В какие игры поиграть на прогулке с ребенком. Интересные развивающие игры с ребенком на прогулке

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных умений и навыков, позволяет развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком своего жизненного опыта.

Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др. - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей.

Игры для детей 2 младшей группы.

Зима пришла!

Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.

Берегись, заморожу!
Все играющие собираются на одной стороне площадки. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!»,— говорит взрослый. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».

«Санный поезд»

Три пары санок связать вместе, образуется санный поезд. Каждый ребенок становится так, чтобы веревка, связывающая санки, проходила между ног. По сигналу «поехали» поезд отправляется. Дети, наклонившись вперед, упираются в санки и толкают их. Малышам

интересно, когда поезд проезжает туннель или ворота, объезжает препятствия.

«Покатай куклу»

На площадке расставлены игрушки в шахматном порядке. Дети с санками стоят у линии на краю площадки. На санках сидят куклы. Дети должны пройти по площадке, везя за собой санки, объезжая препятствия.

«Снежинки и ветер».

Дети врассыпную бегают по площадке, кружась вокруг себя. В это время произносятся слова: «Ветер начинается, снежинки разлетаются!» Через некоторое время звучат другие слова: «Снежинки-пушинки устали летать, кружиться перестали, присели отдыхать». Дети приседают на корточки. Затем игра возобновляется.

«Зима пришла».

Дети разбегаются по игровой площадке и прячутся за снежными постройками и т.п. По сигналу воспитателя: «Сегодня тепло, светит солнышко, идите гулять», дети выбегают из укрытий и бегают врассыпную. По сигналу: «Зима пришла, скорей домой!», все снова убегают и прячутся в укрытиях.

«Зайка беленький сидит».

Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит (Дети шевелят рукам над головой).

Вот так, вот так он ушами шевелит. (Дети встают и хлопают в ладоши)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять хочет зайка поскакать. (Дети прыгают на двух ногах)

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Кто зайку напугал? Зайка - прыг- и убежал. (Дети убегают и прячутся)

Игры для детей средней группы.

«С льдины на льдину».

В две линии в шахматном порядке обозначаются 6-8 кружков на расстоянии 50 см один от другого - это льдинки. Дети двумя колоннами прыгают на двух ногах с льдинки на льдинку.

«Остановись возле снежка»

На площадке раскладывают снежки. Их должно быть на один меньше чем детей. Дети бегают врассыпную. По сигналу каждый должен остановиться возле снежка. У каждого снежка должен стоять только один ребенок. Тот, кто не нашел себе места, выбывает из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не выявится победитель.

«Кто быстрее залепит круг».

На игровой площадке кладут два обруча или чертят два небольших круга - цели для попадания. Для детей готовят снежки. Участников делят на две группы. Каждая группа становится возле своего круга (расстояние от него до каждого участника должно быть 1,5 м). По сигналу дети начинают бросать снежки в круг, стараясь залепить всю его площадь. Побеждает группа, которая сделала это первая.

«Дед Мороз».

Дети строятся на линии. Воспитатель изображает Деда Мороза или держит в руках игрушку Деда Мороза и говорит: Это я, Дед Мороз, бородою оброс.

Я в лесу ищу зверей, выходите поскорей!

А каких зверей я ищу? Зайчиков!

Дети изображают названое животное. Игра продолжается, Дед Мороз загадывает другое животное.

«Покормим птичку ».

К стойке (дереву) прикрепляется птичка. Детям предлагается ее «покормить» бросая в корзину мячи. Если мяч попал в корзину, то считается, что птичка поела.

«Сбей колпак».

У каждого ребенка по несколько снежков. Перед детьми на расстоянии 1-2 м стоят колпаки (конусы). Дети бросают поочередно снежки в колпаки, стараясь их сбить. Побеждает ребенок, который больше сбил колпаков.

«С кочки на кочку».

На игровой площадке нарисована или выложена из обручей дорожки из кругов. Дети строятся в колонну по одному. Детям предлагается перебраться через «болото», перепрыгивая с кочки на кочку.

Игры для детей старшего дошкольного возраста.

«Веселые воробышки».

Дети становятся в круг, перед каждым у ног по одному снежку, в центре стоит водящий-кошка. Дети-воробышки прыгают через снежки в круг и обратно. Кошка старается осалить воробышек, прежде чем те прыгнут из круга. Через 30 сек игра останавливается и подсчитывается количество проигравших. Затем игра повторяется с другим ведущим.

«Меткие стрелки».

Дети лепят снежки и кладут их у ног на исходной линии. Перед детьми в 8-10 метрах стоят цели. Дети выполняют броски, стараясь попасть в цель.

«Белые медведи».

В круг - льдину становятся двое ведущих, они - белые медведи. Остальные дети -медвежата - разбегаются по всей площадке. Медведи, держась за руки, стараются настигнуть медвежонка и охватить его свободными руками. Пойманного медвежонка отводят на льдину. Игра продолжается пока не будет поймано 2-3 медвежонка.

«Забей шайбу».

На игровой площадке устанавливаются ворота. С расстояния в 2 м дети стараются загнать шайбу в ворота.

«Снежная карусель».

Взявшись за руки, дети образуют круг, они снежинки. По сигналу «Начался ветер, снежинки полетели!» дети начинают движение по кругу шагом затее переходят на бег в умеренном темпе. Пробежав в одну сторону, они останавливаются, поворачиваются и бегут в другую сторону. По сигналу «Ветер стих!», снежинки замедляют бег и останавливаются.

