Организация и результативность педагогического процесса в огуз "дом ребенка специализированный". Трудные дети и методы работы с ними в детском саду

Первые же шаги в системе специального (коррекционного) образования связаны с такими именами как Р. М. Боскис, М. С.Певзнер, Р. Е.Левина, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др. Они предлагают шире использовать индивидуальный подход в общении с ребёнком с проблемами в развитии. Рекомендуют осуществлять педагогическое воздействие с позиций его комплексного психофизического развития, а также в целях гуманизации наиболее полную реабилитацию этих детей.

Для того чтобы ребенок осознанно овладел знаниями, умениями и навыками, от того требуется достаточно высокий уровень развития познавательных процессов. Особенности мыслительной деятельности и общий низкий уровень осведомленности детей с сочетанными нарушениями обуславливают недоразвитие когнитивной (познавательной) сферы, т.е. они часто не могут самостоятельно устанавливать связи, и дезориентированы в окружающем мире.

К моменту поступления в школу у детей сенсорно-моторными нарушениями снижены разные стороны психики: от низшего уровня мышления познавательной деятельности - ощущений до высшего уровня - мышления.

Основная цель коррекционной работы с детьми данной категории является коррекция и развитие психических процессов. По мнению Л. С. Выготского, обучение и воспитание детей с особенностями в развитии невозможно без коррекции высших психических функций. Каждый раздел коррекции в МСКОУ школе-интернате №4 включает в себя систему специально организованных мероприятий, специфических видов деятельности и отдельных приемов, используемых теми или иными специалистами.

Коррекция двигательных нарушений.

1.Уроки ЛФК, физиотерапевтическое, ортопедическое и медикаментозное лечение.

2.Уроки физкультуры, ритмики, физкультминутки на общеобразовательных уроках, час двигательной активности (свободной, либо специально организованной формы проведения).

3.Уроки труда (развитие элементарных трудовых умений и навыков трудового самообслуживания).

4.Коррекционные занятия с сурдопедагогом, логопедом (артикуляционная гимнастика, дыхательные, голосовые упражнения).

5.Дополнительные кружковые занятия по айкидо, баскетболу и другим видам спорта.

6.Соблюдение охранительного двигательного режима.

Детский церебральный паралич – заболевание, связанное с ранним поражением мозга. Ребенок с ДЦП не имеет правильных двигательных навыков и представлений о движении. Поэтому на уроках ЛФК и физкультуры развивается тот или иной навык и формируется правильное представление через ощущение движения.

На данных уроках дети обучаются различным движениям и действиям с предметами при формировании каждой новой схемы движения инструктора добиваются от детей четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другое и увеличения или уменьшения амплитуды движений.

Использование различных способов удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством), манипуляции с различными материалами развивают мелкую моторику кистей рук. Представленные ниже комплексы физических упражнений по коррекции двигательных нарушений взяты из методического пособия Т. М. Тарасовой. Материал данного пособия рекомендован инструкторам ЛФК, преподавателям физвоспитания, воспитателям и родителям и имеет практический интерес.

Так в сочетанном дефекте чаще всего встречается гиперкинетическая форма ДЦП, то рассмотрим комплекс упражнений для данной формы. В других же случаях учитель может обратиться к оригиналу. Выходные данные будут даны в списке литературы.

Коррекция сенсорных нарушений.

Подразумевает:

1.Развитие слухового восприятия.

2.Формирование произношения, звукобуквенного анализа.

3.Обучение грамоте, чтению и письму.

4.Расширение пассивного и активного словаря.

5.Активизация устной речи.

6.Коррекцию зрительных нарушений в системе коррекционных занятий с тифлопедагогом.

8.Соблюдение охранительного зрительного режима.

Коррекция познавательной деятельности.

1.Расширение запаса общих сведений об окружающем мире через уроки развития речи, грамматики, природоведения, чтения, трудового обучения и т.д.

2.Развитие основных мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отвлечения) в системе уроков, индивидуальных занятий с учителем, психологом, сурдопедагогом.

3.Коррекция познавательной деятельности в системе общеобразовательных предметов, внеклассных мероприятий (коррекционные задачи урока).

4.Формирование умения использовать полученные знания на практике (организация внеурочной деятельности в работе воспитателя).

5.Медикаментозное и другие виды общеукрепляющего лечения (витаминизация, фитотерапия и др.).

Самым перспективным способом их развития представляется познавательная деятельность, так как процесс познания окружающего мира требует гармоничного развития всех психических процессов.

Особо важную роль в познании окружающего мира для детей с сенсорно-моторными нарушениями играет усвоение ими сенсорных эталонов, принятых в обществе.

Ребенок в первые годы учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать. Новорожденный ребенок не видит и не слышит, пока не научится различать формы, цвета, размеры, контуры, сочетания пятен и тонов, пока не научится различать звуки. Имеется в виду формирования у ребенка сенсорных эталонов и перцептивных действий по их восприятию.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт (ощущения и восприятия).

К моменту школьного обучения, нормально развивающиеся дети воспринимают целостный облик предмета в совокупности всех его частей относительно друг друга, выделяют более мелкие части предмета и устанавливают их пространственное расположение по отношению к основным частям ориентируются во времени и пространстве.

При отсутствии специального сенсорного воспитания развитие восприятия происходит стихийно. Особое значение имеет формирование обобщенных способов обследования предметов, то есть перцептивных действий. Интеллектуальное освоение сенсорных эталонов, установление количественных связей и зависимостей подразумевает уточнение представлений о геометрической форме, пространстве, времени, движении, цвете, фонеме, графеме, цифре.

