Когда появились головные уборы? История головных уборов. Дело в шляпе: история женских головных уборов

Белканова Кристина

ТЕМА: «История головных уборов»

ПЕРМСКИЙ КРАЙ

ГОРОД ЛЫСЬВА

МБОУ СОШ № 11

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:

БЕЛКАНОВА КРИСТИНА

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ПШЕВОРСКАЯ Г.В.

Скачать:

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

ТЕМА: «История головных уборов»

РОССИЯ

ПЕРМСКИЙ КРАЙ

ГОРОД ЛЫСЬВА

МБОУ СОШ № 11

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:

БЕЛКАНОВА КРИСТИНА

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ПШЕВОРСКАЯ Г.В.

План.

1. Вводная часть.

2.Головные уборы древности.

3. Мода головных уборов средневековья.

4.Головной убор- предмет искусства.

5.Заключительная часть.

Цель: развивать познавательные интересы, творческие способности в

Области исторических наук; стимулировать способность применять

Приобретенные знания об исторически сложившемся межкультурном

взаимодействии.

P.S. К реферату составлен фильм- презентация. В фильме представлены головные уборы в соответствии с текстом реферата.

ТЕМА: « ИСТОРИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ».

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Коренной мотив забот об убранстве головы - утилитарный. В процессе деятельности человека волосы в беспорядке попадают на лицо, шею, плечи, причиняют человеку неудобства и неприятные ощущения, мешают видеть, слышать, есть и косвенно - правильности труда, а иногда и представляют и опасность при бегстве, при прохождении через густые заросли.

Голова покрывается чтобы защитить голову от различных климатических и атмосферных влияний - от зноя, холода, дождя, ветра.Отсюда, смотря по цели и месту, разнообразие форм и материала головного покрова.

Для удержания волос в порядке жители стран с теплым климатом в основном носят головные уборы из легких тканей, а жители холодных стран пользуются головными уборами из меха. Уже первобытным людям был известен целый ряд разновидностей головных уборов- меховые или кожаные, шапки и капюшоны, диадемы, налобные повязки. В античной моде головные уборы имели преимущественно практическое значение.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ДРЕВНОСТИ.

Когда-то головной убор служил символом власти, могущества. На голове носили символы государственной власти, показывая свое могущество перед людьми своего народа. Так, например, в Древнем Египте только фараон мог носить большой плат из полосатой ткани, на который надевалась корона. Все остальные, кроме рабов, довольствовались париками из растительного волокна. Головные уборы не служили символом красоты, а скорее показывали социальное неравенство.

В Древней Греции и мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, лишь во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями.

На разнообразие форм головных уборов влияли не только климатические условия, но религиозные верования, которые оставили отпечаток в истории

Практически каждого народа и что самое интересное оставили отпечаток и на современной моде. Культ тотемов вызывал религиозный обычай одеваться с головой в шкуры почитаемых животных, украшать себя перьями священных птиц, цветами и листьями священных деревьев- обычай, практиковавшийся не только во время религиозных церемоний, но во время

военных действий, играющих важную роль в повседневной жизни первобытных обществ.

Отсюда известные головные уборы индейских воинов из перьев, рогов и изображений у шаманов, шляпы и диадемы из чешуи аллигаторов в Средней Америке, такие же уборы из чешуи маниса у малайцев, фантастические уборы у рукейнов из Центральной Америки- головной убор из перьев, украшенных надкрыльями жуков.

МОДА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Из сферы религиозной и военной причудливые уборы перешли и в обыденную жизнь, постепенно утрачивая свое прежнее назначение и становясь предметом украшения. В средневековье и мужчины и женщины носили накидки, плащи с капюшонами. Капюшоны имели самые разнообразные формы. Иной раз конец капюшона бывал такой длинный, что свисал ниже пояса.

