Методическая разработка «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук). Развитие моторики − какие самые важные игрушки в первые полгода жизни малыша

Развитие мелкой моторики рук влияет на интеллект малыша, его память внимание и мышление. Поэтому каждая мама стремиться как можно раньше начать заниматься с крохой. Многие родители думают, что проводить такие занятия могут только специалисты в центрах развития. Конечно, можно водить кроху на занятия в группы, но несложно заниматься и дома, разработав систему и план занятий, которые будут интересны ребёнку в раннем и дошкольном возрасте и направлены на развитие двигательной активности.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика - это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

  • крупная моторика - это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
  • сенсорика - это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

Ум ребёнка - на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский, педагог

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Мелкая моторика для развития речи и других навыков

  1. Умение управлять руками - основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики - один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей - это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.

Совершенствование мелкой моторики развивает мозг ребёнка и готовит его к выполнению повседневных действий

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

На что влияет мелкая моторика - видео

Способы развития мелкой моторики, актуальные для детей разных возрастов

Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься с самого рождения, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. В зависимости от возраста и предпочтений малыша можно ему предложить:

  • массаж кистей рук и пальцев;
  • игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • пальчиковую гимнастику;
  • графические упражнения, штриховки;
  • лепку из пластилина;
  • собирание конструкторов и мозаик;
  • рисование и раскрашивание;
  • вырезание ножницами;
  • работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;
  • игры с верёвочкой, шнуровку.

Важность развития мелкой моторики с раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей до года

Мама и папа с самого рождения могут помочь своему малышу развиваться. Для деток первого года жизни подходят такие занятия:

  • массаж ручек и ножек;
  • пальчиковые краски.

Массаж рук и массажёры

Детям до года очень полезен массаж рук, пальцев и ножек . Родители могут выполнять его в любое время дня без ограничений по времени. Главное правило: грудничку упражнения должны нравиться. Если малыш ощущает дискомфорт, начинает капризничать и убирать ручки или ножки, занятия лучше ненадолго отложить.

  1. Аккуратно потягивайте пальчики малыша: упражнение должно проходить медленно и нежно, никаких резких движений. Затем каждый пальчик нужно погладить. Эти действия можно проводить с детками от двух месяцев и старше.
  2. Делайте круговые движения пальчиков в одну сторону, затем в другую. Упражнение делается с каждым пальчиком по отдельности.
  3. С 5 месяцев можно легко массировать каждый палец ребёнка, затем ладошку и плавно переходить на кисть руки. Помимо развития мелкой моторики, происходит и общее укрепление мышц верхних конечностей малыша.
  4. В 8 месяцев приходит время подключать более активные упражнения: постукивать своим пальцем по ладошке ребёнка, слегка нажимать, загибать и разгибать пальчики. Эти действия можно делать одновременно с проговариванием стишков «Сорока-белобока», «Шла коза рогатая». То же самое повторяют и с ногами крохи.

Очень полезно использовать специальные тренажёры или массажёры. Они бывают в виде мягкого мяча с неровной поверхностью, валика или кольца, которое одевают на палец. А можно использовать подручные материалы: покатать в руках грецкий орех, сшить мешочки из натуральных тканей и насыпать в них разные крупы. Их периодически давайте ребёнку в руки - это отличный массаж и стимуляция нервных окончаний.

Выполнять упражнения с массажёром можно по-разному, катая его:

  • по столу;
  • между ладонями;
  • от кончиков пальцев до локтя;
  • по тыльной стороне кисти.

Главное помнить, что заниматься нужно с обеими верхними конечностями по очереди. Некоторые родители ошибочно полагают, что если они будут уделять внимание только правой, их ребёнок не будет левшой. Это неверное утверждение. Для гармоничного развития крохи следует развивать две руки одинаково.

