Как помочь ребенку с завышенной самооценкой. Как помочь ребенку повысить самооценку. Развлекательные игры и увлекательные занятия для развития самооценки у детей

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает.

Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало.

Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная - без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл - это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться.

За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

1. Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

2. Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

3. Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

4. Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

5. Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось.

Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня.

Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

6. Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!»

Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

7. Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным.

Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться».

Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

Ко мне, как к детскому и семейному психологу, часто обращаются взрослые люди, которые не могут строить свою жизнь так, как им хочется.

– Они чувствуют себя неловко, когда им говорят комплименты и оправдываются: «Да ладно, ничего подобного» .
– Стесняются лишний раз высказать свое мнение и молчат, хотя им есть, что сказать.
– Не могут за себя постоять и защитить свои интересы, когда с ними обращаются несправедливо.
– Позволяют себя обижать, а порой – даже унижать.
– Не умеют говорить «Нет» .
– Не могут попросить о помощи и не заботятся о своем душевном и физическом здоровье.

И знаете, в чем причина? В их заниженной самооценке!
Ведь если человек в себе неуверен – им легко управлять и манипулировать, использовать его в своих интересах.

Известно, что отношение к себе формируется в детстве и потом, в зрелом возрасте, довольно сложно его поменять.

Что дети часто думают о себе

За 20 лет практической работы мне приходилось работать с детьми разных возрастов и с совершенно разными проблемами. В этой работе всегда важно знать, какое у ребенка отношение к самому себе: что он думает о себе, как себя воспринимает.

Вот типичный диалог:

– Расскажи мне про себя, какой ты по характеру?
– Неряшливый.
– А ещё какой?
– Не знаю.
– А если подумать ещё?
– Невнимательный.
– А ещё какой?
– Упрямый, глупый.
– А что тебе в себе нравится? Какой ты?
– Нормальный. Не знаю.

Невесёлый разговор… Ребёнку легче говорить о себе плохо, чем хорошо!

«Тупица, неряха, невнимательный, глупый, лентяй, дурачок, драчун, от тебя только проблемы, не на что не способен» – ребёнок постоянно слышит эти слова в свой адрес от взрослых и сам начинает в них верить:((


Я рекомендую родителям уделять большое внимание самооценке ребёнка – это залог его психологического и душевного здоровья сейчас и в будущем

5 причин низкой самооценки ребёнка

Некоторые слова и действия родителей могут очень негативно влиять на самооценку ребенка.

1. Неконструктивная критика ребёнка

Это когда родители говорят только о его недочетах, не замечая того, что он сделал хорошо. А также, если они не объясняют, КАК конкретно ребёнок может исправить и улучшить свой результат/работу и т.д.

2. «Посмотри, как Вася хорошо справился»

Не ставьте ребенку в пример других детей! Это вообще его никак не мотивирует, а только обижает и заставляет сомневаться в вашей любви.

3. Гиперопека

Не делайте за ребенка то, что он уже может сам и не вмешивайтесь без надобности, когда он пытается чем-то овладеть самостоятельно.
Из-за чрезмерной опеки и контроля у детей возникает ощущение, что они ни на что не способны и им не стоит даже пытаться.

4. Публичные замечания

Если хотите сделать замечание ребенку, сделайте его приватно, без свидетелей. Не нужно «на людях» стыдить и критиковать его – это унизительно и сильно «бьет» по его самооценке.

5. Будьте внимательны к словам-ярлыкам

Ярлыки иногда «прилепляются» к ребенку в семье: «Капризуля», «Рева-корева», «Плакса-вакса», «Злюка», «Драчун», «Неряха» и т.д.
Все они негативно сказываются на самооценке ребенка и имеют нежелательные отдаленные последствия.

Как определить, что у ребёнка заниженная самооценка

Прочитайте фразы, по которым можно предположить, что у ребенка заниженная самооценка и он НЕ уверен в себе:

  • У меня всё равно ничего не получится.
  • Это бесполезно.
  • Даже пробовать не буду.
  • Я боюсь что-то сделать не так.
  • Пусть другие решают.
  • Какая разница, что я думаю.
  • Я хуже, чем другие.
  • Я не красивая / не умный / не интересная.
  • Я уродина / я дурачок / я тупой…

Вот ещё ситуации, которые показывают, что ребёнку не хватает уверенности в себе и своих силах:

  • Не умеет проигрывать, «психует», когда выигрывают другие.
  • Быстро бросает начинания.
  • Плачет, если у него что-то не получается;
  • Боится и не хочет пробовать что-то новое.
  • Сильно переживает из-за ошибок, корит себя.
  • Стесняется и робеет при общении со взрослыми или детьми.

