20.07.2019
Развитие новорожденного ребенка – двенадцатый месяц жизни. Развитие ребенка в двенадцатый месяц жизни
Малышу пошел 12-ый - последний месяц младенчества. За первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает на 25 см.
Существенные изменения наблюдаются и в психическом развитии ребенка. Масса мозга увеличивается в 3,5 раза по сравнению с новорожденным состоянием. Значительно увеличивается мозжечок, - отдел мозга, отвечающий за координацию и развитие общих движений малютки, моторику пальцев рук. Начинает развиваться активная речь, появляются первые осознанные слова и простейшие обобщения. Малыш уже более понятлив и "управляем" при помощи слов. Вместе с тем, дитя становится и более подвижным, активно учится ходить.
Увеличивается время бодрствования малютки с 2-х часов (как было в предыдущий микропериод - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы. Малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр.. Ребенок, например, снимает и надевает на палочку кольца большого размера; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка. В режиме дня годовалого ребенка выделяют три периода бодрствования, когда можно организовать игры-занятия: с 6.30 до 9.00 (9.30); с 11.30 до 14.00 (14.30); с 16.00 до 19.00 (19.30) часов.
На протяжении 12-го месяца, в поведении малыша происходят существенные изменения. Значительно возрастает его самостоятельность. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность.
Родителям следует знать, что в этот период закрепляются и совершенствуются навыки и умения, приобретенные на 10-м и 11-м месяцах жизни. У малыша возникает потребность повторять и повторять все то, что он уже умеет. Например, в 11 месяцев ребенок научился делать первые самостоятельные шаги, держась за опору, а на 12-м - он начинает ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и без нее, самостоятельно.
Малютка уже ориентируется среди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.
Годовалый малыш запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).
К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".
Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Малыш понимает слово "нельзя", если родители употребляют его в нежелательных для ребенка ситуациях. Однако его чувства еще не подчиняются разуму, отсутствует волевое поведение, поэтому часто он бывает непредсказуем в своих действиях для взрослых, непосвященных в тонкости раннего детства. Следует учитывать, что общение с ребенком СТРОИТСЯ на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый выводит ребенка из трудных, а порой и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а конкретно, практически оберегая его, наблюдая за его действиями и поведением, прогнозируя ситуацию в целом. Например, если дитя увидит блестящий предмет, будь то зеркальце или утюг, то обязательно сделает попытку схватить его рукой, не представляя последствий. Малыш может стянуть со стола салфетку вместе с чайным прибором, сунуть пальчик в дверную щель, схватить за хвост собаку и т.д. Родители должны оберегать малыша, не наказывать, а отвлекать от нежелательных действий, говорить "нельзя".
Иногда, видя как сын или дочь "расправляются" со всем, что попадает к ним в руки - рвут, мнут, бросают на пол, родители хватаются за голову и помещают неутомимого проказника, в манеж. Кажется, выход найден... Но, не тут-то было! Через 5-7 минут дитя громким плачем заявляет о своем неудовольствии, и вы не знаете, что делать: уступить ему или проявить родительскую волю. Скажем прямо, ни в первом, ни во втором случае ситуация не выигрышная ни для матери, ни для ребенка. Почему? В первом случае вы демонстрируете малютке, что его крик -- самое действенное средство добиться желаемого. Это начало капризов. Во втором -- совершаете не меньшую ошибку, испытывая его нервную систему -- ему действительно не стоит проводить основное время бодрствования в манеже.
Мудрая природа заложила в ребенка сенсомоторную потребность в движении и действиях с предметами, необходимость воспринимать их свойства, эмоционально-чувственно познавать мир и ориентироваться в нем. Вот почему его нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства , как бы это не было трудно! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем полноценное психическое развитие. Так называемый, кризис ребенка первого года, как раз и связан с недостаточностью двигательной активности, "сенсорным голодом", т.е. отсутствием впечатлений из окружающего мира, скудостью предметно-пространственной среды и отсутствием достаточного общения со взрослыми.
