Развивайки для малышей от 1 до 3. Чем заниматься с годовалым ребенком. Играем и подрастаем

Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только "развивающими" играми и игрушками?

Не ждите результата

Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать "развивающие пособия": паззлы для самых маленьких (по 2-4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, "Противоположности", "В зоопарке", "Цвета и формы", "Изучаю себя"). Затем настал черед "фотоальбомов".

"Фотоальбомы" — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная "по складам" — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими ("овощи", "одежда", "мебель", "музыкальные инструменты", "дорожные знаки", "породы собак" и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой "Как дать ребенку энциклопедические знания". Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

И вот все было готово для занятий. Но... жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки... Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: "Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим"... Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то... неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

Я хорошо усвоила предостережения "не растите гения", "не гонитесь за рекордами", "не нагружайте ребенка". Но установка "не ждите реакции и результата" как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.

И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь "ранним развитием" своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что "так надо", "полезно" и "правильно".

Вот оно, раннее развитие!

Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся "зверский аппетит". Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.

Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер... Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое "старинное" озеро — наш Байкал.

И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.

Одновременно с альбомами ребенок "подсел" на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)

Другим нашим любимым развлечением стала игра в "забавную пирамидку". Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями "больше-меньше".

В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой "логический куб" с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.

"Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?"

Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять "логический куб" на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним "зарядкой".

Подход к ребенку

Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и... положил его на место.

— Нет, мам, у меня не получится.

— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.

Даша ни в какую:

— Нет, у меня не получится.

И тут меня прорвало.

— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!


Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи "взрослого мира", а тем более взять их на заметку?

Кроме того, поднабравшись опыта в "раннем развитии", я поняла для себя несколько важных вещей:

  1. Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, "как надо" и "как правильно". Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
  2. Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. "У тебя обязательно получится, ты такой молодец!".

Но... Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за "границу", но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали "девочку с санками" пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как "взрослая лекция", поможет ей преодолеть "барьер" и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.

"Бесполезные" игры

Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только "развивающими" играми, напрочь позабыв про игры "бесполезные" (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня — Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.

— Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.

Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.

У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, "у доктора", на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.

Как научить малыша играть самостоятельно?

  • Детским играм в одиночестве мешают два чувства: чувство незащищенности и чувство неуверенности в себе. Чтобы чувствовать защищенность, нужно, чтобы мама постоянно находилась в зоне видимости. А чтобы ощущать уверенность в себе, нужно, чтобы мама все время подбадривала и хвалила ("Как хорошо у тебя получается! Ты молодец!").
  • Чтобы малыш стал играть самостоятельно, надо показать ему, как это делается. Поэтому сначала какое-то время играем вместе с ним — в самые разные игры и игрушки, которые есть дома. Показываем всевозможные варианты (можно так, а можно эдак), экспериментируем и, конечно же, фантазируем.
  • Иногда, когда малыш в затруднении, помогаем ему выбрать игру, предлагаем что-то. Покупая новую игрушку или игру, также сначала играем вместе.
  • Совсем необязательно тут же срываться и бежать, когда ребенок зовет играть. Если мы заняты, можем спокойно (и твердо) сказать: "Я занята, но обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь". Так мы даем ему понять, что мама — отдельный человек со своими потребностями, и у нее тоже могут быть свои дела.

Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении "развивающих" заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.

В какие развивающие игры играть с ребенком? Предлагаем варианты


Как вырастить умного ребенка? Игры на внимание: прятки и игры с платочком


Ребенок после года: подвижные игры и упражнения дома и на прогулке


Эксперт по занятиям с детьми Женя Кац советует сначала проверить одежду и обувь: удобно, не холодно? А потом воспользоваться идеями игр: какие-нибудь из них детям точно понравятся! Мой сын Гришка года в 1,5-2 ненавидел зимние прогулки и ныть начинал сразу, как только мы выходили. Он не хотел копать, он не хотел на горку — он ничего не хотел. А сейчас обожает гулять — просто перерос те малышовые проблемы и научился прекрас...



Развивающие игры, стихи, потешки и общение с ребенком: развитие речи без логопеда

Обсуждение

Все пишут про разговаривать, будто родители детей с ЗРР с детьми не говорят. Я занималась и говорила бесконечно, но по итогу ребенок заговорил только после курса уколов Кортексин. Так что мое мнение - если ребенок не говорит, идите к врачу, а не просто занимайтесь.


