"Особенности развития организма ребёнка". Особенности развития организма детей, гигиеническое значение

Функциональные особенности строения организма детей дошкольного возраста

  1. Нервная система

Головной мозг. У дошкольников он короче и шире, чем у школьников и взрослых. До 4 лет происходит почти равномерный рост мозга в длину, ширину и высоту, а в 4-7 лет особенно интенсивно увеличивается его высота. Отдельные доли мозга растут неравномерно: лобная и теменная доли растут быстрее височной и особенно затылочной. Примерно к 7 годам вес мозга соответствует 4/5 веса мозга у взрослых.

Изменяется химический состав головного мозга, и содержание в нем воды. У новорожденного вода составляет 91,5%, у ребенка 8 лет – 86,0%. Совершенствование функций головного мозга (особенно механизма торможения) приводит к снижению уровня обмена веществ на 1 кг веса тела, появлению тормозящего влияния нервной системы на сердечную и дыхательную деятельность, увеличению периода бодрствования и уменьшению периода сна. Нейроны головного мозга уже принимают форму взрослого, а борозды и извилины к 7 годам имеют вид как у взрослого.

В целом, сама нервная система детей 3-7 лет еще слаба, поэтому надо учитывать их легкую возбудимость и очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

  1. Сенсорные системы организма

Это часть нервной системы, состоящая из множества специализированных воспринимающих рецепторов, а также промежуточных и центральных нервных клеток и связывающих их нервных волокон.

Обонятельная сенсорная система. До 5-6 лет чувствительность анализатора интенсивно растет, а затем постоянно снижается.

Вкусовая сенсорная система. Чувствительность к вкусовым раздражителям повышается до уровня взрослого к 6 годам.

Зрительная сенсорная система. Зрение скоординировано, нервные центры слезного рефлекса сформированы. Аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация (у детей встречаются некоторые ее нарушения). Так, у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость: в 3 года - у 82% детей, а близорукость – у 2,5%. С возрастом это соотношение изменяется (число близоруких увеличивается, достигая к 14-16 годам 11%). К 5 годам на 70% увеличивается масса глазного яблока (с 2,3 г) .

Слуховая сенсорная система. Продолжается формирование слухового анализатора, к 4-5 годам дети различают звуки с разницей даже в 3/4 и 1/2 музыкального тона. Острота слуха у детей 6–9 лет – 17–24 дБ (у взрослых – 10-12 дБ).

Вестибулярная сенсорная система . Участвует в регуляции положения тела в пространстве, обеспечивает координацию абсолютно всех движений человека – от локомоторных до сложнейших трудовых и спортивных двигательных навыков. Интенсивно идет совершенствование всех отделов двигательного анализатора до 6-7 лет. С 3 до 7-8 лет идет созревание подкорковых отделов двигательного анализатора и его корковых зон, но возбудимость ниже, чем у взрослых.

Соматосенсорная система (кожно-мышечная система) - температурные, тактильные и болевые ощущения. Кожные покровы все более утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздействию. Основная особенность кожи детей и подростков – ее поверхность относительно больше, чем у взрослых. Абсолютная же поверхность у детей меньше, чем у взрослых, и увеличивается с возрастом. На 1кг массы тела приходится следующая площадь поверхности кожи, например: у новорожденного – 704 см 2 , у дошкольника 5-6 лет – 456см 2 , у взрослого– 221см 2 . Значит, теплоотдача организма детей значительно больше: они могут легко перегреваться или переохлаждаться. Высокая теплоотдача вызывает и высокое теплообразование, которое у детей и подростков на единицу массы тела выше, чем у взрослых. В течение длительного периода развития изменяются терморегуляционные процессы. Регуляция температуры кожи по взрослому типу устанавливается к 9 годам .

С 5 до 6-7 лет возрастает болевая чувствительность.

  1. Эндокринная система

Это железы внутренней секреции - щитовидная железа, паращитовидные железы, поджелудочная железа (инсулин), надпочечники, половые железы, гипофиз, эпифиз. Они не имеют выводных протоков и выделяют образующиеся в них секреты прямо во внутреннюю среду - кровь, лимфу, тканевую и спинно-мозговую жидкость. Эта особенность отличает их от желез внешней секреции (пищеварительных) и экскреторных желез (почек и потовых), выделяющих образуемые ими продукты во внешнюю среду.

Щитовидная железа. Самая крупная железа, регулирует обмен веществ. Масса железы в 3 года – 5,0 г, к 5 годам – 5,5 г, к 5–8 годам – 9,5 г.

Паращитовидные железы. Ее гормоны стимулирует функцию клеток, разрушающих костную ткань (переход кальция в кровь). В первые 7 лет их активность максимальна, а суммарная масса увеличивается к 5 годам в 2 раза.

Зобная (вилочковая) железа (тимус). Обеспечивает оптимальную работу иммунной системы. С возрастом размеры и строение железы сильно меняются: до 1 года ее масса составляет 13 г; период 1-5 лет -23 г; период 6-10 лет – 26 г. С возрастом железистая ткань постепенно замещается жировой.

Надпочечники . Рост желез происходит до 30 лет. Наибольшая продукция глюкокортикоидов отмечается в 1-3 года (стресс-реакции). В 3-8 лет идет основной рост мозгового вещества.

Гипофиз (нижний мозговой придаток). Это главная железа внутренней секреции, влияющая на работу всех эндокринных желез и многие функции организма. Расположен гипофиз в турецком седле, непосредственно под головным мозгом. Вес: 0,55-0,65 г – у взрослых, 0,1–0,15 г – новорожденные; в 10 лет – 0,33 г. У детей средняя доля гипофиза, которая почти отсутствует у взрослых, больше развита. Уровень гормона роста к 3-5 годам достигает нормы взрослого человека.

