«Фрукты». Конспект занятия по развитию речи в средней группе. НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему: «Эти полезные фрукты»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа №67 комбинированного вида

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: «Овощи и фрукты»

Подготовила

Воспитатель средней группы

Бурцева А.С.

Киселевск

2016

Программное содержание:

Цель: закрепление знаний детей по теме «Овощи и фрукты»

Задачи:

1.Активизировать знания детей о местах произрастания овощей и фруктов, их полезных свойствах;

2.Развивать память, мышление, внимание, устную речь;

3.Уточнить представление о пользе овощей и фруктов для здоровья человека;

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением овощей и фруктов, муляжи, корзина; раздаточный материал: конверты с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (разрезные); альбомные листы с изображением овощей и фруктов; цветные карандаши.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам приходил гость, а кто, мы сейчас попробуем отгадать его с помощью загадки (загадка) :

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму все сосет.

Может громко зареветь
А зовут его... (медведь..)

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Это Мишутка из сказки «Маша и медведь» . И оставил для вас корзину.

Воспитатель вносит корзину и предлагает детям угадать, что лежит в ней (загадки) :

1. Само с кулачек,

Круглый бочек.

Тронешь пальцем гладко,

А откусишь - сладко, (яблоко)

1. Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду пока матрешка

Упадет сама в траву, (груша)

2. В шкуре желтой,

Кислый он.

Называется. (лимон)

3. Сидит в темнице

Красная девица,

А коса на улице, (морковь)

5. Яркий, сладкий, налитой.

Весь в обложке золотой.

Ни с конфетной фабрики,

А из далекой Африки, (апельсин)

6. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели, (лук)

7. В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят, (помидор)

8. Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки, (яблоко)

9. Без окон, без дверей, полна горница людей, (огурец)

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и выставляет картинки с овощами и фруктами , которые называли.

Что изображено на картинках? Назовите одним словом. ( Овощи , фрукты ) Ответы детей

Где растут овощи ? (На грядке в огороде)

Где растут фрукты ? (На дереве в саду)

Как можно использовать овощи ? (Варить суп, борщ, щи, жарить)

А что можно приготовить из фруктов ? (Компот, варенье)

Физкультминутка «Компот» .

Будем мы варить компот (левую ладошку держат ковшиком, а

указательным пальцем правой руки «мешают» )

Фруктов нужно много вот : (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот (варят и мешают)

Угостим честной народ.(Н. Нищеева)

Работа с раздаточным материалом:

У каждого ребенка конверт, в котором лежат 2 картинки с изображением фрукта и овощами (помидор и яблоко, морковь и груша, лук и лимон, апельсин и помидор, слива и огурец, разрезанные по вертикали.

Задание :

Составь картинки и назови их.

Составление сравнительного рассказа по плану :

Что это и это? (это яблоко, это помидор)

Где они растут? (яблоко растет на дереве в саду, а помидор на грядке в огороде)

Какого они цвета? (яблоко - зеленое, а помидор - красный)

В конце занятия детям предлагается закрасить овощи и фрукты в нужный цвет.

Ребята! какие красивые овощи и фрукты у вас получились! так и хочется их скушать!

А кто из вас мне скажет чем полезны овощи и фрукты? (Ответы детей)

Правильно! в них много витаминов, а для чего нам нужны эти витамины! (ответы детей)

Правильно – чтобы расти здоровыми и сильными!

Итог занятия.

Какие овощи и фрукты вы знаете?

Вам понравилось наше занятие? А что именно?

Используемая литература:

Кановская, М. Загадки для развития речи (Текст) : М. Кановская. –М.: 2008. – 95 с.

Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа (Текст): учеб, пособие / В.В. Гербова.-М.:2014.-80с.

для ре

(Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Использование новых программ и педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста»)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Задачи:

1) - Закрепить обобщающее понятие «фрукты», названия различных фруктов. Познакомить с этапами выращивания овощей, местом их выращивания. Развивать вербально- логическое мышление. («Познание»)

Упражнять в счете до двух; познакомить с порядковыми числительными «первый», «второй». Развивать представление детей о геометрических фигурах (овал, прямоугольник, треугольник, круг). («Познание»)

2) - Формировать умение рисовать красками, промывать кисть перед использованием краски другого цвета. («Художественное творчество»)

Учить приемам вдавливания середины шара и сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета. («Художественное творчество»)

Развивать чувство композиции. Отработать навыки работы с ножницами. («Художественное творчество»)

3) Активизировать речь детей: развивать умение составлять рассказ, упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Развивать словарь, обогащая его названиями фруктов и овощей. Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы. Формировать грамматический строй речи. («Коммуникация»)

4) Формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Развивать слух и голос. Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её.

