Как рассказать ребенку, откуда берутся дети. Как правильно рассказать ребенку о сексе

Все родители осознают неотвратимость ситуации, когда его любопытный отпрыск озвучит тот самый интимный вопрос. Осознают, но в глубине души надеются, что ситуация разрешится как-нибудь сама и можно будет выкрутиться на ходу. Либо мысленно обдумывают возможный диалог, но чаще всего оказываются все равно не готовыми к разговору и вынужденно переводят тему, откладывают обсуждение на потом или неловко что-то объясняют. Когда же родитель впоследствии собирается с духом и затевает этот непростой разговор, в ответ подросток выдаёт насмешки и негативные эмоции, что свидетельствует о том, что родители своё время упустили.

Многие взрослые полагают, что в современном мире при широкой доступности информации на любые темы в средствах массовой информации и сети Интернет, их ребёнок во всём разберётся сам, возможно что-то выяснит у сверстников. В общем родителям не придётся подбирать выражения для ответов на щекотливые вопросы. Но верна ли такая позиция? И если не верна, то в каком возрасте пора объяснить ребенку, что такое секс? Как правильно рассказать ребенку о сексе, о чем говорить, а о чем пока умолчать – определяется возрастом юного собеседника.

Дети ясельного возраста

Отвечать на вопросы совсем маленьких детей для большинства родителей не составляет труда. В этот период очень важно со всей серьезностью отнестись к просвещению малышей, поскольку представления о правильной модели взаимоотношений между людьми, о любви, сексе формируются с самого раннего возраста. Поэтому не пренебрегайте возможностью рассказать малышам о том, откуда берутся дети.

Что делают дети?

В возрасте года-полутора дети увлечённо изучают собственное тело, очень часто родителей может смутить частое внимание ребёнка к собственным гениталиям. В этом плане познавательный интерес детей не имеет под собой никакого подтекста, кроме обычного любопытства к новым предметам и явлениям.

К двухлетнему возрасту дети уже ассоциируют себя с определённым полом, понимают, что есть мужчины и женщины, мальчики и девочки. Примерно в это же время малыши обращают внимание на разницу в строении тела, что мальчики обладают кое-чем, чего нет у девочек. Именно поэтому детей ясельного возраста часто застают за внимательным изучением интимных зон друг друга.

По мере формирования речи и расширения представлений об окружающем мире, юные исследователи принимаются выяснять историю своего появления. Самый популярный вопрос у деток этого возраста: «Как я появился?»

Как реагировать родителям?

Обнаружив малыша за игрой с собственными гениталиями или за рассматриванием чужих прелестей, категорически не стоит бурно реагировать и проявлять агрессию. Так вы либо напугаете малыша, либо дополнительно подогреете интерес к штукам, которые вызывают столь мощную реакцию родителей. Желание рассмотреть, пощупать новый предмет или расспросить о нём для детей естественно и нормально, в этом смысле гениталии не исключение. Будет здорово, если вы не будете как-то особенно выделять эти части тела при изучении анатомии с малышом. К примеру, во время купания наравне с показом расположения ручек, ножек, ушек и прочих частей тела не стоит обходить вниманием интимные области. Если вы не станете выказывать волнение и особенное отношение к этому, то и для ребенка восприятие любых участков своего тела будет обычно и естественно.

Со временем все дети спрашивают родителей, как они появились. В первые 4 года жизни для малышей подойдёт несложное, но обязательно честное объяснение. Если вы не хотите уронить свой авторитет в глазах ребенка из-за бессмысленной лжи, то не рассказывайте про аистов, капусту и магазины, где продают детей. Лучше сразу прямо и просто скажите, что детки появляются из животика мамы.

Вскоре малыш начнет интересоваться, как же дети там оказываются. И в этот момент также необходимо честно и открыто рассказать про роль папы, который вместе с мамой очень хотел появления на свет их замечательного крохи, очень крепко для этого друг друга любили, нежно обнимались и в итоге получился долгожданный малыш. Такое объяснение в раннем детстве вполне устроит ребёнка и полностью удовлетворит его любопытство.

Дошкольники и дети чуть старше

Что делают дети?

Улавливают из телевизионных передач или разговоров окружающих людей новые слова, в том числе интерес может вызвать и новое понятие «секс». Причем пяти-шестилетний ребенок уточнить, что же это слово обозначает, может в самый неожиданный момент и в самом неподходящем месте, к примеру, посреди магазина или на юбилее любимой бабушки.

Как реагировать родителям?

Задача родителей в этой ситуации не теряться, не показывать своё волнение и не заставлять ребёнка немедленно сбавить тон. Как вы отреагируете, так ваш отпрыск и будет к этому относиться. Ударитесь в панику, зальётесь краской стыда, рассердитесь – малыш тут же усвоит, что тема не очень хорошая, если не вообще под запретом.

Как объяснить ребенку, что такое секс?

Для первого раза может подойти объяснение, что иностранное слово секс – это дословно «пол», в смысле обозначение тети или дяди. Подобные комментарии замечательно подойдут для первых диалогов, особенно для прилюдных.

В дальнейшем не исключено, что этот вопрос прозвучит снова и вам придётся сформулировать более подробные разъяснения. Лучше если этим займутся именно родители, иначе ребёнок займётся самостоятельными поисками интересующей информации любыми доступными ему способами и совершенно неизвестно, что при этом найдёт.

Диалог нужно вести спокойно и дружелюбно, не нагнетая обстановку и не придавая окраску секретности выданной информации. Трактовать понятие «секс» необходимо как отношения любящих друг друга мужчины и женщины. Наглядным примером могут послужить отношения родителей или знакомых семейных пар, истории из сказок.

Ваш ребёнок давно знает, что тела мамы и папы устроены неодинаково. Ваша задача напомнить, что это нормально, так и должно быть по природе вещей. Объясните, что родители очень любят друг друга, часто целуются, обнимаются и делают это так, как свойственно лишь на самом деле любящим друг друга людям.

Любящие пары занимаются сексом, но говорить вслух об этом и демонстрировать всем вокруг свои чувства не принято. Для мамы и папы это важная и очень ценная тайна. В процессе такой любви папина клеточка отдаётся маме, растёт у неё в животе и в итоге появляется маленький человечек.

Повествование о том, что в определённый момент появиться ребёнку на свет из маминого живота помогает врач, может не устроить детей постарше, которые могут сообразить, что например котятам родиться врачи не помогают. В таком случае стоит, отбросив стеснение, просто объяснить, что у мамы есть особенные родовые пути, по которым выходит младенец.

В любом случае в возрасте дошкольников информацию о сексе нужно выдавать постепенно, только в ответ на вопросы ребёнка. Если вы почувствовали, что сейчас любопытство ребёнка исчерпано, остановитесь в объяснениях, не пускайтесь в подробные объяснения. И соответственно ни в коем случае не игнорируйте интерес детей к этой теме.

Объяснять ребенку, что такое секс, нужно доброжелательно, в адекватной возрасту форме и лучше, если это сделают родители.

Если ребенок застал взрослых в процессе

Иногда дети случайно застают родителей во время занятий любовью. Реакция детей 3-6 лет может быть очень разной – от сильного любопытства как к новой игре до испуга. Увидев ребёнка, задача родителей максимально спокойно объяснить свои занятия ребёнку доступными простыми словами. В зависимости от конкретной ситуации можно сказать, что мама с папой играли или мама делала папе массаж.

Если ребенок увидел это на улице

Как бы вы ни старались, вам не удастся оградить детей от всей возможной информации на тему секса. Безусловно, вы проследите за содержанием телевизионных передач или страниц в интернете, которые просматривает ваше чадо. Но рано или поздно вам придётся пояснять, что такое интересное делают уличные кошки или собачки.

