Рекомендации родителям, воспитывающих застенчивых детей. Застенчивый ребенок рекомендации родителям

Родители занимают в жизни ребенка основное место.
Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости?
Первое, над, чем следует задуматься, - это изменение стиля семейного воспитания.
Известный американский психолог и психотерапевт Луиза Хей говорит, что ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители. Он точно так же себя ругает, как это позволяют себе родители. Он начинает себя не любить, а от нелюбви к себе рождаются все проблемы человека, в частности, болезни. "Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Себя нужно любить".
Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители. И он должен жить именно по своему собственному сценарию, а не ориентироваться на чужие стандарты, которые могут измениться.

Основные задачи родителей:

Развить у детей позитивное самовосприятие. - Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку. - Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.
ПОЗИТИВНОЕ САМОВОСПРИЯТИЕ. Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Известно изречение: "Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья". Естественно, прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.
В. Леви, отечественный психотерапевт и психолог, советует: - не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек - индивидуальность; - перестать себя оценивать; - принимать себя как данность. Родители могут изменить Я-концепцию (Я-концепция - это самовосприятие) ребенка в позитивном направлении, если будут соблюдать определенные принципы. У хороших родителей должны быть в наличии: - Эмпатия - способность к пониманию ребенка и сопереживанию. Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя. - Безусловное позитивное отношение - принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.
Это, разумеется, не означает безоговорочного одобрения всего негативного, что есть у вашего ребенка. Просто вы должны понимать трудности, которые возникают у ребенка, и принимать ограниченность его возможностей на данной стадии развития. - Искренность - неподдельное выражение своих чувств, естественность. Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности.

Самооценка и уверенность в себе.

1. Повышение самооценки начинается с похвалы.
2. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха.
Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

3. Изменяйте не ребенка, а его поведение.
Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня тревожности. 4. Понижайте тревожность всеми возможными способами.
Например, ребенок комплексует из-за того, что у него криво растут зубы. Обратитесь к стоматологу, поставьте пластину.Хорошим помощником для снятия тревожности могут быть упражнения на расслабление - релаксация, медитация. 5. Обучайте ребенка навыкам общения.
Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание. 6. Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.

Воспитание чувства собственного достоинства.

Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами (если ему так кажется). Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей - найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить.
Задача родителей - научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: "Да, я слаб в математике, но зато я лучший спортсмен".
Детям можно предложить самовыразиться в какой-то роли. Например, мысленно превратиться в другого человека, поговорить чужим голосом, придумать ситуации и проиграть поступки, не свойственные ребенку.
Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.
Как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.
Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.
Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.

Каждый из нас знает успешных, но стеснительных взрослых, а у детей эти черты дополняются слаборазвитыми социальными навыками. Такие мальчики и девочки робеют при общении с незнакомцами, с трудом и медленно вливаются в любую новую компанию.

Психология: тренинги, консультации в моем городе
    , , , , , , ,

Можно выделить связь застенчивости с темпераментом ребенка: эта черта более всего присуща меланхоликам и флегматикам. К сожалению, многие родители совершают ошибки в воспитании таких детей, а ведь нетерпеливые окрики, высмеивания, желание поторопить ребенка и пристыдить его только вредят формирующейся личности. Какой же стратегии придерживаться мамам и папам?

1 Не торопите события

Стеснительному ребенку требуется время и возможность освоиться в незнакомой обстановке или в тех реалиях, в которых ему пока некомфортно. Поэтому родители не должны торопить события!

Не подгоняйте, не критикуйте, а спокойно покажите, что в новой для ребенка ситуации нет ничего страшного. Например, если другие дети играют в необычную игру, то не настаивайте, чтобы ваше чадо немедленно влилось в новую компанию. Ему нужно дать время понаблюдать, оценить обстановку: возможно, малыш вскоре без страха присоединиться к другим ребятам.

При такой позиции взрослых ребенок не только получит свободу выбора, но и самостоятельно примет решение. Именно самостоятельность — основа для повышения уверенности и преодоления робости.

