Мусульманская свадьба. Никах - правила проведения

Мусульманская свадьба или Никах (в переводе с арабского - бракосочетание‎) - в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того, чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд важных условий...

Никах что это такое. Что такое никах у мусульман. Проведение никах


Свадьба у мусульман

Прежде чем рассказать о структуре проведения бракосочетания у мусульман, хочу сказать о том, что статья написана мной, основываясь на моем личном опыте. Всегда есть процесс, отличающийся от других, традиции проведения дома, в провинциальных городах и в мечетях отличаются чем-то. Чаще всего, процентов так 80%, я фотографирую в мечетях, исходя из этого сделал свои выводы, которыми делюсь с Вами, молодожены. Думаю, невестам будет более интересна статья, ну так начнем...

По Закону Ислама, Никах – это очень ответственный шаг и важное мероприятие в жизни молодых и их родителей, которые переживают за них с самого рождения. В то же время такой обряд не имеет юридической силы перед государством. Поэтому после чтения никаха супругам необходимо зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе. Мусульманская свадьба по шариату – брак между женщиной и мужчиной, который основан, в первую очередь, на принципах гласности. Ислам не одобряет, когда девушка и парень живут вместе и при этом скрывают свои отношения, что является грехом. Необходимо, чтобы родные люди и общество обязательно признали и приняли новую семью.

Никах. Условия

Никях или Никах (в переводе с арабского - бракосочетание‎) - в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того, чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд условий, о которых я вот-вот расскажу, а расскажу я про 5 основных условий, но по словам хазрата, условий побольше.

1. Произношение молитвы.
Никах читается только мусульманам, т.е. мужчина обязательно должен быть совершеннолетним мусульманином и не попадать под категорию махрам (близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства), невеста может принять ислам - это на её усмотрение. Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках. Обычно хазрат (уважительное обращение к человеку с высоким религиозным статусом) просит их при свидетелях и гостях произнести молитву "Ля Иляха Илля-Ллах, Мухаммад Расулю-Ллах" (смысл: Нет Божества кроме Единого Бога Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха). Если по какй либо причине произнести на память тяжело, хазрат просит повторить за ним эту молитву.

2. Согласие родителей.
Со стороны девушки должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола (может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат). В лучшем случае, должны присутствовать родители с обеих сторон, так как без их обоюдного согласия никах не может быть, если же они не могут присутствовать по уважительным причинам, хазрат должен быть уведомлен их согласием (в письменном виде или должны подойти до того) заранее. Хазрат спрашивает у родителей, не против ли они брака молодоженов, на что родители всегда с улыбкой отвечают, что не против. Ведь для них это радость жизни.

3. Подарок невесте.
Необходимость выплаты махра - свадебного подарка со стороны жениха невесте (на выбор невесты). Жених заранее приобретает подарок невесте, и чаще всего, таким подарком бывает какое-то золотое украшение для девушки (серьги, кольцо, подвеска, браслет и т.п.). Хазрат просит жениха показать махр (подарок) свидетелям, гостям и подарить его невесте. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое пожелание невесты в будущем.

4. Свидетели на никахе.
Свидетелями (шахидами) на никахе могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две женщины (в исламе голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным. В свидетели берутся как минимум двое мужчин. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание. Они могут оказывать, при возможности, помощи молодой паре в конфликтных ситуациях, если молодые обратятся к ним с такой просьбой. Нельзя брать в свидетели своих родителей и “обмениваться” родителями тоже нельзя, потому что после никаха родители жениха для невесты становятся второй мамой и папой.

5. Согласие молодоженов.
Обоюдное согласие на женитьбу и право свободного выбора жениха и невесты.

Порядок проведения никаха

  • Многие ошибочно думают, что никах это такое мероприятие, на котором хазрат читает молитву перед молодоженами и те после этого считаются мужем и женой. Нет, никах это и есть заключение договора перед свидетелями и главным свидетелем Всевышним.
  • Предварительно нужно определиться с датой проведения торжества, это обязательно, так как можно попасть на время постов, когда будет проходить Ураза. Так же должно заранее оговориться время, чтоб не попасть на намаз. Заранее побеспокойтесь о бронировании , видеооператора и ведущего на Ваш праздник.
  • Жених и невеста и гости торжества должны быть одеты подобающе, то есть мужчины с головным убором – тюбетейкой; женщины должны быть одеты в длинное, просторное (не облегающее) платье для никах, с длинными рукавами и с закрытой горловиной. Открытыми могут оставаться только лицо, кисти рук и ступни. Голову покрыть платком (хиджаб), полностью скрыв волосы (челку тоже). Завязывание платков выполняют в самой мечети или мастерами на дому. Способы завязывания платков на данный момент очень различны, поэтому невесты не ограничивайте себя в стиле завязывания платка и в выборе цвета платья на никах. Разнообразие цветов платьев и платков, выбор диадем, и дополнительных украшений сейчас море. Про образ жениха и невесты напишу отдельную статью, надеюсь Вам понравится.
  • Никах можно прочитать в молитвенном зале мечети, а далее молодожены и все гости переходят в банкетный зал мечети или едут в кафе, ресторан, где продолжают праздновать никах. Чаще всего делают так, чтоб гостям было удобно, и ехать ни куда не приходилось. Есть варианты проведения никах в кафе, ресторанах или дома прямо за праздничным столом, где во главе стола всегда сидят хазрат, молодожены и родители. Чем больше гостей, тем лучше делать все же в ресторане или кафе, т.к. и фотографии и видеоролик будут красивее и диджею с ведущим удобнее работать в таких залах, певцам и танцорам еще удобнее. Вам самим будет удобнее, потому что в таких заведениях уже отточены мероприятия такие, как восточные свадьбы, и они с радостью предложат праздничный стол в восточном стиле. Ну и убирать потом не надо, только гостей проводить и все.

