Духи с разными запахами. Необычные духи. Атрибуты для шокинга


^ IV. Работа с текстом «Триумфальная арка» (упр. 57).

1. Ответы на вопросы и выполнение заданий к тексту.

Комментарии учителя

Тема текста – история Триумфальной арки и ее описание. Заголовок соответствует теме. Тип речи – описание с элементами повествования. Цепной связью связаны следующие предложения последнего абзаца: 1 и 2, 2 и 3, 5 и 6. Средствами связи являются местоимения. «Галлы» − устаревшее название французов (от названия древних кельтских племен, населявших территорию современной Франции в VI - V веках до нашей эры). «Двунадесять языков» − двадцать языков, в данном случае означает «множество языков», то есть «множество народов, государств».

2. Словарная работа.

Выписать слова в рамках: апофеоз, горельеф, аллегория, монумент. Составить предложения с ними.

^ V. Пересказ текста по плану упр. 58.

Пересказ можно построить «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана.

VI. Устное описание иллюстрации.

1. Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.

Триумфальная арка

Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину ее украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка констатирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.

Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем ее пространстве.

2. Комментарий к сравнению описания с текстом упражнения.

Текст упражнения не только содержит описание Триумфальной арки, подробно рассказывает о ее истории, об авторах сооружения, передает впечатление, которое производит арка на зрителя.

^ Домашнее задание. Упр. 52.

Дата __________

У р о к 10. Строение и грамматическое значение словосочетаний

Цель урока: показать ученикам строение словосочетаний, научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со словарями, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Ход урока

^ I. Лингвистическая разминка .

Задание: просклонять имена собственные: Анастасия, Василий.

(И. Анастасия, Василий

Р. Анастасии, Василия

Д. Анастасии, Василию

В. Анастасию, Василия

Т. Анастасией, Василием

П. об Анастасии, о Василии.)

Повторить особенности склонения существительных на -ий, -ия, -ие.

^ II. Проверка домашнего задания .

Взаимопроверка упр. 52, определение стиля текстов (публицистический).

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

(Можно использовать вступительную статью к разделу «Синтаксис и пунктуация».)

Тема «Синтаксис и пунктуация» рассчитана для изучения не только в 8-м, но и в 9-м классе. В этом году мы будем заниматься словосочетанием и простым предложением, в следующем – сложным предложением.

Начнем со словосочетаний – синтаксических единиц, из которых строится предложение. Словосочетание образуется в результате соединения двух или более слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.

Что значит «контекст»? Предположим, дано слово, написанное на доске (орган ). Прочитайте его. Вне контекста, то есть вне окружения неясно, что имеется в виду: смысл слова, во-первых, зависит от ударения (`орган и орг`ан – омографы, слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному). Кроме того, слово "орган многозначно. Образуем словосочетания, проясняющие лексическое значение слова, запишем их в тетради:

орган печати (газета), орган зрения (глаз), служить в органах (например, в милиции), органы здравоохранения, слушать орган.

Дома уточните происхождение и значения этих слов по толковому словарю, найдите однокоренные слова.

Примечание. Если есть время, можно сделать эту работу на уроке.

Интересно, что оба слова происходят от одного и того же греческого слова – orqanon – орудие, инструмент. Слово "орган имеет несколько значений: 1) часть организма, выполняющая определенную функцию: орган речи, органы кровообращения ; 2) учреждение, исполняющее определенные функции в обществе: органы опеки и попечительства, органы государственной власти ; 3) периодическое издание (обычно принадлежащее какому-либо общественному образованию и отражающее его взгляды и деятельность): орган демократической партии.

Орг`ан - духовой клавишный музыкальный инструмент больших размеров, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Однокоренные слова к слову `орган организация, организовать, организованный, организаторский, организационный, организатор, организм,

организованно, организованность, органика, органический, органичный, оргстекло и т.д.

К слову орг"ан органист, органистка, органчик, органный .

Итак, мы видим, что лексическое значение слова проявляется в контексте, т.е. в окружении других слов, связанных с ним по смыслу и грамматически.

2. Определение словосочетания, его строение.

1) Попробуйте дать определение словосочетания. (^ Словосочетание –два или несколько самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически .)

