Неравенство полов. Исследование неравенства полов в разных культурах. Словарь гендерных терминов

Прислушайтесь по внимательнее. Это возмущенное и эмоциональное восклицание можно услышать из доброй половины окон, за которыми протекает семейная жизнь. Вроде, на словах мы называем партнеров «половинками». А на деле нередко кто-то из двоих в плане прав представляет из себя все три четверти, а то и больше, из-за этого возникает так называемое «неравноправие мужчины и женщины».

Разделение труда

Подумайте, в скольких областях одному никак не позволительно то, что можно другому! Начать с мелочей вроде личных расходов и внешнего вида. Муж-неряха вполне способен всерьез осуждать подругу жизни за то, что она недостаточно следит за собой. А супруга, не пропускающая ни одного киоска с бижутерией, искренне негодовать, когда благоверный раз или два в месяц не отказал себе, скажем, в приобретении нового ножика для коллекции.

Чуть ли не всеобщий камень преткновения - количество обязанностей на одного члена семьи. Знаю мужчин, которые свято уверены, что все без исключения домашние заботы - сугубо женское дело. «А я семью должен кормить» - таково наиболее распространенное оправдание. Но ведь и «золушка» при этом обычно работает полный трудовой день!

Впрочем, подобный «перекос» инициируют и дамы, твердо убежденные, что «Настоящий Мужчина» просто обязан совершать ежедневные подвиги во имя заработка, и человек с финансовыми проблемами просто недостоин этого почетного звания. Сами же позволяют себе минимальную активность, в том числе и ради этого самого добытчика.

А свои личные дела, не связанные с общесемейными! Мы ревнуем милых к друзьям и футболу, но пусть только попробуют нас лишить обстоятельного шоппинга и подробных телефонных выяснений подружкиной личной жизни. Они, в свою очередь, недовольно морщатся на воскресный выход милой на танцы, но ничего зазорного не видят в собственном возвращении за полночь.

И, наконец, венец несправедливых личных притязаний - вопрос супружеской верности. Муж позволяет себе «безобидные походы налево» с присказкой про укрепление брака, но, едва узнав, что супруга осталась на работе наедине с симпатичным коллегой… подает на развод. И, хотя это действительно наиболее характерный для сильного пола случаи, женский и мужской род в этой истории иногда может и поменяться местами…


О неравноправии

Называется это явление «двойная мораль»: для одного что-то считается разрешенным, другому - запрещается. Во многом об этом позаботилась история. Очень уж долго формировались стереотипы. Мужчина рождается более сильным - значит, будет вожаком. Пока она воспитывает потомков, он успевает охотиться за дичью и дамами - значит, в личной жизни ему позволено куда больше…

Правда, к сильному полу традиционно тоже есть свои претензии. Мальчик не должен плакать и обязан дать отпор обидчику. Юноше негоже заниматься домашней работой. Мужчине во вторую очередь доверят воспитание детей. В общем, демонстрировать слабость и проблемы - ни в коем случае, а быть мягким и хозяйственным - подозрительно.

Грустно не то, что эти шаблоны образовались. А то, что люди продолжают на них ориентироваться и в современных изменившихся обстоятельствах. А стоит только спросить себя: а почему, собственно? Почему женщина, не связанная выводком малышей, не может быть «полигамной» по характеру, а мужчине, у которого лучше, получается, вышивать, чем разгружать вагоны, нехорошо быть домоседом?

Посмотри на себя

Когда возникают обиды, связанные с неравноправием, честные вопросы как раз помогают лучше всего. Почему я обязана (обязан) выполнять это? Только потому, что: так положено по традиции; так делала твоя мама; этого не может быть, потому что этого не может быть никогда? А может, ненужное - вычеркнуть?


Обратная сторона медали

В отношениях, в принципе, и не обязано быть математически точное распределение всего «пятьдесят на пятьдесят». Двое тогда составляют гармоничную пару, когда умеют уживаться, то есть сглаживать острые углы. Кто-то из них вполне удачно может выполнять роль ведущего, если другой комфортнее чувствует себя в роли ведомого. Однако, чтобы уравновешенные «качели» со временем не накренились в одну сторону, нужно помнить:

1. Сила означает не столько полномочия, сколько повышенную ответственность. Если вспоминать дикую природу, то яркая раскраска птиц-джентльменов не так демонстрирует их превосходство, сколько делает их более заметными для хищников, пока скромная и незаметная мадам сидит в гнезде. Тот, кто берет на себя функции главы семьи, должен помнить, что с него и спрос, повышенный за семейное благополучие.

