Как выглядит ребенок в 5 месяцев жизни. Малыш осваивает новые движения. Развиваем движения ребёнка

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Чтобы самостоятельно оценить психомоторные навыки грудничка, нужно проводить наблюдения, когда ребенок здоров, бодр и настроен на общение. Также важно помнить, что объективная оценка общего развития малыша должна проводиться педиатром и узким специалистом при плановом осмотре.

Пятимесячный грудничок прекрасно себя чувствует, когда лежит на животе. Ведь
перед ним открывается хороший обзор. А еще лучше, если мама или папа берут на руки. Путешествие по дому становится незабываемым приключением. Кроха с интересом рассматривает яркие предметы. Также без участия взрослых он может самостоятельно играть, а именно: удерживает в руках погремушку, поворачивает ее, бросает, перекладывает, рассматривает, засовывает в рот.

Новые открытия в движениях

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Какие новшества появляются в его двигательной активности?

  • Раскачивание на животе. Грудничка уже меньше интересует положение, когда он опирается предплечьями о твердую поверхность и приподнимает грудь. Теперь кроха выполняет упражнение «лодочка»: приподнимает согнутые руки и ноги вверх, балансирует на животе. Это новое открытие чрезвычайно забавляет малыша. В этом положении кроха тренирует мышечный аппарат, разрабатывает толкательно-разгибательные движения, которые совсем скоро ему понадобятся. Надо признать, что упражнение «лодочка» требует больших энергетических затрат и координации движения. Грудничку удается пробыть в этой позе недолго - около 2-3 секунд. Если у малыша нет таких движений в этом возрасте, это еще не говорит об отставании в моторном развитии.
  • Пассивный переворот с живота на спину. Можно наблюдать, что при раскачивании кроха случайно переворачивается на спину. В 5 месяцев малыш довольно активен, нельзя оставлять его одного без присмотра. В этом возрасте чаще всего начинаются первые и неожиданные падения с высоты. Допускать этого нельзя. Малыша можно учить пассивно переворачиваться на спину. Для этого необходимо показывать ребенку игрушку и при этом отводить ее вверх над головой и за спину младенца. Он будет следить за движением игрушки, поворачивать голову и корпус, таким способом совершает переворот с живота на спину.
  • Вертикальное положение головы. Сохраняется в любой позиции. Грудничок уверенно держит голову ровно в положении на животе, находясь на руках у взрослого. Если грудничка аккуратно приподнять со спины за ручки, его голова уже не будет запрокидываться назад, ее положение сохранится на линии шеи и позвоночника.
  • Положение сидя. Малыш в 5 месяцев еще не должен уметь самостоятельно садиться, не стоит его рано присаживать. Иногда грудничка можно усадить в это положение, чтобы наблюдать некоторые двигательные навыки. Кроху нужно усадить на коврик и поддерживать за плечи, слегка разведенные в стороны. Из этой позиции нужно наклонить малыша влево и вправо и понаблюдать. Голова при этом не опускается в сторону наклона, а держится ровно. Это важное достижение! Если отпустить руку младенца, он не будет ее использовать в качестве опоры при наклоне тела. Этот навык появится позже.
  • Усовершенствование координации «глаза-руки». Еще в 4 месяца грудничок мог захватывать игрушку или небольшой предмет, который находился перед ним. В 5 месяцев этот навык закрепляется. Для тренировки требуется яркая игрушка диаметром около 3 см. Нужно показать малышу игрушку на расстоянии 30 см от лица. Первая реакция ребенка - сосредоточение внимания, которое длится недолго. Следующий шаг - малыш быстро тянется рукой (чаще двумя) к желанной цели. Важно, что это целенаправленное, осмысленное движение. Малыш не всегда может захватить предмет, иногда только прикасается ладошкой к нему.
  • Навыки ползания. Лежа на животе, грудничок пробует совершать ползковые движения. Перемещается малыш, опираясь на предплечья, но становиться на четвереньки пока не может. Если перед ним положить яркую игрушку, у крохи появится заманчивый стимул, чтобы продвигаться вперед и захватить игрушку.
  • Выпрямление ног при опоре. Если малыша взять под мышки и поставить в вертикальное положение с опорой стоп, он начнет выпрямлять ноги. При этом грудничок пока не становится всей стопой на поверхность, а опирается только кончиками пальцев.

Также малыш в 5 месяцев может удерживать бутылочку в руках, самостоятельно вытаскивает пустышку изо рта и точно засовывает обратно. Эти действия подтверждают, насколько усовершенствовалась координация «глаза-руки».

Грудничка по-прежнему интересует лицо мамы. Но если раньше он лишь созерцал и улыбался, то теперь исследует лицо ладошками, щупает нос, трогает пряди волос, засовывает маме пальцы в рот. Малыш любит, когда с ним играют, громко и эмоционально разговаривают, поднимают, вращают, щекочут - обычно на все эти действия он реагирует звонким смехом. Но любая перемена во внешности близкого человека (прическа, цвет волос, шапка, броский макияж) может насторожить кроху и даже напугать.

Восприятие окружающего мира малышом 5 месяцев

Что должен уметь малыш в 5 месяцев и как он учится воспринимать мир? Как развивается его эмоциональная сфера, тактильные ощущения, зрительные, слуховые реакции?

