Замуж за таджика, или Невероятные истории любви с национальной окраской

Таджикистан / Общество / Семь привычек таджикских жен, которые понравятся любому мужчине

Чтобы быть настоящей восточной женщиной мало родиться в этой стороне света и обладать характерной внешностью; для соответствия этому определению женщине полагается следовать строгим правилам поведения.

Партнер «Азия Плюс» «Открытая Азия онлайн» собрала некоторые привычки таджикских женщин, которые в нашем регионе традиционно имеют восточные жены.

Обращается к мужу на «вы»

Практически все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своему супругу на «вы», и называют своих мужей не по имени, а «хозяин», «отец моих детей» и т.п. Впрочем, на севере Таджикистана и мужчины, и женщины обращаются на «вы» ко всем без исключения, даже к своим маленьким детям.

Любая таджичка умеет хорошо готовить

Таджикская женщина, которая не умеет готовить, причем не просто готовить, а творить настоящие кулинарные шедевры, это нонсенс. Любая таджичка отлично справляется с тестом и может приготовить вкуснейший плов. Матери с детства прививают своим дочерям любовь к кулинарии, потому что, если молодая девушка, придет в дом к мужу без этих навыков, то позор падет на всю ее семью.

Кстати, также виртуозно таджички справляются и с другими домашними обязанностями, будь то глажка белья или уборка дома.

Семья невесты покупает одежду для жениха

Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию – это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, включая мебель, также приобретается за счет родителей невесты; от жениха требуется только жилье. Поэтому, зачастую перед свадьбой, родственники девушки, приглашая гостей на церемонию, заказывают им подарки. Например: семья Искандаровых – ковер, семья Исмоиловых – кухонный комбайн и т.д.

Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Даже если этот мужчина родственник. Таджикская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. В противном случае, даже родному брату мужа вход в квартиру заказан: «ждите хозяина». И до сих пор, на любом мероприятии женщины и мужчины в Таджикистане традиционно сидят за разными дастарханами, в разных комнатах. И обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.

После рождения ребенка 40 дней живет у матери

Из роддома таджикская жена отправляется домой к своей матери, особенно если родился первенец. Здесь она проживет ровно 40 дней, в течение которых мать научит дочь всем премудростям обращения с малышом; кроме того, все необходимое для первенца за свой счет приобретет семья женщины. После такого мастер-класса, муж никогда не увидит беспомощности жены в общении с младенцем, ведь следить за ребенком – прямая обязанность женщины.

Ничего не делает без согласования с мужем

Даже самое безобидное дело, например, покупку одежды или поход к родителям, таджикская жена обязана согласовать с мужем. Не говоря уже о более серьезных решениях. Спрашивать разрешение у мужа для таджикской женщины – это совсем не зазорно. Стыдно, когда происходит наоборот.

ТАШКЕНТ, 7 июн — Sputnik. Быть таджичкой это гордо, ведь, по мнению многих, это самые трудолюбивые, самые покорные, самые верные и самые сильные женщины Востока.

Но быть таджичкой также и очень сложно, ведь семья в Таджикистане практически полностью держится на женщинах. Они и накормят вкусно, и оденут опрятно, да и без жалоб возьмут на себя все мужские заботы по семье, когда их вторые половины годами не возвращаются из трудовой миграции. Такими их воспитывают строгие матери и бескомпромиссные традиции, а еще не всем понятные запреты, о которых сами девочки в курсе со дня появления на свет.

Брови и свобода

Пожалуй, самый странный таджикский запрет — это не выщипывать брови до замужества. И не важно, во сколько девушке посчастливится создать семью. Пусть будет 30, но выщипывать брови нельзя!

На то, кстати, как бы это странно ни звучало, есть вполне адекватные причины. Во-первых, аккуратные выщипанные брови являются знаком замужних женщин. И если молодая девушка вдруг на каком-то мероприятии приглянется потенциальным женихам, то оценивать будут не только по манерам, но и по бровям. Не будут же люди спрашивать напрямую, замужем ли она. А не выщипанные брови как раз намекают на свободный статус девушки, передает Sputnik Таджикистан.

