ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Брак. Семья и брак

по дисциплине «Социология»

по теме: «Семья и брак»

1. Семья — ячейка общества

Семья это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. Сущность семьи определяется ее функциями, структурой, а также ролевым поведением ее членов.

Семья первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

Структура семьи совокупность отношений между ее участниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще мужу, детей родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей.

Основные ролевые отношения в семье: муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.

2. Жизненный цикл семьи

Семейный цикл жизни может строиться по различным критериям, но при их отборе следует учесть, что это именно цикл, т.е. должна быть отражена повторяемость, регулярность семейных событий (точнее говоря: цикличность обнаруживается при смене семейных поколений, но при переходе к нуклеарным семьям с разводами и повторными браками регулярность событий также вполне обнаружима).

По критерию родительства выделяются всего четыре фазы иди стадии пред- и прародительства, репродуктивного и социализационного родительства и, как минимум, пять ключевых событий заключение и распад брака, рождение первенца и последнего ребенка, вступление в брак одного из детей или рождение внука.

Понятие жизненного цикла часто используется для описания последовательности событий от рождения до смерти, хотя его более точное значение относится к последовательности стадий родительства на протяжении жизни, начиная от рождения детей через их уход из дома к рождению их собственных детей. На уровне населения цикл повторяется от поколения к поколению. Некоторые люди не имеют детей и соответственно не входят в межпоколенный жизненный цикл. Жизненный цикл в общем плане известен как семейный цикл последовательности стадий родительства, первично определяемых вариациями в величине и структуре семьи.

Если выделить стадии семьи в зависимости от событий, связанных с возрастом детей и изменением их жизненной ситуации, а также отделением взрослых детей от родительской семьи, событий и стадий цикла может быть гораздо больше. В любом случае все они сопровождаются указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейного бытия и сроки отдельных стадий. Такая характеристика семейных изменений часто используется в социологической демографии и содержит в себе много информации. Например, по сокращению периода репродуктивного родительства судят о снижении рождаемости и приближении к сплошной однодетности, а по сокращению фазы предродительства о падении брачности.

От своего возникновения до своего распада семья проходит через ряд стадий, которые являются предметом демографического анализа. Как правило, семья возникает в момент заключения брака. Семья растет с рождением каждого ребенка. От рождения последнего ребенка до того момента, когда первый ребенок покидает дом, величина семьи остается постоянной. В связи со вступлением в брак детей величина семьи постепенно уменьшается до исходной величины (два человека). Со смертью первого, а затем и второго супруга семейный цикл заканчивается.

3. Добрачное поведение

В добрачный период появляются некоторые перспективные проблемы, обнаруживающиеся в браке, которые можно назвать как «родовые травмы». На судьбе брака сказываются место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге положительное, отрицательное, амбивалентное (и положительное, и отрицательное), индифферентное (безразличное); продолжительность и содержание периода ухаживания; инициатор брачного предложения (мужчина, женщина, другие заинтересованные лица); время обдумывания брачного предложения; ситуация оформления брака.

Положительный прогноз брака связан со следующими факторами добрачной истории: взаимоположительное первое впечатление друг о друге; знакомство в ситуации работы и учебы; период ухаживания от 1 до 1,5 лет; проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины; принятие брачного предложения после непродолжительного (до 2 недель) обдумывания; сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Отрицательно сказываются на судьбе брака такие факты добрачного периода, как отрицательное или невзаимное впечатление друг о друге; короткий (до 6 месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания; неодобрение выбора родными и близкими; проявление прямой или косвенной инициативы со стороны женщины; вынужденное решение о браке (например, в результате беременности); продолжительное обдумывание брачного предложения. Эти неприятные или неприемлемые факты требуют от супружеской пары компенсирующих мер, дополнительных усилий по сглаживанию негативных переживаний. Необходима активная работа над собой, над особенностями своего характера, поведения. Не справившиеся с этим будущие супруги выносят из добрачного периода хронические травмы, прямо или косвенно выявляющиеся в браке.

Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и в морально-этическом плане. Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т.п.

Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты.

Социологи выделяют три мотива вступления в брак: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать». В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную.

Как и во всяком социальном институте, в основе семьи лежит сознательный акт, документ, договор, социально санкционируемый. И обязательно семья строится на определенных ценностях, идеалах, нормах, которые в разных обществах могут быть различными.

Семья как социальный институт обладает обоими его признаками, которые мы выделили раньше. Первый — удовлетворение определенных общественных потребностей: воспроизводство человеческого рода, социализация личности, регуляция сексуальных отношений, решение определенных хозяйственных задач. До сих пор в большинстве обществ семья является важнейшей хозяйственной единицей, особенно на селе.

Второй признак — семья представляет из себя систему, состоящую из элементов: муж, жена, дети, старшее поколение, внуки и т.д. Эта система наделяет членов семьи определенными функциями, которые в какой-то степени ограничивают свободу личности.

При рассмотрении семьи как системы возникает вопрос о структуре семьи. С точки зрения структуры различают два основных типа семьи: родственная и супружеская. Родственная семья основывается на кровном родстве большого числа членов малой группы. Основу супружеской семьи составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Муж и жена вместе с детьми живут отдельно от остальных родственников, которые имеют незначительное влияние на дела такой семьи.

Родственная семья основывается на кровном родстве большого числа членов малой группы. Такая семья есть объединение родственников вместе с их супругами и детьми. В рамках такой семьи одновременно сожительствуют как минимум три поколения — дедушки и бабушки, супруги и внуки. Основой такой семьи являются братья и сестры вместе с мужьями и женами и их детьми. Здесь женатый мужчина или замужняя женщина в первую очередь привязаны к родительской семье и лишь затем входят в семью жены или мужа. Человек связан главными обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился. Так, женщина при воспитании детей может не зависеть от своего мужа, но полностью зависеть от своих братьев и сестер. То есть братья и сестры женщины решают, как воспитывать детей, какое им давать образование и т.п.

У ребенка в такой семье появляется большая возможность для общения и социализации, подготовки к большему числу социальных ролей. В случае ухода матери из семьи ее роль могут играть ее родственники. В таких семьях дети больше защищены от общественных проблем.

Данный тип семьи был распространен до ХХ века, да и сейчас он распространен в обществах с неевропейской культурой. В этих семьях главой признается мужчина, и с этим связаны определенные экономические обстоятельства, прежде всего институт частной собственности.

7. Совреме нная семья: распределение ролей

Параметр распределения ролей включает две составляющие: 1) кто является главным в семье и 2) кто в основном занимается воспитанием детей (в частности, проводит с ними больше времени) и оказывает значительное влияние на характер социализации граждан, на модели отношений родителей с детьми и на используемые родителями воспитательные стратегии.

Патриархальный тип распределения семейных ролей предполагает главенство отца; матери при этом отводится функция воспитания детей; современная модель распределения ролей в семье предусматривает равноправие супругов, как в отношении принятия решений, так и в плане воспитания подрастающего поколения.

Неравенство между супругами, характерное для патриархального распределения ролей, часто бывает сопряжено с иерархическими взаимоотношениями между родителями и детьми — в таких семьях обычно детям не разрешается иметь свою точку зрения, если она отличается от родительской, от них ожидается подчинение родителям, а отношения родителей и детей обычно строятся на подавлении.

При эгалитарной структуре внутрисемейных ролей, наоборот, чаще наблюдается иная тенденция — отношение к детям как к равным, толерантность к инакомыслию, поощрение споров детей с родителями.

Структура распределения ролей в российских семьях меняется от патриархального типа к современному — представители более молодых поколений заметно чаще воспитывались в семьях с эгалитарным распределением семейной власти между родителями и с равноправным участием обоих супругов в воспитательном процессе.

8. Проблема лидерства в семье

Можно выделить три типа лидирования, определяемых позицией в семье, на которую претендуют одновременно муж и жена.

