Новый год по разным календарям. год в Индии

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Какой сейчас год? Это не такой простой вопрос, как кажется. Все относительно.
Люди создавали календари, чтобы измерять ход времени. Но время эфемерно, его
нельзя поймать и пометить точкой отсчета. В этом и сложность. Как найти начало? Откуда считать? И какими шагами?

Эта статья сайт рассказывает о разных действующих календарях. Календарей существует и существовало гораздо больше. Но даже этих нескольких достаточно, чтоб осознать всю относительность и эфемерность времени.

В России наступит 2018 год

Большинство стран мира живет по григорианскому календарю. Он был введен папой римским Григорием XIII взамен юлианского . Разница между этими календарями сейчас составляет 13 дней и увеличивается на 3 суток каждые 400 лет. Поэтому и образовался такой праздник, как Старый Новый год - это Новый год по старому стилю, по юлианскому календарю, который продолжают встречать по привычке в ряде стран. Но и от обычного Нового года никто не отказывается.

Григорианский календарь был введен в 1582 году в католических странах и постепенно, на протяжении нескольких веков, распространялся по другим государствам. Именно по нему 1 января наступит 2018 год.

В Таиланде наступит 2561 год

В Таиланде в 2018 году (по григорианскому календарю) наступит 2561 год. Официально Таиланд живет по буддийскому лунному календарю, где летоисчисление ведется с обретения Буддой нирваны.

Но в ходу также и привычный нам календарь. Для иностранцев часто делаются исключения и год на товарах или документах могут указывать в соответствии с григорианским календарем. Также по буддийскому календарю живут на Шри-Ланке, в Камбодже, Лаосе и Мьянме.

В Эфиопии наступит 2011 год

Эфиопский календарь отстает от привычного нам примерно на 8 лет. И кроме того, содержит в году 13 месяцев. 12 месяцев по 30 дней и последний, 13-й месяц совсем короткий - 5 или 6 дней в зависимости от того, високосный год или нет. А сутки начинаются не в полночь, а с восходом солнца. Эфиопский календарь основан на древнем александрийском календаре.

В Израиле наступит 5778 год

Еврейский календарь официально используется в Израиле вместе с григорианским. По этому календарю отмечают еврейские праздники, дни памяти и дни рождения родственников. Месяцы по этому календарю наступают строго в новолуние, а первый день года (Рош ха-Шана) может приходиться только на понедельник, вторник, четверг или субботу. И для того чтобы Рош ха-Шана пришелся на допустимый день недели, предшествующий год удлиняют на один день.

Начало еврейский календарь ведет с самого первого новолуния, которое наступило в понедельник 7 октября 3761 года до н. э., в 5 часов и 204 части. Час в еврейском календаре состоит из 1 080 частей, а каждая часть - из 76 мгновений.

В Пакистане наступит 1439 год

Исламский календарь используется для определения дат религиозных праздников
и как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление
ведется от даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в
Медину (622 год н. э.).

Сутки в этом календаре начинаются на заходе солнца, а не в полночь. Началом месяца считается день, когда серп Луны появляется впервые после новолуния.
Продолжительность года исламского календаря на 10–11 дней меньше солнечного
года, и месяцы смещаются относительно сезонов. Те месяцы, что приходились на
лето, через некоторое время станут зимними, и наоборот.

В Иране наступит 1396 год

Иранский календарь , или солнечная хиджра, является официальным календарем в
Иране и Афганистане. Этот астрономический солнечный календарь был разработан
при участии Омара Хайяма.

Летосчисление иранский календарь ведет от хиджры, как и исламский календарь, но основывается он на солнечном годе, поэтому его месяцы всегда приходятся на одно и то же время года. Неделя иранского календаря начинается в субботу и заканчивается в пятницу, которая считается выходным днем.

По календарю Индии наступит 1939 год

Единый национальный календарь Индии был разработан относительно недавно и
принят в 1957 году. В основе его расчетов лежит сакская эра - древняя система
летоисчисления, распространенная в Индии и Камбодже.