Основной всякого научения, необходимой предпосылкой любой творческой деятельности является память. Память, как и все познавательные процессы, представляет собой отражение реальной действительности.

Особое значение в коррекционной работе имеет развитие образной памяти. Конкретные, наглядные, детальные образы предметов, их свойств, действий - основное содержание детской памяти.

Первоначально способы запоминания и припоминания очень примитивны: это повторение речевого материала, повторение поручения за взрослым, пространственное перемещение картинок и т.д. В дальнейшем появляются более сложные приемы запоминания: применение вспомогательных средств, требующих умения создавать новые связи, новую структуру, искать опору на уже известное.

В качестве вспомогательных средств могут выступать картинки, слова, графические символы, наглядные модели.

Так начинается развитие произвольной логической памяти. Коррекция мнестической деятельности детей предполагает целенаправленное обучение детей тому, как нужно запомнить и припомнить, как использовать разнообразные способы смысловой обработки материала (смысловую группировку и смысловое соотнесение), а так же как контролировать процесс запоминания (как осуществлять самоконтроль).

Особое внимание необходимо уделять умственному развитию ребенка с сочетанными нарушениями. Усвоение материала школьной программы требует от ребенка различных умений: сравнения, анализа, обобщения, рассуждения, создания определенных конструкций, рисования, умения делать самостоятельные выводы.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно направлено всегда на решение какой-либо задачи и является творческим преобразованием имеющихся в памяти представлений и образов.

На первых этапа школьного обучения детей с сенсорно-моторными нарушениями для развития наглядно-образного мышления полезны игры, связанные с ориентировкой детей в пространстве, простые лабиринтные задачи, строительные игры с использованием схем-изображений.

Овладение речью изменяет характер мышления ребенка. Ребенок начинает рассуждать словесно, не опираясь при рассуждении на действия с предметами или их изображениями.

Важным итогом интеллектуального развития является овладение общей структурой интеллектуальной деятельности - мыслительными операциями, умственными действиями, необходимыми для решения мыслительных задач.

Основное внимание в коррекционной работе уделяется развитию рационального стиля умственной деятельности, развитию умения действовать в уме путем оперирования образами, наглядными схемами, моделями, осуществлять мысленное расчленение на составные части, абстрагирование нужных признаков, их группировку в соответствии с задачей, развивать умение пользоваться символами, знаками, условным обозначениями, выполняющими замещающую функцию. Использование графических моделей для осознания и запоминания сложного материала способствует формированию логических действий и операций.

Таким образом, основными принципами коррекционной работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения являются – системность и комплексность мероприятий. Успешное осуществление образовательного процесса возможно при наличии штата высокопрофессиональных специалистов: учителей, воспитателей, психологов, медиков, сурдопедагога, тифлопедагога.

2 )Сообразно этому выделяют четыре группы методов обучения:

1. Аудиальные методы обучения. Информация представлена в звуках. К этой группе относятся все виды рассказов, бесед, объяснений лекций. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу.

2. Визуальные методы обучения. Информация представлена в виде изображения. К этой группе относятся демонстрации натуральных объектов и изобразительных пособий, а также методы, предполагающие работу со всеми видами печатной или письменной информации.

3. Кинестетические методы обучения. Передача и восприятие информации организованы с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. Для общеобразовательной школы и вуза в чистом виде данные методы не описаны, однако обучение, например, слепоглухих детей возможно только посредством этих методов. В начальной школе при обучении детей грамоте используется некоторое количество кинестетических приемов. Используются они и при подготовке спортсменов.

4. Полимодальные методы обучения. Информация движется по нескольким каналам восприятия:

4.1. Аудио-визуальные (демонстрация диа-, кино- и видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов; методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации).

4.2. Визуально-кинестетические - методы включающие выполнение графических и письменных работ без устного объяснения/изложения: распознавание и определение природных объектов, визуальные наблюдения с последующей регистрацией явления; сюда же следует отнести методы предполагающие работу с компьютером, не имеющим звуковой карты. К этой группе принадлежат и основные методы обучения глухих детей. При использовании этих методов информация проходит по двум каналам, что уже повышает эффективность её усвоения.

4.3. Аудиально-кинестетические - прослушивание с последующим описанием. В общеобразовательной школе встречаются редко, но являются ведущими при обучении слепых детей.

4.4. Аудио-визуально-кинестетические - проведение опытов и экспериментов, демонстрация учебных видео- и кинофильмов, работы с компьютерными обучающими программами. При использовании данных методов информация фиксируется по всем каналам восприятия.

Помимо организационных, логических и технических методических приемов, в составе каждого метода обучения следует в качестве самостоятельного элемента структуры выделять приемы визуализации информации, приемы организации самостоятельной учебной активности обучающихся, приемы стимуляции и мотивации учения, приемы формирования учебных умений, навыков и способов действий, приемы организации обратной связи.

Форма обучения. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию. Дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен и др. Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые).

способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся

Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается слепого ребенка. При обучении таких детей необходимо учитывать, что они развиваются по тем же самым законам, что и нормально видящие дети, но имеют свои характерные особенности, которые выделила Л.И, Солнцева:

1. Общее отставание в развитии (умственном и физическом), причины - пассивность детей, ограничение в освоении пространства, а, следовательно, недостаток двигательной сферы, бедность представлений об окружающем.

