«Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых. Факторы, влияющие на воспитание нравственности подростка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение проблем духовно-нравственного развития в педагогической науке. Описание методов и средств духовно-нравственного воспитания в современной школе. Особенность этической беседы. Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Взаимодействие социума и религиозно-нравственного воспитания в современных условиях. Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности. Влияние других факторов - школы, улицы и средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Определение значимости современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности. Суть понятия "духовно-нравственное воспитание". Воспитательные возможности современной духовной музыки.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

    Характеристика понятия "духовно-нравственное развитие личности". Психологические основы использования русского православного искусства как средства духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях, разработка сценария праздника.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    История мировой и русской педагогической мысли, православная педагогика как общественное явление. Роль духовно-нравственного воспитания, отношение семейного воспитания и православной школы. Методы, средства и принципы воспитания религиозности у детей.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Сущность и природа нравственного воспитания. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Краеведение как форма воспитания духовно-нравственной личности. Воспитательная работа с родителями.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников, его содержание, формы, методы. Логико-смысловая модель "Духовно-нравственное воспитание младших школьников". Диагностика исходного и достигнутого уровней нравственной воспитанности.

    Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.

    Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Речкина Любовь Федоровна

    Педагог-организатор МОУ ДОД «КЦДОД»

    с. Красноселькуп, ЯНАО,

    Тюменская область

    Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика.

    «Человек отражается в своих поступках»

    Ф.Шиллер

    Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание в настоящее время выдвигаются на одно из первых мест, как основа, прежде всего гуманистического воспитания. В современном обществе, требующем от молодого поколения не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

    В связи с этим, появился социальный заказ – системе образования обучить и воспитать достойного гражданина своей Родины. Образовательным учреждениям и в большей степени учреждениям дополнительного образования реализовать одну из главных задач - подготовку ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

    Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей подрастающего поколения к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

    Нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. И молодое поколение, которое сегодня призвано решать будущее Российского государства, должно быть

    высоко нравственным.

    Критерии сформированности нравственно-этической культуры системы образования МО Красноселькупский район.

    Системообразующей основой воспитания в образовательных учреждениях нашего района является нравственное воспитание, представляющее собой процесс освоения индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственное воспитание, которое основывается на общечеловеческих понятиях добра и зла.

    Для выполнения социального заказа в учреждениях образования ставится цель - формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни. И задачи, которые сегодня ставит сама жизнь:

    1. усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа (знакомство из литературы с основными приоритетными аспектами жизнедеятельности):
    2. знакомство с принципом толерантности;
    3. формирование в коллективе культуры межличностных отношений в совместной деятельности «педагог-воспитанник-родитель»;
    4. развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения;
    5. воспитание высоких моральных качеств - доброты и милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.;
    6. формирование норм поведения, необходимых в быту, семье, общественных местах, учебных заведениях, природе.

    Основные нравственные качества, воспитанием которых призваны заниматься учреждения образования МО Красноселькупский район и непосредственно «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» являются: совестливость, отзывчивость, доброта, общительность, чувство долга, гражданской ответственности, патриотизма и гуманизма. Структура воспитательного процесса в Центре представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

    Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

    Воспитательный потенциал в сфере формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, нравственного потенциала опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными программами развития образования, Концепцией модернизации образования на период до 2020 г., государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

    Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения обозначены Программой деятельности и Планом воспитательной работы Центра и определяются посредством этических требований общества.

    В качестве основных задач этического воспитания педагогический коллектив Центра выделяет:

    1. накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения воспитанников (в семье, на улице, в школе и других общественных местах) ;
    2. разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям.
    3. Честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

    В процессе нравственного воспитания детей, подростков и обучающейся молодёжи педагогический коллектив нашего Центра широко применяет такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.