Модель первая: «Равные партнеры». При таком распределении женщина не отдает своих лидерских позиций, даже в случае высокого давления полоролевых стереотипов (например, когда муж мусульманин и придерживается традиционных ценностей относительно роли жены в семье), и стремится «на равных» с мужчиной распределять обязанности и власть в семье. Осуществление права «на равное лидерство» возможно в случае экономической независимости женщины от мужчины, при высокой ценности для нее работы, которая порой превышает ценность семейных отношений.

Рассмотрение модели взаимоотношений, при которой партнеры стремятся к лидерству, но не подавляют друг друга, не застревают на мелких проблемах, иногда благодаря непосредственным усилиям женщины, показывает, что этот тип отношений позволяет сохранять семью и достигать прогресса, хотя это требует определенных усилий с двух сторон. В этой ситуации мужчине приходится отказываться от сложившихся стереотипов, что не всегда происходит быстро и легко.

Модель вторая: «Первая в паре». Несмотря на то, что мужчины всегда претендуют на лидерство в семейных отношениях, многие женщины являются лидерами в семье по всем позициям. Мужчины спокойно или не всегда спокойно отдают это первенство, предпочитая быть на вторых позициях.

В некоторых случаях лидирующие позиции в семье мужчина сдает после того, как убеждается, что «у жены все получается лучше» и пытается максимально обеспечить ей комфортные условия в семье, отдавая себе отчет в том, что жена «является кормильцем семьи».

Это наиболее драматическая модель семейных отношений, так как мужчина вынужденно идет на «сдачу своих лидерских позиций». Однако степень драматизма развития этих отношений зависит от стратегии поведения жены и протекает тем мягче, чем меньше женщина напоминает мужчине о сложившемся неравенстве и чем более искреннее уважение испытывает к его работе и усилиям во благо семьи.

Модель третья: «Просто жена», при которой главой семьи является мужчина. В таких семьях, как правило, мужчины старше жен на 7 10 лет и имеют потенциал преимущества: в виде хорошего образования, или сильного характера, или «общего прошлого».

Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая сторона. Социологический анализ проблем развода (социология развода) это в определенной степени и анализ проблем самого брака, в основном его отрицательных сторон.

Общество заинтересовано в стабильности семейных отношений, так как это обеспечивает здоровые взаимоотношения супругов, благотворно сказывается на воспитании детей, облегчает решение целого ряда социальных проблем (жилье, социальное обеспечение, трудоустройство и т. д.). Следовательно, в самом общем виде государство и общество не могут не видеть в разводе свидетельства неблагополучия в сфере семейных отношений. С этой точки зрения развод является социальным злом.

Вместе с тем на развод следует смотреть и с иных позиций. Применительно к каждому конкретному браку вопрос о нежелательности или желательности развода не может решаться однозначно. В отдельных случаях развод не только не является социальным злом, он, наоборот, необходим.

Брак является свободным и добровольным союзом между мужчиной и женщиной. Свобода вступления в брак предполагает и свободу развода. Свобода развода обратная сторона свободы брака, неотъемлемая часть свободы личности.

10. Последствия развода

Существенно негативное влияние развода на уровень рождаемости. В ряде случаев женщина после развода так и остается одинокой, а в «преддверие» развода воздерживается от рождения детей. С ростом количества разводов возросло число людей, не желающих после развода вступать в повторный брак.

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей.

Разводы увеличивают количество неполных семей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

Развод оказывает влияние и на самих разводящихся супругов. Весьма распространенным является чувство беспокойства, нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей.

Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. Во-первых, вследствие разводов уменьшается продуктивный период в жизни женщины. Во-вторых, в случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого деторождения (что нежелательно и с медицинской точки зрения). В-третьих, неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных случаях это влияние может быть нейтрализовано желанием женщины создать и укрепить новую семью.

Развод оценивается как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается воспитание детей.

11. Семья и социальный класс

Неравенство в паре может инициироваться несколькими факторами и включать в себя:

1) материальное неравенство;

2) возрастное неравенство (когда женщина на 10-12 лет старше партнера);

3) карьерное неравенство;

4) неравенство социального происхождения и вытекающее отсюда неравенство культур.

Проявление социального неравенства усиливается в том случае, когда семейный «аутсайдер» вдруг превращается в кормильца и лидера, а культурный лидер вдруг теряет свои преимущества.

Список использованной литературы

Капитонов Э.А. Социология ХХ века — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Смелзер Н. Социология. — М., Мысль, 2000.

Социология. Курс лекций. /Под ред. Ю.Г. Волкова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. — М., Прометей, 2004.

Источник:
САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ
по дисциплине «Социология» по теме: «Семья и брак» 1. Семья — ячейка общества Семья это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один
http://www.0zd.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/semya_i_brak.html

Семья и брак

3.14. Семья и брак

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами. Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу ; как социальный институт.

1. Как малая социальная группа – предметом исследования являются внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).

2. Как социальный институт – акцент делается на взаимоотношения семьи и государства (общества), а также социальные функции семьи.

Семья, более широкое понятие и социальное явление, включает в себя, как правило, и институт брака. Однако возможны случаи, когда брак и семья существуют как бы сами по себе. Такие внебрачные отношения в семье принято называть гражданским браком.

Семья – единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей.

Семейный социальный статус – один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Семейные статусы подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка и т. д.).

Семейная социальная роль – предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом.

Социальные функции семьи

* Репродуктивная – рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества.

* Экзистенциональная – функция заботы и защиты своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности.

* Экономическая и хозяйственно-бытовая – совместное производство материальных благ и их распределение, организация совместного проживания членов семьи и поддержание их физического здоровья и благополучия.

* Функция первичного социального контроля – моральная и социальная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

* Рекреативная – функция восстановления и укрепления физических, моральных и духовных сил человека.

* Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру.

* Досуговая – организация рационального досуга для всех членов семьи.

* Гедонистическая (от греч. – удовольствие) – функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п.

Брак – 1) исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации; 2) нормативно-правовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством.

* групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (наиболее характерен для ранних стадий развития первобытного общества);

* полигамный брак – брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (Юго-Восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова);

* моногамный брак – брак одного мужчины с одной женщиной. Такие браки являются наиболее характерными для христианского мира и для демократических стран, в которых существует правовое равенство полов. Но такие браки встречаются в 5 раз реже, чем полигамные;

* парный брак – равноправный брачный союз мужчины и женщины, имевший место в период перехода от матриархата к патриархату (период варварства);

* экзогамные браки – основаны на обычаях, запрещающих браки внутри определенной социальной общности, например, внутри рода, фратрии, общины. Такие браки предполагают создание супружеских отношений вне данной родственной группы;

* эндогамные браки – основаны на обычаях заключения браков внутри определенной социальной общности – племени, касты, нации, конфессии и т. д.

Существуют также такие разновидности брачных отношений, как: брак по любви, брак по расчету, священный брак, династический брак, гражданский брак, покупной брак, брак с похищением, неравный брак, повторный брак и другие.

Социальные функции, свойственные браку

– социальное одобрение и юридическое оформление прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям, а также детей к их родителям;

– регулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами в обществе;

– регулирование экономических и хозяйственно-бытовых отношений между супругами, а также между всеми членами семьи;

– регулирование отношений между семьей и государством;

– правовое оформление социального статуса каждого члена семьи. Например, зарегистрировав брак, человек в тот же миг приобретает статус «жены» или «мужа», «совладельца» и/или «наследника» определенных материальных ценностей (состояния).

1. По критериям доминирования в семейной организации:

Матриархальная семья – женщины занимают доминирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии.

Патриархальная семья – главенствующую роль в семье играет мужчина-собственник. Женщина в такой семье, как правило, также является собственностью мужа. Родословная идет по мужской линии.

