Сырная седмица (масленица): преддверие и начало поста. Масленица. Православные традиции Что означает в православии дни масленицы

Какого числа начинается Масленица в 2020 году, как называются дни Масленичной недели, каковы традиции, обычаи и суть праздника, читайте на этой странице.

Масленица: история возникновения праздника

Для большинства жителей нашей страны Масленица – это самый веселый праздник, который знаменует собой окончание зимы и начало весны. Праздновать Масленицу на Руси начали задолго до принятия Христианства. Тогда это был языческий праздник, главная роль в котором отводилась поклонению Солнцу. В прошлом праздник был приурочен ко дню весеннего равноденствия, и отмечался семь дней до него и семь после. Две недели гуляний на Масленицу посвящали прощанию с зимой и пробуждению весны.

Сегодня дата празднования Масленицы привязана к православной Пасхе и меняется каждый год. В 2020 году Масленица начинается с 24 февраля , а дни Масленичной недели , соответственно, приходится на 24 февраля по 1 марта.

Масленица и Сырная седмица 2020: что нельзя делать, а что можно

Церковная традиция не считает праздник Масленицы «своим», в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная. Дни православной Сырной седмицы и народной Масленицы совпадают, но они имеют совершенно разный смысл.

Сырная седмица (масленица) для православных – это неделя подготовки к , когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Эта неделя в христианском смысле посвящена одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу.

Масленица 2020: традиции и обычаи празднования

По традиции, неотъемлемой частью масленичных гуляний являются забавы на свежем воздухе, в которых участвуют люди всех возрастов.

Финальным событием празднования традиционно становится сжигание фигуры Масленицы. Чучело собирают из соломы, сухих веток, на которые надевают старую одежду. Оставшийся пепел нужно развеять по ветру. По поверьям, это приносит достаток и удачу на весь последующий год.

По традиции, на Масленицу едят не только всеми любимые блины, но и молоко и творог, сыры.

  • Смотрите также:

Дни Масленицы с их названиями и значением: календарь

Традиционно масленичную неделю делят на Узкую Масленицу (с понедельника по среду): в эти дни разрешены хозяйственные работы, и на Широкую Масленицу (с четверга по воскресенье): любые работы нежелательны. Каждый день Масленицы имеет особые традиции и наименование . Расскажем значение каждого дня Масленицы .

1 день Масленицы. Понедельник – «встреча»

В этот день начинали печь блины, причем первый всегда отдавали нищим. Девушки и парни пели песни и ходили с соломенным чучелом по деревне. Обычно к первому дню Масленицу строили качели, горки, накрывали столы со сладостями.

2 день Масленицы. Вторник — «заигрыши»

С утра во второй день Масляной недели девицы приглашались кататься на санках и поесть блины. Малыши катались на ледянках на старых телячьих шкурах целыми компаниями. По традиции, а этот день устраивали смотрины невест.

3 день Масленицы. Среда — «лакомка»

В третий день Масленичной недели все ели блины и другие вкусные блюда. Их нужно было наесться от души. В среду тещи приглашают зятьев на блины.

4 день Масленицы. Четверг — «разгул»

В этот день празднование набирало полную силу. Люди катались с ледяных гор, качались на каруселях и качелях, ездили в расписных санях, запряженных лошадьми. Молодоженов сажали на сани и спускали с горы, при этом они должны были целоваться при всех. В этот же день Масленицы мужчины выходили на кулачные бои. Молодые люди брали штурмом снежные крепости, разводили костры и прыгали через огонь. Ряженые ходили по домам, поздравляли хозяев с праздником, а хозяева кормили гостей блинами.

5 день Масленицы. Пятница — тещины вечерки — гостевой день

В пятый день Масленичной недели зятья должны угощать любимых тещ блинами. К обеду в этот день зовутся и другие родственники.

6 день Масленицы. Суббота – «золовкины посиделки»

В субботу отмечаются проводы постаревшей Масленицы. В этот день молодая невестка должна позвать к себе родных. Вечером сжигается чучело Масленицы. Все гуляют угощаются.

