Предметы Ванги для привлечения денег. Предмет третий. «По ком звонит колокол» или «Девять ударов в колокол Как надо звонить в колокола

В связи с этим мы встретились со звонарем Градоякутского Преображенского кафедрального собора Виталием Калугиным и узнали немного о звонарском ремесле.

- В чем назначение колокольного звона?

Колокольный звон нужен для того, чтобы созывать людей на богослужения, а также для того, чтобы возвещать людям о каких-то важных моментах и особенностях во время богослужения. Также колокольный звон напоминает тем людям, которые вне храма, о том, что сейчас идет богослужение, что сейчас время для того, чтобы помолиться, чтобы у людей была память о Боге. Часто люди, слыша колокольный звон и зная, что сейчас в храме происходит важный момент богослужения, крестятся, тем самым проявляя благоговение к Богу и церкви.

- В какое время звонят в колокола?

В колокола звонят в начале вечернего богослужения, на шестопсалмии (это примерно середина службы), на Евангелии и в конце службы, когда славят Богородицу в ее песни «Величит душа Моя Господа».

Утром, на Литургии, колокольный звон звучит перед началом богослужения: на чтении третьего и шестого часа, перед началом самой Литургии, на евхаристическом каноне (это самый важный момент). Также звонят, когда встречают и провожают архиерея, и в конце службы. В некоторых храмах звонят при чтении молитвы «Символ веры».

Обязателен колокольный звон по субботам, ведь в субботу славят Богородицу, и по воскресеньям, так как каждое воскресенье - это малая Пасха.

- Отличается ли звон на праздники от звона в обычные дни?

Кардинально не отличается. На большие праздники - Пасху или Рождество - звон более торжественный, чем в будние дни. Больше отличается постовой звон от праздничного. Во время поста в колокол звонят очень редко, звон более тихий, в колокола ударяют менее сильно, ведь в обычные дни через каждый удар колокола читают «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», а в пост - 50 псалом, поэтому промежуток между ударами в колокол увеличивается. Таким образом постовым звоном показывают, что идет время раздумий, молитвы, работы над собой.

На Страстной седмице колокольный звон почти замолкнет, потому что в это время вспоминается, как Христос шел на вольные страдания, чтобы искупить грехи рода человеческого. А в ночь на Пасху яркий и радостный трезвон будет звучать по всему городу.

Кроме того, существуют традиции колокольного звона, в зависимости от храма и региона. Например, в некоторых храмах в колокола звонят чаще или реже. Или у нас колокольный звон можно услышать при евхаристическом каноне, а на юге часто звонят при чтении «Символа веры».

- Расскажите о видах звона.

Звон делится на благовест и трезвон. Благовест - это постепенные удары в большой колокол, чтобы звук был равномерным, а не сумбурным, как я уже говорил, после каждого удара в колокол читают молитву «Трисвятое», затем снова следует удар.

Трезвон - это звон во все колокола, когда звонят три раза с небольшими промежутками: прозвонили, остановились, прозвонили. Этот звон перед началом Литургии, на праздниках, также при встрече архиерея.

Перезвон - звон поочередный от большого колокола к маленькому, такой звон бывает на погребение плащаницы. Трибор - это звон от маленького к большому, и в конце ударяют по всем колоколам. Например, в четверг Страстной седмицы будут читать Страстные Евангелия. На каждое Страстное Евангелие полагается удар в колокол.

Еще существует двузвон. Это, как и трезвон, только звонится дважды. Обычно такой звон перед молебнами и после Литургии.

Если в одном храме служится несколько Литургий, например, ранняя и поздняя, то традиционно у ранней Литургии звон менее торжественный, чем у поздней.

- Что такое красный звон и малиновый звон?

В церковнославянском языке слово «красный» означает не цвет, а «красивый, благообразный». Поэтому красный звон - один из самых красивых, ярких звонов. Такой звон можно услышать на Светлой седмице, когда весь город наполнен мелодией, звучащей из колоколен.

Малиновый звон - по одной версии, милый, приятный для слуха звон. По другой версии, малиновый звон - звон, звучащий из колоколов, которые были отлиты в городе Малин на территории современной Бельгии, которые потом привезли в Россию.

- Расскажите про виды колоколов.