Вам не нужно изобретать сложные истории, объясните ребёнку просто как есть, что котики делают котят, собаки – щенят. Ваша задача только пояснить ребенку, что животные следуют только природным инстинктам, а люди в интимных отношениях руководствуются нежными чувствами, симпатией и любовью.

Подростки

Если в самом раннем возрасте вам удалось сформировать у ребёнка адекватное отношение к вопросам секса, то можете быть уверены, что за ответами на новые вопросы в этой сфере он обратится в первую очередь к родителям. Вероятнее всего к началу разговора подросток уже будет располагать некоторыми знаниями на эту тему, но ему любопытно услышать, что расскажете вы. Получается своего рода экзамен для родителей.

Ваш ребёнок достиг стадии половой зрелости и в это период рассказать ребенку о сексе актуально как никогда. Подростки – очень чуткий, ранимый, непростой в общении народ и легко ощущают смущение родителей. Поэтому чрезвычайно важно иметь в ребенком открытые отношения с раннего детства. Важно построить разговор без напряжения, не превращая ваш диалог в сухую лекцию с обилием медицинских терминов.

Лет с одиннадцати каждый ребёнок должен иметь в свободном распоряжении книгу соответствующей тематики (что-нибудь вроде «Как взрослеет моё тело» или любой другой энциклопедии такого содержания). Поэтому с точки зрения физиологии вам уже не нужно будет ничего скрывать от ребёнка.

С девочками на тему секса обычно говорят мамы, с мальчиками – папа или другой авторитетный в глазах подростка мужчина.

Рассказывая ребенку о сексе, физических отношениях людей снова и снова напоминайте, что в основе сексуальных отношений всегда должна быть любовь. Только люди, испытывающие друг к другу особенно тёплые чувства, могут заниматься сексом. В неполных семьях тоже важно объяснить ребёнку, что он был зачат в любви, не смотря на то, что сейчас родители расстались.

Разговоры с девочками на темы взросления и секса должны начаться до начала превращения девочки в девушку, чтобы происходящие с её телом изменения не стали для неё большой неожиданностью.

В теме секса девочек привлекает не процесс как таковой (который больше интересует мальчиков), а стремление таким образом заслужить внимание противоположного пола. Каждой девочке с детства необходимо внушать, что она совершенно особенная, что в юности сохранение девственности особенно важно и не спешить с познанием физической любви. Девушка, женщина – это будущая мама, дающая жизнь. Для этого необходимо созреть не столько физически, сколько быть готовым духовно.

Рассказывая ребенку о сексе, который может привести к неожиданной беременности, не стоит описывать ужасающие перспективы будущего юной мамы и всей вашей семьи, если вдруг произойдет незапланированное зачатие. Излишняя строгость и запреты могут вызвать ответное сопротивление подростка, а во взрослой жизни страх перед нечаянной беременностью может обернуться серьезными интимными проблемами вплоть до психосоматического бесплодия. Просто объясните дочке, что рождение и воспитание детей – это очень сложный и ответственный процесс, справиться с которым по силам только зрелой личности. Особенно старательно стоит предостерегать от ранней беременности девочек с резус-отрицательной кровью, поскольку для них аборт особенно опасен рисками последующего бесплодия.

Разговор с мальчиком о сексе?

Половое созревание мальчиков происходит намного позже, чем девочек. Но и в этом случае очень важно своевременно рассказать ребенку о сексе. Многие школы проводят лекции, на которых даются понятия половых отличиях мужчин и женщин, о сексе с точки зрения физиологии, возможных последствиях. Однако в коллективных обсуждениях подростки, как правило, стесняются открыто озвучить интересующие лично его вопросы, поэтому родители должны быть готовы, что за уточнениями сын обратится именно к ним.

Повествуя сыну о сексе, необходимо не только рассказать о физических деталях процесса, но и обязательно обратить внимание на важность взаимоотношения полов.

Ваш сын – это будущий мужчина, который должен осознавать, что секс – это не только получение физического удовлетворения, но и тонкие взаимные отношения между мужчиной и женщиной. В этом очень важно успеть опередить спонтанное воздействие окружающего не всегда правильного в плане морали просвещения, объясняя ответственность интимных отношений и прививая уважение к своему телу и телу женщины.

О последствиях непросвещенности

В воспитании детей темы сексуальных взаимоотношений чрезвычайно важны. Дать элементарное представление о том, что такое секс, вполне могут современные средства массовой информации или друзья по двору. Но важным недочетом подобного «просвещения» является формирование неправильных представлений о доступности секса и пробелами в отношении рассказов о возможных нежелательных последствиях, вроде нечаянной беременности или передающихся половым путём заболеваний. Эти опасности обернутся массой проблем не только для самого ребёнка, но и для всей семьи, именно поэтому родители не должны надеяться на случай или доверять сексуальное воспитание детей чужим людям или интернету. Как правильно рассказать ребенку о сексе, лучше всего знают только любящие родители.

Приходит время, когда ребенок начинает интересоваться, откуда появился он, его младший братик или сестренка. На столь деликатный вопрос родители предпочитают или вовсе не отвечать, или «отмахиваться» самыми популярными фразами: «нашли в капусте», «тебя нам принес аист», «ты еще до этого не дорос». Современные психологи уверены, что неправда, рассказанная родителями о рождении малышей, является одной из причин развития у ребенка недоверия к своим родителям.

Как правильно объяснить ребенку 3-6 лет, 6-10 лет и старше, откуда берутся дети - советы психологов и опытных родителей

Если ребенок заинтересовался вопросом, как рождаются дети, то он не отступит, пока не получит ответ. И ответить ему нужно правду, преподнесенную с учетом его возраста. Иначе он все равно докопается до истины, но узнает ее из других источников, которые не будут столь щепетильны в подобном вопросе как родители.

Варианты объяснения для детей 3-6 лет

Детям 3-6 лет нужно сказать правду, но не раскрывать всех подробностей. Можно рассказать, как папа и мама встретились друг с другом, как влюбились, а потом поженились. Мама забеременела, малыш жил девять месяцев в ее животике, а после родился.

На этом этапе необязательно объяснять все мелочи, потому что ребенок к ним не готов. Но правдивый ответ уже поможет установить доверительные отношения ребенка с родителями, с которыми он всегда сможет обсудить любой вопрос.

Педагог А. Соболева:

Говорить с ребенком о сексе надо на языке, соответствующему его возрасту. В 3, 4 или 5 лет на вопрос, откуда появляются дети, можно спокойно ответить: «Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, они вырастают у мамы под сердцем». Для самых маленьких это будет достаточно.

На вопрос «А как ребенок появляется на свет?» — ответьте: «У мамы внизу живота есть специальное отверстие, через него при помощи доктора малыш выбирается на свет». — «Я хочу посмотреть!» — говорит ребенок. — «А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать». Кстати, тут же неплохо было бы спросить, знает ли он, какие именно это места.

Следующий вопрос: «А как ребенок попадает к маме в живот?» Об этом, как правило, спрашивают более взрослые дети. Ответ: «У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются, и семечко от папы переходит к маме».

В возрасте 10-11 лет можно уже объяснить, как именно это происходит: «Когда мама и папа хотят иметь ребенка, потому что они любят друг друга, они нежно обнимаются и целуются, перед тем как заснуть, и тогда семя из папиного пениса через отверстие внизу маминого живота попадает внутрь ее организма. Так зарождается новая жизнь».

