Праздник русской березки в начальной школе. Внеклассное мероприятие для начальных классов "праздник русской березы". Народ создал немало песен

Такой праздник я готовила впервые. Изучив большое количество сценариев в интернете,предлагаю свой сценарий мероприятия, полученный в результате их обработки. Праздник разделен на несколько частей:

1 - Береза - символ России

2 - Красота березы в поэзии и картинах русских художников

3 - Полезные свойства березы

4 - Православный праздник Троица (традиции и обряды)

5 - Солдатские березки

Каждую часть репетировала с ребятами отдельно, только на празднике они увидели выступления друг друга. А вот песни и танцы готовили все вместе, так веселее.

На праздник мы пригласили ребят второго класса. Они были не просто зрителями, но и участниками: пели песни, водили хороводы, подготовили танец с ложками. Праздник получился интересным и познавательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Букова М.В.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №72

Калининского района

Санкт-Петербурга

Сценарная разработка

Праздника русской березки

Праздник открывается презентацией. Звучит песня "От чего так в России березы шумят" на экране сменяют друг друга фотографии берез в разные времена года.

Ведущий. - Красавицей русских лесов называют люди березку. Стройная, с тонкими, длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Ее знают все - это символ и гордость русского народа. Россия и береза. Эти два слова слиты воедино.

1- ученик. На полянке,

На пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка -

Символ Родины моей

2 ученик. Березы русские, родные!

О вас и пишут и поют,

Разливы ваши снеговые

И мне покоя не дают.

3 ученик. Пускай зовут в дорогу дали,

Но где бы жить не довелось,

Я не могу себе представить

Мою Россию без берез.

4 ученик. Ты до того, березонька, красива

И в жаркий полдень,

И в часы росы,

Что без тебя не мыслима Россия.

И я не мыслим без твоей красы.

5 ученик. Белолицая, белоствольная,

Как невеста, горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она.

Исполняют песню "Березы" муз. Синельниковой сл. Сухова.

Ведущий. Прекрасна русская береза и в чистом поле, и на светлой лесной полянке. Нет дерева в России, которому так повезло бы и в музыке, и в живописи, и в литературе. Многие поэты посвятили свои стихи березке.

1 ученик.

Белая береза

С. Есенин

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

2 ученик. А вот еще несколько строк из другого стихотворения С. Есенина.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

3 ученик.

Люблю березку русскую

А. Прокофьев

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То яркую, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится,

И гнется, но не ломится.

Дети исполняют песню "Талисманы" муз. В. Плешака сл. В. Сергеевой.

Когда дети читают стихи и поют песню на экране появляются репродукции картин известных художников:

И.И. Шишкин "Березовая роща", А. Куинджи "Березовая роща",

И. Левитан "Березовая роща", "Золотая осень", "Март"

А. Саврасов "Грачи прилетели", И. Грабарь "Февральская лазурь".

III.

1 ученик. Русский народ давно оценил полезность этого дерева, все из березы идет в дело.

2 ученик. Человек научился использовать это дерево до того, как изобрел бумагу. Люди писали на бересте и получались берестяные грамоты - так в древности называли письма и документы.

3 ученик . Из бересты мастерили туеса, лукошки для сбора грибов и ягод, из веток плетут корзины, делают мётлы, веники.

4 ученик . В народной медицине используют почки, кору, сережки, листья березы, а сок этого дерева полезный и вкусный. Но собирать его надо осторожно, чтобы не навредить дереву. Раненое дерево быстро погибает.

5 ученик . Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, скипидар, древесный спирт, уксус.

6ученик. Березовые дрова - лучшее топливо в русских печах, тепла дают много, горят быстро и жарко.

7 ученик. А как можно представить себе русскую парную без березового веника, он и хворь всю выгоняет и силу телу придает.

Выходит старый сгорбленный старик и старуха с веником и шайкой.

Дед. Домик на горе стоит,

Из трубы дымок валит.

Веник я сломал большой,

Буду парится с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба.

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Старуха. Баня топится с обеда!

Парься лучше, дорогой,

Будешь вечно молодой!

Дед уходит с веником за декорацию париться.

Ведущий. Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка - перед ней

Королевич Елисей!