Существуют три вида колоколов: басовые, теноровые и триольные. Басовые - самые большие, они отвечают за благовест. Теноровые средние по размеру, триольные - самые маленькие на колокольне колокола, которые используются при тризвоне, двузвоне, перезвоне. Басовые колокола издают глухие, тяжелые звуки, теноровые - мягче. По размеру колокола разные, от нескольких метров в диаметре, до нескольких сантиметров.

Можно сказать, вся колокольня - большой музыкальный инструмент, служащий благому делу при проповеди Христа.

- Из чего отливают колокола?

На 80% колокола и языки состоят из бронзы и на 20% - из олова. Для чего такой состав? Бронза - чтобы крепость была, а олово отвечает за звучание.

- Как звонят в колокола?

Звонарь следит за службой, как правило, это человек, который хорошо знает богослужение. В определенные моменты службы он поднимается на колокольню и звонит в колокола.

Чтобы звонить в колокола, необходимы рычаги воздействия на них. К языкам теноровых и триольных колоколов привязывают веревки, натягивают их близко к стенке колокола и бьют, в одну руку берут связку веревок теноровых колоколов, в другую - треольных и бьют. То есть веревки, привязанные к языкам колоколов, находятся в натянутом положении, в них нужно только ударить. А треольные нужно натянуть и звонить. К самым большим колоколам - басовым делают педали, привязывают к ним веревку и так же, натягивая ее, издают звук из колокола. Но если колокол очень большой, его ударяют не в одну стенку, а сначала в одну, потом в другую.

- Тяжело ли научиться звонить?

Любому делу научиться непросто. Главное здесь - практика, а практики студентам семинарии хватает, ведь мы участвуем в богослужении и учимся пономарству и звонарскому искусству по ходу. Сейчас я учусь на 3-м курсе и до сих пор учусь и буду учиться звонарству, потому что все равно остаются моменты, которые нужно узнать лучше.

- Что нужно, чтобы стать звонарем?

Обычно на звонарство благословляет настоятель. У меня, например, это один из видов послушания.

- Где учат на звонарей?

Существуют школы звонарей в больших городах - Москве, Новосибирске, в которых обучают и мужчин, и женщин. Но чаще всего умение звонить в колокола передается от одного человека к другому. Меня, например, учили студенты более старших курсов семинарии.

- Могут ли желающие посмотреть на колокола подняться на колокольню?

На Светлой седмице каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола - дежурный звонарь или пономарь проведет на колокольню. Неважно, умеешь ты звонить или нет, тебе помогут, подскажут. И так ты сможешь порадоваться празднику Пасхи звоном колокола.

Существует традиция, когда в пасхальный период колокола возят по населенным пунктам, где их нет, чтобы люди могли позвонить и тем самым прославить воскресшего Христа.

В обычные же дни для того, чтобы подняться на колокольню и позвонить в колокола, нужно попросить благословения у настоятеля храма.

- Правда ли что звучание колокола обладает целебным воздействием?

В духовном смысле думаю, что да. Ведь колокольный звон напоминает нам о Боге, тем самым устремляет наш ум к постижению Троицы.

- Как вы думаете, звонарь - призвание, или каждый может стать им?

Я думаю, каждый человек, у которого есть слух, может стать звонарем, если благословят. С благословением Божиим, помощью Божией нет ничего невозможного.

- Какой будет звон на Пасху?

Будет яркий и постоянный трезвон по всему городу на крестный ход, во время Литургии. И как я отмечал выше, такой звон будет на протяжении всей Светлой седмицы.

Откуда пошло выражение «по ком звонит колокол »? - Ответ на этот вопрос можно найти в названии рассказа английской писательницы Дороти Сейерс «The Nine Tailors» . Название рассказа переводится вовсе не «Девять портных », а «Девять ударов колокола ».

