Передо мной мама с четырнадцатилетней дочкой

Ольга Даценко
Консультация «Помогите ребенку стать самостоятельным»

Психологи провели исследования, изучили изменения в характере и в поведении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и дали название этому периоду - «кризис 7 лет» .

Кризис – это то, что может случиться с каждым ребенком при переходе на новую ступень своего развития. Ребенок 6-7 лет стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что многое знает и понимает. Он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. В этом возрасте ребенок начинает понимать , что значит «Я радуюсь» , Я сердит», «Я добрый» , «Я злой» .Появляется настойчивость. упрямство, желание действовать самостоятельно . Знакомая ситуация : ребенок хочет помочь , начинает мыть посуду. А мама ему говорит : «Не умеешь, не трогай. Разобьешь, Дай, я сама лучше сделаю» . Таким образом, не получая возможности со стороны взрослых быть самостоятельным , выражать свое мнение, ребенок начинает кривляться . Капризничать, привлекать к себе внимание доступными для него способами. Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. он кажется им менее приспособленным к жизни, чем есть на самом деле . Бессознательно родители стремятся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни. Между восприятием ребенком самого себя и восприятием его родителями образуется довольно значительный разрыв. Это одна из причин детской «лени» , нежелания преодолевать трудности, добиваться всего своими собственными усилиями.

Результат для родителей неутешителен : зная возможности своего ребенка , они с грустью начинают замечать его пассивность, снижение интереса к знаниям. Ребенок начинает игнорировать все новое, снижается его познавательная активность, блокируется защита преодоления неуверенности в себе.

Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным , ребенок рассуждает так : «Ничего не знаю, ничего не умею и спрос с меня маленький!» . Это очень удобная позиция. Пропадает желание что-то делать самостоятельно , стремится к чему –либо, преодолевать на этом пути встречающиеся трудности. Как следствие - в начале школьной жизни ребенок не может или не хочет выполнять домашнее задание без посторонней помощи , просит родителей сидеть рядом и контролировать его, часто обращается за помощью в начале задания , когда даже не пытался его осмыслить. Это значит, что ребенок имеет сильную зависимость от взрослых их контроля и постоянной помощи .

Чтобы предотвратить у ребенка нежелательные поведенческие проявления кризиса данного возраста, важно :

*помогать ребенку проявлять свои способности везде и во всем;

*оказывать помощь только тогда , когда вы уверены, что ребенку эта задача не под силу.

*проверять, чтобы любое начатое дело было им доведено до конца;

*доверять ему все домашние дела, даже если качество их выполнения не совсем вас устраивает;

*не забывать хвалить ребенка за хорошо выполненную работу- это позволит ему почувствовать себя уверенно;

*формировать у ребенка ощущение успешности и желание двигаться к цели- говорите ему чаще : «Ты это сможешь» , «У тебя обязательно получится» , «Если подумаешь и постараешься, обязательно решишь эту задачу» , «Ты умный и способный, надо только постараться, приложить усилия» .

Публикации по теме:

Консультация «Если ребенку надо выучить стихотворение…» Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты».

Цель: помочь родителям осознать важность возрастного периода от 2 до 3 лет для развития самостоятельности детей и их дальнейшей успешности.

Консультация для родителей «Что почитать ребенку 4–5 лет» Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого.

Консультация для родителей «Говорите своему ребенку…» Консультация для родителей «Говорите своему ребенку.» Цель: формирование у родителей компетентной педагогической позиции к собственному.

Консультация для родителей «Индивидуальный подход к ребенку» Все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно.

Консультация для родителей «Не причиняй вреда ребенку» Консультация для родителей. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.
Г. Гегель


Казалось бы, что может быть желаннее и удобнее для родителя, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: "мне бы хотелось, чтобы мой ребенок был более самостоятельным - сам одевался, сам ел, сам себя занимал". Но на практике все не так просто. Мамы и папы сталкиваются с тем, что самостоятельность влечет за собой независимость и свободу принятия решений, а далеко не всегда взгляды детей и взрослых на необходимость или правильность каких-либо действий совпадают. Важно понимать, что, чем чаще ребенок получает право проявлять самостоятельность, тем меньше он готов следовать ограничивающим его рамкам. С точки зрения гармоничного развития личности в этом нет ничего плохо, просто родители не всегда оказываются готовыми принять данный факт.
Проблема заключается в том, что традиционная система воспитания рассматривает ребенка не как полноправного члена семьи или общества, а как зависимое, неразумное существо, из которого только предстоит воспитать человека. Соответственно нет и речи о том, чтобы предоставить ему право самому решать, выбирать или выражать свое желание или нежелание делать что-либо. Возникает некоторое противоречие, когда родители желают, чтобы ребенок уже повзрослел и взял на себя выполнение каких-либо функций, но в то же время они не готовы предоставить малышу нужную ему независимость в большинстве вопросов. Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать - неправильно». Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу - мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.

