даже если дети осваиваются в приеме пищи только к 3 годам - это все равно считается нормой.

Когда начинать обучение

Проблемы с обучением малыша могут возникнуть из-за того, что родители неверно оценивают его возможности. Введение первого прикорма обычно приходится на возраст 5-6 месяцев, однако в этот период малыша лучше кормить самостоятельно. Во-первых, он еще с трудом понимает, что должен делать с ложкой и тарелкой овощного пюре или каши.

Как только мама видит, что грудничок заинтересовался столовыми приборами и пытается отобрать их себе, она начинает обучение. Это происходит примерно в 7-8 месяцев, но может случиться и позже в зависимости от особенностей характера и темпа развития малыша. Отдельную категорию составляют родители, которые до 1,5-2 лет не доверяют детям кушать самостоятельно. Подобное происходит по различным причинам:

  • они боятся, что дети себе навредят;
  • самостоятельный прием пищи может затянуться на неопределенное время;
  • родители считают, что еще слишком рано, потому что услышали информацию от родственников или знакомых;
  • они не хотят, чтобы пища была разбросана по столу.

В любом случае, чтобы научить ребенка кушать самостоятельно, нужно понимать, что в первый же день у него ничего не получится. Поэтому ждать до 2-3 лет, надеясь на то, что к тому возрасту, малыш просто возьмет ложку в руки и будет кушать, не рекомендуется. Чем дольше затягивают родители с обучением, тем позже грудничок освоит процесс принятия пищи и другие элементы мелкой моторики.

Особенности освоения нового навыка

Родителям нужно уделять должное внимание не только самому процессу принятия пищи, но и окружающей обстановке. Малыш быстрее научится есть самостоятельно, если будет брать пример с родителей, поэтому кушать он должен вместе со всей семьей. Таким образом, он будет видеть, как правильно держать ложку и пытаться повторять чужие движения. Для общего удобства у грудничка должен быть свой столик со стульчиком, а также специальные небьющиеся тарелка и чашка. Ложку нужно брать чайную, чтобы она помещалась во рту, а с вилкой и ножом желательно повременить. Учить детей кушать вилкой можно примерно в 1,5-2 года, а нож (специальный детский) дается только с 2-3 лет.

Попытки ребенка кушать руками не должны прерываться мамой, так как они являются первым этапом к тому, чтобы научить ребенка есть ложкой. Сначала он пытается класть пищу в рот руками и не промахиваться. Подобным образом младенец тренируется, кушая печенье, которое можно давать ему уже с 7-8 месяцев.

Основные принципы тренировок

В процессе изучения малышом новых навыков главную роль играет правильное поведение родителей и других членов семьи. Например, если мама решила, что пора учить грудничка кушать самостоятельно, то все другие родственники тоже должны принимать участие. Если хотя бы кто-то продолжит кормить ребенка сам, то тот будет лениться и не захочет брать ложку в руки.

В процессе усвоения навыка владения ложкой, родители должны придерживаться следующих основных правил:

  • Попытки самостоятельного приема пищи нужно делать ежедневно, чтобы ребенок не забывал уже приобретенные навыки и не начал лениться.
  • Нельзя насильно заставлять детей кушать, так как это отобьет охоту не только к обучению, но и к самому приему пищи.
  • Если грудничок не может повторить за мамой действие, то она должна взять в свою ладонь его руку с ложкой и показать, как нужно делать.
  • Лучше всего придерживаться определенного режима в кормлениях, таким образом систематизируя тренировки и налаживая работу желудочно-кишечного тракта.
  • Для первых попыток самостоятельного употребления пищи нужно использовать густые однородные блюда, например, каши или пюре. Супы и другие жидкости лучше оставить для тех времен, когда малыш будет более уверенно управляться с ложкой.
  • Если на прием пищи предполагается несколько блюд, то их нужно предлагать по очереди, иначе малыш выберет только одно.

Для того чтобы ребенок ел ложкой самостоятельно, за стол его следует садить голодным и предлагать только самые вкусные продукты и блюда. Тогда он будет заинтересован в приеме пищи и быстро научится кушать без посторонней помощи. Это связано с тем, что у маленьких детей внимание непроизвольное и напрямую связанное с интересом. Заставлять себя делать то, что не хотят, малыши не умеют.