Словосочетание называет предметы, действия, признаки более конкретно. Оно состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово (слова) уточняет смысл главного. Например: хорошая погода, плохая погода в апреле . Главное слово (погода) уточняется зависимыми, к которым от главного ставится вопрос.

2) Упр. 60 - устно.

3. Признаки словосочетания.

1) Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи. Тaк, «около дома» не является словосочетанием, это существительное: с предлогом, а предлог - служебная часть речи.

2) Одно из составляющих слов зависит от другого. Например, «летит и кружится» - два независимых слова, соединенных сочинительной связью, а не словосочетание.

3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. «Ветер стих» не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащее и сказуемое.

4. Грамматическая форма и грамматическое строение словосочетаний

Грамматическая форма словосочетания – это его строение, схема. Схема может быть условной, содержать только названия частей речи. Например: олимпийское движение - «прил. + сущ.», преодолеть препятствие - «глаг. + сущ.», увлекаться спортом - «глаг. + сущ.», слишком быстро - «нареч. + нареч.» и т.д. Более конкретная схема указывает на формы зависимого слова: уверенный в себе - «прил. + предлог + местоим. в дат. п.». Местоимение выражает зависимость от главного формой падежа, которая не изменяется при изменении главного слова: уверенного в себе, уверенному в себе и т.д.

По морфологической принадлежности словосочетания делятся на именные (главное слово – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), глагольные (главное слово – глагол или его формы) и наречные (главное слово – наречие).

^ IV. Закрепление изученного .

1. Виды словосочетаний по морфологическим признакам. Упр. 61 − разобрать устно.

2. Строение словосочетаний. Упр. 62: первую часть разобрать устно, записать на доске, вторую часть – письменно в тетрадях.

3. Конструирование словосочетаний. Упр. 63 − устно.

4. Работа над речевыми нормами. Упр. 64 – комментировать «по цепочке», выполнить в тетрадях. Сложные случаи записать на доске.

^ V. Словарная работа .

Выписать слова в рамках, составить с ними словосочетания, определить главное и зависимое слово: истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат.

Домашнее задание. §7 (с. 28-29), упр. 65, 67.

Дата ________

^ У р о к 11. Связь слов в словосочетании

Цель урока: научить определять способы связи в словосочетаниях: конструировать их, закрепить понятия о строении и значении словосочетаний, дать понятие о синонимичных словосочетаниях, закрепить умение делать схемы.

^ Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Ход урока

^ I. Лингвистическая разминка.

Осложненный словарный диктант. Придумать и записать словосочетания со словами, отметить главные слова: Ветеран, регулировать, олицетворять, ландшафт, колорит, композиция, архитектура, зодчество зодчий, орнамент, апофеоз, горельеф, аллегория.

^ II. Проверка домашнего задания.

1. Теоретические вопросы:

Что называется словосочетанием?

На какие общие типы делятся словосочетания по их

Морфологическим свойствам?

Что показывает схема словосочетания?

2. Упр. 65 и 67 проверяем устно, «по цепочке». В это время на доске несколько человек делают схемы словосочетаний (выборочно).

^ III. Практические задания на закрепление материала.

1. Выборочный диктант.

Выпишите только словосочетания (слова могут быть написаны на доске):

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры. (Хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере. )

2. Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова. (Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры . Главные члены (основа) предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено . Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя .)

3. Упр. 66 – разбираем устно.

^ IV. Объяснение учителя с элементами беседы.

1. Связь слов в словосочетании.

Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трех видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (Запишем на доске вид связи и вопросы.)

Вопросы:

Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия.)

Приведите примеры согласования. (^ Ранняя осень – ранней осени, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу. )

2) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное

Или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе, товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас – встретил вас, поддержать оступившегося – поддержали оступившегося .

3) Если зависимое слово – наречие, деепричастие или начальная форма глагола – это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать; довольно быстро; макароны по-флотски; шел напевая; собираюсь уехать.

2. Значения словосочетаний.

В словосочетании выделяется три вида значений: определительное,

Обстоятельственное и дополнительное.

1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой? который? чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.

2) Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью? и т.д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать и т.д.

3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей): прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, поговорить о чем-нибудь, вдали от берега и т.д.

^ V. Закрепление темы .

1. Упр. 68 – разобрать устно.

