Темы самообразования по трудовому воспитанию в доу. Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности. Конспекты занятий по ручному труду

План работы по самообразованию

Тема: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности».

Воспитатель: Николаева Ольга Владимировна.

2015 – 2016 учебный год.

Актуальность: ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, мы учим детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки.

Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Цель : повышение компетентности воспитателя в вопросах организации коллективных форм труда дошкольников с целью нравственно-психологической и практической подготовки детей к добросовестному труду на общую пользу и формирования начал трудолюбия.

Задачи :

1. Повышение своего профессионального уровня.

2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

3. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

4. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботе, бережливости, готовности принять участие в труде.

5. Формирование навыков организации своей и общей работы.

6. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Этапы работы:

I. Изучение литературы:

1. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1987.

2. Воспитатель и дети. Уч. пособие. Глава» Растим самостоятельных и инициативных» / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. – М. : Ювента, 2001.

3. Рукотворный мир. Сценарии игр – занятий для дошкольников / О. В. Дыбина. – М. ; Сфера, 2001.

4. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М. : Просвещение, 1977. – 179 С.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А. Г. Рузской. -М., 1989.

6. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

II. Приобретение материала для непосредственной образовательной деятельности:

Лото «Кем быть?». Игра для детей 3 – 5 лет;

Иллюстрации о труде взрослых;

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»;

Кукольная одежда;

Семена, ящики с землей.

III. Работа с родителями:

Консультации на темы "Трудовое воспитание ребенка в семье";

Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам;

Родительское собрание «Папа – пример в труде»;

Совместное с родителями сооружение зимних построек.

IV. Оформление опыта работы по теме «Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста».

Сроки работы над проектом: Октябрь 2015 г. – Сентябрь 2016г.

Раздел плана

Форма работы

Практические выводы

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Оформление папки-передвижки. Тема: «Значение нравственно-трудового воспитания».

Знакомство детей дошкольного возраста с видами труда и профессий. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Основной этап.

Январь 2016 г. – Апрель 2016 г.

Выставка работ. Тема: «Все профессии важны».

Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как приучать ребенка к труду правильно?».

Распространение материала на уровне ДОУ.

Заключительный этап.

Диагностика. Мониторинг.

Обобщение.

Сентябрь 2016 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Самообслуживание

    Показывать последовательность одевания и раздевания (упражнять в застегивании пуговиц, молний, шнурков на одежде и пособиях), объяснять, почему надо убирать вещи на место, аккуратно складывать одежду в шкаф и вешать на стул.

    Наблюдение за процессом одевания и раздевания других детей (личный пример воспитателя).

    Дидактические игры: «У нас порядок», «Покажи Мишке, как надо делать», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Зайки», «Чистим зубы крокодилу», «Покажи такой же цветок», «Волшебное зеркало», «Цветочный магазин» (узнавать растение по описанию). Игры поручения: «Собери семена в коробочку», «Помоги отнести сухие листочки».

    Беседы об опрятности, аккуратности, порядке.

    Чтение художественной литературы: «Маша- растеряша» Л. Воронкова, «Огурцы» Н.Носов, Г. Лагздынь, потешки.

Хозяйственно-бытовой труд

    Наблюдение за работой медсестры: (обработка зеленкой, йодом; перевязка бинтом, взвешивание). За работой прачки (глажка, сушка, стирка белья). За работой повара.

    Целевое посещение медицинского кабинета, кухни, прачечной (ситуативные разговоры).

    Дидактические игры: «Кукла заболела», «Кому, что нужно для работы», «Готовим обед», «Постирушки», «Помоги Кукле собрать игрушки», «Покажи кукле Маше, как ухаживать за цветами».

    Элементарное дежурство по столовой (выполнение поручений: расставить салфетницы, стаканы).

    Беседы о работе медсестры, повара; рассматривание иллюстраций.

    Чтение художественной литературы: «Айболит» К.Чуковский, Журавлева Е. «Фунтик», Лебедева Г. «Как Маша поссорилась с подушкой».

Труд в природе

    В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (полив, рыхление, посадка, сбор семян, прополка).

    Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций.

    Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями, зарисовки в «Календаре природы».

    Чтение художественной литературы: сборник «Детям о труде».

    Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток».

Практические выходы:

1. Оформление папки-передвижки. Тема: «Значение нравственно-трудового воспитания»;

2. Выставка работ. Тема: «Все профессии важны»;

3. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как приучать ребенка к труду правильно?».

4. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Формы представления результатов самообразования:

Доклад на педсовете, сообщение на педсовете;

Консультация для педагогов;

Творческий отчет;

Проведение мероприятий, развлечений;

Наглядно-иллюстративный материал;

Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Вывод:

Таким образом, мы рассматриваем нравственно - трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко». Утверждено От 2017г. Заведующая: Никитина С.П. План по самообразованию на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности». На г. Воспитатель 1 категорий Черкашина Г.Н.

2 Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности. Актуальность темы. Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путѐм привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал. Как говорил А.С. Макаренко: «Труд это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребѐнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребѐнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Цель работы по теме самообразования: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду. Задачи: развивать трудовые навыки у детей; воспитывать интерес и положительное отношение к труду; способствовать всестороннему развитию детей в труде. План работы на год Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы Изучение методической литературы - май 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Мозаика-Синтез, Москва Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

3 4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М.: Просвещение, Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1980 Работа с детьми Октябрь Ноябрь Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе. Знакомство с профессией почтальона. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Оформление уголка дежурств. Экскурсия на почту. Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут». Декабрь Изготовление новогодних украшений Серия занятий по ручному труду. Январь Знакомство с профессией Экскурсия в школу. учитель. Февраль Посадка семян цветов. Трудовой десант «Мы- цветоводы». Март Изготовление поделок из лоскутков ткани. Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки Апрель Знакомство с профессией повар. из лоскутков ткани. Экскурсия на кухню. Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут.) Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту».

4 Работа с семьѐй Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье. Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье». Самореализаци я Октябрь Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей. Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье». Ноябрь Консультирование родителей. Консультация для родителей «Какой труд доступен детям?» Январь Апрель Ноябрь Февраль Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке. Привлечение родителей к уборке территории детского сада. Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы). Подготовка консультации для педагогов «Трудовое воспитание дошкольников». Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребѐнка». Отчѐт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Трудовой десант «Зимние фантазии». Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень». Фотовыставка «Мы любим труд!» Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию. Консультация воспитателей Консультация воспитателей Выступление на педсовете.

5 Анкета для родителей по трудовому воспитанию детей. Воспитания трудолюбия в семье. Уважаемые родители в целях совершенствования образовательного процесса нам необходимо знать Ваше мнение. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Следует ли вырабатывать в современных детях потребность трудиться? Почему? 2. Что включает в себя трудовая деятельность Вашего ребѐнка? 3. Какими навыками самообслуживания владеет Ваш ребѐнок? 4. Привлекаете ли Вы ребѐнка к хозяйственно-бытовому труду в семье? Почему? 5. Какие домашние поручения выполняет ребѐнок? 6. Занимается ли Ваш ребѐнок трудом на свежем воздухеуборка территории у дома, принимает ли посильное участие в родительских субботниках, помощь в огороде, и другое? 7. Часто ли Вы занимаетесь совместным ручным трудом(конструирование, шитьѐ, вязание, аппликация? Раз в неделю,раз в месяц,раз в полгода, никогда или очень редко 8. Считаете ли Вы возможным для своего ребѐнка выполнять посильные поручения воспитателя в детском саду? Какие, по Вашему мнению, могут быть поручения? 9. Какие трудовые навыки следует формировать в детях в первую очередь в детском саду? 10. Какие трудовые навыки следует формировать в детях в первую очередь в семье?


Месяцы Название мероприятия Цель проведения мероприятия Индивидуальная работа Ответственные Сентябрь Октябрь -Совместная подготовка к учебному году -Консультация «Единая Электронная Система» «Дополнительные

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» Цели: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: - развитие трудовой деятельности;

Черепанова Тамара Ивановна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 79 г. Йошкар-Олы «Золотой колосок», г. Йошкар-Ола, Марий Эл ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД!»