Также в Индии существуют и другие календари, используемые разными народностями и племенами. Одни берут за точку отсчета дату смерти Кришны (3102 год до н. э.), другие - приход к власти Викрама в 57 году, третьи по буддийскому календарю начинают счет годам от даты смерти Будды Гаутамы (543 год н. э.).

В Японии наступит 30 год

В Японии действует и система летоисчисления от Рождества Христова, и традиционная , в основе которой счет идет по годам правления японских императоров. Каждый император дает название эпохе - девиз своего правления.

С 1989 года в Японии «Эпоха мира и спокойствия», престол занимает император Акихито. Предыдущая эпоха - «Просвещенный мир» - продлилась 64 года. В большинстве официальных документов принято использовать 2 даты - по григорианскому календарю и по году текущей эпохи в Японии.

Мы празднуем приход нового, 2011 года, 1 января.
Это наиболее распространенная дата — Новый год по Григорианскому календарю. Однако во многих странах этот праздник наступит не 1 января. Да и будет это совсем не 2011-й … Поэтому тем, кому вдруг не удастся хорошо отпраздновать ночь с 31-го на 1-е, не стоит разочаровываться. В течение года люди по миру десятки раз празднуют Новый год.

Римский император Юлий Цезарь 1 января 1945 до нашей эры ввел Юлианский календарь. Опираясь на советы греческого астронома Созигеном и с целью добиться того, чтобы астрономические события (вроде весеннего и осеннего равноденствия) происходили ежегодно в определенный день, Цезарь согласовал продолжительность года с солнечным календарем. Юлий Цезарь шутил: «Римляне всегда побеждают, но никогда не знают, когда это произошло». Юлианский год продолжительностью 365 дней и 6 часов длиннее астрономический на 14 минут 11 секунд. Разница — около одного дня за 128 лет. За полтора тысячелетия календарь отстал на 13 дней. Многие украинский, как порядочные наследники римлян, до сих пор празднуют так называемый Старый Новый год — в ночь на 14 января.

Новый год по разным календарям

Мы празднуем приход нового, 2011 года, 1 января.
Это наиболее распространенная дата - Новый год по Григорианскому календарю. Однако во многих странах этот праздник наступит не 1 января. Да и будет это совсем не 2011-й … Поэтому тем, кому вдруг не удастся хорошо отпраздновать ночь с 31-го на 1-е, не стоит разочаровываться. В течение года люди по миру десятки раз празднуют Новый год.

Римский император Юлий Цезарь 1 января 1945 до нашей эры ввел Юлианский календарь. Опираясь на советы греческого астронома Созигеном и с целью добиться того, чтобы астрономические события (вроде весеннего и осеннего равноденствия) происходили ежегодно в определенный день, Цезарь согласовал продолжительность года с солнечным календарем. Юлий Цезарь шутил: «Римляне всегда побеждают, но никогда не знают, когда это произошло». Юлианский год продолжительностью 365 дней и 6 часов длиннее астрономический на 14 минут 11 секунд. Разница - около одного дня за 128 лет. За полтора тысячелетия календарь отстал на 13 дней. Многие украинский, как порядочные наследники римлян, до сих пор празднуют так называемый Старый Новый год - в ночь на 14 января.

Год Кролика у китайцев - на День святого Валентина

Китайский Новый год традиционно приходится между 12 января и 19 февраля. В этом году китайцы будут встречать 4708 (Кролика) 14 февраля. После введения Григорианского календаря этот праздник стали называть Праздником весны, чтобы избежать путаницы. Первоначальный смысл его заключался в дарении презентов - на хороший урожай. Праздник весны длится несколько дней. Накануне китайцы покупают подарки, убирают в доме, красят двери и окна красной краской и шьют новую одежду. Обязательный ритуал - новогодний ужин, за которым собираются все члены семьи. Обязательным является также совместное приготовление пельменей, символизирующих добрые пожелания всем родственникам, среди которых наибольшее - рождение сыновей.

