Сочинение ко Дню пожилого человека. Литературный час "Уважайте бабушек, уважайте дедушек" ко Дню пожилых людей презентация к уроку (2 класс) на тему

Литературный час "Уважайте бабушек, уважайте дедушек" (ко Дню пожилых людей)

Цели:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данный сценарий поможет при подготовке и проведении классного часа или библиотечного занятия, посвященного Дню пожилых людей. Разработка рассчитана на младших школьников. Литературный час проводится в библиотеке или в учебном классе.

Цели:

  • приобщение обучающихся к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;
  • воспитание уважительного отношения к пожилым людям.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с конкретными авторами и произведениями, жанром и героями;
  • развивать творческие способности детей, навыки устной речи, выразительного чтения;
  • воспитывать интерес к чтению;
  • прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость.

Адресаты:

  • Библиотекари
  • Учителя начальных классов
  • Организаторы внеклассной работы

Оборудование, реквизит:

  • выставка книг, посвящённых бабушкам и дедушкам;
  • мультимедийный проектор, экран
  • Карточки с именами сказочных персонажей:

Дед Мороз

Баба-Яга

Бабушка Удава

Действующие лица: библиотекарь или учитель; обучающиеся1-4 классов.

Литературный час «Уважайте бабушек, уважайте дедушек»

(ко Дню пожилого человека)

СЛАЙД № 1

Библиотекарь: В жизни каждого человека всегда были, есть и будут бабушка и дедушка. И, наверное, из любви и признательности к бабушкам и дедушкам какой-то один мудрый человек объявил 1 октября международным днём пожилого человека.

А почему этот праздник отмечается осенью?

Ответы, предположения детей.

Библиотекарь: Период жизни, когда люди переходят 60-летний рубеж, похож на осень. Недаром в народе говорят: «Старость - осень жизни». В этот период люди подвержены болезням, они становятся слабыми, беззащитными, и поэтому им хочется больше внимания и со стороны детей и внуков.

Ученик 1: Много есть друзей вокруг, но считаю я,

Что мой самый верный друг – бабушка моя.

В воскресенье и в субботу ей не надо на работу,

Наступают для меня два особых дня.

Ученик 2: Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

Библиотекарь: Очень многие писатели и поэты посвящали свои произведения бабушкам, дедушкам, в которых они рассказывают о том, как относятся дети к пожилым людям. Многие из этих литературных героев-ребят уважают, жалеют и помогают старым людям, а у некоторых это не совсем получается. Иногда они исправляются, а иногда даже не понимают, что они поступают некрасиво, жестоко.

СЛАЙД № 2

Библиотекарь: Сегодня на нашем литературном занятии «Уважайте бабушек, уважайте дедушек!» мы вспомним эти литературные произведения.

Начнём мы с произведений Валентины Александровны Осеевой. Ей очень хотелось, чтобы дети не просто читали большие и маленькие рассказы, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».

СЛАЙД № 3

Библиотекарь или заранее подготовленные ученики выразительно читают или инсценируют рассказы В. Осеевой, не говоря название. Дети должны предложить свои варианты названия рассказа. После предложенных детьми вариантов на экран выводится название рассказа под картинкой.

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

Это твоя бабушка?

Нет, - ответил мальчик.

Мама? - удивилась подружка.

Нет!

Ну, тётя? Или знакомая?

Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

СЛАЙД № 4

«Разделите так, как делили работу…»

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.

Отнесите эти подарки своим матерям, - сказал учитель. – Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.

Но ни один из мальчиков не протянул руки.

Мы не можем разделить это, - смущенно сказали они.

Разделите это так, как делили работу, - спокойно сказал учитель.

*****

Какой рассказ Осеевой начинается так: «Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

– С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

– Убежишь?

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу, – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!..

– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает – другой пожалеет.

– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься,

А меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

– Что же, не берёт тебя брат?

– А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

– Я хочу тебе помочь. («Волшебное слово»)

СЛАЙД № 5

А теперь давайте вспомним некоторых бабушек, о которых были написаны стихи.

Библиотекарь или заранее подготовленные ученики выразительно читают стихи, не говоря название, и задают по ходу стихотворения вопросы. Дети должны предложить свои варианты названия стихов и ответить на вопросы. После предположений детей ответ озвучивается в продолжение стихотворения. На экран выводится название стихотворения под картинкой.

А. Барто «Было у бабушки сорок внучат»

В огороде, в огороде

Вот беда -

Появилась, поселилась

Лебеда.

Бабка ахнула:

Поди-ка,

И не видно,

Где клубника!

Я повыдергаю траву,

Уничтожу лебеду,

На нее найду управу -

Как справилась бабушка с сорняками в огороде?

Сорок внуков приведу!

Сорок внуков, ровно сорок,

Засучили рукава:

С ней расправишься не скоро -

Ох и цепкая трава!

Но повыдергали

Траву,

Поработали

На славу.

Бабка ахнула:

Поди-ка!

Ишь какая благодать!

Только где

Моя клубника?

Что-то ягод

Не видать!

После прочтения этого стихотворения можно провести беседу с детьми о том, как они помогают своим бабушкам и дедушкам.

Сергей Михалков «Где очки?»

Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,

С головою залезала
Под матрац, под одеяло,

Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,

Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,

Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.

Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.

Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,

Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!

Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!

На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.

И старушка увидала,
Что не там очки искала,

Где же нашла старушка очки?

Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.

Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.

Разминка, физминутка «Бабушка пошла на базар и купила...»

Играют, стоя в кругу или на своих местах. Ведущий начинает: «Бабушка пошла на базар и купила старую кофемолку», - и показывает, как она будет молоть кофе (правой рукой крутит воображаемую ручку кофемолки). Все остальные повторяют хором те же слова и тоже начинают крутить ручку. Далее ведущий показывает следующее движение: «Бабушка пошла на базар и купила старый утюг» (гладит левой рукой, не переставая молоть).

Следующие команды: бабушка купила старую швейную машинку (нажимать ногой на педаль); кресло-качалку (покачиваться) и, наконец, часы с кукушкой («Ку-ку, ку-ку, ку-ку»).

Смысл в том, чтобы выполнять все действия одновременно

Библиотекарь: А теперь давайте вспомним бабушек и дедушек из разных сказок. Отвечайте на вопросы викторины «Сказочные бабушки и дедушки» и посмотрите на этих героев.