2. Периоды развития слепых не совпадают с периодами развития зрячих (слепым приходится вырабатывать свои способы познания мира).

3. Диспропорциональность: функции и стороны личности, которые меньше страдают от отсутствия зрения, развиваются быстрее (речь, мышление), а другие - медленнее (движение, овладение пространством).

Особенности развития слепых детей:

Быстрый темп психологического развития;

Хрупкость и ранимость организма;

Процессы возбуждения преобладают над торможением;

Мышление носит конкретный характер, наглядно-действенное, наглядно-образное;

Закладываются основы личности ребенка;

Все это требует особенного режима обучения.

3) Задачи коррекционно-педагогической работы и ее основные направления

«Одной из основных задач дошкольного воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи, в том числе и устной: ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения)».

«Особенно важное значение имеет раннее начало лечебно-коррекционной работы. В настоящее время доказана эффективность ранней коррекционной работы с глухими детьми. В отечественной сурдопедагогике накоплен опыт такой работы, начиная с первых месяцев жизни (Е.П. Кузьмичева, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.)

Необходимо заметить, что Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия обучения произношению. Целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия устной речи, формируются навыки речевой коммуникации.

Таким образом, работа по развитию остаточного слуха и обучение произношению направлена на решение следующих задач: обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний; создание и совершенствование слухо-зрительной основы восприятия устной речи; формирование навыков речевой коммуникации.

Обучение произношению предполагает: создание потребности в устной общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры.

Так же как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучения действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители, воображаемые предметы и действия, умения отражать в играх действия людей и их отношений, разворачивать и обогащать сюжеты игр.

В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.

Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости».

«В настоящее время разработана оригинальная система ранней коррекционной работы, которую проводят, начиная с тем: «Части тела. Лицо», «Помещение», «Мебель». Ребенка учат путем зрительно-тактильного восприятия познавать окружающий мир, для стимуляции ранней коммуникативной деятельности особое внимание обращается на лицо человека, ребенок соотносит фотографии с реальным человеком (членом семьи), дорисовывает недостающие части лица. Вся эта деятельность сопровождается расчлененной речевой инструкцией.

Важное значение уделяется обучению ребенка освоению нового пространства (ориентация в собственной квартире, а также в новом помещении). Занятия проводятся по специальной программе с последовательным изучение различных тем: «Одежда», «Продукты питания», «Посуда» и т.д.

Стимуляция речевого развития также проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива установления коммуникативной связи. По мере формирования коммуникативного поведения ребенок все активнее начинает подражать речевым действиям взрослого в процессе совместной предметно-практической деятельности.

На следующем этапе у ребенка формируют мотив в достижения успеха в словесном обозначении окружающих предметов. И, наконец, на последнем этапе развивается мотив активного познания окружающей действительности.

Для стимуляции речевого развития глухого ребенка важное значение имеет создание для общения естественных ситуаций».

«Как известно, обучение произношению неслышащих дошкольников направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением в дошкольный период ведется на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить не только целые слова и короткие фразы, но и отдельные элементы - звуки, слоги; при этом конечной целью всегда является слово, фраза. В обучении широко используются методические приемы, основанные на подражании речи педагога (сопряженное и отраженное проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок, рядовая речь (произнесение отдельных рифмованных строк, считалок, чистоговорок, стихов, постоянных рядов слов, например, название времен года, числового ряда, дней недели), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания, а по мере овладения грамотой привлекаются и приемы, связанные с чтением.

В первые годы обучения работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; позже - с 4-4,5 лет при необходимости применяются и разнообразные специальные приемы.

В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение. Такой метод обучения был предложен центром СУВАГ (Хорватия)».

Таким образом, специалисты считают, что общаться ребенок должен всеми доступными ему способами -- лишь бы развивалась личность.

Но основная задача педагогов - сформировать у него словесную речь. Цивилизованный мир сегодня не допускает появления глухонемых и каждого слабослышащего ребенка обучает речевой коммуникации.

Заключение

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения. Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено. Таким образом, глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка. Основываясь на трудах современных исследователей в области сурдопсихологии - сделали вывод, что существует три основные группы детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.

Рассмотрели виды нарушений, которые сопутствуют слуховым нарушениям: нарушения деятельности вестибулярного аппарата; разные варианты нарушения зрения; минимальная мозговая дисфункция; обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению; нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу; локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований); заболевания центральной нервной системы и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.); тяжелые заболевания внутренних органов - сердца, легких,почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаблению организма; возможность глубокой социально-педагогической запущенности.

Рассматривая психолого-педагогическую классификацию видим, что она разработана Р.М. Боскис, с учетом:

а) степени поражения слуховой функции;

б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха;

в) времени возникновения поражения слуха.

Успешность коррекционной работы с детьми, страдающими тугоухостью и глухотой, зависит от ряда благоприятных факторов:

· Интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;

· Активного участия семьи в его воспитании и обучении;

· Потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.);

· Использование сурдотехнических средств.

Специалисты считают, что общаться ребенок должен всеми доступными ему способами -- лишь бы развивалась личность. Но основная задача педагогов - сформировать у него словесную речь. Цивилизованный мир сегодня не допускает появления глухонемых и каждого слабослышащего ребенка обучает речевой коммуникации. Этим занимаются научные и педагогические организации, проводящие, очень важную, хотя и невидимую миру работу.