    В план воспитательной работы, включаются мероприятия направленные на формирование и воспитание гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения. Самореализации личности воспитанника. Воспитание достойных граждан своего Отечества ; через различные формы воспитательных мероприятий. В соответствии со своими функциями деятельности педагог – организатор, осуществляет отбор форм работы с воспитанниками. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

    по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные;

    по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

    по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

    по времени подготовки - формы работы, проводимые с воспитанниками без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку воспитанников.

    Выводы, которые будут составлены по окончанию цикла воспитательных мероприятий, могут звучать примерно так:

    Подлинно воспитанный человек - это тот, кто ценит достоинство. Поэтому каждым своим шагом он непременно проявит уважение к тому, с кем имеет дело. Сильный всегда должен приходить на помощь слабому - это великодушие, это подлинное благородство и оно является основой воспитанности... И эти качества мы должны вносить в нашу обыденную жизнь. Воспитанность- это умение достойно держать себя в обществе. Бывает и так - все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие. Собрались, поговорили, а разговора не получается. Каждый говорит о своем и совсем не слушает собеседника. И вянет беседа. Уметь разговаривать - это значит уважать собеседника. Надо уметь разговаривать. Это тоже признак воспитанности.

    Расул Гамзатов очень хорошо по этому поводу сказал:

    Уважай чужое мнение,

    Но, достойный, мудреца,

    Сам высказывай сужденье

    Лишь от первого лица.

    Жизнь постоянно воспитывает человека. Жизнь многому учит. В том числе и подлинной культуре. Культура - это отношение к миру на основе своих знаний, свое понимание действительности. По-настоящему культурный человек всегда жадно относится к движению жизни, ко всему новому, свежему, современному. Уважение к другим - это, прежде всего строгость к себе. Скромность в поведении, простота, сдержанность в проявлении чувств на людях, терпимость к мнению собеседника. В основе этих качеств лежит уважение к человеку.

    Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.


    Дети, как и цветы, требуют ухода и создания вокруг них самой благоприятной обстановки для полноценного развития. На воспитание ребенка влияют различные факторы, так как на него воздействует весь окружающий мир. Задачей родителей является воспитать готового к разным ситуациям человека, ведь оградить от неудач, зла, предательства, вредных привычек не всегда получается, а вот научить понимать ребенка, что есть хорошо, а что – плохо, возможно.

    Как уже было сказано выше, главным фактором влияния на воспитание ребенка является именно семья. Большую часть своего детства ребенок проводит в окружении близких людей, личный пример которых является основой формирования необходимых каждому человеку качеств. Если в семье царят доверие и доброта, то ребенок будут стараться подражать этому поведению и за пределами домашнего мира. Атмосферу, царящую в семье, малыш чувствует еще в утробе матери, поэтому так важно уметь сглаживать конфликты, учить ребенка добру и справедливости с самого рождения.

    Генетические особенности характера ребенка проявляются достаточно часто и являются одним из факторов влияния на воспитание ребенка. Как говорится, «от осинки не родятся апельсинки», и очень часто характер родителя передается и ребенку. Неудивительно, если ваш ребенок гиперактивный, если в детстве вы сами не могли усидеть не месте. Корректировать характер ребенка можно, но не стоит ломать его хрупкий мир, привнося методом наказа важные жизненные ценности. Только обсуждение поступков и личный пример способны показать ребенку важность умения контролировать себя, сдерживать свои негативные эмоции и порывы.

    Окружающий мир – сверстники, родственники, знакомые, отношение человечества к природе также играют немаловажную роль в воспитании. Даже в образцовой семье может вырасти хулиган. Не стоит паниковать и, тем более, наказывать ребенка за его первые шаги на пути к злому поступку. Важно объяснить, почему это действие не стоит совершать и каковы возможные последствия. Оградить от окружающего мира невозможно, да и не нужно, а вот помочь ребенку выбрать правильный путь грамотные родители всегда могут.