Кроме этого, праздник имел еще несколько важных значений. Во-первых, способствовал укреплению родственно-семейных Например, На селе им устраивали своеобразные смотрины: ставили к столбам ворот и заставляли на глазах у всех целоваться.

Также по традиции, молодые пары должны были «выезжать в люди» . Муж и жена наряжались, садились в расписные сани и отправлялись к друзьям и родственникам, гулявшим у них на свадьбе год назад. Кроме этого, на масленичную неделю проходило много обрядов, которые

Во-вторых, масленичная неделя ведь во время гуляний

В-третьих, на Масленицу, народ выплескивал накопившуюся за зиму негативную энергию, и подходил к Посту «очищенным».

Вся масленичная неделя делится на два периода - Узкая Масленица и Широкая Масленица. К Узкой Масленице, когда можно было заниматься хозяйственными работами, относятся первые три дня: понедельник, вторник и среда.

Все остальные дни недели - четверг, пятница, суббота и воскресенье - относятся к Широкой Масленице. В этот период прекращались все работы, и начиналось массовое веселье.

Понедельник — встреча

В этот день свекор и свекровь отправляли невестку с самого утра к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Вместе они договаривались о времени и о месте гуляний, а также обсуждали список предстоящих гостей.

К первому дню масленичной недели достраивались снежные горы, балаганы, качели. Первый блин отдавали малоимущим на помин усопших. Масленичное чучело из соломы и старой одежды делали также в понедельник и всю неделю возили по улицам в санях.

Вторник - заигрыш

День, который был особенно волнительным для незамужних девушек, поскольку на заигрыш устраивались смотрины невест - многие масличные обряды сводились именно к сватовству, чтобы уже после Великого поста сыграть свадьбу. Как правило, это происходило на Красную горку, которая приходится на первое послепасхальное воскресенье.

Во второй день Масленицы молодежь уже с утра шла кататься с гор и есть блины. Собирались все родные и знакомые, зазывали Масленицу, приговаривая: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Ряженые ходили по улицам и катались на тройках или даже простых розвальнях. В уличных балаганах проходили представления, одним из главных героев которых был Петрушка и масленичный дед.

Среда — лакомки

Фото: Михаил Дзябенко

К середине недели Масленица набирала обороты. Праздновать ее начинали массово во всех домах - пекли блины, звали гостей. Также в этот день теща демонстрировала расположение к зятю и приглашала его на угощенье. В деревнях в складчину варили пиво.

На улицах начиналась бойкая торговля. Продавали сладости и напитки: пряники, каленые орехи, горячие сбитни и чай.

Четверг — разгул, перелом, широкий четверг

Этот день был первым днем Широкой Масленицы, когда страивались всевозможные потехи, кулачные бои, катания на лошадях. Проходили различные конкурсы и соревнования, завершающиеся массовыми пирушками. Кульминацией забав этого дня становился захват снежного городка.

Гулянья и игры, в которых участвовало большое количество народу, помогали выбросить негативную энергию, накопившуюся за зиму, и разрешить различные конфликты между людьми. Это один из важных моментов в праздновании Масленицы - к Великому посту нужно было подойти «очистившимся».

Пятница — тещины вечерки

Зять должен был в ответ на недавнее тещино гостеприимство также продемонстрировать свое хорошее отношение к ней, а также к ее близким. Если он нарушал традиции, это Неуважение зятя считалось обидой и бесчестием.

Суббота — золовкины посиделки

И других его родственников. Если сестры были незамужними девушками, то жена могла позвать и своих незамужних подруг. Если золовки были семейными, то со своей стороны жена также звала замужних подруг или родственниц. Невестка должна была обязательно преподнести золовке какой-нибудь подарок.

Воскресенье — проводы, целовальник, Прощеное воскресенье

Последний день Масленицы - кульминация всех праздничных гуляний. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. В этот день за все причиненные в году обиды и неприятности. Традиционно люди приветствовали друг друга поцелуем. При этом один говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй должен был ответить: «Бог тебе простит, и я прощаю!».

