Самые интересные факты о детях и для детей. Витамины для детей: это полезно знать Что полезно знать о ребенке

Воспитать счастливого человека — особое предназначение!

У вас в семье появился малыш, а вместе с ним и особое предназначение - вырастить, воспитать этого человечка и обязательно помочь стать ему счастливым!

Родители - самый первый непреложный человеческий пример для ребенка. С вас малыш буквально лепит себя, и вы должны соответствовать роли образца, лидера. Прежде всего нужно быть счастливым самому! Ведь счастливые дети растут у счастливых родителей, с младенчества усваивая витамин любви и удачи, защищающий их от жизненных трудностей и невзгод. У родителей, которые постоянно жалуются, ноют, ищут виноватых и угрюмо продираются сквозь жизненные преграды, вырастают такие же унылые дети, растерянные и беспомощные перед жизнью. Запаситесь необходимыми качествами, без которых невозможно воспитать достойных и счастливых детей:

Любовью и уважением к собственному ребенку;
-терпением;
-верой в доброе и светлое будущее своих детей;
-собственным стремлением стать личностью, сумевшей наполнить свою жизнь смыслом и счастьем.

Когда вы будете гармоничны и спокойны, когда научитесь адекватно и спокойно смотреть на собственную жизнь - ваши дети на подсознательном уровне будут делать то же самое без лишних нотаций и долгих педагогических опытов.

Какой он, счастливый ребенок?

Каждый человек сам для себя отвечает на вопрос «что такое счастье и как его достичь?» и рисует в своем воображении собственный образ счастливчика. Но все-таки у счастливых людей обнаруживается набор общих свойств и качеств. К такому выводу пришли двое психологов-американцев, Дэвид Майерс и Эд Динер, проведя сравнительный анализ результатов прежних исследований на эту тему. Итак:

Счастливые люди отличаются высокой самооценкой.

Счастливые люди живут с чувством, что держат жизнь в собственных руках, высоко оценивают свои возможности оказывать влияние на события и окружающих.

Счастливые люди верят в успех. Они говорят: «У меня все получится».

Счастливые люди опираются на семейные и дружеские связи.

Счастливые люди способны полностью отдаваться какой-либо задаче - как в работе, так и в увлечениях.

В ваших силах, родители, привить малышу чувство собственной значимости, оптимизм и веру в успех, способность целиком посвятить себя какой-нибудь задаче, твердую уверенность в том, что твоя жизнь зависит от тебя, - все эти качества характеризуют счастливого человека. Вопрос в том, как им стать.

БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ

Любите ребенка таким, какой он есть. Все просто. Когда ребенка принимают и любят не за что-то, а просто за то, что он есть, - у него рождается чувство своей нужности, полноценности, уникальности, которое становится корнем, основой жизни человека. Именно через такую любовь происходит утверждение человека. Малыши, лишенные бескорыстной, абсолютной и безусловной любви, вряд ли вырастут счастливыми людьми.

Каждому ребенку просто необходимо ощущать себя самым дорогим для мамы и папы человеком, самым нужным им и самым хорошим. Для этого родителям следует постоянно, открыто, в том числе и словами выражать свою любовь к ребенку.
Мысленно посылайте вашему сокровищу свою ласку и тепло, почаще его обнимайте и целуйте, говорите простые и ясные слова, например: «Я тебя люблю», «Ты - мое солнышко». И улыбайтесь при этом. Ведь ваш малыш - самый замечательный, и он таким будет. И вы еще будете им гордиться! Помните об этом всегда! Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в ваших чувствах!

ВЕРА В СЕБЯ

Дети приходят в этот мир с врожденной склонностью любить своих родителей, однако они не умеют любить и прощать себя. И за первые пять-шесть лет малыш формирует представление о себе исключительно на основе той информации, которую получает от родителей. Верная самооценка ребенка - это основа его успешного жизненного пути, важнейший регулятор его поведения и отношений с людьми, мерило самоуважения.
Когда родители внушают ребенку, что он всегда и все делает хорошо и правильно, восторженно восхищаются его посредственными способностями, принимают во всем его сторону - малыш вырастает испорченным эгоцентристом, с завышенной самооценкой и чувством превосходства над окружающими. Как правило, такой человек не умеет ладить с другими людьми, не вызывает у них симпатии. А отсюда вытекает и жизненное несчастье: человек, не способный установить добрых и равноправных отношений даже с самыми близкими людьми, не может быть счастливым.

А если родители, наоборот, излишне критичны и требовательны к своему ребенку, равнодушны к его успехам, редко одаривают похвалой или ласковым словом, то малыш растет «никому не нужным», беспомощным, с очень низкой самооценкой. Внутренний потенциал такого ребенка остается нераскрытым. Для него достаточно одной маленькой промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Ребенок начинает воспринимать себя и весь мир отрицательно. «Я плохой. Я ничего не умею делать правильно. Это я во всем виноват…» - вот некоторые из его ежедневных мыслей. А такой ход рассуждений способен создать человеку судьбу, состоящую из одних разочарований.
Маленький человек способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Однако мало говорить ребенку, что его обожают, от этого у него не появится позитивной самооценки. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Если в первые девять лет жизни ребенку дана свобода совершать ошибки без последствий, в нем развивается приятное ощущение уверенности в себе, он без страха экспериментирует и реализует все, что в нем заложено. По возможности учитывайте пожелания детей - так они смогут выработать чувство собственной значимости. Достаточно просто внушить ребенку позитивное ощущение участия в принятии решений: «Что нам приготовить на ужин?», «Чем мы займемся на выходных?»
Если малышу показать, что он должен делать, и при этом говорить, что вам нравится, как он это делает, что он сообразительный малыш, что вот здесь он ошибся, но ничего страшного, все поправимо, что вы готовы ему помочь, - вы даже не можете представить себе потенциальные возможности такого ребенка! Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. Ваша вера способна превратить возможность в действительность.И непременно уважайте, и цените себя. Малыш будет перенимать это у Вас.

ПОЗИТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ

Дети отличаются феноменальной способностью радоваться жизни, но если не поддерживать ее с младенчества, ребенок может замкнуться в себе, улыбаться все реже, не будет замечать позитивного в этой жизни, а станет «зацикливаться» только на трудностях и проблемах.

Стоит с детства приучать ребенка думать о хорошем, о предстоящих успехах, учить видеть не только плохие стороны событий и жизни вообще. Старайтесь быть оптимистом и взращивайте это свойство у вашего малыша. Оптимисты опираются на хорошие воспоминания, неприятности считают случайностью и верят в лучшее будущее. Смейтесь над проблемами. Это полезно - посмеяться над собственными ошибками, чтобы ваш ребенок тоже научился смеяться над своими. Смех часто является лучшим лекарством при отрицательном отношении к жизни, вызванном страхом.

