Сценарий праздника «Русской Берёзки» для детей старшей группы на площадке. Сценарий "Праздника русской берёзки" Сценарий праздник березки в начальной школе

Дети входят в музыкальный зал под мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла», садятся на стулья.

Ведущая. Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, гости дорогие и маленькие и большие!

Отгадайте-ка мою загадку:

Ветерок ласкает, веет, аромат цветов бодрит,

Травка в поле зеленеет, в небе радуга горит.

Кто знает, когда это бывает? (Летом)

Бабочка летает, солнышко пригревает,

Ягодка созревает, когда это бывает? (Летом)

А я знаю один секрет- считается, что лето наступает, когда в лесу начнёт куковать первая кукушка.

Кукушка труженица она одна истребляет вредных мохнатых гусениц, оберегая леса. Как поёт кукушка каждый знает, песенку её давайте послушаем.

Ну, прокуковала кукушка, теперь можно и праздник начинать, праздник девиц красавиц, праздник березоньки--ТРОИЦА

Будем радоваться лету, теплым, ласковым ветрам,

Будем радоваться свету, солнцу, бабочкам, цветам.

На лесной поляночке светятся беляночки.

Стройные, ядреные деревца зеленые.

Распустили косыньки русские березоньки.

Песня «Березка» муз. и сл. Артюховой

Ведущая . Березка- любимое дерево всех русских людей.

Это- символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной, красивой девушкой.

Будем и мы березку величать, красоту её воспевать.

Не зря берёзка стала центром праздника ТРОИЦЫ. Наши предки знали цену этому дереву, именно про него сложена загадка:

Стоит дерево кудряво,

На этом дереве пять угодьев:

Первое угодье - хворому здоровье,

Другое угодье - разбитому крепость,

Третье угодье – запертое море,

Четвертое угодье – малому угроза,

Пятое угодье – ночной свет.

Долгое время изба освещалась берёзовой лучиной (тонкой щепочкой),

Под неё обязательно ставилось корытце с водой,и обгоревшие кусочки лучины падали и гасли- можно было не опасаться пожара в деревянной избе.

Сок берёзовый из» некопаного колодезя» и сейчас рекомендуют для лечения авитаминоза, он богат витаминами.

Про берёзовый веник знают все, даже те, кто не посещает баню, все хвори выгоняет, душу веселит, тело радует.

А вода в которой запаривали берёзовый веник, использовалась для споласкивания волос – будут легкими, шелковистыми да здоровыми.

Берёзовая кора – БЕРЕСТА служила вместо бумаги, на ней в давние времена писали послания, письма.

На праздник ТРОИЦУ обязательно украшали ветками березы дома.

Ребенок старшей группы .

1 .Я - мальчишка, парень русский,

Этим очень я горжусь.

Я люблю тебя, родная

Моя березовая Русь!

2. Ты расти, моя красивая, расти,

Всем на радость,зеленая, шелести.

Ты расти, расти, березка, вырастай.

Всем на радость, зеленая, расцветай.

3 .Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

4 .Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Весною хороводится

Под ветром долу клонится

И гнется, но не ломится.

Хоровод «Ай, да березка. »

Ведущая .Звонко пел среди ветвей

Свои песни соловей.

Песня «Соловушка» Н. Лукониной)

Ребенок в шапочке-маске соловья.

Веточки у березки кудрявые, кудрявые, моложавые,

Люблю к березке прилетать,

Песни звонкие распевать.

Ведущая .

Звонко соловей поет, детям спать не дает,

Загадки отгадаем и вместе поиграем.

У березки хороводом ходили,

Песни пели, а ленточку не подарили.

Березку как девочку нарядим

Ленты и бантики подарим.

Игра «Кто больше завяжет лент и бантиков»

Ведущая.

