Конспект занятия по рисованию «Весёлые матрёшки» подготовительная группа. Конспект занятия по рисованию "Народная матрешка" (средняя группа)

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
  • Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
  • Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

  • Воспитывать любовь к народному искусству.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций о матрешках.
  • Чтение стихотворений о матрешках.
  • Загадывание загадок об игрушках.
  • Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
  • Изготовление книжки «Веселые матрешки».
  • Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».

Ход занятия

В группу входит Сказительница с сундучком.

Сказительница:

Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…

Дети: Матрешка.

Сказительница: Правильно, матрешка.

Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.

Сказительница: Какая матрешка?

Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Слайд 1.

Сказительница: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?

Дети: Из березы, липы.

Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.

Слайд 2

Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Слайд 3.

Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Слайд 4.

Сказительница:

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

— «Люби дело – мастером будешь».

— «Дело мастера боится».

-« Всякий мастер сам себе дивиться».

Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?

Игра «Матрешки и мышки».

Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!

Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

Слайд 5.

Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.

Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.

Слайд 6.

Сказительница: Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Сказительница:

Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.

Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.

Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.

Слайд 7.

Сказительница:

Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть сарафан этой матрёшки. (Сказительница достаёт сарафан, а он весь белый).

Сказительница: Ах, а куда же делись цветы?

Дети:

— украл злой волшебник;

— отпали…

Сказительница: Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?

Дети:

— нарисовать;

— сделать аппликацию;

— вырезать из материала;

— посмотреть в сундучке.

Сказительница:(смотрит в сундучок и находит цветы). А как же мы будем ими украшать?

Дети:

— пришить;

— приклеить;

— прикрепить на липучки.

Дети прикрепляют цветы на сарафан по образцу и любуются проделанной работой.

Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить.

Сказительница достает из сундучка пазлы с изображением матрёшек.

Сказительница: Всех матрешек перепутала. Помогите их собрать.

Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.

Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Сказительница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

Слайд 7.

Слайд 8.

Какие же бывают матрешки – сувениры?

Ответы детей.

На слайдах появляются матрёшки – сувениры.

Слайд 9 — 15.

Сказительница: Кому мы можем подарить эти сувениры?

Дети:

— Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.

— Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.

— Маме мы можем подарить магниты на холодильник.

— Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.

— Сестренке – брелочки.

— Матрешками можно украшать елки.

Сказительница: Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.

Сказительница: Ребята, а вы бы хотели получить такие сувениры или подарить своим родным?

Дети: Да.

Сказительница: Но где сейчас их можно взять?

Дети:

— сделать своими руками;

— украсить;

— нарисовать;

— расписать;

— нарядить.

Сказительница: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).

А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.

Сказительница:

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что ж, друзья, за работу.

Практическая работа.

(Звучит русская мелодия).

Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

Дети:

— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;

— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;

— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.

Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством

посредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновской

матрешки; создание условий для использования нетрадиционной техники

рисования при росписи матрешек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему

«Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями

ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное

Развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-

исследовательская, изобразительная.

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством

посредством музыки и рисования; познакомить с историей семеновской

матрешки; создавать условия для использования нетрадиционной техники

рисования при росписи матрешек.

Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии

образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства,

развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую

активность, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;

Внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;

воспитывать любовь к труду русских мастеров.

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: рассматривание матрешки, алгоритм с этапами изготовления

матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, пояснения,

Поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных

техник для рисования.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: игрушка матрешка, алгоритм «Последовательность

изготовления матрешки», мольберт.

Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного,

синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.

Музыкальное сопровождение: запись mp3 русской народной музыки.

Словарная работа: семеновская матрешка, расписная, сувенирная,

чернобровая, сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при росписи

матрёшки.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно

прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение

художественного слова о матрёшке и народных промыслах России.

Этапы образовательной деятельности:

Вводная часть;

Основная часть;

Практическая часть;

Заключительная часть.

В ходе образовательной деятельности сочетаются различные формы работы:

Групповая;

Индивидуальная.

Время каждой части образовательной ситуации распределено рационально и

соответствует СанПиН 2. 4. 1. 2660-10.

Осуществляется смена динамических поз во время совместной деятельности

(хоровод, сидя за столом).

Ход образовательной деятельности:

(В группе звучит музыка "На горе-то калина", дети водят хоровод.).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришел к нам в гости.

Давайте отгадаем? (загадывает загадку)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Ответы детей - матрешка)

Да, правильно, это Матрешка! Какая интересная кукла! О матрешке,

слагались легенды, как и о народных героях. Русскую матрешку знают везде,

и никто не покидает Россию, не купив матрешку.