Поджелудочная железа. С 4-5 лет наблюдается уменьшение снижения числа островков Лангерганса (быстро падающее в течение первого года), их количество больше, чем у взрослых .

Эпифиз (верхний мозговой придаток). Оказывает угнетающее действие на половое развитие у неполовозрелых и тормозит функции половых желез у половозрелых, мелатонин блокирует функцию щитовидной железы. У взрослого человека эпифиз, или шишковидная железа, весит около 0,1–0,2 г. Развивается до 4 лет, а затем начинает атрофироваться, особенно интенсивно после 7–8 лет.

Половые железы. От рождения до 6-7 лет активность нейтральна.

  1. Дыхательная система

Включает в себя легкие, воздухоносные пути - рот, гортань, трахеи, бронхи. В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. В течение первых 4-х лет жизни быстро растет гортань. Ширина просвета трахеи увеличивается в 2 раза к 3-4 годам. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Все же следует отметить, что несмотря на рост и разветвление легких, структура легочной ткани еще не достигает полного развития, а носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания-30 в минуту, 5-6 лет-25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена.

Минутный объем дыхания. Это количество воздуха, которое человек вдыхает за 1 мин., определяется оно произведением величины дыхательного воздуха на число дыхательных движений в 1 мин. (в пересчете на 1 кг массы). За счет большой частоты дыхания у детей он значительно выше.

Жизненная емкость легких . У детей 3-4 лет составляет 400- 500 см 3 , в 5-6 лет - 800-900 см 3 . С возрастом дыхание становится все более глубоким и редким, нарастает вентиляция легких. У детей 3-7 лет в связи с развитием плечевого пояса начинает преобладать грудной тип дыхания, к 7 годам – он уже выражен. В 7–8 лет начинаются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков преобладающим становится брюшной тип дыхания, у девочек – грудной.

  1. Сердечно-сосудистая система

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма и физическим нагрузкам, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину (длина удваивается к 5-6 годам, а ширина – к 8-10 годам). Увеличивается масса сердца с 70,8 г у 3-4-летнего до 92,3г - у 6-7-летнего (в 5 раз больше, чем в период новорожденности). Параллельно с ростом сердца увеличиваются размеры магистральных сосудов (он шире, чем у взрослых), но темп их роста более медленный. Также увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых.

Частота пульса. Пульс у детей всех возрастов чаще, чем у взрослых (более интенсивный обмен веществ), во сне пульс замедляется. Постепенно урежается пульс: к 5 годам до 100 ударов в 1 мин., к 7 – до 85–90 в 1 мин. (у взрослого равен 70-74 ударам в мин.) . С возрастом поднимается артериальное (систолическое) давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 - 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3-7 лет оно уже в пределах 80/50- 110/70 мм рт.ст. Показатель артериального давления тесно связан с физическим развитием детей: наивысшие нормальные показатели его отмечаются в те периоды, когда имеет место наиболее интенсивное увеличение размеров тела, но еще не произошли соответствующие нарастания массы сердечной мышцы .

Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Поэтому во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который кровь совершает по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. У взрослого человека оно составляет - в среднем 7% веса тела, у новорожденных – от 10 до 20% веса тела, у детей с 6 до 16 лет – 7%.

Чем младше ребенок, тем выше его обмен веществ, тем больше количество крови на 1 кг веса тела. У новорожденного кровь совершает полный кругооборот (проходит большой и малый круги кровообращения) за 12 с, у 3-летних - за 15 с, в 14 лет - за 18,5 с. Время кругооборота крови у взрослых составляет 22 с.

Доказано, что дети после полиомиелита, существенно ограниченные в движениях, отличаются от неболевших детей большей частотой сердцебиений и дыхательных движений грудной клетки. У детей, лишенных возможности совершать нормальную динамическую работу, наблюдается торможение работы сердца и дыхания, поэтому частота дыхания и сокращений сердца у них такая же, как у детей более младшего возраста. Это доказывает зависимость роста и развития детей от деятельности скелетной мускулатуры: в тех случаях, когда вследствие заболевания (например, воспаления двигательных нервов) возникает ограничение движений, происходит задержка развития не только скелетной мускулатуры и скелета (например, развитие грудной клетки), но и резкое замедление роста и развития внутренних органов – сердца, легких и др.

  1. Пищеварительная система

В 7 лет начинается прорезание постоянных зубов. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. В сутки у детей всего отделяется до 800 см 3 слюны, с возрастом это количество увеличивается.

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко травмируемая грубой пищей, и богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.

Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к 7 годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода. Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты, а относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям. Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. В возрасте 4-7 лет общая кислотность желудочного сока в среднем составляет 35,4 единицы, у детей 7-12 лет она равна 63 ед.

Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет. Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. С возрастом желчеотделение усиливается. Кроме того, к школьному возрасту завершается количественная и качественная стабилизация микрофлоры кишечника (по основным показателям она становится близкой к микрофлоре взрослого).

  1. Мочеполовая система

Мочеполовая система объединяет в себе мочевые и половые органы, они тесно связаны друг с другом по своему развитию. Мочевые органы – парные органы почек и мочевыводящие пути. Мочевой пузырь в первые годы жизни – грушевидный. Вместимость его к 5 годам повышается до 180мл (80мл у новорожденных). В 5-9 лет размеры почки увеличиваются за счет развития коркового вещества (вплоть до окончания пубертатного периода), рост мозгового вещества прекращается лишь к 12 годам. Количество потовых желез не меняется, но плотность их больше в детском возрасте - в 10 раз на единицу поверхности кожи. С возрастом увеличиваются их размеры и секреторная функция, а морфологическое развитие в основном завершается к 7 годам.