Никах в мечети

Никах читается около 30-40 минут в молитвенном зале. Все время молодые и гости молча сидят, слушают хазрата и лишь иногда участвуют в краткой молитве. Во время проповеди хазрат объясняет жениху и невесте обретаемые им права и обязанности, призывая при этом к богобоязненности в отношениях друг с другом. Спрашивает их согласия, убеждается, что они мусульмане, обычно он просит каждого из молодых прочесть молитву три раза. Завершается брачная церемониальная проповедью, поздравлением новобрачных и чтением о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи. По желанию молодоженов никах может читаться на их понятном языке (необходимо предупредить хазрата об этой просьбе), но молитвы все произносятся на арабском языке.

Профессор Казанского энергоуниверситета, доктор философских наук Гульнар Балтанова жила на Востоке, много лет посвятила изучению темы женщины в исламе. Недавно вышла ее «Настольная книга российской мусульманки», которая учит женщин, как воспитывать себя, строить отношения, одеваться и как прожить счастливую жизнь. Почему в Европе и России идут дебаты вокруг ношения хиджабов, с какими популярными мифами об исламе и правах мусульманок приходится сталкиваться и что на самом деле означает джихад, Гульнар Балтанова рассказала «АиФ-Казань».

Что скрывают под хиджабом?

Александра Дорфман, «АиФ-Казань»: Гульнар Равилевна, на днях Европейский суд признал законным запрет носить хиджабы на работе. Почему на Западе дебаты по этой теме достигают таких масштабов, а в Татарстане, например, вообще такой проблемы нет?

Гульнар Балтанова: Запреты и штрафы начали вводить во Франции, потому что там многочисленная мусульманская община, причём из стран Магриба, то есть Северной Африки, которая считается довольно неспокойным регионом мусульманского мира.

Мотивировали санкции, во-первых, тем, что страна светская, поэтому всякая пропаганда религиозных взглядов в светских учреждениях запрещена. Коснулось это в первую очередь мусульманок, потому что хиджаб - один из самых явных символов приверженности к религии. Во-вторых, тем, что он стал символом экстремистски настроенных мусульманок, так как теракты совершали именно женщины в хиджабах.

В Татарстане такого нет. Хотя Россия и светская страна, но ислам здесь считается традиционной религией, а не религией мигрантов, как во Франции. Народы РФ имеют равные права, в том числе право исповедовать традиционную для них религию.

Гульнар Балтанова родилась в 1958 году в Казани. Окончила истфилфак КГУ, затем аспирантуру МГУ по религиоведению. Преподавала в КХТИ. Работала в институте Аль-Альбейт в Иордании. Не замужем, детей нет.

Да и как таковых хиджабов в Татарстане не носят, в основном платки. Если же появится арабский вариант хиджаба, полностью закрывающего голову и шею, то это тоже могут запретить, как нетрадиционный, пропагандистский предмет одежды. Особенно если речь идёт о чёрных покрывалах, которые были приняты разве что в Чечне, на Кавказе. Для Татарстана это никогда не было нормой. Татарки носили светлые одежды.

- В этом отличие казанских татарок?

В Татарстане мусульманки традиционно отличались. Ведь Казань всегда была культурным экономическим центром, женщины тянулись к европейской культуре, даже в одежде. Они носили платки, шали, калфаки, то есть голова была покрыта, но никогда не закрывали лицо, как в арабских странах. Скрывали аврат - тело до запястий и до лодыжек, но без хиджаба. Это традиционная бедуинская одежда. Зачем она нам? В Коране ничего нет о том, что нужно закрывать лицо. Возраст совершеннолетия по шариату наступает в 9-10 лет, с этого времени девушка должна ходить с покрытой головой. Хиджаб - это защита её чести, преграда, отделяющая женщину о мужчин. Родители должны объяснить это дочери, но не могут насильно надеть на неё платок. Выбор остаётся за ней.

Так выглядели татары в Казанской губернии в начале XX века. На голове - калфак - национальный головной убор. Фото: АиФ/ Из архива Абдуллы Дубина

- То есть рабское поведение мусульманки - всего лишь миф?

Да, причём распространённый. На самом деле в арабской семье жена - королева. Все домашние обязанности выполняют старшие дочери и сыновья, а она даже готовить не обязана. Посуду мыть, стирать она не будет, всё делают дети и муж. Мужья серьёзно помогают с детьми, воспитывают, водят в детсады, школы. Я сама не верила, пока не пожила в Иордании. Никакого рабского поведения там нет. Женщина может найти себя, и для этого нет ограничений. Если она работает, то заработок вправе тратить на себя, ведь семью должен обеспечивать муж.

- Правда, что у женщины в исламе больше прав, чем в других религиях?

До ислама в религиозной литературе вопрос о правах человека не ставился. Если брать его как религию монотеизма, то есть считать, что бог один для всех, то пророчество Мухаммеда будет последним. Исторически оно было направлено арабскому народу, который тогда находился на стадии варварства, невежества, и соответственно отношение к женщине было ужасным, она была бесправна, браки свободно заключали и расторгали, было сожительство. Возможно, поэтому в Коране многое так чётко прописано, говорится о праве собственности, праве выступать в суде, самостоятельно распоряжаться деньгами, праве выбирать супруга, защищать себя в браке от физического насилия, финансового ущемления, праве женщины на развод и др.

