Сколько лет образцовой. Биография елены образцовой.


"Великая певица современности, чье творчество стало выдающимся явлением мировой музыкальной жизни.

Обладает безупречной музыкальной культурой, блистательной вокальной техникой.

Ее насыщенное, наполненное чувственными красками меццо-сопрано, интонационная выразительность,

тонкий психологизм и безусловный драматический талант заставили весь мир говорить

о ее воплощении партий Сантуццы ("Сельская честь"), Кармен, Далилы, Марфы ("Хованщина")."

М.В.Пескова

Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде.

У отца, инженера по профессии, был отличный баритон, к тому же он хорошо играл на скрипке.

В квартире Образцовых часто звучала музыка.

Петь Лена начала рано, еще в детском саду. Затем стала солисткой хора Дворца пионеров и школьников.

Там девочка с удовольствием исполняла цыганские романсы и чрезвычайно популярные в те годы песни

из репертуара Лолиты Торрес.

Поначалу ее отличало легкое, подвижное колоратурное сопрано,

которое со временем трансформировалось в контральто.

Окончив школу в Таганроге, где в то время работал отец, Лена по настоянию родителей

поступила в Ростовский электротехнический институт.

Но, проучившись год, девушка едет на свой страх и риск в Ленинград, поступать в консерваторию

и добивается своего.

Начались занятия у профессора Антонины Андреевны Григорьевой.

"Она очень тактична, аккуратна как человек и музыкант, — говорит Образцова.

— Мне все хотелось сделать скорей, петь сразу большие арии, сложные романсы.

А она настойчиво убеждала, что без постижения "азов" вокала ничего не выйдет…

И я пела упражнения за упражнениями и лишь иногда — маленькие романсы.

Потом настала очередь более крупных вещей.

Антонина Андреевна никогда не наставляла, не поучала, а всегда стремилась к тому,

чтобы я сама высказывала свое отношение к исполнявшемуся произведению.

Первым моим победам в Хельсинки и на конкурсе имени Глинки радовалась не меньше меня самой…".

В 1962 году Елена в Хельсинки получает свою первую награду, золотую медаль и звание лауреата,

и в том же году побеждает в Москве на II Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки.

На заключительном концерте конкурса присутствуют солист Большого театра П.Г. Лисициан

и заведующий оперной труппой Т.Л. Черняков, которые пригласили Образцову прослушаться в театре.

Так в декабре 1963 года, еще будучи студенткой, Образцова дебютировала на сцене Большого театра

в партии Марины Мнишек ("Борис Годунов").

С особым волнением вспоминает певица об этом событии:

"Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции.

Помню, как я стояла за кулисами и говорила себе:

"«Борис Годунов» может идти и без сцены у фонтана, и я не выйду ни за что, пускай закроется занавес, я не выйду".

У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену,

может быть, действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы.

У меня нет никаких впечатлений о моем первом спектакле — только одно волнение,

какой-то огненный шар рампы, а остальное все было в беспамятстве.

Но подсознательно я чувствовала, что пою правильно.

Публика приняла меня очень хорошо…"

Блестяще окончив в 1964 году Ленинградскую консерваторию,

Образцова сразу становится солисткой Большого театра.

Вскоре она летит в Японию с бригадой артистов, а затем выступает в Италии с труппой Большого театра.

На сцене "Ла Скала" молодая артистка исполняет партии Гувернантки ("Пиковая дама" Чайковского)

и княжны Марьи ("Война и мир" Прокофьева).


М. Жирмунский пишет:

"До сих пор ходят легенды о ее триумфе на сцене "Ла Скала", хотя событию этому уже 20 лет.

Ее первое выступление в "Метрополитен-опера" по длительности овации было названо

"самым грандиозным дебютом за всю историю театра".

Тогда же Образцова попала в группу певцов Караяна, достигнув высшего из возможных признания

профессиональных качеств.

За три дня записи "Трубадура" она пленила великого дирижера открытостью немыслимого темперамента,

способностью извлечь из музыки максимум эмоционального воздействия,

а также огромным количеством красивой одежды, полученной от американских друзей специально

для встречи с маэстро.

Она переодевалась по три раза в день, получала от него розы, приглашения петь в Зальцбурге и записать пять опер.