2 Учите ребенка общаться

Для многих малышей «дружественный» мир — это круг близких родственников, нескольких друзей по играм, а дальше может начинаться мир «враждебный». Родителям приходится менять эту установку.

Большим стрессом для стеснительных детей считается переход в новую группу детского сада или поступление в первый класс. Но адаптация в новом коллективе возможна только тогда, когда ребенок погружен в него, и взрослым по силам устраивать такие «погружения».

На первых порах именно родители могут и должны создавать новую позитивную среду для социализации своего ребенка. Нужно чаще бывать на детских мероприятиях, приглашать в гости других ребят.

3 Развивайте творческие способности ребенка

Этот совет многие психологи считают основным, и не зря. Дело в том, что часто замкнутые и нерешительные ребята обладают скрытым творческим потенциалом. Важно вовремя раскрыть его и взрастить настоящий талант.

Успехи в творчестве повышают самооценку ребенка, что помогает ему утвердиться в среде сверстников и найти с ними контакт.

Конечно, детские работы могут показаться взрослым наивными, но бездумно критиковать их нельзя, чтобы не осложнить и без того непростое психологическое состояние малышей. Также не стоит записывать ребят против их воли в кучу кружков и секций, чтобы в них «что-нибудь да открылось».

4 Учите ребенка хорошим манерам

Воспитывайте в нем доброту, щедрость и внимательность. Например, советуйте ему делиться конфетами и игрушками с ребятишками из своего окружения, мотивируйте его говорить хорошее другим детям и радоваться чужим успехам.

5 Поощряйте преодоление застенчивости

Хвалите детей за любые успехи в деле преодоления стеснительности. Даже если вам кажется пустяком, что ребенок наконец-то решился подойти к другому и заговорить с ним, то для малыша это целое событие, поэтому важно поощрить его и приободрить.

6 Читайте специальную литературу

Родители застенчивого ребенка должны иметь 2-3 настольные книги профессиональных психологов, которые «по косточкам» разбирают эту проблему.

А вот чему не стоит безоговорочно доверять, так это всевозможным форумам и мнению старших родственников, если они вообще не видят проблемы или предлагают не обращать внимание на «такие пустяки».

7 Вместе с ребенком посетите психолога

Конечно, этот вариант нужно рассматривать, если никакие другие не помогают бороться с чрезмерной застенчивостью. В ходе беседы с ребенком специалист подберет особый вариант коррекции поведения, который окажется оптимальным. Какие-то ребята смогут заниматься с психологом в группе, кому-то подойдут только индивидуальные занятия.

Помните, что стеснительность не преодолевается «в один прекрасный день»: борьба с ней — это трудный путь экспериментов, где грубая ошибка может свести на нет все усилия и отбросить назад. Также застенчивость — не синяк, который пропадет, стоит лишь подождать некоторое время. Чтобы над ребенком не висело множество комплексов, которые могут отравить ему дальнейшую жизнь, действовать надо решительно, методично, но аккуратно и деликатно.

Фото: pixabay.com/ru/users/LuidmilaKot-2358662/

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрики за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают, склонны к суициду, внушаемы. Для этого педагогам необходимо соблюдать ряд следующих рекомендаций по работе с застенчивыми детьми:

  • 1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  • 2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
  • 3. Включать в посильные общественные дела.
  • 4. Хвалить самостоятельность.
  • 5. Стимулировать личную ответственность.
  • 6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.
  • 7. Если уровень его притязаний завышен, помочь найти адекватный.
  • 8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
  • 9. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.
  • 10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
  • 11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное - ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Такие дети испытывают определенные страхи, они склонны к развитию логического мышления, имеют нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире), любят много читать, развита речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывают большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, могут пройти по карнизу. Не имеют друзей - они одиночки, в дружбе подчиняемы, а не лидеры, не смотрят в глаза. Для этого педагогам необходимо соблюдать ряд следующих рекомендаций по работе с замкнутыми детьми:

  • 1. В работе попробовать опираться на сильные стороны ребенка. «Не важно, как он выглядит для других, важно как для себя».
  • 2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к новым условиям.
  • 3. Не призывать к совести, не читать морали.
  • 4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов, потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену.
  • 5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формировании навыков изобразительной деятельности.
  • 6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
  • 7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  • 8. Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике.
  • 9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
  • 1. Необходимо формировать у ребенка положительную самооценку.