Если мы перестанем воспринимать самих себя чересчур серьезно, наши дети поймут, что и они могут делать ошибки, смеяться над ними, затем собираться с силами и продолжать жить. Если детей не стыдят и не наказывают за ошибки, это дает им возможность научиться важнейшему искусству - умению любить себя и принимать собственное несовершенство. Почаще улыбайтесь своему малышу! Думайте о хорошем и вы будете счастливы!

БОРЬБА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ И ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА

Не нужно ограждать ребенка от трудностей во всем и всегда. Позднее ему не будет хватать стойкости в тяжелых жизненных ситуациях. Трудности приносят положительный опыт, закаляют, добавляют решительности и ответственности. Просто нужна разумная поддержка.

Дети очень любят добиваться результата - надо помочь ребенку поставить цель и добиться ее. При этом, если его оставить одного справляться с трудностями, он вырастет неуверенным в себе. Ребенок с удовольствием будет смотреть, как справляется с чем-то взрослый, и подражать. Идеальный вариант - это совместная деятельность. Малыши любят такое сотрудничество, потому что они обладают вашим вниманием. Будь то наведение порядка в доме или выпечка печенья - учите малыша основам достижения целей, осуществлению задумок. Помогайте ему словом и делом, но не делайте ничего вместо него, потеряв терпение. Наилучший способ научить ваших малышей быть тружениками, благополучно достигающими конечной цели, - это стать их партнерами. Как только дети с успехом научатся справляться с препятствиями, они будут воодушевлены своими победами и постараются сделать все от них зависящее на пути к достижению более серьезных целей. Все это обязательно положительно отразится на судьбе взрослого человека.

ЗАНЯТЬ СЕБЯ

Ребенка обязательно нужно научить это делать. Он должен открыть, что работа доставляет удовольствие и что полное погружение в какое-либо занятие доставляет особое удовольствие. Когда человек по уши углублен в свое любимое занятие, он спокоен, уравновешен, бодряще напряжен. Это состояние очень благотворно.

Множество людей не обладают элементарной способностью занять себя или целиком посвятить себя определенной задаче, поэтому становятся жертвами скуки. Дети, которым скучно, хнычут, цепляются за мамину юбку. Вместо того чтобы рисовать на бумаге, они предпочитают царапать стены или пачкать обои. Вместо того чтобы спокойно есть за обеденным столом, кривляются и всех нервируют.

Чтобы подобного не происходило, детишки должны учиться занимать себя: играть, рассматривать картинки, мастерить, рисовать, помогать по дому. И родители должны давать им возможность уходить с головой в любимое занятие.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Ребенку необходимо предоставить возможность делать что-либо самостоятельно. Он должен приобретать собственный опыт, в том числе - негативный. Искусство взрослых состоит в том, чтобы давать детям маленькие советы, чуть-чуть помогать, когда что-то не ладится. Чем незаметнее будет такая помощь, тем лучше. Главное - помощь должна быть такой, чтобы она не перекрывала собственное участие ребенка в решении задачи.

СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ

Маленькому ребенку для счастья требуется не только здоровье, но и надежные руки родителей, их забота, теплота и ласка, а еще радость, новые впечатления, общение.

Психологи говорят, что в общих чертах счастливый ребенок - тот, который:
знает, что его любят (независимо от совершенного проступка);
чувствует свою защищенность;
участвует во «взрослых делах»;
ощущает свою уникальность;
чувствует поощрение со стороны родителей в преодолении незнакомых ситуаций;
оценен коллективом.

Счастливые дети оптимистичны, во всем идут до конца и знают, как и где найти развлечение на протяжении всего дня. Они чувствуют себя любимыми, защищенными и понятыми и знают, что это чувство будет сопровождать их в течение всего марафона по черно-белым полосам жизни.

Еще счастливые детишки имеют возможность испытывать всю гамму эмоций и выражения чувств - всего того, что дает нам жизненный опыт: злость, радость, близость человеческих отношений, отчужденность, настойчивость, любопытство, удивление, разочарование и т.д. Испытывать положительные эмоции - это здорово. Но естественны и нормальны и такие негативные эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, ревность, обида, неуверенность и стыд. Родители должны научить детей осознавать и приемлемо выражать эти эмоции. Ведь если сильная эмоция выражена вовне, то она уходит, не разрушая организм изнутри. Интуиция, искренность, уверенность, радость, сострадание, способность исправлять свои ошибки - все эти замечательные качества, которые помогают добиваться успеха и самореализации, развиваются тогда, когда человек осознает свои чувства и умеет отпускать негативные эмоции.

Тест для родителей «Проверь себя»

Уважаемые родители! Чтобы проверить себя, Вам достаточно ответить на следующие вопросы:

Вашему малышу от года до трех лет

Когда в последний раз Вы:

Пускали мыльные пузыри;
прыгали, как лягушки;
каркали, как вороны;
ходили, как цапли;
строили башню из кубиков;
крепость из диванных подушек;
играли в железную дорогу;
играли в кошки-мышки, в мяч;
рисовали красками не кисточкой, а пальцами?

Ребенку от трех до пяти лет

Давно ли Вы:

Сочиняли вместе сказку и рисовали к ней картинку;
кидались подушками всей семьей;
устраивали домашний концерт;
приглашали друзей малыша на чаепитие;
имели с ребенком «секретный разговор» о его страхах, обидах и неприятностях;
решали головоломки;
читали книжку;
пели песни;
смеялись и дурачились?

Ребенку от пяти до семи лет

Когда в последний раз Вы:

Давали сыну или дочери какое-либо поручение и оценивали его выполнение;
корчили друг другу рожицы;
играли в буриме, складывали мозаику;
вместе составляли план покупок;
пекли пирог;
ходили в театр, цирк;
рассказывали ребенку о своем детстве?

Теперь вы задумались над вопросом: а что мы за родители? Тогда, пока еще есть время, продлите малышу счастливое детство. Вырастите счастливого человека. Пусть он чувствует тепло вашего сердца, тепло ваших рук. Он будет устойчив ко всем негативным проявлениям мира, будет способен преодолеть все жизненные трудности и ему не будет страшно и одиноко в этой жизни.
Пусть ваши дети будут счастливыми!

Лучший способ сделать ребенка хорошим - это сделать его счастливым.

Оскар Уайльд

КАК УСТАНОВКИ РОДИТЕЛЕЙ ВЛИЯЮТ НА ДЕТЕЙ

Дети, в отличие от взрослых, воспринимают информацию менее критично - сказывается отсутствие жизненного опыта и навыков эмоциональной самозащиты. Хорошо, когда родители осознают, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют их установки. Дети не могут ставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от самых близких, значимых и авторитетных взрослых, в дальнейшем определяет их поведение, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Безусловно, основная доля родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию малышей.

Как часто мы говорим детям:

Я сейчас занят(а)…
Посмотри, что ты натворил!
Это надо делать не так…
Неправильно!
Когда же ты научишься?
Сколько раз я тебе говорил(а)!
Ты сведешь меня с ума!
Убери руки! Я сам(а) сделаю!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во все лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!