СЛАЙД № 6

Викторина «Сказочные бабушки и дедушки»

1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся доброй бабушкой. Кто это? (Волк, Ш. Перро «Красная Шапочка»)

СЛАЙД № 7

2. Что испекла бабушка из остатков муки, которые собрал для нее дедушка? (Колобок, одноименная русская народная сказка)

СЛАЙД № 8

3. В какой сказке участвовали не только бабушка и дедушка, но еще и разные звери? (Русская народная сказка «Репка»)

СЛАЙД № 9

4. Эта старушка мечтала о богатстве и даже превратилась уже в царицу, но жадность привела ее к прежней нищете. Из какой сказки эта старушка? (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

СЛАЙД № 10

5. В какой сказке пришлось плакать бабушке и дедушке из–за того, что разбилось золотое изделие? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»)

СЛАЙД № 11

6. В какой сказке бабушка пожалела плачущую девочку Женю и дала ей волшебный цветок? (В. Катаев «Цветик – семицветик»)

СЛАЙД № 12

7. Как зовут дедушку в стихотворении Н. Некрасова, который рассказывал такую историю:

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

«То-то! – сказал я. – не спорьте со мной!» (Дед Мазай)

СЛАЙД № 13

8. У этой старушки была любимица – крыска по имени Лариска. Как звали эту старушку? Из какой она сказки? (Старуха Шапокляк, «Крокодил Гена и его друзья»)

СЛАЙД № 14

9. Видно у этих семи ребятишек не было бабушки, и маме пришлось оставить их дома без присмотра, чтобы сходить за молоком. Из какой сказки это семейство? («Волк и семеро козлят»)

СЛАЙД № 15

10. У этого Малыша не было бабушки и родителям пришлось обратиться к услугам сварливой работницы. Из какой сказки этот герой? (А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»)

Для 3-4 классов можно предложить конкурс «Угадай по описанию».

Конкурс «Угадай по описанию»

Одному учащемуся даётся карточка с именем литературного персонажа. Учащийся должен так описать эту бабушку или дедушку, чтобы другие угадали, кто это и из какой сказки.

Карточки:

Дед Мороз

Баба-Яга

Бабушка Удава

Бабушка из песенки «Серенький козлик»

Библиотекарь: А теперь скажите, пожалуйста, что нужно делать, чтобы все: и сказочные, и настоящие бабушки и дедушки были счастливы и чувствовали себя нужными и любимыми?

(Дети высказываются, делают выводы, что нужно помогать своим родным, заботится о них, проявлять внимание, быть чуткими к их просьбам и т. д.)

В конце литературного часа – демонстрация мультипликационных фильмов с последующим обсуждением:

1-2 классы – «Подарок для бабушки»

3-4 классы – «Встречайте бабушку»

Список используемой литературы:

1. Михалков, С. В. Мы едем, едем, едем… - М.: Самовар, 2009. – 112 с.: ил.

2. Осеева, В. А. Волшебное слово. – М.: Самовар, 2010. – 80 с.: ил.

3. http://www.agniyabarto.ru Агния Барто. Стихи для детей

Сказочные бабушки и дедушки «Колобок»

Сказочные бабушки и дедушки «Репка»

Сказочные бабушки и дедушки А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказочные бабушки и дедушки «Курочка Ряба»

Сказочные бабушки и дедушки В. Катаев «Цветик- Семицветик »

Сказочные бабушки и дедушки Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Сказочные бабушки и дедушки Э.Успенкий «Крокодил Гена и его друзья»

Сказочные бабушки и дедушки «Волк и семеро козлят»

Сказочные бабушки и дедушки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон »

Спасибо за внимание! До новых встреч!


Этот праздник начали отмечать в прошлом веке. Первыми День пожилого человека отмечали сначала Европе, потом в США, а к концу восьмидесятых годов, он стал всемирным днем. Самое большое распространение­ этот день празднования получил в странах Скандинавии. Весь день радиопрограммы и телевизионные транслируют свои передачи, учитывая вкусы пожилых людей. 1 октября проводятся разные фестивали, которые организуют ассоциации по защите прав человека, проводятся конгрессы и конференции, посвященные правам и роли пожилых людей в нашем обществе. Общественными организациями и фондами устраиваются в эти дни проведение различных благотворительных акций.

Япония считается основателем дня пожилых людей. Так, еще в 1947 году старостой маленькой японской деревни было предложено отпраздновать такой день. Он был назначен на дату 15 сентября, как раз завершается уборка на полях и на улице еще теплая погода.­ В те времена этот день назывался днем престарелых, потом старейшины, посчитав такое название не совсем этичным (по отношению к взрослому поколению), переименовали его в­ 1964 году в «День пожилых людей».­ Девиз праздника: «Улучшение жизни в деревнях, учась мудрости у старших, перенимая и уважая их богатый опыт». Такой почин празднования был подхвачен во многих соседних деревнях, а после уже и по всей Японии он стал национальным.

Согласно статистике, больше всего на нашей Планете долгожителей проживает именно в Японии, может это стало возможным, потому что там их так уважают? Они не называют пожилых людей именно пожилыми, а говорят, что это поколение в «серебряном возрасте». И если смотреть программы об этой стране, то можно увидеть в них более старшее поколение населения: они прекрасно выглядят, так как­ ведут здоровый и довольно активный образ жизни. В этой стране наблюдается связь разных поколений и культ (в хорошем смысле) старших поколений просто очевиден.

Нам, живущим в России, можно перенять опыт японцев в вопросе отношения к пожилым людям. Мы обязаны им своей счастливой жизнью, особенно участникам войны. Нужно также как и в этой стране восходящего солнца проводить акции по продаже товаров с большими скидками, хотя бы в этот день. У нас тоже начали уже проводить бесплатные медицинские осмотры, благотворительными организациями организовывается выдача денежных пособий. В более крупных городах и­ на предприятиях есть проведение таких мероприятий, как бесплатное посещение бассейнов, парикмахерских, концертов. Школами и творческими коллективами готовятся представления и концерты, куда по специально развезенным заранее, очень красиво оформленным билетам, приглашаются пожилые люди.

В день пожилого человека мы поздравляем дорогих для нас людей, наши дедушек и бабушек. Это праздник чтит такие качества, как человеческую мудрость, гражданскую зрелость, душевную щедрость, которыми наделены более старшие люди, которым пришлось пройти войну, голод и суметь восстановить страну после таких трагических ситуаций. Благодаря работе общественных и ветеранских организаций, а также Комитету по общественным связям столицы, в этот день­ храм Христа Спасителя встречает ветеранов войны, тружеников тыла, героев труда на торжественных, специально организованных для них, встречах. Они могут общаться с правительством Москвы и с передовой молодежью.