Во-вторых, помимо намеков есть и другая, очень важная сторона вопроса — ислам (а 99% таджикистанцев исповедуют данную религию) не приветствует внесения изменений в Божье творение. Придать ухоженный вид канонически разрешается, но при этом нужно уловить ту грань, при которой брови будут аккуратны, но их форма не изменится.

Свидание — знак порочности

Таджичкам до замужества категорически запрещается встречаться с мужчинами — устраивать романтические свидания при свечах, походы в кино или прогулки под дождем. Об этом можно забыть. А про невинные поцелуи и прикосновения к рукам даже думать грешно.

И как в таких условиях таджички создают семью? Очень просто, ведь влюбляться до замужества разрешается. Выбирать себе спутника жизни — тоже. Но мужчинам до фанатизма важно, чтобы их будущая половина была непорочной и чистой. Она, грубо говоря, должна принадлежать душой и телом только одному мужчине — своему будущему супругу — и дождаться его смиренно.

Иначе — позор не только девушке, но и всей ее родне. И не придут к ней свататься нормальные семьи. И, не дай Бог, останется она старой девой. Примерно так пугают девушек в строгих, традиционных таджикских семьях.

Черта в 30

Нет ничего страшнее для матери, чем оставшаяся в девках дочь. Не успеет стукнуть девушке 18, как родители всерьез начинают собирать приданое своей прекрасной и неповторимой дочери. А вдруг завтра в дверь постучатся сваты? А такое, кстати, вполне возможно.

И не дай Боже, чтобы дочь оказалась по характеру упрямой, привередливой и с большими планами личного роста на будущее. А такие ведь затянут с замужеством аж до 30 лет с риском остаться старой девой. Между прочим, к этому времени у соседской дочки будут бегать по двору уже трое детей.

Таджики уверены, время — золото, потеряешь — не вернешь. А замужество как время — не щадит, если упустишь свой шанс. А шансов, конечно же, больше до 30 лет, после этой черты молодые женихи пойдут свататься к молодым, да и старые тоже. А девушка со своими планами личного роста останется с собой наедине. Конечно, в современном обществе не все таджикские девушки строго следуют этим правилам, но все равно стараются придерживаться их.

Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в , чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Худенький, маленький, в оборванных штанах и с грязными ногами - не мужчина, мечта. Причем женщин разных стран - двух как минимум. В 34 у него уже седая башка, куча голодных родственников и вечно нет денег. Другой бы на его месте запил, а таджик Нигматулло просит звать его Саней и источает такую непрошибаемую уверенность в собственной неотразимости, что невольно перестаешь удивляться его мужской востребованности и в Таджикистане, и в России.

«Я жена не люблю, я Фатима люблю! Питер - лучший город на земле!» - кричит он на весь двор на окраине Душанбе. «Да-да, не любит, это все знают, - кивает головой соседка, - только каждый год ей по ребенку делает и снова в Россию к Фатиме уезжает».

В России около миллиона трудовых мигрантов из Таджикистана. Они кладут асфальт и плитку, убирают улицы и подъезды, работают в супермаркетах, строят дачи и копают огороды. Их денежные переводы на родину составляют 60% ВВП страны - по данным Всемирного банка, по соотношению переводов к ВВП Таджикистан занимает 1-е место в мире. Так же Таджикистан вырвался на 1-е место в другом рейтинге - по количеству брошенных женщин. Раньше «страной оставленных жен» называли Мексику, тоже славящуюся своей дешевой рабсилой, теперь - Таджикистан.

До распада Союза таджикская диаспора в России составляла 32 тыс. человек, сейчас она в семь раз больше и растет как на дрожжах. В прошлом году, по официальным данным, таджики с русскими сыграли 12 тыс. свадеб. «Каждый третий таджик, уезжающий на работу в Россию, домой никогда не вернется» - к такому выводу пришли исследователи МОМ (Международной организации по миграции). 90% таджиков оседают в Москве и области, 5% в Питере, остальные едут в Поволжье и на Дальний Восток.

Фатиму, любимую женщину таджика Сани, на самом деле зовут Светой. Ей 29, работает медсестрой в детской больнице, живет в Питере с мамой. «Она мне помогать по-русски, а я с ней за это живу, - объясняет Саня, - я хочу прописку Питер, а мать ее, Люда, злая, не хочет меня». В Питере он уже восемь лет, чуть меньше живет с Фатимой-Светой. За эти годы она приняла мусульманство и переехала к нему на съемную квартиру. После работы убирается и готовит не только для Сани, но и для его дяди и братьев - всего их в «трешке» восемь человек.