Ребята, как вы думаете, а сколько ей лет? (ответы детей)

Дети, я вам открою секрет, нашей матрешке уже целых 120 лет. А изобрел

эту куклу, Василий Петрович Звездочкин, а Сергей Васильевич Малютин ее

расписал. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Один из художников

именовал ее просто, матрешка. А вы знаете, из какого материала делают ее?

(Ответы детей: дерево)

Воспитатель: Правильно, дети, из дерева. Работа с матрёшкой сложна.

Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.

Воспитатель: С чего начинают её делать?

(Ответы детей: Сначала подбирают материал из чего будут её делать.)

Воспитатель: Правильно. Сначала подбирают подходящий вид древесины.

Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу.

Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не

было. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы

Залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки. А что

(Ответы детей: Подготавливают краски для работы.)

Готовят краски, которые нужны для росписи матрешки. Художник подбирает

краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.

Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города

Семенова, значит, зовут ее... Семеновская.

Какие цвета в росписи используют художники?

(Ответы детей: Мастера используют зеленый, красный, синий, желтый

Черный. В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного

Цвета.)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук.

(Ответы детей: он красивый, но его закрывает большой букет цветов).

Воспитатель: А чем раскрашена у неё косынка?

(Ответы детей: Края косынки украшены цепочкой из бутонов и листьев.)

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

(Ответы детей: Доброй, веселой и красивой.)

Праздничной, ласковой.

Нарядной, сувенирной и т. д.

Воспитатель: Корни нашей матрёшки заложены в городе Семёнова. А вы бы

Хотели стать художниками по росписи матрёшек?

(Ответ детей: Да, хотим)

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи семеновских

Матрешек. Чем можно расписать Матрешку?

(Ответы детей: Можно расписать карандашами, красками, ватными

палочками и даже можно пальчиком).

Можно расписать с помощью перышка, печатки.

Физминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку

вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо –

налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Звучит русская народная мелодия «Калинка».

Дети самостоятельно расписывают Матрешек

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Во время росписи воспитатель читает детям стихотворение о матрешке

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем -

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки -

Какие веселые

Эти матрёшки.

После завершения росписи проводит итог

Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники.

Давайте и мы пригласим с вами матрёшек.

Под музыку выбегают Матрешки

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Дети:

1. Ах, матрёшки, ах, матрёшки...

Раз, два, три, четыре, пять...

Все упали на пол с полки,

2. Собирала я матрёшек,

Помещала их в одну...

Как они все поместились,

Я сама и не пойму...

3. Ах, матрёшки, вы, матрёшки...

Ротик улыбается...

Что вы нравитесь всем детям,

Никто не сомневается...

4. Ах, матрёшки, вы, матрёшки...

Глазки удивляются...

Кто вас видит, всякий раз

Вами восхищается...

5. Ах, матрёшки, вы, матрёшки...

Глазки голубые...

Кто придумал вас для нас? -

Забавные такие...

6. Все матрёшки хороши, -

С первой по седьмую...

Я себе играть возьму

Самую большую...

Звучит русская народная мелодия «Белая ромашка». На фоне музыки...

Воспитатель: Матрешка - является русской народной игрушкой. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других наций. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.


