Откуда появился обычай украшать новогоднюю елку. Откуда пришла новогодняя ёлка? Чудо из чудес

На первый взгляд, это простой вопрос. А когда начинаешь задумываться над поиском ответа на него, то открывается историческая бездна! Столь глубока эта тема!

Итак, откуда появилась традиция наряжать ёлку в Новый год?

На фотографии праздничная ёлка, установленная в центре города Мурманска.

Многим людям, наверное, кажется, что эта традиция была всегда. Однако, известно, что празднование Нового Года было введено в ритуал царём Петром I лишь в 1700 году, 1 января. До этого в России вообще не отмечался Новый Год , а отмечалось НОВОЛЕТИЕ , и отмечалось оно ежегодно 1 сентября.

По ходу этих раздумий у меня лично возник закономерный вопрос: зачем российскому царю понадобились такая реформа?

Известно, что в 1699 году совместно со священниками он сначала реформировал славянский календарь, сократив его на 5508 лет, а затем перенёс дату начала славянского круголета с 1 сентября на 1 января.

Первое, что приходит мне на ум: жители южных широт придумать такую традицию никак не могли! Если ключевые слова новогоднего праздника: мороз, снег, ёлка, …олень - то ясно одно: такая традиция могла появиться только на Севере, там где зимой холодно и лежит снег.

Второе, что приходит на ум - это вопрос: а почему в качестве «ритуального дерева» для празднества была избрана ель (в простонародии - ёлка ).

Вот что я нашёл на одном из сайтов в Интернете, который выполняет в настоящее время функцию «Коллективного Разума»:

«Традиция наряжать ёлку пришла к нам из Германии. А появилась она задолго до возникновения христианства. Древние германские племена наделяли природу божественными силами. Они верили в существование лесных духов . Также считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа , которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные и тёмные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды. У некоторых племён ель была символом жизни, благотворных сил природы, так что обычаи эти были призваны обеспечить людям здоровье и процветание …» .

Очень замечательно всё подмечено и очень многое этот рассказ объясняет!

Ель действительно можно по праву считать символом жизни , потому что это одно из немногих деревьев, не впадающих в зимнюю спячку даже в лютые морозы !

Из-за особого химического состава древесных соков ели , процессы метаболизма протекают в её стволе и ветвях даже при очень низких температурах.

Вот, оказывается, откуда у древних людей было понимание и представление, что «на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников» !

Тогда понятно, почему германские племена , будучи язычниками по вере , имели традицию украшать ели игрушками и подарками!!!

Справка: славянский термин «язычество» происходит от церковно-славянского «ıảзы́къ» , то есть «народ», «племя» . Соответственно«языческая вера» - это исконно народная вера .

Так ведь и славяне были изначально язычниками по вере , как и германские племена. Значит и на Русском Севере была когда-то такая жеязыческая традиция украшать живые ели возле своих домов!

Была традиция украшать живые ели , с живым духом внутри! А не мёртвые, срубленные, погубленные!

А во что превратилась эта традиция с течением времени?

Почему в России, что не символ, что ни ритуал , то обязательно «поклонение мощам» ???

Люди, ау! Одумайтесь, что вы творите из года в год?

Нужна вам ёлка как символ Нового года - так покупайте в качестве символа искусственную ёлку! Не губите ради одного дня то, что имеет срок жизни 300… 400, а то и 600 лет! К тому же пластмассовый символ ёлки не несёт в себе энергетику смерти !

Против обычая украшать в домах срубленные хвойные деревья в конце ХIХ века выступал и мой тёзка Антон Павлович Чехов, выразивший в пьесе «Дядя Ваня» (1898 год) следующие свои мысли: «Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов всё меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днём земля становится всё беднее и безобразнее». «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи…»

И вот со времени написания этих слов прошло уже 118 лет, а ничего не поменялось!

Деревянные кресты для убиенных людьми ёлок, как это символично!!! Особенно в канун празднования Рождества!

В этом 2016 году моему родному городу Мурманску, который является столицей российского Заполярья, исполняется 100 лет!

Как было бы здорово, если бы в самом центре города на площади Пяти углов росла бы живая 100-летняя ёлка! Это если бы её посадили 100 лет назад, когда закладывали основание города.

При бережном уходе за этой ёлкой она жила бы этак лет 500-600, а может и больше!

Вот это была бы самая правильная традиция!