Все эти слова могут крепко засесть в подсознании ребенка. Неудивительно, если потом малыш отдалится от вас, станет скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. Ниже приведен перечень установок. Прочтя их, невольно задумываешься: а не говорю ли я своему ребенку того, чего на самом деле ему не желаю?

Негативные установки :

«Сильные люди не плачут»
«Думай только о себе, не жалей никого»
«Ты всегда, как твой (я) папа (мама)»
«Дурачок ты мой!»
«Уж лучше б тебя вообще не было на свете!»
«Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)…»
«Не будешь слушаться — заболеешь!»
«Яблоко от яблоньки недалеко падает»
«Сколько сил мы тебе отдали, а ты…»
«Не твоего ума дело…»
«Бог тебя накажет!»
«Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет»
«Не верь никому - обманут!»
«Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!»
«Ты всегда это делаешь хуже других…»
«Ты всегда будешь грязнулей!»
«Женщина глупее мужчины…»
«Ты плохой!»
«Будешь букой — один останешься»
«Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки…»

Не исключено, что этот список негативных установок Вы можете продолжить сами. Главное - теперь Вы осознаете, какие именно установки мешают Вам жить. Не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в Вашей жизни повторялось в Ваших малышах.

Позитивные установки :

«Поплачь — легче будет»
«Сколько отдашь — столько и получишь»
«Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!»
«В тебе все прекрасно…»
«Какое счастье, что ты у нас есть!»
«Каждый сам выбирает свой путь»
«Ты всегда будешь здоров!»
«Что посеешь, то и пожнешь»
«Мы любим, понимаем, надеемся на тебя»
«Твое мнение всем интересно»
«Бог любит тебя!»
«Кушай на здоровье!»
«Выбирай себе друзей сам…»
«Как ты относишься к людям, так и они к тебе»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Каждый может ошибаться! Попробуй еще!»
«Какой ты чистенький всегда и аккуратный!»
«Чистота — залог здоровья»
«Все зависит от человека…»
«Я тебя люблю любого…»
«Люби себя и другие тебя полюбят»
«Все в этой жизни зависит от тебя»

Какие же слова ласкают душу ребенка?

Ты мой самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Спасибо!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость
Расскажи мне, что с тобой…

Слово - золото. Давайте выбирать слова, чтобы не ранить, а беречь, вдохновлять и поддерживать наших малышей!

Что делать, если ребенок жадничает

Многие мамы пытаются объяснить своему маленькому собственнику, что с ним никто не захочет играть, если он будет жадничать. Но его это не убеждает, и это нормально!

Около двух лет (или чуть позже) малыш осознает, что существуют вещи, которые принадлежат только ему, в его лексиконе появляется «мое». Но ребенок, в отличие от взрослых, воспринимает свои вещи как часть самого себя. Поэтому попытки других детей завладеть ими он расценивает, как посягательство на него самого. На этом этапе малыш должен чувствовать свою собственность в буквальном смысле, прижимая к себе игрушки во время прогулки и ни на минуту не выпуская их из поля зрения. Негативная реакция малыша - это не каприз, а, скорее, категоричное заявление о том, что ему необходимо иметь все свое при себе, чтобы чувствовать свою целостность.

Поэтому не стоит стыдить ребенка за проявление жадности, не отрицайте его право принимать собственные решения, скажите ему, что понимаете, как ему сложно отдавать что-то свое. Проявив поддержку и уважение к чувствам ребенка, Вы облегчите ему прохождение этой фазы развития.

Как помочь малышу разобраться, какое поведение в обществе приемлемо, а какое - нет? — Объяснять. Конечно, «урок» он усвоит не сразу. Постепенно с Вашей помощью юный экспроприатор поймет, что у других детей также есть вещи, которые принадлежат только им и они испытывают по отношению к ним те же собственнические чувства, что и он.

Есть и другая сторона медали: некоторых родителей беспокоит, насколько легко ребенок отдает свои игрушки, не проявляя при этом особых эмоций. Не является ли это проявлением слабохарактерности, неспособностью постоять за себя? - Отнюдь, особого повода для беспокойства нет. Такие малыши нашли другой способ построения и утверждения собственного Я: они черпают уверенность и ощущение своей целостности в чем-то другом - одобрении и похвале родителей. Здесь есть свои преимущества и недостатки: ребенок умеет проявить великодушие и не слишком привязан к материальным ценностям, но, чаще всего, таким образом он поступает, поддерживая желания родителей, подпитывая их гордость. Во многих случаях такому ребенку труднее позаботиться о себе, когда он один, отстоять себя, свои интересы. Несомненно, оптимальным будет стремление к достижению баланса. И если поддерживать в ребенке его желание делиться с другими и относиться с уважением и пониманием к собственническим проявлениям, то постепенно равновесие будет достигнуто.

Как научить малыша кушать самостоятельно

Умение самостоятельно есть ложкой и пить из чашки — одни из первых навыков самообслуживания, которые осваивает ребенок. Подготовка к самостоятельному кормлению начинается в 6-7 месяцев, когда кроха учится держать в руке сухарик или печенье. Спустя некоторое время он пытается доставать кусочки еды из тарелки руками. Пугаться не стоит: именно такие действия, приближают малыша к освоению культурного способа поглощения пищи. Как только он проявит желание самостоятельно пользоваться ложкой, позвольте ему это.

Зачастую, упустив этот важный момент, мама вынуждена кормить малыша и после двух лет. Ведь когда ребенку, которого долго кормили с ложечки, говорят: «Ты уже большой, пора есть самому», — он может и не согласиться, ему уже неинтересно осваивать ложку и он привык к тому, что его кормят.

Приблизительно к концу первого года жизни малыш пытается взять инициативу, а также ложку, в свои руки. Предоставьте ему такую возможность. После нескольких не слишком удачных попыток отправить кашу в рот он сообразит, что иметь ложку в руке недостаточно, ею нужно уметь пользоваться. Здесь понадобится Ваша помощь. Держа ручку Вашего крохи в своей, покажите ему, как правильно обращаться с ложкой, чтобы донести ее до рта и не перевернуть. Не забудьте похвалить его за успешные действия и проявление инициативы. Вам придется примириться с тем, что поначалу в каше будет и ребенок, и Вы, и все вокруг. Это нормально. Наберитесь терпения - теперь на еду у Вас будет уходить значительно больше времени, но с каждым разом малыш будет действовать все увереннее и аккуратнее. А Вы будете вознаграждены созерцанием забавной и умильной перемазанной мордашки и сосредоточенным пыхтением Вашего крохи.

Если ребенок уже научился пользоваться ложкой, постарайтесь не кормить его. Ваша помощь может охладить его интерес. Если Вы заметили, что малыш устал есть самостоятельно, а в тарелке еще много еды, помогите ему, иначе он может начать капризничать и откажется есть.