Психолог М. Хорс:

Я же считаю, что правильнее всего вводить в жизнь ребёнка такую информацию постепенно. Но при этом ни в коем случае не надо врать своим детям. Даже если Вы считаете, что говорить правду по данному вопросу неуместно, есть возможность говорить не всю правду сразу!

В сексуальном воспитании своих детей я придерживаюсь следующей схемы:

  1. Когда в 3-4 года дочки начали задавать вопросы на тему собственного происхождения, я говорил, что дети рождаются, если папа и мама любят друг друга – всё честно, ведь про секс часто так и говорят: «Давай займёмся любовью».
  2. Через пару лет я добавил информацию про то, что для рождения детей нужно не только любить друг друга, но еще и целоваться, тогда в животе у мамы появляется малыш – опять никакого вранья, действительно во время секса чаще всего целуются.
  3. На сегодняшний день (в возрасте 8 и 10 лет) мои дочки знают, что для появления детей, мужчина и женщина должны спать обнявшись в одной постели, целоваться, любить друг друга и очень хотеть ребёнка – всё чистая правда.
  4. На очереди сообщение, что обнимашки в постели приносят удовольствие и радость всем участникам процесса.

При таком подходе, мне будет гораздо проще дать им завершающий транш информации. И это не будет шоком для них.

Психолог Оксана Ямашкина:

Самое главное здесь - расслабиться и понять, что это абсолютно нормальный вопрос. Не стоит стесняться, надо сказать правду и не придумывать историй про капусту и аиста, иначе, узнав правду от других, ваш ребенок перестанет вам доверять. Не стоит расписывать процесс пошагово, достаточно сказать, что он растет «у мамы в животике» как результат любви родителей. Если вы смущаетесь, вам на помощь придут видеоролики и фото в Интернете. Они наглядно объяснят ребенку, как он появился на свет. Не стоит бояться их показывать.

Ирина, мать четырехлетней дочки:

У меня дочке 4 года и 3 месяца, спрашивала откуда она взялась. Я ей отвечала из маминого животика. Поначалу её этот ответ устраивал, но вот буквально вчера спрашивает, а откуда я в животике взялась. Я ответила — от папы.

Наталья, мать 2-х детей:

Первый раз Таня спросила года в 3-4. Я сказала, что папа и мама спят вместе под одним одеялом, и папа так любит маму, что у неё в животе поселяется малыш. Потом он рождается (вот это важно сказать, что он рождается, в этом возрасте вопрос КАК просто не возникнет. Просто потому, что он ещё неизвестен и не характерен для этого возраста). Но Таня задала другой вопрос, точнее ехидно подметила: «Что-то вы с папой спите-спите вместе, а никто у вас больше не рождается!»

Второй раз был буквально неделю-полторы назад… Сижу за компом, уже выключаю его. Таня на своём диване убирает карандаши. Папа уже лежит под одеялом. Собираемся спать. И тут:
— Мам, а как ребёнок из живота вылезает?
Я аж икать начала. Смотрю, Андрей в подушку вжался… То есть вопрос «как он туда попадает» мы решили не выяснять… Сразу к сути перешла девочка. Я говорю:
-А ты как думаешь?
-Я думаю, что через живот. Может через пупок?
-Ну, у кого-то и через живот, — говорю я.
Тут Таня делает довольное лицо и изрекает:
— Так я и знала!

Всё. Любопытство удовлетворено. Не надо бежать впереди паровоза и рассказывать подробности. Надо просто отвечать на вопросы, по возможности правдиво. Поскольку я ни про каких аистов рассказывать дочке не собираюсь, и никакую капусту в огороде тоже разводить не хочу, чуть позже я обязательно покажу ей книгу Роберта Ротенберга «Расти здоровым», где есть всё о человеке, о здоровье, о зачатии и рождении. Просто я подумала, что рассказать сейчас Тане о процессе рождения не могу. Она просто испугается. Не нужно этого знать девочке в 5 лет.

Как ответить ребенку 6-10 лет?

В наши дни выпускают специальную просветительскую литературу, адаптированную для младшего школьного возраста (6 -10 лет). Именно эти книги или специальные детские энциклопедии стоит почитать и посмотреть с ребенком.

Нейропсихолог А. Ишина:

Давайте предположим, что вашему ребенку уже 6 лет, а вопросов о сексе он вам еще не задавал и интереса к данной проблеме вы у него не наблюдали. Может быть тогда и не стоит затрагивать эту скользкую тему, полагая, что до свадьбы он так и будет больше всего интересоваться мультяшками и собранием фантиков от жвачек? В конце концов, в школе будут уроки анатомии… Но до анатомии у вашего ребенка еще 8 лет учебы. А за эти годы ему такого сверстники расскажут… И потом урок есть урок: это лишь изложение каких-либо знаний на научном языке. А кто расскажет вашему ребенку о любви, нежности, возвышенности чувств? Кто объяснит, что в отличие от животных люди руководствуются в интимных отношениях не инстинктом, а чувствами? Поэтому в 6 лет надо спровоцировать разговор на данную тему самим. Как? Это чисто ваше творчество, вот, например, такой вариант:

«Как хорошо, что Дима и Света наконец поженились! Они так любят друг друга. Скоро у Светы вырастет живот, а потом оттуда появится маленький сыночек или дочка. Правда, здорово?» Далее беседа потечет сама собой, и вы ненавязчиво подтолкнете ребенка к теме, которая его рано или поздно заинтересует, а также выявите и скорректируете его знание по данному вопросу.

Детский психолог, психоаналитик Н.В. Богданова:

Рассказ может быть таким: «Когда мужчина и женщина любят друг друга, они решают жить вместе. У них появляется общий дом, который они обустраивают, создают уют. Вскоре они начинают подумывать о ребенке. Ты уже знаешь, что мужчина и женщина устроены по-разному и у них есть органы, которые называются половыми. Они и служат для того, чтобы у мамы и папы мог появиться ребенок. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они целуются и ласкают друг друга. Это им очень нравится, это приятно. Они хотят зачать ребенка, из папиного пениса исходит жидкость, в которой находится множество малюсеньких, подвижных «головастиков» — сперматозоидов. Эта жидкость попадает во влагалище (в маленькую щелочку мамы). В маминой матке, небольшом мешочке с толстыми стенками, находится круглая «клеточка» — яйцеклетка. Когда один из маленьких «головастиков» встречается с «клеточкой» мамы, они сливаются, из них появляется совсем маленький ребеночек, который в течение девяти месяцев растет у мамы в животе. Ему там уютно и безопасно. Когда ребенок готов появится на свет, он выходит наружу через щелочку в мамином теле, которая в это время становится шире, чтобы он мог через нее пройти».

Психолог Виктория Зиневич:

Что ответить? План ясен. Речь нужно подготовить заранее. Мы начинаем рассказывать малышу, что должны быть папа и мама, они должны быть очень счастливы, и если это так, то папа дает мамочке его семена в животик. Животик мамы уже подготовил свои семена, а когда эти два семени встречаются и дружат, то дальше в утробе матери строятся клеточки как из Lego. И когда придет нужное время мама идет к врачу и ребенок выходит наружу. Ну, это хотя бы правда, или какая-то часть ее.

Ребенок должен узнать о физиологических особенностях мужчины и женщины, о том, как складываются взаимоотношения между полами. Нужно рассказать сексе, о методах контрацепции, а также заболеваниях, передающихся половым путем. Эта тема присутствует в учебниках анатомии, но зачастую учителя либо избегают ее, либо дают на самостоятельное изучение.

Что надо сказать подростку?

