Доскажи словечко новый год для детей. Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Игра «Кто больше слов придумает»


Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественного числа; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - картинно-графический план.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед называет цепочку слов, дети добавляют слова о зиме:

Снег, почки, куст.

Цветы, снежинка, мороз.

Дождь, капель, сосулька.

Снегопад, проталина, листопад.

Оттепель, зима, подснежник.

Листья, грибы, вьюга, ягоды.

2. Беседа о зиме

Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? (О зиме.)

Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая.)

Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?

Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «какой»? (Морозный.)

Слово «холод» - на вопрос «какое»? (Холодное.)

Слово «снег» - на вопрос «какая»? (Снежная.)

Слово «лед» - на вопрос «какие»? (Ледяные.)

Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер...) у

«холодное» (утро, солнце, небо...), «снежная» (улица, горка...), «ледяные» (горки, реки, озера...).

3. Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану

4. Физкультминутка

Выпал беленький снежок - Дети становятся в круг.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег - Машут руками перед собой.

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег - хлопок в ладоши - «ловят».

Руки в стороны, по швам - Разводят руки в сторону,

Снега хватит нам и вам - опускают по швам.

5. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю... (Снег.) С неба все скользят пушинки - Серебристые... (Снежинки.) На поселки, на лужок Все снижается... (Снежок.) Вот веселье для ребят - Все сильнее... (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в... (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился... (Снеговик.) Рядом снежная фигурка - Эта девочка - ... (Снегурка.) На снегу-то, посмотри - С красной грудкой... (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил... (Снег.)

Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)

На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково» Снег - снежок, ветер - ... , мороз - ... , сугроб - ... , холод - ... , лед - ... и т.д.

7. Образование родительного падежа

Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад.) А нет чего?

Снег. А нет... (снега).

Вьюга. А нет...

Метель. А нет...

Сугроб. А нет...

Лед. А нет...

8. Дидактическая игра «Составь предложение»

Снег, белый, выпал, пушистый. Холодная, зима, наступила, снежная. Из, дети, горку, снега, сделали. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.

9. Рассказ о зиме

Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только большинство хвойных по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий. Трудно зимой бывает птицам и животным. Но звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая шерсть. Но и зверям и птицам нередко бывает зимой голодно. Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают корм, раскладывают сено, морковь, капусту.

С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем одевались осенью. И все: люди, животные, птицы - ждут наступления весны, она приходит следом за зимой.

10. Итог занятия

О каком времени года говорили на занятии?

Назовите первый, второй и третий месяцы зимы.

Материал для закрепления

1. Активизировать словарь детей по данной теме. Знать признаки зимы и названия зимних месяцев. Уточнить, после какого времени года наступает зима и какое время года наступает после зимы. Вспомнить с детьми зимние развлечения. Составить рассказ о зиме.

2. Грамматический строй речи и словообразование.

1) Подобрать эпитеты к словам.

Снег (какой?) - белый, рассыпчатый, холодный и т.д., лед - ... у день зимой - ... , ночь зимой - ... .

2) О чем можно сказать?

Ударили - ... , хрустит - ... , бушует - ... , висят - ... , замерзли - ... , скрипит - ... , метут - ... .

О чем можно сказать?

Морозный - ... , холодное - ... , снежная - ... , ледяные - ... Изменить слово так, чтобы слово отвечало на вопрос - какой (-ая, -ое, -ие)?

Например, мороз - морозный. «Холод» (какое?) - ... «Снег» (какая?) - ... «Лед» (какие?) - ...

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Образование множественного числа существительных родительного падежа со словами: санки, лыжи,.коньки, клюшка, шайба, снежинка.

Например: Снег (много чего?) - снега.

6. Закрепить употребление предлогов. Составить предложения с предлогами и записать в тетрадь.

Не в небе ночном это чудо горит,
Не в океанах, не в морях бороздит...
Подобно солнышку ярко сверкает,
Хвойные ветви в Новый Год украшает.
звезда

Злится, воет в непогоду,
Не давая всем проходу,
Злые тучи нагоняет,
Убегать всех заставляет.
С ней, Метель - её подруга...
Помни: злится сильно, только...
вьюга

Новогодний стол накрыт,
Есть там разные продукты,
Мясо, курочка, грибы,
Овощи, сыры и фрукты,
Торт, колбаска, бутерброды,
Сок, печенье курабье,
Не хватает одного там -
Лишь...
салата оливье

Кристаллик прозрачный летит,
От ветра танцует, кружит,
Потом на пальто упадет,
Растает и вдруг пропадет.
снежинка

Чтобы это нам проделать,
Надо за руки всем взяться
И весёлой каруселью
Вокруг ёлочки помчаться.
хоровод

Все ждут. Все терпеливо ждут,
Когда уже они пробьют...
Потом встают, «ура» кричат,
И все бокалами звенят.
куранты

Что за шарики на елочке висят,
И цветами радуги блестят?
Есть у елочки такие вот подружки,
А зовут их...
новогодние игрушки

Ты лети, лети, лети,
Словно солнышко свети,
Посыпая все вокруг,
И друзей и подруг.

В эту ночь никто не спит,
Огоньками все блестит.
Вся усыпана еда,
Даже деда борода!
конфетти

Развесить на ёлочке мне помоги,
Бусы и дождь из блестящей фольги.
Такие наряды сейчас на «ура»,
А называется всё...
мишура

Вся белая, кристальная,
И, по небу - летальная,
На руку - опускается,
И сразу - растворяется...
снежинка

Он всегда такой желанный,
Интересный, долгожданный.
Но бывают и сюрпризы,
Коль Снегурочка капризна...

