Игры для развития ребенка от 1 года. Игры с предметами быта: одеждой, посудой. Мультфильмы. Общение со сверстниками

Полки детских магазинов переполнены товарами, бывает сложно выбрать своему ребенку подходящую игрушку. Современные игрушки многофункциональны, они помогают в развитии и приносят радость одновременно.


Задачи по развитию

Для комфортного развития в этом возрасте необходима особая забота и внимание со стороны родителей.

Помните, что вы можете ставить ребенку только соответствующие его возрасту задачи: развитие речи, мелкой моторки, координация движения и развитие слуховой памяти.

Как происходит развитие речи в возрасте от одного года?

В этом возрасте ребенок только начинает произносить понятные ему слоги и слова. Он осознает взаимосвязь между действием и звуком. Например, увидев собачку, он произносит «ав» или другой звук, относящийся именно к собаке.

Играя с малышом, обязательно проговаривайте ему каждое свое действие. Например: «Что делает мама? Мама берет кубик и ставит сюда». Показывая и проговаривая свои действия, вы помогаете ребенку освоить навыки слуховой памяти, развивать его речь и координацию движения. После этого простого упражнения предложите и малышу повторить ваши действия, похвалите после выполнения задания. Именно через слуховую память и простые действия малыш развивается на данном этапе своей жизни.


Четко произносите звуки и слова. Лучше их немного растянуть и проговорить в соответствии с написанием, например «мОлОко», вместо привычного «мАлАко». Малыш быстрее научиться воспроизводить услышанную от близких людей речь.

Ошибка многих в родителей в том, что они говорят с ребенком на так называемом «детском языке», иными словами искажают звуки и слоги, например «моя хоЛошая». Общайтесь с ним на равных, как с взрослым, и тогда ребенок сможет быстрее улавливать звуки и слова, научится их правильно говорить.

Как происходит развитие мелкой моторики?

Мелкая моторика – это скоординированное движение рук при подаче сигнала мозгом. Задача родителей показать, что движения ручек и пальчиков должны быть осознанными. Игры с мелкими предметами, например пуговицами или бусинами должны проходить только под присмотром взрослых. Малыш все пробует на вкус, потому легко может проглотить мелкий предмет.



Аппликации из кусочков бумаги – хорошее решение! Дайте ребенку самому разрывать листы на кусочки, приклеивая их один за другим в определенном порядке. Обратите внимание, что бумага должна быть тонкой, чтобы избежать порезов на ручках.

Особую радость приносят детямраскраски из пластилина – его можно скатать в шарик или размазать по поверхности листа.

Такие раскраски можно создавать и самим. Возьмите плотный лист бумаги или картона и нанесите фломастером простой рисунок. Это может быть дерево, цветок или дом. Рисунок обязательно должен быть крупным, без мелких элементов!




Способов развития мелкой моторики детских ручек много, ваша задача выбрать интересный именно для вашего малыша вариант.

Как происходит развитие координации движения в возрасте от года?

Нежный возраст от года требует особого внимания со стороны родителей. Если не развивать координацию движения в маленьком возрасте, то во взрослой жизни вашему чаду будет нелегко.

Координация движения – это взаимосвязь сигналов мозга и работы мышечных тканей или крупная моторика. Потому так важно развитие ее в раннем возрасте.


Координация движения тренируется при помощи активных нагрузок и статичных упражнений для развития мозжечка. Чаще всего используется такой инвентарь как мячи, шары и специальные коврики. Простые упражнения должны длиться не более 5 минут, иначе ребенок быстро устанет и в следующий раз его придется уговаривать поиграть в мяч.

Специальные коврики можно купить в магазине или создать самим. На них есть линии и круги, другие геометрические фигуры. Задача ребенка – научиться двигаться по ним в соответствии с заданием. Такой коврик легко изготовить дома, взяв за основу игровое поле «Твистера». Покажите ребенку, как можно действовать на этом коврике: наступать на каждый предмет или перешагивать через элементы.




Как происходит развитие слуховой памяти у ребенка от года?

Слуховая память – это способность обработать услышанную информацию для дальнейшего ее воспроизведения. Звук поступает через ухо в мозг, распознается и обрабатывается. Далее мозг дает команду нейронам на выполнение определенного действия, которое приводит в действие при помощи мышечных тканей.

Понять, что у малыша есть проблемы со слуховой памятью легко. Чаще всего таких малышей называют «невнимательными», то есть они не могут сосредоточиться на одном действии, их отвлекают посторонние звуки при выполнении заданий.

Развивается слуховая память через совместное чтение сказок и стихов. Чаще просите ребенка повторить за вами слово или звук и не расстраивайтесь, если у малыша не сразу получится. Он только пришел в этот мир, ему важна ваша поддержка при неудачах.



Какие игрушки подходят?

Ваш ребенок будет в восторге от разноцветных кубиков , из которых можно строить небольшие башенки или выкладывать их один за другим в прямую линию, распределяя по цвету. Из кубиков легко складывать дома или замки.

В магазинах можно найти обучающие деревянные кубики на определенные тематики с яркими изображениями предметов. Играть с такими кубиками легко и интересно, их можно сортировать по размеру, цвету или по картинке.

Малышу станут интересны и мягкие кубики на липучках , из которых также забавно строить домики, заселять различных животных и людей, просто соединяя их друг с другом.


Пазлы – это увлекательное занятие, а когда они похожи на знакомые картинки, играть еще веселее. Для малышей пазлы могут быть деревянными, из пластика или плотного картона. В них не более 6 элементов, чтобы ребенок самостоятельно смог составить картинку.

Разноцветные развивающие сортеры также могут стать увлекательным занятием для малышей. Они созданы для развития мелкой моторики и координации движения. Кроме того, сортеры помогают приобрести первые знания о форме предмета и цвете. Сортеры могут быть обычными или интерактивными, издавать звуки при правильном выборе фигурки.




Развивающая игрушка в виде счетного столика (абаки) поможет малышам справиться с развитием координации движения, научить их сортировать предметы по цвету, а также дать первичные понятия «количество», «цвет».