Непосредственно образовательная деятельность в средней группе РУССКАЯ МАТРЁШКА Цель: Познакомить детей с изделиями русского народного промысла - русской игрушкой «Матрешкой». Задачи: 1. Развивать речь детей 2. Воспитывать интерес к русской культуре 3. Развивать музыкальные способности детей 4. Учить рисовать игрушку «Матрешку», развивать воображение, учить подбирать контрастные цвета. 5. Воспитывать нравственные нормы поведения, сострадание и доброту. Здравствуйте, дорогие ребята. Доброе утро! Посмотрите, за окошком холодно и темно, а у нас светло и уютно. Давайте сделаем большой круг, встанем, как лучики у солнышка и улыбнемся друг другу. Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли, в русскую избу. Ой, что мы слышим? Кто-то плачет. Кто это? Куколка. Где она лежит? В колыбели. Как же нам ее успокоить? Покачать, спеть колыбельную песенку. Дети, давайте тихонько споем ей: «Баю-баюшки баю. Не ложися на краю, А то серенький волчок Тебя схватит за бочок». Всё равно куколка плачет. Что мы ещё можем сделать? Дать ей игрушку - но она должна быть яркой, вот такой, как матрёшка. Дайте матрёшку кукле – видите, кукла смотрит на неё и не плачет. А давайте, дети, поиграем с матрёшкой. Посадим куколку. Пусть смотрит на нас и радуется. Встанем в круг. Под весёлую русскую народную музыку («Светит месяц») будем передавать матрёшку друг другу, если музыка остановилась – тот ребёнок, у кого оказалась в руках матрёшка - выходит в круг и танцует, а мы хлопаем Присаживайтесь. Дети, рассмотрите нашу матрешку. Какая она? Красивая, яркая, нарядная, веселая. А как она одета? Какого цвета платочек, сарафан? Какие узоры на фартучке. Дети, а вы знаете, что наша матрешка с секретом? А с каким? Оказывается она там не одна, открываем нашу матрешку, а в ней еще одна – поменьше, а в ней – еще, и еще. По мере открытия раздавать матрешки детям. Сколько получилось всего? Восемь, как и нас. Потрогайте свою матрешку. Из чего она сделана? Из дерева. Но не всякое дерево для этого подойдет, а только липа или осина. Посадите матрешек на свои стульчики. Ребята, чем же нам еще развеселить нашу куклу? Давайте ей сыграем все вместе на музыкальных инструментах веселую песню «Во саду ли в огороде». Физминутка. «Мы матрешки – мы сестрички» - показываем щечки и платочки «Мы толстушки – невелички» - показываем полноту «Мы пойдем плясать и петь» - пружинки «Вам за нами не успеть» - шагаем «Восемь кукол деревянных» - показываем друг на друга «В разноцветных сарафанах» - показываем красивые платья и рубашки «На столе у нас живут» - пружинки «Всех матрешками зовут» - развести руки в стороны Ребята! Наши матрешки – красавицы, большие модницы. И хотят, чтобы мы им сделали новые наряды. Давайте нарисуем им новые красивые сарафанчики. На столе лежат заготовки с простым карандашом. Выбираем яркие краски. Одним цветом раскрашиваем платочки, другим – сарафанчики, третьим горошки на сарафанах. А наша куколка будет здесь сидеть и на вас смотреть. Приступили к работе. После рисования позвать гостей и куклу полюбоваться новыми нарядами матрешек. Дети, где мы сегодня с вами были? Что делали? Как успокаивали куколку? Из чего сделана матрешка? Как играли? Что нарисовали для матрешек? Вам понравилось? А гостям?

Воспитатель речевой группы Нехорошева Н. А.

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним видом, обликом, особенностями росписи матрёшек. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. Развивать навыки творческого рассказывании, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на выставку. А что вы там увидите, угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом

расскажет.

Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок - глаз,

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (МАТРЁШКА)

Воспитатель: Правильно, одной из самых любимых игрушек в народе, у детей были матрёшки. Ребята, а вы хотите узнать откуда же пришла к нам эта занятная

Воспитатель: Тогда послушайте. Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из самой древности. На самом деле ей всего немногим больше 100 лет. Есть много предположений, как и когда она родилась. Вот одна из них. Около 100 лет назад в Россию из далёкой Японии купцы привезли маленькую игрушку - куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже в русских костюм: в сарафан, фартуки, платочки. Этих кукол называли Матрёнами, ласково - Матрёшками.

Игра «Назови меня ласково»

Вот и ваши имена красивые, когда звучат ласково.

Воспитатель: Вернёмся к истории о матрёшке. Полюбилась россиянам эта игрушка.

Стали точить её из деревянного бруска на токарных станках. Фигурка матрёшки разнимается на две части, а в ней оказывается ещё одна фигурка.

Матрёшки бывают крупные, многоместные, в которых умещаются до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. В начале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Их делают до сих пор: и под Москвой, в Сергиевом Посаде, и около Новгорода - в селе Семёнове, и недалеко от г. Мурома - в Полхов-Майдане. У каждого мастера, матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер. Но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.

Воспитатель: Ну что, понравились вам игрушки? Я предлагаю поиграть с ними.

Игра на развитие мелкой моторики рук «Восемь матрёшек» , с чтением стихотворения.

Восемь кукол деревянных, круглощёких и румяных
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти куколку четвёртую
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, куколка пузатая

А внутри пустая, в ней куколка шестая
А в шестой - седьмая, а седьмой восьмая
Эта кукла меньше всех, чуть побольше чем орех.
Вот наставленные в ряд сёстры - куколки стоят.

Сколько вас? - у них мы спросим

М ответят куклы - Восемь!

Воспитатель: Тогда садитесь за столы и попробуйте сами расписать матрёшек

(бумажные силуэты матрёшек) как мастера - художники. Сначала обведите

силуэт матрёшки и все детали одежды чёрным карандашом, а затем

акварельными красками сделайте матрёшек цветными, яркими. Я

предлагаю пофантазировать вам ребята и раскрасить костюм вашей

матрёшки с помощью хохломской, гжельской, дымковской росписи.