Права мусульманки описаны в Коране. Фото: Музей-заповедник "Казанский Кремль"

Верить дословно

- Насколько изучена тема о женщине в исламе?

Мало изучена, хотя её много обсуждают. Учёные заинтересовались ею с 60-х, но глубже положение женщины стали изучать на Западе в 90-е, когда женщины стали возвращаться к религии, несмотря на свободу и демократию. Крупные исследования чаще проводили мужчины. В РФ публикации, посвящённые мусульманской женщине, можно по пальцам пересчитать. Я сама увлеклась темой в 2000-х, до этого занималась исламоведением. К тому времени я уже совершила хадж с отцом, затем умру (малый хадж) с мамой, успела пожить в Иордании и проникнуться исламом. Началось с того, что меня попросили подготовить доклад по правам женщины для института прав человека в Москве.

- В чём отличие российской мусульманки от мусульманок в других странах?

- Содержание ислама единое: существует бог и Мухаммед - его последний посланник. Различий не может быть и в пяти основных требованиях: пятикратный намаз, шахада - признание единственности бога, закят - налог в пользу бедных, пост рамадан и хадж. А вот формы отличаются от страны к стране, от региона к региону, от этноса к этносу. Речь идёт о поведении, менталитете, понимании самих истин. Арабские народы всё время жили в исламском государстве, а народы России в советские годы жили при атеизме. На всю Казань была одна мечеть, не было медресе, религия исчезла из общественной жизни, а сохранилась только в семейных традициях. Поэтому само понимание истин у нас отличается. Так, если спросить у мусульманина, верит ли он, что после смерти попадёт в рай или в то, что вокруг него есть ангелы, то я не уверена, что в России многие ответят утвердительно. А вот в Иордании в это верят абсолютно. Сложно человеку, который воспитывался в атеистическом духе, дословно верить в то, что написано в Коране, но не существует в материальном мире.

Отличается и степень влияния ислама на жизнь верующего. В РФ общество светское и ислам практически не влияет на экономику, политику, образование, но его роль существенна в семье, религиозной жизни, в отношениях мусульман друг к другу. В арабских странах ислам пронизывает всё. За сферу общественной жизни выведена продажа свинины и алкоголя, никто не празднует дней рождения, Новый год, а только религиозные праздники.

На Востоке можно запретить иметь вторую жену, оговорив это в брачном договоре. Фото: Shutterstock.com

Арабская женщина не может уехать из дома без мужа больше, чем на три дня, даже в отпуск. Она никогда не станет разговаривать с незнакомым мужчиной - ни в банке, ни в магазине, ни в автобусе, даже к гостю она не выйдет и угощать его не будет, это делает либо сын, либо муж. Женщина может свободно общаться только с отцом, родными братьями, сыновьями, даже двоюродные братья уже считаются чужими. Понятно, что в современных условиях такое не всегда возможно. Речь больше идёт о самоконтроле, женщина должна понимать, что чужой мужчина для неё - харам, то есть запрет. Когда я работала в институте в Иордании, и студенты-мужчины заходили ко мне в кабинет, то дверь оставляли открытой, чтобы мы не были наедине. Даже в соцсетях нельзя переписываться с мужчиной, ведь соблазн может проявляться и в словах.

Или другой пример: отношение к смерти близких. Для нас это трагедия, а мусульмане в исламских странах абсолютно уверены, что это проявление воли аллаха. Они горюют, но понимают, что это горе им дано, и не сопротивляются, не спрашивают, почему это произошло. Даже хадис есть, где сказано, что нужно принять всё, что с тобой происходит, а со слов «если бы…» начинается работа сатаны. В этом отношении мы другие, нас приучили верить в себя, в то, что от нас многое зависит, в силу характера, в то, что мы должны чего-то добиться. Я проводила опрос среди студенток в Казани, который показал, что лишь единицы собираются строить жизнь традиционно - заводить семью, рожать детей. Большинство же думает об образовании, карьере, заработке и только потом о семье. Это абсолютно не мусульманская модель. В арабской стране девушка не думает о самодостаточности, самореализации, о которых у нас так любят говорить, ведь её первоначальное назначение - семья, дети.

- Как семья мусульманки относится к браку с иноверцем?

Этого не может быть. По шариату мужчина может жениться на немусульманке, а женщина должна выходить замуж за мусульманина, потому что дети принадлежат роду мужа. При разводе делёжки детей не будет, муж до гроба будет обеспечивать их, отвечать за них. Если мужчина женится на немусульманке, то никах читают, чтобы она, хоть и не поменяла веру, но приняла правила, по которым живёт муж. Если же никах прочитают с мужчиной другой веры, то по сути это значит, что он принял ислам, а иначе это лишь уступка традициям, моде, просто галочка.

- Коран разрешает многожёнство и есть мужчины, которые пользуются этим для оправдания неверности…

По шариату мужчина может брать до четырёх жен, если они будут находиться в равных условиях, обладать равными правами. Если ты взял любовницу, то обязан прочитать с ней никах, и твоя первая жена должна признать её законной женой, всё остальное - прелюбодеяние. В нашей стране это невозможно, так как многожёнство запрещено. В арабских странах без согласия жены появление другой женщины невозможно. Даже в брачном договоре жена может сразу прописать, что она против других браков мужа. Но, если у неё нет детей, она не может выполнять супружеские обязанности, тяжело больна, то муж может заключать другой брак, то Коран разрешает это, но только по необходимости.

