Пирамида логических уровней. Пирамида Дилтса (модель логических уровней)

Я слишком много думаю [Как распорядиться своим сверхэффективным умом] Петиколлен Кристель

Пирамида логических уровней

Пирамида логических уровней

Личность имеет несколько основных качеств, порождающих множество верований, которые, в свою очередь, дают толчок к развитию еще более многочисленных навыков, выражающихся в различных типах поведения и помогающих подстраиваться под разное окружение. Так возникла пирамида логических уровней. Чтобы вам было понятно, можно вновь обратиться к примеру воскресного отдыха на пляже: Кристель всего одна, а вот пляжей – много.

Пирамида логических уровней

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

ТЕОРИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ По нашему мнению, наиболее эксплицитная и совершенная модель человеческой коммуникации и психотерапии описана в работах Грегори Бейтсона и его коллег. Являясь широкообразованным исследователем, наделенным к тому же острым умом, Бейтсон

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Стратегии гениев (Аристотель Шерлок Холмс Уолт Дисней Вольфганг Амадей Моцарт) автора Дилтс Роберт

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Финансовая пирамида Дело не в том, что жить с деньгами очень уж хорошо, а в том, что жить без них очень уж плохо, Уинстон Черчилль, граф Мальборо Что такое деньги? Отличный инструмент для достижения целей, способ получения авторитета в обществе, уважения и внимания. С

Из книги Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность автора Лоэр Джим

Пирамида энергии Вы – пусть даже это затертое клише – это то, что вы едите. Также вы – это то, как и насколько часто вы занимаетесь спортом. Вы – это то, как хорошо вы спите и восстанавливаете силы. В общем, вы – это то, как вы заботитесь о себе. И против этого сложно

Из книги Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Примеры логических уровней Логические уровни отдельного человека Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена. Учитель может сказать ему: «Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена».Другими

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Убеждения на логических уровнях Вопрос: Может ли система убеждений или последовательность убеждений быть ограничена или вызвана неким предшествующим убеждением?Ответ: Да.Вопрос: В этом случае убеждение относилось к очень юному возрасту и заключалось в следующем: «У

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Пирамида любви Мы создаем новые привязанности, у нас возникают но­вые виды любви в такой сложной форме, что проследить их развитие очень сложно. Одна любовь ведет к другой, и наши привязанности накладываются друг на друга, создавая пирамиду. Это легко увидеть на примере

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Пирамида потребностей В основе мотивов лежат потребности – состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек – существо желающее, и вряд

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

О логических связях В рассудочные ассоциации следы связываются нами по внутренней логической необходимости: как причина и следствие, как средство и цель, как целое и необходимая его часть, как положение и вывод и т. д.Всякая механическая ассоциация может быть превращена

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Пирамида совместимости Все виды совместимости (супругов) можно представить в виде следующей иерархии: Нижний уровень определяется природными качествами супругов. Средний и верхний формируются средой и воспитанием.Единство ценностей не случайно занимает верхний

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Пирамида финансового потока Эти идеи по созданию дополнительного дохода к пенсии помогут вам в образовании надежной и устойчивой пирамиды. Внизу пирамиды вы построите прочный фундамент, обеспечивающий постоянный поток денежных средств, поддерживающий вас в активном,

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Пирамида знаний Одной из типовых проблем является следующая: вы вроде бы все знаете, но у вас ничего не получается. Неудачи преследуют одна за другой, все ломается, рушится и портится.В чем может быть причина?Чаще всего она в том, что люди часто не понимают, на какие знания

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Из книги автора

Теория логических типов В попытке найти решение проблем, основанных на парадоксах внутренней референции и «зацикленности», философ и математик Бертран Рассел создал «теорию логических типов». Согласно Грегори Бейтсону (Steps to an Ecology of Mind, c. 202), «центральным положением

Из книги автора

Изменение логических уровней Одна из наиболее распространенных и эффективных тактик «Фокусов языка» заключается в том, чтобы сменить категорию некой характеристики или переживания, переводя их с одного логического уровня на другой (например, отделяя идентификацию

Опасные игры, или драматический треугольник.

Не знаю, как Вам, а мне очень нравится наблюдать за маленькими детьми. Их игры не только создают хорошее настроение и вызывают искреннюю улыбку, но и наталкивают на интересные мысли. Малыши с лёгкостью меняют свои роли в играх: дочки-матери, кошки-мышки, казаки-разбойники, немцы-наши… Эти игры безобидны, дети выбирают свои роли осознанно и управляют ими. Но, к сожалению, взрослея, люди очень часто играют в более опасные игры и выбирают такие роли, контролировать которые они не в состоянии. Эти роли начинают управлять людьми . Человек исполняет сценарии, которые ему совсем не по душе. Как говорится, хотели, как лучше, получилось, как всегда. Если Вы чувствуете, что окружающие относятся к Вам пренебрежительно, что никто Вас не ценит, и вокруг Вас находятся бессовестные, а главное – неблагодарные люди, то очень вероятно, что Вы попали в так называемый «драматический треугольник». Его ещё называют треугольник Карпмана , по имени психотерапевта, который разработал эту концепцию. Вот как выглядит, этот треугольник: «Жертва - Преследователь - Спаситель » - это роли, которые одну за другой играет человек, желающий осчастливить ближнего своего против воли. И если уж кто-либо попал в этот треугольник, то он пройдёт его весь, хочет он того, или не хочет.

В чём же заключаются эти роли?

Жертва – это человек, который считает себя несправедливо обиженным. Именно считает – далеко не всегда это так на самом деле. Зачастую жертва вовсе не так уж беспомощна и слаба, как хочет казаться, и способна сама решить свои проблемы. Спаситель - это человек, который никого не спасает, но оказывает услугу, в девяносто девяти процентах случаев медвежью, или даёт совет, как правило, непрошеный. По закону судьбы рано или поздно такой «доброжелатель» становится Жертвой , перед этим, вероятно, сыграв роль Преследователя . Преследователь на самом деле ничего конкретного от жертвы не хочет. Чётких претензий у него нет. По большому счёту, сей персонаж никого не преследует.

Пример из литературы :

Из сплошных треугольников Карпмана состоит роман Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Рыцарь Печального Образа постоянно надевает на себя доспехи Спасителя и с удивительной регулярностью оказывается побитым. Как физически, так и морально. То есть, неизбежно становится Жертвой. Вспомните эпизод, в котором Дон Кихот вступается за мальчишку-пастушка перед его разгневанным хозяином. Как говорится, классика жанра! Здесь присутствуют все три роли. Дон Кихот (Спаситель) увидел, как злобный хозяин нещадно избивает своего юного работника за какие-то грехи (Преследователь и Жертва). Всё, включился драматический треугольник! Наш герой в праведном гневе бросается на помощь (заметьте, мальчик его об этом не просил ) и становится Спасителем… на минуту. По отношению к рассерженному хозяину Дон Кихот превращается в Преследователя, а сам хозяин оказывается Жертвой. Сообразительный мальчик понимает, что странствующие рыцари приходят и уходят – на то они и странствующие, а жить и работать ему у хозяина, поэтому пытается остановить развоевавшегося Рыцаря Печального Образа. Таким образом, из Жертвы он становится Спасителем своего хозяина. Первая часть цикла пройдена. Затем, когда Дон Кихот посчитал, что подвиг уже совершён, и решил отправиться в дальнейший путь, «спасённый» пастушонок просит рыцаря взять его с собой, но тот ему отказывает (видимо, не принято у рыцарей совершать великие подвиги вместе со спасёнными – не по уставу). Тем самым он отдаёт мальчишку в руки ещё более разозлённого хозяина. По сути, Дон Кихот превращается в Преследователя по отношению к пастушку. А мальчик снова становится жертвой. Хозяин же, напуганный грозным видом странствующего рыцаря, обещает больше не обижать мальчика и выплатить ему полагающееся жалование. Так он становится Спасителем… опять-таки на минуту. Закончилась вторая часть цикла. Через некоторое время Рыцарь Печального Образа после всех своих «подвигов», в которых он надевал маску Спасителя и оказывался Жертвой, возвращается в те же места. Он встречает этого пастушка и… тот осыпает благородного сеньора проклятиями. И не удивительно, ведь тогда униженный и от этого ещё более разъярённый хозяин избил мальчика ещё сильнее. Таким образом, Дон Кихот становится Жертвой. Что и требовалось доказать. Драматический треугольник замкнулся.