Ребенок воспринимает окружающий мир через призму своих ощущений. Положительные чувства формируют позитивное отношение к миру и самому себе, а отрицательное отношение порождается негативными эмоциями и неуверенностью в своих силах. Отношение к себе в детском возрасте тесно связано с самооценкой. Родителям нужно сформировать у ребенка положительное отношение к себе, уверенность в том, что он любим и необходим. Никто из взрослых не должен прямо указывать на недостатки или неудачи ребенка. Лучше всего противопоставлять неудачи успехам ребенка. Для повышения самооценки никогда нельзя сравнивать детей, даже родных братьев и сестер, потому что каждый ребенок индивидуален. Отлично повышает самооценку ребенка признание взрослым его достоинств и поступков. Хвалить застенчивого ребенка просто необходимо. Но для этого необходимо давать только посильные задания.

2. Следует научить ребенка саморегуляции.

Саморегуляция - это способность выражать своим эмоции и управлять ими. При нормальном развитии эта способность формируется к 10-12 годам. Ребенок спокойно реагирует на неудачи и готов обсуждать свои отрицательные черты .

Хорошую помощь в развитии саморегуляции оказывают игры с водой и песком, психогимнастика, арт-терапия, релаксация, дыхательные упражнения, театрализованные, ролевые и подвижные игры. Ребенка надо научить пользоваться всеми этими методами, и, возможно, в нужный момент он сам сможет использовать то или иное занятие для того, чтобы привести свое состояние в норму.

3. Обеспечить снижение уровня тревожности в семье и установить доверительные отношения с ребенком.

Близким людям необходимо снижать степень тревожности застенчивого ребенка, которая у него очень высока. Для этого родителям и другим родственникам нужно исключить из повседневного общения крики и нервозность. Доверительные отношения с родителями сформируют у застенчивого ребенка доверенность к близким, что станет первым шагом к раскрепощению. Говорить о том, о чем хочет ребенок, а не взрослый - это одно из главных условий родительского воспитания. Во время беседы родителям и детям важно переживать одинаковые эмоции, так у ребенка будет формироваться эмпатийное восприятие действительности. Возможность сопереживать откроет застенчивому ребенку то, что на свете много действительно несчастных страдающих людей, а его проблемы часто надуманные и не такие уж «страшные». В результате ребенок начнет воспринимать себя более позитивно. Развить чувство эмпатии в ребенке могут только родители, а педагогам под силу продолжать развивать то, что заложили в семье.

4. Навести порядок в поведении взрослого.

Ребенку сложно понять, почему взрослый кричит из-за неправильно одетых колготок или злится из-за рисунка на стене. Родительская помощь состоит в следующем. Во-первых, требования взрослых должны быть постоянны и обоснованны. Если правило касается ребенка, то его должны соблюдать и все члены семьи.

Во-вторых, поставленная перед ребенком задача должна быть конкретной и понятной, чтобы не вызвать у ребенка растерянность и заторможенность.

В-третьих, настойчивые и назидательные требования и указания необходимо заменить дружеской формой общения. Ребенок пусть станет партнером, а не подчиненным. Доверительное общение никогда не приведет к формированию застенчивости и неполноценности.

5. Обеспечить ребенку возможность реализовывать естественную потребность в движении.

Здоровый ребенок не может не двигаться. Движения вызывают повышенную вентиляцию легких. Кислород активно поступает в головной мозг, активизируя его работу. Застенчивые дети менее подвижны, скованы в движениях, поэтому у них часто возникает психическое переутомление. Чтобы этого избежать, ребенку необходимо давать свободу движения, позволять самостоятельно выбирать место игр, занятий, обучения. Многие родители ведут малоподвижный образ жизни, поэтому активность своего ребенка воспринимают как непослушание. Застенчивость у ребенка может возникнуть из-за того, что его постоянно одергивают: «Не бегай!», «Не шуми!» и т.д.

