Роль сказки в психическом развитии ребенка. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка Роль сказки в развитии ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.

Педагог-психолог ГКУ СРЦН « Надежда»

Советского района г. Н. Новгорода

Васильева Галина Валерьевна.

Роль сказки в воспитании ребенка очень сложно переоценить. Сюда относится , фантазии и многое другое. Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания.

Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенка ничто не волновало, и он пребывал в хорошем настроении. Например, это можно делать перед сном, когда не нужно никуда торопиться и можно спокойно обсудить самые интересные события и персонажей. Чтобы получить от сказки наибольше удовольствия, старайтесь не отвлекаться во время чтения.

Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.

При выборе сказки для ребенка важно учитывать его индивидуальные психоэмоциональные качества. Таким образом, можно в зародыше заглушить какие-то негативные стороны его личности, и развить позитивные.

Многие дети фактически живут в сказке и сказки для детей являются проецированием реальности на их мир. Сказки являются хорошим методом терапии. По сказке ребенка можно диагностировать уже имеющиеся проблемы суметь их откорректировать. Кем ощущает себя ваш ребенок в этом мире: золушкой, гадким утенком, русалочкой, феей, Гарри Поттерром? Кого боится ребенок? Боязнь серого волка это проекция страха перед агрессивным отцом, а боязнь Бабы Яги – символ страха перед авторитарной мамой.
Сказкотерапия может быть для детей способом выстраивания жизненного сценария. Недаром дети подчас просят читать одну и ту же сказку. Одни любят сказки про настойчивых и напористых героев, другие – про путешествия в дивные миры, под воду, в царство снежной королевы. Это и определяет дальнейшую жизнь, не во всем, но во многом.
Так что, если ребенок любит сказку про богатыря, 30 лет пролежавшего на печи, а потом поражавшего всех своей силой богатырской, кто знает, может быть, к 30 годам он станет удачливым и сильным, и ничего, что до этого жизнь не складывалась.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры . Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из них:

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Хороший метод коррекции сказкой – придумывание собственной сказки. Для детей это не только помощь в развитии фантазии и творческого потенциала, но и метод коррекции роли в обществе и всей дальнейшей жизни.

Какую роль играет ребенок в сказке? Какой у нее конец? Придумайте счастливое завершение сказки. Измените в сказке концовку – и изменится жизнь.

Со сказкой можно работать и руками . Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

некоторые приемы, работы со сказкой:

    объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;

    пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;

    рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;

    волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;

    «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;

    коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы.

Когда дети познакомились с русским фольклором, сказками, поработали с ними можно предложить сочинять им свои сказки.
КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК

Психологи ГКУ СРЦ « Надежда» предлагают детям придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?

Приведу еще один возможный пример коллажа сказок:

Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа ребят и психолога.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ

Психологи, используя этот метод, специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.
Экстремальная ситуация:
«Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…»
У спасателей есть:
блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать:«Ой, тону-у-у». Тогда…
Задание:

Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка.
Предложите
свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.
СКАЗКИ из СТИШКОВ

Существует множество коротких стишков, где как-бы просится продолжение. Так почему же не сделать его сказочным? Вот два примера на стихи А. Барто.
Стишок.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.

Начало
«Проснулась хозяюшка ночью…» или «Бежала собачка мимо…»,«Один прохожий вдруг увидел на скамейке комочек…»
Стишок.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Начало
«Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный…»

СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС

Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску или чернила и быстро сложите лист - тотчас же появится какой-то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?
СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ

Вначале мы придумываем детям необычный живой предмет - чудище - и побуждаем малышей вообразить его и ответить на следующие вопросы:

    как оно передвигается? (оно ползает, прыгает, скользит…);

    притворись сам чудищем. Как ты будешь причесываться и умываться?

    какие звуки ты издаешь?

    как выглядит чудище? На кого похоже?

    нарисуй его так, как ты его представляешь;

    где оно живет? (в норе, на деревьях, в воде);

    чем питается? (мороженым, мясом, корой деревьев);

    как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости?

    Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире (таком знакомом и таком неизвестном). Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Наталья Лаенко
Консультация «Роль сказки в развитии детей»

Консультация "Роль сказки в развитии детей ".