Примечание к выводу: В качестве зависимых слов при согласовании могут употребляться имена прилагательные, имена числительные, местоимения, причастия; при управлении – имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения; при примыкании – наречия, деепричастия и неопределенная форма глагола.

2. Упр. 71 – письменно, с комментированием «по цепочке». Комментарий учителя: первые два словосочетания (клетчатый шар и шарф в клетку ) близки по лексическому и грамматическому значениям. Такие словосочетания называются синонимичными.

3. Упр. 77 – устно (синонимичные словосочетания).

4. Самостоятельная работа: упр. 70 (конструирование словосочетаний).

5. Синтаксический разбор словосочетаний: 1) устно разобрать одно словосочетание из упр. 81 (по образцу на с. 39), 2) сделать письменный разбор 2-3 словосочетаний самостоятельно.

^ VI. Словарная работа .

Выписать слова в рамках, составить словосочетания с ними, сделать их схемы: преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, свидетельство, аттестат.

Домашнее задание. §7 (с. 32-39), упр. 72, 74, 80.

Дата __________

^ У р о к 12. Строение и грамматическое значение предложений

Цель урока: закрепить изученное о словосочетании, расширить знания учеников о строении и грамматическом значении предложения, научить выделять грамматическую основу (трудные случаи), определять цель высказывания.

^ Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа (синонимы).

Ход урока

^ I. Лингвистическая разминка.

Просклонять словосочетания с числительными:

Двести восемьдесят четыре рубля, четыреста девяносто шестой номер.

^ II. Проверка домашнего задания. Закрепление темы «Словосочетание».

1. Теоретические вопросы:

Расскажите о строении словосочетания.

Каковы основные признаки словосочетания?

Назовите типы словосочетаний по их морфологическим свойствам. Приведите примеры.

Какие словосочетания являются неделимыми? (^ Те, в которых главным по смыслу является грамматически зависимое слово .)

Комментарий учителя

Сравним прямое и переносное значение словосочетаний «дать сдачи». Первое называет действие и предмет (сдача, полученная в магазине). Значение действия во втором случае названо грамматически зависимым словом (дать сдачи – ответить на удар или оскорбление), которое выступает главным по смыслу. Таким образом, переносное значение этого словосочетания – неделимое. Подобные словосочетания являются одним членом предложения, а грамматическое значение в них не устанавливается.

Вычленить подобные словосочетания чаще всего удается лишь в контексте.

Примеры: ^ Анютины глазки – небольшие яркие цветы. (Неделимое словосочетание является подлежащим). Хочу поздравить вас от всей души . (Первое неделимое словосочетание – сказуемое, второе – обстоятельство.) Митинг собрал много людей . (Неделимое словосочетание – дополнение.) Много людей собралось на площади. (Неделимое словосочетание является подлежащим.)

2. Взаимопроверка упр. 72, 74. Устные ответы на вопросы этих упражнений.

3. Синтаксический разбор словосочетаний (упр. 80): выборочно выполняют на доске 3-4 человека.

III. Изучение темы «Предложение».

1. Беседа по вопросам:

Что отличает предложение от словосочетания?

На каком основании предложения делятся на простые и сложные?

Что такое грамматическая основа предложения?

По каким признакам можно выделить грамматическую основу, если в предложении отсутствует один из главных членов?

Комментарий учителя

Признаки выделения грамматической основы следующие:

1) в грамматическую основу обязательно входит глагол в каком-либо наклонении;

2) один из членов грамматической основы занимает независимую позицию: не зависит по своим формам от других членов предложения;

3) вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого-либо наклонения образуют с самостоятельным словом один член предложения.

Например: ^ Могу помочь тебе . Подлежащее отсутствует, но подразумевается (Я). Основа односоставная. Глагол в форме наклонения – могу . Этот глагол имеет вспомогательное, модальное (выражает значение возможности) значение, не зависит от других членов предложения. С ним связан по смыслу глагол в начальной форме помочь . С этим синтаксически самостоятельным словом глагол могу образует один член грамматической основы – сказуемое (могу помочь ).

Что делать, если в предложении отсутствует и глагол? Например: ^ Летом и ночью светло . Наречие светло не зависит от других членов предложения, значит, входит в грамматическую основу. Глагол-связка отсутствует, что показывает на настоящее время, но связка появляется в будущем или прошедшем времени: Летом и ночью будет светло . Летом и ночью было светло. То есть в нашем примере глагол-связка нулевая. Чтобы выявить ее, надо изменить время действия: Легко на сердце (было, будет ).

