Как попадают в логопедический детский сад? Логопедический садик: что это такое

Светлана Гогорева
Логопед в детском саду

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен логопед в детском саду . А родителям детей, имеющих речевые нарушения, пришлось тесно соприкоснуться с наукой логопедией и познакомиться со специалистами этой области.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания, которая является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии, подразделяется на дошкольную, школьную и взрослую. Эта статья своей большей частью будет посвящена дошкольной логопедии . Логопедия совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику, и без знания основ этих специальностей, может быть бесполезной, а иногда и «опасной» .Учитель-логопед детского сада - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи детей дошкольного возраста.

Какие же функции выполняет логопед в детском саду ? Логопед в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого развития. Чаще всего это происходит в начале учебного года, используются специальные протоколы обследования, изучается медицинская карта ребенка, проводится опрос родителей, при необходимости логопед может направить ребенка на консультацию к лор – врачу, окулисту, неврологу, сурдологу, дефектологу. В идеальном варианте заключение о речевом развитии ребенка ставится коллегиально : логопедом , психологом и неврологом . А после этого логопед , учитывая особенности психики ребенка, тяжесть речевого деффекта, подбирает программу коррекции речи.

Программа коррекции речи осуществляется поэтапно, и в большинстве случаев, включает в себя :

Формирование правильного речевого дыхания,

Развитие фонетического восприятия,

Нормализация речевой моторики,

Коррекция нарушения звукопроизношения,

Преодоление нарушения и развитие лексико-грамматической стороны речи,

Развитие связанной речи.

Если ребенок успешно усваивает и выполняет программу коррекции речи, то в дальнейшем логопед обучает его элементам грамоты, подготавливает к обучению в общеобразовательной школе. Длительность коррекционной программы зависит от тяжести речевого нарушения, психологического и неврологического статуса ребенка, от профессионализма логопеда . Каждое занятие, которое проводит логопед в детском саду , представляет собой целый комплекс игр и упражнений, а также различных видов гимнастик и массажей для язычка детей. На занятиях логопед использует игрушки , картинки, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. А самый главный атрибут занятий – это зеркало, перед которым выполняются большинство заданий. Есть у логопеда и логопедические инструменты – зонды для массажа и постановки звуков. Логопед в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой, но и подгрупповые и индивидуальные занятия.

Какие же речевые нарушения исправляет логопед в детском саду ?

1. Нарушение устной речи :

Дислалия (косноязычее) – нарушение звукопроизношения принормальном слухе и сохранненой иннервации речевого аппарата;

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;

Заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

Брадилалия – патологически замедленный темп речи;

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи;

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Кроме проблем с устной речью, дети страдают нарушением письменной речи, которое корректируется уже в школе.

2. Нарушение средств общения :

ФНР – фонетическое недоразвитие речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Такие расстройства могут проявляться :

В отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

В искажениях – горловое произнесение звука р, щечное - ш и т. д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т, чаще всего нарушаются :

Свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары, Ц;

Шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;

Сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары) ;

Заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары) .

Чаще всего детей с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

ФФНР - фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие) . Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов , ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па) . И, когда логопед в детском саду спрашивает , какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы) . А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.

Фонема - минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами) . Фонема имеет основной вариант - звук, находящийся в сильной позиции : для гласных - это позиция под ударением, для согласных - позиция перед гласным или сонорным.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний :

Трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

При сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

Невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР :

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т. е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с» , «ч» , «ш» ребенок произносит звук «сь» : «сюмка» вместо «сумка» , «сяська» вместо «чашка» , «сяпка» вместо «шапка» .

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.

3. Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р» , «л» и «с» изолированно (т. е. один звук, не в слоге или слове, но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова» .

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются : общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов , согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

ОНР – общее недоразвитие речи. Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно :

Более позднее начало речи : первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;

Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;

Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

Речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Формирование правильного речевого развития – это сложный процесс - необходима совместная работа врача - невролога, логопеда , психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

И в завершении своей работы, хотелось бы сказать, что родители играют не менее важную роль в речевом развитии детей. Поэтому кроме занятий с ребенком логопед в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родителям объясняет дефект речи ребенка, обучает необходимым приемам и упражнениям для домашних занятий.

Спасибо за внимание!