Если в этих примерах вы узнали своего ребёнка – вам будет полезно пройти мой вебинар


Простые способы повысить самооценку ребенка

Ребёнок формирует мнение о себе и свою самооценку, полагаясь на то, что говорят о нём мама и папа.

Важно, чтобы он слышал в свой адрес не только замечания и критику, но и другие, позитивные слова.

Примеры позитивных посланий ребенку:

1. Говорите ему прилагательные, описывающие сильные стороны его характера:

2. Периодически говорите ребёнку просто так, без всяких причин слова, выражающие безусловное принятие:

«Я люблю тебя», «Я счастлива, что ты у меня есть», «Ты замечательный, «Мы тебя так долго ждали», «Я тебя понимаю», «Я так рада тебя видеть» и т.д.;

3. Говорите ему слова благодарности:

«Я благодарю тебя за…», «Спасибо тебе за…»;

4. Хвалите, называя конкретные действия ребёнка:

«Приятно, что ты убрал за собой», «Молодец, что сам без напоминаний собрал портфель», «Вижу, что ты самостоятельно оделась, молодец».

Казалось бы – такие простые простые вещи, правда?

Но многие взрослые забывают об этом ((

Для чего ребенку хорошая самооценка?

Хорошая, адекватная самооценка важна ребенку для того, чтобы:

— Осваивать новое,
— Общаться со сверстниками;
— Быть успешным в школе;
— Защищать себя;
— Отстаивать свои права и интересы;
— Строить отношения с противоположным полом, когда вырастет;
— Выбирать своё любимое дело по душе.

После вебинара вы будете знать:

– Как растить ребёнка уверенным в себе человеком с хорошей, адекватной самооценкой;
– Как научить не сдаваться перед трудностями;
– Как помочь ему верить в свои силы и способности;

– Как научить проигрывать и не «психовать» из-за проигрыша;
– Как смело браться за новое и извлекать уроки из ошибок, а не бояться их;
– Быть настойчивым, целеустремлённым и максимально использовать свой потенциал.

Материал подойдет родителям детей ВСЕХ возрастов. Вас ждет множество практических рекомендаций, которые вы сможете .


Так или иначе, заниженная самооценка зависит от восприятия ребенком самого себя, от окружающей среды, от того в какой семье он живет. Проблема зарождается в тот момент, когда родители мало времени уделяют внимания своим детям, не хвалят за хорошие поступки и не дают возможности проверить свои силы.

Что такое заниженная самооценка?

Заниженная самооценка - это психологическая проблема, не обращать внимания, на которую никак нельзя. Впоследствии она негативно влияет на формирование личности ребенка, выражается во внешних и внутренних проявлениях. Родители, которые считают, что это часть характерологических особенностей, ошибаются.

Заниженная самооценка

Признаки низкой самооценки

Низкая самооценка проявляется в унылости, замкнутости, обидах. Существуют отличительные признаки, по которым можно определить наличие проблемы:

  • ребенок обижается даже по малейшему поводу;
  • не верит в собственные силы, использует отговорки: «я не смогу», «у меня не получится»;
  • избегает общения со сверстниками;
  • не хочет браться за новое дело.

Низкая самооценка

Симптомы «Комплекса неполноценности»

Этот комплекс формируется у детей еще с дошкольного возраста, и негативно влияет на формирование целостной личности. Очень важно вовремя выявить признаки «комплекса неполноценности» и искоренить.

Обратите внимание! Нельзя говорить фразы по типу: «Из тебя ничего не выйдет», «Ты никогда это не сможешь» и подобные, все это надо перефразировать и давать ребенку положительную установку.

Отличительные черты:

  • Отсутствие собственного мнения - опирается на мнение родителей либо авторитетных окружающих (родственников, учителей, знакомых) и даже если он и решиться высказать свое мнение отказывается от слов, когда услышит противоречия.
  • Страх общения со сверстниками - наотрез отказывается гулять с ребятами на детской площадке, ему кажется, что он недостаточно хорош для них, чувствует себя уязвимым и неинтересным среди мальчиков и девочек.
  • Боится возражать взрослым - не может отстоять себя в разговорах со старшими, не дает отпор за обиды, оскорбления.
  • Задевают в школе и во дворе - другие дети не дают прохода, ребенка часто бьют и обижают.

Проявляется этот комплекс в ежедневном взаимодействии с окружающим миром и в определенных ситуациях. Родителям стоит наблюдать, способствовать дружеским семейным отношениям, поддерживать и хвалить хорошие поступки.

Как оценить уровень самооценки

Этот уровень - изменчивая величина, меняется от того, в какой среде пребывает и с кем общается ребенок. Родителям необходимо постоянно держать этот показатель на контроле. Определить этот признак не сложно в домашних условиях, под рукой всегда найдется то, что нужно.