КРИЗИС первого года проявляется в поведении малютки. Он выражается в нервозности ребенка, его крике, неповиновении взрослому, упрямстве и капризах и является, зачастую, следствием неправильно организованной жизни малыша в целом. Дитя проказничает в тех случаях, когда родители оставляют его без внимания. Ведь сейчас он не может обходиться без взрослого, занять сам себя, безропотно сидеть, пережидая, когда мама переделает домашние дела и поиграет с ним.
Следует помнить, что вы его альфа и омега в освоении окружающего мира. От вас зависит физическое и психическое здоровье крохи! Именно поэтому маме дается государственный отпуск по уходу за ребенком.
Положа руку на сердце, скажем маме: в первую очередь занимайтесь ребенком, оставив все другие "неотложные" дела. Уборка, стирка, мытье полов - подождет. Вы успеете это сделать, когда дитя будет спать. А, еще лучше, если вам помогут домашние - все должны быть заинтересованы в психофизическом благополучии малыша, потому что запаздывающее психическое развитие малютки наверстать значительно труднее.
Большое заблуждение считать, что кризис развития ребенка первого года, -- явление неизбежное. Это не так. Кризис происходит только в том случае, если врожденные потребности развития своевременно не удовлетворяются взрослым. Иными словами, кризис возникает, когда потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью, хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и... падает, и так почти во всем. Невольно задумаешься: легко ли быть маленьким? Вместе с тем, как считают психологи, именно это противоречие между потребностями и возможностями крохи и является движущей силой его психического развития. Ребенок продолжает осваивать мир не смотря ни на что , можно сказать, идет через тернии к звездам! Перед этим упорством мы, взрослые, должны склонить головы. Родителям важно понимать процесс становления психики малыша, потому что страшно не само противоречие между потребностями и возможностями ребенка, а его неразрешенность, отсутствие понимания и помощи со стороны взрослых членов семьи. Вот почему рядом с маленьким тружеником всегда должен находиться мудрый и терпеливый помощник.
Если мама и папа знают, чем и как заниматься с малышом, умеют руководить его поведением и эмоциями, общаться с крохой, доставляя друг другу радость, - в их жизни всё происходит правильно. И никакого кризиса не будет.
На что обратить особое внимание родителям на 12-м месяце жизни ребенка
Обратите внимание насколько более осмысленно и дольше ваш малыш стал наблюдать за стайкой купающихся в луже воробьев или за проезжающим самосвалом. Да, и вы сами, попадаете в "прожектор" детских глаз: дитя наблюдает за вашими реакциями, действиями и эмоциями в той или иной ситуации. Через родительское отношение к тому или иному явлению он начинает понимать и осваивать окружающий его мир, входить в социум.
В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от взрослого, ухаживающего за ним, его собственное "я" только начинает складываться. Дитя копирует и действия, и эмоции взрослого, можно сказать "отражает" их.
Следует всячески поощрять и практиковать ситуации наблюдения , когда ребенок замирает, наблюдая действия взрослого, выполняющего какую-либо работу или видит что-то необычное, новое в своем окружающем. В эти моменты не стоит его отвлекать, потому что так начинает формироваться концентрация внимания и самая элементарная самоорганизация, правда, пока что на рефлекторной, ориентировочной основе, т.е. непроизвольном интересе ко всему новому, попадающему на глаза. Когда непроизвольный интерес у малыша проходит, мама, может вновь привлечь его внимание к наблюдению, дать краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, называть предметы и действия. Например, "Да, дядя красит... Красит забор" или "Бабушка кормит птичек", или "Мальчик играет в мяч" и т.п.