(«Музыка»)

5) Развивать и совершенствовать двигательные умения детей. Закреплять бросать мяч и ловить его кистями рук, не прижимая к груди. («Физическая культура»)

6) Рассказать детям о пользе фруктов для человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. («Здоровье»)

7) Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров; умение договариваться. («Социализация»)

8) Развивать умение внимательного слушания художественного текста. Способствовать пониманию детьми смысла сказки, стихотворений, выявить заключенную в ней мораль. («Чтение художественной литературы»)

Методы и приемы:

Практические: п/и, д/у, игровые ситуации, игровые упражнения с мячом, физминутка, творческие задания (лепка), (рисование), (аппликация).

Наглядные: наблюдение, прослушивание аудиозаписи, показ предметных картинок, образец воспитателя.

Словесные: д/и, отгадывание загадок, чтение стихотворений, рассказ воспитателя, беседа, художественное слово, объяснение воспитателя.

Материалы и оборудование: Картинки с изображением фруктов; миски; тарелки; изображения круга, квадрата, треугольника, овала; муляжи фруктов; две картинки с фруктами для нахождения различий; цветная бумага, клей; соленое тесто; краски, кисточки; иллюстрации к сказке Г.Юдина; фонограммы музыкальной композиции «Виноград мой, виноград»; удмуртской песни, русский текст С.Болотина, Т.Сикорской «Колхозный сад».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка «Фрукты»; малоподвижная игра « Повар», «Сбор яблок»; игровое упражнение «Кто больше?; «Сбор яблок»; комплекс гимнастических упражнений «Яблоко».
Игровая Сюжетно-ролевая игра «Фруктовый ларек».
Продуктивная Творческое задание «Осенние подарки» (рисование); «Фрукты на тарелке» (лепка); «Вкусный компот» (аппликация).
Познавательно-исследовательская Дидактические игры «Что лишнее?», «Куда что положить?», «Забывчивый покупатель».
Коммуникативная Словесные игры «Один- много», «Большой- маленький», словесная игра с мячом «Какая? (-ое?, -ой?) Какие?»;составление рассказов, отгадывание загадок, вопросы.
Музыкально-художественная Слушание музыкальной композиции «Виноград мой, виноград» (молдавская песня, русский текст Д. Ельченко); удмуртской песни «Колхозный сад», русский текст С.Болотина, Т.Сикорской, ритмика и танцы.
Чтение художественной литературы (восприятие) Чтение стихотворения «В саду», сказки Г.Юдина «Как варить компот?»

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Показывает муляжи фруктов (яблоко, апельсин, мандарин, груша, абрикос, слива, банан, лимон, киви). Предлагает назвать фрукты, ответить на вопросы:

Какие фрукты имеют форму круга?

Какие фрукты похожи на треугольник?

Какие фрукты имеют форму овала?

Рассматривают, называют фрукты.

Отвечают на вопросы.

Актуализирована заинтересованность детей. Созданы условия для закрепления знаний о геометрических фигурах.

Проводит дидактическую игру:

«Куда что положить?» - указывая на изображение фруктов и овощей, предлагает разделить овощи и фрукты.

Дает детям набор из четырех карточек с изображением фруктов и просит разместить их «слева», «справа от...», «между», «над», «под».

Рассматривают картинку и делят: овощи в миску, фрукты в тарелку.

Раскладывают карточки, используя слова.

Сформировано обобщающее понятие «фрукты».

Закреплено умение логически мыслить.

Проводит словесную игру «Большой – маленький».

Просит посмотреть на картинку и назвать маленькие и большие фрукты.

Отвечают на вопросы.

Закреплен навык ведения диалога.

Проводит дидактическую игру «Что лишнее?» Показывает картинки, просит найти лишний предмет.

Называют лишний предмет в каждом ряду и объясняют, почему он лишний.

Проводит игру с мячом «Веселый повар».

Бросает мяч ребенку и предлагает назвать одним словом:

Сок из яблок? (из апельсинов, из винограда, из абрикосов, из мандаринов, из груш, из слив, из ананасов).

Отвечают на вопросы.

Закреплено умение образовывать прилагательные. Закреплено умение логически мыслить. Закреплен навык ведения диалога.

Загадывает загадку о банане:

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет ……..