Если вы решили заняться со своим малышом рисованием, помните, что в первые годы жизни маленький человечек активно познает и открывает для себя окружающий мир. И рисование для него — это тоже своеобразная игра, эксперимент, способ воплощения его детских фантазий. Ведь играть можно не только с кубиками и куклами. Можно придумывать и рисовать интересные истории на бумаге, делать бумажную одежду, постель и мебель для таких же бумажных кукол, рисовать карты дорог для игрушечных путешествий и т....
...Пусть сначала он только наблюдает, как рисуете вы. Ведь его ручки еще довольно слабы, чтобы держать кисточку или карандаш. Примерно с 4 месяцев можно предложить ребенку порисовать красками пальчиками и ладошками. А когда ручки окрепнут, то есть ближе ко второму году жизни, предложите ему сначала кисточку, затем карандаши и фломастеры. Не спешите с первых же занятий учить ребенка рисовать. Позвольте ему просто выводить на бумаге забавные каракули. Это первый этап рисования, который проходит ваш малыш. Специалисты называют его стадией марания. Примерно до 2 лет ваш маленький художник будет играть карандашом, просто чиркая им по бумаге и не создавая конкретных изображений. На данном этапе развития ребенка вы можете научить своего...



Обзор развивающих пособий и опыт "бесполезных" игр.

Хорошая методика, у меня мама с братиком обычно по ней занимается, но в основном с электронным учебником. Он сейчас у меня в 3 классе. Ему очень нравится, глаза горят, желание есть, быстро информацию усваивает.

02.11.2015 17:20:58, Елена Каркавцева

Чем занять малыша, только начавшего познавать мир?


Непосвященным кажется, что среднестатистический младенец - спящее, кушающее и справляющее естественные надобности существо, которое ещё и плачет, видимо, чтобы держать свою маму в тонусе.

Обсуждение

Был такой цикл статей в журнале "Мама и малыш", называлось: "Все о развитии ребенка", по возрастам, заканчивалось возрастом в 3,5 года, там были очень хорошие примеры игр с 2-3летним ребенком. сейчас статьи можно найти на их сайте, по-моему 2mm.ru

25.12.2008 14:25:07, Нина

Обсуждение

Всем доброго времени суток! Статья интересная, много полезного. Моё предложение по работе с шнурочками: можно предложить ребенку "зашить порванную одежду" в качестве одежды высиупает шнуровальная планшетка, или взять пластмассовый конструктор (там есть длинные и короткие палочки с дырочками) и предложить ребенку что нибудь собрать из конструктора и шнурков (качели, сумочку...), а вообще предоставить ребенку возможность фантазировать и не просить его сделать что - то определенное - пусть сам соображает, а пальчики развивают речь малыша.

26.09.2007 13:23:25, анастасия

Привет, Катюш!
Не, я не перестаю удивляться твоей изобретательности! Статья очень ценная в первую очередь благодаря тому, что в ней нет тех банальных игр с детьми, которые описываются в большинстве книг и требуют определенных материальных затрат. А тут - все под рукой, все доступно. Вот только время бы найти:)


До 2 лет у ребенка продолжается активное взаимодействие с окружающим миром, расширяется кругозор, формируется мышление, развивается речь. По-прежнему большое значение имеют развивающее общение, дидактические занятия и игры с малышом. Какие же задачи при этом должны решать родители, какие материалы и методы они могут использовать? Воспитание познавательной активности ребенка в процессе действий с предметами Продолжать учить ребенка собирать двухместные дидактические игрушки...
...Учить собирать пирамидку из 4-5 колец разной величины. Выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину; форму и величину; форму и цвет, — используя народные и дидактические игрушки. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. Примерные игры и занятия с ребенком Занятие с одноцветными пирамидками Цель. Научить собирать пирамидку из 3-4 колец одного цвета; подбирать кольца по убывающей величине. Материал. Четыре пирамидки: красная, зеленая, желтая, синяя (одно кольцо — основа, для стержня и три съемных кольца в конструкции каждой игрушки). Ход занятия. Взрослый показывает ребенку...


Обсуждение

Молодец.Все правильно.И не надо ни каких супер методик.Я сама педагог, учитель начальных классов, но в воспитании и развитии старшей дочи никаких супер методик не использовала.Тем не менее она рано начала читать,интересоваться математикой и тд.Все что нужно ребенку для развития на самом деле всегда под рукой - это заботливая мама.Ей уже почти 13.Хорошо учится,по собственному желанию занимается музыкой(фортепиано, гитара),спортом,хорошо играет в шахматы и нарды,как семечки решает пасьянсы(тут тоже логика нужна и память).Сейчас маленькой 3 месяца,мы все проходим заново.