Или в несколько каратов.
Ну... если Дед Мороз богатый...
В общем, всем приносит радость,
Даже если это сладость.
подарок

Его мы выбираем тщательно,
По цвету и по гороскопу,
Чтоб в Новый год быть обязательно
Не хуже, чем в домах Европы.
Новогодний наряд

Ею окошки украшают,
Дома и елку наряжают,
Она красивая такая,
Вся разноцветная, сияет.
Ее под Новый год всем надо.
Узнали, что это? ...
Гирлянда

Она праздник украшает,
Ею елку наряжают,
И под Новый год повсюду
На витринах, окнах будет.
Огоньками нам сверкает,
С ней светлей повсюду станет.
Гирлянда

Нужная в хозяйстве вещь,
Вроде, неприметная,
Но под Новый год всегда
Станет, вдруг, заметная.

В виде праздничной гирлянды
Висит он в доме высоко,
Подарки в него кладет Санта,
А называется...
Носком

Ехал в них веселый
Дедушка Мороз,
Миллион подарков
Деткам он привез.
Расписные, новые
По снегам пушистым
Из Устюга мчались
Очень-очень быстро.
Сани

Он идет, летит, искрится.
Может в шарик превратиться.
Этот шарик непростой -
Станет он, всегда игрой.
Метко в цель он попадает,
А в ладони быстро тает.
снег

Он может сиять, а может скрипеть,
Он может лежать, а может лететь,
И есть у него всем известна сестрица -
Водица. В нее он в тепле превратится.
Снег

Возле елки хоровод водит с ребятнею,
Появляется у нас снежною зимою.
Ходит с дедушкой всегда, раздает подарки,
Но растает без следа, если станет жарко.
Снегурочка

Они вдвоем зимой гуляют,
Людей смешат и поздравляют,
И к вам придут с мешком в мороз...
Снегурочка и Дед Мороз

Про Новый год с ответами - замечательный способ провести незабываемый праздник с детьми. Подобный способ подойдёт для утренника в детском саду или в школе. Различные викторины, загадки про деда Мороза, про снег и Снегурочку является одним из способов развлечь малышей.

1.
2.
3.
4.

Как известно, загадки относят к народному фольклору, а люди любят подмечать природные приметы. Именно мудрость народа заключена в каждой детской загадке про Новый год.

Кроме того, праздничные новогодние загадки станут отличным вариантом проведения времени в семейном кругу. Достаточно распечатать загадки на карточках и написать ответы - и занятие на вечер найдено! Дополните вечер .

Несложные загадки про Новый год с ответами подарят замечательное настроение на весь вечер, как для малышей, та к для взрослых.

Загадки про Новый год с ответами

Новогодние загадки для детей про деда Мороза

Новогодние загадки для детей про Снегурочку

Новогодние загадки с ответами про ёлку, хлопушки, подарки, гирлянды и игрушки

Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

Кириллова Н.К., учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №2 «Золотая рыбка» г.Старая Русса Новгородской области.

Цели занятия:

  • закрепление представлений о зиме и её приметах;
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов);
  • учить подбирать однокоренные слова;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;
  • воспитание навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества.

Оборудование:

магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима», магниты, снежинки, полоса со стрелками, демонстрационный снеговик, конверты с плоскостными частями снеговика, карточка с изображением частей снеговика, магнитофон.

Ход занятия.

1. Приветствие. Организационный момент.

Дети собирают общую разрезную сюжетную картинку.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
Сообщение темы занятия.
- Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-зиме.

2. Игра «Художники».

- Что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем» зимнюю картину.
На столе разложены предметные и сюжетные картинки, связанные с зимой (снежинка, Дед Мороз, снеговик и т.д.). Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и рассказывают о ней.

3. Игра «Кто больше слов придумает».

- Дети, без чего не бывает зимы?

Какой бывает снег?
Подумай, называй.
Своё словечко быстро
Снежинкой отмечай!

Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку. (Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)

Что делает снег?
Попробуй сказать.
Все стрелочки - действия
Прошагать.

На доске висит полоска, на которой нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя слово-действие, передвигает магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)

4.Cлова-антонимы.

- Давайте одеваться на прогулку и поиграем в игру «Закончи предложение»

У меня большие перчатки, а у вас маленькие.
Длинные сапоги
Тонкий свитер
Широкий шарф
Чёрные валенки
Сухие варежки

5. Физминутка.

Музыкально-речевая игра «Прилетел ветерок» (муз. Г.Вяхирева).

Прилетел ветерок,
Прилетел на денёк.
Нас погладил ласково рукой.
Оглянулся вокруг,
Улыбнулся и вдруг
Закружился в пляске озорной.

А мы надели лыжи
И встали на коньки.
Играем, играем
В пушистые снежки.

6.Упражнение «Узнай по частям».

На наборное полотно вывешивается карточка с изображением частей снеговика.
- Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?

7.Логопед помещает на доске снеговика.

Игра «Составь снеговика».

- Дети, у вас на столах лежат конверты. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.

8.Упражнение «Большие и маленькие».

- Чем отличаются снеговики?
- Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково.

У большого снеговика красный нос.
У маленького снеговика красненький носик.
Чёрные глаза
Лохматая метла
Зелёное ведро
Длинный шарф.

9.Дидактическая игра «Доскажи словечко».

- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай-те поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)
С неба все скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается... (Снежок.)
Вот веселье для ребят -
Все сильнее... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)

10. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Литература.

  1. Г.А.Киселёва «Книжка - учишка» - изд-во « Книголюб», 2008 г.
  2. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» - изд-во «Детство-Пресс», 2009
  3. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет» - изд-во «Сфера», 2006
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.