Отвечают.

Закреплено умение логически мыслить. Пополнен опыт умений отгадывать загадки.

Предлагает вместе описать банан.

Выслушивает и уточняет ответы детей.

Называют его форму, цвет, вкус, где растет.

Музыкальная композиция «Виноград мой, виноград» (молдавская песня, русский текст Д. Ельченко).

Слушают песню.

По показу воспитателя танцуют под музыкальную композицию.

Рисование «Осенние подарки». Предлагает нарисовать фрукты. Дает указания.

Рисуют сначала простым карандашом, потом раскрашивают красками.

Закреплены навыки работы с красками. Созданы условия для развития творческих способностей. Продукт детской деятельности.

Показывает и просит назвать геометрические фигуры (овал, прямоугольник, треугольник, круг).

Рассматривают, называют фигуры.

Актуализирована заинтересованность детей. Закреплены знания детей о геометрических фигурах. Закреплено понятие «фрукты».

Показывает муляжи фруктов (абрикос, яблоко, слива, груша) и предлагает назвать форму этих фруктов.

Рассматривают муляжи и называют форму фруктов.

Практическое упражнение «Счет до 2».

Раздает детям карточки с изображением фруктов.

Показывает карточку с цифрой 1.

Показывает карточку с цифрой 2.

На фланелеграфе показывает фрукты: одну грушу и две. Спрашивает, как сделать так, чтобы фруктов было поровну.

Показывает на картинки с фруктами и предлагает их посчитать.

Называют цифру и показывают карточку, на которой один фрукт.

Называют цифру и показывают карточку, на которой два фрукта.

Предлагают варианты ответов. Считают.

Созданы условия для ФЭМП.

Созданы условия для ознакомления с порядковыми числительными «первый», «второй». Закреплен навык счета.

Предлагает выполнить комплекс упражнений «Яблоко»:

Вот так яблоко! Оно –

Соку сладкого полно.

Руку протяните, Яблоко сорвите.

Ветер ветку стал качать,

Трудно яблоко достать

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко! Оно-

Соку сладкого полно.

Выполняют движения по тексту:

Встают. Руки в стороны, руки на пояс. Протягивают руки вперед. Поднимают руки вверх, качают руками. Подтягиваются. Подпрыгивают. Хлопают в ладоши над головой. Встают. Руки в стороны, руки на пояс.

Созданы условия для развития и совершенствования двигательных умений и навыков. Закреплено умение выполнять движения согласно тексту.

Проводит игровое упражнение «Кто больше? Делит детей на две группы.

Становятся напротив друг друга. По очереди бросают мяч друг другу и называют фрукт. Не назвавший выходит из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.

Закреплено умение бросать мяч и ловить его кистями рук, не прижимая к груди.

Проводит игру малой подвижности «Сбор яблок».

Имитируют наклонами и приседаниями сбор яблок (выдох). Вернуться в и.п. (вдох)

Показывает изображения фруктов (яблоко, апельсины, вишня, слива, виноград), загадывает загадки:

Наливное, сладкое,

С яблони упало,

Бок себе помяло.

Принесли из магазина

Фруктов целую корзину.

В ней для Саши и для Зины

Золотые………..

Сижу на дереве, кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед.

Синий мундир, белая подкладка, в

середине сладко.

Целый табун лошадей на одной привязи.

Рассматривают, называют фрукты, предлагают варианты ответов.

Актуализирована заинтересованность детей. Закреплено умение логически мыслить. Пополнен опыт умений отгадывать загадки.

Дает задание описать фрукты по цвету и форме.

Называют форму и цвет фрукта.

Пополнен опыт составления описательного рассказа.

Проводит словесную игру с мячом «Какая (-ое?, -ой?) Какие?»

Бросает мяч ребенку и называет цвет и предмет в ед.ч.

Повторяют словосочетание во мн.ч.

Активизирован и расширен словарь по теме «фрукты».

Проводит дидактическую игру «Назови ласково». Бросает мяч ребенку и называет фрукт.

Называют фрукт с уменьшительным суффиксом.

Закреплено умение практически образовывать существительные суффиксальным способом в ед.ч.

Проводит игровое упражнение «Найди различия».

Предлагает сравнить изображения. Показывает две картинки с фруктами для нахождения различий.

Сравнивают две картинки, находят и называют отличия.

Созданы условия для развития способности сравнивать предметы.

Проводит дидактическую игру «Забывчивый покупатель»

В-ль «продавец» просит описать предмет, который хочет купить «покупатель».