Гугель- средневековый капюшон, переходящий в воротник, который покрывает плечи: был элементом мужской моды во второй половине 14 века и типичен для готического модного силуэта. Вытесняет из моды шляпу и становится предшественником монашеского куколя. С точки современной психологии частое ношение капюшона без необходимости может рассматриваться, как защитная реакция на окружающий мир, возможно, что психологическое подсознание руководило и жителями средних веков ведь в жизни их подстерегало немало опасностей. Мода на капюшоны была вытеснена более открытыми головными уборами, но это не означает, что капюшоны были забыты окончательно. В период конца 20 –начала 21 века капюшоны пользуются большим успехом среди молодежи и как порой кажется, что подростки прячутся от окружающего мира.

В средние века головные уборы становятся украшением и предметом роскоши. Люди декорируют их плюмажем, мехом, лентами, драгоценностями. Даже головы еретиков, приговоренных к сожжению, венчали колпаком с острым верхом из картона, на котором рисовали языки пламени и чертей.

ГОЛОВНОЙ УБОР-ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА.

Головной убор наконец стал предметом особого искусства. Тщеславие, рутина, праздность высших классов, этикет сделали из убора объект самого тщательного культивирования, серьёзной жизненной заботы.

Вуаль - это редкотканная прозрачная шелковая или шерстяная ткань, которую носили женщины, чтобы закрыть лицо- получила своё распространение еще в средние века. В странах Ближнего Востока женщины закрывали лицо довольно густой вуалью - паранджой не только на улице, но и дома, так как в странах Ближнего Востока царит патриархат и женщина является существом бесправным, считается, что она не имеет права показывать свое лицо никому кроме своего супруга.

Как украшение на шляпу появляется вуаль в Европе в эпоху позднего средневековья. При бургундском дворе в 14- 15 веках господствовал целый культ вуалей: женщины носили их прикрепленными на генин. В 16 веке вуали исчезают, а сначала 19 века вновь обретают свою актуальность. Несмотря на убеждения, что эти вуали нового времени, которые закрывали лицо наполовину портили цвет лица, вызывали покраснения кончика носа, ослабляли зрение, ничто не могло их устранить пока не прошла мода на них, а это произошло накануне Первой Мировой войны.

Важным фактом в истории уборов в позднейшие периоды явилось влияние центральной власти и примеры, подаваемые отдельными правителями. Дважды в новейшее время явилась реакция в пользу простоты уборов. Это движение оставило в наследство обычай коротко стричь волосы у мужчин и гладкой прически у женщин.

В 14 и 15 веках в Европе господствовала французская мода. Шапки были длинными и острыми, как конусы- генин. Предполагают, что генин придумала и ввела в моду 1395 году Изабелла Баварская.

Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута, придворные имели генин до 2 футов. Каркас изготавливался из твердой бумаги или накрахмаленного полотна, и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставлялся только треугольник- посреди лба.

В 15 веке вид и форма головного убора указывали на род занятий человека: нотариус ходил в бобровой шапке с полоской четырехугольной тульей, художники и врачи предпочитали берет. В 15-16 веках мода на береты распространилась среди женщин и мужчин. Берет - мягкий плоский головной убор круглой или квадратной формы- часто сделан из бархата, украшали вышивкой и перьями. Удивительно, но берет не теряет актуальности и в наши дни.

Так же в 16 веке получила распространение большая шляпа из фетра. В помещении и на улице мужчины не расстаются со шляпой. Даже за столом её не снимают.

Дамы носили такие же шляпы, как кавалеры. Однако, чем выше становилась дамская прическа, тем более высокой и сложной шляпы она требовала. Для защиты волос от ветра и песка появился головной убор- кибитка.

В начале 18 века поля шляп стали пригибать в нескольких местах. Появляется треуголка- шляпа с полями, сдавленными в три угла. В эпоху рококо её носят и женщины, в 17- 18 веках треуголка становится частью униформы. В конце 18 века её вытесняет двуугольная шляпа.

