Разница между браком и семьей. Семья и брак

Семья и брак изучаются в социологии, психологии, религиоведении и в правоведении. Обществознание как комплексная дисциплина рассматривает это явление с нескольких точек зрения одновременно. В РФ основы семьи и брака закреплены в соответствующем профильном законе. Речь идёт о Семейном Кодексе, который в специализированной литературе чаще всего обозначается сокращённо, то есть как СК.

Правовые основы брака и семьи регулируются отдельной отраслью права. В нормативно-правовых актах закреплены имущественные и неимущественные права и обязанности членов одной семьи друг по отношению к другу. И в случае, если кто-то совершает нарушение, пострадавшая сторона (или считающая себя такой) может обратиться за защитой в суд.

Брак и семья – это близкие понятия, иногда они совпадают, например, когда речь идёт о бездетной паре. Но на самом деле друг другу не тождественны. Семья как понятие гораздо шире, в него могут входить лица, связанные кровными узами. Понятие брака по семейному праву же достаточно однозначно.

Итак, под браком законодательством понимается добровольный союз женщины и мужчины с целью совместного ведения быта (хозяйства), воспитания детей и создания семьи. Необходимо отметить, что Российская Федерация неоднократно подвергалась критике за это определение. Считается, что законодательство о браке и семье дискриминационное, поскольку в нём ущемляются права лиц нетрадиционной ориентации.

Однако это не единственная причина недовольства. Нередко указывается, что современное значение семьи в жизни человека не должно быть привязано к обязательному или навязываемому обществом стремлению завести детей. Критики считают, что институт брака переживает кризис, что он должен меняться, чтобы в полной мере удовлетворять современные потребности общества.

Тем не менее ФЗ (федеральный закон) пока что даёт именно такое определение. Возможно, в будущем какое-нибудь постановление или поправки изменят ситуацию. Сейчас же понятие и правовая природа брака в России строятся вокруг гетеросексуальных союзов.

Зачем нужно законодательное закрепление?

Кажется, что понятие брака и семьи во многом личное. То, как жить, с кем, люди должны решать сами. И стремление государства осуществить регулирование такого явления как брак, брака кажутся неуместными.

Однако в основе своей всё это направлено на защиту тех, кто находится в уязвимом положении. Например, ребёнок, который может пострадать от произвола родственников. Закон в большинстве случаев на его стороне. Он не даёт родителям продавать недвижимость без учёта интересов несовершеннолетних, например.

А ещё дети до 18 лет являются наследниками по закону. И даже лишение родительских прав далеко не всегда означает автоматическое освобождение от соответствующих обязанностей. Безусловно, при чтении этих строк кто-то может подумать, что в моей семье невозможно представить себе вмешательство государства.

И это хорошо. Живущие в мире и согласии супруги, как правило, не сталкиваются с какими-то претензиями к ним законодательства. Закон обычно помогает урегулировать конфликты, разобраться в сложных ситуациях. Институт семьи и брака касается и дальних родственников, вернее, его правовое регулирование, поскольку сам по себе институт – понятие социологическое в первую очередь.

И ещё один момент. Существует такое явление как «правовые семьи понятие и виды». К браку и к родственникам это не имеет никакого отношения. Речь идёт о правовых системах, которые в науке получили название семей. Например, романо-германская семья, англосаксонская и т. п. Не стоит путать эти понятия.

Какие бывают семьи?

Довольно любопытна классификация семьи. Рассматривают по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, среднедетные и многодетные. Любопытно, что в публицистике прижились, в основном, только первый и последний термины.

Также существует различие по половому составу: разнополый брак и однополый. Грамотнее говорить о брачных отношениях, даже если они официально не признаются государством, потому что, как уже говорилось, семья – это другое. Фактически, однополой семьёй можно назвать дочь и мать или сына и отца.

Необходимо отметить, что традиционное понятие семьи и брака не подразумевает признания гомосексуальных отношений. Во многом это связано с последствиями влияния религий, когда союз между людьми сводился к размножению, что и ставилось основной или одной из основных целей. Потомкам и наследникам нужно было придать официальный статус.

Однако семья и брак как социальные институты в современном мире в большинстве цивилизованных стран не сводятся к этому. И во многих странах закон защищает однополые отношения. Яркий пример – Канада, Испания, США, Великобритания.

Исторические формы брака

Также существуют исторические формы семьи и брака. Это моногамия, то есть союз исключительно 2 людей, полигиния, предполагавшая большое количество жён и одного мужа, и полиандрия, где на одну женщину приходилось несколько мужчин. Необходимо отметить, что количество и положение людей в семье, о семье, семьи, семье зависело во многом от доминировавшей религии.

В частности, при внимательном изучении истории человечества становится видно, что сильнейшая дискриминация по гендерному признаку поддерживалась христианством и близким с ней в этом отношении исламом. Современный закон по сравнению с этими нормами выглядит гораздо прогрессивнее. Даже в России.

Партнёрская семья

В специализированной литературе неоднократно упоминается партнерский тип семьи. О чём идёт речь? Так принято называть брачные отношения, построенные на равноправии женщины и мужчины, на одинаковом объёме прав и обязанностей. Некоторые считают, что это регулирует закон.