Раз в год Саня наведывается в Душанбе, к законной жене и детям - их у него четверо, последнему всего год. С Фатимой детей нет. «Ах-ах, она хочет», - таджик томно закатывает глаза и целует фотку своей темноволосой возлюбленной в телефоне. Рано или поздно они поженятся и у них будут дети, не сомневается Саня, а «злая Люда» пропишет его в свою квартиру.

Саня - мужик порядочный: каждый месяц шлет домой переводы на 5–7 тыс. рублей, регулярно звонит и пусть редко, но приезжает. И ему хорошо, и жена счастлива. Большинство таджичек, отлично зная о вторых «русских семьях», в очередной раз провожая мужей на заработки, с ужасом ждут SMS-развода. «Талак, талак, талак!» - и все, свободна. SMS-разводы захлестнули страну, а политические деятели разделились на два лагеря: одни требуют признать такой развод легитимным, другие - запретить как неуважение к женщине и шариатским законам: по канонам «талак» надо говорить лично.

Любовь с огоньком

Брошенных женщин - тысячи. Кто-то от безысходности и неуверенности в себе становится самоубийцей. Кто-то едет за мужем в Россию или пытается получить хотя бы алименты. 28-летняя Латофат из Душанбе подала на сбежавшего мужа в суд и ждет теперь заочного решения об алиментах. «Он уехал на заработки 1,5 года назад, - рассказывает она. - Вначале звонил, потом попал в России в тюрьму на полгода за воровство, ну а несколько месяцев назад вообще исчез».

Латофат жила у свекрови - по старой традиции муж всегда приводит жену к своим родителям. По новой традиции пока муж на заработках, недовольная свекровь может запросто выгнать невестку с детьми на улицу - достаточно позвонить сыну и сказать, что она ей не нравится.

До свадьбы Латофат мужа не знала - их сосватали родители. «Оказался наркоманом, избивал меня постоянно, а когда уехал, стала поколачивать свекровь», - опустив глаза, вспоминает женщина. В итоге она с двумя детьми вернулась в свою семью. Устроиться на работу не может - окончила всего четыре класса школы. «Потом началась война, стреляли и днем и ночью, и родители перестали пускать меня на улицу, - говорит Латофат. - Они рассуждали, что уж лучше пусть я буду живой, чем образованной, но изнасилованной или мертвой».

«В кишлаках таких девушек без образования тысячи, - говорит Зибо Шарифова из Лиги женщин-юристов Таджикистана. - Они все - бесправные рабыни свекровей, терпят сколько могут, а потом - в петлю. На днях к нам обратилась за помощью сестра одной такой самоубийцы. Утром встала, подоила коров, убрала в доме, приготовила завтрак. А потом пошла в сарай и повесилась. Муж в России, осталось двое детей».

На севере Таджикистана в ход идет канистра с бензином - желающих поджечь себя назло бросившему мужу или ненавистной свекрови становится все больше. Через ожоговый центр в Душанбе проходит около 100 таких самоубийц в год, половина из них - жены трудовых мигрантов. 21-летнюю Гульсифат Сабирову привезли из кишлака три месяца назад в ужасном состоянии - у нее было обожжено 34% тела. После шести пластических операций на нее все равно страшно смотреть.

«Он меня мучил, избивал, а потом сказал: или сама себя убьешь, или я тебя задушу», - едва шепчет она обожженными губами. После очередной ссоры с мужем она пошла в сарай и вылила на голову канистру бензина, а потом бросила спичку.

Муж Гульсифат тоже несколько раз работал в России и по всем меркам был видным женихом. Гуля - самая младшая из восьми детей, самая красивая и скромная. Он только вернулся с очередных заработков, увидев ее в кишлаке читающей Коран, влюбился и прислал сватов. «Хоть она голодать не будет», - сказали родители, выдавая ее замуж. Через пять дней после свадьбы муж снова уехал в Россию, а Гуля осталась у свекрови. Потом вернулся, но вместе они не прожили и двух месяцев. Уже в больнице выяснилось, что Гуля беременна.