И наступит 5772 от сотворения мира …

Еврейский праздник Рош-Ашана (глава года) отмечают спустя 163 дня после Песаха, еврейской пасхи, - между 5 сентября и 5 октября. В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Считается, что в Рош-Ашана решается судьба человека на год вперед. В первую ночь праздника евреи приветствуют друг друга пожеланием: «Да будете вы записаны на хороший год в Книге Жизни!» Новый 5772 евреи будут праздновать 9 сентября 2010.

1433 года со времени первой хиджры Мухаммеда

Мусульманским Новым годом считается первый день месяца мухаррам по мусульманскому календарю. Мухаррам - месяц, когда пророку Мухаммеду вместе с семьей пришлось переселиться (хиджра) из Мекки в Ясриб (названный позже городом Пророка, то есть Мединой). Прибытие в Ясриб большинство историков датирует 24 сентября 622 года. Однако вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 году. Поскольку мусульманский календарь основан исключительно на изменении лунных фаз и содержит 354 или 355 дней, то начало года может приходиться на любое время года. Месяц мухаррам считается благоприятным временем для начала новых дел, а брак в это время будет долгим и счастливым. 1 мухаррам 1432 приходится на 8 декабря 2010. Недавно, 18 декабря, мусульмане отпраздновали приход 1431 года.

А в Иране Новый год в марте.

Согласно персидским календарем, который похож мусульманскому, Новый год придет в день весеннего равноденствия - 21 марта. Новый, 1390, согласно этому календарю, это Год Черепахи. Помимо Ирана, иранский календарь официально используют в Афганистане и некоторых регионах соседних стран. Персидский календарь более точный, чем Григорианский.

2011 год в тысячелетие

Григорианский календарь - 2011 год

Славянский календарь - 7519 год от сотворения мира

Римский календарь - 2764 от основания Рима

Армянский календарь - 1460

Китайский календарь - 4708

Эфиопский календарь - 2004 год

Еврейский календарь - 5772

Буддистский календарь - 2554

Индусский календарь Викрам самват - 2067

Индусский календарь Шака сам ватт - 1934 год

Индусский календарь Кали юга - 5113

Персидский календарь - 1390

Рунический календарь - 2261

Французский революционный календарь - 220 год

Исламский календарь - 1433

Какой сейчас год? 2014-й? А вы уверены?

Если вы зададите тот же вопрос жителю Ирана, он, не задумываясь, ответит — 1393-й. А гражданин Израиля убежден, что сейчас идет 5775-й год. А по национальному календарю Индии нынче 1936-й. При этом в Северной Корее на календаре 103-й год эпохи Чучхе. В китайском календаре годы не номеруют, но если бы нумеровали, то сейчас заканчивался бы 4711-й.

И даже Новый год начинается по разным календарям не в один и тот же день. Мы привыкли к тому, что начало года – 1 января. Между тем, в этот день наши предки стали отмечать его только с 1700-го года по указу Петра I. До того, Новый год у славян наступал в марте. Впрочем, точного календаря в дохристианские времена у древнеславянских племен не было. Конечно, это не значит, что они вовсе не следили за ходом времени. Ученые исследовали древние летописи, изучали археологические находки и смогли установить, что летоисчисление вели, как правило, от начала правления князей или от каких-то значимых событий. Поэтому у каждого племени был свой счет. Но вот деление года на месяцы было общим для всех славян. Во многих славянских языках названия месяцев до сих пор звучат схоже. Исключение составляет русский, где прижилось заимствование из григорианского календаря. Изначально древние славяне ориентировались на лунные циклы, отсюда и само название «месяц». Кстати, по некоторым данным, в славянском календаре месяцев было 13. Неделю славяне называли «седьмица», но, возможно, прежде они считали пятидневными циклами. Об этом говорят названия: вторник – второй, пятница – пятый, среда – в середине пятидневки. А вот два дополнительных дня в неделе образовались уже после принятия христианства. Так возникла заимствованная из еврейского «суббота». И день, когда запрещалось что-либо делать – «неделя», т.е. воскресенье. Отсюда и «понедельник» — день после «недели».