Методы определения самооценки:

  • С помощью месторасположения рисунка на бумаге. Рисунок расскажет о многом, о страхах, переживаниях, психологическом состоянии, восприятии действительности. Определить состояние таким способом легко, нужно посмотреть на рисунок, в какой части листа он находится. Верхняя часть листа - завышенная, средняя - адекватная, внизу - заниженная, повод для тревоги есть. Цветовая гамма на рисунках говорит о психологическом состоянии. Преобладание темных цветов говорят о депрессивном, волнующем состоянии, тем более, если в сочетании с рваными, острыми линиями.

Методика «Лесенка»

  • Тест «Лесенка». Подходит для детей от трехлетнего возраста. На листе бумаги необходимо начертить лесенку из 10 ступеней. Показав ее сказать, что на самой нижней ступеньке стоят очень плохие дети, а на верхней самые хорошие, и попросить ребенка нарисовать на какой ступеньке он видит себя. Ключ к тесту: 1-3 ступенька - сильно занижена; 4-7 - адекватно оценивает себя, но переставать следить нельзя; 8-10 - свидетельствует о завышенном уровне. Впоследствии можно попросить нарисовать своих друзей, так выявляется его отношение к другим сверстникам, одноклассникам.
  • «Смешные человечки» - обычная игра, выявляющая уровень самосознания и оценки личности. Рисуется дерево, на ветках которого располагаются обычные зверьки. Далее рисуется новое дерево, и спрашивают ребенка, где он сидел бы, если попал на дерево. Где сидели бы его друзья? Недостаток теста лишь в том, что он показывает только самоощущения детей в знакомом коллективе.

Реальную картину можно узнать, когда в семье складываются доверительные отношения.

Доверие - залог успеха воспитания

Как повысить самооценку и уверенность в себе мальчику 7-8 лет

Адекватная самооценка - это успешность во всех его проявлениях: взаимоотношениях в коллективе, формировании семьи, на работе и т. д. В восемь лет формируется представление о себе и других, это обусловлено кризисом - ребенок приобретает социальный статус ученика, для него важна внешняя оценка его достоинств.

Важно! Чем больше преград и трудностей ребенок положительно преодолел, тем он увереннее в себе.

Как поднять самооценку ребенку? Дети - это будущие взрослые, которых нужно поддержать в трудную минуту, похвалить, одобрить их поведение, тогда они вырастут уверенными в себе людьми, успешными и активными членами общества.

Копия родителей - начинаем работу с себя

Дети - отражение своих родителей, часто они копируют именно своих ближайших родственников. Нотки неуверенности родителей вполне могут передаться детям в виде тревожности и низкой самооценки, самоуважения. Нельзя сказать, что развиваться нужно только детям, работу над саморазвитием нужно проводить каждому взрослому.

Как правильно похвалить, поблагодарить, наказать

Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенку? Похвалой можно не только улучшить, но и ухудшить положение вещей. Особенно если это лже похвала или похвала, не имеющая смысла.

Хвалить можно и нужно, похвала «окрыляет» детей и дает установку становиться еще лучше, стремиться к успеху.

Хвалить нужно когда:

  • выражается собственное мнение, подкрепленное аргументами;
  • оказывает помощь друзьям, ближнему, младшим;
  • проявляет оптимистический настрой;
  • за мужество;
  • за желание преобразить мир к лучшему;
  • за доведение дел до конца.

Благодарить ребенка нужно для поднятия его достоинств и оценки происходящего. Даже взрослым необходимо иногда побыть ребенком и оказаться зависимым от младших. Интересоваться мнением детей, благодарить за оказанную помощь в пределах их сил нужно в ежедневной жизни.

Воспитывая детей, без наказаний вряд ли обойдется, но наказания никак не должны быть во вред здоровью или морально унижать.

Наказание

Наказывать нужно правильно:

  • не вредя здоровью;
  • если есть сомнения, лучше не наказывать;
  • наказание должно быть не за счет любви, нельзя лишать теплых чувств;
  • за один раз - одно наказание;
  • не отнимать личных вещей;
  • поздние наказания - лучше не наказывать вовсе, чем запоздало, иначе влечет за собой формирование комплексов;
  • наказание - прощение, чтоб не было чувства вечно виноватого;
  • отмена наказания - если инцидент исчерпан, отменяется наказание.

Как сравнение с другими влияет на самооценку

Дети - уникальные создания, и каждый отличается своими достоинствами. У всех из них разный нрав, характер, темперамент, способности. Абсолютно каждый талантлив в чем-то своем. Задача родителей определить и подкрепить талант, но уж никак не сравнивать свое чадо с другими. Это пагубно влияет на психику и осознание собственного «Я», своих сил. Если постоянно сравнивать, то формируется низкая самооценка, тревожность, замкнутость. Ребенок может даже думать, что его не любят потому, что он не такой как другие, не достойный.