"И нельзя без сказки нам прожить друзья ,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче , отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть. "

Сказка - как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка . " Через сказку , фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка , фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами" - так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как "добро" и "зло" - очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок . Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Сказка - одно из доступных средств для развития эмоции ребенка , взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок - это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки , вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки - и это несомненно будет лучшим "тренажером" в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны . От развития фантазии до развития правильной речи . Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей . Она на доступном языке учит детей жизни , рассказывает о добре и зле . Дети легче понимают сказку , чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку . Читая и рассказывая сказки , взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки , быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов , предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей . Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку . Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей . Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей . Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке . Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки , прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге . Актуальность применения сказок , связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей . Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется , если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне . Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций , формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка . Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова , предложения и словосочетания. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников . Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка . Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей . Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль . Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой , скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша . Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом - чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку , задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Роль сказок в развитии детей очень велика. Почему? Давайте подумаем. Кто из нас не любит сказки? Конечно, их любят все. Сказка – это что-то доброе, уютное и интересное, то, что возвращает нас в детство. Каждый писатель считает своим долгом написать хоть одну небольшую историю, где добро побеждает зло, а любовь торжествует над печалью и несчастьем. Сказки всегда будут в моде, их будут экранизировать и переделывать на новый лад, лишь одно останется неизменным – их роль в развитии и становлении личности ребенка.

Почему сказка так важна для развития детей?

Роль сказки в жизни ребенка понимают все родители, но читают ли они их своим детям? Слушать эти небольшие поучительные истории и интересно, и познавательно. Уже давно умные профессора и психологи доказали, что они развивают фантазию, память, мышление и, конечно, речь, причем, речь правильную и красивую, поэтому-то роль сказок в воспитании детей так велика. Именно через сказки любой малыш впервые сталкивается с такими понятиями, как «добро» и «зло», понимая, что побеждает в итоге.

Скучные разговоры и нравоучения родителей не интересны ребенку, а вот то же самое в «сказочной» форме позволит ему посмотреть на это с другой стороны. Но современные мамы и папы часто не находят времени для чтения сказок, не понимая, что это явно не пойдет на пользу ребенку, не даст ему развиться и понять окружающий его мир в полной мере. При этом о роли сказок в развитии детей умным видом рассуждают все и всегда.

Роль сказок в развитии детей трудно переоценить. На их основе ребята учатся представлять и понимать героев, переживать и радоваться за них, изучают новые и непонятные слова, которые обогащают их речь, делая ее живой, яркой и эмоциональной. Несомненно и то, что те дети, которым рано начали читать сказки, неважно, понимали они смысл или нет, раньше начинали говорить, грамотно оформляя свою речь. Основы поведения и общения также закладываются во время чтения и прослушивания сказок.

Сказка очень важна не только для развития речи или мышления, она помогает снять стресс или психологическую проблему, которые есть даже у самых маленьких детей. Они способны разрушать детскую психику, нарушая ее становление. Как же сказки решают такие проблемы?

Для этого разыгрываются целые театральные представления и ролевые игры, ведь не зря среди детей так популярен кукольный театр, а в детских садах и школах есть самые настоящие драматические кружки и театральные студии. Нужно обращать внимание на то, каких персонажей выбирает ваш актер, рад ли он счастливому концу сказки, и с кем ассоциирует себя и окружающих.

Выбираем «правильную» сказку для своего ребенка

Сейчас родители очень серьезно, иногда даже слишком, подходят к выбору книг для своих детей, поскольку многие современные авторы создают подобные произведения. Какие же вопросы задают родители при выборе сказки?

  1. Как выбрать сказки, чтобы они соответствовали возрасту и развитию ребенка?
  2. Почему малыши больше любят сказки о животных?
  3. Помогают ли сказки решить какие-либо проблемы ребенка?
  4. Все ли сказки «одинаково полезны»?
  5. Какова роль сказок в развитии детей?
  6. С какого возраста можно начинать читать книжки с волшебными сказками с запутанным сюжетом?

Конечно, у каждого родителя могут быть свои вопросы в отношении выбора книжек и сказок для ребенка, ведь все дети индивидуальны, что ни говори. Ответы на все эти вопросы можно узнать, поняв, как развивается малыш в определенном возрасте. Роль сказок в развитии малыша велика независимо от этого фактора.

Разговаривать с ребенком мама начинает с первых дней его жизни. В первый год после рождения малыш хорошо воспринимает колыбельные, потешки, небольшие стихи, лепеталки, в общем, все, что помогает ему развиваться, двигаться и познавать все вокруг себя. После года ребенок способен понимать и запоминать простые действия героев и их названия (имена). От года до 3 лет малыши любят сказки про животных, потому что воспринимать запутанные отношения взрослых и их мир им еще тяжело. Роль сказки в воспитании детей на этом этапе особенно важна.