Необходимо обогащать игровую практику ребенка, инсценируя действия с сюжетными игрушками. Такие показы из одного-двух актов демонстрировались ребенку и ранее, в 10-11 месяцев. Тогда они носили чисто эмоциональный характер (например, куколка едет на лошадке или зайка играет на барабанчике и т.п.). На 12-м месяце эти показы приобретают новый акцент: теперь взрослый старается перевести в игровой план ту или иную ситуацию, которую малыш наблюдал в действительности . Например, он видел как бабушка кормила на улице голубей. Дома мама показывает ему игрушечных птичек, которых "кормят", "поят водичкой", "пускают полетать". В завершение показа можно спеть про них песенку: "птички летели, на головку сели, ладушки запели". В другом случае, после наблюдения за машиной, с которой сгружали кирпичи, дома можно нагрузить кубиками игрушечную машинку, отвезти ее в другую часть комнаты, построить из кубиков башенку. Показы, отражающие реальную практику жизни, формируют отражательную способность мозга, а следовательно, развивают наглядно-действенное мышление, свойственное этому периоду детства.
К сказанному выше следует добавить, что особое значение приобретают показы на кукле последовательности действий человека, раскрывающие и отражающие логику поведения взрослого. Например, если кукла "хочет спать", ее укладывают в кроватку, накрывают одеяльцем, поют колыбельную песенку. Если кукла пришла в гости, ее угощают едой, приглашают играть и танцевать. При купании куколки понадобится мыло и мочалка, ванночка с водичкой, а затем полотенце. Собираясь на прогулку, куклу одевают в пальто, заворачивают в одеяльце, сажают в саночки. Взрослый, в игровых показах отражает жизнь самого ребенка , чем способствует развитию речи и мышления. Такие инсценировки наглядно раскрывают ребенку функциональные действия человека: для еды нужна ложка, для мытья - мыло, для причесывания - расческа.
Развитие речи и ее понимание, по-прежнему остается ведущей линией в этот период. На 12-м месяце жизни взрослый стремится вступить с ребенком в "диалог" , используя все доступные для малютки средства: жесты, мимику, лепетные слова, звукоподражания. Общение с ребенком должно носить "двусторонний" характер. Это значит, что мама не только говорит сама, называет предметы и действия с ними, но и ожидает "ответа" от малыша в любой форме.
Продолжается практика освоения ручных операций с дидактическими игрушками и предметами. Ученые доказали, что эти действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает как вода убывает через дырочки. Следует практиковать показ, так называемых, орудийных действий, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу, воздействуя предметом на предмет, используя при этом подручные средства -- палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Мама показывает, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д. Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.
К концу 12-го месяца родителям следует начать перестраивать отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не вы делали что-то за малютку, а совместно с ним выполняли то или иное действие, решали задачи. Это, так сказать, каркас, на который вам предстоит настраивать красивое, надежное здание ваших отношений в ближайшем будущем. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. Однако всегда следует помнить о возрастных возможностях крохи.
После любого показа действий, мама предоставляет малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Следует помнить, что эмоциональное общение с малюткой не утрачивает своей актуальности. Не скупитесь на проявления своей любви. Малышу недостаточно того, что его только учат, холят, кормят. Ему нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, ваши нежные слова и целующие губы. Ребенку необходимо чувствовать, что он является для вас бесконечной ценностью, не сравнимой ни с какими сокровищами мира. Ваша любовь помогает ему "познать" себя и "утвердить" собственную значимость в этом мире. Так дитя начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это, пожалуй, самое главное в развитии малютки в конце младенческого периода детства.
Развитие и воспитание ребенка: 12-й месяц жизни
|
Развитие ребенка от 11 до 12 месяцев
Физическое развитие
Завершается первый год жизни ребенка. Антропометрическая динамика за прошедшие двенадцать месяцев колоссальная! Вы хорошо помните, как выглядело это розовое нежное создание триста шестьдесят пять дней назад? Достижения чада за это время удивительны и огромны! Кроха вырос на 25 сантиметров и набрал приблизительно 7 килограмм массы тела от момента рождения! Уже шесть-восемь зубов в арсенале маленького человека! А разве не достижение – навык покорения пространства?!
На этом этапе различия в двигательном развитии малышей сохраняются. Маленькие исследователи много и уверенно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Более ловкие дети ходят самостоятельно или придерживаясь за руку взрослого или мебель. У малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений, он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесие даже тогда, когда вы поднимаете ему ножку (например, надевая ботиночек).