Физ. минутка.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна игрушка.

Воспитатель: После окончания работы предложить детям рассказать откуда пришли их матрёшки, в чём особенности их костюма, почему костюм именно такой.

Ребята, за ваши красивые работы, в самой большой матрёшке на нашей выставке лежит угощенье. Давайте найдём эту матрёшку, угостим гостей и не забудем про себя.

Наше занятие закончено.

Цель занятия:

  • Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символ дружбы, любви и согласия – русского народа;
  • Познакомить детей с историей матрёшки, с технологией её изготовления.
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки - матрёшки.
  • Построить город для матрёшки – конструирование.
  • Развивать интерес детей к народному творчеству.
  • Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
  • Воспитывать любовь к народному искусству.

Интеграция областей:

  • познавательная,
  • игрова
  • социально-коммуникативная,
  • речевая

Планируемые результаты: иметь представление о матрёшке как символе русского народного искусства; проявлять интерес к народным игрушкам, творчеству.

Материал:

Игрушки (матрёшка, дымковская барышня, филимоновская игрушка – свисток), вышитое полотенце. Наборы строителя на каждого ребёнка, фломастеры, бумага для оригами.

Словарная работа: расписная, фартук, сарафан, деревянная

Ход занятия

Звучит русская народная песня

Воспитатель:

Наша с вами встреча неспроста началась с этой старинной русской песни. Обратите внимание на стол, который находится в центре нашей группы

(на столе предметы старины, они накрыты старинными расшитыми полотенцами).

Что же может находиться под таким полотенцем, которое выполнено в русском стиле?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель:

Открою вам тайну. Наш стол наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, и поднос, и полотенце, которое находятся перед вами, созданы руками народных русских мастеров. О чём идёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)

Воспитатель:

Правильно, там лежат матрешки.

А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек?

Примерные ответы детей.

- Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.

Воспитатель.

Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые?

Примерные ответы детей.

Она красивая, яркая, праздничная.

Игрушка матрёшка весёлая.

Она - не одна, в ней целый коллектив таких же весёлых, нарядных и дружных сестёр.

Воспитатель.

Наверное, поэтому матрёшка – символ дружбы, любви и согласия. Как её не любить?

Воспитатель.

Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель.

Хотите узнать?

А как можно узнать об этом?

Примерные ответы детей

Воспитатель.

Спросите у меня, о чём хотите узнать.

Дети.

Вера Алексеевна, где появилась первая матрёшка?

Воспитатель.

Матрёшка появилась в Японии 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Эта игрушка изображала старца – мудреца Фукуруму. Он раскрывался, в нём пряталось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Воспитатель.

А кто из вас, ребята, знает, как матрёшка попала к нам в Россию?

- Наверное, ее привезли из Японии люди, которые там побывали.

Воспитатель.

Как вы думаете, ребята, почему игрушка в России получила название матрёшки?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель.

Посмотрите, на вид матрёшка деревенская. А имена в деревне, если называть ласково, звучали так: Дуняша, Маняша, Матрёша. Матрёша – матрёшка. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два - Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки-хохотушки, очень любят танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физкультминутка "Мы веселые Матрешки":

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель:

Ребята, мне матрёшка сказала по секрету, что надоело ей стоять на выставках. Она хочет, чтобы у неё было много друзей. Хочет поселиться жить в городе для матрёшек.

Вы хотели бы помочь матрёшке?

Как вы можете ей помочь?

Примерные ответы детей.

Воспитатель:

Из чего можно построить город?

Как вы считаете, матрешек лучше нарисовать, вырезать, или изготовить их способом “оригами”?

Мальчики, что вы будете делать?

Девочки, тогда вы будете изготавливать матрёшки.

Воспитатель:

Предлагаю вам разделиться на две команды. Мальчики и девочки.

Мальчики, договоритесь между собой, кто какие дома будет строить.

Проходите на свои места и приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей. (Звучит тихая музыка). Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Воспитатель:

Мальчики, что вы построили?

Какое название у вашего города?

Девочки, как вы думаете, понравится ли таким красивым матрёшкам жить в этом городе? Почему?

Какие вы молодцы, мальчики. Какой красивый город вы построили.

Заселяйте матрёшек. Пусть они весело в нём живут.

Мы все пройдём на ковёр.

Дети стоят в кругу и держатся за руки.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня встретились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель:

А вам понравилась эта игрушка?

Вы будете с ней играть?

Дети : Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы встретились с Матрешкой - символом дружбы, любви и согласия русского народа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.