  1. Имунная система

К органам иммунной системы принадлежат: центральные органы - костный мозг (в нем лимфоидная ткань тесно связана с кроветворной) и тимус; периферические органы – это лимфатические узлы, селезенка, скопление лимфоидной ткани в стенках полых органов пищеварительной, дыхательной систем и мочевыводящих путей (миндалины, лимфоидные бляшки, одиночные лимфоидные узелки). Эти органы называют также лимфоидными органами, или органами иммуногенеза .

В детском возрасте (и подростковом) все железы достигают своего максимального развития (массы, размера, числа узелков, наличие центров размножения). После 4-5 лет красный костный мозг в диафизах костей заменяется желтым костным мозгом. Тимус достигает максимального размера – в 5-6 лет его масса – 30г. В небной миндалине с 2 до 16 лет наблюдается наибольшее количество лимфоидных узелков, а в 4-7 лет достигает своих наибольших размеров трубная миндалина.

  1. Возрастные особенности обмена веществ в организме детей дошкольного возраста

В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс синтеза - образования сложных веществ из более простых. Одновременно с этим происходит распад, окисление сложных органических веществ, входящих в состав клеток организма. Обмен веществ – это совокупность изменений, которые претерпевают вещества от момента их поступления в пищеварительный тракт и до образования конечных продуктов распада, выделяемых из организма.

Особенности обмена белков. Потребность в белке детского организма больше, чем взрослого человека вследствие интенсивно идущих процессов роста и формирования новых клеток и тканей. У детей наблюдается положительный азотистый баланс из-за увеличения массы тела при росте, когда количество азота, вводимого с белковой пищей, превышает количество азота, выводимого с мочой (обеспечивается потребность растущего организма в белке). Суточная потребность в белке у ребенка на 1 кг массы тела: от 1 до 3 лет – 4–4,5 г, от 6 до 10 лет – 2,5–3 г (у взрослых – 1,5–1,8 г). Значит, что дети от 1 до 4 лет должны получать 30–50 г белка в сутки, от 4 до 7 лет – около 70 г, с 7 лет – 75–80 г (в зависимости от массы тела). При этих показателях азот максимально задерживается в организме. Следует помнить, что белки не откладываются в организме про запас, поэтому если давать их с пищей больше, чем это требуется организму, то увеличения задержки азота и нарастания синтеза белка не произойдет. Слишком низкое количество белка в пище вызывает у ребенка ухудшение аппетита, нарушает кислотно-щелочное равновесие, усиливает выведение азота с мочой и калом. Важно давать оптимальное количество белка с набором всех необходимых аминокислот, при этом соотношение количества белков, жиров и углеводов в пище ребенка должно быть 1:1:3; при этих условиях азот максимально задерживается в организме.

Особенности обмена жиров . В организме ребенка еще с рождения за счет жиров покрывается примерно на 50% потребность в энергии. Без жиров невозможна выработка общего и специфического иммунитета. Обмен жиров у детей неустойчив, при недостатке в пище углеводов или при усиленном их расходе быстро истощаются депо жира. Всасывание жиров у детей идет интенсивно - на 95–97%. Для полноценного использования жира в пище детей обязательно должны присутствовать углеводы, при их недостатке в питании происходит неполное окисление жиров, в крови накапливаются кислые продукты обмена. Потребность организма в жирах на 1 кг массы тела тем выше, чем меньше возраст ребенка. С возрастом увеличивается абсолютное количество жира, необходимое для нормального развития детей: суточная потребность в жире составляет 32,7 г – в 1-3 лет, в 4-7 лет – 39,2 г.

Особенности обмена углеводов . У детей он совершается с большой интенсивностью, что объясняется высоким уровнем обмена веществ в детском организме. Углеводы служат не только основным источником энергии, но и выполняют важную пластическую роль при формировании клеточных оболочек, вещества соединительной ткани в детском организме. Участвуют углеводы и в окислении кислых продуктов белкового и жирового обмена, чем способствуют поддержанию кислотно-щелочного равновесия в организме. Образование углеводов у детей из белков и жиров ограничено, так как интенсивный рост детского организма требует значительных количеств пластического материала – белков и жиров. Суточная потребность в углеводах у детей высокая: на 1 кг массы тела нужно давать с пищей в среднем 193 г углеводов – от 1 года до 3 лет, от 4 до 7 лет – 287 г (взрослому – 500 г). А вот усваиваются углеводы детским организмом лучше, чем взрослым (у грудных детей – на 98–99 %). Вообще дети отличаются относительно большей выносливостью к повышенному содержанию сахара в крови, нежели взрослые. У взрослых глюкоза появляется в моче, если ее поступает 2,5–3 г на 1 кг массы тела, а у детей это происходит лишь при поступлении 8-12 г глюкозы на 1 кг массы тела. Прием незначительных количеств углеводов с пищей может вызвать у детей увеличение сахара в крови в два раза, но уже через 1 ч содержание сахара в крови начинает снижаться и через 2 ч полностью нормализуется.

Особенности водного обмена и обмена минеральных солей. В организме ребенка преобладает внеклеточная вода, это обусловливает большую гидролабильность детей, т. е. способность быстро терять и быстро накапливать воду. Потребность в воде на 1 кг массы тела с возрастом уменьшается, а абсолютное ее количество возрастает: на 1 кг массы тела требуется воды в 2 года – 95 г, в 12–13 лет – 45 г. Суточная потребность в воде у ребенка 1 года - 800 мл, в 4 года – 950-1000 мл, в 5–6 лет – 1200 мл, в 7-10 лет – 1350 мл.