«Два мороза».

С помощью считалки выбирается два водящих - Мороза, которые становятся в центре игровой площадки спиной друг к другу. Все играющие располагаются на одной стороне площадки. Два Мороза говорят слова: Мы два брата молодые, два Мороза удалые,

Я Мороз Красный нос, я Мороз - Синий нос,

Кто из вас решиться в путь дороженьку пуститься?

Дети отвечают: Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз.

Дети перебегают с одной стороны площадки на другую, а Морозы стараются их осалить. Те, кого коснулись, считаются замороженными.

«Снежная королева».

Из числа играющих выбирается Снежная королева. Дети разбегаются по площадке, а Снежная королева старается дотронуться до них. Тот, кого она осалила, превращается в льдинку и должен стоять на месте. При повторении игры выбирается другой водящий - Снежная королева.

«Пингвины».

Дети стоят на линии старта. У каждого ребенка по мешочку с песком. По команде дети зажимают мешочек между коленями - они пингвины. Пингвины шагом передвигаются до условного места - льдин. Когда все дети переберутся на льдину, игра заканчивается.

«Салки со снежками».

С помощью считалки выбирается водящий, который находится в центре круга. У водящего заготовлены снежки. По сигналу дети разбегаются по площадке, задача водящего осалить заготовленными снежками детей не выходя их круга. Игра заканчивается, когда у водящего закончатся заготовленные снежки.

«Ледяные ворота».

Двое детей встают в круг и поднимают руки, изображая ледяные ворота. Все остальные, взявшись за руки, проходят под воротами, приговаривая:

Ледяные ворота пропускают не всегда

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз заморозим вас!

На последних словах «ворота» опускают руки, те, кого поймали, тоже становится воротами.

«Перестрелка».

Посередине игровой площадки выкладываются или чертятся две параллельные линии, на расстоянии 2 м одна от другой. Дети делятся на две команды и встают по линиям друг против друга. У каждой команды заготовлены снежки. По сигналу начинается «перестрелка» - дети метают снежки, стараясь попасть в противников. Они поднимают снежки, упавшие на их сторону и бросают их в обратную сторону. По сигналу игра останавливается.

ЛИСА В КУРЯТНИКЕ

Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса! ».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

ЗАЙЦЫ И ВОЛК

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.

Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк! ».

Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр на прогулках в старшей группе

ЛИСА В КУРЯТНИКЕ

Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса! ».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

ЗАЙЦЫ И ВОЛК

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.

Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк! ».

Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять! ». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят:

«У медведя во бору,

грибы ягоды беру.

А медведь сидит

и на нас рычит».

Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит! » медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила: Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит! ».

Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

ПТИЧКИ И КОШКА

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

Правила: Кошка ловит птичек только в кругу.

Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

«ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК»

Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли! » 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила: Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

ЛОШАДКИ

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

Описание: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей! ». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали! » конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать! ». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей! » конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню! ». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.

Правила: Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.

Варианты: Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.

КОШКА И МЫШКА

Задачи: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят:

«Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый – беленький.

Ходит Васька – кот.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается, песенки поет.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька – кот.

Серых мышек ждет».

После слов кошка начинает ловить мышку.

Правила:

Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.

Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.

Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».

Варианты: Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ

Задачи: Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

Описание: Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора! », играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель назначает другого водящего.

Правила: Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора! »

Варианты: Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку или другой музыкальный инструмент.

КРОЛИКИ

Задачи: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.

Описание: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках! » - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки! ». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.

Правила: Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток.

Кролики возвращаются после сигнала воспитателя «Скорей в клетки! ».

Варианты: В каждую клетку поставить скамеечку или стульчик по числу кроликов.

САМОЛЕТЫ

Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.

Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься! » дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите! » - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку! » - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Правила: Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите! ».

По сигналу воспитателя «На посадку! » - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок) .

Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

«ГОРЕЛКИ»

Задача: научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту, соблюдать правила игры.

Ход игры. Дети стоя в колонне парами. Перед ними – линия, на ней – водящий.

Говорят хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три, беги.

После слова "беги" дети, стоящие в колонне в последней паре, отпускают руки и бегут вперед вдоль колонны: один слева, а другой справа от нее. Они выбегают вперед и стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Водящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, он с пойманным образует новую пару, которая становится впереди колонны. Оставшийся без пары будет водящим. Если водящему не удалось поймать никого из пары, он продолжает выполнять свою роль. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу. После этого выбирается новый водящий. Игра возобновляется.

Примечание. Воспитатель следит, чтобы дети не выбегали из колонны раньше времени.

ПТИЧКА, РАЗ! ПТИЧКА, РАЗ!

Задачи: научить детей выполнять движения, счета.

Описание: Сколько у птиц лапок, глаз, крыльев?

Текст движения

Птички, раз! Выставляют вперед одну ногу

Птички, два! Выдвигают другую ногу.

Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.

Птичка, раз! Поднимают одну руку.

Птичка, два! Поднимают другую руку.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Поднимают другую руку.

Птичка, раз! Закрывают рукой один глаз.

Птичка, два! Закрывают другой глаз. Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают пищат.

Игра проводится 2 -3 раза.

НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару! », дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай! ».

Правила: Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.

Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются! » - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2, и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.

Правила: Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу.

Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.

«МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»

Задача: научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки также проводится черта. В центре площадки находится водящий. Играющие хором произносят:

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!

Ловишка ловит детей.

После слов «Лови! » дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успел задеть, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой водящий. Игра повторяется 3-4 раза.

«МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД»

Задача: научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараясь не попадаться ловящему.

Ход игры. Выбирается водящий «кот Васька», остальные - «мыши». Воспитатель говорит:

Текст Движения

«ЛЯ –ЛЯ - ЛЯ»

На печурке дремлет кот.

Ля-ля-ля!

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот -

Разобьет ваш хоровод!

«Мыши» не слушаются, бегают, пищат.

Вот проснулся

Васька-кот,

Разбежался хоровод! »

«Кот» бегает за «мышами».

Игра повторяется 2-3 раза.

ПОПАДИ МЕШОЧКОМ В КРУГ

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.

Описание: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай! », все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки! » - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.

Правила: Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «Бросай! »

Поднимать по сигналу «Поднимите! ».

Варианты: Вместо мешочков бросать шишки; разделить детей на подгруппы, каждая бросает в свой круг; увеличить расстояние.

ЛОХМАТЫЙ ПЕС

Задачи: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Описание: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит:

Текст Движения

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос

Тихо, смирно он лежит – Водящий сидит на корточках и изображает, что спит.

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим – что же будет? ». Дети подкрадываются к нему на цыпочках и прикасаются к водящему.

Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

Варианты: Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути собаки.

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании в даль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.

Описание: Дети стоят вдоль стены. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 разных цветов. По слову воспитателя «Бросай! » дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки! ». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки.

Правила: Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.

Варианты: Поставить ориентиры – кто дальше. Бросать шишки, мячики, копья.

ЛЯГУШКИ

Задачи: научить выполнять движения, не мешая друг другу.

Описание: На земле параллельно раскладывают два шнура - это «речка». Здесь лягушата будут «плавать».

Текст движения

Ква! Ква! Ква!

В речку прыгать нам пора.

Дети прыгают и говорят: «Ква! Ква! »

Ква! Ква! Ква!

Плавать можно до утра!

Дети «плавают» и повторяют: «Ква! Ква! »

Раз, два, три!

Лапками греби!

Дети «гребут» и повторяют: «Ква! Ква! "

Ква! Ква!

На берег пора!

Выпрыгивают из «речки».

Ква! Ква! «Ловят» комаров.

Поймайте комара!

«Ловят» комаров

ПОДАРКИ

Описание: Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирается водящий, он становится в середину хоровода, а остальные идут по кругу в правую сторону и говорят:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолёт.

С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он желает получить. Если он назовет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги, руки протянуты вперед, корпус слегка откланяется назад; если кукла – они пляшут на месте лицом к центру круга на любую плясовую мелодию; если волчок – кружатся на месте, потом присаживаются, слегка склонившись набок, как волчок; если самолет – подражают полёту и приземлению самолёта: раздвинув руки в стороны, бегут плавно друг за другом по кругу. Когда стоящий в кругу скажет «Стоп», замедляют ход и плавным движением опускаются на корточки.

Изображая ту или иную игрушку, дети говорят и соответствующие слова:

Скачет конь наш, чок, чок, чок,

Слышен топот быстрых ног.

Кукла, кукла попляши,

Красной лентой помаши

Вот как кружится волчок,

Прожужжал и на бок лег.

Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит.

Стоящий в кругу ребенок выбирает какую – нибуть «игрушку» - одного из участников игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.

КРОЛИКИ В ОГОРОДЕ

Описание: Дети - кролики. Они встают в обруч по 3-4 человека - это клетка. Перед каждой клеткой дуга или обруч на подставке. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов - они пролезают под дугой (тумбой, бегают и прыгают, на сигнал «Кролики, в клетку! » возвращаются, пролезая в обруч (под дугу).

Правила: кролики вылезают только тогда, когда к ним подойдет воспитатель; пролезая в обруч, должны уступать друг другу, не толкаться.

ГОРШКИ

Описание: Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

Почём горшок? Хозяин отвечает:

По денежке.

А он не с трещиной? - Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

Крепкий, давай сговор! «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

Чичары, чичары,

собирайтесь гончары

По кусту, по насту,

по лебедю горазду! Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий.

ПЛАТОЧЕК

Описание: Дети образуют круг, становясь лицом к его центру. Выбирается водящий, который берёт "платочек" и начинает бегать по кругу. Задача водящего, назовем его - инструктор по вождению, - незаметно подбросить платочек под ноги кому-нибудь из стоящих в кругу, оббежать полный круг и коснуться игрока с "платочком". Если ему это удаётся, то игрок садится в центр круга, а водящий продолжает игру. Если игрок замечает подброшенный платочек, он бросается за водящим, стараясь его догнать (но не бежит навстречу с другой стороны). Игрок должен догнать водящего до того, как тот станет на его освободившееся место. Если водящему удаётся стать на место игрока до того, как тот его догонит, он становится игроком, а игрок становится водящим. Если игрок догоняет водящего, водящий садится в круг, все сидящие в кругу игроки возвращаются в круг, а догнавший игрок становится водящим.

БУСИНКИ

Задачи: научить медленно передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь.