Но нервное истощение после успеха в "Ла Скала" помешало поехать к Караяну на спектакль —

он не получил уведомления от ответственной советской организации,

обиделся на Образцову и на всех русских.

Крушение этих планов она считает главным ударом по собственной карьере.

От последовавшего через два года перемирия остался единственный спектакль — "Дон Карлос"

и воспоминания о шоке от его телефонного звонка, заваленного "Плейбоями" личного самолета

и караяновского удара партитурой по голове у входа в театр.

К тому моменту постоянным меццо-сопрано Караяна уже стала Агнес Бальтса — обладательница

Но Образцова не остановилась в росте. Значительно расширяется ее репертуар.

Она исполняет такие разнохарактерные роли, как Фрося в опере Прокофьева "Семен Котко",

Азучена в "Трубадуре", Кармен, Эболи в "Доне Карлосе",

Женя Комелькова в опере Молчанова "Зори здесь тихие".

Примечательным было ее выступление в барселонском театре "Лисео" в декабре 1974 года,

где были показаны четыре спектакля "Кармен" с разными исполнителями ведущих партий.

Образцова одержала блестящую творческую победу над американскими певицами —

Джой Дэвидсон, Розалинд Элайс и Грейс Бамбри.

Сама Образцова говорит:

"Моя Кармен родилась в марте 1972 года в Испании, на Канарских островах, в небольшом театре "Перес Гальдес".

Я думала, что никогда не спою Кармен, мне казалось, что это не моя партия.

Когда я впервые выступила в ней, то по-настоящему пережила свой дебют.

Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен.

И когда в финальной сцене я падала от удара навахи Хозе, мне вдруг стало безумно себя жаль:

отчего же это я, такая молодая, должна умирать?

Потом, как в полусне, до меня донеслись крики зрителей и аплодисменты.

И они вернули меня к действительности".


В 1975 году певица была признана в Испании лучшей исполнительницей партии Кармен.

Много гастролировала за рубежом\

В 1978 году Образцова выступила в качестве оперного режиссера, поставив в Большом театре

оперу Массне "Вертер", где с успехом исполнила главную партию.

Дирижером-постановщиком выступил ее второй муж — А. Жюрайтис.

А. Жюрайтис личность практически легендарная.

Они познакомились на сцене и не расставались 20 лет

Альгис Марцелович Жюрайтис - литовский и российский дирижёр.

Народный артист РСФСР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1977), дирижёр Большого театра.

Он скончался в 1998 году, что стало для Елены Васильевны огромным ударом.

"Я очень любила моего мужа. Я и сейчас очень его люблю…

Мы в театре познакомились и прожили 20 лет, как один день!

Мы очень много ездили вместе и по заграницам и по России, в театре вместе, вместе ставили спектакли.

Я ходила на его спектакли, а он ходил на мои спектакли.

Дома, конечно, мало бывали — всегда в разъездах, всегда в театрах, но очень любили друг друга.

Для меня никогда не был расставлен приоритет, что важней - любовь или работа по душе.

И то и другое имеет одинаковую ценность в моей жизни.

Мне удавалось совмещать это, потому что мы с мужем оба принадлежали искусству,

оба любили музыку и потому у нас не было разделения”.

Первый муж Елены Образцовой был такой же незаурядной личностью, как и она.

Вячеслав Петрович Макаров физик - теоретик, о нем известно очень мало,

потмоу что ученый предпочитает служить науке, а не людям.

От него у певицы есть взрослая дочь, тоже Елена.

Пара прожила вместе 17 лет и все эти годы супруг вел домашнее хозяйство и стоически

переносил разлуки с любимой.

Образцова всегда говорит о нем с большим уважением, но не жалеет, что полюбила другого.

Правда, когда она разводилась, совсем не могла петь.

Известна Образцова и как педагог. С 1984 года она профессор Московской консерватории.

В 1999 году Елена Васильевна возглавила Первый Международный конкурс вокалистов имени Елены Образцовой

в Санкт-Петербурге.

В 2000 году состоялся дебют Образцовой на драматической сцене: она сыграла главную роль в спектакле

"Антонио фон Эльба", поставленном Р. Виктюком.

С успехом продолжает выступать Образцова и как оперная певица.

Певицей стала ее дочь.

