Татами в японии. Татами — напольное покрытие

Соломенный мат, служащий для настилки полов, впервые был изготовлен еще в 16м веке. Изготовление татами – весьма нелегкий труд, поэтому им занимаются в основном только мужчины.

Слово «Татами» (Tatami | 畳 ) происходит от японского глагола «Татаму» (Tatamu | 畳む ) - складывать, заворачивать, что означает, по всей видимости, что первые татами были тонкими соломенными ковриками, которые можно было сложить в несколько слоев или скрутить, если им не пользовались.

Изначально татами назывались «Гоза» (Goza | 茣蓙 ) и являлись предметом роскоши для знати.

В эпоху Хэйан во дворцах настил пола был деревянный, а татами использовались только для сидения на полу аристократов.

Постепенно татами «распространились» во все комнаты знати, и самураи уже не только сидели на татами в специальных комнатах для трапезы и гостей, но и спали на них. Только в конце 17го века татами стали популярны и достигли домов простолюдинов.

Сейчас в Японии татами уже не так популярны, как раньше, но все же остаются частью японской культуры и в современных домах зачастую имеется хотя бы одна комната в традиционном японском стиле, покрытая татами.

Татами плетутся из тростника Игуса (Igusa | 藺草) и набиваются рисовой соломой.

Особенность татами в том, что несмотря на то, что татами фактически изготовлены из травы, этот мат остается очень прочным длительное время, даже если по ним бегать. Правда, спустя пару десятков лет цвет татами меняется с бледно-зеленого на темно-желтый, но тонкий запах сухой травы сохраняется все годы и поэтому в комнате всегда приятно пахнет.

Толщина татами колеблется от 5 до 6 см., а длина – напрямую зависит от региона страны так, например:

  • в Киото длина татами составляет 95х191 см., и называется Kyōma tatami;
  • в Нагоя – 91х182 и зовется Аinoma tatami;
  • а в Токио размер татами еще меньше – 88х176 см и называется Edoma или Kantōma tatami.

Такая скурпулезность в размерах татами неспроста: если вам когда-нибудь придется искать квартиру или дом в Японии, то, раскрыв объявления, вы с удивлением обнаружите, что площадь комнат в предлагаемом жилье измеряется в количестве татами «Дзё» (Jou | 畳 ), которыми настелен пол.

Самая маленькая комната, которая только может быть в траидиционном стиле - составляет 4 татами. Естественно, чем меньше площадь, тем дешевле жилье.

Именно поэтому татами принято стелить особым образом, чтобы не оставалось ни одного малейшего зазора между татами или стенами.

В старые времена существовала целая система по укладке татами, и несмотря пройденные века, до сих пор принято считать, что неправильно уложенные татами в доме способствуют несчастью.

Оригинал взят у zajcev_ushastyj в Про татами

Обещала разным людям аж целую серию "общепознавательных" постов про всякие японские очень бытовые вещи. Опять выяснилось, что далеко не все, что я сама считаю общеизвестным, таковым является на самом деле.

Потому все-таки решила немного написать на эту тему. Ну, а если кому из вас это все давно известно - смело пропускайте, вряд ли тут будет что-то новое.

Стало быть, татами. Такая же совершенно японская штука, как и суши с гейшами. Сидеть на татами и кушать суши в компании гейш - ну, чистая японщина.



Картинка для привлечения внимания. Да, татами могут быть и такими, хотя конкретно такие используют для украшения интерьера, практической пользы от подобных милых финтифлюшек не очень много.

Татами же "настоящие" - вещь серьезная, солидная и с очень длинной историей.



Татами по-японски пишутся красивым иероглифом - 畳 - и представляют из себя массивную тяжелую плиту, сложносоставленную из разных материалов, преимущественно всякой соломы.




Вот это - татами, для практического использования в жизни.

