Иран – полезные советы

Перед поездкой в Иран я перебрала свой гардероб и с горестью признала, что из моих вещей под иранский дресс-код ничего не подходит. Многочасовой поход по торговому центру тоже не облегчил задачу. В наш век кроп-топов и укороченных джинс-бойфрендов найти нормальную летнюю одежду для Ирана практически невозможно. Измучившись, я обратилась напрямую к иранцам, чтобы выяснить, как быстро меня казнят, если я приеду в джинсах-скини с дыркой на коленке. Ответ меня удивил.

Как одеваются женщины в Иране

Исламский дресс-код в Иране довольно суров – все девочки с 9 лет должны носить платок, а так же одежду, оставляющую открытой только лицо и кисти рук. Одежда должна быть максимально свободной, полностью скрывающей силуэты тела. Никакой прозрачности, декольте, обтягивающих вещей и подвернутых рукавов. В идеале, женщины в Иране должны носить чадор – просторную черную простыню, которая скрывает женщину от макушки до ступней. Выглядит это внушительно и довольно устрашающе.

Но на деле девушки Ирана довольно вольно трактуют предписания в одежде. Черный платок, который должен полностью скрывать волосы, давно заменили легкие летящие шарфики и палантины всех цветов и оттенков. Иранки лихо сдвигают их на макушку, стараясь максимально открыть волосы и легкомысленно выбивающиеся пряди. Очень откровенно и сексуально по персидским меркам! На смену чадору пришли многочисленные манто, кардиганы и другая длиннополая одежда. Причем длина в лучшем случае доходит до середины икры. Многие самые дерзкие девушки Ирана вовсе предпочитают коротенькие накидки и туники, которые всего лишь скрывают попу. Неслыханная дерзость! Конечно, в провинции и в глубине страны очень много традиционных городов и поселений, где женщины старательно закутываются в чадор. Но вот в крупных городах, таких как Тегеран, Исфахан и Шираз молодежь демонстрирует все вольности мировых модных тенденций.

В Иран я отправилась в скини-джинсах и длинной светлой рубашке. Длинной она была только сзади – закрывала попу до середины бедра. Спереди же была как обычная длинная футболка. Вот правда на солнце она просвечивала насквозь, поэтому я предусмотрительно надела майку под рубашку. Так и проходила по всем мечетям и мавзолеям. В ресторанах и при покорении очередных пустнных холмов, мой абы какой наряд распахивался и раздувался, но это смущало, пожалуй, только меня.

Иранцы очень дружелюбны и терпимы к туристам. Их любят, балуют и многое позволяют. Мне кажется, иранцев умиляет, как европейки кутаются в платки и боязливо оглядываются вокруг, ожидая порицания от разгневанного исламского населения. Их забавляет, как мы одергиваем недостаточно длинную рубашку и пытаемся пристроить на волосах вечно сползающий шарф. Когда ты прилетаешь в Иран и весь Иран глазеет на тебя, сворачивая голову и тыкая пальцем. Не потому, что ты что-то нарушил и палач уже выехал, чтобы отрубить неверной голову за выбившуюся челку. Это все от врожденного любопытства к людям из других стран. Иранцы не избалованы туристами, и любой иностранец для них диковинка со светлой кожей и волосами. Так что даже со своим абы-каким дресс-кодом я не получила ни одного укоряющего взгляда. Жива, здорова и даже не покрыта позором и бесчестьем.

Не жарко ли будет?

Когда знакомые иранцы стали присылать мне примеры, что надеть в Иране, я была озадачена. Моя поездка была запланирована на май, самое начало лета, когда воздух стремительно накаляется под 35-40 градусов. Ходить с длинным рукавом и покрытой головой казалось мне сродни тепловому самоубийству. К тому же, все фото традиционных манто, что мне прислали, выглядели как классические европейские тренчи и плащи на осень. Я даже несколько раз переспросила – а это точно на лето? Неужели вам не жарко в такой закрытой и плотной одежде?

Как показала практика и 40-градусный Язд – нет. Климат в Иране горячий и сухой, из-за чего хоть и жарко, но организм не сходит с ума из-за повышенной влажности. В Язде жара обрушилась на меня как раскаленная плита, но уже через день из меня вышла вся лишняя влага и словно открылось второе дыхание. Закрытая одежда и платок на голове не раз сослужили добрую службу, скрывая кожу и волосы от палящего солнца. В Персеполе, где мы гуляли больше трех часов, мои друзья иранцы получили характерный “загар велосипедиста”, а у меня даже нос не загорел.

Что надеть женщине для поездки в Иран?

Оптимальный вариант – джинсы или другие комфортные вам штанишки и что-нибудь просторное и длиннополое сверху. Брюки совершенно необязательны. С тем же успехом вы можете выбрать длинное платье, сарафан или юбку. Но лично мне было комфортнее лазить по развалинам и горам в джинсах и кроссовках. В качестве “манто” подойдет любая туника, кардиган, плащ, популярная летом 2017 накидка-кимоно или просто длинная свободная рубашка. Обувь – на ваше усмотрение. Женщины в Иране не очень любят носить открытую обувь тк это не гигиенично – во многих ресторанах едят на полу и не очень вежливо демонстрировать всем свои пыльные натруженные ноги. Но вы совершенно спокойно можете ехать в сандалях.