«Покупатель» называет цвет, форму, вкус, какой фрукт на ощупь, какой он внутри.

Пополнен опыт составления описательного рассказа.

В-ль включает элементы музыкального воспитания. Удмуртская песня, русский текст С.Болотина, Т.Сикорской «Колхозный сад»

Предлагает послушать еще раз.

Слушают песню. Определяют темп музыки, громкость мелодии, характер.

При повторном прослушивании подпевают.

Созданы условия для развития образного восприятия, эстетических чувств, проявления положительных эмоций при прослушивании

музыкального произведения.

Проводит физминутку «Фрукты»:

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

Маршируют на месте.

Показывают, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают сахар. Поворачиваются вокруг себя и хлопают в ладоши.

Созданы условия для снятия статического напряжения.

Импровизированный танец под песню «Колхозный сад».

Придумывают движения под предлагаемую мелодию.

Созданы условия проявления положительных эмоций при прослушивании

музыкального произведения. Закреплен навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

Лепка «Фрукты на тарелке».

Показывает муляжи фруктов, просит их назвать. Предлагает лепку фруктов из цветного соленого теста.

Дает указания.

Рассматривают муляжи, называют их. Лепят фрукты: яблоки, бананы, апельсины, груши.

Актуализирована заинтересованность детей. Закреплено понятие «фрукты».

Созданы условия для развития творческих способностей. Отработан навык работы с пластилином. Сформировано умение вдавливать середину шара и сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета. Продукт детской деятельности.

Проводит малоподвижную игру «Повар». Выбирает ведущего.

Становятся в круг и договариваются, каким фруктом или овощем будет каждый из них. Ведущий объявляет, что он будет готовить, поочередно называет те фрукты или овощи, которые ему нужны. Дети слушают названия и подходят к «повару».

Закреплено умение логически мыслить. Закреплено понятие «фрукты». Сформировано умение

Проводит комплекс упражнений «Апельсин».

Ты откуда, желтый, круглый?

Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовешь?

Ставят руки на пояс, делают наклоны туловища вправо-влево. Разводят руки в стороны. Прыгают на месте, хлопают в ладоши.

Созданы условия для развития и совершенствования двигательных умений и навыков.

Читает детям стихотворение «В саду» и предлагает хлопать в ладоши, если они услышат названия фруктов:

Фрукты растут на деревьях в саду

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток – груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

Предлагает вспомнить, какие еще фрукты знают дети, что готовят из фруктов.

Слушают стихотворение и хлопают в ладоши.

Отвечают на вопросы.

Актуализирована заинтересованность детей.

Закреплен навык ведения диалога.

Читает сказку Г.Юдина «Как варить компот?».

Задает вопросы по тексту:

Какие звери жили на одном дворе?

Что предложил кот?

Что принесли звери для компота?

Почему звери принесли эти предметы?

Почему компот оказался невкусным?

Из чего нужно варить компот?

Вы видели, как мама готовит компот? Что она делает вначале? Из каких фруктов варит мама компоты?

Рассуждают.

Аппликация «Вкусный компот».

Показывает муляжи фруктов (яблоко, грушу, сливы). Просит назвать фрукты. Предлагает выполнить аппликацию. Дает указания.

Рассматривают и называют фрукты. Вырезают из бумаги яблоко, сливу, грушу и наклеивают на лист в форме банки.

Созданы условия для развития творческих способностей. Сформирован навык работы с ножницами. Продукт детской деятельности.

II половина дня

Проводит сюжетно-ролевую игру «Фруктовый ларек».

Играют. Используют для игры вылепленные фрукты.

Сформировано умение

координировать свои действия с действиями партнеров; умение договариваться.