На самом деле законодательство делает акцент только на добровольности союза. То есть каждый супруг может в любой момент при желании подать на развод. Однако о равноправии отдельно не говорится. Поэтому считается, что такой момент регулируется негласно.

Какие ещё могут быть варианты? Встречается патриархальный тип семьи, в котором мужчина считается главой, за ним остаются все основные решения. Он же долгое время был традиционным. Бывают матриархальный, здесь роль ведущего полностью переходит к женщине.

И, наконец, социология семьи и брака также выделяет конкурентный, в котором муж и жена заняты активным перетягиванием одеяла на себя. В этом случае брак либо переходит в партнёрский (который ещё называют демократическим), также, как вариант, кто-то может победить в этой борьбе, либо союз распадается.

Какие ещё формы брака бывают?

Исследователи также выделяют понятие гражданский брак. В обывательском понимании это незарегистрированное сожительство. Однако исторически такое определение стало использоваться как раз для обозначения церемонии, получившей официальное признание государства в противовес церковному венчанию.

Бывают и формы, предполагающие союз 3 людей. В России такое явление чаще всего называют «шведской семьёй», в Европе оно получило название ménage à trois. Это отношения втроём, которым дают разную оценку, в большинстве своём негативную. Но есть те, кто считают, что в отдельных ситуациях такие союзы вполне допустимы.

Функции семьи

Роль семьи в жизни человека очень наглядно видна через функции. Учтите, что в отдельные исторические периоды одни могут выйти на первый план, а другие, напротив, оказаться почти неактуальными. Кроме того, речь идёт о том, что должно быть.

Однако далеко не все семьи относятся к функциональным, то есть не все выполняют свои функции. Такие в специализированной литературе называют дисфункциональными.

Репродуктивная

Социология семьи и брака рассматривает ячейку общества как надёжный способ обеспечить детей самым необходимым. Малютка может родиться и у матери-одиночки, не состоящей в браке. Но тогда он будет незащищённым.

Сейчас общественное отношение к людям смягчилось, оно не зависит от того, состояли ли их родители в зарегистрированном браке или нет. Но во многих странах, особенно тех, где религиозный уклад довольно силён, это ещё имеет значение.

Воспитательная

Роль семьи в формировании личности ребенка трудно переоценить. Именно здесь закладываются моральные ценности и укрепляются. Дети от родителей получают общее представление об окружающем мире. Они также видят перед собой первый пример поведения с другими людьми.

Если в семье здоровый климат, то и малютка вырастет благополучным – с большей вероятностью. Однако если у родителей постоянные проблемы, они озлобленные, им всё даётся с большим трудом, то у малыша создаться впечатление, что мир – угрюмое и небезопасное место.

Необходимо отметить, что роль семьи в жизни человека в дальнейшем также определяется первым опытом столкновения с подобными отношениями. Если родители ценят друг друга, то повзрослевшие будут стремиться к открытым, ровным отношениям, построенным на взаимном доверии и уважении. В противном случае они могут избегать брака.

Впрочем, некоторые психологи считают, что функции семьи периодически переоцениваются. Первостепенное значение в том, как относиться к окружающему миру, какие отношения строить в личном плане имеет выбор самого человека.

Родители действительно оказывают определённое влияние. Но в процессе взросления личность оценивает имеющиеся установки, опыт старших родственников. И если он её не устраивает или не согласуется с внутренними убеждениями, может от них отказаться.

Обучающая функция

Дети внутри семьи получают самые первые навыки: им показывают, как ходить, говорить, помогают усваивать дальнейшие знания. В то же время часто возникает такой вопрос: верны ли следующие суждения о функциях семьи, скажем, только здесь малыши могут изучить мир вокруг себя, усвоить базовые ценности, понять свою социальную роль? На самом деле нет.

Не стоит забывать о детсаде, а также о школе. Кроме того, по мере распространения современных технологий каждый человек с довольно раннего возраста получает доступ в Сеть. В итоге он может заняться самообразованием. То есть, функции семьи в плане обучения важны, но она – не единственный источник приобретаемых знаний.

Обратите внимание: обучающий аспект касается в первую очередь детей, но далеко не только их. В большой и дружной семье все могут что-то дать в этом плане друг другу, показать, что именно они усвоили, передать знания.

Коммуникативная функция

В благополучной семье больше всего её члены общаются друг с другом. А когда человек плохо чувствует себя, то у него остаются силы только на то, чтобы поддерживать контакты с самыми близкими. Впрочем, здесь есть свои нюансы: далеко не всегда в числе этого ограниченного круга лиц оказываются именно кровные родственники. Периодически речь идёт о лучших друзьях.

Психологи обращают внимание на то, что коммуникация внутри семьи сказывается также и на том, как именно человек относится к окружающему миру, как выстраивает с ним отношения. Если ему хорошо, он счастлив, он получает от партнёра, детей, родителей полное принятие, доверие, любовь, то он будет больше уверен в себе, мягче, добрее, открытее. И наоборот.

