Воспитательное занятие по эстетическому воспитанию "афоризмы и цитаты о прекрасном". Развитие личности через эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание дошкольников — организация жизнедеятельности детей в рамках семьи и ДОУ, которая способствует формированию у ребенка знаний и представлений о прекрасном, развитию умения видеть красоту во всем, что его окружает.

Человек уже в раннем возрасте начинает видеть красоту игрушек, музыки, замечает яркие цвета вокруг себя. Однако художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста невозможно представить без комплексной работы воспитателей и наличия образовательной среды.

В большинстве программ обучения дошкольников эстетическому воспитанию отводится одно из ведущих мест, отличие заключается лишь в названии подхода. Важность этого направления трудно переоценить. Ребенок, лишенный эстетического развития, в старшем возрасте с трудом сможет проявить себя в работе, которая требует творческого, вдохновенного подхода.

Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетического воспитания дошкольников. Ребенок должен уметь видеть, ценить, создавать прекрасное, а также сам являться «прекрасным», то есть быть духовной, гуманной, нравственной и гармоничной личностью.

Цели и задачи

Цель художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру, которая состоит из ряда компонентов:

  1. Восприятие — умение ощущать прекрасное во всех его проявлениях.
  2. Чувства — умение эмоционально оценивать прекрасное.
  3. Потребности — стремление испытывать эстетические эмоции от восприятия прекрасного.
  4. Вкусы — способность проводить анализ прекрасного, опираясь на выработанные эстетические идеалы.
  5. Идеалы — личная оценка красоты природы, человека, культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников включают:

  • развитие гармоничной личности;
  • формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
  • помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
  • создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников.

Достижение цели базируется на определенных средствах и методических приемах.

Средства эстетического воспитания:

  • живопись, скульптура;
  • театр, кинематограф;
  • архитектура (дизайн, зодчество);
  • художественная литература;
  • ТВ, пресса;
  • музыкальные композиции;
  • окружающий мир.

Методы эстетического воспитания:

  • личный пример и опыт;
  • разговорные формы;
  • занятия в рамках ДОУ;
  • экскурсии;

Основополагающим методом является личный пример (воспитателя или родителя), так как именно взрослый закладывает идеалы, которые впоследствии станут основой формирования эстетических чувств.

Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.

Эстетическое развитие в семье

Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

Семейное эстетическое воспитание включает:

  1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
  2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
  3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
  4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
  5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
  6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Природа как средство развития эстетических вкусов

Природа является самой главной эстетической средой. Чем раньше произойдет знакомство с природой, тем более глубокое впечатление она оставит в его сердце, предопределив дальнейшее духовное развитие. Здесь важно все: прогулки, знакомство с миром зверей и насекомых, цветов и деревьев, произведения детских писателей и поэтов, художественные картины, беседы и занятия в садике.

Ребенок должен видеть, по каким законам развивается природа, как сменяются времена года, как при этом меняется погода, растения, животные. Важно указывать ребенку на красоту этих процессов и явлений и закреплять их на занятиях, используя творческое задание. У детей дошкольного возраста особенный интерес вызывает именно животный мир: домашние питомцы, дикие хищники, бабочки и муравьи.

В рассказах Е. Чарушина и В. Бианки в реалистичном повествовании животные представлены как люди, со своими характерами и настроениями. Ребята с радостью слушают такие сказки, а позже рисуют их героев, что помогает развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

Необходимо организовывать для детей встречи с животными. Это может быть зоопарк, ферма или цирк. Хорошо, если в семье имеется домашний питомец. То же касается и мира растений. Чем больше времени ребенок проводит в экосреде, тем больше вдохновения у него будет для творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников может осуществляться только в непрерывной связи с экологическим образованием. Данная интеграция способствует образованию у ребенка навыков анализа, синтеза, сравнения, развитию воображения, положительного и нравственного отношения как к природе, так и к культуре.

Результат эстетического образования в рамках ДОУ по направлениям

Любая деятельность педагога по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста должна приносить результаты, соответствующие требованиям образовательной программы. В программах четко прописано, что должен уметь и знать ребенок. Эстетическое воспитание дошкольников можно классифицировать по нескольким направлениям.

Направление 1. Восприятие искусства и действительности:

  • видеть и оценивать красоту произведений искусства, природы, окружения, уметь выражать положительные эмоции по отношению к ним;
  • знать несколько композиторов, художников, писателей и их произведения;
  • уметь использовать выражения в искусстве (театральные: голос, мимика, интонация, поза, жесты; музыкальные: ритм, темп, динамика; художественные: композиция, цвет, форма);
  • знать народную культуру: песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки.