Образ пожилого человека в литературе Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку книг о пожилых людях. Главные герои (или второстепенные, но играющие важную роль) пожилые люди: бабушки, дедушки, одинокие или живущие в кругу большой семьи. Они вспоминают свою молодость, яркие события из жизни или полностью рассказывают свой жизненный путь. Представленные книги, в том числе в электронном виде, можно взять в Белоярской центральной районной библиотеке. При составлении списка использовались Интернет-ресурсы.

Свитер Бускетс Бланка После инсульта восьмидесятипятилетняя Долорс вынуждена поселиться у младшей дочери. Говорить она больше не может, но почему-то домочадцы дружно решили, что бабушка вместе с речью потеряла и слух, а заодно и способность здраво рассуждать. Что совершенно не соответствует действительности - Долорс прекрасно слышит все, о чем говорит между собой молодежь, привыкшая не обращать на ее присутствие никакого внимания, и узнает немало чужих секретов. Беда в том, что она не может вмешаться в конфликты, раздирающие изнутри внешне благополучную семью, не может помочь советом тем, кого любит. Но кое на что Долорс еще способна, и она принимается вязать свитер для внучки. Спинка, перед, рукава… Снует в руках крючок, в памяти всплывают картины прошлого, а рядом бурлит жизнь нового поколения с его ошибками и проблемами, мечтами и разочарованиями, изменами и любовью.

Вы чье, старичье? Васильев Борис Рассказ замечательного писателя Бориса Васильева «Вы чье, старичье?» – это правдивое и очень щемящее повествование об одиноких пожилых людях, абсолютно не приспособленных к жизни и вынужденных доживать забытыми и никому не нужными. Жизнь Касьяна Нефедовича Глушкова - естественно, в порядке исключения - развивалась не по спирали, а кольцеобразно, и старость аккурат совпала с детством. Не по уму-разуму, а по странному присутствию беспомощной наивности, которая при почтенной седине выглядела вполне замшело. Одним словом, каким бы заветным то слово ни было, человека не выразить. Однако если представить некое сито, ссыпать в это сито все особенности, черты и черточки характера да потрясти, то в сите оказалась бы наиболее крупная частица, и применительно к деду Глушкову частица эта определилась бы, пожалуй, так: созерцатель.

Жила-была старушка в зеленых башмаках Вознесенская Юлия Увлекательная, смешная и трогательная история о приключениях трех старушек-подружек адресована всем, перед кем так или иначе встает вопрос о собственной старости. Она помогает разобраться в себе и обрести надежду, Автор убедительно показывает, что поговорка "старость - не радость" не верна, если сердца чисты, вера горяча, а дружба крепко спаяна годами.

Старуха Изергиль Горький Максим "Старуха Изергиль" - по сути три разных рассказа: две фантастичные легенды с довольно поверхностным смыслом и история жизни старухи- рассказчицы. Две истории-легенды больше похожи на притчи, о вреде гордыни и соответственно о настоящей жертвенности человека ради общей цели. Два этих рассказика стали настоящей классикой, особенно о "Горящем сердце Данко". Кто только не произносит это выражение, уместно и не очень. Смысл обоих рассказов лежит на самой поверхности. Что касается истории жизни рассказчицы, то это довольно интересная история о жизненных приключениях и любовных драмах.

Бабушка! - кричит Фридер Гудрун Мебс Лукавые и остроумные истории о неугомонном пятилетнем мальчике Фридере и его неутомимой бабушке. Сколько всего они переживают вместе! Иногда смеются, иногда ссорятся и частенько испытывают друг друга на прочность, выясняя, например, что будет, если поменяться ролями: бабушке отправиться в детскую строить домики, а Фридеру на кухню - варить рисовую кашу. А мы, разновозрастные читатели, от внуков до бабушек-дедушек, подглядывая за ними в замочную скважину, получаем урок душевной чуткости и умения слушать и слышать друг друга.

Я, бабушка, Илико и Илларион Думбадзе Нодар Романы «Я, бабушка, Илико и Илларион» и «Я вижу солнце» во многом автобиографичны. Действие происходит в деревнях, где в годы Великой Отечественной войны из мужчин остались лишь старики. Живущий с бабушкой осиротевший мальчик Зурико растет под присмотром стариков-соседей. Оба они – острые на язык, любящие подшутить или даже разыграть друг друга, преисполнены доброты, жизненной мудрости и всегда готовы прийти на помощь бедствующим.

Точка радости Ермакова Анастасия Героиня повести работает психологом в доме престарелых, пансионат «Клены» помогает старикам полноценно жить, а не доживать свой век. У нее своя собственная теория – жизнь любого человека может измениться в любой момент, если он найдет, отыщет в рутине обыкновенных дней некую точку радости.

Старик и ангел Кабаков Александр Герой романа Александра Кабакова «Старик и ангел» профессор Кузнецов на восьмом десятке понимает, что жизнь прошла впустую: женился без любви, менял женщин без страсти и остался в одиночестве. Инфаркт… но тут все и начинается. Появляется странный полковник какого-то странного ФСБ Михайлов, речь заходит о душе и Дьяволе, о счастье и власти… И не миновать бы профессору когтистых лап, если бы не ангел по имени Таня. Оказывается, жизнь еще можно изменить!

Жили-были старик со старухой Катишонок Елена Роман "Жили-были старик со старухой" о судьбе семьи староверов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там осевших, переживших у синего моря войны, разорение, потери и все-таки выживших, спасенных собственной верностью самым простым, но главным ценностям. "...Эта история захватывает с первой страницы и не отпускает до конца романа. Живые, порой комичные, порой трагические типажи, „вкусный" говор, забавные и точные „семейные словечки", трогательная любовь и великое русское терпение - все это сразу берет за душу. Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти - всё то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель..." (Дина Рубина).

Верещагин (Кончерто гроссо) Королёва Марина Герой - композитор, профессор консерватории, купив у букиниста книгу неизвестного автора 20-х годов прошлого века, начинает писать по ней концерт - Кончерто гроссо, и это в корне меняет его жизнь. Он не просто создает музыкальный шедевр, но заново переписывает свою судьбу. Его выгоняют из консерватории - на дворе восьмидесятые, на него обрушивается любовь, та самая, которой он ждал всю жизнь, а книга… книга бесследно исчезает. Остается Москва, которую мы уже потеряли, воздух эпохи и надежда, что любовь сильнее смерти и дольше жизни. Это роман о любви пожилого мужчины, профессора консерватории, и молодой девушки. Кому-то из читателей роман очень понравился, у кого- то, наоборот, вызвал резкое неприятие. В результате, книга вызвала интерес.