Когда кроха еще уютно посапывает в колыбельке, маме даже трудно представить, что однажды он пойдет в детский садик. Ведь садик - для больших, а мы еще такие маленькие! Однако, не все так просто. Ажиотаж вокруг детских садов не только не утихает, но и растет год от года, несмотря на активное строительство новых садов. Многие мамочки на своем печальном опыте убедились, что записываться в сад нужно за год-два до желаемого срока, а многие это делают аж во время беременности! Видимо, спрос на сады намного выше имеющихся в них мест.

Гораздо труднее в этом вопросе родителям, чье четырехлетнее чадо остро нуждается в специализированном детском садике или группе. Наряду с обычными садами, без какого-либо профиля, существует целая система садиков для малышей с особенностями в развитии. Например, чтобы исправить различные речевые проблемы, организованы целые логопедические детские сады. Это обычно малокомплектные садики из 4-6 групп, по 10-15 человек в каждой. Специалисты отмечают, что потребность в логопедической помощи дошкольникам растет с каждым годом, поэтому и в такой сад попасть сложно.

Как попасть в логопедческий садик?

Для начала мамочка, обеспокоенная невнятной речью малыша, должна посетить логопеда в поликлинике. Если логопед увидит проблему, обязательно направит на комиссию по приему детей в логопедический садик. Только маме придется собрать еще несколько справок: от ЛОР-врача, окулиста, педиатра и психоневролога (сейчас это не всегда обязательная справка). Вот с таким набором документов мама должна явиться на комиссию вместе с малышом. Задача комиссии (которая состоит из логопедов, психолога, иногда психоневролога) определить, действительно ли у ребенка есть отставание в речевом развитии, или просто мамочка перестраховалась. А может, родители непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту. И такое бывает! Если комиссия коллегиально решает, что проблема есть, то встает вопрос комплектации: а в какой именно логопедический садик нужно направить именно этого малыша? Ведь логопедические диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста. Например, если у 4-хлетнего малыша поставлен диагноз «общее недоразвитие речи 1-2 уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набираются четырехлетки с ОНР. . А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы только со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, нет Р,Л), то такого «абитуриента» направят в совершенно другую группу, подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше. А для заикающихся малышей вообще отдельные сады предусмотрены, со своей программой и набором специалистов (например, ведутся занятия по арттерапии)

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в тот садик, куда его зачислили. В некоторых округах Москвы комиссии пробуют проводить не в детских садах силами логопедов- практиков, а в Департаментах образования, но суть набора деток от этого не меняется.

Кроме садиков, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические группы в обычных садах. Такие сады называются «Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида». То есть смешанный садик. Схема набора деток сюда такая же. Качество обучения, программа обучения и квалификация логопеда везде одинаковые: как в Лого-садике, так и в саду комбинированного вида.

К сожалению, часто бывает так, что комиссия вынуждена отказать родителям в логопедической группе. Поскольку мест в садах катастрофически не хватает, отдается предпочтение детям 5-6 лет, которым через год-другой идти в школу. Считается, что им логопедическая помощь нужнее, нежели 3-летнему неговорящему крохе. В таких случаях в документах пишут «смотреть через год». То есть мама должна повторить всю процедуру ровно через год. Встает закономерный вопрос, а что делать-то весь этот год? Упущенное время не вернется, а чем раньше начнутся занятия, тем успешнее будет обучение. Но, справедливости ради, надо добавить, что нередки случаи, когда, действительно, малыш вполне может обойтись без садика, а через год прийти со значительными улучшениями в речевом развитии. И звуки появились сами, и пересказывать научился, и цвета-формы выучил! И все же, велик риск, что «неохваченный» логопедической помощью малыш больше теряет, чем приобретает. Если диагноз поставлен, родители сильно беспокоятся, а окружающие не понимают речь ребенка - категорически нельзя пускать ситуацию на самотек. Вместо сада, в котором вам отказали, есть множество детских центров, как платных, так и бесплатных, где малнькому клиенту окажут коррекционную помощь те специалисты, в которых он нуждается. Идти лучше в Медико-психолого-педагогические Центры, так как там работают не только педагоги и дефектологи, но и медики, например, психоневрологи, невропатологи и тд. Еще лучше, если в таком центре в штате есть нейропсихолог: результаты работы такого специалиста не заставят себя ждать. Благодаря такому комплексному подходу улучшится не только речевое развитие малыша, но и интеллектуальное, эмоциональное, психологическое. Обычно занятия проводятся не только в индивидуальной форме, но и в подгрупповой. На подгрупповых (4-6чел) занятиях логопеда, дефектолога или психолога ребята знакомятся с окружающим миром, с азами математики, грамоты, учатся общаться. Особо внимание дефектолог уделяет формированию логического мышления, пространственного восприятия.В таких Центрах детей также первоначально обследует комиссия из перечисленных специалистов. Это необходимо для того, чтобы понять уровень развития конкретного ребенка, его нужды, наметить общий план работы.