Описание: Взрослый начинает игру, идет и повторяет: «Я на ниточку насаживаю бусинку», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь - бусы. Поет медленно:

Текст Движения

Как мы бусинки лепили,

Как мы бусинки лепили,

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Как мы с бусами играли,

Ведет цепь по прямой.

СТАДО

Задачи: научить быстро реагировать на сигнал.

Описание: Выбирают «пастуха» и «волка» («волк» в середине площадки) .

«Овцы» зовут пастуха:

«Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Трава мягкая,

Роса сладкая.

Гони стадо в поле,

Погулять на воле! »

По сигналу «пастуха» «Волк! » «овцы» бегут в «дом» на противоположную сторону площадки.

ПРОБЕГИ ТИХО

Описание: Дети распределяются на три подгруппы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посредине площадки (зала) и закрывает глаза. По сигналу воспитателя одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на противоположный конец зала до условленного места (черты). Если водящий услышит, он говорит «Стой! » и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, какая подгруппа бежала. Если он указал правильно, дети отходят в сторону, если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все три подгруппы. Выигрывает та подгруппа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить. При повторении игры выбирают нового водящего.


Пожалуй, одно из самых мудрых решений, которое могут принять измотанные родители ребенка, страдающего переизбытком энергии, — отправиться с ним на природу. Конечно, при условии, что наступила хорошая погода.

Ребенок, играя во дворе дома, городском парке, роще, лесу, на морском берегу получает огромное количество ярких впечатлений. Собираясь на прогулку, ребенок иногда страдает от того, что никак не может выбрать, что ему взять с собой — машинки, мячик или ведерки, формочки и лопатки для игры в песочнице. В конце концов можно все эти предметы прихватить с собой, тогда ребенок уж точно скучать не будет.

Во время прогулок на свежем воздухе, природе ребенок не просто играет, развлекается, он узнает много нового о красоте окружающей нас природы, постигает ее чудеса, фантазирует. Ребенка можно научить делать разные поделки из даров природы.

Игры но прогулке с детьми

Вот несколько игр, которые наверняка увлекут любого ребенка.

Многие дети любят рисовать на асфальте. Некоторые более терпеливы и могут посвятить этому занятию много времени, другие бывают увлечены одним и тем же занятием всего несколько минут. Как бы то ни было, но после подобного детского творчества на асфальте остаются изображения порой неузнаваемых зверушек или сказочных героев.

Научить ребенка рисовать можно разными способами, например, поставить на асфальт одну из его любимых игрушек — грузовик. Пусть малыш сначала внимательно рассмотрит тень, которую маленький грузовик отбрасывает на асфальт. Затем надо дать в руки ребенку мелок и пусть он обрисует тень.

Важным моментом в детском творчестве являются постоянное одобрение и восхищение работой вашего любимого малыша. Затем грузовик можно убрать и показать ребенку, как замечательно он нарисовал свою игрушку.

Современные дети в довольно раннем возрасте начинают знакомство с новыми технологиями, к которым, как нам кажется, можно отнести всяческие пульверизаторы, предназначенные для нанесения рисунков на асфальте, земле, траве. В качестве пульверизатора можно использовать пластиковые бутылочки, а наполнить их песком, который заранее намочить, а затем окрасить. Для окраски песка можно использовать пищевой краситель или мел, стертый в порошок.

Итак, песок мы смешиваем с красителем, даем полученной смеси подсохнуть и, наконец, наполняем ею выбранные емкости (бутылочки).

Теперь нужно дождаться безветренного дня и играть. От ребенка не потребуется ничего особенного: никаких усилий, ловкости, только фантазия, воображение и немножко терпения. Ребенок должен просто нажимать на бутылочку, а разноцветный песок будет сам складываться в те картины, которые задуманы вашим юным художником. Такой урок рисования лучше проводить не с одним ребенком, а с двумя-тремя, чтобы они могли помогать друг другу и каждый ребенок отвечал только за свой цвет в будущей картине.

Рисунки мелом

Когда вы будете делать покупки для летнего сезона, не забудьте про мел. Пусть ваш ребенок и его друзья рисуют мелом на дорожках во дворе. Если во дворе играют несколько детей, разделите место для рисунков на большие квадраты, чтобы у каждого «художника» был свой «асфальтовый» холст. Попробуйте научить малышей играть в «классы» или каким-нибудь другим играм на свежем воздухе, знакомым вам с детства.

Если ребенок спросит: «Что мне нарисовать?» — посоветуйте ему изобразить великана, сад, деревья, облака и небо или сверхскоростную трассу, по которой мчатся легковые машины, грузовики и поезда.

Подарки природы

Предложите ребенку собрать каштаны, листики, желуди, камешки, небольшие веточки, цветы, кору дерева — все это может стать материалом для поделок. Собирая дары леса (парка), рассматривайте все, что вы нашли, и предложите ребенку рассказать, что на что похоже: этот камешек похож на жука, желудь — на кабачок. У ребенка развиваются фантазия и творческое мышление.

Мячик в канаве

У кромки воды, где песок ровный и влажный, выройте небольшую канавку, предварительно положив параллельно две палки на расстоянии 30 см друг от друга. Сядьте у противоположных концов канавки и катайте по ней мячик навстречу друг другу. Попробуйте сделать канал длиннее, чтобы убедиться, насколько далеко вы сможете докатить мяч. Изменяйте его конфигурацию так, чтобы мяч мог катиться быстрее или преодолевать препятствия на своем пути.

