Педагогический совет «Взаимодействие ДОУ и семьи

Цели:

  1. Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями.
  2. Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.

Задачи:

  1. Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
  2. Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.
  3. Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.

Форма проведения педсовета: “Устный журнал”.

1. Страница первая: “Теоретическая”

  • Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.
  • Основные направления в работе.
  • Функционирование деятельности и основные этапы в работе.

2. Страница вторая: “Диагностическая”

  • Методы изучения семьи.
  • Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.

3. Страница третья: “Экскурсионная”

  • Содержание и формы работы с родителями.
  • Семейный калейдоскоп Творчества.

4. Страница четвертая: “Прикладная”.

  • Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьей. Опыт работы.

5. Страница пятая: “ Благодарственная”. “Гамма чувств”.

6.Страница шестая: “Результативная”. Итоги педсовета.

7. Страница седьмая: “Приятная”.

Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.

Основные направления в работе.

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

Познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),

Поддержка физического здоровья учащихся,

Дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,

Поддержка одаренных детей,

Социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”, поддержка данного направления на городском уровне, т. е. создания единого образовательного пространства города.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

Функционирование деятельности и основные этапы в работе.

Работа школы и семьи включает разделы:

  1. Работа с родителями учащихся начальной школы.
  2. Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).
  3. Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы).
  4. Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.

К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:

  • Воспитательно-развивающая.
  • Формирующая.
  • Охранно-оздоровительная.
  • Контролирующая.
  • Бытовая.

Этапы работы с родителями.

Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:

1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.

2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

  • трудности в адаптации,
  • агрессивность,
  • страхи,
  • проблемы общения со сверстниками,
  • не усвоение программы и другие.

3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.

Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.

Ежемесячные формы общения с родителями – это:

  • праздники,
  • родительские собрания,
  • спортивные мероприятия,
  • походы.

Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.

Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.

Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.

Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя:

Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?

Педагоги и классные руководители с полной ответственностью подходят к этому вопросу, так как работают со школьниками и их родителями. Спросите любого ученика: “Зачем он пришел в школу?”, он ответит, что пришел в школу учиться, и учиться “хорошо”! Он любознателен, пытлив, но непоседлив! Усилия же взрослых, педагогов и родителей, направлены на “формирование” ребенка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, ребенок оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – школа. В этом тандеме очень легко можно уничтожить индивидуальность, личность ребенка. Отсюда у него возникают непонимание, неуверенность в себе и собственных силах, неприятие окружающего мира, происходит отрыв от семьи и, в конечном итоге, как бы печально это не звучало, “уход” из неё. Ничего нет страшнее для человека в любом возрасте, чем лишиться поддержки близких людей, ведь наступает разочарование в себе, школе, появляется низкая самооценка, не реализуются возможности, а порой не складывается судьба.…

Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.

Сегодня выделяют примерно три группы родителей:

Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.

Они добросовестны, активны, заинтересованны и готовы в любую минуту прийти на помощь.

Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.

Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. В практике школы используются и такие формы как

1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.

2. Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.

Защита прав ребёнка.

3. Приглашение на заседания родительского комитета, административного совета и уже нередки случаи обращения в общественные организации города – в комиссию по делам несовершеннолетних, в суд (вплоть до лишения родительских прав).

Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.

Каждое человеческое существо - прирожденный творец! Родитель не исключение. Его творчество заключается в том, чтобы быть хорошим родителем, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит – ответственно относиться к своим обязанностям, заниматься самообразованием, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ним и наслаждаться этим творчеством!

Решающее значение при этом приобретает качество взаимодействия, которое строится на: уважении в ребёнке Человека; убежденности в том, что все дети талантливы; создании ситуации успеха на каждом занятии; вере в силы ребёнка и собственные тоже.

Методы изучения семьи.

Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.

Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.

Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:

  • диагностика,
  • консультация, тренинг,
  • наблюдения,
  • беседа,
  • тестирование и анкетирование,
  • сочинение как метод изучения семьи,
  • метод обобщения независимых характеристик,
  • педагогическая гостиная.

Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:

  • Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
  • Организация диагностической работы по изучению семей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
  • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
  • Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.
  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
  • Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
  • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет, Совет отцов и др.);
  • Объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
  • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам “Этика и психология семейной жизни”, “Основы семейного воспитания”).
  • Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
  • Иинформационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
  • Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
  • Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.

Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

  1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  3. Участие родителей в управлении школой.

Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Традиционные формы Нетрадиционные формы
Коллективные: Индивидуальные:

Творческие дела.

Родительское собрание Семейные традиции.
Общешкольная конференция История моей семьи.
Родительский лекторий Талисман семьи. Гороскоп семьи.
Вечер для родителей Семейная книга рекордов.
Родительские чтения Географическая карта моей родословной.
Семинар Долгожитель” семьи (книга, игрушка, другое).
Практикум День рождения в семье.
Заседание Праздники семьи.
“Круглый стол” Семейные увлечения.
“Педагогическая гостиная” “Четыре способа обрадовать маму”.
“Устный журнал” Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры).
Тренинг Мой семейный альбом.
Спортивные соревнования Известные люди семьи.
Акция “Милосердие” Папа может все, что угодно.
Акция “Книжка”, “Игрушка” Наш дом театр, музей, оранжерея….
Трудовой десант Песни (сказки) моей бабушки.
Субботник Самое ласковое мамино слово.
Творческий концерт Мое любимое блюдо.
Выставка Я горжусь своим дедом!
Вернисаж Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями.

На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы - одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9 классов).

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета . Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.

Класс Классный руководитель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 А Дробышевская АИ 5 2 5 3 2 3 4 4 3 3
1 Б Подгорная ОН 4 2 4 3 1 2 4 5 3 4
1 В Лапкевич НА 4 3 5 3 3 4 4 5 4 4
2 А Волкова НП 5 3 5 5 3 4 5 5 5 3
2 Б Уварова ЕИ 4 4 5 5 3 5 5 5 4 4
3 А Бондарь ЕИ 5 5 4 4 1 3 4 5 4 4
3 Б Покарева ТИ
4 А Фесько СВ 4 - 4 5 4 5 5 5 3 3
5 А Жесткова ГН
5 Б Писаренко ВВ
6 А Доронина ГН 3 1 3 - - - - - 4 -
6 Б Чигрина НН 2 2 - - - - - - 1 3
6 В Гюнтер ТИ 3 3 3 1 1 1 2 3 4 3
7 А Гокова ГА 4 3 2 4 1 3 4 5 4 4
7 Б Грязнова ЛБ 3 2 3 1 2 5 2 3 2 3
8 А Прищепа ОМ
8 Б Кибирева СВ 3 4 5 4 3 4 5 5 3 5
9 А Греховодова НН 2 2 3 1 1 1 3 3 3 3
9 Б Кузьмина ИГ
9 В Набокова ЕН
10 А Смирнова ОИ 5 1 - - - - 4 - 4 4
10 Б Потапнева ТА 3 1 5 1 1 1 1 2 4 3
10 В Старовойтова ЕП 4 3 4 4 4 3 4 4 4 4
10 Г Лепина ВВ 2 1 3 - - - - - 3 4
11 А Долотова НН 3 2 3 4 1 1 2 3 4 4
11 Б Короткова ЛС 4 4 4 4 3 5 5 5 4 4
11 В Хоменко ОМ 3 2 4 3 3 1 4 5 4 4

Приняли участие в диагностике из 27 классных руководителя - 21,

6 классных руководителей (новые классы) – не приняли участие.

Диагностика эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.