2. Выполнение упражнений.

1) Упр. 82 (классификация предложений по цели высказывания)–устно.

2) Упр. 83, 84 – устно (предварительно прочитать материал параграфа на с. 41).

3) Упр. 85 (I) – письменно, с комментированием каждого предложения «по цепочке» (роль глагола в предложении).

4) Упр. 85 (II) – устно (классификация предложений по цели высказывания).

5) Упр. 87 – разобрать устно, затем выполнить в тетрадях.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Автор И.С. Буров. Москва. 1984 год Фото: Главное архивное управление города Москвы

Триумфальные ворота на площади Победы — одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской истории — Отечественной войне 1812 года. И немного осталось старожилов, которые видели величественное сооружение совсем на другом месте…

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко .

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91-96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102-119.

Московские Триумфальные ворота - триумфальная арка в Москве, построенная в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Как правило, москвичи не употребляют полное название памятника и называют его просто Триумфальной аркой.

Триумфальная арка - восстановленный памятник: изначально она была возведена в 1829-1834 годах по проекту Осипа Бове на площади Тверская Застава, затем разобрана в 1936 году при реконструкции площади и вновь построена в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы.

Триумфальная арка на Тверской заставе

В 1814 году, когда русские и союзные войска вошли в Париж, и был достигнут мир, российские города стали готовиться ко встрече возвращавшихся из Франции войск. На пути их следования в городах возводились триумфальные ворота, и Москва не стала исключением: вблизи Тверской заставы, где традиционно с почестями встречали императора, стали возводить временную триумфальную арку из дерева.

В 1826 году император Николай I распорядился возвести в Москве Триумфальные ворота в качестве памятника победе русского оружия, подобные Нарвским триумфальным воротам, которые строились в то время в Петербурге. Разработку проекта поручили видному российскому архитектору Осипу Бове; мастер разработал его в тот же год, но необходимость перепланировки площади затормозила процесс, и проект потребовал изменений.

Триумфальные ворота по новому проекту Бове построили в 1829-1834 годах, заложив в основание бронзовую закладную плиту и горсть серебряных рублей "на счастье" - что, к слову, совершенно не помогло: строительство затянулось на 5 лет из-за нехватки средств. Скульптурное оформление арки выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, работавшие по рисункам Бове. Колонны и скульптуры отлили из чугуна, а сами ворота возвели из белого камня из села Тартарово ("тартаровский мрамор") и камня из разбираемого Самотечного канала.

На аттике ворот была нанесена надпись (на русском и латинском языках с разных сторон):

В 1899 году прямо под аркой прошла первая в Москве линия электрического трамвая, а в 1912 и в 1920-х годах их даже чистили и реставрировали.

К сожалению, в 1936 году согласно Генплану реконструкции Москвы ворота были разобраны для реконструкции площади. Изначально их планировали восстановить вблизи прежнего места, поэтому при демонтаже провели тщательные замеры и сохранили некоторые скульптурные и архитектурные элементы, но в итоге восстанавливать ворота не стали.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

В 1960-х, учитывая художественную ценность и историческую значимость ворот, к идее их восстановления решено было вернуться, и в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы и Музея-панорамы "Бородинская битва" была сооружена их копия.

Проект осуществлён под руководством архитектора-реставратора Владимира Либсона группой архитекторов (И. Рубен, Г. Васильева, Д. Кульчинский). При возведении использовались сделанные при демонтаже ворот рисунки и обмеры, а также авторская модель сооружения, предоставленная Музеем архитектуры.

В целом Триумфальная арка на Кутузовском проспекте представляет собой внешнюю копию предшественницы, но с рядом конструктивных изменений: вместо кирпича в конструкциях стен, сводов и цоколя использовали железобетон, белый камень заменили на крымский известняк, а кордегардии и решётки решили не восстанавливать. Сохранившиеся скульптуры и детали оформления использовать не стали, и всё было отлито из чугуна заново. Кроме того, были изменены тексты на аттике - вместо слов об императоре Александре I там появились строки из приказа Михаила Кутузова к русским воинам и выдержка из надписи на закладной доске 1829 года:

В 2012 году Триумфальная арка была отреставрирована в ходе подготовки к торжествам по случаю 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальную арку расположили в сквере, разбитом между встречными полосами движения Кутузовского проспекта. В 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне этот сквер стал называться площадью Победы.