Сокровище

Обозначьте небольшую площадку, на которой будете играть. Один из вас прячет хорошо заметный камешек или другой небольшой предмет, зарыв их неглубоко в песок (снег) и разровняв это место. (Никто не подглядывает!) Затем медленно отсчитываете время, пока другой игрок или игроки протыкают песок (снег) палочкой, пытаясь найти спрятанный предмет. Дети могут меняться ролями, или пусть взрослый закопает несколько предметов, а дети ищут их вместе.

Картины на песке

Сделайте так, чтобы поверхность песка была ровной и влажной, и пусть ребенок что-нибудь нарисует на нем палочкой или прутиком. Исправлять ошибки «художнику» разрешается только в течение 1 минуты. Можно поучиться писать буквы и цифры.

Игра в шары на песке

Выкопайте в песке 6 ямок так, чтобы они образовали треугольник. Его основание, состоящее из 3 лунок, должно быть обращено к вам. Отойдите на несколько шагов в сторону и бросьте мяч так, чтобы он покатился в сторону лунок. Вы выигрываете 3 очка, если мяч попал в вершину треугольника, 2 — ^в средние лунки и 1 очко — в одну из трех лунок в основании треугольника.

Замок из песка

Помогите ребенку построить красивый замок из песка. Подскажите ему, какие предметы нужно найти, чтобы укрепить эту сложную конструкцию,— ракушки, камешки, прутики, палочки от мороженого и бутылочные пробки. (Перед тем как уйти, не забудьте выбросить все это в урну.)

Если сначала сделать фундамент, используя в качестве большой формы ведро песка, то затем на нем можно сооружать разнообразные надстройки с помощью пластмассовых чашек или коробочек из-под маргарина. Захватите с собой на пляж побольше разных предметов, подходящих для этой цели.

Если вы принесете их в сетке, перед уходом все эти предметы можно легко сполоснуть.

Если вашему ребенку трудно построить такое сложное сооружение, можно просто насыпать песок в кучу — сначала маленькую, а затем все больше и больше. Понаблюдайте, насколько у малыша хватит сил.

Золотоискатель

Все мы любим находить сокровища. Вы тоже можете порадовать своего малыша поисками если не золота, то по крайней мере меди. Для этого возьмите с собой на прогулку сито или мелкую сетку и горсть монет.

Пока ребенок играет где-нибудь поблизости, разбросайте монетки в определенном месте и присыпьте их песком.

Когда все будет готово, дайте малышу сито и пусть он «добывает золото».

Смахни мяч

Это очень интересное занятие, в котором могут принимать участие взрослые и дети. Все, что вам нужно, — большая компания, простыня и мячик.

Игроки становятся в круг и держат простыню на уровне пояса. Затем бросьте мяч в центр простыни. Первые номера стараются смахнуть мяч с простыни, а вторые должны маневрировать простыней, стараясь удержать мяч.

Когда мяч упадет на землю, игра заканчивается, а игроки меняются местами. Подбадривайте и награждайте всех аплодисментами, особенно детей.

Суп из камешков

У самых маленьких детей очень сильно развито воображение и даже самое простое занятие может показаться очень забавным, например, суп из камешков. Дайте ребенку большую пластмассовую миску, наполовину заполненную водой, и деревянную лопатку. Помогите ему приготовить суп из камешков. Добавьте приправы в зависимости от времени года — немного травы, капельку грязи, прутиков, листьев и т. д. Спросите у ребенка, что еще добавить, чтобы получился красивый цвет? Какие еще листья и цветы можно положить в суп? Каждый раз, добавляя что-нибудь новое, обязательно перемешивайте суп.

Конечно, ребенок должен понимать, что этот суп не предназначен для людей. Когда он будет готов, подогрейте его на солнце и подкормите кустарник.

Интересует живая и неживая природа, свойства и качества предметов, явлений. Они любят все потрогать, увидеть и услышать. И все это им надо познать в движении, действии. Прогулка с детьми — это хорошая школа их развития. Ведь им нужно расширять круг общения. А на улице много людей, явлений живой и неживой природы. Поэтому старайтесь чаще гулять с Детьми, давайте простор их любознательности, поощряйте их активность и самостоятельность.

Пусть они узнают, что бывают облака, как белогривые лошадки, что у природы нет плохой погоды и кто оставил следы на снегу.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы опять идем гулять.

И листочки собирать.

Как дорогу перейти,

Мы хотим сейчас узнать.

Сколько в радуге цветов —

Это тоже надо знать.

Почему гроза гремит,

Ветер листья шевелит,

Почему зимою уж

Под сосною сладко спит.

Песочная кулинария

◈ Предложите сделать из песка вкусное печенье. Украсьте его камешками, листьями, ягодами. Устройте конкурс юного кулинара — кто лучше всех украсит, тот и выиграл. Не забудьте угостить «печеньем» кукол.

Шаловливые игрушки

◈ Если ребенок умеет считать, то пусть он считает до 20, а вы в это время спрячьте игрушку: за деревом, кустиком, скамейкой и т. д. Затем он должен ее найти. А вы можете подсказывать: «холодно», «теплее», «горячо». Можно подсказать, что игрушка находится за предметом, который начинается, например, на звук «П» (пень), или слева, справа от вас (от него).

◈ Затем пусть ребенок прячет, а вы ищите. Он тоже должен делать вам подсказки.