Хроники любви Краусс Николь Лео Гурски доживает свои дни в Америке. Он болен и стар, однако помнит каждое мгновение из прошлого, будто все это случилось с ним только вчера: шестьдесят лет назад в Польше, в городке, где он родился, Лео написал книгу и посвятил ее девочке, в которую был влюблен. Их разлучила война, и все эти годы Лео считал, что его рукопись - "Хроники любви" - безвозвратно потеряна, пока однажды не получил ее по почте. Между тем четырнадцатилетняя Альма, названная в честь героини "Хроник", отправляется на поиски автора загадочной книги, которая когда-то изменила жизнь ее матери. Пути главных героев неизбежно пересекаются в этой захватывающей истории о любви и одиночестве.

Дед Иван и Санька Мережко Виктор «Дед Иван и Санька" - пожалуй, наиболее лиричное из последних произведений известного писателя, кинематографиста и режиссера В.И. Мережко. История одинокого старого скрипача, ставшего в результате аферы бездомным и отправившегося к родственнице в Москву, никого не оставит равнодушным. Дед Иван по дороге встречает девчонку по имени Санька, на первый взгляд ершистую, злую, несговорчивую беспризорницу. Но сердце девочки вскоре оттаивает, вот они уже вдвоем отправляются навстречу судьбе.

Манюня Наринэ Абгарян «Манюня» адресована взрослым, которые не разучились смеяться. И детям, которые хотят знать, какое у их родителей было детство. Прочтите и вздрогните, дети. Ибо ваши родители – героические люди. Они сумели без компьютерных игр и вайфая вырасти в настоящих «человеков». "Манюня" - светлый, пропитанный солнцем и запахами южного базара и потрясающе смешной рассказ о детстве, о двух девочках-подружках Наре и Манюне, о грозной и доброй Ба - бабушке Манюни, и о куче их родственников, постоянно попадающих в казусные ситуации. Это то самое теплое, озорное и полное веселых приключений детство, которое делает человека счастливым на всю жизнь.

Прохладой дышит вечер Нолль Ингрид Роман "Прохладой дышит вечер" - любимое произведение писательницы. Его героиня Шарлотта, несмотря на возраст, живая, обаятельная, с чувством юмора, легко находит общий язык со своими молодыми внуками и их друзьями-студентами. После долгих лет разлуки Шарлотту ждет встреча с человеком, который был "главной любовью" ее жизни. Однако свидание этих двух людей с прошлым чревато неожиданностями для всех героев романа…

Сад Лиоты Риверс Франсин В романе «Сад Лиоты» Франсин Риверс рассказывает историю семьи, несколько поколений которой страдают от взаимного непонимания, обид и ошибок прошлого. Читатель узнает, смогут ли члены этой семьи простить друг друга и вновь собраться под одной крышей, осуществится ли заветное желание главной героини романа, Лиоты, - увидеть своих близких в своем любимом саду, и какими неисповедимыми путями Господь вернет ей душевный покой.

На Верхней Масловке Рубина Дина Анна Борисовна, героиня книги – пожилая женщина, в прошлом знаменитый скульптор. В своё время она покорила российскую и французскую столицы. Теперь ей 87, но, несмотря на преклонный возраст, она сохраняет ясность и живость ума, меткий юмор и интерес к жизни. В один момент героиня почувствовала, что ей тяжело быть одной и решила сдать комнату провинциалу Пете. Пётр - театровед по образованию, режиссёр самодеятельного театра. Когда-то он с успехом начинал, но потом его триумф оборвался, и он так и не смог сделать что-то заметное в искусстве. Они вместе живут уже 15 лет. На первый взгляд – это очень разные люди. Взаимоотношения этих людей противоречивы и загадочны, между ними огромная разница. Порой кажется, что Анна Борисовна и Пётр ненавидят друг друга, но продолжают оставаться вместе... Что же удерживает их рядом столько лет? Причудливое сплетение взаимоотношений и психологических мотивов создает особую, неповторимую интригу этого сюжета. "Роман про то, как нужно любить жизнь".

Медея и её дети Рубина Дина "Медея и ее дети" Людмилы Улицкой - один из самых интересных опытов построения нового "семейного романа". Здесь сошлось все: и непревзойденное умение автора рассказывать истории частного человека, и свободное владение мифологическими пластами, и актуальность, и даже идейность. Главная героиня - бездетная Медея Синопли, тезка античной Медеи, - тоже своего рода божество для всей большой разветвленной семьи. Только она не убивает, а собирает, соединяет, склеивает своей кровью хрупкие внутрисемейные связи. Но главное для меня - не прикосновение к великому мифу, а попытка создать по мере моих сил и разумения памятник ушедшему поколению, к которому принадлежала моя бабушка и многие мои старшие подруги. Они все уже ушли, но мысленно я часто возвращаюсь к ним, потому что они являли собой, своей жизнью и смертью, высокие образцы душевной стойкости, верности, независимости и человечности. Рядом с ними все делались лучше, и рождалось ощущение, что жизнь не такова, какой видится из окна, а такова, какой мы ее делаем...

Похороните меня за плинтусом Санаев Павел Это история маленького мальчика, который живет у властной, грубой и крикливой бабушки, потому что бабушка не доверяет воспитание ребенка своей дочери. Безоглядная любовь к внуку перерастает в гиперопеку и домашнюю тиранию.

Старик, который читал любовные романы Сепульведа Луис Отдалиться от всех, чтобы остаться со всеми… Быть со всеми и потерять себя… Антонио Хосе Боливар, мудрец, не ужившийся с соплеменниками и находящий утешение в чтении любовных романов, выбрал первый из этих двух вариантов, которые предложила ему судьба. Для большинства выбор его - безумие. Для него - единственная возможность остаться на стороне жизни в любых ее проявлениях - от дерева и дикого зверя до человека. Знаменитый роман-притча Луиса Сепульведы, переведенный на многие языки мира и завоевавший массу литературных наград, породил множество почитателей и последователей жизнелюбивого отношения к миру, исповедуемого писателем.

Бессмертный. Повесть о настоящем человеке Славникова Ольга Главный герой романа – бывший армейский разведчик, уже много лет не встающий с постели. Близкие ветерана, из разных соображений, не рассказывают ему о переменах в стране. И даже единственный источник информации – телевизор – тоже лжет: при помощи монтажа старику показывают «новости», в которых на дворе семидесятые и страной по- прежнему правит Брежнев. Но старый вояка догадывается, что его обманывают, и предпринимает попытку сам решить свою судьбу...

