Единственный ребенок в семье: секреты воспитания. Единственный ребенок в семье: особенности воспитания и трудности взросления

Быть единственным — достоинство или недостаток?

«Избалованный», «плохо воспитанный», «одинокий», «избегающий конфликтов»? Единственным детям часто приходится сталкиваться с предубеждением окружающих.

Единственный ребенок в школе: Поведение в школе и резуль­таты учебы единственного ре­бенка, по существу, не отлича­ются от других детей. Конеч­но, они несколько чаше явля­ются честолюбцами, карьерис­тами, потому что с малых лет привыкли одни решать пос­тавленные перед ними задачи. Однако результаты их учебы (равно как и всех дру­гих детей) в большинстве слу­чаев зависят от их способнос­ти сконцентрироваться, моти­вации, поощрения, домашних и окружающих факторов. Единственный ребенок вырос: В обществе бытует мнение, что единственные дети избало­ваны, эгоистичны и предъяв­ляют больше претензий, чем выросшие в больших семьях вместе с братьями и сестрами. Известно, что статус единст­венного предоставляет некото­рые материальные преимуще­ства, однако оказывается, что большинство родителей нака­зывают своих единственных детей также, как и родители, имеющие двух или несколько детей. Некоторые родители бывают даже более строгими, потому что они не желают, чтобы их ребенок рос «ма­менькиным сынком» и был бы типичным единственным ре­бенком у родителей. Говорит­ся, что плохих детей не бывает, бывает только неправиль­ное воспитание. Единственные дети вырастают и взрослеют. Насколько они отличаются от окружающих, зависит от типа человека. Если человек с рож­дения очень застенчив, то у него действительно могут воз­никнуть большие трудности в общении. Однако многие из них прекрасно находят себе друзей и партнеров, потому что они с раннего детства при­выкли сами искать общества других людей и, желая контак­та, сами об этом заботились. Единственные чаще разводятся: Данные статистики показыва­ют, что брак двух «единственных» часто оканчивается разво­дом. Возможно это потому, что «единственные» не склонны делиться своими проблемами с другими людьми и решать конфликты. Напротив, они ча­сто пытаются «пробить голо­вой стену», а если этого сде­лать не удается, отдаляются от партнера. Такое отдаление ча­ще всего является просто не­способностью общаться с дру­гим человеком, возникает недоговоренность. Известно, что корни такого поведения — «опыт», приобретенный в дет­стве. Если человек в семье вы­рос единственным, этим мож­но объяснить некоторые чер­ты его характера и поступки, попытаться его понять. Советы родителям, воспитывающим единственного ребенка в семье:
  • Чтобы ребенок привык общаться со сверстни­ками, с 3-4-летнего возраста его необходи­мо отправить в садик.
  • Подросшего ребенка необходимо ободрять, поощрять, побуждать, чтобы он общался с другими детьми.
  • Ни в коем случае не за­прещать ребенку вмес­те с классными друзьями участвовать в летних путешествиях и других внеклассных мероприя­тиях: только постоянно общаясь со сверстни­ками, он вырастет хоро­шим и открытым чело­веком, полноправным членом общества.
  • Можно позвать детей в свой дом или позволить своему ребенку играть в домах других семей.

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала прошлого века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Но давайте разберемся по порядку.

Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному - маленькому в "стране великанов" - не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат с помощью. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу и только после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи. Такую внутреннюю позицию иллюстрирует рисунок семьи шестилетнего Ярика (рис. 1). В окружении мамы и папы он изобразил себя ничтожно маленьким, беспомощным, требующим заботы.

Рисунок 1.

Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе - истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т. п.), для того чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как он (она) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или болен.

В одной семье из трех человек сложилась структура отношений, которая стала серьезной проблемой для родителей. Восьмилетняя девочка стала бояться оставаться дома одна, ложилась спать только тогда, когда рядом спала ее мать. Мать должна была организовать свою работу так, чтобы постоянно быть с девочкой тогда, когда она была дома. В эти периоды мать даже не могла пойти в магазин - девочка жалобно просила остаться, так как ей страшно. Начали ухудшаться и супружеские отношения, так как жена всю свою энергию вечером тратила на укладывание девочки спать, к тому же девочка постоянно лежала рядом с супругами.