Тренажёры и массажёры для развития мелкой моторики рук - фотогалерея

Для массажа рук можно использовать орех Массажёр для рук в виде мяча Такой тренажёр для пальцев можно использовать, когда ребёнок научился сидеть Массажёры могут быть разного вида и формы

Дети очень любят рисовать. Не стоит думать, что приучать их к творчеству нельзя раньше 1–1,5 лет, когда они смогут взять с руки кисть или карандаш. Сегодня большой популярностью пользуются пальчиковые краски, изготовленные из натуральных компонентов и безопасные даже при проглатывании. Рисование рукой является идеальным вариантом развития мелкой моторики у детей грудного возраста. Ребёнок не только ощущает все движения пальцами, но и воспринимает цвета красок, учится их распознавать. В этом случае развивается и сенсорное мышление.

Рисование пальчиковыми красками способствует развитию мелкой моторики

Рисуем пальчиковыми красками - видео

Актуальные методы развития моторики у детей от 1 до 2 лет

В годик ребёнок уверенно сидит, а возможно уже и ходит. Теперь он больше интересуется развивающими игрушками, книжками и другими окружающими его предметами. В этом возрасте для него важно сенсорное восприятие, поэтому можно подключать такие занятия:

  • пальчиковые игры, массаж рук и кистей;
  • пальчиковые краски, рисование гуашью с помощью кисти (акварелью дети начинают рисовать с трёх лет);
  • лепка: маленьким деткам ещё тяжело лепить из пластилина, поэтому лучший вариант - тесто;
  • сортеры и пирамидки, мягкие пазлы - всё это замечательно развивает мелкую моторику;
  • бизиборды, игры с крышками - здесь важен интерес ребёнка и простор фантазии родителей.

Игрушки и занятия для детей младшего возраста - фотогалерея

Тесто для лепки мягче пластилина, поэтому больше подходит для детей в возрасте 1–2 года С помощью пирамидки можно отрабатывать координацию движений Сортер замечательно развивает мелкую моторику С пластиковыми крышками можно придумать множество самых разнообразных игр

Развивающие игры для детей 1–2 лет - видео

Задания для малышей 2–3 лет

В 2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:

  • нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
  • игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
  • строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
  • лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
  • занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
  • игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.

Игры с крупами, водой, пластилином, кубиками и прочие занятия для детей 2–3 лет - фотогалерея

Строительство из кубиков развивает координацию движений Малышу интересно правильно зашнуровать макет ботинка или застегнуть пуговицы на пальто у куклы Нанизывание развивает логику и терпение Лепка из пластилина - более сложное занятие, чем лепка из теста Игры с водой увлекают детей разного возраста

Игры для развития мелкой моторики детям 2–3 лет - видео

Развитие мелкой моторики с детьми садиковского возраста (4–5 лет)

В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:

  • игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
  • работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
  • аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
  • рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка - эти навыки готовят руку малыша к письму.

Рисование, аппликация, штриховка и другие занятия для ребёнка 4–5 лет - фотогалерея

В возрасте 4–5 лет приобретите специальные детские ножницы с круглыми краями Аппликации научат ребёнка аккуратности Игры с песком успокаивают ребёнка и очень полезны для развития моторики Штриховка готовит руку ребёнка к письму

Упражнения для развития мелкой моторики у детей 4–5 лет

Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет

В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.

Подготовить малыша к школе помогут такие занятия:

  • физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
  • мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции - отличный способ развития маленьких пальчиков;
  • конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
  • прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.

Занятия по развитию моторики для дошкольников - фотогалерея

Собирание мозаики по образцу помоет в совершенствовании мелкой моторики рук дошкольника Конструкторы из мелких деталей очень увлекают дошкольников Пальчиковый театр способствует укреплению мышц кисти и пальцев

О важности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста - видео

Как развивать мелкую моторику у леворуких детей и малышей и нарушением зрения

Исследования, которые проводились учёными, показали, что многие леворукие дети имеют проблемы с развитием речи, письмом и чтением, поэтому очень важно заниматься с ними упражнениями для развития мелкой моторики. Родителям ребёнка, который активно пользуется левой рукой, а не правой, во время занятий необходимо учитывать некоторые нюансы.