Впрочем, нельзя взваливать ответственность в деле выстраивания контактов с окружающим миром только на семью. Во-первых, в любом случае выбор того, как относиться к остальным, делает только сам человек.

Во-вторых, отношение к окружению зависит ещё и от последнего. Если у человека всё хорошо в семье, но остальной мир воспринимается опасным и враждебным, то это будет влиять на его поведение. То есть он станет стараться защищаться и защищать своих близких. Например, мирное население в стране, где началась война. Этот пример из числа крайностей, но он очень наглядный.

Духовно-экзистенциальная

Семья влияет на духовную жизнь человека, на его взгляды, отношение к миру, к своему месту в нём. Как правило, в брак вступают люди, которые если не придерживаются одинаковых позиций, то могут хотя бы примириться с имеющимися различиями друг у друга. Если же неприятие родственников или других членов семьи в отношении взглядов будет слишком сильным, то они будут связаны только номинально в большинстве своём.

Психотерапевтическая

Любые эмоциональные переживания гораздо легче перенести при наличии поддержки. Опыт излечения депрессий и других достаточно тяжёлых расстройств показывает, что любящие родственники и остальные близкие могут сильно помочь в такой ситуации или значительно облегчить ситуацию, как минимум. Но это касается далеко не только больных. Поддержка время от времени нужна каждому.

Развлекательно-рекреативная функция

Проведение совместного досуга, возможность отдохнуть с близким – это то, что позволяет человеку полноценно расслабиться, почувствовать удовлетворение от выполненной работы. Что даёт возможность в дальнейшем к ней вернуться с новыми силами и идеями. К тому же человеку присуще желание проводить свободное время с теми, кто ему дорог, разделять удовольствие.

Сексуальная

Статистика показывает, что полноценной сексуальной жизнью живут те, кто находятся в постоянных отношениях. Количество половых актов у них больше, чем у одиночек, даже если последние весьма активны в сексуальном плане. Уровень удовлетворённости этой стороной жизни тоже в среднем выше.

Экономическая

В финансовом и в экономическом плане решать какие-то задачи вместе намного легче. Даже если один из супругов не работает, второй может взять на себя какие-то задачи, на выполнение которых потребовались бы деньги. Или время, которое можно было бы потратить на то, чтобы выполнить оплачиваемое задание. Большое количество людей означает возрастающие траты, но если значительная часть способна зарабатывать на себя и не только, то обеспечить достойный уровень жизни становится легче.

Хозяйственно-бытовая

В семье человеку прививаются первые навыки, касающиеся быта, поддержание дома и своих вещей в функциональном состоянии. Близкие также могут взять на себя выполнение части задач по дому, что становится особенно актуальным в ситуациях, когда кто-то болен, плохо себя чувствует, слишком сильно устал или занят. В итоге семья облегчает жизнь.

Защитная

Как женщины, так и мужчины в рамках многочисленных опросов показали, что чувствуют себя более защищёнными в браке. Медицинская статистика тоже красноречива: холостяки умирают раньше и больше болеют. Особых секретов здесь нет, ведь близкие чаще напоминают принимать лекарства, мотивируют или просто просят обратиться за медицинской помощью.

В семье могут поддержать, дать деньги в долг или просто выдать на базовые нужды. А иногда защитная функция реализуется буквально: родственники способны напрямую полезть в драку или прикрыть собой от хулиганов, вооружённых грабителей, от опасного животного и т. п.

Статусная

Принадлежность к той или иной семье – это ещё и вопрос статуса. Дети голливудских звёзд и обывателей не находятся в глазах обществах на одном и том же уровне. Материальный достаток родителей тоже имеет значения. Правда, здесь есть своя специфика: далеко не все исследователи считают, что богатые и знаменитые мама с папой – это безусловно хорошо. Почему?

Есть и обратная сторона медали. К членам семьи может быть приковано повышенное внимание, особенно, когда они появляются на публике со знаменитым родственником. Им сложнее просто общаться, а у звёзд часто не хватает времени даже на самых близких. Ребёнок может стать жертвой безумного фаната, поэтому приходится предпринимать дополнительные меры по защите. В итоге это всё порождает своеобразную атмосферу.

Первичный социальный контроль

Именно семья является одним из основных сдерживающих факторов. Кто-то может быть негативно настроен по отношению к законодательству, однако удержаться от совершения преступления из-за страха, что это плохо скажется на близких или расстроит родителей. Семьи часто помогают вернуться к нормальной жизни преступникам и наркоманам.

Социализация

Первичная социализация у человека происходит именно внутри семьи. Адаптация после длительного отсутствия нормальных контактов с окружающими по причине болезни, карантина, ухода за умирающим, пребывания в тюрьме или в следственном изоляторе тоже часто включает в себя общение с родственниками. Однако даже без таких примеров коммуникация с семьёй, характер этих контактов влияет на социализацию человека.

Кооперативная

Семья – это отличный способ объединить с кем-то усилия и получить уверенность в том, что вы работаете на общую цель. У знакомых могут найтись другие дела, у друзей – пропасть интерес (хотя далеко не всегда).