«Он ее правда любит, да и она, когда он приходит, становится такая радостная, активная, - говорит Зафира, старшая медсестра отделения. - За 14 лет, что я здесь работаю, первый раз вижу, чтобы муж так за больной ухаживал. Он ждет ее из больницы, делает ремонт в комнате, а ее родители - ни в какую. Считают, что его должны посадить».

Медсестры, несмотря на ее жуткий вид, Гуле даже завидуют: брак по любви, пусть он и вылился в такую чудовищную трагедию, в Таджикистане все еще большая редкость. Большинство союзов укладывается в простую схему: сосватали - родились дети - уехал в Россию - бросил.

Мужья напрокат

Чем дальше от Душанбе, тем чаще вместо машин едут навстречу ишак-мобили. В повозках женщины и дети. Дорога в идеальном состоянии - ее строили китайцы, в кредит. Теперь, чтобы добраться из Душанбе в Худжанд (бывший Ленинабад), нужно платить - бесплатной альтернативы просто нет. На полях с только что распустившимся хлопком - одни женщины.


«Спасибо России, что даете нашим мужьям работу!» - кричит нам самая пожилая из всех. Одна не видела мужа пять лет, другая три, большинство - не меньше двух. За месяц работы под палящим солнцем (на градуснике 45 градусов) они получат мешок картошки, лук да морковь. Зарплаты хватит ровно на два килограмма мяса. Но другой работы все равно нет, поэтому все в поле.

В кишлаках, которые на современный манер называют джамаатами, мужчины давно наперечет. Аловедину Шамсидинову из джамаата Навгилем 72, сыновья давно в Ростове-на-Дону, после смерти жены назад - присматривать за ним - вернулась невестка Махина с детьми. В России она прожила с мужем восемь лет, работала в больнице операционной сестрой, потом украшала торты.


«По-всякому мы пробовали получить гражданство - чего бы ни врали по телевизору, его не дают, - говорит Махина, доставая из тандыра пышущую жаром лепешку. - Единственный верный способ - жениться на русской, поэтому очень много фиктивных браков. С другой стороны, у всех таджиков, живущих в России, есть местные подруги. И много других браков - мусульманских, «никох» называется».

Махина хочет вернуться назад, к мужу. «Хочется уехать, правда хочется - а дед ни в какую!», и одного его оставить нельзя - родственники заклюют. И мужу в кишлаке нечего делать. Навгилем находится в 2 км от города Исфары, раньше там были заводы - химический, гидрометаллургический, спиртзавод, и фабрики - швейная и прядильная. А сейчас на весь район 100 рабочих мест.И без мужа плохо - и не хочется, чтоб свои проклинали, если бросит свекра.

«У нас тут еще дикие нравы, никто своих прав не знает, - тяжело вздыхает зампред джамаата по делам женщин и семьи Суясар Вахобоева. Она вроде мирового судьи - в случае семейных конфликтов вызывает стороны для переговоров и объясняет, что невестка - тоже человек. - Как бы ни старались власти, в кишлаках по-прежнему девочек не пускают в школу и выдают замуж в 14–15 лет. А дальше - заколдованный круг: он приедет ненадолго, сделает ей ребенка - и назад, в Россию». «Может, они и отпускали бы девочек в школу, но зачастую нет даже денег, чтобы купить форму и собрать ранец», - говорит Мавлюда Ибрагимова из ассоциации по защите прав женщин трудовых мигрантов.

«Соломенные жены»

«Женщина без мужской ласки чахнет и становится похожа на сушеный урюк, что растет у нас в огороде», - машет 46-летняя Васила рукой в сторону высокого дерева. У Василы лицо круглое, гладкое, бока плотные - не то что у ее подруги Малохат, от которой муж уехал в Россию много лет назад, тоже обзавелся семьей и ни разу с тех пор в кишлаке не объявлялся. «У нас сосед вернулся с хаджа, я к нему без спроса пошла, на пять минут - а он из-за этого взял и развелся со мной, осталась одна с четырьмя детьми», - тяжело вздыхает Малохат. Таких, как Малохат, полкишлака, а Васила на всю округу одна.