Жизнь Сухомлинский В. А. В рассказе идет речь о смерти бабушки. Рассказ начинается так: «Умирала бабушка Мария. Она много жила, много исходила дорог своими ногами, вырастила пять сыновей и пять дочерей, вынянчила тридцать пять внуков и десять правнуков. Теперь пришел ее час. К ее постели приходили один за другим сыновья, дочери, внуки и правнуки. Приходили прощаться». Дальше говорится о том, что бабушка лежала у окна, а за окном пели птицы, жужжали пчелы, ласточка кормила своих птенцов, которые должны были выглянуть из гнезда через несколько дней. Когда к бабушке подошла прощаться трехлетняя Оля, вдруг из гнезда высунулся и звонко запищал желторотый птенец. Оля подняла заплаканные глаза и улыбнулась. Улыбнулись мама, отец и бабушка. «„Прощай, Оленька”, - тихо, с улыбкой сказала бабушка».

Я никому ничего не должна Трауб Маша Книга Маши Трауб «Я никому ничего не должна» повествует о воспоминаниях одной женщины, это своего рода исповедь. Главная героиня книги жила по принципу, который вынесен в название. Александра Ивановна прожила долгую жизнь, а теперь оглядывается назад, вспоминая и оценивая свои поступки. Она делится своими мыслями, не боясь, что кому-то её слова будут не по душе. Александра Ивановна жила в приличной семье с хорошими родителями, только у них было не принято делиться своими переживаниями. Все чувства приходилось держать в себе. Потом Александра Ивановна выбрала себе приличную профессию учителя русского языка и литературы. Она сама не знала, почему сделала именно такой выбор, ведь она никогда не любила детей. При этом она стала хорошим учителем. Но ей всегда было трудно сходиться с людьми, она была сухой и отстранённой, будто всё время ждала подвоха. В её жизни был брак, которого будто и не было. В её жизни был роман, который значил для неё гораздо больше. Но теперь она осталась совсем одна, и к ней в гости приходит лишь одна из её бывших учениц, которая и записывает эту историю.

Летняя книга Туве Янсон «Бабушка, а когда ты умрешь?» – спросила девочка. И бабушка ответила: «Скоро. Но это тебя не касается». Шестилетняя София проводит несколько месяцев со своей бабушкой на удаленном семейном острове в Финском заливе. Они рисуют, плавают на лодке, собирают кости и коряги, навещают волшебный лес, заводят кошку и наблюдают за природой на острове – от одной-единственной травинки до переменчивого моря и всего, что между ними. Они обсуждают любовь, смерть, религию и много чего еще. Бабушка часто устает, а София иногда злится, но их любовь и доброта по отношению друг к другу прекрасны. Бабушки должны бодрствовать всю ночь, чтобы заново построить венецианский дворец из пробкового дерева, потому что оригинал погиб при наводнении. Внучки должны иметь храбрость переночевать в палатке в одиночестве, чтобы напомнить бабушке о её скаутском прошлом. Волшебное, гениальное произведение.

Старик и море Хемингуэй Эрнест Повесть «Старик и море» – действительно необычная. С одной стороны, мы вроде бы следим за историей обычного рыбака и пойманной им рыбы, но с другой стороны - это рассказ о человеке и его борьбе с природой. В центре сюжета старый рыбак Сантьяго, который вновь выходит в море на своей маленькой лодке. Вот уже 84 дня он не может поймать достойную рыбешку, и жажда наживы уносит его дальше от берега, и вот на крючке уже огромная рыба. Начинается настоящая борьба за жизнь, причем с обеих сторон, и в отчаянных попытках освободиться рыба уносит лодку старика далеко в море. Борьба длится двое суток, и старик Сантьяго одолевает противника в равном бою, но по пути домой весь этот драгоценный улов исчезает в зубах прожорливых акул. Этот щемящий рассказ о мужестве и одиночестве в противостоянии безжалостной судьбе по-прежнему невозможно читать без слез.

Солнце, старик и девушка Шукшин Василий Рассказ повествует о старике, всю свою жизнь трудившемся в деревне, пережившем две войны и потерявшем на одной из них двоих из четырех сыновей. Старик доживал свой век тихо и мирно. Каждый день он ходил на холм и, несмотря на то, что был слеп, любовался солнцем. Встреча девушки-художницы с этим стариком и их разговор составляют основную фабулу рассказа. Несмотря на тяжелую и скорбную жизнь, постоянно недовольных сына с невесткой, этот человек находится в созерцательном потоке тишины, мудрости и покоя. Девушка увидела тихую, спокойную и светлую старость как итог правильно прожитой жизни.

Город Солнца Янссон Туве В романе "Город Солнца" знаменитой финляндской писательницы Туве Янссон рассказывается о тех, кто в конце пути нашел себе приют в тихом и спокойном месте, где всегда тепло, а многочисленные пансионаты готовы предоставить клиентам комфортабельное обслуживание. Там, в городе пенсионеров, где на первый взгляд как будто замерло время, жизнь оказывается полна событий, споров и приключений.


Самые красивые стихи для детей ко Дню Пожилого человека

Не забудьте поздравить бабушек и дедушек с их праздником и уделять им внимание не только по праздникам, а каждый день! Мы предлагаем вам добрые поздравительные стихи с Днем пожилых людей.


К Дню пожилых людей

Виктор Павлов

Годы, как птицы, летели над Вами,
Вы счастье жизни в трудах познавали.

Детские годы, начало пути,
Время счастливее трудно найти.

Юность открыла пути мирозданья,
Время прекрасного в жизни познанья.

Годы учебы, борьбы и труда,
Многих бедой закалила война.

Выжили в битвах, детей заимели,
Новые песни с восторгом запели.

Верили в чудо на все времена,
Счастье любовь подарила тогда.

Дети взрослели, мужали и Вы
Лучшие люди великой страны.

Строили грады, растили пшеницу,
Космос открыл перед вами границы.

В общем, не зря этот мир посетили,
Мир на планете слегка изменили.

Дети Вам внуков уже подарили,
Есть продолженье великой России!

Праздник сегодня на все времена,
Вас поздравляет родная страна!