Эгалитарная семья – равные властные отношения супругов со взаимозаменяемыми социальными ролями.

2. В зависимости от сложности семейной структуры:

Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.).

Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей.

3. В зависимости от количества детей в семье: малодетные (1–2 ребенка); среднедетные (3–4 ребенка); многодетные (5 и более детей); бездетные (супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми); неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей).

Наиболее характерными для современного состояния общества являются два основных типа семьи: патриархальная и эгалитарная .

Признаки патриархальной семьи

Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными.

Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и другие интересы патриархальной семьи.

Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками.

Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства выгодно с экономической точки зрения.

Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).

Слабая социальная и географическая мобильность. Дети усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье.

Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.

В традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев и традиций, не учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения супругов и других членов семьи.

Признаки эгалитарной семьи

Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми).

Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся.

Простая двухпоколенная социальная структура, состоящая, как правило, из родителей и детей.

Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации.

Индивидуальное планирование рождаемости.

Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства.

Правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества.

Основные признаки кризиса современной семьи

– Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода.

– Снижение брачности. Увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак.

– Увеличение числа разводов. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы.

– Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и внебрачных рождений приводит к росту неполных семей.

– Увеличение числа детей-сирот, а также беспризорных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей; другие родители лишаются родительских прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности.

– Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью.

– Снижение отцовской воспитательной роли. Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей.

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в Конституции Российской Федерации. Основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство. Разработаны и осуществляются следующие федеральные программы:

1. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 гг., включающая подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

2. Национальная программа демографического развития России на период 2006–2015 гг.

3. С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. оказывается форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей – материнский (семейный) капитал.

4. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008–2015 гг.

5. Национальная благотворительная программа «Поддержка семьи и ребенка на 2012–2017 гг.».

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».

7. 24 мая 2013 г. в г. Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».

Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края

Предмет : Обществознание

Класс : 10

Тема : Семья как социальный институт. Семья и брак.

Тип урока : комбинированный

УМК : УМК по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова

Цели урока:

1. Выяснить социальные аспекты института семьи;

2. Развивать информационную культуру учащихся, их умение работать в группах;

3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и

хорошим взаимоотношениям людей в ней.

План урока .

    Семья как социальный институт.

    Историческая эволюция семьи.

    Функции семьи.

    Современная семья.

    Подведение итогов урока.

Эпиграф урока (на доске):

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л. Н. Толстой.

Ход урока:

    Семья как социальный институт.

Социальный институт – это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Одним из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении, является семья. Она одновременно выступает малой группой – самой сплоченной ячейкой общества.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

    Историческая эволюция семьи .

Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье ученые отводят второе место, полагая, что нижняя граница ее возникновения проходит по отметке 500 000 лет. С тех пор она постоянно развивалась, принимая множество форм и разновидностей:

Полигамная – многоженство;

Моногамия – брак с 1 женщиной;

Сожительство;

Нуклеарная – двое родителей и 1 ребенок;

Расширенная – родители, дети, бабушки, дедушки живут вместе;

Неполная,

Современная.

Возникновение института семьи и брака ученые объясняют необходимостью регулирования отношений между полами. Сторонники другой точки зрения утверждают, что институт семьи возник для регулирования отношений как между супругами, так и между родителями и их детьми.

Хотя существует многочисленное разнообразие взаимоотношений мужчин и женщин, семья является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Меняясь со временем, она приспосабливается у разных народов в разные времена к запросам самой жизни. Исчезни семья, само существование общества оказалось бы под угрозой. Именно поэтому ни в одном обществе семья не была только личным делом.

    Функции семьи.

Любое общество вправе ожидать от семьи выполнения двух важнейших, тесно взаимосвязанных функций:

а) репродуктивной (воспроизводство населения)

б) воспитательной.

Остановимся на воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью дети входят в общество. За всю свою историю человечество так и не создало и, наверное, никогда не создаст лучшего института воспитания.

В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира.

В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы предать ее своим детям и тем самым будущему.

В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, основные представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, закладываются основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина общества.

В семье формируется и крепнет отношение человека к близким, основанное на любви.

Образно семью можно сравнить с часовым механизмом, который движется в заданном ритме, т. к. зубчики одного колесика попадают в соответствующие пространства между зубчиками другого колесика. Но механизм может сломаться, если некоторые «зубчики» характера одного из супругов не будут соответствовать нравственным усилиям другого. Говоря попросту, супруги, любя друг друга, должны понимать и даже прощать друг другу мелкие обиды, неприятности, терпеть некоторые черты характера другого.

Писатели, поэты, художники знакомят нас с многообразием взаимоотношений членов семьи.

2. Задание учащимся. Перед вами репродукции картин художников:

Федотов «Сватовство майора»

Н. Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея»

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Внимательно посмотрите на лица, позы, жесты героев.

Какое у них настроение?

Что их беспокоит?

Учащиеся делают вывод : В этих сюжетах мы увидели сцены семейной жизни. В основе сюжета каждой из этих картин лежит конфликт отцов и детей.

Слово учителя:

В основе многих конфликтов в семье – личные точки зрения старших и младших на вопросы семейного долга, прав и обязанностей в семье, различное отношение к социальным проблемам общества.

Вспомните последнюю размолвку с родителями. Что прослужило ее причиной?

3. Работа в группах :

1 группа – Попробуйте сформулировать те права, которые вам хотелось бы иметь в семье.

2 группа – Как вы думаете, какие права хотели бы иметь ваши родители в семье.

3 группа - Как вы понимаете смысл слов о том, что « в жизни ничего нельзя брать в долг, а коли взял, надо возвращать сверх взятого» применительно к своим отношениям с родителями?

Ответы учащихся по результатам работы в группах.

Вывод : Не только ребенок, но и родители имеют право на многое. Проблема «отцов и детей» исчезнет, если и дети, и родители будут стремиться к пониманию друг друга.

    Современная семья.

Часть ученых рассматривают изменения, происходящие в семье, как частные проявления в общем и целом прогрессивного процесса модернизации семьи и воспроизводства населения, смены одного их типа («традиционного») другим («современным»). Модернизация семьи считается при этом частью модернизации общества, негативные проявления семейных изменений рассматриваются как следствие незавершившегося, затянувшегося перехода от «традиционной» семьи к «современной».

Другие ученые рассматривают семейные изменения (снижение ценности брака, семьи с детьми, единство всех семейных поколений) как конкретные проявления ценностного кризиса всего общества и кризиса семьи, вызванного коренными чертами индустриально – рыночной цивилизации. Этот кризис, считают они, сопровождается ослаблением семьи как союза родственников, союза родителей и детей, союза супругов.

5. Презентации детей по темам исследовательских работ:

    Проблемы молодой семьи.

    Семья в городе будущего.

    Исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд в семье.

6. Учащиеся в ходе прослушивания сообщения составляют таблицу:

Линии сравнения

Виды семей

Число детей

Многодетные

Малодетные

Бездетные

Характер распределения домашних обязанностей

Традиционная

Коллективистская

Родственная структура

Нуклеарная

Расширенная

Полигиния

Тип воспитания

Либеральная

Демакратическая

7 . .Подведение итогов урока, заключительное слово учителя.

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. И Лев Толстой сказал эту фразу не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где должно быть счастье человека. А сам на девятом десятке жизни в панике бежал из дома и умер в казенном помещении, требуя не допускать к себе жену.

Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет.

Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству.

Сфера семейных отношений – это не математика или химия. Здесь – каждый специалист.

8. Домашнее задание : Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи. Что, по – вашему мнению, необходимо, чтобы семья была источником счастья? Напишите об этом небольшое эссе. Второе задание – написать синквейн «Какой будет моя семья?»

Уроки 27-29. Семья и брак

29.10.2013 8515 0

Семейное согласие всего дороже.