Ребенку-подростку стоит рассказать не только о положительных сторонах интимной жизни, но об отрицательных. Не стоит забывать об ответственности, которую берет на себя человек, начиная интимную жизнь. Ранняя половая жизнь может привести к истощению молодого организма и бесплодию. Кроме того, она может привести к ранней нежелательной беременности, как следствие – раннему аборту и бесплодию.

Ребенку необходимо привить , связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины, рассказать, к чему может привести смена половых партнеров, а также поговорить о священности брака, рождении детей в браке, о планировании своей семьи.

Также нужно поговорить с ребенком о его сексуальном здоровье. За этим термином скрывается не только забота о том, чтобы защитить себя от разных болезней, но и привитие правильного уважительного подхода к половым отношениям. Мальчикам нужно сформировать уважительное отношение к девочкам, ее желаниям и потребностям. Девочкам необходимо привить правильное представление о семье и материнстве. Главное - дать понять, что сексуальное здоровье напрямую зависит от сексуальной культуры.

7 ошибок при ответе на вопрос, откуда появляются дети

  1. Отказываться отвечать, если ребенок задает вопросы интимного характера. Если ребенок смутил и застал таким вопросом вас врасплох, лучше сказать ему, что вы ответите ему позже. А за время тайм-аута вы сможете подготовиться к разговору с ребенком, посоветоваться с психологами, более опытными родителями, приобрести специальную детскую литературу. Нельзя давать ребенку понять, что вы оставляете его наедине с его нерешенными вопросами, предоставляя ему право на самостоятельный поиск информации, которая может быть подана в неверном ключе.
  2. Отвечать на вопрос, цитируя статью из медицинской энциклопедии. Не нужно формировать у ребенка представление о начале новой жизни, как о механическом процессе. В таких книгах никогда не дают представления о чувствах, эмоциях, не дают представлении о том, что ребенок – это плод любви мужчины и женщины друг к другу. Ребенок хочет услышать не сухие, но точные объяснения, а получить ответ, сформулированный специально для него, ориентированный на его возраст.
  3. Ребенку отвечает на вопрос родитель противоположного пола. Если ребенок заинтересовался вопросами сексуальной жизни, лучше если их с ним обсудит родитель одного с ним пола. С мальчиком завести интимный разговор должен отец, а с девочкой – мама. Это способствует дальнейшему правильному позиционированию себя в обществе в качестве женщины и мужчины. Детям старшего возраста гораздо легче и комфортнее говорить на такие темы с родителем одного с ним пола.
  4. Не касаться вопросов сексуального воспитания, если ребенок не задает вопросы. Ребенок может не обращаться к родителям с вопросами интимного характера не потому, что его не интересует эта тема, а просто он испытывает волнения, которое мешает задавать интересующие его вопросы. Родители должны знать, что с ребенком 3-5 лет нужно разговаривать о жизни, любви и даже смерти.
  5. Торопиться раньше времени разговаривать с ребенком о сексуальном воспитании. Не нужно рассказывать ребенку о том, чего он еще не понимает и не воспринимает. До двух лет этой темы можно не касаться вообще. В этом возрасте ребенок делает только первые шаги в познании мира и человеческих отношений.
  6. Затрагивать слишком сложные темы. Например, рассказывая девочке о рождении ребенка, не стоит упоминать о сложностях, которые могут быть во время беременности, о боли во время естественных родов и при кесаревом сечении. Не нужно углубляться в теорию, связанную с половым актом.
  7. Избегать тем, связанных с сексуальным насилием. Ребенок должен знать о возможных опасностях, но запугивать и устрашать его не нужно. Главное предупредить, чтобы он никуда не уходил с незнакомыми людьми. И никому не давал себя трогать. Если это происходит, например, на каких-нибудь тренировках, нужно об этом обязательно сообщить родителям.

Как правильно поговорить с ребенком о сексуальных отношениях, и в каком возрасте это нужно делать?

Есть в жизни такие вещи, без которых невозможно наше существование, но о которых мы чаще всего говорим со смущением. Одна из них – секс. Особенно тяжело для многих родителей рассказать о сексеребенку. При этом играет роль не только чувство неловкости из-за того, что придется говорить «про это». Многие родители боятся как-то неправильно подать информацию о сексуальной жизни и тем самым нанести вред психике ребенка или каким-то образом поспособствовать тому, что, став взрослым, он будет вести аморальный образ жизни.

Когда пора говорить с ребенком о сексе? В какой форме это лучше всего сделать? Эти вопросы волнуют каждого родителя.

Почему нужно разговаривать с детьми о рождении детей и сексе?

Сексуальное воспитание играет важную роль в развитии ребенка. На определенных этапах становления личности у ребенка возникают вопросы, на которые он обязательно должен получить ответ. Ели же избегать этой «интересной» темы и уходить от ответа, это может стать причиной формирования неправильного отношения к сексу и даже привести к ряду психологических отклонений.

Если вы не предоставите ребенку нужную информацию вовремя, вы рискуете, что он узнает о сексе на стороне. В этом случае велика вероятность, что из рассказов сверстников ребенок получит искаженную информацию. При этом у него может сложиться представление о половом акте, как о чем-то постыдном.

Отсутствие ответов на вопросы может зациклить ребенка на этой теме,в результате чего возможно возникновение чрезмерного не совсем здорового интереса к сексу. Тогда за подробностями ребенок полезет в интернет, где опасность может представлятьобщение с незнакомыми взрослыми и просмотр порнографических сайтов. Это может отрицательно сказаться на его психоэмоциональном состоянии . Проблема неотфильтрованной информации из интернета устраняется при помощи установки на домашний компьютер специального программного обеспечения. Но если вы не будете общаться с ребенком на эту тему, он может найти другой способ получить интересующую информацию.

Очень хорошо, когда между родителями и детьми существуют доверительные отношения. И «неудобные» вопросы не должны нарушать таких отношений. Поэтому на вопрос: «откуда я взялся?», нужно обязательно отвечать, и делать это правильно.

В каком возрасте пора говорить «про это»?

Первые вопросы о собственном появлении ребенок начинает задавать в раннем возрасте, примерно в 4 годика. Затем каждые несколько лет эти вопросы всплывают снова. И очень важно на каждом этапе давать необходимую для этого возраста информацию. Нужно объяснять все просто и понятно, не прячась за сложными терминами. И главное, не забывать при этом говорить о том, что любящие друг друга люди должны заботиться друг о друге и стремиться понимать друг друга.

Как не надо себя вести, если поднимается тема «про это»
  • кричать и ругать ребенка за его интерес к теме
  • стараться уйти от темы и замять ее
  • смущаться и придавать теме особую эмоциональную окраску
  • растягивать разговор надолго
  • вываливать на ребенка сразу большой объем информации
  • требовать, чтобы он пересказал то, что понял из вашего рассказа
Как говорить с ребенком о сексе и продолжении рода?

Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что он еще маленький и ему пока не положено этого знать.

Четырехлетнему малышу на вопрос, откуда я взялся можно рассказать, что он появился у мамы в животе в виде маленькой точки, после того как папа и мама полюбили друг друга.

Шестилетнему ребенку уже можно рассказать подробнее о родах и процессе нахождения ребенка в утробе матери. Хорошо, когда в это время появляются домашние животные, например, хомячки или птицы. Тогда ребенок многое увидит сам. А задачей родителей будет объяснить, что рождение потомства стало возможным после того как он и она полюбили друг друга. Ребенок, у которого имеются домашние животные, как правило, спокойнее относится к вопросам, связанным с рождением детей, меньше комплексует и не воспринимает это как что-то нехорошее.