Размеры татами зависят прежде всего от того места, где они были изготовлены. Разве что толщина варьируется в зависимости от конкретного производителя и "внутреннего содержания" татами. Обычные татами имеют толщину от 4 до 5.5 см.

Есть татами местные, киотосские, старостоличные. Так и называются - "кйома" 京間 (иногда "хонма" 本間 или "кансайма" 関西間). Размеры - 955 мм на 1910 мм. Считаются самыми древними японскими татами, прародителями, так сказать. Имеют хождение по всей Средней Японщине, включая Шикоку и Кюшю.

Есть татами новостоличные, называются "эдома" 江戸間 (или "кантома" 関東間, "инакама" 田舎間, "гохачима" 五八間). Размеры - 880 мм на 1760 мм. Изящные такие. Как понятно из названия, производятся и употребляются в восточно-столичном регионе и вокруг него.

Есть татами среднеяпонские - ни нашим, ни вашим - называются "чюкйома" 中京間 (или "сабурокума" 三六間). Размеры - 910 мм на 1820 мм. Средненькие, ага. "Носят" такие в тех районах, которые не захотели поддерживать моду ни одной из столиц. Типа, сами себе хозяева. В Нагое такие, в Фукушиме, Иватэ и еще кое-где, как на севере, так и вполне себе в центре.

Есть татами бюджетные, для сдающихся в наем квартир. Называются "данчима" 団地間 ("кодан-сайзу" 公団サイズ или "горокума" 五六間). Размеры соответствуют названию - 850 мм на 1700 мм. Скромненько так.

И еще ряд более редко встречающихся вариаций.

В общем, если вам приспичило построить дом или поменять татами в уже давно построенном, никогда не покупайте готовые! Рискуете не вписаться в размер. Приглашаете мастера и он тщательно замеряет те помещения, которые вы хотите застелить татами. И делает строго по размеру, потому что татами кладутся встык, вплотную, так, чтобы заполнить все пространство пола без щелей, куда у вас будет засыпаться мусор и заваливаться мелкие предметы. У хорошо уложенных татами в щель между двумя "плитами" не провалится и иголка.




Хорошо уложенные татами в жилой комнате дома.

Вообще, татами можно укладывать разными способами в зависимости от размеров комнаты:






Верхний ряд вариантов обычно используется для жилых комнат в домах (или квартирах). Нижний - варианты укладки татами в храмах или разного рода рабочих помещениях. Подобное разделение сложилось исторически и всячески поддерживается и сейчас.

Попадалась информация, что в жилых помещениях татами из варианта укладки верхнего(жилого, "улиточного") перекладывают в нижний вариант (храмовый, "прямолинейный"), если в данной конкретной комнате будет лежать умерший для церемонии прощания. Реально на практике такую перекладку видеть не приходилось (возможно, потому что сейчас большинство траурных церемоний проходят не дома, а в специальных холлах).




"Храмовая" укладка татами.

Как хорошо заметно, количество татами всегда четное. Впрочем, есть вариант укладки "четыре с половиной татами" - самый мелкий из возможных.



Такая укладка часто встречается в комнатах для чайных церемоний. В половинчатом татами часто делают дырку для очага.



Примерно так.

Ну, а теперь расковыряем татами и посмотрим, что там внутри. Интересно же, а?




Так сказать, внутреннее строение татами с названиями отдельных частей.



Татамидоко 畳床 - основа татами.

Традиционно делалась и делается по сию пору из рисовой соломы.




Рисовая солома нового урожая, основательно высушенная, укладывается стройными рядами и слоями вдоль и поперек будущего татами.





Слои утрамбовываются и простегиваются-прошиваются по отдельности и вместе, чтобы получилась плотная и жесткая основа.





Когда-то прошивка татами выполнялась вручную, здоровенными такими иглами. Сейчас прошивкой занимаются хитрые машины.

Упакованную-прошитую солому обрезают со всех сторон до ровненького прямоугольника в соответствии с заданными размерами.




Готовая основа татами, татамидоко. Из рисовой соломы.