Несколько простых советов для родителей

· Выделите малышу его собственную ложку (удобную по форме, подходящую по размеру, красивую)

· На еду будет уходить много времени. Можно приобрести специальную тарелку с двойным дном, в которое заливается горячая вода, что позволяет еде долго оставаться теплой

· Продумайте «спецодежду»: передничек, слюнявчик (она должна нравиться малышу, хорошо мыться и не пропускать влагу)

· Поддерживая в ребенке стремление к самостоятельности, помните, также, о важности сотрудничества. Лишь Ваши объяснения и помощь позволят ребенку овладеть столь сложным для него навыком.

НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

Вы недавно приняли решение о том, что пора выходить на работу, а ребенку пришло время посещать Детский центр.

Вас немного беспокоит, что Ваш малыш не умеет держать ложку, пить из чашки, ещё не научился расстегивать обувь или ленится делать это самостоятельно, не всегда узнает свои вещи. Спешим Вас успокоить: в этом нет трагедии! Безусловно, есть период, в который обучить ребенка всем этим навыкам максимально просто и естественно. Но ничего страшного нет в том, что мы с вами, дорогие родители, обучим Вашего кроху этим важным навыкам вместе.

Иногда взрослому легче самому накормить или переодеть малыша, чем ждать, пока он сам расстегнет ботиночки или обольет кашей полкухни.

Мягкая требовательность и настойчивая последовательность по отношению к ребенку - лучшая политика в этой ситуации, ведь это - не только борьба с ленью малыша, но и развитие мелкой моторики, которая напрямую влияет на развитие речевых центров и общий уровень развития.

Процесс обучения должен идти параллельно в Детском центре и дома, чтобы избежать непоследовательности в воспитании. Самый простой способ - в игровой форме, озвучивая свои действия, совершать их вместе с малышом: «А теперь наденем майку, сначала голову, а потом - ручки. Где наша ручка? Вот она, привет, ручка! А где вторая? Давай её поищем!» «Я помогу тебе обуться. Держи сандалик ручками, вот так, молодец. Теперь толкай ножку, чтобы пяточка спряталась в домике. Видишь, какая ты умница! Теперь тянем за застежку, хорошо, сильнее, а потом застегиваем её. Молодец!»

Так или приблизительно так можно подходить к каждому процессу: от одевания до питания. Сначала малышу будет непросто, не все будет удаваться. Ему очень понадобятся Ваши поддержка и терпение. Не забывайте хвалить Вашего кроху, ведь то, что для Вас привычно, понятно и просто, у него ещё не доведено до автоматизма, и ему приходится тратить огромные усилия для концентрации внимания и направления всех сил на выполнение нового для него действия.

Ни в коем случае не бросайте начатое и не поддавайтесь на манипуляции ребенка - его «капризульки» о том, что он устал, что он «маленький». Ведь наша с Вами главная задача - дать ребенку возможность освоить первичные навыки самообслуживания, при этом - окружить его любовью, вниманием, заботой и разумной требовательностью. Только действуя последовательно и сообща, мы с Вами можем рассчитывать на скорый положительный результат - ведь так приятно осознавать свою причастность к взрослению малыша!

Памятка для родителей! Тепловой и солнечный удары!

Летом для предупреждения солнечного удара во время прогулки необходимо прикрывать голову головным убором. Для предупреждения теплового удара следует одеваться соответственно температуре воздуха. Одежда должна быть чистой и хорошо пропускать воздух. При тепловом и солнечном ударе человека надо перенести в прохладное место, раздеть или расстегнуть одежду, на голову положить полотенце, смоченное холодной водой, а под голову и под ноги положить валик из одежды. Дать выпить прохладной воды и вызвать врача.

Они такие же, как мы, взрослые? Порой кажется, что они — особенные существа с другой планеты. Удивительные открытия, связанные с малышами, ученые делают так часто, что скоро количество самых невероятных фактов о них достигнет семизначной цифры. А пока — 40 наиболее ярких из них.

  1. 206 против 207
    Нет, это не результат футбольного мачта, а количество костей у новорождённого и, соответственно, взрослого. Просто потом у ребёнка срастаются кости черепа и позвоночника.
  2. Маленький и глазастый
    Ребёнок растёт быстро, и только его глаза меняются не так заметно. Потому что размер глаз у малыша составляет 75% от взрослого размера.
  3. У папы щетина 2 мм, а у дяди Сережи почти 3 мм
    Чувствительность младенцев столь высока, что уже в первые дни жизни они могут отличать небритость разной степени.
  4. Время первой улыбки
    Не меньше месяца придётся ждать, прежде чем ребёнок подарит свою первую улыбку маме. Но дороже её нет ничего на свете.
  5. Своя грудь ближе
    Невероятно, но новорождённые дети могут отличать по запаху (возможно, по каким-либо ещё признакам) грудь своей мамы от всех остальных, которые они, чаще всего, игнорируют.
  6. Весёлые картинки
    Если над кроваткой младенца повесить картинку с изображением улыбающегося лица, то настроение и состояние крохи будут положительными.
  7. Ты - мне, я - тебе
    Чувство справедливости посещает детей уже в 12-15 месяцев. Малыши готовы делиться своими игрушками и того же ждут от других.


  8. «Всё фиолетово»
    В первые месяцы все малыши не различают цвета, к тому же близоруки — различают людей и предметы только с близкого расстояния.
  9. На родном языке
    Учёные сделали удивительное открытие: познание ребёнком интонации и речи начинается ещё во внутриутробном состоянии. Малыши каждой конкретной страны даже плачут по-своему.
  10. Каждому по кораллу
    Во многих европейских странах детям до сих пор дают, как и много веков назад, погремушки из натурального коралла. С одной стороны, люди верят в то, что такой предмет — лучший оберег от сглаза, с другой - это отличный прорезыватель зубов.
  11. Что в имени тебе моём?
    Как кроху назовешь, так и… проживёт ребёнок жизнь. Исследования показали, что девочку с мужским именем отличают более жёсткие черты характера и строптивый нрав.
  12. Тут помню, там не помню...
    Инфантильная амнезия, за редким исключением, присутствует у всех детей. Вплоть до 3 лет они не помнят свои ранние переживания.
  13. Главный девайс материнства — подгузники
    Только представьте, что в среднем каждый год на одного ребёнка их тратится около 3000.
  14. Меломаны с рождения
    Младенцы до полугода способны отличать мелодичную музыку от более ритмичной, проявляя по-разному эмоции. Хорошую от плохой они учатся отличать позже.
  15. «Про травмоопасности»
    По статистике, наибольшее количество травм имеют дети в возрасте до 6 лет.
  16. Шагай сам
    Канадские дети учатся делать первые шаги без ходунков. Это изобретение, за которое ратуют многие родители других стран, там запрещены. Есть мнение, что они наносят сильный вред ещё слабым детским косточкам.
  17. Рождённый с гаджетом
    Где самые продвинутые дети до 10 лет? Нет, не в Японии, а в Германии. Там малыши с рождения пользуются современными смартфонами и планшетами.