Приложение 9 к годовому плану работы на 2016-2017 год План работы старшего воспитателя на 2016-2017 учебный год ЦЕЛЬ: - Создание благоприятных условий для комфортного проживания детей и успешности ребѐнка

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МДОАУ д/с «Улыбка»)

ПРОЕКТ НОВОГОДНИЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ Разработчик: Сафонова Я.В., воспитатель В рамках реализации темы: «Новогодний Барнаул» Барнаул «Семья источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети. В семье от всех

Цель. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Задачи на 2015 2016 учебный год 1. Проектный метод как ресурс развития дошкольников в условиях реализации

Взаимодействие с семьями воспитанников в реализации задач экологического воспитания. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Потребительское

Принято На заседании педагогического совета Протокол 1 от 28.08.2013г. Утверждаю: Заведующая МБДОУ 45 Н.В. Алипенко от 28.08.2013г. приказ 108 о/д ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

УТВЕРЖДЕНО: На педагогическом Совете 1 от 27 августа 2015 г. Заведующий МОУ детским садом 283 М.Н.Малюгина ПЛАН мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2015 2016 учебный

Приложение 5 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 16 «Былина» Программа социального партнёрства с семьёй в группе раннего возраста 2016-2017 учебный

Месяц Годовой план работы с семьями воспитанников на 2016-2017 учебный период группа младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Домовенок» воспитатели: И.В. Горбунова Т.Н. Ичеткина Направление и формы

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 23 «СВЕТЛЯЧОК» за 2016 2017 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23«Светлячок» является новостройкой, он начал функционировать

Гаврилова Лариса Михайловна воспитатель Чепурная Валентина Ивановна воспитатель Дошкольное отделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2077» структурного

ПЛАН работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 201-2017 учебный год. п/п Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ознакомление с правилами дорожного движения)

МБДОУ «Детский сад «Ладушки» Проект «Новогодняя игрушка» в подготовительной группе подготовили воспитатели Свиридова Г.В, Решетникова И.В. Рославль, 2015 Проект: краткосрочный (2 недели), групповой, познавательно-творческий.

План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» на 2015-2016гг. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский

«Ранняя профориентация и ознакомление с железнодорожным транспортом детей старшего дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями старшей группы на 2015-2016 гг. Педагог: Иванова И.Ю. Сентябрь: Форма работы. - Родительский уголок: оформление информации о ФГОС. Консультация «Особенности интеллекта

Название мероприятия Цель проведения мероприятия Сроки 1. Родительское собрание Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей. Выборы

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ д/с «Колосок» / / А.Х. Маадыр «28»августа 2015 г План работы на 2015-2016учебный год «Профилактика дорожно-транспортного травматизма». (Ознакомление с правилами дорожного движения)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 6 Г. ТАТАРСКА План по самообразованию воспитателя Зайцева Наталья Васильевна 23 г _I _ (стаж работы) (квалификационная категория)

План работы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 194» по ознакомлению с ППД и формированию навыков безопасного поведения участников образовательного процесса на 2017-2018 учебный год Сентябрь Анкетирование

МДОУ Деткий сад 40 Экологический проект «Стань природе другом». Подготовила: музыкальный руководитель - Бобкова Светлана Владимировна Воспитатели МДОУ Саратов 2017 Описание проекта: Данный проект направлен

Сентябрь кадрами 1. Определение тематики самообразования 2. Консультация «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС» задачи, содержание. 3. Консультация «Задачи воспитателя в адаптационный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад «Сказка» / Е.Н. Шамаева «03» Августа 2015г План методической

План работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МАДОУ 34 «Белочка» на 2016-2017г. Сентябрь Консультация для воспитателей: «Организация работы с детьми по безопасности дорожного

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 8 «Улыбка» Данковского муниципального района Липецкой области Информационно-познавательный проект «Космос» Наименование проекта

Перспективный план с родителями старшей разновозрастной группы на 2014 2015 учебный год. : Созина Т.В. Лесникова С.Ю. Сентябрь Название Оформление родительского уголка: информация о режиме дня, о сетке