В воскресенье полагалось поминать усопших. Они приносили на могилы близких блины, иногда еще и водку. Затем женщины на коленях просили прощения у покойников. Три раза кланялись и говорили: «Прости меня (имя), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». После этого уходили. Дорогой женщины, как правило, старались не разговаривать. Молча, приходили на кладбище и также, молча, с него уходили.

Масленица Фото: www.russianlook.com

Традиционно Правда, сначала чучело возили по улицам: ставили его на сани, рядом сажали красивую девушку. В сани впрягались трое парней. За главными санями с Масленицей ехали другие сани. Все это называлось масленичный поезд.

Чучело сжигали за околицей Пепел развеивался по полю. Перед тем, как поджечь Масленицу, ей давали блин. А когда чучело начинало полыхать, народ приговаривал: «Гори, блины, гори, Масленица!». Блины и остатки другой праздничной еды тоже

Масленица Фото: www.russianlook.com

Песни на Прощеное воскресенье были уже не такие веселые, как прежде. В них часто говорится о том, что поев у них все припасы, и теперь людям придется урезать себя в еде и соблюдать Великий пост.

Многие православные христиане неоднократно задаются вопросом об отношении к православной вере таких языческих традиций, как купание на Богоявление, ритуальные обряды на «яблочно-медовый спас» , встреча весны Масленица в последнюю неделю перед Великим постом и т.д.

Когда наступают такие праздники и начинаются массовые народные гуляния, мы, православные, начинаем задумываться, можем ли мы организовывать или принимать участие в таких, на первый взгляд, сугубо языческих обрядах.

Приближается пора подготовки к Великому посту. В этом году Пасха очень ранняя, а следовательно, это означает, что не успели закончиться Рождественские праздники, как уже начались подготовительные недели. Именно в эти воскресные дни евангельские повествования начинают носить покаянный смысл. Это воскресенье о «Мытаре и Фарисее», «О Блудном сыне», «О Страшном суде».

Традиция встречи весны, называемая Масленицей, которую массово начнут вскоре праздновать люди, в некоторой степени действительно имеет языческое историческое прошлое. Но мы должны констатировать, что в древности этот праздник носил раздельный характер. Были характерны диаметрально противоположные традиции празднования Масленицы.

В дореволюционное время это были дни, в которые человек мог выпустить «последний пар». Об этом свидетельствуют такие развлечения, как кулачные бои, пьяные гуляния, разнообразные оргии. Церковники же, наоборот, проводили дни сырной седмицы с пониманием подготовки к Великому посту и пытались примириться со своими ближними и врагами, а после этого сесть за накрытый богатый стол и повеселиться, подобно Закхею, который приготовил трапезу Спасителю и всем, кто был в его доме после покаяния и прощения от Господа.

К огромному сожалению, из всех красных дней календарного года, будь то церковные или государственные праздники, люди в большей степени не умеют по-настоящему радоваться тому или иному празднику. Для многих праздник – это лишь хорошая возможность в очередной раз выпить водки, подраться с соседом, поругаться с женой. Именно в таком видении праздника человек не может ощутить настоящую радость.

Человек, который не придерживается поста и не ходит в храм, никогда не сможет ощутить радости подготовки к празднику или самого его наступления. Гуляния в дни подготовки к святым днямпоста без четкого осмысления данного периода, сжигание «чучела» из соломы, выкрикивание разных неприличных фраз действительно указывают на глубокие и древние языческие корни этого праздника.

Масленица в православной традиции рассматривается как замечательный семейный праздник, организованный часто именно на подворье храма. Это праздник народный. В православной традиции масленицей называется сырная седмица, потому что в церковном уставе в эту неделю разрешается есть сыро-молочную пищу и рыбу, а мясо из повседневного рациона исключается. Исторические свидетельства об этом периоде мы находим в Синаксаре (чтение, собранное из писаний святых отцов и церковных преданий, предназначенное для чтения на утрени, после шестой песни канона) в субботу сыропустную. Византийский император Ираклий (610-640 гг.), после шестилетней войны с персами, в которой он одержал победу, установил не вкушать мяса в последнюю неделю перед Великим постом. Православная Церковь приняла такую благочестивую традицию и ввела ее в свой устав.