Распространенные ошибки родителей

В процессе помощи детям, мамы и папы часто допускают разнообразные ошибки, не только замедляя усвоение навыка, но и отбивая охоту учиться. В первую очередь, это касается спешки. Родители всегда стараются ускорить процесс принятия пищи, что категорически запрещено. Если грудничок медленно, но с охотой пользуется ложкой, то лучше подождать, пока он поест сам, а не выхватывать столовый прибор и кормить его. Также не следует прерывать попытки малыша покормить родителей. Таким образом, он тоже учится правильно держать ложку, не ронять пищу из нее и доносить ложку до рта.

Если у грудника что-то не получается или он упорно отказывается есть сам, то нельзя ругать его за это. Главное, чтобы малыш полноценно питался, пусть даже с помощью мамы и папы. Обучиться владению столовыми приборами он всегда успеет. Приучить ребенка кушать ложкой не сложно. Гораздо тяжелее не отбить его охоту к употреблению полезной пищи, так как иногда процесс кормления у родителей превращается в насильственное кормление.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Хочется, чтобы ребенок постепенно научился обходиться без помощи взрослых в своих повседневных делах. Умение есть ложкой – это, наверное, первый самостоятельный навык, который ты можешь привить своему малышу.

Когда начинать уроки «управления» ложкой?

Простой ответ – как только ты заметишь, что твой малыш готов для этого. Есть два основных признака:

  1. Ребенок берет пищу из тарелки руками и тянет в рот. Ругать за столь «неприличное» поведение не стоит – есть риск отбить интерес к самому процессу «взял из тарелки – положил в рот».
  2. Он интересуется ложкой : указывает на нее, просит дать или же старается выхватить из рук родителя. Лучше дать. Так сформируется позитивное отношение к столовым приборам: они не запрещены, их разрешено брать и изучать.

Однако не все мамы согласны дожидаться осознанного интереса своего чада к тому, чтобы орудовать ложкой. Хочется побыстрее научить ребенка. Для них есть советы о том, как приучить к ложке поэтапно.

Как учить есть ложкой? Этапы обучения

Стоит учесть, что предлагаемая разбивка по возрастам весьма условна, потому что каждый малыш развивается в своем темпе.

6 месяцев Позволять изучать пищу, брать ее пальцами . Такое разрешение чревато тем, что еда будет размазана по лицу, волосам и столику. Давать ложку в руки , если ребенок ею интересуется. Возможно, с помощью этого прибора ему удастся разбросать еду по полу, стенам и потолку. Нужно быть готовым к издержкам: надевать фартук для кормления, расстилать клеенку под детским столиком, иметь на кухне легко моющиеся обои.

7 месяцев Демонстрировать, что еда находится именно в ложке , что этот прибор предназначен именно для того, чтобы вкуснятина попала из тарелки в рот. Приговаривать что-то вроде: «Ложечкой зачерпнем вкусной кашки и отправим ее в ротик – ам». Позволять малышу пользоваться ложкой самостоятельно, если он хочет. Устраивать семейные ужины, чтобы ребенок видел, как старшие пользуются приборами, и стремился подражать.

8-9 месяцев Продолжить применять метод копирования , но не только когда вся семья в сборе за столом, но и когда ты один на один с ребенком. Попробуй дать ему тарелку с едой, ложку. Сама сядь рядом за стол и начни есть. Покажи малышу свою пустую тарелку, а после покорми его. Метод немного экстремальный, потому что ребенок наверняка начнет . Не все сочтут необходимым это выдержать. Однако со временем дети начинают повторять за мамой.

Инструкция для родителей: 7 правил

1 Не накладывать полную тарелку . Так ты уменьшает риск, что по кухне будет разбросано слишком много еды. Да и самому ребенку психологически легче, когда он видит, что от него не ждут подвига.

2 Начинать с любимой еды. Вкусную пищу ребенок охотнее попробует ложкой, чем нелюбимую. Пусть это будут густые каши, творожок. Они лучше прилипают к ложке, их легче поддеть.

3 Докармливать . Процесс самостоятельного приема пищи требует сосредоточенности и напряжения сил. Вероятно, на первых порах ребенок будет быстро уставать: донес до рта 4-5 ложек с едой и обессилел. Многое разбросал и размазал вокруг. Придется докормить, чтобы он не остался голодным.

4 Усаживать за стол голодным . Если ребенок хочет есть, он приложит больше усилий, чтобы насытиться. Кроме того при наличии аппетита, процесс пойдет быстрее и веселее.