Тщательный психологический анализ отношений в семье показал, что девочка просто использует свои страхи, свою слабость для получения собственных выгод. Каждому ребенку неуютно оставаться в квартире одному, одному спать в своей комнате. Однако для большинства детей преодоление себя, своих страхов служит средством достичь самоуважения, признания себя со стороны родителей. В описанной нами семье девочка основывает поведение на неполезной ей самой позиции: "Я добиваюсь и делаю то, что хочу, только тогда, когда я слаба".

Ее можно понять - такая установка сложилась на основе повседневного опыта. Однако ее будущая судьба и жизнь в семье целиком зависят от того, попадет ли она в ситуации, в которых увидит прок не от своего бессилия, а от силы, преодоления себя самой. Если это произойдет, а помочь ей в этом могут родители или кто-то со стороны, то девочке не придется в будущем лечиться от настоящего невроза.

Другая характерная особенность развития единственных детей - они не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами), что чаще всего приводит к неверной самооценке. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других. В школе, где они попадают в ситуацию сравнения с другими детьми, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы достичь этого, они часто шалят и проказничают.

Отсутствие возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что единственным детям труднее общаться со сверстниками. Во-первых, они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки.

Все это приводит к тому, что единственные дети менее популярны в среде сверстников, что, в свою очередь, влияет на развитие личности ребенка. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, единственные дети уже в дошкольном возрасте начинают активно искать такие контакты. Они просят родителей, чтобы им "купили" братика или сестричку, в других случаях страстно хотят иметь собаку или кошку. Потребность иметь постоянного спутника в играх, друга в семье, с которым можно было бы общаться на равных, отражается и в их рисунках семьи. Как Рамуне, девочка пяти с половиной лет, они очень часто включают в состав семьи двоюродных сестер (рис. 2. На нем в порядке очереди изображены две двоюродные сестры, отец, мать, она сама) или дополняют семью разными живыми существами: кошками, собаками, птицами и т. п. (см. рис. 3, на котором мальчик дополнил семью реально отсутствующей собакой и котом, или рис. 4, на котором девочка в качестве своей подруги изобразила черепаху).

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Однако в ситуации развития единственных детей есть свои положительные стороны. Во-первых, они получают больше внимания и любви родителей. Только в тех случаях, когда родители "перегибают", не оставляют места для инициативы ребенка, не дают возможности ему самому испробовать свои силы, преодолевать препятствия, вреда бывает больше, чем пользы. К сожалению, тенденция именно такова: ведь у родителей он единственный. Однако есть родители, которые пересиливают эту свою "слабинку" и создают ребенку нормальную обстановку для развития.

Во-вторых, родители единственного ребенка имеют больше возможностей развить его способности, быть более внимательными к его внутреннему миру, его переживаниям. Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности, чем в других семьях. Таким образом, можно заключить, что как плохие, так и хорошие аспекты родительского отношения в семьях с одним ребенком оставляют более яркий след в его личности. В социальном плане единственные дети также имеют определенные преимущества над другими. На их обучение тратится больше времени, привлекаются различные репетиторы, дети устраиваются в разнообразные кружки и т. п. Позже, в юности, единственные дети лучше обеспечиваются материально, что важно для начала самостоятельной жизни.

Единственный ребенок в семье — избалован и не приспособлен к жизни. Так думали еще в начале прошлого века, когда семьи с одним ребенком были скорее исключением. Современные психологи не спешат соглашаться с такой однобокой позицией. Но все же не исключают, что в воспитании единственного ребенка есть свои особенности. Дело в том, что такие дети нередко окружены любовью, повышенным вниманием и заботой. Все это может сослужить ребенку плохую службу, если родители поставят его в центр семьи.

Все больше семей решают остановиться на одном ребенке. Психологи и социологи говорят об этом, как о новой тенденции, к которой стоит приспосабливаться. Они подчеркивают, что это не хорошо и не плохо. Просто устройство и подход к воспитанию в маленьких семьях будет во многом другой, чем в больших.

С какими проблемами сталкиваются единственный ребенок в семье

    Сильная привязанность к родителям и комфортному маленькому миру, который они создают. Отсюда вытекает страх перед большим миром и проблемы с общением и отношениями.

    Завышенная самооценка и стремление к перфекционизму.

    Нерешительность в принятии решений.

    Нежелание брать на себя ответственность.

Впрочем, единственные дети имеют и свои преимущества. Они ценят дружбу и семейные отношения, трепетно относятся к семейным ценностям и традициям, они интеллектуально развиты и верят в свои силы, которые позволяют им достичь успеха.