    Пребывание ребенка в дошкольных и школьных заведениях – важный этап его жизни, поэтому и детский сад, и школа являются одними из основных факторов влияния на воспитание детей. Именно в социальных группах сверстников, взрослых – воспитателей и учителей, формируется ряд необходимых для жизни навыков – организованность, умение работать в команде, усидчивость, толерантность. Общение родителей и представителей детского сада и школы – залог успеха в воспитании ребенка. Важно знать о том, что происходит в школе и детском саду, чтобы определить причину того или иного поведения.

    В наше время огромную роль в воспитании ребенка играют средства массовой информации. Знания, полученные детьми из просмотра телепередач и страниц в интернете, зачастую пагубно влияют на воспитание ребенка. Контролировать этот процесс очень сложно, но родители в силах привить своему чаду интерес к положительным примерам из жизни, тогда дети будут стараться искать ту информацию, которая будут полезной.

    Факторов, влияющих на воспитание ребенка, множество. Родителям важно уметь контролировать их, ведь именно семья играет самую важную роль в воспитании.

    Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.

    Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

    Как уже было отмечено, данный этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности - учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта.

    Определяющей особенностью общения подростков является его выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

    Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.

    При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

    Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.

    Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса? Прежде всего, осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей - более половины, а свои собственные - менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации. Практика показывает, что достаточный запас нравственных знаний, накопленный опыт нравственного поведения позволяю многим подросткам правильно делать этот выбор пока только «теоретически». На практике же положение совершенно иное: правильный выбор в сложных ситуациях делает только половина подростков, в то время как мысленно принимает решение действовать правильно в подобных случаях 8-9 из 10 школьников.

    Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что нравственные знания школьников в большинстве своем не соотнесены с практикой поведения, а накопленный моральный опыт недостаточно осмыслен. Этот разрыв обусловлен тем, что классные руководители, родители, другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки учащихся. Иногда обращается внимание подростков на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения, как правило, остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку. Еще чаще недооценивается необходимость применения достаточно развитой воли, чтобы принятое решение претворить в действие, чтобы поступить правильно в соответствии с намерением. Следовательно, эта сложнейшая сфера - осознание подростками поведения и моральный выбор в реальной действительности - требует самого пристального внимания педагогов.

    Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка. В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII--VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения школьнике проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.

    Помимо личностных факторов особенностей подросткового возраста, Е.Л. Белоусова выделила общий комплекс факторов, оказывающий особенное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков. Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов включает:

    • 1. общие факторы, в том числе
    • · уровень развития социально-экономической культуры общества,
    • · разработку и реализацию государственных программ воспитания,
    • · влияние средств массовой информации;
    • · недостаточную сформированность воспитательной политики в обществе, учитывающей современные реалии;
    • · моральную и материальную поддержку педагогов, эффективно осуществляющих нравственное воспитание подростков, влияющая на мотивацию педагогов и другие;
    • 2. частные факторы, в том числе
    • а) организационно-педагогические , а именно:
      • · организация и осуществление нравственного воспитания в учреждениях образования детей на всероссийском, региональном, городском, районном уровнях работы;
      • · преобладание «развлекательного» воспитания в учреждениях образования,
      • · недостаточная компетентность педагогов в вопросах содержания и технологий нравственного воспитания и другие;
    • б) психологические, а именно:
      • · уровень сформированности нравственных знаний, отношений, проявления нравственных качеств в поступках и поведении воспитанников,
      • · самооценка подростками наличия нравственных качеств и другие.

    Соответственно, в работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием.

    Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

    Ситуация, которую предлагает воспитатель подросткам для размышления, может быть и незаконченной. Это значит, что школьникам предстоит самим предвидеть возможный вариант ее разрешения. Таким образом, подростки приобретают умение не только анализировать и оценивать поступки других людей, но и предвидеть ход их развития и результат, что является очень важным для осмысления собственного поведения. Осознание собственного поведения проходит те же этапы, что и осознание поведения других людей: анализ, оценку, предвидение. Но если осознание поведения других влечет за собой в качестве заключительного момента оценку поступка, то заключительным моментом собственного поведения становится принятие школьником того или иного этического решения, т. е. моральный выбор.

    Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возможности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих специфических этических бесед.

    Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

    В связи с логикой процесса осознания нравственных явлений и необходимостью формирования определенных навыков в осмыслении поведения, все используемые в процессе нравственного просвещения школьников ситуации можно разделить на аналитико-оценочные, ситуации предвидения поведения и ситуации морального выбора.

    Аналитико-оценочные ситуации содержат в себе задачу, требующую проанализировать поведение ее участников, обстоятельства, выявить мотивы и цели поступков людей, дать им оценку. Такие ситуации способствуют формированию умения анализировать поступки людей, оценивать их и правильно разбираться вжизненных обстоятельствах.

    Формированию у подростков умения осознавать свои поступки способствуют и ситуации предвидения поведения, которые, как правило, содержатся в задачах на определение результатов и возможных способов поведения. Ситуации подобного вида могут характеризоваться незаконченностью действий их участников, неразрешенностью моральных противоречий либо отсутствием данных о способе и результате такого разрешения, что особенно активизирует процесс формирования у школьников умения предвидеть поведение людей и свое собственное в определенных условиях.

    Не менее ценными среди методов духовно-нравственного просвещения являются и ситуации морального выбора, целью которых является формирование у младших подростков умения принимать этические решения. Характерной чертой таких ситуаций является многовариантность возможных действий. Выбор одного из этих вариантов и будет решением данной ситуации. По сравнению с указанными выше видами ситуации морального выбора являются более сложными, так как требуют от школьников умения анализировать, оценивать поступки участников ситуации, предвидеть возможные способы поведения и его результаты для того, чтобы принять правильное этическое решение.

    Умение педагога и воспитателя вести такую работу иногда может стать решающим фактором в правильном духовно-нравственном воспитании подростков. Соответственно, задача эффективного духовно-нравственного воспитания во многом зависит от высокого профессионализма педагогов и психологов, которые работают с подростками. Это накладывает на специалистов особую ответственность, как профессиональную, так и нравственную, так как в процессе воспитания закладываются основы будущих граждан современного общества.

    Изучение теоретических источников подтвердило значимость проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в настоящее время. Исследователи разных стран отмечают, что требования современности достаточно высоки и предполагают наличие нравственных, духовных и моральных ценностей у молодых людей - будущих активных граждан. Однако состояние нынешнего воспитания этих важных черт находится на недостаточно высоком уровне. Тем более, ситуация усугубляется массовым распространением такой информации через телевидение и интернет, которая не только не способствует воспитанию нравственных ценностей, но и подменяет их другими ценностями, в первую очередь, материальными.

    Преодоление названных противоречий обусловливает работу психологов и педагогов в изучении социально-педагогических условий организации духовно-нравственного воспитания подростков в системе образования с учетом особой специфики психолого-педагогического духовно-нравственного воспитания подростков.

    Данная специфика состоит в том, что эта важная сторона воспитательного процесса приходится на трудный переломный период трансформации детской психики, то есть, дополнительно усложняется. В период взросления подросток пытается осознать свое место в жизни, переосмыслить через свое понимание то, чему его научили в младшем возрасте. Большое значение для подростка приобретает мнение сверстников. Именно поэтому в этот период важна роль умного и душевного педагога, который в общении с подростком сумеет обсудить с ним важные стороны социальной жизни и взаимоотношений людей в обществе. Исследователи подчеркивают значение равноправного общения, обсуждения проблем, а не нравоучения и обычного донесения информации. Кроме того, существует и ряд факторов, которые влияют на процесс духовно-нравственного воспитания.

    Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов, включает, по мнению исследователей, как общие факторы социально-экономического состояния всего общества, а также частные факторы, к которым относятся организационно-педагогические и психологические. Суммарное воздействие данных факторов формирует уровень духовно-нравственного воспитания подростков.

    Соответственно, актуально было исследовать уровни духовно-нравственного воспитания современных подростков в Молдове и возможности повышения данного уровня.