Особенности обмена минеральных веществ. Они оказывают важное влияние на развитие ребенка. С кальциевым и фосфорным обменом связаны рост костей, сроки окостенения хрящей и состояние окислительных процессов в организме. Кальций влияет на возбудимость нервной системы, сократимость мышц, свертываемость крови, белковый и жировой обмен в организме. Фосфор нужен не только для роста костной ткани, но и для нормального функционирования нервной системы, большинства железистых и других органов. Железо входит в состав гемоглобина крови.

Потребность в кальции снижается, по сравнению с 1-м годом жизни. Оптимальное соотношение между концентрацией солей кальция и фосфора для детей дошкольного возраста составляет 1:1, в возрасте 8-10 лет – 1:1,5, у подростков и старших школьников – 1:2. В этом случае развитие скелета протекает нормально. В молоке имеется идеальное соотношение солей кальция и фосфора, поэтому включение молока в рацион питания детей обязательно. Потребность в железе у детей выше, чем у взрослых: 1–1,2 мг на 1 кг массы в сутки (у взрослых – 0,9 мг). Натрия дети должны получать 25–40 мг в сутки, калия – 12–30 мг, хлора – 12–15 мг.

Витамины. Витамин B1 (тиамин, аневрин) - суточная потребность у детей до 7 лет - 1 мг (у взрослых – 2–3 мг). Витамин В2 (рибофлавин) : суточная потребность в нем - 2–4 мг. Витамин РР (никотинамид ): суточная потребность - 15 мг (у взрослых – 15–25 мг). Витамин С (аскорбиновая кислота): потребность в витамине С в сутки - 50-100 мг. Витамин А (ретинол, аксерофтол): суточная потребность – 1 мг (у взрослых – 2 мг). Витамин D (эргокальциферол): особенно необходим детям для профилактики одной из наиболее распространенных болезней детского возраста – рахита .

Значит, состав пищи очень важен для детей, так как детский организм для нормального развития и роста нуждается в определенном количестве белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды и витаминов. Важно помнить, что нормальное питание – необходимое условие их физического и психического развития. Пренебрежение едой так же вредно, как и злоупотребление ею.

Использованная литература:

  1. Возрастная анатомия и физиология: УМК / сост. О.И. Симонова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – 91 с.
  2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: уч. пос. / сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008. – 92 с.
  3. Популярная медицинская энциклопедия / под ред. Б. В. Петровского. – М. : Советская энциклопедия, 1981.
  4. Псеунок А. А. Возрастная анатомия и физиология (лекции) / А. А. Псеунок. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – 268 с.
  5. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: уч. пос. / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 432 с.

Такие занятия никакой пользы для здоровья не принесут. Ребята часто переоценивают свои возможности, стараются скорее стать взрослыми и берутся за дело, которое им еще не по силам. Система физического воспитания подрастающего поколения в нашей Стране строится с учетом особенностей развития растущего организма.

Возраст детей, подростков и юношей условно ограничивается первыми 18 годами жизни и делится на возрастные периоды: дошкольный (от рождения до 7 лет), младший школьный (от 7 до 11 лет), подростковый (от 11 до 15 лет, что соответствует приблизительно среднему школьному возрасту) и юношеский (от 15 до 18 лет). Рост и развитие детского организма протекают непрерывно и в различные возрастные периоды неравномерно.

Важнейшим этапом физического и умственного развития ребенка является дошкольный возраст. В 7-11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Костная система находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, и в костной системе много хрящевой ткани. Это нужно знать и неустанно заботиться о правильной позе, осанке , походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем возрасте не заканчивается, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Мышцы у детей этого возраста еще слабы, особенно мышцы, спины, и не могут долго поддерживать тело в правильном положении, что может привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Поэтому для младших школьников очень важны и необходимы повседневные систематические физические упражнения.

Младший школьный возраст - период формирования отношения к учению как к трудовой, общественно значимой деятельности. Очень важно создать у ребенка привычку к систематическому труду и умение преодолевать трудности.

В жизни детей младшего школьного возраста большое место занимает игра, содержанием которой являются главным образом действия и поступки, позволяющие выявлять такие качества, как смелость, мужество, находчивость ит. п. Ребят занимают подвижные игры с правилами и элементами соревнования. Эти игры воспитывают такие качества, как ловкость, сила, быстрота и координация движений, выдержка, настойчивость, смелость. Различия между мальчиками и девочками в младшем возрасте выражены незначительно, поэтому принципиальных особенностей в методике и содержании упражнений нет.

Средний школьный возраст - это период бурного роста и развития организма. Происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мышечный аппарат, идет процесс окостенения скелета . Подросток выглядит нескладным, угловатым. Это объясняется неравномерным физическим развитием: в то время как кости позвоночника и конечностей интенсивно растут в длину, грудная клетка в развитии отстает. Вместе с тем в этот период происходит интенсивный процесс полового созревания, увеличивается мышечная сила, которая еще не означает роста выносливости. Но ребята, испытывая прилив сил и энергии, берутся за тяжелую, часто непосильную физическую работу, в результате которой может нарушаться структура костей позвоночника, таза и конечностей. Все это заставляет относиться к физическому воспитанию подростков очень внимательно, подбирать и дозировать упражнения в соответствии с указанными особенностями их возраста.

Это требование вытекает из особенностей сердечно-сосудистой системы подростка: сердце в этом возрасте значительно увеличивается в объеме, оно становится более сильным, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Случаются некоторые временные расстройства кровообращения, повышается кровяное давление. У некоторых подростков появляется головокружение, сердцебиение, временная слабость, головные боли и т. д.