Елена Образцова в телевизионном ток-шоу "Жена"



Рубрики:
Метки: Елена Образцова

М.В. Пескова так представляет Образцову в своей статье: «Великая певица современности, чье творчество стало выдающимся явлением мировой музыкальной жизни. Обладает безупречной музыкальной культурой, блистательной вокальной техникой. Ее насыщенное, наполненное чувственными красками меццо-сопрано, интонационная выразительность, тонкий психологизм и безусловный драматический талант заставили весь мир говорить о ее воплощении партий Сантуццы („Сельская честь“), Кармен, Далилы, Марфы („Хованщина“).

После ее выступления в „Борисе Годунове“ на гастролях Большого театра в Париже знаменитый импресарио Сол Юрок, работавший еще с Ф.И. Шаляпиным, назвал ее певицей экстра-класса. Зарубежная критика относит ее к „великим голосам Большого“. В 1980 году певице присуждена премия итальянского города Буссето „Золотой Верди“ за выдающееся исполнение музыки великого композитора».

Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. У отца, инженера по профессии, был отличный баритон, к тому же он хорошо играл на скрипке. В квартире Образцовых часто звучала музыка. Петь Лена начала рано, еще в детском саду. Затем стала солисткой хора Дворца пионеров и школьников. Там девочка с удовольствием исполняла цыганские романсы и чрезвычайно популярные в те годы песни из репертуара Лолиты Торрес. Поначалу ее отличало легкое, подвижное колоратурное сопрано, которое со временем трансформировалось в контральто.

Окончив школу в Таганроге, где в то время работал отец, Лена по настоянию родителей поступила в Ростовский электротехнический институт. Но, проучившись год, девушка едет на свой страх и риск в Ленинград, поступать в консерваторию и добивается своего.

Начались занятия у профессора Антонины Андреевны Григорьевой. «Она очень тактична, аккуратна как человек и музыкант, - говорит Образцова. - Мне все хотелось сделать скорей, петь сразу большие арии, сложные романсы. А она настойчиво убеждала, что без постижения „азов“ вокала ничего не выйдет... И я пела упражнения за упражнениями и лишь иногда - маленькие романсы. Потом настала очередь более крупных вещей. Антонина Андреевна никогда не наставляла, не поучала, а всегда стремилась к тому, чтобы я сама высказывала свое отношение к исполнявшемуся произведению. Первым моим победам в Хельсинки и на конкурсе имени Глинки радовалась не меньше меня самой...».

В 1962 году Елена в Хельсинки получает свою первую награду, золотую медаль и звание лауреата, и в том же году побеждает в Москве на II Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки. На заключительном концерте конкурса присутствуют солист Большого театра П.Г. Лисициан и заведующий оперной труппой Т.Л. Черняков, которые пригласили Образцову прослушаться в театре.

Так в декабре 1963 года, еще будучи студенткой, Образцова дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек («Борис Годунов»). С особым волнением вспоминает певица об этом событии: «Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции. Помню, как я стояла за кулисами и говорила себе: „„Борис Годунов“ может идти и без сцены у фонтана, и я не выйду ни за что, пускай закроется занавес, я не выйду“. У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть, действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы. У меня нет никаких впечатлений о моем первом спектакле - только одно волнение, какой-то огненный шар рампы, а остальное все было в беспамятстве. Но подсознательно я чувствовала, что пою правильно. Публика приняла меня очень хорошо...»

Позднее парижские рецензенты писали об Образцовой в роли Марины Мнишек: «Публика... со всем энтузиазмом приветствовала Елену Образцову, обладающую прекрасными вокальными и внешними данными идеальной Марины. Образцова - восхитительная актриса, голосом, стилем, сценичностью и красотой которой любуются зрители...»

Блестяще окончив в 1964 году Ленинградскую консерваторию, Образцова сразу становится солисткой Большого театра. Вскоре она летит в Японию с бригадой артистов, а затем выступает в Италии с труппой Большого театра. На сцене «Ла Скала» молодая артистка исполняет партии Гувернантки («Пиковая дама» Чайковского) и княжны Марьи («Война и мир» Прокофьева).