Итоговое мероприятие праздник «Осень». Выставка детского творчества.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Коммуникация». Тема: «Осень. Овощи и фрукты». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье».
Программное содержание: закрепить знания детей о признаках осени, закрепить знания детей об овощах, фруктах, учить узнавать фрукты на ощупь; развивать речь, внимание, память.
Оборудование: муляжи фруктов, карточки, иллюстрации овощей, коробочка, мольберт, иллюстрация «Осень».
Содержание НОД.
Дети стоят на ковре. Воспитатель предлагает послушать стихотворение.
Ветерок поднимает дорожки
И кружит золотую листву
Что случилась в природе ребята?
Подскажите мне я не пойму.
— Верно, это наступила осень. И сегодня мы будем с вами говорить об осени.
Беседа о времени года.
-Ребята, скажите по каким признакам можно определить, что наступила Осень? Что происходит в природе Осенью?
Ответы детей:
-На улице идут дожди.
-Стало холодно.
-Дует холодный ветер.
-Листочки желтеют и опадают.
-Осенью листочки бывают разноцветные.
-Солнышко светит, но не греет.
-Птицы улетают в тёплые края.
-Звери готовятся к зиме.
-Люди заготавливают овощи и фрукты на зиму.
Воспитатель:
-Молодцы ребята вы перечислили много признаков Осени.
– Скажите, дети, какие осенние месяцы вы знаете? Давайте вспомним и назовём каждый месяц. (Ответы детей, повторяют все вместе: сентябрь, октябрь, ноябрь).
Физкультминутка.
Мы листочки осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
После физкультминутки дети садятся на стульчики полукругом на ковре.
– А теперь внимательно посмотрите на мольберт. Я хочу картинками вам рассказать об осени: «Наступила осень. Солнце меньше греет. Небо закрыто тучами. Идут дожди. Люди ходят под зонтами. Деревья стоят голые. Листья пожелтели и опали. Перелетные птицы улетели на юг. В саду и огородах созрел урожай». (Свой рассказ воспитатель сопровождает иллюстрациями)
– А теперь вы расскажите об осени. (Дети у мольберта рассказывают об осени).
Пальчиковая гимнастика.
Осень в гости к нам пришла
И подарки принесла
Яблоки душистые, (поочередно загибают пальцы)
Репку золотистую,
Кабачки пузатые
И морковку сладкую.
– Ребята, посмотрите, какая красивая коробочка у меня есть. А как вы думаете, что в ней лежит? (Высказывания детей).
Воспитатель приглашает несколько детей к столу. Дети по очереди ощупывают то, что лежит в коробке (яблоко, груша, лимон, мандарин, банан), если смогут, называют, но не достают.
Воспитатель опускает руку в коробку и говорит, что достает круглое, румяное, сладкое, гладкое.
— Что это? (Яблоко)
– Длинное, желтое, мягкое, сладкое, перед тем, как есть, надо очистить. — Что это? (Банан)
– Круглое, оранжевое, немного кисловатое, перед употреблением чистится, делится на дольки.
– Что это? (Мандарин)
– Круглое, желтое, очень кислое, перед употреблением чистится. Что это? (Лимон)
– Желтое, сладкое, гладкое, похоже на лампочку. — Что это? (Груша)
– Как одним словом назвать то? (Фрукты).
– Где растут фрукты? (На деревьях в саду).
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
– Сидит в темнице
Красная девица,
А коса на улице. (Морковь)
– Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
– В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
– Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и выставляет картинки с овощами, которые называли дети.
– Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Овощи). А какие овощи вы еще знаете?
– Где растут овощи? (На грядке в огороде)
– Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать салат, сок)
– Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде, чем их использовать? (Помыть)
Дидактическая игра «Не ошибись». (Две корзинки. В одну корзинку собрать фрукты, в другую — овощи).
Итог занятия:
– Ребята, вам понравилось занятие?
Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии. Благодарит детей за хорошую работу на занятии.

Интегрированное занятие в средней группе по теме:
"Овощи и фрукты"
Цель:
Закреплять умение различать овощи и фрукты; составлять рассказ по опорным картинкам. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, мышление, внимание. Закреплять умение лепить знакомые предметы круглой и овальной формы, применяя усвоенные ранее приемы (оттягивание, сглаживание, прищипывание).

Задачи:
Образовательные: Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, внимание к окружающим предметам.
Развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку, развивать умение отгадывать загадки.
Воспитательные: Формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии, желание помогать
ближнему.
Методы: Практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок.
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Овощи» и «Фрукты», составление рассказов по картинкам, дидактические игры,
чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультминутки
Демонстрационный материал:
Картинки с овощами и фруктами (помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин). Кукла бабушки, две корзинки: (Одна с яблоками, другая с кусочками фруктов и овощей).
Раздаточный материал:
Конверты с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (помидор и яблоко, морковь и груша, апельсин и помидор, слива и огурец), разрезанными на 2 части по вертикали, пластилин, доска, стека, салфетки.