Василе из джамаата Чоркух надоело, что ее муж вечно на заработках, а денег присылает крохи, и когда он приехал к ней на побывку, просто заперла его в доме. «Он в Сызрани работал, в Иванове, я его все пытала: у тебя там кто-нибудь есть? Он - нет! А потом, когда я ему устроила истерику и сказала, что все равно не отпущу, мне его «жена» начала названивать и требовать его назад, вот кобель! - Васила - руки в боки, золотые зубы блестят на солнце - баба боевая, с высшим образованием, бригадирша в поле, сама купила и водит «шестерку». Мужа она не отпускает уже три года. - Дочки на папу не нарадуются, я его к себе в бригаду взяла - ну и пусть денег почти не зарабатывает и стонет, что хочет в Россию, зато я при мужике».

Чоркух упирается в горы, вдоль низких пыльных домов бежит мутный арык, в котором моет посуду и ноги все население Чоркуха - женщины и дети. Возле старинной мечети сидят аксакалы - они следят, чтобы девочки, отправляясь с ведрами на колонку, не слишком смотрели по сторонам. Одно их слово - и если в кишлаке появится жених, к ней во двор он никогда не заглянет.

В кишлаке Шахристан, что на севере Таджикистана, нравы не такие суровые, а мужиков еще меньше. Тут с работой еще хуже, и единственный способ выжить - податься в Россию. Мавлюда Шкурова носит темный халат и белый платок, она в трауре - полгода назад ее мужа Рахмата сбил насмерть микроавтобус. Ему было 44, осталось четверо детей. В Шахристан в прошлом году вернулись в гробах еще трое мужчин.


«Рахмат стоял на остановке в подмосковном Щекине, рядом с хладокомбинатом, где работал и жил, - рассказывает его брат Немат. - Его сбил Александр Сухов, денег даже на гроб не дал - все равно, сказал, посадят». За девять лет, что Рахмат был в России, старый дом совсем развалился, а на новый он так и не заработал. Теперь на трудовую вахту отправился его старший сын - ему еще нет 17, только закончил 9-й класс. «Одна надежда - на него, - едва не плачет Мовлюда. Второй сын ходит рядом - он инвалид детства. - Звонил на днях - работали с ребятами у армян на даче, а им не заплатили. Он от обиды плакал, я тоже рыдала».

Хабиба Наврузова, учительница русского языка, с пятью детьми уже шесть лет живет без мужа. Младший сын отца ни разу не видел. Старшую дочь сама замуж отдавала - по всем законам это должен делать отец. И свекровь сама хоронила - муж, хоть и звонит иногда, говорит, что нет денег приехать. Даже на похороны.

«Традиции, с одной стороны, все еще сильны, а с другой - отчаянно нарушаются, - говорит Зибо Шарифова из Лиги женщин-юристов Таджикистана. - Раньше представить себе было невозможно, чтобы у нас родителей бросали, а теперь старики сами к нам за помощью обращаются - подать иск против сына на алименты в твердой сумме».


Хабиба же свято верит, что еще чуть-чуть - и загулявший муж вернется. «Звонил недавно, в сентябре теперь обещает», - убеждает нас Хабиба. «Вернется он, жди, когда совсем старый станет и никому не нужный!» - подкалывают ее соседки. Она не обижается - тут в каждом дворе «соломенные жены».

Фатима-Света из Санкт-Петербурга готовится к мусульманской свадьбе-«никох» - Саня-Нигматулло по телефону сделал ей предложение. Скоро закончится «ураза» (пост), и он снова вернется в Питер. «Таджики ответственные, своих не бросают», - убеждена Фатима. Она совсем не переживает, что будет «второй женой» - главное, что любимой, говорит она.

ДУШАНБЕ, 26 окт - Sputnik. История россиянки Светланы Аминовой (в девичестве Устиновой), которая год назад вышла замуж за гражданина Таджикистана Довуда Аминова и приняла ислам, вызвала большой общественный резонанс.

Свадьба российской телеведущей обсуждалась не только в ее родном городе, но и за его пределами. Многие были шокированы разницей в возрасте между супругами: ему всего 22, а ей 56 лет.

Кто-то полагал, что брак фиктивный и нужен технику по обслуживанию самолетов лишь для получения российского гражданства. Другие, напротив, поверили в красивую историю любви и пожелали паре счастья.