С родственниками удобно кооперироваться хотя бы, как минимум, потому что люди хорошо знают друг друга, свои сильные и слабые стороны. Именно на этом на Западе нередко строится семейный бизнес. Но у попыток вести вместе дела есть и свои минусы. Что уже отдельная тема для разговора.

Разумеется, предпринимательство – это только один пример. Объединиться можно ради достижения совместной цели. В браке пара обычно работает над тем, чтобы сообща достичь финансового (и не только) благополучия.

Подводя итоги, стоит отметить, что значение семьи до сих пор обсуждается. Однако во многом оно зависит от того (как и все эти функции), о какой именно семье идёт речь, можно ли её назвать полноценной. И здесь имеет значение даже не наличие обоих родителей, а внутренний климат, характер складывающихся отношений.

Брак традиционно несет на себе более формальный смысл, о браке принято говорить в стенах ЗАГСа при юридическом оформлении семейного союза. "Мы заключили брак" - то есть мы пришли и поставили свои подписи на документах, формально закрепляющих наши отношения, поставили штамп в паспорт, официально заявили о том, что мы с этого момента являемся супругами. Семья - понятие более личностное: это жизнь, это отношения, это ежедневное общение, построение семьи в психологической плоскости личного жизненного пространства. "Мы построили семью" - то есть мы создали сообщество людей, связанных друг с другом узами брака или кровного родства. Мы живем в одной квартире, ведем общее хозяйство, растим детей, находимся в постоянном контакте друг с другом. Скорее всего, мы друг друга любим.

Многие ставят вопрос о том, что первично - брак или семья? Традиционно понято полагать, что брак - это основа, ядро семьи, поскольку подразумевается, что сначала люди оформляют отношения, а потом уже приступают к построению собственно семьи. Однако в последние десятилетия существенно вырос процент так называемых "гражданских браков", которые являются семейными союзами, официально не оформленными в ЗАГСе. Схема "пожить, не расписываясь, узнать друг друга, а потом уже вступать в брак" в настоящее время понимается как наиболее оптимальная абсолютным большинством молодых пар. В этом есть разумное зерно, поскольку, действительно, для полного понимания того, "мой ли это человек", мало встречаться, необходимо пожить в одном пространстве, увидеть бытовую сторону жизнедеятельности человека. Этому способствует и выведение интимной жизни из строго запрета "только в браке", люди создают семейные союзы, не оглядываясь на устаревшие стереотипы, чувствуют себя свободнее, и имеют больше возможностей построить более успешные семейные союзы.

Понятие брака и семьи носит неоднозначный характер в интерпретации мужчинами и женщинами. Социологи неоднократно указывали то, что каждая перепись населения в нашей стране, например, демонстрирует, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин. Это означает то, что одно и то же явление, в частности, отношения, проживание двух людей в одной квартире, ведение совместного хозяйства, люди склоны расценивать по-разному:женщины его объявляют «настоящим», равным юридическому браку, мужчины же полагают безбрачием, временным сожительством.


В чистом виде определение семьи подразумевает под собой три основных признака: кровнородственные или брачные отношения между всеми ее членами; совместное проживание в одном помещении; общий совместный быт и бюджет. Юридическое оформление не выступает тут в качестве непременного условия. Сами признаки семьи довольно размыты: не оговаривается, сколько люди должны проживать вместе на одной территории - три дня, месяц, год, несколько лет? Что такое семейный бюджет, как он формируется, какую часть доходов каждый должен вложить и на какие именно цели он должен расходоваться? И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее объективны, фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе отношений, которая превращает семью в особое духовное образование; как их измерить?

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья. Можно отметить еще одно отличие семьи от брака. Если брак фиксируется прежде всего государством, обществом, то семью создаем только мы сами (с помощью государства, общества, естественно). И разрушаем тоже.

Каждый день заключаются браки, образуются семьи. Но семейное счастье не выдается во дворце бракосочетания, оно выстраивается самими супругами постепенно, практически всю жизнь.

Чтобы ответить на этот вопрос, приведем два определения семьи и соотнесем их с приведенной ситуацией.

  • Семья – союз лиц, проживающих на одной территории, связанных друг с другом материальной и моральной общностью жизни, оказывающих друг другу взаимную помощь и поддержку.
  • Семья – это союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака.

Это проявляется:

  • в форме совместного проживания.
    Выполнение работы в отдаленном месте (моряки, военная служба и др.) не означает распада семье. Сейчас получили распространение «гостевые браки», когда супруги, по взаимному согласию, проживают в разных местах и лишь приезжают друг к другу.
  • в ведении домашнего хозяйства.
    Подразумевается совместное питание, общий бюджет. Случаются исключения (например, молодожены проживают раздельно у своих родителей, которые их и содержат).
  • в общности интересов, проблем.
    Этот момент особенно важен. Супруги, которые проживают вместе, но не обсуждают вопросы их жизни, врозь проводят досуг, вряд ли составляют полноценную семью.