Ход занятия:
Воспитатель говорит детям: «Встали на дорожке, подровняли ножки, приготовили ладошки». Подходит к ребёнку, стоящему в шеренге первым, хлопает двумя ладонями по его выставленным вперёд ладошкам и говорит: «Мы». Подходит к следующему ребёнку, хлопает по его ладошкам и говорит: «Знаем». Таким образом, воспитатель проходит вдоль всего ряда детей и говорит фразу: «Мы знаем много названий овощей и фруктов». Важно, чтобы в сказанной фразе было столько слов, сколько детей в группе. Воспитатель возвращается к первому ребёнку и спрашивает, какие фрукты или овощи он знает. Предупредить детей, что, называя фрукт или овощ, они должны хлопнуть по ладоням воспитателя.
После того как все дети по очереди назовут овощи и фрукты, они садятся за столы.
- Ребята, вы уже догадались, о чём мы будем сегодня говорить? (об овощах и фруктах).
Где растут овощи? (На грядке в огороде)
Где растут фрукты? (На дереве в саду)
Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать салат, сок)
Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде, чем их использовать? (Помыть)
А что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье)

1.Дидактическая игра «Собираем урожай».
Дети сидят за столами. Воспитатель произносит текст, дети должны в каждой фразе отгадать последнее слово. Если дети правильно отгадывают загадку, воспитатель вывешивает на доску картинку с отгадкой.
Поздним летом в огород собирается народ. Зрел всё лето урожай! Что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, летом выросла (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж (виноград).
- Очень сочны и красивы, выросли на ветках (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
- Какие овощи собирали в огороде? - Какие фрукты собрали в саду?

2.Физкультминутка «Компот».
- Будем мы варить компот (левую ладошку держат ковшиком, ауказательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много. Вот: (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (варят и мешают)
Угостим честной народ.

Раздается стук в дверь: (воспитатель выходит за дверь одевает на руку куклу Бабушки).
Ребята посмотрите, кто к нам пришел в гости, это же бабушка Маша.
Давайте поздороваемся с бабушкой Машей.
Дети: Здравствуйте!
Б.Маша:- Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я пришла к вам с огорода, принесла подарков много. Вы в корзинку загляните и тихонько посмотрите. Что же там лежит внутри, но не просто загляните, а на вкус определите.

3. Дидактическая игра «Отгадай по вкусу».
Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки овощей и фруктов. Надо отгадать, что попробовали.
Б.Маша: - Какие вы молодцы ребята, угадали все мои овощи и фрукты, не зря значит, вам я их принесла.
Ребята, а скажите мне, пожалуйста, а вы капусту солить умеете?
Ответы детей.
А давай мы сейчас вместе с вами посолим капусту, ее у меня ох, как и много уродилось.
4.Пальчиковая гимнастика. «Мы капусту солим».
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.
Попробовали капусту.
Дети делают вид, что пробуют капусту.
Воспитатель: молодцы ребята, все-то вы знаете, все-то вы умеете.
А теперь давайте посмотрим, что у нас лежит в наших конвертиках.

Работа с раздаточным материалом:
У каждого ребенка конверт, в котором лежат 2 картинки с изображением фрукта и овоща (помидор и яблоко, морковь и груша, лук и лимон, апельсин и помидор, слива и огурец), разрезанные по вертикали.
Задание:
Составь картинки и назови их.
Составление сравнительного рассказа по плану:
- Что это и это? (это яблоко, это помидор)
- Где они растут? (яблоко растет на дереве в саду, а помидор на грядке вогороде)
- Какого они цвета? (яблоко - зеленое, а помидор - красный)
- Какой они формы?
Воспитатель: Молодцы ребята. Справились и с этим заданием.Ребята, а давайте теперь, для нашей бабушки Маши попробуем слепить овощи и фрукты из пластилина.
Воспитатель говорит, что дети справа лепят овощи, а дети слева фрукты.
Дети преступают к работе.
Воспитатель хвалит детей.
Б.Маша: – Ну ребята молодцы, очень удивили, и подарков мне с собой много подарили. У меня еще одна есть с собой корзинка, в ней лежат для вас плоды, яблоньки подружки, очень вкусные они, догадайтесь дружно. Что это такое?
Дети:- Яблоки
Дети угощаются яблоками. Подводится итог занятия.

Литература:
Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий»; Мозаика-Синтез 2010 г.
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий»; Мозаика-Синтез, 2010 г.
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации»; Карапуз-Дидактика 2006 г.
Сидорова У. М. «Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ»; Сфера 2008
Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста». М., 2003г.
Заголовок 115

Цель: Расширение представлений детей о пользе фруктов для человека.