Пример из жизни: Эта история происходила на моих глазах. На первом курсе университета идут лабораторные работы по физике. Преподаватель хочет выяснить уровень знаний каждого из студентов и для этого раздаёт им задачи, отпечатанные на отдельных карточках. У одной из студенток уровень подготовки значительно выше, чем у всей группы, и она щёлкает эти задачи, как семечки. Пока её товарищи скрипят мозгами, вспоминая формулы, девушка откровенно скучает. И от нечего делать «профессорша» предлагает свою помощь своим новым товарищам (то есть принимает на себя роль Спасителя). Она решает задачи за пятерых друзей. И так несколько раз подряд. Видя такую ситуацию, преподаватель даёт этой девушке задачу повышенного уровня сложности, которая, разумеется, требует больше времени. Но в тот же момент, когда преподаватель отворачивается, десяток студентов, не произнося ни слова, видимо, считая, что так и должно быть, передают свои карточки свой более знающей подруге. Та в свою очередь отказывает им, возмущаясь подобной наглостью (то есть превращается в Преследователя). Но в роли Преследователя она пребывает недолго. На следующей же перемене «группа товарищей» высказывает ей всё, что о ней думают: «Ты – эгоистка, ты нам не помогаешь, ты думаешь только о себе». И так далее, и тому подобное. И девушка даже не заметила, как стала Жертвой. Вуаля!

Порой драматический треугольник растягивается на годы и десятилетия . Например, родители мечтают, чтобы сын или дочь выбрали ту профессию, то дело, которым их семьи занимались целыми поколениями. Они всячески расписывают преимущества этой профессии (скажем, экономиста), предлагают помощь в преодолении трудностей науки (Спасители). Молодой человек соглашается, несмотря на то, что его больше привлекает, например, журналистика или иностранные языки. Великовозрастное чадо ходит на лекции из-под палки, страстно и трепетно ненавидя всякие расчёты вообще, а экономические – в частности, а родители ещё и пеняют ему за нерадивость и отсутствие прилежания в учёбе (Преследователи). С горем пополам семья получает диплом, и молодой человек начинает работать на нелюбимой работе, и так проходят годы. В лучшем случае через много лет этот человек (к тому времени уже немолодой) начнёт искать возможности заниматься любимым делом, но сделать это в сорокалетнем возрасте будет гораздо сложнее. А в худшем – он будет всю жизнь ходить на ненавистную работу за мизерную зарплату, так как построить карьеру в нелюбимом деле практически невозможно. А что услышат родители на старости лет от своего сына или дочери, и в какой роли они будут, додумайте сами…

Почему же люди постоянно примеряют на себя все эти три роли, если от них только одни неприятности? О, нет! Ошибаетесь. Каждая из этих ролей имеет ещё и свои преимущества, как ни странно это звучит. Психологи называют их вторичными выгодами. Например, чем хороша роль Жертвы? Входя в эту роль человек, снимает с себя ответственность за себя (или за какую-либо совместную деятельность) и перекладывает её на других – на тех, кто готов взять на себя роль Спасителя. А если на человеке нет никакой ответственности, то и делать ничего не нужно. Он – жертва обстоятельств, а значит и порцию жалости получить можно, и ощутить себя белым и пушистым. Это ведь не он что-то не то делает, а обстоятельства так сложились, и люди вокруг подобрались на редкость чёрствые и бездушные – не хотят брать на себя его обязанности. А чем же хороша роль Преследователя? В своей сущности преследователь – тоже жертва. Высказывая претензии другом человеку (как правило, неконкретные и необоснованные), он тем самым переносит на него свою ответственность. А это и есть поведение Жертвы. Таким образом, он выплёскивает досаду за свои неудачи, срывает злость на жертву. Роль Спасителя хороша хотя бы тем, что позволяет человеку потешить чувство собственной значимости продемонстрировать (прежде всего, себе, а потом другим) собственное величие. А как же?! Он ведь спасает жертву от беды! Если немного поразмыслить, то можно понять, что Спаситель в глубине души – тоже жертва. Доказывать свою значимость нужно тем, у кого занижена самооценка. Эти люди страдают от пренебрежительного отношения окружающих. Чаще всего низкая самооценка является следствием психологической травмы в детстве.

Как же найти выход из треугольника судьбы? Самый лучший выход – это не находить туда вход.

А теперь о том, как избежать треугольника судьбы. Чтобы не превратиться в Спасителя, оказывать услуги можно, соблюдая следующие правила «техники безопасности»: Нельзя навязывать свои услуги. Человек должен сам попросить о ней, причем просьба должна быть максимально конкретной. Помогать можно только после того, как Вы сделали все свои дела, то есть не приносить в жертву свои интересы. Нельзя давать категоричных указаний и советов в стиле «делай, как я сказал и никак иначе!» Не делайте за человека то, что он должен выполнить самостоятельно, иначе Вы возьмёте на себя его ответственность, а это и есть роль спасителя.

А как же тогда можно общаться с людьми? Есть ли возможность безопасно оказывать помощь (советом или действием) своим близким?

Конечно, есть, и не одна, а много. Но у всех этих возможностей есть одна общая черта - осознанное распределение ответственности, когда каждый человек отвечает исключительно за то, что он реально может контролировать. Как можно это сделать? Начиная какой-либо проект, стоит предельно чётко оговорить (а в особо серьёзных делах и прописать), кто и за что несёт ответственность. Если Вы всё-таки даете совет, сопровождайте его дополнениями: «я думаю», «мне кажется», «на мой взгляд», «это только моё мнение, а решать Вам». Объяснить, что каждый человек имеет право на ошибку, и Вы в том числе: «Я думаю так, но могу ошибаться…» Тогда можно давать любые советы, даже самые фантастические. Не давать никаких гарантий: «Я приложу все усилия, но на 100% гарантировать не могу», «Если будет возможность» и тому подобное. Подобных выражений существует бесчисленное множество. При таком раскладе человек учитывает Вас как запасной вариант, но и сам продолжает решать свою задачу. Роль преследователя тоже ничего хорошего не даёт, ведь закон бумеранга никто не отменял. И все те претензии, которые человек предъявляет окружающим, к нему же и вернутся, да ещё и «с процентами».

Но что же нужно делать и чего не делать, если Вы слишком поздно поняли, что попали в этот злополучный треугольник?