Чтобы помочь малышу стать самостоятельнее родители должны выполнять несколько условий:
1. Создать соответствующую его потребностям развивающую среду.
Важно, чтобы в своем доме ребенок чувствовал себя уверено, чтобы не слышал многочисленные «нельзя». Даже у самого маленького малыша в доме должно быть свое место, и свои вещи, которыми он сможет распоряжаться по собственному уразумению. На кухне, в ванной, в комнате должны быть предметы доступные ребенку, особенно в те моменты, когда он проявит желание принять участие в домашних делах.

2. Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно мягко вовлекать его в процесс.
Только взрослый может научить малыша делать или не делать что-либо. Позволяйте ребенку участвовать в уборке дома, приготовлении пищи, дачных делах, постоянно просите ребенка помочь вам, и делите с ним работу.

3. Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется.
Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель - вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.

4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее.
Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается - это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример.
Так это звучит в теории, а теперь рассмотрим, что можно сделать на практике, чтобы предоставить ребенку больше независимости.
Лучше всего самостоятельность ребенка проявляется в быту. Простые действия, которые мы совершаем изо дня в день и порой даже не задумываемся о них, для ребенка являются важным делом, которое он с готовностью осваивает и гордится своими успехами. И все что нужно - это предоставить ребенку независимость в ряде домашних занятий, и в скором времени вы увидите, как ребенок изменится. Он станет увереннее, спокойнее и …. счастливее. Именно, счастливее, потому что он получит возможность удовлетворить свои внутренние потребности.

Независимость в самостоятельном одевании и выборе одежды:

  • организуйте удобное ребенку пространство для хранения одежды низкие полки или шкафчики, низкие вешалки и перекладины для плечиков. Чем доступнее будут вещи для ребенка, тем быстрее он проявит интерес к процессу выбора одежды, а уже это повлечет за собой стремление одеваться самостоятельно;
  • подбирайте одежду и обувь с простыми застежками кнопками, липучками; футболки с достаточно широкой горловиной; широкие штаны на резинке - все это будет способствовать тому, что ребенок быстро научится надевать и снимать вещи без вашей помощи;
  • храните в гардеробе ребенка одежду, соответствующую сезону. Так, если вы будете предоставлять малышу возможность самому выбрать одежду для прогулки, он не выберет футболку зимой, а теплый свитер летом;
  • организуйте в ванной или гардеробной корзину для грязного белья, объясните и покажите малышу, куда нужно бросать вещи для стирки;
  • повесьте в доступном ребенку месте безопасное зеркало, довольно большое, чтобы можно было видеть себя в полный рост. Рядом с зеркалом можно сделать полку, где будет лежать расческа, ну а если у вас девочка, то еще и различные аксессуары.
Независимость в гигиенических процедурах:
  • в ванной комнате вам понадобятся маленький стул или подставка для того, чтобы малыш мог становиться повыше и доставать до крана. Рядом с краном должно быть детское мыло с удобным дозатором, зубная паста и щетка в отдельном стаканчике. Позаботьтесь о том, чтобы низко висело полотенце;
  • горшок или насадка для унитаза тоже должны быть удобны и всегда доступны.
Независимость в еде:
  • организуйте на кухне небольшую полку или шкафчик, где будет храниться посуда для ребенка, стоять кувшин с питьевой водой, а также салфетки и тряпочки для уборки;
  • откажитесь от использования пластиковой посуды, используйте стекло и керамику. Так ребенок быстро научится понимать, что тарелки и стаканы - это хрупкие вещи и обращаться с ними следует осторожно. Просто покажите малышу, как аккуратно переносить предметы и ставить их на стол;
  • готовьте для ребенка еду, которую он сможет есть без особенных затруднений - не спагетти, а макароны, не пюре, а кусочки овощей и картофеля. Если ваш малыш уже орудует ложкой, то тогда готовьте вязкие каши, пюре, густые супы;
  • дети любят участвовать в приготовлении пищи. По мере взросления ребенка предлагайте ему помочь вам - чистить бананы, резать безопасным ножом хлеб или овощи, замешивать тесто, формочками вырезать печенье и многое другое.
Независимость во время сна:
  • низкая открытая кровать поможет вашему малышу сформировать правильное отношение ко сну - ведь детская кроватка - это не клетка, куда сажают ребенка родители, решив, что ему пора спать. Открытую постель ребенок может покидать самостоятельно, также он сможет и укладываться в нее по собственному желанию;
  • придумайте ежедневный вечерний ритуал, который будет подсказывать ребенку о том, что пришло время сна - вечерний чай, чтение книг при свете лампы, водные процедуры, прослушивание колыбельных. В таком случае вам не придется лишний раз напоминать ребенку о том, что пришло время ложиться спать, а процесс подготовки ко сну станет приятным времяпрепровождением для всей семьи.
Независимость в игре и занятиях:
  • в детской организуйте для малыша низкие полки или ящики для хранения игрушек. Старайтесь выработать простую схему расстановки игрушек, где у каждого предмета будет свое место, не загромождайте полки, убирайте те предметы, которыми ребенок давно не играет - тогда малышу будет легче наводить порядок;
  • подберите детскую мебель - низкие стол, стул, кресло;
  • книги, развивающие пособия, материалы для творчества должны быть в свободном доступе, тогда малыш сможет в любой момент заняться любимым делом;
  • если ваш ребенок любит слушать аудиосказки или музыку, то поставьте в детской простой в использовании CD-проигрыватель, а на полочку положите несколько дисков. Ребенок быстро освоит процесс и сам сможет прослушивать любимые диски;
  • пусть в доступе всегда будут щетка и совок, чтобы ребенок мог самостоятельно убрать мусор со стола или пола.
Итак, мы рассмотрели основные принципы организации домашней среды с целью помочь ребенку стать более самостоятельным. Конечно, не всем семьям доступно и приемлемо соблюсти весь список, но это не главное. Важнее всего принять тот факт, что ребенок - это отдельная личность, имеющая право на уважение и стремление быть независимым. А осознав это, родители без труда найдут способы помочь ребенку стать более самостоятельным.

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е.
умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам».

У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Не бывает ленивых детей – бывают критикующие родители

Родитель жалуется, что его ребёнок ленив, несознателен и эгоистичен. Спрашивает, как это исправить, что нужно делать, как теперь быть. Знаете, что в этой ситуации самое сложное? Удержаться и не сказать: «Раньше надо было думать».

Не бывает ленивых и несамостоятельных детей. Энергичность и активность, стремление достигать — естественное и врождённое поведение для ребёнка. Все здоровые дети в три месяца следят глазами за погремушкой в руках родителя, а в четыре — тянутся к ней ручками.

Вдобавок дети настроены на активное повторение за родителями. У современных детей уже в полтора года можно встретить забавное подражание — они берут небольшой предмет и прикладывают его к уху (имитируют разговор по мобильному телефону).

Получается, что ребёнок изначально готов к тому, чтобы стать самостоятельным, трудолюбивым, делать работу по дому... И надо крепко постараться, чтобы отбить у него охоту к действиям.

Как ребёнка делают беспомощным

Всё, что ребёнок пытается сделать, он делает плохо. Он плохо ходит, плохо говорит, плохо завязывает шнурки, плохо собирает свои игрушки , плохо моет посуду. Это естественно — потому что он делает всё это впервые (да и моторика у него пока так себе). Точно так же взрослый плохо водит машину — на начальном этапе обучения.

ак обычно реагируют родители на неуклюжесть ребёнка? Раздражением и «дай, я сам сделаю». Вдобавок и покритикуют: «копуша, откуда только руки растут».

Ребёнок сталкивается с такой ситуацией десять раз в день (а то и больше) и привыкает. Привыкает считать себя неумехой, неуклюжим, привыкает отказываться от экспериментов и освоения нового. А зачем стараться, если родители всё равно накричат и объявят неумехой?

А спустя годы родители с удивлением понимают — их ребёнок ничего не хочет делать сам, даже портфель в школу собрать, даже посуду вымыть. Прямая цитата одного из родителей: «Всё, буквально всё приходится делать за него».