В настоящее время, однако, татамидоко делают далеко не только из рисовой соломы.




Срез татамидоко целиком из рисовой соломы. Так и называется обычно - "варадоко" 藁床.






Срез татамидоко комбинированного, из рисовой соломы и строительного теплоизолирующего материала (я так понимаю, опилки всякие, типавойлок и прочий мусор).






Срез татамидоко, полностью сделанного из строительного теплоизолирующего материала.






Татамидоко комбинированный, из строительного теплоизолята и вспененного пластика.




,

Еще вариант комбинации теплоизолята и пластика.

Реально, как несложно догадаться, вариантов татамидоко сейчас существует гигантское количество. У каждого типа есть свои недостатки и достоинства, которые следует учитывать при заказе татами лично для себя.

Татамидоко полностью соломенные, как правило, дороже. Такого изобилия рисовой соломы, как двести лет назад, сейчас в Японии нет. Чисто соломенные татамидоко наименее долговечны: солома под ногами-телами жителей протирается-проминается неравномерно и татами идут "волнами". Соломенные татами очень любят пылевые клещи и домашняя плесень. Зато они самые "дышащие", лучше всего отводят тепло летом и сохраняют его зимой.

Татамидоко с пластиковой основой (сейчас ее чаще всего делают из переработанных пластиков) - самые прочные и долговечные. Не плесневеют и клещи там не заводятся. Как нетрудно понять, самые дешевые. Но и теплоизолирующие свойства ниже, как и вентиляция. В современных домах с кондиционером это некритично, но следует иметь в виду.

Промежуточные варианты со строительным теплоизолирующим материалом также имеют и промежуточные свойства. В них реже заводятся клещи и плесень и они покрепче соломенных, хотя уступают в этом пластиковым. Вентиляция и теплоизоляция лучше, чем у пластиковых, но хуже, чем у соломенных.

Проблему комбинации полезных свойств татамидоко каждый производитель решает по-своему, иногда использованием каких-то еще материалов, иногда комбинируя слои материалов и т.п.



Готовые татамидоко сверху покрывают "тканью" татамиомотэ 畳表.

"Ткань" эта делается из просушеннего речного тростника игуса (藺草, い草).




Возможно, когда-то японские крестьяне собирали дикорастущий тростник вдоль берегов рек и болотцев. Но сейчас чаще всего игуса выращивается культурно на специальных плантациях.

Собранный "урожай" промывается, высушивается, сортируется по размеру. Если надо - окрашивается в нужные цвета.




Рассортированные тростники игуса. Если я правильно поняла, сортировка делается, в основном, для удобства использования специальных ткаческих агрегатов. Вручную татамиомотэ сейчас, похоже, не делает никто. Ну, и ткань разной ширины можно использовать для татами разных размеров. И не только для татами, но об этом позже.




Машинка для ткачества татамиомотэ из сухих тростников. Аккуратно отсортированные по толщине и длине травки загружаются в агрегат и на выходе получается тростниковая ткань.




Ткань выглядит вполне себе почти настоящей тканью, особенно, если обработать края как у настоящей ткани. Правда, с "ориентированными свойствами". Скручивается она хорошо только в одном направлении.






Это тростниковая "ткань" с очень близкого расстояния. "Ткань" эта чрезвычайно приятна на ощупь: в направлении тростниковых волокон - гладкая и прохладная, поперек них - слегка шершавая.

Можно регулировать ширину переплетения с нитями "утка", получая разные на вид и по свойствам "ткани".



Примерно так. Это чисто за счет ширины шага и толщины самого тростника. Чем мельче получившийся рисунок - тем дороже татамиомотэ. Плотность "ткани" прямо влияет на то, например, как будет впитываться в татами случайно пролитая жидкость. Хорошие татами, помимо всего прочего, не должны впитывать пролитое.