События в жизни влюбленных развивались стремительно. Довуд сделал Светлане предложение через пять месяцев после знакомства. Свадьбу пара играла дважды: сначала совершили мусульманский обряд — никах, а потом расписались в загсе.

Ведущая, не задумываясь, сменила фамилию и приняла ислам. Она неоднократно заявляла, что ради мужа в меру своих возможностей старается соблюдать традиции и обычаи, предписанные религией.

Со дня нашумевшей свадьбы прошло чуть больше года. Sputnik Таджикистан решил узнать у Аминовой, как ей живется в новом статусе мусульманки, какие изменения произошли в ее жизни и счастлива ли она в браке.

Каково быть мусульманкой

Светлана честно признается, что счастлива в браке. Молодожены живут душа в душу. В новом статусе мусульманки женщина тоже чувствует себя комфортно.

Аминова считает, что ни в коей мере не предала свою религию, после того как приняла ислам.

"Я никогда ранее не была православной и крещеной, поэтому веру не предавала, также не могу сказать и о каких-то глобальных переменах в образе жизни, после того как стала мусульманкой. Пост в Курбан-байрам я не соблюдала, а вот муж все делал по правилам: не принимал пищу от рассвета до заката, уезжал на ночные встречи во время месяца Рамадан. При этом меня ни к чему не принуждал и в это не вовлекал" - говорит Светлана.

Тем не менее таджикской культуры в жизни журналистки хоть отбавляй. Отец Довуда живет в России, поэтому Аминова часто видится со свекром.

"Когда мы с мужем купили квартиру, решили устроить новоселье. Я пригласила и русских, и таджиков, но, несмотря на присутствие гостей из разных культур, мы устроили традиционный таджикский дастархан на полу, и получилось здорово", - вспоминает она.

© из личного архива Светланы Аминовой

Вопреки слухам о притеснениях мусульманских женщин мужчинами, в исламе бывшей телеведущей больше всего нравится именно отношение к прекрасному полу.

"Никакого пренебрежения к себе я не заметила, но и, в свою очередь, понимаю, что где-то мне нужно иногда промолчать. Дело в том, что, каким бы ни был Довуд, по возрасту он все равно муж и глава семьи, при этом он умеет брать на себя ответственность, и я чувствую с ним себя защищенной. По поводу притеснения - все зависит скорее от женщины и мужчины, а также от конкретной ситуации нежели от культуры", - полагает она.

За время замужества у Аминовой появилось желание выучить таджикский, но из-за нехватки времени всерьез этим она пока не занялась. К языку ее понемногу приобщает муж.

Да и надобности говорить на таджикском в России, по ее мнению, нет, поэтому чаще Светлана помогает Довуду совершенствоваться в изучении русского.

При этом женщина радостно сообщила, что уже понимает практически все, о чем говорят родственники мужа на родном языке.

"Иногда даже вмешиваюсь в их разговор, но говорю по-русски. Сначала они очень удивлялись, но потом привыкли. К сожалению, самостоятельно составить фразу и произнести ее на таджикском я пока не могу", - рассказала о своих познаниях журналистка.

© из личного архива Светланы Аминовой

За время знакомства с таджикскими традициями у Светланы появилось любимое блюдо - самса с тыквой. Оказалось, что таджики обожают эту выпечку, и Аминова даже научилась готовить такие яства.

При этом, по ее словам, к русской национальной кухне особой тяги ни муж ни его родня не питают.

"Иногда готовлю блюда русской кухни и угощаю родственников мужа, они пробуют все, но предпочитают есть привычную им пищу", - поделилась женщина.

Когда будет пополнение в семье и вторая жена

Год назад Светлана обещала, что, когда придет время, она не будет против, чтобы супруг взял в семью вторую жену. Пока, по ее словам, об этом речи не идет, поскольку Довуд к такому шагу еще не готов.

"Мы договорились с мужем, что ближайшие два года не будем думать об этом. Помимо всего прочего, у меня есть к нему условие - он должен привести вторую жену в наш дом. Она должна жить только в России вместе с нами в квартире, но предварительно придется решить вопрос с жильем, потому что сейчас мы находимся в однокомнатной квартире, и нам будет тесно", - поделилась планами она.

В будущем пара очень хочет вместе отправиться в Таджикистан, но пока планы приходится откладывать. На покупку квартиры Довуд и Светлана потратили много денег, а путешествие на родину мужа - дело затратное.