Много правильных мыслей в связи с этиологией, формой и патогенезом заикания было высказано отечественным врачом X. Лагузеном, а позже И.А. Сикорским. Большой вклад в изучение проблемы заикания внесли Г.Д. Неткачев, В.М. Бехтерев, В.А. Гиляровский, Ю.А. Флоренская, Ф.А. Pay, Н.А. Власова, Н.П. Тяпугин, М.Е. Хватцев, B.C. Кочергина, Н.И. Жинкин, В.И. Селиверстов и др. Из зарубежных авторов необходимо назвать имена Э. Фрешельса, Г. Гутцмана, А. Куссмауля, М. Надолечного, М. Зеемана.

В последующие годы заикание связывали с невротическими реакциями. Введение в клинику в XIX в. термина "невроз", под которым стали объединять все случаи невротических расстройств, не связанные с органическим поражением нервной системы, позволило подойти к пониманию природы заикания, которое стали также относить к так называемым функциональным расстройствам нервной деятельности. Знаменательной вехой в изучении природы функциональных расстройств нервной системы стали работы И.П. Павлова о механизме неврозов. По Павлову, невроз является своеобразным нарушением деятельности коры головного мозга, возникающим вследствие перенапряжения процессов корковой нейродинамики. В результате срыва в коре образуются застойные очаги возбуждения или торможения (так называемые болевые пункты), которые могут изменить характер разных функциональных систем. Трактовка неврозов тесно связана с концепцией И.П. Павлова о второй сигнальной системе, свойственной человеку.

По мнению B.C. Кочергиной, этиология заикания полиморфна и может включать предрасполагающие и вызывающие факторы. Предрасполагающими факторами могут быть незначительные посттравматические или постинфекционные мозговые дисфункции, проявляющиеся в слабости нервных клеток, их повышенной утомляемости и истощаемости. Отмечающиеся на этом фоне некоторые невропатические явления могут предшествовать началу заикания.

Непосредственно вызывающими причинами могут быть острые шоковые или субшоковые психические травмы, такие, как испуг, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа (помещение в дошкольное учреждение, стационар), или длительные травмирующие психику ситуации, в том числе конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, перегрузка информацией, попытка формировать темп речевого высказывания, резкая смена требований к речевой деятельности, двуязычие в семье и т.

п. Нередко заикание возникает на фоне другого речевого нарушения органического плана типа алалии или дизартрии. Большое значение в патогенезе заикания имеет тип высшей нервной деятельности, тип реагирования.

Заикание чаще возникает в возрасте 3-4 лет, в период наиболее активного пользования речью. Проявляется заикание в форме судорог тонического или клонического характера. При тонической судороге отмечается спазм в артикуляционной мускулатуре и больной не может произнести нужный звук. При клоническом заикании наблюдаются ритмические повторения отдельных звуков или слоговых элементов и затруднения при переключении к следующему слоговому элементу. Локализация судорог возможна как в артикуляционной мускулатуре, так и в дыхательной и фонационной.

Основные принципы работы с детьми

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям с ограниченными возможностями - нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершить восхождение . Это стало первым принципом , которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

В общении с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне . Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним - второй мой принцип.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка третий принцип комфортности обучения и воспитания.

Умение увлечь воспитанников своим предметом , как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый принцип моей педагогической работы.

Пятый принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию . На своих занятиях я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные на моих занятиях.

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…

МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма. А в случае, если этот ребенок с особыми возможностями, все эти качества автоматически умножаются на два. Легко с прилежным ребенком, который горит желанием учиться, но дефектолог не ищет легких путей. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, я поняла, что именно люди моей профессии, как никто, умеют любить «особых детей». В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, развить у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с ними, ведь эта наша общая победа. А еще я учусь видеть мир глазами такого ребенка. Специалисты называют это эмпатией - умением проникнуть в чувства другого, поставить себя на его место. Ведь любить ребенка, значит понимать и принимать его таким, каков он есть. Но дефектолог работает не только с детьми. Важно взаимодействовать со всем педагогическим коллективом , в том числе с узкими специалистами – логопедом , психологом. Только наша комплексная и систематическая работа с детьми поможет скорректировать отклонения в развитии, приблизить их к норме. Необходимо наладить связь и с родителями «особых» детей, что порой бывает нелегко. Многие папы и мамы не осведомлены об особенностях развития собственного ребёнка. Часто не хотят слышать и принимать дефекты детей как данность, убеждая дефектолога в обратном, что их ребёнок самый хороший, умный и самостоятельный. Моя задача правильно преподнести нужную информацию, дать соответствующие рекомендации, которые помогут им правильно общаться с ребёнком, оказывать ему посильную помощь. И мне это удается.

https://pandia.ru/text/80/077/images/image004_47.jpg" alt="Описание: J:\DSCN0167.JPG" width="279" height="210">

https://pandia.ru/text/80/077/images/image006_33.jpg" alt="Описание:" align="left" width="260" height="201 src=">

И

Тематический вечер с родителями

на тему: «Мой домашний питомец»

Цель : Приобщить детей, родителей, педагогов к совместной деятельности.

По разным оценкам, у нас в стране от двух до четырех миллионов беспризорников, 620 тысяч сирот (причем, 95 % из них – это так называемые “социальные сироты”), то есть сироты при живых родителях.

ОГУЗ “Дом ребенка специализированный – единственное в Амурской области лечебно-профилактическое учреждение, в котором находятся дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, от 0 до 4 лет.

