Высказывания платон. Цитаты платона

Бедность заключается не в уменьшении имущества; а в увеличении ненасытности.

Щедрость

Бог в нас самих.

Божественное

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.

Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суждением...

Воля

Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими.

Воспитание

Время — движущееся подобие вечности.

Время

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

Время

Всеми силами души надо стремиться к истине.

Познание

Духовное зрение улучшается по мере ухудшения зрения физического.

Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.

Если человек одарен щедростью, то он благороднее всех других.

Щедрость

Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу.

Каждый гражданин должен играть свою роль в обществе согласно своим личным способностям.

Справедливость

Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза.

Книга — немой учитель.

Сила слова

Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать.

Познание

Крайняя несправедливость — казаться справедливым, не будучи таковым.

Справедливость

Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.

Долг

Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному.

Любимое часто ослепляет любящего.

Мужество — стойкость в исполнении должного.

Мужество

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения...

Надежды — сны бодрствующих.

Надежда

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.

Достоинства и недостатки

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Измени самого себя

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Основа всякой мудрости есть терпение.

Первая и лучшая победа — это победа над собой.

Измени самого себя

Первые детские ощущения — это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок.

Ребенок

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.

Речь истины проста.

Познание

Рожденье — это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. А значит, любовь — это стремление и к бессмертию.

Самая великая победа — победить себя.

Измени самого себя

Самая лучшая победа для человека — это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего.

Война - главный источник частных и общественных бед, когда она ведется.

Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела - это гимнастическое воспитание, а для души - мусическое.

Время уносит всё; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

Астрономия побуждает душу взглянуть ввысь и уводит нас из этого мира в другой.

В государствах заключены два враждебных между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств.

В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети - тоже, да и все их воспитание будет общим.

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, до тех пор государствам не избавиться от зол.

Добродетель - это некое здоровье, красота, благоденствие души, а порочность - болезнь, безобразие, позор и слабость.

Самая тесная дружба, как о том судят древние мудрецы, бывает у сходных меж собою людей.

Во всей трагедии и комедии жизни страдание и удовольствие смешаны друг с другом.

Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее.

Для каждого из существующих предметов есть три ступени, с помощью которых необходимо образуется его познание; четвертая ступень - это само знание, пятой же должно считать то, что познается само по себе и есть подлинное бытие: итак, первое - это имя, второе - определение, третье - изображение, четвертое - знание.

Из всех остальных так называемых искусств не осталось бы ни единого, но все они совершенно исчезли бы, если бы было исключено искусство арифметики.

Речь истины проста.

Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом.

Вот каким путем нужно идти в любви - самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого́ прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе <...> только и может жить человек, его увидевший.

Так кто же, Диотима, - спросил я, - стремится к мудрости, коль скоро ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются?
- Ясно и ребенку, - отвечала она, - что занимаются ею те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами, а Эрот к ним и принадлежит. Ведь мудрость - это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот - это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, то есть любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.

Бесстрашное существо и существо мужественное - это не одно и то же. Мужеству и разумной предусмотрительности причастны весьма немногие, дерзкая же отвага и бесстрашие, сопряженные с непредусмотрительностью, свойственны очень многим - и мужчинам, и женщинам, и детям, и животным.

нумерология

Число составляет всю суть каждой вещи.

Мужественные бывают смелыми, но не все смелые мужественны.

Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.

Во всех государствах справедливостью считается то, что пригодно существующей власти.

Кто справедливое поставляет в воздаянии каждому должного и разумеет это так, что человек справедливый врагам обязан вредить, а друзьям приносить пользу; тот не мудрец, так как вредить дело вовсе несправедливое. Положение, что справедливость велит приносить пользу друзьям, вред врагам принадлежит любому из тех людей, которые слишком полагаются на свою силу и обладают богатством.

Справедливость - вот добродетель душ великих.

Изумление есть начало философии.

Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды.

на другие темы

Благодарю судьбу за то, что я родился человеком, а не бессловесным животным; эллином, а не варваром; а также за то, что жить мне пришлось во времена Сократа.