Движения руки тоже становятся более координированными. Пытаясь захватить одновременно несколько предметов, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Развиваются сочетанные движения обеих рук: ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Появляется «щипковый захват» – ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем. Малыш постепенно учится быть более самостоятельным - сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.
Ребенок начинает постигать пространственные отношения. Ему нравится вынимать игрушки из коробок и банок. Складывать предметы обратно у малыша не всегда получается. Ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Особенно это заметно, если вы дадите малышу две круглые формочки – большого и маленького размера. Вместо того, чтобы вложить маленькую формочку в большую, он пытается всунуть большую в маленькую и предпринимает неоднократные попытки для достижения желаемого результата.
Осваивая первые шаги, малыш учится одно¬временно выполнять другие действия: толкать перед собой игрушку на колесиках, нести в одной или двух руках предмет, тянуть за собой машинку на веревочке. Малыши, которые начали ходить до года, продолжают осваивать новые движения -учатся приседать, ло¬житься без помощи взрослого, кидать и катить мяч и следить взглядом за его движением.
Психическое развитие
Малыши начинают открывать для себя новые закономерности – они понимают, что спрятанная на их глазах игрушка не пропадает, а остается на том же месте, где ее спрятали. Ребенок внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее там, где вы ее положили. Спрячьте кубик под небольшой коробкой – малыш приподнимет коробку, возьмет кубик и, довольный собой, покажет его вам.
В этом возрасте малышей можно начинать учить простым манипуляциям с игрушками – тянуть машинку к себе за веревочку, класть мишку «спать» в кроватку рядом с собой. Дети продолжают изучать непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку, похожую на фрукт, который недавно пробовал. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, малыш может показать вам, что ему приятны далеко не все тактильные ощущения. У некоторых малышей в этом возрасте может отмечаться повышенная тактильная чувствительность: им не нравится трогать желе или влажные мягкие предметы, вставать босиком на песок и т.п. Ребенку, бесспорно, нужен разный тактильный опыт, но с новыми ощущениями знакомьте его постепенно. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком по разным поверхностям: по полу, по траве и песку, влажному и сухому. Дотрагивайтесь до спинки и ручек малыша мягкой пуховкой, кусочками меха, теплыми и прохладными предметами. Любимой игрой малыша надолго становится игра «входит и выходит». Не случайно детские психологи называют этот возраст ребенка возрастом «Иа-Иа». Малыши часами могут скла¬дывать предметы в емкости, а потом доставать их оттуда.
Ребенок становится все общительнее и с удовольствием встречает уже знакомых взрослых, радуется встрече с ними и стремится быть в центре событий. Он все больше и больше нуждается в разнообразии. Игры малыша становятся более осмысленными. В этот период хорошо выделить специальное время для игр с ним. Очень важно, чтобы с ребенком как можно чаще играл папа. Игры пап и мам отличаются. Папы играют с малышами в «шумные» игры, поднимают их вверх, подбрасывают, учат пинать мяч.
Многие малыши проявляют все больший интерес к рассматриванию картинок в книжках. Это не мешает им использовать книжку как игрушку: малыш вертит книгу, стучит ею об пол, дергает за страницы. Именно поэтому первые книги для малышей должны быть небольшого формата, легкие, с картонными страницами. Покупайте книжки с картинками без текста. Не мешайте малышу играть с книжкой. Яркие картинки обязательно привлекут его внимание. Показывайте ребенку изображения знакомых предметов. Громко называйте их, читайте короткие стишки.
Ребенок требует большего внимания со стороны родителей. Он хочет общаться и ищет доступные ему средства коммуника¬ции. Малыш вырабатывает понятную родителям систему звуко¬вого сопровождения своих просьб - звуками и жестами нетерпения выражает желание пить, есть, указательным жестом выражает желание получить понра¬вившуюся игрушку или интересующий его предмет.