Несмотря на года
Аслан Кочкаров

Седина у висков и в морщинах лицо,
Несмотря на года, всех прекрасно оно!
Ваши добрые, милые сердцу глаза
Никогда не потухнут, как и душа.
Сколько в жизни невзгод Вы несли на плечах,
Сколько слёз и страданий, серебро на висках,
Лишь как шрам от былого оставит следы
Воспоминаний, которые цените Вы.
Вам обязаны мы и свободой и жизнью,
В годы тяжкие Вы защитили Отчизну,
Испытав все лишенья и горе войны,
Сколько лет Вы трудились на благо народа,
Добивались величья кровью и потом.
Это Вы научили нас праведно жить,
Помнить корни свои, традиции чтить,
Это Вы воспитали в нас тех, кто мы есть
Вы учили ценить в людях совесть и честь,
Уметь сменить на упорство, упрямство
Не лукавить, не врать, говорить всё и прямо,
Это Вы научили нас всех жить красиво
И от нас Вам теперь за это спасибо!
В благодарность примите наш низкий поклон
Знаем в этом наш долг, будет выполнен он
Дай Вам Бог в этой жизни горя не видеть,
Ну, а мы не позволим никому Вас обидеть,
Пусть неведомы будут Вам зло или страх
Пусть навеки сияет блеск в ваших глазах.

Когда я стану бабушкой…
Ирина Рыбакова(Серова)

Когда-то я стану бабушкой,
Седой и корявой старушкой
В засаленном старом фартучке,
С привязанной к попе подушкой.
И, ползая неуверенно,
Себе помогая клюшкой…
Нет, нет, я совсем не уверена,
Что буду такой старушкой.
С зажатой в зубах сигареткой,
С блестящей сережкой в ухе
Я буду старой кокеткой
На зависть другим старушкам.
Я буду внучке подружкой,
А внуку – партнершей в танце.
Я буду смотреть киношку
И сочинять романсы.
Я расскажу своим внукам,
Пока им еще не известно,
Что жизнь – занятная штука,
Что жить -это так интересно.
Я их научу смеяться
В голос, а не украдкой,
Я их научу держаться
За жизнь эту мертвой хваткой.
И как-то снежной зимою,
Свой чаёк попивая,
Устало глаза прикрою,
Скажу: «Неплохо жила я!”

С Днем НЕСТАРЕЮЩИХ людей!
Наталья Корниенко
«Пожилой» – как вежливое «неживой».
Слабая рука, потухший взгляд,
Мысли в прошлое устремлены, назад.
Как знать, когда стареет человек?
В семнадцать, сорок или в сто?
Быть может долгим его век,
А жизнь озарена мечтой.
Не в паспорте записаны года!
И как прожить без планов и затей?
Тех, чья душа, как прежде, молода,
С Днем НЕСТАРЕЮЩИХ людей!

Осень жизни – пора золотая.
Cерябин В.Г

Осень жизни – пора золотая.
Можно встать, оглянутся назад
От себя ничего не скрывая
Устремить в свое прошлое взгляд.

Мы сегодня уже на пороге
Между прошлым и тем, что потом…
Но не будем мы грустное трогать
Дел житейских итог подведем.

Все ли сделано так, как мечталось,
И что сделать, еще не успел…
Уходите хандра и усталость,
Еще песен своих я не спел.

В этих песнях вся летопись сразу –
От костров пионерских в ночи
До открытий Ямальского газа,
От рожденья до грустной свечи.

Мы споем и о том, как Гагарин
Нам с орбиты улыбку послал,
Как мы шли к неизведанной дали,
Как Ямал нашей родиной стал.

Но нельзя охватить необъятное,
Десять жизней нам тоже не жить.
Нет у времени счета обратного.
Нужно тем, что прошли дорожить.

С Днём пожилого человека!
Елена Кравченко

Октябрь начал дней отсчёт,
Сегодня в наших душах лето!
Кто молодых ведёт вперёд?
С Днём пожилого человека!

Ваш опыт – компасом в руках,
А знанья – радости заветом.
Любовь – средь горестей маяк.
С Днём пожилого человека!

Вы сберегли родной очаг.
В сердцах сокрыта мудрость века.
Здоровья, радости, всех благ!
С Днём пожилого человека!

Поздравления и слова благодарности на День пожилого человека от имени детей
День пожилого человека

Пожилой человек-это

тот,кто живет очень долго,

Преисполненный чувства

гражданского долга,

Кто умеет любить,кто

умеет мечтать,

Кто чужие ошибки

умеет прощать!

Пусть он возрастом стар,

Человек пожилой,

Но душою и сердцем

всегда молодой,

Жизнь умеет ценить и

живет для других!

Мы поздравить пришли

всех людей пожилых!

Пожелать,чтоб родные

относились с любовью!

Пожелать вам удачи,

долгих лет и здоровья!

Чтобы ваша душа была

счастьем согрета!

Знайте,вы нам нужны еще

многие лета!

Андрей Усачев
Эй, бабушки и дедушки!
Эй, бабушки и дедушки,
Чего дрожать от старости?!
Давайте-ка побегаем,
Попрыгаем от радости.
Когда вы боты снимете
И приметесь скакать,
Вы вместе с ними скинете,
Годков по двадцать пять.
Давайте-ка попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем!
И ручками уставшими
Подвигаем, подвигаем!
И ножками озябшими
Потопаем, потопаем!
И ушками холодными
Похлопаем, похлопаем!
В сугроб ныряет бабушка
Вся скрюченная, с палочкой -
Обратно скачет бабушка,
Как внучка, со скакалочкой.
За ней ныряет дедушка
С седою бородой -
Обратно скачет дедушка,
Как козлик молодой…
Давайте-ка попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем!
И ручками уставшими
Подвигаем, подвигаем!
И ножками озябшими
Потопаем, потопаем!
И ушками холодными
Похлопаем, похлопаем!
Когда б скакали бабушки,
Когда б скакали дедушки,
Они бы стали юноши,
Они бы стали девушки.
Земля летит в движении
Пять миллиардов лет…
И в том омоложения
Таинственный секрет!
Давай, Земля, попрыгаем…

Л. Татьяничева
Берегите старых людей
Для весенних весёлых ветвей
Корни более чем родня…
Берегите старых людей
От обид, холодов, огня.
За спиной у них – гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости – ломок шаг
И неровен дыханья ритм.
Но у старости – силы не те.
Дней непрожитых мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
***
И. Яворовская
Поздравляем аксакалов
Поздравляем аксакалов,
Наших мудрых стариков.
Пусть живут ещё немало
Замечательных годков!
***
И. Яворовская
Мы славим наших ветеранов
Мы славим наших ветеранов,
Достойных чести и любви!
Пускай поменьше ноют раны,
Поют подольше соловьи,
Пусть годы их светло текут,
И хорошо они живут...
***
Андрей Дементьев
Не все умеют стариками быть
Быть стариками - непростая штука,
Не все умеют стариками быть.
Дожить до старости - ещё не вся наука,
Куда трудней - достоинство хранить.
Hе опуститься, не поддаться хвори,
Болячками другим не докучать,
Уметь остановиться в разговоре,
Поменьше наставлять и поучать.
Не требовать излишнего вниманья,
Обид, претензий к близким не копить,
До старческого не дойти брюзжанья,

И не давить своим авторитетом,
И опытом не слишком донимать,
У молодых свои приоритеты -
И это надо ясно понимать.
Пусть далеко не всё тебе по нраву,
Но не пытайся это изменить,
И ложному не поддавайся праву -
Других уму и разуму учить.
Чтоб пеною не исходить при споре,
Не жаловаться и поменьше ныть,
Занудство пресекая априори,
Совсем не просто стариками быть!
И ни к чему подсчитывать морщины,
Пытаясь как-то время обмануть,
У жизни есть на всё свои причины,
И старость - это неизбежный путь.
А если одиночество случиться -
Уметь достойно это пережить.
Быть стариками - трудно научиться,
Не все умеют стариками быть.