На Троицу девицы завивали лентами веточки берёзы, загадывая желание, водили хороводы, кумились, хоронили кукушечку (птичку из сухой травы), не заботящуюся о потомстве, как бы отказываясь от кукушества. Кумились девушки в возрасте невесты и говорили такие слова: Давай, кума, кумиться, чтоб нам с тобою весь год не браниться! Потом девицы шли к речке, бросали в воду венки (символ невинности) И потому, как они поплывут, определяли судьбу. Вода в Троицу тоже именинница. Нельзя белье стирать, полы мыть. На поляне устраивалась ритуальная трапеза- пироги да яичница.

Ведущая . А теперь на луг пойдем, хоровод там заведем.

«Мы на луг ходили» хоровод муз. А.Филиппенко? сл. Т. Волгиной (исп. дети младшей гр.)

Ведущая.

У зайчонка- лапочки потерялись тапочки.

Ходит зайка сам не свой по траве, по стежке,

Ходит заинька босой, исколол все ножки.

Ребенок в маске-шапочке зайца.

Я к березке подойду,

Себе лыка надеру,

Лапоточки сплету.

Ведущая

Косой-косой, не ходи босой

А ходи обутый, лапочки закутай.

Давайте научим зайчика ходить обутым,

зайка хотел лыко драть, лапти плести - вот такие.

У нас они есть, да большие.

Лапоть надевай, до пенька добегай,

Заиньку морковкой угощай.

Хороводная игра «Зайка» (играют дети младшей группы.)

Ведущая.

Только заинька убежал, опять чьи-то ножки стучат по дорожке.

Сзади - хвостик, спереди – рожки, это же коза, зеленые глаза.

Ребенок в маске- шапочке козы.

Ай да березка, зеленые ветки,

Свежая зелень вкуснее конфетки.

Я листочки пожую, очень кушать я хочу.

Ведущая

Ребятки, надо козочку накормить и водой напоить.

Чтоб воды козе набрать будем мы сейчас играть.

Игра «Перенеси ведро по кирпичикам»

Ведущая.

Напилась козочка вкусной водицы,

Хочет с нами поиграть, подружиться.

Русская народная хороводная игра «Коза».

Ведущая.

С козой мы поиграли, попрыгали, устали.

А теперь мы посидим, друг на друга поглядим,

Загадки отгадаем,

Кто смышленый, поглядим.

Два рога, да не бык, шесть ног без копыт,

Летит - воет, сядет - землю роет…………………………………........Жук

Шевелились у цветка все четыре лепестка.,

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел…………………………Бабочка.

Прыгает пружинка, зелененькая спинка,

С травки на былинку, с ветки на тропинку………………………………Кузнечик.

Пришли мужички без топоров,

Построили дом без углов…………………………………………………………..Муравьи

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Важно по двору идет, песни звонкие поет…………………………………Петух.

Ребенок в маске- шапочке петуха.

Сегодня в баню я пойду, веник нужен петуху,

Веничек полезный, поможет от болезни.

Ведущая.

Петя- Петя, Петушок, Золотистый гребешок,

березку не ломай, с нами поиграй.

Игра «Со стульями».

Ведущая.

Весело на лугу, петь и играть,

Будем частушки мы распевать.

ЧАСТУШКИ.

Заиграй повеселей гармонь моя весёлая,

Мы пришли сюда встречать Троицу зелёную.

Вот девчата ходят, ходят, ходят хороводятся,

Вот уже который год всё на нас охотятся.

Не стой,милый у ворот, не маши картузиком,

Всё равно гулять не буду с таким карапузиком.

Ой ты Ваня- простота, купил лошадь без хвоста,

Сел задом на перёд и поехал в огород.

А наш Димка-невидимка на коне катался,

На берёзу наскочил, без лаптей остался.

А у Кати на носу ели кошки колбасу,

Ели- наедалися, над Катей потешалися.

Андрей- воробей продавал червей,

На тарелочке носил, три копеечки просил.

А Наташка- пышка на улицу вышла,

На лавочку села, комарика съела.