Ребенок учится произносить новые звуки и активно тренируется в их произношении. Он может произносить отдельные звуки и звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте некоторые дети могут произнести пер¬вое слово. В чем разница между сочетанием звуков и словом? Слово всегда соотносится с определенным человеком, предметом или действием. Сочетания звуков, в отличие от слов, произносятся сами по себе, «в никуда», и не несут смысловой нагрузки. Вы замечаете, что, не умея говорить, ребенок многое понимает: не только слова, но и фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой: «пока-пока», хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести. Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.
Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: игрушки-гнезда (принцип матрешек), пирамидки и игрушки с надевающимися на стержень деталями, кубики, игрушки с прорезями, заводные игрушки (машинки, курочки, утята), игрушки-каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые игрушки-зверята, наборы детской посуды, музыкальные игрушки, куклы-бибабо, рамки-вкладыши.
Вашему ребенку исполнилось 12 месяцев - вот и пролетел первый день рождения, что дальше? Родителям хочется узнать план, по которому будет развиваться их малыш дальше. Однако, нет единого списка умений и навыков, по которому бы шло развитие ребенка, ведь мы все разные, такие же разные и наши дети. У каждого малыша свои индивидуальные темпы развития, склонности к тем или иным способностям... Тем не менее есть определенный набор умений, отсутствие которого у ребенка в год должно настораживать родителей.
Физическое развитие
К году подавляющее количество детей уже ходит самостоятельно, без поддержки. Некоторые все еще колеблются и не доверяют такому способу передвижения — присмотритесь, ваш малыш просто боится отпустить мамину руку или опору и пустить в самостоятельный «поход» на своих двух или же причина кроется в чем-то другом. В любом случае в возрасте 12 полных месяцев малыш обязан посетить ортопеда. Если ваш ребенок в год все еще не ходит, то, возможно, врач-ортопед определит причину.
Годовалые дети также свободно передвигаются в пространстве на четвереньках, ползком, периодически переходя от одного вида перемещения к другому - то ходят, то ползают. Дети в 12 месяцев умеют слазить с высоких стульев, умеют карабкаться и спускаться с дивана, пятится назад, а также подниматься и спускаться с лестницы на четвереньках. Дети свободно открывают ящички и дверцы шкафов (обзаведетесь специальным детским замком для дверей если не хотите чтобы все содержимое было вывернуто, тщательно исследовано и, возможно, выведено из строя).
Приходит время большей самостоятельности - ребенок пытается:
- орудовать ложкой (держит в руке, стучит по стенкам тарелки, особо смышленые дети уже могут самостоятельно есть);
- причесывать волосы расческой;
- он чистит зубы зубной щеткой (немного не конвенциональным образом, но эффект практически тот же);
- помогает взрослому одевать себя - подставляют или сами опускают ножки в ботинки, находят рукав и даже пытается надеть носочки.
Психическое и эмоциональное развитие ребенка в год
В жизнь ребенка годовалого возраста уже входят такие игрушки как мяч (для пинания, бросания и догонялок), пирамидка и кубики . Не волнуйтесь если последние 2 игрушки он не « осилит» сразу же. Покажите малышу как нанизываются кольца на пирамидку, и как их снять - он с удовольствием отточит сперва навык разбора уже сложенной пирамидки (и заодно попробует на зуб все колечки), а потом и сам начнет ее собирать. По ходу складывания пирамидки называйте цвета ее колец - так ребенок еще раз столкнется с названиями цветов.
Детки такого возраста проникаются идеей телефона и любят подолгу «болтать». Впрочем, не только по телефону - любой предмет может оказаться интересным «собеседником», малыш лопочет долго и эмоционально.
Эмоционально ребенок становится более зрелым - он может продемонстрировать протест и неудовлетворенность когда Вы заставляете его делать что-то чего он не хочет или же пытаетесь прекратить его деятельность или что-то отобрать (в этой ситуации хорошо работает прием "обмен" - я тебе дам вот этот предмет, а ты мне взамен тот что у тебя в руках), выражает любовь и нежность к близким или к любимым игрушкам - обнимает, целует.
Обычно к 12-ти месяцам,ребенок уже способен выполнять простые поручения взрослых, например, «принеси куклу», «дай», «возьми». Словарный запас составляет от 5 до 12 слов, сюда относятся не только полноценные, классические «мама-папа», но и такие слова как «ам» (я голоден), «бух» (упал), имитация звуков, издаваемых животными.