  18. Громче всех
    Трёхлетний ребенок способен говорить громче, 200 взрослых, разговаривающих одновременно. Предположительно, такой дар нужен детям, чтобы мама всегда услышала. Спорно.
  19. «Плохой, хороший, злой»
    В лояльной к детям Японии запрещены в отношении к ним слова «плохой» и «нехороший». Обращаются там к детям только в позитивном ключе.
  20. Немного о гениях
    Диагноз «недоношенность» — отнюдь не приговор для будущих талантов ребёнка. И тому пример Альберт Эйнштейн (он не говорил до 9 лет), Пабло Пикассо, Исаак Ньютон, Уинстон Черчилль и многие другие известные личности разных годов.
  21. Работает на все 100%
    У детей «индиго» автономно работают правое и левое полушария мозга.
  22. И снова о гениях...
    Игрушечный грузовик с откидным кузовом придумал один 6-летний малыш. Он нарисовал и предложил папе сделать ему такую. А столь любимый всеми детьми пластилин изобрела девочка-школьница, и изначально это было средство для очищения обоев от угольной пыли. Но в него добавили миндальное масло и красители. И была детям радость.
  23. В угол... или наголо?
    Эффективный, но не совсем гуманный способ профилактики непослушания детей изобрели в одной индонезийской школе. Хулиганов несколько месяцев брили наголо за драки и прогулы. Вскоре дисциплина стала образцовой.
  24. Рекомендовано смеяться
    Смех — лучшее лекарство или главная защита иммунитета. Для здоровья детям рекомендовано смеяться не реже 300 раз в день, что в среднем каждые 3 минуты.


  25. Младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, способны проделывать уникальный трюк: они могут глотать и дышать одновременно. В 9 месяцев волшебная способность пропадает.
  26. Родился в автомобиле — получи регистрационный номер
    В США каждый год около 300 детей рождаются в дороге. В качестве места рождения им вписывают не название местности, а именно номер авто, в который «залетел аист».
  27. Растём выше
    Если бы человек рос с такой же скоростью и интенсивностью, как ребёнок до 4-х лет, в конечном счёте, его рост составлял бы более 7 метров.
  28. Без вкуса
    В первые 3 месяца ребёнок не способен ощущать соленый вкус.
  29. Специальный мальчик
    У каждого наследного принца в Англии, в XV веке, был единственный друг и по совместительству мальчик для битья. А всё потому, что наказывать статусных детей было строго запрещено. Так и родилось выражение.
  30. «Мишки» спешат на помощь
    Детям в Майями повезло больше остальных. В полицейских участках штата Майями есть «медвежьи патрули». Игрушечные мишки сопровождают хранителей порядка при патрулировании и частенько приходят на помощь при встрече с плачущим малышом.

Откуда взялся естественный и искусственный смех, почему ребенок смеется от щекотки, опасно ли смеяться без звука и как отличить нервный смех от «смешинки».

Смех – врожденная человеческая способность. Его первые проявления видны на 17 дне жизни ребенка. Смех – это что? С физиологической точки зрения это непроизвольные движения мышц лица, которые не обязательно могут сопровождаться звуком. Многие ошибочно принимают смех без звука за нервный смех. Нет, это, скорее, можно назвать особенностью, при которой эта реакция происходит без подключения голосовых связок. То есть своеобразная естественная манера. Нельзя научиться естественному смеху. Нельзя искусственно вызвать смех.

Конечно, это сигнал удовольствия и радости. Смех многомерен и может рассматриваться и как физиологический процесс, и как эмоциональная реакция, как коммуникативный жест, как уровень культуры человека. Смех имеет свою историю развития и культурное содержание. Он появился около 10 миллионов лет назад, и первоначально служил сигналом, указывающим на отсутствие опасности. Ученые высказывают мнение, что смех как физиологическое явление наблюдался еще у приматов – с помощью смеха они выражали победу и удовольствие. Также во время борьбы они использовали смех как оружие для нейтрализации опасности.

С точки зрения физиологов, смех является проявлением определенных эмоций и служит для разрядки эмоционального напряжения. Смех как компенсаторный механизм противопоставлен страху и серьезности обыденной жизни. По этой же причине – смех от щекотки, например. «Щекотка» досталась человеку от животных – это сигнал к обнаружению насекомых на коже. А смеется человек при щекотке как раз из-за генетической опасности – это рефлекторный смех, и вызван он очень высоким уровнем нервного напряжения.

Ребенок, по мере взросления, учится пользоваться смехом как механизмом социализации. На начальном этапе жизни ребенка смех свидетельствует о хорошем настроении, что, несомненно, радует родителей. Дальнейшее овладение этим навыком может настораживать или даже огорчать родителей.

Почему?
Родители могут наблюдать намеренное привлечение к себе внимания посредством смеха, намеренное «выдавливание из себя» смеха, подстройку под другого ребенка или группу детей. Ребенок может посмеяться над неприятностью другого ребенка, - все это вопросы, связанные с воспитанием. Решаются они разъяснением поведения, принятого в данной семье и обществе.
Смех – это культурное явление.
Английские или, например, японские дети, не засмеются над тем, над чем засмеется русский ребенок. И наоборот.

По мере взросления, дети наряду с естественным смехом (выражение радости, приятного удивления, реакции на неожиданность) овладевают навыком искусственного смеха – смеха над шутками. Сначала дети подражают взрослым – слышат их смех над шутками, приносят взрослые шутки в детский сад или школу, смеются сами и приучают или вынуждают смеяться других детей. Как правило учатся у лидера: засмеялся лидер – засмеялись все остальные.
Смех – это сложное, многофункциональное явление.

С точки зрения культуры и коммуникативных жестов,на смех оказывают влияние возраст, пол, образование, язык и культурные ценности: что смешно для одних – может вызывать грусть у других.

Смех, выполняя социальные функции помогает человеку стать частью общества:

  • Смех как выражение внутренней радости и возбуждения.
  • Смех для снятия напряжения.
  • Смех для создания или уменьшения социального расстояния.
  • Смех, разделяемый членами группы, свидетельствует о ее сплоченности, единомыслии.
  • Смех может использоваться для демонстрации преданности кому-либо.
  • Смех, как привлечение внимания.
  • Смех как маска для переживаний и истинных намерений.
  • Смех для унижения соперника.

Бывает состояние «смешинка в рот попала» - дайте ребенку просмеяться. Если это происходит в неподобающем месте – пусть выйдет. С кем не бывало таких ситуаций?

Как родителям различать состояния «смешинка в рот попала» и «нервный смех»? Первое явление достаточно редкое, эпизодическое. «Нервный смех» имеет другие оттенки: он резкий, может сопровождаться «першением в горле» и он постоянный. «Нервный смех» сопровождает повышенное возбужденное состояние ребенка. Если вы наблюдаете комплекс симптомов, то нужно обратить внимание на свое поведение, может быть вы резки или грубы с ребенком; может быть, у ребенка не складываются отношения с ровесниками, и он нуждается в помощи взрослых, психолога; может быть,нужна консультация невролога.