Свежесделанные татами имеют обычно (традиционно, так сказать) травянисто-зеленый цвет. С течением времени игуса выгорает и выцветает и старые татами обычно желтовато-коричневые. Это считается одним из признаков того, что татами пора менять. Желтое покрытие менее плотное и уже начинает разрушаться и внутри татами могут завестить и пылевые клещи, и плесень, чреватые всякими кожными заболеваниями и аллергиями.



Татамиомотэ кладут поверх татамидоко и для фиксации обшивают по длинным краям декоративной тесьмой, называемой "татамихэри" 畳縁.

Когда-то татамихэри пришивали к татами вручную, примерно также, как обшивают бейками края одежды. Сейчас опять-таки для этого чаще используются специальные машинки.

Вариантов тесьмы татамихэри сейчас существует совершенно невероятное разнообразие.




Простенько: чисто цветные.








Традиционные, относительно скромные.







На любой вкус и цвет.





Кавайно-разноцветные.





С котиками манэки-нэко.

Ну, и так далее.



Когда именно татами вошли в обиход японцев, достоверно сказать сложно. Сохранились остатки покрытия кровати императора Шёму-тэнно 聖武天皇, жившего и правившего в первой половине 8го века.




Остатки тростиникового покрытия и кусочки отделочной ткани. Во всяком случае, тростниковое покрытие сильно напоминает современный вариант. А как в реальности выглядели татами 8го века, сейчас уже сложно сказать.

К эпохе Хэйан татами уже плотно вошли в быт, по крайней мере, аристократический. Толстые маты из соломы использовались и для сидения в залах за работой, и в качестве кроватей.

Тогда уже была детально разработана "цветовая дифференциация штанов" для татами. Прежде всего, это выражалось в высоте сидячего места и отделке татами (цвет и рисунок татамихэри).




Микро-табличка для опознания важных рисунков татамихэри. Самый левый - для императора, главных священников как синто, так и буддизма. Крупные гербы в центре - для принцев императорской семьи и глав правительства. Мелкие гербы справа - для государственных чиновников средних рангов. Все, что ниже рангом, имели татамихэри монотонных цветов (тоже со своей дифференциацией).






Вот это почетное сидячее место называется "гошинза" 御神座 и предназначается для самых уважаемых задов: императора, глав религиозных сект. Татами, обшитые цветной полосатой тесьмой, примерно в два раза толще обычных. Высоко сижу - далеко гляжу. И всем сразу понятно: большой человек.






Фото из императорского дворца Гошё в Киото. Сидячее место для императора в одном из залов дворца. Это не трон, именно "повседневное" сидячее место.



К 12-13 векам татами уже прочно вошли в быт практически всех слоев японского населения в соответствии с указанной дифференциацией цветов, которая продолжала детализироваться.




Фрагмент свитка конца 13го века, в котором описывалась история одного интересного знатного господина. Этот свиток мне хотелось показать вам не только потому, что тут хорошо видны татами, обшитые гербовой татамихэри. Но и кучерявые японки с кучерявыми младенцами. Это к тому, что я уже неоднократно пыталась донести до ЖЖителей: натуральные японцы изредка бывают натурально кучерявыми. И были такими задолго до того, как первые кучерявые представители других рас завелись в этих краях.

Впрочем, я опять отвлеклась.

Уже примерно в это время изготовителям татами были известны мелкие секреты мастерства, позволявшие обшивать татами тесьмой так, чтобы при укладке получался связный рисунок:



Это и сейчас особо ценится в определенных случаях. Да и красиво.



Понятное дело, детальную дифференциацию цветов тесьмы для татами закрепило правительство Токугав.




Татами, обшитые тесьмой с гербами Тогугав.

В общем, дифференциация по рисункам осталась примерно той же, что и была еще при Хэйане. Самые незначительные слои населения должны были пользоваться татами вообще не обшитыми татамихэри.

Когда-то у меня был пост про старинную деревню в Мияме и дом-музей крестьянского быта в той деревне.