М. Жирмунский пишет:

«До сих пор ходят легенды о ее триумфе на сцене „Ла Скала“, хотя событию этому уже 20 лет. Ее первое выступление в „Метрополитен-опера“ по длительности овации было названо „самым грандиозным дебютом за всю историю театра“. Тогда же Образцова попала в группу певцов Караяна, достигнув высшего из возможных признания профессиональных качеств. За три дня записи „Трубадура“ она пленила великого дирижера открытостью немыслимого темперамента, способностью извлечь из музыки максимум эмоционального воздействия, а также огромным количеством красивой одежды, полученной от американских друзей специально для встречи с маэстро. Она переодевалась по три раза в день, получала от него розы, приглашения петь в Зальцбурге и записать пять опер. Но нервное истощение после успеха в „Ла Скала“ помешало поехать к Караяну на спектакль - он не получил уведомления от ответственной советской организации, обиделся на Образцову и на всех русских.

Крушение этих планов она считает главным ударом по собственной карьере. От последовавшего через два года перемирия остался единственный спектакль - „Дон Карлос“ и воспоминания о шоке от его телефонного звонка, заваленного „Плейбоями“ личного самолета и караяновского удара партитурой по голове у входа в театр. К тому моменту постоянным меццо-сопрано Караяна уже стала Агнес Бальтса - обладательница одного из тех бесцветных голосов, которые не могли отвлечь слушателя от восприятия последних идей Мастера».

В 1970 году Образцова удостоилась высших наград на двух крупных международных конкурсах: имени П.И. Чайковского в Москве и имени известного испанского певца Франсиско Виньяса в Барселоне.

Но Образцова не остановилась в росте. Значительно расширяется ее репертуар. Она исполняет такие разнохарактерные роли, как Фрося в опере Прокофьева «Семен Котко», Азучена в «Трубадуре», Кармен, Эболи в «Доне Карлосе», Женя Комелькова в опере Молчанова «Зори здесь тихие».

Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде.

Певица (меццо-сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (29.04.1970).
Народная артистка РСФСР(7.12.1973).
Народная артистка СССР (25.05.1976).
Герой Социалистического Труда (27.12.1990).

Жила в блокадном Ленинграде. В 1943 году вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в г. Устюжну Вологодской области.
В 1948-1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова (руководитель хора - М. Ф. Заринская). В 1954-1957 годах, в связи со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского у педагога Анны Тимофеевны Куликовой. На отчётном концерте в музыкальной школе Образцову услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская, и по ее рекомендации в 1957 году Лена была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.

Выпускница Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1965; педагог - А. А. Григорьева, оперный класс А. Н. Киреева).

С 1964 года - солистка Большого театра.

В том же году во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра Ла Скала выступила в роли Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая Дама». Несмотря на скромность этой партии, обратила на себя внимание итальянской публики и прессы. В дальнейшем выступила на сцене «Ла Скала» в нескольких главных партиях.
В 1975 году вместе с Большим театром гастролировала в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил ее в статусе звезды мировой оперы.

Через несколько месяцев выступила в «Трубадуре» - спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. В 1976 году Образцова - уже в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» - вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Верди. В 1977 году выступила в роли Далилы в «Метрополитен». Тор Экерт, критик New York Times, тогда написал: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы - Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения».

Пела на многих известных музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 г. - Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 г. - Эболи).
Была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме «Сельская честь» (1982). «В моей жизни, - писал Дзеффирелли, - были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо».

В 1973-1994 годах преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, в 1984 году стала профессором.

Выступала и в качестве оперного режиссёра. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижер-постановщик - А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска».
Имеет обширный концертный репертуар - камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и других.

В 2000 году дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда.
В 2003-2004 годах состоялись ее выступления с программой классического джаза (Д.Эллингтон, В.Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И. М. Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера.

В 2007-2008 годах возглавляла оперную труппу Михайловского театра.
В Петербурге руководила культурным центром, названным её именем, где работала с молодыми исполнителями.
Преподавала в Токийской музыкальной академии.

Почётный член Пушкинской академии (1995), академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), академик Академии российского искусства (1999), член Международного общества друзей Русского музея (1998).

Мужья:
Вячеслав Петрович Макаров (род. 1938), физик-теоретик, доцент кафедры ФН4 в МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Альгис Марцелович Жюрайтис (1928-1998) - дирижёр Большого театра, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

Дочь - Елена Вячеславовна Макарова (род. 1966), певица.