В каждом из нас есть два каких-то начала, управляющие нами и нас ведущие; мы следуем за ними, куда бы они ни повели; одно из них врожденное, это - влечение к удовольствиям, другое - приобретенное нами мнение относительно нравственного блага и стремления к нему. Эти начала в нас иногда согласуются, но бывает, что они находятся в разладе и верх берет то одно, то другое. Когда мнение о благе разумно сказывается в поведении и своею силою берет верх, это называют рассудительностью. Влечение же, неразумно направленное на удовольствия и возобладавшее в нас своею властью, называется необузданностью.

Во всяком деле самое главное - это начало.

Всё тяготеет к царю всего, и все совершается ради него; он - причина всего прекрасного. Ко второму тяготеет второе, к третьему - третье.

Греки расселись по берегам Средиземного моря, как лягушки вокруг болота.

Мы должны признать, что эллины совершенствуют всё то, что они получают от варваров.

Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, этот возничий правит упряжкой, а затем и кони-то у него - один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь - его противоположность и предки его - иные. Неизбежно, что править нами - дело тяжкое и докучное.

1. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное

2. В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих

3. Бог в нас самих

5. Никто не становится хорошим человеком случайно

6. Кто не совершает несправедливости - почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей

7. Крайняя несправедливость - казаться справедливым, не будучи таким

8. Сократ - друг, но самый близкий друг – истина

9. Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине

10. Хорошее начало - половина дела

11. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество

12. Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь

13. Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока

14. Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться

15. Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже

16. Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают

17. Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают

18. Основа всякой мудрости есть терпение

19. Говорить без усталости, ничего не сказав, - это всегда было высшим даром ораторов

20. Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

21. Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил

22. Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим

23. Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит

24. Речь истины проста

25. Книга - немой учитель

26. Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей

27. Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях

28. Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей

29. Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели

30. Сколько рабов, столько врагов

31. Любимое часто ослепляет любящего

32. Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя

33. Не прибавляй огонь к огню

34. Быть обманываемым самим собою - хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом

35. Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой

36. Гимнастика есть целительная часть медицины

37. Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу

38. Судьба - путь от неведомого к неведомому

39. Человек - игрушка бога. Этому - то и надо следовать. Надо жить играя

40. Хороший человек - тот, кто способен платить другому добром

41. Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее

42. Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю

43. Рождение - это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу

44. Рассудительность - это умение обуздывать свои вожделения и страсти

45. Первые детские ощущения - это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок

46. Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И, однако, все ее страшатся как бы в сознании, что она - величайшее зло

47. Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому

48. Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать

49. Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими

50. Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим

51. Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения

52. Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают

53. Бедность заключается не в уменьшении имущества; а в увеличении ненасытности

54. Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни

55. Всеми силами души надо стремиться к истине

56. Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его

57. Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных

58. Победившие спят слаще побежденных

59. Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волоске легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов

60. Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадает в оскорбителя

61. Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как недавно склеенные горшки легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут

62. Порядочная женщина.. даже разговоры не должна выставлять на показ, и подавать голос при посторонних должно быть ей так же стыдно, как раздеваться при них, ибо голос выдает и нрав говорящей, и свойства ее души, и настроение

63. Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону

64. Предатели предают прежде всего себя самих

65. Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах

66. Сострадание - есть горе о чужом несчастье, зависть - есть горе о чужом счастье

67. Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра

68. Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей

69. Надежды - сны бодрствующих

70. Бояться смерти - это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество - воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?

Честь и достоинство подразумевают четкое следование наилучшим стремлениям, исправляя худшее, делая жизнь совершеннее.

Фундаментальным базисом по дороге к мудрости стали смирение и терпение.

Кто в верности не клялся, не божился, присягу коварно и трусливо не нарушит. – Платон

Сравнить красоту и здоровье просто – займись художественной гимнастикой, а не только техническими науками и дисциплинами по искусству и музыке.