В это время нервная система подростка еще не всегда может выдерживать длительные монотонные раздражители (например, звуки) и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Одни подростки под влиянием этого быстро устают, становятся вялыми, рассеянными; другие - раздражительными, нервозными, начинают совершать иногда несвойственные им поступки.

Подросткам противопоказаны чрезмерные силовые упражнения, требующие резких силовых движений. Для данного возраста наиболее пригодны физические упражнения средней интенсивности при относительно длительной мышечной работе (например, катание на коньках, плавание, ходьба на лыжах по пересеченной местности и др.).

При правильно организованной учебно-тренировочной работе и врачебном контроле подростки могут показывать даже выдающиеся результаты. Примером служат выступления юных гимнасток, фигуристок, пловцов.

Самым важным фактом физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое у девочек начинается в младшем школьном возрасте, а у мальчиков несколько позже. В подростковом возрасте ребята зачастую не умеют оценивать, сдерживать и правильно направлять новые для них инстинкты и стремления, нередко они не умеют контролировать свои чувства и поведение, правильно строить свои взаимоотношения с людьми противоположного пола. Чтобы на этой почве не возникли нежелательные черты в развитии личности подростка, воспитатели должны умно, тактично помочь ему разобраться во всех вопросах, которые его волнуют. Поможет правильный распорядок жизни подростка, строгий режим труда, сна, отдыха и питания, регулярные занятия физкультурой и спортом.

В этот период начинают появляться различия в развитии мальчиков и девочек. Девочки заметно прибавляют в весе и росте, но уступают мальчикам в силе, скорости и выносливости. После 14-15 лет девочки растут медленнее, а мальчики - быстрее и они вновь обгоняют девочек в физическом развитии и сохраняют это преимущество на протяжении последующих лет.

Общественная активность подростка, участие в общественных делах способствуют его творческой деятельности, создают полезную направленность и устремленность. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются нравственные идеалы подростка. Наоборот, праздность, безделье, отсутствие полезных занятий могут привести к ухудшению здоровья и возникновению вредных привычек. Формирование мировоззрения, нравственных убеждений, принципов, идеалов в подростковом возрасте занимает важное место в общем процессе развития. Активность, энергия, инициативность, жизнерадостность, бодрость, оптимизм, сила воли - таковы важнейшие характерные черты личности, проявляющиеся в подростковом возрасте. Для подростков очень характерно развитие чувства товарищества, потребности в дружеском общении со сверстниками и взрослыми, стремление к самостоятельности.

Старший школьный возраст , или, как его называют, период ранней юности,- период жизни и развития человека примерно от 15 до 18 лет. К концу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости и их физическое развитие мало чем отличается от физического развития взрослого человека. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития. В этом возрасте стабильны рост и вес. Темп роста в длину замедляется, нарастает мышечная сила, умственная и физическая работоспособность, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета , трубчатых костей, формирование и функциональное развитие тканей и органов. Как правило, в этом возрасте выравнивается характерное для подростков несоответствие в росте сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Завершается развитие центральной нервной системы.

Старшеклассникам доступны все виды силовых упражнений и упражнений на выносливость, они без вреда для себя могут участвовать в соревнованиях по скоростным видам спорта, добиваясь заметных успехов.

В старшем школьном возрасте обычно заканчивается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки, вызывающие заметные изменения внешности юношей и девушек. В некоторых случаях процесс полового созревания затягивается (чаще у мальчиков, чем у девочек), и тогда у старших школьников еще сохраняются некоторые физические черты, свойственные подросткам.

Однако завершение периода полового созревания и физического развития не означает еще гражданской зрелости. И поэтому лишь к 18 годам по законодательству разрешается вступление в брак. Следует иметь в виду, что ранняя половая жизнь приносит вред организму, так как остальные системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная - еще не завершили своего формирования.

В старшем школьном возрасте интенсивно формируется духовный облик, определяются черты характера человека, происходит становление мировоззрения и личности. У юношей и девушек заметно развивается самосознание, которое возникает из требований жизни и деятельности. Новое положение в коллективе, новые отношения с окружающими заставляют школьника оценить свои возможности, осознать особенности своей личности с точки зрения соответствия или несоответствия предъявляемых к нему требований. Но оценить себя всегда труднее, чем осознать оценку, данную со стороны. Старшеклассник, умея анализировать свои личностные особенности и поведение лучше, чем подросток, оценивает себя в отдельных случаях менее объективно. Поэтому некоторые юноши и девушки переоценивают свою личность, проявляют высокомерие, зазнайство, тщеславие, пренебрежительно относятся к окружающим; другие, наоборот, болезненно недооценивают себя.

Для старшеклассников характерно развитое чувство товарищества, глубокая дружба, отзывчивость, взаимное доверие, готовность к постоянной помощи, наличие совместных интересов и т. д. Растет их сознательное отношение к труду и учению. Познавательные интересы приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер. Более определенно и ярко начинают проявляться способности к различным видам деятельности: математические, конструктивно-технические, литературные, музыкальные, спортивные и т. д. В это время расширяется эмоциональная сфера личности, появляется интерес к своему будущему.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности детского организма и физическое воспитание дошкольника.

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Я выбрал данную тему потому как считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.

Следует также заметить, что к развитию ребенка нужно подходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений, общеразвивающие и игровые упражнения, упражнения спортивного характера, а также нельзя забывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице.

Учитывая, что необходимый эффект в правильном формировании ребенка дают лишь те упражнения, которые выполняются им правильно, следует на всех занятиях уделять время педагогическому контролю за верностью выполнения детьми тех или иных упражнений.