Из бани выходит помолодевший дед.

Старуха. Где мой дед? Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед. Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой твой дед родной!

Здесь во всем он виноват . (Показывает на веник)

Старуха подхватывает веник, исчезает в бане.

Ведущий. Покупайте веники!

Дед. Вы не пожалеете!

Хором. Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете.

8 ученик. А еще береза придает человеку силу и энергию. Подойдите к березе, прижмитесь к ней всем телом и почувствуете, как в вас вливаются силы этого дерева, проходит тоска, боль, улучшается настроение и на душе становится спокойно и радостно. Но оказывает она помощь не каждому. Завистливый, недоброжелательный, злобный человек не может на нее рассчитывать. Не даст она ему своего тепла и силы. Людей же добрых одаривает сверх нормы.

Ребята исполняют танец с ложками.

1 ученик. На Руси существует праздник - Троица. Празднуют его в июне. Люди прощаются с весной и встречают лето. Главным персонажем праздника является березка.

2 ученик. К празднику заготавливалась троицкая зелень - срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника, а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их голове, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы.

3 ученик. Молодежь с венками на голове водила хороводы, играла в горелки.

Дети поют песню "Во поле береза стояла" под аккомпанемент баяна и водят хоровод.

Девочки садятся "вокруг озера" и рассказывают.

4 ученица . Ближе к вечеру девушки гадали у реки, бросая венки в воду.

Если венок поплывет - счастье, утонет - несчастье.

5 ученица. Если венок завертится на одном месте - расстройство свадьбы, семейные ссоры.

6 ученица. А если остановится на одном месте - год не быть замужем.

7 ученица. В какую сторону вода понесет венок, в ту сторону и замуж идти.

8 ученица . Чей венок принесет к берегу первым, та из гадающих первая выйдет замуж.

Дети исполняют веселый танец под песню И. Купалы "Брови".

Фонограмма "В лесу прифронтовом".

1 ученик. Стоит она возле ограды

Одна на погосте.

Осколки фашистских снарядов

Оставили след на бересте.

Стрелял чужеземец,

Но чудом она уцелела.

Стоит она, словно дивчина,

На месте расстрела.

2 ученик. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны, лучших свидетелей не найти.

3 ученик. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березку, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

4 ученик. За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп,

Я узнал солдатские березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки от их взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

"Ты бы злую боль не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез".

Дети исполняют песню "Березовый сок"

муз. В. Баснера сл. М. Матусовского

1 ученик . Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез.

2 ученик . Береза - символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

3 ученик.

Опять о них, кудрявых и белесых...

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

4 ученик.

«Россия», - шепчут мне березки,

«Россия», - шепчут камыши,

«Россия», - ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: Русь!

Мне не трудны твои нагрузки;

Я в поле рос, я чубом рус.

И я люблю тебя по-русски,

Моя березовая Русь!

5 ученик.

Белая береза, мой поклон тебе,

Ты – в судьбе России и в соей судьбе.

Белая береза – русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

Праздник заканчивается презентацией. Звучит песня "Русские березы"

Муз. Е Ширяева. сл. Д. Нигматулина.


Праздник Русской берёзки

Цель : приобщение к традициям русского народа,

Воспитание уважительного отношения к прошлому.

Подготовка : подбор материала для сценария, разучивание стихов, песен, хороводов, изготовление и подбор костюмов, оформление альбома, оформление сцены

Литература. Практика: Вкладка к журналу «Начальная школа», №2, 2007г.,

Газета «Начальная школа»

Сценарий праздника

Учитель:

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Вопрос : Какое дерево считается самым красивым в России?

Сегодня ребята из кружка « Народоведение» и Школы искусств рады приветствовать вас на празднике, посвящённом РУССКОЙ БЕРЁЗКЕ.

Звучит хороводная музыка. Выходят ведущие. Музыка становится тише, на её фоне говорят ведущие.

1 Вед. В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила- была Берёзонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая.

2 Вед . Спала она всю зимушку. Но вот пришла Весна — красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.

1 Вед. Проснулась Берёзонька. Проснулась, на тёплом ветерке прогнулась. Украсилась серёжками. Всем понравилась, на праздник направилась.