Олечка!Ты умничка! Ты просто супер мама! Сохранила твою статью себе, буду каждый день читать, чтобы чего-нибудь не забыть сделать для своей Доминики.



Словарный запас растет. А понимать его становится все сложнее. "Ба" - это и бабочка, и батон, и банан. Посоветуйте, пожалуйста, как развить его разговорную речь. Может, у кого-то подобные проблемы? Мы и читаем емучасто (он это любит), и стараемся слова четко произносить. Что нужно делать в подобных случаях? 29.4.2000 20:24:18, Мария Д. Есть одна идея: вместе с ребенком придумывать ЗНАКИ для слов. Это и с маленькими совсем отлично работает, а в полтора вообще замечательно. То есть обращаете внимание, какое движение ребенок делает при слове "собака" или сами делаете (только должна быть в основном крупная моторика, например, "собаку гладить" всей рукой) и повторяете движение несколько раз, говоря "собака". Ребенок через несколько таких движе...

Обсуждение

Дочке Саше 1,5 года (родилась на 6 недель раньше срока), общается в основном жестами (понимает примерно около 1 тыс. слов), не говорит, если и скажет слово то раз в месяц (любимые слова "буду", "Саса"-Саша, "ам-ам"-еда, "буль"-купаться, "са"-собака, "ж-ж-ж"-летать), т.е. она не немая, в основном словарный запас состоит из глаголов, существительных практически нет, как ее разговорить? я дома с дочкой сижу одна, но она не хочет со мной общаться, хочет общаться с другими людьми, но словарный запас бедный и диалога не получается

03.10.2007 14:44:57, Альгиз

В полтора года не стоит волноваться из-за недостаточной развитой фонетической стороны речи. Уделяйте пока больше внимания развитию мелкой моторики, внимания (слухового, зрительного, тактильного...), памяти, восприятия...

Ребеночек среднего развития. Не суперумный, но и не глупый. Занимаемся много, но идеи иссякают быстро. Поделитесь кто чем занимается с детьми этого возраста. Чтение, лепка из пластилина, мозаика и др. Может есть что-то особенное в Ваших занятиях с ребенком, буду рада любым мыслям. У нас например так. Читаем "Репку" и эту сказку обсуждаем со всех концов. Все как бы ей посвящено. И рисуем репку, заодно выучили желтый цвет. Купили репу настоящуу и ели. Купила ему матрешек к этой сказке, там Все...

По ряду причин хотим заниматься дома с участием друзей по площадке, но своих идей хватит недели на две в лучшем случае. Посоветуйте хорошую литературу или сайты на эту тему, пожалуйста. Соседка предлагает купить сборник "Школа семи гномов 1-2" - есть у кого-то опыт использования этих книжек? Стоит ли он таких денег? в общем, буду благодарна за идеи)

Обсуждение

На две недели?
В вашем возрасте достаточно двух занятий в неделю. По 40 мин. Не более. Во всех развивалках занятия проходят одинаково в течении месяца полтора. Дети не сразу соображают как и что нужно делать. Пока освоят и закрепят навык, уже найдете еще массы занятий.
Можно по очереди ходить в разведку на пробные занятия и делиться опытом в течении месяца.
Мне самой очень не понравилась школа семи гномов. Дети лучше осваивают те же знания на практике чем по картинкам. К примеру: можно бесконечно показывать на картинках яблоки, груши, огурцы, но попробовать и потрогать гораздо информативнее.
В этом плане методика Монтессори интереснее. [ссылка-1] тут можно почитать. Игрушки можно создавать из подручных материалов.

Подскажите, чем вы занимаетесь дома после сада со своим ребенком? Я вот ничем:-(По этому поводу уже себя измучила. Моя дочка не умеет читать. Раньше, до 2,5 лет мы с ней сидели дома и занимались многими вещами. Теперь вот у меня на это нет желания:-(Всегда найдется другое занятие. Думаю, что надо найти ей преподавателя и хотя бы раз в неделю ходить к нему. Т.к. через год нам в школу, а на курсы уже в этом сенятбре. Надо много всего уметь. При этом ребенок умный, схватывает все на лету в...