Возрастные особенности детского организма

При планировании занятий обязательно следует учитывать и возрастные особенности детского организма, т. к. на протяжении 2-7 лет они весьма изменчивы.

Дети в возрасте от двух до четырех лет проходят нелегкий путь накопления жизненно необходимых умений, навыков и привычек.

Двухлетние дети начинают осваивать прыжки. Вначале это ритмичные полуприседания с попыткой слегка оторвать ступни от пола, затем подпрыгивания на месте, прыжки с небольшого возвышения, прыжки через предмет и на небольшое расстояние. У трехлетних детей отталкивание при прыжке становится энергичным, они могут регулировать силу толчка.

На третьем году жизни ребенка развитие движений у него преобладает над развитием других функций. Малыши овладевают всеми основными движениями. Совершенствуется ходьба, начинается выравнивание длины последовательных шагов, возникает прямолинейность направления передвижения. В этом возрасте детей привлекает усложненная ходьба: с преодолением препятствий в виде горки, лесенки, комбинированного мостика, на который можно подняться вверх и спуститься вниз, с перешагиванием через предметы и канавки. Малыши любят переносить предметы, выполняя с ними на ходу несложные действия. Малыши успешно лазают по вертикальной лесенке, любят нажимать на педали велосипеда, с удовольствием играют с мячом .

К четвертому году жизни завершается анатомическое созревание всей моторной системы ребенка. Четырехлетний ребенок легко бегает, прыгает на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия.

К пяти годам жизни значительно увеличивается мышечная масса, особенно нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям и длительным физическим нагрузкам.

К шести-семи годам в основном завершается формирование ткани легких и дыхательных путей. Однако развитие органов дыхания в этом возрасте еще полностью не заканчивается: носовые хода, трахеи и бронхи сравнительно узкие, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка и ребра не могут опускаться на вдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не могут делать глубоких вдохов и дышат чаще, чем взрослые.

В процессе физического воспитания дошкольников используются разнообразные организационные формы физической культуры.

Каждый день ребенок должен делать утреннюю гимнастику. Специально подобранные упражнения благотворно влияют на все физиологические процессы организма.

Утренняя гимнастика является хорошим средством в профилактике нарушений осанки: ежедневное выполнение общеразвивающих упражнений укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

Для детей подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии (сложные движения детям даются с трудом, вызывая у них отрицательные реакции). Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких групп мышц (пальцев, кистей рук) нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями дляразвитии больших мышечных групп.

Используются упражнения неимитационные и имитационные (образные), в которых дети как бы повторяют движения животных, птиц, машин. Они интересны дошкольникам и вызывают у них эмоциональный подъем.

Утреннюю гимнастику следует разнообразить упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике.

Для проведения утренней гимнастики необходимы соответствующие условия. Выполнять ее лучше в хорошо проветренном помещении, летом - на улице.

Во время выполнения упражнений детей приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.

При повторении упражнения можно вносить некоторые изменения: усложнять выполнение или изменять исходные положения туловища, рук и ног. Например, наклоны туловища вперед дети трех-четырех лет выполняют, касаясь пальцами колен, а старшие - носков ног.

При проведении гимнастических упражнений следует учитывать физиологические особенности дошкольников. Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам - более резких и четких.

Утреннюю гимнастику желательно выполнять под музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.

Развитие основных видов движений старших дошкольников имеет свои особенности. На этом этапе обучения в связи с увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием физических качеств (скорости, выносливости, быстроты и т. д.) появляется возможность более успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений.

Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат.

Для младших дошкольников характерны образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт, поэтому показ движений для них имеет первостепенное значение. С приобретением двигательного опыта слово играет все большую роль. Для детей шести-семи лет ведущее место занимают объяснения и указания.

В возрасте 5-6 лет у детей имеется определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности.

Ребенок усваивает основные движения быстро и правильно только в том случае, если периодически упражняется в их выполнении. В процессе обучения необходимо доводить упражнение до определенного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся результаты действий детей (перепрыгнул, попал в цель и т. д.) и словесные замечания взрослого (хорошо, плохо, правильно, неправильно).

Упражнения в основных движениях подбираются с учетом анатомо-физиологических особенностей детей двух - семи лет. Не следует предлагать дошкольникам упражнения со значительной мышечной нагрузкой, во время которых ребенок прикладывает максимальные усилия н задерживает дыхание, а также длительные висы, сгибание рук в упоре лежа, поднимание или перенесение тяжелых предметов и т. д.

Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Это может привести к травмам связок и мышц голеностопа, к уплощению свода стопы ребенка.

Не желательны также асимметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки со скакалкой только на одной ноге. Они односторонне влияют на развитие мышц рук, ног, туловища и не способствуют гармоничному развитию организма ребенка.

Вывод: Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физических занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности, а также функциональные возможности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре. Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей. Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции.

Забота о физическом воспитании ребенка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качества детского организма, профилактике различных заболеваний.

Литература:

«Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В.Г. Алямовская Москва 2005г.

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» О.Ф. Горбатенко Волгоград 2008г.

«Здоровьесберегающее пространство ДОУ» Н.И. Крылова Волгоград 2009г.

«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев москва 2000г.

«Занятия на тренажёрах в детском саду» Н.Ч. Железняк Москва 2009г.


Для правильной постановки воспитания здорового, физически и психически развитого подрастающего поколения необходимо знание основных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков. Знание этих особенностей также необходимо и для правильной организации всей учебно-воспитательной работы среди детей и подростков.

