Атлас-определитель растений для детей "от земли до неба" к учебнику окружающий мир плешакова

Когда мы говорим "камни", мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы - это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему "минералы и горные породы" дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.

Некоторые минералы в природе образуют кристаллы - это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.

Самоцветы

Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще - полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще - поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).

Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант.

Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.

Красивый слегка голубоватый или ярко голубой минерал с темными прожилками.

Малахит - ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.

Янтарь - это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.

Коралл - это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.

Жемчуг - это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки - двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.

Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).

Другие минералы и горные породы

Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них - минералы, часть - горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.

Каменная соль (минерал галИт) . Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.

Минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.

Минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом - это аметист. Если белые - молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.

Слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.

Горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.

С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах - приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.

Это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.

Это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните - это кусочки полевого шпата, темные и блестящие - слюда, белые полупрозрачные - кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как "гранум", отсюда и название породы - гранит. Камень твёрдый и прочный.

Известняк - Мел - Мрамор .

Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.

Особая форма известняка - мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.

Мрамор - это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора - это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии. После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.

Торф - Бурый уголь - Каменный уголь - Антрацит .

Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая - мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.

Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.

А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.

Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений - гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.

Основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.

Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть - полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.

Видео о красивых камнях из музея самоцветов:

Об этой книге знают тысячи и тысячи родителей младшешкольников, и она практически неизвестна мамам и папам дошколят. А жаль... Книга-находка, назову ее так. Причем это находка как по своей сути, так и по предназначению:)

Нам еще рано рассуждать о школьной программе и оценивать книгу с позиции соответствия ей, но как мама трехлетнего ребенка я бесконечно рада своей покупке. Когда же папа Рыжика увидел Атлас-определитель От земли до неба, то его восторгу не было предела: он, оказывается, давно искал и мечтал о подобной книге. А все почему? А потому, что мало нам собственного невежества об окружающих нас травинках и былинках, так еще и Рыжик нередко ставит теперь в неловкое положение, спрашивая, что это за дерево, цветок или птичка)))) Теперь же, благодаря Плешакову, ребенок реже будет сомневаться в родительской компетентности, а наши прогулки станут еще интереснее: я давно хотела изучить растительность и животный мир вокруг нашего дома хотя бы в радиусе километра. И уже с нетерпением жду, когда же все расцветет, разноцветится и запищит вокруг. Никогда еще ни одна книга не вызывала во мне такого желания!)) Пока же мы рассматриваем животных, птиц и насекомых и ищем на ютубе по ним презентации. Кстати, очень советую вот эту подборку .

А.А. Плешаков. Атлас-определитель От земли до неба.

Купить в Лабиринте
Купить в Озоне
Купить в my-shop

Не забудьте, что на покупке можно , сейчас проходит просто огромное количество акций.

Гибкая, плотная, мягкая, целофанированная (а, значит, непачкающаяся) обложка, достаточно прочный и слегка прозрачный офсет, прекрасные реалистичные изображения. Именно из этой книги я узнала несколько официальных названий грибов (например, не синька, а дубовИк: несмотря на то, что я заядлый профессиональный грибник, здесь у меня существуют дикие пробелы); увидела, как выглядит цикорий; прочитала, какие созвездия мы можем наблюдать зимой либо летом... Безусловно, определитель не претендует на всеобъемлющее издание, растения-животные-птицы — все из средней полосы и не в полном объеме, но это нам как раз и нужно, не так ли? Все основная информация, все основные моменты (основные для ученых, а не для обывателей. Для нас, поверьте, информации здесь выше крыши) присутствуют.



Каждый раздел начинается с проникновенного и красивого предисловия-пояснения, заканчивается алфавитным указателем перечисленных «объектов» природы. Градация — логически понятная и приятная. Если это растения, то поиск осуществляется по ареалу обитания (иначе сложно было бы найти вообще что-либо в книге, а ведь попадается немало книг псевдо-определителей). Например, травянистые растения открытых мест, леса или водоемов с обязательной градацией по цвету. А помимо этого:

Практически во всех названиях стоят ударения, краткое, но неплохое полноценное описание к каждой картинке, хорошая прорисовка изображений, картинка-пиктограмма на каждой странице, соответствующая определенному разделу.