  1. Источник света во время выполнения упражнений должен находиться с правой стороны.
  2. Леворукие дети зрительно не воспринимают пространство, которое находится слева от них, поэтому все предметы нужно располагать правее.
  3. Занятия нужно проводить с перерывами. Для ребёнка-левши это важно, ему нужно больше отдыха, поэтому старайтесь распланировать упражнения так, чтобы устраивать паузу каждые 20 минут.
  4. Во время письма ребёнок часто выдвигает левое плечо вперёд - это норма для деток, которые держат ручку в левой руке, не стоит специально менять его позу.
  5. Главное - не акцентировать внимание, что малыш чем-то отличается от других детей. Он должен чувствовать поддержку родителей и педагогов.

У детей с ведущей левой рукой часто наблюдаются сложности с освоением речи, чтения и письма, поэтому развитие мелкой моторики им особенно необходимо

Сегодня дошкольникам часто ставят диагнозы, связанные с проблемами зрительного восприятия. Причин того, что ребёнок плохо видит, может быть множество, однако такие дети должны развиваться наравне со сверстниками. Очень часто они не могут выполнять действия руками, не понимают, что делать. Именно поэтому развивать мелкую моторику у них нужно с раннего возраста. Однако начинать упражнения лучше с двух лет: малыш уже будет понимать, что вы от него хотите, и не будет бояться.

  1. Обязателен массаж и пальчиковая гимнастика: постукивания, поглаживания, игры с массажёрами - всё это должно быть в программе занятий.
  2. Все занятия направлены на изучение информации благодаря тактильным ощущениям, поэтому ребёнку предлагают предметы из разных материалов, разной формы, которые он трогает, запоминает и пытается описать свои ощущения.
  3. Слабовидящие дети учатся читать по рельефно-точечному шифру, поэтому родители подготавливают малыша к восприятию и пониманию такой формы: можно использовать фольгу, на которой чертят линии, волны, точки и другие фигуры. Он обводит пальцами выпуклые рисунки, пытается их понять и запомнить.
  4. В более старшем возрасте ребёнок может сам чертить фигуры или рисунки, а потом на ощупь как бы читать их.

Не стоит думать, что если у ребёнка слабое зрение или присутствует задержка речевого развития, то занятия с ним не имеют смысла. В большинстве случаев регулярные упражнения на развитие мелкой моторики помогают малышу догнать своих сверстников и приспосабливаться к новой для него информации.

Развитие мелкой моторики и тактильности жизненно необходимо для слабовидящих детей

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

  1. Упражнения для 3–4 лет.
    1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой - за 20 секунд.
    2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая - против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру - задание считается невыполненным.
    3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
    4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. Упражнения для 4–5 лет.
    1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
    2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
    3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
    4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
  3. Упражнения для 5–7 лет.
    1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
    2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
    3. Вырезать из квадрата круг.
    4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.

Если в результате диагностики обнаружено отставание в развитии двигательной активности рук, не стоит оставлять эту информацию без внимания: нужно подобрать задания и усиленно заниматься с ребёнком на предмет развития пальчиков.

Картотека упражнений и игр на развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики лучше проводить в игровой форме. Так ребёнку будет интересен процесс, а время, проведённое за занятиями, значительно увеличится. Многие родители задаются вполне логичным вопросом: как же из такого количества существующих упражнений и заданий выбрать нужные и самые эффективные. Ответ прост: все зависит от интересов ребёнка. Некоторые дети предпочитают конструкторы, другие рисование, поэтому родители могут составлять список занятий и упражнений в зависимости от предпочтений ребёнка.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж и упражнения с карандашом

Для детей с самого раннего возраста и дошкольников важны пальчиковая гимнастика и самомассаж. На ладонях находится около одной тысячи биологических точек, которые регулируют работы органов человека. Гимнастика для пальчиков проводится одновременно со стишками, которые так интересны детям.

Пальчиковая гимнастика на столе:

  • свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно;
  • свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно;
  • поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти лежат на столе) правой и левой руки, затем обеих одновременно;
  • имитация игры на пианино.