В самых запущенных случаях дети так и остаются сидеть на шее родителей до самой старости. Удивляться нечего — теперь мы знаем, кто это устроил.

В защиту родителей

онечно, нужно сказать слово и в защиту родителей — чтобы не создавать бессмысленное чувство вины. Родитель, который ругается на ребёнка за то, что тот неудачно разливал чай и залил весь стол, делает это не со зла. Взрослый просто выдаёт первую реакцию, которая у него возникает.

Хорошо было бы, если бы у взрослых были другие реакции, но жизнь есть жизнь — родитель может быть уставшим, расстроенным, голодным, озабоченным жизнью. Вот и срывается. Увы, никто от этого не застрахован.

Воспитание детей — это процесс, требующий серьёзной сосредоточенности и умения управлять своими эмоциональными реакциями. Если вас не учили всему этому, то не стоит корить себя за срывы и нервы. Лучше переключиться на позитивную программу и посмотреть, что можно сделать, чтобы сохранить (или вернуть) стремление ребёнка к самостоятельности.

Главный тезис воспитания самостоятельности в ребёнке — поддержка и невмешательство. Родитель должен поощрять ребёнка за любые шаги к самостоятельности и минимизировать своё вмешательство на этом пути.

Правило первое: «Помогай, когда просят». Если ребёнок что-то делает, пусть он это делает, как хочет. Родитель может вмешаться только тогда, когда ребёнок попросил о помощи. Для ребенка это сигнал «Я верю в твои силы, ты можешь справиться сам». Разумеется, речь не идёт об опасных занятиях типа ремонта розетки или разведения костра на ковре.

Правило второе: «Не помогай, даже если просит». Правило нарочно сформулировано парадоксально. Речь о том, что часто ребёнок отступает и переваливает выполнение дела на родителей.

Например, четырёхлетка строит железную дорогу. В принципе, он может правильно соединить сочленения рельсов и построить большую дорогу. Но строить ему уже не хочется, а хочется катать вагончики. И тогда ребёнок притворяется, что не может справиться с последними рельсами. Взрослый бросается на помощь. Не надо! Помогать можно лишь там, где ребёнок действительно не может сделать сам.

Правило третье: «Разреши набивать шишки». Желание уберечь ребёнка от ошибок и разочарований очень понятно и свойственно всякому нормальному родителю. Однако в том и парадокс родительства — чтобы уберечь ребёнка от ошибок, нужно разрешить ему ошибаться.

Чтобы ребёнок быстрее учился, нельзя сосредотачиваться на ошибках. Важно увидеть успехи и старания ребёнка и дать ему понять, что для вас это важно, что вы это увидели. Сказать: «Ты правильно ответил на 10 вопросов из 20» — это совсем не то же, что сказать: «Ты сделал ошибки в 10 вопросах из 20». Надо довольствоваться тем, что ребенок старался, вместо того, чтобы ожидать полного успеха. Тогда успех придёт скорее.

Возьмём тот же портфель, который ребёнок не может собрать сам. Не может? Пускай идёт с несобранным портфелем. Да, это может привести к двойке или чему-то подобному. Привело? Вот и набита шишка. В двойке нет ничего смертельного или вредного — её всегда можно исправить. А опыт (ценный опыт!) останется.

Надо помнить — отрицательный опыт тоже необходим (конечно, если не угрожает жизни и здоровью). Родитель обязан позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только так он будет становиться самостоятельнее и взрослее.

Растить самостоятельного ребёнка — это в первую очередь научить себя, родителя, давать ребёнку право на ошибки. По началу это кажется сложным, но со временем приходит понимание — именно такое поведение для ребёнка полезнее всего.

Часто спрашивают — можно ли платить детям за домашнюю работу? Ответ здесь однозначный — ни в коем случае! Домашняя работа — это общее дело всех членов семьи. Строго говоря, это не работа — это забота о собственном комфорте. Чтобы было удобнее жить, убирают пыль и грязь. Чтобы было приятнее глазу — делают ремонт. В знакомой семье ребёнок уже в три года мыл посуду сам. Безусловно, только пластиковую (чтобы не разбить и не пораниться) и под присмотром взрослых, но — сам. Приучайте детей к домашним хлопотам с детства, и они будут относиться к ним как к естественной части жизни.

Рената Владимировна Фалько, детский психолог, консультации для родителей [email protected]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.