Жалею об одном: что таких книг — единицы, что так много издается откровенно пошлых атласов и путеводителей, совершенно не оправданных, но зато отлично распиаренных и раскрученных, что так часто книги стоят настоящих капиталовложений, а лучше бы за шикарной обложкой и шикарным именем издательства скрывались настоящий и глубокий труд, пусть и простой внешне, но неоценимый по своей пользе. Про цену в 200 с копейками рублей вообще молчу...

При прогулках у дома, вылазках на природу, поездках к бабушкам и дедушкам (здесь и нечего говорить — леса фантастические в Беларуси!) - книге настоятельно предписано сопровождать нас всюду. Она — хороша!

Заглянем в кладовые Земли

Горные породы образуют толщу Земли, а сами состоят из минералов.

Рассмотрите образцы полевого шпата, кварца и слюды. Это минералы , соединяясь вместе, образуют горную породу гранит

Рассмотрите кусочек гранита. Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал слюда.

Заполните схему. Состав гранита.
Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольники с названиями минералов - жёлтым карандашом.


Выпишите из текста учебника примеры горных пород.

Гранит, песок, глина, известняк, мел, мрамор, кремень

Найди в атласе-определителе "От земли до неба" дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде. Приготовь сообщение об 1 - 2 из этих камней (по своему выбору). Запиши краткие сведения о них.

Гранит
Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Гранит - горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц, слюда. Цветные зерна - это полевой шпат, полупрозрачные, сверкающие - кварц, чёрные слюда. "Зерно" по-латыни "гранум". От этого слова и появилось название "гранит".

Полевой шпат
Полевой шпат - самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много разновидностей полевых шпатов. Среди них есть белые, серые, желтоватые, розоватые, красные, зелёные камни. Чаще всего они непрозрачны. Некоторые из них используют для изготовления украшений.

Кварц
Кварц - минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Попадаются кристаллы кварца размером от нескольких миллиметров до нескольких метров! Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталём, непрозрачный белый - молочным кварцем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц - аметист. Есть кварц розовый, кварц голубой и другие разновидности. Все эти камни с давних пор используются для изготовления различных украшений.

Слюда
Слюда - минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они тёмные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Если у тебя есть своя коллекция камней (например, разноцветная морская галька или другие камни), выбери самые красивые и интересные. Сделай фотографии и помести их здесь. В подписи постарайся передать своё отношение к миру камней.


Рассматривать камни очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где живёшь. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Рассматривая камни, думаешь о том, что в каждом из них есть какая-то тайна и множество загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Хочется узнать, какие же секреты они таят в себе, чем отличаются друг от друга, какова история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям .

От земли до неба. Атлас-определитель. Плешаков А.А.

5- е изд. - М.: 20 18 - 224с. 13- е изд. - М.: 20 12 - 224с.

Книга представляет собой оригинальный, впервые разработанный специально для начальной школы атлас-определитель. Он поможет ученику научиться распознавать окружающие его природные объекты, узнавать названия наиболее примечательных растений, животных, грибов, камней, созвездий. Атлас может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности, для совместных занятий ребёнка и взрослого в семье. Книга станет постоянным спутником младшего школьника во время экскурсий, прогулок с родителями, летнего отдыха.

Формат: pdf (2018, 5-е изд., 224с.)

Размер: 42 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2012, 13-е изд., 224с.)