Вот её бы жители Мурманска и украшали бы всем городом! И хороводы бы вокруг неё водили в Новогоднюю ночь!

Это был бы истинно русский, славянский праздник!

Ну и в связи с этим у меня вопрос: а что мешает нашим городским и областным властям уже в этом году посадить прямо в центре города (и не только Мурманска!) настоящую живую ёлку? И потом ухаживать за ней, и украшать её ежегодно в канун празднования Нового года?

Мне кажется, эту идею совершенно несложно осуществить, и она может стать хорошей российской традицией!

Если вам понравился статья и блог, подписывайте в социальных сетях на новые статьи.

Скоро Новый Год. Мандарины, шампанское, оливье, бенгальские огни, красавица-ёлочка. Все эти неотъемлемые атрибуты любимого праздника знакомы всем с детства. Пробьют Куранты, и старый год под песни с хоровод ами уступит новому дорогу. С утра ребятишки побегут доставать из-под елочки подарки. В нашей стране традиции празднования Нового года известны каждому. А известно ли, откуда к нам пришла традиция наряжать елку?

Нарядная, сверкающая огнями, игрушками, пушистая красавица. Кто может представить себе новогодние праздники без главного символа? Но кто же придумал наряжать елку на Новый Год? Откуда к нам пришел обычай украшать елку?

Красивая традиция имеет несколько легенд возникновения.

Германия

Большинство людей склоняется к версии, что традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. Э то неудивительно, оттуда к нам пришли многие сказочные персонажи, легенды о ведьмах и вурдалаках, вампирах и русалках. Средневековые германские замки хранят тысячи тайн. Одной из таких тайн, исследователи считают и традицию наряжать елку.

Согласно одному старому поверью, ель способна расцвести в ночь перед Рождеством и принести плоды. Древнегерманские племена верили в силу духов, которые, по их мнению, жили на верхушках вечнозеленых деревьев. А потому старались задобрить их, украсив священное дерево фруктами и орехами. Только в дом такое дерево никто не носил, наряжали прямо в лесу.

Позднее, Мартин Лютер пытался искоренить в населении привычку бегать по лесам перед Рождеством, поскольку это более подходило язычникам, нежели чем христианам. Легенда гласит, что однажды ночью Лютер увидел на поляне ель, освященную лунным светом. О на напомнила ему о Вифлеемской звезде, что привела волхвов к Иисусу. Тогда он первым принес ель в дом и украсил ее свечками, а наверху водрузил символ Рождества - звезду. Это было в 1513 году.

Потом традиция распространилась по Европе. Немецкие принцессы выходили замуж за принцев других династий и увозили с собой и традицию наряжать елку . Документально подтверждено, что первая елки в Англии и Франции были наряжены именно по приказу немецких невест.

Потом к массовой традиции подключились США, Российская империя.

Египет

Часть людей склоняется к мнению, что прародительницей нашего новогоднего символа, стала древнеегипетская пальма.

Египтяне с древних времен украшали пальму на зимнее солнцестояние. Они возносили благодарность своим богам за урожай, за осадки, за все добрые дела, в которых боги проявили участие в минувший год. Они приносили богатые дары, восхваляя верховных духов.

Кельты - самый воинствующий народ в Европе. Они обладали жестоким нравом. И жестокими традициями. Они искренне верили, что смерть наступает только тогда, когда у врага отрублена голова. Только тогда душа покидает этот мир.

Ель была для кельтов обителью злых сил, которые помогают им в сражениях и налетах. Дерево жертвоприношений. Человеческих и животных жертв. Друиды развешивали на елях внутренности с тем, чтобы задобрить духов.

Когда жертвоприношения стали запрещены, то на ветвях ели появились шары и гирлянды, как знак уважения к покровительствующим духам.

Кельты считали, что недополучив свою порцию жертвоприношений, к ним на порог придет Великий Старец Севера с мешком, чтобы получить новый труп. Поэтому жители поселка в праздничную ночь приносили ему в жертву одну юную девушку. Раздевали ее и привязывали на морозе к столбу. Обледенелый труп считался хорошим знаком, принятым божеством.

Некоторые источники утверждают, что старец и юная девушка являются прообразами современных Деда Мороза и Снегурочки.

Древняя Греция и Древний Рим

Обычай наряжать елку у древних римлян и греков возник еще на заре цивилизаций. Э то опять же связано с желанием задобрить духов. Но в этой легенде, дерево ассоциируется исключительно со здоровьем.