Зло в себе

- Но трактовки Корана разные, чем и пользуются недобросовестные проповедники, включая экстремистов…

Они берут отрывки из Корана, но интерпретируют их в радикальном ключе, могут оборвать цитату, и она зазвучит иначе так, как им нужно, или использовать отменённые суры. Например, джихад означает усердие на пути к вере, борьбу со своим неверием, а его трактуют как войну с неверными.

- Этим и завлекают мусульманок,которые едут воевать в Сирию?

- Вербуют чаще всего не из мусульманок, ислам они принимают после. Женщинам показывают, что общество, в котором они живут, морально деградировало: есть наркомания, алкоголизм, торговля женским телом, коррупция. Пропаганда строится на обещаниях создать государство нравственно чистое, основанное на вере, и женщины едут бороться со злом. Но расчёт тут именно на тех, кто не знаком с исламом. Ведь истинная мусульманка прекрасно понимает: чтобы бороться со злом, ехать никуда не надо, зла и вокруг неё достаточно и в ней самой хватает.

- В одной из ваших книг вы говорите о так называемом «законе притяжения»...

В Коране написано, что аллах даст всё, о чём вы попросите. На этом и основан «закон притяжения» - к вам притягивается то, чего вы хотите больше всего. Но если вы хотите райской жизни, то и просите райскую жизнь, а не машины, квартиры или другие блага.


  • © АиФ / Артем Дергунов

  • © АиФ / Артем Дергунов

  • © АиФ / Артем Дергунов

  • © АиФ / Артем Дергунов

  • © АиФ / Артем Дергунов

Было несколько вопросов на эту тему, и мне показалось, что проще написать для интересующихся один поясняющий пост. Подчеркиваю, это не значит, что должно быть так и только так. Это, скорее, информация к сведению, как оно может быть.

1. В государстве Великих Сельджукидов государственным и литературным языком был персидский . Им пользовалась местная администрация, на нем писались литературные сочинения. В некоторых отраслях науки, образования и юриспруденции употреблялся арабский язык. Нет сведений о роли языка огузов (тюркского) в жизни сельджукского государства.
Мусульманские богословы и правоведы писали по-арабски, поэты - по-персидски. Иранские богословы и поэты окружали уже султана Кылыч-Арслана и его сыновей, один из которых даже носил персидское имя Кей-Хюсрев. ... Таким образом, культурную жизнь тюрок Малой Азии обслуживал в большей степени персидский, и в меньшей - арабский язык.
По-тюркски говорил народ, и то преимущественно за пределами городов. Города по составу были разноплеменными. Горожанам, как и тюркской аристократии, было чуждо абсолютно все тюркское .
(с) В.Г. Гузев "Староосманский язык"

2. В виду того, что письменных источников от сельджуков осталось крайне мало, сведений об их обычаях у нас также немного. Чтобы облегчить всем жизнь, предлагаю пользоваться раннеосманскими титулами и обращениями , которые в общем-то - сплав персидских, арабских и тюркских слов. Просто они нам привычнее, о них мы все немного, да слышали. Например:

Хазретлери - его/ее величество/высочество

Султан , падишах , хюнкяр , хан - про султана. Пример: Султан Алпарслан-хан хазретлери - его величество султан Алпарслан.

Шехзаде хазретлери - обращение к наследнику. Шехзаде Рукнаддин хазретлери - Его высочество "царевич" Рукнаддин

Визирь - титул главных министров и высших сановников

Паша - высокий титул в политической системе. Пашами именовались поначалу губернаторы и генералы, потом - любое высокопоставленное лицо. Используется и как почетный титул, равен "сэру" или "господину". Хайдар-паша или просто "пашам" - мой паша, мой господин

бей - господин. Военное и административное звание. Бей - вождь, возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. Постепенно стало вежливым обращением к уважаемому лицу. Пример: Кадир-бей

ага - титул военачальников, а также некоторых глав начальников групп придворных слуг, состоявших на жаловании. Также слово «ага» во означает «старший брат», либо «дядя». Кираз-ага

эфенди - уважительное "господин ". Вежливое обращение к знатным особам вплоть до султана, ко всем грамотным гражданам. Вообще, "эфенди" - офицерское звание, соответствующее лейтенанту. Салим- эфенди.

По нисходящей - паша, бей, ага, эфенди

ханым эфенди - уваж. "госпожа". Пример: Лейла-ханым или ханым-эфенди. "Ханым-эфенди, разрешите войти"?

Хатун - знатная женщина, обращение к придворным дамам. Пример: Зелиха-хатун

Муфтий - мусульманский духовный чин, богослов-правовед, имевший право выдавать фетву, т. е. юридическое заключение, придающее законную силу или объявляющее незаконным те или иные действия властей. Великий муфтий, или шейх-уль-ислам, считался главой мусульманской общины.

Челеби - советник, духовное лицо у мусульман. Также называли престолонаследников, князей, принцев: Эвлия-челеби

кади - судья по законам шариата или в более широком смысле

хаджи - человек, совершивший хадж

Немножко про гарем для ознакомления с системой и нравами:)

джарийе - все девушки, попавшие в гарем, низшая ступень

калфа - служанка из персонала дворца, бывшая джарийе. На связь с султаном рассчитывать уже не могла.