2. Во всяких разделениях прав и обязанностей должна соблюдаться гибкость и мера. Даже у пассивного человека есть граница, за которой более сильному все же не позволено вторжение на его интимную территорию. Полезно выяснить этот «предел позволения» как для партнера, так и для себя. Чтобы не терпеть притеснений до той поры, когда они превысят все критичные отметки.

Зная небольшие недостатки своей половины, вы вполне можете компенсировать их своими достоинствами. Но все же партнеру лучше знать, что вы были бы рады, скажем, раз в две недели уступить ему почетное право воскресной уборки. Иначе ему покажется, что «это ее дело, это, само собой разумеется», а такие мнения - враги всякой осознанности.

Global Gender Gap Report 2014, который исследует неравенство между мужчинами и женщинами в области здравоохранения, образования, экономики и политики. Apparat изучил доклад и отобрал самые интересные факты.

1. В мире нет ни одной страны, где женщины зарабатывают столько же, сколько мужчины

Хотя во многих странах за последнее столетие женщины получили множество прав, гендерное неравенство остаётся проблемой даже в самых развитых из них. На планете нет ни одного государства, где женщины и мужчины на аналогичных позициях получают одинаковую зарплату. «Женщины составляют примерно половину населения Земли и заслуживают того, чтобы получить такой же доступ к здравоохранению, образованию, заработку, влиянию и политическим правам, как и мужчины», - пишут авторы доклада Всемирного экономического форума.

2. Ближе остальных к равенству полов находятся страны Северной Европы

Первое место среди стран, которые успешнее всего борются с неравенством, занимает Исландия. В первую пятёрку входят и другие развитые страны Северной Европы: Финляндия, Норвегия, Швеция и Дания. Там разрыв между разными полами преодолён на 80 % - возможно, это связано с развитой инновационной экономикой и высоким уровнем жизни в этих странах.

3. Никарагуа и Руанда борются с неравенством успешнее, чем многие развитые страны

Шестое место в рейтинге неожиданно занимает Никарагуа. Маленькая и бедная страна в Центральной Америке обогнала США, Великобританию и другие государства развитого мира, потому что в ней много женщин, которые получают высшее образование, занимаются профессиональной работой и участвуют в управлении государством. Сразу после Никарагуа идёт Руанда - она получила высокий рейтинг, так как в местном парламенте женщин больше, чем мужчин.

4. России далеко до победы над гендерным неравенством, в основном из-за политики

Россия занимает 75-е место в рейтинге. Во многом это связано с показателями, отражающими вовлеченность женщин в политическую жизнь страны. По подсчётам аналитиков, только 16 % российских парламентариев и 7 % правительственных чиновников - женщины. Кроме того, на низкое место в рейтинге повлиял разрыв в доходах между мужчинами и женщинами.

5. В США тоже не хватает женщин-политиков

Женщины имеют больше преимуществ в Америке, чем во многих других странах: США добились равенства полов в сфере образования и почти одинакового доступа к здравоохранению. Тем не менее, одна из самых влиятельных стран в мире находится только на 20-м месте в рейтинге «Всемирного экономического форума». Причина, которая тянет Америку вниз, - это недостаток женщин-политиков. Ситуация в США лучше, чем в России (18 % парламентариев и 32 % чиновников - женщины), но о равенстве речи пока не идёт.

6. Чад, Пакистан и Йемен - страны с самым высоким уровнем дискриминации

Одну из последних строчек рейтинга занимает Чад, где мало женщин имеют возможность получить высшее образование и почти все менеджеры, юристы и должностные лица - это мужчины. Пакистан попал на предпоследнее место из-за большого неравенства между мужчинами и женщинами в экономической сфере, а Йемен занял последнюю строчку из-за разрыва в размере заработка, а также неравенства в области образования и политики.