Если в вашем городе нет таких Центров, то вам должен оказать помощь логопед в поликлинике, но, имейте в виду, что нагрузка у них настолько велика, что и здесь вам могут отказать: «Ждите до 5 лет». Не стоит отчаиваться, ведь на сайте www. logoped.org вы найдете специалиста любой квалификации в любом городе России. В некоторых случаях частные логопеды незаменимы.

А есть ли проблема?

Наблюдательная мама никогда не оставит незамеченными проблемы малыша, как со здоровьем, так и с развитием. А вот что делать гиперчувствительным, тревожным мамам, которые склонны видеть нарушенное развитие буквально во всем? Обычно они считают, что их ребенок плохо говорит, когда ему нет и года, и бегут на консультацию к логопеду. Давайте разберемся, когда стоит успокоиться и подождать, а когда надо бить тревогу и пытаться добиться логопедического садика.

Простейшее обследование речи дома.

Его имеет смысл проводить, если крохе уже исполнилось 2 года. До этого времени он еще имеет полное право не говорить предложениями, переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама. А вот в 2 годика многое меняется в организме малыша, активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, кроха становится взрослее, «осознаннее». Давайте узнаем, стоит ли уж так спешить определить его в логопедический садик. А может, все не так плохо?

  1. Обследование пассивного словаря. Нет ничего проще! Дайте крохе несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова, все ли выполнил в точности:

- «Будем строить домик для зверей. Принеси кубики» (это одноступенчатая инструкция)

- «Отлично! Поставим кубики друг на друга. Помогай. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси нам зайку» (а это уже двухступенчатая инструкция)

- «Хорошего зайку ты принес. Только он большеват для нашего домика. Отнеси этого обратно, принеси маленького зайку и посади его в домик» (это не только трехступечатая инструкция, но еще и с предлогом В)

Проверьте, может ли малыш показать или принести разные бытовые предметы: чашку, ложку, тарелку; кубик, машинку, ведерко; колготки, ботинки, платочек и т. д.

Понимает ли он слова-действия, то есть глаголы: прыгни, сядь, подойди, открой, вытри, дунь,помаши, налей, выброси и т.д.

Если вашему малышу уже 3-4 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе, требования выше. Попросите его спрятать мячик ПОД платок, а потом платок ПОД мячик; карандаш ЗА чашку, чашку ЗА карандаш. Попросите обязательно показать тот или иной цвет: «Где красный кубик? А где желтый?». Если трудно - это тревожный знак.

  1. Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего крохи. Чтобы ни говорили врачи, воспитатели и бабушки - фразовая речь должна быть сформирована в 2-2,5 года. Что это такое -фразовая речь? Это речь предложениями, пусть короткими, пусть с «аморфными» словами «Мама, дя пи!» (мама, дай пить!), пусть непонятными для окружающих. Если малыш пыхтит, мучается, но пробует говорить в 2 года предложения из2-3 слов - повода для паники нет. Однако, если этому же малышу уже 3-4 года - то надо начинать занятия срочно, не откладывая.
  2. Давайте обратим внимание и на слоговую структуру слова, то есть на то, как малыш говорит слова: целиком или нет, переставляет слоги или «выбрасывает» их из слов,а может, наоборот, «наращивает» (малинана (малина)авик (снеговик),птипцы (птицы), а гуда (радуга) Если в 2-3 года это допустимо, то в 3,5-4 года обращаем на это внимание, записываемся к логопеду.
  3. Очень важно понять, как слышит звуки речи ваш малыш. Проверить это очень просто. К 2-3-хлеткам это не имеет отношения, а вот с 3-х лет - можете проверить. Игра «Хлопни в ладошки, когда я скажу «мяу». Вы говорите «гав», «му», «мяу», «пи», «мяу», а ваше чадо хлопает только на «мяу». Когда он уловил принцип игры, усложните задачу: «Хлопни в ладошки, когда я скажу «у»»Звук слушать труднее; совсем непросто для такого малыша вычленить его среди других: «а», «и», «у», «о», «у». Ну, а если даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук Ш, при этом прикройте рот листком бумаги, чтобы маленький хитрец не ориентировался на вашу артикуляцию: «Ш», «с»,»ж», «ш», «м», «у», «з», «ш»… Если все слышим хорошо - можете успокоиться - фонематический слух развивается нормально, логопедический садик вам не нужен!
  4. И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо срочно искать логопеда лишь 4:

1.У 2-хлетнего крохи «каша во рту», ротик полуоткрыт при нормальных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым

3. Если малыш весьма заметно заикается или резко перестал говорить после стрессовой ситуации.

3. Если в 3 года не произносит или заменяет звуки К, Г, Т, Д,Х, ТЬ. Также спешим к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки С,З,Ш, Ж, Щ, Ц,Ч, Р,Л, В, а часто и мягкие варианты СЬ, ЛЬ, ЗЬ. При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы, трудности допускаются только при звуке РЬ, а также допустимы смешения некоторых звуков в предложениях: С-Ш (Сла Шаша по шоссе) , Р-Л (Клара иглара на кларнете). Конечно, не стоит волноваться, если 4-хлетка имеет свои «любимые» слова: ферваль, барелина, тарубетка,коклеты… Единичные случаи в расчет не принимаются.

6. В самом конце своего «домашнего» обследования проверьте еще раз и запишите, какие цвета может показать и назвать ваш малыш. Двухлетка должен легко находить такой же цвет по образцу («Вот желтый кубик. Дай такой же»), вполне может узнавать цвет по его названию «Дай красную машинку». Но называть цвета ему совсем еще необязательно. А вот в 3-4 года он уже должен называть 2-3 основных цвета. Также и со счетом. В 3 года крохе уже доступны понятия «один - много», он уже может пересчитать предметы от 1 до3-х. Также 3-4-хлетние ученики узнают и называют некоторые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Научите малыша собирать пирамидку, сначала из 3, а затем из 5 колец. Посмотрите, получилось ли у него сделать это самостоятельно. Трудно? Попросите: «Дай мне самое большое колечко. Наденем его. А теперь опять дай самое большое. И его наденем. И снова найди самое большое. Вот и собрали пирамидку! Попробуй теперь сам». Очень важно понять, как малыш умеет обучаться, как может работать самостоятельно, вне зависимости от возраста.

Если все задания ваш кроха-ученик выполнил хорошо, то вам не стоит спешить в логопедический садик. Найдите другие способы развить своего ребенка, например, поводить его на развивающие занятия, а может, позаниматься самим. Однако, если хотя бы один пункт обследования вас не удовлетворил, а малыш вел себя беспокойно, шалил, не мог сосредоточиться на задании, все хватал без цели - обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут. Для хорошего логопеда не бывает трудных детей, все ребята индивидуальны, у всех есть сильные стороны. Увидеть эти стороны - и есть залог успеха логопедической работы!

Пятибратова Н.В.

Детский сад № 3 (С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ)
119618, Москва, м. Юго-Западная, 50 лет Октября ул., 25, к.1
Телефон: 435-8746

Детский сад № 43 (с логопедической группой)
121359, Москва, м. Молодежная, Павлова Академика ул., 7, к.2
Телефон: 149-3724

Детский сад № 77 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121108, Москва, м. Пионерская, Герасима Курина ул., 30, к.2
Телефон: 144-0775

Детский сад № 154 Центр развития ребенка (С ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ, КРУГЛОСУТОЧНЫЙ)
121151, Москва, м. Студенческая, Дунаевского ул., 10
Телефон: 249-3429

Детский сад № 216
119415, Москва, м. Проспект Вернадского, Ленинский просп., 118
Телефон: 432-4622

Ясли-сад № 241 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121601, Москва, м. Полежаевская, Филевский бульв., 23/2
Телефон: 738-1055

Детский сад № 352 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121309, Москва, м. Багратионовская, Филевская Б. ул., 25А
Телефон: 145-2122

Детский сад № 409 (С ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ)
121552, Москва, м. Молодежная, Оршанская ул., 12
Телефон: 141-6556

Детский сад № 463 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ, С ЯСЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ)
119454, Москва, м. Проспект Вернадского, Лобачевского ул., 56
Телефон: 432-9067