  • Ориентирование на все новое и необычное. Если в поле зрения попадают новые предметы, кроха непременно концентрирует на них свое внимание. Грудничку интересны предметы, которые двигаются, издают звуки, демонстрируют какие-то новые свойства. Он способен различить крупные детали на игрушках, а цветовое восприятие уже включает весь спектр цветов. По-разному кроха реагирует на новые предметы и явления: что-то вызывает радостные возгласы, а что-то испуг и плач. Также грудничок замечает, когда меняется игрушка или переставляются предметы. В этом возрасте его уже привлекают яркие картинки в книжках.
  • Развитие эмоциональной сферы. Эмоции, как и моторные навыки, формируются постепенно. На 1 месяце жизни примитивные эмоции были связаны с органическими, но не социальными причинами. Улыбка была неосознанной. Малыш в 5 месяцев умеет эмоционально реагировать на ситуации, его переживания становятся социально обусловленными. Двигательная активность и эмоции в этом возрасте сильно взаимосвязаны. Также все ярче проявляются эмоции при общении с близкими людьми.
  • Негативные и позитивные эмоции. Если кроха пробует перевернуться на живот, пытается схватить игрушку, но у него ничего не получается, можно наблюдать, как ребенок нервничает и плачет. Но также можно видеть позитивные эмоции, когда у малыша что-то получается. Психологи говорят о том, что чувство радости у младенцев сохраняется надолго. Положительный опыт подталкивает малыша повторять движения снова и снова.
  • Тест на слуховую реакцию. Все груднички - аудиалы, их ухо чутко настроено на новые звуки, тембр, интонации голоса, различные шумы, музыку. Есть предположение, что основной канал восприятия мира (аудиальный, визуальный, кинестетический) закладывается в грудном возрасте. Как проверить слуховую реакцию? Нужно уложить малыша на спину, убрать все внешние раздражители, отвлекающие моменты, встать за головой крохи и пошуршать бумагой со стороны одного уха, затем - другого. Ребенок должен поворачивать голову в сторону источника шума. Также грудничок реагирует на включение и выключение музыки, шум при работе бытовой техники, телефонный звонок.
  • Тактильные ощущения. Ребенок реагирует на перепад температуры, сравнивает твердую, мягкую, пушистую поверхность. Для развития его тактильных ощущений рекомендуется приобретать игрушки из различных безопасных материалов, давать в руки предметы различной формы. Ребенок этого возраста уже реагирует смехом на щекотание.

Психомоторное развитие девочки и мальчика протекает в одном темпе. Предпочтительнее говорить не о половых различиях, а об индивидуальных особенностях грудничка, его врожденном темпераменте, типе телосложения, которые могут повлиять на формирование навыков.

Что нового в речевом развитии

Грудничок в 5 месяцев еще не перешел в стадию доречевого развития, которая называется лепетом. Но артикуляция звуков уже потихоньку приближается к звукам родной речи. Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 месяцев?

  • Уже произносятся такие гласные : «и», «ы», «э», «о», «а», «у».
  • Уже произносятся такие согласные : «д/т», «г/к/х», «в/ф», «с/з», «б/п», «м».
  • Интонации в голосе. Тональность голоса связана с эмоциональным состоянием малыша. Голосом он может показать радость, восторг, неудовлетворение, беспокойство.
  • Новые слоговые цепочки : «ба-ба», «ма-ма» (пока что неосознанно), «да-да», «ме-ме», «дай-дай», «мем-мем».

Еще одна характерная особенность этого возраста - появление ударения в слогах. Поэтому гуление грудничка приобретает ритмическую окраску и уже интонационно начинает приближаться к ритмике родной речи.

Что может ребенок в 5 месяцев? Заметно обогащается его двигательная активность и эмоциональная сфера. Движения становятся более скоординированными, ловкими, точными. Руки малыша уже много чего умеют: тянуть, толкать, качать, держать, поворачивать, бросать. Но самое любимое движение - хватать.

Распечатать

Появление малыша в семье - это самое замечательное событие в жизни семьи! Ведь чудо, которое не так давно шевелилось еще у мамы в животике, приковывает к себе внимание даже самых равнодушных людей. Это новая жизнь, ощущения, заботы и переживания, новое счастье.

За первый год ребенку предстоит пройти развитие от маленького беспомощного существа до относительно самостоятельного, прямоходящего и высказывающего свои желания человечка. Специалисты доказали, что нет в жизни человека больше такого активного, функционального и максимально продуктивного года, как первый. Поэтому создали целую систему, календарь, по которому можно отслеживать развитие малыша. В нашей статье речь пойдет о том, как протекает развитие ребенка в 5 месяцев.

Чего достиг малыш к пяти месяцам развития?

За первые четыре месяца ребенок уже научился многому: он уже может улыбаться, двигать ручкам, ножками, поворачивать и держать головку, сжимать и разжимать кулачки, ручки, ножки. Ему уже скучно просто так лежать, просыпается интерес к окружающему миру: он вслушивается в голоса, звуки, всматривается в привлекший его внимание предмет, разглядывает себя и знакомые лица. Малыш уже может выражать свое недовольство, а также всеми доступными средствами показывать, когда он на вершине счастья. Речевое развитие ребенка 5 месяца жизни начинается с некоторых звуков, приобретенных уже в конце четвертого, - это звуки, похожие на "Б", "Е", "Ф". Они становятся основой для дальнейшего формирования артикуляционного аппарата.

Развитие малыша в 5 месяцев: основные действия с предметами

Взрослея, ваш малыш приобретает различные навыки, которые связаны с разными предметами. Он познает мир посредством всего, что его окружает: игрушек, предметов домашнего обихода, разных лоскутков, маминых частей тела и так далее. С каждым месяцем у него появляется все больше возможностей для хватания и рассматривания предметов, а также проделывания различных манипуляций с ними. Физическое развитие ребенка 5 месяцев позволяет ему хватать и удерживать мелкие игрушки, он теперь может их вертеть, разглядывать, толкать, качать и отпускать. Для малыша все ощущения внове: шершавая поверхность, шелест игрушек, звон при нажатии, музыка или маленький звук при дергании доставляют ему высшую степень удовольствия. Маленький исследователь делает открытие за открытием: оказывается, что при разжатии пальчиков предмет исчезает (выпадает), а если его хорошенько сжать, то он никуда не денется! Привыкая взаимодействовать с предметами, ребенок учится общаться со взрослыми: он выбрасывает игрушку, взрослый подает ее, также он наблюдает, как мама или папа приближают и отдаляют предмет, прячут и показывают его. Такое общение сближает эмоционально малыша и взрослого, формирует доверие ребенка к окружающим.