7. Ситуация в мире улучшилась за последние девять лет, и изменения происходят в самых неожиданных регионах

«Всемирный экономический форум» начал публиковать статистику в 2006 году - с тех пор составители доклада регулярно опрашивают CEO компаний со всего мира о размере заработной платы их подчинённых и измеряют другие показатели, отражающие положение женщин в обществе. Перемены происходят очень медленно: за девять лет положение женщин в целом по планете улучшилось всего на 4 %. Однако исследования показывают, что большинство стран мира двигаются в правильном направлении. Положительная динамика заметна в 105 из 142 стран, включённых в доклад. При этом ситуация улучшается не только в развитых странах.

8. Потребуется 81 год, чтобы полностью избавиться от гендерного неравенства

Если борьба с неравенством будет продолжаться такими же темпами, как и в последние восемь лет, то, по подсчётам World Economic Forum, человечеству удастся победить дискриминацию по отношению к женщинам только к концу XXI века.

Интерактивная карта, показывающая положение женщин в мире

Карта не работает на некоторых мобильных устройствах

Гендерное неравенство

Характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению "новой психологии пола". Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина. С. 15).

Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т. д.).

Gender inequality (англ.)

Литература:

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. N 2. С. 43-50.

Геодакян В. А. О структуре эволюционирующих систем // Проблемы кибернетики. Вып. 25. М., 1972.

Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 4.

Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М., 1999.

Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков, 1996.

Ferree Myra Marx. Феминизм и семейные исследования. Гендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН. СПб, 1999. С. 71-106.

© Н. К. Радина


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерное неравенство" в других словарях:

    Гендерное неравенство … Термины гендерных исследований

    Права человека в Исламской Республике Иран - Ситуация с правами человека в Иране подвергается критике как со стороны иранцев, так и со стороны международных правозащитных организаций, активистов, писателей и неправительственных организаций. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам… … Википедия

    Феминизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

    Феминист

    Феминистское движение - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Феминистка - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Мужской шовинизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

Гендерное равенство - один из важнейших аспектов жизни в демократических западных странах, где женщины и мужчины получают равные возможности и обязанности в различных сферах жизни. Независимо от пола, гражданам предоставляются одинаковые права при трудоустройстве, они успешно сочетают семейную жизнь и карьеру. Понятие «гендерное равенство» появилось благодаря экспертам ООН, и сейчас его активно обсуждают не только развитых странах, но и в развивающихся государствах третьего мира.

Гендерный подход

На протяжении тысячелетий мужчины и женщины должны были исполнять различные социальные обязанности, а представительницы прекрасного пола практически всегда сталкивались с дискриминацией. Современный гендерный подход становится сложнейшим социокультурным конструктором, отображающим различия между людьми, разными в роли, эмоциональных и ментальных характеристиках. Согласно данному подходу, под гендером обычно понимают модель социокультурных отношений между женщинами и мужчинами в различных институциях современного общества.

Особенности

В 70-х годах ХХ столетия гендерное равенство воспринималось только как получение женщинами равноправия в политической, социальной и экономической жизни, и отсутствие дискриминации представительниц прекрасного пола по отношению к мужчинам. Впоследствии гендерные роли несколько сместились, а жители демократических стран пересмотрели обязанности в семье, и особенно это заметно в Швеции. Так, в большинстве семей данного скандинавского государства роль мамы и папы в воспитании подрастающего поколения становится одинаковой, причем мужчина может взять по уходу за малышом, а женщина - строить успешную карьеру и обеспечивать домочадцев в материальном плане.

Концепция

Гендерное равенство, особенности которого прописаны в нормативных актах ООН, предусматривают, что народы отдельно взятых стран должны пересмотреть «устаревшие» ценности и взгляды. К примеру, это могут быть традиции, касающиеся рассмотрения женщины в качестве «хранительницы домашнего очага», матери и жены, проводящей свободное время на кухне и занимающейся воспитанием детей.

С другой стороны, гендерные роли нередко рассматриваются и в ином ключе. Так, данная концепция затрагивает и сексуальную ориентацию человека без учета его биологических и анатомических признаков. Такая ситуация касается однополых пар, стремящихся построить а законодательства европейских государств предусматривают возможность официального бракосочетания двух мужчин или женщин. В отечественной практике у лесбиянок и геев пока нет возможности зарегистрировать брак, но на практике с каждым годом появляется все больше однополых семей, в которых один член исполняет роль «кормильца», а другой - «домохозяйки».