Сказка никогда не дает прямых наставлений, чего не любит ни одни ребенок, она лишь дает образы, помогающие узнать об опасностях мира. Малыши подражают любимым сказочным героям, принимая их роль на себя. К 5 годам наши маленькие фантазеры способны придумать и составить в уме весь сюжет читаемой ему сказки, и именно сейчас волшебные сказки будут интересны любому ребенку.

Уже можно читать «серьезные» сказки или сказки для девочек и мальчиков, но будьте внимательны, у ребенка не должны возникать страхи ли неправильное представление о мире. Современные сказки грешат слишком яркими образами различных роботов, трансформеров, несуществующих предметов и других, «бог весть каких», персонажей.

Дети постарше любят интересные сказки, которые будут развивать интеллектуальные способности, задевающие его личность. В этом возрасте ребята уже понимают, где реальность, а где фантазия, и что-то могут домыслить самостоятельно. По окончании сказки необходимо обсудить с ребенком прочитанное, узнать, все ли ему понятно, поэтому здесь на первые позиции выходят взаимоотношения между родителями и детьми.

Роль сказки в жизни ребенка

Чтобы роль сказки в жизни ребенка действительно была высока, нужно покупать книжки, где есть сказки с открытым сюжетом, ведь можно придумать свои сюжетные линии, додумать финал, интересный родителям и их детям. Так можно скорректировать развитие ребенка, повысить уверенность в своих силах и своем будущем. Важно, чтобы у сказки был смысл, понятный для ребенка и чтобы она помогала найти ему выход из непростых ситуаций и проблем.

Читать сказки важно и нужно! Огромную роль играют старые добрые сказки в жизни своих маленьких читателей. Можно не только их читать, но и придумывать собственные сюжеты, узнавая, что интересно ребенку. Именно так ребята развиваются, познают окружающий мир, а мы, родители, становимся ближе к нашим детям!

Волшебный мир сказок. Чудесные воспоминания из детства. Голос папы или мамы, читающих нам сказки перед сном. Что может быть приятней?

А ведь мы выросли такими, какие мы есть, во многом благодаря сказкам, которые мы слышали в детстве. Сюжеты многих из них мы помним до сих пор так ярко, как будто их прочитали нам только вчера.

Насколько важны сказки в развитии ребенка?

Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали . Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной.

Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Но польза от сказок гораздо шире:

сказки развивают фантазию, внимательность и абстрактное мышление. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев. Никакой телевизор или компьютер не сделает этого лучше.

Дети всегда представляют себя в роли положительных героев. Вживаясь в этот образ, они учатся совершать благородные поступки, быть честными, мужественными, находчивыми. Учатся выручать друзей в беде и защищать слабых. Начинают различать хорошее и плохое.

При самом неблагоприятном исходе событий, сказки всегда завершаются хорошо. Это учит не сдаваться, прилагать усилия, добиваться желаемого. Учат преодолевать трудности, проявлять настойчивость, быть находчивыми, активно действовать при безнадежных обстоятельствах.

Благодаря чтению и слушанию сказок, увеличивается словарный запас и улучшаются навыки общения.

Когда читать сказки

Обычно родители читают сказки детям вечером, перед сном. Но четких рекомендаций на этот счет нет. Читать можно в любое удобное для этого время. Не отказывайте ребенку, если он просит прочитать сказку, которую вы уже читали десятки раз. Значит, это очень важно для ребенка. Значит, еще не закончены переживания и размышления над сюжетом и судьбой главных героев.

Как читать сказки

Слова необходимо произносить четко, с хорошей артикуляцией. Это влияет на формирование речи ребенка, правильное построение предложений и расширение словарного запаса.

Сказки можно рассказывать. Не всегда у вас под рукой будет книга для чтения. Небольшое изменение сюжета развивает фантазию и изобретательность. Можно поощрять ребенка помогать вам в этом, делая вид, что вы забыли продолжение сказки.

Не следует изменять народные сказки. Их сюжеты прошли испытание временем и в них заложен определенный воспитательный и развивающий смысл.

Если ребенок не просит, не следует разъяснять ему смысл сказки. Возможно, он попросит прочитать ее еще раз и попробует сам разобраться в сюжете. Терпеливо отвечайте на все вопросы и объясняйте смысл незнакомых слов.

Чтение сказок — прекрасное путешествие в мир чудесных фантазий, говорящих животных и необычных персонажей. Путешествие в мир, где нет ничего невозможного. Там, где правда и справедливость всегда торжествуют.

Не лишайте детей этих путешествий. Читайте много. Читайте с любовью. Дарите им этот прекрасный мир сказок.