Детский сад № 545 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ, С ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППОЙ)
121108, Москва, м. Пионерская, Тарутинская ул., 6
Телефон: 144-7583

Детский сад № 582 (КОМБИНИРОВАННЫЙ, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ)
119501, Москва, м. Пионерская, Веерная ул., 34, к.1
Телефон: 442-3783

Детский сад № 815 (КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ И ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППОЙ)
119526, Москва, м. Юго-Западная, 26-ти Бакинских Комиссаров ул., 2, к.3
Телефон: 434-5034

Детский сад № 821 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121151, Москва, м. Студенческая, Можайский пер., 4
Телефон: 249-2265

Детский сад № 827 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121351, Москва, м. Молодежная, Ярцевская ул., 11, к.4
Телефон: 141-2456

Детский сад № 985 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121087, Москва, м. Фили, Тучковская ул., 5
Телефон: 148-5409

Детский сад № 1148 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ И ЯСЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ)
121352, Москва, м. Пионерская, Давыдковская ул., 2, к.3
Телефон: 445-0824

Детский сад № 1149 (КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ И ЯСЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ)
121471, Москва, м. Кунцевская, Гвардейская ул., 10, к.2
Телефон: 446-2705

Детский сад № 1252
119602, Москва, м. Юго-Западная, Мичуринский просп., Олимпийская Деревня, 8, к.2
Телефон: 437-5932

Детский сад № 1303 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121353, Москва, м. Молодежная, Сколковское шоссе, 12
Телефон: 446-1923

Детский сад № 1428 (КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ)
119602, Москва, м. Юго-Западная, Анохина Академика ул., 12, к.5
Телефон: 430-0738

Детский сад № 1430 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
119607, Москва, м. Проспект Вернадского, Удальцова ул., 87
Телефон: 932-3500

Детский сад № 1565 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ)
119607, Москва, м. Проспект Вернадского, Раменки ул., 13, к.2
Телефон: 931-1685

Детский сад № 1633 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ)
121601, Москва, Филевский бульв., 8, к.2
ст.м. Полежаевская (2100м на СВ), Багратионовская (2500м на Ю), Фили (2550м на ЮВ)
Телефон: 142-0774

Дети могут путать буквы, не произносить буквы, поэтому уже в 2 года ребенка необходимо отвести на прием к логопеду в районной поликлинике. Также, при выборе детского сада следует обратить наличие в саду специалиста-логопеда, даже если ребенок хорошо выговаривает буквы, то наблюдение логопеда не помешает. Логопед поможет развить правильную дикцию и грамотную речь.

Почему специалисты рекомендуют посетить логопеда в возрасте 2 лет? Потому что речь начинает формироваться уже с года. Ребенок начинает произносить первые слова, соединять их в предложения и родители не всегда могут понять правильно ли формируется речевой аппарат у ребенка. Поэтому стоит посетить логопеда в районной поликлинике или в частной клинике и убедиться в степени развития речевого аппарата ребенка. Такой визит даст возможность избежать в дальнейшем проблем с речью.
В возрасте от четырех до пяти лет у детей могут появляться нарушения уже в сложившемся речевом аппарате. Но в этом возрасте дети, как правило, ходят в детский сад, они общаются, перенимают манеры разговора друг друга, старших и воспитателей. Проблемы с речью могут появиться по различным причинам: нежелание ребенка выговаривать правильно буквы и слов, неправильный прикус, внутреннее состояние ребенка, психологический климат в семье. Поэтому дети должны находиться под наблюдением в опытного логопеда в детском саду, который будет работать с каждым ребенком.

Чем занимается логопед в детском саду? Логопед ведет наблюдение за детьми, анализирует их речь и выявляет проблемы. Опытный специалист легко найдет дефект речи. Для того, что раскрыть проблему с речью того или иного ребенка, логопед беседует с детьми, ведет определенные занятия, наблюдает за речью детей со стороны, изучает их поведение и манеры говорить.

Многие родители бывают задают вопрос воспитателям и руководству детского садика о том, стоит ли детям с хорошей речью заниматься с логопедом?
Ответ на этот вопрос не должен вызывать сомнений. Логопед необходим каждому ребенку в детском саду. Логопед, в первую очередь, проводит работу с детьми, у которых наблюдается патология в развитии речи, а, во-вторых, проводит развивающие групповые занятия для всех детей. Развивающие занятия дают возможность детям научиться грамотно строить предложения.