Знакомство с частями тела

Развитие ребенка в 5 месяцев невозможно представить без изучения ребенком своего собственного тела. Особенно интересно малышу рассматривать свои ручки и ножки. Когда ребенок подтягивает к себе ножки, хватает их, рассматривает и щупает, его захватывает сам процесс. В это время он узнает новые ощущения, замечает, если напрячь ножки, то они поднимаются все выше и выше. Делая такие важные открытия, малыш веселится, смеется, радуется, гулит и развивает постепенно свою речь. Таким образом он развивается сразу в нескольких направлениях:


Для лучшей сосредоточенности малыша на своих частях тела родители иногда цепляют на ручки и ножки специальные интерактивные браслетики. Это очень полезно для развития, к тому же, ребенку интересно погрызть такие игрушки, пососать их, ведь приблизительно в это время начинают готовиться к выходу первые зубки.

Особенности речи малыша

Развитие ребенка в 5 месяцев характеризуется появлением новых звуков. Причем появляются в этот период не столько звуки, сколько протяжные "песенки". Долгое и протяжное гуление доставляет удовольствие не только родителям и другим взрослым. Прежде всего в ней нуждается сам ребенок. Разговаривая, он готовится к связной автономной детской речи. Иногда малыш даже произносит четкие слоги, насколько может это делать грудничок 5 месяцев, - развитие его речи уже позволяет это делать. И многие родители уверяют себя в том, что это происходит уже осознанно, но это не так. На данном этапе ребенок повторяет отрывки речи взрослого человека, он уже заранее учится произносить звуки.

Общение и еще раз общение

Первый год для ребенка является самым продуктивным по сравнению с остальными годами на протяжении всей жизни. Именно до года у ребенка формируется доверие к окружающим. Оно впоследствии определяет степень приспособленности человека к жизни, а также степень его самостоятельности. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым, не ощущал опасности, знал, что родные люди всегда рядом с ним. Как этого можно добиться? Только через общение. Оно должно сопровождать любые ваши действия с малышом. Особенно спокойно ребенок чувствует себя на руках у мамы. Многие специалисты и просто мамы спорят о том, стоит ли брать ребенка на руки по первому зову. Мудры те родители, кто дает ребенку то, что ему нужно в каждый конкретный момент. В пятимесячном возрасте сложно разобрать, чего именно хочет ребенок, поэтому лучший способ его успокоить и удовлетворить все потребности - это взять малыша на руки. Пока ему это нужно, любящий родитель должен давать ребенку такое тесное физическое общение.

Естественно, развитие малыша в 5 месяцев немыслимо без речевого общения, об этом было сказано выше. Ребенок никогда не научится разговаривать без речи взрослого, так как первым механизмом, обеспечивающим его развитие, является подражание и повторение.

Пустышка в возрасте пяти месяцев

Для многих родителей важным является вопрос о применении пустышки, когда исполняется 5-6 месяцев ребенку. Развитие малыша в довольно большой степени зависит от этого. Нужна ли пустышка маленькому человечку? Если без нее можно обойтись, то обходитесь! Не нужна пустышка ребенку в нескольких случаях, когда после нее возникают проблемы у ребенка на естественном вскармливании:

  • После долгого применения пустышки ваш ребенок плохо и слабо сосет грудь? Тогда следует убрать этот предмет из обихода. В противном случае количество молока будет уменьшаться, вес ребенка не будет соответствовать норме, и в конечном итоге ребенок может отказаться от груди.
  • Если после пустышки малыш неправильно начал захватывать сосок, также стоит ее убрать. Такое поведение ребенка приводит к тому, что он не может добыть достаточное количество молока, заглатывает воздух во время кормления, а мама страдает от того, что у нее появляются трещины на сосках.

Пустышка может применяться в этом возрасте тогда, когда кроха находится на искусственном вскармливании. Когда малыш питается с помощью бутылочки и соски, его потребность в сосании не удовлетворяется. Чтобы он не обсасывал все, что попадается под руку, нужно дать ему пустышку для формирования правильного прикуса.

Подгузники для вашего карапуза

На протяжении первых четырех месяцев неопытные мамы уже научились выбирать необходимые средства гигиены для своих малышей. Но есть необходимость еще раз проговорить, какие лучше выбирать подгузники. Ведь их правильный выбор хоть и не влияет на развитие ребенка в 5 месяцев, но оградит кроху от многих болезней и неприятностей.

Влияние естественного вскармливания на развитие малыша в 5 месяцев

О естественном вскармливании сказано и написано уже многое. Очень сложно переоценить значение материнского молока для ребенка. Когда наступает 5-6 месяцев ребенку, развитие его требует больших затрат энергии. Все необходимые элементы и вещества приходят малышу с молоком матери. Так устроен процесс лактации, что по потребностям ребенка возрастает и количество молока, и его качество. Поэтому всеми возможными способами нужно обеспечивать естественное вскармливание для крохи.

Сон для ребенка - здоровье

В 5 месяцев ребенку развитие, режим и многое другое обеспечивает мама. Это нелегкая задача, которая ложится на хрупкие плечи женщины. Поэтому важно сформировать определенный режим сна, чтобы отдыхали и родители, и кроха. В этот период малыш должен спать 15 часов в сутки. Для того чтобы он спокойно отдыхал всю ночь, нужно не допускать лишних часов сна днем. Также на хороший сон влияют такие моменты, как постель ребенка, поза сна, температура и влажность в комнате, а также длительность и способ засыпания.

Питание малыша в 5 месяцев

За несколько месяцев уже на 3,650 кг поправился и на 15 см подрос ваш кроха. Много труда и внимания требует к себе ребенок 5 месяцев. Развитие, питание и режим - все эти понятия очень тесно связаны между собой в первый год жизни. И в этот период важно обеспечивать его и правильным питанием. Значительно отличается введение прикорма для искусственников и тех, кто питается материнским молоком. Для деток-естественников прикорм вводится только с 6 или 7 месяца. Для тех же малышей, которые питаются смесями, другую пищу начинают давать с четырех месяцев. На пятом месяце жизни такие детки должны принимать уже 150 г овощного пюре, 3 г растительного масла, 50-60 г пюре из фруктов, такое же количество фруктового сока, 50-100 г молочной каши и 1-4 г сливочного масла. При введении прикорма очень важно следить за реакциями малыша. Если появилась сыпь или покраснение, нужно прекратить давать продукт, на который проявилась реакция, и вернуться к нему спустя 2-3 недели. При правильном введении прикорма не должны возникать проблемы, но иногда бывают исключения.