  • Джинсы с дыркой на коленке – можно
  • Рукав “три четверти” или просто подвернутый – можно
  • Украшения и макияж – сколько угодно
  • Майки с неглубоким вырезом под распахнутую рубашку/манто – можно
  • Принты и разные надписи на английском – сколько угодно


Дресс-код в Иране

Иран - страна с исламским дресс-кодом, который включает в себя хиджаб. Поэтому следование правилам, находясь в стране, необходимо. Однако для туристов и иностранцев допускаются некоторые послабления в одежде.

Основные правила дресс-кода просты. Мужчинам нельзя носить шорты, обтягивающие футболки с очень короткими рукавами и глубоко открытым воротом. У женщин обязательнo должны быть покрытая голова и свободная, закрывающая тело, руки и ноги, одежда.

Так что надеть?

Многие иностранцы бывают удивлены тем, как одеваются в Иране, так как реальность далека от стереотипов. Многие иранские женщины носят джинсы со свободного покроя туниками до середины бедра и с длинными рукавами. Нередко можно встретить девушек с шалями, слегка закрывающими волосы. Также иранские женщины пользуются макияжем и лаком для ногтей.

Но исламский дресс-код по-прежнему соблюдается в Иране. Правила предписывают женщинам покрывать волосы, шею, руки, ноги и тело. Современные иранские женщины носят шарф или платок, который закрывает волосы, манто(нечто среднее между летним пальто или туникой) с длинными рукавами и длиной до колена и брюки или черные плотные колготки под манто. Можно также надеть длинную юбку до щиколоток.

Мужчины не носят на улице шорты, футболки с очень короткими рукавами, галстуки или спортивную одежду. Обычно это одежда европейского типа. Но на вечеринках и в гостях иранцы обычно одеваются в открытую одежду. Поэтому стиль одежды должен зависeть от того, куда вы планируете пойти. Если вы собираетесь посетить государственные учреждения, школы, посольства и т.п., следование исламским правилам в одежде настоятельно рекомендовано.

Чадор

Итак, что такое чадор? Чадор - это форма женской одежды. Чадор представляет из себя длинную ткань черного цвета в виде полукруга. Женщины держат чадор руками или зубами, потому что он не имеет замка или пуговиц. Правда, на некоторых чадорах имеется резинка, поддерживающая ее на голове, или есть новый вид чадора, у которого имеются рукава и молнии или застежки впереди. Иранские женщины, как правило, носят под чадором ту же одежду, которую носят на улице и без чадора. Обычно чадор носят женщины религиозные или по каким -то причинам (общественным, семейным и тд).

Требования к внешнему виду:

Есть несколько минимальных требований к иностранкам для соблюдения дресс-кода в общественных местах:

  1. Цвет : Это только слухи, что в Иране одежда должна быть темного тона. Нет ограничений в выборе цвета одежды. Летом особенно рекомендуется носить одежду светлого тона. Но при посещении религиозных объектов, таких как мечети, одежда должна быть предпочтительна быть темного тона.
  2. Голова: Хоть волосы и должны быть покрыты, это не означает, что женщины должны носить плотные шарфы. Допустимо ношение легкой шали. И вполне нормально, когда волосы немного выбиваются из-под шали или платка.
  3. Тело: Тело и руки должны быть покрыты свободной одеждой. Можно надеть тунику или рубашку навыпуск.
  4. Ноги и ступни: Ноги должны быть закрыты до щиколоток. Можно носить обтягивающие джинсы или леггинсы и сандалии.

Зимой, кроме покрытой головы, можно носить ту же одежду, которую носите зимой в своей стране.

Лучше всего прилететь в Иран с плащом и шарфом, а потом, уже находясь в стране, подобрать по своему вкусу одежду, понаблюдав за иранскими женщинами на улицах.

При посещении некоторых религиозных объектов потребуется чадор, который выдается на входе.

Выходить из самолёта по прибытию в Иран нужно уже в шарфе и в закрытой одежде.

В магазинах,бутиках и на базаре Вы можете приобрести различные шали или платки, которые Вы можете надеть в стран и которые могут потом быть неплохим дополнением к Вашей обыденной одежде по возвращении в Вашу страну.

Хочу от имени нашего маленького коллектива выразить глубокую благодарность вам, Джемма, и всем сотрудникам агентства за организацию такого сложного авторского маршрута (Тегеран - Казвин - Решт - Баболь - Горган - Гомбеде-Кавуз - Берндер-Торкемен - Тегеран). Север Ирана - не популярен в качестве туризма у иностранцев, тем сложнее было каждому из вас этот сделать, но вы сделали это.”

Свяжитесь с одним из наших консультантов по указанному ниже номеру, который поможет вам в ваших вопросах о поездке.

(+98) 713-2330079

Почему заказывать у нас?

Низкие цены

Получите лучшую цену или же получите возврат! Нет платы за бронирование. Экономьте средства!