Выход есть. Прежде всего, ничего никому не доказывать, а выйти из этой системы и посмотреть на неё со стороны. Представьте себе, что Вы сидите на высоком холме и смотрите на эту ситуацию, как на спектакль с собственным участием. Эмоциональный накал сразу схлынет, и Вы сможете здраво рассуждать. Если же при этом Вам всё ещё хочется кому-то что-то доказать, значит, Вами ещё владеют эмоции. Тогда представьте, что Вы сидите перед телевизором и видите себя сидящим на холме и смотрящим спектакль. Обычно такое двойное удаление помогает полностью справиться с эмоциями и даёт возможность анализировать ситуацию и принимать правильные решения. Что же нужно делать, чтобы избегать этих драматических ролей? Ответ прост: заниматься собой, своим ростом, и духовным, и интеллектуальным и физическим. Найти себе дело по душе и оттачивать своё мастерство до совершенства. Тогда и Вам, и Вашим близким будет комфортно.

Часть 2.


Гонки по вертикали, или Пирамида нейрологических уровней.

Диетологи утверждают, что мы есть то, что мы едим. Специалисты по водолечению говорят, что мы то, что мы пьём. Стилисты уверены, что мы то, что мы носим. Спорить не стану, всё это верно.

А что бы сказали по этому поводу психологи?..

В Йельском университете был проведён эксперимент. Испытуемым было предложено записывать на диктофон все мысли, которые посещали их (получался такой «разговор с умным человеком»). Результаты этого исследования превзошли все ожидания. Оказалось, что в среднестатистического человека посещает до пятидесяти тысяч (!) мыслей в сутки. Но не это удивило учёных больше всего. Оказалось, что абсолютное большинство этих мыслей… негативны. Они сопровождались такими эмоциями, как страх, тревога, злость, раздражение, грусть… Кроме того выяснилось, что те из участников эксперимента, у которых преобладали всё-таки позитивные мысли, были значительно более успешными, чем их «негативные» коллеги. Выходит, мы есть то, что мы думаем. А значит, от того, какие мысли обитают в голове, зависит вся наша жизнь.

А можно ли изменить своё мышление?

Ответ: можно. На первый взгляд, наверное, кажется, что наши мысли и слова воздействуют на нас хаотично, сбившись в один большой клубок. На самом деле они, подобно олимпийским богам, имеют свою иерархию, некую устойчивую связь и зависимость. Психологическое воздействие можно условно разделить на шесть нейрологических уровней, где каждый более высокий уровень управляет всеми нижестоящими.

Первый, самый нижний из них – окружение.

Это всё, что находится вокруг нас: люди (наша семья, наши друзья, коллеги и просто прохожие на улице), предметы (наш дом и всё, что находится в нём, рабочее место, природа) – короче говоря, весь материальный мир, который мы можем увидеть, услышать и почувствовать.

Следующий уровень – это поведение, те действия, которые мы выполняем ежедневно .

А поскольку действия мы производим с предметами, людьми и в определённых местах, то можно смело утверждать, что поведение влияет на окружение и формирует его. Возьмём самый простой пример: Вы сделали генеральную уборку в квартире. Нет нужды объяснять, как изменится Ваше окружение.

Третий уровень – способности.

Сюда входят все наши знания, навыки и опыт, а также возможности. Представьте себе, что Вы научились водить машину. Несомненно, Вы захотите использовать свои навыки. Теперь у Вас не будет необходимости пользоваться общественным транспортом, таким образом, меняются Ваши действия и окружение.

Следующий уровень – это убеждения и ценности.

Если мы до сих пор говорили о материальном мире, о наших действиях и переменах в окружении, к которым ведут наши действия, то теперь речь пойдёт о мире духовном. Это, безусловно, семья и отношения с партнёром, карьера и самореализация, материальное благополучие и творчество, свобода и здоровье. Этот список можно продолжать и продолжать, и каждый человек устанавливает свою шкалу приоритетов. Что касается убеждений, то можно сказать, что это те правила жизни, которые вырабатываются у нас с детства. Переоценка ценностей и изменение убеждений могут перевернуть всю жизнь. Например, человек считал себя неспособным к иностранным языкам, но поменял своё убеждение. Вполне вероятно, что он поменяет профессию, или продвинется по карьерной лестнице на своей работе. А если ещё и поставит на первое место в шкале своих ценностей самореализацию и финансовое благополучие, то такой человек достигнет больших высот. Естественно, у него изменятся возможности, поведение и окружение.

На пятом «этаже» находится самоидентификация и личностное своеобразие .

Собственно говоря, это тоже убеждения человека, но только о себе самом. Здесь находятся все те роли, которые мы исполняем в жизни. На работе мы коллеги, дома – супруги и родители, в компании – друзья, и т.д. И если человек считает себя хорошим семьянином, то очевидно, что главной ценностью для него будет семья, а значит, он будет приобретать знания о том, как строить отношения, как воспитывать детей и пр. Естественно, он будет действовать на благо семьи и создаст себе соответствующее окружение.

И, наконец, уровень миссии . На этом уровне находятся мысли о том, для чего мы пришли в этот мир и какую ценность для него представляем. Если Вы решите, что Ваша миссия – нести радость людям , то Вы, вероятно, выберете соответствующую профессию (самоидентификация). Эта профессия станет Вашим любимым делом (ценность), Вы будете её старательно изучать (способности, знания и навыки), начнёте воплощать в жизнь свою мечту (поведение), и делать это Вы будете с определёнными людьми и в определённом месте (окружение).

Таким образом, совершенно очевидно, что чем выше уровень, на котором происходят изменения, тем сильнее преображается наша жизнь.

Перемены же на низших уровнях не способны повлечь сдвиги на высших уровнях. Или эти сдвиги могут быть очень незначительными. Мне вспомнился сюжет одной комедии, в которой бездомный выиграл в лотерею очень крупную сумму. Он окружил себя роскошными вещами, но в душе остался нищим. И вот он садится в дорогую машину, и его личный водитель спрашивает, куда его везти. А нищий богач отвечает: «На городскую свалку. Там всегда можно найти много хороших и нужных вещей!..»

Как известно, знания, не применённые на практике – это не знания, а ментальный мусор.

Для чего нужны эти знания? Каково их практическое использование?

Пирамида логических уровней, например, поможет распознавать манипуляции. Что же такое манипуляция? Это тип психологического воздействия, в результате которого человек выполняет действия, нужные манипулятору. В сущности, любая коммуникация есть манипуляция, и ничего страшного в этом нет. По определению толкового словаря современного русского языка МАНИПУЛЯЦИЯ (франц. manipulation - от лат. manipulus - пригоршня, горсть, manus - рука), действие рукой или руками при выполнении какой-либо сложной работы; сложный прием в ручной работе. В переносном смысле - проделка, махинация». Скажем, некто остановил Вас на улице и спросил, который час. Это манипуляция, так как Вы сделали то, что нужно этому человеку. Манипуляция явная, ничем не прикрытая. А вот другой пример: Вы приходите в магазин за покупками. Вы просите продавца дать вам пакет молока, а взамен отдаёте ему деньги. И это тоже манипуляция, ведь Вы заставили продавца сделать то, что нужно Вам. В этом случае манипуляция привела к взаимной выгоде – каждый получил то, что хотел: Вы – молоко, а продавец – деньги. А вот если бы продавец за Ваши деньги всучил бы вам пакет прокисшего молока, то это и был бы тот самый «переносный смысл», то есть махинация. Вот это и нужно уметь распознавать.

Одним из видов манипуляций являются обиды. пожалуй, нет на свете человека, который ни разу в жизни не испытывал этого чувства .

Что же такое обида?