Так же у ребенка может наблюдаться следующее:
Веселье и радостное настроение, которое невозможно остановить. Обычно оно переходит в повышенную двигательную активность, которая заканчивается физической травмой (ребенок падает, с кем-то или чем-то сталкивается) и слезами (сбросом нервного возбуждения).

Внезапные слезы. Повышенный положительный эмоциональный фон неожиданно для всех начинает сопровождаться слезами, так называемый «смех сквозь слезы». Подобное поведение ребенка свидетельствует о том, что в центральной нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. При появлении таких моментов в поведении, необходимо обратиться за помощью к психоневрологу.

Что должны знать родители про развивающие центры для детей

Многие родители сейчас захвачены идеей раннего развития ребенка: чуть ли не с пеленок они знакомят малыша с буквами, когда тому исполняется два года, пытаются учить чтению и счету, а к трем годам подключают иностранный язык. Действительно, маленькие дети могут демонстрировать чудеса обучаемости, поражая взрослых необыкновенными для раннего возраста умениями. Однако, все чаще и чаще в оценке явления раннего развития слышны скептические голоса. Специалисты бьют тревогу: «маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело? Об этом мы поговорили с психологом и матерью троих детей Мариной Мелия , автором книги «Главный секрет первого года жизни».

Почему идея раннего развития стала такой популярной? Что за ней стоит?

Как известно, физиологической основой интеллекта является мозг. В последнее время мы наблюдаем бум исследований мозга, многочисленные публикации о недавно открытых особенностях его развития и функционирования. Активные и амбициозные родители знакомятся с этими исследованиями и под их влиянием стремятся начать обучение своих детей как можно раньше.

Какие исследования имеются в виду? Мы знаем, что в первые три года жизни мозг ребенка растет и развивается особенно интенсивно. Уже в первые шесть месяцев после рождения он достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам - 80%. К этому времени в основном завершается формирование объема и плотности головного мозга, формируется более трех миллионов километров нейронных волокон и 70-80% нейронных соединений. В первый год ребенок впитывает информацию с невероятной скоростью. Известно также, что в период интенсивного развития мозг крайне чувствителен к влиянию извне. Именно поэтому родители и воспитатели стараются не упустить столь благоприятное для обучения и развития ребенка время. Правда, мало кто задумывается, насколько адекватны выбранные ими способы воздействия и каковы их последствия.

С какими негативными последствия раннего обучения могут столкнуться родители и ребенок?

Часто приходится видеть, как маленькие интеллектуалы, демонстрирующие блестящие способности к литературе или математике, оказываются совершенно беспомощными, когда надо выполнить простейшие «бытовые» действия. Например, ребенок в четыре года уже читает книжки, решает примеры и «гуляет» по интернету, но при этом не может сам ни пуговицы застегнуть, ни шнурки завязать, ни руки помыть так, чтобы не расплескать воду по всей ванной комнате…

Дело в том, что мозг - это не просто однородная масса нейронов, а сложная система, состоящая из множества подструктур, отвечающих за разные процессы. Эти структуры созревают не одновременно, а в определенной последовательности: от стволовых и подкорковых образований к коре (снизу вверх), от задних отделов мозга к передним (сзади вперед), от правого полушария к левому (справа налево). Другими словами, сначала формируются отделы, отвечающие за органы чувств, движения и эмоции, за восприятие пространства и ритма, за обеспечение энергией только-только развивающейся памяти, внимания, мышления. И только затем - те отделы, которые обеспечивают сложные функции контроля, речи, способность к чтению, письму. При этом длительность каждого этапа и срок перехода к следующему жестко регламентированы объективными нейробиологическими законами.

Если задача, которую мы предлагаем ребенку, входит в противоречие с актуальным процессом созревания мозга или опережает его, происходит своего рода «энергетическое обкрадывание»: мы как бы отводим энергию в другое русло, и эти незапланированные энергетические потери тормозят те мозговые процессы, которым в этот момент природой предписано активно развиваться. Когда мы пытаемся научить малыша двух-трех лет читать, писать и считать, кора головного мозга перегружается, и эта несвоевременная нагрузка «истощает» подкорковые образования, которые в это время как раз находятся в активном периоде развития. Последствия такого отбора энергии могут сказаться не сразу: у вполне здорового и интеллектуально развитого ребенка в семь лет «вдруг» появляются энурез, навязчивые движения, страхи, у подростка - эмоциональные срывы, агрессия или пугающая пассивность.

Выходит, что мы, не позаботившись о развитии корневой системы, пытаемся на неокрепших стебельках вырастить чудо-плоды, накачивая их всевозможными искусственными добавками. Но недаром говорят: «Каждому овощу - свое время». «Фактор времени» необходимо учитывать, когда мы требуем от ребенка выполнения той или иной задачи.

В таком случае что нужно делать родителям, чтобы интеллект ребенка гармонично и полноценно развивался?

Во-первых, развитие малыша должно идти постепенно, без резких скачков, в оптимальном темпе - ребенка нельзя подгонять, «натаскивать». Чтобы его интеллектуальные задатки раскрылись максимально, то есть полноценно заработала кора головного мозга и были скоординированы нейронные связи, вначале надо позволить созреть подкорковым образованиям, отвечающим за эмоции, восприятие, движение и т.д. Значит, наша задача - обеспечить малышу общение с любящим взрослым и возможность двигаться, исследовать окружающий мир. Вместо того чтобы без конца «развивать» ребенка, показывать ему картинки с изображениями букв, предметов и животных, лучше просто быть с ним, носить на руках, вместе смотреть вокруг и наслаждаться общением.

Когда мне приходится видеть малышей, которых их заботливые родители целыми днями водят на английский, на музыку, на гимнастику, вместо того чтобы ребенок жил дома, слушал сказки, которые читает мама, лепил с бабушкой пирожки, бегал наперегонки с собачкой и играл своей любимой игрушкой, мне бывает жалко и детей, и, конечно, родителей.

Во-вторых, интеллект младенца - это не то же самое, что интеллект взрослого. Когда мы называем умным взрослого, то, как правило, имеем в виду его эрудицию, способность анализировать, систематизировать, обобщать. Когда речь заходит о детях, которым предстоит через год-два сесть за парту, мы ориентируемся на их умение читать, писать, считать. Но как мы можем говорить об интеллекте крошечного ребенка, если он еще не может ни того, ни другого, ни третьего? Для первого года жизни малыша психологи выделяют иные составляющие интеллекта: это реакция на новое (любопытство), познавательная активность и развитие речи.

Давайте поговорим подробнее об этих трех составляющих. Итак, любопытство . Реакцию на новизну, или любопытство, пожалуй, можно считать предтечей интеллекта. Когда малыш живо реагирует на нового человека или новую игрушку, прислушивается к звукам, вглядывается в предметы, попадающие в его поле зрения, когда он радуется, слыша голос мамы или видя ее лицо, мы с восхищением говорим: «Надо же, какой смышленый…».