Лучшее качество

Мы предлагаем лучшие гостиницы, сохраняя при этом как можно более низкую цену.

Мы всегда на связи

Звоните или пишите нам в любое время. Получите круглосуточную поддержку перед, в течение и после поездки.

Иран

Одежда изолирует нас от крайностей температуры, она удовлетворяет потребность в украшении, она помогает подчеркнуть или замаскировать человеческое тело и фигуру. То, что мы носим, определяет, кто мы, или как о нас думают люди. Традиционный персидский костюм, возможно, увидеть на миниатюрах 16-го столетия. Они показывают нам, что одежду носили в многократных слоях. Другими словами, женщина, носила на себе множество предметов одежды, один одевая на другой.

Одежда на персидских миниатюрных картинах может быть описана как состоящая из четырех основных элементов: штаны, рубашка, кафтан или пальто, и немного разнообразия головных уборов. Пальто, которое было открыто к низу спереди, имело выточки в талии, и длинные рукава, сшитые в проймы. Сначала его длина была до района колена. Брюки были широки, но сужались в лодыжке.

Поскольку хлопок и шелк были широко доступны, вероятно, они обычно использовались в предметах одежды того времени. Персидские миниатюрные картины используют и яркие и приглушенные цвета для одежды. Использовались оттенки коричневого, зеленого, синего, красного, желтого, оранжевого, и розового цвета.

Краски, используемые для текстиля, были получены из животных или растительных источников. Всюду по большей части истории Ислама женщины носили скрывающую их одежду. В Персии было распространено три основных стиля вуалирования: большой платок или плащ, маленькая косынка с или без завесой для лица, и платок объединенный с длинной прямоугольной частью ткани с решеткой для глаз.

Женщины носили одежду с v-образным вырезом на груди. Одежда была очень длинной, и длина платья соответствовала длине рукава. Одна вещь ясна из этих картин: одежда не изменялась в течение 200 лет. Подобную одежду все еще носят. Вырезы различных слоев одежды были все видимы, и большинство вырезов имело v-образную форму.

Штаны носили оба пола в Исламских областях. Есть несколько хадитов (традиции Пророка), которые рекомендуют штаны, которые имеют, по крайней мере, длину ниже колена. Даже при том, что нет никаких доступных представлений или источников, показывающих женщин, носящих короткие штаны под длинными, но это имеет смысл с практической и гигиенической точки зрения.

Оман

У оманских женщин очень красочные костюмы, которые изменяются от области к области. Главные компоненты одежды женщины включают платье, которое носят на брюки (сирвал ) и головной убор, называемый лихаф . Есть многочисленные традиционные стили оманского костюма. Однако есть три главных типа, которые показывают яркие цвета, вышивку и художественные оформления.

Один стиль костюма скорее напоминает одежду, которую носят женщины внутри дома, в то время как другой украшен отличительными серебряными узорами и украшениями. Вышивка подобных платьев может занять приблизительно два месяца.

В области Дхофар платье (или тоб ) известно как Абу Дхаил, что означает "один с хвостом". Это платье короче спереди, и длиннее сзади, и сделано из роскошного бархата или хлопка, украшено золотой и серебряной вышивкой, бусинками и блестками. Это платье имеет квадратный вырез и вообще носится с легким хлопковым или шелковым ше"ла (главное платье), которое может также быть расшито жемчугом, блестками и иногда маленькими золотыми монетами для специальных празднований.

Сложные драгоценности часто носят с этим платьем, вокруг головы, шеи, запястий, лодыжек, пальцев и пальцев ног. Женщины Дхофари редко носят бирка (маска), но старшие женщины, происходящие из Неджда (область пустыни) и гор, могут ее носить. Бирка часто окрашивается золотым или цветом индиго.

Женщины, живущие внутри Омана, носят простое, но все же красочное платье, которое имеет длину чуть ниже колена и вышито с группами шелковой или золотой и серебряной нитями. Сирвал довольно свободное платье и сшитое из широкой шелковой ткани. Лихаф достигает низа спины и вообще сделан из шифона.

Костюмы области А"Шарквийя на востоке развились под влиянием их среды обитания. Этот костюм известен как квубба"а и сделан из шелка или нейлона, часто в черном, красном, фиолетовом или синем цвете. Перед, спина, лифчик и рукава вышиты золотым и серебряным шелком в геометрических и цветочных узорах. Платье иногда покрывается легкой черной верхней одеждой.

Тяжелые золотые драгоценности носят на голове, шее, руках и ногах, с кольцом на каждом пальце, каждый имеет отдельное название. Женщины из Батинаха , Мусандама и Дхахира имеют тенденцию носить кандоуру во всю длину, которая вышита различными узорами. Рукава украшены серебром, золотом, шелком и нитями зири. Вышивка на этих предметах одежды не столь сложна как в других областях, и таким образом процесс производства платья не занимает много времени.

Завесу, которая частично покрывает лицо, часто носят с золотыми и серебряными драгоценностями. Драгоценности, которые носят оманские женщины, вылеплены главным образом из золота, хотя традиционный металл был серебром.