Татамихэринаши татами (необшитые татами) из того деревенского домика.

Отменив сословные привилегии, правительство Мэйджи отменило и внешние знаки этих привилегий. Впрочем, многие из них остались в быту уже чисто "по традиции". Например, вертикальнополосатая тесьма не используется для "бытовых" татами, оставаясь отличительным знаком религиозных заведений (или императорских).

А необшитые татами используются достаточно широко в силу своего удобства: татамихэри - одно из самых слабых мест у татами и быстрее всего подвергается износу. Кстати, имейте в виду: в парадно-официальных случаях и в гостях наступать на татамихэри или садиться на них считается дурным тоном.



Современная комната, застеленная необшитыми татами, да еще и нестандартного размера.

Впрочем, в наше время татами могут быть любой формы и вида, на который хватит вашей фантазии и умения мастера.




Например, так.



Если из татамидоко ничего особо не придумаешь, кроме собственно татами, то тканая татамиомотэ используется очень широко не только для покрытия татами.




Скажем, как и обычные нитки, игусу можно покрасить в разные цвета. И переплетать нити по-разному, получая на выходе разный рисунок ткани.




Вот еще так, например.



Татамиомотэ используют для изготовления всяких прочих полезных в быту вещей.




Вот, например, тапочки из татамиомотэ. Ноги не потеют и не скользят.






Обложки для книг и документов из татамиомотэ.






Одним из самых популярных использований татамиомотэ остается создание всяких ковриков и накидок. Эта ткань чрезвычайно приятна в летнюю жару. Не нагреваясь сама, успешно отводит тепло от разогретой солнцем тушки хозяина. Не нуждается обычно в дополнительных наволочках и простынках. Достаточно регулярно протирать такое покрытие влажной тряпочкой и вывешивать на просушку-проветривание.





Или вот такой массажно-отдыхательный матрасик с подушкой для летнего отдыха.






Подушки-сидушки из тростника игуса. Можно на полу на них сидеть, а можно подкладывать и на стул.



Сейчас в современных домах иногда есть одна на всю квартиру комната, застеленная татами. А иногда нету и вовсе ни одной. Все-таки татами требуют большей аккуратности в использовании и не так удобны при уборке (мыть их нельзя, только протирать влажной тряпочкой). Не говоря уже о меньшей долговечности по сравнению с пластиковым покрытием пола или деревянным.

Но многие предпочитают спать на татами. Это, говорят, полезнее чем на толстом европейском матрасе. Да и летом приятнее.



Кровать с верхней крышкой татами в комнате европейского стиля. Компромисс между традицией и современностью.



Останутся ли татами в будущем - сложно сказать. Как и кимоно, они не очень вписываются в современный ритм жизни горожанина.




Картинка времен Эдо. Изготовление татами.

Татами в доме

Татами - это специальное напольное покрытие, которое используют в японских домах с традиционным типом. В настоящее время традиционное татами редко используют в японских домах, предпочитая жить в домах с европейским типом.

Татами с японского языка переводится как «складывание», то есть «то, что складывается». Они являются основой японского интерьера и представляют собой специальные матрасы. Изготавливаются японские татами на механических машинах из тростника игуса и набиваются рисовой соломой. Для состоятельных японцев при изготовлении татами используют коноплю. Длинные края татами обшивают тканью. Современная жизнь внесла свои коррективы в изготовление татами, не самые полезные. На многих фабриках их стали набивать синтетической ватой. Они стали дешевле, но при этом потеряли свою экологическую чистоту.

Началось распространение татами в Японии в 1185-1333 годах, когда правил сегун Камакура. Материал, из которого изготовлены татами, их толщина и количество говорили о социальном статусе хозяина. Современный татами изготавливается прямоугольной формы размерами 90х180 см и толщиной – 5 см. Площадь комнат в Японии измеряется татами. Это учитывается при постройке домов. Например, в магазинах площадь комнаты традиционно была 5,5 татами, а в чайных домиках – 4,5 татами. Детский татами имеет размеры 90х90 см. Татами в Токио и в восточной части Японии чуть меньше - 85×180 см. Независимо от размеров толщина всех татами 5 см.