Листья жёлтые летят

◈ Нагребите на улице две-три кучи листьев, попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза и спрячьте в одну из куч игрушку. Ребенок может в это время считать: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать». То-то будет весело ворошить все кучи листьев!

◈ Не забудьте потом поваляться на них, собрав их обратно в кучу. Походите, пошуршите листвой.

Снежная пирамида

◈ Зимой захватите на улицу лопатку и вырежьте из снега ровные «кирпичики». Если их поставить друг на друга, получится снежная пирамида. Вы можете сложить свою пирамиду, ребенок — свою. Чья пирамида будет выше и не упадет — тот и победил.

◈ Пофантазируйте, что еще можно сделать из «кирпичиков»? (Скамейку, крепость, прилавок и т. д.) Для крепости можно сделать флажок, к прилавку — пирожные из снега. Если это все обыграть, то увлекательная прогулка затянется надолго.

Песочный замок

◈ Летом предложите ребенку сделать замок из песка. Пусть он поможет вам. Постройку обыграйте. Используйте мелкие игрушки: животных и людей. В этом замке может жить принцесса со своими друзьями, животными и т. п. Возьмите на себя роль сказочника. Фантазируйте. Около замка можно сделать цветник: воткнуть в песок веточки, листики и цветы. Привлеките к игре других детей.

◈ А зимой сделайте замок, крепость из снега. Украсить постройки можно флажками, использовать солдатиков, машинки.

«А по небу прокатите нас…»

◈ Если на вашей даче есть зеленая лужайка, расстелите одеяло и, лежа на нем вместе с ребенком, пофантазируйте, на что похожи облака. Или выберите каждый по облаку и наблюдайте за тем, как оно меняет форму и становится другим: было похоже на мишку, теперь похоже на лодочку.

◈ Спойте песенку «Облака, белогривые лошадки...». А если вы захватили с собой бумагу и цветные карандаши — зарисуйте то, что видите. Вы художники-пейзажисты. Свои рисунки потом развешайте дома на стенах.

Палочкой начертим на песке

◈ Дети любят рисовать палочкой на песке, на снегу. Предложите им поучаствовать в конкурсе. Победителю — приз: листик или снежный колобок с глазками из ягод.

◈ Можно рисовать сразу вдвоем или втроем, заранее обговорив, кто за что отвечает. Получится панорамная картина.

◈ Или же рисуйте цветными мелками на асфальте.

Штампы

◈ Возьмите с собой на прогулку пластмассовые бутылки разного диаметра. На снегу или на песке из отпечатков дна могут получиться интересные рисунки — большой или маленький цветок, мозаичная дорожка, сказочная птица и т. д. Кто больше придумает рисунков, тот и победил.

◈ Можно поиграть в игру «Отпечаток» — угадывать, какая игрушка оставила след: мяч, лопатка, ведерко, формочки и т. д.

Снежная бабочка

◈ Все любят зимой поваляться на снегу! Разрешите ребенку лечь на снег и раздвинуть руки и ноги в стороны. Получится контур бабочки. Останется только дорисовать ей глазки и усики, и снежный рисунок готов. А как сделать контур цветка? (Сесть на снег и покрутиться вокруг себя, перебирая ногами.) Дерева? Колобка? Фантазируйте! Поощрите ребенка за его выдумку. Приз выберите сами.

Сыщики

◈ Следов на снегу много: следы собаки, кошки, взрослого человека, следы от лыж, санок, шин и т. д. На прогулке поиграйте в сыщиков. Можно даже взять с собой лупу. Кто больше заметит следов на снегу, тот и будет главным сыщиком. Подарите ему бинокль или фотоаппарат — настоящие или нет, решайте сами.

◈ А если следы перемешались, как узнать, чьи они? (Сначала по сугробу прошел человек, потом по его следам кто-то прошел на лыжах и т. д.) А можно по следам от лыж узнать, кто прошел — ребенок или взрослый? А если предложить ребенку «смазать» след своей ноги, тем самым увеличив его в размере, — это прошел снежный человек или дядя Степа?

Мозаика

◈ Собираясь на пляж, захватите с собой крупную мозаику: из нее можно делать интересные узоры на песке. Если ребенок затрудняется — помогите. Вручите ему «микрофон» — пусть даст своему узору название и расскажет о нем. Ведь он архитектор на открытии выставки!

Робот

◈ Предложите ребенку преобразиться в робота. Давайте ему несложные команды: три шага вперед, два вправо, шаг в сторону, присесть, встать. Сделайте несложное поручение, например, очистить скамейку от снега. Если робот ошибся — сбой в программе, то его надо чинить.

◈ Роботом можете стать и вы. А если ребенок даст вам команду «лежать»? У вас тоже может произойти сбой в программе!

Раз, два, три - беги

◈ Вы вышли на улицу, а там прохладно? Устройте соревнование, побегайте наперегонки до дерева, до забора и т. п. Начинать бежать можно только после слова «беги». Иначе придется стартовать снова.

◈ Устройте мини-эстафету: каждый участник должен добежать до своего предмета, взять его и бежать обратно до исходной линии. Кто прибежал первым — тот и победил.

◈ Усложните игру. Положите два предмета и предложите участникам перенести их по одному до исходной линии. А судья в это время пусть считает, например, до 20. Тому, кто успел, — медаль.