Обсуждение

играем. в поезд, автобус, самолет, в Незнайку, в больницу (шею лечим-недавно болели). наш педагог в саду говорит, что надо дать ребенку наиграться. это важно. вот и играем... сюжеты выбирает он, а я подпеваю))))

Я жутко ленивая. В театр сходить, съездить куда-нибудь, бассейн, лыжи - это ко мне. Но вот после садика вечером заниматься - это выше моих сил. Ну, иногда заставлю себя, но для меня это что-то!Тоже все время переживаю по этому поводу. Мы, правда, ходим на занятия. Там и кубики Зайцева и многое другое, и вот только домашние задания меня заставляют что-то делать. Но в основном - это папа и бабушка. Я и гуляние с коляской и песочницу очень "тяжело переживала". А многим нравится. Все люди-то разные. Занимайтесь, чем можете. Из под палки - только хуже будет. На подготовку к школе пойдет и всему научиться. Далеко не все приходят туда и умеют читать и писать. А пока, если волнуетесь, можно какие-то занятия подобрать.

Девушки, меня попросили написать план для ребеночка (чтоб мама могла заниматься). По разделам - 1.Спорт, закаливание 2. Речь 3.Музыка 4. Игры и игрушки (мышление, сенсорика, память)5. Рисование - лепка (моторика) Может ессть готовое что-то в Интернете, а? А я уж бы подкорректировала! Результат обязательно покажу всем.

Ребенку 1 год и 2 месяца.Игрушки ее не интересуют.Единственное, что ее более иенее привлекает- это книги.Просто не знаю, как ее вообще можно развивать.Подскажите, пожалуйста, какое-нибудь пособие, которое действительно может увлечь ребенка.Заранее благодарна.

Хочется услышать как другие мамы занимаются со своими маленькими детьми (возраст 1,5) дома. Мы, например, собираем кубики, пирамидку, играем в прятки, считаем (пальчики загибаем, лесенки считаем, игрушки), пыталась дать ручку чтоб каляки маляки рисовал (рановато для нас, понимать понимает, но интереса нет),любит перекладывать мелкие игрушки из одной коробки в другую, ролевые игры уже просматриваются ("кормит" маму с ложечки), ну что ещё....рассматриваем книжки, инсценируем стишки (например...

Чем можно заниматься с ребенком 5,5 месяцев? вот карточки с картинками стали смотреть, а еще? Подскажите, плиз:)

Обсуждение

:)) Мы читали книжки для самых маленьких, где мало текста и много красивых картинок, держали в ручках и рассматривали фигурки животных под мамину озвучку ("это - корова, она говорит "мууу" :)), смотрели на картинки в книжках без чтения, гуляли, ползали за котом и просто так по всей квартире, изучали содержимое нижних полок, баловались музыкальными игрушками (где жмешь на кнопочки, и получаешь звучки, мелодии, голоса животных и пр.), любили погремушки, любили смотреть, как мама делает домашние дела (с комментариями мамы). Насчет кубиков - вот не помню с какого возраста, но по-моему по-позже. Играли с помощью мамы в ладушки, сороку-ворону, другие пальчиковые игры, летали на маминых и папиных руках, трогали себя с помощью мамы за разные части лица и тела ("а вот это - носик, а вот это - лобик...", уже позже видела где-то эту игру в стихотворной форме, но было уже не актуально, так что не запомнила где), слушали детские песенки и классическую музыку, ездили "по кочкам" на маминых и папиных коленках. Может и еще чего-то - трудно вспомнить. А задайте вопрос на конференции до года - там наверное будет много предложений. Вот в книжке еще советуют показывать (но осторожно) семейный фотоальбом, доставать и складывать игрушки из\в коробки\у.

Простите если уже было подобное. Поиск рулит, да найти не могу. Так во что играют девочки в полтора года? Какие игрушки купить? Надо бы обновить своей парк игрушек. :) Спасибо.

Обсуждение

Катает лялю, подметает пол, гремит кастрюльками, надевает мамины цацки, остальное - как все остальные (сортер, паззлы, и т.д.)

У нас знакомые (гуляем вместе) купили потрясающую игрушку своей доче - домик друзей фирмы TOLO, а к нему еще докупили лошадь, корову и тд. Сашке очень нравится.