В Англии все носят цилиндр- высокую шляпу с небольшими полями. Цилиндр стал повседневным головным убором- сначала он был цветным, но со временем он стал строго однотонным.

В 1835 году Гибус изобрел складной цилиндр на проволочном каркасе- легко складывался до формы блина и прятался под мышку.

Постепенно цилиндр и касторовая шляпа сближались, и после 1850 года появилось нечто похожее на котелок. Котелок имеет узкие ровные поля и жесткую куполообразную чудью, он всегда черного цвета. Так же был популярен и капот – небольшая, высоко налетая дамская шляпа, носили преимущественно пожилые дамы.

Заключительная часть.

Если проследить тенденцию моды на головные уборы в нашей современности то можно сделать следующие выводы, что все головные уборы описанные выше имеют место быть и в нашей жизни.Только функции их предназначения немного иные, так как в наше время головные уборы имеют тенденцию выполнять роль как средством украшения, так и средством защиты. Это относится как к мужской, так и к женской моде.И здесь же напрашивается народная мудрость «Всё новое- хорошо забытое старое».

Последней, завершающей точкой, придающей очарование костюму, являются головные уборы. Они всегда завершают ансамбль одежды. Сто лет назад женщина без шляпы была немыслима.

Венки, сплетенные из цветов и листьев различных растений, были основными украшениями головы у греков. Их носили все сословия. Их надевали на волосы, поверх шерстяной повязки.

Головные уборы в виде широкополой шляпы с низкой широкой тульей («петас») и яйцевидные шапки моряков и рабочих («пилей») носили лишь в непогоду. Их делали из войлока, соломки, кожи. Головными уборами воинов служили петас и бронзовые шлемы, декорированные высоким гребнем из конской гривы, перьев. Женщины Древнего Египта, кроме царицы, головные уборы не носили. Их заменяли парики, украшенные большими диадемами, лентами, венками из цветов, золотыми цепочками, подвесками из самоцветов, стеклянных и керамических глазурованных шариков.

Головной убор царицы представлял собой ястреба, распластавшего крылья (символ богини Исиды), и изготовлялся из золота. Во время официальных церемоний она привязывала плетеную бородку Озириса. Нефертити в период царствования фараона-отступника носила цилиндрический головной убор.

Широко распространенным головным убором всех слоев общества в древней Месопотамии были колпаки-конусы и налобные ленты. Высшие сословия изготовляли их из дорогих материалов и ярко раскрашивали. Царский головной убор состоял из высокого конусообразного колпака, на который надевалась диадема с двумя спускающимися на спину длинными пурпурными вышитыми лентами. Царь-жрец носил цилиндрический, гладкий или украшенный головной убор с накладными сдвоенными рогами по бокам.

Придворные мужчины носили широкий шарф с косичками или вышитую, шириной в ладонь, полоску, украшенную по нижнему краю рядом толстых нитей. Шарф свисал на плечо и лежал наискосок, а другой конец на-брасывался на голову. Придворные надевали и тюрбаны. Солдаты и офицеры носили конусовидные и шаровидные бронзовые шлемы, войлочные шапки.


Более пяти веков (ХI-ХVI вв.) головными уборами мужчин были суконные или войлочные колпаки различной формы, с невысокой полукруглой, конусовидной или, наоборот, с высокой яйцеподобной тульей, украшенные мехом, металлическими накладками, орнаментальными вставками.

В допетровский период мужскими головными уборами были тафья (домашняя круглая шапочка), мурмолка (колпак с меховой оторочкой или отворотами), горлатые шапки (цилиндрический меховой головной убор, расширяющийся кверху). Женщины носили кокошники, чепцы-повойники, высокую кику с подзатыльником. На повойник и кику надевали убрус и крепили его под подбородком. В зимнее время одевали отороченные мехом колпаки, каптуры.

Высота головных уборов в период господства стиля рококо (начало XVII в.) доходила до полутора метров. Они состояли из каркаса, покрытого полосками муслина, лентами, цветами в сочетании с локонами собственных и поддельных волос.