Упражнения для пальчиковой гимнастики, самомассаж и упражнения с карандашом и мячом - фотогалерея

Упражнения для пальчиковой гимнастики №1 Упражнения для пальчиковой гимнастики №2 Упражнения для пальчиковой гимнастики№3 Упражнения с карандашами Легкий массаж пальцев Самомассаж с помощью мячиков Массаж пальцев специальным массажёром Игра с мячиком для разминки пальчиков Развиваем мелкую моторику с мячом Игры с мячом со стишками

Самомассаж пальцев и кистей рук - видео

Пальчиковые игры

В промежутках между занятиями у дошкольников проводятся пальчиковые игры. Они сопровождаются стихами и пословицами, которые ребёнок с лёгкостью запоминает и может играть с пальчиками самостоятельно в любое время. Такие перерывы дают возможность отдохнуть и размять руки, а затем приступить к выполнению новых заданий.

Пальчиковые игры помогают:

  • развивать речевые умения и совершенствовать их в процессе игры;
  • учиться слушать педагога или родителей и повторять за ними;
  • стимулировать развитие творческих способностей, ведь ребёнок представляет свои руки в виде животных, растений или определённых явлений природы;
  • тренировать ловкость и гибкость рук;
  • концентрировать внимание;
  • тренировать память (ребёнок запоминает стишки и действия пальцев во время их произношения);
  • наладить контакт детей со взрослыми.

В интернете есть множество видео с примерами пальчиковых игр. Но, кроме того, купить книжки с описанием действий, карточки со стишками и пояснениями можно в магазинах для детей.

Стишки и пальчиковые игры - фотогалерея

Пальчиковая игра «Лебёдушка» Пальчиковая игра «Улитка» Набор карточек «Играя, учись!» Книга «Пальчиковые игры»

Играем с пальчиками - видео

Развитие моторики с помощью сенсорных мешочков, бизиборда, сортеров, шнуровок, лего кубиков, пальчикового театра и других

Очень полезны для мелкой моторики занятия с развивающими игрушками. Для детей с года до трёх интересны бизиборды, которые бывают мягкие и твёрдые, в виде доски. С их помощью ребёнок развивает мышление, логику, внимательность, интеллект, запоминает цвета, изучает буквы и цифры, предметы и разных животных.

Дети раннего возраста воспринимают информацию не только зрительно, но и через тактильные ощущения. Родители могут предложить им сенсорные мешочки, наполненные различными материалами . Это могут быть крупы, мелкие или крупные предметы, игрушки, шарики, детали конструктора.

Сегодня многие дети предпочитают игры с конструктором, шнуровками или сортерами. Они интересны не только малышам, ведь здесь можно применить фантазию и весело провести время. В раннем возрасте предложите ребёнку сортер: пусть он пробует подобрать фигуры, подходящие к отверстиям. Затем заинтересуйте его конструктором, детали которого по мере взросления будут всё меньше, а задания - сложнее.

Многие игрушки можно сделать своими руками, например, бизиборд, мягкую книжку, сенсорные мешочки, шнуровку, сортер, а наполнение деталями выполнить в зависимости от предпочтений и интересов малыша. А вот готовый конструктор лучше приобрести в магазине, сделать его дома не получится.

Игрушки для развития мелкой моторики - фотогалерея

Мягкий бизиборд в виде книжки предназначен для самых маленьких деток Большая развивающая доска интересна детям разного возраста Прозрачные мешочки для развития мелкой моторики Развивающие мешочки для развития мелкой моторики легко изготовить своими руками Необычные сенсорные мешочки в виде птичек Учимся нанизывать предметы на верёвку Развиваем мелкую моторику со шнуровкой

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

Подготовила

воспитатель

Отто Анна Валерьевна

г. Санкт-Петербург

2015г.