Вечнозеленым деревьям приписывалось свершение самых смелых ожиданий. Украшенная веточка могла подарить обитателям дома вечную молодость, здоровье, смысл жизни, исцеление, прибавление в семье.

Елочку благодарили за помощь в уходящем году и просили о помощи в наступающем.

Распространению такого обычая очень способствовали лекари, которые убеждали людей, что хвойный лес - это источник долголетия и здоровья. И они не ошибались.

Сказочная притча Северной Европы

В ночь, когда на свет появился младенец Иисус, на небе загорелась звезда. Та самая, что привела к Вифлеему волхвов. Согласно легенде, растения тоже двинулись в путь, чтобы выказать Божьему Сыну почтение.

С севера последней пришла ель. Она не решалась подойти ближе, поэтому стояла в стороне. Она так спешила взглянуть на Спасителя, что позабыла о подарке. А когда все растения уже преподнесли свои дары, елочка вдруг преобразилась, похорошела, заискрилась. Младенец заулыбался, и на макушке елочки засияла звезда.

Другая легенда говорит о том, что к младенцу елочку не подпустила пальма. Она указала ей на колючки и смолу. Елочка засмущалась и скромно отошла в сторонку. Ангел-хранитель, видя разговор, пожалел ее и наградил яркими звездочками, чтобы в это Рождество она сияла и искрилась, неся доброту и тепло.

Бонифаций и Дуб Тора

Бонифаций - миссионер, несущий Слово Божье к языческим племенам. Он совершил много экспедиций, много прошел дорог с тем, чтобы образумить язычников и донести до них правду. В пути с ним следовали воины и ремесленники. Они обустраивали места стоянок великого Апостола всех немцев.

Бонифаций слыл реформатором франков. Однажды он оказался на границе франков и германцев, у самого дуба Бога Тора. Дуб был величайшей святыней язычников. Бонифаций срубил дерево, желая доказать, что никакого гнева богов за этим не последует.

Согласно поверью, падая, дуб сломал все, что находилось под ним. Не тронул только ель. Тогда язычники, присутствующие при «казни» дуба, сразу же возвели ель в ранг священных деревьев.

И сегодня есть люди, считающие, что обычай наряжать елку пришел от франко-немецких язычников, как наследство от павшего Дуба Тора.

Российская Империя

В России традиция наряжать елку появилась с Петром Великим в 1700 году. Однако, не прижилась, и после смерти государя, быстренько сошла на нет. В России с древних времен ветками ели устилалась дорога покойника, и люди не хотели встречать с таким деревом праздник.

Еще одну попытку возобновить традицию наряжать елку к Новому Году предприняла урожденная немка Александра Федоровна, приказав в канун 1819 года украсить елку.

Потом снова попытался Николай I, уже в тридцатых годах. Публично приняты народом елки стали только к 1852 году, когда пушистые красавицы стали повсеместно появляться на улицах и площадях.

Так было до 1918 года. Потом Советская власть «приговорила» елку к бездействию до 1935 года. Поскольку обычай украшать елку был связан с церковными легендами, значит, ему не было места в «новой жизни».

Через 17 лет в газете появился призыв украсить ель для детей к новогоднему празднику. Советские власти смилостивились к вечнозеленой пленнице и вернули ее. Правда, Вифлеемскую звезду на верхушке сразу заменили на пятиконечную Красную Звезду - символ власти, чтобы в каждом доме помнили про великую силу великой державы. Но ель стала символом только Нового Года, поскольку коммунистическая партия не признавала такого праздника как Рождество.

Однако, и годы Советов прошли. А елочка-красавица и по сей день является символом Нового Года и Рождества Христова.

Батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, как давно и откуда появилась традиция Рождественской ёлки в Православии, с чем она связана?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ "о праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба , опубликованного в сентябрьском номере "Отечественных записок" за 1848 год: «На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне ).

В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей "безусловно выполнить план хлебозаготовок". Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 - 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 - 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

(Борис Пастернак. 1947 г.)

Украшать дома ветками растений, которые никогда не сбрасывают свое «одеяние», начали еще до распространения христианства на территории Северной Европы. Считалось, что в ветвях деревьев живут духи, и, украшая дерево, их пытались задобрить. Возможно, для древних людей ветки хвойных деревьев символизировали вечную жизнь. Кроме того, считалось, что Солнце особенно благоволило вечнозеленым деревьям. Поэтому, встречая день зимнего солнцестояния, древние германцы украшали жилища ветвями ели.