6. Научить ребенка, как устоять перед неудачей.

Чтобы научить ребенка с достоинством воспринимать трудности, ошибки и неудачи, не зацикливаться на них, а с уверенностью двигаться дальше, нужно, чтобы сам взрослый умел это делать и был для ребенка примером. Поэтому следующие советы пригодятся родителям и близким взрослым застенчивого ребенка, от поведения которых зависит, разовьется ли в характере ребенка такая черта, как застенчивость:

  • - не погрязать в неудаче, не стонать, не составлять «длинный список неудач» и не думать о них постоянно;
  • - нельзя представлять себя единственным несчастным человеком на свете, ведь у каждого были неудачи, и у всех они будут. Надо верить, что каждую неудачу можно исправить и даже обратить в успех;
  • - нельзя, чтобы неудача казалась ребенку «позором». В неудаче человек может ощущать себя, как будто он упал с гор. Но нужно поскорее подняться и двигаться дальше;
  • - неудача - лучшая школа успеха. Ее можно рассматривать, как необходимую тренировку, закаливание. Неудачу нужно рассматривать с помощью воли, с помощью разума и осмысления. Тогда буден виден путь к успеху. Например, надо сказать себе твердо и уверенно: «Задача была поставлена правильно, но она осталась невыполненной, ее надо достичь. Сейчас я снова займусь решением этой задачи. Подумаю: как мне лучше сделать это?». Надо продумать все: «Чего мне не хватило для достижения цели? Что я сделал неправильно? Возможно, я был неосторожен (поспешен, нерешителен, невнимателен и т.д.)». Надо научиться задавать такие вопросы и отвечать на них, словно спрашиваешь не себя, а своего доброго друга, которого постигла неудача, и которому нужно помочь словом и делом. Так умолкнут собственные обиды, и разум поможет решить проблему.

В консультации раскрывается понятие застенчивости, ее причины, особенности поведения застенчивых детей. Даются рекомендации по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста, а также рекомендации по организации общения детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Застенчивый ребенок»

Подготовила воспитатель Золотова Е.В.

В психологии «застенчивость» рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, препятствующий нормальному общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми.

Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

Быть застенчивым - значит бояться общения. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако исследования показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное.

Проблема заключается в другом. Он часто сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. В общении с близкими людьми характер отношения взрослых ясен для ребенка, а в общении с посторонними – нет, поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.

С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже – с точки зрения взрослых. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего «Я». Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем “Я” часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. Признание и уважение всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные и деловые интересы, что препятствует реализации своих подчас очень хороших способностей и адекватному общению с другими.

Но в ситуациях, когда ребенок "забывает о себе", он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно. Они всегда послушны, исполнительны, редко делают что-либо недозволенное, не проявляют инициативу. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли, либо вообще не принимают участие, сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях. Они редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации. В контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. Застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий.

Внешне кажется, что такие дети уравновешенны, спокойны, но это не так. Все переживания, негативные эмоции остаются внутри и могут стать причиной серьезных заболеваний.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая. Чем раньше начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом ребёнок непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера, у него формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется.

В работе с застенчивыми детьми важна тактичность, терпение. Застенчивому ребенку необходимо помочь развить все его внутренние потенциалы, чтобы в дальнейшем он чувствовал себя полноценным членом общества.

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть на самом деле со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
  3. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Если ребенку предстоит поступление в школу, то желательно побывать в помещении школы и в том кабинете, где будут проходить занятия, познакомится с учителем. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.
  4. Не заставляйте ребенка «быть смелым». Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
  5. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
  6. Просьба, обращённая к застенчивому ребёнку, должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное – это тактичность и терпение.
  7. Полезно завести четвероногого друга, гуляя с которым ребенок может познакомиться с новыми людьми, такими же хозяевами животного.
  8. При контакте с застенчивым ребенком важно использовать невербальные средства общения, жесты открытости и доверия, установить контакт глаз.
  9. Обязательно хвалите ребенка, когда он работает над собой, чтобы преодолеть свой внутренний барьер.