Мы частушки петь кончаем до другого вечера,

А вы сидите до утра, коли делать нечего.

Ведущий

Берёзка моя березонька , березка моя белая,

Березка моя, раскудрявая!

Стоишь ты, березонька, посреди долинушки,

Близ тебе, березонька, трава шелковая,

Там красны девицы венки вьют, плетут,

Песни поют.

Песня « Со вьюном я хожу». Исп. дети средней группы

Ведущая

На поляне мы с березкой хоровод водили,

Песни пели, стихи читали, играли.

Березу мы любим, почитаем,

В стихах и песнях прославляем.

Ты в любое время года чудо- хороша,

И для русского народа ты его душа.

Праздник нам заканчивать пора.

Радует и песня и игра.

Радует любое время года,

Любимая Россия и её природа.

К березке будем приходить,

Песни петь и хороводы водить.

Надежда Николаева

Цель : познакомить детей с весенне-летним праздником «Троица» и его символом берёзой.

Образовательные задачи :

познакомить с обрядами и обычаями, связанными с этим праздником ;

формировать реалистические представления о природе;

расширить знания и представления детей о берёзе.

Развивающие задачи :

развивать умение узнавать по описанию (загадке) ;

способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора .

Воспитательные задачи :

воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням , хороводам, подвижным играм;

воспитывать любовь к природе, родному краю.

Оборудование : диски с записями музыкальных произведений, ленты, платочки.

Предварительная работа : разучивание песен, хороводов, подвижных игр.

Работа с родителями : рассказать о русском празднике «Троица» и его обрядах, помочь сшить русский сарафан .

Предполагаемые результаты : систематизация знаний о празднике , обрядах и обычаях.

Логика проведения развлечения .

Праздник проводится на полянке с берёзкой на территории детского сада.

Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёзка стояла» , воспитатель с детьми, держащими в руках разноцветные ленточки, подходят к берёзе, встают в круг.

Ведущий : Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки.

Берёзка пригласила нас на праздник , который с давних времён встречали на Руси. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок или Троицы. Это был любимый народный праздник , посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.

На Троицу гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали летами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.

1 ребёнок : Берёзка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

2 ребёнок : Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей . (И. Агеева)

3 ребёнок : Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные берёзки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод!

Ведущий : Давайте, ребята, и мы поводим вокруг берёзки хоровод. (Звучит музыка)

Мы вокруг берёзки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоёт

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Яркие платочки

В руки мы возьмём.

У берёзки стройной

Песни заведём.

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Ведущий : Ребята, давайте по старинному обычаю украсим берёзку, «заплетём ей косы» . (Ведущий достаёт корзину с лентами, полосками и вместе с детьми украшает дерево.)

Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям некопаный колодец». Что это? (Это берёза.)

Правильно, ребята, дерево это, конечно, берёза.

В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием : пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой . Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства , а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.

Ребята, кто знает стихотворение о берёзе?

1 ребёнок : Люблю берёзку русскую ,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)

2 ребёнок : Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к дерёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе

В косы заплетёт.

3 ребёнок : Берёзы белоногие,

Колготки со штрихами,

Кудрявые, высокие

Серёжки с янтарями.

Сверкают, как монетками

Лощёными листочками,

И машут они ветками,

Как девушки платочками.

Их освещает вечером

Закат от солнца розовый,

Поёт им ветер песенки

Об их красе берёзовой. (Ф. Соколова)

4 ребёнок : Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей .

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней. (Вс. Рождественский)

Дети поют песню «Во поле берёза стояла» .

Раздаётся стук.

Ведущий : Ой, дятел, наверное, стучит, лакомится живительной влагой берёзки!