Это низкотоновое состояние, когда несоответствие поведения другого человека нашим представлениям о том, как следует вести себя в подобной ситуации, и наоборот. Обижаясь, мы пытаемся вызвать чувство вины у противоположной стороны. И вот тут стоит вспомнить, иерархию наших мыслей. В этом случае мы видим логическую связку на разных уровнях. Это и есть основной признак манипуляции. Представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации – это уровень убеждений, а действия – это уровень поведения. Вы не обязаны соответствовать чьим-либо представлениям, но и вашим представлениям тоже никто не должен соответствовать. Понимая этот механизм, легче справиться с чувством вины и не поддаться чувству обиды. Теперь рассмотрим логическую связку «если - то». Думаю, Вам не раз приходилось наблюдать отвратительные сцены, когда ребёнок посреди огромного торгового центра начинал требовать, чтобы ему купили игрушку. Обычно дети озвучивают это так: «Если ты меня любишь, ты купишь мне велосипед (куклу, железную дорогу, I-Phone – нужное подчеркнуть) «. Это тоже самая настоящая манипуляция, т.к. любовь – это ценность, а покупка игрушки – действие. Точно так же родители манипулируют детьми. С содроганием вспоминаю манную кашу, которую приходилось есть «за папу, за маму». Папа и мама – это ценность (и ещё какая!), а поедание каши – действие. И начальник может манипулировать подчинённым: «Вы же ценный специалист, неужели Вы не можете выполнить эту работу в короткие сроки?!» «Ценный специалист – это личностное своеобразие», а «можете выполнить» – способности и навыки. Но важно не только уметь распознавать манипуляции, но и противостоять им. Для этого существует несколько простых правил.

Правило первое. Разрыв шаблона.

И к счастью, и к сожалению, 95% своих действий мы выполняем автоматически. К счастью, потому что наш мозг не выдержал бы нагрузки, если каждое самое малое действие приходилось бы тщательно обдумывать. Подумайте, сколько действий мы выполняем, когда чистим зубы. Нужно открыть кран, взять тюбик с пастой, открыть крышечку, взять щётку, выдавить пасту… Ужас! Работы на полдня, если делать это осознанно! Автоматически мы управляемся за несколько минут. К сожалению, потому что такой автоматизм вырабатывает шаблоны поведения. Мы действуем автоматически и ожидаем определённой реакции в ответ. И если реакция не соответствует нашим ожиданиям, наступает замешательство, тот самый разрыв шаблона. И этим явлением можно успешно пользоваться.

Вот яркий пример. Одна моя знакомая работала волонтёром в общественной организации, распределявшей подарки ветеранам ВОВ. Однажды раздался телефонный звонок, и сотрудница подняла трубку. Видимо, решив, что война ещё продолжается, не представившись, не объяснив, в чём дело, возмущённый пенсионер бросился в атаку: - Ну что, поделили уже мои деньги?!! - Да, - спокойно ответила женщина, - поделили. Было очень приятно. А ещё приятнее было бы всё забрать себе. А если Вы продолжите говорить в таком тоне, я положу трубку. Пенсионер тут же извинился, объяснил суть своей просьбы, и выяснилось, что он вообще ошибся номером, и ему нужна была другая организация… Что же произошло? У пенсионера был шаблон поведения. Он думал, что в ответ на его обвинение работница начнёт оправдываться и успокаивать его, но она ответила иначе, чем вызвала замешательство и нужную ей реакцию оппонента. И ещё женщина использовала…

Правило второе. Амортизация.

Никогда, ни за что и ни при каких обстоятельствах не вступайте в прямой спор с оппонентом, не используйте пренебрежительных слов и интонаций. Возможно, это утверждение покажется Вам странным, а может быть, даже абсурдным, но первое, что нужно сделать в конфликтной ситуации, - это согласиться с «противником». Тем самым вы смягчите его выпад. Посмотрите, как падает борец в ту сторону, в которую толкнул его соперник. Но он тут же увлекает последнего с собой и, используя определённый приём, оказывается в выигрышной позиции. Это и есть амортизация. Вспомните женщину-волонтёра: она согласилась, что поделили деньги, а потом вызвала у ветерана нужную ей реакцию.

Другой вариант вызвать нужное Вам поведение у оппонента – запретить ему делать то, что он делать не хочет.

Одна мудрая мама запрещала своему сыну есть манную кашу. Нужно ли пояснять, что каша из тарелки исчезала в мгновение ока… Может быть, Адам и Ева так и остались бы в раю, если бы Бог не запретил им есть от древа познания! Если Вы хотите попросить другого человека и знаете, какие могут быть возражения, то проговорите их первым, а затем объясните оппоненту, какие выгоды получит ОН, если выполнит Вашу просьбу. Это выглядит примерно так: «Я понимаю, что это может быть трудно/дорого/хлопотно, и я не обижусь, если ты откажешься, но посмотри, как можно это применить там-то и там-то.» Ещё пример. Начальник говорит подчинённому: «В же специалист высокого класса, значит, можете выполнить эту работу за два дня.»

Манипуляция видна невооружённым глазом. Если мы вспомним логические уровни, то увидим, что ценный специалист – это идентификация, а выполнение работы – поведение. Ответ может быть таким: «Я действительно очень грамотный специалист, и знаю, что на выполнение такого задания требуется неделя, поэтому моя профессиональная гордость не позволяет мне торопиться и делать работу плохо.»

Для чего же нужно противостоять манипуляциям?

Для того, чтобы другие люди, заставляя Вас выполнять их желания, не мешали бы Вам двигаться к Вашим целям, выполнять Вашу миссию, Ваше предназначение в этой жизни.

Пирамида логических уровней Р. Дилтса поможет вам пройтись от уровня обычной жизни до уровня вашего предназначения, а затем спуститься вниз, привнося ваши ценности в каждый уровень. Как ее использовать? Знание пирамиды и вопросов к каждому уровню даст вам возможность, отвечая на вопросы, увидеть убеждения, а также увидеть свой внутренний мир. Хорошо подойдет она и для повышения мотивации сотрудников кампании.

Приведу вам пример из моей практики. Когда я работала внутренним коучем, ко мне пришла сотрудница нашей компании с эмоциональным выгоранием, ей все надоело, устала, думает о смены работы и т.д. Так бывает, когда перестает работать мотивация на каком-то из логических уровней. Я провела с ней коуч-сессию по логическим уровням, где на каждом уровне мы рассматривали, что для нее важно в работе. Затем, найдя наиболее мотивирующую ценность, мы посмотрели, как данная ценность может проявляться на остальных уровнях.

На первом уровне пирамиды – обстановка и люди, которые находятся рядом. Я спросила сотрудницу, какое окружение для нее важно. Она ответила, что самое ценное для нее в обстановке и коллегах – это возможность общаться, обмениваться опытом, возможность развиваться. Открытое пространство в офисе способствует общению друг с другом, поэтому на первом уровне (окружение) у нее не было проблем.

На втором уровне пирамиды логических уровней (уровне действий) я задала ей вопрос о том, как она проводит свой обычный рабочий день. Попросила расписать его по действиям, а также выделить наиболее важные для нее действия. Она описала мне свой распорядок и определила для себя несколько наиболее любимых обязанностей. Тогда я спросила ее: «Как ты думаешь, почему именно эти твои рабочие действия приносят тебе больше всего удовольствия?» Она ответила: «Выполняя данные свои обязанности, я не действую по одному шаблону, могу каждый раз что-то менять в процессе. Здесь главное – результат, и меня практически не контролируют на этапе выполнения. Но что самое важное для меня, что я развиваюсь, когда делаю эту работу».