Направление 2. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников:

  • интересоваться несколькими видами искусства и проявлять собственную инициативу в творческих задумках педагога;
  • самостоятельно создавать творческие произведения в любом виде искусства;
  • уметь максимально объективно оценивать собственное творчество, сравнивать его с результатами сверстников, обсуждать это и стремиться развиваться в данном направлении.

Направление 3. ИЗО:

  • знать, называть и рисовать формы предметов;
  • знать цвета радуги и основные их оттенки;
  • знать, какие материалы используются для рисования.

Направление 4. Музыкальное развитие:

  • иметь желание слушать музыку и петь;
  • отличать динамику, высоту и ритм звука;
  • определять настроение музыки;
  • знать названия нот и уметь петь их;
  • исполнять простые мелодии на детских инструментах.

Направление 4. Архитектура и дизайн:

  • знать, чем занимаются архитекторы;
  • видеть красоту форм архитектуры;
  • интересоваться поделками из бумаги;
  • иметь желание украшать комнаты к праздникам.

Эстетическое воспитание — долгий и трудный процесс, в который вовлечены и родители, и воспитатели. Оно начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека.

Межмуниципальный семинар

«Воспитание эстетической культуры и развитие детского художественного творчества с учетом современных требований к образованию детей дошкольного возраста»

«ВЕЛИКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

– воспитатель МБДОУ детского сада общеразвивающеговида №16 г. Апатиты

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России, одним из приоритетных направлений совершенствования общества, является духовное возрождение народных традиций. Культуру России невозможно представить без народного искусства. В любое время наш народ стремиться к красоте и творчеству, поэтому приобщение дошкольников к народным традициям, обрядам, обычаям – является важнейшей целью моей педагогической деятельности.

Используя в работе с детьми образовательную область« Художественное творчество», считаю реализовать главные задачи:

1. Знакомство детей с широтой и многообразием поля художественно – изобразительной деятельности, с использованием русских народных традиций.

2. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами великих мастеров, а также создание и восприятие художественных образов.

Для детей старшего дошкольного возраста разработала перспективное планирование, включив в каждый месяц года работу с народным календарём, фольклорные занятия или развлечения и самостоятельную художественную деятельность детей

Вначале и в конце года провожу планируемую диагностику

по разделам: народные праздники, обычаи, русский фольклор, народные игры, декоративно-прикладное искусство.

В процессе всех видов детской деятельности: продуктивной, познавательной, игровой, веду работу по накоплению знаний у детей об особенностях быта и жизни русского народа. Мною проведены занятия, посвящённые истории русской кухни. Дети узнали о том, откуда появилась каша, каким почётом и уважением пользуется хлеб, как замешивается тесто на пироги, какая похлёбка считается в народе самой вкусной, узнали о русском самоваре и приготовлении целебного чая. На таких занятиях, детьми сделаны самостоятельные выводы о том, что еда в жизни наших предков занимала далеко не последние место. В связи с этим, познакомила и объяснила детям значение и смысл следующих пословиц и поговорок:

«Будет хлеб – будет и обед»

«Хороша кашка, да мала чашка»

«Если щи хороши, другой пищи не ищи»

Многие из них и сейчас использую в режимных моментах.

Сильнейшим источником познания народной жизни являются народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями, играми. В них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории которые можно при желании увидеть.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника – Рождественские Святки. Подготовку к ним, как и было в народе, начинаем заранее – ещё в декабре. На занятиях знакомила с русской духовной поэзией, разучивала рождественские колядки, готовила с детьми рождественские подарки, проводила предварительную беседу о том, что святки - это радостное время, когда можно проявить щедрость и любовь,

помочь слабым и самое главное вручить друзьям, родителям и сотрудникам д/с подарки-самоделки.

Широко отмечаем и такие традиционные народные праздники как, «Масленица», «Пасха», «Осенины».

Продолжая знакомить детей с народным календарём, совершенствую знания у детей о малоизвестных народных праздниках. Так, например, дети узнали, что 1 октября , по народному календарю – «Аринин день», и что это день отлёта последних перелётных птиц. На прогулках с детьми я обращала внимание на небо. В этом году, нам посчастливилось наблюдать отлёт аистов, выкрикивая им в след: «Колесом дорога!». Дети знают, что данный выклик помогает птицам благополучно долететь до новых мест.