Лего-проект «По дороге в детский сад» Выполнили: Ковальчук Н.В. МКДОУ 277, Иванова Ю.В. МДОУ 12, Фещенко Н.С. МКДОУ 233. Цель проекта: - Формирование у детей навыка грамотного поведения на дороге, развитие

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе «Брусничка» на 2017 2018 учебный год СЕНТЯБРЬ Коллективные Родительское собрание:«знакомство с годовыми задачами. Особенности детей 3-4 лет»

Утверждаю: Заведующая МКДОУ детского сада 4 «Светлячок» г. Минеральные Воды Н.В.Михайленко План работы по ПДД на 2016-2017 учебный год «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». (Ознакомление

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 233 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Краткосрочный проект: для детей старшего дошкольного возраста Составитель:

Согласовано па пед. совете протокол 1 28.08.2015г Утверждаю Заведующий МДОУ Л.В. Назарова 2015г План работы на 2015-2016 учебный год по «Профилактика дорожно-транспортного травматизма». (Ознакомление с

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Ромашка" с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г.лянтор План

Утверждаю: и.о. заведующей МКДОУ детский сад 4 «Светлячок» г. Минеральные Воды _ Н.В.Михайленко План работы по ПДД на 2015-2016 учебный год «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». (Ознакомление

Структурное подразделение детский сад общеразвивающего вида «Буратино» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы 2 с углубленным изучением

Паспорт проекта Вид проекта: познавательно-игровой. Продолжительность проекта: недельный. Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Актуальность темы: в младшем

Проект Малая Родина Тема: Творческо исследовательский проект по развитию нравственно патриотического воспитания «Моя малая родина - мой поселок» для детей старшей группы с ОНР. Актуальность проекта: «Любовь

Разработала и подготовила Воспитатель средней группы Коршунова Ирина Ивановна 2013 2014 гг. Цель проекта: Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на предметы. Задачи проекта: 1. Расширять и обогащать

4. Дополнительный раздел. Краткая презентация Программы Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации Программы. Задачи взаимодействия с семьями дошкольников:

МБДОУ «Детский сад 44 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Проект «Развивайся, играя» (Сенсорное развитие детей группы раннего возраста) Выполнила воспитатель первой категории Ермолина Нина Михайловна

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 1 г. Шебекино» Творческо исследовательский проект «Моя малая родина» Воспитатели групп 4-10. 2017 Актуальность проекта: «Любовь к родному краю, родной культуре,

Сентябрь Форма работы Цель Ответственные 1 Оформление родительского уголка, папки передвижки «Возрастные особенности детей седьмого года жизни», «Кризис семи лет».оформление родительского уголка на осеннюю

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» г. Белоярский» План работы с родителями старшей группы 21 на 2014-2015 учебный

Утверждаю Заведующий МБДОУ 81 «Дюймовочка» Л.И. Николаева ПЛАН мероприятий МБДОУ 81 «Дюймовочка» По профилактике детского дорожно транспортного травматизма на 2017-2018 учебный год Цель: Создание условий

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» 62 Возрастные особенности воспитанников МБДОУ «Детский сад» 62 МБДОУ «Детский сад» 62 6 групп общеразвивающей направленности Раннего

Перспективный план работы с родителями детей группы Для работы с родителями определили следующую цель: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 1 города Белогорск» (далее - ДОУ). 1.2. Положение регламентировано:

ПРОЕКТ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРОФЕССИЙ ОТ А ДО Я Нужно повышать престиж профессионального труда престиж работы у станка, престиж работы вообще любого профессионального труда. Это можно сделать, только если будет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайского района детский сад 19 «Алёнушка» Воспитатель Ильичёва И.Л. Роль трудового воспитания в работе воспитателя ДОУ. Трудовое воспитание

Пояснительная записка Бумага сама по себе кладовая фантазии и игры воображения. Изготовление игрушек, поделок из бумаги труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования бумаги

Татьяна Васильевна Ковылина
План по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

«Труд - это могучий воспитатель , а также средство

всестороннего развития человека»

А. С. Макаренко.

Труд - это совсем не то , чем заняты руки ребенка. Труд это то , что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться .

Трудовое воспитание дошкольников в наше время является актуальной темой. В моем понимании, труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания . Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства . Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей , поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу . Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности . В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре ребёнок действует в воображаемом плане , но не имеет конкретного результата. В труде действия реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников , направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду , формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности , осуществлять их всестороннее воспитание . Различают три основных вида детского труда : самообслуживание , хозяйственно – бытовой труд и ручной труд .

Самообслуживание направлено на уход за собой. Воспитательное значение этого вида труда заключено , прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни группы детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны . Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее) .

В процессе труда происходит :

Накопление практического опыта;

Формирование навыков и умений;

Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия , получение результата) ;

Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий);

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущение радости от результата труда , проявление внимания к партнерам по труду

Тема : «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности »

Актуальность темы : Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Как говорил А. С. Макаренко : «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания ». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания , поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу .

Цель : формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи :

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ;

воспитание ценностного отношения к собственному труду , труду других людей и его результатам;

воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества ;

Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества ;

Предполагаемый результат :

Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;

Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;

Развито ответственное отношение порученному делу;

Сформировано уважительное отношение к личному труду , труду взрослых и сверстников;

Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда .

План работы по теме

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Составление плана работы с детьми , подбор и изучение литературы Сентябрь-май 1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду » - Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников . – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В. Г., Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде . – М.: Просвещение, 1980 Анализ и

изучение

Работа с детьми Сентябрь Составление графика дежурств. Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками сельскохозяйственной сферы. Занятие НОД : рисование на тему «Сбор урожая» Выставка

рисунков

Октябрь Дежурство по столовой (расставление салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок) . Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания . Закрепление последовательности одевания и раздевания. Дидактические игры «У нас порядок» , «Оденем Катю на прогулку» . Игра поручение : «Помоги отнести сухие листья» . Выставка

аппликаций

«Сезонная

Поддерживание

в группе.

Ноябрь Дежурство по столовой. Занятия по ручному труду : изготовление поделок на тему «Животные жарких стран» . Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к НОД. Выставка

«Животные

Декабрь Дежурство по столовой. Чтение художественной литературы : К. Чуковский «Айболит» , Г. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой» .Дидактическая игра «Кукла заболела» . Изготовление елочных игрушек. Серия

занятий по

труду

на тему :

«Игрушки

Январь Дежурство по столовой. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых . Знакомство с пословицами и поговорками о труде . Занятие НОД : рисование работников различных профессий. Конкурс

рисунков «Кто любит труд ,

Февраль Ручной труд : изготовление поделок из лоскутков ткани. Дежурство по столовой. Дидактические игры : «Кто где работает?» , «Разведка полезных дел» . Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций. Серия

труду ,

обучающих

изготавливать простейшие

поделки из лоскутков ткани.

Март Наблюдение ухода за растениями в помещении и на улице. Посадка семян на рассаду. Игра поручение : «Собери семена в коробочку» . Дежурство по столовой. Дидактическая игра : «Покажи Маше, как ухаживать за цветами» . Трудовой

огородники».

Апрель Дежурство по столовой. Заучивание стихотворений о профессиях. Дидактические игры : «С какого дерева листок?» , «Что откуда?» , «Деревья и кустарники» , «Цветок-лепесток» . Конкурс

стихотворений «Все профессии

Май Дежурство по столовой. Дидактическая игра : «Выбираем работу» . Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. Составление

сборника

рассказов «Кем я

вырасту».

Работа с семьей Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье . Анкетирование

родителей

на тему :

«Трудовое

воспитание дошкольников в семье ».

Октябрь Консультирование родителей. Консультация

родителей

«Формирование

трудовых

Декабрь Консультирование родителей. Консультация

родителей

«Трудовое

воспитание

дошкольников

Подготовка информации для повышения педагогической компетенции родителей. Папка-

передвижка

родителей

на тему :

«Трудовое

воспитание ребенка в семье ».

Май Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий . Выставка

«Мы любим

трудиться

Самореализация Ноябрь-март

Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы) Составление

картотеки

трудовому

воспитанию .