Хочу отметить простой, но достаточно эффективный способ выявления ценностей в разговоре с людьми. Надо уметь слушать людей и обращать внимание на повторяющиеся слова. Довольно часто повторение является маркером первичных ценностей человека. Обычно я веду запись коуч-сессии, и я заметила, что сотрудница повторяет слово «развитие» в различных своих вариациях. Я решила проверить свою догадку и задала ей следующий вопрос, который относится к следующему уровню пирамиды (уровень способностей): « Опиши мне, пожалуйста, какие твои способности помогают тебе быть успешной, и какие свои навыки ты развиваешь, работая в кампании?». Ответ был очень эмоциональный: «Вот в этом и проблема, что я практически не развиваюсь, а лишь использую те навыки в работе, которые приобрела ранее в другой кампании. Я не чувствую своего дальнейшего роста. Это сильно меня угнетает. Я прихожу на работу и выполняю одни и те же обязанности. Есть небольшое разнообразие, но оно не сильно влияет на мое профессиональное развитие».

«Давай посмотрим, отчего тебе так важно, чтобы ты развивалась. Что ценного для тебя в развитии?» — спросила я ее. Этот вопрос помог плавно перейти на следующий уровень пирамиды (уровень ценностей). Она сказала: «Для меня важно развиваться, чтобы узнавать что-то новое, не стоять на месте. Когда в моей работе больше разнообразия, и я осваиваю новые грани своей профессии, я чувствую, что развиваюсь, как профессионал. Я чувствую воодушевление, и мне хочется идти на работу».

«Тогда расскажи мне, кто ты, человек, постоянно узнающий новое в своей профессии?» — задала я ей следующий вопрос, который поднимает нас на следующий уровень пирамиды (уровень идентичности). «Я – профессионал, который идет в ногу со временем, следит за новинками в своей специальности, и применяет их в жизнь» — ответила она.

«Расскажи мне, для чего ты это делаешь? Я прошу тебя объяснить мне это простыми словами, как если бы я была маленькими ребенком, и ты описывала мне смысл твоей работы». Данный вопрос перевел нас на вершину пирамиды логических уровней (уровень миссии). Не сразу, минут через пять, она ответила мне: « Я помогаю людям в затруднительных ситуациях. Мои хорошие знания юриспруденции помогают другим людям. Я защищаю других людей от неприятностей. Поэтому я должна все время узнавать что-то новое, быть в курсе изменений».

«Давай я подведу небольшой итог» — сказала я. «Для тебя важно развитие в своей работе, потому что ты стремишься быть хорошим профессионалом. Ты считаешь, что для этого нужно быть в курсе новых изменений в твоей профессии, а также желательно приобретать новые навыки. Я правильно тебя поняла?» — спросила я ее. «Да» — ответила она.

Обратите внимание, что проблема, из-за которой у сотрудницы началось эмоциональное выгорание находиться на уровне способностей. Поэтому, если время ограничено, можно выполнить «лайт-версию» методики. Вам надо взять уровень выше, т.е. уровень ценностей и спросить, как она может приобретать новые знания в своей профессии и применять их у себя на работе.

Я располагала временем и решила спросить ее сначала с самого высокого уровня (уровня миссии).

«Как еще ты можешь помогать людям, работая у нас в кампании?» — задала я ей следующий вопрос. Она задумалась, а потом удивленно ответила: «Я могу помогать новичкам. Могу стать наставником и передавать им свои знания. Удивительно, но я даже раньше не рассматривала такую возможность. Когда нас спрашивали, кто хочет помочь новичкам в адаптации, я подумала, что это не поможет мне в карьере, и не стала проявлять инициативу».

«Как твои новые обязанности помогут тебе быть профессионалом в своей работе?» — задала я ей вопрос, тем самым, начав плавно спускаться вниз по пирамиде логических уровней (на уровень идентичности). «У меня будет опыт адаптации новых сотрудников» — ответила она.

Следующий вопрос был про уровень ценностей. «Что ценного ты приобретешь, занимаясь адаптацией новичков?» — спросила я. Она сказала: «Я думаю, это поможет мне понять, есть ли у меня лидерские качества, могу ли я повести людей за собой».

«Какие свои способности ты сможешь развить, занимаясь новыми сотрудниками?» — задала я ей вопрос, который переводил нас на уровень способностей. «Я думаю, это разовьет мои способности к руководству людьми. А также даст мне навыки общения с людьми. И я буду узнавать много нового» — сотрудница улыбнулась. «Честно говоря, идея с адаптацией так меня вдохновила, что мне хочется пойти поскорее поговорить со своим руководителем» — сказала она. «Отлично, ты опережаешь мои мысли» — ответила я ей. «Я хотела задать тебе вопрос о твоих первых действиях. Какие первые шаги ты планируешь предпринять?». Данный вопрос помогает спуститься на еще один логический уровень вниз (уровень действия). Она ответила: «Первым делом я поговорю с руководителем. Спрошу, кого из новых сотрудников я могу взять в качестве наставника. Во-вторых, я напишу для себя план, как мне проводить адаптацию. Третьим моим шагом будет поход в книжный магазин, где я смогу купить литературу по адаптации персонала».

«Скажи, а что измениться в твоем окружении?» — задала я ей последний вопрос. «У меня будет новые люди, за которых я ответственна, которые будут задавать мне много вопросов. И новые книги. Я думаю, на ближайшее время у меня будет достаточно разнообразия, и скучно мне точно не будет» — сказала она.

Когда она уходила после нашего разговора, я не заметила в ней никаких признаков эмоционального выгорания. Ей хотелось работать, ее цели и ценности совпадали с задачами кампании, и она была заинтересована в своей новой деятельности.

Когда вы находите вместе с вашим сотрудником мотивацию более высокого уровня – уходят симптомы эмоционального выгорания. Смысл пирамиды в том, что вышестоящий уровень имеет влияние на нижестоящий. Для вас важно понять: изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не приводит к изменениям на более высоком логическом уровне; а изменение, происходящее на более высоком уровне, всегда приводит к изменениям на более низких уровнях. Я приведу примеры уровней и вопросов, которые вы можете задавать себе для повышения своей мотивации.


1. Уровень окружения

Он описывает среду обитания человека. Отвечает на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», «С кем?», «У кого?». Здесь нет движения. Движение находится выше, на уровне действия. Этот уровень характеризуется тем, что весь мир и свое место в этом мире человек видит и определяет по окружающим предметам. Представитель «уровня окружения», решив выучить иностранный язык, оплачивает курсы и на этом останавливается: для нее заключение договора на обучение – уже воплощение решения выучить язык.

2. Уровень поведения, действий.

Этот уровень, отвечает на вопрос «Что делаю? ». В нем заложена информации об изменениях и движениях. Лингвистически этот уровень выражается различными глаголами. Здесь присутствует скорость как характеристика движения. Я хожу – одна скорость. Я бегаю – другая скорость. Я несусь со всех ног – третья скорость.

Человек, находящийся на уровне поведения, думает о жизни как о процессе и движении. Его девиз: «Я бегаю – значит, я живу». Для такого человека важен сам процесс, т.е. если записался на курсы английского языка, обязательно на них ходить, но, не важно насколько язык усваивается.

3. Уровень способностей.