В эпоху ампира носят чепцы и шляпы самых разных форм. Постепенно шляпа вытесняет чепец. Шляпы напоминают мужской головной убор в виде цилиндра, берета, а также становятся популярными вечерние тюрбаны, шлемовидные шляпы.


Модными головными уборами в эпоху бидермейера и романтизма становится мягкая фетровая шляпа (1820 – 1840 г.г.). Однако цилиндр, как классический головной убор, остается в моде.

Появляется также складной цилиндр, который носят скорее как символ – под мышкой. В женской моде соперничали традиционный чепец и шляпа. Победила шляпа, ибо она, даже близкая к чепцу, должна была сохранять сложную прическу. Шляпа сплошь покрыта цветами, лентами, воланами. К вечернему туалету полагался традиционный тюрбан без всяких украшений.

Девичьи головные уборы в России XIX в. имели форму обруча, украшенного бисером, бусами, золотым шитьем.

Во многих местностях носили платок из фабричной ткани, свернутый по диагонали жгутом и завязанный концами на затылке. Его дополняли лентами и цветами.


Во все времена, вплоть до наших дней, головные уборы были связаны с сословными различиями. К примеру, двойная шапка египетского фараона была символом власти. Белая войлочная шапка с черными полями – привилегия ханов в Средней Азии. Цвет и конструкция ее ассоциировались с белыми заснеженными горами и черной землей долин, подвластным ханам. Шляпы французских дворян венчались перьями: у князей и герцогов их было семь, у графов – пять, у баронов – три, у остальных – одно. У церковных служителей также существовали различия в головных уборах: у аббата – черная шляпа с тремя кистями, у епископа – с шестью, а на зеленой шапке архиепископа было десять кистей.

Таким образом, происхождение головных уборов восходит к очень давним временам, когда люди «убирали» свои головы. Обратимся к изображениям богов и увидим, что Юпитер был увенчан дубовым венком, Плутон – кипарисовым, богиня ремесел, искусств и государственной мудрости Минерва – оливковым, бог Бахус – венком из винограда и хмеля. И у простых смертных венки тоже были разные. Осужденные «награждались» венками из колючего терновника, обманщики и доносчики – из растения «медвежья лапа», а за особые заслуги на голову надевали лавровый венок.

Нынешняя мода дает простор творческому подходу к выбору головных уборов. Шапочки и шляпы, береты и жокейки, платки и шарфы можно подобрать если не в магазине, то в ателье на любой вкус. Выбор материалов для них широк и разнообразен: фетр и войлокообразные материалы, ткани – репс, велюр, пике, бархат; трикотаж; натуральные и искусственные меха и кожи; химические мононити, древесная стружка, ленты, искусственные цветы, перо, шнур, пленочные материалы. Их сшивают из выкроенных деталей тканей, трикотажа, отформовывают из войлочных материалов или тканей путем влажно-тепловой обработки на прессформе, вяжут из пряжи и нитей, плетут из соломки, шнура, склеивают из полимерных материалов. Об истории отдельных видов головных уборов см. соответствующие статьи.

Слово «шляпа» с немецкого переводится как «головной убор, сохраняющий устойчивую форму». Действительно, с течением времени шляпа кардинально не меняла свои основные составляющие: донышко, тулью и поля. Этот предмета гардероба имеет богатую историю: шляпку то боготворили и были готовы тратить на нее огромные деньги, то отказывались полностью в сложные времена истории человечества, ограничиваясь косынкой. Однако, всегда шляпка была символом женственности, придавала ее обладательнице шарм и загадочность.

В наши дня с каждым годом увеличивается шляпный интерес, дизайнеры лучших домов моды делают в своих коллекциях акцент на оригинальных шляпках, для изготовления которых используются разнообразные материалы: соломка, кожа, мех, ткань, фетр.