Почему возникает дисбактериоз?

Начиная прикармливать кроху, вы не можете понять причины беспокойства, частых срыгиваний, вздутия животика, поносов и запоров, плохого аппетита и маленькой прибавки в весе? Причина одна - отсутствие необходимой флоры в кишечнике. Этому есть несколько объяснений:

  • рождаясь с помощью кесарева сечения, малыш не получает в родовых путях необходимые бактерии;
  • поздний старт грудного вскармливания, спустя 2-3 часа после родов;
  • раннее прикармливание смесями приводит к дефициту бактерий;
  • применение антибиотиков в первые месяцы жизни;
  • перенесенные заболевания ЖКТ и кишечные инфекции.

Конец пятого месяца развития: достижения

В конце пятого месяца жизни ребенок уже многое может. Развитие девочки в 5 месяцев значительно не отличается от умений мальчиков. Все детки различают эмоции взрослых, гулят, приподнимаются. Некоторые исследователи замечали, что малышки активнее "разговаривают". Мальчики, в свою очередь, раньше начинают активно двигать ручками, ножками, быстрее учатся переворачиваться. Также сильнее опирается на ноги мальчик 5 месяцев. Развитие - психическое и физическое - в основном зависит не от пола, а от индивидуальных особенностей крохи.

Во время игры с переворотами ребенка приговаривайте ритмично русскую потешку, например:

Как тренировать равновесие у пятимесячного ребенка?

Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием, очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!

Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.

Вариант 2. Сделайте это же упражнение, положив малыша на надувное бревно. Играя, читайте потешку:

«Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня (имя ребенка) на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки».

2. Второе движение — подползание

В возрасте 5 месяцев ребенок учится подтягивать своё тело на руках – это называется «подползать» (еще не ползать!). Как понять, овладел ли малыш этим умением? Если малыш видит впереди себя яркую игрушку, то он, лежа на животе, опирается на ручки и пытается подтянуться поближе к игрушке. Это и есть подползание к игрушке или другому привлекательному предмету.

Что нужно сделать для развития подползания:

  • Обеспечить свободное место, чтобы ребенок мог свободно и без риска для жизни и здоровья поворачиваться и двигаться,
  • Скатать валик из одеяла (это будет опора для толчка) и приложить к стопам малыша. Насильно толкать ребенка не нужно! Нужно просто приложить валик к стопам и дать опору малышу, чуть-чуть подтолкнув его вперед, если в этом возникнет необходимость.
  • Упражнение 1. Когда малыш лежит на спинке , показать ему красивую яркую игрушку, позвенеть ей, привлечь внимание малыша. Затем показать эту игрушку чуть сбоку. Ребенок сделает поворот на бок, а затем на живот и подтянется к ней. Дайте малышу затем возможность поиграть с игрушкой, обследовать ее.
  • Упражнение 2. Когда ребенок лежит на животе , поставьте или положите перед ним интересную игрушку (например, неваляшку). Нужно поставить ее на расстоянии чуть большем, чем длина вытянутой руки малыша. Предмет можно класть не только прямо перед малышом, но и в разных направлениях от ребенка, например, чуть в стороне. Позвените игрушкой или раскачайте неваляшку, чтобы она стала издавать звуки. Малыш заинтересуется, подтянется на руках и подползет к игрушке. При необходимости подставьте под стопы ребенка свои ладони, чтобы создать упор. Можно подложить под стопы валик из одеяла.
  • Упражнение 3. Можно показать ребенку заводную игрушку, а потом пододвинуть ее на нужное расстояние к малышу (как в предыдущем упражнении). Малыш подтянется на руках и подползет к ней. Если есть необходимость, подставьте свою ладонь под стопу малыша как опору.

3. Третье движение — попытки сесть (попытки овладения сидением)

Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!

4. Четвертое движение — развитие координации «рука – нога»

В возрасте 5 месяцев важно развивать умение ребенка захватывать свои ноги. Подтяните ножку малыша к груди и помогите ему ее захватить. На ножки можно надеть браслетик, привязать колокольчик, ленточку, бантик, чтобы вызвать интерес малыша.

5. Развитие умения ровно и устойчиво стоять на твердой поверхности при поддержке под мышки

В овладении этим движением очень помогут упражнения, разработанные Ю.А.Разенковой.

Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».

Развитие действий с предметами у ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится, ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.

Игрушки для ребенка 5 месяцев: как выбрать и какие они должны быть

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители ! Любая игрушка должна иметь сертификат качества.

Б) Игрушки должны быть чистые , ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно их регулярно мыть.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки), разного цвета и формы, из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Как проводить упражнение с подвижной игрушкой с ребенком в 5 месяцев?

Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).

  • Привяжите к игрушке цветную ленту шириной 3 см и длиной примерно 80см (обкрутите лентой игрушку несколько раз). На другой конец цветной ленты пришейте кольцо для захватывания игрушки.
  • Подвесьте игрушку. (Очень удобно подвешивать игрушки на специальную подставку над кроваткой, сделанную в форме буквы Г).
  • Кольцо положите рядом с ручкой малыша.
  • Малыш потянет за кольцо с лентой, и игрушка придет в движение и зазвучит. Малыш научиться видеть результат своих действий. Такие упражнения проводятся только в присутствии мамы.
  • Если малыш не хватает за кольцо, то сами вложите кольцо в его ручку и потяните за кольцо (рука малыша в Вашей руке). Малыш заинтересуется игрушкой, и в дальнейшем начнет сам пытаться вызвать звучание игрушки.

Как учить ребенка захватывать и перехватывать погремушки с разной формой ручки?

  • Положите малыша на спинку. Покажите погремушку (расстояние от глаз ребенка примерно 25 см). Берите погремушку за самый край, чтобы осталось место для захватывания им ручки.
  • Погремите игрушкой, и дайте возможность малышу ее перехватить. Дайте малышу поиграть этой игрушкой 1-2 минутки.
  • Затем покажите погремушку с другой ручкой (держите ее так же как держали первую, чтобы у малыша была возможность ее перехватить своей рукой). Дайте малышу перехватить игрушку и возможность поиграть с ней.
  • На следующий день предложите погремушки с другой формой ручки.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Как сделать игрушку для ребенка 5 месяцев своими руками?