Мобиль – это универсальная развивающая игрушка, которую можно брать на прогулку, в дорогу.

Разные по форме, цвету и текстуре игрушки помогают малышу развивать координацию, слуховую память, речь и физическую активность, ведь для того, чтобы поиграть, необходимо дотянуться до игрушки! Они могут быть механическими или интерактивными.


Что купить в подарок?

Непросто выбрать подарок малышу, у которого еще не сформированы интересы. Мы составили обзор некоторых развивающих игрушек, которые могут стать не только радостным, но и полезным подарком.

  • Удивительным подарком, развивающим память, мелкую моторику, координацию движения и речь, станут книги Мэтью Ван Флита . Всех их объединяет одно – они приносят радость, как взрослым, так и детям! Например, книга Мэтью Ван Флита «Хрю» в твердом переплете представляет собой целое путешествие в деревню, где малышу приоткрываются тайны ее обитателей. Крупные изображения животных неяркие, что не позволяет малышу уставать. Ребенок может погладить гриву лошади, овечью шерстку или пушок цыпленка. Легкие для запоминания стихи позволяют развивать слуховую память. Это удивительный подарок на день рождения!



  • Обучающая гусеница «Умка» – это яркая интерактивная игрушка для малышей. Гусеница читает стихи и поет песенки, произносит звуки и слова: просто нажимайте кнопку, каждая из которых имеет свой цвет, у нее на лапке. Также ее можно использовать как каталку, впереди уже прикреплена веревочка.


  • Складной сортер Hasbro имеет только 5 цветов: желтый, белый, оранжевый, голубой и красный. Сортер компактного размера, потому его можно брать с собой на прогулку или в дорогу. Крупные фигурки с изображением животных и 4 отверстия для них помогают ребенку сосредоточиться на игре самостоятельно.



  • Пирамидка Пчелка Hap-P-Kid имеет три цвета: красный, желтый, голубой. Пластмассовый сортер в виде пчелки станет интересным подарком. Пчелка издает звуки при снятии или надевании колец, что приводит малышей в восторг.



  • Набор деревянных кубиков Bondibon только на первый взгляд кажется простой игрушкой. На самом деле, это один из лучших развивающих подарков для детей от года. Он помогает улучшить мелкую моторику, координацию движения, а самое важное – фантазию! Ребенок сам решает, что ему строить: башню или домик. Кубики имеют различную геометрическую форму и цвет, на некоторых из них есть рисунок в виде кругов и полосок. 60 ярких, различных по форме кубиков принесут малышу радость.



  • Для мальчиков радостным подарком станет музыкальный толокар . Она не просто катается, но и издает звуки при движении. Некоторые толокары имеют и световые элементы на руле или фарах. Родители могут сами возить ребенка за рукоятку сзади. Некоторые малыши пробуют самостоятельно привезти толокар в движение, отталкиваясь ногами.


  • Для девочек полезной станет пупс или кукла . Особую радость вызывают интерактивные куклы, которые издают точно такие же звуки, как и ваш ребенок: «Агу», «Мама», «Уа».


Как сделать своими руками?

Большинство мам предпочитают изготавливать развивающие игрушки своими руками. В ход идут любые подручные средства: остатки тканей, бусины, шнурки, пуговицы, пряжа и еще много всего, что можно найти у любой хозяйки.

Развивающий коврик

Развивающий коврик – это лучшее дидактическое пособие для ребенка, на котором расположены различные элементы. Например, при изготовлении вы можете использовать кусочки тканей различных фактур, погремушки, специальные детские зеркала (они изготовлены из специального пластика и безопасны для малышей), шнуровки и другие бытовые элементы. Чем больше вы используете шуршащих и гремящих деталей, тем интереснее будет вашему малышу.шу.


Сенсорная коробка

Это простая и интересная игрушка. Возьмите несколько картонных коробок и соедините их между собой. Можно взять пластиковые боксы с ячейками внутри. Наполните коробку песком или любой крупой, оформите красочно и высадите «огород», разводите животных «в полях». Тематика вашей коробки зависит от фантазии мамы. В ней можно посадить игрушечную морковь или искать клад.




Слингобусы

Эту игрушку легко создать тем, кто владеет крючком. Большие деревянные бусины обвязываются нитями разного цвета и нанизываются на веревочку. Их можно разобрать и собрать заново. Они помогают ребенку различать цвета, улучшают мелкую моторику. Этой игрушкой лучше заниматься в присутствии взрослых.



Бизиборд

Доска с различными познавательными элементами была придумана Марией Монтессори . Для ее изготовления понадобится деревянная доска. Ее можно покрыть олифой, нанести различный рисунок или наклейки.

Изготовление бизиборда – мужское занятие. При помощи болтов и шурупов на нее крепят замки, розетки, звонки или колокольчики, шпингалеты, пуговицы, шнурки, молнии, погремушки и многое другое.

Бизиборд может быть любой формы и размера, стационарный или статичный. Есть небольшие различия в бизибордах для мальчиков и девочек. В первую очередь, это цветовое решение, а также наполнение.

Многие родители теряются, когда дело доходит до игры с детками грудничкового периода. Покормить, помыть, погулять с малышом, это умеют многие молодые родители, но вот какие проводятся с крохой в свободное от этих хлопот время, большинство не знают.

Естественно основное развитие ребеночка до года проходит в форме игры, которая направлена на формирование основных навыков речи, координацию движения и ознакомление с окружающим миром.

В этой статье будут подробно описаны основные упражнения и развивающие игры для детей в 1 год , способствующие этим целям. Вначале обсудим особенности грудничков по месячному периоду и подходящие игры в это время.

Игры, развивающие речь в 1 год

Полугодовалый ребенок связно лепечет, выговаривает слоги, а уже к 7 месяцам можно услышать имитацию голоса взрослого, то есть отдельные слоги, которые сформировались случайно или были скопированы с речи взрослого. Еще через месяц-два начинайте играть с малышом в подражание новых слогов, произнесите слог несколько раз и подождите, пока малыш ответит вам. Данная игра тренирует артикуляционный аппарат, и естественно обогащает лепет крохи.