5 Соблюдать режим и ритуалы . Кормить в одно и то же время и сопровождать процесс привычными ритуалами: надеть фартук, расставить приборы, тарелку.

6 Выбирать удобные приборы. Тарелка на присоске, чтобы малыш не мог ее опрокинуть. Чашка для питья достаточно высокая. Ложка изогнутая, удобная для того, чтобы захватить еду.

7 Хвалить . Подмечать, что именно у ребенка получается хорошо, и говорить об этом. С психологической точки зрения вместо «Умница» лучше сказать что-то вроде «Я рада, что ты сегодня сам съел целых три ложечки каши. У тебя получается».

Психологические приемы

Игра . Помнишь, как в «Джентльменах удачи» герой Евгения Леонова накормил бунтующую детсадовскую группу? Он объявил, что завтрак отменяется, и все дети начинают подготовку к космическому полету, а первым делом подкрепляются едой для космонавтов. Попробуй придумать нечто похожее.

Мнение авторитетного взрослого . Если подросший малыш отказывается брать ложку в руки, попробуй апеллировать к образу значимого для него взрослого. Например, скажи о том, что не кормишь с ложечки папу или обрати внимание на то, как ест старший брат, которому младший стремится подражать.

Подражание сверстникам . Можно пригласить на обед друзей и, если среди них есть те, кто ловко орудует столовыми приборами, то сказать об этом своему ребенку: «Смотри, как здорово Валя ест тортик ложкой». Добрый пример заразителен. Старайся избегать – не говори ничего похожего на: «А ты до сих пор не научилась».

Последовательность . Полезно будет договориться со всеми членами семьи о том, что ребенка приучают к самостоятельности за столом. Чтобы избежать ситуации, когда папа настаивает на , а мама ратует за кормление с ложки, потому что так быстрее и удобнее.

Прежде чем задаваться вопросом, как научить ребёнка есть ложкой самостоятельно, есть смысл рассмотреть различия между тем, что такое ложка для вас и чем она является для вашего малыша.

Ложка + сноровка: трудно ли малышу освоить новый инструмент

Чтобы научить ребенка есть ложкой, нужно отучить его ее грызть

Для вас – это привычный столовый прибор, которым вы пользуетесь ежедневно. Для малыша – новое «орудие» для действия, к которому он ещё не успел приспособиться. То, что является для вас обыденным и простым действием, от крохи требует немалого напряжения.

Конечно, вы подпаивали своего грудничка водичкой с чайной ложечки, и когда только начинали прикорм, вам пришлось учить его есть с ложечки, но тут совсем другое дело, тут придётся учиться самому!

Ложка «устроена» таким образом: ею надо зачерпнуть еду, поднять вертикально без наклонов и переворачиваний, а только потом отправить в рот по горизонтальной линии.

Но малыш привык пользоваться «невооружённой» рукой – сразу в рот, по прямой. Значит, ребёнок должен перестроить привычное ему движение руки, а для этого понадобится определённое время. Должна выработаться та самая сноровка, без которой ложка мимо рта и попадает. Сноровка сразу и ниоткуда появиться не может, так же, как привычка есть самостоятельно.

Сначала маленький человек будет воспринимать ложку как продолжение собственной руки: он станет захватывать её как можно ближе к «чашечке» -углублению (порой и саму «чашечку») и, зачерпнув чуть пищи, попытается доставить её в рот по косой, словно ложки у него в руке нет вовсе.

Это происходит ещё и оттого, что внимание малыша сконцентрировано на самой еде, а не на «орудии», доставляющем эту пищу. Естественно, большая часть того, что манюня должен съесть, при таком подходе остаётся на столе, на полу, где угодно, но только не в намеченном конечном пункте – во рту.

Не расстраивайтесь, а уж тем более не ругайте ребёнка! Постепенно, через короткое время, кроха уловит связь между тем, ЧЕМ он действует, и тем, НА ЧТО это действие направлено: ложка – пища – рот. Успех не придёт мгновенно, он будет проявляться от случая к случаю, пока рука юных джентльмена или леди не приспособится к свойствам нового «орудия» — ложки — в достаточной степени и не научится правильно её держать.

Будьте готовы к тому, что действия эти ещё долгое время будут оставаться несовершенными и отрабатываться в дальнейшем «по ходу пьесы». И, конечно, помощь ваша в этом увлекательном освоении нового предмета будет неоценима, т. к. каждое новое умение — существенный шаг, влияние на интеллектуальный уровень развития вашего чада. И в освоении этого шага – перехода от младенческого прикорма к полноценной самостоятельной еде — у вас, помимо желания «научить», должны быть ещё и помощники.