Ушла из жизни 12 января 2015 года в Лейпциге, ФРГ. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

театральные работы

Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского)
Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова)
Амнерис («Аида» Дж. Верди)
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)
Шарлотта («Вертер» Массне)
Элен Безухова, Княжна Марья, Ахросимова («Война и мир» С.С. Прокофьева)
Фроська («Семен Котко» С. С. Прокофьева)
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, в редакции Н. А. Римского-Корсакова)
Графиня, Гувернантка, Полина, Миловзор («Пиковая дама» П. И. Чайковского)
Женька Комелькова («А зори здесь тихие» К. В. Молчанова)
Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина)
Любава («Садко» Н. А. Римского-Корсакова)
Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди)
Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи)
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Адальджиза («Норма» В. Беллини)
Джоанна Сеймур («Анна Болейн» Г. Доницетти)
Орфей («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка)
Нерис («Медея» Керубини)
Феодосия(«Пламя» Респиги)
Леонора («Фаворитка» Г. Доницетти)
Иродиада («Иродиада» Массне)
Князь Орловский («Летучая мышь» И. Штрауса)
Герцогиня Беркенфильд («Дочь полка» Г. Доницетти)
Фенена («Набукко» Джузеппе Верди)
Юдит («Замок герцога Синяя борода» Б. Бартока)
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Принцесса («Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа)
Иокаста («Царь Эдип» И. Ф. Стравинского)

призы и награды

1976 - Ленинская премия - за концертные программы 1973-1974 годов и исполнение партий Фроськи, Кармен, Азучены в оперных спектаклях «Семён Котко» С. С. Прокофьева, «Кармен» Ж. Бизе, «Трубадур» Дж. Верди.
1973 - Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки - за концертные программы и театральную деятельность 1971-1972 годов.
Орден Ленина (27 декабря 1990).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Орден Трудового Красного Знамени (1980).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 июня 2009).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 июня 1999).
1962 - 1-я премия на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки.
1962 - Золотая медаль 8-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки.
1970 - 1-я премия на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне.
1970 - 1-я премия на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве.
1972 - Приз «Золотое перо критики» (Висбаден).
1978 - Приз «Золотой Верди» (Италия).
1982 - Гран-при Французской академии грамзаписи.
1994 - Премия Ассоциации театров Сицилии.
2002 - Российская оперная премия «Casta diva».
2004 - Премия «Российский национальный Олимп»..
Награда города Сан-Франциско «За выдающиеся заслуги перед обществом» (США).
Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2009).
Медаль Э. Гранадоса (Испания, 1970).
Памятная медаль Б. Бартока (Венгрия, 1982).
Орден святого Николая (Украина, 1998).
Орден Искусств Русской Академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999).
Почётная медаль Академии российского искусства (1999).
Благодарность Президента Российской Федерации (22 марта 2001).
Почётная грамота Правительства Российской Федерации (11.07.2011).

Российская певица (меццо-сопрано), педагог и актриса, народная артистка СССР родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде (Санкт-Петербург).

Во время блокады Ленинграда весной 1942 года девочка с матерью и бабушкой были эвакуированы по Ладожскому озеру в городок Устюжну Вологодской области, где они жили до лета 1945 года.

В 1948-1954 годах она занималась в детском хоре Ленинградского дворца пионеров, затем на вокальных курсах в Музыкальной школе имени П.И. Чайковского в Таганроге, куда на два года перевели отца.

В 1957 году Елена была принята сразу на второй курс Ростовского музыкального училища.

В августе 1958 года поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории.

В 1964 году окончила Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (педагог Антонина Григорьева).

Будучи студенткой консерватории в 1962 году Образцова завоевала золотые медали на двух конкурсах - на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки в Москве - и получила приглашение в Большой театр. На сцене Большого дебютировала в 1963 году в партии Марины Мнишек в опере "Борис Годунов" Модеста Мусоргского .

За первый год работы в Большом театре Образцова исполнила восемь партий, среди которых Амнерис в "Аиде" Джузеппе Верди .