С полугода до 10 мес. у ребенка активно формируется понимание слов взрослого. Ребенок способен радоваться голосу, и вслушивается в речь, начиная понимать их. Такое продвижение малыша, побуждает его поворачивать головку и разыскивать взглядом определенные объекты, либо в конкретном месте, либо по всему пространству комнаты.

В соответствии со способностями, подбираются и развивающие игры для ребенка в 1 год , в которых необходимо представлять и называть основные процессы, подойдут, такие как «ладушки», «какой большой!», «до свидания», и др., их можно повторять помногу раз пока малышу интересно.

Думаю, объяснять суть этих игр не стоит, название говорит само за себя.

Уже с восьмимесячного возраста развивающие игры для ребенка в 1 год приобретают новую направленность - обучаем детей, отыскивать взглядом пару известных объектов, после просим достать искомый предмет.

В ходе общения и игр необходимо как можно чаще обращаться к малышу по имени: на девятом месяце жизни кроха способен запомнить собственное имя, отыскивать взглядом взрослого, поворачивая голову, приближаться к человеку, который зовет его по имени. Поэтому стоит поиграть в стишки с именем малыша или различные прибаутки - такие несложные игры родители могут придумать самостоятельно.

Развивающие игры для ребенка в 1 год: учим предметы

Теперь рассмотрим специализированные развивающие игры , направленные на изучение окружающих предметов. Игры опять же самые элементарные: положите объемистый, красочный и звучащий предмет на обычное место и называйте его несколько раз, пока малыш не повернет голову в сторону нахождения предмета. К примеру, поставив любимую игрушечную собачку малыша на полочку, которую кроха может без труда увидеть, и скажите: «А где же Денискина собачка, гав-ав?». Затем, взяв карапуза на руки, поднесите к игрушечке и дайте позабавиться с ней. Старайтесь проводить такие занятия, когда кроха спокоен и весел, и его ничего не беспокоит. Освоив эту игру, постарайтесь поменять привычное месторасположение собачки и повторите свой вопрос, пусть кроха отыщет взглядом в комнате свою игрушку. Таким образом, формируется связь слова «собака» с самой игрушкой, а не с полочкой, на которой она стояла. Проделайте эту игру с другими предметами.

Обучение можно проводить не специально, а использовать интересы ребенка. К примеру, ребенок сосредоточился на включенной лампе, обязательно спросите: «Где огонек, смотри?», и не забудьте назвать малыша по имени: «Дениска, где огонек? Вот наш огонек!». Все развивающие игры для детей в 1 год необходимо повторять несколько раз, с одного раза малыш до года не сможет установить связь между событием и объяснением, поэтому запаситесь терпением и настойчивостью. Со временем такие игры, на опознавание предметов, нужно усложнять, добавлением новых объектов, к примеру, к собачке добавится куколка. Родителю нужно сказать, «Дениска смотри, вот собачка, а где же кукла?». Такие игры формируют визуальную память, знакомят с окружающим миром и помогает сосредотачивать внимание на конкретной вещи.

Развивающие игры для ребенка в 1 год: развиваем координацию движения

Самая простая игра, направленная на развитие моторики у ребенка - это прятки на месте. К примеру, мама набрасывает небольшую косынку на свою голову, или просто закрывает руками лицо и спрашивает: «Где мама?», после, открыв лицо, произносит: «Вот мама!». Пусть ребенок сам повторит эти движения, закрывая и открывая свое или мамино личико.

В полугодовалом возрасте обучайте кроху названию основных движений, устанавливая, таким образом, связь самого движения и его исполнения. К примеру, помахать ручкой, со словами «до свидания», а затем помахать рукой малыша в ответ, повторяя слова. Все развивающие игры для детей в 1 год повторяются многократно, малыш привыкает к постоянному общению и активно продвигается в обучении, во многом подражая взрослым.

Не думайте, что игры с грудничком могут быть только словесные. С полугодовалого возраста, начинайте активно исследовать предметы вокруг. Дать ребенку в ручки определенную игрушку, пусть рассмотрит ее, затем покажите, как постучать ей по другим вещам и какой звук при этом выходит, помашите предметами, или пусть малыш бросит ее на диван, такие простые игры прекрасно формируют координацию движений крохи. Покажите, что мячик нужно катать, а резиновые игрушки могут сжиматься и разжиматься.

Приближаясь к первому году жизни, насыщенно формируется способность детей к вырабатыванию понимаемой речи, при эффективном воспитании стремительно умножается численность понимаемых слов. Стоит обучать детей запоминанию не лишь собственное имя, но и имена взрослых и детей, которые находятся рядом с ними. Вот еще интересные развивающие игры для детей в 1 год.

В игре все средства хороши

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Поиски в песочнице»

Для этой игры понадобиться лишь содержимое вашего кухонного шкафа и маленькая игрушка. Доставайте баночку манной крупы - это наш песочек - и пересыпайте около килограмма в просторную кастрюлю или в широкую мисочку и выставляйте эту имитированную песочницу на растерзание карапузу. Удивление и энтузиазм малыша будет безмерен, ведь ему так нравится узнавать все новое! После того, как он насладиться сеянием через пальчики крупы, и попробует на вкус неизвестные крупинки, займите его увлекательными поисками. Запрячьте в крупе любую незначительную игрушку, и не мешайте в стараниях карапуза отыскать спрятанное сокровище. Когда клад будет найден, предложите малышу деревянное сито и обучите его использовать. Вот и готова увлекательнейшая развивающая игра, на часик, а мамочка в этот период успеет приготовить обед.