Кстати, вы знали, что на Руси до XIII века не существовало понятия суток? Древние летописцы считали дни от рассвета и до рассвета. Во многих языках и сейчас нет такого слова – сутки. Так, например, в английском сутки обозначают словосочетанием «день и ночь» или « 24 часа». Да и начало суток по официальному счету времени и традиционное в разных странах весьма отличается. Мы знаем, что гражданские сутки кончаются в 24:00 или в 12 часов ночи. Но, если мы еще не спим в 3 часа ночи, то для нас продолжаются предыдущие сутки. В телепрограмме передачи, начинающиеся после полуночи относятся к предыдущему дню. Проездные на городской автобус или метро действуют до времени окончания работы общественного транспорта ночью следующего дня. А вот в еврейской традиции смена суток происходит с наступлением сумерек или появлением на небе звезд третьей величины. В средние века так считали и в Европе. Это прослеживается в традиции Хэллоуина, Сочельника, когда праздник начинают отмечать вечером после захода солнца.

В исламе сутки тоже начинаются с закатом. Солнце должно полностью исчезнуть с горизонта. Так как исламский календарь является лунным (в месяцах по 29 и 30 дней), то и начало месяца в нем приурочено к окончанию новолуния и появлению на небе лунного серпа. Если по окончанию 29-го числа луна на небе не видна из-за облачности или еще почему-либо, то наступивший день считается 30-м предыдущего месяца. Чтобы официально начался следующий месяц, наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать минимум два уважаемых мусульманина. В современном исламском мире такая традиция почти исчезла, ведь астрономические наблюдения позволяют точно вычислить начало месяца заранее, но в некоторых странах, например, в Пакистане или в Бангладеш до сих пор применяется. Из-за привязки к лунному циклу исламский календарь не совпадает с григорианским, каким пользуемся мы, и месяцы постоянно смещаются относительно времен года. Так даты религиозных праздников все время сдвигаются относительно григорианского календаря. По этой причине исламский новый 1436-й год наступил 25-го октября 2014 года, а закончится 15-го октября 2015-го.

Еврейский традиционный календарь также вначале был лунным и основывался на наблюдении за фазами луны, но в 359 году правитель Гигель II постановил, что для вычисления дат нужно пользоваться исключительно математическими расчетами. С тех пор все религиозные праздники и календарные даты всегда попадают не только на один и тот же сезон, но и одну и ту же фазу луны. Интересно, что в високосные годы в еврейском календаре появляется не дополнительный день, как в григорианском, а целый дополнительный месяц. При этом существует схема, при которой на цикл из 19 лет приходится 7 високосных годов. Кроме того, есть такие понятия, как достаточные, недостаточные и правильные годы. Первым месяцем календаря является месяц нисан, от него отсчитываются религиозные праздники, но счет лет ведется от седьмого месяца тишрей. Все это делает календарные расчеты делом довольно сложным. Но, тем не менее, еврейский календарь берет начало с понедельника 5-ти часов пополудни 3761 года до н.э., когда по легенде случилось первое новолуние, так называемое новолуние мироздания, и до сих пор в ходу. Нынешний 5775-й год евреи встретили 25-го сентября.

А вот в Иране и Афганистане, живущих по иранскому календарю, новый год начинается в день весеннего равноденствия – Новруз. Это самый значительный праздник, который отмечают и другие исламские страны. Он приходится на 21 марта по григорианскому календарю.