Сегодня праздник Масленицы – это хорошая возможность всем вместе собраться и, выйдя из своих домов и оторвавшись от повседневных дел, пообщаться. Попеть народные песни, приготовить вкусные блины, покататься на санях в последние зимние дни.

Если Масленицу организовывают люди верующие, или еще лучше – община храма, то в таком случае этот праздник носит даже миссионерский и просветительский характер. Атеистическая власть, которая больше 80 лет пыталась уничтожать духовность, заодно наложила отпечаток и на культурное сознание нашего народа. У многих современных молодых семей, которые очень часто являются только захожанами храма, нет понимания о настоящем смысле праздника Воскресения, а тем более о подготовительном периоде Великого поста.

Когда же праздник Масленицы организовывают настоятель храма и община, то молодежь, приходя на такой праздник, может насладиться общением с жизнерадостными людьми, которые ценят и уважают свою культуру и традиции.

По словам ректора Российского православного института игумена Петра Еремеева, «Масленица – это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в прекрасных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни. Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять друг друга, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице – это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, наконец-то познакомиться со своими соседями, ощутить себя членом большой семьи.

Я убежден, что сейчас священники должны сделать все для того, чтобы центром празднования Масленицы стал храм, соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. Сегодня, по большому счету, кроме Церкви и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не пошлым, не примитивным.

Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование Масленицы действительно христианским, или, наоборот, окончательно утратить возможность сделать это» .

Данная статья - о народно-языческих обычаях Масляной недели; Масленицу (Сырную седмицу) в церковном календаре см. в статье Великий пост

Ма́сленица , сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница ) - праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны . После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом , за семь недель до Пасхи . Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния.

Древние считали блин символом солнца , поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

  • Подобные праздники есть и в других странах, прежде всего германских (например в Швейцарии). Германский вариант масленицы: Фастнахт.
  • Поговорка «Первый блин комом» на самом деле является фонетически искажённой фразой «Первый блин - комам» и восходит к славянской языческой традиции приносить первый блин, испечённый на масленицу, в жертву душам умерших предков («комы» - предки). Со словом «комы» связано другое название праздника - Комоедица (праздник) .

См. также

  • Народные славянские праздники
  • Бакшевская масляница
  • Sechseläuten
  • «Ишь ты, Масленица! » (мультипликационный фильм)

Аналоги праздника Масленица в других странах

Масленица возникла как языческий обычай провода зимы, который, постепенно утрачивая языческое содержание, стал составной частью сыропустной седмицы. Но почему бывший языческий праздник вдруг не только прилепился к христианству, но и прижился на этой почве? Не свидетельствует ли это о том, что русское православие до сих пор больно язычеством? И вместо того, чтобы резко отмежеваться от таких явлений как «яблочно-медовые Спасы», ритуальные купания в крещенской воде, наша Церковь слишком лояльна к этому относится? Может быть, если бы Церковь заняла более жесткую позицию по этому поводу, то невоцерковленные думающие люди с большим уважением посмотрели бы на Православие и, возможно, даже задумались бы: «А что же тогда такое Церковь, если не обряды и традиции, от которых отказываются сами церковники?»

На эти и другие вопросы отвечает профессор Давид Гзгзян, преподаватель Свято-Филаретовского православного института, член Межсоборного Присутствия.

Д. М. Гзгзян

— Действительно, произошла от языческого обычая провода зимы. Однако надо учитывать, что все этно-культурные формы, связанные с временными циклами, — языческого происхождения, потому что язычество связано с переживанием времени.

Всякая духовность, которая выше естественного языческого начала – это в какой-то мере преодоление времени. Но что касается вопроса о том, совместима ли Масленица с Христианством, то все зависит от приоритетов. В самом по себе трепетном ожидании весны трудно заподозрить что-то богопротивное, и никто из самых закоренелых поклонников Масленицы не видит в блинах символ солнца, если ему специально об этом не напомнить. Поэтому, если мы остаемся христианами во всех своих принципиальных вещах, то я задаюсь вопросом: что плохого будет, если мы при переходе от надоевшей зимы к долгожданной весне скромно отметим ее приближение?