Знакомя детей с земледельческими народными праздниками такими как, например 29 апреля «Арина – рассадница» - высаживали с детьми рассаду (укропа, моркови, петрушки). 13 сентября «Куприян день» - копали картофель на участке д/сада.

Ряд проведённых мною занятий о земледелии, помог узнать детям о том, каким орудием труда пользовался народ, почему природа заставляла земледельца быть более наблюдательным. Дети узнали и научились объяснять значение народных примет, например: «Много снега – много хлеба», «Как в мае дождь, так и будет рожь».

Некоторые пословицы и поговорки проверялись детьми в ходе наблюдений и опытнической работы. Так, например, объясняя значение поговорки «По семенам всходы», провела два опыта. Первый – позволил детям убедиться в том, что из разных семян, вырастают разные растения по форме и величине. А второй опыт показал, что всходы зависят и от качества семян.

Чтобы понять детям прямой смысл пословицы: «Снег холодный, но от холода греет», провела познавательную беседу о том, почему деревья и кустарники специально иногда засыпают

снегом и для чего некоторые животные и птицы зарываются в снег. Одновременно мною был проведён опыт, поместив одну бутылку с теплой водой на поверхность сугроба, вторую - дети зарыли в его глубину. Сделанные самостоятельно выводы и результаты заносили в дневник наблюдений.

На познавательном занятии «Весенние радости», дети узнали много нового о русской берёзе. О том, что именно она передает свой рост весенним посевам в садах, огородах, её украшают цветными лентами на седьмую неделю после праздника «Пасхи» и нашёптывают ей свои желания молодые девушки и парни. Детям рассказала о второй жизни дерева. Рассматривая деревянные игрушки и посуду, они самостоятельно делали выводы о качестве и свойствах дерева, учились расписывать деревянные ложки и доски элементами хохломской и городецкой росписи.

Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательную роль этих ценностей реализую путём ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, через рассматривание слайдов и иллюстраций.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и святой преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мерил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство! Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе бог, а в правде», до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это и великие полководцы – , . Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Используя фонд детской библиотеки, провела цикл занятий на тему: «Богатыри русской живописи», по картинам известного художника В. Васнецова, а также беседу на тему: «Во славу русского оружия». Знакомя детей с народными былинами, провела

занятие для педагогов на тему: «Богатыри – защитники земли русской».

Развитие речи – есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык , поэтому во всех видах деятельности с детьми уделяю большое внимание русскому языку. Моя задача – раскрыть духовно – нравственный и художественный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме. Большое значение придаю увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождение и историческую значимость. Это помогает моим детям сочинять и придумывать свои художественные произведения с использованием народного фольклора.

Для соприкосновения детей с народным искусством провела цикл занятий на тему: «Золотая роспись России». На этих занятиях дети учились создавать декоративные композиции, используя элементы хохломской, гжельской росписей на бумажных сарафанах, кокошниках, посуде из папье – маше, деревянных ложках. Знакомя детей с тем или иным промыслом, старалась доступно рассказать о том, где он зародился, в чём суть приёмов, используемых мастерами. Так, например, подробно познакомив детей с особенностями изготовления дымковской игрушки, предложила детям применить свои знания, используя глину и солёное тесто, создав макет «Скотный двор в селе Дымково». К дню 8 марта детьми были подарены мамам и бабушкам серьги и браслеты сделанные из натуральной шерсти, одним из приёмов мокрого валяния. К выпускному дню, дети приготовили подарки своим родителям в виде расписных ложек под хохлому. В группе часто устраиваю выставки детских работ – обрядовых кукол, картин, посуды, одежды и различных предметов быта, изготовленных из папье-маше, тканей, ниток, соломки, глины, пластмассы, натуральной шерсти и других материалов. В прошлом году, совместно с детьми открыли мини – музей «Волшебная шерсть. Выставка детских картин и поделок из сухого и мокрого валяния шерсти раскрыла богатый художественный потенциал детей, их творческие способности. Макет, сделанный совместно с детьми подготовительной группы из папье-маше и пластмассы на тему: «Храмовый комплекс», занял лидирующее первое место на семинаре « Народная педагогика» в МБДОУ № 67 в прошлом году и был выставлен для прихожан, в музее церкви «Новомученников и исповедников». Первое место на данном семинаре получила и за разработанный проект «Славьтесь традиции русские, славься и русский народ»

Чтобы народное декоративно-прикладное искусство прочно вошло в быт детей, они должны чаще видеть эту красоту.