1 2 3 4 5
1 2 3 4 5

Учебно-познавательное

Спортивно-оздоровительное

Военно-патриотическое

Природоохранное

Трудовое

Досуговое

1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
Ваши предложения:
  • Высокий уровень – 5 баллов
  • Выше среднего – 4 балла
  • Средний уровень – 3 балла
  • Ниже среднего – 2 балла
  • Низкий уровень - 1 балл

Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.

1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями? 71 %
2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие) 47%
3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно?

Учебно-познавательное

Спортивно-оздоровительное

Военно-патриотическое

Природоохранное

Трудовое

Досуговое

4. Каков образовательный потенциал родителей в классе? 68 %
5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся? 69 %
Ваши предложения:

Диаграмма:
“ Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями”.

Вывод:

По данным диаграммы видно, что наиболее эффективной деятельностью классных руководителей является:

  • Учебно-познавательная
  • досуговая
  • трудовая

менее эффективна работа с родителями и детьми в направлениях:

  • спортивно-оздоровительном
  • военно-патриотическом
  • природоохранном

1. Осуществлять повышение психолого-педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями. (Отв. Зам. директора по ВР, психолог, Кл. руководители.)

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей. (Отв. администрация, Кл. руководители.)

3. Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству. (Отв. кл. руководители.)

4. Запланировать и провести заседания МО классных руководителей, мероприятия, классные часы по темам:

“Военно-патриотическое воспитание учащихся в школе. Формы и методы работы с детьми и родителями. (Отв. Пичугина ВА, Хоменко ОМ, Спинко ВС, кл. рук.)

Спортивно-оздоровительное направление в работе школы. (Отв. Зайцева МВ – валеолог, учителя физкул., кл. рук.)

Природоохранное направление в работе школы. (Пичугина ВА, учителя биологии, географии, кл. рук.)

Литература:

  1. Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.
  2. Фролов П.Т. “Школа молодого директора”, М, “Просвещение”, 1988.
  3. Ерофеева НЮ. “Методика подготовки и проведения педагогических советов”, Ижевск, 1995.
  4. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.
  5. Журнал “Классный руководитель” (1997–2003 гг.)
  6. Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
  7. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
  8. Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2001.
  9. Шилина ЗМ. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997.
  10. Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М. “Педагогический поиск”, 2000.
  11. Сергеева ВП. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
  12. Дружинин ИА. Заботы и радости классного руководителя. М. “Просвещение”,1982.
  13. Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
  14. Болдырев НИ. Классный руководитель. М. “Просвещение”, 1978.
  15. Макаренко АС. О воспитании. М. 1988.
  16. Питюков ВЮ. Основы педагогической технологии. М. 1997.

Тема: «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».

Сценарий педсовета

Слайд 1

1. Большинство взрослых людей - родители: молодые или не очень, имеющие достаточный жизненный опыт или без такового. Родительство – это ответственная роль и позиция, в которой взрослый находится 24 часа в сутки, и где требуется тщательное, профессиональное и последовательное выполнение всех условий для успешной социализации ребенка. От того, насколько компетентен родитель в вопросах воспитания, во многом зависит судьба ребенка. В настоящее время родители осваивают науку родительского мастерства сами, часто методом проб и ошибок, на основании того, как складывались отношения в их родительских семьях. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе конструктивных способов воспитания. Поэтому вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении родительским мастерством являются актуальными. т.к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы. Важно создавать условия для включения родителей в деятельность, в рамках которой они бы сами сделали для себя нужные выводы, освоили навыки и приемы воспитания, захотели взаимодействовать со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка.

(слайд 2)

Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.

Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима

( слайд 3 )

Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.

Задачи семейного воспитания:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

Гармоническое развитие ребенка;

Забота о здоровье детей;

Помощь в учении;

Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

Помощь в социализации личности и ее самореализации;

Формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

Развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

Половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

(слайд 4 )

Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. слайд 5

Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не смеет сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения, не смеет и оскорбляться на грубые либо непристойные выходки ребенка, подражающего кому-то из своего маленького социального мирка. Он только ищет корни такого поведения.

Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего.

слайд 6

Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?

Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.

(слайд 7)

Задачи взаимодействия:

формирование активной педагогической позиции родителей;

вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

активное участие родителей в воспитании детей)

Как же наилучшим приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников.

    (Слайд 8)

    Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию
    в жизни школы
    ?

    Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;

    Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);

    Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;

    Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;

    Информация об успехах детей;

    Заинтересованность учителей в успехах детей;

    Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных учителей) развивать работу с родителями;

  • (Слайд 9)

    Как привлечь родителей в школу

    Первое собрание – знакомство.

    Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Поддерживание контактов. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.

    Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).

    Телефонные звонки - в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).

    Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент...)

    Сохранение конфиденциальности

(Слайд 10)

Работа с родителями в классном коллективе:

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

  • Цели и задачи:

    Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;

    Изучение воспитательных возможностей семьи;

    Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;

    Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;

    Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;

    Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования

  • Слайд 11

    Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного.

    Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

  • Слайд 12

    Взаимодействие с родителями проводится …

    В рамках родительских собраний

    В рамках общешкольных родительских собраний

    В рамках заседаний родительского комитета

    Через дистанционное информирование (стенд для родителей, памятки, буклеты)

    Через индивидуальное консультирование педагогом и психологом

    Через переписку с родителями по электронной почте

    Совместные выезды на экскурсии

    Субботник

    Выставки ученических творческих работ, защиту учебных проектов, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.

(Слайд 13)

Потребности современных родителей. Использование Интернет-технологий Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (консультации, родительские собрания, обсуждения, форумы), позволяет создавать Интернет-базы знаний, реализовывать Интернет-проекты для родителей и семей, усилить деятельностную составляющую работы с родителями (в Интернете лекцию не прочитаешь), открыть новые формы работы с родителями, которые раньше не были возможны.

  • Оперативная связь со школой, в том числе с классным руководителем(успеваемость, пропуски, текущие вопросы, информация, проблемы, успехи, расписание, услуги школы, домашние задания)

    Получение полезных материалов по воспитанию, обучению, развитию ребенка

    Общение с другими родителями, обсуждение вопросов воспитания и обучения

    Оперативные Консультации разных специалистов

    Участие в сетевой жизни своего ребенка

    Что дают Интернет –технологии родителю

  • (Слайд 14)

    Оперативное получение информации и консультационной поддержки

    Повышение родительской грамотности

    Более тесный контакт со школой и возможность более активно включиться в жизнь школы

    Возможность быстро реагировать на школьные ситуации

    Возможность объединяться в родительские сообщества и решать вопросы

    Восприятие школы как открытого института, реагирующего на потребности родителей

(Слайд 15).

Принципы взаимодействия семьи и школы

  • Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса
    семьи и школы
    1. Принцип согласия

    Школа - раскрывает цель воспитания

    Школа – сообщает о функции школы

    Школа – наделяет семью обязанностями

    Школа – открывает психологию любви

    Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение

    Семья – выражает мнение о продуктивности функций

    Семья – соглашается создавать необходимые условия

    Семья – учится искусству любить детей

  • (Слайд 16)

    2. Принцип сопряжения

    Школа - оповещает о педагогических требованиях

    Школа – информирует о ходе развития детей

    Школа – знакомит с воспитательными замыслами

    Школа – предъявляет работу школы

    Семья – поддерживает требования школы

    Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания

    Семья – соглашается содействовать замыслам

    Семья – вносит коррективы в семейное воспитание

  • (Слайд17)

    3. Принцип сопереживания

    Школа оказывает знаки внимания родителям

    Школа формирует у детей любовь к семье

    Школа знакомит с событиями школы

    Семья благодарит и выражает ответное внимание

    Семья утверждает безусловное уважение к школе

    Семья проявляет интерес к жизни всех детей

  • (Слайд 18)

    4. Принцип сопричастности

    Школа информирует о нуждах школы

    Школа приглашает обсудить проблемы

    Школа просит об обеспечении ребёнка

    Семья оказывает материальную помощь

    Семья участвует в обсуждении проблемы

    Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами

  • (Слайд 19)

    5. Принцип содеянности

    Школа информирует семью о планах работы

    Школа приглашает принять участие

    Школа организует общее дело

    Семья оценивает влияние школы на детей

    Семья откликается на приглашение, участвует

    Семья участвует в общих делах

  • (Слайд 20)

    6. Принцип меры.

    Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей

    Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»

    Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)

    Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу

    Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах

    Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам

    Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь

    Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы

В заключении

Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Цель: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышении активности родителей как участников образовательного процесса. Задачи: Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи. Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями с участием детей. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия: ребенок – родитель – педагог. Обобщить опыт работы педагогов по данному направлению.

4 слайд

Описание слайда:

Повестка дня 1. Выполнение решений педсовета №02 2. Доклад заведующего «О необходимости взаимодействия детского сада и семьи» 3. Доклад старшего воспитателя «Поиск эффективных форм и методов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй в рамках перехода на ФГОС» 4. Упражнения 5. Разное 6. Решение педсовета.

5 слайд

Описание слайда:

В соответствии с ФГОС ДОО обязана: информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также об основной образовательной программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; обеспечить открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

6 слайд

Описание слайда:

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и образовательные запросы

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

АНАЛИЗ мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

11 слайд

Описание слайда:

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ

12 слайд

Описание слайда:

Инновационные формы и методы работы: - "Круглый стол" по любой теме - тематические выставки - соц. обследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы - консультации специалистов - семейные спортивные встречи - почта доверия, телефон доверия - открытые занятия для просмотра родителей - родительская гостиная, клуб - конкурс семейных талантов - портфолио семейного успеха - день открытых дверей - газета «Топ» - известия - сайт ДОУ

13 слайд

Описание слайда:

Интерактивные формы сотрудничества с родителями, Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

14 слайд

Описание слайда:

Основные характеристики «интерактива»: - это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность; - процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения; - диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач; - каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

ОШИБКИ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям; в результате одни из них общаются с педагогом чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются, и этот факт нередко остается вне поля внимания персонала; родители, прежде всего, интересуются тем, что и как ел ребенок, реже - его успехами в занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;

17 слайд

Описание слайда:

воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогами вообще, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией; воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессивную в адрес педагога или собственного ребенка - реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение. В некоторых случаях проблема, с которой педагог обращается к родителям, на самом деле связана с его собственным неправильным поведением; воспитатели не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы;

18 слайд

Описание слайда:

значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы; не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями. Нередко устанавливается традиция обращения друг к другу на "ты" и по имени, не соблюдаются ограничения на обсуждение других сотрудников и ситуации в детском саду. В конечном счете это вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку

19 слайд

Описание слайда:

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ сбалансировать частоту общения воспитателей с родителями всех детей группы; планировать содержание общения с каждой семьей, его и ожидаемые результаты; обеспечить ежедневное информирование родителей о жизни ребят в детском саду, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;

20 слайд

Описание слайда:

установить требование выработки конструктивных предложений до обращения воспитателей к родителям с какими-либо проблемами, касающимися ребенка; повышать осознанность и психологическую культуру общения воспитателей с родителями; работать над формированием стиля общения с родителями, принятого в данном учреждении; беседовать с родителями только на темы, связанные с развитием и здоровьем детей; гарантировать защиту прав детей в дошкольном учреждении и в семье.

21 слайд

Описание слайда:

стиль взаимодействия ДОУ с семьями определяется рядом факторов: 1. Принятая субординация и границы компетентности в принятии решений и ответах на различные вопросы родителей. В зависимости от конкретных условий, вопросы могут решаться по-разному - важно лишь, чтобы все сотрудники точно знали, какие из них они вправе обсуждать с родителями, а какие нет

"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  • Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  • Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  • Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

  1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
  2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.

Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты.

Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:

  • 60% родителей пользуются своей интуицией
  • 46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
  • 40% берут информацию у воспитателей.

Малым доверием пользуются консультации педагога (это объясняется тем, что психолог работает в детском саду первый месяц), советы других родителей, друзей.

От детского сада родители хотели бы получить:

  • 86% максимально полную информацию от ребёнка
  • 48% советы по общению с ребёнком
  • 22% советы психолога.

Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.

  • 31% - ребёнок плохо ест
  • 20% - не слушается родителей
  • 13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.

Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:

  • 33% считают, что справятся сами
  • 17% не придают особого значения этим трудностям
  • 13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру.

При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.


Осуществляется по следующим направлениям

Изучение закономерностей развития ребёнка (особен-ностей физического и пси-хического развития на раз-ных возрастных этапах) Знакомство с современны-ми системами семейного воспитания
Пропаганда здорового образа жизни
Содействие в приобщении де-тей к культурным и духовным ценностям

II. "Деловая игра"

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

Ход игры.

1 часть.Теоретическая.

Вопросы для первой группы:

  1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
  2. Перечислите формы работы с родителями.
  3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
  4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для второй группы:

  1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
  2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
  3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
  4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
  • В его присутствии
  • Без него
  • В присутствии всех членов семьи

2 часть.

Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).

Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

3 часть.Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

  • Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
  • Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.
  • Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
  • (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

4 часть. Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

  1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
  2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
  3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
  4. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам.Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

5 часть.Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Для первой группы.

  1. Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
  2. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.
  3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
  4. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
  5. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
  6. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

Для второй группы.

1. Трансляция родителям положительного образа ребёнка.

Цель: установление доверительных отношений с родителями

2. Трансляция родителям знаний, которые не6 могли быть получены ими в семье.

Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.

3. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка.

Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

4. Совместное исследование и формирование личности ребёнка.

Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами

6 часть. Подведение итогов.

"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.

Решение педсовета:

  1. С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.
  2. Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2006-2007 уч. год
  3. Разработать конспект родительского собрания по итогам года. Провести итоговое родительское собрание.
  4. Оформить паспорт семьи.
  5. Сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей

Примерные ответы

1. Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

  • Изучение семей детей
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

3. Формы работы с родителями.

I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей

  • родительские собрания
  • конференции
  • консультации
  • вечера для родителей
  • кружки для родителей
  • школа для родителей
  • клубы по интересам

Совм. мероприятии педагогов, родителей и детей

  • Дни открытых дверей
  • кружки
  • КВН. викторины
  • Совместное творчество
  • праздники
  • род. собрания
  • выпуск Газеты
  • концерты
  • соревнования

2. Индивидуальные

  • беседы
  • посещения на дому
  • выполнение индивидуальных поручений

3. Наглядно-информационные

  • информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
  • информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

4. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

Слово "анкета" в переводе с французского языка означает "список вопросов". Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.

Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены).

При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.

Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.

5. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

Особого внимания требуют:

  • дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений
  • дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)
  • дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку
  • застенчивые дети

Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.

Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:

  • микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу
  • семейный уклад (есть ли традиции, какие)
  • организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.

6. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в так4их семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)

Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.

7. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты. Что это даёт педагогам и родителям?

День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

Интересной формой сотрудничества может стать выпуск Газеты. В создании газеты участвуют администрация д\с, педагоги, специалисты, родители и дети.

Предварительная работа

Педагогический диктант

1. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями

  • Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в д\с
  • Материально-хозяйственная помощь
  • Правильная организация досуга детей и родителей
  • Соблюдение всех требований воспитателя
  • Нет целей
  • Другое………

2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, приёмами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми

3. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители?

4. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей?

5. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, могут научиться родители у специалистов д\с?

6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.