Права и обязанности закреплены в Семейном кодексе (например, право на выбор фамилии, обязанность воспитывать детей). Обычно устанавливаются и дополнительные права и обязанности. Женщины чаще отвечают за ведение хозяйства, мужчины — за мелкий ремонт. Детям поручаются более легкие обязанности: мытье посуды, уборку игрушек. Пренебрегать этим — значит нарушать обязанности члена семьи.

Таким образом, отвечая на вопрос можно сказать, что семьей нельзя назвать такую, в которой в наличии лишь брачные отношения, и нет ответственности друг за друга, взаимных обязанностей и поддержки.

Что такое брак?

Брак – это свободный и равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные права и обязанности.

Можно выделить следующие признаки брака .

  1. Брак – это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор», так как помимо распределения обязанностей в семье, союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность к друг другу, предпочтение другим.
  2. Брак – это единобрачный союз , т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Моногамия – это единственная форма брака, признанная в западных странах и России. В некоторых государствах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство).
  3. Брак – это свободный союз . Вступление в брак свободно и добровольно, равно как в принципе свободно и расторжение брака.
  4. Брак – это равноправный союз . Мужчина и женщина, вступающие в брак равны между собой как в отношении личных прав, выбора профессии, воспитания детей, так и в отношении совместно нажитого имущества.
  5. Брак – это такой союз , который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Именно с момента регистрации брака возникают права и обязанности супругов.

«Семья» и «Брак» — это одно и тоже?

«Семья» и «Брак» – это разные понятия, но между ним существует тесная связь: брак способствует построению более уравновешенных отношений между супругами.

Брак – это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни, союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины и женщины.

Семья – более глубокое понятие, так как это не только круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака, но и личные, интимные отношения, которые не поддаются правовому регулированию.
Семья – более широкое понятие, так как в отличие от брака представляет собой более сложную систему отношений. Она объединяет не только супругов и их детей, но и других родственников, а также и близких, и необходимых членам семьи людей.

Ученые считают, что брак способствует построению более уравновешенных отношений между супругами. Например, в случае различного рода обстоятельств, возникающих в семейной жизни (потеря работы, выход на работу жены-домохозяйки и т.д.), в семье сильно меняются и личные, и эмоциональные отношения: возникают конфликты, ссоры, разногласия. В таких случаях супруги принимают решение о пересмотре отношений ради сохранения брака.

В целом, можно сказать, что нормальная семья возникает и развивается лишь на основе брака, но не вне его.

Что такое гражданский брак?

Определение «гражданский брак» часто используется в настоящее время для характеристики отношений, установившихся между мужчиной и женщиной. Что стоит за этим определением? Нужен ли гражданский брак»?

Под «гражданским браком» подразумевается совместное проживание двух людей, союз которых не зарегистрирован в государственном органе (ЗАГСе). Вследствие этого на подобный союз не распространяются положения семейного законодательства: о взаимной материальной ответственности, о праве наследования, правовые нормы в отношении детей и прочие.

Исходя из этого, можно полагать, что «гражданский брак» не создает основу для создания семьи, в полной мере выполняющей свои функции, в частности, накопления материальных средств и обеспечения материального благополучия всех членов семьи.

Вместе с тем в совместном проживании до официального заключения брака можно найти и положительные стороны. Будущие супруги могут лучше узнать друг друга, выяснить совпадение или несовпадение взглядов на создание семьи, определить психологическую, духовную и физическую совместимость.

То есть для людей с определенным жизненным опытом, решившим заключить семейный союз, «гражданский брак» представляется не нужным.

А для неопытных и сомневающихся, видимо, допустим и такой вариант как «гражданский брак», (можно считать его, например, промежуточным).

Право выбора супругами фамилии

Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.
1. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.
2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.
3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.14. Семья и брак

3.14. Семья и брак

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами. Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу ; как социальный институт.

1. Как малая социальная группа – предметом исследования являются внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).

2. Как социальный институт – акцент делается на взаимоотношения семьи и государства (общества), а также социальные функции семьи.

Семья, более широкое понятие и социальное явление, включает в себя, как правило, и институт брака. Однако возможны случаи, когда брак и семья существуют как бы сами по себе. Такие внебрачные отношения в семье принято называть гражданским браком.

Семья – единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей.

Семейный социальный статус – один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Семейные статусы подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка и т. д.).

Семейная социальная роль – предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом.

Социальные функции семьи

* Репродуктивная – рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества.

* Социализация личности .

* Экзистенциональная – функция заботы и защиты своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности.

* Экономическая и хозяйственно-бытовая – совместное производство материальных благ и их распределение, организация совместного проживания членов семьи и поддержание их физического здоровья и благополучия.

* Функция первичного социального контроля – моральная и социальная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

* Рекреативная – функция восстановления и укрепления физических, моральных и духовных сил человека.

* Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру.

* Досуговая – организация рационального досуга для всех членов семьи.

* Гедонистическая (от греч. – удовольствие) – функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п.

Брак – 1) исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации; 2) нормативно-правовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством.