Из всех побед самая ценная над своими грехами, привычками и личностью.

О смерти мало известно. Считается, что смерть – величайшее зло. Боятся неизвестности люди на подсознательном уровне, неизменно отвергая, что смерть главное мировое добро.

Платон: Душа стремиться к истине вселенской.

Крепка и надежна дружба равных по статусу. Здесь предательство редко бывает – нет искушения и зависти.

Всех воодушевляет музыка, людей снабжая крыльями, раскрывая секреты воображения и заставляя мечтать о прекрасном и вечном.

Рождение – первый робкий шаг к бессмертию и вечности смертного индивидуума. Любовь мы считает вторым осмысленным шагом к бессмертию души.

Продолжение лучших афоризмов и цитат Платона читайте на страницах:

Быть обманываемым самим собою – хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно приcyтcrвует при обманываемом.

Самая великая победа – победить себя.

Речь истины проста.

Крайняя несправедливость – казаться справедливым, не будучи таковым.

Постоянные правила и нотации не так уж и много дадут молодому человеку. Главное – учиться на внушениях другим людям.

Развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависти от веселых, живых игр.

Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу.

Время – движущееся подобие вечности.

Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.

Изменчивей хамелеона.

Надежды – сны бодрствующих.

Книга – немой учитель.

Хорошее начало – половина дела.

Счастье приносят добрые дела и помощь другим людям.

Время все забирает себе. И боль, и характер, и эмоции, и судьбу, и друзей, и имя, и жизнь человеческую, и даже память…

Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

Сократ – друг, но самый близкий друг – истина.

Помощь – препятствие для существующего или возможного зла.

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.

Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил.

В наших глазах воспитание – это священный процесс, ведущий маленького гражданина по светлому, правильному пути, который в конце концов приведет к добродетельному существованию или справедливому, честному властвованию.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.

Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза.

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.

Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать.

Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.

Духовное зрение улучшается по мере ухудшения зрения физического.

Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.

Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.

Мужество – стойкость в исполнении должного.

Воля – целеустремленность, соединенная с правильным суждением.

Хуже абсолютного незнания может быть только знание поверхностное.

Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается.

Не прибавляй огонь к огню.

Человек – игрушка Бога. Этому – то и надо следовать. Надо жить играя.

Воля – это не просто целеустремленность. Она должна быть еще и подкреплена верным ходом мыслей.

Чтобы приобрести расположение друзей, надо оценивать их услуги выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья.

Сколько рабов, столько врагов.

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Рассудительность – это умение обуздывать свои вожделения и страсти.

Каждый гражданин должен играть свою роль в обществе согласно своим личным способностям.

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.

Говорить без усталости, ничего не сказав, – это всегда было высшим даром ораторов.

Первые детские ощущения – это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок.

Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине.

Рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу.

Если человек одарен щедростью, то он благороднее всех других.

Бог в нас самих.

Всеми силами души надо стремиться к истине.

Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.

Кто не совершает несправедливости – почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.

Для полнейшей гармонии тела и духовности человеческой образования будет маловато. Не обойтись без занятий спортивных и упражнений изматывающих.

Глупость видно сразу по бесполезности тем разговорных, и о высказываниях в тот момент, когда они совершенно не требуются.

Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Судьба – путь от неведомого к неведомому.

Книга – немой учитель.

Бог в нас самих.

Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.

Философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии.

Чтобы при обрести расположение друзей и приятелей при житейских отношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.

Не на приданное, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.

Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному.

Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими.

Самая лучшая победа для человека – это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего.

Любимое часто ослепляет любящего.

Основа всякой мудрости есть терпение.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Гимнастика есть целительная часть медицины.

Крайняя несправедливость – казаться справедливым не будучи таким.

Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.

Первая и лучшая победа – это победа над собой.

Человека можно называть Человеком только тогда, когда тот научится платить за поступки свои особенной валютой – добротой.

Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.

Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю.

Невежественными бьвают только те, которые решаются такими оставаться.

Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.