На сегодняшний день Триумфальная арка стала одним из узнаваемых символов Москвы: виды памятника украшают популярные открытки и календари, арку изображают на картинах художников и производят большое количество сувенирной продукции с её образом.

Добраться до Триумфальной арки можно пешком от станции метро "Парк Победы" Арбатско-Покровской линии.

Урок развития речи в 8 классе.
Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры.
Цель: совершенствовать навыки устной речи; расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

Ход урока.

  1. Работа со словосочетаниями. Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Где можно использовать данные словосочетания?


Русская архитектура, возводить храм, автор скульптур , замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, колесница славы, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, великий зодчий , древнерусское зодчество .

  1. Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова


Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.

Возводить – строить, сооружать.

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.

Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Зодчий – архитектор, строитель.

Зодчество – искусство архитектуры, строительства.

Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.

Аллегория – иносказание.

Монумент – большой памятник.

Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью.

Постамент – основа памятника, колонны, статуи.

Пьедестал – подножие статуи.

Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

Искусство – 1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.

Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.

С 2-3 слова составить и записать предложения.

  1. Работа с текстом «Триумфальная арка». Прочитайте. Определите тему текста и соответствие между темой и заголовком . (упр.57)

Определите тип речи в этом тексте. Какие предложения последнего абзаца связаны цепной связью? Выпишите их. Какие средства связи использованы в этих предложениях? Объясните значение слов галл, «двунадесять языков».

Галлы - народность арийского происхождения; они населяли издавна Галлию, Британию, Дунайские страны.

Отеч.война 1812г.
Триумфальная арка .

Кончается ряд высоких домов на Кутузовском проспекте, за поворотом неожиданно появляется широкая площадь, а в центре площади – Триумфальная арка…

Эта торжественно-величавая арка высотой в 28 метров была сооружена по проекту известного русского архитектора Осипа Бове в 1827-1834 годах в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Авторы скульптур – Иван Витали и Иван Тимофеев.

Создавая проект Триумфальных арок, Бове мечтал установить их у Поклонной горы, откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город. Тогда император ещё не знал, что взятие Москвы – не апофеоз его славы, а начало полного разгрома его многотысячной армии…

Но «отцы города» решили установить арку не на старой Смоленской дороге, а у Тверской заставы, и там она простояла почти сто лет, все больше мешая уличному движению.

И вот в 1968 году прекрасное творение Осипа Бове было восстановлено и перенесено на Кутузовский проспект, на словно специально для него созданную площадь Победы, где была уже построена панорама «Бородинская битва».

Триумфальная арка открывается вашему взору неожиданно. На её вершине – чугунная колесница Славы, в которой гордо стоит богиня Победы. Фасады арки облицованы белым камнем, на его фоне эффектно выделяются 12-метровые чугунные колонны. По периметру карниза находятся 48 гербов российских губерний, население которых воевало с наполеоновской армией. Монумент украшают бронзовые горельефы «Изгнание галлов из Москвы», «Побитие «двунадесяти языков», «Освобожденная Москва». Между ними размещены фигуры суровых воинов в доспехах, аллегорические женские фигуры, символизирующие твёрдость, храбрость и славу. (По Я. Билецкому).

  1. Пересказ текста по плану, «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана.


План подробного пересказа.

  1. В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка?
  2. Кто её автор?
  3. В честь какого события она была сооружена?
  4. Где планировал разместить свое произведение автор и почему?
  5. Где первоначально была установлена арка?
  6. Что изображено на её вершине?
  7. Чем ещё украшен памятник?
  1. Устное описание иллюстрации.
  1. Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.


Триумфальная арка.

Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину её украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка контрастирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.

Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем её пространстве.

  1. Образцы описаний памятников архитектуры. Упр.108.
  1. Памятник А.С.Пушкину в Москве. Автор М. К. Аникушин.
    Прочитайте и устно ответьте на вопросы: 1) Где и когда был установлен памятник А.С.Пушкину в городе на Неве? 2) Кто его автор? 3) Как изображен поэт? 4) К какому стилю относится этот текст?