Типы брака

* групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (наиболее характерен для ранних стадий развития первобытного общества);

* полигамный брак – брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (Юго-Восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова);

* моногамный брак – брак одного мужчины с одной женщиной. Такие браки являются наиболее характерными для христианского мира и для демократических стран, в которых существует правовое равенство полов. Но такие браки встречаются в 5 раз реже, чем полигамные;

* парный брак – равноправный брачный союз мужчины и женщины, имевший место в период перехода от матриархата к патриархату (период варварства);

* экзогамные браки – основаны на обычаях, запрещающих браки внутри определенной социальной общности, например, внутри рода, фратрии, общины. Такие браки предполагают создание супружеских отношений вне данной родственной группы;

* эндогамные браки – основаны на обычаях заключения браков внутри определенной социальной общности – племени, касты, нации, конфессии и т. д.

Существуют также такие разновидности брачных отношений, как: брак по любви, брак по расчету, священный брак, династический брак, гражданский брак, покупной брак, брак с похищением, неравный брак, повторный брак и другие.

Социальные функции, свойственные браку

– социальное одобрение и юридическое оформление прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям, а также детей к их родителям;

– регулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами в обществе;

– регулирование экономических и хозяйственно-бытовых отношений между супругами, а также между всеми членами семьи;

– регулирование отношений между семьей и государством;

– правовое оформление социального статуса каждого члена семьи. Например, зарегистрировав брак, человек в тот же миг приобретает статус «жены» или «мужа», «совладельца» и/или «наследника» определенных материальных ценностей (состояния).

Типологизация семьи

1. По критериям доминирования в семейной организации:

Матриархальная семья – женщины занимают доминирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии.

Патриархальная семья – главенствующую роль в семье играет мужчина-собственник. Женщина в такой семье, как правило, также является собственностью мужа. Родословная идет по мужской линии.

Эгалитарная семья – равные властные отношения супругов со взаимозаменяемыми социальными ролями.

2. В зависимости от сложности семейной структуры:

Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.).

Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей.

3. В зависимости от количества детей в семье: малодетные (1–2 ребенка); среднедетные (3–4 ребенка); многодетные (5 и более детей); бездетные (супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми); неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей).

Наиболее характерными для современного состояния общества являются два основных типа семьи: патриархальная и эгалитарная .

Признаки патриархальной семьи

Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными.

Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и другие интересы патриархальной семьи.

Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками.

Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства выгодно с экономической точки зрения.

Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).

Слабая социальная и географическая мобильность. Дети усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье.

Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.

В традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев и традиций, не учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения супругов и других членов семьи.

Признаки эгалитарной семьи

Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми).

Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся.

Простая двухпоколенная социальная структура, состоящая, как правило, из родителей и детей.

Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации.

Индивидуальное планирование рождаемости.

Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства.

Правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества.

Основные признаки кризиса современной семьи

– Поздние браки.

– Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода.

– Снижение брачности. Увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак.

– Увеличение числа разводов. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы.

– Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и внебрачных рождений приводит к росту неполных семей.

– Увеличение числа детей-сирот, а также беспризорных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей; другие родители лишаются родительских прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности.

– Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью.

– Снижение отцовской воспитательной роли. Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей.

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в Конституции Российской Федерации. Основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство. Разработаны и осуществляются следующие федеральные программы:

1. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 гг., включающая подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

2. Национальная программа демографического развития России на период 2006–2015 гг.

3. С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. оказывается форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей – материнский (семейный) капитал.

4. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008–2015 гг.

5. Национальная благотворительная программа «Поддержка семьи и ребенка на 2012–2017 гг.».

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».

7. 24 мая 2013 г. в г. Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».

Из книги Большая книга афоризмов автора

Брак См. также «Замужество и женитьба», «Мужья и жены», «Развод», «Свадьба», «Холостяки» Брак - это продолжение любви иными средствами. Геннадий Малкин В любви теряют рассудок, в браке замечают потерю. Моисей Сафир Браком по любви мы называем брак, в котором

Из книги Женщины способны на всё: Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Брак НЕВЕСТА В наше время нельзя прожить с мужчиной и полугода, чтобы тебя не объявили невестой. Брижит Бардо Невеста - это одни права и никаких обязанностей; жена - это одни обязанности и никаких прав. Владимир Масс и Михаил Червинский Невеста - это женщина, которой

Из книги Любовь - это дыра в сердце. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

БРАК ПО РАСЧЕТУ, БРАК ПО ЛЮБВИ Браком по любви мы называем брак, в котором состоятельный мужчина женится на красивой и богатой девушке. Пьер Боннар Грамотные люди могут жениться по объявлению, а безграмотные только по любви. Дон-Аминадо Брак по любви? Ну, можно ли быть

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин Васильевич

Брак Мужчина, который любит женщину очень сильно, просит ее выйти за него замуж – то есть изменить свое имя, бросить свою работу, рожать и воспитывать его детей, ждать его, когда он приходит с работы, переезжать с ним в другой город, когда он меняет работу. Трудно