Традиционная обувь была типом обуви на платформе, сделанной из дерева, называемая квурхаф . Однако большинство женщин теперь носит сандалии или ботинки западного образца.

Оманские женщины использовали естественную косметику в течение многих столетий. Много женщин в Омане красят свои руки и ноги с хной, особенно перед особыми событиями, такими как праздник Эйд или свадьба. Оманские костюмы настолько различны, красочны и привлекательный, что Почтовое отделение Омана произвело почтовые марки, изображающие мужские и женские одежды из различных областей.

Национальное платье для оманских мужчин простое, длиной по лодыжку, платье с длинными рукавами, называемое дишдаша . Цвет, который наиболее часто носят, является белым, хотя множество других цветов, таких как черный, синий, коричневый и сиреневый могут также быть замечены. Его главное украшение - кисточка (фураха ) вшитая в вырез.

Оманские мужчины могут носить множество головных уборов: муззар - квадрат из сотканных шерстяной или хлопковой ткани, обернутая и свернутая в тюрбан. Под этим иногда носят куммар , подобие кепки. Шал , длинная полоса ткани, действующая как держатель для ханджара (серебряный нож ручной работы или кинжал).

В формальных случаях дишдаша может быть покрыт черным или бежевым плащом, названным бишт . Вышивка, обрамляющая плащ, часто сделана из серебряной или золотой нити. Оманские мужчины, в целом, носят сандалии.

Ливан

Многие из деталей одежды, обычных среди крестьян и сельских жителей Ливана, происходят от древних стилей одежды древних народов этой земли.

Самым существенным является шерваль , очень широкие брюки обычно называемые мешковатыми штанами. Шерваль - распространенный и практический предмет одежды среди горных людей и сельских жителей. Более богатые люди одевали более широкие штаны и сои шерваль плиссировали в талии, как знак благосостояния. Хороший шерваль был сделан из прекрасной шерсти.

Слово шерваль имеет персидское происхождение. Строго говоря, это - внешний предмет одежды. Когда этот стиль брюк носят как нижнее белье, их называют либас . Некоторые полагают, что шерваль, возможно, были принесены в Ливан из страны называемой Финикией, в шестом столетии до н.э. персами. То, что шерваль были известны во время римского периода, определенно описано в хрониках.

Тип брюк шерваль носится как нижнее белье некоторыми женщинами в этой области. Этот вид отличается от мужских шерваль Ливана, а больше походит на курдский предмет одежды из-за их обилия, они расширяются в ширине к лодыжке, где они заплетены в кольцо или закрепляются шнуром. Сегодня бедуинские и курдские женщины все еще носят этот предмет одежды. Они используют хлопок или шелк для их пошива.

Наряду с шерваль также имеют широкое распостранение традиционные головные уборы. Во многих деревнях сохранились головные уборы, в то время как другие части традиционного костюма уступили западным стилям в одежде. Головной убор - самая верная подсказка о религии его владельца, этот предмет также дает общее представление о части страны из которой человек происходит и о сообществе, в котором он живет.

Например, христианские жители Северного Ливана носят высокий лаббаде , коническую кепку с применением верблюжьей шерсти. Вокруг своих лаббаде люди обертывают черный каффия и иногда агал . Лаббаде - очень древний головной убор простых деревенских жителей. Ученые полагают, что этот головной убор, возможно, носили уже в финикийские времена. Маленькие финикийские статуи, найденные в Ливане, показывают этот стиль конической кепки в цитадели Алеппо.

Из всех мужских головных уборов Ливана самый знакомый западному глазу - тарбуш , также называемый Фесом . Тарбуш всегда имел ту же самую основную форму и всегда был красного цвета, хотя ее форма была немного изменена в различные периоды. Его происхождение было прослежено к частям Малой Азии, где Оттоманские племена пришли к власти.

Популярность тарбуша в Ливане, Сирии и Иордании приписана Оттоманскому вторжению. После его введения тарбуш постепенно заменил маленькую местную кепку, известную как так’иях .

Самыми сложными из всех ливанских головных уборов был тантур , серебряный конус, который носили замужние дворянки. Тантур является устаревшим теперь, но можно получить превосходную возможность увидить его оригинальный вид в Музее Бейт-Эддин.

В ХII-ХIII вв. до н.э. на юго-западной территории Ирана, исконным населением которой были эламиты, стали селиться мидийские и персидские племена. Впоследствии они заняли все Иранское нагорье.
С конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э. здесь просуществовала древняя эламская цивилизация, со столицей в городе Сузы. На протяжении всей своей истории Элам был тесно связан с Месопотамией: обе страны воевали, торговали и устанавливали культурные связи друг с другом.
Около 549 г. до н.э. Элам захватили персы. 550 год до н.э. принято считать годом основания Персидской державы. Мидийское царство, образовавшееся раньше Персидского, было разгромлено персидским царем Киром и включено в состав Персидской державы.
В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий.
Александр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, положил конец персидскому владычеству.
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.
Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.

