Восточный огурец орнамент. Принт "пейсли", "восточный огурец", "бута". Индийский огурец: везде и всюду

Индийский огурец (пейсли) - символ плодородия September 19th, 2009

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута ) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов . Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.

У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это мне интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот разные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
10) Есть даже теория, что это беременные пиявки

мне лично особенно импонирует последняя версия

Причудливый узор в виде капли или слезинки со множеством мелких деталей хоть раз в своей жизни видел каждый. Сегодня им украшают абсолютно все: от интерьера и текстиля до собственного тела.
Поспешим сразу же разобраться в терминологии. Итак, орнамент индийский "огурец" и европейский пейсли в сущности одно и то же, а вот названия в разных культурах отличаются.

А теперь обратимся к истории:

Paisley — благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута... каждый называет его по-своему. На востоке - бута, в Европе - Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой. Имя Paisley дал городок в Шотландии, где в 19 веке началось производство тканей и шалей имитирующих этот восточный орнамент. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу.

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает.

Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».

Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево.

Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута).

Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом. (лат. Momordica charantia) — травянистая лианасемейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана, вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями, 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками.Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны.

Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного,огурца", персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур.Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами.

Как много версий происхождения этого орнамента.

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.

2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.

3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили. Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.

4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.

5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.

6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.

7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".

8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.

9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

А теперь подборка безумно красивых фото... Давайте полюбуемся ими:

ткани и узоры.



квиллинг...

из бумаги...

торты, пироженые, печенья...

скрапбукинг...

в интерьере...


вязание, вышивка...

украшения...


похоже на декупаж


Paisley - благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута... каждый называет его по-своему. На востоке - бута, в Европе - Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам - Индия).
Этот орнаментальный мотив был характерен для Персии и Ирана со времён династии Сасанидов (III-VII века) и развился до многообразия форм уже к XVI-XVIII векам - времени правления династии Сефевидов.

Робер Лефевр. Портрет Елизаветы Демидовой. 1805

Таким орнаментом украшали одежду, ювелирные изделия, посуду, предметы домашнего обихода и религиозного культа, в форме "огурца" даже пекли лепёшки.
Нет однозначных трактовок происхождения формы "огурца". Одни источники говорят, что это растительный орнамент, изображающий колючку, шишку, цветок и символизирующий плодородие, богатство. В современном Иране подарок с таким изображением считается пожеланием благополучия дому.

По другим - это один из символов зороастризма, изображающий языки пламени и символизирующий мужество, храбрость. Слово «бута» (название орнамента) на санскрите означает «огонь».
В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой семечка манго - Карри на пакистанском и Амби на хинди.
В русской традиции название «огурец» переняли из английского языка. В Америке в профессиональном сленге производителей покрывал иногда встречается название «груша».

Антуан Жан Гро. Императрица Жозефина, 1808

Узор стал популярным в России и в Западной Европе в новое время (XVIII-XIX века) благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.
В Великобритании «индийский огурец» получил распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани (первая половина XVII века). Основным центром производства дешевых тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Пейсли был не единственным местом, где производили ткани с этим рисунком. Так «огурец» с Востокапокорил всю Европу. Производство тканей с пейсли продолжалось в Шотландии примерно 50 лет, а затем постепенно сошло на нет.

1840-е гг.

1850-е гг.

Платье 1860-х гг.

Альфред Стивенс.После бала.1874.

Полупальто-доломан 1880-х гг.

Начало 20 века.

Очередной взрыв популярности пришёлся на время хиппи - 1960-е.

Пестрота орнамента подошла психоделическим и цветочным предпочтениям субкультуры. Тогда же в мужской моде произвел фурор галстук-пейсли, который по сей день считается классическим образцом галстуков.

Рисунок пейсли стал визитной карточкой многих известных домов моды, среди которых Etro, Pucci, Missoni и многие другие.

1950-е гг.

1970-е гг.

Этот узор остаётся актуальным и сегодня и время от времени снова появляется в коллекциях известных модных дизайнеров.

Jil Sander весна-лето 2012

Меня всегда притягивала изысканная красота и геометрическая сложность восточных орнаментов в архитектуре и на предметах интерьера. Я спрашивала себя, как можно создать такое сложное великолепие и каков был замысел мастера. Так уж я устроена, что во всем ищу смысл и тайные знаки.

В турецкой керамике есть и то и другое. Прекрасные цветущие сады, звезды и затейливые геометрические узоры отражают целый мир с его мировоззрением. Всего можно выделить 3 основных вида орнамента: растительные мотивы, геометрический орнамент и каллиграфия.

Наибольшей популярностью в Турции издавна пользовались растительные мотивы. Почему спросите Вы? Объясняется это тем, что в мусульманском мире существовал религиозный запрет на изображение людей и животных. Запрет восходил к ранним табу на изображение Божеств на Ближнем Востоке, но, надо отметить, не был особо строгим. Так в Иране, Персии в это же время довольно широко были распространены изображения сцен из жизни людей и животных.


Растительный орнамент представляет собой стилизованные листья, цветы, плоды и ветки

Геометрический орнамент при росписи керамики использовался по 2-м причинам. Во-первых, абстрактные формы являлись альтернативой использованию запретных изображений живых существ. Комбинации прямых, ломаных фигур и линий были призваны пробуждать духовное созерцание и противостоять живым формам, уводящим дух в материальный мир.