Дело в том, что в некоторых церковных приходах Англии до сих пор соблюдают традицию, уходящую своими корнями в далекое прошлое. По этой самой традиции о смерти умершего сообщали при помощи колокольного звона. В маленькой деревушке вести о тяжелой болезни кого-либо из ее жителей очень быстро распространялись, поэтому для соседей не составляло труда установить личность умершего, если они узнавали возраст и пол человека. О смерти, возрасте и поле умершего сообщалось (по англ. - «to tell») при помощи отдельных мерных ударов в колокол. Тремя ударами в колокол оповещали о смерти ребенка, два раза по три удара означало, что новопреставленная была женщиной, и, наконец, три раза по три удара, что умер мужчина. После небольшой паузы колокол оглашал о возрасте умершего с примерно 30-ти секундным интервалом между ударами. Английское слово «teller » (по-русски рассказчик, повествователь ) в некоторых диалектах претерпело изменения до формы «tailor» , отсюда и пошло выражение «Nine tailors maketh a man » (по-русски «Девять ударов колокола оповещают о смерти мужчины» - помните три раза по три удара?). А колокол, в который отбивают необходимое количество ударов, называют «teller» . Звон, совершаемый этим колоколом, называется «toll» .

В литературе уже существует роман Хемингуэя с названием «For Whom the Bell Tolls» («По ком звонит колокол»). В связи с этим, переводчику детективного рассказа Дороти Сейерс пришлось придумать новый перевод для ее «The Nine Tailors» , чтобы не повторять уже известное миру название романа американского писателя. Благодаря этому русскоязычным любителям детективного жанра рассказ известен под названием «Почерк убийцы» в переводе А. В. Яшиной (2008 г. издательство «Мир Книги») или «Девять ударов за упокой» в переводе И. Архангельской, М. Ворсановой и др. (1998 г. издательство «Армада-пресс»). «Почерк убийцы» - хороший вариант, но более близким к оригиналу и сюжету вариантом все-таки будет «Девять ударов за упокой».

В книге Дороти Сейерс «Девять ударов за упокой» можно почерпнуть не только интересную информацию о традиции колокольного звона в Англии, но и некоторую необходимую лексику для того, чтобы общаться на эту тему.

Для начала, стоит отметить, что англичане считают себя родоначальниками и ревностными хранителями традиций колокольного звона.

Английский церковный колокольный звон можно условно поделить на два вида - первый - это звон больших колоколов, в которые звонят на колокольне по праздникам или перед началом службы, а второй - это звон в ручные колокола (handbell ringing ), в которые звонят в небольшом помещении. Второй вид больше похож на выступление или концерт.

Глагол, который стоит употреблять для описания процесса звона в большой колокол - это «to pull» (англ. «тянуть»). Дело в том, что английские звонари не раскачивают язык колокола, как это принято в русской традиции, а вращают колокол при помощи колеса, от которого спадает вниз длинная веревка. Конец веревки заметно утолщен и называется «sally » или «sellie» . Таким образом, колокола подвешены высоко в колокольне, в то время как звонари стоят внизу и держат в руках ниспадающие веревки колоколов «bellrope» , за концы которых «sally» и тянут, то есть «pull the bell» .

Колокольный звон переводится на английский словом «peal» , и видов колокольного звона бывает много: change ringing, plain hunt, plain bob, ring of bells, treble, bobs, singles, doubles и др. И разобраться в этих видах весьма непросто. Например, change ringing - это особый вид колокольного звона в англиканской церкви, основанный на математически организованной последовательности или порядку звонов колоколов. Колокола звонят не по кругу, один за другим и не одновременно, а следуют четкой, известной звонарям схеме, сменяя друг друга. Plain hunting - простая последовательность колоколов. Именно с этого типа колокольного звона начинается обучение новичков. Dodging - это когда один из колоколов пропускает несколько ударов. Muffled peal - это приглушенный звон, обычно поминальный.

Звоны бывают радостные и печальные. Они не только по-разному звучат, но и требуют использование разных глаголов для каждого действия: «When mirth and pleasure is on the win we ring; At the departure of a soul we toll» , где «to ring» - радостно звонить, а «to toll» - медленно и мерно отбивать в колокол. Также можно встретить глагол «to clapper» - часто обозначающий перезвон небольших колоколов на колокольне.

Для каждого отдельного типа колокольного звона необходимо разное количество колоколов. Для полного звона необходимо наличие хотя бы восьми колоколов. В английском языке слово «колокол» всегда женского рода, независимо от того имени, которое колоколу принято давать.

Основные части колокола в английском языке называются так: «shoulder» - плечо, «waist» - тулово, «soundbow» - утолщенный край или вал, наконец, «clapper» - язык колокола.