Выходит Берёзка. Кланяется, здоровается. Приглашает всех быть активными на празднике.

2 Вед. С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы.

1 Вед. Народные обряды и обычаи Зелёных святок идут от глубокой древности и связаны с праздниками православного календаря.

2 Вед . Через 40 дней после Пасхи наступает первый праздник Зелёных святок – Вознесение Господне. Дни в эту пору становятся длиннее, а ночи короче. Но ночи особенные – соловьиные.

1 Вед. За Вознесением скоро и праздник Святой Троицы. Троица празднуется через 50 дней после Пасхи и всегда в воскресенье. Это самый разгар Зелёных святок.

2 Вед. Четверг перед Троицей – седьмой четверг после Пасхи, поэтому и называется он Семиком. На Семик в старину шли в лес, завивали венки на берёзках. Через эти венки целовались, обменивались колечками, платками и становились кумушками – подружками.

1 Вед. И пели песни.

Исполняется песня « Во поле берёза стояла»

2 Вед. Суббота перед Троицей – Родительская. Про родителей помнить от века завещано. В этот день поминают усопших родных.

1 Вед. В этот день именинницей считалась Вода. К ней относились бережно: полы в этот день не мыли, бельё не стирали, баню не топили.

2 Вед. За субботой – воскресенье, праздник Троица. В этот день Лес – именинник. Его нельзя ни ломать, ни рубить. Рано утром украшали дома ветвями берёз, пекли караваи, гостей созывали.

1 Вед. Завивали лиственные венки, в волшебных венках водили хороводы. Да такие, что тянулись от села до села. И весь хоровод будто живой венок на челе Матушки – Земли.

2 Вед. И недаром. В понедельник после Троицы – третьи именины. В этот день Земля — именинница.

Хоровод «Земелюшка – чернозём»

Звучит музыка « С чего начинается Родина?» Входят ведущие и Берёзка

(она стоит посреди сцены).

1 Вед. Из старины глубокой мы возвращаемся в наше время.

Изменилось ли в наши дни отношение к русской берёзке?

2 Вед. Зайди в берёзовый лес! И ты словно окажешься среди подружек в нарядных белых сарафанах. Это дерево с контуром редкого изящества, со своим голосом стало символом России.

1 Вед. Прилетела однажды в поле Жар – птица, села у берёзки и стала хвастаться.

Жар-птица. Я – Жар-птица, рода царского, из сада райского! Не чета тебе – дереву!

Берёза. А я простого рода. Мой батюшка – месяц ясный, он ночью мне светит. Моя матушка – красно солнышко, оно меня греет. Мой брат – соловей в лесу, он мне песни поёт. Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.

Жар-птица. А мои перья золотыми лучами сияют.

Берёза. Моей лучиной избу освещали.

Жар-птица. А я вся огнём пылаю!

Берёза. А я в печи жаром всех согреваю!

Жар-птица.Мои перья царские одежды украшают.

Берёза. А я в лапти всех обуваю!

Жар-птица. Ради меня за тридевять земель отправляются.

Берёза. А моим соком по весне угощаются!

Жар-птица. А я хвост веером распускаю.

Я Жар-птица! Моей красотой весь свет дивится!

Берёза. Своими почками да листочками я людей лечу, в бане веничком парю. За это меня называют деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Да и счастье человеческое мне знакомо… Ведь влюблённые часто под моими ветвями соловьиные песни слушают да на звёзды любуются.

Жар-птица. Заслушалась я тебя, Берёзонька. Видно, и впрямь мне делать нечего в русских лесах. Вернусь я в свои сады райские. А ты радуй людей своей красотой, исцеляй и утешай душевной простотой.

2 Вед. Берёзка уже рассказала о пользе, которую она приносит людям. Можно только добавить, что прочная древесина берёзы шла на изготовление мебели, а из бересты делали украшения, обувь, посуду. В берестяных туесах мука не плесневела, а ягода хранилась долго и не кисла.

Живёт берёза 100 – 120 лет.

Учитель. Берёза, русская берёза, русская красавица…Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью? Русской берёзе одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча Осени… А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде! Свет, излучаемый ею, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза.