Пословица

Цели: закрепить понятие о роли семьи для всей жизни человека; раскрыть зависимость благополучия общества от благополучия семьи; актуализировать знания по семейному законодательству.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель проводит блиц-опрос. Отвечающий получает жетоны: за полный ответ - 3 жетона, за подробное добавление к ответу -

1 жетон. Возможна групповая работа, и тогда группы отвечают по очереди. Для уточнения и дополнения ответов используются карточки разных цветов. Карточка красного цвета - дополнений к ответу соперников нет; карточка зеленого цвета - группа готова уточнить или дополнить ответ. При групповой работе количество жетонов делится на число участников и выводится средний балл.

Примерные вопросы и задания:

1. Что такое семейное право? (Одна из основных отраслей российского права.)

2. Что такое отрасль права? (Совокупность правовых норм, регулирующих важную сферу общественных отношений.)

3. Что такое институт права? (Правовые нормы, регулирующие важнейшие вопросы отрасли права.)

4. Какие отношения регулирует семейное право? (Личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание.)

5. Назовите не менее трех примеров, относящихся к институту семейного права. (Условия заключения брака, опека и попечительство, дети и родители.)

6. Кто является субъектами семейных правоотношений? (Супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, опекуны, попечители.)

8. Положения какого международного правового документа стали составной частью Семейного кодекса РФ? (Конвенции о правах ребенка.)

9. Что нового внес Семейный кодекс РФ 1996 г. в правовое регулирование личных отношений между родителями и детьми? (Примерный ответ. Права родителей не могут и не должны противоречить интересам ребенка. Действующее законодательство защищает личные права ребенка, в том числе право на выражение его личного мнения; запрещает жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми или их эксплуатацию.)

10. Укажите не менее трех прав несовершеннолетних детей. (Примерный ответ. Право ребенка жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей в тех случаях, когда ребенок воспитывается не ими; право на совместное проживание с родителями; право на общение с родителями и с другими родственниками в случае их раздельного проживания; право на имя, отчество и фамилию.)

11. Каковы условия и порядок заключения брака? (Примерный ответ. Регистрация в органах ЗАГСа; взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак; достижение брачного возраста; регистрация брака только в присутствии обоих супругов; отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.-Заявление в органы ЗАГСа подается лично. Лицам, вступившим в брак, выдается свидетельство о заключении брака на бланке установленного государством образца. Жениться и выходить замуж можно независимо от места жительства молодых. Раньше требовалось, чтобы кто-нибудь из вступающих в брак имел прописку в том населенном пункте, где они подали заявление о регистрации их брака. Обоим супругам разрешается взять общую двойную фамилию, состоящую из фамилий жениха и невесты, например семья Зайцевы-Волковы. Срок действия заявки сокращен с трех месяцев до двух.)

12. Какие обстоятельства являются препятствующими заключению брака? (Примерный ответ. Один из вступающих в брак уже состоит в другом зарегистрированном браке; лица, вступающие в брак, являются близкими родственниками но прямой восходящей и нисходящей линии, полнородными и неполнородными братьями и сестрами; лица, вступающие в брак, являются усыновителями или усыновленными; одно из лиц, вступающих в брак, признано в установленном законом порядке недееспособным.)

13. Какие права и обязанности приобретают граждане при вступлении в брак? (Примерный ответ. При вступлении в брак граждане приобретают личные и имущественные права супругов. Семейный кодекс устанавливает принцип равноправия супругов. Личные права: на выбор фамилии, в том числе оставление прежней фамилии; на выбор занятий, профессии, места пребывания и места жительства (определяются по личному желанию и взаимному согласию). Имущественные отношения основаны на следующем правиле: все приобретенное до брака (добрачное имущество), а также полученное в дар или по наследству считается личной раздельной собственностью супругов. Нажитое в браке становится общей (совместной) собственностью и подлежит разделу в случае прекращения брака.)

14. Когда брак признается недействительным? (Примерный ответ. Только по решению суда и на следующих основаниях:

Отсутствие взаимного добровольного согласия на заключение брака;

Если брак заключен без разрешения органов местного самоуправления между лицом (лицами), не достигшим (-ми) брачного возраста;

Если брак заключен лицом (лицами), уже состоящим (-ми) в другом нерасторгнутом зарегистрированном браке;

Если брак заключен между близкими родственниками;

Если брак заключен между лицами, находящимися в отношениях усыновителя и усыновленного;

Если заключен брак с лицом, признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства;

Если один из вступивших в брак скрыл от другого наличие у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции;

Фиктивность брака (супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью).)

15. Какой порядок расторжения брака предусматривает закон? (Примерный ответ. Два способа: а) в органах ЗАГСа при наличии взаимного согласия супругов и отсутствии у них несовершеннолетних детей, б) в суде при наличии общих несовершеннолетних детей или при отсутствии взаимного согласия на развод.)

16. Что такое опека? (Примерный ответ. Это правовая форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения.)

17. Над кем устанавливается опека? (Примерный ответ. Над малолетними в возрасте до 14 лет и над лицами, признанными судом недееспособными.)

18. Что такое попечительство? (Примерный ответ. Это правовая защита личных и имущественных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, и лиц с ограниченной дееспособностью.)

19. Над кем устанавливается попечительство? (Примерный ответ. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над лицами с ограниченной по суду дееспособностью.)

20. Кто может быть опекуном или попечителем? (Примерный ответ. По решению органов местного самоуправления опекунами или попечителями могут быть только совершеннолетние и дееспособные граждане, не лишенные родительских прав.)

21. Что такое алименты? (Примерный ответ. Это средства, выплачиваемые на содержание определенных лиц - детей, родителей - на основании решения суда или добровольного письменного (нотариально заверенного) соглашения.)

III. Изучение нового материала

План

1. Традиционная и современная семья: сравнительная характеристика.

2. Исторические типы семейных взаимоотношений.

3. Модели современной семьи.

4. Этапы добрачного поведения.

5. Структура родства.

1. Традиционная и современная семья: сравнительная характеристика

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Таким образом, брак регулирует отношения супругов, а семья регулирует отношения между супругами, а также между родителями и детьми.

(В ходе фронтальной беседы и объяснения учителя заполняется следующая таблица.)

Крите

рии

Традиционная семья

Современная семья

Состав

семьи

Родители и много детей, престарелые прародители, внуки, незамужние дочери и женатые сыновья

Различный, но преобладают малочисленные семьи из родителей и одного-двух детей

Цели

соз

дания

семьи

Правильный образ жизни -реализация религиозного духовно-нравственного идеала, рождение и воспитание детей, совместное хозяйствование

Хозяйственно-отребительская, восстановительно-псйхологическая, репродуктивная, воспитательная

Структура семьи и взаимоотношения

Муж, отец - глава семьи, большое уважение. Второе место - жене, матери.

Все остальные должны им подчиняться. Дети обязаны почитать родителей и быть им послушными. Родители должны любить, учить и воспитывать детей

Равные права и обязанности мужа и жены. Родители обязаны воспитывать детей и дать им образование, не нарушать права ребенка

Система

ценно

стей

Бог, вера, любовь, уважение, почтение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, милосердие

Права человека, равноправие, любовь, взаимопомощь, трудолюбие, предприимчивость

Итак, в современном обществе сохранилась такая функция семьи, как хозяйственная, но трансформировались не в лучшую сторону репродуктивная и воспитание детей. Произошла демократизация внутрисемейных отношений, переоценка брачносемейных ценностей. Авторитет отца в большинстве семей стал низким, ибо чаще женщины зарабатывают больше мужчин, труд мужчин в современных квартирах практически не виден. Основа современного брака - не экономические или статусные, а эмоциональные отношения.

2. Исторические типы семейных взаимоотношений

По ходу рассказа учителя ученики делают следующие записи в тетрадях.