С колоколами и звоном связано много устойчивых выражений и поговорок. Например, as brisk as a bell (бойкий, звонкий, новый), to have bats in one’s belfry (быть не в своем уме, рихнуться), clear as a bell (о четкости, надежности и честности человека), where there’s a wheel there’s always a rope (русский эквивалент где мед, там и мухи) , born with the sound of Bow bells - настоящий лондонец и др.

Английская колокольная традиция тесно переплетается с другими традициями и характерными чертами англичан - а именно юмором и пивом. В некоторых церковных приходах составляется устав для звонарей. Согласно описанному в вышеупомянутом рассказе уставе, звонарям во время работы полагается традиционный английский напиток - пиво, которым они подкрепляются во время изнурительной занятия на колокольне. Старый устав для звонарей гласит: «Keep stroke of time and goe not out. Or ellse you forfeit out of doubt. For every fault a Jugg of beer» (перевод: Не пропускай удары в колокол. Иначе непременно получишь штраф. За каждую ошибку расплата - Кружка пива.) Не сказано, какого размера должна быть эта кружка, но написание слова «Кружка» с прописной буквы подразумевает, что внушительного. Также в уставе говорится следующее: «If a bell you overthrow ‘Twill cost you sixpence er you goe» (If a bell you overthrow, it’ll cost you sixpence here you go) - перевод: Если перекрутишь колокол, то это тебе будет стоить шесть пенсов.

Отождествляют печальные и торжественные моменты в жизни людей. В связи с этим бой колоколов подразделен на две большие категории, имеющие свои особенности.

Собственно звон

По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:

  • Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
  • Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
  • Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
  • Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.

В великий праздник Крещения проводится особый «водосвятный» перезвон. Он совершается с перехлестом в 7 ударов, переходя от большого набата к малому.

При крупных кафедральных соборах, где колокольня располагает множеством различных колоколов, по праздникам проводится «красный» звон. Для его произведения необходимо не менее 5 звонарей.

Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:

  • три протяжных, редких;
  • равномерные.

Если на колокольне находится несколько «благовестников», звонарь выбирает их по весу. Чем серьезнее событие, тем тяжелее колокол.

Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.

Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.

Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.

Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.

Постный – совершает удары во время Великого поста.

Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.

На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.

Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром. Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека. Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.

Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.

Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.

обладают различными способностями и . Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.

Согласно поверью, колокольный звон обладает особой магической силой. Нечистые духи боятся колоколов и, заслышав их звон, улетают как можно дальше. Они ненавидят колокольную музыку, потому что она исходит от предметов священных, а также потому, что она нарушает ту атмосферу, в которой они влекут свое бесплотное существование.
Заслушав звон колокола, нечистая сила улетает как можно дальше, иначе звон охватит их своими звуками, как волнами, и завертит в страшном вихре, словно легкую лодочку в водовороте.

Первый удар колокола приводит нечисть в оцепенение, при втором ударе она в смятении бросается во все стороны, а при третьем вся сила бесовская, если не успеет убежать, проваливается в преисподнюю.

Именно в связи с этим принято, услышав церковный благовест, при первом ударе колокола во время Благовеста поднять голову вверх, после второго удара перекреститься, а после третьего – поклониться.

Поскольку в древности верили, что болезни вызываются бесами, то часто звонили в церковные колокола во времена эпидемий. В XVI и XVII веках с появлением чумы колокола звонили либо медленно и размеренно, либо часто и с перезвонами. Это делалось по предписанию тогдашних врачей – не из соображений, связанных с религией или суеверием, а потому, что полагали, что громкий звук разгоняет тяжелый, зараженный воздух, считавшийся одной из причин болезни.

Признавая за колокольным звоном целебную силу, крестьяне в прошлом так лечили мёртвые наросты на теле: во время колокольного звона брали на кладбище кость и терли ею нарост до окончания колокольного звона. Страдающие глухотой отправлялись на колокольню и, наклонившись под большим колоколом, слушали колокольный звон.

«Кликуш, больных лихорадкой, ставили под колокол во время звона, чтобы изгнать бесов из их тела. А когда у человека отнимался язык, обливали водой колокольный язык и поили ею больного.»