Сложно переоценить роль детских сказок, также как и . Ведь сказки – это неотъемлемый элемент в воспитании малыша, а также развитии его фантазии. Говоря о роли сказок в развитии ребенка нельзя забывать, что именно они знакомят детей с новым для них, удивительным миром со своими законами, правилами, отношениями. В сказках малышу проще объяснить, где зло, а где добро, так как язык сказки детям более понятен, нежели нотации взрослых.

Рассказывая сказки ребенку, родители развивают его внутренний мир. Более того, специалисты научно доказали, что те дети, которым родители читали сказки с самого раннего возраста, начинали говорить не только раньше своих сверстников, но и более грамотно, что также немаловажно. Помимо этого сказки способствуют формированию навыков поведения и общения.

Роль сказок в развитии детей

Роль сказок в развитии любого ребенка весьма многогранна – они развивают правильную речь, мышление и фантазию. Еще с самых древних времен сказка была неотъемлемым элементом в воспитании малышей. Именно они помогают родителям в непростом деле воспитания детей, доступно объясняя им грани добра и зла. Также сказки закладывают основы детского поведения.

Важно читать ребенку сказки в подходящее время, когда малыш пребывает в хорошем настроении. В идеале, сказки читаются перед сном, когда ребенок укладывается в уютную постель. По окончании чтения желательно обсудить с ребенком прочитанную сказку. Само чтение должно проходить неспешно, тогда оно подарит малышу больше незабываемых мгновений и положительных эмоций, а также пользы.

В воспитании детей роль сказки не заметить просто нельзя. Дети, представляя те или иные образы в своем воображении, разбираются во внутреннем состоянии героев, обретают веру в силы добра и учатся сопереживанию. Причем за сказкой можно не просто хорошо провести время, но и избавиться от многих детских тревог.

Благодаря чтению сказок в значительной степени расширяется словарный запас ребенка, развивается у него логичная и связная речь. Именно они делают простую детскую речь наиболее эмоциональной, красивой и образной. А сами волшебные истории прекрасно способствуют общению, а также формированию умений конструировать словосочетания и предложения, задавать вопросы.

Помимо всего прочего, в любой сказке победителем всегда выступает добро. Этот факт в будущем поможет малышу справляться с жизненными трудностями. Несмотря на тот факт, что жизнь непременно внесет свои коррективы, в детском подсознании останется тот самый первый положительный опыт.

Одни и те же сказки могут неоднократно перечитываться с ребенком. Это поможет ему лучше разобраться с их смыслом. Правда, по обыкновению, дети начинают терять интерес к сказкам, как только полностью разбираются в их сути.

Таким образом, сказка – это наиболее доступное и простое средство для обеспечения полноценного развития малышей. Поэтому роль сказки в развитии детей принижать ни в коем случае нельзя. При правильном подборе сказок можно в положительную сторону изменить эмоциональное состояние малыша, скорректировать его поведение и даже привить уверенность в собственных силах.

Роль сказок в развитии детей в зависимости от их возраста

Всякая сказка хороша для своего возраста – тогда положительный эффект от нее будет наилучшим. Так, первый год жизни малыша – это период, когда он нуждается, прежде всего, в материнском фольклоре – песнях, пестушках, потешках, простых стихах, которые помогают ему разбираться с собственным телом, движениями, положением в пространстве и т.д.

Приблизительно в возрасте от одного до двух лет дети учатся удерживать в памяти некоторые бытовые действия с повседневными предметами, а также действия тех или иных сказочных персонажей. Ребенок пытается осмыслить, что он видел, делал, ощущал. Поэтому в этом возрасте у детей наиболее популярны сказки о животных, так как в плане мироощущения, законы мира взрослых пока остаются сложными и непонятными. Дети не любят наставлений, а сказки могут научить чему-то напрямую, предлагая ему простые и понятные образы для усвоения важной информации.

С двух до пяти лет дети начинают наиболее активно фантазировать и мыслить образно. Поэтому двух- трехлетний малыш уже полностью готов к волшебным сказкам. Но не стоит забывать, что в этом же возрасте у детей начинаю появляться первые страхи, причиной которых также могут стать персонажи волшебных сказок. Поэтому родители должны с особым вниманием относиться к персонажам, которых любит и не любит ребенок – они могут иметь не только положительное, но и отрицательное влияние на малыша. Задача восприятия сказки состоит в повышении у ребенка уверенности в себе, но не запугивании его.

Пяти – семилетние дети с удовольствием слушают сказки с увлекательным сюжетом, которые развивают его интеллект и любознательность, а также способствуют понятию своего «я», желаний и эмоций. Ведь в этом возрасте дети в сказках ищут ответы на свои насущные проблемы. Это же время подходит для начала сочинения собственных сказок, которые помогут приоткрыть тайну внутреннего мира ребенка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.