Групповой брак внутри общины. Полигамия (переход от «человека умелого» к «человеку разумному»).

Многоженство в эпоху матриархата (период собирательства как основного занятия).

Парный брак в эпоху патриархата (охота как один из основных источников обеспечения жизни. Переход к скотоводству и земледелию).

Патриархальная семья. Моногамия. Классический пример -римская семья.

Церковный брак в эпоху Средневековья (неравноправное положение супругов в семье).

Добровольный союз мужчины и женщины, не всегда освященный церковью (до середины XX в.).

С середины XX в. появляются разнообразные модели семьи.

3. Модели современной семьи

Модели современной семьи - это, как правило, интерпретация двух основных типов семьи:

Нуклеарной (семья состоит из мужа, жены и находящихся на их иждивении детей. В традиционном обществе она является однокарьерной - отец зарабатывает и материально содержит семью, мать занимается домашним хозяйством. В современном обществе - двухкарьерная модель: отец и мать поровну зарабатывают деньги и делят между собой домашние заботы. Такие семьи называют еще двухдоходными или семьями с двумя кормильцами);

Расширенной (одной семьей или в близком соседстве живут несколько поколений, разделяя друг с другом социальные, экономические и эмоциональные взаимоотношения).

Выделяют несколько моделей современной семьи:

1. Традиционная. Семейно-брачные отношения зафиксированы в органах ЗАГСа (такую семью называют де-юре).

2. Гражданский брак предполагает отказ от формальной регистрации отношений. Такая семья основана только на любви и согласии, отсюда название брака - концессуальный, от лат. consensus - согласие, единодушие (такую семью называют де-факто).

3. Неполная семья. Детей воспитывает один из родителей.

4. Ограниченная временем семья. По предварительной договоренности брак заключается на время (чаще всего фиктивный

брак, преследующий определенную выгоду для одного или обоих супругов).

5. Встречающаяся семья. Брак зарегистрирован, но супруги живут отдельно, каждый в своем доме.

6. Прерывающийся брак. Супруги живут вместе, но допускают временные разъезды на любой срок без расторжения брака или в случае расторжения каждый раз снова заключают брак друг с другом.

7. Мусульманская семья. Право мужчины иметь несколько жен, обеспечивая высокий уровень жизни каждой из них и оставаясь бесспорным главой семьи.

8. Шведская семья. Совместное проживание нескольких мужчин и женщин при совместном ведении общего хозяйства.

9. Свингерство. Совместное проживание под одной крышей двух или более семейных пар.

4. Этапы добрачного поведения

Этапы добрачного поведения:

Знакомство;

Первое свидание;

Ухаживание;

Сватовство;

Помолвка.

В ходе объяснения учитель задает дискуссионные вопросы, например: бывает ли любовь с первого взгляда; какова роль второго взгляда на избранника; что такое любовь и т. д. Можно для обсуждения использовать пословицы, поговорки, афоризмы.

Например, любовь - это не когда двое смотрят друг на друга, а когда двое смотрят в одну сторону.

5. Структура родства

Родство - это совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Есть родственники кровные и родственники в законе. Выделяют три степени родства:

Ближайшие;

Двоюродные;

Троюродные.

Все родственники вместе составляют фамильное древо, а система родственных позиций образует структуру родства.

IV. Закрепление изученного материала

Учитель напоминает о выражении «чаша терпения» и просит вспомнить, что оно означает. Предлагает группам нарисовать чашу семейного терпения (это может быть стилизованный рисунок на листе формата АЗ или на доске цветными мелками).

Затем учитель просит назвать, из-за чего обычно возникают конфликты в семье и между кем; что произойдет с содержимым «чаши», если не заботиться о предотвращении семейных конфликтов. В результате совместной работы может быть сделан вывод: чтобы чаша семейного терпения не переполнилась, чтобы семья была счастливой, нужно выполнять условия:

Формула семейного счастья = любовь между супругами + любовь между родителями и детьми + материальное благополучие...

Можно организовать групповую работу. Предлагается несколько ситуаций. Отвечает та группа, которая первой может предложить ответ.

Ситуация 1. Шестнадцатилетний Андрей женился, но через полтора года развелся с женой. Еще через месяц решил продать свою квартиру, которую ему на свадьбу подарили родители. Однако нотариус отказал ему в оформлении договора купли-продажи на том основании, что он несовершеннолетний и, следовательно, неполностью дееспособен. Правомерен ли отказ нотариуса? (Нет, с заключением брака Андрей приобрел полную дееспособность в соответствии с Гражданским кодексом.)

Ситуация 2. Пенсионер, инвалид 2-й группы, проживающий во Владимире, обратился в московский Тверской межмуници-пальный суд с заявлением о взыскании с его сына, проживающего в столице, денег на свое содержание. Сын во время судебного заседания представил доказательства того, что отец бросил семью, когда сыну было 3 года; о ребенке не заботился, не платил алиментов. Как называется заявление, с которым пенсионер обратился в суд? Правильно ли пенсионер выбрал суд? В чью пользу должен суд вынести решение? (Заявление называется исковым. Да, пенсионер имел равное основание обратиться в суд по месту своего жительства или по месту проживания ответчика (сына). Суд должен вынести решение в пользу сына на том основании, что отец уклонялся от материальной помощи в воспитании сына.)

Ситуация 3. Брак между Ивановым и Сидоровой признан судом недействительным на том основании, что Иванов скрыл следующий факт: на момент регистрации брака он уже состоял в другом законном браке. Однако Иванов и Сидорова имели общего ребенка. Будет ли этот ребенок получать алименты на свое содержание от отца? (Да, потому что дети, рожденные в браке, который впоследствии судом признан недействительным, приравниваются в правах к тем детям, которые рождены в законном браке.)

Тест

1. Признание брака недействительным производится:

а) органом опеки и попечительства;

б) органом записи актов гражданского состояния;

в) судом по требованию заинтересованного лица;

г) судом по взаимному требованию супругов.

2. С какого момента у супругов появляются родительские права и обязанности?

а) с момента рождения ребенка;

б) с момента вступления в брак;

в) с момента получения свидетельства о рождении ребенка.

3. В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство является:

а) предметом ведения органов местного самоуправления;

б) предметом ведения субъектов РФ;

в) предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ;

г) предметом исключительного ведения РФ.

4. Перемена имени, отчества, фамилии:

а) означает, что лицо более не имеет никаких прежних обязательств;

б) не влечет изменения объема прав и обязанностей.

5. Вследствие смерти или объявления судом одного из супругов умершим:

а) брак прекращается;

б) брак расторгается;

в) брак сохраняется;

г) брак признается недействительным.

6. Супруг выиграл в лотерею крупную сумму денег. Эти деньги:

а) его личная собственность;

б) совместная собственность обоих супругов;

в) половина денег является его собственностью, а вторая половина - собственность его супруги;

г) деньги делятся на три части: супругу, супруге, их детям.

7. Расторжение брака влечет для одного из супругов обязанность полного обеспечения ребенка:

а) для того родителя, с кем проживает ребенок;

б) для того родителя, с кем ребенок не проживает;

в) по соглашению между супругами эта обязанность сохраняется за одним из супругов;

г) обязанность обеспечения ребенка сохраняется за обоими супругами вне зависимости от расторжения брака.

8. У ребенка тяжелое заболевание. Возможно ли его усыновление гражданами Италии?

а) нет;

б) да, в Италии больше возможностей для лечения;

в) только в том случае, если среди российских граждан нет желающих его усыновить.

9. Охраняется ли в Российской Федерации тайна усыновления?

а) да;

б) нет, каждый ребенок имеет право знать своих родителей.

10. Брачный договор может быть заключен:

а) до государственной регистрации брака;

б) до государственной регистрации брака и в любое время в период брака;

в) в любое время, даже после прекращения брака.