Аминова надеется, что этим летом они все же смогут позволить себе поездку, в которой она сможет осуществить свою давнюю мечту: "Я хочу поехать в Таджикистан как фотограф и привезти оттуда свою фотовыставку, ведь там очень красиво. Где мы остановимся, пока не знаю. Либо у мамы мужа в Душанбе, либо у его родственников. Как раз познакомлюсь с его мамой поближе, пока мы ни разу не виделись и разговаривали только по телефону".

Рука об руку

Аминова отмечает, что с момента замужества ее жизнь перевернулась с ног на голову. Она снимала квартиру в Карабанове и работала телеведущей, но после свадьбы в один миг все начало меняться.

"За год мы сменили место жительства - из Александрова переехали в Струнино, я поменяла место работы, так как с предыдущего меня выгнали. Руководству не понравилось, что я вышла замуж за уроженца Таджикистана. Это и к лучшему, потому что после увольнения я с нуля создала молодежное телевидение в Струнино, где мы купили квартиру", - рассказала она.

Несмотря на потерю статуса телеведущей, журналистка признается, что ни разу за все время не пожалела о своем решении.

© из личного архива Светланы Аминовой

Светлана и Довуд занимаются развитием своего нового проекта вместе, и муж ей всячески помогает. Таджики вообще очень сплоченный и дружный народ, поэтому иногда к делу подключаются также родственники ее возлюбленного, которые пекут вкусную национальную еду на корпоративные праздники.

Таджикская культура постепенно оказывает влияние на все сферы жизни женщины, ее отражение видно и в работе.

"Наше телевидение - это коллектив при Доме культуры. Здесь работают ребята от 13 до 16 лет. Мы снимаем на разные темы, одним из проектов молодежного ТВ является программа "Многоголосье земли Владимирской". Передачу ведут русские и таджики. Задумка такая: ребята, которые родились здесь или переехали сюда из Таджикистана, погружаются в русскую культуру, в наш регион с русскими песнями, традициями и обрядами и потом рассказывают об этом в передаче. Изюминка в том, что это делают таджики", - объясняет Светлана.

Общие знакомые уже привыкли к тому, что россиянка и таджикистанец вместе, а они, кажется, даже не сомневаются, что все могло быть по-другому.

В Таджикистане к выбору невесты и организации свадьбы всегда относились не так, как в России. Пример тому - интересные истории о том, как девушек выдавали замуж

Современная молодежь в выборе спутника жизни пользуется не только традиционными методами знакомства, но и прибегает к помощи разнообразных приложений в телефоне или даже многосерийных онлайн-шоу, как делает российская телеведущая и певица Ольга Бузова.

И всякий раз, переключая как можно быстрее на следующий канал, я вспоминаю, как находили себе пару люди в наше время в Таджикистане.

Казалось бы, все просто: парень идет по улице (заходит в аудиторию, магазин, рабочий кабинет и так далее), встречается глазами с особой противоположного пола, между ними пробегает искра, и через некоторое время звучит марш Мендельсона. Верно, но не для Таджикистана.

Мой двоюродный брат служил в армии, когда его родители (мои дядя и тетя) решили, что кровиночке пора остепениться и завести семью. Кастинг длился полгода. Еще полгода утрясали детали с родственниками "финалистки": дату и место свадьбы, размер приданого, место проживания молодых. Кстати, количество гостей в те годы не обсуждали - принимали всех пришедших на торжество.

Уладив все вопросы, жениху, который ни сном, ни духом не догадывался о своем новом статусе, прислали письмо с фотографией его будущей жены. В тексте послания содержался единственный вопрос. Человек, не разбирающийся в таджикских традициях подумает, что он касался темы, нравится ли ему невеста. А вот и нет! Родители спрашивали, когда у сыночка дембель, чтобы забронировать ресторан.

Послушный отпрыск уточнил у командира точную дату исполнения военным оркестром марша "Прощание славянки", каковую и отправил предкам в ответном письме.

Всем известно, что в армии все делается по распорядку, продиктованному Уставом. Открою страшную тайну: такое бывает не всегда (если быть точнее, почти никогда). Вот и вышло, что радостное событие для моего кузена (я о дембеле, если кто не понял) внезапно задержалось на целую неделю. Казалось бы, соответственно должна была сдвинуться дата второго счастливого события (тут уже речь о свадьбе).