Подавляющее количество детей начинает стремиться к социальной жизни , особенно им нравится быть в гуще событий с себе подобными или детьми немногим старше себя. Взрослые также представляют для них существенный интерес в общении, в случае если они реагируют и отвечают на их «диалог».
Хотите узнать в какие игры можно играть с ребенком в год? Ознакомьтесь с
Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.
В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.
Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?
- Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
- Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
- Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
- Малыш уже может приседать или садиться без опоры.
- Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
- Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
- В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.
Что нового в психическом развитии:
- К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово.
- Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов.
- Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит.
- С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку.
- У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик.
- Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать.
- Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.)
- Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
- Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство);
- Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
- Обидчивость и плаксивость;
- Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).
У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:
- У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша.
- Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему.
- С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет».
- Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.
Тест на развитие детей в 12 месяцев:
- Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки.
- Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет».
- Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа.
- Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми.
- Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
- К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.
Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.
Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео
Режим – сон и питание
Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 — обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.
Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)
Как помочь малышу развиваться
- Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.)
- Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
- Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
- Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно.
- Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу.
- Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно.
- Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен.
- Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской.
- Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал.
- Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником — для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм — для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.
Читаем статью
Вашему ребёнку 12 месяцев
Сегодня вашему ребёнку исполняется год? Что же, вас можно поздравить с тем, что волнительный (длинной в 12 месяцев) период младенчества вами успешно преодолён, и теперь рядом с вами будет находится уже не беспомощный малыш, который полностью и во всём зависит от мамы и папы, а маленькая, но уже самостоятельная личность, которая умеет показывать свой характер, имеет свои желания, и даже выработала свои привычки. О развитии ребёнка в 12 месяцев, о первых достижениях годовалого крохи, о том, как способствовать развитию ребёнка в этот период – обо всём этом поведает молодым родителям наша публикация…
Физическое развитие ребёнка в 12 месяцев
Как к правило, к 12 месяцу жизни ребенок может гордиться такими физиологическими достижениями, как 12 зубов во рту (если их меньше – не паникуйте, главное, чтобы ребёнок получал необходимый для формирования зубов кальций, витамин Д и фосфор), вес ребёнка составляет от 10 до 11 килограммов (последняя прибавка должна быть не менее 350 граммов), а рост составляет от 72 до 77 сантиметров (за последний месяц вы должны вырасти не меньше, чем на 1,5 сантиметра). Таким образом, общая прибавка веса с момента рождения составляет около 7 килограммов, а «прибавка» роста – 25 сантиметров. После года темпы роста ребёнка и его прибавка в весе немного снизятся, так как ребёнок станет больше двигаться.
Физические достижения ребёнка в 12 месяцев
- Многие детки в 12 месяцев уже могут уверенно стоять на ногах и даже делают свои первые шаги. В случае, если вам уже исполнился год, но ребёнок пока только ползает и неустойчиво стоит – рекомендуется обратиться к педиатру, невропатологу и ортопеду. Эти специалисты постараются отыскать причину такого состояния. И, возможно вам даже будет назначен специальный массаж, который поможет ребёнку быстрее пойти. Впадать в панику из-за того, что ребёнок в год не ходит – не стоит. Все дети начинают ходить по-разному, но устойчиво стоять на ногах он всё-таки должен.
- Параллельно с ходьбой, ребёнок копирует действия взрослых, поэтому, не удивительно, что он может повторять за вами, как вы делаете зарядку по утрам, или копировать папу, который что-то ремонтирует на кухне. Очень важно на этом этапе подавать ребёнку правильный пример. Так что, не думайте, что годовалый карапуз ничего ещё не понимает. Всё он уже осознаёт, поэтому – будьте для него достойным примером.
- Осваиваются ребёнком навыки и залазить на диван и спускаться с него, подниматься и спускаться по лестнице. Правда, при спускании он может испытывать страх – это естественно, у ребёнка уже срабатывает инстинкт самосохранения. Вам надо просто показать ребёнку, как можно безопасно слезть с дивана или помочь ему. Культивировать страхи в этом возрасте не стоит. Так как родом из такого глубокого детства многие наши .