  1. Введение
  2. Теоретические основы
  1. Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики
  2. Проблема развития мелкой моторики в общепедагогической специальной литературе
  1. Заключение
  2. Используемая литература
  1. Введение

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Джордано Бруно

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Исходя из этого, я определила цель своей работы:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  3. Улучшить общую двигательную активность;
  4. Содействовать нормализации речевой функции;
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:

  1. Пальчиковый игротренинг
  • массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • театр теней
  1. Использование элементов ТРИЗ
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
  • конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
  • различные виды аппликаций
  1. Развитие графической моторики
  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты
  • графические диктанты
  1. Дидактические игры
  • шнуровка М. Монтессори
  • игры с мелкими предметами
  • паззлы, мозаика
  1. Теоретические основы
  1. Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

2.2. Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.

2.3. Проблема развития мелкой моторики в общепедагогической специальной литературе

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

  1. Описание собственного опыта работы

Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

В начале работы я использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). В ходе диагностики я предложила детям три вида упражнений:

С мячом (ударить об пол и поймать в руки, подбросить вверх и поймать, вести мяч одной рукой)

С карандашом (обвести предмет и заштриховать его)

Изолированные движения пальцами

Я поставила перед собой задачи: улучшить координацию движений пальцев рук, проводить упражнения по формированию навыков самообслуживания, улучшить общую двигательную активность ребенка.

Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.

В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков.

Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.

Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.

Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Хождение по дорожкам», «Физкультминутки».

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятием, а также понятию числа.

Мною были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Теремок», «Заяц и лиса» и др.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они использовали в играх, инсценировках.

В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.

Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.

В подготовительной группе велась работа по развитию мелкой моторики как подготовки детей к письму.

В старшей и подготовительной группах проводились упражнения по развитию графических навыков в тетрадях в крупную клетку. Давались задания следующего характера: ориентировка на листе бумаги (графический диктант); упражнения на развитие глазомера, соблюдение заданного интервала между фигурами; правильно изображать те или иные фигуры, соблюдая закономерность.

Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям давались заготовки с рисунками или упражнения в прописях (Е. Бортникова «Мои первые прописи 4-5 лет, 5-6 лет», С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина « Подготовка к письму»). Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.

В совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности детей я использовала методику плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. При этих видах деятельности развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность. Здесь предлагались возможности для творчества детей: сам придумал, сам выложил.

Большой интерес для детей представляло конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий было собирание паззл, нанизывание бисера на леску.

Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.

Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики. Игра «Сосчитай-ка» (соотнесение цифры и количества предметов с помощью шнурка), игра «Волшебные бусы» (нанизывание плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета на шнурок; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность).

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

В конце каждого года я проводила итоговую диагностику развития моторики рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

  1. Заключение

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Используемая литература

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
  4. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  6. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  8. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  9. Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
  10. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  11. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  13. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

Появление малыша в доме – это не только радость для родителей, но и ответственность. Мама и папа ухаживают за новорожденным и воспитывают свое чадо. В первый год жизни он должен научиться ходить, выговаривать некоторые слова, узнавать своих родителей. В два – уже уметь держать ложку, рисовать или что-то лепить из пластилина. Для выполнения точных движений и улучшения координации необходимо выполнять игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Поэтому маме необходимо заниматься с карапузом, чтоб он научился необходимым в обиходе навыкам.

Для чего необходимы упражнения и игры

В детском возрасте это способствует формированию психического здоровья у малыша. Грудничку мама делает массаж всего тела, но больше уделяет внимание пальчикам стоп и кистей. В 3-4 месяца ребенок пытается играть игрушками. Они не должны быть слишком мелким, так как он тянет их в рот. Ловкость развивается постепенно. Сначала движения неуклюжие, и только при повторении они совершенствуются. Нужно отметить, что медики различают несколько периодов: сначала первые 12 месяцев, когда реализуется хватательный рефлекс, затем это 2, 3, 4 года, когда появляется точность движений, целенаправленность.

Назначение навыка

В детском саду и школе ребенок уже должен иметь развитую моторику рук для того, чтобы:

  • Рисовать не выходя за линии. Управляться с карандашом сложнее, чем с фломастером, а для красок и кисти нужны точные уверенные движения.
  • Лепка из пластилина. Обычно этот процесс состоит из манипуляций с мелкими деталями, которые помещаются между двумя пальцами.
  • Письмо. Первые навыки в освоении азбуки уже могут сопровождаться копированием изгибов букв на бумаге или доске.
  • Аккуратность. Иногда заляпанная футболка во время еды свидетельствует не о непослушности малыша, а о трудностях в управлении со столовыми приборами.