Правильные ответы: 1 в, 2а, Зв, 46, 5а, 66, 7г, 8в, 9а, 106.

Домашнее задание

1. С. 39-40 (Кравченко).

2. С. 275 (Боголюбов).

3. Написать эссе «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А. де Сент-Экзюпери).

Дополнительный материал Заключаем брачный договор

В России с 1 марта 1996 г. был официально введен в действие брачный договор - в соответствии с Семейным кодексом РФ это соглашение будущих или настоящих супругов, определяющее имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения. Если договор заключают будущие супруги, он вступает в силу только после регистрации брака. Брачный договор подлежит удостоверению у нотариуса.

Брачный договор может изменить права супругов в отношении недвижимости и, в частности, жилья. В нем можно оговорить судьбу как того имущества, которое они уже имеют, так и того, которое они приобретут.

В частности:

Обозначить доходы каждого, а также объявить покупаемую на такие доходы недвижимость собственностью того из супругов, кто на нее заработал;

Определить, что недвижимость будет принадлежать супругам в долях (в этом случае применяется юридический термин - общая долевая собственность), а собственность одного из супругов (например, имевшуюся до брака) сделать общей совместной собственностью;

Определить порядок раздела имущества в случае расторжения брака.

Супруги вправе в любой момент по взаимному согласию изменить или расторгнуть брачный договор, заверив соглашение (как и сам договор) нотариально.

Брачный договор прекращает действие в случае расторжения брака, за исключением положений, которые регулируют права супругов в отношении имущества именно в случае развода. Например, если в брачном договоре будет указано, что в случае расторжения брака жена обязуется отдать в собственность мужа ее личную квартиру, а муж не будет претендовать на построенный в браке дом, то данное правило будет действовать до тех пор, пока бывшие супруги не переоформят указанное имущество.

Брачный договор не может:

Ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд (например, ограничить жену в праве устроиться на работу или пойти учиться, запретить мужу посещение спортивных или развлекательных учреждений);

Регулировать личные неимущественные отношения между супругами (например, распределить домашние обязанности);

Определять права и обязанности супругов в отношении детей;

Предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания;

Вопреки сложившемуся заблуждению купленная в браке недвижимость, как и иное имущество, после расторжения брака не перестает быть совместной собственностью теперь уже бывших супругов. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, супруг вправе потребовать судебной защиты своего права собственности в течение трех лет с момента нарушения права, а не с момента расторжения брака.

В соответствии со ст. 60 Семейного кодекса РФ ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, так же как и родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Например, если супруги в браке купили квартиру и у них есть ребенок, то при разводе и разделе имущества не будет выделена доля ребенку в такой квартире. Хотя суд при определенных обстоятельствах может увеличить долю родителя, с которым остается ребенок.

Медовый месяц

Все знают, что означает выражение «медовый месяц», а вот откуда оно пошло, известно далеко не каждому. В древности существовал обычай, в соответствии с которым для вступающих в брак специально варилась слабоалкогольная медовуха. Молодые пили ее не только на свадебном пиру, но и в течение месяца после него. Других более крепких напитков пить не дозволялось. Отсюда и пошло выражение «медовый месяц».

Со временем название, обозначающее первые счастливые недели супружеской жизни, прочно вошло в обиход.

Семья как социальный институт

Сферы семейной деятельности:

Репродуктивная;

Хозяйственно-бытовая;

Экономическая;

Воспитательная;

Досуговая;

Эмоциональная;

Духовное общение;

Социально-статусная;

Первичный социальный контроль.

Функции семьи:

Репродуктивная (воспроизводство новых членов общества);

Социализации (формирование индивида как личности);

Экономическая (общее хозяйство, поддержка, помощь в получении материальных и связанных с ними нематериальных благ);

Защитная (физическая, экономическая, психологическая поддержка и защита);

Статусная (принадлежность к определенному социальному слою);

Эмоционального удовлетворения (доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, любовь).

Виды семьи:

а) по числу детей - многодетные, малодетные, бездетные;

б) по характеру распределения домашних обязанностей - традиционная (домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине) и коллективистская (обязанности выполняются совместно или по очереди);

в) по родственной структуре - нуклеарная (супружеская пара с детьми), расширенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними), полигамная (жена с мужьями или муж с женами);

г) по типу воспитания - авторитарная (основана на авторитете родителей), либеральная (строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек), демократическая (постепенно прививает ребенку такие черты, как сопричастность к судьбам других людей, толерантность);

д) по структуре распределения власти - традиционная (основные решения принимает мужчина) и эгалитарная (решения принимаются супругами совместно).

Цель : определить социальные и правовые аспекты семьи и брака

Задачи:
- разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи);
- выяснить условия для заключения и расторжения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов;
- упорядочить знания в области прав и обязанностей родителей и детей.

Вопрос: почему царь сделал именно такой выбор (мнение юношей, мнение девушек, мнение взрослых)?
Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а цель одна – создание семьи.
И тема нашего урока «Семья и брак».
Называю цель урока, задачи урока.

Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверен, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье. А что же такое семья?

Семья - это...
Каковы же функции семьи в современном мире (самостоятельная работа учащихся с курсом лекций)? Из документа лекции «Семья и брак» выделите и кратко охарактеризуйте функции семьи.
Ответы учащихся.
Что же даёт семья человеку, государству?

За всю многовековую историю семьи существовали её различные типы. Остановимся на тех, которые распространены в настоящее время.

Объяснение слайда. Все названные типы семейных структур объединяет нечто общее. Это брак. И в большинстве своём - законый, т.е. зарегистрированный в органах ЗАГСа.
Работа по парам с текстом семейного кодекса РФ.

Группа 1. Задание (pdf)
- Каковы условия заключения брака (ответ ученика)?
- Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака (ответ ученика).

Группа 2 (без слайда) Задание (pdf)
- Назовите основания для прекращения брака.
- Перечислите условия расторжения брака в ЗАГСе, суде.

Группа 3 (без слайда). Задание (pdf)
- Укажите личные права супругов.
- Назовите возможные варианты выбора фамилии.

Группа 4. Задание (pdf)
Законный режим имущества супругов.

Группа 5 (без слайда). Задание (pdf)
- Что такое брачный договор?
- Каких положений не может содержать Брачный договор?

Группа 6. Задание (pdf)
Права несовершеннолетних детей (сами права высвечиваются после ответа ученика). Затем «выходят» сразу Права и обязанности родителей.
- Статья 61 ч. 1
- Статья 63 ч. 1, 2
- Статья 64 ч. 1
- Статья 65 ч. 2

Выходит план урока.

Самостоятельная работа учащихся с тестом.
Итоговый тест (pdf)

1 ученик работает на компьютере (тест в электронном варианте, диск Обществознание).

Выставляю оценки. Д/з.

Рассказываю притчу.
«В знак благодарности за исцеление шах предложил лекарю одну из своих трёх жён. Прежде чем сделать выбор доктор решил задать девушкам простой вопрос: «Сколько будет дважды два?»
Первая ответила:
- Четыре.
- Умная, с такой не пропадёшь, - подумал лекарь.
- Пять, - сказала вторая.
- Щедрая, и это прекрасно, - промелькнула мысль у доктора.
- Три, - третья ответила.
- Экономная, и это тоже нужно».

Как вы думаете, какую из трёх девушек выбрал себе в жёны доктор? (выслушиваем разные ответы учеников)
- А выбрал он - красивую.

Затем «выплывают» слова «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Мои заключительные слова: Желаю вам счастья и не забывать, ставшее крылатым выражение Л. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Семья и брак изучаются в социологии, психологии, религиоведении и в правоведении. Обществознание как комплексная дисциплина рассматривает это явление с нескольких точек зрения одновременно. В РФ основы семьи и брака закреплены в соответствующем профильном законе. Речь идёт о Семейном Кодексе, который в специализированной литературе чаще всего обозначается сокращённо, то есть как СК.