- Малыш также пробует держать ложку в руках, перекладывает её из одной руки в другую, пробует самостоятельно кушать, уверенно держит кружку и умеет пить из неё.
- Ребёнку доступны такие навыки как зачерпывание воды, отрывание кусочков бумаги, снимание бус через голову, открывание дверей, тумбочек. Во время купания ребёнок брызгается не только руками, но и ногами и постоянно норовит подняться и даже вылезти из детской ванночки. Ни в коем случае не оставляйте его без присмотра ни на минуту.
- Познание мира у ребёнка продолжается через тактильный контакт и пробование этих предметов на вкус. Так что следите за тем, чтобы ребёнок не брал мелкие, острые и опасные предметы, так как он может проглотить их, засунуть в ухо или даже в нос.
- Из наблюдателя ребёнок превращается в активного участника происходящих вокруг него событий. Малыш постоянно хочет быть в центре внимания, у него уже есть свои интересы. А, своё недовольство ребёнок выражает с помощью крика. Кстати, ребёнок сейчас копирует ваши интонации, так что прислушайтесь к его голосу – таким он видит вас, вечно бормочущим или громко кричащим…
- Если родители ребёнка вовремя начали «знакомить» его с горшком, то, уже к 1 году ребёнок хорошо знает, для чего предназначается этот горшок, и просится на него, когда ему необходимо сходить в туалет. О, том, когда же лучше приучать ребенка к горшку на нашем сайте была об этом целая . Так что, прочитав её вы можете повторить основные моменты, как правильно организовать такое «знакомство» и когда это делать лучше всего.
Режим дня для ребенка в 12 месяцев
О том, что ребёнок взрослеет, вы можете догадаться и по тому, что он реже стал спать днём. Всё больше времени малыш проводит бодрствуя, познавая мир, играя в игрушки. И, теперь интервалы между его отдыхом – – составляют уже не 2 часа, а 3-5 часов. Это вполне естественный процесс, поэтому, переживать о том, что ребёнок подолгу не спит, не стоит — его нервная система уже готова к таким промежуткам бодрствования и таким образом повышается выносливость его маленького организма.
Некоторые родители также замечают, что укладывать малыша спать днём чаще, чем 1 раз у них уже не получается. Что же, с этим придётся смириться. Главное, чтобы в общем ребёнок спал положенные ему 12 часов в сутки.
Психологическое развитие ребёнка в 12 месяцев
Эмоции малыша
Сейчас ребёнок переживает период активного психологического развития, в его сознании закладываются азы и зачатки его восприятия мира, стремление познавать и исследовать что-то новое в нём постоянно растёт. Ребёнок уже хорошо различает близких ему людей, и знает, что есть и чужие. К ним он относится уже не с тем былым доверием, что раньше, скорее, наоборот – с опаской и настороженностью. А, попытки заговорить с ним или прикоснуться к нему могут закончиться слезами и даже истерикой, если малышу не понравится чужой дядя и тётя. Наказывать ребёнка за такое поведение не стоит. Сейчас у него в сознании происходит идентификация окружающих его людей и это вполне правильная реакция на своих и чужих. Ребенок уже начинает произносить свои первые слова, причём он не просто их повторяет за взрослыми, он уже начинает понимать их смысл. Поэтому, когда он произносит «ма-ма», он действительно обращается к маме. Детские игры приобретают ролевую тематику и уже имеют свой сюжет. Он не просто катает машинку по полу, он ею ездит.
В год ребёнок сталкивается со своим первым психологическим кризисом, который вызван тем, что психологически он развит лучше, чем физически.