Ранний возраст – это совершенно особый период становления всех органов и систем, и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - “ранний возраст сензитивен во всем”. И если не созданы необходимые условия для оптимального хода развития ребенка и не формируются необходимые функции сензитивного периода, это оказывает отрицательное влияние на дальнейшее развитие ребенка.

По результатам Всероссийской диспансеризации детей 100% воспитанников домов ребенка имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и нуждаются в комплексной реабилитации. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного развития и родов, заболевания периода новорожденности, неблагополучную наследственность. Детям домов ребенка свойственна неустойчивость эмоционального состояния, медленный темп обучения, сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений, задержка в развитии мелкой моторики. Учитывая, что ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” г. Благовещенска является специализированным для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики, необходимость организации комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации очевидна. По данным профилактического осмотра воспитанников ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” при поступлении детей в учреждение на первом месте – отставание в психическом и физическом развитии детей. За последние три года, 95-98% детей поступают в дом ребенка с V группой психофизического развития. Умственная отсталость среди всех воспитанников, в среднем, 14 детей в год (12 % от общего числа детей).

В ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” проводится комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация воспитанников дома ребенка, которая предполагает внедрение модели совместной работы всех специалистов учреждения.

Для осуществления реабилитационных мероприятий в учреждении имеется специальное оборудование и подготовлены специалисты (неврологи, врач ЛФК, физиотерапевт, ортопед-травматолог, массажисты, учителя-дефектологи) с акцентом на реабилитацию детей с поражением центральной нервной системы и сочетанной патологией опорно-двигательного аппарата.

<Рисунок 1>

В реабилитации детей в доме ребенка помимо медикаментозного лечения широко применяются методы физиотерапии (гальванизация и электрофорез лекарственных средств, амплипульс-терапия, ультразвук и фонофарез, магнитотерапия; электросон, дарсанвализация, ультратон-терапия, УВЧ-терапия; УФО, лазеротерапия, ДЭНС-терапия, парафинолечение, грязевые аппликации, водолечение, яэрозольтерапия, рефлексотерапия, “солевая дорожка”); лечебная гимнастика (индивидуальная и малогрупповая); лечение положением с использованием ортопедических укладок, отводящих шин, гипсовых лонгет, позиционного оборудования); массаж (в т.ч. вибромассаж; криомассаж); элементы иппотерапии. С учетом сложной сочетанной патологии (неврологической, ортопедической, соматической), диагностируемой у детей, эти методы лечения в ряде случаев являются основными, а порой и единственными.

Педагогический персонал дома ребенка, работающий в тесном сотрудничестве с медицинским персоналом, стремится добиться оптимального уровня физического, интеллектуального и личностного развития детей, ослабить влияние неблагоприятных факторов, обеспечить у детей чувство комфортности, защищенности, обогатить жизнь детей яркими, радостными впечатлениями, расширить их контакт с внешним миром и помочь воспитанникам обрести семью.

В Доме ребенка 65 педагогов, из них 8-учителей-дефектологов. Имеют высшее педагогическое образование – 23 педагога. Имеют категорию -38 педагогов. В 2009 г. 100% воспитателей обучились на курсах повышения квалификации в Амурском областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по теме: “Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях Дома ребенка”.

В доме ребенка создана комфортная предметно-развивающая среда и жизненное пространство для обеспечения разнообразной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и задач педагогического воздействия. Причем в групповой комнате нет обилия материалов. Специфика возраста диктуют эту аскетичность, оправданную тем, что у детей очень маленькая концентрация внимания, быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой; изобилие же спровоцирует рассеянность, хаотичность поведения. Материалы и некоторые элементы интерьера динамичны, при необходимости делается реорганизация пространства и замена или дополнение его другими играми, оборудованием. Пространственная организация среды одновременно обеспечивает безопасность и стимулирует двигательную активность детей. В центре групп достаточно свободного места для катания на машинах, каталках, качалках, скатывания с горок, сооружения модульных конструкций, сенсорных дорожек, ребристых ковриков, центров игр с водой и песком и т. п. Оборудование меняется один раз в неделю.

Педагоги помогают детям наладить положительные контакты со сверстниками, организуют продуктивные и творческие виды деятельности детей, проявляют уважение к личности каждого ребенка, доброжелательное отношение к нему, развивают у воспитанников зачатки любознательности, активности, инициативы.

<Рисунок 2>

В доме ребенка для воспитанников имеются различные развивающие зоны (в зависимости от возраста детей): центр для игр с песком и водой, центр развивающих игр (дидактический материал, дидактические игрушки, различные виды конструкторов и игрушек для обыгрывания), зона двигательной активности (мягкие модули, горки, сухой бассейн, тоннель-гусеница, качалки, сенсорные мячи и т.п.), уголок ряжения, уголок “Играем в театр”, уголок “Маленькие художники”, уголок “Маленькие музыканты”, уголок “Здравствуй, книжка”, уголок “Мы играем” (материал для отобразительных игр и игр с элементами сюжета).

В доме ребенка функционирует комната двигательной и психологической разгрузки. В игровой комнате созданы условия для свободной двигательной деятельности детей, что способствует правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, и, следовательно, психическому и моторному развитию детей. В комнате воспитанники могут лазить по лабиринтам, представленными мягкими модулями, покататься на качалках, скатиться с невысокой горки, поиграть с разноцветными шариками в сухом бассейне, а иногда просто полежать на релаксационных подушках под пение птиц, шум листвы, звуки моря, спокойную музыку, записанную на музыкальных дисках.