Задачи:

  1. Учить составлять рассказ – описание (фрукта) , рассказывая о его внешнем виде, выделяя его качества и свойства, опираясь на схему.
  2. Закреплять и уточнять знания детей о пользе фруктов, о их влиянии на организм человека, о пользе витамина С.
  3. Формировать лексико-грамматические категории: образование прилагательных от существительных.
  4. Учить выполнять фигуры в технике оригами, загибать уголки к центру прямоугольника.

Интеграция образовательных областей:

Познание; Коммуникация; Музыка; Физическая культура, Социализация, Художественное творчество.

Ведущая образовательная область: Коммуникация.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Материалы: Кукла Красная шапочка, муляжи фруктов, схема, картинка с фруктовым садом, нарезные на блюде кусочки фруктов, лимоны свежие, салфетки, блюдца, соковыжималка для цитрусовых, жёлтые прямоугольники, скрепки, дерево, зубочистки.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I.Организационный момент:

(Звучит песенка Красной Шапочки из кинофильма «Красная шапочка и серый волк» ) .

Ребята, слышите? Какая замечательная песенка. А кто же её напевает? (ответы детей)

II. Основная часть:

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Красная Шапочка. У меня есть любимая бабушка, она старенькая и часто болеет. Вот и сейчас она простудилась. Все время лежит в кровати грустит, чихает и кашляет. Я хотела ей принести фрукты, чтобы она быстрее выздоровела, ведь в них очень много полезных витаминов. Я обошла весь наш лес и ничего не нашла- все деревья осмотрела, только замерзла и поэтому прибежала к вам за помощью. Где же мне найти овощи и фрукты зимой?

Воспитатель. Думаю, Красная Шапочка, что мы с ребятами сможем тебе помочь собрать полезный и вкусный гостинец для бабушки. Правда, ребята?

Ребята, давайте, подскажем Красной шапочке, где ваши родители зимой берут фрукты

Дети: В овощном магазине, на рынке

Воспитатель. А как добраться до магазина?

Дети. Ответы (доехать на машине, на автобусе, на трамвае)

Воспитатель. А мы с вами пойдём пешком, ведь магазин находится совсем близко. А ты Красная шапочка подожди нас здесь, мы скоро вернёмся. Ну, что идём? Посмотрите впереди дорога и зебра, давайте вспомним, как мы будем переходить дорогу? (На зеленый цвет светофора, а ещё нужно не забыть посмотреть сначала направо, потом налево) .

Воспитатель. Ну вот, мы и дошли до магазина. В этом магазине продаются и фрукты и овощи. А как называется магазин, где продают овощи и фрукты? (овощной) Кто работает в магазине?

Ответы детей: Продавец.

Воспитатель: Правильно, продавец.

Только, где же продавец?

Посмотрите здесь какая-то записка и карточка со знаками.

Воспитатель читает записку.

«Вы сможете купить фрукты, если составите рассказы о них. А поможет вам в этом план – схема» .

Воспитатель знакомит детей с каждым условным обозначением.

План рассказа:

  1. Что это за предмет?
  2. Какого цвета фрукт?
  3. Какой формы фрукт?
  4. Какой фрукт на вкус?
  5. Что можно приготовить из этого фрукта?

Воспитатель. Послушайте мой рассказ. Я хочу взять для бабушки грушу, это фрукт. Она жёлтая с красным бочком, треугольная, на вкус она сладкая, сочная. Из него варят варенье, компот.

Рассказы детей.

Воспитатель. Молодцы, полную корзину фруктов набрали для больной бабушки.

Воспитатель. А теперь возвращаемся назад в детский садик.

Ну, вот Красная шапочка привезли мы тебе полную корзину фруктов.

Красная шапочка. Спасибо ребята, а вы знаете, на чём растут фрукты?

(на деревьях) .

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад) .

Воспитатель. А я слышала, что в одном фруктовом саду выросло большое яблоко. Вот такое (воспитатель показывает) . Я буду вам рассказывать, а вы повторяйте за мной.

Физкультминутка. «Вот так яблоко»

Вот так яблоко! (встали)
Оно – (руки на пояс)
Соку сладкого полно. (руки на пояс)
Руки протяните (протянули руки вверх)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (встали)
Оно – (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что подарил вам фруктовый сад? Воспитатель показывает блюдо с нарезанными фруктами. Это кусочки полезных фруктов. А почему их называют полезными? Они содержат много полезных витаминов.

А вы знаете, для чего нужны витамины? (ответы детей: что бы быть здоровыми, сильными) .