Сколько песен о ней сложено! Сколько стихов написано! И всё кажется мало! У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.

Чтение детьми стихов о берёзе

Учитель. О берёзе сложено много песен, в основном это хороводные песни. В давние времена парни и девушки собирались в берёзовых рощах и водили хороводы. Всех гостей, всех друзей, всех хороших людей берёзка встречала и величала. И нам её встречать – величать, а ей ветками качать.

Хоровод « Берёзка»

Учитель (под мелодию « Русские берёзы»). Русский народ знает и другую берёзку – военную. Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много могли бы рассказать они о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей нам не найти. 63 года минуло с той поры, с первого Дня Победы. Стоят 3 берёзки у Вечного Огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб во время этой войны.

Минута молчания.

У читель. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас, в России. Мила она русскому человеку. Берёза и в сказках, и в песнях, и в загадках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей берёзки! Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит.

(Входят по 1 человеку с 2- х сторон и читают загадки)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей)

Берёзка . Спасибо вам, ребята, порадовали меня. Сколько, оказывается, загадано про меня! Вот уж не знала, не ведала!

Учитель .

Уважаемая Берёзка, а мы приготовили для участников праздника

« Берёзовую викторину»

— Почему у берёзы молодые листочки клейкие?

(Смолистые вещества защищают листья от заморозков)

— Какие болезни лечит красавица берёза?

(Почки берёзы используются как мочегонное, потогонное и желчегонное средство)

На стволе берёзы ряд отверстий. Чья работа?

(Дятел весной пил берёзовый сок)

— Что означает «плач» берёзы весной?

(Сокодвижение)

— За что берёзу называют вестницей далёких эпох?

(Когда не было бумаги, писали на бересте. Береста принесла нам вести о жизни людей XII-XIV в.)

— Сколько лет живёт берёза?

(100 – 120 лет)

— Назовите имя великого русского композитора, который, возвращаясь на Родину, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился берёзе?

(М. Глинка)

Ученица.

Берёзка. А. Прокофьев.

Берёзка, лебедь белая,

Рядком с тобой стою,

Тебе, моя несмелая,

Я песенку пою.

Как ты стоишь, счастливая,

Весёлым летним днём,

Из – за тебя красивая,

Светло в лесу моём.

Зелёная, раздольная,

Ты гибче камыша,

Берёзка белоствольная,

Ну всем ты хороша!

Видны тропинок кончики,

И звон прошёлся вдруг,

Как будто колокольчики

Ударили вокруг.

Учитель.

— Милая русская берёзка, накануне твоего праздника ребята оформили альбом с рисунками, загадками, стихами, песнями и своими сказками о тебе и принесли его тебе в подарок. (Вручают Берёзке альбом)

Учитель.

Россия! Русские берёзки! Слова-то какие звонкие и чистые! Как родниковая вода! Крепкие, как алмаз! Нежные, как руки матери! Дорогие, как мама!

Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

(Выходят дети и читают стихи)

1. Опять о них, кудрявых и белёсых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются берёзы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

2. « Россия»- шепчут мне берёзки,

« Россия» — шепчут камыши,

« Россия» — ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: « Русь!»

3. Мне не трудны твои нагрузки:

Я в поле рос, я чубом рос,

И я люблю тебя по-русски.

(Дети хором). Моя берёзовая Русь!

Берёзка. Россия, моя мама,

С тобой я горда и упряма.

Твоею живу я силой,

Отчизна моя. Россия!

Выходят дети с двух сторон и поют песню «Родной край».