Другими словами, его сознание может намного больше осознавать, чем могут делать его руки и ноги. Такое осознание приводит к тому, что ребёнок может стать плаксивым и раздражительным – это чувство недовольства самим собой. Нередко оно выливается в громкие истерики, когда бывает очень трудно успокоить малыша, который никого не хочет слушать. Однако, кричать на ребёнка в таком состоянии, ставить в угол, и наказывать за такое поведение – не стоит. Единственно верный способ, как действовать в этой ситуации – это сказать ребёнку добрые слова, обнять его и успокоить.
Словарный запас ребёнка в 12 месяцев
Нормально развивающийся ребёнок в 12 месяцев уже радует вас 5-10 облегченными словами. Причём, сама речь ребёнка тесно связана с теми эмоциями, которые он испытывает. Правда, обращаясь к вам, ребёнок очень хочет, чтобы вы его поняли. Ну, а если мама с папой его языка не понимают, малыш может помочь себе жестами. Кстати, детки в этом возрасте уже отлично понимают, что можно и нельзя, а также то, когда их хвалят или ругают. Кстати, сейчас – эффективный инструмент воспитания, который находится в ваших руках. Обязательно им воспользуйтесь.
Показывайте ребёнку в этом возрасте картинки с изображениями животных и людей, читайте детские сказки, включайте музыку – таким образом, вы будете способствовать его гармоничному развитию.
Эмоции ребёнка в 12 месяцев
Психологи проводили интересный эксперимент, когда годовалым детям включали видео, где такие же детки, как они, играют, смеются и плачут. Примечательно, что на смех дети реагировали ответной улыбкой. А, детский плач поддерживали своими слезами. Это свидетельствует о том, что в эмоциональном плане годовалые дети уже способны чувствовать то же, что и мы – взрослые . Они умеют обижаться, сочувствовать и любить. Они могут испытывать страхи, и над этими страхами ни в коем случае не надо смеяться. К тому же, у детей в таком возрасте уже развита причинно-следственная связь. Они прекрасно понимают, что если мама их одевает – значит, они идут гулять на улицу, а если мама одевается сама, а малыша никто не собирает – значит, он остаётся дома. И, нередко ответной реакцией на такое явление служат детские слёзы. Ребёнок понимает, что он остается дома, а мама уходит одна…
Дети в этом возрасте, несмотря на физическую возрастную ограниченность своих возможностей, уже пробуют проявлять самостоятельность, и доказывать свою правоту. Правда, методы доказательства – это слёзы, истерики и крик. В этом случае, необходимо успокоить ребёнка и постараться выяснить от него, чего же он хочет. Также, психологи рекомендуют уже в этом возрасте предлагать ребёнку право выбора. Пускай ребенок сам выбирает, какую одежду ему носить (естественно, под вашим бдительным наблюдением), сам выбирает игрушки, которыми он будет играть. Такая самостоятельность помогает ему взрослеть.
Вы также можете с удивлением заметить, что ваш ребенок с разными людьми ведёт себя тоже по-разному. С бабушкой — он один, с дедушкой – другой, а вам с папой – показывает свои капризы. Это естественный процесс развития.
Дети в этом возрасте уже понимают, что такое шутки, и даже сами пробуют с вами шутить, они подражают вашему поведению и копируют тех взрослых, которые больше всего проводят с ними времени.
Кризисы первого года жизни
Ребёнок требует к себе повышенного внимания, может вести себя очень упрямо и не слушаться вас, отказываясь выполнять то, что вы его просите. Реакция на воспитание у него скорее негативная, чем спокойная. Ребёнок начинает капризничать, ведёт себя агрессивно, бросает игрушки на пол и даже обижается. Также, для детей в этом возрасте характерна противоречивость в действиях. Малыш вроде бы и просит вас о помощи в игре, но хочет всё делать по-своему.
Однако, такие кризисы всё-таки чаще настигают тех детей, врожденные потребности развития которых не удовлетворятся взрослыми. Другими словами, ребёнок вынужден хоть как-то привлечь к себе внимание. И, он выбирает именно такой кризисный способ. При правильном воспитании, в случае, когда родители правильно воспитывают ребёнка, уделяют ему достаточное количество внимания, а сам кроха развивается в гармоничной обстановки любви мира и согласия в доме – такие кризисы могут себя не проявить.