Воспитание

Теория гендерного равенства сказывается и на воспитании подрастающего поколения, а также на обучении школьников и студентов. Так, к детям обоих полов с раннего детства осуществляется одинаковый подход без учета стереотипов, накапливающихся в течение столетий. Помимо совместного обучения мальчиков и девочек, их учат вести себя абсолютно одинаково, без учета социальных ролей, которые им придется исполнять во взрослой жизни.

Малыши с детсадовского возраста привыкают к «вторичности» биологических признаков по отношению к собственному мироощущению. Поэтому впоследствии у них не возникает гендерной самоидентификации по половому признаку, что ведет к выполнению социальной роли, которую издревле играли либо женщины, либо мужчины. Так, благодаря подобному воспитанию девочки не будут строить отношения с мальчиками, показывая собственную беззащитность, покорность и выражая готовность подчиниться.

Текст: Анастасия Травкина
Иллюстрации: Даша Чертанова

Неравенство женщин и мужчин часто пытаются объяснить биологией: разные права и возможности якобы связаны с различиями в организме. Особенно часто говорят о «мужском» и «женском» мозге - а приставка «нейро-» стала новым витком в дебатах о врождённых различиях. Казалось бы, современные методики исследований должны дать однозначный ответ на вопрос, действительно ли мужчины и женщины по-разному думают, обучаются, решают задачи и выбирают, что для них важно в жизни. Разбираемся, так ли это на самом деле и как данные нейронауки используют для того, чтобы подпитывать стереотипы.

С чего всё началось

Сегодня попытки американских рабовладельцев или нацистских учёных доказать «неполноценность» целой группы людей с помощью измерений нам кажутся дикими - но искать биологические аргументы для того, чтобы показать, чем женщины хуже мужчин, некоторые до сих пор считают логичным. Представление, что женское мышление менее развито, чем мужское, долгие годы было «фоном» исследований.

Учёные, исследовавшие мозг в XIX веке, не могли «заглянуть» внутрь - им приходилось останавливаться на внешних измерениях. Они взвешивали мозг, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Первое же открытие Викторианской эпохи - мозг женщин меньше мозга мужчин - стали использовать как доказательство «неполноценности» женщин; затем начали говорить о небольшом размере лица и соотношении высоты и ширины черепа. Ни одно из предположений впоследствии не оправдалось: оказалось, что интеллект от размера ни мозга, ни черепа.

Двести лет назад многие считали, что женщины не способны к науке, не предназначены для политики и живут чувствами, главные их таланты - мягкость, кротость, подчинение и материнство, в то время как мужчины стремятся к открытиям, власти и управлению. Как философ Нил Леви, «в среднем женский интеллект лучше всего справляется с задачами, направленными на создание комфорта для других людей».

Образование считалось опасным для женского здоровья. Профессор Гарвардской школы медицины Эдвард Кларк утверждал , что из-за мыслительной деятельности у женщин могут атрофироваться яичники; якобы она ведёт к маскулинизации, бесплодию, безумию и даже смерти. Кстати, опровергла идею Кларка женщина - медик Мэри Джакоби.

Тестостерон и эмбрионы

В 2005 году на конференции по продвижению социокультурного и гендерного разнообразия в науке и инженерии ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс предположил , что женщины от природы менее способны к точным наукам. Надо ли говорить, что то, что женщины-учёные были возмущены этим высказыванием, попытались объяснить их «чувствительностью»?

Чтобы оправдать такое заявление, взволнованные скандальной речью СМИ вспомнили о теории пренатального тестостерона . Согласно ей, выброс тестостерона у мужского эмбриона на восьмой неделе развития меняет структуру его мозга: увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Этот поход андрогенов на зародыш якобы и создаёт «настоящего» мужчину, который приспособлен для науки.