Мужская одежда

Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов («анаксаридов») и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе мидийский костюм, ставший официальным.
Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цвета (вероятно, это понравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.
Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться.
Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов. Персам нравились костюмы ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев. Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары.
Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе - бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета.

Женский костюм

Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры.
О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах (здесь он дополнен греческими гиматиями).
Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой.
Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару.

Костюм знатного перса: узорчатый кафтан, расшитый жемчугом, шаровары, остроконечная шапка.

Костюм знатной персиянки: вышитое шелковое одеяние из двух частей, диадема и длинная прозрачная накидка.

Костюм царя

Церемониальное одеяние персидских царей было великолепным. Оно состояло из пурпурного нижнего одеяния с широкой белой полосой от шеи до подола; пурпурной мантии и штанов ярко-красного цвета. Башмаки на толстой подошве были богато украшены. Символами царской власти служили "митра" - головной убор в форме расширяющегося цилиндра с округлым верхом, украшенный золотом и драгоценными камнями, и золотой скипетр в виде посоха. Бороду царь завивал по ассирийскому обычаю.
Царская одежда была расшита золотыми изображениями соколов и ястребов - птиц, посвященных высшему божеству Ормузду.
Это одеяние дополняли драгоценные украшения - браслеты, ожерелья и др.
Царя сопровождали при торжественных выходах придворные, телохранители, носители царского зонтика и опахала.

Обувь

Древние персы носили кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги.
Женская обувь украшалась богатой вышивкой.

Прически и головные уборы

Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийскому.
Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны, закрывавшие рот: во время разговора с царем их дыхание не должно было достигать царя.
Форма, а также отделка головного убора персидского царя часто менялась. Так, Кир носил высокую тиару с диадемой. Этот головной убор был очень похож на убор ассирийских царей.
Тиара древнеиерсидских царей имела форму низко усеченного конуса с плоским верхом, украшенного золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Основным мотивом орнамента чеканки было символическое изображение солнца - многолепестковый цветок. Другим головным царским убором был «кидарис» - высокая заостренная шапка, обвитая по спирали бело-пурпурной или бело-голубой лентой.
Древние персидские воины и придворные носили подстриженные бороды. У царя борода была длинной. Вообще персы очень заботились о растительности на лице: существуют сведения, что у них даже был обычай надевать на бороду чехлы.
Древние персы пользовались накладными бородами и париками.
Богатые знатные персиянки носили круглые шапочки, украшенные драгоценностями, и покрывало, вышитое золотом.

Костюм воинов

В древние времена оружием персов-кочевников были короткие ножи и длинные арканы, а также лук со стрелами и копье.
При царе Кире началась реорганизация персидской армии.
Кир создал конные полки, заменил легкие военные колесницы на более прочные, а воинов, которые сражались на них, одел в доспехи. Дарий усовершенствовал устройство армии и оружия.
Персидское войско состояло из пехоты, конницы и колесниц.
Все эти воинские части делились на легковооруженных и тяжеловооруженных воинов, а все войско, в свою очередь, было разделено на полки (10 000) человек), отряды (1000) человек) и сотни.
При Дарии основу персидской армии составляла конница. Многое в доспехах и вооружении персами было заимствовано у соседних народов - египтян, мидян, ассирийцев и др.
Доспехами и вооружением персидского воина были панцирь со шлемом, пояс, поножи, щит, лук со стрелами, праща, нож, кинжал, копье и палица. Со времен Кира персидские воины сражались также длинными и короткими мечами, ассирийскими булавами, топорами и секирами. Легкая конница была вооружена луками, мечами и щитами; у тяжелой конницы помимо этого оружия были еще и копья. Легкая пехота вооружалась мечами, щитами, луком и копьями, а также пращой: тяжелая - саблями, топорами, секирами.
Щиты персидских воинов были в основном ассирийские - большие, круглые, металлические, кожаные или плетеные. Царские телохранители носили щиты деревянные, покрытые кожей, с металлической бляхой посередине, по форме напоминающие так называемый беотийский щит, имеющий форму скрипки.
Шлемы (железные или медные) предназначались только тяжеловооруженным воинам и военачальникам. Шлемы воинской знати покрывали золотом и украшали пучком белых конских волос или перьями. Оружием их были изогнутые золотые мидийские сабли (в мирное время слуги носили их за своими господами).
Царское оружие было очень дорогим: у Дария III меч был украшен драгоценными камнями, а ножны висели на серебряной перевязи.
Наряд знатных всадников тоже отличался богатством: дорогие украшения, разноцветные на белой подкладке кафтаны, вышитые штаны, голубой или узорчатый плащ. Всадники надевали этот наряд поверх доспехов или под них. Их защищали чешуйчатые панцири и такие же наручни и поножи; у лошадей круп, грудь и лоб также были защищены латами.
Легкая пехота и легкая конница носила холщовые панцири и легкую чешуйчатую броню; у тяжеловооруженных конников латы защищали все тело, а лошади были покрыты тяжелой броней.
Простые воины защищали голову кожаными шапками. Некоторые носили фригийскую шапку, которая закрывала затылок и уши и завязывалась под подбородком. Для защиты от ветра и пыли поверх шапки или под нее повязывали платок, закрывавший рот и шею. Одеждой простых воинов было персидское кожаное платье, иногда раскрашенное под чешую.
На главном знамени персидских войск был изображен золотой орел - священная птица, военный знак рода Ахененидов. Каждый отряд войска также имел свое знамя с символическим изображением.
Военные сигналы подавали рогами и трубами.