Размер: 44,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Как их зовут! 3
КАМНИ 5
УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ КАМНИ 6
Кремень, пемза, песчаник, соль 8
Гранит и его составляющие 10
Торф и уголь 12
Известняк со своей семьёй 14
Камни, из которых делают украшения 16
Алфавитный указатель камней 18
РАСТЕНИЯ 19
УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ РАСТЕНИЯ 20
Комнатные растения 22
Аквариумные растения 32
Растения цветника 34
Травянистые растения открытых мест 44
Травянистые растения леса 62
Травянистые растения водоёмов и влажных мест 70
Папоротники, плауны и хвощи 78
Мхи 80
Хвойные деревья и кустарники 82
Лиственные деревья и кустарники 84
Кустарники и кустарнички со съедобными плодами 88
Кустарники с несъедобными плодами 92
Декоративные кустарники 94
Алфавитный указатель растений 96
ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ 99
УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ 100
Белый гриб, шампиньон и лисички 102
Подберёзовик, подосиновик и другие 104
Опята и сыроежки 106
Грибы с млечным соком и валуи 108
Причудливые грибы 110
Мухоморы и поганки 112
Желчный гриб и другие 114
Лишайники 116
Алфавитный указатель грибов и лишайников 118
ЖИВОТНЫЕ 119
УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЖИВОТНЫХ 120
От улитки до червя.122
Пауки и их родственники 124
Ракообразные и многоножки 126
Насекомые 128
Рыбы наших вод 160
Аквариумные рыбки 164
Земноводные 168
Пресмыкающиеся 170
Птицы 172
Звери 192
Алфавитный указатель животных 206
ЗВЁЗДЫ 209
УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЗВЁЗДЫ 210
Северная часть неба 212
Южная часть неба летом и осенью 214
Южная часть неба зимой 216
Южная часть неба весной 220
Алфавитный указатель звёзд и созвездий 222

Когда мы знакомимся с каким-нибудь человеком, мы первым делом узнаём, как его зовут. У каждого из нас есть имя. Есть имена - названия - и у всего того, что окружает нас в природе. И потому знакомство с любым растением, животным, камнем или созвездием надо бы начинать с вопроса: «Как Вас зовут?»
Но просто так у них этого не спросишь! Ни у цветка, ни у бабочки, ни у звезды... То есть спросить, конечно, можно, да только они не ответят, промолчат. А как, не зная их имён, с ними подружиться? Как узнать о них больше, если не знаешь даже имени?
И тут на помощь придёт атлас-определитель. Он скажет, как кого зовут. И сообщит то, что в первую очередь нужно знать об этом растении или животном, созвездии или камне. Он станет вашим помощником на уроке и школьной экскурсии, дома и во время прогулок с родителями, на даче и в туристическом походе... Везде, где вы будете общаться с миром природы.

Запиши названия народов, представители которых населяют твой край:
Русские, украинцы, армяне, белорусы, татары, азербайджанцы, узбеки, цыгане, таджики, молдаване.

Опиши интересные традиции одного из народов твоего края.

Масленица - праздник проводов зимы. Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Масленицу встречали блинами. Отмечается масленица целую неделю. Прощались с масленицей в воскресенье. В этот день жгли костры или соломенное чучело Масленицы.

Используя полученные сведения, попробуй сочинить и записать рассказ от имени дома, как будто он сам рассказывает о себе и своих жильцах.

Меня построили совсем недавно - в 2005 году. За последние 10 лет около меня построили еще 5 жилых домов и один магазин - Торговый Центр. Со времени постройки я совсем не изменился, я ещё очень молодой.
Мои жильцы меня очень любят, они не рисуют на моих стенах, поэтому я очень чистенький. А вокруг меня каждую весну сажают цветы, поэтому всё лето я любуюсь на них.

Другой вариант

Меня построили давно в 1974 году. Вокруг меня за эти годы почти ничего не изменилось. Зато несколько лет назад меня покрасили в желтый цвет и теперь я красивый.
Вот, правда, с жителями мне не повезло, много хулиганов, которые расписывают мои стены и лифт, по этому поводу я очень огорчен и жду нового ремонта. Недавно на моём первом этаже открыли очень красивый магазин, моим жителям теперь очень близко ходить за продуктами.