В процессе обучения маме придется много стирать — ребенок будет пачкать едой все вокруг

Время

  • Время-возраст. Возраст малыша подскажет, когда можно начинать переход от прикорма к самостоятельному питанию. Если вашему малышу уже исполнился год, то время приучения его к ложке пришло – пора давать «ложечную» инициативу в молодые руки! Исключения по возрасту могут составить те случаи, когда манюню нужно срочно подготовить к яселькам. Тогда начало обучения придётся на возраст 8-9 м-цев, и то, если малышок уже уверенно сидит сам, без какой-либо поддержки. Родителям не стоит особо переживать: то, чему малыш не доучился дома, он легко освоит в группе сверстников. Конечно, в этом возрасте откусывать и пережёвывать еду малыши ещё не способны (они только учатся этому при помощи кусочка хлеба и печенья), но продолжать кормить его через соску попросту вредно: задержка на этом этапе приведёт к отказу от любой пищи, которая не течёт в рот, т. к. частицы твёрдой пищи будут вызывать рвотные спазмы. «Правильный» малыш, получая пюре-кашеобразную пищу с ложечки, инстинктивно сделает пару-тройку жевательных движений перед её проглатыванием.
  • Время-режим. Соблюдение общего режима дня, в частности, режима питания помогает выработать условный рефлекс у желудка: желудочный сок вырабатывается в определённое время, значит, в это время ребёнок чувствует голод и готов «пойти на уступки» в виде того, чтобы попытаться сделать несколько зачерпываний ложкой самостоятельно.
  • Время-ритуал. Повторяющийся изо дня в день в одно и то же время ритуал подготовки к обеду поможет крохе осознать важность предстоящего действия. Когда наступает час кормления, крохе обязательно надо сообщить: «Сейчас будем кушать!», вымыть руки, посадить за стол, повязать салфетку, поставить перед ним его посуду и вручить в одну руку ломтик хлеба, а в другую – его ложку.

Терпение

Придётся многое терпеть. Потерпеть лужи и кляксы от еды вокруг будущего эстета. Придётся потерпеть и капризы, если малыш отказывается есть новую пищу или выплёвывает с любовью приготовленный суп-пюре. Призовите своё терпение тогда, когда ваше чадо пытается есть из тарелки прямо руками. Просто вытрите ему руки и вновь вручите ложку.

Вам очень понадобится ваше терпение, когда по вашим «прикидкам» или по мнению бабушек, соседей и пр. любимое щекастое солнце не доедает, не допивает. Только в этом случае терпение надо распространить на себя: не впихивайте в малыша больше, чем он хочет съесть!

Его организм пока ещё сам диктует «правила игры» с едой – дети этого возраста не знают понятий анорексии и уморить себя голодом не способны!

Зато вы вполне способны своими действиями развить у ребёнка чёткое неприязненное отношение к процессу еды или же вырастить многокилограммового обжорку. Ни то, ни другое не пойдёт малышу на пользу, сдерживайте себя, не надо кормить его насильно!

Настойчивость

Мама учит ребенка правильно укладывать пищу на ложку

Это разумное действие идёт рука об руку с вашим терпением.

Проявите это разумное действие, даже если малыш требует «подать сюда Ляпкина-Тяпкина» в виде привычной бутылочки: сначала едим из ложки, а потом доедаем из бутылки! Дождитесь того момента, когда «домашний деспот» перестал истерить и морально готов приучаться к новому стилю питания, и предложите ему начать трапезу с ложкою в руках.

Настойчиво показывайте ребёнку поэтапный «путь следования» ложки: зачерпываем, поднимаем, несём ко рту.

И учимся держать ложку правильно! Не «душим» её у углубления, а перехватываем за черенок. Лучше всего усваивается этот приём, если кулачок малыша находится в вашей ладони и именно вы делаете те необходимые поступательные движения своей рукой, помогая пище из тарелки попасть в рот «галчонку».

Чтобы чадо-чудо не забывало о полученных вчера навыках, вы сегодня терпеливо и настойчиво будете «рекомендовать» малышу вновь справиться с непослушной ложкой, так же, как будете это делать завтра и послезавтра, столько, сколько ему нужно для усвоения навыка.