А давайте их попробуем на вкус. Я вам хочу рассказать, что есть такая профессия, где люди пробуют на вкус разные продукты и напитки и называется она «дегустатор» .

Давайте все вместе её повторим.

Вот и мы с вами будем дегустаторами и поиграем в игру «вкусы» .

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов определить названия этих фруктов.

Воспитатель. Расскажи Саша, что ты съел и какого оно вкуса? …

(последним оказывается кусочек лимона)

Воспитатель. Лимон – очень полезный фрукт.

В нём очень много витамина С?

Именно витамин С делает его на вкус кислым. А этот витамин очень нужно нам получать в это время года. А какое сейчас время года? (зима)

Именно сейчас чтобы не заболеть надо есть лимон, особенно полезен чай с лимоном.

Витамин больше всего содержится в соках. Кто запомнил, какой витамин содержится в лимоне? (витамин С) .

Молодцы. А есть ли сок в лимонах? Давайте проверим.

Перед каждым ребёнком лежит блюдце разрезанным лимоном и салфетка

Воспитатель. Положите перед собой салфетку и положите лимон срезом на неё, поднимите лимон с салфетки. Что вы заметили на салфетке? Что с ней случилось?

Дети. Салфетка стала мокрой.

Воспитатель. А как вы думаете, почему салфетка стала мокрой?

Дети. У фрукта есть сок.

Воспитатель. Ребята, а как будет называться такой сок?

Дети. Лимонный сок.

Воспитатель. Как нам получить сок из лимона?

Дети. Выжать (выдавить) .

Воспитатель. Люди придумали специальный прибор для получения сока. Кто знает, как он называется? (соковыжималка) . Давайте повторим это слово вместе.

Показываю, как нужно выдавить сок из лимона.

Воспитатель. А мы с вами сейчас поиграем в игру, где вы будете тоже выжимать сок, а называется она «соковыжималка» .

Дети выходят на середину группы.

Воспитатель. Представим, что каждый из вас соковыжималка. Я каждому раздам фрукт. Пока звучит бубен, вы будете кружиться, как только бубен стихнет, вы останавливаетесь и говорите, какой сок у вас получился.

Саша, какой сок у тебя получился? (У меня яблочный сок)

Воспитатель. Какие вы молодцы, сколько разного сока у нас получилось.

Давайте лимонный сок отдадим Красной Шапочке для бабушки. Ведь в нём содержится много, какого витамина? (витамина С) . А бабушке он сейчас необходим, что бы поскорее выздороветь.

Красная шапочка. Спасибо Вам ребята, как бы и мне хотелось, чтобы и у моей бабушки был фруктовый сад. Мы бы тоже собирали фрукты, выжимали бы и пили сок.

Воспитатель. Не расстраивайся Красная Шапочка мы с ребятами тебе и в этом поможем.

Воспитатель. Достаёт дерево

Ребята, посмотрите, какое у меня есть дерево, давайте вырастим на нем лимоны.

На столах у вас лежат жёлтые фигуры. Как называется эта фигура?

Эти прямоугольники мы будем превращать в лимоны.

Посмотрите внимательно на лимон, какой он формы? (овальной) . Подумайте, как сделать из прямоугольника овал? (Правильно, нужно загнуть уголки) . Вот так (показ воспитателя)

Самостоятельная деятельность детей. Все работы с помощью скрепки вешаются на дерево.

Какое красивое дерево у нас получилось. А как оно будет называться? (лимонное дерево) .

Где растут фруктовые деревья? (В Фруктовом саду)

Почему лимоны полезно есть зимой? (он содержит витамин С)

Зачем нужно есть фрукты? (Чтобы не болеть, быть здоровыми, сильными)

Дарим дерево Красной шапочке

Красная шапочка. Спасибо, ребята, а у меня ведь тоже есть для вас подарки. Пока вы занимались, я съездила в овощной магазин и купила для вас вот эти яблоки. Красная шапочка дарит корзину с яблоками детям и говорит:

Есть полезно фрукты эти!
Мы к столу их подадим,
Фрукты свежими съедим.

Только не забывайте, что прежде чем их съесть, фрукты нужно вымыть. А что мы обязательно делаем перед едой? Перед едой нужно обязательно помыть руки!

До свидания!

Воспитатель. Мне очень понравилось с вами играть, и на прощанье я бы хотела подарить вам подарок. Это интересная книжка про фрукты с заданиями, которые вы сможете выполнить со своими мамами и папами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.