    1. Ребенок - кумир семьи, ему все дозволено. Родители выполняют все прихоти своего чада, «Наш ребенок всегда прав!» - лозунг таких горе-воспитателей. В итоге дети привыкают к такой вседозволенности. По этому поводу Ф.Э.Дзержинский в своем дневнике в «Письмах к родным» писал: «Любовь родителей не должна быть слепой... Удовлетворение всякого желания ребенка, постоянное «пичкание» ребят конфетами и другими лакомствами есть ни что иное, как уродование души ребенка. И здесь нужна в качестве воспитателя та же разумная любовь, которая во сто крат сильнее слепой любви...Огромная задача стоит перед вами - воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову родителей». Ведь когда наступает пора самостоятельной жизни, оказывается, что жизнь не такая сладкая, как кажется, и жизненные тяготы вынести нелегко и проще поддаться многочисленным соблазнам: пьянству, наркотикам, безумным сексуальным связям.

    2. Попустительски-снисходительный стиль. Здесь родители прямо не потакают капризам и поощряют вседозволенность. В их отношениях с детьми господствует снисходительное безразличие к их поведению. Ушел подросток надолго из дома - и ладно. Привела сомнительных подружек - ее дело. Попахивает спиртным или сигаретами - ничего страшного. По существу, это полная бесконтрольность, которая приводит в конечном итоге к печальным последствиям. Так случилось с Димой Д., родители которого мало интересовались мальчиком: мама почти никогда не приводила сама и не забирала ребенка из детского сада, папа не интересовался ни успехами сына, ни его неудачами. То же было и в школе: родители никогда не реагировали на проступки сына, никогда не приходили на родительские собрания. Результат: мальчик ушел из дома, связался с плохой компанией и был задержан во время совершения кражи.

    3. Педантично-подозрительный стиль. Родители постоянно одергивают подростка, не доверяют ему, ведут «сверхбдительный» контроль за его поступками, малейшая самостоятельность не дозволяется. Нахождение подозрением убивает инициативу, подталкивает подростка к лживости, скрытности, вызывает стремление поступить вопреки запретам взрослых. В итоге может быть уход к отпетым сверстникам, «вольная жизнь» на стороне, алкоголь, наркотики, сексуальная распущенность. Так, мама Светы Л. с детства контролировала девочку на каждом шагу, не давала выразиться собственной детской индивидуальности. Девочка росла неуверенной в себе, замкнутой. «Найти» себя она смогла в более старшем возрасте, когда оказалась в компании сверстников, которые вели себя свободно, раздольно, где можно было делать все, что хочешь. Так она начала курить, выпивать и вести беспорядочную половую жизнь в тайне от матери. Т.е. в результате неправильного воспитания подросток становится предрасположенным к совершению негативных поступков, а в итоге - к совершению преступления.

    4, Жестко-авторитарный стиль. Подросток воспитыва­ется в тисках запретов и наказаний, включая физическое воздействие. Так рождается ненависть к родителям и вообще к взрослым и, кроме того, насилие воспринимается как метод общения с другими людьми. Из практики известно, что многие агрессивные преступники ссылались в своих автобиографических рассказах на жестокое обращение с ними в детстве. Великий немецкий философ-идеалист И. Кант так написал о наказании: «Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так, чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. Заставлять детей после наказания благодарить, целовать руки и т. п. - глупо и делает из детей рабов. Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители стану наказывать детей за их упрямство, то они делают их еще упрямее...».

    5. Непоследовательный стиль. Родители переходят о уговоров к физическим наказаниям, от оскорблений - к ласке. Резкие переходы в поведении дезориентируют лишают устойчивых навыков, вызывая у подростка презрительное отношение к родителям, ожесточение против них и приводит к отчуждению от семейного очага. Когда подросток не может опереться на семью, ему остается обратиться за сочувствием к тем, кто его, как ему кажется, понимает - к таким же ребятам, неугодным своим близким.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.