Уста - прилежно отучившаяся весь срок обучения джарийе. Именно среди уста выбирали кандидаток на иотношения с султаном и дальнейшее возможнео продвижение по карьероной лестнице.

Гёзде - бывшая уста, женщину, которую приметил султан и провел с ней хотя бы одну ночь

Икбаль - наложница, ставшая постоянной фавориткой султана

Хазнедар - казначей и администратор гарема

Кадын - бывшая икбаль, которая родила султану только дочь, или у которой умерли сыновья

Султан - бывшая икбаль, у которой рождался сын. А также все дочери и сестры падишаха, которые не могут подняться выше этого титула.

Хасеки - неотчуждаемый титул любимой жены султана

Валиде , валиде султан - высший женский титул. Этот титул наложница получала, если ее сын официально становился следующим султаном.Валиде управляла гаремом.

3. Крайне употребительные и атмосферные словечки

Машалла - знак изумления, радости, хвалы и благодарности богу и смиренного признания, что все происходит по воле аллаха. Фраза-оберег при произнесении похвалы, одобрения, восхищения. Аналог "Слава Богу!", "Молодец!". "Машалаа, какой у вас красивый ребенок", "Будьте счастливы, машалла!"

Иншалла - если Бог пожелает, если есть на то божья воля. Сопровождает высказывание о планах или событиях. Выражает надежду на исполнение задуманного. "Бог даст!", "С Божьей помощью!" "Иншалла, все у вас получится", "Не переживай - иншалла, она приедет"

Уклад жизни арабских женщин всегда вызывал бурный интерес у европейцев, как, впрочем, всё необычное и диковинное. Представления о нём у уроженцев Запада зачастую складывается из предрассудков и домыслов. Одним арабская женщина видится сказочной принцессой, купающейся в роскоши, другим - безвольной рабыней, запертой дома и насильно облачённой в паранджу. Однако обе романтические идеи имеют мало общего с реальностью.

Женщина в исламе

В уклад жизни женщины во многом определяет ислам. Перед Богом она равна мужчине. Женщина, как и представители сильного пола, обязана соблюдать рамадан, исполнять ежедневный намаз, делать пожертвования. Однако социальная роль у неё особенная.

Предназначение женщины в арабских странах - это брак, материнство и воспитание детей. На неё возложена миссия хранительницы умиротворённости и религиозности домашнего очага. Женщина в исламе - праведная супруга, почтительно и с уважением относящаяся к мужу, которому предписано взять на себя за неё полную ответственность и обеспечивать материально. Женщине надлежит его слушаться, быть покорной и скромной. К роли хозяйки и жены мать готовит её с детства.

Жизнь арабской женщины, впрочем, не ограничивается только лишь домом и бытовыми делами. Она имеет право учиться и работать, если это не мешает семейному счастью.

Как одевается арабская женщина?

Женщина в арабских странах скромна и целомудренна. Выходя из дома, она может оставить открытыми только лицо и руки. При этом одеяние не должно быть прозрачным, плотно облегать грудь, бёдра и талию или пахнуть духами.

Арабская одежда для женщин имеет специфический Основных предметов гардероба, призванных защитить девушку от посторонних глаз, существует несколько:

  • паранджа - халат с длинными ложными рукавами и сеткой, закрывающей глаза (чачван);
  • чадра - лёгкое покрывало, скрывающее полностью фигуру женщины с головной частью из муслиновой ткани;
  • абайя - длинное платье с рукавами;
  • хиджаб - головной убор, оставляющий лицо открытым;
  • никаб - головной убор с узкой прорезью для глаз.

Стоит отметить, что хиджабом также называют любую одежду, покрывающую тело с головы до ног, которую традиционно носят на улице арабские женщины. Фото этого одеяния представлено ниже.

Дресс-код в арабских странах

От того, в какой стране проживает женщина, и от нравов, царящих там, зависит её внешний вид. Самый строгий дресс-код в Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. В этих странах девушки и женщины передвигаются по улицах в абайях чёрного цвета. Этот предмет гардероба обычно украшен бисером, вышивкой или стразами. По отделке абайи можно легко определить уровень достатка в её семье. Часто в этих странах девушки одевают не хиджаб, а никаб. Иногда встречаются арабские женщины в парандже, хотя этот предмет гардероба становится с годами всё менее распространённым.

В Иране царят более свободные нравы. Молодые девушки отдают предпочтение и косынкам. Особенно религиозные дамы, несмотря ни на что, носят чадру.

В либеральных государствах, таких как Тунис, Кувейт или Иордания, многие женщины и вовсе не покрываются. Они выглядят, как типичные европейки. Однако такое явление можно встретить только в крупных городах. В провинции женщины носят традиционный хиджаб, чтобы скрыть свою красоту от посторонних глаз.

Красивые арабские женщины: стереотипы о внешности

У жителей Запада сложилось немало стереотипов о том, как выглядят арабки. В их представлении они обязательно кудрявые, черноглазые, полноватые и обладают шоколадной кожей. Однако внешность этих женщин не подходит полностью под вышеописанный шаблон, поскольку в их венах течёт и африканская, и европейская, и азиатская кровь.

Большие миндалевидные глаза арабки могут быть и ярко-голубыми, и черными. Преимущественно они карие или зеленоватые. Волосы у них тёмно-русые, шоколадные, чёрные, и не только кудрявые, но и прямые, и волнистые. Арабки редко отдают предпочтение коротким стрижкам. Ведь длинные выглядят намного женственней.