Украшения и косметика

Древние персы любили наряжаться и украшать себя. Украшениями считались и царские награды, почетные подарки, которые высшая власть жаловала за заслуги.
Для привлекательности внешнего вида персы использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови.
Драгоценными украшениями древних персов были золотые ожерелья и тяжелые цепи, кольца, браслеты, серьги в виде колец, перстни, которые использовались как печати.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.

Женщины в Иране сейчас живут, впадая в две крайности. Можно решить, что живется им вполне комфортно: разрешается работать по специальности, водить машину, свободно посещать общественные места и заниматься спортом. Но с другой стороны, кажется, что быть персидской женщиной совершенно невыносимо. Правда на самом деле где-то посередине.

Исламский дресс-код

Как одеваются женщины в Иране? Традиционная исламская одежда - это хиджаб, скрывающий фигуру, запястья и шею, или чадра - легкое покрывало, закрывающее все тело женщины от головы до ног. Непокрытыми можно оставлять только лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Носить такую одежду обязаны все исламские девочки (с девяти лет), девушки и женщины.

В ношении одежды для женщин в Иране существуют строгие правила. Но что интересно: требование носить одежду, скрывающую очертания фигуры, не всегда объясняется религиозными нормами, чаще это обусловлено культурными особенностями. Например, на Ближнем Востоке женское затворничество было распространено еще до зарождения ислама. Так что традиция подкрепляется местными морально-этическими нормами.

Современные женщины в Иране не всегда носят одежду, скрывающую фигуру от головы до ног, хотя это желательно. В официальных учреждениях, например, принято появляться только в таком виде. На двери даже пишут: code required («Требуется исламский дресс-код»). Но чем менее официальное место посещает женщина, тем свободнее может быть форма одежды. К примеру, официантка в кафе может надеть вместо чадры головной платок.

Женщины в Иране (фото представительниц этой страны см. в обзоре) предпочитают мрачные тона, а в идеале одежда вообще должна быть черной. Многие молодые иранки относятся к традиционным нормам намного свободнее. Девушки соблюдают формальные правила: прикрывают голову и шею, руки выше локтя, ноги до щиколоток. Ношение хиджаба стало обязательным в конце семидесятых годов (после Исламской революции). Ходить с неприкрытой головой не разрешается даже туристкам.

Очень любят иранские женщины яркий макияж, поскольку лицо - это чуть ли не единственное, что демонстрировать разрешено. Нередко из-под платка выглядывают светлые волосы - в Иране очень модно краситься в блондинку. Девушки массово недовольны своим носом. Пластические операции раньше начинали делать лет, а сейчас - даже с 18-ти. Медицина здесь очень хорошая, так что к хирургам приезжают даже из других стран. А вот иранские мужчины считают, что далеко не все местные женщины нуждаются в пластике носа, но сами представительницы прекрасного пола бегут к хирургу при первой же возможности, а после операции долго носят пластырь, чтобы показать, что теперь они получили доступ в клан красивых людей.

Особенности заключения брака

Права женщин в Иране (как и институт семьи и брака) регулируются нормами шариата. Брачный возраст установлен для женщин - 13 лет, для мужчин - 15 лет. До 2002 года поощрялись и более ранние браки: в 9 лет для женщин, в 14 - для мужчин. Согласно мусульманским законам, замужество в таком раннем возрасте предотвращает сексуальные отношения вне брака, за что предусмотрены тяжелые наказания (вплоть до казни).

Супруги обязательно должны исповедовать одну религию. Это ограничение не распространяется только на так называемый временный брак. Вообще, в Иране различают два вида брака: постоянный и временный. Временный обычно заключается на конкретный срок, хотя может быть и бессрочным. Форма подобного брака позволяет мужчине брать сразу нескольких жен (до четырех), но с тем условием, что супруг должен иметь возможность достойно их всех содержать. Женщина в Иране может вступать только в один временный брак в один период. Чаще всего мужчины оформляют любовниц как временных жен, потому что сексуальные отношения вне брака запрещены. При этом все дети (как от временных, так и от постоянной супруги) в случае развода остаются с отцом. Судей-женщин в стране нет, так что закон всегда на стороне мужчины.

Положение женщины в Иране в вопросе брака дает хоть немного прав. Так, взять новую супругу мужчина имеет право только после согласия первой. Если женщина не согласна, то повторно жениться супруг может, только если докажет, что первая жена его в чем-либо не устраивает (домашнее хозяйство, отсутствие детей, интимные отношения). Правда, уже давно на правительственном уровне звучат идеи обязать женщину безоговорочно принимать решение мужа о других браках.