Диагностики и нормы мелкой моторики у детей

Внимательно наблюдая за ребенком можно обнаружить нарушение развитие этого показателя. Дети в возрасте 4-5 лет должны соответствовать таким требованиям:

  • Уметь стучать ручкой об ручку – хлопать.
  • Брать указательным и большим пальцем мелкий предмет, например, щепотку соли или крупу.
  • Рисовать на бумаге карандашом.
  • Доставать маленькие предметы из банки или другой неглубокой емкости.
  • Играться кубиками и строить фигурки.
  • Умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии без линейки.
  • Пользуется фломастерами.
  • Умеет пользоваться средствами личной гигиены (чистит зубы щеткой, расчесывается, завязывает шнурки).

Это далеко не весь перечень умений ребенка. Формирование навыков зависит от того, как рано родители начали занятия с малышом. Иногда наблюдается запоздалое развитие детей. Одно дело, если это поражение органов или психические заболевания. Но встречаются случаи, когда это просто результат запущенности.



Возможные отклонения ловкости движения рук:

  • Наблюдается нарушение техники манипулирования предметами (сила, координация, точность).
  • Недостаточная психомоторика.
  • Не может самостоятельно обслуживать себя.
  • Без удовольствия рисует, а также выполняет мелкие точные движения.
  • Не умеет держать карандаш, ручку, вилку или ложку.

Если ребенок в 5 лет не умеет выполнять эти пункты, то это считается функциональным нарушением.


Родители могут самостоятельно определить этот показатель. Для этого ребенка нужно попросить повторить движения за мамой или папой. Рассмотрим перечень таких приемов:

  • Вы можете строить фигурки пальцами рук, а Ваш малыш должен отображать их своими пальчиками.
  • Покажите разминку для кисти. Для этого вытяните руки перед собой, а затем поочередно зажимайте и расслабляйте кулак.
  • Представьте, что указательный и средний палец – это ноги человечка. Попросите ребенка пошагать на листе бумаги.
  • Дайте альбомный лист дочери или сыну и попросите нарисовать домик, а затем посмотрите на изображение. Ровные и прямые линии указывают на положительную динамику развития моторики рук.
  • Возьмите кубики или конструктор и попросите сложить из них домик.
  • Подобные манипуляции можно проделать с пазлами.
  • Поиграйте в считалки. Малыш должен загибать пальцы поочередно начиная с мизинца без помощи другой руки.
  • Поставьте точки на бумаге. Их необходимо соединить, не отрывая карандаша от листа.
  • Штрихование фигуры разными линиями (горизонтальные, вертикальные, волнистые) помогут выявить отклонения в ловкости и четкости выполняемых движений.

Если в 3 года дочка или сын выполняет 30-40%, то в 5-летнем возрасте он сможет выйти на 100% результат. Если вышло ниже, то нужно заниматься, так как в дальнейшем он будет отставать в этом показателе.


Как развивать мелкую моторику рук у ребенка

Начинать занятия нужно по мере взросления, последовательно. Вы можете сделать следующие действия:

  • До 6 месяцев. Делайте ежедневный массаж Вашей крохе. У детей развит хватательный рефлекс, поэтому давайте им в руки игрушки, чтобы они играли ими.
  • От полугода. Приобретите крупные по размеру кубики.
  • До 3 лет. Начните вместе рисовать, писать, выполнять точные движения.
  • Старше 3 лет – речь практически полностью сформирована, как и основные умения. Необходимо поддерживать интерес к действиям – поощряйте увлечения, покупайте дополнительные игрушки.

Нервные окончания стимулируют работу клеток головного мозга, что приводит к увеличению интеллектуальных способностей.

Способы, виды развития моторики

Существует множество методик. Рассмотрим различные варианты, которые несложно выполнить дома.