Праздник русской березки. Сценарий

Автор: Вахтерова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов
Место работы МБОО « Ямашинская СОШ» Республика Татарстан с. Ямаши

Сценарий праздника русской березки

И как тут не сказать, друзья,
Что для меня берёзка эта –
Мой край родной и песнь моя.
Дети исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”
Рассказчица: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, связанный с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.
Девочка с атрибутами – коромыслом и ведёрками – выходит на середину зала.
Инсценируется песня “Пошла млада за водой”
Звучит таинственная музыка… Из-за домика появляется Леший.
Леший: Я – Леший мужик, конопляный шлык. Моховая борода, лыком связанная. Кто здесь шуметь изволит, кто Лешего-то беспокоит?
Рассказчица: Конец зиме, Леший. Дети весну встречают. Полно Зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать.
Леший: Конец зиме! Ура! Ура! Пришла, пришла весны пора!
И лес от спячки просыпается, в наряд зелёный одевается.
И солнце греет всё теплей, запели птицы веселей.
Под щебет птичий сладко спится, вы ж продолжайте веселиться.
Сторожку Леший отсторожил, ныряй в дупло и спи.
Ложится у домика. Издалека слышится песня Берёзки “Придите вы, девицы”. (фонограмма.) Хромая, входит Кикимора
Кикимора Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовёт. Да не бывать этому! (Подходит к Лешему): Вставай, лентяй, поднимайся лежебока!
Леший (подпрыгивает) : А? Что? Где?
Кикимора: Скорей, Леший, пойдём к берёзке, сейчас её девицы завивать придут.
Леший: Вот здорово!
Кикимора: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой. Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам покоя.
Леший: Что же делать?
(Кикимора под руку выводит Лешего на середину зала).
Кикимора: Мы пойдём, пойдём погуляем, Леший, а?
Леший: Погуляем!
Кикимора: Белую берёзку заломаем?
Леший: Заломаем!
Кикимора: А потом её закопаем!
Леший : Правильно! Закопаем! (убегают).
Рассказчица: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите берёзоньку завивать!
Девочка: Пойдёмте мы, девицы, в луга - лужочки, завивать веночки! На годы добрые!
Девочки (поочерёдно): Скворушка, прилетай, себе домик выбирай! На дереве высоком, с крылечком широким! Ты почаще свищи, да позвонче дуди, звонки песни выводи!
Слышится пение птиц (звуковой эффект). Девочки ходят среди берёз, слушают пение птиц.
Рассказчица : Берёзка к себе гукала, добрых гостей зазывала.
Выходит Берёзка: Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу украшать! А я сама к вам согнусь, в зелёные венки повьюсь.
Дети исполняют хоровод “Как пошли девицы во луги гулять”
(Девочки ленточками завивают берёзку).

Берёзка: Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся!
Девочки: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться. (троекратно целуются через веночки).
Возвращаясь из леса, девочки: Уж мы, девушки, дело сделали, Уж мы белую берёзоньку завили.
1 девочка: Уж мы первый веночек – за батюшку.
2 девочка: Уж второй-то венок – за матушку.
3 девочка: А третий венок – за саму себя.
Направляются к реке (запись – шум реки).
1 девочка:
Пойду – выйду я на реченьку,
Стану я стану на крутом берегу,
Кину я кину веночек на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?
(пускает веночек в воду).
2 девочка: Чей веночек плывёт?
1 девочка: Мой!
2 девочка: А где Сима? Ау!!!
Сима: Ау!!! Девочки! Посмотрите, какие грибочки я нашла!
(Девочки подбегая): Какие же это грибочки? Это же мухоморы!
(Мальчики – мухоморы снимают шапочки, встают, выставляя ногу на пятку, показывают себя в грудь)
: Это мы – то мухоморы?
Мальчики приглашают девочек на русский танец. Дети исполняют “Кадриль” муз. В. Темнова
Дети (с места, по очереди):
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава!
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- Очень!
Кикимора и Леший под огромной шляпой мухомора подползают к Берёзке (снимают шляпу).
-Ага! Попалась!
Берёзка: Ой, девицы-красавицы, спасите! (убегает, прячется за детьми)
Кикимора: Отдайте Берёзку по добру, по - здорову! (Дети не отдают).
Кикимора грозит палкой: Всё равно я вас перехитрю и Берёзку в лес уведу!
Рассказчица: Мы тебя, Берёзка, в обиду не дадим, пойдём с нами песни петь, хороводы водить.
Хоровод “Деревенский хоровод”
Берёзка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Берёзку! А сейчас я хочу поиграть с вами. Я буду вам петь прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы все должны говорить слова: “Летят, летят” и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.
Поёт: 1. Грачи летят, на всю Русь кричат: У-гу-гу, мы несём весну!
(Берёзка поднимает руки вверх, показывает, как летят грачи. “Летят, летят!” - кричат дети и поднимают руки).
2.Журавли летят, на всю Русь кричат: у-гу-гу, не догнать нас никому!
3. Поросята летят, полосаты, визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят! Летят! (вбегая, кричат Кикимора и Леший), одновременно машут руками.
Рассказчица: Так это вы хотели весь праздник нам испортить, и Берёзку в лесную глушь увести? Уходите! Уходите!
Кикимора и Леший: Вы нас, дети, не гоните. Вы простите нас, простите. Будем с вами мы дружить, будем лес ваш сторожить! Мы мириться к вам пришли и подарки принесли.
(Раздают детям деревянные ложки. Говорят детям, что они сами их вырезали и просят детей станцевать с ними).
Дети (поочерёдно): Эх, топну ногой, да притопну ножками. Развесёлый у нас будет танец с ложками!
Дети исполняют “Русский танец”
Рассказчица: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси. (Угощает детей печеньем в форме птиц).
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники и шелестели белоствольные берёзы…