В 1935г. Великий город на Неве торжественно отмечал своё 250-летие. В канун праздника на площади искусств состоялось открытие памятника А.С.Пушкину.

Автор этого замечательного произведения известный русский архитектор М.К. Аникушин. Художник показал Пушкина увлечённо и страстно читающим свои стихи.Мы видим живой острый взгляд, высокий лоб, ясно очерченную линию губ. Стройность линий фигуры, слегка приподнятая голова, особенно жест правой руки, поворот кисти, пальцы - всё подчёркивает вдохновение поэта.

Скульптура установлена на постаменте из красного гранита. Памятник стоит в зелени, вокруг него расположены величественные здания пушкинской эпохи: Русский музей, Музей этнографии, Малый оперный театр, филармония.

(По Л. Симоненко.)

Упр.111

  1. Храм- памятник Василия Блаженного в Москве. Прочитайте текст. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи текста. Составьте план, отражая в каждом пункте микротемы.

В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменовании этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребённого у его стен юродивого.

Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок его причудливых форм, объединённых центральным шатром, не только напоминает многоглавую группу кремлёвских соборов, но и парит над широко раскинувшимся простором площади. Собор состоит из девяти столпов, окружающих девятый. Столпы-храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное сооружение похоже на гигантское растение или цветущий куст.

Центральный храм увенчан шатром, приделы, расположенные по сторонам света, башнеобразной формы, несколько напоминают колокольню Ивана Великого. При обходе храма перед зрителем то вырастает стройная грандиозная пирамида храма, увенчанная шатром, по граням которого бегут ввысь золочёные спирали, то отчётливее становятся его растущие вверх башнеобразные объёмы. Замысловатые детали придают храму нарядный и сказочный вид. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой поэтической красоте архитектуры.

Имена создателей Василия Блаженного со временем забылись, и только в конце 19 века были обнаружены старинные рукописи с рассказом о многих подробностях сооружения храма, в том числе о его строителях – Барме и Постнике, талантливых русских зодчих. Легенда гласит, что после окончания строительства Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они построить ещё один точно такой храм. Те ответили, что смогут. И тогда царь приказал ослепить их, чтобы не могло возникнуть соперника его храму.

Упр.112

  1. Прочитайте фрагмент стихотворения Д. Кедрина «Зодчие». Сравните два текста описания одного и того же памятника. Найдите в тексте слова, которые являются архитектурными терминами. Назовите синонимы к слову зодчий.
  1. Письменная работа. Описание памятника архитектуры родного села.
  1. Опирайтесь в его описании на следующие вопросы:
  1. По какому поводу был воздвигнут памятник?
  2. Где он расположен?
  3. Когда он был создан?
  4. Кто его автор?
  5. Что в нем особенного? Чем привлекает?
  6. Какие впечатления он производит на смотрящего? Нравится ли вам этот памятник?


Д.з. : упр.114

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры. Учитель: Агафонова Е.Ю. С.Дивеево

Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова Архитектура – искусство строительства, возведения зданий. Возводить – строить, сооружать. Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму. Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный. Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение. Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Зодчий – архитектор, строитель. Зодчество – искусство архитектуры, строительства. Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо. Аллегория – иносказание. Монумент – большой памятник. Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью. Постамент – основа памятника, колонны, статуи. Пьедестал – подножие статуи. Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств. Искусство – 1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела. Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.

План подробного пересказа. 1.В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка? 2.Кто её автор? 3.В честь какого события она была сооружена? 4.Где планировал разместить свое произведение автор и почему? 5.Где первоначально была установлена арка? 6.Что изображено на её вершине? 7.Чем ещё украшен памятник?

Домашнее задание: Упр.114 (в тетрадях по развитию речи)


Духи - это тот необходимый аксессуар, без которого не обходится ни одна женщина. Объем выпуска все новых и новых ароматов растет из года в год, и парфюмерам приходится применять не только изумительное чувство вкуса, но и всю свою смекалку, чтобы заинтересовать взыскательных дам своей продукцией. И хотя по-прежнему среди покупательниц лидируют классические духи, необычные ароматы также завоевывают женские сердца и удивляют такими свойствами как оригинальные запахи или нехарактерные для парфюмов качества. Мы составили для вас хит-парад самых неординарных духов в мире.