Цвет кожи у восточных красавиц варьируется от молочно-белого до шоколадного. Лицо у арабских женщин, как правило, овальное, однако в Египте и Судане оно может быть и удлинённой формы. Они хорошо сложены, а если и склонны к полноте, то совсем немного.

Красота не для всех

Как выглядят арабские женщины без паранджи или иной уличной одежды, знают только родственники, муж, дети или подруги. За чёрными просторными одеяниями нередко скрывается самая обычная европейская одежда: джинсы, или платья. Арабки любят одеваться модно и стильно. Как и западным женщинам, им доставляет удовольствие демонстрировать свои последние обновки, но только близким людям.

В домашних условиях арабка ничем не отличается от европейки. Однако если к её супругу пришли гости-мужчины, она обязана покрыться. Как выглядит арабская женщина, не должны видеть даже самые близкие друзья её мужа, и она, вопреки домыслам и предрассудка уроженцев Запада, вовсе не чувствует себя ущербной. Напротив, женщине комфортно и удобно, ведь быть скромной её учили с детства. Абайи, хиджабы, никабы, скрывающие модные наряды, - не оковы, а те предметы одежды, которые с гордостью носят арабские женщины. Фото восточной красавицы в одном из них представлено ниже.

Арабские женщины: образование и карьера

Шопинг и домашние хлопоты для арабских женщин не являются смыслом существования. Они занимаются саморазвитием, учатся и работают.

В прогрессивных странах, таких как ОАЭ, женщины получаю хорошее образование. После школы многие поступают в созданные специально для них университеты, а потом устраиваются на работу. Причём женщины занимаются тем видом деятельности, который действительно им приходится по вкусу. Они работают в сфере образования, в полиции, занимают значимые посты в правительственных ведомствах, а некоторые имеют собственный бизнес.

Ещё одной страной, где арабки могут самореализоваться, является Алжир. Там многие представительницы прекрасного пола находят себя в юриспруденции, науке, а также в сфере здравоохранения. В Алжире женщин, работающих судьями и адвокатами, больше, чем мужчин.

Проблемы самореализации

Однако не каждая арабская страна может предоставить настолько привлекательные условия для обучения и профессионального развития.

В Судане по-прежнему оставляет желать лучшего. В школах только основам письма, чтения и арифметики. Среднее образование получает лишь десятая часть женского населения.

Самореализацию арабок в трудовой сфере правительство не одобряет. Основной способ их заработка в Судане - сельское хозяйство. Работниц там сильно притесняют, не позволяя им пользоваться современной техникой и выплачивая мизерные оклады.

Однако в какой бы стране женщина ни жила, полученные деньги она тратит исключительно на себя, ведь, согласно канонам ислама, материальная забота о семье целиком лежит на плечах супруга.

Когда арабки вступают в брак?

Замуж арабская женщина выходит в среднем в возрасте от 23 до 27 лет, часто после окончания университета. Впрочем, жизненные ситуации бывают разные. Во многом судьба женщины зависит от взглядов, которых придерживается её семья, и нравов в стране, где она проживает.

Так, в Саудовской Аравии нет чётко определённого минимального возраста для вступления в брак. Там замуж родители могут выдать и десятилетнюю девочку, однако брак будет считаться формальным. Это означает, что до наступления половой зрелости она будет жить в доме отца, а затем переедет к мужу. В Саудовской Аравии формальный брак практикуется редко.

А в Йемене эта проблема стоит достаточно остро. В стране зафиксирован достаточно высокий процент ранних браков. Часто их заключают, если они выгодны с финансовой точки зрения родителям юной невесты.

Раннее замужество (до 18 лет), впрочем, не является тенденцией современности, а в большинстве прогрессивных арабских государств считается исключительным явлением. Там родители руководствуются желаниями дочери, а не своими выгодами.

Замужество в арабских странах

Поиск будущего супруга ложится на плечи отца семейства. Если кандидат в мужья женщине не понравится, то ислам даёт ей право отказаться от брака. Подходит он ей или нет, девушка решает в течение нескольких встреч, которые обязательно проходят в присутствии родственников.

Если женщина и мужчина согласны стать супругами, они заключают брачный контракт (никях). В одном из его разделов указывается размер приданого. В качестве махра, как его называют мусульмане, мужчина дарит женщине деньги или драгоценности. Часть приданого она получает во время заключения брака, остальное - в случае смерти мужа или развода, который он сам инициировал.

Контракт подписывает не невеста, а её представители. Таким образом осуществляется формальное заключение брака. После никяха должна состояться свадьба. Причём торжественное событие может произойти на следующий день или через год, и только после него молодые люди начинают жить вместе.

Жизнь в браке

В браке арабская женщина мягка и уступчива. Она не перечит мужу и не вступает с ним в дискуссии, однако активно участвует в обсуждении важных вопросов. Все ответственные решения принимает мужчина, ведь он - глава семьи, а забота женщины - воспитание детей и уют в дому.

Там у неё всегда чистота и порядок, супруга ждёт горячий ужин, а она сама выглядит ухожено и опрятно. Женщина старается следить за собой: посещает салоны красоты и спортзалы, покупает красивую одежду. Муж взамен обязан оказывать ей знаки внимания, говорить комплименты и дарить подарки. Он регулярно даёт супруге деньги на шопинг, однако за продуктами арабка ходит редко. Носить тяжёлые пакеты - не женское занятие. Вся работа по дому, которую девушке выполнять сложно, ложится на плечи супруга.