Дочке 1.4. Проблема в том, что у меня не получается с ней играть. Она уже многое умеет - ставить друг на друга кубики, собирать конструктор (типа Леги, только большой), укачивать кукол и пр. Но играть в это у нее нет никакого желания. Самостоятельно она вообще никак не играет, если начинаю играть я, хотя бы в те же кубики, то она тут же все с веселым смехом раскидывает и уходит. Я уже не знаю что делать? Как и чем ее привлечь? Читала спец. книги на эту тему, но там видимо имеются в виду очень...

Обсуждение

Ну у нас еще хуже (тоже 1,4) :-) Может вам станет от этого легче. Наш мальчик - сам в себе, он ходит и делает что-то, что хочет только он. Никаких книжек или плакатов не смотрит, ничего показывать и рассказывать себе не разрешает! Не говорит, в игрушки ролевые не играет, правда у него без нашей помощи очень сильно развита мелкая моторика - пальцами что хочешь сделает. Играть в домики, как рассказано ниже может быть будет... чуть-чуть;-)
Я сначала была в шоке, особенно после дочки, которая с рождения была "отличница" по всем показателям, всегда соответствовала и обгоняла все возможные нормы, а тут... Но сейчас я успокоилась и научилась принимать своего младшего как личность, которая вот уродилась такой какая есть:-)

Я думаю, что в таком случае очень здорово вообще не обращать внимания на игрушки, а подключать его ко всем взрослым делам. Мне так пришлось делать со старшим, играть он начал понемногу после 2-х лет. Варили суп, стирали, мыли посуду, резали картошку маленьким ножиком, поливали цветы, развешивали на сушку вытащенные им из машинки чистые вещи, ну, почти все, что я делаю. В это время, если удается, можно обыгрывать ситуации с происходящим, как бы играя, если хочется, если ему нравится... Ну, еще иногда снова начинать играть, а вдруг уже пришло время? Я в свое время так радовалась, что мой ребенок не обращает на машинки никакого внимания, а теперь в 4 года он их строит из всей мебели дома, в саду и где только можно.

Подскажите, чем занять ребенка в этом возрасте? имеет ли смысл ходить на какие-нибудь занятия или еще рано? какие центры посоветуете в СЗАО?

Обсуждение

ИМХО, что развивающие центры приносят пользу только для детей после 3 лет. Моей дочке 1,6, так мы дома и лепим, и рисуем, и делаем аппликации, и занимаемся по всяким Монтессори-Зайцев-Доман-Лупан техникам. В какой-то момент я решила отвести ее на занятия в дет.центр. Наш поход оказался СОВЕРШЕННО бесполезной тратой денег и времени: дома мы делаем вразы больше и куда с большим интересом и азартом! А там она видит, что за других детей мамашки кисточками машут и кубики собирают, и тоже начала: "Мама, помоги!" Так что отдам свою после 3.

Мы для этого пошли в школу раннего развития, там очень много информации, как развивать и играть с ребенком.
Много новых пальчиковых игр и занятий с различными предметами(н-р счетными палочками мелкую мозаику со стульчика ссыпать в баночку, зарыть в фасольку пуговички и вытаскивать по цветам и размерам и т.д.)
Петь азбуку на различных языках.

кроме лото, домино и пластилина? Гулять - исключается из-за погоды и отита.

Обсуждение

мы когда болеем то лепим из теста фигурки, красим их красками потом и сушим в микроволновке. Еще катаемся дома на роликах:)

Вчера достали большой кусок обоев, постелили на пол и рисовала ОБА!!))) Потом им надоело и дети надели это кусок обоев на голову и играли в приведения)) Еще вырезала вчера оставшиеся пол дня журналы, свои рисунки, потом учились из квадрата круг вырезать, а из прямоугольника овал- так увлекло)))

Сегодня делали гирлянду из цветных колечек, вышла невероятных размеров, уже повесили))) [ссылка-1]

Можно насыпать в противень манку и рисовать на ней.

Привет! Чем можно занять ребенка дома, во время болезни, когда нельзя пойти гулять? В какие игры уже можно играть в возрасте 1-го года. Можно ли уже разрешать смотреть телевизор, особенно, если ребенок к нему тянется?