Может быть, плохо то, что весь нецерковный мир путает языческие обряды и православные, и привязка Масленицы к церковному календарю только способствует этому смешению. Для людей, которые не знают, что такое Церковь, это дает повод думать, что Церковь – это и есть , куличи и , то есть символические обряды. А апостол сказал о том, что надо воздерживаться даже от безвредных действий, если они являются соблазном для твоего брата.

Я не думаю, что атеистический мир испытывает соблазны такого рода. Скорее имеет место противоположная ситуация. Людей раздражает обычно то, что Церковь начинает учить: купание в купели Богоявленской – это праздное дело, а то и вредное.

Я не сторонник того, что Церкви нужно отменить Масленицу и убрать это слово из своего словаря. Может быть, это и было бы хорошо, если бы у нас за плечами не было тысячелетней традиции этого праздника. Нет, стоит оставить Масленицу, но при этом привнести туда сугубо христианское содержание, а дурной языческий элемент просто исключить. Например, можно сделать Масленицу поводом для вдумчивого отношения ко . Церковь отделяет себя не от людей, а от дурного. Она, конечно, отделяет себя от язычества как от убеждения, как от образа жизни, но не от людей. Уметь искать общее между нами христианами и другими людьми, в том числе и на почве масленицы — это духовное искусство. На этом пути, конечно, возможны ошибки и даже соблазны и в одну и в другую сторону. Проще, наверное, отменить Масленицу для себя и поставить точку, но проще не значит лучше.

Когда мы собираемся и печем блины, то проводы зимы являются лишь поводом для нашего общения, но не причиной. Так же и мы можем встретить по-разному. Мы можем по-язычески удариться в гульбище, или мы можем отметить Новый Год как повод подвести свои итоги, чтобы войти в новый год с более благородными и глубокими задачами.

На церковном языке это называется – воцерковление языческих обычаев. С Масленицей то же самое. Ее празднование может быть формой воцерковления языческой традиции — отмечать начала и концы временных циклов одновременно осмысливая путь, который мы проделали за это время, чтобы не оно владело нами, а по возможности, мы им. Мы ведь существуем во времени. И даже будучи христианами, отличаем зиму от лета, соответственно меняем одежду, и ничего страшного от этого не происходит.

Единственная проблема, которую я здесь вижу – это подмена приоритетов. Если на Богоявление важно нырнуть в прорубь, при этом про само Богоявление думает полпроцента населения, вот это ужасно. Если на Масленицу главное — разного рода развлечения, то это не христианство, а антихристианство.

Но я против того, чтобы выплескивать с водой ребенка. Время – это сложная категория человеческой жизни, которая требует к себе трепетного отношения. Мы не можем взять и отменить время и мигом переступить в Царство Небесное. Мы должны учиться преодолевать время, а для этого надо его подчинять потребностям духовной жизни, а не просто не замечать.

Масленица ли, Праздник ли урожая или начало Нового года – все это связано с временными циклами. Но в Церкви они перестают довлеть над человеком. Они становятся просто дополнительным поводом для новых духовных усилий, для обновления своей духовной жизни. Это нормально, это естественно, поэтому не зазорно к праздничной и христианской по духу трапезе печь блины. Была бы эта трапеза средством духовного общения, а не праздником живота. Куда зазорнее, когда люди Церкви начинают говорить специально для народа, как бы снисходя к его немощи о том, что это древний, чуть ли не православный, праздник прощания зимы и встречи с весной. Такие высказывания я слышал неоднократно и не только от православных мирян, но и от клириков. А в ответ на вопрос: «Зачем вы это говорите, это же неправильно?» может последовать: «Для того чтобы привлечь народ». Вот это плохо.

Яблочно- , конечно, выражение чудовищное. В самом деле, ну как может ? Но я не вижу ничего дурного в том, чтобы освятить первый сбор яблок. Однако, если в народе давно забыли смысл слова и в сознании остались одни яблоки, а Церковь это еще и поощряет, делая из освящения плодов обязательный ритуал, то это печально.