<Рисунок 3>

В доме ребенка детям ежемесячно проводятся праздники, развлечения, физкультурные досуги, которые заряжают малышей радостью, весельем. В течение последних лет для воспитанников дома ребенка ежегодно организуются концерты детских коллективов Амурской области: ансамбля “О, Кей”, хоровой студии “Юные звездочки эстрады”, эстрадной студии “Котовасия”, детского коллектива – Центра восстановительного лечения “Соната”.

<Рисунок 4>

В сценарии праздников для детей включаются театрализованные представления: кукольные театры, обыгрывание песен детьми, забавы. В празднично украшенном зале воспитанники с удовольствием поют, танцуют вместе с персонажами праздников: Петрушкой, зайцем, мишкой и другими героями. В доме ребенка даже создан ансамбль народных инструментов. Дети с большой радостью играют на ложках, маракасах, радуются звучанию колокольчиков.

<Рисунок 5>

Во всех группах разработано перспективное планирование по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, что позволяет методически верно определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность.

Ежегодно утверждается сетка занятий с воспитанниками дома ребенка во всех группах (в соответствии с государственными стандартами для домов ребенка), сетка музыкальных, физкультурных занятий. Утверждены рекомендации к проведению занятий, самостоятельной деятельности детей в условиях дома ребенка. Осуществляется систематический контроль за проведением занятий согласно сетке занятий. В каждой группе ежедневно проводится 4 занятия.

На 1 г. ж. педагоги пристальное внимание уделяют формированию зрительных и слуховых ориентировок, расширению и обогащению сенсорного опыта детей, развитию умения понимать речь взрослого и осуществлению подготовительных этапов к овладению активной речью, развитию движений. На 2, 3 г. ж. педагоги на занятиях расширяют опыт ориентировки в окружающем, обогащают детей разнообразными сенсорными эталонами, развивают речь детей, совершенствуют грамматическую структуру речи, развивают и совершенствуют двигательные умения детей.

<Рисунок 6, 7>

При организации воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками дома ребенка педагоги используют оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, планомерность, постепенное усложнение, многократное повторение, учет индивидуальных и психических особенностей детей.

В доме ребенка широко используются различные методы комплексной реабилитации воспитанников.

Музыкотерапия - как метод комплексной реабилитации воспитанников. Музыкотерапия с успехом используется в работе с маленькими детьми, начиная с 2 лет, когда другие формы психологического воздействия еще не доступны. Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание эмоционального положительного фона реабилитации, стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов. В доме ребенка имеются: технические средства для воспроизведения музыкальных произведений: аудио и видеотехника, синтезатор, музыкальный центр, цифровое пианино, детские инструменты: колокольчики, треугольники, бубны, дудочки, деревянные ложки, К.Орфа, костюмы для детей и соответствующие атрибуты для инсценирования песен.

Педагогами (музыкальным руководителем, учителями - дефектологами, воспитателями) в работе с воспитанниками дома ребенка используются разнообразные элементы данной методики: прослушивание классических произведений, ритмические движения под музыку, инсценирование песен, игры под музыку, сочетание музыки и изодеятельности.

Большое место в коррекционно-педагогической работе в течение года отводится игровой деятельности, так как игры доставляют детям много радости, сопровождаются положительными эмоциями. Игра – путь детей к познанию окружающего мира. Игротерапия – использование разного вида игр, способствует личностному росту воспитанников, утверждению собственного “Я”, развитию уверенности в себе, повышению самооценки. Педагогами в работе с воспитанниками дома ребенка используются: предметно-игровая деятельность; коррекционно-развивающие игры, отобразительная деятельность, элементы сюжетно-ролевой игры.

В коррекционно-педагогической работе с воспитанниками 3 г. ж. успешно применяется куклотерапия – использование кукольной драматизации. Взрослые разыгрывают кукольный спектакль, доступный по содержанию воспитанникам дома ребенка, в который вводят конфликтные и значимые для ребенка ситуации, предлагая ему как бы со стороны оценить их. Музыкальный руководитель, учителя-дефектологи, воспитатели используют в работе с воспитанниками театр картинок, кукольный театр, театр игрушек, ростовые куклы. В доме ребенка имеются: многофункциональная ширма, фанерный домик, ростовые куклы, театр игрушек, картинок, кукол би-ба-бо, костюмы для детей и взрослых для проведения данного вида коррекционно-педагогической работы.

<Рисунок 8>

Арттерапия – терапия средствами искусства. Педагоги дома ребенка вместе с воспитанниками выполняют задания на определенную тему при работе с заданным материалом: рисунки, лепка, элементы аппликации, не ограничивая творчество детей. В работе с детьми используются элементы данной методики, которые в большей степени являются нетрадиционными: рисование в воздухе, на поверхности, пальчиками, ладонями, кляксография, с помощью штампа, поролоновой губки и др.

Педагоги дома ребенка используют в практической деятельности сенсорные упражнения, рекомендуемые М. Монтессори и систему развивающих игр Джеки Кук. Основные направления коррекционно-педагогической работы по данной методике: развитие сенсорных функций, развитие речи, развитие мелкой моторики, развитие интереса к окружающему миру. Малыши учатся одеваться, переливать воду из одного сосуда в другой, пересыпают зерно из одного сосуда в другой с помощью ложки, пальцев. Работают с прищепками, скрепками, выбирают одинаковые по величине, по цвету. Сортируют природный материал – шишки, камушки, желуди, бобы, горох, фасоль. Вылавливают с помощью ситечка разные плавающие предметы, собирают губкой воду, взбивают пену венчиком и др.