А вот проблемы в их воспитания напрямую вытекают из того, какую линию воспитания выберут родители.

Мы подобрали несколько советов, которые помогут сгладить проблемы в воспитании единственного ребенка

Дайте ребенку больше самостоятельности

Когда в семье один ребенок, то все будет вертеться вокруг него. Забота, любовь и внимание к внутреннему миру ребенка — хорошо. Но не тогда, когда это превращается в гиперконтроль. Кстати, он имеет мало отношения к родительской любви, а скорее маскирует их личные тревоги и страхи. Гиперопека душит ребенка, лишает его личности и желания развиваться. Она не обязательно присутствует только у родителей одного ребенка, но у них есть больше возможностей и сил для контроля.

Как воспитывать в ребенке независимость:

    Давайте право выбора с самого раннего возраста. Например, что съесть на завтрак, как отпраздновать день рождение, что одеть на прогулку. Решения должны быть посильны для возраста ребенка. Сначала это может показаться мелочью, когда малыш сам выбирает расцветку для своих колготок. Но именно так формируется умение выбирать, прислушиваться к себе и брать на себя ответственность.

    Не критикуйте выбор ребенка и дайте ему нести ответственность за свой выбор. Соблазн вмешаться и помочь ребенку всегда будет велик, но так он поймет, что каждое его решение будет нести за собой определенные последствия.

    Признавайте право ребенка на ошибку. Ошибки нужны для того, чтобы научиться делать что-то новое. Вопреки распространенному мнению, они помогают развиваться.

Будьте для ребенка родителем, а не другом

Ребенок должен обладать равными правами с другими членами семьи, но при этом видеть в родителях главных взрослых, а не своих друзей. Детям нужны границы, которые не в состоянии выстроить друзья-родители. Они бывают чересчур откровенны с ребенком, делятся всеми своими проблемами, не умеют говорить «нет», дают право голоса в тех вопросах, которые дети не в состоянии решать. Все это делает мир ребенка шатким и ненадежным. А ведь одна из задач родителя — обеспечить психологический комфорт. Поэтому границы в воспитании должны быть, что не отменяет хороших отношений с ребенком. Родителям надо учиться достигать гармонии между этими двумя потребностями ребенка.

Учите ребенка дружить

Братья и сестры в семье учат друг друга договариваться и взаимодействовать. Единственный ребенок в семье этого лишен. Наоборот, он окружен взрослыми, внимание которых сосредоточено на нем. Поэтому очень важно развивать у ребенка социальные навыки.

Общению с другими детьми поможет:

    Детский сад, кружки, секции

    Приглашение других детей в гости

    Поддержка отношений с двоюродными братьями и сестрами

    Собственный родительский пример решения конфликтов и умения идти на компромиссы

Это поможет единственному ребенку в семье не чувствовать себя одиноким, учиться сотрудничать с другими детьми, а не видеть в них только конкурентов.

Избавьтесь от завышенных ожиданий

Когда в семье один ребенок, на него ложится большая ответственность оправдать ожидания родственников. Все хотят видеть в нем выдающуюся личность и, как правило, не берут в расчет то, что хочет, любит и к чему стремится сам ребенок. Чтобы заслужить одобрение родителей, такие дети стараются изо всех сил. Но во взрослом возрасте это может обернуться кризисом личности и самореализации.

Позвольте ребенку наслаждаться детством, совершать ошибки, искать себя, наслаждаться процессом и пробовать разные занятия. Не культивируйте в нем перфекционизм и стремление быть лучше всех. На самом деле, это убивает творчество и креативный подход. А это главные профессиональные качества для XXI века.

Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толко­вании положительных и отрицательных последствий такого исклю­чительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обы­денной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимоисключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития лич­ности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может одно­значного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единствен­ным?» Как справедливо замечает по этому поводу Т.В. Андреева, дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чер­тами старшего ребенка и сохраняет до зрелости детские черты.

Рассмотрим те положительные моменты, которые оказывают благотворное влияние на душевный мир и развитие единственного в семье ребенка.

Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоя­тельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперниче­ством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна - у него нет брата или сестры, с которыми ему при­ходилось бы конкурировать.

Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприят­ные условия как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка - множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и обра­зованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловаж­но в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большин­стве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высо­ким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.

Характерная черта именно единственных детей - стремление к совершенству, доходящее порой до крайности (перфекционизм). По­этому они бывают крайне расстроены, если не преуспевают во всем, чем занимаются.

Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребен­ке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуально­му труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребе­нок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры. Кроме того, родители могут обращать его внимание на те области, где возможна престижная карьера, например медицина или юриспруденция.

Вместе с тем следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.

За определенные преимущества, которыми наделяется единственный ребенок в семье, ему приходится расплачиваться целым рядом обяза­тельств, которые на него возлагают родители. С другой стороны, и сами родители нередко страдают не меньше своего ребенка, беспокоясь по любому поводу за его самочувствие, успехи, достижения, опасаясь ошибок, промахов и затруднений, с которыми он может столкнуться.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновен­но превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всег­да стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контроли­ровали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исклю­чительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, суще­ствующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и при­хоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда наступает кризис, связанный с обостренным чувством взрослости.

Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это распространенное заблужде­ние. Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть, ведь взрослые не могут ему заменить сообщество сверстников, в котором он приобретает доступный его возрасту социальный опыт. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе и интеллек­туальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человеку объемное представление о мире.

Единственный ребенок является только воспитуемым в родитель­ской семье, поэтому не знает, что такое заботиться о младшем. Его малейшее желание сразу же исполняется многочисленными родствен­никами, поэтому он привык только принимать помощь, но не думает о том, что и другие тоже нуждается в ней, поэтому не стремится никому ни в чем помогать. Став взрослым, он сохраняет позицию единствен­ного, обожаемого ребенка во взаимоотношениях со сверстниками, с коллегами и даже в отношениях со своим брачным партнером.

Сложившуюся в семье позицию превосходства во взаимоотноше­ниях с родителями и другими родственниками единственный ребенок пытается навязать и своему социальному окружению за пределами се­мейной группы. Он долго находился под контролем и защитой любя­щих родителей и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцен­тризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При стол­кновении с жизнью за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, сначала огорчается, а затем начинает пере­живать по этому поводу, что далеко не лучшим образом сказывается и на его учебных успехах, и на эмоционально-психическом состоянии.

Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка за­ключаются в том, что он не привык к сложностям других людей, по­этому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве.

Единственный ребенок - действительно сложная проблема вос­питания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до со­вершеннолетия считает собственный инфантилизм, чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того, чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений.

Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охва­чены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамот­ной профессиональной ориентации и т.п.

Поскольку единственный ребенок не привык к близкому обще­нию с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выходит замуж. Он не воспри­нимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить. Это не значит, что единствен­ный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, един­ственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на миниатюрного взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему вы­сокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым. Легкого подшучивания (и принятия шуток) с социально равными людьми единственный ребенок не понимает. Од­нако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отно­шений в детстве требует у единственного ребенка значительного време­ни, в период взрослости большинство из них прекрасно адаптируются.

Более чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Фактически, единственный ребенок может повторять характеристики родителя одного с ним пола, пока не столкнется с трудностями или стрессом, выявляющими собственные свойства единственного ребенка.

Быть единственным объектом опеки и любви родителей – одновременно почётное и довольно сложное испытание для малыша. Он привыкает к привилегиям, любит постоянно находиться в центре внимания. Однако взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы это обособленное положение не принесло ему в будущем проблем. И здесь многое будет зависеть от особенностей воспитания и родительской мудрости.

Наличие одного ребёнка в русской семье ещё сто лет назад было редкостью, сейчас же – обычное дело. Как утверждает статистика, приблизительно 60-65 % семей в России, у которых есть малыши, – это семьи с единственным ребёнком. Женщины в наше время решаются рожать первенцев всё позднее и позднее, поэтому основным препятствием для появления вторых детей становится возраст. Продолжение карьеры, недостаточно высокий уровень жизни и прочие негативные моменты часто приводят к тому, что наличие двух и более малышей становится непозволительной роскошью.

В любом случае, количество детей – это личное решение супругов. Если вы всё ещё не уверены, дарить ли своему уникальному ребёнку младшего брата или сестрёнку, попробуем уточнить, какие плюсы и минусы есть у столь распространенного явления в современной России, как «единственный малыш в семье».