Сравнение с другими

Важно! Нужно любить ребенка таким, каков он есть, и помочь раскрыть его таланты.

Упражнения для повышения самооценки

Как повысить самооценку ребенку? Простые и действенные на практике упражнения помогут воспитать решительного человека с лидерскими качествами.

  • Игра «Копилка успеха». Суть: нужно взять коробку и оформить вместе с ребенком, так как ему нравиться. В нее он будет складывать свои маленькие достижения, которые можно написать на бумаге: «красиво продекламировал стих», «выполнил контрольную по языку на пять, хотя боялся» и т. д. Повышать уверенность будет значительное прибавление веса коробки. Такая игра может использоваться впоследствии для повышения веры в свои силы.
  • Игра «Заверши предложение» - для проведения понадобится мяч. Правила этой игры гласят, что необходимо ребенку бросать мяч с началом фраз: «Я могу…», «Я умею…», «Я научусь…» и подобные, а ребенок каждый раз завершает предложение и бросает мяч обратно. Эта игра помогает осознать, кем он есть, и чего хочет добиться. Всякий раз, бросая мяч лучше повторять начало предложения несколько раз, так малыш осознает, что он когда-то этого не умел, но смог научиться.
    • Игра «Звезда квартиры». Для нее необходимо изготовить стенд (лист бумаги) в центре с нарисованным цветком с лепестками, либо солнце с лучами. Посередине наклеить фотографию ребенка. В течение обусловленного времени (1-2 недели) на лепестках взрослые и дети будут записывать положительные качества и достижения. Сами взрослые смогут увеличить авторитет ребенка. В конце плакат снимают и отдают ему самому.

    Следить и поднимать самооценку детей нужно не одноразово, а постоянно. Адекватная оценка себя - основа успешного человека, его карьеры, семейного благополучия и счастья. Доверие, взаимопонимание и дружеские отношения - залог успеха воспитания уверенного в себе деятеля.

Вам не нравится, как ведет себя ребенок, или боитесь увидеть неуверенность и несостоятельность малыша в будущем? Тогда стоит знать, какая самооценка у вашего чада и как ее повысить.

Полноценную личность, которая умеет принимать решения, учитывает мнения других людей, нормально относится к неудачам и старается перешагнуть преграды, стоит воспитывать с раннего возраста.

Именно от уверенности в себе и своих силах зависит то, как человек будет идти по жизни. Как же сформировать нормальную самооценку?

Уровни уверенности в себе

Если у ребенка завышена самооценка, ее можно распознать:

  • в уверенности в собственной правоте;
  • в желании управлять остальными детьми, указывая на слабость каждого, но при этом не замечая собственных недостатков;
  • в попытках обратить на себя внимание;
  • в агрессии.

Дети с высоким самомнением унижают других, относятся свысока, нетерпеливы при общении, могут перебивать собеседника. Часто используемые слова – «Я лучший».

При заниженной самооценке ребенку свойственны такие особенности поведения и черты характера:

  • тревожность;
  • неуверенность в себе;
  • страх быть обманутым, обиженным, недооцененным;
  • недоверчивость;
  • стремление к уединению;
  • обидчивость;
  • нерешительность;
  • настрой на неудачи;
  • боязнь не справиться с задачей;
  • недооценка своих успехов.

Фразы, которые характеризуют заниженную оценку – «Я плохой», «Я не смогу».

Если у ребенка адекватная самооценка, то это будет выражено:

  • верой в собственные силы;
  • способностью просить помощи;
  • принятием решений;
  • умением признать свою ошибку и стремлением ее исправить.

Дети с нормальной самооценкой умеют принимать окружающих такими, какие они есть.

Важность грамотной похвалы

Для формирования полноценной личности стоит заинтересовано подойти к воспитанию, одобряя, поощряя и используя похвалу.

Но следует знать, что не во всех случаях можно хвалить. Это такие ситуации:

  • если ребенок чего-то добился не самостоятельно (не утруждая себя физически или умственно);
  • не допускается хвалить за внешнюю привлекательность, способности;
  • не стоят похвалы игрушки и предметы гардероба;
  • недопустима похвала, если она вызвана жалостью;
  • не хвалите, если таким способом желаете вызвать положительное отношение к себе.

За что же можно хвалить? Поощряйте желание ребенка выражать свое «Я» и развиваться. Повысить самооценку можно:

  • если хвалить за любые мелочи: оценки, победы, а малышей 5-6 лет даже за первые художественные творения;
  • авансовой похвалой, которая позволит вызвать веру в собственные силы, используя фразы: «У тебя все выйдет!», «Я верю, что у тебя получится» и т. п.;

Правила наказания

Чтобы сформировалась полноценная личность с адекватной самооценкой, не обойтись без наказаний, которые должны быть справедливыми.