В китайском календаре начало нового года высчитывают по лунному циклу. Потому эта дата не совпадает с григорианским календарем. Нынешний год Зеленой Лошади встречали на месяц позже, чем григорианский – 31 января. Следующий год – Зеленой Овцы – наступит 19-го февраля. При этом в Китае используется и сельскохозяйственный календарь, никак не зависящий от фаз луны, и ориентирующийся на положение Солнца на эклиптике. Он делится на 24 сезона с весьма поэтическими названиями. Например, с 19-20 февраля по 5-6 марта идет «Дождевая вода», следом за ним начинается «Пора пробуждения личинок», конец мая начало июня захватывает «Малое изобилие», середину сентября называют «Белые росы», а «Холодные росы» начинаются в середине октября, сельскохозяйственный год заканчивается «Большими холодами», и 4-5 февраля китайцы встречают «Начало весны».

Самый широко используемый по всему миру, конечно, григорианский календарь. Он так назван по имени папы Григория ХIII. В 1582 году папа издал буллу, по которой исправлялся действующий с 325 года н.э. юлианский календарь. Его ввел Юлий Цезарь, но из-за неточных расчетов, за прошедшие тысячу с лишним лет он сместился на 10 дней относительно астрономического календаря. Указ Григория ХIII исправил это расхождение, чтобы день весеннего равноденствия снова приходился на 21 марта. Во избежание дальнейшего смещения дат, принято было из вековых лет считать високосными те, что делятся на 400. Большинство католических стран перешло на новый календарь уже в 1583 году. А Великобритания держалась аж до 1752 года. К этому сроку расхождение в календарях достигло 11 суток. Поэтому в Англии в 1752 году после 2 сентября наступило сразу 14-е.

В России переход на григорианский «новый» стиль осуществился только в начале ХХ века, после Октябрьской Революции, хотя православная церковь до сих пор рассчитывает даты религиозных праздников по «старому» стилю. В 1930-40-х годах Россия пробовала жить по своему «революционному» календарю. Он не предусматривал всеобщих выходных, так как молодому государству требовалось непрерывная работа всех предприятий и учреждений. Неделя делилась на пять дней, а все население на пять групп по цветам. У каждого цвета был свой день отдыха. В календарном году насчитывалось 360 дней, недостающие пять дней в табель не входили и считались праздничными. Так после 30 января следовал не пронумерованный День Ленина, перед началом мая в календаре стояли два Дня Труда, а после 7-го ноября два Индустриальных Дня. Естественно, счет лет велся от 7-го ноября 1917 года. Даже после отмены Революционного календаря до самого распада Советского Союза в настенных отрывных календарях присутствует фраза «NN год Великой Октябрьской Социалистической Революции».

Хотя Россия не первая и не последняя страна, вводившая свой календарь. Во Франции так же действовал свой республиканский календарь в период с 5 октября 1793 и до 1 января 1896. Он был учрежден в ходе Великой Французской революции декретом Национального Конвента и отменен указом Наполеона. А Корейская Народно-Демократическая Республика в 1997 году ввела свою точку отсчета 1912 год – год рождения Ким Ир Сена, практически обожествленного первого северокорейского лидера. Это летоисчисление используется наряду с григорианским календарем и даты записываются в формате «NN декабря 103 года эпохи Чучхе (2014)».

Григорианский календарь распространен по всему миру, но его не перестают усовершенствовать. Еще в 1914 году Международный коммерческий конгресс усиленно пропагандировал свой календарь, где каждый год и неделя начинаются с воскресенья. В 1942 году была образована Лига фиксированного календаря, ратовавшая за переход на 13-тимесячный календарь, усовершенствованную версию изобретения 1849 года. А некий энтузиаст из Гонолулу изобрел Вечный календарь. Он разбил год на 4 трехмесячных квартала, каждый месяц и каждый квартал начинаются с понедельника для удобства бизнеса. Забавным бонусом этого календаря является то, что в нем никогда на пятницу не попадает 13-е число. В Палату представителей США несколько раз даже вносили законопроект официального перехода на этот календарь.