Обсуждение

Телевизор - сильно нежелательно.
Можно играть в мяч - катать по полу от мамы к малышу, ещё у нас любимая игра - Даня стоит в манеже, кидает мне игрушку - пласмассовое кольцо, я ловлю, кидаю ему обратно, он нагибается, поднимает и снова мне бросает:)Читаем книжки, больше всего нравятся потешки, играли недавно в сказку "Колобок" с деревянными персонажами, слушаем детские песенки

Старшая: 13 мес. Приносит ботинки, когда хочет гулять. Говорит "ба", когда бросает мяч (но мы не уверены - "ба" - это "бабах" или "ball" (мячик по-английски). Понимает несколько базовых предложений (пошли гулять, хочешь кушать, и т.п.). Строит башенку из 3 обычных кубиков или 4-5 мега-блоков. Сносно ест ложкой.
14 мес. Крутит головой, когда не хочет ту еду, которую ей дали. Показывает на ту, которую хочет. Говорит "мама", "папа", "ди" (дай), "bye-bye" (пока), "all done" (кончила кушать).

Младшая: 13 мес. Говорит "мама", "папа" (кстати, потом перестала), "на" (обозначает как "на", так и "дай"), "пупо" (пупок), "ба" когда кидает мячик. Много понимает. Уверенно крутит головой, когда ее спрашивают о чем-то, чего она не хочет, и специфически мычит, когда хочет (только что "да" не говорит, но по сути может сознательно ответить да/нет на очень много вопросов). Хлопает в ладоши, когда ей говорят "молодец". Ложкой пользуется, но очень неаккуратно (кстати, сейчас уже намного аккуратнее, чем старшая в этом возрасте).
13.5 мес. Говорит "мяу" и "ав-ав" на кошку и собаку соответственно, иногда повторяет другие звериные звуки. Убегает играя, когда ее зовут.Вы ведь сами пишите, что ВСЕ задания были новые, а любое действия у ребёнка проходит три стадии: посмотреть, как делает кто-то, сделать с чьей-то помощью, сделать самому.
Так что, все предлагающиеся задания не стоит воспринимать, как проверку способностей Вашего ребёнка, а стоит принять, как руководство к действию. Ведь мамам часто очень тяжело придумывать игры и занятия для малыша, а ещё нужно, чтобы они были полезны для развития.
Думаю, что стоит воспользоваться возможностью бывать с ребёнком в новом месте, а самой при этом ещё и почерпнуть чего-нибудь интересного.
Да и адаптация к садику хорошая! :-))

Насчет бобов и желудей: вспоминаю себя в первом классе, когда учительница на уроке труда показала, как делать бахрому на салфетке - все дружно принялись за работу, а я недоуменно спросила тетю ЗАЧЕМ это надо делать??? Моя дочка до сих пор не сортирует фасоль от гороха, но прекрасно справляется с вещами посложнее этого, например сортировка по оттенкам цвета и предметов с еле уловимой разнице в форме...

1. Посоветуйте, пожалуйста, какие занятия, развивающие игры можно проводить с 6-ти месячным ребенком. 2. Недавно купила папку с демонстрационным материалом - изображения животных и их детенышей, а как надо показывать толком не знаю. Решила вывешивать по 1 картинке (детенышей пока отложила), а как часто менять? 3. И еще меня вот что волнует, в 2-3 месяца дочка хорошо произносила всякие звуки КА, КУ, АГУ, БО и др. Я за ней повторяла, а она мне отвечала. Сейчас не могу понять, что она произносит...

Обсуждение

Можно показывать разные гримасы, пусть повторяет. Дуть (карикатурно набирать воздух, раздувать щеки и с шумом выдыхать). Всякие ладушки и сороки-вороны очень полезны. Еще с шести месяцев можно начинать массаж губ, чтобы потом было поменьше проблем с речью. Давать играть с водой, чтобы в нее были погружены только кисти (вроде бы тоже для речевого развития, хотя смысла не понимаю). Давать разные предметы разных размеров, нашить на какую-нибудь игрушку или подушку много пуговиц и колечек разного размера. Давать дергать веревочки и тянуть ниточки. Учить листать книги (на о-очень толстой бумаге). Давать много разных тряпочек или мешочков с разными наполнителями. Играть в прятки -- подвижные, если уже ползает, или просто накрывать лицо тряпочкой, если еще сидит на месте. Давать пинать ножками мягкую подушку или мяч. Качать на мяче. Давать колючий резиновый шарик. Научить подтягиваться на турничке в кроватке. Можно кубики Зайцева вертеть.