Возможности нашего города, отдалённого от крупных центров с множеством музеев и выставочных залов, очень малы, поэтому я стараюсь, чтобы мои воспитанники посещали с родителями выставки детских рисунков или народного прикладного искусства, организованные местным музеем, художественной школой, библиотекой. Так, при посещении арт-салона «Салма», дети познакомились с интересными ремёслами народных мастеров северных районов нашей страны: они впервые увидели драночную птицу – изделие из дерева Архангельских мастеров; узнали, что называют её так потому, что хвост и крылья у неё расщепляются на драночки – тоненькие пластинки. Народная молва приписывает ей чудодейственную силу, и называют её святым духом, хранительницей детей, семейного счастья. С помощью родителей мы смогли приобрести «Птицу Счастья». Подвесив её к потолку, она как будто ожила: закружилась, крылья её задвигались, теперь она хранительница моих воспитанников в группе.

Знакомя детей с русской песней, неоднократно приглашала руководителя городского фольклорного ансамбля «Долинушка» - Карташову Татьяну Александровну.

Всю свою работу веду в тесном контакте с родителями. Они готовят атрибуты к праздникам, разучивают и читают детям произведения устного народного творчества, участвуют в проведениях экскурсий в музей и местную художественную школу, приглашают мастеров художественного творчества. Приобрели на свои средства предметы народного искусства (хохломскую посуду, картину-оберег «Домовой», иллюстрации к различным видам росписей, дидактические игры, деревянные ложки и доски для росписей). Совместно с детьми занимаюсь изготовлением тряпичных кукол, и кукол-самоделок из других материалов. Провела мастер – класс для родителей наших воспитанников по изготовлению обрядовой куклы – козы. Участники мастер – класса ознакомились с технологией изготовления обрядовой куклы на основе традиций наших далёких предков – соломоплетение на деревянной крестовине. В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлечёнными и радеющими за сохранение народных традиций. В нашей группе существует мини-музей таких кукол.

Мой опыт работы показывает, что под влиянием великих народных традиций, создаются все условия для новых творческих открытий ребёнка. Но не следует забывать, со слов русского психолога, « Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в том, что создают, творят, и упражняются дети в творческом воображении и его воплощении».

1. Введение……………………………………………………………………2

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников………….4

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства

и представлений детей………………………………………………………...4

2.2 Задачи и методы эстетического воспитания…………………………….5

3. Развитие художественно-творческих способностей детей………………7

4. Формирование основ эстетического вкуса………………………………..9

5. Условия и средства эстетического воспитания…………………………..10

6. Формы организации эстетического воспитания………………………….14

7. Заключение………………………………………………………………….17

8. Литература…………………………………………………………………..19

1. Введение

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Большую роль во всестороннем развитии личности ребёнка играет эстетическое воспитание - развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивости к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, а также способности к творчеству. Способность воспринимать красоту окружающей природы и наслаждаться произведениями искусства развивается по мере того, как дети знакомятся с тем прекрасным, которое доступно их восприятию и пониманию. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к самосовершенству, совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию. Именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить уникальные способности. Рассмотрим структуру и функции эстетического воспитания:

Функции эстетического воспитания

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.

Структурные компоненты эстетического воспитания

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается и фиксируется в сознании. В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Задача семьи - воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства. Немаловажную роль в эстетическом развитии личности играют врождённые задатки, которые позволяют, например, судить о высокой восприимчивости одних детей к музыке, других - к изобразительному искусству, и активное желание овладеть каким-либо из этих искусств. Некоторые дети уже в дошкольном возрасте обнаруживают творческие способности к искусству. У большинства детей эти способности развиваются позже, в младшем школьном и особенно подростковом возрастах.

Нет ничего вреднее для развития творческих способностей ребёнка, когда не в меру тщеславные родители или родственники начинают преждевременно расхваливать его таланты. В таких случаях у детей развивается огромное самомнение, эгоизм, они перестают учиться и в итоге их талант постепенно глохнет. Напротив, при соблюдении известной скромности и в то же время настойчивости дети, даже ничем не выделявшиеся в дошкольном возрасте среди своих ровесников, с годами достигают больших успехов в творчестве.

В семье эстетическое воспитание, главным образом, осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, развивающие игры для детей. Знакомить ребенка с поэзией и музыкой рекомендуют как можно раньше. Сегодня существует множество программ раннего развития ребенка, куда мамы приносят малышей возрастом от полугода и слушают вместе с ними приятную музыку. Но совсем не обязательно посещать какие-либо курсы или центры - включить тихую мелодию можно и дома, когда малыш играет или засыпает. В результате общения с музыкой, ребёнку передаются её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом и есть сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребёнка любого возраста. Крайне важно умение малыша слушать, вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её направление и характер, узнавать знакомую музыку по особому ритмическому звучанию.