В церковные колокола иногда звонили, чтобы помочь роженицам во время трудных родов. Снятый с колокола сальный налет использовали в качестве мази, так как люди верили, что он обладает целительными свойствами. Даже в начале ХХ века его применяли против стригущего и опоясывающего лишая и прочих кожных заболеваний.

Считается, что если в самом начале звона выйти из дома, войти в него или закончить какое-либо дело – это предвестие добра.


«По распространенному поверью, растительность на земле весной только тогда начинает идти по-настоящему, когда ударит первый гром. Неудивительно, что и колокольный звон в народных верованиях имеет довольно тесное отношение к урожаю. В России, например, верят, что тот, кому удастся в Христов день первым взойти на колокольню и позвонить, у того в текущем году будет хороший урожай.»

Тесную связь колокольный звон имеет в народных верованиях и с умершими. Считалось, что колокольный звон обладал способностью пробуждать усопших от их непробудного сна. Люди также верили, что как только в полночь ударят в колокол, мертвецы встают из своих могил и идут пить на реку.

Вообще, церкви, часовни и колокольни ночью служили прибежищем упырей, живых мертвецов и чертей, исчезающих с первым криком петуха. Например, нечистый дух, вселившийся в тело мертвого колдуна, из тех, кого не принимала земля после смерти, постоянно обитал на колокольне. И если в полночь смельчак забирался туда, то без проблем мог увидеть колокольного духа сидящим в углу, в белом колпаке. Сорвешь с него колпак – будешь маяться всю жизнь: каждую ночь колокольный мертвец будет ходить под окнами, прося надеть колпак, а станешь одевать – тут же и придушит.

«До сего дня повсеместно существует вера в то, что пожертвование на новый колокол лучше всего может облегчить участь грешной души в загробной жизни, потому что сколько в колокол к обедне или к утрене ударят, сколько душ христианских перекрестится и к Богу молитву вознесет. А той душе, чей колокол, раз от разу от этого будет легче… »

В церковные колокола нередко звонили во время грозы: чтобы отвести гром и молнию и предохранить всех слышащих звон от материальной и духовной угрозы. В различных уголках Европы до сих пор звонят в колокола во время града, стараясь защитить посевы.

Считается, что колокол – существо одушевленное. Многие предания утверждают, что церковные колокола живут и мыслят. В присутствии святого или когда неподалеку совершается преступление, они звонят сами собой.

Во времена парусного мореплавания корабельный колокол считался в каком-то смысле воплощением души судна. Моряки верили, что он звонит сам собой в тот момент, когда тонет потерпевший крушение корабль.

Странный гул, иногда издаваемый колоколом, когда до него никто не дотрагивается, считается верным знаком того, что еще до конца недели в приходе кто-то умрет.

Обычные колокольчики, как и церковные колокола, также окружены суевериями. Зазвенев сами по себе, они предвещают несчастье, а если два колокольчика в доме зазвонят одновременно – это к разлуке.

Увидеть во сне колокол означает силу и могущество, увидеть его без языка означает бессилие и слабость. Просто слышать во сне звон колоколов – предстоят пустые и ложные слухи, ссора, раздор. Звонить в колокола, значит, иметь с кем-то в ближайшем будущем словесную перебранку или судебную тяжбу…

Колокольчики, должны висеть в доме над порогом и над окнами. А знаешь, почему? Потому что голос колокола - голос ангельский. Люди древние были не то, что нынешние: ангелов видели и слышали. А когда род человеческий совсем в грехах погряз, Бог, чтобы человек голос ангельский не переставал слышать, дал человеку колокол. Ведь ангелы - вестники воли Божьей, через них человек узнает, как нужно поступать ему.

Звука колокольчика бесы боятся, бегут от него во все стороны. Звони в колокольчик каждый день: утром, на рассвете, и вечером, на закате, или после заката, перед сном. Утром звонить будешь в знак того, что день начавшийся пройдет под защитой ангельской, и никакая нечистая сила тебе навредить не сможет. Вечером звонить будешь, предавая себя в руки Божьи, под покров ангельских крыл. И тогда ни один бес, ни один дурной дух, от кого бы он ни исходил - от человека ли, или от неземного существа, к тебе не приблизится.