Появляется старичок-лесовичок :

Нет, это я, старичок-лесовичок. (Подходит к берёзке, разглядывает.) Какая берёзка нарядная у вас! Молодцы, ребята! Давно на поляне я не видел хороводов. Скучно мне в лесу живётся. Раньше ведь в лесу русалки собирались. Тихими лунными вечерами выходили они из-под озёрных коряг и прятались в деревьях. А с восходом солнца они пели песни, водили хороводы, качались на ветках берёз, заманивали в лес голосом своим и красотой добрых молодцев.

У вас, ребята, так интересно и весело, что мне захотелось с вами поиграть. Знаете, какая игра была самой любимой на Зелёные Святки?

Правильно, горелки. Давайте поиграем.

Участники игры строятся в две колонны парами. Водящий становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. Все хором произносят :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги.

После последних слов дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны : один – слева, другой – справа, стараются соединиться, добежав до условленного места. (На расстоянии 20 шагов обозначают место флажками или веточками берёзы.) На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно.

Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, одного участника игры он берёт за руку и встаёт с ним в пару.

Старичок-лесовичок : Ой, утомился я с вами!

Ведущий : Сядь, дедушка, отдохни. Ребята, кто знает, какую пользу приносит людям берёза? (Берёза – щедрое и доброе дерево! С давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки , на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали . Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.)

Молодцы, ребята. На Зелёные Святки девушки плели из берёзы зелёные венки. Давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек» .

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8-10 метров от детей, подходя к ним, он произносит :

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети-«цветы» отвечают :

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнося последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Ведущий : Русская берёза красива в любое время года!

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа, его музыкальной культурой, формирование музыкально-творческих проявлений у детей.
Оборудование: - Берёзка (атрибут) и дерево на территории ДОУ;
- 2-а короба с веточками (бумажные берёзовые листочки), вениками, коробка для сока, изделиями из бересты, корзинкой, платочками, ленточками.
-узелки с угощениями для Берёзы: пирожки, баранки, яйца, сушки и т.п.;
- разнос с угощением для детей (берёзовый сок)

Место проведения: музыкальный зал или открытая площадка.


В зале или на улице детей встречают 2 Девицы (Взрослые) в русских сарафанах.
Девицы: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (С поклоном.)(Ответ детей)
Мы собрались здесь петь, плясать
И Берёзку русскую прославлять!
1 Девица: Россия – как из песни слово, берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
2 Девица: Белолицая, белоствольная, как невеста горда и нежна,
Словно русская песня, раздольная, к небесам устремилась она.
1 Девица: К нам, сюда, скорее просим, подходи честной народ,

2 Девица: И для малых, и для взрослых, всем на радость каждый год,
Наши русские берёзки затевают хоровод!

Общий хоровод «Во поле берёзка стояла» р. н. м., автор текста неизвестен.
Текст песни:
1) Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла, люли-люли, стояла.
2) Скучно ей, берёзоньке стояти, скучно одинёшенькой стояти.
Люли-люли, стояти, люли-люли, стояти.
3) Высадим мы рядом с берёзкой целую берёзову полоску.
Люли-люли, полоску, люли-люли, полоску.
4) Рядышком другую и третью, чтобы было весело смотреть ей.
Люли-люли, смотреть ей, люли-люли, смотреть ей.
5) Во поле пойдём, погуляем, но того мы места не узнаем.
Люли-люли, не узнаем, люли-люли, не узнаем.
6) Где одна берёзка стояла, роща там ветвями закачала.
Люли-люли, закачала, люли-люли, закачала.
7) До чего же стало красиво, всем берёзка скажет: «Спасибо!»
Люли-люли, «Спасибо», люли-люли, «Спасибо».

Под р.н.п. «Коробейники»
Девицы надевают короба, дети садятся на места.