Плюсы

  1. Родители могут удовлетворить все потребности любимого чада. Любые игрушки, дорогие развлечения, одежда на любой вкус и цвет – абсолютно всё, что захочет малыш, мама с папой стремятся претворить в жизнь. Также у единственного ребёнка гораздо больший шанс получить хорошее образование, ведь обучение в престижном вузе стоит немаленьких денег.
  2. Считается, что малыш, растущий без сестёр и братьев, обычно развитее своих сверстников. Довольно спорный пункт, но основания для такого мнения имеются. В случае воспитания одного ребёнка родители сразу замечают все его таланты и творческие задатки. Если он хорошо рисует, то его записывают в кружок по рисованию, если у него есть слух и голос – в музыкальную школу. Обычно родители поддерживают и поощряют любое увлечение единственного ребёнка, будь то желание заниматься спортом или коллекционирование редких и дорогих машинок.
  3. Благодаря особому положению в доме малыш получает массу внимания, заботы и ласки со стороны родителей. А если прибавить бабушек и дедушек с обеих сторон, то такие дети попросту «купаются» в любви. Специалисты, отмечая плюсы подобного обращения, считают единственного ребёнка в семье более устойчивым в эмоциональном плане. Ведь он не знает волнений и тревог, которые связаны с постоянным соперничеством за внимание взрослых.

Возможно, найдутся и другие аргументы в пользу единственного ребенка, но все они, будьте уверены, сведутся к удобствам, в первую очередь, родителей. Да, с одним малышом проще. А когда он подрастает, немногие мамы и папы рискнут заново окунуться в заботы, связанные с младенцем.

Минусы

  1. Дети, безраздельно пользующиеся любовью и заботой родителей, рискуют вырасти «отпетыми» эгоистами. Им порой даже невдомёк, что необходимо идти на компромиссы, делиться с кем-то и поступаться собственными интересами. Поэтому у таких детей часто имеются проблемы с адаптацией в образовательных учреждениях, когда они понимают, что не самые главные, в отличие от дома.
  2. Пожалуй, самый главный минус для такого малыша – ограниченность в детском общении. Многие родители боятся отпускать ребёнка погулять одного во дворе, а некоторые к тому же не желают приглашать других детей в гости. Так что зачастую единственными собеседниками и товарищами по играм становятся телевизор и взрослые.
  3. Иногда такие дети стремятся к совершенству во всех видах деятельности, желая порадовать маму с папой, которые ставят завышенные и нереальные требования. Будучи перфекционистом, единственный ребёнок очень расстраивается, если не преуспевает в учёбе или спорте.
  4. Некоторые родители стремятся окружить свое сокровище чрезмерным вниманием, переходящим в гиперопеку. Если малыш заболеет, через несколько минут у его кроватки собираются медицинские светила. Что-то не получилось в учёбе – мама с папой идут на помощь. Ребёнок уже не хочет прилагать усилия, чтобы достичь нужного результата.

Конечно, есть много примеров того, что такой ребёнок не имеет никаких особых проблем с поведением, легко завязывает приятельские отношения со сверстниками и вырастает замечательным во всех отношениях человеком. Всё зависит от правильно выбранной тактики воспитания и семейных ценностей.

Как воспитывать единственного в семье ребёнка?

Не старайтесь вырастить из него продолжение себя. Позвольте малышу найти свой собственный путь развития, иметь личные предпочтения и делать то, что ему нравится.

В некоторых ситуациях просто необходимо говорить такие важные слова, как «нет» и «нельзя». Никому не нужны пыльные игрушки, с которыми никто не играет. Учите малыша ценить то, что у него имеется в наличии.

Не пытайтесь исправлять его ошибки. Если ребёнок поссорился с другом, получил неудовлетворительную оценку, не убрался в своей комнате, не торопитесь переделывать за него. Умение решать собственные проблемы пригодится ему во взрослой жизни.

Расширяйте круг общения малыша. Вовлекайте его в насыщенную общественную жизнь (спортивные и творческие кружки), чтобы он не скучал, играя лишь в компьютерные игры и наблюдая за детьми по телевизору. Посещайте игровые площадки (помимо детского сада), где он сможет без труда общаться со сверстниками. Если у вас есть друзья с детьми того же возраста, организуйте воскресные посиделки с играми.

Научите его справляться с огорчениями и неудачами. Если малыш не получил главную роль в детском утреннике, его команда проиграла в соревновании или он стал «всего лишь» вторым в конкурсе, научите его справляться с разочарованием. Объясните, что он сделал всё возможное и даже невозможное.

Существует множество причин, по которым супруги решают иметь лишь одного малыша. Однако любящие мама с папой могут вырастить и единственного ребёнка воспитанным и умным человеком. Поэтому хочется напомнить лишний раз, что самое главное для развития детей – не наличие братьев и сестер, а разумные и ласковые родители.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.