Ребенку 8-10 лет. При наличии интереса к теме, можно рассказать о физиологической стороне процесса. Можно подобрать специальную литературу, в которой информация подается в доступной форме в соответствии с возрастом ребенка. Но обязательно нужно говорить о том, что сексуальные отношения – это акт любви двух взрослых людей.

Подростковый возраст – время, когда интерес к этому вопросу появляется с новой силой. Часто его подстегивают «бушующие» в организме ребенка гормоны. Именно поэтому общаться с подростком «про это» особенно важно. Важно объяснить ему, что с ним происходит в физиологическом и эмоциональном плане, поговорить о его мыслях и ощущениях. Нужно рассказать, что сексом надо заниматься только с любимым человеком. Надо также говорить об угрозах беспорядочных половых связей и о том, .

Родители, не будьте ханжами. Не стесняйтесь говорить с ребенком о сексе и рождении детей. Так вы поможете ему вовремя усвоить нужную ему информацию и сформируете правильное отношение к человеческому телу и культуре сексуальных отношений.

Вопросы читателей

Здравствуйте! С детства занимаюсь видом мастурбации, название которого "миотонический", т 18 October 2013, 17:25 Здравствуйте! С детства занимаюсь видом мастурбации, название которого "миотонический", т.е. путем сжимания бедер. Долго искала какую-то информацию об этом, но ничего особенного не нашла. Заметила только то, что девушки, которые занимаются таким видом мастурбации, не могут испытать оргазм с партнером, потому что у них сформировалась неправильная эрогенная зона. Я девственница, но меня также волнует этот вопрос, т.к. я не могу сказать, что получаю какое-то удовольствие от стимуляции клитора. Даже если делаю это струей воды. Скажите, пожалуйста, как можно исправить ситуацию? Надо ли отучаться от такой мастурбации?

Министр образования и науки России Ольга Васильева на вопрос корреспондента «МИР 24» Екатерины Дегтеревой. По ее мнению, родители должны сами решать, когда обсуждать с детьми интимные вопросы.

Дети хотят знать о сексе и собственной сексуальности, а родителям безумно трудно говорить об этом с ними. Почему так? Потому что о сексе трудно говорить вообще с кем бы то ни было, не только с детьми, но и с другом или подругой, и с врачом, и даже с самым близким человеком на свете. Поскольку эта тема включает в себя очень многое потаенное и приватное: чувственность, тонкости отношения к своему телу и телу партнера, культурные стереотипы, установки, доставшиеся от родителей, а также приобретенные за жизнь. А с ребенком что же, говорить о голой механике? Если да, то это совсем не о том, а если нет, то где же найти слова?

Дети любопытны, они всем интересуются и многого не понимают. И ко всему этому мы часто добавляем мутный туман наших комплексов, стыда, смущения и страхов - если уходим от разговора о сексе и если выбираем неверный тон для этого. Как же справиться с этой непростой задачей и помочь детям, не навредить им? «МИР 24» спросил об этом у психологов и психотерапевтов.

Когда пора поговорить об этом

Невинный вопрос «как я появился на свет» задают малыши уже в трехлетнем возрасте, но это еще не о сексе. «В разных возрастах детей интересует разное, - говорит психолог Екатерина Бойдек. - И вопросы они задают по-разному. Если четырехлетний ребенок спрашивает, откуда берутся дети, то ему вполне может быть достаточно ответа «мамина клеточка и папина клеточка соединяются, и из них появляется ребенок». Вопросы секса его совершенно не волнуют в этот момент. Когда семилетний ребенок спрашивает «а как папина клеточка попадает к маме в живот?» или «как ребенок рождается?», то уже нужно рассказывать дальше».

Дети до пубертата не интересуются сексом в том смысле, в котором им интересуются взрослые, - продолжает Екатерина Бойдек. - Вопрос про секс ничем для них не отличается от вопросов про то, как устроен компьютер, почему птицы летают и почему нельзя есть сладкое до еды. Это всего лишь один из миллиона вопросов про устройство мира и жизни».

С нею согласна психолог Екатерина Юзьвак. «Интерес про появление на свет и как я туда попал, так же естественен, как и вопросы про природу и мир вокруг нас, - говорит она. - Ответы должны соответствовать возрасту ребенка. В каком возрасте знакомить детей с половыми органами? Тогда же, когда и с другими частями тела. У вас же не вызывает смущение нога или рука. Ребенок может изучать и исследовать свой нос, пальцы. Половые органы - такая же часть тела, с которой должен познакомиться ребенок и понимать, как они называются. Есть одна особенность: это интимные органы, значит трогать их может только ребенок и без его разрешения трогать никто не должен, даже мама, и другим мы интимные органы не показываем, в них нет ничего стыдного, но в нашем обществе не принято их демонстрировать. От этого интимные органы не становятся какими-то не такими, о них нужно заботиться, их важно любить и принимать».

Разговор, а не лекция

Разговор о сексе должен быть именно беседой, в которой участвуют на равных или почти на равных ребенок и взрослый. А не лекцией и ни в коем случае не нотацией. И не важно, возник ли этот разговор с трехлетним малышом или с подростком. Выбор правильного, доверительного тона очень важен. При этом важно непременно дать понять ребенку, что все его вопросы имеют право на существование, и вы постараетесь ответить на все.

Это не один разговор, на который вы решитесь и закроете тему раз и навсегда. Наоборот, настройтесь на то, чтобы открыть тему и не закрывать ее никогда, чтобы ребенок в разные периоды своего взросления мог поговорить с вами о чем угодно, и вы могли сделать то же самое. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, – стать его другом и собеседником, к которому всегда можно обратиться.

Как говорить

Когда родители отвечают на вопросы без стеснения, спокойно реагируют на поведение детей, четко определяя границы допустимого, они учат их доверять своим ощущениям, своему телу и воспринимать сексуальность как естественную часть жизни. А вот если родители уходят от разговора, неловко отшучиваются или закрывают тему, то возникает ощущение взаимной неловкости. Ребенок хорошо запоминает это. В другой раз он будет знать, что с этим к родителям лучше не обращаться, и отправится искать нужную ему информацию в других местах.

Вот что сказал об этом психолог Станислав Савинков:

«Если вы не хотите отбить интерес у ребенка к познанию, а хотите чтобы ребенок стал адекватно относиться к естественным вещам, то вы должны создать атмосферу доверия. Будет лучше, если с подобными вопросами ребенок будет обращаться к родителям, а не к кому попало на улице. А для этого он должен вам доверять, знать, что вы его не обманите и не посмеетесь над ним, а ответите честно и на доступном ему уровне. Ведь дети задают вопросы очень конкретно, так что в тех случаях, когда вопросы ставят вас в тупик, просто старайтесь отвечать им тоже конкретно, по существу вопроса. Не юлите, не краснейте, успокойтесь, подумайте. Поверьте, нужные слова, вы подберете сами. Просто не забывайте учитывать возраст ребенка - это значит, что не нужно вдаваться в подробности и тонкости секса. Объясните ребенку, что бывает связь между мужчиной и женщиной, для чего она нужна и что в ее результате получается. Ваша интонация и отношение к теме, будут значить для ребенка гораздо больше, чем слова».

Что делать, если ребенок ни о чем не спрашивает

Если ребенок не задает вопросов, это не означает, что у него их нет. Возможно, вы уже в какой-то момент своей тревожностью дали ему понять, что для вас это трудная тема. Или в реакции кого-то другого из взрослых ребенок почувствовал неловкость. Дети необыкновенно чутко все чувствуют и запоминают такой опыт навсегда.