1 Девица: Подходи честной народ, Коробейник продаёт
Берёзовые веточки для Катеньки и Светочки.
2 Девица: Есть веники для бани, для Миши и для Вани.
Свежие, пахучие, нежные и жгучие!
1 Девица: Есть и сок берёзовый, чтоб были щёчки розовы!
2 Девица: Берёзовая каша для Феди и для Маши.
1 Девица: Берёзовые почки берите на примочки!
2 Девица: Изделия из бересты бери, не пожалеешь ты!
1 Девица: В праздник Матушки – Берёзушки все подарки разложу.
2 Девица: А я ещё лучше разложу… (Раскладывают платочки в коробе.)
1 Девица: Платочки шёлковые – алые, голубые, лиловые!
Раздача детям платочков. Девицы-коробейники короба снимают.
Девица выводит 2-х детей – чтецов старшей группы в центр.
1 Ребёнок: На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокрылая берёзка – символ Родины моей.
2 Ребёнок: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Она всегда с подружками весною хороводится.
И гнётся, да не ломится!
2 Девица: Кто с платочками пляшет, тому скучно не бывает!

Хоровод с платочками песня «У берёзки» С. Насауленко группа №3

1 Девица: И наши ребятки хотят порадовать берёзку песней, передавайте им платочки.
Девица выводит ещё 2-х детей – чтецов в центр.
3 Ребёнок: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
4 Ребёнок: Ты до того, берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия,
И мы не мыслим без твоей красы.
Наряд её мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей, -
А сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Хоровод с платочками «Берёзка» Т. Архиповой группа №2
(Собрать платочки младшим воспитателям).
Выходят Девицы с узелками (подарки для Берёзы).

1 Девица: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:
Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
2 Девица: Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
1 Девица: Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
2 Девица: Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
2 Девица: Пойдём, подружка, во луга, во лужочки,
Будем там гулять, венки завивать.
Р. н. п. «Ты не радуйся, дубник-ясенник» (исп. Девицы).
Текст песни:
1. Ты не радуйся, дубник-ясенник, ай, люли, люли, дубник-ясенник.
2. Не к тебе идут красны девицы, ай, люли, люли, красны девицы.
3. Не тебе несут блины мягкие, ай, люли, люли, блины мягкие.
4. А ты радуйся, белая берёзушка, ай, люли, люли, белая берёзушка.
Развязывают узелки с угощениями и с ленточками для завивания Берёзки.
1 Девица: А какой девичий праздник без берёзоньки – красавицы.
Пришли мы к тебе, берёзонька с угощеньицем – пирожками да крендельками.
Вместе : Угощайся.
2 Девица: Надо нам берёзоньку украсить, шёлковою лентой заплести.
На новый год мы ёлочку наряжаем, а на Троицын день – берёзку.
1 Девица: Завивайся, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
Берёзку завивали, лентой украшали,
Лентой украшали, берёзку прославляли.
2 Девица: Белая берёзка, пойдём с нами гулять, пойдём песни петь, играть.
1 Девица: О берёзе много песен, много и загадок. Любите загадки? Так слушайте!
2 Девица: Стоят столбы белёные, на них шапочки зелёные.
Что это такое? (Ответ детей.)
1 Девица: На каком дереве две коры вместо одной?
Сверху кора белая да тонкая, снизу – чёрная да корявая?
(Дети отвечают.)
2 Девица: Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
Беленькие палочки, зелёные махалочки. Что это?
1 Девица: Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
2 Девица: В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети (хором): Береза!
1 Девица: В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,
Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!
«Частушки».
Девицы: Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.
Далее исполняют дети.
1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.

2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!

3. Я стояла под березкой
Шевелились веточки
Подошел ко мне мальчонка
Беленький, да в кепочке.

4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку.

5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!

6. Улыбнулась мне березка,
Растрепались косыньки.
Шелестят на ней сережки
Утром горят росыньки.

Девицы: Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.

1 Девица: Берёзка просит, чтобы детки повеселились и поплясали вокруг неё!

Общий танец «Приглашение» или «Мы хотели танцевать» р.н.м.

Девицы стоят спиной к Берёзе, взявшись за руки.