Геометрический орнамент состоит из точек, линий и фигур

Причиной использования геометрических форм может служить и распространение в то время геометрии как науки. Чтобы создать сложные геометрические орнаменты художники должны были обладать практическими знаниями. В Турции геометрический орнамент был доведен до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства - арабеску.

Арабеска (фр. arabesque - "арабский") - европейское название сложного восточного орнамента, состоящего, в основном, из повторяющихся геометрических, каллиграфических и растительных узоров и созданного на основе точного математического расчета. Бесконечное движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности, что отражает представления исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".

Арабески получили наибольшее распространение в Европе в эпоху Возрождения. В 16-18 веках арабеска среди прочего вдохновила такие декоративные стили как рококо и барокко и заполнила собой европейские салоны, гостиные и холлы общественных заведений.

Как элемент декорирования турецкой керамики часто используется каллиграфия.
Изображение строк из Корана являлось напоминанием в преданности вере. Некоторые слова и фразы имели особую силу и служили защитой от зла и поэтому использовались и используются в ювелирных изделиях, при росписи керамических изделий, стен. Именно в Оттоманской Турции каллиграфия достигла вершины своего развития. Оттоманские каллиграфы были столь знамениты, что популярная поговорка тех времен гласила: «Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле».

При росписи турецкой керамики используется куфи - прямоугольный шрифт или наиболее популярный насх - круглый и курсивный, а также тугра. Тугра - это персональный знак султана, содержащий его имя и титул, а также имя и титул его отца. В настоящее время наиболее распространено на керамике изображение тугры султана Мехме́да II Завоева́теля (Фати́х), которую можно видеть повсеместно.

примечание:
Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Данный узор также называют «турецкий боб», «персидский кипарис», «турецкий или индийский огурец» и даже «слезы Аллаха». Его форма напоминает яичники, проросшую фасоль или эмбрион. В этом мотиве слышен гимн жизненной силе природы.

В Индии, например, считается, что турецкая форма является одним из символов развития, движения и энергии.

«Огурцами» не случайно украшается свадебное платье индийской невесты. Изображение «бута» или «восточного огурца» в Иране считается пожеланием счастья и благополучия жилищу. Персия является родиной символики, хотя узор можно было встретить и в Византии.
Распространился по азиатским странам, добрался до Индии с войсками Александра Македонского и развился до многообразных форм уже к XVIII веку, но символизировался изначально цветочный мотив, пальмовая ветвь или косточка плода манго, оставаясь одновременно энергетическим символом.

«Бута» в санскрите означает язык пламени и цветок степного кустарника, обладающий гипнотизирующим ароматом. В Европе и России стал популярным в позапрошлом веке благодаря восточной кашемировой ткани в «огуречном» мотиве.
В Италию и Францию кашемировая шаль с необычным орнаментом попала благодаря египетским походам Наполеона, а в Туманный Альбион - с привозами из Индии. Европейское сердце завоевали не только мягкость кашемира и витиеватый узор.

Фурор произвели и прямоугольные формы восточных платков- до этого традиционные европейские накидки имели треугольные формы.

Шаль пользовалась таким успехом, что в первой половине XIX века городке Пейсли был налажен имитационный выпуск (так появилось европейское название узора).

Ошеломляющий успех такой затеи заставлял шотландских портных первыми украшать свою продукцию «пейсли». Процветало производство больше полувека, но потом начало идти на спад, так как упал спрос. Второй всплеск интересов «огурцы» испытали к себе в семидесятых годах прошлого столетия во времена хиппи.

Пестрый орнамент подошел психоделическому настроению детей цветов. В итоге экзотический принт стал неизменным атрибутом хиппи. Характерные орнаменты украшали как детские коляски и машину Джона Леннона, так и сорочки с большими воротниками, брюки расклешенными, подкладку пиджаков, женских платьев, ткани костюмов.

Время психоделических революций ушло и «пейсли» осталось только украшением на банданах уличной группировки, получив новое название -print bandana. Мода прохладно относилась к этому принту до той поры, пока модный дом Etro не продемонстрировал в 1980 году коллекцию декоративной ткани с таким узором. Вдохновила эту работу поездка Джероламо Этро в Индию. И по сей день символикой знаменитого бренда остался «индийский огурец».

Пока Etro украшали восточными орнаментами свои творения, английский бренд Cole & Son выпустил хитовые коллекции обоев «пейсли», которые стали сразу же классикой. Затем любовью к огурцу воспылал Kenzo. Дальше на бута стали обращать внимание остальные модельеры и дизайнеры интерьеров таких известных марок, как J. W. Anderson, Jil Sander, Stella McCartne и другие.

Огуречный принт 2015

Сейчас этот пестрый восточный узор, который впервые покорил европейскую капризную моду еще в прошлом веке, не собирается покидать мировой подиум. Этим летом европейский текстильный гигант Carnet, неизменными клиентами которого считаются знаменитейшие Дома моды, предлагает сочетание тканей-компаньонов в «пейсли» из натурального льна и хлопка-шитья.

Нет необходимости сомневаться, что блузка или платье в таких знакомых «огурцах» приблизит вас к исполнению самого заветного желания и принесет счастье -такой сакральный смысл скрывается в данном старинном узоре.


Понравился пост на сайте ? Забери к себе на стену: ! Будьте модной и стильной всегда! 🙂 Улыбайтесь и будьте счастливы, ведь вы - прекрасны!

Related Posts:

  • Модные тенденции сезона Весна/Лето 2017 — 55…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.