Шляпы во время и после Второй мировой войны

Во время следующей мировой войны снова становится не до шляп. Тем не менее головной убор сохранялся, самым популярным был платок. Тот небольшой объем шляпок, который продолжал продаваться в Англии разрешено было реализовывать только лысым дамам – по причине нехватки материалов для производства.

После окончания войны женщины, уставшие от мужских костюмов и грубых нарядов, вновь стремятся к моде, изяществу, женственности. Снова в моду возвращаются миниатюрные шляпки, которые сопровождаются перчатками и сумочками.

В 60-е годы на популярность шляпок влияет высший свет и Голливуд: в ходу знаменитые шляпки-таблетки, которые часто носила Жаклин Кеннеди и изысканные шляпки Одри Хепберн.

В 80-е модно стало делать прически с помощью начеса, и от шляпок и вовсе практически отказались. Зато происходит расцвет спортивной моды, и на замену им приходят бейсболки. Благодаря во многом принцессе Диане и королеве Англии, которые обожали различного вида шляпки, интерес к этому предмету гардероба сохранялся, но не был значительным.

Самые популярные шляпы современности

Однако, в 21 веке интерес к шляпному делу снова вернулся как в женской моде, так и в мужской. Коллекции именитых домов моды таких, как Диор, Ланвин, Гермес, Армани пополнили белые, черные и цветные модели.

Самыми популярными моделями шляп сегодня являются несколько, о которых стоит сказать отдельно:

  • Федора – считается царицей всех головных уборов, пользуется популярностью не только мужчин, но и женщин. Она была изобретена в 1880-х годах, изготавливается из фетра, обвивается атласной лентой один раз. Поля шляпы можно регулировать по высоте. На тулье находятся три вмятины. Федора была любимой шляпой Майкла Джексона

  • Панама - похоже на федору, но изготавливается не из фетра, а из переработанной бумаги. К любителям таких шляп относится Мадонна и Шон Коннери

  • Шляпа Трилби – в 60-х годах ее носили мужчины, затем ее надели музыканты джазовых концертов. Традиционно в такой шляпе появляются на английских скачках. Такие шляпы носят: Кейт Мосс и Френк Синатра

  • Широкая шляпа – создается из любых материалов, используется как для светских мероприятий, так и для пляжного отдыха. Пример: Мерлин Монро и Ванесса Хадженс

  • Клош – расцвет популярности этой модели в 1920-х, имеет форму колокольчика. Пример: Анджелина Джоли в фильме «Подмена»

  • Котелок – раньше его носили только мужчины, сейчас пользуются большой любовью у женщин. Пример: Чарли Чапли, Мадонна

Самые дорогие шляпы в мире

Шляпка любви: Луи Мариетт, дизайнер из Франции, специализирующийся на создании эксклюзивных шляп для звездных персон, изготовил шляпку стоимостью в 2,7 миллиона долларов из платины и бриллиантов. Как признался Луи, вдхновением для него послужили образы плюща и колокольчика. К сожалению коллекционеров, к продаже такая шляпка не предназначена.

"Шляпка любви" оценена в 2,7 миллиона долларов

Шляпа под названием «Глубокое голубое море» является настоящим произведением искусства. Его дизайнер Энн Мари Вилетт использовала для этого изделия 26 опалов, их общий вес составляет 1 447 каратов, а стоимость достигает 200 тысяч долларов.

Шляпа "Глубокое голубое море"

Шляпка для скачек: Royal Ascot – самые известные английские скачки. Более того, также это место считается скоплением лучших в Мире шляпок, куда дамы со всего мира съезжаются, чтобы покрасоваться. Продолжительность скачек – 5 дней, и в каждый день на скачки нужно приходить в новой шляпке.