Правовые основы брака и семьи регулируются отдельной отраслью права. В нормативно-правовых актах закреплены имущественные и неимущественные права и обязанности членов одной семьи друг по отношению к другу. И в случае, если кто-то совершает нарушение, пострадавшая сторона (или считающая себя такой) может обратиться за защитой в суд.

Брак и семья – это близкие понятия, иногда они совпадают, например, когда речь идёт о бездетной паре. Но на самом деле друг другу не тождественны. Семья как понятие гораздо шире, в него могут входить лица, связанные кровными узами. Понятие брака по семейному праву же достаточно однозначно.

Итак, под браком законодательством понимается добровольный союз женщины и мужчины с целью совместного ведения быта (хозяйства), воспитания детей и создания семьи. Необходимо отметить, что Российская Федерация неоднократно подвергалась критике за это определение. Считается, что законодательство о браке и семье дискриминационное, поскольку в нём ущемляются права лиц нетрадиционной ориентации.

Однако это не единственная причина недовольства. Нередко указывается, что современное значение семьи в жизни человека не должно быть привязано к обязательному или навязываемому обществом стремлению завести детей. Критики считают, что институт брака переживает кризис, что он должен меняться, чтобы в полной мере удовлетворять современные потребности общества.

Тем не менее ФЗ (федеральный закон) пока что даёт именно такое определение. Возможно, в будущем какое-нибудь постановление или поправки изменят ситуацию. Сейчас же понятие и правовая природа брака в России строятся вокруг гетеросексуальных союзов.

Зачем нужно законодательное закрепление?

Кажется, что понятие брака и семьи во многом личное. То, как жить, с кем, люди должны решать сами. И стремление государства осуществить регулирование такого явления как брак, брака кажутся неуместными.

Однако в основе своей всё это направлено на защиту тех, кто находится в уязвимом положении. Например, ребёнок, который может пострадать от произвола родственников. Закон в большинстве случаев на его стороне. Он не даёт родителям продавать недвижимость без учёта интересов несовершеннолетних, например.

А ещё дети до 18 лет являются наследниками по закону. И даже лишение родительских прав далеко не всегда означает автоматическое освобождение от соответствующих обязанностей. Безусловно, при чтении этих строк кто-то может подумать, что в моей семье невозможно представить себе вмешательство государства.

И это хорошо. Живущие в мире и согласии супруги, как правило, не сталкиваются с какими-то претензиями к ним законодательства. Закон обычно помогает урегулировать конфликты, разобраться в сложных ситуациях. Институт семьи и брака касается и дальних родственников, вернее, его правовое регулирование, поскольку сам по себе институт – понятие социологическое в первую очередь.

И ещё один момент. Существует такое явление как «правовые семьи понятие и виды». К браку и к родственникам это не имеет никакого отношения. Речь идёт о правовых системах, которые в науке получили название семей. Например, романо-германская семья, англосаксонская и т. п. Не стоит путать эти понятия.

Какие бывают семьи?

Довольно любопытна классификация семьи. Рассматривают по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, среднедетные и многодетные. Любопытно, что в публицистике прижились, в основном, только первый и последний термины.

Также существует различие по половому составу: разнополый брак и однополый. Грамотнее говорить о брачных отношениях, даже если они официально не признаются государством, потому что, как уже говорилось, семья – это другое. Фактически, однополой семьёй можно назвать дочь и мать или сына и отца.

Необходимо отметить, что традиционное понятие семьи и брака не подразумевает признания гомосексуальных отношений. Во многом это связано с последствиями влияния религий, когда союз между людьми сводился к размножению, что и ставилось основной или одной из основных целей. Потомкам и наследникам нужно было придать официальный статус.

Однако семья и брак как социальные институты в современном мире в большинстве цивилизованных стран не сводятся к этому. И во многих странах закон защищает однополые отношения. Яркий пример – Канада, Испания, США, Великобритания.

Исторические формы брака

Также существуют исторические формы семьи и брака. Это моногамия, то есть союз исключительно 2 людей, полигиния, предполагавшая большое количество жён и одного мужа, и полиандрия, где на одну женщину приходилось несколько мужчин. Необходимо отметить, что количество и положение людей в семье, о семье, семьи, семье зависело во многом от доминировавшей религии.

В частности, при внимательном изучении истории человечества становится видно, что сильнейшая дискриминация по гендерному признаку поддерживалась христианством и близким с ней в этом отношении исламом. Современный закон по сравнению с этими нормами выглядит гораздо прогрессивнее. Даже в России.

Партнёрская семья

В специализированной литературе неоднократно упоминается партнерский тип семьи. О чём идёт речь? Так принято называть брачные отношения, построенные на равноправии женщины и мужчины, на одинаковом объёме прав и обязанностей. Некоторые считают, что это регулирует закон.

На самом деле законодательство делает акцент только на добровольности союза. То есть каждый супруг может в любой момент при желании подать на развод. Однако о равноправии отдельно не говорится. Поэтому считается, что такой момент регулируется негласно.

Какие ещё могут быть варианты? Встречается патриархальный тип семьи, в котором мужчина считается главой, за ним остаются все основные решения. Он же долгое время был традиционным. Бывают матриархальный, здесь роль ведущего полностью переходит к женщине.

И, наконец, социология семьи и брака также выделяет конкурентный, в котором муж и жена заняты активным перетягиванием одеяла на себя. В этом случае брак либо переходит в партнёрский (который ещё называют демократическим), также, как вариант, кто-то может победить в этой борьбе, либо союз распадается.

Какие ещё формы брака бывают?

Исследователи также выделяют понятие гражданский брак. В обывательском понимании это незарегистрированное сожительство. Однако исторически такое определение стало использоваться как раз для обозначения церемонии, получившей официальное признание государства в противовес церковному венчанию.

Бывают и формы, предполагающие союз 3 людей. В России такое явление чаще всего называют «шведской семьёй», в Европе оно получило название ménage à trois. Это отношения втроём, которым дают разную оценку, в большинстве своём негативную. Но есть те, кто считают, что в отдельных ситуациях такие союзы вполне допустимы.

Функции семьи

Роль семьи в жизни человека очень наглядно видна через функции. Учтите, что в отдельные исторические периоды одни могут выйти на первый план, а другие, напротив, оказаться почти неактуальными. Кроме того, речь идёт о том, что должно быть.

Однако далеко не все семьи относятся к функциональным, то есть не все выполняют свои функции. Такие в специализированной литературе называют дисфункциональными.

Репродуктивная

Социология семьи и брака рассматривает ячейку общества как надёжный способ обеспечить детей самым необходимым. Малютка может родиться и у матери-одиночки, не состоящей в браке. Но тогда он будет незащищённым.

Сейчас общественное отношение к людям смягчилось, оно не зависит от того, состояли ли их родители в зарегистрированном браке или нет. Но во многих странах, особенно тех, где религиозный уклад довольно силён, это ещё имеет значение.

Воспитательная

Роль семьи в формировании личности ребенка трудно переоценить. Именно здесь закладываются моральные ценности и укрепляются. Дети от родителей получают общее представление об окружающем мире. Они также видят перед собой первый пример поведения с другими людьми.

Если в семье здоровый климат, то и малютка вырастет благополучным – с большей вероятностью. Однако если у родителей постоянные проблемы, они озлобленные, им всё даётся с большим трудом, то у малыша создаться впечатление, что мир – угрюмое и небезопасное место.

Необходимо отметить, что роль семьи в жизни человека в дальнейшем также определяется первым опытом столкновения с подобными отношениями. Если родители ценят друг друга, то повзрослевшие будут стремиться к открытым, ровным отношениям, построенным на взаимном доверии и уважении. В противном случае они могут избегать брака.