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Юный исследователь»

Для этой игры подойдет ваша старая сумка, избавьте ее от всех мелких вещиц и пустые отделы заполните всевозможные интересные на ощупь и внешний вид предметики. Подойдет все, что есть под рукой: маленькая игрушку, огурец, карандаш, безопасные столовые принадлежности, шуршащий пакет, кошелек с отделами, брелок с ключами и звенящий телефон. Все предметы, которые используют во взрослом мире, необычайно притягательны для ребеночка, и он с восхищением станет копаться в сумке-сокровищнице.

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Веселые рожицы»

Предлагаем смастерить развивающую поделку собственноручно, для этого потребуется всего лишь пластиковый стаканчик, обычная соломинка для коктейлей (или трубочка спагетти), вырезанный картонный круг, скотч и карандаш. Затем проделайте следующий процесс: рисуем на картонном круге (шириной пять сантиметров) озорную рожицу. Крепим скотчем мордочку к соломинке. А на дне стакана пластикового вырезаем отверстие и продеваем туда трубочку, чтобы рожица очутилась внутри стаканчика. Двигая трубочку вверх и вниз, вы получите выскакивающего из посудины улыбчивого человечка. Будьте уверены, это сильно повеселит вашего малыша.

Вобщем-то думаю, принцип понятен, в развивающих играх с детьми до года подойдет разнообразная посуда: деревянная, пластмассовая, маленькие игрушки для рассматривания, вынимания, вкладывания, и т.п. Предложите раздобыть соблазнительную игрушку, притянув за тесемку к себе. Приобретайте игрушки для малыша, которые катятся при касании, к примеру, шары, цилиндры и т.п., это побуждает кроху ползти за ними, снова и снова отталкивать и догонять. Предлагайте малышу, находящемуся в кроватке или манежике, тряпочку, шарик, мяч, легкие кегли для выбрасывания.

Развитие ребенка не требует много денег, а лишь вашего внимания и усилий.


Чем увлечь любопытного годовалого карапуза? Многие мамы задают себе этот вопрос, поскольку совмещать занятия с малышом и домашние дела достаточно сложно. Тем более что после годика активности у крохи становится больше, а вот усидчивости пока не хватает.

Предлагаем вам перечень увлекательных игр, которые помогут ненадолго занять ребенка в 1-2 года и одновременно развить у него моторику пальцев, внимание, сенсорику.

Малыша до года увлечь несложно, для этого понадобится обычная погремушка, вращающийся мобиль или развивающий коврик.

Но к первому круглому юбилею дети начинают активно осваивать пространство: они либо быстро ползают, либо делают первые шаги. Неудивительно, что теперь родителям нужно придумывать новые идеи для занятий с крохами.

Давайте рассмотрим два варианта: совместные игры с мамой и самостоятельная деятельность малыша, когда женщине необходимо высвободить для себя чуточку свободного времени и одновременно занять чем-то ребенка.

Предлагаем несколько интересных игр для ребятишек от годика до двух лет.

Чем занять ребенка в 1-2 года: совместные игры

Лучший партнер для годовалых деток – это его любимая мама.

В этом возрасте компания ровесников ребенка еще не привлекает, поскольку ни он сам, ни другие дети еще не могут придумать идеи для развлечений.

Какие игры родители могут предложить малышу?

  1. Мыльные пузыри. Пожалуй, нет на свете крохи, который бы не любил наблюдать, как вода превращается в разноцветные прозрачные шарики. Детей в этом процессе интересует все: откуда берутся пузыри, как их можно выдуть, почему они лопаются? Малышня обязательно захочет создать мыльные пузыри сама, вот почему это занятие порой затягивается до тех пор, пока раствор в баночке не закончится.
  2. Рисование. 12-месячный ребенок уже с явным удовольствием рисует пальчиковыми красками, к двум годам он уже может справиться с гуашью, акварельной живописью. Самое главное – подобрать безопасную краску и создать рабочее место, а потом наблюдать, как малыш смешивает краски, ставит отпечатки ладошек и пальцев. Кстати, в этом деле вам пригодятся рулоны старых обоев. Они гораздо экономнее дорогих альбомов.
  3. Лепка. Лепить можно из специального соленого теста или обычного мягкого пластилина. Только не покупайте ароматную пластичную массу, потому что ребенок обязательно захочет ее попробовать. Покажите ему простейшие упражнения: скатайте шарик, колбаску, продемонстрируйте, как изготовить лепешку. Не ждите красивых фигурок, в этом возрасте детям интересно изучать свойства материалов. Плюс подобного занятия неоспорим – активное развитие мелкой моторики!
  4. Ролевые игры. Полуторагодовалый ребенок уже проявляет неподдельный интерес к ролевой игре. В этот момент он подражает действиям родителей, которые видит ежедневно. Обычные сюжеты: покормить куколку, сделать с ней зарядку, запеленать ее, покачать в коляске, уложить ее спать. И все же без маминой помощи пока не обойтись. Ближе к трем годам сюжеты игр станут более сложными, ведь к непосредственному опыту добавится и воображение.
  5. Чтение книг. Годовалые детки пока не могут воспринять длинные произведения с сюжетом, поэтому сказки оставьте на потом. Один-два года – возраст для чтения стихотворений, прибауток. Обычно «на ура» идет классическая детская литература: стихи А. Барто, К. Чуковского и т.д. Кстати, возьмите эти произведения за основу для детских мини-спектаклей, приобретя пальчиковый театр или сделав его из обычных перчаток.
  6. «Прогулочные» игры. Варианты игр на свежем воздухе ограничиваются лишь маминой фантазией. Вы можете поиграть с другими детками на игровой площадке, взяв с собой на улицу мяч. Покормите голубей кусочком старого батона, развивая тем самым детскую моторику и наблюдательность. Покачайтесь на качелях, зимой слепите снежную бабу, осенью соберите яркие листья. Летом перечень развлечений значительно расширяется.
  7. Подвижные игры дома. Без этих полезных занятий сложно представить обычный день с малышом. Нельзя же усадить кроху на несколько часов за стол и ждать, что он будет рисовать, лепить или собирать что-то. Если кроха уверенно ходит, поиграйте с ним в прятки, пятнашки или догонялки. Если же он только делает первые шаги, просто покатайте мячик на полу или попрыгайте на фитболе.
  8. Кубики, матрешки, пирамидки. Пусть ваши занятия с малышом будут не только веселыми, но и полезными. Для этого недостаточно купить развивающие игрушки, взрослым обязательно нужно включаться в игры, научить ребенка взаимодействовать с предметами. Для детей в 1-2 года подходят кубики, пирамиды, рамки-вкладыши, сортеры, крупные конструкторы, музыкальные инструменты.
  9. Игры с крупами. Возьмите большой таз с манкой, поместите в него множество «секретиков» и «сокровищ». Это могут небольшие игрушки, крышки от баночек, фигурные макаронные изделия. Кстати, на поддонах или на больших темных блюдах можно рисовать необычные картины детскими пальчиками.
  10. Воздушные шары. Потрясающе увлекательное занятие с маленькими детьми. На шарике вы можете рисовать фломастером веселые рожицы. Шарик можно надуть и отпустить, не завязывая горлышко – радостных воплей не избежать. Маленького исследователя надолго заинтересует, как из такой маленькой тряпочки получается большой и легкий шарик.
  11. Домашние дела. Иногда не стоит придумывать новые занятия для ребенка, достаточно просто разрешить ему помочь вам по хозяйству. К примеру, дайте карапузу губку и влажную салфетку и покажите, как вытирать пыль. Двухлетние дети уже могут орудовать щеткой для пола и мыть тарелки. Поставьте свое чадо на небольшой постамент возле раковины, намыльте губку и дайте вымыть пластиковую посуду.