  • В Мехико полицейские охраняют центр города в традиционных сомбреро и национальных костюмах
  • В Швеции в 18 веке было две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые выступали за политику Франции, второе – России
  • Устойчивое выражение «безумный, как шляпник» сформировалось на реальных исторических фактах: дело в том, что при обработке меха шляпник использовал вредные химические элементы, которые негативно сказывались на работе мозга. Это приводило к слабоумию и галлюцинациям
  • Считалось, что если королевскую шляпку примерит человек некоролевской крови, то он умрет от мучительной смерти
  • В 19 веке дамы носили шляпки с прикрепленными искусственными локонами, но на самом деле под шляпой волосы не укладывались вообще никак
  • Выражение «эх ты, шляпа» возникло от военных, которые по головному убору называли гражданских

Фильм о производстве шляп

Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму». Она состоит из донышка, тульи и поля. Для изготовления шляп используют соломку, фетр, сукно, кожу, мех, ткани и др. Благодаря варьированию размеров тульи, поля и донышка, существует множество фасонов шляп. В настоящее время любая мужская шляпа может быть женской.

Древний мир

Шляпа, как и многие другие предметы одежды, появилась на свет с чисто практической целью. Так, на юге от палящих лучей солнца могла спасти только шляпа с огромными полями. Первой такой шляпой стал греческий петатос , который согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. Он представлял собой головной убор с тульей и обязательно с полями. В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было ветра и дождя, петатос отбрасывали на спину, так как он был подвешен на ремне или ленте. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света.

Древние греки и римляне не носили головные уборы в повседневной жизни (о чем свидетельствуют многочисленные изображения), но все же те существовали в их культуре. В основном в Древней Греции шляпы использовались не как украшение, а во время работы. Люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей. Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами . Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Также не редко женщины покрывали голову просто куском ткани.

Средневековые шляпы

Свое новое назначение – декоративное – шляпа получила в период Средневековья. В это время выбор фасонов, цветов и украшений шляпок был по-настоящему велик. Головные уборы носили как мужчины, так и женщины. Выбор фасонов головных уборов стал по-настоящему велик, их стали декорировать: плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами и драгоценностями.

Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон . Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона.

Головные уборы также определяли вид деятельности обладателя. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку.

Замужние женщины были просто обязаны покрывать голову. Они прятали волосы под специальными повязками или шляпками. Незамужние девушки могли ходить и с распущенными непокрытыми волосами, вплетая в них цветы.

Во времена Наполеона в моду вошли мужские треуголки, которые вскоре стали элементом военной формы. Нередко шляпы украшались перьями, мехом и драгоценными камнями, расшивались золотыми нитками, свидетельствуя о состоятельности хозяина или хозяйки.

Классическим головным убором того времени был и генин – высокий конусообразный убор. Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская. Лишь через сто лет он исчез из светской одежды, но не перестал существовать совсем – его стали носить масоны. Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута (около 1 м), придворные имели генин до 2 футов (около 60 см). Каркас изготавливали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставался только маленький треугольник посреди лба. Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери. Позднее генин приобрел форму полумесяца или двухугольную.

В 18 веке (называемом Галантным) место шляп с успехом заняли огромные напудренные парики. Чтобы их было удобнее носить, светские красавицы даже брились наголо.

ХIХ век

В 19 веке в шляпном искусстве наступила настоящая эпоха Возрождения. Шляпка стала чуть ли не главным предметом женского туалета. Вот такое определение дал ей В.Даль: «…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень». И действительно, в то время один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30 моделей за сезон). Именно шляпа создала образ Прекрасной Дамы – нежной, воздушной, изящной, утонченной.

Фасоны были самые разнообразные: плотно прилегающий к голове чепец с множеством кружев и лент; крохотная женская шляпка «биби»; украшенный драгоценностями и пером тюрбан; соломенная шляпка с мантоньерками под игривым названием «гнездо шута»; популярный среди русских модниц малиновый берет, в котором, кстати, Татьяна Ларина блистала на балу…. Всего не перечислишь.

«Гнездо шута»

Поводом для создания новой шляпки могли стать политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы. Шляпка «Ромео» свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а «Франциск» – о хорошем знании французской истории. Дамы в ложах могли украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось дамам, находящимся в партере. Одновременно это указывало на материальное положение дамы.

Шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины и означала, что девушка или дама образованны и знают правила светского этикета. Именно тогда сложились правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении. Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

Шляпки в начале XX века

Начало 20 века – рассвет модерна, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом – они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.

Однако уже в 1909-1911 поля женских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции.

Влияние Первой мировой войны

Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все упростилось, в том числе и шляпки, на них остались лишь скромные ленты и перышки.

Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности. Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение или райский цветок. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное – локоны и кудри.

Впервые в истории женщина отказывается от символа женственности – она стрижет волосы. Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них. Очень модной стала шляпка «клош », по форме напоминающая колокольчик.

До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы.

Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну – правую сторону.

Возвращение женственности и вязанные шапочки

С середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место – женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец – о ужас! – натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье . Привычная форма канотье изменяется, остается только материал – солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.

Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки – совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями – одну из них, совсем плоскую, называют «десертной тарелкой».

Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому – свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам.

Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка , которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке во фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора – это верх неприличия.

Шляпки периода Второй мировой войны и в послевоенное время

В военные годы вновь наступает «спокойный» период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли «лохматый». Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.

Появившийся в конце 40-х “нью лук” принес шляпки больших размеров.

В 50-е годы правил, пожалуй, один из самых женственных образов моды 20 века. Женщины, уставшие от мужественных и сухих нарядов военных лет, стремились быть хрупкими и женственными. Очень популярны были миниатюрные шляпки, крошечные сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.

Модные шляпки конца XX века

В 60-х годах идет так называемая “переработка” стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые Жаклин Кеннеди и удивительные шляпки Одри Хепберн.

Главные головные уборы женщин в 70-х – маленький прелестный беретик, шляпа с широкими полями и платок.

В 80-е шляпки носили редко: трудно было на такой начес надеть шляпку. 90-е можно назвать расцветом спортивных бейсболок. Казалось, что время шляп миновало. Однако пришел 21 век, и интерес к шляпке вернулся.