1 Девица: Не губи, не тронь берёзы, обойдись с ней по – людски,
2 Девица: А иначе брызнут слёзы, сам зачахнешь от тоски.
1 Девица: Пусть берёза, как невеста, бережёт свою красу,
2 Девица: Ей не в печке жаркой место, место ей всегда в лесу.
1 Девица выносит угощение и ленточки для детей.
1 Девица: Примите от Берёзки угощение.

(Раздача «берёзовых» бумажных листиков (внутри с конфетами) детям.

2 Девица: И украсьте её ленточками, чтоб она стала ещё краше и милее.

(Раздача ленточек для украшения Берёзки)
Все девицы: До свиданьице!

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
Дети со взрослыми украшают Берёзу ленточками вблизи от своего места проведения.

Предварительная работа: приглашение на Праздник Берёзки или «подарки» для завивания Берёзы, заказать берёзовый сок.

Внеклассное мероприятие "Праздник русской берёзки"

Класс празднично украшен. На переднем плане картины леса, рощи, красивые иллюстрации с русской березкой.

Учитель: Сегодня мы с вами устроим праздник – «Праздник русской берёзки». Белая берёза – символ нашей Родины. Любят её все люди нашей страны. Её воспели поэты и музыканты. Любят её за красоту, и ещё за пользу, которую она приносит людям.

Берёзку люди называют как?
Назовите, – какая ОНА.

Дети: кудрявая, стройная, тонкая, белая, весёлая, грустная, нарядная, белоствольная, зелёная, ясная, заречная, ясная, развесистая, большая, ма-ленькая, высокая, низкая, ясная.

РОДНАЯ РУССКАЯ!!!

Учитель: А какие нежные названия нашли поэты в своих стихах.

Дети: 1. Берёзка – лебедь белая,
Рядком с тобой стою
Тебе, моя несмелая
Я песенку пою.

2. Зелёная, раздольная
Ты гибче камыша
Березка, белоствольная
Ну всем ты хороша.

3. У красы березки платье серебристое
У красы березки зелены косицы.

4. Защищать березку мы бежим гурьбой
Чтоб краса березка выросла большой.

Учитель: Да, надо защищать березку и особенно весною.

Вот послушайте рассказы Г. Скребицкого и подумайте –

Как помочь березкам весной.

Читает первый ученик: «Раненая береза».
Однажды весной бродил я по лесу и вышел к опушке. Остановившись и оглянувшись кругом, я заметил – возле самой дороги старую развесистую березу. На её стволе ещё издали ярко выделялись свежие следы топора. Глубокую зарубку заливал прозрачный березовый сок. Обильной струёй он стекал вниз по стволу. Густые ветви сплошь были усыпаны лиловыми почками, но многие из них уже не распустятся. Та влага, которая напитала бы их, теперь течет на землю. Дерево постепенно зачахнет и погибнет. А ведь для того, чтобы их вырастить нужно 40-50 лет. И вот такое ЗЛО делает любой человек, который желает испить 2-3 глотка – сладковатого, почти безвкусного сока, сока так нужного бе-лоствольной красавице.

Читает второй ученик: «Весенний плач».
Видели, как весной плачут березы. Как стекают по белым стволам прозрачные слезы, а иногда бегут ручейком и даже речкой, если чья то жестокая рука ранит ствол.

Как помочь березе?

Заслушиваются ответы детей.

Надо замазать ранку глиной, или смазать варом, или просто землёй.

Учитель: Берёзовый сок берут в тех местах, где лес будут вырубать, а не в лесных зонах городов и сёл, и не в парках.
И ещё сок можно брать из прошлогодних спиленных пней на вырубках.

Учитель: Чтобы больше узнать о нашей русской березке – мы с вами сейчас заочно совершим «Экскурсию по экологической тропе» – всем классом совершим эту заочную экскурсию и много интересного узнаем какую пользу она приносит людям.

Почему берёза белая?