Раки-забияки

◈ Вспомните стихотворение «Тараканище». Предложите ребенку пятиться назад, как раки, не оборачиваясь и не натыкаясь на предметы; ходить, высоко поднимая ноги, как цапля; скакать, как лошадка; мчаться, как гепард; пройтись, как медведь; прыгать, как заяц, белка; ходить широким и мелким, приставным шагом (как по канату); делать подскоки; прыгать на месте и продвигаясь вперед на одной ноге; бегать боковым галопом; ходить с закрытыми глазами и т. д. А может, ребенок захочет бежать и рычать — все разрешается.

◈ Эти упражнения развивают координацию движений и воображение.

Куда иголка туда и нитка

◈ Ребенок ходит за вами, вы — иголка, он — нитка. Куда вы, туда и он. Старайтесь запутать его: петляйте, резко меняйте скорость, направление. Меняйтесь ролями. Можно петь песни: «Мы едем, едем, едем...», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой...» и др.

◈ А зимой хорошо играть в игру «След в след». Ходите вокруг деревьев, скамеек. Тоже меняйтесь ролями.

Разные продукты

◈ Стоя рядом с продуктовым магазином, предложите ребенку угадать, что привезла продуктовая машина: овощи, хлебобулочные изделия, чистую воду и т. д. Спросите, как он догадался? Может, на машине есть реклама; может, он определил по упаковкам продуктов?

◈ Поиграйте в игру «Съедобные звуки»: вспоминайте молочные продукты, которые начинаются или в названии которых есть, например, звук «М» (молоко, масло, сметана и т. д.).

Ушки на макушке

◈ Завяжите ребенку глаза и попросите называть звуки, которые он слышит (шум ветра, гудок сирены скорой помощи, щебетание птиц, скрип двери и т. д.). Чем больше он назовет, тем лучше.

◈ А как же соревнование? Теперь угадывайте вы и считайте количество жетонов, которые получает каждый участник за правильный ответ. У кого их больше, тот получает приз.

Быстроном

◈ Совершая покупки в магазине, попросите ребенка найти, где продаются те или иные товары: хлеб, молочные продукты и т. д. Спросите, как он нашел их. Дайте ему денег, и пусть он рассчитается в кассу за покупку, возьмет сдачу. Предоставьте ему возможность почувствовать себя взрослым.

Синоптики

◈ Вынесите на улицу вертушку, палочку-шуршалочку, пустой целлофановый пакет, календарь природы, где у вас схематически изображены различные атмосферные явления. Поиграйте в синоптиков. Выясните, какая сегодня погода: пасмурная, ветреная, солнечная, с осадками и т. д. Предложите выбрать из схем погоды нужные. Определите, есть ли ветер, какой силы, в какую сторону дует. А помогут вам в этом вертушка, палочка-шурчалочка, деревья, трава, одежда людей и т. д.

◈ Спросите у «синоптика», во что он может посоветовать играть детям в солнечную, пасмурную, дождливую погоду? (Пускать солнечных зайчиков, бегать под зонтиком, рассматривать снежинки на темной ткани и т. д.) Когда лучше выносить цветные ленточки — в ветреную погоду или в затишье? А когда вынести фонарик? Пусть ребенок подбирает свои примеры. Поощрите его сюрпризом.

«Красный цвет-прохода нет»

◈ Сходите с ребенком к перекрестку, понаблюдайте за работой светофора. Отметьте, все ли соблюдают правила дорожного движения, посчитайте нарушения, если они есть. Вспомните стихи:

Красный цвет — прохода нет.

Желтый цвет — предупреждение.

А зеленый говорит:

«Проходи, проход открыт».

◈ Понаблюдайте за движением машин на дороге — одностороннее оно или двустороннее, во сколько рядов едут машины? Какие машины нужно пропускать? (Скорую помощь, пожарную машину, машину ГАИ, службу спасения.)

◈ Чего больше — легковых машин, автобусов или микроавтобусов? Как ведут себя люди на остановке — стоят ли в очередь, ожидая транспорт? Попросите ребенка рассказать о тех дорожных знаках, которые ему уже известны, объясните значение новых.

◈ Поиграйте в игру «Угадай-ка»: кто едет в машине скорой помощи, в пожарной машине (врач, пожарник).

Красный, желтый, голубой

◈ Когда идете по улице, попросите ребенка называть предметы определенного цвета. Или он называет, например, предметы красного цвета, а вы синего. Кто больше заметит, тот и победил. Но время от времени поддавайтесь ему.

Звучалочки

◈ По дороге в детский сад, магазин внимательно смотрите по сторонам и называйте слова, которые начинаются, например, на звук «К» — коньки, клюшка, клен и т. д. Помогайте ребенку, но если он не хочет, чтобы ему помогали, не надо. Ошибся — отнимается очко. Кто больше назовет, тот и победил. А приз лежит в пакете сюрпризов, который у вас всегда под рукой.

Математические загадки

◈ На прогулке считайте все подряд. Чего больше — больших домов или маленьких, тополей или берез, детей или взрослых, высоких или низких деревьев, скамеек или песочниц, старых или новых домов?

Подвижные игры

на свежем воздухе

Подборка игр для организации прогулки детей.

Подготовила:

Старший воспитатель Перякина О.В.