Первое изображение головного убора начинается с времен Древнего Египта, с Фив, где гробнице изображен мужчина в соломенном головном уборе. Кроме рабов все египтяне, наголо брили голову, а сами носили парики, делавшиеся из волос собственных или купленных. На ночь эти парики снимали, что было очень удобно и гигиенично в таком жарком климате. Исключением были жрецы, не носившие парики и фараон, одевавший клафт — символ власти, представлявший из себя бело-голубой платок. Царица была единственной женщиной В Древнем Египте, которой позволялось носить головной убор, представлявший собой золотую корону в виде раскрывшего крылья ястреба (символ богини Исиды).Парики египтян украшались летами, цветами, диадемами, подвесками из золота и самоцветов, керамическими и стеклянными шариками. Греки же напротив, закрывали голову лишь в путешествиях, что способствовало созданию таких головных уборов как шляп (петасос с полями) и шапок (пилос, аналог чепчика без полей). Пример такой шапки сейчас мы можем наблюдать на фресках и скульптурах посланца богов Гермеса. Нет границ фантазии водружаемого людьми в разные времена себе на голову - от лаврового венка, как признака особых заслуг, до громоздких, весом более семи килограмм корон, как у королевы Виктории в 1838 году во время коронации. Всех их объединяет то, что они являются не только защитой от неблагоприятных климатических условий, но и как показателем статуса и достатка их обладателя.
Мы не можем с точностью определить, где и когда был надет первый головной убор. Так история возникновения мехового капюшона и шапки-малахай связана в первую очередь с окончанием ледникового периода, когда возникла необходимость придумывать себе защиту от снега и холода. Уже в дальнейшем в Средневековье капюшоны были модифицированы, они стали очень длинными, иногда даже ниже пояса. До наших дней капюшоны носит и женщины, и мужчины. Примерно в то же время степные кочевники создают войлочный колпак с наушниками,являющийся прототипом знаменитой русской шапки-ушанки. в Средней Азии белая войлочная шапка с черными полями являлась исключительно привилегией ханов. Само слово шляпа произошло от немецкого слова «schlappe» — мягкий головной убор, сохраняющий форму. Слово Slappe происходит от глагола slappen – «висеть, виснуть, свисать». На территориях современных Северной и Центральной Европы долгое время существовал промысел «кожи» гриба трутовика, шляпку которого подвергали достаточно длительной обработке. Нижнюю часть гриба с порами отделяли от верхней, и именно верхнюю вымачивали в щелочном растворе, затем просушивали и разбивали молотком. В результате она становилась тонкой и эластичной, напоминающей кожу, войлок или бархат, в зависимости от обработки. В дальнейшем ее можно было раскрашивать, подвергать тиснению или вышивке. В наше время такие шляпы все еще можно увидеть в музеях Европы. С Востока в Европу пришла мода на тюрбаны, история которых насчитывает уже не одну тысячу лет. Тюрбаны, представляющие собой длинный кусок материи, укладываемый определенным образом на голове.В Европе мода на тюрбаны была особенно актуальна в XVII и XVIII веках, вторую молодость тюрбану возвращает поход Наполеона в Египет.
Невозможно не затронуть историю возникновения берета — лидера в мире головных уборов и по сей день. Точное время появления берета неизвестно, первые упоминания относятся к XII-XIII веках. Изначально он позиционировался как головной убор охотников и крестьян, но уже середине XV века берет стал пользоваться особенной популярностью у богемы: актеров, музыкантов, художников. Берет - мягкий головной убор без козырька, подходящий для большинству форм лица. В современном мире его чаще всего изготавливают из шкурок каракуля или меха норки. Триумфом и расцветом шляп во всем великолепии можно считать викторианскую эпоху. Именно в это время закладываются модные тенденции, дошедшие и до наших дней — разнообразие форм и расцветок, перьев и украшений, ленточек и бантов, кружев и прочих украшений – всё это задает модные тенденции и в наши дни. Современные головные уборы призваны не только и не столько защитить нас от непогоды, сколько расставить акценты в образе, придать ему завершенности и создать свой неповторимый стиль. Интернет-магазин «Модные истории» предлагает широчайший ассортимент головных уборов,способных удовлетворить желания любой современной модницы: шляпы и шапки, береты и кепки, платки и шарфы и многое другое. Любительниц классического стиля, непременно заинтересует маленькая аккуратная шляпка , непременный атрибут ценителей элегантности и женственности; такую шляпу можно носить с меховым или кашемировым пальто, меховой горжеткой или воротником. Для прогулок в прохладный день незаменим вариант трикотажной шапки , возможно это может быть комплект с шарфом. Для лета рекомендуем соломенные или льняные шляпы с широкими или средними полями, однотонные или цветные, в зависимости от вашего образа и настроения. Набирают популярность шапки-капюшоны и шапки-шарфы, любимые за свою практичность и теплоту, столь необходимую в нашей средней полосе и кроме того, придающие шарм и загадку их обладательнице. Кепи — головной убор с козырьком для яркого стиля модниц большого города. Может быть как с мягкой, так и с твердой основой, имеют большое разнообразие объемов и форм тульи. Актуальные и современные головные уборы вы всегда можете купить или просто посмотреть, в нашем , опытные консультанты ответят на все интересующие вас вопросы. Мы работаем для вас — низкие цены, распродажи, качественный товар, удобный каталогпомогут вам купить нужную вещь по хорошей цене, сэкономив время. Магазин «Модные истории» рад видеть Вас у себя : ТЦ «Росинка», ул.Воровского, 4-й этаж ТЦ «Март», ул.Блюхера, 29, корпус А, 1-й этаж ТЦ «Атлант», ул.Воровского, 112, левое крыло

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.