Следует помнить, что классическая спокойная музыка способствует усмирению ребенка, успокоению. Даже громко плачущий малыш под воздействием спокойной музыки успокоится, станет менее агрессивным и возбужденным.

Способности, и призвание ребенка можно раскрыть случайно, неожиданно, наблюдая за ним в игре, забавах. Одним из признаков способностей является, как привило, повышенная эмоциональность, вызванная теми или иными впечатлениями.

Современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Но именно поэтому в условиях семьи необходима разумная организация эстетического воспитания ребёнка. Когда радио непрерывно звучит в доме, когда ребёнок часами сидит у телевизора или компьютера - это не только не способствует его эстетическому развитию, а, наоборот, приучает к поверхностному восприятию художественных впечатлений. Зачастую пропадает собственное мнение, ребёнок полагается не на свои чувства и эмоции, а на мнение большинства. Важно, чтобы родители вдумчиво выбирали то, что следует посмотреть и послушать ребёнку, помогали ему осмыслить полученные впечатления. Разговор после прослушивания и просмотра является основополагающим способом закрепления полученной информации, её структурирование и анализ.

Наиболее сильно воздействует на детей художественная литература. Она захватывает их яркостью художественных образов и логикой развития сюжета. Безгранична любовь дошкольников к сказкам и их героям, они с жадностью слушают уже знакомые произведения и с возрастающим интересом - новые. Когда же дети начинают читать самостоятельно, важно поддерживать их интерес к чтению и руководить им, прививая вкус к лучшим произведениям русской и мировой классической литературы. Большое значение для развития детей имеет воспитание у них умения выразительно читать. Надо предоставить детям возможность слушать художественное чтение в исполнении артистов по радио, телевидению, на компакт-дисках. Часто дети остаются равнодушными даже к самым лучшим произведениям художественной литературы, так как не умеют читать их выразительно. Но те же дети приходят в восторг от этих книг, когда услышат их в хорошем исполнении. Искусство выразительного чтения доступно любому взрослому человеку, если он приложит к этому желание и некоторый труд.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Так что же такое эстетическое развитие личности? В первом приближении эстетическое развитие - это результат эстетического воспитания. В научной литературе эстетическое развитие (ЭР) характеризуется как: развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. ЭР имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения. ЭР начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости. В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в ЭР младшего школьника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.

В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображенных людей.

Возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического воспитания, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта человеческой культуры.

Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи дошкольного воспитания также направлены на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Но детям недостаточно видеть красоту вокруг себя в разных ее проявлениях, но и стоит привлекать их внимание к этой красоте. Например: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво!». Так же следует привлекать ребенка к анализу и действию на благо красоты: « Как ты думаешь, какая подушечка больше подойдет к нашему зеленому дивану – желтая или черная?», при этом неважно, что именно он ответит, важно, что ребенок видит, что он тоже может создавать красоту.

Безусловно, важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Взрослым следует обращать внимание ребенка на красоту и гармоничность природы. Например, идя по скверу обратить внимание как красивы и необычны деревья в нем, как щебечут птицы. Очень важно замечать все вместе с ребенком.

Несомненно, важным средством и условием эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Каждый вид искусства воспринимается ребенком на разных возрастных этапах по-разному.

Первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует – это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать окружающий мир, но и чувствовать его.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий фактор и творческий. Следует отметить, что и тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись производить.

Для того что бы вызвать у ребенка интерес и желание к созданию собственного произведения искусства, для проявления какого – либо творчества следует обучать его навыкам художественной выразительности. Но самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Следует, заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказе, музыкальной деятельности. Возникает самостоятельная художественная деятельность по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке. Для развития самостоятельной деятельности необходимо создавать условия: дети должны знать, где можно взять необходимые материалы, где можно рисовать, строить, музицировать.

Очень важно в художественно-эстетическом воспитании является умение показывать свои чувства детям, свое отношение. Например, выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью. Яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, т.к. опирается на особенность детства – подражательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться, как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Программа дополнительной образовательной услуги "Юный книголюб"(познавательной и художественно-эстетической направленности) Для детей дошкольного возраста 4-5 лет. На 2015-2016 учебный год

Рабочая программа литературно-творческого кружка "Юный книголюб" на 2015-2016 учебный год....

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Золотой ключик».

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет...

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.