Агротерапия – один из новых современных коррекционных методов комплексной реабилитации детей с отклонениями в нервно-психическом развитии. Педагоги в доступной форме показывают детям, что все в природе находится в определенной связи, зависимости, формируют первые представления о явлениях живой природы, о наиболее часто встречающихся ярких, цветущих растениях, обучают первым несложным трудовым умениям. Для этого используются различные методы, приемы, в т.ч. элементарная поисковая деятельность. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний, для развития наблюдательности проводятся занятия и целевые прогулки, экскурсии, “экологические тропинки”. На территории учреждения имеются: сад с плодово-ягодными деревьями и кустарниками, огород, на котором выращивают овощи, клумбы с цветущими растениями. В зимний период педагоги украшают елочки льдинками, фонариками из цветной воды, радуют воспитанников снежными постройками.

<Рисунок 9>

В доме ребенка в соответствии с приказом Минздрава России от 24.01.2003 г. создана медико-психолого-педагогическая комиссия, которая осуществляет комплексную диагностику детей, оценку динамики состояния здоровья воспитанников в соответствии с установленными сроками, разрабатывает индивидуальную комплексную программу реабилитации, лечения и социальной адаптации детей и контроль за эффективностью коррекционных мер воздействия.

На сегодняшний день имеется достаточное количество диагностического материала, разработанного как отечественными, так и зарубежными авторами. Учителя-дефектологи ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” осуществляют систему контроля за психофизическим развитием детей раннего возраста основываясь на диагностическом материале, разработанным: на кафедре поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО); на кафедре нейро- и патопсихологии МГУ им. Ломоносова; в институте коррекционной педагогики РАО.

Оценка уровня развития детей в доме ребенка имеет большое практическое значение, контроль за динамикой нервно-психического развития позволяет своевременно выявить детей с задержкой в развитии. Обнаруженное отставание в развитии является сигналом о необходимости принять срочные меры, разработать индивидуальную комплексную программу реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка. Ежеквартально во всех группах проводятся медико-психолого-педагогические совещания. Сведения о динамике психофизического развития детей ежеквартально озвучиваются и протоколируются.

Таким образом, комплексное своевременное диагностирование воспитанников, учет психолого-педагогических особенностей детей с отклонениями в развитии при составлении комплексной программы реабилитации, внедрение в коррекционно-педагогический процесс современных методов комплексной реабилитации воспитанников направлены на профилактику вторичных дефектов, развитию компенсаторных функций, реализацию резервных сил и возможностей воспитанников дома ребенка и позволяют обеспечить положительную динамику в психофизическом развитии детей.

Коррекционно-педагогическая работа, проводимая в сотрудничестве с персоналом педиатрической, неврологической, физиотерапевтической службы, службы ЛФК, ежегодно обеспечивает положительную динамику в развитии детей с глубокой задержкой психофизического развития. В результате проводимой работы удается в течение года улучшить психофизическое развитие воспитанников на 1-3 эпикризных срока. За последние три года, в среднем, 95% детей поступают с V группой психофизического развития. При выбытии из дома ребенка, в среднем, 30% детей имеют II группу развития, 30% - III группу развития, 20% - IV группу развития, 20% - остаются на V группе развития (это дети-инвалиды и дети со стойкими нарушениями здоровья.).

Результатом проведения комплексной реабилитации воспитанников дома ребенка является снижение процента детей с выходом в ДЦП (с 31 в 1991 году до 9 в 2010 году), снижение процента детей, переводимых в учреждения социальной защиты (с 35 в 1990 году до 6 в 2009 году), а также рост доли детей, переданных на воспитание в семьи (более 50%).

На базе дома ребенка ежегодно работает психолого-медико-педагогическая комиссия министерства образования и науки Амурской области, которая осуществляет комплексную диагностику воспитанников дома ребенка и выносит решение по определению вида учреждения и формы обучения воспитанников дома ребенка по достижению ими 3-летнего возраста. За последние три года обследованы 88 воспитанников дома ребенка. Специалисты ПМПК министерства образования и науки Амурской области отмечают устойчивые положительные результаты образовательного процесса в ОГУЗ “Дом ребенка специализированный”.

В учреждении проводится большая работа по организации преемственности в работе дома ребенка и другими государственными учреждениями, в которые выбывают воспитанники по достижению 3-летнего возраста. При выбытии на каждого ребёнка прилагается характеристика психофизического развития. Преемственность содействует более быстрой адаптации бывших воспитанников дома ребёнка в новом государственном учреждении, позволяет сотрудникам детских домов грамотно прогнозировать и проводить воспитательно-образовательный процесс, своевременно продолжить коррекционно-педагогическую работу, начатую в доме ребёнка.

В нашем учреждении у детей светлые, теплые комнаты, быт детей по возможности приближен к домашнему. Но ни одно учреждение не заменит детям семью. Как бы сильны и действенны не были усилия заменить ребенку родную семью, он все равно нуждается в ней. Своевременная реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет эффективнее реализовать право детей быть усыновленными – жить и воспитываться в семье. За последние три года усыновлены и переданы под опеку 119 воспитанников дома ребенка.

В учреждении имеют место свои традиции, которые направлены на стимулирование целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности работников, пропаганду и распространение передового опыта. Организована система педагогической работы с кадрами, включающая проведение медико-психолого-педагогических совещаний, обучающих семинаров, консультаций, открытых просмотров, творческих отчетов, представление и защиту опытно-экспериментальной работы.