Исключениями в процессе обучения могут стать лишь дни, когда бедолажка заболел и отказывается есть самостоятельно (например, режутся зубки) или попросту очень устал. В этом случае мама имеет полное моральное право покормить малыша сама, но всё равно, — с ложечки!

Есть ещё правильный вариант, часто используемый родителями, это принцип «две в одной», когда в тарелке у ребёнка две ложки: одной он с удовольствием «орудует» сам, а вторая «на подхвате» у мамы или папы.

Если чудный ребёнок устал «орудовать», то родительская ложка «поможет» ему доесть остаток пищи до самого дна со спокойной настойчивостью.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 14 минут

А А

Каждый кроха взрослеет по-своему и в свое время. Вроде, еще вчера он не выпускал из ладошек бутылочку, а сегодня уже ловко орудует ложкой, и даже ни капли не проливает. Конечно, для каждой мамы этот этап важный и сложный.

И чтобы он прошел с «меньшими потерями», нужно помнить главные моменты уроков по самостоятельному приему пищи.

Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой?

Четко определить возраст, когда малыш готов взять ложку в собственные руки, сложно. Один требовательно хватает ложку уже в 6 месяцев, другой и в 2 года отказывается ее брать. Иногда обучение затягивается и до 3-4 лет — все индивидуально.

Конечно, тянуть с обучением не стоит — чем раньше кроха начнет кушать самостоятельно, тем легче будет маме, и тем проще будет самому ребенку в детском саду.

Убедитесь, что кроха «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение.

Ориентируйтесь на поведение малыша . Если чадо уже хватает кусочки еды и тянет их в рот, отбирает ложку у мамы и пытается засовывать ее в рот, интересуется едой в принципе и имеет хороший аппетит — не упустите момент! Да, мама накормит быстрее, и нет желания 3-4 раза в день убирать кухню, но лучше пройти этот этап сразу (его все равно придется пройти, но потом будет сложнее).

Как научить ребенка кушать самому – действуем по инструкции!

Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте — не упускайте момент!

Если кроха требует ложку — дайте ему ложку. И далее — действуйте по инструкции.

  • Наберитесь терпения — процесс будет сложным. Москва не сразу строилась, и наполненная ложка никогда малышу с 1-го раза в рот не попадает — на обучение уйдет от месяца до полугода.
  • Тренируйтесь не только на кухне. В песочнице тоже можно учиться: осваивая игру с лопаткой, кроха быстро учится орудовать и ложкой. Кормите пластмассовых зайцев песком, эта игра вам поможет в координации движений на кухне.
  • Не бросайте чадо с полной тарелкой в одиночестве. Во-первых, это опасно (ребенок может подавиться), во-вторых, от бессилия или усталости малыш обязательно закапризничает, а в-третьих, его все равно нужно докормить, даже если 3-4 ложки он донесет до рта сам.
  • Для начала обучения выбирайте такую пищу , которая по консистенции будет удобна для зачерпывания и «транспортировки» в рот. Конечно, суп не подойдет — малыш просто останется голодным. А вот творожок, пюре или каша — самое то. И не накладывайте сразу всю порцию — по чуть-чуть, постепенно подкладывая в тарелку по мере ее опустошения. Еду кусочками тоже не кладите, ведь ее можно и руками взять.
  • Вместе с ложкой приучайте и к вилке. Естественно, к безопасной вилке. Как правило, детишкам проще справиться именно с вилками. Но в этом случае не забудьте поменять и содержимое тарелки (кашу на вилку не нацепишь).
  • Если вы начали процесс и решили довести его до конца — то есть, научить чадо есть самостоятельно — то объясните другим членам семьи , что они и тоже должны придерживаться ваших принципов обучения. Неправильно, когда мама учит кроху есть самостоятельно, а бабушка принципиально (хоть и с любовью) кормит его с ложечки.
  • Кормите чадо строго по расписанию и ежедневно закрепляйте навыки.
  • Если ребенок капризничает и отказывается есть сам , не мучайте его — кормите с ложки, отложите обучение на вечер (утро).
  • Обедайте всей семьей. Не следует кормить ребенка отдельно. Правило «коллектива» срабатывает всегда. Именно поэтому в детском саду дети быстро приучаются кушать, одеваться и ходить на горшок самостоятельно — срабатывает данное правило. Если вы будете кушать всей семьей за одним столом, чадо быстрее начнет подражать вам.
  • Придумывайте веселые игры , чтобы у малыша была мотивация кушать самостоятельно.
  • Начинайте самостоятельное кормление только с любимой еды крохи, и только когда он голоден . Помните, что он устает работать ложкой, и докармливайте малыша сами, когда он начинает нервничать.
  • Обязательно хвалите ребенка за его старания. Пусть даже самые малые. Малышу будет приятно порадовать вас еще и еще.
  • Создавайте ребенку обстановку, которая располагает к еде. Выбирайте красивую посуду, стелите красивую скатерть, украшайте блюдо.