Фото: www.globallookpress.com

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем святого Бонифация (7-8 век). Считается, что проповедуя в Германии среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. И святой Бонифаций назвал ель «деревом Младенца Христа». По-видимому, сначала ёлки устанавливались в праздник Рождества без украшений. А собственно обычай наряжать ель установился после Реформации в протестантских странах. Согласно самой известной из легенд, начало традиции украшать елку положил Мартин Лютер в 1513 году. Согласно преданию, именно немецкий реформатор в Рождественский Сочельник украсил верхушку ёлки звездой в память о Вифлеемской звезде.

В Россию обычай украшать ель на Рождество привез Петр I . Накануне 1700 года Петр повелел Новый Год отмечать 1 января (вместо 1 сентября). Тогда же указом Петра I было велено: «по улицам… перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… стоять тому украшению января в первый день».

Однако в ту пору традиция наряжать ёлку не прижилась - возможно, связано это с тем, что на Руси еловыми ветками принято было выстилать путь покойного на погост, поэтому хвойное дерево не ассоциировалось с праздничным весельем.

Считается, что возродила традицию княгиня Александра Федоровна (немка по происхождению), ставшая женой русского царя Николая I. В 1818 году в Сочельник она повелела поставить в помещениях царского двора в Москве ели, украшенные конфетами и фруктами. После восхождения на престол Николая I традиция устанавливать ёлку под Рождество распространилась за пределы царской резиденции, а уже с конца 1840-х годов в Москве и Петербурге каждую зиму стали открываться ёлочные базары. При этом, по некоторым источникам, традиция всё равно приживалась достаточно трудно, и повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия.

В советское время изначально ёлка не приветствовалась, так как «напоминала» о религии и Рождестве. Так, с началом гонений на православие в немилость попала и рождественская ель: ставить её в доме стало даже опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Сталин поддержал инициативу, а зеленая красавица вышла из опалы и стала символом наступающего нового года: были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились ёлочные украшения. Так рождественская ёлка трансформировалась в новогоднюю (на её макушку в СССР надевали вместо Вифлеемской - пятиконечную звезду).

Сегодня хвойное дерево является неотъемлемым символом Нового года для большинства семей и неизменно ассоциируется с праздничным весельем, Дедом Морозом и подарками. Вместе с тем в рамках церковной символики зеленые красавицы являются одним из атрибутов праздничного украшения храмов к Рождеству.

Фото: www.globallookpress.com

Без нарядной ёлки в доме трудно представить Новый год и Рождество. Но откуда пошла традиция наряжать ёлку на Новый год, когда она появилась и как эта традиция изменялась с годами? В этой статье ответим на этот вопрос, а также рассмотрим историю елочных игрушек.

Еще у древних людей к деревьям сложилось особое уважительное отношение. Они верили, что души усопших после смерти переселяются в деревья и чтобы затем защищать людей от злых духов, напастей и плохих погодных явлений — бурь, ураганов. Елку с давних пор почитали по особенному — ей приписывали магические свойства: древние люди верили, что это дерево является любимицей бога — Солнца, который позволяет ей всегда быть зелёной, в то время как другие не хвойные деревья теряют листья на зимний период. Вот почему ель соотносили с вечной молодостью, бессмертием, и также считали символом смелости, преданности и достоинства. В те времена и пошла традиция делать всяческие приношения ели, наряжая ее ветви подарками.

Где впервые стали наряжать елку на Новый год

Традиция наряжать елку на Рождество и Новый год в впервые появилась в Германии. Там эту вечнозелёную красавицу издревле почитали и считали символом живой природы и бессмертия. А хвойный всегда зеленый покров, благодаря которому ель остается зелёной и в зимнее время, помог дереву стать новогодним. Ведь лиственные породы, оголяют свои ветви в зимний период и своим видом не могут означать бессмертие. Иные хвойные породы деревьев, также уважали и иногда даже применяли для украшения дома в новогодние праздники, как элементы декора. А ель по праву стало считаться новогодним деревом благодаря своей пирамидаидальной форме.

У немцев издревле на Рождество и Новый год была традиция пойти в хвойный лес к заранее выбранной елке и украшать её разноцветными ленточками и свечами, а после кружить вокруг неё хороводы и петь традиционные песни. После елки начали рубить и ставить у себя дома. Стол считался лучшим местом для ели. На нее вешали сладости, яблочки, а на ветви ставили свечи.