Обязательно следует проинформировать малыша о том, за что он будет наказан и каким образом.

Наказывать необходимо с учетом определенных правил:

  1. Соблюдайте сроки , на которые будет назначено наказание (запрет кататься на велосипеде на 2 дня, смотреть мультики неделю и т. д.).
  2. Не переходите на личность , то есть избегайте оскорбительных фраз, не акцентируйте внимание на личности.
  3. Не упоминайте старых огрехов , наказание – сейчас и именно за этот проступок, не ворошите прошлое. Запомните: наказали, значит простили!
  4. Должна быть последовательность .
  5. Наказывая, вы не должны навредить здоровью .
  6. При появлении сомнения (наказать ли) не нужно наказывать в профилактических целях.
  7. За один проступок – одно наказание , которое может быть более или менее строгим (в зависимости от вины).
  8. Нельзя лишать родительского внимания , даже если вы сердитесь.
  9. Не забирайте вещь , что подарена.
  10. Простите ребенка, если он сделал что-то хорошее (ухаживал за больным и т. п.).

Физический вид наказания допускается исключительно в том случае, когда есть угроза здоровью или жизни (как своему, так и другого человека):

  • игры с огнем;
  • драка со слабым;
  • еще одна ситуация – когда ребенок целенаправленно проверяет границы терпения родителя или изводит детей, которые не могут защитить себя.

Необходимо и при физическом виде наказания придерживаться правил:

  1. Никогда не запугивайте предстоящей карой , говоря «Я сейчас достану ремень» и т. п. Лучше уж сгоряча шлепать по попе, чем заранее планировать, изводя малыша терзаниями и переживаниями, что вот-вот его ударят.
  2. Никакого пристрастия ! Не кричите, следите за тем, как вы выражаете эмоции. Физическое воздействие должно быть редким методом воспитания.
  3. Не подойдет такой способ влияния на малыша , которому больше 3 лет. Для детей 7-8 лет это просто унизительно, поэтому придется подобрать более действенные варианты наказания.

Хороший метод – наказание бездействием:

поставьте сына или дочь в угол, но обозначьте время, которое ему нужно там простоять. Очень хорошо, если в этой комнате будут часы. По истечению указанного времени ребенок может покинуть угол и извиниться.

Только не перестарайтесь! Не стоит оставлять малыша в темной закрытой комнате. Такое наказание принесет вред, вызвав фобии.

Ни в коем случае не определяйте такое наказание, как чтение, уроки, спортивные упражнения!

Не допускается наказывать в следующих случаях:

  • при плохом самочувствии малыша;
  • во время еды, перед тем, как уложить спать, после сна, в игровом процессе, при выполнении поручений;
  • если недавно была нанесена душевная или физическая травма;
  • если ребенок не справляется со страхом, проступок совершен из-за невнимательности, подвижности, раздражительности, но прилагались старания;
  • если причина того, почему ребенок поступил именно так, не ясна;
  • если вы чувствуете усталость, злитесь из-за своих проблем;
  • нельзя ругать за плохие отметки в дневнике, если ребенок проявлял старания.

Как повысить самооценку ребенку

  1. Не отстраняйте малыша от домашних дел, не решайте за него любую проблему, но и следите за нагрузкой. Задача, поручение или просьба должна быть под силу ребенку.
  2. Не стоит перехваливать, но и без поощрения не обойтись, если есть заслуга.
  3. Выбирайте адекватный вид наказания и похвалы.
  4. Следует поощрять инициативу.
  5. Учите адекватно реагировать на неудачи, показывая на собственном примере (Не говорите «У меня получилась отвратительная каша! Не буду больше никогда ее варить!». Лучше выразиться так: «Каша не удалась. Но ничего страшного. В следующий раз постараемся ее не переварить»).
  6. Нельзя сравнивать малыша с другим ребенком. Сравнение допускается только с самим собой.
  7. Ругать необходимо за проступок, а не за характер.
  8. Давая отрицательную оценку, вы становитесь врагом творчества.
  9. Стоит разбирать неудачи, делая вывод (расскажите пример подобного поведения, чем все закончилось).
  10. Принимайте сына/дочь такими, как они есть.
  11. Верьте в успехи вашего подростка.
  12. Дайте выразить собственное мнение малышу.
  13. Проводите доверительные беседы вместо ругани.
  14. Давайте установки: «Мы счастливы, что ты у нас есть», «Мы любим тебя», «Мы верим в тебя».
  15. Подберите литературные произведения, которые научат выйти из трудной ситуации, помогут не падать духом.