Инструкция по самостоятельному приему пищи — с чего начать?

  1. Застилаем стол красивой клеенкой и повязываем малышу слюнявчик.
  2. Берем немножко каши из его тарелки и демонстративно «со смаком» съедаем. Не забудьте изобразить восторг, чтобы ребенок заинтересовался.
  3. Далее вручаем ложку крохе. Если удержать ложку не получается — помогаем. Нужно зажать ложку в его ладошке своей рукой, зачерпнуть кашку из тарелки и донести до рта.
  4. Помогайте, пока чадо не сможет держать прибор самостоятельно.
  5. Не страшно, если ребенок поначалу будет просто месить кашу в тарелке ложкой и размазывать ее по лицу, столу и пр. Дайте чаду свободу — пусть привыкнет. Можно поставить тарелку с присоской, если ребенок постоянно ее переворачивает.
  6. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна — вам.
  7. Вкладывайте ложку в руку малыша правильно. Неправильно держать ее в кулаке — учите кроху держать ложку пальцами, чтобы было удобно нести ко рту.

Тем же принципом пользуемся, приучая чадо к чашке-непроливайке, вилке и пр . Начинаем с маленькой порции, только при заинтересованности малыша и без истерик по поводу испачканных диванов, одежды и ковров.

Как заинтересовать малыша — нужные покупки для стимулирования самостоятельности

  • Тарелка. Ее выбираем из безопасного, пищевого термостойкого пластика. Желательно, тех компаний, которым можно доверять. Цветовая палитра должна быть яркой, что кроха с удовольствием откапывал под кашей любимых мульт-героев. Рекомендуем выбирать тарелку с наклонным дном — для удобного зачерпывания пищи, достаточной глубины и с присоской для стола.
  • Чашка-непроливайка. Ее также выбираем исключительно из безопасных материалов. Лучше брать чашку с 2-мя ручками, чтобы крохе было удобно ее держать. Носик должен быть силиконовым или из мягкого пластика (без заусенцев!), чтобы не поранить десны. Хорошо, если у чашки будет резиновая подставка для устойчивости.
  • Ложка. Она должна быть из безопасного пластика, анатомической формы, с округлой и нескользящей ручкой.
  • Вилка. Также из безопасного пластика, изогнутой формы, с закругленными зубьями.
  • Не забываем про . Не отдельно стоящий и с собственным столом, а такой, чтобы кроха сидел за общим столом со всей семьей.
  • Также следует купить непромокаемые нагрудники — желательно, яркие, с мультперсонажами, чтобы ребенок не сопротивлялся при надевании (увы, многие детишки, воспринимающие кормление, как экзекуцию, нагрудники срывают сразу после надевания). Лучше, если слюнявчики будут из мягкого и гибкого пластика с немного загнутым вверх нижним краем.

Что необходимо для кормления ребенка до года —

Ребенок отказывается есть самостоятельно – что делать?

Если ваше чадо упрямо отказывается брать ложку, не паникуйте и не настаивайте — всему свое время. Ваше упорство приведет лишь к формированию у чада негативного отношения к процессу приема пищи.

  • Оставьте малыша в покое и продолжите попытки через несколько дней .
  • Если есть возможность, зовите на помощь братьев/сестер или друзей малыша (соседских детишек).
  • Организованный детский праздник может помочь вам в отработке навыков.

Конечно, расслабляться не нужно: данный навык крайне важен, и откладывать обучение надолго не стоит.

Приучаем ребенка от года кушать аккуратно – основные правила аккуратности и безопасности за столом

Понятно, что ждать от ребенка изысканности и аристократизма во время обучения не стоит.

Но если вы хотите научить его кушать аккуратно, то правила безопасности и культуры питания должны действовать с самого начала и постоянно.