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры — шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

Как играть с ребенком с набором тактильных подушечек?

  • Сшейте набор двусторонних подушечек из ткани (например, с одной стороны – фланель, с другой – шелк). Подушечки должны быть разного цвета и с разными рисунками (однотонные без рисунка, в горошек, в полоску, в клеточку, с нарисованными цветочками и т.д.). Можно сделать несколько подушечек, а на них надевать футлярчики из разных тканей и их менять по мере надобности.
  • Положите ребенка на животик и покажите ему подушечку, дайте в руки, проведите его ладошкой по подушечке.
  • Потом переверните тактильную подушечку и дайте потрогать другую сторону.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Как играть с кусочками тканей, развивая мелкую моторику рук малыша?

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Как часто менять игрушки для ребенка 5 месяцев?

Регулярно 2-3 раза в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью ). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба с поддержкой за опору).

Развитие предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.

Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Да, да, ведь именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие.

Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений

  • Чтобы хорошо развивалась речь, важно все действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье
  • Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи, называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени.
  • Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило, в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета.
  • С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой).
  • Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме.
  • Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос.
  • Играйте в переклички с ребенком. Это базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка.
  1. В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша.
  2. Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать.
  3. После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать. Можно еще раз повторить игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать.
  • Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами.
  • Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот часы — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря)
  • Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.

Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?

Что умеет ребенок — основные показатели к концу месяца (то есть к шести месяцам):

  • Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
  • Подползает вперед, назад, в сторону.
  • Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями. Приподнимает туловище и живот, сохраняя равновесие.
  • При поднимании подстилки, на которой он находится, отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия).
  • Сидит со слабой поддержкой, но легко теряет равновесие.
  • Лежа на спине, играет со своими ножками (координация движений: рука-нога)
  • Может от одной до трех-пяти минут заниматься с игрушкой самостоятельно.
  • Уверенно берет игрушку из любого положения.
  • Активно действует с игрушками – трясет, стучит музыкальным молотком или бубном, дергает колокольчик за ленточку, хлопает, бросает, сжимает резиновые игрушки, ощупывает. Когда берет в руки вторую игрушку, то сохраняет контроль за первой игрушкой.
  • Длительно следит за игрушкой, которую ему показывает мама, а далее тянет ручку и пытается ее взять.
  • Реагирует на настроение мамы – хмурится, если слышит раздраженный или сердитый голос, и улыбается в ответ на ласковый голос.
  • Радуется маме и другим близким людям. В незнакомой обстановке с незнакомыми людьми ведет себя иначе. К маме протягивает ручки.
  • Отзывается радостно на свое имя.
  • Прислушивается к шепоту и тихим звукам.
  • Активно манипулирует игрушками и предметами, обследуя их. Перекладывает игрушку из одной руки в другую руку.
  • Ищет игрушку (Где…?), делая повороты в сторону.
  • Следит за падающей игрушкой с большим удовольствием и с радостью.
  • Ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки. «Танцует» — пружинит на твердой поверхности при поддержке за туловище.
  • Начинает овладевать первыми навыками самообслуживания –
    • пить из чашки, которую держит мама;
    • есть полужидкую и густую еду;
    • снимать с ложки полугустую или густую пищу губами,
    • Держать бутылочку с водой.
  • Лепечет (повторяет активно слоги по своему желанию).
  • Повторяет за взрослым в перекличках отдельные слоги и звуки уже освоенные им.

Желаю всем читательницам этой статьи радости общения со своим малышом! О том, что умеет ребенок на следующем возрастном этапе Вы узнаете в продолжении нашей «Маминой школы».

О дальнейшем развитии ребенка, играх и упражнениях с ним Вы можете прочитать в статье - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

В первый год своей жизни ребёнок развивается быстрыми темпами. Малыш постоянно радует своих родителей новыми умениями и небольшими достижениями. Уже в пять месяцев он очень сильно отличается от только что родившихся младенцев. Что умеет малыш в свои пять месяцев, и как родители могут влиять на развитие ребёнка в этом возрасте, поговорим подробнее.

Физиологические изменения

Телосложение малютки в пять месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется. При этом зрение карапуза продолжает активно развиваться. От взгляда крохи уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малыш любит подолгу рассматривать интересные картинки либо рисунки.

В пять месяцев у ребёнка сильно выделяется слюна, что не только влияет на предстоящее прорезывание зубов, но и помогает качественно очищать ротовую полость, так как кроха почти все попадающиеся под руку вещи тянет к себе в рот.

Стул у малыша, которому дают лишь грудное молоко, может быть как частым (от 5 до 6 раз в день), так и довольно редким (раз в 2−5 дней). Дети, которые вскармливаются специальными смесями либо только начинают получать прикорм, чаще всего испражняются сразу несколько раз в день, а их каловые массы отличаются повышенной плотностью и характерным запахом.

Мочеиспускание в пять месяцев бывает в оптимальном количестве - до 15 раз в день.

Гипертонус, который чаще всего есть у новорождённого ребёнка, в пять месяцев полностью проходит.

Физическое развитие

Ребёнок в 5 месяцев имеет массу на 700 грамм больше прежней, его рост в среднем повышается на два сантиметра. Обхват грудной клетки в это время начинает значительно преобладать над показателем окружности головы.

У каждого крохи развитие проходит своими темпами, но есть определённые показатели , которые характерны для многих детей определённой группы. Узнав о них, вы сможете различать, когда малыш растёт и развивается нормально и не нужна ли ему дополнительная консультация у лечащих специалистов.

Параметры младенцев в 5 месяцев.

  • Вес - от 6900−7500 грамм.
  • Рост 64−66 сантиметров.
  • Общая окружность головы 41,5−42,6 сантиметра.
  • Окружность грудной клетки 42,4−42,9 сантиметра.

Способности ребенка в это время

Ребёнок в 5 месяцев уже может переворачиваться на спину с положения на животе. Теперь он самостоятельно выбирает положение, в котором ему будет удобнее всего изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили к освоению навыка ползания. Но пока они стараются переместиться на живот, активно перебирая ногами, а также перекатываются из одного положения в другое.