В ее репертуар также вошли партии Полины, Гувернантки, Графини в "Пиковой даме" Петра Чайковского , Княжна Марья и Элен Безухова в "Войне и мире" Сергея Прокофьева , Любаши в "Царской невесте" и Любавы в опере "Садко" Николая Римского-Корсакова , Кончаковны в "Князе Игоре" Александра Бородина , Марфы в "Хованщине" Модеста Мусоргского, а также Фроси в "Семене Котко" Прокофьева и Жени Комельковой в опере "Зори здесь тихие" Кирилла Молчанова.

Елена Образцова исполнила партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе , Азучены в "Трубадуре", Эболи в "Дон Карлосе" и Ульрики в "Бале-маскараде" Джузеппе Верди, Сантуццы в "Сельской чести" Пьетро Масканьи , Шарлотты в опере "Вертер" Жюля Массне .

Певица стала первой исполнительницей в России партий Оберона ("Сон в летнюю ночь" Бенджамина Бриттена) и Юдит ("Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока ).

В репертуаре Образцовой партии Принцессы Буйонской ("Адриенна Лекуврер" Франческо Чилеа), Адальжизы ("Норма" Винченцо Беллини ), Джованны Сеймур ("Анна Болейн" Гаэтано Доницетти ), Орфея ("Орфей и Эвридика" Кристофа Глюка ), Нерис ("Медея" Луиджи Керубини ), Далилы ("Самсон и Далила" Камиля Сен-Санса ) и др.

В 1986 году Елена Образцова выступила в качестве режиссера, поставив в Большом театре оперу Жюля Массне "Вертер".

В обширном концертном репертуаре певицы - произведения более 100 композиторов XVIII-XX веков в их стилевом и жанровом многообразии: оперная, камерная, кантатно-ораториальная, духовная музыка, русские песни, старинные романсы, классическая оперетта, зонги и джазовые стандарты. Особенно часто она исполняет сочинения Георгия Свиридова, посвятившего ей вокальный цикл "Десять песен на стихи Александра Блока" и создавшего специально для нее новую редакцию своей поэмы на стихи Сергея Есенина "Отчалившая Русь", изначально написанную для баритона.

Елена Образцова выступала в ведущих оперных театрах мира - Марсельской опере, Барселонском театре Лисео, Венской государственной опере, Опере Сан-Франциско, Миланском театре Ла Скала, Метрополитен-опера, Вашингтонской национальной опере, Лондонском театре Ковент Гарден, театре Колон в Буэнос-Айресе.

Пела на многих известных музыкальных фестивалях, среди которых Зальцбургский фестиваль (1978) и Международный фестиваль в Оранже (1979).

Среди ее партнеров - меццо-сопрано Джоан Сазерленд, сопрано Монтсеррат Кабалье , Рената Скотто, Мирелла Френи, лирико-драматический тенор Пласидо Доминго , лирический тенор Лучано Паваротти , тенор Хосе Каррерас .

В 1999 году состоялся дебют Образцовой на драматической сцене в спектакле Романа Виктюка "Антонио фон Эльба" по пьесе Ренато Майнарди.

С 2012 года певица играет в спектакле "Реквием по Радамесу" Альдо Николаи, поставленном Романом Виктюком в Московском академическом театре Сатиры.

В 2007-2008 годах Елена Образцова возглавляла оперную труппу Михайловского театра.

Певица ведет преподавательскую деятельность. В 1973-1994 годах она преподавала в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, с 1984 года занимая должность профессора.

В настоящее время Елена Образцова - профессор кафедры сольного пения Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена в Санкт-Петербурге, профессор Токийской музыкальной академии "Мусашино".

Елена Образцова дает мастер-классы в Европе, Японии, в Санкт-Петербурге и Москве, является председателем жюри ряда европейских международных конкурсов вокалистов. В 2011 году она возглавляла жюри XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

С 1996 года в Санкт-Петербурге действует созданный Образцовой Культурный центр.

С 1999 года регулярно проводится Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. С 2006 года ко "взрослому" конкурсу добавился конкурс для детей и юношества.

В декабре 2011 года певицей учрежден Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства - Фонд Елены Образцовой, основными целями которого являются образовательные проекты, а также создание Международной академии музыки, проект "Сто музыкальных школ России", поиск и продвижение талантливой молодежи, помощь ветеранам оперной сцены.