В случае развода мужчина платит откупные. Конкретная сумма оговаривается молодоженами еще до официального заключения брачного союза. Правда, в современном мире такая схема прижилась плохо. Корыстные женщины специально разводятся, чтобы разбогатеть. Поэтому в закон ввели ограничение. Сегодня максимальный размер компенсации при разводе составляет 40 тысяч евро.

Семейная жизнь и обязанности

Вступает в брак женщина только добровольно. Если союз был заключен без ее согласия, молодая иранка может требовать его аннуляции. Перед заключением брака будущая супруга получает предсвадебный дар в соответствии с материальными и социальными стандартами ее семьи. Подарок становится собственностью женщины, а не ее семьи, залогом экономической защищенности. При разводе дар остается за ней.

Основная обязанность женщины в Иране - подарить государству здорового члена общества и правильно его воспитать. Это обязывает мужа обеспечивать семью материально, а также выдавать супруге деньги на расходы, чтобы она могла в комфортных условиях рожать и воспитывать детей.

На развод в Иране может подать только мужчина, после дети остаются только с ним. Мужчина может не объяснять, почему он хочет расторгнуть брак. Женщина может подать на развод только при наличии серьезных причин: если это право было оговорено в брачном договоре, в случае жестокого обращения, наркомании или алкоголизма супруга, если муж не выдает ей денежное содержание или надолго покинул дом.

Ислам поддерживает возможность того, что разведенные супруги могут снова воссоединиться. Например, после развода женщине нужно подождать три месяца перед заключением нового брака. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что она не беременна, и чтобы подумать о правильности решения. В это время бывший супруг может попробовать вернуть расположение жены. Мужчина может два раза разводиться, а потом снова воссоединяться с одной и той же женщиной. Но если случился третий развод, то сначала он должен подождать ее нового замужества с другим и развода.

Обучение в университете и работа

В Иране женщины, фото которых можно увидеть в статье, не сидят дома, они получают образование и работают. Но хорошая жена обязательно должна согласовывать с мужем свои выходы из дома и общение с посторонними людьми. По данным ЮНЕСКО, в сфере высшего образования процент представительниц слабого пола на инженерных специальностях в Иране самый высокий в мире. Объясняется это просто. Мужчины должны работать, чтобы обеспечить семью, а женщинам «делать нечего», так что они учатся.

Правда, есть искусственные препятствия. На некоторые специальности женщинам поступать нельзя, а для других существуют квоты. А еще желательно, чтобы девушка получала образование в родном городе. Для мужчин тут тоже есть ограничения. Они не могут поступать в университеты на дизайнеров одежды или врачей-гинекологов.

Женщины работают продавцами, воспитателями, учителями, секретарями, но есть профессии, которые считаются исключительно мужскими. Представительницы прекрасного пола могут заниматься даже политикой. Например, на президентских выборах 2009 года в числе кандидатов было 42 женщины (а всего баллотировалось 47 человек). Семнадцать человек в парламенте (6%) - женщины. Работают представительницы прекрасного пола юристками, правозащитницами. А по поводу вручения Нобелевской премии мира Ширин Эбади в 2003 в Иране были чуть ли не народные гуляния.

Спорт и спортивные мероприятия

Спортивные матчи женщинам посещать не разрешается. Этот запрет объясняется тем, что мужчины ругаются матом и кричат на таких мероприятиях, а представительницам прекрасного пола такое слышать нельзя. Но пробраться на футбольный матч женщины все-таки могут. Гхончех Хавами несколько месяцев провела в тюрьме за попытку пробраться на волейбольный матч. Официально ее обвинили в антигосударственной пропаганде, а не в незаконном посещении мероприятия.

Спортом женщины в Иране могут заниматься в обычной одежде, которая подходит для этого случая. Мужчин на соревнования и тренировки представительниц прекрасного пола просто не пускают. Но проблема возникает, когда нужно ехать на международные соревнования. Религия обязывает одеваться скромно, прикрывать голову, руки и ноги, что, конечно, совершенно не способствует достижению высоких результатов.

Женщины-автомобилистки

В Иране (особенно в столице) можно увидеть много женщин-автомобилисток. А вот в Саудовской Аравии водить машину женщинам запрещено законом. Так что иранские автомобилистки выглядят для некоторых просто вызывающе. На самом же деле любящий муж обязан подарить жене машину. Города плохо приспособлены для перемещения пешком, а летом женщине, которая вынуждена скрывать фигуру черным просторным одеянием при +35 градусах, приходится совсем несладко.

Сегрегация по половому признаку

В кафе и ресторанах все сидят вместе, а вот в автобусах и метро есть разделение. Мужчины обычно сидят в задней части, а женщины - в передней. В случае с лифтами таких правил нет. Нередко сегрегация становится причиной проблем. Например, женщина без сопровождения может сидеть только в «женской» части автобуса, так что билет (даже если есть свободные места) в другую часть взять не удастся. В «мужскую» часть можно сесть, если есть сопровождающий мужчина. В университетах студенты разных полов тоже учатся отдельно.