И мы правы! Даже двух-трехмесячные младенцы могут различать цвет, форму и структуру движущихся предметов. Более того, они могут создавать сложный образ предмета, объединяя сведения, поступающие от различных органов чувств. В одном эксперименте шестимесячным малышам давали соски разной формы: гладкую и шишковатую. Ребенок свою соску не видел, но безошибочно ее узнавал, когда ему показывали обе соски одновременно. Он дольше разглядывал именно ту, которую только что сосал.

Это доказывает, что уже в самом раннем возрасте дети имеют базовые представления об окружающем мире, поэтому они реагируют на возникающие изменения, а не просто пассивно воспринимают все, что происходит вокруг. Они способны предвосхищать события и удивляться, если что-то идет «не так». Если у младенца существуют врожденные или столь рано приобретенные «знания» о мире, то было бы странно их игнорировать.

В свое время Джозефом Фейганом был даже разработан тест, оценивающий интеллект младенцев. В ходе теста детям в течение определенного времени показывают сначала одно изображение, а затем два: первое - то, которое они уже видели, а второе - новое, незнакомое. Малыши, которые дольше смотрят на новое изображение, то есть «предпочитают новизну», проявляют любопытство, по мере взросления, как правило, демонстрируют более высокий уровень интеллекта, чем дети, не проявляющие интереса к новому.

Далее, познавательная активность . Окружающий мир вызывает у младенца огромный интерес, но он еще не говорит, не читает, не может засыпать нас вопросами, а потому с развитием движений активно исследует свою «среду обитания» всеми доступными для него способами: хватает предметы, пытается их пощупать, тащит в рот, пробует на вкус, облизывает, бросает на пол, стучит ими об стену…

Так, через движения глаз, языка, рук, перемещение в пространстве к ребенку приходят первые представления о предметах и явлениях. На руке и на языке находится огромное количество нервных окончаний. Отсюда информация постоянно передается в мозг, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов, и в сознании младенца складывается целостное представление о предмете.

Ребенок не просто впитывает впечатления, он постоянно экспериментирует: что будет, если выбросить из кроватки все игрушки? А что если потрясти папин телефон? Как снова заставить погремушку греметь? К своему первому дню рождения младенец начинает понемногу осознавать причинно-следственные связи: потянешь за веревочку - притянешь к себе привязанный к ней предмет, нажмешь на клавишу выключателя - зажжется или погаснет свет. Ему нравятся подобные манипуляции, и он стремится повторять их снова и снова. Действия с предметами помогают младенцу еще лучше постичь их свойства (вес, размер, форму, плотность, цвет) и научиться их сравнивать, то есть выполнять свои самые первые «интеллектуальные операции».

И, наконец, речь . Как ни парадоксально это звучит, развитие речи - это один из важнейших параметров интеллекта младенца. Да, ребенок еще не говорит, зато слышит, и в первый год своей жизни малыш тренирует свой артикуляционный аппарат, он прислушивается к речи взрослых, особенно если она обращена к нему, пытается ее понять, готов общаться, стремится подражать. Уже во втором полугодии мы можем судить о том, насколько эффективно проходит этот процесс и развивается пассивная речь: младенец реагирует на наши слова конкретными действиями. Например, восьмимесячная дочка моей знакомой на просьбу «покажи ежика» смешно морщит лицо и фыркает. И подобных примеров каждый может привести десятки.

Если резюмировать, то какого младенца мы, условно говоря, можем считать «умным»?

Совсем не обязательно, что этот ребенок к своему первому дню рождения уже говорит, показывает цифры и буквы. Мы, скорее, должны отмечать, насколько он любопытен, интересуют ли его окружающие предметы, чувствителен ли он к новому, как он изучает мир вокруг себя, прислушивается ли к разговору, идет ли на контакт с нами, пытается ли что-то сказать нам на своем детском языке - все это и будет показателями интеллектуального развития в первый год его жизни.

Что же делать родителям, чтобы развивать ребенка в этом направлении?

Вы знаете, сейчас родителям дается такая масса самых разнообразных рекомендаций, что голова идет кругом. Проанализировав несметное количество литературы и посмотрев, что делается на практике, я сделала такой парадоксальный вывод: если мама и правда хочет способствовать интеллектуальному развитию своего ребенка, «с дальним прицелом», ей нужно сосредоточиться на трех «ударных направлениях». Назову их условно: тепло, пространство и границы.

Нормальное психическое развитие ребенка невозможно без теплого, эмоционально насыщенного, интенсивного общения со взрослым. Именно взрослый (и в первую очередь мама) - тот человек, благодаря которому у малыша есть возможность раскрыть свой потенциал.

Каким образом создать такие условия?

Все просто. Способы общения изобретать не нужно, они просты и естественны - их знает каждая чуткая и любящая мать: откликаться на плач, утешать, укачивать, баюкать, петь малышу песенки, почаще брать на руки, обнимать, целовать, щекотать, подбрасывать, любоваться им, умиляться, улыбаться, восхищаться новыми действиями, использовать время, когда малыш не спит, для общения и игр.

Потрясающим эффектом обладают всевозможные потешки и пестушки, которыми мама сопровождает переодевание, купание, игру, массаж. Они передаются из поколения в поколение и сохраняются почти в неизменном виде. Все знают «Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки», «Сорока-ворона кашу варила», «Водичка водичка, умой мое личико». Пестушек множество, на каждый случай своя: когда ребенок просыпается, когда мама его умывает, когда он учится переворачиваться, когда у него что-то болит и т. д. Они очень ритмичные, складные, поднимают настроение и маме, и малышу, помогают получать удовольствие от общения и оказывают позитивное влияние на общее развитие младенца.

На первый взгляд, это не вписывается в контекст привычного разговора про интеллект. Но именно эта особая атмосфера тепла, внимания и заботы позволяет ребенку расти и развиваться полноценно. Для того чтобы чему-то научиться - ходить, залезать, собирать пирамидку, ставить кубик на кубик, малышу приходится сотни раз это пробовать, сотни раз переживать неудачи. Откуда у него такая способность справляться и не отчаиваться? От взрослого, который рядом и с которым у него есть глубокая эмоциональная связь, которому он доверяет. Например, ребенок тянется к игрушке и, не дотягиваясь, падает и ударяется. Он горько плачет, просится к маме на ручки. Она его берет, обнимает, гладит ушибленное место, он видит ее улыбку, спокойный подбадривающий взгляд «глаза в глаза». Ему не надо ни о чем беспокоиться, ничего бояться. Его защитили, о нем позаботились. В абсолютной безопасности он может целиком погрузиться в свое переживание и выплакать стресс. И как только он успокоился и его опускают на пол, он может снова исследовать мир и пытаться овладеть той самой игрушкой. Ему не страшно.

Это важнейшее условие развития познавательной активности. Только в таком случае ребенок захочет «хватать» и «залезать», узнавать и исследовать. Ему опять интересно, он опять открыт миру. А если такого заботливого взрослого защитника у ребенка нет или он вдруг куда-то делся, малышу приходится в прямом смысле этого слова бороться за выживание, все силы отдавать на преодоление стресса. А значит, ему уже нет никакого дела ни до изучения нового, ни вообще до мира вокруг.