На улицу арабка выходит без сопровождения мужа только с его разрешения. Однако не стоит рассматривать это правило как ущемление прав женщины. На арабских улицах не всегда безопасно гулять в одиночестве, поэтому муж считает своим долгом оберегать супругу.

Когда арабская женщина не защищена?

Арабка не бросает взглядов в сторону других мужчин. Такое поведение может её опозорить. И тем более женщина никогда не изменит мужу, иначе станет грешницей и будет наказана за прелюбодеяние. Женщины в Арабских Эмиратах, к примеру, за измену могут попасть в тюрьму, а в Саудовской Аравии стать жертвой избиения камнями. В Иордании, несмотря на либеральные нравы, практикуются так называемые убийства чести. Шариатские суды относятся к мужчинам, совершившим их, снисходительно. Само убийство считается его «личным делом».

В арабских странах, как нигде, остро стоит проблема сексуального насилия над женщиной. Арабка, над которой надругался мужчина, как правило, не сообщает об инциденте в правоохранительные органы. Ведь её могут осудить за прелюбодеяние.

Физическое и психологическое особенно распространено в Ираке. Причём недостойное поведение легко сходит с рук мужчине. Только в некоторых странах, в частности, в Саудовской Аравии, предусмотрено уголовное наказание за избиение женщины.

Является ли многожёнство проблемой?

Жителя Европы ужасает не только вопрос насилия, но и многожёнства, которое официально разрешено во всех арабских странах. Как может женщина терпеть такой беспредел?

В действительности этой проблемы практически не существует. Чтобы взять в жёны ещё одну девушку, необходимо заручиться согласием своей настоящей супруги. Далеко не каждая арабская женщина, даже учитывая её воспитание, согласится с таким положением дел.

Своей привилегией иметь несколько жён мужчины, в принципе, пользуются редко. Это слишком затратно. Ведь условия содержания всех жён должны быть одинаковые. Если не соблюдать это правило, то супруга, которую муж ущемляет материально, может подать на развод, и суд закончится её победой.

Права арабской женщины при разводе

Арабские женщины финансово защищены от всех невзгод, которые могут с ними приключиться. Она может потерять всё лишь в случае развода, на который отважится по собственной воле и без уважительной причины.

Расстаться с супругом, не потеряв махр, женщина может только если он не обеспечивает её должным образом материально, исчез, сидит в тюрьме, является душевнобольным или бездетным. Причина, по которой может развестись со своим мужем европейка, например, из-за отсутствия любви, считается неуважительной для мусульманки. В этом случае женщина лишается всех компенсаций, а её дети по достижении определённого возраста передаются на воспитание бывшему супругу.

Быть может, именно такие правила и сделали развод крайне редким явлением в Ведь, по сути, он невыгоден обоим супругам. Но если он всё же произошёл, то женщина может выйти замуж повторно. Это право ей дал ислам.

В заключение

Так сложно и неодназначно устроена жизнь арабских женщин. В ней действуют особенные законы и правила, которые, быть может, не всегда справедливы, однако они имеют право на существование. Во всяком случае, сами арабки воспринимают их как данность.

Господа-игроки выложили прекрасный минимум для театрально-импровизационного моделирования мусульманского обывателя.

Предлагаем соотвественную подборку из сообщества игры ВКонтакте

Этикет

Обращения на «вы» нет, все ко всем обращаются на «ты» .


Обращение от низшего к высшему «господин» , к непосредственному начальству «мой господин».

К лицам высших рангов: «О великий визирь», «О великий эмир».
Обращение к султану: «О великий султан», или «Повелитель».

В этикетных ситуациях перед вышестоящим можно встать на одно колено (для военных).
Когда позволят удалиться, не поворачиваться сразу спиной, некоторое время отступать, пятясь (для всех).

К придворному, ученому, купцу, то есть к уважаемым людям, штатским, а не военным, можно обратиться «почтенный», «почтенный + имя» .

Среди равных и хорошо знакомых можно обращаться по имени.
Приветствовать поклоном (только наклонить голову).

Среди простонародья (простые воины, ремесленники, земледельцы, слуги) допустимо обращение «брат» (использовать с осторожностью, чтобы не было ассоциаций с братвой) или по имени.
Поклоны головой.

Сверху вниз можно обращаться просто по имени.
Если вышестоящий не знает имени, просто на «ты» или по названию профессии: «воин», «купец».
[Нередко герои арабских сказок подзывают незнакомца обращением «уважаемый» , «достойнейший» ]

Обращение к группе людей: «правоверные» , «братья» (среди равных),
к войску: «воины».

К знатной женщине обращаются «госпожа» или «госпожа» плюс имя.
К женщине из простонародья - «женщина». Одна женщина другую может назвать «сестрица».

Ханум (хатун ) – уважительное обращение к замужней женщине, показатель того, что женщина замужем или была замужем. Например, Фатима-ханум, Гаухер-хатун.

Сайд (господин)/Хаджи (совершивший хадж) - обращение к священнослужителю

обращение Кафир/Кяфир - к неверному

Следуя сунне, мусульмане обязаны приветствовать друг друга при встрече словами: «Салямун алейкум» , а затем обменяться рукопожатием. Сказано, что при рукопожатии единоверцев, с них «осыпаются» грехи.

Первыми должны приветствовать:
старший - младшего, стоящий - сидящего, хозяин - прислугу, отец - сына, мать - свою дочь,
горожанин - сельского жителя, всадник - пешего...