Чем можно занять малыша в один-два года: самостоятельные игры

Сразу оговоримся, что понятие «самостоятельные игры» довольно относительно, поскольку в этом возрастном периоде ребенок еще не может сам себя занять. Да и оставлять такого маленького карапуза одного небезопасно.

Однако никто не мешает вам ненадолго занять малыша, чтобы выполнить домашние дела или взять передышку. Какие идеи понравятся вашему чаду?

  1. «Чудо-коробочка». В обычную коробку необходимо сложить разные безделушки и мелочи. Содержимое нужно регулярно обновлять, а саму коробку не стоит держать на виду. Пусть ее появление будет сюрпризом. Внутри «чудесной» коробочки могут быть детали от конструкторов, небольшие игрушки, флакончики, упаковки от витаминов, то есть все, что подсказывает вам ваша фантазия. Будьте осторожны – не кладите маленькие детальки, которые кроха может проглотить.
  2. Развлечения с бумагой. И в 12 месяцев, и в два годика дети интересуются бумажными изделиями – любят пошуршать бумагой, разорвать на кусочки, помять и сделать из нее шарики. Самый дешевый и безопасный вариант – игры с рулоном туалетной бумаги. А вот глянцевые журналы и газеты давать не стоит. Газетные страницы пачкаются типографской краской, а журнальный глянец имеет острые края, которые могут поранить маленькие пальчики.
  3. Пакет с одеждой. В текстильную сумку сложите вещи, из которых малыш уже вырос, или одежду не по сезону. Маленьких модниц и модников подобные игры с гардеробом обычно увлекает минут на 20-30. Они любят стоять перед зеркалом и примерять вещички на себя. Кстати, тем самым вы можете научить кроху самостоятельно одеваться.
  4. Водные развлечения. В таз наберите не очень много воды, вручите крохе самые разные резиновые игрушки (уточки, медвежата, кораблики), пусть он играет. Многим детям нравится вполне невинная забава – шлепать ладошками по поверхности воды и наблюдать за брызгами. Однако не стоит малышу разрешать играть в ванной без вашего присмотра. Лучше постелить в комнате клеенку и поставить на нее тазик с водой.
  5. Мультфильмы и развивающие презентации. Безусловно, смотреть мультфильмы лучше вместе с ребенком, но если вам нужно отвлечься минут на 10-15, можно включить хороший анимационный фильм или интересную презентацию. Однако подобным методом не стоит увлекаться, ничто не заменит крохе общение со взрослыми и взаимодействие с реальными предметами.

Развивающие игры нужны малышам в любом возрасте, а особенно тогда, когда крохе еще только предстоит познакомиться с окружающим его миром и узнать много нового. Вершина детской активности и любопытства приходится на возраст после года, когда карапуз уже довольно быстро и хорошо перемещается в пространстве и, к тому же, приобретает стремление к самостоятельности.

Нервно-психическая сфера крохи в этот период проходит сенсорный этап своего развития. Малыш очень активно осваивает возможности своего интеллекта – с каждым днем его действия и движения становятся все более осознанными и целенаправленными, а качество восприятия, мышления и стремительно совершенствуется. Именно в этот период помощь любящих родителей жизненно необходима крохе, поэтому с ним нужно обязательно заниматься в шутливой игровой форме.

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию примеры интересных развивающих игр для детей от 1 года, которые помогут вашему карапузу усовершенствовать уже известные ему навыки, освоить множество новых умений и познакомиться с окружающим его миром.

Детские развивающие игры от 1 года для совершенствования двигательных навыков

Поскольку годовалый карапуз еще только учится управлять своим телом, с ним нужно обязательно играть в игры для совершенствования двигательных навыков, например:

  1. Сядьте напротив малыша и раздвиньте ноги. Возьмите небольшой мячик и покатите его в сторону своего чада, напевая веселую песенку. Пусть кроха поймает игрушку, а затем точно таким же образом отправит ее обратно вам.
  2. Встаньте на четвереньки и отползите от малыша на небольшое расстояние, а затем предложите ему догнать вас. Эта игра особенно полезна для тех карапузов, которые еще только самостоятельно.

Следующая игра не только стимулирует двигательную активность ребенка, но и знакомит его с названиями частей тела. Медленно декламируйте следующий стишок, сопровождая каждую прочитанную строчку соответствующим движением и указанием той части тела, о которой идет речь:

Оливер Твист танцует твист

Под музыки грохот, шум и свист.