Хотите исправить положение - попробуйте настроиться на доверительное, открытое общение и начните разговор заново. Что мешает нам самим инициировать такой разговор? Вокруг множество поводов: беременные женщины, ощенившаяся собака, случайно увиденная сцена из взрослого фильма. Или можно выяснить, о чем у них рассказывают в классе. Если вы даете посыл, что вы друг и не станете оценивать и высмеивать, то почему бы об этом не поговорить?

Можно рассказывать про собственный опыт открытия той темы: когда я был ребенком, то что я обо всем этом думал? О чем волновался, переживал? Наконец, поводом для разговора может быть книжка по теме, соответствующая возрасту. «Я считаю, что книжки - это очень хороший вариант для того, чтобы инициировать разговор, - говорит Екатерина Бойдек. - Мое мнение, что информация - это не самое важное. Если ребенок не знает в 7 лет про половой акт, он узнает потом. Ничего страшного. Но если он знает про половой акт только из книжки, но также знает, что это то, про что нельзя говорить - вот это хуже. Поэтому я говорю, что книжки - это только начало разговора».

Как не навредить

Среди разного рода переживаний, связанных с разговорами о сексе, отдельным пунктом у большинства родителей стоит опасение сказать лишнее, подтолкнуть интерес, способствовать развращению в конце концов. Чтобы этого избежать, надо помнить, что дети очень целомудренны, и отвечая на вопросы, не надо говорить больше, чем они спрашивают. Они возьмут ровно столько информации, сколько могут переварить по возрасту. Не распространяйтесь о подробностях раньше, чем они спросят вас об этом, а если спросят, будьте честны и спокойно расскажите следующую часть информации.

Не следует обсуждать с детьми, даже подросшими, свой собственный сексуальный опыт. Делать из собственных детей друзей или подружек, с которыми якобы все можно обсудить - это вешать на них груз совсем непосильных для них эмоциональных переживаний. По той же причине, даже если дети уже выросли настолько, что вы позволяете им смотреть кино 16+, не стоит смотреть его вместе. Между вами и детьми всегда должна сохраняться некая целомудренность. Нельзя вовлекать их во взрослую сексуальную жизнь ни в какой форме.

У вас и у вашего ребенка есть право спрашивать, но есть и право закрыть ту часть своей личной жизни, которой каждый из вас не хочет делиться. Например, можно сказать: «Это слишком личное, и про себя я рассказывать не хочу, но в целом думаю так…». В конце концов, это дает вам шанс объяснить, почему следует уважать право человека на приватность. И не забывайте оставлять это право за ребенком.

Татьяна Рублева

Часть 1. Ребенок в зоологическом музее

Собираясь вести малыша в зоологический музей, родители начинают заранее нервничать и беспокоиться. Они беспокоятся о том, что ребенок увидит мертвых животных, беспокоятся о том, что ребенок спросит, почему животное не двигается. И больше всего они беспокоятся о том, как они будут отвечать на эти деликатные вопросы. Говоря психологическим языком, это все родительские проекции. Проекция – механизм психологической защиты, заключающийся в часто неосознанном перенесении, приписывании человеком собственных переживаний другим людям. То есть, переживания об убитых животных – это в первую очередь переживания родителей. Потому что мы, взрослые, в первую очередь видим животных, которых усыпили или убили ради того, чтобы мы на них смотрели…

В мире детей все иначе. Дети до 3-4 лет (и даже старше) воспринимают реальность как данность. Дети не задаются вопросом «кем было это животное раньше» или «почему животное не двигаются». Эти вопросы задают себе взрослые, когда думают о посещении ребенком музея. Для малыша 3-4 лет, а тем более для ребенка 1-2 лет, посещение зоологического музея ничем не отличается от посещения зоопарка. Ребенок с удовольствием и интересом будет смотреть на животных. Кстати, и посещение российских зоопарков нередко травмирует взрослых, которые видят льва или волка в клетке, в то время как ребенок радостно наблюдает за животным, не обращая внимания на бытовые условия.

Не нужно бояться вести ребенка в зоологический музей. И не нужно ничего объяснять ребенку до того, как он задаст какие-то вопросы. Один папа, зайдя в музей, сразу начал рассказывать четырехлетнему ребенку про искусство таксидермии (изготовления чучел), чем поверг ребенка в ужас. Ибо ребенок как-то не задумывался о том, откуда и каким образом появились в музее животные.

Если же ребенок задается вопросом, каким образом животные попали в музей, кем они были раньше (обычно это происходит лет в пять-шесть), вы можете идти двумя путями. Если вы уверены в том, что ваш ребенок готов принимать тяжелую информацию, вы можете честно рассказать ребенку все, как есть. Рассказать о том, как делают чучела и т.д. Или же вы можете ограничиться информацией о том, что в музей привозят животных, которые уже умерли. Тогда, конечно, встанет вопрос о смерти и вы будете вынуждены рассказать о том, что все животные и люди смертны.

Однако не нужно бежать впереди паровоза. Обычно в зоологическом музее дети настолько увлечены рассматриванием животных, композиций, что они не задаются «взрослыми» вопросами. Они просто познают то, что видят.

Часть 2. Первые встречи со смертью

Они обычно происходят на улице либо дома, когда умирает домашний питомец. Мертвая птица, раздавленная машиной кошка на дороге, мышка, которую принес кот… Как рассказать маленькому ребенку о смерти? Как объяснить, что такое смерть? Во-первых, родителям нужно быть очень внимательным и стараться сдерживать свои эмоциональные реакции.

Маленький Миша (2,5 года) с бабушкой гуляют. Миша неспешно идет, задумчиво ковыряя лопаткой землю. Он занят собой и созерцанием того, как земля падает с лопатки. К действительности его возвращает бабушкин истошный крик: «Миша, не ходи туда. Не смотри туда!». Миша недоумевает. Бабушка хватает Мишу за руку и начинает тащить в сторону. Оказывается, на обочине лежит мертвый голубь. Миша чувствует, что ему не дают увидеть что-то важное и интересное, он начинает вырываться, крутит головой по сторонам и тоже замечает голубя. На бабушку выливается потом вопросов: «Почему птичка не летает? Зачем она лежит? Давай поднимем птичку и посадим на ветку. Птичка заболела?». Бабушка в отчаянии, она сильнее тащить Мишу в сторону, не отвечая на вопросы, Миша рвется назад, посмотреть на птичку…

В данном случае, если бы бабушка не акцентировала бы внимание Миши на птице, он бы и не заметил ее, прошел мимо. Однако бабушкино «не смотри» породило интерес и Миша долго еще размышлял над тем, почему все птички летают, а та птичка лежала на земле… Не стоит обманывать ребенка и говорить, что «птичка спит» или «котик лег отдохнуть». Ребенок чувствует фальшь в словах взрослого, понимает, что его обманывают. Такое поведение взрослого только травмирует ребенка. Ребенок начинает задумываться о том, что и почему от него скрывают. Недостаток информированности в этих вопросах пугает ребенка.