застенчивых детей дошкольного возраста

  1. Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Дайте ребенку определённую меру свободы действий. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов. Постоянно укрепляйте в ребёнке уверенность в своих силах.
  2. Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
  3. Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми»: попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.

4. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.

5. Отрабатывайте поведение в разных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

  1. Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.

Будьте терпеливы, и вскоре ваш ребенок будет свободно общаться!


Другой, наоборот, сторонится детей, боясь насмешек. Так что же делать взрослым, обсудим сегодня рекомендации родителям застенчивых детей.

Надо сказать, что зачастую эти опасения малыша вполне обоснованны. Как мы уже говорили в предыдущих статьях у детей 4 -5 лет уже достаточно обширный словарный запас при явном отставании логики, потому они вполне могут наговорить много неприятных слов своему другу.

  • Особая категория среди стеснительных детей – это дети, имеющие различные физические недостатки, например, дефекты речи, зрения или слуха. Но эта категория, слава Богу, не так многочисленна. Основную массу застенчивых детей составляют обычные дети.

Как правило, избегает сверстников и играет в одиночестве.

Малышу постоянно кажется, что он хуже всех, что другие не захотят принять его, что он может сказать или сделать что-то не так и над ним обязательно будут насмехаться.

  • Такое поведение совсем не означает завышенной самооценки или любования собой, как может показаться со стороны. Выражение «находиться в гордом одиночестве» в нашем случае совершенно не к месту!

Застенчивый ребёнокчувствует такую же необходимость в дружбе и общении, как и остальные малыши, но в силу каких-то внутренних факторов, он не умеет делиться собственными переживаниями. И как это ни грустно звучит, но одной из причин такого поведения является низкая самооценка

  • Если вы, родители, не работаете над этим качеством, оно, безусловно, будет оказывать значительное влияние на жизнь вашего чада, и сейчас и в будущем.
  • Поскольку застенчивость может сохраняться всю жизнь, принося своему владельцу больше огорчений, чем радости.
  • Поэтому так важно родителям обратить на это внимание, и начать работу над отношением малыша к самому себе. И чем раньше начнется такая работа, тем больше шансов, что ребенок сможет побороть в себе эту черту и станет уверенным в себе взрослым человеком.
  • Во-первых, золотое правило - не критикуйте, «не давите» на малыша. это не болезнь и не порок! Ни в коем случае не упрекайте ваше чадо и не принуждайте его к общению, иначе реакция будет прямо противоположной. Если вам не трудно, уважайте его потребность быть чуть в стороне от сверстников. Но в то же время, предлагайте ребенку такие задания, которые требовали бы обязательного включения в игру или занятие других детей.
  • А можете сами начать играть с малышом, а затем тихим, спокойным голосом предложите другим ребятам присоединиться к вашей игре. Когда увидите, что дети играют увлеченно - тихонько уйдите.
  • После такой игры, обязательно похвалите малыша, отметив при этом: «Ты такой молодец. Мне так приятно наблюдать, как ты играешь вместе с ребятами».
  • Второе – помогайте! Если Ваш малыш включился в разговор, поддержите его. Обратите внимание на его слова. Скажите что-то в ответ.
  • Правило третье – что тренируется, то и развивается ! Если в какой-то ситуации ваш малыш вдруг смутился и умолк, вполне возможно, что он просто не знает, что ответить. Потому постоянно общайтесь с ним: дома, на улице, в транспорте! Постарайтесь научить малыша нужным словам – как обратиться к кому-то с просьбой или пожеланием, как правильно задавать вопросы и отвечать на них, как предложить другому ребенку поиграть вместе. Постепенно самая важная информация уложится в детской головке, и малыш будет чувствовать себя увереннее. Во время разговора с малышом постарайтесь привлечь к общению родственников, друзей, других детей. Чем шире круг общения, тем лучше для вашего чада!
  • Правило последнее, но основное – будьте терпимы и внимательны к своему ребёнку. Постарайтесь создать атмосферу доверия, лёгкости и непринуждённости, это поможет ему раскрыться.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.