Он танцует до рассвета,

Может сделать то и это:

Он присядет и нагнется,

Носа пальцем он коснется.

Он помашет нам руками,

И подвигает ногами.

Он живот погладит свой,

Покачает головой,

Улыбнется, подмигнет

И сначала все начнет!

Игры, развивающие мелкую моторику, для детей от 1 года

Для малышей в возрасте от 1 до 2 лет очень важны развивающие игры, направленные на стимулирование мелкой моторики. Каждый день играйте со своим карапузом в различные пальчиковые игры, например, «Сорока-Белобока» или «Мы делили апельсин».

Также очень полезно сделать для своего чада небольшие мешочки из шерсти, льна, хлопка, шелка и других материалов и заполнить их гречневой крупой, бобами, манкой и так далее. С подобными игрушками можно делать все, что угодно, - разбрасывать и собирать, перекладывать с места на место, подкидывать, прятать, складывать в различные емкости и многое другое. Такое занятие оказывает благотворное влияние не только на моторные функции малыша, но и способствует развитию его фантазии и воображения.

Наконец, начиная с года, детишки уже способны выводить свои первые каракули, держа в маленькой ручке фломастер или карандаш. Обязательно поощряйте творческие увлечения крохи, особенно если он сам проявляет интерес к изобразительному искусству.

Развивающие игры для малышей от 1 года, расширяющие кругозор

К двум годам ребенок уже без особого труда определяет, какой цвет имеют определенные предметы. Именно поэтому на втором году его жизни важное место должны занимать различные развивающие игры, в которых он может познакомиться с цветами.

Показывайте крохе разноцветные карточки и обязательно заостряйте его внимание на том, чем они отличаются друг от друга. Возьмите небольшие емкости двух цветов, например, красную и синюю, а также несколько синих и красных шариков. Вместе с малышом закидывайте эти шарики в ведерки или коробочки так, чтобы их цвет соответствовал цвету емкости.

Программное содержание

Ребенка учат выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные колпачки, нанизывать на стержень 5 одинаковых колец, вкладывать полые предметы (меньший в больший), накрывать одинаковые полые предметы (кубы, конусы) меньший большим. Малышу показывают, как можно собрать игрушку из 2-х частей (матрешку, бочата). В играх с ребенком используют предметы, сделанные из различных материалов (металл, дерево, полиэтилен, бумага, ткань), издающие различное звучание (колокольчик, бубен, погремушку).

Занятие с кубами

Цель: В процессе практических действий знакомить ребенка с особенностями куба - устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и полых емкостей.

Материал: 8 кубов одного размера (4 см) и цвета помещены в две коробки размером 10x10x3 см и 5х5х15 см

Ход занятия: Мама дает ребенку плоскую коробочку, закрытую крышкой. "Что там?" - спрашивает взрослый, встряхивая коробочку. Малыш открывает ее и вынимает поочередно кубик за кубиком. Мама учит малыша действию последовательного выкладывания предметов, то есть один за другим. В конце пустая коробочка показывается малышу: "Нет! ничего нет!" Коробка закрывается крышкой и встряхивается: "Не гремит. Пустая коробочка" - констатирует мама. Затем малышу предлагается высокая коробочка, мама встряхивает коробочку: "Тук-тук! Что там?" Мама наклоняет высокую коробочку и один за другим, приемом встряхивания, передает малышу кубик за кубиком (так соблюдается последовательность действий с предметами). Когда коробка опустеет, малышу предлагают заглянуть в нее, встряхнуть: "Нет! Ничего нет!" В третьей части занятия мама с ребенком строят башенку, а затем поезд. Кубы накладываются вертикально или прикладываются один к другому в горизонтальной плоскости.

Занятие с цветными колпачками

Цель: На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разного цвета и величины) - "колпачками".

Материал: 8 разноцветных колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно выбрать произвольно или в соответствии с основными цветами спектра.

Ход занятия: Мама ставит перед малышом игрушку - колпачки, убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Мать придвигает всю конструкцию к малышу и предлагает снять верхний предмет, затем следующий за ним. Обращает внимание крохи на цвет каждого колпачка и последовательно (в ряд) выстраивает один за другим. Во второй части занятия мама на глазах ребенка "свертывает" все колпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все это сопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается. Затем малышу предоставляется возможность действовать с колпачками так, как ему хочется. На последующих занятиях мама показывает, как из колпачков можно построить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньший колпачок на больший.

Занятие с матрешкой

Цель: Познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией: из одной, большой, появляется вторая, маленькая. Материал: Две игрушки - большая и маленькая. Из коробок вырезается или методом перегиба картонной планки делается два столика: большой и маленький.

Ход занятия: Для игры с матрешками можно придумать занимательный сюжет. Например, они могут кататься на машинках, танцевать, играть "в прятки": прятаться под платочек на глазах малыша. А он пусть обнаруживает их под платочком. В конце занятия мама предлагает "напоить" их чаем, угостить. Матрешек ставят за импровизированные столики, большую - за высокий (большой) столик; маленькую - за низкий (маленький). Чашки подготавливают заранее, из скорлупы орешка или тонкой бумажной полоски, свернутой спиралькой. Мама ярко обыгрывает ситуацию чаепития, матрешки благодарят ребенка. Взрослый еще раз закрепляет полученные малышом знания, показывая матрешку маленькую и матрешку большую. Вкладывая поочередно в руки малыша то одну, то другую игрушку, просит показать, где "большая", а где "маленькая" матрешечка. Величина предметов подчеркивается голосом (у маленькой - голосок тоненький). Далее малыш играет с матрешками произвольно, как ему хочется.

Занятие с колечками

Цель: Учить выполнять действие нанизывания на стержень. Учить ребенка брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку. Материал: Пирамидка - одноцветные кольца (диаметром не менее 8--9 см, 5--6 шт.) на стержне.