Татами из синтетической ваты

В современных японских домах, даже построенных по европейскому типу, до сих пор есть хотя бы одна комната, застеленная татами. Чтобы татами всегда оставались чистыми, у японцев принято всегда снимать обувь перед тем, как войти в дом.

У суеверных японцев существует целый свод правил, которые определяют, какое количество татами нужно для комнаты и как их расположить на полу. Японцы свято верят, что если татами неправильно расположить, то это принесет несчастье. Их нельзя располагать в виде правильной решетки. Должны отсутствовать места, в которых сходятся углы трех или четырех татами. Это практично, так как при правильном расположении татами не меняют своего первоначального положения, даже если по ним бегать и прыгать.

Татами используется в качестве спортивных матов на занятиях по дзюдо, айкидо и другим видам восточных единоборств, для спортивных занятий они более жесткие, чем домашние татами. Татами также используют для совершенствования искусства владения японским мечом. Для этого их сворачивают в виде цилиндров и помещают в воду на несколько дней, а затем испытывают на них остроту мечей или проверяют навыки фехтовальщиков.

Традиционная атмосфера японского жилища - свет, мягко проникающий сквозь , и пол, устланный татами - матами, изготовленными из тростника, и набитыми рисовой соломой.

В Японии при входе в помещение принято снимать обувь. И мягкая, но очень прочная текстура татами создает ощущение, будто босиком ступаешь по траве. Это очень удобное и прочное покрытие, которое используется в Японии на протяжении многих столетий.

Изначально татами использовали исключительно в качестве подушек и матрасов для сна. И их толщина и качество материалов определяли статус того, кому они принадлежали. На татами в давние времена могли позволить себе спать только состоятельные японцы. Татами считались символом власти и достатка. И только позже их стали использовать в качестве напольного покрытия.

Татами состоит из трех частей: поверхность (татами-омотэ), внутренняя часть (татами-доко) и обшитый тканью край, который скрепляет оба слоя (татами-бэри).

Верхний слой татами плетется из тростника, который используют в текстильной промышленности Японии более двух тысяч лет. В старину это делали вручную, аккуратно переплетая высушенные и обработанные стебли. Это очень кропотливое и трудоемкое занятие требовало сосредоточенности и усидчивости. Внутренний слой традиционно изготавливали из рисовой соломы, которая придавала татами необходимую прочность, но при этом прекрасно пропускала воздух. В качестве материала для канта, идущего по краю татами и скрепляющего слои, обычно использовали хлопок, лён или шёлк.

Японцы придают большое значение тому, как расположены на полу татами. Существует "праздничное" и "не праздничное" расположение. В жилых домах считается недопустимым, чтобы четыре угла татами сходились в одной точке. Обычно их укладывают неправильной решеткой. Кроме того, в зависимости от способа укладки, татами по-разному отражают свет, осветляя одни участки помещения и затемняя другие. Подобные искусные вариации подчеркивают текстуры поверхностей, делая их более глубокими. Таким образом татами играют важную роль в создании атмосферы японского жилища.

  • В современной промышленности в качестве наполнителя для татами могут использовать не только рисовую солому, но и синтетическую вату.
  • Татами тесно связаны со строгими правилами японского этикета. Например, передвигаясь по комнате, японцы старательно избегают наступать на края татами. На них также не садятся и не ставят посуду во время чайной церемонии.

Особое внимание

  • В Японии площадь помещения измеряют в татами. Стандартный размер татами - 90 ×180 см, что составляет 1,62 м². Встречаются татами и других размеров, например, 90 × 90. В Токио и восточной Японии размер татами также отличается: 85 × 180 см.

Видео о татами

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.