Что же делать, если ребенок задает вопросы о смерти? В этом случае придется начать рассказывать о жизни и смерти, не смотря на травматичность темы. Мы должны рассказать дошкольнику о том, что животное может умереть от старости, что оно может погибнуть в результате несчастного случая. Но не стоит это делать превентивно. Рассказывать стоит тогда, когда ребенок сталкивается с травмирующей ситуацией

На даче кот поймал мышку и принес жертву хозяйкам: Кате (6 лет) и Вале (4 года). Девочки, выросшие в городе, знали, что кошки едят мышей, но они впервые столкнулись с этим явлением в жизни. Им стало жалко мышку, они заплакали. Постепенно они плакали все громче и громче, заражаясь друг от друга. Слезы грозили превратиться в истерику. Тогда папа взял девочек на руки и начал говорить с ними. Он рассказывал о мире животных. О том, что есть травоядные животные и есть хищники. Рассказывал о волках, которых называют «санитарами леса». О том, что в лапы хищников обычно попадают больные животные, о том, что в природе все устроено логично и эти животные, если бы их не съели, могли бы заразить других. Папа рассказал девочкам простыми словами о том, что если, например, лягушки не будут есть насекомых, то этих насекомых станет слишком много. Папа рассказывал долго и спокойно. Девочки молча слушали, иногда всхлипывая. Такой рассказ помог им принять реальность, в которой, увы, одни животные едят других…

Так уж получилось, что девочки столкнулись с ситуацией в разных возрастах: Кате было 6 лет, а Вале всего 4 года. Однако обе девочки смогли понять рассказ папы и принять полученную информацию, хотя она и не была приятной для них.

А что же делать, есть несчастье произошло с любым домашнем питомцем? Самое главное – нельзя лгать ребенку. если взрослые говорит, что «котик ушел погулять и скоро вернется», то ребенок каждый день ждет возвращения и в конце концов отчаивается. Совсем маленькие дети иногда быстро забывают домашнего питомца и разве что иногда вспоминают про кису. Дело в том, что они, в силу возраста, не успели еще эмоционально привязаться к животному и поэтому не испытывают печали. В таких случаях взрослым достаточно не вести бесед о животном, лишний раз не вспоминать. Малыши порой даже не обращают внимания на то, что клетка с хомячком вдруг пропала из комнаты или что аквариум пуст. Дети постарше, которые успели полюбить собаку, кошку или хомячка, конечно же, заметят исчезновение животного.

В семье пятилетней Маши жил кот. Кот был старый, любимый всеми домочадцами. Его смерть была травмой для всех членов семье. Взрослые не плакали, но грустили. Поэтому они решили ничего не говорить Маше. Точнее. Бабушка сказала ей, что Пушок подружился с лисичкой и ушел жить в лес. Маша недоумевала: как же так, ведь они так любили пушка, а он ушел к лисичке? Каждый день она требовала водить ее гулять не на площадку, а в лесопарк рядом с домом. Маша искала Пушка. Но не нашла…

Каждая утрата должна быть прожита. Для человека важно горевать, важно печалиться, испытывая утрату. Взрослее, которые сами горевали, потеряв любимого кота, лишили этой возможности ребенка. Безусловно, поступали они исключительно из лучших побуждений, так как не хотели травмировать девочку. Однако в реальности они травмировали ее значительно сильнее, не дав пережить утрату любимого кота.

Часть 3. Когда рыба плавала не в тарелке…

Немногие из нас являются вегетарианцами. По статистике, в мире примерно 2 % совершеннолетних — вегетарианцы. Правда, в разных странах количество вегетарианцев варьируется: в Индии их от 20 до 40 %, в европейских странах значительно меньше. Проблема, о которой я хотела бы поговорить с вами, родителей-вегетарианцев не касается. Все остальные в один (не)прекрасный день должны будут вести с ребенком беседу о том, что мы, люди, убиваем животных и едим их мясо…

Маленький ребенок ест и мало задумывается, что же конкретно он ест. Однако постепенно кругозор ребенка расширяется. Ребенок узнает, что яблоки растут на яблоне, ягоды собирают в лесу, овощи выращивают в огороде, корова дает молоко, курочка снесла яйцо и т.д. Тут все более-менее понятно и даже относительно просто. Взрослые обычно стараются рассказать ребенку, откуда берутся на столе различные продукты и как готовятся разные блюда. Поэтому даже маленькие дети обычно знают, что сыр, масло и сметану делают из молока, а молоко дает корова. Дети в курсе, что хлеб печется из муки, а муку делают из зерен, которые, в свою очередь, получаются, когда молотят колосья. Мы рассказываем ребенку о том, как получается каша (как растут злаки и как их обрабатывают). И только мясные блюда обычно подаются без комментариев. Некая данность. Просто котлета, фрикаделька, мясо или просто кура. При этом взрослые обычно комментируют, что «мясо обязательно нужно есть, так как белок полезен для организма». И, конечно же, в какой-то момент ребенок, когда ему говорят: «Кушай рыбку», начинает задумываться о том, откуда же появилась рыбка в супе и не та ли это самая рыбка, что плавает в аквариуме…

Главное, что важно, это не бежать впереди паровоза. Нет нужды заранее беспокоиться, а также специально рассказывать дошкольнику подробности, детализировать. В раннем возрасте дети не могут соотнести кусок мяса в тарелке и корову, пасущуюся на лугу. Городские дети, которые привыкли лишь к домашним животным, не могут отождествлять котлету с поросенком и провести причинно-следственные связи между ними… И именно поэтому современным детям достаточно сложно понять, почему же люди едят мясо.

Впечатлительные дети, узнав правду, иногда перестают есть мясо или рыбу. В моей практике встречался случай, когда ребенок, посмотрев мультфильм «В поисках Немо», отказался есть рыбу и морепродукты. «Рыбки наши друзья, их нельзя убивать», — мотивировал малыш. Также в редких случаях дети перестают есть мясо. Хочется обратить внимание, что не стоит заставлять ребенка есть продукты, от которых он отказывается. В современном мире, имея возможность получать полноценное и разнообразное питание, ребенок, даже не употребляя мясо или рыбу, получит достаточно белка, витаминов и аминокислот, если будет потреблять яйцо и молочные продукты. Тем более, через некоторое время дети все-таки возвращаются к употреблению продуктов, от которых ранее отказывались.

Что же делать родителям? Как только ребенок начинает задаваться вопросами типа «А почему мы едим коровок, уточек, заек, рыбок?» или «А разве можно есть …», «Мне жалко есть …», мы должны постепенно начать рассказывать ребенку о пищевой цепочке. Мне бы хотелось только предостеречь родителей от двух противоположных ошибок, которые они иногда совершают. А именно, одни родители слишком рано, не дожидаясь вопросов, начинают рассказывать ребенку о подробностях питания животных. Другие же, наоборот, стараются всячески избежать вопросов и выдумывают сказки о том, что жареная рыба растет на рыбном дереве, а котлеты на котлетном, проводя аналогии с хлебным деревом.

Что же будем делать мы? Мы будем честны с ребенком и будем постепенно рассказывать ребенку о пищевой цепочке. Сначала достаточно рассказать о короткой цепочке: трава-заяц-волк. Потом цепочку можно усложнить: капуста-гусеница-синица-ястреб. Естественно, при желании можно составить и достаточно сложную цепочку, в 10-14 звеньев. В общем-то, устройство мира, возможно, не слишком гуманно. Однако известно, что дети, которые выросли в деревне относительно просто принимают тот факт, что люди выращивают животных специально для того, чтобы потреблять в пищу мясо. Совершенно нормально с детства брать ребенка на рыбалку. Ребенок, который с детства видит, что рыбу ловят и едят из нее уху, будет уже подготовлен к пониманию проблемы мясоедения. Также можно показать ребенку птиц, которые ловят мошек в воздухе (насекомых дети обычно не жалеют) и, конечно же, обязательно почитать рассказы о природе и о животных классиков: Пришвина, Чарушина, Толстого.

А теперь давайте поговорим о том, чего мы делать не будем. Опять же, наибольший вред приносят крайности, в которые иногда впадают взрослые. Излишняя трепетность взрослых порой формирует у детей сверхчувствительность и чувство вины.