Впрочем, некоторые психологи считают, что функции семьи периодически переоцениваются. Первостепенное значение в том, как относиться к окружающему миру, какие отношения строить в личном плане имеет выбор самого человека.

Родители действительно оказывают определённое влияние. Но в процессе взросления личность оценивает имеющиеся установки, опыт старших родственников. И если он её не устраивает или не согласуется с внутренними убеждениями, может от них отказаться.

Обучающая функция

Дети внутри семьи получают самые первые навыки: им показывают, как ходить, говорить, помогают усваивать дальнейшие знания. В то же время часто возникает такой вопрос: верны ли следующие суждения о функциях семьи, скажем, только здесь малыши могут изучить мир вокруг себя, усвоить базовые ценности, понять свою социальную роль? На самом деле нет.

Не стоит забывать о детсаде, а также о школе. Кроме того, по мере распространения современных технологий каждый человек с довольно раннего возраста получает доступ в Сеть. В итоге он может заняться самообразованием. То есть, функции семьи в плане обучения важны, но она – не единственный источник приобретаемых знаний.

Обратите внимание: обучающий аспект касается в первую очередь детей, но далеко не только их. В большой и дружной семье все могут что-то дать в этом плане друг другу, показать, что именно они усвоили, передать знания.

Коммуникативная функция

В благополучной семье больше всего её члены общаются друг с другом. А когда человек плохо чувствует себя, то у него остаются силы только на то, чтобы поддерживать контакты с самыми близкими. Впрочем, здесь есть свои нюансы: далеко не всегда в числе этого ограниченного круга лиц оказываются именно кровные родственники. Периодически речь идёт о лучших друзьях.

Психологи обращают внимание на то, что коммуникация внутри семьи сказывается также и на том, как именно человек относится к окружающему миру, как выстраивает с ним отношения. Если ему хорошо, он счастлив, он получает от партнёра, детей, родителей полное принятие, доверие, любовь, то он будет больше уверен в себе, мягче, добрее, открытее. И наоборот.

Впрочем, нельзя взваливать ответственность в деле выстраивания контактов с окружающим миром только на семью. Во-первых, в любом случае выбор того, как относиться к остальным, делает только сам человек.

Во-вторых, отношение к окружению зависит ещё и от последнего. Если у человека всё хорошо в семье, но остальной мир воспринимается опасным и враждебным, то это будет влиять на его поведение. То есть он станет стараться защищаться и защищать своих близких. Например, мирное население в стране, где началась война. Этот пример из числа крайностей, но он очень наглядный.

Духовно-экзистенциальная

Семья влияет на духовную жизнь человека, на его взгляды, отношение к миру, к своему месту в нём. Как правило, в брак вступают люди, которые если не придерживаются одинаковых позиций, то могут хотя бы примириться с имеющимися различиями друг у друга. Если же неприятие родственников или других членов семьи в отношении взглядов будет слишком сильным, то они будут связаны только номинально в большинстве своём.

Психотерапевтическая

Любые эмоциональные переживания гораздо легче перенести при наличии поддержки. Опыт излечения депрессий и других достаточно тяжёлых расстройств показывает, что любящие родственники и остальные близкие могут сильно помочь в такой ситуации или значительно облегчить ситуацию, как минимум. Но это касается далеко не только больных. Поддержка время от времени нужна каждому.

Развлекательно-рекреативная функция

Проведение совместного досуга, возможность отдохнуть с близким – это то, что позволяет человеку полноценно расслабиться, почувствовать удовлетворение от выполненной работы. Что даёт возможность в дальнейшем к ней вернуться с новыми силами и идеями. К тому же человеку присуще желание проводить свободное время с теми, кто ему дорог, разделять удовольствие.

Сексуальная

Статистика показывает, что полноценной сексуальной жизнью живут те, кто находятся в постоянных отношениях. Количество половых актов у них больше, чем у одиночек, даже если последние весьма активны в сексуальном плане. Уровень удовлетворённости этой стороной жизни тоже в среднем выше.

Экономическая

В финансовом и в экономическом плане решать какие-то задачи вместе намного легче. Даже если один из супругов не работает, второй может взять на себя какие-то задачи, на выполнение которых потребовались бы деньги. Или время, которое можно было бы потратить на то, чтобы выполнить оплачиваемое задание. Большое количество людей означает возрастающие траты, но если значительная часть способна зарабатывать на себя и не только, то обеспечить достойный уровень жизни становится легче.

Хозяйственно-бытовая

В семье человеку прививаются первые навыки, касающиеся быта, поддержание дома и своих вещей в функциональном состоянии. Близкие также могут взять на себя выполнение части задач по дому, что становится особенно актуальным в ситуациях, когда кто-то болен, плохо себя чувствует, слишком сильно устал или занят. В итоге семья облегчает жизнь.

Защитная

Как женщины, так и мужчины в рамках многочисленных опросов показали, что чувствуют себя более защищёнными в браке. Медицинская статистика тоже красноречива: холостяки умирают раньше и больше болеют. Особых секретов здесь нет, ведь близкие чаще напоминают принимать лекарства, мотивируют или просто просят обратиться за медицинской помощью.

В семье могут поддержать, дать деньги в долг или просто выдать на базовые нужды. А иногда защитная функция реализуется буквально: родственники способны напрямую полезть в драку или прикрыть собой от хулиганов, вооружённых грабителей, от опасного животного и т. п.

Статусная

Принадлежность к той или иной семье – это ещё и вопрос статуса. Дети голливудских звёзд и обывателей не находятся в глазах обществах на одном и том же уровне. Материальный достаток родителей тоже имеет значения. Правда, здесь есть своя специфика: далеко не все исследователи считают, что богатые и знаменитые мама с папой – это безусловно хорошо. Почему?

Есть и обратная сторона медали. К членам семьи может быть приковано повышенное внимание, особенно, когда они появляются на публике со знаменитым родственником. Им сложнее просто общаться, а у звёзд часто не хватает времени даже на самых близких. Ребёнок может стать жертвой безумного фаната, поэтому приходится предпринимать дополнительные меры по защите. В итоге это всё порождает своеобразную атмосферу.

Первичный социальный контроль

Именно семья является одним из основных сдерживающих факторов. Кто-то может быть негативно настроен по отношению к законодательству, однако удержаться от совершения преступления из-за страха, что это плохо скажется на близких или расстроит родителей. Семьи часто помогают вернуться к нормальной жизни преступникам и наркоманам.

Социализация

Первичная социализация у человека происходит именно внутри семьи. Адаптация после длительного отсутствия нормальных контактов с окружающими по причине болезни, карантина, ухода за умирающим, пребывания в тюрьме или в следственном изоляторе тоже часто включает в себя общение с родственниками. Однако даже без таких примеров коммуникация с семьёй, характер этих контактов влияет на социализацию человека.

Кооперативная

Семья – это отличный способ объединить с кем-то усилия и получить уверенность в том, что вы работаете на общую цель. У знакомых могут найтись другие дела, у друзей – пропасть интерес (хотя далеко не всегда).

С родственниками удобно кооперироваться хотя бы, как минимум, потому что люди хорошо знают друг друга, свои сильные и слабые стороны. Именно на этом на Западе нередко строится семейный бизнес. Но у попыток вести вместе дела есть и свои минусы. Что уже отдельная тема для разговора.

Разумеется, предпринимательство – это только один пример. Объединиться можно ради достижения совместной цели. В браке пара обычно работает над тем, чтобы сообща достичь финансового (и не только) благополучия.

Подводя итоги, стоит отметить, что значение семьи до сих пор обсуждается. Однако во многом оно зависит от того (как и все эти функции), о какой именно семье идёт речь, можно ли её назвать полноценной. И здесь имеет значение даже не наличие обоих родителей, а внутренний климат, характер складывающихся отношений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.