Ход занятия: Перед ребенком лежит 5--6 колец одинакового размера. Мама побуждает малыша взять кольцо в руки, провести ладонью по поверхности, попытаться поставить на боковую поверхность, покатать влево-вправо; учит ребенка брать кольцо кончиками пальцев. "Соберем пирамидку!" - предлагает мама. Она первая придвигает к себе стержень и опускает на него кольцо. Затем предлагает повторить ее действие. Если малыш затрудняется, мать его ручкой выполняет действие, или снова повторяет показ. Можно использовать звуковой прием: кольцо, пройдя через стержень, опускается в верхней его части, падая на опору, издает звук. "Тук!" - весело комментирует мама, побуждает повторить звукоподражание. Затем пирамидка собирается полностью. Мама акцентирует внимание ребенка на результате его "работы". Если у ребенка сохраняется интерес, можно повторить игру с колечками с начала. Можно повторить сбор пирамидки с кольцами другого цвета. Таким образом, малыш видит собранные им две пирамидки разного цвета. Мама подчеркивает их цвет.

Занятие с шариками

Цель: В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе учить выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве. Формировать умение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по лоточку.

Материал: 8 шаров (диаметром 4 см) одного размера и цвета. Лоток для скатывания шаров.

Ход занятия: Мама предлагает ребенку коробку с шарами. Ребенок действует с коробкой, выбирает шарики, они раскатываются. Мама прокатывает то один, то другой шарик к ребенку. Занятие можно проводить сидя на ковре. Затем мама берет коробочку и предлагает малышу пo одному принести шары, которые вновь собирают в коробку. В следующей части занятия ребенка учат скатывать шары по желобку. Его можно сделать из картона. Они вновь раскатываются. Сбор шаров в коробку и раскатывание их повторяется несколько раз.

Занятие "Что в кастрюльке?"

Цель: Знакомить ребенка с различными предметами, помогать ему запоминать их названия.

Материал: Набор "овощи" (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заранее вкладывается набор "овощи".

Ход занятия: Мама показывает ребенку кастрюльку: "Что там?" Малыш открывает крышку и выбирает овощи. Мама предлагает их рассмотреть. Она вкладывает в руки ребенка то один предмет, то другой, предлагает провести кончиками пальчиков по поверхности каждого предмета. "Это - огурчик зеленый, это - морковка", - говорит она. Предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

Программное содержание

Ознакомление с предметами домашнего обихода. Ребенка 1 г.-- 1г. 3 мес. знакомят с предметами мебели (стол, стул, кровать), посуды (ложка, тарелка, чашка), одежды (шапка, платье, туфли). Обращают внимание малыша на их назначение и способы действий с ними. Знакомят с простейшими транспортными средствами (коляска, тележка, каталка). Показывают автомобиль, стоящий возле дома (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся). Показывают животных, живущих рядом: кошку ("киса"), собаку, птичек. Отмечают особенности каждого животного (глаза, хвост, уши).

Инсценирование с помощью игрушек.

Взрослый проводит показ несложных сюжетов с помощью игрушек среднего размера, например с куклой, матрешкой, уточкой. Включает в инсценирование игрушки, изображающие животных (собачку, кошечку, зайчика, мишку). Проводит с этими игрушками показы бытовых и забавных ситуаций, включая средства передвижения (машины с кузовом, легковые автомобили, тележки, санки). В инсценировании с куклой закрепляется представление о предметах мебели одежды и посуды (ложка, тарелка, чашка).

Рассматривание картинок

Ребенка учат узнавать изображения знакомых предметов. Для рассматривания предлагают картинки, на которых изображен один предмет, без дополнительных деталей, в статическом положении (кукла "ляля", собачка "ав-ав", уточка "га-га").

Знакомство с художественной литературой

Ребенку можно читать несложные произведения фольклора (потешки, песенки, побасенки), в содержании которых отражены доступные его пониманию разученные действия ("Ладушки", "Сорока- ворона", "Пальчик- мальчик"). К 1г. 3 мес. кроху учат понимать несложный сюжет, выраженный в стихотворной форме ("Гуси-гуси", А.Барто "Смотрит солнышко в окошко").

Занятие с куклой

Цель: Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами, их особенностями и возможностями использования. Учить облегченным названиям (кукла - "ляля", собачка - "ав-ав"). Давать понятие общеупотребительных названий этих предметов, побуждать употреблять в активной речи облегченный вариант названия или звукоподражание. Учить малыша по картинке узнавать знакомые предметы, называть их облегченными словами.

Материал: Кукла среднего размера (30--40 см), собачка (20--25см). Две картинки, на которых изображена кукла и собачка.

Ход занятия: Мама убирает игрушки, так чтобы малыш вначале занятия их не видел. Она привлекает ребенка веселым разговором, стараясь сконцентрировать его внимание, затем разыгрывает сценку: раздается стук. "Кто-то идет к нам в гости", - говорит мама; перед глазами малыша появляется куколка. "Кукла - "ляля" пришла к Саше (имя ребенка)", - поясняет мама. Кукла здоровается, если малыш хочет взять ее в руки, мама отдает, но действия ребенка комментирует: "Где у "ляли" глазки (ручки, ножки, ротик, носик)? (показывает), а где у Сашеньки? (показывает). Затем просит повторить: "ляля" и тут же уточняет: "Кукла". Дальше идет показ картинки, изображающей куклу: "Вот "ляля" - кукла на картинке. Где "ляля?" - Вот! На картинке -"ляля". В следующей части занятия внезапно раздается лай и появляется собачка, кукла прячется. Аналогично первой части проводится сценка с собачкой, вводится облегченное слово "ав-ав". В третьей части занятия вновь появляется куколка, собачка радуется встрече с ней. Еще раз мама пытается ввести в активный словарь: "ляля", "ав-ав". Просит повторить их. Показывает картинки: "Где "ляля"?", "Где "ав-ав"?" Если дитя затрудняется, мама отвечает за него.

Занятие с игрушечным автомобилем (машиной).