Я. П. Полонский
Старик
Старик, он шел кряхтя, с трудом одолевая
Ступеньки лестницы крутой,
А чудо-девушка, наверх за ним взбегая,
Казалось, веяла весной.
Пронесся легкий шум шагов, и ветер складок,
И длинный локона извив.. .
О, как тогда себе он показался гадок,
Тяжел, ненужен и ворчлив.
Вздохнув, поник старик, годами удрученный;
Она ж исчезла вдруг за дверью растворенной,
Как призрак, смеющий любить,
Как призрак красоты, судьбой приговоренной
Безжалостно любимой быть.
Постой, красавица! Жизнь и тебя научит
Кряхтеть и ныть, чтоб кто-нибудь
Мог перегнать тебя, когда тебя измучит
Крутой подъем - житейский путь!
***
Н. Веденяпина
День пожилого человека
Пожилой человек – это
Тот, кто живет очень долго,
Преисполненный чувства
Гражданского долга,
Кто умеет любить, кто
Умеет мечтать,
Кто чужие ошибки
Умеет прощать!
Пусть он возрастом стар,
Человек пожилой,
Но душою и сердцем
Всегда молодой,
Жизнь умеет ценить и
Живет для других!
Мы поздравить пришли
Всех людей пожилых!
Пожелать, чтоб родные
Относились с любовью!
Пожелать вам удачи,
Долгих лет и здоровья!
Чтобы ваша душа была
Счастьем согрета!
Знайте, вы нам нужны еще
Многие лета!
***
О. Бундур
Про бабушку и дедушку
Опять те же самые мысли,
И как они там не устали?
Они в голове зависли:
Когда-нибудь буду старым…
А как это? Неприятно?
Мне страшно и непонятно…
А дедушка с бабушкой наши?
Наверно им тоже страшно?
Но дедушка с бабушкой добрые,
И ходят, всегда улыбаются,
И ходят – всё время бодрые,
Ремонтом вовсю занимаются:
И окна, и пол покрашены,
И новая дверь в прихожей…
Значит, быть старым не страшно!
Значит, быть старым можно!
***
О. Бундур
Родня
У бабушки и дедушки фото на стене,
Поглядят и вспомнят о своей родне,
Вспомнят и поплачут, или помолчат,
Или улыбнутся, глядя на внучат.
Бабушка и дедушка давно живут одни,
На окне в коробке письма от родни,
Сядут, почитают - чтобы не помять!
Словно побывают у родни опять.
Бабушке и дедушке ехать нелегко,
Раньше было близко, стало далеко.
Выйдут на крылечко, посидят рядком,
Вечер опускается,
Тянет холодком…

О. Бундур
Дедушка приехал!
Дедушка приехал –
И мир перевернётся!
Я лопаюсь от смеха,
А он не улыбнётся.
В ракете мчу к Венере –
Он там меня встречает,
Вокруг такие звери –
Он вроде бы скучает.
К столу садимся снова –
Обычные котлеты,
Но ужина такого
Вкусней на свете нету!
Как быстро время тает,
Окутан снами дом…
Любой, небось, мечтает
О дедушке таком!
***
О. Бундур
Мальчишка
Мой дедушка – он не старый
И бодрый имеет вид,
Да только, вот, ломит суставы,
К тому же спина болит.
Но если играть он станет,
За ним не угнаться мне –
Забудет и о суставах,
И о своей спине.
И я ему: – Ты не слишком,
Не надо со мной наравне. –
– Да это не я – мальчишка,
Который сидит во мне!
***
О. Бундур
Прощание
Дедушка машет в окошко,
У бабушки слёзы из глаз:
– Побудьте ещё немножко,
Не уезжайте сейчас…
Остались они на перроне
И солнечный день поник…
Так много людей в вагоне,
Так пусто в вагоне без них.
***
Лара Ивановна
Как аукнется...
В дом престарелых деда поместили:
Мол, там уютно, чисто и красиво.
Его желанья вовсе не спросили.
А старику не нравится, тоскливо.
- Тебе недолго будет одиноко, -
Так успокаивает внук Серёжа, -
С сестрою подрастём ещё немного,
И мама с папой станут жить здесь тоже.
***
П. Синявский
Моя бабушка не старушка
Я – Маша, и бабушка тоже.
Мы с бабушкой очень похожи.
Мы любим ватрушки и булки,
И песни во время прогулки.
Мы вместе на швейной машинке
Шьём платья для куклы Полинки.
И вместе её наряжаем,
И вместе её обожаем.
А если у нас именины,
Мы варим компот из малины.
И крепко целуем друг дружку
И дарим друг дружке игрушку.
Мы с бабушкой очень похожи,
Я – Маша, и бабушка тоже.
Она у меня не старушка,
А лучшая в мире подружка.
***
Агния Барто
Две бабушки
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
– У нас одни пятёрки!
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки!
***
Н. Красильников
Бабушкины варежки
В окна стучится холодная вьюга,
Бабушка варежки вяжет для внука.
Тёплые, добрые руки у бабушки,
Добрые, тёплые выйдут и варежки.
Выбежит утром на улицу внук
И ощутит теплоту её рук.
***
А. Стариков
Заболела бабушка
Отчего у бабушки
Заболело сердце?
Может, мне не следует
За столом вертеться?
Может быть, волнуется
Бабушка, когда я
Во дворе с мальчишками
Допоздна играю?
Трудно, может, бабушке
Стало мыть посуду?..
Нет, сердить я бабушку
Никогда не буду!
Помогать по дому ей
Буду после школы.
Станет снова бабушка
Бодрой и весёлой!
***
Д. Бурачевская
Дедушка
За творогом или за хлебушком
Идёт потихонечку дедушка.
Пакеты в руке раздуваются,
То вправо, то влево качаются.
А был он когда-то молоденький,
Его называла Володенькой,
А может быть, Васенькой, Севушкой
Какая-то юная девушка.
И с радостной в сердце тревогою
Он шёл той же самой дорогою
На первое в жизни свидание
К единственной без опоздания.
Теперь терпеливо и бережно
Считает он мелкие денежки,
Боится, что сильно простудится,
И редко выходит на улицу,
Разбитый годами и скукою,
Забытый друзьями и внуками.
Домой возвращаться не хочется
К болезням и одиночеству.
За творогом или за хлебушком
Идёт потихонечку дедушка.
Он купит печенье вкусное
Поднять настроение грустное.