Ребёнок уже может сидеть, но лишь при поддержке родителей (например, в стульчике для кормления). В это время спина малыша согнута, поэтому педиатры не советуют на долгое время оставлять малыша в пять месяцев в сидячем положении. Если вы будете держать кроху под мышками и поставите его на прочную поверхность, то сможете заметить, что при этом он будет стоять на выпрямленных ножках.

Малыш начинает свободно управлять своими руками и может как схватить предмет, так и продолжать держать его длительное время обеими руками. Предложите ему взять игрушку и вы увидите, как ребёнок схватит её ручкой. Малыш начнёт внимательно изучать предмет и может так заинтересоваться ей, что проведёт с любимой вещицей от 10 до 15 минут.

Малыш начинает хорошо узнавать своих родителей и остальных людей, с которыми он часто проводит свободное время. Он быстро и заинтересованно отвечает на проявление внимания от своих близких людей и может различать тон, которым с ним ведут диалог. Незнакомцы же вызывают у малыша совсем обратную реакцию, которая преимущественно настороженная.

Речь ребёнка в этот промежуток времени начинает активно развиваться и представляет собой долгое гуление. У произносимых крохой звуков можно различать определённую интонацию, которую ребёнок воспроизводит за родителями. Некоторые дети уже говорят отдельные звуки, а также слоги.

Кроха очень любит слушать песенки и потешки из маминых уст, что вызывает у него восторг и смех. Настолько же бурно малыш может показывать и отрицательные эмоции, к примеру, когда у него отнимают игрушку либо кладут в кровать в то время, как малыш ещё хочет пообщаться с мамой.

В это время ребёнок начинает интересоваться пищей , которую употребляют взрослые люди. Он смотрит в тарелку матери и отца, и если родители не против, то такое поведение может стать поводом для знакомства крохи с новой едой и продуктами.

Занятия для развития малыша

Каждый день совершайте гимнастику около 10 минут, так как это помогает малышу укреплять свои мышцы (особенно важно в это время уделять внимание укреплению мышц спины), и учите его управлять своим телом. Разводите руки карапуза по сторонам и скрещивайте в области груди, после подтягивайте ребёнка за руки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого начинайте двигать ножками ребёнка, переверните малютку на живот и продолжите заниматься уже в такой позиции.

Если сможете, то приобретите ребёнку книжку из ткани, на страницах которой будут находиться шнуровки, пуговицы, липучки, а также аппликации. Такая вещь поможет развить органы чувств крохе.

Также можно познакомить малыша с пальчиковыми красками. При этом нужно опускать ручки ребёнка в баночки с яркими цветами и оставлять на бумаге следы. Это должно в обязательном порядке вызвать только положительные эмоции как у крохи, так и у вас.

На прогулке и при домашних занятиях сажайте малыша в слинг. Из него ребёнку будет комфортно смотреть за всеми вашими действиями и за окружающим миром, вместе с этим ощущая ваше тепло и защиту.

Особенности ухода за ребёнком

Во время бодрствования малыша в пять месяцев выполняются разные привычные для него гигиенические процедуры. Лицо малыша нужно умыть, глазки протереть, а нос и ушки очистить, если это необходимо. Кроме этого, карапузу нужно постоянно стричь ногти, так как они со временем быстро отрастают.

В пять месяцев с малышом продолжают делать каждодневные гимнастические упражнения и совершают массаж. Купать малыша также нужно каждодневно, тем более что такая процедура вечером очень нравится ребёнку.

Составление режима дня

Малыш в возрасте пяти месяцев бодрствует около двух часов после сна, спит три раза в день и 10 часов ночью. Большинство детей перестают просыпаться в пять месяцев ночью для кормления.

Гулять с детьми такого возраста также нужно по два раза в день - утром и после обеда. Часто дети во время таких прогулок уже не спят, а с интересом смотрят за окружающими и происходящим вокруг. Время прогулки будет определяться в зависимости от погодных условий, к примеру, если довольно прохладно или же идёт небольшой дождь, гулять с малышом можно только 1−2 часа, а в тёплую погоду в тени можно находиться с крохой около шести часов в день.

Если у ребёнка в пять месяцев происходит лишь грудное вскармливание, то строгого режима кормлений не будет. Малыш обычно сосёт грудь в процессе укладывания в кроватку, а также после пробуждения. Особенностью в кормлении в этом случае считаются частые прерывания - ребёнка может отвлекать любой шум либо шорох. Прикорм детям, которые употребляют лишь молоко матери, в возрасте пять месяцев ещё не вводят, при условии того, что он полностью здоров, а количество молока у мамы находится на нужном уровне.

У крохи во время искусственного вскармливания существует строгий режим употребления пищи, который предусматривает в пятимесячном возрасте около пяти кормлений в день с общими паузами между ними в 3,5 -4 часа. Общее число смеси для малыша рассчитывается на основе его массы (его делят на 7). После этого суточный объём пищи делится поровну на количество кормлений. В среднем карапузу в пять месяцев хватает от 900 до 1000 миллилитров смеси в день, при этом он за один раз съедает от 160 до 200 миллилитров пищи.

Количество продуктов прикорма для детей во время искусственного вскармливания грудничка начинает увеличиваться. Детям начинают давать не только кашу и овощи, но и пюре из фруктов, а также растительное масло.

Частые проблемы

Внимание, только СЕГОДНЯ!

На протяжении всего пятого месяца жизни, согласно , младенец совершает множество открытий, как в себе, так и в мире вокруг. Развитие ребенка в 5 месяцев активно происходит в физическом плане и в психологическом — малыш стремиться общаться с взрослыми. В статье вы узнаете, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, как развивать ребенка, полезные советы и рекомендации, а видео в конце статьи о том, что умеет ребенок в 5 месяцев — поможет закрепить всю полученную информацию.

Физическое развитие ребенка на 5 месяце

К пятому месяцу вес малыша увеличивается примерно в два раза с момента рождения. Вес ребенка в 5 месяцев составляет примерно 700 грамм, а рост увеличивается на 2-2.5 см.