Несмотря на большую общественную и педагогическую нагрузку Елена Образцова продолжает активную концертную деятельность. В 2009-2013 годах она выступила сольно и приняла участие более чем в 80 концертах в регионах России и за рубежом.

В декабре 2013 года Образцова отметила 50-летие творческой деятельности концертом "Браво, Елена!" на исторической сцене Большого театра.

Елена Образцова - почетный член Пушкинской академии, почетный член Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, действительный член Академии российского искусства.

Член Союза театральных деятелей РФ.

Член Международного общества друзей Русского музея.

Творческая и просветительская деятельность певицы были отмечены многими наградами. В 1976 году ей было присвоено звание народной артистки СССР, в 1999 году - народной артистки Республики Северная Осетия-Алания. Певица является лауреатом Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1973), Ленинской премии (1976). В 1990 году Образцова была удостоена звания Героя Социалистического Труда.

Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1980), орденом Ленина (1990), а также орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999) и II степени (2009).

Певица удостоена наград Русской православной церкви - ордена "За преумножение добра на земле" (2003), ордена Святого благоверного князя Даниила Московского I степени (2009).

Среди ее иностранных наград - украинский орден Святого Николая Чудотворца (1998), испанская медаль Э. Гранадоса (1970), венгерская медаль Белы Бартока (1982). Имеет ордена и награды зарубежных и российских общественных организаций.

Елена Образцова является обладательницей золотых медалей конкурса вокалистов VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1962), II Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки (1962), IV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (1970), VIII Международного конкурса вокалистов имени Ф. Виньяса (1970).

В 1981 году именем Образцовой названа малая планета 4623.

Елена Образцова была дважды замужем. Ее первым супругом был физик-теоретик, доцент кафедры МГТУ имени Н.Э. Баумана Вячеслав Макаров, вторым - дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис (1928-1998). От первого брака у нее есть дочь - певица Елена Макарова (1966 года рождения).


РИА Новости 07.07.2014

Елена Образцова умерла 12 января 2015 года в Германии.

Елена Образцова – выдающаяся советская и российская певица, оперный режиссер, артистка и педагог. Вокальное искусство и удивительная красота звучания ее голоса приводили в восторг и завораживали публику. Она умела по-новому интерпретировать страницы многих известных оперных партитур, открывать в них неизведанные глубины и озарять необыкновенным светом.

Ее исполнение Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе во всем мире признано непревзойденным и эталонным. Испанская певица Монсеррат Кабалье была настолько потрясена воплощением этого образа Еленой Васильевной, что опустилась однажды перед ней на колени.

Суперзвезда и при этом земная женщина, которая умела несмотря ни на что радоваться каждому прожитому дню, была фаталисткой – верила в предопределенность свыше и неотвратимость судьбы.

Детство и семья Образцовой

Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде в семье инженера. Испытала ужас военной блокады города – всепоглощающее чувство голода, пронизывающий холод и постоянные бомбардировки, которые дали ей на долгие годы острое понимание ценности человеческой жизни. Весной 1943 года Елена с мамой и бабушкой по льду Ладожского озера были переправлены в Вологодскую область, где проживали до лета 1945 года.

Певческий талант Елены Васильевны проявился в раннем детстве. С 9 лет она пела в хоре Дворца пионеров в родном городе, два года обучалась вокалу в музыкальной школе Таганрога, куда они переехали из-за перевода отца. Ее выступление услышали специалисты музыкального училища Ростова-на-Дону. В результате, 1957 году она была принята на 2 курс этого учебного заведения.

Отец хотел, чтобы Елена поступила в радиотехнический институт. Но она, к счастью, не сдала вступительные экзамены. Потом, по настоянию родителей, год посещала подготовительные курсы этого ВУЗа. Но тяга к музыке победила. В 1958 году ее приняли в Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, которую она успешно окончила в 1964 году.

Восхождение Образцовой к вершинам музыкального Олимпа

В 1962 году Елена с блеском выступила на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, стала победителем на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки в Москве. После этого ее пригласили в Большой театр. 17 декабря 1963 года состоялось дебютное выступление Образцовой на прославленной сцене в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов».

В этом же году она гастролировала в составе труппы Большого театра. Пела в Японии и Италии – в самом знаменитом театре мира, миланском «Ла Скала», и стала подлинным открытием. О молодой вокалистке заговорили и отметили в прессе.