Из книги Энциклопедия юриста автора

Брак БРАК - надлежаще оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи. Существуют три основные теории, объясняющие природу Б.: Б. как таинство, договорная теория и теория Б. как специфического правового института. КаждаяБрак 1. Супружеские отношения, законно оформленные.2. Испорченные, недоброкачественные, с изъяном предметы производства.Соседство этих двух понятий выглядит несколько анекдотично, Однако реалии бытия позволяют воспринимать его как естественную Связь двух сторон

Из книги Полное собрание законов Мерфи автора Блох Артур

БРАК - ГОЛЫЕ ФАКТЫ И ИСТИНЫ - ЭТОТ КОНТРАКТ ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ДОРОГО…Разговоры - штука дешевая. Обручальные кольца - нет.ЗАПАДНЯ БРАКАВ брак намного легче вступить, чем из него выйти.ШАНСЫ НА БРАК1. У одинокой 30-летней женщины только 20-процентный шанс выйти замуж.2. У

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

5.3 Брак – В наше время мужчины боятся брака. – Да, ты знаешь, я до брака вообще не ведал, что такое страх. Разговор двух современных мужчин Хорошее дело браком не назовут. Мужской каламбур Образуя семью, мужчина и женщина вступают в определенные отношения. Эти отношения

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Семья См. также «Брак», «Родственники» Счастье – это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая семья в другом городе. Джордж Бернс* Семья – это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы. Этьен Рей* Трудно кормить одновременно свою

Из книги Большая книга афоризмов о любви автора Душенко Константин Васильевич

Брак – это… Брак есть содружество мужчины и женщины, содружество всей жизни, общение в праве божеском и человеческом.? Дигесты Юстиниана, свод римского права (VI в.)Брак – не сожительство, а согласие.? Ульпиан, римский юрист (ок. 170 – 228)Брак – обетование счастья и принятие

Из книги автора

Брак по любви, брак по расчету Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке лишь потому, что она симпатична, это все равно что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.? Антон Чехов, русский писатель (XIX в.)Жениться без любви так же

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями, такими как Платон, Аристотель, Кант, Гегель много веков назад. Наиболее часто о семье говорят, как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство. Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Как следует из определения, семья – сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие ее характеристики :

– семья – ячейка общества, один из его институтов;

– семья – важнейшая форма организации личного быта;

– семья – супружеский союз;

– семья – многосторонние отношения с родственниками.

Из этого следует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других – своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей.

Семья как общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.

Семья всегда строится на базе брака или кровного родства. По сравнению с другими малыми группами, семья имеет ряд специфических характеристик.

В частности, отмечают следующие особенности семьи.

1. Семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри ее, в том числе нормативность в наличии, характере сексуального взаимодействия между супругами).

2. Особенность семьи в ее составе – небольшом размере от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.

3. Закрытый характер семьи – ограниченность и регламентированность вхождения и выхода из нее, известная конфиденциальность функционирования.

4. Полифункциональность семьи – что приводит не только к взаимодополнению многочисленных аспектов ее жизнедеятельности, но и к множественному, часто конфликтному характеру семейных ролей.

5. Семья – исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития.

6. Всеобщий характер включенности индивида в семью. Значительная часть жизни проходит у человека в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительного и отрицательного эмоциональных компонентов.

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии детства, социологии образования, политики и права, труда, культуры, позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, конструирования социальных реалий и т.д.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее, не являются синонимами.

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни.

Слово «брак» происходит от русского слова «брать». Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освященные религией – церковными.

Брак – явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития – от полигамии к единобрачию.

Цель брака – создание семьи и рождение детей. Поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Следует иметь в виду, что:

– брак и семья возникли в разные исторические периоды;

– семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

3.5. Исторические аспекты развития семьи

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. В то же время эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм регулирования отношений между полами, другие имели более широкое распространение.

Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность – ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.

Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась экзогамия – более строгая форма брачных отношений, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял форму полигамии (многобрачия).

Полигамия – форма брака, когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы сохранилась в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

3.6. Основные типы семей

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу. Наиболее архаичным типом является патриархальная семья.

Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарная семья – преобладающий тип семьи, который состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего времени – рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей).

Материнская (внебрачная) семья семья, в которой мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя» без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

В настоящее время существует также так называемый гражданский брак. Иногда его называют фактическим, в просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой термин - промежуточная семья, подчеркивая, что в любой момент она может принять какую-то окончательную форму: развалится или будет закреплена документально. В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще.

Фактические браки приобретают всевозрастающую популярность в западном мире – Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнерства двух «независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы еще молоды для брака, надо материально встать на ноги, а тогда уж...» По данным социологическая исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, по крайней мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной «подножкой», с которой можно при случае соскочить.

3.7. Основные функции семьи

Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и для каждого человека.

Функции семьи – направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.