«Многое в нашем поведении происходит из «ментальной карты» и других внутренних процессов, чьи ресурсы находятся внутри нашего разума. Это уровень опыта, который стоит за вашим непосредственным восприятием окружения», — определяет Р. Дилтс содержание данного уровня. На этом уровне находятся стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как? ». Способности обуславливают выбор поведения, своего рода – внутренние силы нашего поведения, источники движения. Человеку на данном уровне становится важно не то, что он имеет, а то, что он умеет. На этом уровне главным капиталом для него становится знание.

Для такого человека важно не то, что он ходит на курсы английского языка, а то, какие знания он там получает и как он сможет их применять.

4. Уровень ценностей.

Этот глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, определяет предъявление его как личности. Ценности формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, культурные особенности. Они формируются к десятилетнему возрасту и редко меняются радикально. Именно на этом уровне располагаются позитивные намерения даже деструктивного поведения. Изменение убеждений приводит к значимым изменениям в структуре нижележащих уровней. Отвечает на вопрос «Почему это так важно?».

Если человек за знаниями английского языка имеет ценность, важную для него, он легко выучит язык любым доступным ему способом. Уровень ценностей помогает смести все препятствия на пути к вашей цели. На этом уровне не существует оправданий, почему я не смог. На нем есть лишь вопрос: «Как мне это сделать?». Например, если вам не хватает денег на курсы английского языка, но вам важно выучить его, так как в свободном владении английском языком вы видите важную для вас возможность общаться с людьми во время ваших самостоятельных путешествий заграницей, то вы выучите язык с помощью курса Пимслера или диска Oxford Platinum.

5. Уровень идентичности, уровень Я.

Уровень «Кто Я?». Здесь находятся все представления человека о себе, кто он, какой он, как он строит отношения с другими.

Понимание себя, своей картины мира помогает вам владеть жизненной ситуацией. Вы сами выбираете, каким хотите представлять себя и мир вокруг вас. Что немаловажно, вы также можете поменять свое мировоззрение, когда оно из помогающего становится ограничивающим.

У каждого человека в сознании есть ментальная модель себя и мира, на котором строится его субъективное представление. Эта модель содержит в себе миллионы различным образов, как простых, таких как, представление о воздухе или воде, так и абстрактных, например, относительно существования высших сил.

Если на вопрос «Кто Вы?» вы отвечаете «Я человек, который сам принимает решения и никого не слушает», то на вас бесполезно пытаться оказать какое-либо влияние, например, когда не вы, а ваша вторая половина или руководитель решили, что вам нужно выучит английский.

В случае, когда вы хорошо себя знаете, и понимаете, что данное представление о самом себе начинает мешать вам в вашем развитии, вместо помогающего становится ограничивающем, вы сможете поменять представление о себе.

Например, вы понимаете, что знание английского языка вам необходимо по тем или иным причинам. Вы много раз пытались его выучить, но все безуспешно. Спросите себя: «Кем буду я, если выучу английский язык? Какие представления о себе у меня поменяются? Готов/а ли я такие изменения?». Вам могут придти различные ответы, например, что выучив английский язык, вы будете человеком, у которого дела не расходятся со словом. Попробуйте 21 день прожить с ощущением, что вы такой человек. Сделайте себе напоминание на телефоне на каждый день: «Я человек, у которого дела не расходятся со словом». Поменяв представление о себе, вы уберите причину, мешающую вам владеть свободно английским языком.

Хочу отметить, что работа с уровнем идентичности требует высокой осознанности себя и своего мировоззрения. В тоже время, если вы научитесь понимать себя и будете иметь возможность менять свои убеждения, вы овладеете методом кардинальных изменений.

6. Уровень миссии.

Р. Дилтс описывает этот уровень следующими словами: «Это относится к вашему ощущению чего-то, что выходит за ваше личное видение себя самого и включает ваше видение больших систем, окружающих конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…

Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем?», «Ради чего?», «В чем смысл?».

В практике hr-менеджера или коуча также можно применять следующие вопросы, которые относятся к данному уровню: «Как вы бы объяснили 5-летнему ребенку, то, что вы делаете? Как вы думаете, в чем смысл вашей деятельности? Ради чего вы это делаете?».

В случае, с изучением английского языка, попробуйте сформулировать ответ на вопрос: «Как бы вы объяснили 5-летнему ребенку, смысл ваших занятий английским языком?».

Пирамида логических уровней Дилтса удобна тем, что не всегда нужно работать со всеми уровнями. Достаточно определить, на каком уровне у сотрудника возникла проблема, и попытаться найти способ решения на более высоких уровнях. Важно уметь задавать вопросы с того или иного уровня, отвечая на которые сотрудник вашей кампании сам найдет ответы для решения своей задачи.

Как практически применять пирамиду логических уровней в работе с сотрудниками? Например, в вашей кампании строгий дресс-код, а некоторые из ваших подчиненных его не соблюдают. Надо узнать, какие ценности сотрудник вкладывает в возможность одеваться так, как ему хочется. Например, он ответит вам, что считает строгий дресс-код попиранием его свободы самовыражения. Предложите ему альтернативу, найдите способ проявлять свободу в его работе, и ваш подчиненный уже не будет чувствовать себя лишенным выбора. Или подниметесь на уровень выше ценностей, уровень идентичности. Спросите его, кто он, свободно выбирающий стиль одежды, и как он может проявить свои качества, при этом соблюдая дресс-код вашей компании.

В моей случае, когда я работала с данной проблемой, сотрудник ответил, что он человек творческий и может выражать свою креативность в работе, в процессе ведения клиента (он был менеджером по работе с корпоративными клиентами). Также он решил, что свой нестандартный взгляд на жизнь он может выражать в креативных галстуках (в кампании обязательно было приходить в деловом стиле, костюм и галстук, но не были прописаны строгие условия по галстукам). Я спросила, достаточно ли для него данной свободы самовыражения. Он ответил мне, что ему надо заняться каким-либо творческим занятием вне работы, и тогда потребность выражать свою креативность на рабочем месте не будет столь сильной. В результате нашего разговора, менеджер стал соблюдать деловой стиль в одежде, а его стильными галстуками было довольно все руководство. Основную часть своих творческих способностей он проявлял после работы, когда помогал своему другу в оформление клубных помещений.

Как еще можно использовать пирамиду Дилтса для решения практических задач в работе с персоналом? Возьмем распространенный пример: сотрудник систематически опаздывает. Любые санкции, применяемые к нему, не оказывали никакого должного эффекта. Встал вопрос об увольнении, ведь с одной стороны сотрудник нарушает дисциплину, а с другой стороны руководство его очень ценит. Как решить проблему?