Календарь — это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре. Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества. Даже самые древние из календарей, такие как cолнечный календарь Древнего Египта или солнечно-лунный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур. Иудейский календарь — является религиозным календарем и официальным календарем Израиля. Это комбинированный солнечно-лунный календарь. Годы исчисляются от сотворения мира, которое согласно иудаизму произошло в 3761 г. до н.э. Этому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Например, 1996 год соответствует иудейскому 5757 году.
Восточный (китайский) календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии). Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет. Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. В соответствии с китайской традицией, первый год правления полулегендарного Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты. Летоисчисление в Японии — китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждал девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считался первым годом нового правления, и с него начиналась новая эпоха — период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления. Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. — легендарной дате основания императором Дзимму японского государства. Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны. Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.
Наиболее популярным в Индии является самватский календарь (викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии», написанной в 1944 г., указывает на большую распространенность самватского календаря. Он писал, что «на большей части территории Индии придерживаются календаря викрам самват». В апреле 1944 г. по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные самватскому календарю. Они были связаны с исполнившимся в то время 2000-летием со времени введения эры викрам самват. Так как летосчисление по эре викрам самват начинается с 57 г. до н.э., то, следовательно, 2010 год нашего календаря соответствует 2067-2068 годам самватского календаря. В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 г. н.э. Новый год по нему отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня. 2010 год нашего календаря соответствует 1932- 1933 годам календаря Сака. В Индии долгое время применялись и другие эры, как, например, эра Кали-юга, которая ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н.э.; эра Нирвана, которая ведет свой счет с 543 г. до н.э. — предполагаемой даты смерти будды Сакья-Муни. Применялась и эра Фазли — одна из последних исторических эр в Индии. Она была введена падишахом Акбаром (1542-1606), но ею пользовались только в официальных документах. Эпохой этой эры является дата 10 сентября 1550 г. н.э. Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 г. В настоящее время почти все выходящие в свет книги, журналы и газеты датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка: по григорианскому календарю и по местному, гражданскому. Запутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 г. под председательством крупнейшего ученого, профессора Мегхнада Саха был создан специальный комитет по реформе календаря. По решению правительства он был принят в Индии с 22 марта 1957 г. для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов не возбранялось пользоваться местными календарями. Календарь майя берёт начало с мифической даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. Именно от неё индейцы отсчитывали прошедшие годы и дни. Начальная точка играет у майя ту же роль, что в европейском летоисчислении дата «Рождества Христова». Почему именно 13 августа 3113 года до нашей эры? Современная наука пока не смогла этого объяснить. Предположительно этот день, в представлениях майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде. В календаре майя время разделено на циклы или «Солнца». Всего их шесть. Каждый цикл, утверждали жрецы майя, заканчивается якобы полным разрушением земной цивилизации. Прошедшие четыре «Солнца» полностью уничтожили четыре человеческие расы, и лишь немногие люди выжили и поведали о том, что произошло. «Первое Солнце» длилось 4008 лет и завершилось землетрясениями. «Второе Солнце» длилось 4010 лет и закончилось ураганами. «Третье Солнце» насчитывало 4081 год — земля была уничтожена «огненными дождями», пролившимися из кратеров огромных вулканов. «Четвёртое Солнце» увенчалось наводнениями. В настоящее время земляне переживают «Пятое Солнце», конец которого придётся на 21 декабря 2012 года. Шестой цикл в календаре пуст...
Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама», в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка — 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская. В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8).
В долине Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени. Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365×4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый «Сотический период» (Великий год Сотиса).
Древнегреческий календарь был лунно-солнечным с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) — 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря. Начало года приходилось на середину лета.
Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их «otium graecum» (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось. Почему же старый стиль называется Юлианским ? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном «Канопском Декрете» (238 г. до Н.Э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам. К сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции.
Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем «Канопского Декрета». В 46 г. до Н.Э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры. Юлианский календарь оказался недостаточно точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы. Пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582. Всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября. Календарь стал именоваться Григорианским .
ОМАР 1 (581-644, правление 634-644), второй из «праведных» халифов Арабского халифата, вводит мусульманский (исламский) календарь . До этого у арабских племен летоисчисление велось от "Эры слонов«- 570 года, связанного с нашествием эфиопской армии на Мекку. Начало этого календаря (летоисчисления) ведётся от пятницы 16 июня 622 года, когда Мухаммед (Мухаммад, Магомет, живший в Аравии ≈570-632гг) переселился (араб. — хиджра) из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-Хиджри).
Календарь Французской революции (или республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. Он использовался кратковременно снова во время Парижской коммуны в 1871. Годы отсчитываются с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793). Календарь у древних славян именовался как Коляды дар — Дар бога Коляды. Коляда — это одно из названий Солнца. После зимнего солнцестояния 22 декабря бог Коляда — символ смены годового цикла солнцеворота и перехода солнца от зимы к лету, победы добрых сил над злыми.
Начало летоисчисления велось от даты сотворения мира в Звездном храме, то есть подписания мирного договора в лето Звёздного Храма по Круголету (календарю) Числобога после победы ариев (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (по современному — Китая). Символ этой победы — всадник, поражающий китайского дракона, до сих пор сохранился. В первоначальном варианте это Перун, разящий дракона, а с приходом христианизации Перуна (всадника) назвали Георгием.
До принятия христианства счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным сезоном, вероятно, считалось лето. Поэтому до нас дошло из глубины веков второе смысловое значение слова «лето» как синонима года. Древние славяне пользовались и лунно-солнечным календарем, в котором каждые 19 годов содержали семь дополнительных месяцев. Была и семидневная неделя, которая называлась седмицей. Конец X века ознаменовался переходом в Древней Руси к христианству. С этим событием связано и появление здесь юлианского календаря. Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторым отклонением. Там год начинался 1 сентября. На Руси же по древней традиции началом года считали весну, и год начинали 1 марта. Летосчисление вели «от сотворения мира», приняв византийский вариант этой мифической даты — 5508 год до н. э. Лишь в 1492 г. н. э. (в 7001 г. от сотворения мира) начало года на Руси было установлено 1 сентября. Ввиду истечения седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и религиозно-мистического истолкования этого срока, а возможно, и в связи с захватом турками в 1453 г. Константинополя — столицы восточного христианства — в мире распространились суеверные слухи о наступающем в 7000 г. конце света. После того, как эту роковую черту благополучно миновали, и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор сразу же в сентябре 1492 г. (в 7001 г.) перенес начало года с 1 марта на 1 сентября. Из указа Петра 1 от 20 декабря 7208 г. от сотворения мира: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего Генваря (января) с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. Впреть лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова». Год 7208 от «сотворения мира» оказался самый короткий и длился всего четыре месяца, в то время как на Руси в 1699 г. новый год встречался дважды — 31 августа и 31 декабря. В 1702 г. в Амстердаме был напечатан первый русский печатный календарь с началом года с 1 января и счетом лет от «Рождества Христова». Так же со свойственной ему дотошностью Петр подробно расписал, как украшать жилище и праздновать праздник. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
А на григорианский календарь Россия перешла только в 1918 году — почти через 350 лет после Европы. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но православная церковь до сих пор отмечает свои праздники по юлианскому календарю, именно поэтому Рождество у нас празднуют не 25 декабря, а 7 января, и с 2100 года, если церковь не перейдет на Григорианский календарь, разница возрастёт до 14 дней и православное рождество автоматически «перенесётся» на 8 января. Церкви, устанавливавшие календарь по солнечным циклам что-то перемудрили. Нам же из всего этого следует запомнить, что 310 лет назад Новый год стали праздновать 1 января, а через 90 лет Рождество будут праздновать на день позже. А пока, живём и радуемся, что скоро будет самый весёлый праздник — Новый год, и дед Мороз принесёт нам кучу подарков. С наступающим Новым годом!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.