Топ-10 необычных парфюмов
  1. Анти-парфюм Comme des Garcons "Odeur 53". Этот французский бренд заявил о себе миру в 1963 году, а уже в 1981 году в Париже прошел его первый показ. Все присутствующие были поражены увиденным, и назвали коллекцию "трендом пост-ядерного времени". А в 1994 году марка представила свою коллекцию духов, весьма далекая от классических и привычных обывателям ароматов. Анти-парфюм "Odeur 53" был выпущен в 1995 году. Такое название духи получили потому, что в их составе были использованы те ингредиенты, которые никто никогда ранее не использовал в качестве составляющих духов – запахи лака для ногтей, железной окиси, резины, свежеуложенного асфальта и т.д. Всего в парфюме использовалось 53 ингредиента. В 2000 году марка Comme des Garcons выпустила духи "Odeur 71", включающие в себя 71 натуральный и синтетический ингредиент.
  2. Blood Concept - "кровавый" парфюм. Данный бренд был основан в 2000 году и вдохновлен кровью – наиболее изученной жидкостью в мире. Четыре парфюма унисекс, соответствующие четырем группам крови человека – вот чем удивили обывателей создатели бренда. Во всех видах духов присутствуют металлические нотки – ведь именно таков привкус крови.
  3. "My DNA Fragrance" – аромат с ДНК его хозяйки. Эти духи изготавливаются под заказ индивидуально на основе ДНК покупателя. Заказчику высылается набор, с помощью которого он берет у себя пробу ДНК. Далее собранный материал отсылают в лабораторию, где ученые создают аромат, подходящий под взятое ДНК. Кроме такого варианта имеются и ароматы с ДНК звезд – например, .
  4. Парфюм для похудения "Prends-Moi". Данные духи были выпущены совместными усилиями швейцарской фирмы Veld"s и французского бренда Robertet. Они содержат вещества, которые попадая на кожу способствуют вырабатыванию эндорфинов, которые подавляют аппетит. Распад жиров также активизируется в организме благодаря содержанию в духах таких ингредиентов как карнитин, кофеин, спирулина. Согласно исследованиям, данные духи действительно работают, снижая желание перекусить. Сам аромат очень приятный, классический, содержит ноты цитруса и бергамота.
  5. "I hate perfume" – аромат от Christopher Brosius . Создатель данной линейки парфюмов в прошлом работал таксистом и успел за время службы возненавидеть дешевые дурно пахнущие духи, которые использовали некоторые его клиентки. Так парфюмер создал свои любимые ароматы без использования спирта. Среди его коллекции – такие духи как "Собирая яблоки", "Летняя кухня" и другие.
  6. "Cannabis Santal" - конопляный парфюм-унисекс. Эти "наркотические" духи поступили в продажу в 2006 году. В них входят нотки каннабиса, но аромат совершенно не одурманивает. Запах леса, исходящий от этих парфюмов, дарит покой и безмятежность. Кроме каннабиса, в духах имеются ноты бергамота, сандала, пачули, апельсина и шоколада.
  7. Духи с омолаживающим эффектом от Harvey Prince "Ageless". Бренд, производящий антивозрастную косметику, воплотил древнюю идею "эликсира юности" в духах "Ageless". В его состав включены такие компоненты, которые вызывают у вдыхающего его аромат ассоциации, связанные с молодостью. Среди ингредиентов – розовый грейпфрут, гранат, манго.
  8. Монопарфюм "Demeter". Бренд не признает смешение нескольких ароматов в одном флаконе, и предлагает серию, основанную на единственном запахе. Среди линейки ароматов – духи с запахом присыпки для детей, сада после ливня, малинового джема и д.п. Преимуществом данных парфюмов является также то, что их можно смешивать и создавать новые, оригинальные ароматы.
  9. Книжные ароматы "Paper Passion". Этот парфюм выпустило немецкое книжное издательство Герхарда Штайделя. Они сразу полюбились библиофилам, обожающим аромат свежеизданной книги. Упаковка стилизована под книжный том, а сами духи выпускаются в женском и мужском вариантах.
  10. "Paint" от Boudicca – видимые духи. Этот аромат был выпущен в 2008 году британскими дизайнерами. После распыления духи оставляют на коже следы кобальтового цвета, которые постепенно исчезают. Основные ноты парфюма – опиум, можжевельник, мускат, цитрус, шалфей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.