Повторяющееся поведение обозначает, что проблема находится на уровне ценностей. Возник конфликт ценностей и человек выражает это разногласие наиболее знакомым ему способом. В данном случае, он постоянно опаздывает. Для решения такой проблемы я использую воронку повторяющихся вопросов с уровня ценностей. Данное упражнение еще называют «Работа с глубинной ценностью».. В этой статье я приведу пример работы с сотрудницей, которая постоянно опаздывала на работу. Также хочу отметить, если у вас мало времени, попросите человека, который всегда опаздывает, определить ценность, которая стоит за тем, что он/а опаздывает, и ценность, которая стоит за возможностью приходить вовремя. Он/а даже может не называть вам эти ценности. После этого, спросите сотрудника вашей кампании, как бы он изменил свое поведение, если обе его ценности составляют единое целое. Таким образом, вы задаете вопрос, который относится к уровню поведения, и учите человека объединять важные для него ценности и выражать их в изменениях в поведении (в нашем случае, начать приходить вовремя). Например, в кампании была сотрудница, которая постоянно опаздывала. Она пришла ко мне на коуч-сессию с запросом «Хочу приходить на работу вовремя». Во время коуч-сессии выяснилось, что это не ее желание, а руководства, и она ничего плохого не видит в том, что задерживается. Для нее было более важно выглядеть хорошо, одетой с «иголочки», чем приходить вовремя. Я спросила: «Какая ценность стоить за вашим желанием выглядеть хорошо?». Она ответила: «Возможность уделять себе внимание». «Какая ценность может стоять за тем, чтобы приходить вовремя на работу?» — задала я ей следующий вопрос. Сотрудница задумалась и затем ответила: «Я думаю, что возможность не конфликтовать с другими людьми». «Попробуете найти общую ценность, что это могло бы быть и как бы это изменило ваше поведение?» — попросила я ее. Она сказала: «Мне кажется, это гармония взаимоотношений как с собой, так и с людьми. Я попробую уделять себе время еще вечером, продумывая свой образ на завтра, и тем самым, я смогу собираться утром быстрее и приходить на работу вовремя».

Варианты решения проблемы опоздания у каждого человека свои. Вместо того, чтобы выдавать очередную порцию неработающих советов, hr менеджер с помощью коучинговых вопросов помогает найти проблему и быстро решить ее, учитывая индивидуальные особенности человека. Сотрудник сам находит решение своей проблемы, и берет ответственность за ее выполнение.

Пример коуч сессии «Работа с глубинной ценностью»

Действия для выявления глубинной ценности

Ответы на вопросы
Напишите свое повторяющееся поведение. Я постоянно прихожу не вовремя на важные для меня встречи, чувствую себя неловко, мне приходится оправдываться.
Опишите конкретный момент или событие, когда вы вели себя таким образом. Я опоздала на переговоры с нашим новым клиентом на 20 минут. Пришлось сильно извиняться, начало встречи было очень сильно скомкано.
Определите в теле, где находится часть, отвечающая за данное поведение. Поблагодарите свою часть, за то, что она желает вам только самого лучшего. Когда я говорю о своих опозданиях, я чувствую комок в горле, и трудно говорить. (Я прошу клиентку положить руку на горло и произнести слова благодарности ). Я благодарна той части, которая отвечает за мои опоздания. Я знаю, что она желает мне только самого лучшего.
Найдите ту позитивную цель, которую хочет для вас часть. Моя часть хочет, чтобы я вела более размеренный образ жизни, была более спокойной.
Выявите последовательность целей, и дойдите до основной, фундаментальной цели, которая является источником вашего повторяющегося поведения. «Если бы это (полученная цель из пункта 4) уже было полностью в моей жизни, то, что еще более важного и ценного ты хочешь для меня?» Если бы у меня был размеренный ритм жизни уже сейчас, именно так, как моя часть хочет для меня, тогда более важное, что она для меня желает – это благополучие.
Повторение вопроса «Если бы это (полученная цель из пункта 5) уже было полностью в моей жизни, то, что еще более важного и ценного ты хочешь для меня?» В случае если у меня уже есть тот уровень благополучия, который для меня хочет моя часть, то более ценное, что она хочет для меня – это развитие.
Повторение вопроса «Если бы это (полученная цель из пункта 6) уже было полностью в моей жизни, то, что еще более важного и ценного ты хочешь для меня?» В моей жизни уже присутствует развитие, именно так, как хочет моя часть. Тогда что еще более лучшего она для меня желает? Это любовь.
Повторение вопроса «Если бы это (полученная цель из пункта 7) уже было полностью в моей жизни, то, что еще более важного и ценного ты хочешь для меня?» Если в моей жизни уже есть любовь, именно в таком виде, как хочет моя часть, то, что более ценного хотела бы для меня моя часть? Единения. (Клиентка довольно долго думала, прежде чем дала ответ. Дыхание замедлилось. Она закрыла глаза, положив руку на горло, и попыталась найти ответ.)
Повторение вопроса «Если бы это (полученная цель из пункта 8) уже было полностью в моей жизни, то, что еще более важного и ценного ты хочешь для меня?» Мне кажется, что Единения достаточно. Ощущения, что это фундамент, на котором держится вся цепочка ценностей.
Видите ли вы цвет, когда говорите о Единение? Да. Он переливающийся белый.
Обращение к глубинной цели. «Иногда мои части думают, что для того, чтобы я могла почувствовать истинные состояния моего бытия (здесь пишите ваше состояние, которое вы для себя обнаружили), я обязана делать что-то и ощущать что-то (здесь вы пишите ответы из вашей последовательности ценностей). Но это не так. Чтобы я могла пережить свое глубинное состояние, мне достаточно просто почувствовать его и быть в нем». Я говорю, клиентка слушает, потом своими словами повторяет мне.
Заполняете цветом глубинной ценности внутренне и внешнее пространство. Представьте, как переливающийся белый цвет наполняет сначала вас, начиная от горла, затем выходит за пределы вашего тела, заполняет пространство вокруг вас, озаряя всю вашу жизнь. Мысленно представьте себе линию времени, где вы находитесь в настоящем времени. Вы видите, как цвет распространяется на ваше настоящее, прошлое и будущее. Я говорю, клиентка слушает, закрыв глаза.
Внесите свою глубинную ценность во все ваши промежуточные цели.

Что меняется, когда вы добавляете Единение в любовь?

Она становится более легкой, менее тяжеловесной и обязывающей. Мне нравится любить и быть любимой. Появляется какое-то чувство радости от возможности любить.
Что меняется, когда вы добавляете Единение в развитие? Я перестаю пытаться объять необъятное. Я знаю, что мне нужно, на получение какой информации я хочу потратить время, а какие знания мне не помогут, и будут лишь отнимать у меня энергию. У меня отпадает проблема выбора. Все становится таким очевидным.
Что меняется, когда вы добавляете Единение в благополучие? Благополучие для меня становится средством для моего развития, а не средством кому-то что-то доказать, в том числе и самой себе. Мне нравится заниматься своим благосостоянием, потому что данное дело меня развивает и дает возможность открывать новые горизонты.
Что меняется, когда вы добавляете Единение в размеренный образ жизни? Размеренность не пугает меня. Она для меня не такая тяжеловесная. Я поняла, что размеренный темп жизни – это не болото. Наоборот. Это легкий и спокойный образ жизни, когда я сама выбираю, чем мне заниматься. Я живу без оглядки на окружающих – а как там у них дела? Может они уже намного больше всего сделали, чем я. Больше преуспели. Я теперь понимаю, что гонка, кто кого обскачет, не приведет меня к ощущению счастья, а доставит меня к чувству загнанности и усталости.
Что меняется, когда вы добавляете Единение в ваше повторяющееся поведение – когда вы опаздываете? Я не вижу необходимости опаздывать, чтобы почувствовать Единение. Понимаете, я как будто получить прямой доступ к моему состоянию Единения. Я знаю, как его чувствовать, как входить в это ощущение. Оно всегда со мной. Просто отпала необходимость испытывать неловкость и дискомфорт, когда я оправдываюсь за свои опоздания, чтобы потом выйти на ощущения Единения.
Какие вы наметите для себя самые первые шаги? Когда вы их сделаете? Я буду выезжать на переговоры только к очень важным или новым клиентам.