Объекты неживой природы : вода, камень, сосулька, стол, тетрадь.
Объекты живой природы : бабочка, человек, медведь, дерево, мухомор

Явления неживой природы : снегопад, уроган, градопад
Явления живой природы : перелёт птиц, цветение, впадение в спячку животных

Приметы на погоду:
Когда кошка свернулась клубком - к морозу.
Ясное небо зимой - к морозу.
Воробьи дружно чирикают - к оттепели.
Осиновые листья ложатся листом вверх - к холодной зиме, ежели изнанкой к верху - зима тёплая будет.

Сравнение ласточек и стрижей:
Сходство: они ловят насекомых в воздухе, они перелётные птицы.
Различия: стрижи самые быстрые птицы на свете, стрижи всю жизнь проводят в полёте (едят, спят, пьют)

Найди в атласе-определителе «От земли до неба» дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде.
Кварц - минерал, входит в состав гранита и встречается сам по себе. Кварц бывает размером от нескольких миллиметров до нескольких метров. прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталём, непрозрачный белый - молочным кварцем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц - аметист. Есть кварц розовый, кварц голубой и другие разновидности. Все эти камни используются для изготовления украшений, посуды, кварцевых часов.

Здесь помести одну или две из своих фотографий, показывающих удивительную красоту неба. В подписи к фотографиям постарайся передать те мысли и чувства, которые возникают у тебя при наблюдении за небом.

Небо всегда разное, то оно с облаками, то оно чистое, то оно красное от заката. Небо успокаивает, на него можно долго смотреть. На небе можно увидеть различные картинки из облаков. Но я больше всего люблю закат, когда небо от солнца окрашивается в красный цвет.

Придумай и запиши свою загадку о воде.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.

Здесь запиши свой рассказ о красоте воды.

Вода очень красива во всех своих разных состояниях. Вода в море заставляет любоваться её красотой. В реках и озёрах очень красиво отражаются небо, солнце, деревья и всё вокруг. А зимой вода, в виде снежинок, удивляет всех.

Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.

Весной все растения начинают расти и из-за этого всё вокруг выглядит ярко-зелёным. Так же весной расцветают кустарники и деревья, на их розовые и белые цветы можно долго любоваться. Осенью на деревьях листья желтею и краснеют и все растения выглядят по-новому. Красоту цветов трудно описать словами.

Дикие животные: лев, лиса, крокодил, гепард, леопард, пантера, жираф.
Домашние животные: собака, кошка, курица, попугай, корова, овца, петух

С помощью дополнительной литературы, Интернета определи породу этой кошки. Запиши название породы и основные сведения о ней.

Британская короткошерстная кошка.
Выведена в Великобритании. Такие кошки дружелюбны и очень умны. Они прекрасно уживаются со всеми членами семьи, очень любят детей, хорошо ладят с другими животными. Не требуют много внимания, поэтому кошка может подолгу оставаться одна.

Запишите, какие растения и животные вашего края внесены в Красную книгу.

Зубр, выхухоль русская, рысь, бурый медведь, удод, филин, седой дятел, средний дятел, обыкновенный снегирь, лесной жаворонок, серый журавль, белый аист.

По заданию учебника подготовьте сообщение о любом растении или животном из Красной книги.

Зубр - очень крупное млекопитающее: самцы достигают в длину 3 метра, весят около тонны. Питаются зубры различными растениями - побеги деревьев и кустарников, травы, мхи и даже грибы. В неволе зубры живут до 30 лет, а в природе гораздо меньше.

Рисунок «Мир глазами кузнечика».

Приведите примеры транспорта, который одновременно является:

Наземным, пассажирским, личным: автомобиль, велосипед, мотоцикл, квадроцикл
Наземным, пассажирским, общественным: автобус, маршрутка, поезд
Водным, пассажирским, личным: катер, лодка, яхта
Водным, пассажирским, общественным: корабль

Сравнение зайца-беляка и зайца-русака

Сходство: ночные животные, предпочитают открытые места
Различия: беляк - зимой белый, русак - светлеет; беляк живёт в лесу, русак - на открытых местах; беляк ест ветки и кору, русак - траву.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.