  1. Массаж ладоней. Его можно сделать своими руками. Подходит для детей в любом возрасте. Суть методики заключается в том, что мама легкими поглаживающими движениями разминает кисти и стопы малыша. Вспоминаем присказку «Сорока-ворона».
  2. Ладушки. Хлопки стимулируют приток крови к кистям, а также тренируют точность и скорость.
  3. Комкание бумаги и листание страниц. В 5-6 лет можно предложить поиграть с газетой, а потом порвать ее. Такое действие им очень нравится.
  4. Бусы, четки. Ребенок охотно перебирает мелкие детали, а также складывает пазлы. Только нужно следить, чтобы он их не съел.
  5. Рисование с помощью песка.

Игры на свежем воздухе

Зимой очень укрепляют здоровье мероприятия на улице. Это могут быть:

  • Снежки. Всеми любимая забава формирует умение лепить плотные шары, а также метко их направлять в цель. В целом во время боя увеличивается скорость манипуляций. При этом они воспринимаются очень положительно, не как урок или упражнение, а как веселье.
  • Снеговик. Построить символ этого времени года достаточно трудно, но очень увлекательно. Чем крупнее цели, тем больше придется приложить усилий, чтобы аккуратно создать фигуру.
  • Горка. Ребенку понадобится для спуска ледянка. При этом он сильно вцепиться в ручку, чтобы не покатиться отдельно от санок. Так будет зафиксирован хватательный рефлекс.

Зимой очень важно находиться все время в тепле. Это относится не только к детям, но и к родителям. Выбирайте качественные и влагоотталкивающие куртки. Интернет-магазин спортивной экипировки Stayer предлагает широкий выбор моделей с большим функционалам и ярким дизайном.


Развивайте мелкую моторику рук с первых месяцев жизни. Это поможет Вам быстро научить малыша держать ручку и кушать ложкой.

Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

  1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
  2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
  3. Дети учатся класть вещи в определённое место.
  4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
  5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
  6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.

Нормы

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.

  1. Стучит предметом о предмет.
  2. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
  3. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
  4. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
  5. По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
  6. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
  7. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
  8. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
  9. Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.

Отклонения

Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

  • нарушена техника движений;
  • страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
  • диагностируются недостатки психомоторики;
  • плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
  • слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
  • неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
  • затруднения при использовании ножниц.

Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать.

Диагностика

Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения.

  1. Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
  2. Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
  3. У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
  4. Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
  5. Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
  6. Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак - ребро руки - ладонь.
  7. На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.
  8. Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.
  9. Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, - именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
  10. Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
  11. Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.

Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.

Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера. Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах. Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много.

Методики развития

Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

Игры с мелкими предметами

Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

  • мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор.

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Ещё об играх и упражнениях можно прочесть .

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

  • цветные палочки;
  • скороговорки;
  • стихи;
  • пальчиковый алфавит;
  • пальчиковый театр.

В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

Массаж кистей и пальцев

Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:

  • профессиональный массаж у специалиста;
  • самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
  • предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
  • пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

Лепка

Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное - чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

Рисование

Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:

  • рисование по трафаретам;
  • штриховка;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • работа с занимательными прописями специально для дошкольников.

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

Многие мамы неоднократно слышали о том, что для малыша очень полезно регулярно выполнять упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук. Но мало кто из них знает, что такое мелкая моторика рук и для чего ее надо развивать. А также, какие именно упражнения и игры надо проводить с малышом для развития его моторики.

Что такое мелкая моторика рук

Мелкая моторика рук – умение выполнять точные, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Чтобы ребенок смог выполнить упражнение для развития мелкой моторики, его мышечная, костная и нервная системы должны работать синхронно. Педагоги и психологи уже давно установили прямую зависимость между уровнем умственного развития малыша и уровнем развития его мелкой моторики рук. Поэтому и рекомендуют молодым родителям начинать проводить с грудничком элементарные занятия, как только он проявит интерес к окружающим его предметам, и начнет пытаться их хватать и тянуть к себе. На этом этапе мама может массировать ладошки и пальчики малышу. А когда он немного подрастет и сможет самостоятельно сидеть, уже можно будет развивать его мелкую моторику с помощью игр и специальных игрушек.