Дети: 1. Кора молодой берёзы темная. Но пройдёт несколько лет и она побелеет. Мы привыкли видеть дерево таким, не удивляемся. А ведь говорят, - береза – единственное в мире дерево с белой корой. Так, наверное, и есть на самом деле.

2. И ещё в одном отношении береза необычна. Это единствен-ный случай, когда белый цвет получается за счёт особого красящего вещества – бетулина. Бетулин как пудра какая-то или мел, - заполняет омертвевшие клетки из которых состоит береста.

3. У других растений белый цвет (цвет лепестков) получается, как пишет ботаник В.В Нотров из-за отсутствия всякого красящего вещества: клетки лепестков прозрачны и между ними есть пространства – межклетники, заполненные воздухом. Они то и создают видимость белого цвета, отражая солнечные лучи.

4. Белая кора берёзы тоже отражает солнечные лучи. Поэтому всегда даже в самый солнечный, жаркий день она остаётся прохладной.

5. А вообще то берёзы бывают не только белыми. Есть виды желтоватой, коричневой и даже чёрной березы. Ботанический род берёзы насчитывает 120 видов.

6. На коре берёзы видели вы поперечные чёрные чёрточки – это чечевички. Они служат для дыхания ствола, через них проходит воздух. Сама же береста ни воды, ни воздуха не пропускает.

7. Плоды берёзы часто называют семенами. Но это неточно. Не семена они, а именно плоды: орешки, только очень маленькие.

8. У каждого орешка два широких крылышка. Ветер может уносить такие летучие плоды далеко-далеко, больше чем за километр от материнского дерева.

9. И почти всегда, где эти крылатые орешки приземляются, они начинают прорастать. Богатой почвы им не надо, недаром берёза даже на старой кирпичной стене может вырасти. Да и к остальным жизненным благам дерево это нетребовательно. И в слишком влажных и в слишком сухих местах не погибнет. Вот только свет берёзе обязательно нужен, затемнённые места не для неё.

10. Обычная берёза живёт 100-120 лет, но берёза ЖЕЛЕЗНАЯ, растущая у нас в Приморье доживает до 400 лет. Древесина её необычно твёрдая, ствол нельзя распилить, можно только срубить, меняя топоры. Но рубить не следует: железная берёза занесена в Красную книгу.

11. Берёза КАМЕННАЯ, тоже растущая у нас на Дальнем Во-стоке, получила своё название за то что древесина её очень прочна, как камень. Но не все ботаники с этим согласны. Профессор А.В. Смирнов утверждает: древесина её обычная, только просто берёза эта любит расти на камнях. А доживает она до 500 лет.

Учитель: Мы познакомились с разными видами берёз. И самое удивительное, что берёзы бывают даже – чёрные. Но люди любят берёзы не только за красоту, но ценят её как целительницу здоровья.

Сейчас дети расскажут, что изготовляют из берёзы в медицине и что можно ею лечить.
Дети: 1. В этом дереве четыре угодья: - первое угодье – большим на здоровье. Наверное все знают – БАННЫЙ ВЕНИК!

Дёготь, получаемый при сухой перегонке древесины, обла-дает сильным противомикробным действием. Его используют для лечения кожных заболеваний, ожогов, ран. Дёготь входит так же в состав ранозаживляющих мазей Вишневского, Вилькенсона, дегтярного масла.

2. Почки, листья и кора берёзы, содержат эфирные масла, ду-бильные вещества, каротин, фитоицыды, аскорбиновую кислоту и по сей день рекомендуются народной медициной как мочегонное, кровеочестительное, жаропонижающее и противовоспалительное средство.

3. Пригодился человеку и берёзовый древесный уголь, ко-торый потребляют как адсорбент при отравлениях и заболеваний кишечника.

4. Второе угодье – свет и тепло – в старину из берёзы делали лучины для освещения жилья. А берёзовые дрова - самые жаркие.