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа, его музыкальной культурой, формирование музыкально-творческих проявлений у детей.
Оборудование: - Берёзка (атрибут) и дерево на территории ДОУ;
- 2-а короба с веточками (бумажные берёзовые листочки), вениками, коробка для сока, изделиями из бересты, корзинкой, платочками, ленточками.
-узелки с угощениями для Берёзы: пирожки, баранки, яйца, сушки и т.п.;
- разнос с угощением для детей (берёзовый сок)

Место проведения: музыкальный зал или открытая площадка.


В зале или на улице детей встречают 2 Девицы (Взрослые) в русских сарафанах.
Девицы: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (С поклоном.)(Ответ детей)
Мы собрались здесь петь, плясать
И Берёзку русскую прославлять!
1 Девица: Россия – как из песни слово, берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
2 Девица: Белолицая, белоствольная, как невеста горда и нежна,
Словно русская песня, раздольная, к небесам устремилась она.
1 Девица: К нам, сюда, скорее просим, подходи честной народ,

2 Девица: И для малых, и для взрослых, всем на радость каждый год,
Наши русские берёзки затевают хоровод!

Общий хоровод «Во поле берёзка стояла» р. н. м., автор текста неизвестен.
Текст песни:
1) Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла, люли-люли, стояла.
2) Скучно ей, берёзоньке стояти, скучно одинёшенькой стояти.
Люли-люли, стояти, люли-люли, стояти.
3) Высадим мы рядом с берёзкой целую берёзову полоску.
Люли-люли, полоску, люли-люли, полоску.
4) Рядышком другую и третью, чтобы было весело смотреть ей.
Люли-люли, смотреть ей, люли-люли, смотреть ей.
5) Во поле пойдём, погуляем, но того мы места не узнаем.
Люли-люли, не узнаем, люли-люли, не узнаем.
6) Где одна берёзка стояла, роща там ветвями закачала.
Люли-люли, закачала, люли-люли, закачала.
7) До чего же стало красиво, всем берёзка скажет: «Спасибо!»
Люли-люли, «Спасибо», люли-люли, «Спасибо».

Под р.н.п. «Коробейники»
Девицы надевают короба, дети садятся на места.

1 Девица: Подходи честной народ, Коробейник продаёт
Берёзовые веточки для Катеньки и Светочки.
2 Девица: Есть веники для бани, для Миши и для Вани.
Свежие, пахучие, нежные и жгучие!
1 Девица: Есть и сок берёзовый, чтоб были щёчки розовы!
2 Девица: Берёзовая каша для Феди и для Маши.
1 Девица: Берёзовые почки берите на примочки!
2 Девица: Изделия из бересты бери, не пожалеешь ты!
1 Девица: В праздник Матушки – Берёзушки все подарки разложу.
2 Девица: А я ещё лучше разложу… (Раскладывают платочки в коробе.)
1 Девица: Платочки шёлковые – алые, голубые, лиловые!
Раздача детям платочков. Девицы-коробейники короба снимают.
Девица выводит 2-х детей – чтецов старшей группы в центр.
1 Ребёнок: На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокрылая берёзка – символ Родины моей.
2 Ребёнок: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Она всегда с подружками весною хороводится.
И гнётся, да не ломится!
2 Девица: Кто с платочками пляшет, тому скучно не бывает!