Но какова должна быть церковная реакция? Запретить освящение яблок на синодальном уровне? Я не думаю, что это эффективно. Все такие вещи изживаются изнутри. В этом отношении радикализм с обеих сторон ничего не решает. Все равно те, кто купаются на Богоявление, будут это делать. Я знавал таких православных христиан (или тех, кто так себя идентифицировал), для которых самое главное мероприятие на Великого Поста — помыться в четверг до восхода солнца. Все остальное, происходящее на Страстной, было им глубоко не интересно. Да, это чудовищно. Но преодолеть такие вещи можно только терпеливо и последовательно изживая магические стереотипы.

В чем Вам видятся корни языческого мировосприятия русского народа? В национальных чертах характера, в историческом прошлом?

Я могу ответить на это известной фразой Лескова: в том, что «Русь была крещена, но не просвещена». Следствием этого является то, что в бытовом массовом сознании язычество очень легко смешивалось с христианством.

Изначально Церковь на Руси была поставлена в условия, когда она являлась социальным институтом, искусственно дополняющим властные отношения. Оказалось, что в этих условиях Ей сложно было исполнять свое главное предназначение – быть свидетельницей Христа Воскресшего.

Церковь исполняла просветительскую функцию только в лице своих отдельных выдающихся представителей. И , и Нил, и – были просветителями. От Сергия родилось целое просветительское движение. Или вспомним беседу преподобного Серафима с Мотовиловым — это же просветительская беседа. Ее главная цель — показать, в чем состоит смысл христианской жизни. Надо полагать, искомый смысл был утрачен современниками Серафима. С точки зрения апостольских времен преподобный Серафим говорил едва ли не банальную вещь — стяжание Духа Святого. Но для его времени это было выдающимся духовным откровением, потому что так христианство практически никто не воспринимал. Выход к людям Оптинских старцев – это тоже в значительной степени просветительская деятельность.

А если сравнить русский народ с другими?

Я думаю, что немцы или французы не меньшие язычники по своей натуре, чем русские. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на историю Европы. Язычество универсально. Все люди — стихийные язычники.

В чем значение сыропустной седмицы для православного верующего?

Это время подготовки к Великому Посту, и содержание такой подготовки зависит от того, что вы собираетесь делать постом, кроме, конечно, соблюдения известных правил. Вот об этом можно подумать в неделю перед постом. Например, – исповедник веры, каждым Великим Постом прочитывал все Священное Писание.

Если не замахиваться так высоко, то можно поставить себе задание, хотя бы Евангелие перечитать. Несколько раз я брал себе такое задание, и всегда приходилось его судорожно доисполнять в Страстную неделю. Человек, к сожалению, так устроен, что он плохо поддается систематическим строгостям. Поэтому «кушать — не кушать» еще худо-бедно выходит, а с вот тем, чтобы выполнить нечто более существенное, возникают проблемы.

Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем – пыточным днем для гордого человека, когда надо примириться с теми, с кем ты рассорился. И помимо тяжести этой обязанности возникает вопрос: есть ли смысл устами произносить те слова, которых нет в сердце?

Во-первых, надо сказать, что не все имеющиеся отношения надо поддерживать, некоторые, может быть, стоит и разорвать.

Если же говорить в целом, то обычай возник у монахов и был связан с жизнью в общежительном монастыре. Живые люди, тем более близкие, в непосредственном общении просто не в состоянии быть только любезными, только обходительными и тем более, только любящими. Все равно где-нибудь что-нибудь не получается. А Чин прощения очень здорово раскрывает людей и сближает их.

Приложив некоторое духовное усилие, мы можем привычные отношения наполнить живым содержанием, углубить и освежить их. Этот обычай — замечательный повод распутать всяческие клубки, устранить недоразумения, наконец, выпрямить свои пути. А что касается недостатка искренности, то тут применим старый аскетический принцип: если не получается совершенно искренне просить прощения, значит проси как можешь, только старайся. А уж Господь не оставит благого намерения без помощи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.