Интересный факт:

Традиция наряжать елку на новый год — языческий обряд.

Когда произошло крещение Германии, германские народы не отказались от этой традиции, и придали ей иной смысл — ель получила статус рождественского дерева. Теперь невозможно точно установить точную дату и место, где ель впервые была использована как рождественское дерево. Начало этой традиции примерно в начале 16-го века. А в 17-м веке низенькие небольшие елки, которые ставили на столе, начали устанавливать в домах большие ёлки, а в начале 19-го века большие рождественские елками стали устанавливать на площадях немецких городов.

История елочных игрушек

История елочных игрушек очень интересна. Она конечно же связана с распространением традиции наряжать елку на новый год. Спустя полвека традиция установки новогодних елей перепрыгнул германские границы и постепенно начал появляться во многих европейски странах, а также на американском континенте.

Любое из традиционных ёлочных украшений имеет свое проихождение. Звезда, которая венчает верхушку рождественской ели, обозначает Вифлеемскую звезду, которая загорелась при местом рождения Иисуса Христа. Данная звезда в последствии помогла волхвам — указала путь, для того, чтобы жрецы могли поклониться будущему «царю Иудейскому». В Советском Союзе в период, когда власть активно боролась с религией, традиционную звезду заменили пятиконечной красной звездой, схожей с рубиновыми звездами, венчающими башни Кремля.

Одним из обязательных убранств рождественской ёлки изначально являлись яблоки — символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Позже на ёлку стали вешать сладости, орехи, фрукты, завернутые в фольгу.

Когда появились елочные украшения из стекла точно неизвестно, но с большой уверенностью можно утверждать, что это случилось в Германии, где уже в середине 19-го века их производство приобрело массовый характер.

Многие елочные игрушки изначально было съедобными. Помимо фруктов, ель украшали печеньем и пряниками. Эти сладости должны были напоминать про обряд причащения, который тоже сопровождается приемом в пищу особых хлебцов.

Очень часто в супермаркетах в канун Нового года возможно увидеть искусственные елки и венки, с красными ягодами. Это аналогия ягод падуба остролистного, растет который на юге и западе Европы. Падуб тоже вечнозеленое дерево, ягоды которого имеют алый цвет и растут на деревьях до февраля месяца. Традиция использовать как новогоднее украшение берет свои корни из кельтской культуры.

Свечи в качестве ёлочного украшения означали чистоту присущую ангелу. Есть легенда, которая связывает убранство рождественской елки восковыми свечками с именем известного немецкого политического деятеля Мартина Лютера. Многие даже приписывают ему идею установки новогодней елки дома. Согласно этой легенде, реформатор как-то в канун Рождества шел домой в лесу. Посмотрев в небо, он увидел звёзды, которые светили красиво и ярко через ветви елей. Такая картина навеяла ему о событиях той ночи рождения Иисуса в Вифлееме. Мартин начал размышлять о том как Бог любит людей раз послал своего единственного сына им помочь. Когда он вернулся домой, мысли не хотели его оставлять, и Лютер поделился ими со своими близкими. Для наглядности он отправился в сад, где срубил небольшую ель и отнес ее домой, украсил ее зажженными свечами. После этого каждый год в период Рождества Мартин начал устанавливать в доме ель и украшать ее зажженными свечами, что напоминало ему о Божей милости и добродетели.

Огонь свечи на зеленых ветвях выглядит очень изящно, но такой древесный наряд может привести к пожару. Вот почему горящие свечи постепенно уступили свое место безопасным гирляндам, которые работают от электрического тока. Такое изобретение придумал — телеграфист из Америки Ральф Моррис. Сигнальные лампочки до этого использовали на телефонных пультах, и телеграфисту пришла в голову идея повесить такие лампочные гирлянды на рождественскую ель. А случилось это в 70-е годы 19-го века, и уже в 1 895 году такая светящаяся гирлянда висела на рождественской елке напротив Белого дома в Вашингтоне. После сего события традиция наряжать новогодние и рождественские ели разноцветными светящимися гирляндами быстро охватила весь мир.

Надеюсь мы ответили на вопрос Откуда пошла традиция наряжать елку на Новый год (Рождество) и подробно раскрыли историю елочных игрушек. Спасибо за прочтение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.