Колокольчик донесет твою просьбу ангелам

Колокольчик - вестник тебе из мира Божьего. Ангелы колокольным звоном говорят с тобой. Но еще скажу тебе, такую тайну: посредством колокольчика ты можешь не только ангелов слушать, но и говорить с ними. Есть у тебя желание? Или тревога тайная или явная? Быть может, от кого-то давно весточки не получала, и беспокоишься о том человеке? Или просто тебе одиноко, а на сердце накипело много всего, нужно высказаться? Сделай вот что. Пойди к церкви перед службой, утренней или вечерней, все равно, лишь бы колокол звонил. Встань под колоколом и тихо просьбу свою скажи.

После чего на службу иди, помолись, свечки поставь, милостыню раздай. Домой вернешься, дождись полуночи. Запрись у себя в комнате, а до полуночи подвесь колокольчик куда-нибудь наверх так, чтобы ты перед этим колокольчиком сидеть или стоять могла. К язычку колокольчика привяжи нитку длинную. Как полночь наступит, встань или сядь под колокольчиком, за нитку потяни и три раза позвони. После чего вслух или шепотом (чтоб никто не услышал), еще раз расскажи все свои желания, и тревоги, и беды. Говори все, что на сердце лежит, знай: в этот момент тебя ангелы слушают. И непременно тебе помогут в твоей беде. Но только в том случае, если ты сама на добро настроена.

Если же есть враг у тебя, и ты хочешь сделать вред ему, то с ангелами тебе лучше не говорить, ибо желание твое будет направлено против тебя. Звук колокольчика соединяет миры, голос его слышен не только на небесах, но и в аду. Когда звон колокольчика соединяется с добрым пожеланием, с тоской по Богу, с раскаянием - ад застывает, и грешники, которые там мучаются, получают облегчение. А ты как думала, почему колокола звонят на похоронах? Потому что молитва, соединенная со звоном колокола, останавливает силы адские, и усопшему облегчается дорога в рай. Но если под звук колокольчика пожелать что-то недоброе, ад тем самым усиливается, и души, в нем находящиеся, еще больше мучаются, и тебя проклинают. А проклятие с того света по человеку бьет сильнее всего. Вот почему нельзя никому желать зла, если рядом звонит колокол.

Колокол дает здоровье и чистоту дому

Еще скажу тебе, такую вещь. Звук колокольчика дому здоровье дает, это люди знают во всем свете.

В каждом доме есть места такие укромные, что не сразу до них доберешься. Да и не всегда на это здоровье есть. А часто ты даже и не знаешь, где у тебя грязь скопилась,

в каком дальнем углу. Чтобы не давать в этой грязи демонам селиться, звони в колокольчик каждый день! Звон его очищает дом не хуже воды и мыла. Монахи-пустынники, которые ни сами мыться не могли, ни кельи свои не мыли, оттого что вода в пустыне на вес золота, не расходуют ее на мытье; эти-то монахи, очищали и себя, и кельи единственно звуком колокольчика да молитвой.

Сколько колокольчиков держать в доме, как их купить и где хранить

Колокольчиков в доме держи три, или семь, или двенадцать. Больше двенадцати не нужно тебе; меньше трех - мало. Лучшие колокольчики - медные, после них серебряные идут. Когда нет возможности достать медные или серебряные, берут любые, хоть глиняные. Покупать их нужно или все сразу, или по два-три, но никак не по одному. Один колокольчик в доме - к одиночеству. Если хочешь семьей жить, сделай так, чтобы твои колокольчики тоже семьей жили. Один колокол и на церкви не висит, один колокол, на кладбище вешают...

Напоследок скажу тебе, где хранить твои колокольчики. Три из них должны висеть обязательно: один над порогом, один над восточным окном, один над окном, выходящим на запад. В современных домах окна не всегда по сторонам света глядят, в доме может и не быть восточного или западного окна. Тогда вешают колокольчики на окна, выходящие на разные стороны дома. Остальные колокольчики можно не вешать, но хранить их нужно на возвышенном месте, и никому чужому в руки не давать. Запомни: колокольчики звонить должны, так что раз в неделю обязательно доставай их и звони. Чем чаще звонить будешь, тем лучше тебя на небесах будут слышать...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.