Групповые занятия должны обязательно включать занятия, направленные на:

- развитие артикуляционной моторики;
- развитие грамотной речи;
- развитие координации движения, памяти и внимания.

Логопед в детском саду выполняет много функций, но главная из них - это работа с проблемными малышами. Логопед должен делать упор на устранение дефектов речи детей, проводить профилактические мероприятия, бороться с появлением нарушений речи.

Логопеды обычно в детском саду организовывают специальные логопедические группы, тем самым с детьми работает специалист на протяжении всего дня. Для того, чтобы попасть в такую группу, необходимо назначение врача. Логопедические группы формируют для детей с 5 лет. Как правило, логопед заводит «Логопедический дневник», в котором фиксируют всю работу с детьми. Также для индивидуальных занятий составляется «График индивидуальной работы». Обязательно логопед составляет рекомендации и назначения для родителей и воспитателей. Эти рекомендации должны строго выполняться на протяжении всего дня, а также по выходным дням.

После окончания обучения в логопедической группе каждый ребенок должен правильно и осмысленно уметь читать слова, простые тексты и предложения, различать и произносить звуки, разбирать слова на звуки фонетически, уметь произносить каждый отдельный звук, контролировать собственное произношение, четко выговаривать все звуки.

Как проходят логопедические занятия в саду. Логопед обязательно занимается развитием артикуляционного аппарата ребенка, проводит специальную артикуляционную гимнастику. Эта гимнастика должна помочь ребенку научиться правильно произносить звуки. Для занятий такой гимнастикой разработан ряд специальных упражнений, которые следует выполнять не только в саду, но и дома.

Обычно логопеды рекомендуют следующие упражнения для применения, а также различные логопедические упражнения:

1. «Окно»:
- открываем широко рот и произносим - «жарко»;
- рот закрываем и произносим - «холодно».
2. «Шар»: последовательно надуваем и сдуваем щеки.
3. «Улыбка»: следует стиснуть зубы, разомкнуть губы и широко улыбнуться.
4. «Дудочка»: следует сжать зубы, как можно сильнее напрячь губы и вытянуть их вперед.

Два последних упражнения необходимо проводить несколько раз, чередуя их.

Еще в артикуляционной гимнастике применяют такие упражнения:

1. «Замешиваем тесто»; сначала необходимо широко улыбнуться, затем выставить язык между губами и шлепать «пя-пя-пя-пя-пя», причем кончик языка прикусывается зубами. Это упражнение выполняется несколько раз подряд.
2. «Часы»: широкая улыбка, а затем кончик языка по очереди передвигают по каждому уголку рта, как по часовой стрелке.
3. «Футбол»: необходимо закрыть рот и затем упираться по очереди языком в обе щеки, снаружи будет казаться, что во рту прыгают мячики.
4. «Качели»: делаем широкую улыбку, вниз и вверх вводим языком.
5. «Вкусное молоко»: широко улыбаемся, делаем язык насколько возможно широким в форме "ложечки" и облизываем верхнюю губу.
6. «Лошадка-пони»: следует вытянуть губы, сделать «узкий язык» и попытать произнести звук цокающих копыт.

Это основные упражнения, логопеды применяют в работе много других эффективных упражнений.

Важно развивать и моторику. Мария Монтессори еще в прошлом веке отмечала, что у человека взаимосвязаны речь и мелкие движения рук и кистей рук. Она утверждала, что проблемы с речью возникают из-за проблем в развитии мелкой моторики у ребенка. Немного позже ученые-биологи выяснили, что в головном мозге очень близко находятся центры, которые отвечают за развитие речи и за движение пальцев рук. Поэтому, если развивается мелкая моторика, то и развивается речь, так как напрягаются и работают две близкорасположенные зоны головного мозга.
Приведем примеры упражнений, которые развивают моторику детей дошкольного возраста.

Можно с ребенком переливать воду из посуды с различным горлом: из узкого в широкое и наоборот.
Эффективным является построение при помощи пальцев рук различных фигур. Например, можно показать как едет пароход или сделать лебедя. Всевозможные фигуры помогут развить моторику, а также сконцентрировать внимание ребенка на объекте.

Еще хорошо развивает мелкую моторику мозаика. Если нет мозаики, можно просто сортировать пуговицы или болтики. Также подойдет конструктор для развития моторики.
Можно вырезать из бумаги различные предметы и фигуры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.