У некоторых детей в этот период прорезаются первые зубы. Стоит позаботиться о приобретении игрушек, которые можно безопасно грызть. Педиатр может посоветовать специальные средства, которые облегчат этот процесс. Первые зубы могут появиться как раньше пятого месяца, так и намного позже, но они обязательно прорежутся, стоит только подождать.

Что умеет ребенок в 5 месяцев

Развитие ребенка в 5 месяцев проходит активно. Детки очень стараются закреплять свои новые умения, часто повторяя попытки сделать то, что начинает получаться. Их можно назвать настоящими тружениками. А задача взрослого в этот период помогать и все силы направить на закрепление умений малыша и открывать все новые для него возможности. Рассмотрим подробно, что умеет ребенок в 5 месяцев:

  • Развитие речи. «Появление свирели», так специалисты называют особенное певучее произнесение звуков. Из уст крохи можно услышать переливчатое звукосочетание: «аль-де-лы-агы-аы». Кроме того, он часто произносит простые слоги, например, «да, на, ма, ка». Так гуление сменяется лепетом.
  • Развитие слуха и зрения. Слух и зрение также совершенствуются. Ребенок в 5 месяцев более пристально рассматривает игрушки, различает цвета, особенно ему интересны человеческие лица. Если он уронит игрушку он будет искать ее глазами. Малыш начинает замечать очень мелкие предметы и все лучше может проследить за предметами в движении.
  • Первые навыки сидения. Малыш еще не умеет полноценно сидеть в своей кроватке, однако, у малыша во время кормления на специальном слульчике со спинкой уже усовершенствуются навыки сидения, хоть и с поддержкой. Следует обратить внимание, что ребенок в 5 месяцев может сидеть на стульчике для кормления, но у него, при этом, согнута спинка. Оставлять подолгу малыша в сидячем положении нельзя.
  • Интерес к еде взрослых. Ребенок в 5 месяцев начинает интересоваться едой взросых и заглядывать в тарелку – «а что же там такого интересного кушает папа или мама?» — думает малыш. Такое поведение может стать знаком того, что можно начинать вводить первый прикорм. – статья поможет вам разобраться с чего начинать первый прикорм ребенка.
  • Гибкость. Ребенок в 5 месяцев умеет лежа на спинке поднимать ручки и ножки. Пальчик ножки малыш может дотянуть до рта, чтобы испробовать на вкус.
  • Ласточка. Лежа на животе ребенок в 5 месяцев умеет раздвинуть ручки и ножки в разные стороны, приподняв их.
  • Самостоятельно играет. Малыш уже умеет самостоятельно играть со своими ручками, ножками, игрушками в течении недолгого времени: 10-15 минут.
  • Смена настроения. Смена настроения говорит о здоровье малыша в психологическом плане. Кроха активно реагирует на песни, которые поет мама, а еще весело и бурно проявляет эмоции во время игрового процесса. Если малыш хотел поиграть, а мама уже уходит, то положительные эмоции сменяются плачем и криком. Также ребенок в 5 месяцев умеет отличать грубый тон от ласкового.
  • Умеет дотянуться и приподняться. Ребенок в 5 месяцев легко может дотянуться до игрушки или лечь на живот и приподняться, чтобы осмотреть все вокруг. Это станет его любой позой вскоре, ведь так все видно гораздо лучше.
  • Улучшается хватательный рефлекс. В 5 месяцев, показав игрушку ребенку, проникнувшись интересом к ярким цветам, он незамедлительно схватит её. Держать игрушку в руке малыш может подолгу, рассматривая и изучая её.
  • Прямые ножки в вертикальном положении. Если приподнять ребенка, придерживая за подмышки, то ножки в вертикальном положение должны быть прямыми, не сгибаться в коленках.
  • Ребенок реагирует на свое имя. У него отличная реакция на свое имя, ребенок всегда поворачивается к тому, кто его произносит. Поэтому родителям необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и наоборот. Некоторые усвоили этот навык еще не так ловко. Но все же в 5 месяцев они должны стремиться перевернуться в обе стороны. Если этого не происходит надо сообщить педиатру, и он может назначить массаж.
  • Активно переворачивается. Ребенок в 5 месяцев научился хорошо переворачиваться, за счет этого малыш становится заметно активнее. Ребенок в 5 месяцев умеет переворачиваться с живота на спину наоборот. Некоторые усвоили этот навык еще не так ловко. Но все же в 5 месяцев они должны стремиться перевернуться в обе стороны. Если этого не происходит надо сообщить педиатру, и он может назначить массаж.
  • Смена положения тела. Кроха уже самостоятельно может поменять позу, появляются первые попытки, подражающие ползанью.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

После того, как вы узнали, что умеет ребенок в 5 месяцев, следует приступить к дальнейшим шагам по его развитию. Желательно каждый день уделять ребенку по 10-15 минут, чтобы закрепить существующие навыки и научиться новым. Предлагаем ознакомиться с перечнем упражнений, как развивать ребенка в 5 месяцев:

  1. Учимся ползать. Если вы начали осваивать ползанье и делать к нему небольшие шаги в 4-м месяце, то в 5 месяце можно закрепить начальные попытки. Для этого можно расположить малыша на животике и положить игрушку на расстояние чуть больше вытянутой руки, чтобы малыш тянулся к ней. В момент, когда ребенок будет тянуться к игрушке, создайте небольшую опору для ножек от которой малыш смог бы оттолкнуться. Также неплохим вариантом будет отпустить малыш поиграться на полу и разбросать игрушки по разным сторонам от него.
  2. Упражнение на приседание. Когда ребенок лежит на спине, вы можете взять его за ручки и приподнять и подтянуть до положения сидя. Затем усложняйте подтягивание, с положения сидя полностью поднимите ребенка. Данные упражнения полезны для ребенка и делать их необходимо утром и вечером.
  3. Развитие вестибулярного аппарата. Вы можете совершать «полеты» по вашей комнате для этого необходимо поднять малыша в воздух — это благоприятно повлияет на развитие вестибулярного аппарата. Также полезны упражнения на фитболе: покачивания из стороны в сторону, наклоны и повороты.
  4. Разговаривайте с ребенком. Продолжайте активно разговаривать с ребенком. Ведь его речевой аппарат уже активно развивается. Ребенок в 5 месяцев уже во всю лепечет и ему необходимо помочь четко произносить звуки. Читайте ребенку сказки и рассказывайте про хороших и плохих героев, показывая их на картинках, пойте песенки во время купания малыша — таким образом вы быстрее поможете ребенку произносить первые слова.