Тезис о зависимости познавательной активности ребенка от прочности эмоциональной связи с взрослым как-то экспериментально подтвержден?

Да, эксперименты в этой области проводились. Так, в исследовательской лаборатории М. И. Лисиной с полугодовалыми младенцами из дома ребенка проводили 50 занятий по восемь минут каждое. Взрослый общался с малышом, как это делает любящая мама, - ласкал его, поглаживал, тормошил, улыбаясь и приговаривая нежные слова. И оказалось, что дети, получившие свою, пусть и небольшую, порцию впечатлений, развивались быстрее, чем малыши из контрольной группы, которым «добавки» эмоций и нежности не досталось. Первые лучше ориентировались в пространстве, дольше играли с игрушками, чаще активно исследовали предметы, одновременно задействовав руки, глаза и рот.

В другом эксперименте участвовали малыши от 9 до 12 месяцев: взрослый брал ребенка на руки, играл с ним, водил за ручку по комнате, произносил что-то ласковое и т. д. Всего за 20 занятий дети преображались: исчезала напряженность, они становились более раскованными, радостными, с удовольствием вступали в контакт, чаще сами инициировали общение со взрослым. Тесты на активную речь и понимание речи взрослого показали их превосходство над детьми из контрольной группы. Конечно, эти поразительные эффекты не могут быть долговременными, и без продолжения регулярного общения со взрослым, к сожалению, сходят на нет.

А вот когда в закрытых детских учреждениях Англии пытались преодолеть дефицит эмоций за счет механической экстрастимуляции (по утрам и после обеда на 10 минут включали автоматическую качалку, или взрослый столько же времени стоял у колыбели младенца и монотонно читал ему вслух), то никакого, даже кратковременного благотворного влияния на развитие ребенка это не оказало. Не было главного - теплого эмоционального контакта со взрослым.

Именно живое общение с любящим взрослым дает все самое необходимое не только для эмоционального благополучия младенца и его психологического комфорта, но и для развития его интеллекта. Никакие развивающие игрушки, никакие обучающие методики не заменят в младенчестве ни нежных рук, ни ласкового взгляда мамы.

А если взрослый не знает, чем занимать ребенка целый день, как с ним общаться?

Дети делают жизнь забавной, непредсказуемой и иногда даже сумасшедшей, но невероятно счастливой. Они подкупают своей непосредственностью, искренностью и доверием к миру. Но всё ли известно взрослым о жизни малышей и ребят постарше? В этой статье собраны самые необычные и интересные факты о детях.

Удивительные факты о самых маленьких

Когда в доме появляется новорождённый, он кажется таким хрупким и беззащитным... Невероятно, но это впечатление во многом обманчиво. У малышей есть необычные способности, благодаря которым они выносливее, чем кажутся. Эти интересные факты о детях самого раннего возраста были доказаны учёными, но проверять их «работоспособность» в домашних условиях новоиспечённым родителям не стоит.

Однако не стоит экспериментировать с этой особенностью: несмотря на силу крошечных ладоней, малыш может расцепить пальцы в любой момент.

Умилительные особенности малышей

Невозможно нарадоваться на:

  • милые особенности малышей;
  • их забавные привычки;
  • их первое «агу» и смех.

Появление ребёнка в семье связано не только с хлопотами и недосыпами, существует как минимум 3 очаровательные причины, почему люди решают стать родителями.


  • ухаживает за своим малышом;
  • прикасается к его коже;
  • целует макушку;
  • носит и качает на руках;
  • кормит его.

Дети - обладатели суперспособностей

Некоторые и особенности невероятно удивляют. На первый взгляд даже может показаться, что такими возможностями обладают только голливудские супергерои. Поразительно, что на самом деле эти интересные факты про детейкасаются каждого человека до определённого возраста.

  1. Юный организм имеет способность к регенерации. Если по неосторожности чадо лишилось части пальца (в пределах ногтевой пластины), высока вероятность, что восстановление повреждённого места произойдёт без медицинского вмешательства.
  2. В самом начале жизни головной мозг новорождённого демонстрирует ошеломляюще скоростной рост: на 1% ежедневно.
  3. Младенцы могут спать, не смыкая век, с открытыми глазами.
  4. Находясь в утробе матери, будущий малыш может излечивать её повреждённые органы, отправляя «на помощь» уникальные по своим свойствам стволовые клетки.

Дети-«трансформеры»

Новорождённые имеют почти на 100 костей больше, чем взрослый человек. Постепенно они соединяются, трансформируются, и их количество становится меньше. До этого момента кости малышей более гибкие и пружинистые, лучше адаптированы к ударам. Это объясняет, почему дети часто падают, но редко получают серьёзные переломы и увечья.

Ещё одно отличие в строении скелета - отсутствие у новорождённых коленных чашечек. Их формирование может затянуться вплоть до 6-летнего возраста.

Интересные факты о детях из других стран

Культурные различия разных стран касаются не только пищевых привычек, философских взглядов или принятых социальных норм. Подходы к воспитанию подрастающего поколения за пределами границ родного государства имеют свои существенные отличия. Интересные факты о детях из других стран дают возможность лучше понять менталитет её жителей.

  1. В некоторых восточных странах возраст принято считать не с момента рождения, а с момента зачатия, т. е. новорождённые появляются на свет уже 9-месячными.
  2. В Японии существует запрет на слова, дающие явную негативную оценку, - плохой, нехороший. Например, около школьной парковки висит табличка с картинкой, на которой ровно поставлены велосипеды. И ещё одна, где они неаккуратно брошены. На первой надпись гласит: «Так велосипеды ставят хорошие дети», а на второй - «Так хорошие дети велосипеды не ставят».
  3. Настоящими рекордсменками по рождению двойняшек или близнецов в мире признаны женщины из Нигерии: в результате каждых 11 родов на свет появляется больше 1 малыша. А вот в Японии это случается гораздо реже - 4 случая на 1000 беременностей.

Однако есть нечто общее, что объединяет все страны. Практически на всех языках мира «мама» и «папа» звучат очень похоже, потому что это первые звуки, которые в состоянии произнести малыш.

Для каждого родителя радостно собирать интересные факты из жизни ребенка на память. У мам популярно ведение специального альбома, куда можно записывать достижения своего малыша:

  • день, когда у крохи прорезался зуб;
  • дата первых шагов и слов;
  • вес и рост по месяцам, размер ладошки и ступни.

Дети - самые любознательные существа на планете. Среднестатистический малыш в возрасте 3-4 лет задаёт ежедневно 900 вопросов, и очень скоро его начинает интересовать он сам. Родителям будет полезно держать в голове наготове самые интересные факты для детей из их жизни. А когда ребёнок станет взрослым, такой альбом навсегда сохранит приятные воспоминания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.