6. И наконец, следует сказать о лечебной и пищевой ценности берёзового сока. В его состав входят различные витамины, фруктовый сахар, органические кислоты, микроэлементы и другие вещества, оказывающие общеукрепляющие, противомикробные действия, стимулирующие обмен веществ в организме.

7. Третье угодье - её белая береста – на поделках красота. Из бересты русские умельцы плели корзины, сумки, оплетали глиняную посуду, изготовляли различные шкатулки, украшения, что являлось доходной отраслью русского народного промысла.

Учитель: Мы собрали разные предметы, иллюстрации и описание разных поделок, где можно использовать древесину, бересту берёзы и предлагаем вам посетить эту нашу небольшую выставку.

8. Четвёртое угодье – чистый воздух и чистая вода и лесная краса.
Один гектар лиственного леса производит 8000 кг кисло-рода – столько составляет суточная норма для 2600 че-ловек.
10000 гектаров леса удерживают полмиллиона кубометров воды, защищая почву от эрозии и высыхания.

Учитель: Древние славяне считали берёзу священным деревом. И сейчас и издавна берёза считалась символом России и широко использо-валась в различных отраслях: в медицине, в освещении, она давала тепло людям:

Есть дерево – об четыре дела
- Первое дело – мир освещает,
- Другое дело крик утешает,
- Третье – больных исцеляет
- Четвёртое дело чистоту соблюдает.

БЕРЁЗА – СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО.

Дети: 1. Древние славяне почитали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность и посвя-щали её богине Ладе.

2. На Руси это растение было связано с весенними церков-ными праздниками. С приходом тёплых дней, в четверг, на седьмой неделе после Пасхи, отмечался девичий праздник – Семик, а воскресенье праздник Троицы. Семик и Троица отмечались в рощах, лесах и озёрах. Девушки украшали берёзы лентами, плели венки, водили хороводы вокруг берёз. В домах и храмах берёзовыми ветками украшались образа святых, пол усыпался свежими травами и цветами.

3. Со священной берёзой крестьяне – земледельцы связывали немало примет: - С берёзы течет много сока – к дождливому лету.

4. Соловей запевает, когда может напиться с берёзового ли-ста.

5. Когда берёза лист распустит вперёд ольхи – будет сухое лето.

6. Когда с берёзы лист осенью на Покров упадёт чисто – к лёгкому году, а не чисто к строгой зиме.

7. Овёс сей когда берёза распускается, картошку сади, когда берёза полный лист распустит.

Учитель: Сколько добрых слов сказано о русской берёзе. Поэты рус-ские посвящали ей стихотворения. Вот послушайте о нашей берёзке:

Ученик: 1. Всеволод Рождественский «Берёза».

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета
В серёжках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен
Нет дерева сердцу милей
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы
И так уж она хороша,
Что кажется –
В шуме берёзы есть русская наша душа.

2. Мы вокруг берёзки встанем в хоровод
Радостно и звонко каждый запоёт:
Ай да берёзка, белый ствол
Зеленей, зеленей ты листвой
Яркие платочки в руки мы возьмём
У берёзки стройной хоровод мы заведём.

3. Л. Бойков «Проселки»

В моём краю берёзы тихо строго.
Они полян цветенье берегут.
Здесь чуть приметные в траве дороги
Порой неведомо куда бегут.

Бегут извилисто и непонятно
Не напрямик, чтоб было навсегда
И потому, наверное, приятно
Петлять по ним неведомо куда.

Шагать и никуда не торопиться
А если ехать – тоже не спешить
И что-то ощутить и насладиться
Особым состоянием души.

Учитель: И в заключении мы предлагаем вам побывать заочно на лесной полянке, на празднике «Русской берёзки».
Девочки сшили нарядные костюмы, сплели венки. Они сейчас споют песню и исполнят хоровод: «Ай да берёзка».
Музыка Т. Потапенко – (движения придумываются ведущим).

Дети исполняют песню и хоровод – машут платочками, прощаются и уходят.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.