В теч. года Посещение кластеров, открытых встреч педагогов, семинаров,

тренингов.

Май Отчет по теме самообразования . Презентация.

Развитие трудовых навыков у детей с нарушениями слуха

Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

Формирование элементарной трудовой деятельности (в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности).

Формирование мотивации трудовой деятельности детей, развитие интереса к разным формам труда, помощи старшим.

Воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду.

Формирование культурно-гигиенических умений, связанных с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, ручным трудом.

Практический этап

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

В течении года

Подбор аудио и видеозаписей, песен и мультфильмов.

Сентябрь - Декабрь

Разработка и оформление трудового воспитания по данной тематике.

Сентябрь

Разработка перспективного плана работы по теме «Трудовое воспитание».

Разработка конспектов занятия по трудовому воспитанию на тему «Игрушки любят чистоту».

Октябрь - Ноябрь

Консультация для воспитателей:

1.«Трудовое воспитание ребёнка в семье»;

2.«Труд и формирование личности ребёнка».

Декабрь - Январь

Проект на свою тему: «Труд дошкольников »

Сентябрь – Май

Картотека трудового воспитания направленная на развитие у детей простейших трудовых навыков.

В течение года

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание».

Дидактические игры по трудовому воспитанию.

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для трудового воспитания).

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала.

Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье».

Консультации для родителей:

1.«Трудовое воспитание в семье»;

2.«В семье трудовой»; 3.«Какой труд доступен детям».

В течение года

Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение территории, посадка цветов и деревьев).

Список литературы:

    Головчиц Л.А. Сурдопедагогика: «Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха». Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с. - (Коррекционная педагогика);

    Коррекционно–развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. рекомендации/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стрельникова. - М. : Просвещение, 2009;

    Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991. Маркова Т. А.;

    Учите детей трудиться. - М., 1983.. Буре Р. С, Година Г. Н.;

    Сергеева, Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987.;

    Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у школьников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.

Методическая работа с педагогами по проблеме

"Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений"

Задача:

Создать комплекс условий, обеспечивающих развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений.

Ожидаемые результаты:

- обогащение предметно-развивающей среды;

-овладение педагогами методикой организации и руководства

трудовой деятельностью детей;

- овладение детьми трудовыми навыками и умениями;

- расширение представлений детей о труде взрослых;

- развитие творчества и инициативы при выполнении различных

видов труда.

Направление и формы работы

Ответственный

Сроки проведения

Результат

1.Организационное

    Изучение учебно-методической литературы по вопросам организации и руководства трудовой деятельностью детей дошкольного возраста

    Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление профессиональной деятельности направленной на трудовое воспитание детей

Ст.воспитатель

Заведующая

Постоянно

Постоянно

Методическая

литература

Инструкции,

приказы

2.Диагностическое

    Анализ уровня усвоения программы по трудовому воспитанию

    Выявление навыков по самообслуж-ю

    Владение навыками дежурства

    Ознакомление с трудом на занятиях и в повседневной жизни

    Оценка условий всех видов труда

    Анализ взглядов родителей на трудовое воспитание и формирование навыков и умений у детей

Ст.воспитатель

Педагоги

Педагоги

Ст воспитатель

Ст.воспитатель

Педагоги

2 раза в год

Декабрь

Декабрь

Февраль

Сентябрь

Октябрь

Аналитическая

спрвка

Диагнос-я карта

Диагнос -я карта

Конспекты занятий

Диагност-кая карта

Аналитическая

справка

3.Повышение квалификации

(оказание помощи):

    Консультация "Любим мы трудится, не хотим ленится"

    Консультация "Воспитание навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни"

    Открытые просмотры:

- коллективный труд,

- труд в природе;

    Взаимопроверка по самообслуживанию

    Семинар "Любовь к труду воспитывать с детства"

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Хворова Е.В.

Бенда Т.Н.