Переоценить важность своевременного развития мелкой моторики рук невозможно. У детей с развитой моторикой лучше функционирует нервная система, внимание, память, восприятие, усидчивость и речь. Вы спросите, причем тут речь? Какая взаимосвязь между умением связно говорить и выполнять манипуляции с мелкими предметами? Оказывается, в головном мозге речевой и моторный центры расположены рядом. И при активизации участка мозга, отвечающего за мелкую моторику, происходит стимуляция речевого центра. Уже давно замечено, что чем раньше малыш начинает регулярно играть в игры на развитие мелкой моторики, тем раньше он начинает говорить, его речь более быстро становится внятной и разнообразной. А еще развитие мелкой моторики улучшает ловкость рук ребенка и скорость его реакции, что в дальнейшем положительно повлияет на умение быстро и красиво писать.

Когда школьные педагоги и психологи принимают решение о том, готов ли малыш к обучению, они оценивают его по следующим критериям:

  • умение связно говорить, концентрироваться, мыслить и рассуждать логически;
  • степень развития внимания, памяти, воображения;
  • подготовка руки ребенка к обучению письму.

Именно мелкая моторика рук отвечает за развитие перечисленных навыков.

Игры на развитие мелкой моторики могут быть самыми разнообразными: начиная от простых заданий для младенцев, например, взять погремушку, до более сложных, рассчитанных на детей старшего дошкольного возраста, например, нарисовать картинку по точкам.

Игры на развитие мелкой моторики

Массаж ладошек и пальчиков . Для этого можно поиграть с грудничком во всем известную игру «Сорока-ворона». Ребенку младшего дошкольного возраста будет интересна следующая игра: взрослый на ладошке малыша пальцем рисует буквы, цифры, фигуры, а ребенок отгадывает что нарисовано.

Игры с мелкими предметами :

  • Взрослый берет сосуд и насыпает в него однородный наполнитель, например, песок, крупу, бусинки одного диаметра, дробинки или другие мелкие предметы. Затем предлагает малышу по очереди засовывать руки в каждый сосуд и перемешивать его содержимое в течение 5 минут. После того как ребенок несколько раз перемешает содержимое всех сосудов, ему завязывают глаза и помогают опустить руки в любой сосуд. Он должен на ощупь определить, какой наполнитель находится в сосуде.
  • Взрослый высыпает перед ребенком много бус или пуговиц и предлагает нанизать их на леску, соблюдая определенный порядок, например, только большие или только светлые, или одну большую, одну маленькую.
  • Детям старше двух лет можно предложить собирать пазлы или мозаику из крупных деталей.

Пальчиковые игры . Взрослый дает ребенку резинку для волос диаметром 4-5 см. Малыш вставляет пальцы одной руки в резинку и пытается движением всех пальцев прокрутить резинку сперва по часовой стрелке, а потом против часовой.

Лепка . Ребенок лепит из пластилина цифры, буквы, геометрические фигуры. А затем с закрытыми глазами, на ощупь пытается определить, какая именно слепленная им фигура перед ним.

Рисование и аппликация :

  • Для развития мелкой моторики очень полезно рисовать. Кроме обычного рисования рисунков и разукрашивания картинок можно предложить ребенку начертить геометрические фигуры или животных через трафарет, прочертить карандашом путь по лабиринту, обвести наперегонки контуры кругов или квадратов.
  • Займитесь вместе с малышом аппликацией (вырезанием и последующим приклеиванием мелких деталей), вырезанием и раскрашиванием «снежинок» из бумаги.

Используйте предметы домашнего обихода. Поставьте перед ребенком обычные закручивающиеся баночки разного диаметра и блюдечко с мелкими предметами (бусинками, пуговицами или горохом). Попросите малыша разложить предметы по баночкам. Со временем задание можно усложнить, например, в первую баночку надо положить один предмет, во вторую два и так до десяти. Также можете предложить ребенку надеть на себя папину рубашку и попробовать застегнуть и расстегнуть на ней все пуговицы.

4.63 из 5 (8 Голосов)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.