В свое время Натал и другие участники вывешивали тут свои "планы занятий" для года, полутора и др. Но никак не могу найти поиском, чем заняться от 2 до 3 лет: чему уделить особое внимание, что в это время интересно, что развивается особенно активно, какие ориентиры, цели и т.д. Бросьте каких-нибудь ссылок, пожалуйста, или поделитесь личным опытом - чем занимались с двух-двух-с-половиной-летками. Особенно у кого деть мало говорил или не говорил вообще, как у нас. Спасибо!

Обсуждение

Могу порекомендовать семинар хорошего педагога для родителей и детей. Он достаточно дорогой, но стоит того. Как раз про то, чем заниматься с детьми от 2 до 5 лет. Причем она дает всякие методики не только на развитие ребенка, но и на укрепление отношений. Например, учит как писать семейную сказку, которая может с годами меняться, дополняться и длиться вечно. Как и семейное счастье:) Если заинтересует - пишите мне на мейл, я дам телефоны. Как раз в середине апреля будет такой семинар.

09.01.2018 08:17:09, Галина Салдина

Няня играет с Надей в куклы, домики, конструкторы всякие, читает книжки. А что еще важнее по-моему она может НЕ играть с ней если та занята своим делом. Няня так же может помыть пол и дать тряпку и Наде чтобы та помогала. И т.п. Я крайне настороженно отношусь ко всякому так называемому раннему развитию. Слава богу наша няня не знакома со всяким методикам Типа Зайцева. Пусть она просто с любовью и нежностью общается с ребенком. Это то что мне подходит.

Чтобы дать все лучшее малышу, посещайте с ним развивающие занятия для детей 1-2 лет. Это интереснейшее времяпрепровождение обогатит новым опытом не только самого кроху, но и его родителей. А значит, станет понятно, чем можно занять непоседу и в домашних условиях. Долой капризы и непослушание: главное – создать правильную среду для маленького исследователя. Такую, как среда Монтессори.

Развивающие занятия для детей 1-2 лет – отличный способ вырастить гармоничную личность (а даже самый маленький кроха уже является таковой). Цель занятий – не просто научить ребенка новым знаниям и навыкам, а позволить ему разобраться во всем самому, и лишь мягко направлять его. Интересно, что уже через несколько занятий можно определить наклонности ребенка. Развивающие занятия с детьми 1 года и старше не преследуют цели вылепить гения, а стимулируют полноценное психическое и творческое развитие маленького человека.

Какую пользу приносят развивающие занятие для детей 1-2 лет

О да, мы отлично знаем, как могут быть несносны крохи в этом возрасте. Но стоит им чем-то увлечься, и они проявляют чудеса сосредоточенности. А с помощью развивающих занятий для детей 1,5 лет можно не только узнать новое, но и научиться правильному поведению и взаимодействию в коллективе.

Среда и материалы Монтессори позволяют развивать:

  • Сенсорное восприятие и ощущения;
  • Крупную и мелкую моторику, физическую форму ребенка;
  • Логическое мышление – понимание связей между предметами;
  • Речь благодаря обогащению словарного запаса;
  • Творческие способности.

Как проходят развивающие занятия для детей 1,5 лет

Не беспокойтесь, что малыш пока не умеет оставаться один – это совершенно нормально. В клубе «Созвездие» развивающие занятия с детьми 1 года проходят вначале в присутствии родителей. Более того, мама или папа активно задействованы в играх и творчестве – ведь это очень увлекательно, рисовать или делать аппликации вместе! Посещать занятия можно несколько раз в неделю – в группе или индивидуально. В зависимости от характера малыша и ваших возможностей предусмотрены три варианта продолжительности – 45 минут (группа «Кометы»), 60 минут («Кометы плюс») или 90 минут («Звездочки»). Можно переходить из одной группы в другую.

Узнайте больше о развивающих занятиях для детей 1- 2 лет, посетив пробное бесплатное занятие.

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

Малыш в 1 год активно познает мир

Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?

Основные моменты

Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.

Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.


Развивающий центр для самых маленьких

Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в ), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.

Развитие мелкой моторики у детей в год

  • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.

Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори
  • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
  • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
  • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

Игра с крупами развивает моторику

Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.

  • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
  • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.

Игры с тестом -развитие моторики

Как стимулировать развитие речи у малыша в год


Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.

Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год


Как подобрать книжку для малыша?

Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.


Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки

Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год

  • Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.

  • Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
  • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
  • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

Игры с водой — любят все дети

Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

  • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.

Веселая физкультура для малыша

Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

Развитие творческих способностей в год

  • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
  • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
  • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
  • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.