Мусульманам нельзя первым приветствовать :

Мужчинам незнакомых девушек, молодых женщин.
- Читающих молитву (намаз ), проповедь (хутба ) либо Коран.
- Совершающего поминание Аллаха (зикр ) или произносящего проповедь.
- Муэдзина, призывающего к молитве (азан или икамат ).
- Человека, принимающего пищу или отправляющего естественную нужду.
- Человека, совершающего грех.

Приветствовать посторонних женщин пожилого возраста не запрещено.
В необходимых случаях, дозволено с ними и рукопожатие,
с тем лишь условием, что это действие не возбуждает вашу страсть.

Дозволено так же ученику приветствовать своего учителя.

Ассаляму ‘алейкум (мир на вас, мир вам) - арабское приветствие, укоренившееся в исламе.
Эквивалент слова «здравствуйте».
Короткая форма «салям» является современой и используется в странах со смешаным населением (т.е. на исторической игре неуместна).
В ответ на это приветствие традиционно отвечают ва-алейкум ас-салям («и вам мир»), применимо укорачивание ва-алейкум («и вам»). (НО - СМ. НИЖЕ!)

Существуют более почтительные формы:
Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллах - «Мир вам и милость Аллаха».
Ас-саляму алайкум ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух - «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение».
Ва-алейкум ас-салям ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух - форма ответа на приветствие, которая означает: «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».

Согласно Корану мусульмане обязаны отвечать на приветствие используя не меньше слов, чем тот кто поприветствовал первым:
«Когда вас приветствуют, отвечайте ещё лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь.» (Коран, 4:86)

Пред тем как поприветствовать людей в мечети, мусульмане должны совершить молитву тахияту ль-масджид (приветствие мечети).

Если получено приветствие в письменном виде , необходимо тут же ответить «Ва алейкум салям ».
Это обязательно.
И желательно такое приветствие отослать обратно в письменном виде.
Если кто-либо согласился передать кому-либо от кого-либо приветствие, то выполнение своего обещания становится для него фардом (обязательным).

Отвечать на приветствие попрошаек вовсе не обязательно.

Отвечать на приветствие, когда вы едите, пьёте и справляете нужду ,
а так же детям, пьяным и фасыкам (нечестивым) , - не обязательно.

Приветствие с совершающими открытый грех дозволяется лишь в том случае, если вы своим приветствием намереваетесь помешать им продолжению греха.
В целом, совершающие грех достойны вашего приветствия, если покаются.

и сюда же небольшое дополнения по приветствию:

1. Если мусульманина приветствует неверный словами «Ассаляму алейкум » или «Салям алейкум » принято отвечать просто «Ваалейкум », т.к. «салям » («салам ») - приветствие, применимое между мусульманами и имеющее сакральный смысл, и раздавать «салам» неверным считается неприемлемым.
Отвечать же коротким «Ваалейкум » на полноценное приветствие «Ассаляму алейкум », полученное от мусульманина - признак неуважения и грех.

2. Разница между «Салам Алейкум » и «Ассляму алейкум » в том, что «салам алейкум » - это обращение к одному человеку, а «ассаляму алейкум » - обращение к нескольким лицам (множественное число, "на Вы").
Правоверный мусульманин, чтящий Коран, никогда не обратится со священным приветствием «салам » к другому правоверному мусульманину «на ты» потому, что правоверный мусульманин никогда не бывает один: с ним всегда находятся его хранители и ангелы, записывающие его дела.
Поэтому среди истинно-верующих мусульман НЕПРИМЕНИМО приветствие «салам алейкум », а только «ассаляму алейкум »

и наиболее элементарные повседневные выражения:


Упомянутое Салам алейкум - Ваалейкум ас салам = «Мир тебе - И тебе мир».
(Наиболее распространенное на Востоке приветствие.)
Массалям - «До свиданья, прощай, пока!»

Ля иляха илля Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи - «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммад пророк его» (символ веры ислама).

Мухаммад - «Восхваляющий»
(при упоминании имени Пророка принято добавлять благопожелание «Аллахи салам » = «Да приветствует его Аллах», «Да благословит его Аллах и приветствует», «Да пребудет с ним мир»).

Аллах акбар - «Аллах велик» (высказывание на все случаи жизни).

Бисмиллах - «во имя Аллаха»
(аналог христианского «ради бога», можно добавить после просьбы)

Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим - «Во имя Аллаха милостивого, милосердного»
(этими словами начинается почти каждая сура Корана, эти слова пишут вначале текстов, произносят в начале молитвы, а также приступая к любому делу, этим словам придается также магическое значение, их пишут на талисманах и на архитектурных сооружениях)

Иншалла - «если будет на то воля Аллаха», «всё в воле Аллаха»
(можно добавлять после любого утверждения, как своего, так и собеседника).
Очень распространенное высказывание.
[и как мы уже знаем, сопровождалось характерным жестом ]

Дело в том, что в арабских странах была распространена боязнь «дурного глаза».
Поэтому на любую тему выражались очень уклончиво и обставляли массой условностей, чтобы не сглазить (или чтобы злые духи не подслушали).

Еще несколько распространенных выражений:

Наконец, о залиле .
Это такое характерное для стран Востока улюлюканье типа "а-ли-ли-ли-ли-лиииии!"
Его можно услышать в песнях, в некоторых фильмах про арабов и пр.

Имеем в виду, что залил - это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЖЕНСКАЯ прерогатива.
Мужчинам голосить залил - позор - не отмоешься. Всё равно что одеться в женское, накраситься и так выйти на улицу ("Мол, я - не мужчина, а баба").

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.