Развивающие игры с ребенком в 5 месяцев

  • Игры «Ладушки» и «Сорока-Ворона» — это, прежде всего, игры позволяющие совершенствовать развитие ребенка в 5 месяцев, помогая улучшать моторику и тактильные ощущения. Для закрепления этих игр, малышу можно давать в ручки предметы разного материала – ложку, тканевые мешочки, гладкое дерево т.д. Предметы могут быть шершавыми, скользкими, теплыми, холодными, гладкими, пупырчатыми. Каждый предмет необходимо показать и рассказать о нем, а потом дать в ручку.
  • Игры в прятки или «Ку-Ку» — это распространенные игры с малышом в 5 месяцев, которые так любят дети. Вы можете показаться малышу, а потом спрятаться за углом и тихонько выглянуть и сказать: «ку-ку». Также можно прятаться и говорить ребенку, называя его по имени: «Женечка, а где твоя мама?». А через несколько секунд показаться малышу и сказать: «А вот и мама!».
  • Игры с зеркалом. Вы можете показать ребеночку зеркало, чтобы он увидел свое отражение. А затем постепенно отдалять зеркало от малыша. Ребенок в 5 месяцев интересуется не только предметами, которые находятся в поле зрения, но и те, которые находятся вдали. Во время игрового процесса с малышом, вы можете поставить зеркало так, чтобы малыш время от времени смотрел в него.

Кроме привычных погремушек, которые он учится перекладывать и трясти, для развития малыша следует приобрести пирамидку, куклу-неваляшку, мячик и различные игрушки, специально для купания.

Прикорм ребенка в 5 месяцев развития

На 5 месяце жизни в рационе ребенка могут быть изменения. Но основным питанием для него остается грудное молоко или адаптированная молочная смесь. Если ранее педиатр посчитал, что прикорм вводить еще не надо и кишечник ребенка не готов к твердой пище, то сейчас он может посоветовать начать водить продукты, отличающиеся от молока.

Современные специалисты считают, что прикорм стоит вводить с 6 месяца. Но в любом случае введение любого продукта должно быть постепенным, начинать стоит с половины чайной ложки, увеличивая до 150 гр. за неделю. Постоянно надо следить за состоянием младенца, его кожей и самочувствием.

Что вводить первым: овощи или каши, сок или творог можно узнать у педиатра. Чаще всего детям с набором веса ниже нормы рекомендуют каши. В остальных случаях в качестве первого прикорма подойдет однокомпонентное овощное пюре. Готовить для крохи надо будет отдельно, без добавления соли и сахара. Лучше всего использовать сезонные овощи, блендер или обычное ситечко, через которое можно измельчать первые крохотные порции.

Не следует предлагать прикорм, когда ребенок раздражен или плачет, он может не попробовать не потому, что ему не нравиться, а просто потому, что у него нет настроения.

Сон ребенка в 5 месяцев

Сон ребенка в 5 месяцев сокращается до 14-16 часов, из которых примерно 8-9 часов он спит ночью. Не все детки в 5 месяцев спят всю ночь. Поэтому, чтобы процесс засыпания был крепким и продолжительным можно прибегнуть к следующим простым действиям:

  1. В момент бодрствования занимайте малыша играми.
  2. В вечернее время перед сном начните с теплой ванны.
  3. После водных процедур спойте малышу любимую песенку, слегка покачивая его
  4. Малышу желательно не давать спать днем больше чем 2 часа за 1 раз (особенно это касается последнего дневного сна).
  5. Укладывайте спать ребенка при первых признаках усталости: малыш часто зевает, трет глазки, мало подвижен.

Уход за ребенком в 5 месяцев

Из-за повышенной активности на коже в этот период могут появиться раздражения. Потница — обычное явление. Она проявляется появлением красных пятен на голове, спине или ногах. Особой тревоги они не должны вызывать, но чтобы избавиться или вообще избежать этого надо следить за:

  • одеждой, избегая жестких швов;
  • менять подгузники желательно каждые 3 часа;
  • не надевать много одежды, если позволяет температура, лучше раздевать наголо почаще, чтобы «дышала» кожа малыша;
  • подмывать ребенка надо каждый раз при смене подгузника со специальным детским мылом.

Купать с мылом не реже чем 2 раза в неделю, но водные процедуры надо проводить ежедневно перед сном. Гигиенические процедуры, которые проводились ранее остаются, например, надо очищать глазки, подстригать ноготки и прочее.

Теперь вы знаете, что умеет ребенок в 5 месяцев и как развивать ребенка в 5 месяцев. Если малыш научился быстро переворачиваться стоит помнить и позаботиться о безопасности. Нельзя впредь оставлять его на диване или кровати без присмотра, он может просто упасть. Надо позаботиться об удобном месте на полу, приобрести игровой коврик или приспособить теплое покрывало, на котором расположить игрушки. Самое время спуститься с кровати, на которой провели последние 4 месяца.

Очень опасно оставлять ребенка на пеленальном столике, падение с него произойдет в большинстве случаев, это самая распространенная травма у детей этого возраста.

Игрушки можно не только подвешивать, но и располагать вокруг ребенка. Он будет стремиться доставать их и хватать. Для развития тактильных ощущений игрушки надо подбирать из разных материалов. Они могут быть и разной формы с различной поверхностью. Ребенка обязательно должны привлекать яркие цветные предметы. В период бодрствования, в хорошем настроении он может их просто рассматривать и не совершать особых манипуляций, но если он не обращает на них внимания, стоит рассказать об этом педиатру.

Также вам поможет видео о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев — это будет хорошей возможностью закрепить полученную информацию в статье про развитие ребенка в 5 месяцев.

Видео про развитие малыша в 5 месяцев:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.