"ЗДРАВСТВУЙТЕ".
Все встают в круг лицом, плечом к плечу. Водящий идёт по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: "Здравствуйте!" Можно назвать ещё своё имя (это обговаривается в условиях игры). Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
"СВЕТОФОР".
На площадке надо начертить две линии на расстоянии 5 - 6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно по середине спиной к играющим. Он называет какой-нибудь цвет. Если у играющих присутствует этот цвет в одежде, они беспрепятственно проходят мимо водящего. Если у игрока нет такого цвета, то водящий может осалить перебегающего игрока. Осаленный становится водящим.
"ЗАЯЦ БЕЗ ЛОГОВА".
Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это "домики зайца". Выбирают двое водящих - "заяц" и "охотник". "Заяц" должен убегать от "охотника", при этом он может спрятаться в домик, то есть встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится "зайцем" и убегает от "охотника". Если "охотник" осалит "зайца", то они меняются ролями.
"САНТИКИ-ФАНТИКИ ЛИМПОПО".
Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на не большое расстояние. За это время играющие выбирают, кто будет "показывающим движения". Этот игрок должен будет показывать различные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой и т.д.) Все остальные игроки повторяют движения за ним. Задача водящего - определить, кто будет показывать движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры ребята хором произносят слова: "Сантики-фантики лим-по-по…". В незаметный для водящего момент показывающий меняет движение, все должны быстро тоже поменять движение, чтобы не дать водящему догадаться, кто ими руководит. Игра продолжается, пока показывающий не будет обнаружен.
"НЕВОД".
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя покидать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя "невод". Их задача - поймать как можно больше "плавающих рыб", то есть остальных игроков. Задача "рыб" - не попасться в "невод". Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в "неводе", то она присоединяется к водящим и сама становится частью "невода". "Рыбки" не имеют права рвать "невод", то есть расцеплять руки водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной "рыбкой".

"КАПКАНЫ".
Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их. Это капканы, они располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Все остальные берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По команде ведущего (хлопку, слову и т.д.) капканы "захлопываются", то есть, ребята, образующие капканы, опускают руки. Те играющие, которые попались в капканы, образуют пары и сами становятся "капканами". Победителем оказывается тот, кто не попадёт ни в один из капканов.
"ВОДЯНОЙ".
Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Играющие идут по кругу со словами:
"Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку
1, 2, 3".
Круг останавливается. "Водяной" указывает рукой на одного игрока и подходит к нему не раскрывая глаз. Его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются ролями, и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
"САЛКИ".
Выбирается один водящий, который должен догонять и осаливать игроков. Осаленный игрок тоже становится водящим, при этом он должен бегать и держаться одной рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Победителем становится тот, кого не поймали водящие игроки.
"ПОЙМАЙ ХВОСТ ДРАКОНА".
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", "последний - хвост" дракона. Голова должна дотронуться до него.
"ЖМУРКИ ".
Водящему закрывают глаза. Кто-то из участников крутит его на месте. При этом можно произнести скороговорку: - "На чём стоишь?" -"На мосту". - "Что ешь?". "Колбасу". - "Что пьёшь?". -"Квас". - "Ищи мышей, а не нас".
После этих слов дети разбегаются по комнате. "Жмурка" на ощупь должен отгадать, если кого-нибудь поймает.
"ЛИПУЧКА".
Участники игры бегают по команде взрослого. Двое водящих, держась за руки, пытаются поймать убегающих участников игры. При этом они приговаривают: "Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать!". Каждого пойманного участника "липучки" берут за руку, и он тоже вместе с ними становится водящим. Затем к ним присоединяется четвёртый игрок и т.д.
"КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК".
Дети встают друг за другом в шеренгу. Каждый участник держится за плечи впереди стоящего. В таком положении, "змейкой", они преодолевают различные препятствия, выполняют задания ведущего,
НАПРИМЕР:
- Перейти через кочку
- Пройти через бревно
- Перепрыгнуть через лужу
- Обогнуть " широкое озеро "
При выполнении заданий дети не должны отцепляться друг от друга.
"НАЙДИ ПЛАТОК".
Все участники встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центре круга. Одному из играющих даётся в руки маленький платок. Он его передаёт другому, стоящему рядом, но так, чтобы не заметил водящий. У кого водящий заметит платок, тот и становится водящим.
"КОТ ИДЁТ".
Для игры очерчивается площадка, в углу которой отмечается "дом кота", а по сторонам - "норы мышек". Роль кота играет ведущий. Игра начинается с присказки, которую произносит воспитатель:
Мышки, мышки, выходите,
Поиграйте, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот-злодей!
"Мышки" вылезают из "норок", бегают, прыгают, повторяют хором слова:
Тра-та-та, тра-та-та
Нет усатого кота!
Но вот воспитатель подаёт сигнал: "Кот идёт!". Все мышки должны замереть и не двигаться. "Кот" обходит "мышей" и забирает к себе в дом тех, кто пошевелился. Смелые "мышки" за спиной кота могут шевелиться, но должны замереть, как только кот повернётся в их сторону. Воспитатель говорит: "Кот ушёл!" и мышки снова оживают.
"АЙСБЕРГИ".
Ведущий рисует на асфальте три круга разной величины (большой, средний, маленький) или раскладывает на полу ватманы, чтобы в них могли поместиться все участники игры. Все игроки свободно и хаотично движутся по площадке. По команде ведущего "Айсберги" все должны поместиться на выделенном пространстве. Кто заступает на край, тот выбывает из игры. Во время продолжения игры доступная площадь постепенно сокращается, в конце остаётся самый маленький круг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.