Работая в Большом, Елена легко справлялась со всеми вокальными партиями, была занята в «Аиде», «Пиковой даме», «Царской невесте», «Войне и мире», «Хованщине», «Князе Игоре», «Семене Котко», «Садко».



Вокальная неповторимость позволяли ей добиваться высших наград на международных площадках. Она была первой на конкурсах 1970 года им. Петра Чайковского в Москве, им. Франсиско Виньяса в Барселоне. В 1971-м в столице Франции прошел ее первый камерный концерт. Далее были триумфальные выступления в Милане, Токио, Нью-Йорке, Марселе, Барселоне, Вене. Феномен Образцовой засиял новой ярчайшей звездой на вселенском оперном небосводе, в Испании ее объявили лучшей в мире Кармен.

Преподавательская и актерская деятельность Образцовой

Дарование Елены Васильевны было многогранным – она одинаково гениально владела необычайным певческим искусством, сценической изобретательностью, уникальными актерскими способностями, талантом преподавателя и режиссера.

С 1973 года более 25 лет она преподавала в Консерватории имени П.И. Чайковского столицы. В 1984 году за высокий уровень компетентности была удостоена профессорской должности. В 1986 году работала в качестве режиссера-постановщика оперы Жюля Массне «Вертер».

В 1996 году в С-Петербурге основала культурный центр своего имени, где делилась секретами мастерства с молодыми певцами. Преподавала на японском языке в музыкальной академии «Мусашино» Токио, давала уроки в Европе, владея французским и итальянским языками.

В 1999 году прошло дебютное выступление певицы на драматической сцене в постановке Романа Виктюка «Антонио фон Эльба», ради которой Образцова похудела на 28 килограммов, а в 2012 году – в его «Реквиеме по Радамесу». В 2007-2008 годах руководила оперной труппой С-Петербургского Михайловского театра.

Основные достижения Елены Образцовой: лучшие оперные партии и песни

Репертуар достигшей всемирной славы певицы включал более 40 оперных партий, среди них «Норма» (Адальжиза), «Дон Карлос» (Эболи), «Медея» (Нерис), «Бал-маскарад» (Ульрика), «Царь Эдип» (Иокаста), «Сестра Анжелика» (Герцогиня), а камерные концерты – порядка ста отечественных и зарубежных авторов.
Певица записала порядка 60 дисков, выступала с коллективом Игоря Бутмана и «Султаны Свинга». Снялась в ряде картин - «Моя Кармен», «Веселая вдова», «Сельская честь».

В 2011 году Образцовой был учрежден Благотворительный фонд ее имени для содействия музыкальному творчеству.

Именем Елены названа открытая в 1981 году планета номер 4623, выпущена в 2003 году почтовая марка с ее портретом.

Просветительская и творческая деятельность певицы были отмечены многими наградами и премиями. В их числе – орден Святого Николая Чудотворца Украины, медаль испанского музыкального деятеля Энрике Гранадоса, медаль «Бела Барток» Венгрии.

Личная жизнь Елены Образцовой

Была дважды замужем. Первый раз в 26 лет она вышла за Вячеслава Макарова, физика по профессии. У них родилась дочь, тоже Елена. После развода, по словам Елены Васильевны, из-за ее постоянных гастролей дочь осталась жить с отцом. Поэтому она была долго обижена на мать, называла ее исключительно по имени-отчеству. Повзрослев, дочь поняла мать и простила. После школы она училась на факультете журналистики, потом решила стать медиком, но, в конце концов, пошла по стопам матери и закончила консерваторию. Училась вокалу у Монсеррат Кабалье.

Вторым мужем Образцовой был Альгис Жюрайтис, дирижер Большого театра. Его смерть стала тяжелым ударом для Елены Васильевны. Но жизнь не один раз посылала ей испытания, например, временную потерю зрения из-за падения с велосипеда. Но артистка никогда не роптала на судьбу, считала любое наказание заслуженным. По ее мнению, горе приносит человеку мудрость.

Как умерла Елена Образцова

12 января 2015 года величайшей оперной дивы не стало. Умерла Елена Васильевна от лейкемии в одной из клиник Лейпцига. Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы. Ее смерть считают потерей для всей мировой культуры.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.