Первые музыкальные игрушки

Развитие социальных навыков у годовалых детей

  1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
  2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
  3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
  4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.

Даже самым маленьким нужна компания

Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.


Познание мира — главная задача ребенка в 1 год

Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.

Кажется, что только недавно вы держали на руках крошечный комочек. И вот уже ваш малыш празднует свой первый день рождения. Теперь он нуждается в увлекательных развлечениях. Хотите провести совместный день весело и с пользой? Узнайте все про занятия с ребенком 1 года.

Играем в строителей

Обязательно порадуйте своего малыша новым конструктором. Это отличный вариант игрушки для деток старше годика. Необязательно выбирать комплект из сложных деталей. Для крошек подойдут обычные кубики, которые отличаются по цвету и размеру.

Сначала ребенку будет неинтересно составлять домики и замки, скорее, он предпочтет ломать те, что строит мама. Пройдет немного времени, и ребенок заинтересуется строительством. Такие 1 года помогут развить инженерное и Обязательно обращайте внимание крохи на различные цвета.

Собираем пирамидку

Пирамида - самая любимая игрушка у большинства деток. Научите свое чадо надевать колечки на держатель. Эта игра развивает Также ребенок начинает отличать колечки по размеру и цвету. Некоторые мамочки жалуются, что ребенок не может научиться такому нехитрому занятию. Однако если проявить терпение и настойчивость, то все у вас получится.

Занятия для детей от года на развитие мелкой моторики

Нервные окончания, регулирующие координацию пальчиков, находятся в непосредственной близости от центра речи головного мозга. Именно поэтому любые способствуют тому, что малыш рано заговорит. Вы можете делать крохе массаж ладошки и пальчиков, разбавляя механические движения потешками и песенками.

Теперь дайте ребенку первое задание. Отличным развлечением станет игра с бусинами. Их можно забрасывать в пластиковую бутылку, а потом пытаться достать. Однако не оставляйте своего детеныша наедине с мелкими предметами, так как он их может проглотить.

Усложняйте постепенно занятия с ребенком 1 года. Например, можно предложить ребенку просовывать в отверстия дуршлага тонкие макаронины или прочие предметы. Для развития сноровки можно также нанизывать бусинки на нитку.

Среди деток популярны игры с тестом. Пластилин для таких малюток не подойдет из-за опасности его поедания. А вот самое обычное тесто, которое можно замесить или купить в магазине, станет отличным материалом для творчества. Маленькие пальчики будут катать шарики, делать блинчики или лепить животных. Все эти игры очень интересны.

Занятия с ребенком 1 года на развитие речи

Постоянно общайтесь со своим малышом. Это поможет ему пополнять свой словарный запас. Проговаривайте слова четко и громко. Детки младшего возраста упрощают некоторые слова и говорят их неправильно. Это вполне нормально для малюток от года, но не дублируйте произношение крохи, иначе его речь долго не будет правильной.

Используйте любой материал для изучения новых слов. Отлично для этих целей подходят книги. Ребенок учится ассоциировать определенные слова с картинками и пытается строить первые предложения.

Ну а если вы гуляете на улице, то проговаривайте названия всех предметов, которые вас окружают. Это также отличная возможность для изучения звуков, издаваемых различными животными. Не бойтесь, что ваше чадо потрогает травку, цветочек или землю. Вы всегда сможете помыть ему ручки, а играют немалую роль в развитии деток.

Игрушки для детей от года

К игрушкам для малышей предъявляются следующие требования:

  • Они должны быть выполнены из нетоксичных материалов. Если вы ощущаете неприятный запах, исходящий от игрушки, или краска легко стирается, то откажитесь от покупки.
  • Если вы приобрели деревянные игрушки, то осмотрите их на предмет отсутствия необработанных участков.
  • В игрушках не должно быть мелких деталей, которые легко отделяются.

Помимо вышеупомянутых пирамидок и кубиков, вы можете приобрести каталки, кукольную коляску, набор игрушечной посуды и сортеры. Последний вариант игрушек отлично подходит для деток 1 года. Ребенку предлагается располагать различные фигурки в соответствующих отверстиях. Это прекрасная возможность изучения цвета и формы.

Можно также использовать любые игрушки, которые помогут разыгрывать сценки из жизни малыша. Например, девочки любят кормить куколку невидимой кашкой. Мальчишки с удовольствием играют с игрушечным рулем, изображая папу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.