Специалисты указывают на необходимость учитывать при обучении и воспитании детей и подростков их возрастные особенности. Распределению детей и рабочих подростков по возрастным группам должен соответствовать постепенно усложняющийся курс умственного и физического воспитания и технического обучения. В нашей стране вся учебно-воспитательная работа среди детей и подростков совершенствуется из года в год, здоровью подрастающего поколения уделяется огромное внимание.

Нельзя расценивать развитие детского организма только как его рост и рассматривать ребёнка, как взрослого в миниатюре, который растёт, изменяясь главным образом количественно, но не качественно. Такая точка зрения является ошибочной. В процессе роста и развития организма ребёнка и подростка происходят существенные качественные сдвиги, перестройка различных органов и систем, а также их взаимоотношений.

Развитие организма представляет сложный процесс, в котором выявляются три взаимно переплетающиеся между собой фактора: а) рост, т. е. увеличение размеров и массы тела, б) собственно развитие - дифференцировка тканей и органов и в) формообразование. Рост протекает неравномерно, и периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления. В периоды замедления роста происходит наиболее интенсивная дифференцировка тканей и органов и их формообразование.

Рост и развитие тканей, отдельных органов и всего организма в целом происходят скачкообразно. Рост организма - это не простая сумма увеличения и размножения элементов, составляющих тот или иной орган. Рост организма происходит в результате роста клеток, их размножения и увеличения массы межклеточных образований. Процессы роста, дифференцировки тканей и органов и формообразование протекают под влиянием воздействия на них нервной и эндокринной систем.

Процессы развития организма в целом и отдельных органов и систем у разных индивидуумов протекают неодинаково и неравномерно, вследствие чего иногда могут иметь место задержка или неправильности развития. Эти процессы развития находятся в зависимости от окружающей растущий организм среды, условий обучения и воспитания и самого состояния организма. Нарушение требований гигиены в этих направлениях неблагоприятно отражается на процессах роста и развития организма, а также отдельных органов и систем. Если окружающие ребёнка условия соответствуют требованиям гигиены и его организм развивается нормально, то рост, дифференцировка тканей и органов и формообразование взаимно между собой связаны и представляют единый гармоничный процесс. Но при нарушении нормального типа развития могут иметь место уклонения в отдельных звеньях этого процесса, в результате чего иногда наблюдаются дефекты развития тех или иных органов.

Развитие отдельных органов и систем происходит не изолированно друг от друга, оно взаимно связано.

Современный уровень знаний в области строения и функций организма человека в результате накопления огромного фактического материала по анатомии и физиологии даёт возможность и обязывает подходить к организму как единому целому.

Известно, что развитие одних органов определённым образом влияет на развитие других. Так, развитие органов дыхания благоприятно отражается на сердечно-сосудистой системе, и, наоборот, состояние последней оказывает своё влияние на развитие и деятельность органов дыхания. Развитие мозга оказывает своё влияние на развитие органов чувств. Такая же зависимость одних органов от других наблюдается и при упражнении того или иного органа, той или иной системы. Так, упражнения мышечной системы при посредстве движений оказывают положительное влияние на развитие мозга, и, наоборот, развитие последнего совершенствует моторную (двигательную) сферу растущего организма. Мышцы и связки, при посредстве которых происходят движения, содержат в себе окончания центростремительных нервов. Эти окончания передают возбуждение, связанное с движением, в соответствующие участки коры больших полушарий мозга. Так, движения стимулируют развитие высших отделов центральной нервной системы.

Закон корреляции или соотношения роста и взаимной зависимости развития одних органов от других имеет огромное гигиеническое значение. Дальнейшая разработка, развитие и углубление этого закона применительно к школьной гигиене - гигиене детства - открывает перед человечеством блестящие перспективы возможного воздействия на растущий организм, повышения его сопротивляемости и совершенствования его физических и психических свойств в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения.

Врачам и педагогам, как проводникам санитарно-гигиенических мероприятий в детских учреждениях и семье, осуществляющим повседневное гигиеническое воздействие на детей и подростков, в реализации этой благородной задачи принадлежит ведущая роль. Поэтому изложение основных анатомо-физиологических особенностей развития отдельных тканей, органов и систем растущего организма мы даём в органической связи с личной гигиеной детей и подростков.

Знание возрастных особенностей развития ребенка облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.). Помогает следить за физическим и психическим развитием детей.

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки (таб.1).

Масса новорожденных девочек составляет в среднем 3,3 кг, мальчиков - 3,4 кг к году масса утраивается. За второй год жизни ребенок прибавляет 2,5-3,5 кг, за третий год-1,5-2,0 кг. На четвертом, пятом и шестом годах жизни ежегодная прибавка составляет 1,5-2,0 кг. С 7 лет начинается усиленное нарастание массы тела.

Подобно изменениям массы, прибавка роста идет неравномерно. Средний рост новорожденных-50 см. За первый год жизни рост ребенка увеличивается на 25 см. За второй и третий годы он прибавляется ежегодно по 8 см, а с 4 до 7 лет годовая прибавка роста составляет 5-7 см .

Таблица 1 Средние показатели массы тела и роста здоровых детей раннего и дошкольного возраста (по Ю.Ф.Змановскому, 1989)

При рождении ребенка окружность его головы больше чем окружность грудной клетки. Окружность головы новорожденного ребенка - 34 см, а груди - 33 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 12 см, становясь равной 46 см; за второй год окружность головы увеличивается только на 2 см, за последующие 4 года окружность головы возрастает еще на 3 см, и к 6 годам ее величина составляет 51 см. Окружность груди к концу первого года жизни достигает 48 см, в 5 лет - 56 см, в 15 лет - 73 см.