Не более 3 встреч на неделе. Остальных клиентов я распределю среди своих подчиненных. Составлю список клиентов, которые наиболее прибыльные и легкие.

Я только сейчас поняла, что у меня есть клиенты, которые отнимают столько нервов, при этом они делают минимальные заказы. С такими клиентами я постараюсь общаться только посредством электронной почты.

Что было для вас самым важным и ценным в сессии? У меня появилось сильное внутреннее спокойствие. Я вечно ругала себя за то, что мало делаю, что не успеваю, что могла бы больше. Теперь понимаю, что это «мочь больше» лежит в другой области. Это значит не переделывать как можно больше различных дел, а делать только те дела, которые дают существенный результат.
Поблагодарите себя за проделанную работу. Знаете, я действительно очень благодарна себе, что пришла на коуч сессию. Я не ожидала такой глубокой работы и таких важных для себя результатов.

Пирамида логических уровней может стать нужным инструментом в работе с персоналом. Она помогает вам достаточно быстро определить, на каком уровне находиться проблема, и, задав вопросы с более высокого уровня, вы сможете помочь найти решение важных для человека задач. Со временем, если вы будете регулярно использовать пирамиду в своей работе, вы научитесь использовать пирамиду, как в развернутом виде, так и задав всего 1-2 вопроса. Вы можете использовать знание логических уровней, как для диагностики проблемы, так и для ее решения. Знание пирамиды и вопросов к каждому уровню даст вам возможность четкого плана собеседования, а также даст возможность увидеть внутренний мир соискателя с разных уровней.

Она удобна тем, что понятен принцип решения любой задачи:

  1. определить на каком уровне находится проблема;
  2. подняться на уровни выше, и найти там нужное вам решение.

Пирамида логических уровней помогает вам структурировать любые ваши задачи по работе с персоналом, как в мотивации и адаптации персонала, так и при разработке тренингов для сотрудников, а также при наборе новых сотрудников.

Хочу рассказать о технике Пирамида Дилтса. Ее применяют в коучинге, в консультировании, для решения проблем в самых разных областях взаимоотношений.



Эта техника поможет вам разобраться в себе и своей жизни, позволит лучше понять ваши глубинные причины незнания иностранного языка, которые вы не осознаете. А также хорошо подойдет она и для повышения мотивации обучения. Знание пирамиды и ответы на вопросы к каждому ее уровню даст вам возможность увидеть ваши внутренние убеждения.



Итак, пирамида Дилтса представляет собой модель логических уровней вашей жизни.




Формирование каждого логического уровня происходит снизу вверх. Смысл пирамиды в том, что вышестоящий уровень имеет влияние на нижестоящий.



То есть:

    изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не приводит к изменениям на более высоком логическом уровне;

    изменение, происходящее на более высоком уровне, всегда приводит к изменениям на более низких уровнях.



Проще говоря, для каждого из уровней пирамиды ответ на вопрос “Почему это так?” лежит на один-два уровеня выше.



Например, вас не устраивает ваше поведение, и вы хотите его изменить. Сменив окружение, вы вряд ли добьетесь результата. Значит, изменения должны быть на уровне Способности . Так, если вы считаете себя неспособным человеком, то это перейдет на уровень ниже - Поведение . Своим поведением вы будете подкреплять это убеждение. То есть, не браться за интересные задачи, смелые проекты, всячески избегать риска. И наоборот, если вы уверены в своих способностях, то эта убежденность формирует определенное поведение для достижения результата.



Описание логических уровней : (в порядке от низшего к высшему):



Окружение - это условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки - все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Это вы сами, ваше физическое окружение, это люди, с которыми вы общаетесь, культура, частью которой вы являетесь. Отвечает на вопросы: “ Что?”, “Где?”, “Когда?”, “С кем?”, “У кого?”.



Поведение - всё, что связано с вашей деятельностью, что конкретно вы делаете (или НЕ делаете) в своей окружающей среде. На этом уровне находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Этот уровень, отвечает на вопрос “Что делает?”, “Что я делаю?” и посвящен информации об изменениях и движениях.



Способности - уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения. На этом уровне находятся стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос “ Как? ”. Человеку на данном уровне становится важно не то, что он имеет, а то, что он умеет. На этом уровне главным капиталом для него становится знание.



Этот уровень связан со способностями, навыками и стратегиями, которыми мы пользуемся в жизни, для того чтобы действовать. Как именно мы выполняем задачи и справляемся с различными ситуациями. Их можно развивать, тренировать, приобретать. То чему можно учиться, если в этом есть необходимость.



Убеждения и ценности - это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос “Почему он это сделал?”, “Почему это так важно?”. Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Уровень ценностей формируется под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.



Идентичность (личностное своеобразие) – все представления человека о себе, кто он, какой он, как он строит отношения с другими. Идентичность связана с какой-то личностной ролью, которую вы преимущественно играете – бизнесмен, друг, любовник, ребенок, учитель, шут гороховый, “я же хорошая мать”, жертва, и т.д. Главный вопрос здесь – “Кто я?”



Понимание себя, своей картины мира помогает вам владеть жизненной ситуацией. Вы сами выбираете, каким хотите представлять себя и мир вокруг вас. Что немаловажно, вы также можете поменять свое мировоззрение, когда оно из помогающего становится ограничивающим.



Например, если на вопрос “Кто я?” вы отвечаете: “Я человек, который сам принимает решения и никого не слушает”, то на вас бесполезно пытаться оказать какое-либо влияние,



Миссия - это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…Этот уровень относится к тому, что может являться видением или “духом” личности, группы или организации". Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: “Зачем? Ради чего? В чем смысл?”.



Далеко не каждый человек задумывается о том, что для него есть его Миссия . Но зачастую вы себя можете ощущать частью чего-то большего, частью какой-то огромной системы. На этом уровне вы задаетесь вопросом " цель существования себя как человека ". Это то, какой вклад вы можете внести в мир и людям в целом. Что оставите после себя.




На уровне идентичности - спросите у самого себя: “Кем буду я, если выучу английский (или другой) язык? Какие представления о себе у меня поменяются? Готов ли я такие изменения?”. Вам могут прийти в голову самые разные ответы, например, что выучив английский язык, вы будете человеком, у которого дела не расходятся со словом. Поменяв представление о себе, вы уберите причину, мешающую вам владеть свободно английским языком.



На уровне миссии. В случае, с изучением английского языка, попробуйте ответить вот на такие вопросы:

“Как вы бы объяснили 5-летнему ребенку, то, что вы делаете? Как вы думаете, в чем смысл вашей деятельности? Ради чего вы это делаете?”. Например, “я всегда стремился к новому и лучшему” - это уровень миссии.


Примеры:



Вы давно хотите записаться на курсы английского, но все по какой-то причине откладываете задуманное. Привычка откладывать на потом находится на уровне Поведение. Значит решение надо искать на два уровня выше – Убеждения / ценности. Т.е. с мертвой точки проблему откладывания сможет решить переосмысление ценности, например, «Быть человеком своего слова».



Вы боитесь говорить на иностранном языке. Трудности с общением, скорее всего, берут начало на уровне Окружение. Искать решение можно на уровне Поведение (вести себя определенным образом - более спокойно и уверенно), а также и на уровне Способности – развивать в себе новые.



Если вы считаете, что трудности с иностранным языком связаны у вас со Способностями, ищите сдвиг в этом вопросе в своей Идентичности – в роли, которую вы хотите сыграть, зная язык. Например, я – успешный человек, который свободно путешествует по всему миру не ведая преград.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.