Т. Шипошина
Дед
На стене висел портрет.
На портрете – бравый дед
На коне, во всей красе!
Про него забыли все...
Даже пыль не вытирали.
Лучше бы – совсем убрали!
Пролетело много лет.
Посмотрели на портрет –
На портрете – деда нет!
Ни коня, ни деда – нет!
Дед далёко ускакал...
Долго внук его искал...
***
Л. Квитко
Бабушкины руки
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Всё что-то мастерят.
Так вкусно жарят гренки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так…
Настанет вечер – тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят –
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.
***
С. Капутикян
Моя бабушка
Стала бабушка
Старой, хворою,
От ходьбы она
Устаёт.
Храбрым лётчиком
Стану скоро я,
Посажу её в самолёт.
Не тряхну её,
Не качну её.
Отдохнёт она
Наконец.
Скажет бабушка:
– Ай да внучек мой,
Ай да лётчик мой,
Молодец!
***
Михаил Садовский
Бабушкин халат
Ах, как пахнет
Твой халат!
Как салат
И шоколад,
Пахнет щукой
Фаршированной
И капустой
Маринованной!
Пахнет клёцками
И шкварками,
И воскресными
Подарками:
Белой пухлой
Пастилой,
И кунжутом,
И халвой...
В этом запахе
Родном
Уместился
Весь наш дом...
***
Михаил Яснов
Песенка про бабушку
Папа весь день на работе,
И мама весь день на работе...
И в школе весь день сестрёнка,
Но это всё не беда:
Ведь рядом со мною – бабушка,
Повсюду со мною – бабушка,
Моя дорогая бабушка,
Бабушка – навсегда!
***
И. Яворовская
Наша бабушка
Кто рассказывает сказки?
Наша бабушка.
Кто нам дарит много ласки?
Наша бабушка.
Кто разводит огород,
Кто оладушки печёт,
Кто нам песенки поёт?
Наша бабушка.
Я скажу спасибо ей,
Доброй бабушке моей,
Я скажу спасибо ей,
Доброй бабушке моей.
Кто отводит в детский сад?
Наша бабушка.
Кто всегда нам очень рад?
Наша бабушка.
Кто конфеты нам дает,
Варит кашу и компот,
Кто всегда и все поймет?
Наша бабушка!
Я скажу спасибо ей,
Доброй бабушке моей,
Я скажу спасибо ей,
Доброй бабушке моей.
***
Елена Благинина
Бабушка
Очень бабушку свою,
Маму мамину, люблю;
У неё морщинок много
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом расцеловать.
***
Елена Благинина
Бабушка-забота

Если внуки веселы,
Бабушка – подавно:
– Ишь, щебечут, как щеглы,
До чего же славно!
Если внуки есть хотят,
Бабушке - отрада:
– Пусть сидят, пусть едят,
Подрастать им надо!
Если внуки вышли в сад,
Бабушка в тревоге:
– Ну как дождь или град –
Ведь промочат ноги!
Если внуки спать легли,
Бабушка не дышит:
– Баю-баю-люли,
Тише, тише, тише!
Чистота, тишина,
Теплота, дремота...
Вот какая она –
Бабушка-забота!
Ну, а вы каковы?
Как там с бабушкою вы?
***
Роберт Рождественский
Стихи про бабушку
Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме - я,
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.
Я уже проверил.
***
Н. Иванова
Бабушка-энциклопедия
У бабули - внук и внучка -
ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.
Целый день свои вопросы
Задает народ курносый:
"ПОЧЕМУ зеленый лист?
ПОЧЕМУ поет артист?
ПОЧЕМУ усы у кошки?
ПОЧЕМУ у стула ножки?
ПОЧЕМУ огонь горит?
ПОЧЕМУ орел парит?
ПОЧЕМУ растет трава?
ПОЧЕМУ шумит листва?
"Бабушка весь день в очках
Проверяет в словарях,
Выясняет для внучат,
ПОЧЕМУ ручьи журчат,
ПОЧЕМУ зимой мороз,
ПОЧЕМУ шипы у роз,
ПОЧЕМУ ревет медведь,
ПОЧЕМУ сверкает медь,
ПОЧЕМУ бывает дождик,
ПОЧЕМУ колючий ежик...
Ну и внучка! Ну и внук!
Бабушку они сумели
Сделать "доктором наук",
И всего за две недели!
***
Л. Громова
Мой дед
Мы с тобою, дед, друзья,
Куда ты, туда и я:
Вместе ходим на рыбалку,
Я бегом, а ты – вразвалку,
Собираем мы малину:
Ты – с куста, я – из корзины.
Вместе красили забор –
Руки в краске до сих пор!
Только ты, сомнений нет,
Самый лучший в мире дед!
***
С. Погореловский
В дедушкиной комнате
В этой тихой комнате,
В дедушкиной комнате
Про него, про дедушку,
Добрым словом вспомните.
Тут сидел он в кресле.
Трость и книга – рядом.
Загляну – посмотрит
Долгим, ждущим взглядом.
Ждал, что подойду я,
Что спрошу о чём-то?
Или просто вместе
Посижу в потёмках?
Но – кино в пять тридцать,
Вдруг да не успею!
– Завтра, деда, завтра
Загляну к тебе я!
Потолкуем завтра
Мы о том, об этом…
Но деньки проходят –
Потолкуешь, где там!
Жизнь какая нынче –
Знаете и сами…
Что дают сегодня
По второй программе?
Баскетбол – из Мексики,
Фестиваль – из Польши…
Только деда,
Дедушку
Не увидеть больше…
***
М. Вейман
Время
- Это дедушка? Алло!
Нет, я занят, как назло…
Завтра? Тоже не смогу…
Будет время - забегу…
Вот и времени полно,
Да на что теперь оно?
Телефон молчит… Беда…
Забежать бы, да - куда?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.