Но в этой смелой теории есть проблемы. Во-первых, влияние «мужских» гормонов на мозг исследовали на грызунах, чей мозг серьёзно отличается по сложности организации от человеческого. Кроме того, даже учёные, которые рассматривают, как тестостерон влияет на крысиные зародыши, не могут в точности ответить, как именно он меняет поведение крысят после рождения. Во-вторых, пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребёнка. Мы можем предположить его уровень по косвенным показателям: измерив его уровень в крови у матери или в околоплодных водах или соотнеся длину безымянного и указательного пальцев (считается, что на это влияет тестостерон в утробе). Это значит, что пока исследователи не знают наверняка, насколько их измерения вообще связаны с гормонами плода, которые могут повлиять на мозг.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди
с тестостероном или без него должны занимать в обществе

В-третьих, единственный способ проверить, как тестостерон влияет на поведение детей, и при этом исключить влияние гендерных стереотипов в окружении - проводить исследования на младенцах возрастом до нескольких дней. Сами по себе такие тесты очень сложно организовать. Провели , например, такой эксперимент: мальчикам и девочкам давали посмотреть на лицо учёного, проводившего опыт, и машинку. Выяснилось, что мальчики дольше девочек смотрели на машинку (51 % против 41 %), а девочки - на лицо (49 % против 46 %). При этом эксперимент был проведён не совсем корректно: экспериментаторы заранее знали пол детей, не убедились, что все младенцы лежат в одинаковом фиксированном положении и что от каждого из них до объекта одинаковое расстояние. Тем не менее экспериментаторы заявили, что девочки рождаются с врождённым интересом к лицам, а мальчики - к движущимся объектам.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди с тестостероном или без него должны занимать в обществе.

«Творческое»
и «рациональное» полушария

Вы наверняка слышали миф , что за некоторые способности мозга отвечает только одно из его полушарий: например, за креативность и интуицию - правое, а за логику и системность - левое. На самом деле асимметрия мозга касается только низкоуровневых «технических» процессов, в том числе управления органами чувств (например, информацию левого угла обзора глаза обрабатывает правое полушарие, и так далее). Нельзя говорить и что мужчины для речи больше пользуются левым полушарием мозга (и потому могут выражать свои мысли ясно), а женщины - правым (и поэтому говорят о чувствах). Если бы это было так, то у мужчин проблемы с речью возникали бы исключительно при повреждении левого, а у женщин - правого полушария, но этого не происходит. Оказалось, что расположение «речевых» и «пространственных» зон полушарий варьируется по многим причинам, в том числе не связанным с полом.

Что учёные действительно нашли, так это различия в соединениях в мозгу мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин - межполушарных. Правда, доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось. Было замечено, что способ связи в полушариях зависит от размера мозга: чем он больше, тем больше у него внутриполушарных связей, вне зависимости от пола хозяина. При этом размер мозга пропорционален телу, поэтому люди с меньшим телом обладают меньшим мозгом и большим количеством межполушарных связей.

Делать из этих особенностей вывод, что мужчины лучше приспособлены для математики и пространственных задач, а женщины - для речевых задач и интуиции, нельзя. Что интересно, исследователи математически одарённых подростков утверждают, что как раз большая связь между полушариями (по иронии чаще наблюдающаяся у женщин) даёт способности к математике.


Пространственные
и речевые способности

Часто те, кто стремится доказать различие между мужчинами и женщинами, ориентируются на то, что кажется им очевидным из жизненного опыта: женщины совершают меньше открытий, меньше представлены в науке, больше слушают других и чаще возятся с детьми. Примерно так в XVIII веке доказывали несостоятельность женского интеллекта: женщины не проявляли талантов в науках, которыми им попросту было запрещено заниматься.

Для того чтобы доказать эти «закономерности» сегодня, часто используют пространственные тесты на вращение трёхмерных фигур: считается, что у мужчин это получается лучше. Это мнение хорошо исследовали социальные психологи. Оказалось, если перед тестом испытуемым рассказать, что он определит их способности к инженерии и авиастроению (или что мужчины с ним лучше справляются), то женщины показывают более низкие результаты. Если же сказать, что тестируются навыки к вязанию крючком и другому рукоделию (или сказать, что тесты лучше проходят женщины), то женщины справляются лучше.

Этот эффект называется «угрозой стереотипа ». И мужчины, и женщины подвержены «интуитивно понятным» представлениям, от которых не так-то легко отмахнуться, особенно если их высказывают авторитеты: учёные и лидеры мнений. Интересно, что на прохождение тестов, проявление лидерских качеств и амбиций может влиять и другая информация: например, биографии женщин-лидеров, научные статьи о женских способностях к математике и пространственному мышлению значительно увеличивают результаты девушек.