Чтобы повысить самооценку ребенку, используйте такой прием:

Попросите у него совета и выполните так, как он вам порекомендует. Это даст положительные результаты в формировании адекватного отношения к себе.
Позвольте себе «умалиться», выразите потребность в помощи и защите.
Даже в 5 лет использование такого приема может дать отличный результат.


А вот для того, чтобы привести в норму завышенную самооценку, учите:

  • учитывать желания и мнения окружающих;
  • воспринимать критические замечания;
  • проявлять уважение к чувствам других.

Стоит помочь ребенку, если задача для него сложная. Но не стоит запрещать и пресекать проявление инициативы (помыть посуду, протереть пыль), иначе в будущем вы получите лентяя, который самостоятельно ничего не сможет сделать.

Позвольте ребенку выполнить то, что он может. В 10 лет некоторые дети уже встречаются с представителями противоположного пола, достигают олимпийских успехов, а вы переживаете, правильно ли чадо отрежет кусочек хлеба.

Игры и тесты

С помощью игровых ситуаций можно определить уровень самооценки, а также оказать влияние на формирование адекватного отношения к себе.

  • Проведите тест «Лесенка» (можно и в 3 года). Нарисуйте ступеньки, объясните, что на нижних стоят самые плохие, злые, нетерпеливые и т. д.. детки, а на верхней – умные, послушные и заботливые малыши. Спросите, куда стал бы он. Позвольте нарисовать себя на выбранной ступеньке. При выборе 1-3 ступеньки станет ясно, что у вашего чада занижена самооценка, 4-7 – адекватная, 7-10 – завышена.
  • Игра «Имя» . Предложите подобрать себе имя (то, которое нравится). Выясните, почему ребенок не выбрал свое, чем он недоволен. Такая ситуация разъяснит, какая самооценка у малыша.
  • «Жмурки» . Эта игра позволяет побыть на лидерской роли. Ребенок добивается успеха, а это вызовет положительные изменения самооценке.
  • «Зеркало» . Дети отражают мимику, жесты и движения (зеркальное отражение). «Зеркало» (ребенок) должно отгадать, что показывают именно его. Такая игра научит ребенка открытости, раскованности.
  • Соревновательные игры , в которых можно научиться проигрывать и правильно реагировать на неудачи.
  • «Связующие нити» . Ребята сидят в кругу и передают клубок, сопровождая действие рассказами о том человеке, который держит его в руках.
  • «Настроение» . Сидя в кругу, ребята предлагают варианты поднять настроение: совершить добрый поступок, поухаживать за питомцем, почитать любимую книжку. Эта игра может уменьшить тревожность, а также научит принимать решения.
  • «Проигрываем ситуацию» . Детям необходимо играть самого себя. Остальные роли распределяются между сверстниками или родителями. Пример ситуации:
  1. Ты выиграл в спортивном состязании, а друг оказался на последнем месте. Как ты поможешь ему успокоиться?
  2. У тебя есть три банана. Как ты поделишь их на двоих?
  3. Друзья начали играть в игру, а ты опоздал. Что ты скажешь, чтобы играть вместе с ними?

Самооценка ребенка зависит от воспитания. От того, насколько вы постараетесь, как научите малыша выходить из ситуаций, реагировать и поступать, и будет зависеть вся дальнейшая его жизнь.

Видео: Как поднять самооценку ребенка

«Я не смогу стать футболистом. Я слишком слабый», «Я такой никчемный, что не могу даже нормально учиться в школе». Если ваш ребенок часто употребляет подобные фразы, значит, он обладает низкой самооценкой.

Но вы не одиноки: во всем мире родители сталкиваются с такой проблемой. Задача родителей – вовремя помочь ребенку решить проблемы с самооценкой.

Рассмотрим, что такое самооценка и как ее развить.

Что такое самооценка

В психологии под самооценкой понимают субъективную оценку личности. Проще говоря, самооценка – это то, что мы думаем о себе. Важно ли то, что дети думают о себе? Да. Ребенок однажды станет взрослым. И тогда его самооценка будет играть важную роль в его жизненном выборе.

Самооценка может быть высокой или низкой. У детей с высокой самооценкой есть чувство собственного достоинства, положительный образ собственного «я» и уверенность в себе.

Самооценка не определяет шансы ребенка добиться успеха в учебе, но может повлиять на то, будет ли он чувствовать себя счастливым.

Развитие самооценки у детей

У детей самооценка развивается достаточно рано, и родители играют очень важную роль в ее развитии. Поскольку родители имеют наибольшее влияние на жизнь ребенка, все, что они говорят и делают, сильно влияет на его мышление. Рассмотрим несколько способов развить у ребенка здоровую самооценку.