  • Личный пример — самое важное. Учите дитя на своем примере — как держать ложку, как кушать, как пользоваться салфеткой и пр.
  • Мойте руки перед едой. Это должно войти в привычку.
  • Не кушайте в комнате — только в кухне (столовой) за общим столом и строго в определенное время. Режим питания крайне важен для здоровья малыша, его аппетита и спокойствия его нервной системы.
  • Никаких ТВ-передач во время обеда. Мультики подождут! Активные игры — тоже. Во время обеда недопустимо отвлекаться, баловаться, хохотать, безобразничать.
  • Полезные ритуалы. Приучайте малыша к ним с самого начала: сначала помытые душистым мылом ручки, потом мама сажает кроху на стульчик, надевает слюнявчик, расставляет на столе посуду, раскладывает салфетки, ставит тарелку с кашей. И, конечно, все эти действия мама сопровождает комментариями, песнями и ласковыми пояснениями.
  • Обязательно украшаем стол. С пеленок приучаем чадо к тому, что кушать нужно не только вкусно, но и красиво. Сервировка и украшение блюд — один из секретов повышения аппетита и настроения. Красивая скатерть, салфеточки в салфетнице, хлеб в корзинке, красиво поданное блюдо.
  • Хорошее настроение. Негоже садиться за стол злыми, рассерженными, капризными. Обед должен проходить в кругу семьи, как добрая традиция.
  • Не поднимаем еду, которая упала. Что упало — то собаке. Или коту. Но никак не обратно в тарелку.
  • По мере взросления и привыкания к самостоятельности расширяйте набор тех приборов и посуды , что вы используете. Если в 10-12 месяцев достаточно тарелки и чашки-непроливайки, то к 2-м годам у малыша должна быть уже и вилка, тарелка под десерт, суп и под второе, обычная чашка (не поилка), чайная и суповая ложка, и пр.
  • Аккуратность. Учите кроху сидеть за чистым столом, аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не баловаться с едой, не качаться на стуле, сидеть ровно и убирать локти со стола, не лазать ложкой в чужую тарелку.

Как не стоит учить ребенка есть – основные табу для родителей

Приступая к урокам по самостоятельности, родители подчас совершают немало ошибок.

Избегайте их, и процесс пойдет более гладко, легко и быстро!

  • Не спешите. Не торопите чадо — «ешь быстрее», «мне еще посуду мыть» и прочими фразами. Во-первых, есть быстро — вредно, а во-вторых, процесс приема пищи — это еще общение с мамой.
  • Не сбивайтесь с курса. Если начали приучать к ложке/чашке — так и продолжайте. Не позволяйте себе сбиться с курса из-за нехватки времени, лени и пр. Это касается всех членов семьи.
  • Не заставляйте чадо брать ложку , если он не хочет ее брать, не хочет есть, болен.
  • Не ругайтесь, если кроха чересчур перепачкался , измазал кашей все вокруг, включая собаку, а новая футболочка заляпана так, что стирке не поддается. Это временно, это придется пережить. Стелите клеенку, уберите ковер с пола, надевайте на кроху одежду, которую не жалко испачкать соками и супом. Но ни в коем случае не показывайте малышу своего раздражения — он может испугаться, и процесс обучения застопорится.
  • Не включайте телевизор во время обеда. Мультики и передачи отвлекают от того процесса, на котором ребенок должен полностью сосредоточиться.
  • Не накладывайте малышу порцию, которая его испугает своим объемом. Кладите по чуть-чуть. Лучше положить добавку, когда ребенок попросит.
  • Не потакайте . Конечно, начинать лучше с пищи, которую кроха любит, но впоследствии не поддавайтесь на «шантаж». Если малыш, который уже научился работать ложкой, отказывается от каши и требует «десерт» в обмен на то, что он будет есть сам, просто убирайте тарелку — он не голоден.
  • Не заставляйте кроху съедать все полностью. Несмотря на установленные возрастные «нормы», каждый ребенок сам знает, когда он наелся. Переедание ни к чему хорошему не ведет.
  • Не меняйте правил питания. Как вы питаетесь дома, так и питайтесь и в гостях, поездке, у бабушки и пр. Если в гостях разрешают кушать, когда придется, и что придется, то почему дома должно быть по-другому? Если дома «локти на столе» и вытертый о скатерть рот — норма, то почему в гостях нельзя также? Будьте постоянны в своих требованиях.

Ну, и главное — не паникуйте, если процесс затягивается. Рано или поздно малыш все равно освоит этот сложный столовый прибор.

По-другому и быть не может.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье!

Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим опытом приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.