Хоровод с платочками песня «У берёзки» С. Насауленко группа №3

1 Девица: И наши ребятки хотят порадовать берёзку песней, передавайте им платочки.
Девица выводит ещё 2-х детей – чтецов в центр.
3 Ребёнок: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
4 Ребёнок: Ты до того, берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия,
И мы не мыслим без твоей красы.
Наряд её мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей, -
А сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Хоровод с платочками «Берёзка» Т. Архиповой группа №2
(Собрать платочки младшим воспитателям).
Выходят Девицы с узелками (подарки для Берёзы).

1 Девица: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:
Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
2 Девица: Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
1 Девица: Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
2 Девица: Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
2 Девица: Пойдём, подружка, во луга, во лужочки,
Будем там гулять, венки завивать.
Р. н. п. «Ты не радуйся, дубник-ясенник» (исп. Девицы).
Текст песни:
1. Ты не радуйся, дубник-ясенник, ай, люли, люли, дубник-ясенник.
2. Не к тебе идут красны девицы, ай, люли, люли, красны девицы.
3. Не тебе несут блины мягкие, ай, люли, люли, блины мягкие.
4. А ты радуйся, белая берёзушка, ай, люли, люли, белая берёзушка.
Развязывают узелки с угощениями и с ленточками для завивания Берёзки.
1 Девица: А какой девичий праздник без берёзоньки – красавицы.
Пришли мы к тебе, берёзонька с угощеньицем – пирожками да крендельками.
Вместе : Угощайся.
2 Девица: Надо нам берёзоньку украсить, шёлковою лентой заплести.
На новый год мы ёлочку наряжаем, а на Троицын день – берёзку.
1 Девица: Завивайся, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
Берёзку завивали, лентой украшали,
Лентой украшали, берёзку прославляли.
2 Девица: Белая берёзка, пойдём с нами гулять, пойдём песни петь, играть.
1 Девица: О берёзе много песен, много и загадок. Любите загадки? Так слушайте!
2 Девица: Стоят столбы белёные, на них шапочки зелёные.
Что это такое? (Ответ детей.)
1 Девица: На каком дереве две коры вместо одной?
Сверху кора белая да тонкая, снизу – чёрная да корявая?
(Дети отвечают.)
2 Девица: Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
Беленькие палочки, зелёные махалочки. Что это?
1 Девица: Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
2 Девица: В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети (хором): Береза!
1 Девица: В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,
Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!
«Частушки».
Девицы: Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.
Далее исполняют дети.
1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.

2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!

3. Я стояла под березкой
Шевелились веточки
Подошел ко мне мальчонка
Беленький, да в кепочке.

4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку.

5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!

6. Улыбнулась мне березка,
Растрепались косыньки.
Шелестят на ней сережки
Утром горят росыньки.

Девицы: Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.

1 Девица: Берёзка просит, чтобы детки повеселились и поплясали вокруг неё!

Общий танец «Приглашение» или «Мы хотели танцевать» р.н.м.

Девицы стоят спиной к Берёзе, взявшись за руки.

1 Девица: Не губи, не тронь берёзы, обойдись с ней по – людски,
2 Девица: А иначе брызнут слёзы, сам зачахнешь от тоски.
1 Девица: Пусть берёза, как невеста, бережёт свою красу,
2 Девица: Ей не в печке жаркой место, место ей всегда в лесу.
1 Девица выносит угощение и ленточки для детей.
1 Девица: Примите от Берёзки угощение.

(Раздача «берёзовых» бумажных листиков (внутри с конфетами) детям.

2 Девица: И украсьте её ленточками, чтоб она стала ещё краше и милее.

(Раздача ленточек для украшения Берёзки)
Все девицы: До свиданьице!

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
Дети со взрослыми украшают Берёзу ленточками вблизи от своего места проведения.

Предварительная работа: приглашение на Праздник Берёзки или «подарки» для завивания Берёзы, заказать берёзовый сок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.