  • Дети, которые чувствуют, что родители их любят и принимают, учатся любить и принимать себя. Когда вы обнимаете ребенка и говорите ему добрые слова, он чувствует себя любимым. Иногда для этого достаточно просто вашей улыбки.
  • Акцентируйте внимание на сильных сторонах ребенка, а не на недостатках. Поощряйте его использовать свои таланты и не чувствовать при этом смущения. В то же время помогите ребенку определить его слабости и найти способы исправить их.
  • Поощрять ребенка добиваться успеха хорошо. Но у нас не всегда получается быть успешными. Дайте ребенку понять, что иногда проигрывать – это нормально. Научите его справляться с неудачами и объясните, что успех – это не показатель ценности.
  • Развитие новых навыков может воодушевить ребенка. Научите ребенка новым навыкам, пусть даже не первостепенно важным (например, выращивать растения, готовить, менять колесо в машине и т.д.). Это повысит его самооценку.
  • Наличие выбора позволяет ребенку чувствовать себя хорошо. Время от времени давайте ребенку возможность выбирать. Это также учит его ответственности и дает понять, что каждый выбор связан с определенными рисками. Начните с малого: позволяйте ребенку выбирать одежду для прогулки, продукты, игрушки и т.д. И только после этого мотивируйте самостоятельно принимать жизненные решения.
  • Когда вы решаете какую-либо проблему (неважно, большую или маленькую), то испытываете чувство выполненного долга. Поэтому в следующий раз не пытайтесь решать проблемы за ребенка, а научите его самостоятельно справляться с ними. Это повысит уверенность ребенка в себе и чувство собственного достоинства.
  • Научите ребенка заботиться о себе и окружающих. Поговорите с ним о важности здорового образа жизни и необходимости заботы о самом себе. Научите его соблюдать правила личной гигиены и хорошо одеваться. Это повысит его уверенность в себе.
  • Дети от природы любознательны и стремятся пробовать все новое. Если ваш ребенок проявляет интерес каким-либо занятиям или видам спорта, не мешайте ему. Поощряйте ребенка пробовать новое, но предупреждайте его о возможных трудностях и рисках.
  • Например, если ребенок хочет заняться восточными единоборствами, позвольте ему сделать это. Но объясните ему, что для этого нужны практика и упорство, а это значит, что он должен будет рано вставать и тренироваться каждый день.

Поощрение важно, но похвала может принести больше вреда, чем пользы. Частое употребление слов «прекрасно» или «потрясающе» может иметь неприятные последствия для ребенка. Психологи утверждают, что слишком частая похвала мешает развитию самостоятельности у ребенка. Некоторым детям бывает некомфортно от того, что они слышат слишком много похвалы в свой адрес, и поэтому они могут специально прилагать усилия, чтобы доказать, что родители не совсем правы.

Игры и занятия для развития самооценки у ребенка

Похвала может не являться ключом к развитию самооценки и внутренней мотивации у ребенка. Но их можно развить с помощью игр. Рассмотрим некоторые из них.

1. «Я»

Любит ли себя ваш ребенок? Гордится ли он своими достижениями или только стыдится своих недостатков?

Это простое занятие поможет вам найти ответы на эти вопросы.

Вам понадобятся: диаграммная или чертежная бумага, старые журналы, клей, ножницы, фломастеры.

Как выполнять

1. Попросите ребенка написать на листе бумаги слова, которые его характеризуют. Это могут быть как положительные, так и отрицательные характеристики.

2. Затем предложите сосредоточиться только на положительных словах, которые люди говорили о ребенке.

3. Наклейте фотографию ребенка в центре листа бумаги.

4. Предложите ребенку заполнить место вокруг его фотографии положительными словами, которые его характеризуют.

5. Полученный коллаж разместите в комнате ребенка. Это усилит его положительное самовосприятие.

2. Перечислите жизненные достижения ребенка

Эффективный способ повысить самооценку ребенка – напомнить ему о его успехах.

Вам понадобятся: лист бумаги, ручка.

Как выполнять

1. Дайте ребенку бумагу и ручку.

2. Напишите на первом листе его жизненные достижения. Оставьте внизу место, чтобы можно было продолжить этот список.

3. Чтобы напоминать ребенку о том, что он обладает большим потенциалом, предложите ему каждый день перед сном рассказывать о своих достижениях.

Ежедневное перечисление достижений напоминает ребенку, что он способен на большее и развивает его уверенность в себе.

3. Положительный опыт

Это может быть групповое занятие, которым можно заниматься с друзьями или с семьей.

Вам понадобятся: ваза или коробка, карточки, место для игры.

Как выполнять

1. Предложите детям стать в круг и выдайте им по одной карточке.