Особый интерес за последние три года у педагогов вызвало представление материалов, связанных с познавательными интересами воспитателей, учителей – дефектологов и других специалистов, как-то: “Анализ образовательных программ для дошкольников”, “Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками”, “Организация предметно-развивающей среды в доме ребенка”, “Организация работы воспитателей по самообразованию в условиях дома ребенка”, “Организация опытно-экспериментальной работы в условиях дома ребенка”, “Представление и защита исследовательской деятельности”, “Порядок проведения аттестации. Вариативные формы аттестации”, “Современные научные данные о закономерностях и нормативах развития детей раннего возраста. Система контроля за психофизическим развитием детей”, “Организация, содержание деятельности педагогов ПМПК. Результативность работы ПМПК дома ребенка”

Методический кабинет дома ребенка оснащен комплектами для работы по современным технологиям. Имеется постоянная подборка публикаций в периодических изданиях, освещающих проблемы воспитания и обучения в раннем возрасте. Систематизированы материалы по диагностике психофизического развития, материалы по актуальным проблемам профилактики и коррекции отклонений в психофизическом развитии у воспитанников, рекомендации по организации предметно-развивающей среды в доме ребенка. В методическом кабинете оформлен лучший педагогический опыт учителей-дефектологов, воспитателей учреждения, портфолио - набор материалов, демонстрирующий умение педагогов решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

За период 2005-2009 г. создана видеотека с 70 открытыми просмотрами работы воспитателей и учителей-дефектологов дома ребенка: занятиями, праздниками, развлечениями. Видеозаписи открытых просмотров позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты.

Ежегодно администрацией, профсоюзной организацией ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” проводится конкурс на лучшую подготовку к новому учебному году, который включает анализ организации предметно-пространственной среды в группах, анализ документации в группах, представление материалов по самообразованию педагогов, результативность работы, итоги летнего оздоровительного периода.

Педагоги Дома ребенка систематически повышают профессиональную компетентность, обучаются на курсах повышения квалификации, являются активными слушателями методических объединений. На базе ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” на протяжении многих лет проводятся городские и областные методические объединения воспитателей, старших воспитателей, учителей-дефектологов. Педагоги представляют опыт работы на курсах повышения квалификации в Амурском областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, знакомят слушателей методических объединений с организацией и результативностью педагогического процесса в ОГУЗ “Дом ребенка специализированный”. Представляют систематизированные материалы по освещению методов психолого-педагогического исследования детей раннего и младшего дошкольного возраста, материалы по актуальным проблемам профилактики и коррекции отклонений в психофизическом развитии у воспитанников дома ребенка.

Таким образом, показателями успешности педагогического процесса в ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” в содружестве с персоналом педиатрической, неврологической, физиотерапевтической службы, службы ЛФК, являются:

  • Реализация нормативно-правовых документов, регулирующих воспитательно-образовательную деятельность ОГУЗ “Дом ребенка специализированный”,
  • стабильность работы,
  • обеспечение охраны, восстановления и укрепления здоровья детей, создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию воспитанников,
  • создание благоприятных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка, успешные показатели психофизического развития воспитанников,
  • создание в коллективе атмосферы творчества, сотрудничества, повышение уровня профессиональной компетентности, участие педагогов в методических мероприятиях города, области.

Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети" - особенности их развития и воспитания.

Работа педагога-психолога с «трудными» детьми в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.
Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок". Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»? В данном случае выделим следующие категории детей, относящихся к понятию «трудные дети». Это: - тревожные - гиперактивные – агрессивные – импульсивные – замкнутые - медлительные дети.
Далее рассмотрим характеристику наиболее часто некоторых категории детей.

«Тревожные дети»
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Портрет тревожного ребенка: .
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка? .
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Причины возникновения тревожности у детей:
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными)
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Используют в работе с детьми игры-драматизации (в "страшную школу", например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.
Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. "У меня это не получится", "Я этого не сумею", - говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.
Теперь попросите его сказать: "Я не могу..." - и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. "Я могу..." - отметить то, что уже сейчас ему по силам. "Я сумею..." - насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.
Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

«Агрессивные дети»
В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Как выявить агрессивного ребенка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и психологов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.

Причины детской агрессивности:
Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее распространенные причины.
- Неприятие детей родителями
Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей
- Повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями.
- Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями
- Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу.
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
- Запрет на физическую активность
- Повышенная раздражительность
- Подсознательное ожидание опасности
- Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка

Как помочь агрессивному ребенку?
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; для этого рекомендуется использовать следующие игры:
-«мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров».
- обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; для этого рекомендуется использовать следующие игры:
- «Посчитал до десяти я и решил», «"Гнев на сцене»."
- работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
- «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение(герои сказок)
- прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
- «создание проблемной ситуации и варианта выхода из нее», «слепой и поводырь»

«Гиперактивные дети»
Слово гиперактивность происходит от греческого hyper - много и латинского activus - деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома.

Портрет гиперактивного ребенка:
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы. Чтобы определить, есть ли у ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
Причины гиперактивности:
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Общие рекомендации по работе с ребенком с СДВГ
- Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.
- Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.
- Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
- Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
- Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером.
-Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.
Игры для гиперактивных детей
- игры на развитие внимания
"Корректор", "Учитель", "Лови - не лови", "Все наоборот"
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
"Солдат и тряпичная кукла", "Шалтай-Болтай",психогимнастические занятия
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"
- игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.
«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы», «испорченный телефон».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.