Но это кажется правильным только тем, кто незнаком с таджикскими традициями. Обмануть в наилучших ожиданиях кучу родственников, соседей, гостей, да и просто тех, кто краем уха прослышал про намеченное торжество? Не бывать этому в Таджикистане! Мероприятие прошло точно в назначенные день и время.

Нет, мой кузен не дезертировал из рядов Советской армии. Просто на церемонии бракосочетания вместо него присутствовала… правильно, фотография! Она стояла на свадебном столе в очень красивой рамке, где жених был запечатлен в парадной форме, в полный рост и с автоматом Калашникова в руках. Сопутствующие заключению брака формальности были сметены обстоятельством непреодолимой силы - мой дядя был директором совхоза, на территории которого располагался ЗАГС.

Я тогда заканчивал среднюю школу и был возмущен таким способом "выбора" спутницы жизни со всей страстью новообретенного юношеского максимализма. Жилище новой ячейки общества называл "фотоателье", а самих молодоженов - "друзьями по переписке".

Прошло три десятка лет, двоюродный брат до сих пор живет в счастливом браке, они с женой понимают друг друга с полуслова, никогда не ссорятся и составляют две половинки одного целого. У них трое совершеннолетних и воспитанных детей. Я люблю бывать у них в гостях, где меня немного раздражает только одно обстоятельство - супруги называют друг друга именем старшего сына (это такая традиция).

Предъявила паспорт - забрали замуж

Расскажу еще одну лавстори, где абсолютно нет фотографий, но замешаны спецслужбы. Не подумайте, никаких "Бондов, Джеймс Бондов" и "Смешать, но не взбалтывать". Тесть моего знакомого в холостяцкой молодости работал начальником отдела Комитета госбезопасности в одном из районов Кулябской области, граничащих с Афганистаном.

В один прекрасный день юный старлей, совершая обход вверенной ему территории, по какой-то надобности посетил директора местной школы. В приемной его кабинета он узрел столь же юное прекрасное создание, приткнувшееся на стульчике в самом углу и мявшее от волнения в руках платочек.

Кто-то подумает, что он тут же начал осыпать ее газелями (не животными, а стихами!) Хафиза или Бедиля, и будет в корне неправ. Напомню, герой служил в КГБ. Поэтому он четким шагом подошел к трепетной лани, громко представился и строго спросил, есть ли у нее специальный пропуск, дающий право на нахождение в пограничной зоне (помните про Афганистан?)

Оказалось, что это новая учительница, присланная из Душанбе по разнарядке после окончания пединститута, у которой из всех документов в наличии только паспорт и диплом, благоухающий запахом типографской краски.

Именно на такой ответ и рассчитывал коварный кагэбэшник. Со снисходительной интонацией пожурив "нарушительницу", он приказал ей сдать паспорт для всесторонней проверки благонадежности свежеиспеченного педагога. Девушке же строго приказал явиться после обеда в райотдел.

Выйдя из школы, он со всех ног понесся не на рабочее место для составления телефонограммы в столицу с запросом о личности новой учительницы, а в другое учреждение, не столь грозное, но не менее государственное.

Когда "злостная нарушительница" на подгибающихся ногах вошла в его кабинет, уже готовая ехать куда-нибудь на Колыму, начальник вручил ей паспорт, с отметкой, разрешающей нахождение в погранзоне.

На соседней странице документа был оттиснут штамп районного отдела ЗАГС, свидетельствовавший, что с этого дня офицер спецслужбы и вчерашняя выпускница вуза состоят в законном браке. Союз этот длится уже сорок с лишним лет, и обе его стороны абсолютно счастливы.

"Ну что за дикость!" - воскликнет нынешнее поколение, выросшее и воспитанное на низкопробных телешоу. А как по мне, то выбирать спутника жизни, транслируя это на целую страну, растягивая процесс на целый сезон и обещая еще и сезон следующий, - дикость гораздо большая.

Впрочем - не мне судить. Гораздо лучше меня сказал об этом в глубокой древности великий Хайям: "Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Две главных мудрости запомни для начала: ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.