Роль мужчины в жизни женщины

Как живут женщины в Иране? Если рядом с женщиной нет достойного мужчины, то живется ей не очень-то хорошо. У мужа или отца (или другого родственника мужского пола) нужно получать разрешение на работу и учебу, согласовывать выходы из дома и общение с посторонними людьми. Нормой жизни (если, конечно, женщина не хочет остаться после возможного развода без детей и средств к существованию) является в Иране брачный договор.

Мужчина дает своей супруге денежные средства на личные расходы: одежду, содержание детей, средства гигиены, пищу и так далее. Его присутствие позволяет ездить в «мужской» части общественного транспорта или, например, свободно заселяться в гостиницу. В повседневной жизни, кстати, нельзя заметить неуважительного или пренебрежительного отношения к женщине. Все сложности заключаются только в правилах, навязанных сверху.

Отношение к религии

Сегодня в Иране спокойнее относятся к религии, чем раньше. Жизнь женщин в Иране во многом подчиняется исламским законам, но многие молодые люди относятся к вере скептически, мечети в населенных пунктах пустуют, а многие местные жители симпатизируют зороастризму. Это комплекс традиционных для персов воззрений, который предполагает честность и невозможность взять то, что принадлежит другому человеку.

Права женщин в Иране до революции

Тем, кто побывал в Иране, кажется, что женщины в этой мусульманской стране смирились с таким положением вещей, а некоторые даже уверяют себя, что им повезло, т.е. в той же Саудовской Аравии дела обстоят намного хуже. В Иране женщины красивые и грациозные. Трудно понять то, как им удается сохранять свое очарование в таких условиях. Но так было не всегда. Более двух тысяч лет назад в Иране вообще царил матриархат, а в новейшей истории все кардинально изменилось после Исламской революции.

Как жили женщины в Иране до революции? На одном из рекламных плакатов семидесятых годов изображены две иранки, одетые по тогдашней моде. На девушках короткие платья с декольте и открытыми плечами. С точки зрения шариата это совершенно неприемлемо. При шахе Пехлеви местные жители вели себя и выглядели в соответствии с западным образом жизни. До революции в Иране в моде были мини-юбки, расклешенные брюки и рок-н-ролл.

Женщины Ирана до Исламской революции могли свободно общаться с мужчинами, отсутствовала половая сегрегация в повседневной жизни и строгие правила поведения. Столица Ирана до конца семидесятых была одной из самых продвинутых в мире. В многонациональной стране развивались искусство, литература, индустрия кино и телевидения. Мужчины и женщины могли получать образование на равных, а на отдых иранцы ездили на горнолыжные курорты возле горы Эльбрус.

Особенно поражают фото женщин Ирана того времени. Разница действительно впечатляет. До Исламской революции женщины Ирана выглядели так же, как в СССР, Европе или США. Представительницы прекрасного пола одевались в соответствии с модой, вели активный образ жизни и могли ни от кого не зависеть. Сейчас на улицах можно увидеть только женщин, полностью закутанных в темные одежды.

Как живут русские женщины в этой стране

Русские женщины, которые волей судьбы оказались в Иране, по-разному устроились далеко от родины. Многие из них приняли ислам и воспитывают детей от местных мужчин. Другие ограничились временным браком, чтобы спокойно работать или учиться в университете, чтобы быть и при муже, и свободной одновременно. Но мужчина должен обеспечивать семью, так что русские женщины в Иране редко работают вне дома. А те, кто решил все-таки устроиться на работу, должны успевать еще и за хозяйством следить, и детей воспитывать.

Многие соотечественницы говорят о двойной жизни. Молодые девушки под просторными балдахинами прячут с принтами и обтягивающие брюки, которыми не забывают покрасоваться перед подругами. Молодежь, сняв домик на окраине, устраивает вечеринки с танцами и выпивкой, модной одеждой, а самое главное - вдали от строго надзора старших. С виду жизнь в Иране - строгая и пуританская, а изнутри - свободная и раскованная, даже сухой закон не будет помехой для молодежи.

Многие иранцы только за смену режима, но вслух об этом говорить опасаются. Правда, есть и те, кого все полностью устраивает. Дело в том, что общество сейчас живет, в общем-то, вполне комфортно и нарушает многие запреты (касательно отношений до брака и алкоголя, например). Иранцы не показывают высокую лояльность к действующей в настоящее время системе, но хотят движения в сторону капиталистических ценностей и снижения влияния религии на жизнь общества.

Жизнь женщины в других мусульманских странах

Действительно, в некоторых других мусульманских странах, например в Саудовской Аравии, женщинам живется куда хуже. Там у представительницы прекрасного пола обязательно должен быть опекун-мужчина, без разрешения которого она не сможет выйти замуж, устроиться на работу, получить образование, медицинскую помощь или куда-то уехать. Женщине нельзя оставлять открытыми части тела в общественных местах, покидать специальные зоны (та же половая сегрегация), а работать разрешается только воспитателем, учителем, продавцом или медсестрой. Женщины не могут водить автомобиль, пользоваться общественным транспортом, а из тюрьмы (туда направляет религиозная полиция) выпускают только после разрешения мужчины-опекуна. Последние же нередко настаивают на продлении наказания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.