В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи – мужчина – был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась. Один из вариантов функций современной семьи представлен финским педагогом Ю. Хямяляйнен. Выделяя периоды формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Стадия семьи

Основная функция семьи

родительская функция

функция ребенка

I. Этап формирования семьи

Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении; налаживание отношений с родителями и другими родственниками, беседы между супругами о будущем семьи

II. Семья, ждущая ребенка; семья с младенцем

Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей

Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук; овладение словами, короткими фразами, речью

III. Семья с ребенком дошкольного возраста

Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к материальным затратам; распределение обязанностей, ответственности; поддержка сексуальных отношений; дальнейшее развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка; сохранение прежнего круга друзей формирование семейных традиций, беседы о воспитании детей

Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа

IV. Семья школьника

Воспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с другими родителями

Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, включение в группу сверстников, расширение словарного запаса и развитие речи; формирование научной картины мира

V. Семья с ребенком старшего школьного возраста

Передача ответственности ребенку по мере взросления; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей между членами семьи; воспитание детей на достойных образцах; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности

Положительное отношение к собственному полу; прояснение роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; формирование собственного мировоззрения

VI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мир

Отрыв от взрослеющего ребенка; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между своей семьей и семьей ребенка; уважение самостоятельности обеих семей

Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, который может отвечать за свои поступки; создание прочных отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи

Партнерские функции

VII. Семья среднего возраста («пустое гнездо»)

Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки)

VIII. Постаревшая семья

Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры

Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.

В то же время существуют и другие подходы к определению функций семьи. Необходимо отметить, что в настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей. Социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д.

На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, такие как социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. При более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя»), и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учебу, потребление, досуг, творчество.

Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает воспроизводства населения.

В последние годы растет число супружеских пар, которые сознательно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь «детскими» проблемами т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иным трудностями. На фоне таких «неродителей» особо отчетливо высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар.

На потенциал нации влияют не только количественные, но и качественные отклонения в воспроизводстве населения. У coвременных новорожденных детей низкие качественные показатели - явление достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин очень много. Прежде всего, это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем) во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, плохо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфекций и т.д.

Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наследственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального характера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном положении. От новорожденных детей с выраженными признаками тяжелой болезни, уродства родители нередко отказываются, взваливая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и лечение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учреждений, увеличение пенсионного фонда и т.д.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья влияют на выполнение семьей воспитательной функции.

Понятие «планирование семьи» сравнительно недавно появилось в научной литературе. Первоначально оно было принято Организацией Объединенных Наций (ООН), а свое развитие получило в документах других международных организаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В России принята Федеральная программа «Планирование семьи», в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и другие естественные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи ее экономическая общность, реализация экономической функции. Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашнего быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях обычно стоит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов.

Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера. В ежедневных обязанностях члены семьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать внимание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привычкам, вкусам близких.

При ведении домашнего хозяйства приходится принимать различные решения: как отмечать день рождения ребенка, когда ремонтировать кухню и т.д. В большинстве современных семей складываются равноправные отношения, когда власть равномерно распределяется между супругами, и, следовательно, решения принимаются коллегиально.

По сравнению с прошлым во многом изменилась сама роль главы семьи. Главенство сегодня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве при осуществлении тех или иных планов семейного благоустройства. При этом в большинстве случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудированность и т.д.). Возникают так называемые «двуглавые» семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициативу в той области быта, к которой он больше всего склонен (приготовление пищи, плодово-ягодные заготовки, организация досуга, ремонт квартиры, руководство работами на садово-огородном участке и пр.).

Формы руководства семьей авторитарная, демократическая, анархическая. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга. При демократической форме руководства право решающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж главный кулинар, а жена своеобразный интеллектуальный центр, руководитель образовательной деятельности детей.

Функция организации досуга восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость и отсутствие перспектив.

Следует помнить, что в условиях различных социально-экономических потрясений, при нарастании в обществе отчужденности, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья как психологическое убежище выступает источником стабильности для конкретного человека и для страны в целом. Но восстановительная роль современной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.

Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Досуг внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», что буквально означало – время, когда можно чего-то достичь.

Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулки на лыжах, посещение музея и т.д.). И тут опять велика зависимость от налаженности быта семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства совместный труд и взрослых, и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При планировании расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы «выкроить» деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.

Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Идеально, когда удается найти точки соприкосновения в интересах и увлечениях всех членов семьи. Хорошо бы обзавестись общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по родному городу, знакомящие с его историей и т.д. Объединяющим может быть интерес к природе, театру, книгам, спорту и т.д. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

Наиболее популярными формами проведения свободного времени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепередач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, собрались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о проведенном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. В некоторых семьях сохранились традиции семейного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования.

Воспитательная функция важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание – очень сложный процесс, в котором влияние взаимно. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо»: так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.

Семья это своеобразная школа, в которой каждый проходит через много социальных ролей. Появился ребенок – стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период семейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вкусов, с особенностями своего темперамента. Приходится что-то принять в человеке, что-то тактично изжить, а что-то переделывать в себе. В зрелом возрасте супруги стараются избегать негативных ситуаций, всячески подчеркивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда oсознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструирования игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители идут по ступенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это побуждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир родителей: появляется круг новых знакомых, имеющих аналогичные детские проблемы; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Подросшие дети обогащают опыт родителей приемами воспитания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников.

Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспитании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью.

Таким образом, ребенок в семье неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание это прежде всего самовоспитание родителей. Очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.