2. Предложите детям записать свои имена на карточках и положить в вазу. Перемешайте карточки.

3. Каждый ребенок должен вытянуть карточку с чужим именем и написать на ней одно положительное качество этого человека.

4. Соберите карточки и снова положите их в вазу.

5. Верните карточки их владельцам и позвольте им прочитать, что о них написали другие.

4. «Я боюсь, но…»

Страх способен помешать человеку заниматься чем-либо. Это занятие поможет ребенку встретиться лицом к лицу со своими страхами.

Вам понадобятся: бумага и ручка.

Как выполнять

1. Попросите ребенка перечислить на бумаге свои страхи. Например, он может бояться ходить в бассейн из-за лишнего веса, выступать перед публикой или приглашать кого-то на свидание. Предложения должны иметь такой вид: «Я боюсь ходить в бассейн, потому что…», «Я боюсь выступать перед людьми, потому что…».

2. Второй шаг – представить, как ребенок делает то, чего он боится. Пусть он представит, как записывается в бассейн или выступает перед публикой.

3. Формируйте у ребенка привычку: каждый раз, когда он записывает свои страхи, он должен написать возможные результаты, если попробует это сделать. Вместе с негативными последствиями, он должен написать фразы типа: «Даже если я буду сильно волноваться, выступая публично, ничего страшного не произойдет». Это облегчит страхи ребенка.

5. Занятие для матери и дочери

Мать – самый сильный пример для подражания в жизни маленькой девочки. Это занятие поможет девочке повысить свою самооценку.

Вам понадобятся: ватман, фломастеры или маркеры.

Как выполнять

1. Сделайте два плаката, на которых напишите «Я» большими объемными буквами, чтобы внутри можно было вписать текст.

2. Подобным образом сделайте еще два плаката с надписями «Моя мама» и «Моя дочь».

3. Дайте дочери плакаты с надписями «Я» и «Моя мама» и предложите ей вписать в контур букв положительные слова о себе и вас. Остальные два плаката заполните сами.

4. После этого обменяйтесь плакатами и прочитайте, что на них написано.

Самая трудная часть этого занятия – мотивировать дочь написать что-то положительное о ней самой.

6. Ответственные обязанности

Ребенок развивает чувство собственного достоинства, зная, что ему доверяют. Лучший способ сделать это – поручить ребенку ответственную работу.

Как выполнять

1. Составьте список заданий, которые под силу выполнить вашему ребенку (например, поливать комнатные растения, гулять с собакой, пылесосить квартиру и т.д.).

2. Каждый раз, когда ребенок успешно выполняет работу, хвалите его, но не переусердствуйте. Если он допускает ошибки, помогите ему исправить их, но не акцентируйте на этом внимания. Это укрепит уверенность ребенка в себе и улучшит его самовосприятие.

7. Визуализация

Наши негативные мысли могут настолько тяготить нас, что мы не в силах представить себе что-то хорошее. Если ваш ребенок проживает именно такой период, ему поможет это занятие.

Вам понадобится: спокойное место, где ребенок сможет расслабиться.

Как выполнять

1. Узнайте, почему ребенок имеет негативное отношение к самому себе или чего он боится.

3. Предложите ребенку представить и записать идеальный исход события, о котором он беспокоится.

4. Затем предложите ребенку закрыть глаза и представить, как он будет себя чувствовать, если это произойдет.

5. Предложите ему записать, как он себя чувствует, когда визуализирует идеальную ситуацию и то, что он думает о себе.

8. Изменение внутреннего диалога

Негативный внутренний диалог сильно влияет на уверенность ребенка в себе. Независимо от того, что говорят другие, ваше мнение о самом себе – это то, во что вы действительно верите. Это занятие поможет ребенку поменять негативный внутренний диалог на позитивный.

Вам понадобятся: бумага и ручка.

Как выполнять

1. Поделите лист бумаги на две колонки. В одной напишите: «Негативные убеждения», в другой – «Позитивные убеждения».

2. Предложите ребенку записать в первой колонке все негативные убеждение о самом себе, которые у него есть.

3. После этого помогите ему превратить негативные убеждения в позитивные. Утверждения должны быть четкими и соответствовать способностям ребенка.

Сначала вы можете показать ребенку пример. Расскажите ему, как вы меняете негативные убеждения о самом себе на позитивные.

Ваши убеждения ребенка в необходимости мыслить позитивно могут не сработать. Дети больше действуют на основе своих чувств, чем убеждений. Привлекать ребенка к действиям, напоминающим ему о его способностях, более действенно, чем рассказывать ему о позитивном мышлении. Помните, что вы имеете большое влияние на ребенка. Используйте это влияние, чтобы повысить его самооценку, но не переусердствуйте.

Оцените публикацию
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.