Игрушки, дети и приматы

Несколько лет назад всех потрясли наблюдения антропологов за племенем диких шимпанзе: учёные обнаружили, что юные самки нянчились с головешками, как с куклой. Это исследование использовали как аргумент в пользу того, что главная роль женщины - материнство. Но человеческая женщина всё-таки не совсем самка шимпанзе. Чтобы доказать (или опровергнуть) склонность детёнышей высших приматов и человека к стереотипным занятиям с малых лет, нужно провести масштабные эксперименты и с теми, и с другими.

Результаты таких экспериментов на обезьянах оказались противоречивыми. Шимпанзе предложили «мальчишеские» машину и мяч, «девчачьи» куклу и кастрюльку и «нейтральные» книжку с картинками и плюшевую собаку. Самцы играли со всеми игрушками одинаково, а самки больше времени тратили на игрушки «для девочек». Правда, здесь кроется серьёзная проблема: человеческие вещи имеют другое значение для животных. Когда те же игрушки разбили на другие категории - одушевлённые и неодушевлённые, - разница между предпочтениями самок и самцов исчезла.

Часто данные исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры

В экспериментах на детях однозначных выводов тоже не получается . «Мальчишескими» игрушками считаются поезда, автомобили и инструменты, «девчачьими» - посуда, детская бутылочка или колыбелька. В среднем удаётся показать, что мальчики больше времени играют с автомобилями, а девочки - с бутылочками. С гендерно нейтральными игрушками, такими как мозаики, пирамидки, мягкие игрушки, и те и другие проводят одинаковое количество времени. Другие исследователи считают, что мягкие игрушки не гендерно нейтральные, а предназначены для девочек, и доказывают, что девочки проводят с ними больше времени.

Точно так же, как и с обезьянами, эксперименты с детьми могут стать «самоисполняющимся пророчеством », а после них остаётся много вопросов. Что именно привлекает малышей в игрушках: цвет, температура и текстура, звуки, прочность, запах? С чем охотнее будет играть мальчик - с пожарной машиной без колёс или с Барби на розовой машинке? Какие именно свойства игрушек привлекательны для самок и самцов приматов и можно ли, зная их, сконструировать такие игрушки, которые были бы интересны только одному полу?

Так есть ли разница

Нейронауки - группа новых наук, находящихся на раннем этапе развития. Наша техника пока несовершенна, информации о мозге ещё крайне мало - а много открытий о человеке ещё впереди. Существуют рекомендации для нейроисследований, они предлагают учитывать не только пол испытуемых, но и их возраст, происхождение, социальный статус и так далее. Это требование учитывает - способность мозга меняться под влиянием опыта на протяжении жизни . Если мы получаем данные о различиях в работе мозга у разных людей, мы должны понимать, появились они с рождения или под воздействием опыта. Стереотипы подкрепляет и то, какая информация доходит до широкой аудитории: часто данные многих исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу между женщинами и мужчинами, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры.

В мозге нет зон, отвечающих за талант к математике, писательству, эмпатии или кулинарные способности: это «мозаика », задействующая множество областей, которая может решить одну и ту же задачу разными способами. «Интуитивно понятные» выводы могут оказаться стереотипом, эксперименты должны корректно воспроизводиться в разных лабораториях и давать один и тот же результат.

Конечно, нельзя говорить, что биологических отличий между полами совсем не существует. Исследования могут, например, помочь разобраться с такими особенностями, как аутизм, который чаще диагностируют у мальчиков. Разницу необходимо учитывать и в самих экспериментах. Даже для клеточных исследований теперь предлагают использовать клетки, взятые и у мужчин, и у женщин, так как определяющие пол хромосомы кодируют до 5 % нашего генома и сказываются на реакциях клетки.

При этом «разница» совсем не означает «противоположность», учёные предлагают говорить об «эффекте пола »: человечество - единый вид со множеством вариаций устройства мозга. «Мужской» и «женский» мозг - миф , а существующие различия не повод считать, что одни мозги «лучше» других.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.