Возрастные изменения пропорций тела. У новорожденного длина головы составляет 1/4 часть общего роста, у 2-летнего - 1/5 , у 6-летнего -1/6, а у взрослого -1/8. У новорожденных длина верхних и нижних конечностей примерно одинакова и составляет 1/3 роста. К 7 годам ноги с 18 см удлиняются до 57 см, т. е. более чем втрое. За этот же период длина рук увеличивается немногим больше, чем в 2 раза и становится равной 41 см. Туловище увеличивается до 37 см, т. е. в 2 раза. За весь период развития длина ног увеличивается в 5 раз, рук - в 4 раза, а туловища - в 3 раза .

С 2-3 лет начинается образование костной ткани с пластинчатой структурой. Процесс окостенения скелета происходит постепенно, на протяжении всего периода детства. Формирование физиологических изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах продолжается в течение всего дошкольного периода (когда ребенок начинает держать голову, лежать на спине, сидеть, ходить). Позвоночник детей отличается подвижностью, физиологические изгибы его неустойчивы и сглаживаются, когда ребенок лежит. Мягкая масса скелета легко поддается влияниям, изменяющим ее форму: неправильное положение тела при сидении, стоянии, лежании. Неправильные позы быстро становятся привычными, появляются нарушения осанки, которые отрицательно сказываются на функции кровообращения, дыхания, происходит неправильный рост костей.

Костная система у детей богаче хрящевой тканью, чем у взрослых. Поэтому кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов (физические упражнения, не соответствующие функциональным и возрастным возможностям детей, не соответствующая росту ребенка одежда, обувь, мебель и т. д.) .

Формирование свода стопы начинается на первом году жизни, наиболее интенсивно - с началом ходьбы и продолжается в дошкольном возрасте.

При обычной ходьбе стопы ставят по отношению к срединной (сагиттальной) плоскости тела под углом до 35 градусов. Это самая выгодная опора. У большинства детей при ходьбе стопы располагаются параллельно, а у маленьких слегка повернуты внутрь. Если угол разведения стоп детей шире собственной ладони, то создается перегрузка внутреннего свода стоп под тяжестью тела. Это одна из причин оседания свода, т. е. образования плоскостопия .

Поэтому необходимо уделять особое внимание подбору соответствующей обуви (на каблучке), использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы.

Мышечная система у ребенка раннего возраста развита еще недостаточно по сравнению со взрослым человеком, и мышечная масса составляет около 25% массы его тела, тогда как у взрослого она равна в среднем 40-43%. У детей младшего дошкольного возраста мышцы-разгибатели недостаточно развиты и довольно слабы, поэтому ребенок часто принимает неправильные позы: опущенная голова, сведенные плечи, сутулая спина. К 5 годам значительно увеличивается масса мускулатуры, в особенности нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличивается сила и работоспособность мышц. Показатели мышечной силы отражают как особенности возрастного развития, так и влияние физкультурных занятий. Сила мышц кисти рук увеличивается с 3,5-4 кг в возрасте 3-4 лет до 13-15 кг к 7 годам. Уже с 4 лет отмечаются различия в показателях у мальчиков и девочек. Сила мышц туловища (становая сила) к 7 годам увеличивается почти в 2 раза с 15-17 кг в 3-4 года до 32-34 кг .

Особенностью центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга .

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков .

За дошкольный период происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на более экономный и эффективный уровень функционирования, в связи с чем возрастают возможности детей при выполнении мышечной деятельности.

В первые годы жизни сердечно-сосудистая система ребенка претерпевает значительные морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г у детей 3-4 лет до 92,3 г в 6-7 лет, благодаря чему увеличивается сила сердечных сокращений и повышается работоспособность сердца .

Число сердечных сокращений у новорожденных 120-140, в 1 год 120-125, в 2 года 110-115, 3 года 105-110, 4 года 100-105, 5 лет 98-100, 6 лет 90-95, 7 лет 85-90. Отмечены половые отличия в частоте сердечных сокращений: у мальчиков реже, чем у девочек того же возраста .

Артериальное давление с возрастом увеличивается: на первом году жизни оно составляет 80-85/55-60 мм рт. ст., в возрасте 3-7 лет колеблется в пределах 80-110/50-70 мм рт. ст. Увеличивается работоспособность сердца, повышается адаптационная способность к физической нагрузке: снижается величина показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, ударный и минутный объемы кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, укорачивается восстановительный период.

Частота дыхания с возрастом уменьшается: к концу первого года жизни она равна 30 - 35 в мин, к концу третьего - 25-30, а в 4-7 лет - 26-22. С возрастом нарастает глубина дыхания и легочная вентиляция, потребление кислорода увеличивается почти в 2 раза. Эти данные свидетельствуют о том, что функциональные возможности детей велики и вполне обеспечивают потребности роста и развития.

Повышение уровня морфологического и функционального развития основных систем организма обеспечивает и рост физической работоспособности детей. Способность к выполнению непрерывной работы возрастает с 10 до 25-30 мин, при этом общий объем работы увеличивается примерно в 2,5 раза .

На активные движения у двухлетних детей приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних - не менее 60%. С возрастом количество движений у детей увеличивается. Интенсивность двигательной активности -среднее количество движений в минуту - составляет примерно 38-41 у детей 2 лет, 43-50 - 2,5 лет, 44-51 - 3 лет. Детям свойственна частая смена движений и поз - до 550-1000 раз в день. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений .

Не соблюдение в процессе обучения возрастных особенностей и возможностей ребенка, а т.ж. ускорение темпа обучения детей вызывает непосильное напряжение организма, наносящее вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. Знание особенностей развития организма детей дошкольного возраста является обязательным условием при построении занятия физической культурой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.