Цель: Продолжать знакомить ребенка с названиями предметов и игрушек, находящихся в ближайшем окружении. Учить понимать слова, обозначающие действия предмета ("Машина - "би-би" - поехала, остановилась")

Материал: Игрушечная машина с кузовом, кукла. Примечание: игрушки должны быть соразмерны друг другу, машина 30--40 см, куколка 20--25 см.

Ход занятия: Мама приглашает малыша поиграть. За дверью раздается звук бибикающей машины. "Что это? Слышишь: "би-би-би"?" В комнату въезжает машина. Примечание: мама находится в проеме двери в комнату и разыгрывает первую часть занятия, не показывая игрушку сразу. Так взрослый усиливает ориентировочную активность малыша. Во второй части занятия разыгрывается сценка поездки машины, вводятся новые слова - "би-би" поехала: "би-би-би", машина гудит: "би-би-би". "Как гудит машина, повтори!" - просит мама. В процессе занятия взрослый акцентирует внимание малыша на действиях машины: поехала, остановилась, загудела, опять поехала. В активный словарь ребенка мама пытается ввести слова: "би-би" и "бибикает", в конце строит предложение: "Биби бибикает". В следующей части занятия в кузов машины сажается кукла: "Ляля" поехала; остановилась "би-би". Сценка "кукла в машине" разыгрывается ситуативно, взрослый придумывает разные несложные коллизии сюжета, забавляя малыша. Вводит новые и повторяет знакомые для ребенка лепетные слова и звукоподражания. Активизирует речь самого ребенка. В конце занятия кукла уезжает на машине, обещая, что скоро приедет в гости. Примечание: Занятия необходимо повторять 2--3 раза, усиливая впечатления и закрепляя знания малыша.

Чтение потешки "Ладушки-ладушки"

Цель: Учить детей подражать игровым действиям, формировать чувство ритма.

Ход занятия: Мама играет с ребенком, читая наизусть: - Ладушки, ладушки! (Ребенок хлопает ладошками)
Где были?
- У бабушки.
- Что вы ели?
- Кашку. (Ребенок делает ручками "фонарики")
- Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька, (Ребенок наклоняет вперед головку)
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у… (Малыш разводит ручки)
Домой полетели, (Машет кистями рук)
На головку сели,
Ладушки запели. (Ребенок кладет ручки на головку) Потешка повторяется.

Занятие - игра "Поручения"

Показ предметов в действии. Разыгрывание с несколькими предметами несложного сюжета с использованием обобщения действий ("Собачка села. Кукла села. Саша сел на стульчик"). Игра "Поручения" это выполнение словесного поручения, состоящего из одного действия при участии и помощи взрослого.

Ц ель: Продолжать знакомить ребенка с названиями действий куклы, матрешки, собачки, людей. Учить понимать общеупотребительное название этих действий (ходить, упасть, сесть, лечь). В активной речи допускать их замену облегченными словами (Кукла - "ляля", ходит - "топ-топ-топ").

Материал: Кукла, собачка (мишка, Буратино).

Ход занятия: Игра с предметами разворачивается ситуативно. Взрослый придумывает сюжет, исходя из детского опыта и интереса к действиям персонажей. Например, вначале пришла матрешка, затем - собачка, и так далее. Затем они поочередно садятся, танцуют, поют. "Матрешка танцует, собачка танцует, кукла танцует", говорит взрослый.

Показатели развития ребенка к 1 году 3 мес.

Ведущие линии развития
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Социальное развитие Речевое развитие Моторное развитие Культурно-гигиеническое воспитание
Педагогическая направленность
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами Сюжетно-отобразительная игра Эмоциональное воспитание в процессе общения Ознакомление с окружающим. Развитие речи Общие движения Навыки в быту

1. Знает и находит по просьбе взрослого объемные геометрические фигуры: куб и шар.

2. Играя, различает два разных по величине предмета: большой и маленький (матрешки, елочки, кубики, грибочки)

3. Снимает и нанизывает на стержень 5 одноцветных колец.

4. Последовательно снимает предметы-вкладыши (кубы, цветные колпачки).

5. Накрывает меньший предмет большим: «колпачок спрятался».

6. По примеру взрослого проталкивает в шароброс шарики.

7. Ставит кубик на кубик («домик», «башенка»).

8. Прокатывает с лоточка шары (по просьбе взрослого).

1. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куколку, укачивает мишку) Переносит знакомые действия с одного предмета на другой. Например, нанизывает на стержень кольца одинакового размера. Затем по просьбе взрослого выполняет то же самое с шариками.

2. Подражает действиям домашних: кашляет как дедушка, «читает» газету как папа, «говорит по телефону» как мама.

1. Привязан к близкому человеку,

Скучает в его отсутствие.

Узнает его на фото.

3. Стремится к игровому взаимодействию со взрослым.

4. При соответствующем воспитании доброжелателен к другим детям.

1. Хорошо ориентируется в комнате, понимает просьбы: «подойди к кроватке», «сядь на стульчик» и т.п.

Понимает и показывает «Где Саша купается?» (ванная комната), «Где Саша кушает?» (кухня).

2. Показывает по просьбе взрослого части лица у человека, идентифицирует их у животных, находит в сюжетной игрушке.

Речь активная

Пользуется лепетом и облегченными словами (машина – «биби», уточка – «гага»).

Речь понимаемая

Значительно увеличивается запас понимаемых слов.

1. Ходит самостоятельно.

Может самостоятельно менять направление движения.

В случае затруднений в ходьбе может переходить на ползание.

2. Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.

3. Выполняет по слову взрослого разученные движения ручками: «фонарики» (вращение кистями рук); «до свидания» (машет ручкой); «ладушки» (хлопает в ладоши).

1. Уверенно держит в руках чашку с жидкостью. Самостоятельно подносит ко рту, пьет.

2. Удерживает ложку в кулачке, может самостоятельно есть густую пищу из глубокой тарелки (помощь взрослого необходима: докармливает малыша другой ложкой).

3. При одевании помогает маме: подает платочек, шапочку.

4. При соответствующем воспитании начинает сообщать о своих физиологических потребностях (проситься на горшок).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.