Педагоги

Ст.воспитатель

Октябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Материалы консультаций

Конспекты

Аналит-я справка

Материалы семинара

4.Организация тематического контроля

    Анализ планирования по трудовому воспитанию

    Анализ педагогического процесса: "Организация и руководство хозяйственно-бытовым трудом"

    "Предметно-развивающая среда-средство трудового воспитания детей"

    Тестовый контроль по теме "Трудовое воспитание дошкольников"

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Заведующая

Ст.воспитатель

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Аналитическая

справка

Материалы тестирования

5.Педсовет

    Трудовое воспитание в д/с (анализ программы)

    Нравственное воспитание дошкольников в труде

    Планирование и руководство трудом в

    Народное творчество в трудовом воспитании детей

    Роль воспитателя и мл.воспитателя в привитии интереса к простейшим трудовым действиям у детей младшего дошколь-го возраста (из опыта работы)

    Итоги тематической проверки

Ст.воспитатель

Педагоги

Протокол,

материалы выступлений,

опыт работы

6.Медико-педагогическое совещание "Воспитание малышей в труде"

    Формирование предпосылок трудовой деятельности

    Труд и игра

Ст.воспитатель

Педагоги

Протокол,

материалы выступлений

7.Изучение,обобщение,распространение и внедрение передово-

го пед.опыта

    Оказать помощь в обобщении опыта работы по ознакомлению детей с тру-

дом родителей

    Начать создание опыта работы о роли воспитателя и мл.воспитателя в привитии интереса к простейшим трудовым действиям у детей младшего

дошкольного возраста

Ст.воспитатель

Педагоги

Токарева И.В.

В течениегода

В течение года

консультации

Перспективный план работы по созданию опыта

8.Создание условий

    Приобретение дидактических игр и пособий, методической литературы по данной проблеме

    Изготовление пособий, атрибутов по профессиям

    Иллюстративный материал

Ст.воспитатель

В течение года

Выставка игр, пособий, литературы

9. Формы работы с

родителями

    Оформление фотостенды: "Мамы всякие нужны", "Мой папа на работе"

    Анкетирование родителей

    Индивидуальные консультации родителей по данной проблеме

    Участие родителей в создании предметно-развивающей среды в ДОУ

    Организация выставок работ родителей в группах

Ст.воспитатель

Педагоги

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Педагоги

Педагоги

В соответствии с годовым планом

Октябрь

В течение года

Постоянно

В течение года

Фотостенды

Аналитическая справка

Материалы консультаций

Выставки

10.Формы работы с внешними организациями

    Экскурсии на почту, библиотеку, магазин, ателье; беседы с работниками о значимости их труда

Цель: использование ближайшего окружения детского сада в решении проблемы

Педагоги

В соответствии с планом воспитательно-образовательной работы

Фотографии

Конспекты занятий

План самообразования педагога

План самообразования педагога

Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста

Разработчик

Втюрина Елизавета Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №51»

Актуальность. Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, большинство воспитателей учат детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки.

Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

повышение компетентности воспитателя в вопросах организации коллективных форм труда дошкольников с целью нравственно-психологической и практической подготовки детей к добросовестному труду на общую пользу и формирования начал трудолюбия.

1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости.

Готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Этапы работы и сроки исполнения

I. Изучение литературы

1 Нравственно – трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1987.

2 Воспитатель и дети. Уч. пособие. Глава» Растим самостоятельных и инициативных» / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. – М. : Ювента, 2001.

3 Рукотворный мир. Сценарии игр – занятий для дошкольников / О. В. Дыбина. – М. ; Сфера, 2001.

4 Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М. : Просвещение, 1977. – 179 С.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А. Г. Рузской. -М., 1989.

6. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

II. Посещение городских методических объединений для воспитателей ДОУ (ежегодно)

III. Повышение квалификации (1 раз в 5 лет) .

IV. Приобретение материала для непосредственной образовательной деятельности:

Лото «Кем быть? ». Игра для детей 5-7 лет

Иллюстрации о труде взрослых

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Кукольная одежда

Семена, ящики с землей

V. Работа с родителями:

консультации на темы "Трудовое воспитание ребенка в семье",

Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам

Родительское собрание «Папа – пример в труде».

Совместное с родителями сооружение зимних построек.

VI. Творческий отчёт на педагогическом совете на тему «Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста

VII. Оформление опыта работы по теме «Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.