Бабушка пятилетней Светы очень утонченная дама. Когда Света нечаянно наступила на червяка и даже не заметила этого, бабушка остановила внучку и прочитала ей нотацию о том, что надо быть внимательной и не убивать живых существ. После этого девочка стала бояться кого-то нечаянно убить. Даже прихлопнув комара на руке, она заплакала, поняв, что убила насекомое. До этого Света гостила у другой бабушки в деревне и там собирала дождевых червей в баночку, а потом скармливала их курам. Теперь Свете стало казаться, что она ужасная девочка, которая погубила червяков.

В этом случае бабушка сама создала проблему «на пустом месте». Конечно, не стоит учить ребенка отрывать крылья бабочке или специально давить червяков. Но не стоит и акцентировать внимание ребенка на червяке, которого он нечаянно раздавил велосипедом.

А теперь о другой крайности. Не стоит водить ребенка в зоопарк на кормление животных. Иногда бывает, что зоопарки устраивают шоу кормления питонов живыми грызунами и т.д. Современным детям и взрослым, выросшим в условиях мегаполиса, такое зрелище может быть травматичным…

Часть 4. Если родители вегетарианцы…

А что делать, если родители по принципиальным соображениям не едят мяса, рыбы, молочных продуктов? Как объяснить детям о своих принципах и давать ли детям пищу, которую вы не едите сами?

Основной спор вегетарианцев и невегетарианцев находится в сфере обсуждения проблемы полноценности питания. Сторонники белковой диеты обращают внимание на необходимость получения ребенком мясной и молочной пищи. Вегетарианцы нередко приводят в качестве аргумента сведения о том, что дети-вегетарианцы развиваются лучше, более спокойны, нежели дети, употребляющие в пищу мясо. Однако достоверных доказательств ни одной из упомянуты точек зрения в научной литературе не представлено. Точнее, есть исследования, доказывающие, что у ряда детей, находящихся на строго вегетарианской диете выявлен рахит, анемия, задержка психического развития и другие заболевания. Однако в данном случае дети, находящиеся на вегетарианской диете, получали неполноценное, несбалансированное питание, что и стало причиной проблем. Поэтому эти исследования не доказывают именно вреда вегетарианства, а в большей степени свидетельствует о необходимости сбалансированного питания для детей. Тем более, что как известно, есть разные виды вегетарианства. В России наиболее распространен отказ от красного мяса, при этом многие вегетарианцы потребляют рыбу, яйцо, молочные продукты, а некоторые даже белое мясо. Такая диета не вредна для ребенка. Сложнее дело обстоит с более строгими вегетарианскими диетами. Если ребенок не употребляет в пищу молочные продукты, яйцо, риск недополучения питательных веществ существенно повышается. В научной среде немало специалистов, которые отмечают вред вегетарианства для детей. Однако ряд ученых придерживаются мнения, что растительная диета может быть полезной для детей. Специалисты Американской диетической ассоциации, Ассоциации диетологов Канады, Британского института питания и другие считают, что хорошо сбалансированная вегетарианская диета обеспечивает нормальный рост и развитие детей. Таким образом, можно говорить, что если родители достаточно ответственно подходят к организации питания ребенка, делают это под руководством врача-диетолога, то вреда для здоровья ребенка нет. При этом, доводы вегетарианцев о вреде мяса также не являются научно доказанными. Аргументы о том, что дети-вегетарианцы более развиты, лучше развиваются, не являются научно обоснованным фактом. Не смотря на то, что в литературе встречаются ссылки на исследования, доказывающие, что IQ взрослых и детей-вегетарианцев выше, нежели невегатрианцев, нельзя утверждать, что причина более высоко интеллекта именно не использование в пищу продуктов животного происхождения. Вегетарианство для взрослых – это осознанный шаг, к которому человек приходит в процессе жизни. И вегетарианство это не только образ питания, в определенной степени – это идеология и образ жизни. Поэтому достаточно закономерно, что вегетарианцами становятся люди как минимум со средним интеллектом и уровнем образования, либо более высоким. И следствием, конечно же, будет то, что у родителей с более высоким уровнем интеллекта, дети будут иметь точно так же более высокий уровень интеллекта. Таким образом, говорить о непосредственном положительном влиянии растительной пищи на интеллект нецелесообразно.

Теперь вернемся к началу нашей беседы. А именно, к детям. Как поступать родителю-вегетарианцу? Давать ли ребенку те продукты, которые родитель не ест сам?

Первое, что я хочу сделать, это задать родителям-вегетарианцам вопрос о том, когда, почему и как они сами пришли к вегетарианству? Это был их осознанный выбор или этот выбор они сделали под чьим-то давлением? Есть ли у них сейчас потребность есть мясо или молоко? А как было раньше? Предполагаю, что большей частью имел место сознательный выбор и потребности в мясной и молочной пище взрослый вегетарианец не испытывает. Напротив, многим вегетарианцам неприятен даже вид мясной пищи. Правильно? Иначе он бы отказался от вегетарианства. Следовательно, неплохо, если и выбор ребенка будет осознанным. И сразу же я буду предвосхищать возможные возражения. Разве мы во всем должны следовать за ребенком? А если он вообще не будет есть? Или захочет есть только конфеты? А если не хочет спать днем? Разве мы во всем даем ему возможность выбирать? Нет, конечно, далеко не всегда мы даем ребенку возможность выбирать. Большей частью за ребенка выбирают родители, руководствуясь здравым смыслом. Давайте и в вопросах питания руководствоваться именно здравым смыслом. Для человека, всеядного, не является ненормальным потребление мяса. Значит, не смотря на то, что родители ДЛЯ СЕБЯ приняли вегетарианство, им стоит уважать и собственного ребенка, ожидая от него принятия собственного решения. Вышесказанное в большей степени касается тех взрослых-вегетарианцев, которые стали таковыми уже после рождения детей. Детям, которые привыкли есть мясо, порой довольно сложно отказаться от привычных продуктов. В случае, если ребенок никогда не видел на столе родителей мясных продуктов, проблемы не возникнет вообще. Ребенок будет есть то, что едят все. Не забывайте только сбалансированном питании.

Следующий важный вопрос родителей: что делать в детском саду, в гостях, в кафе? То есть там, где ребенок видит, как другие едят что-то, что не ест он. Как объяснить ребенку, что родители не едят некоторых продуктов? Если до это мы в большей степени обращали внимание на аспект медицинский и говорили о вреде и пользе вегетарианской диеты, то сейчас будет затронут психологический аспект проблемы.

Нередко родители-вегетарианцы, понимая, что в школе или детском саду ребенку предложат на обед котлеты или гуляш, начинают вести с ребенком серьезные беседы о вреде мяса. Естественно, детям, которые дома не видели определенных продуктов, может быть интересно попробовать что-то, что едят остальные дети. В детском возрасте ребенку достаточно сложно понять, почему родители считают, что мясо есть вредно или неэтично. Получается, что большинство людей поступают плохо? Такие нормально-нравственные вопросы еще сложны для ребенка. Он не может ответить на них. Поэтому не стоит говорить ребенку, что есть мясо плохо или вредно. Давайте все-таки помнить, что это не неестественно для человека. Лучше просто сказать, что все люди очень разные. Некоторые люди не едят некоторые продукты, например, мясо. Расскажите ребенку о том, что вы сделали свой выбор. А свой выбор ребенок сделает сам. Не забудьте также рассказать ребенку, в каком возрасте вы сделали свой выбор. Не настаивайте, чтобы он категорически не ел невегетарианской пищи вне дома. В таких случаях дети обычно чувствуют, что родители лишают их чего-то важного и от этого желание становится только сильнее. Мало того, если ребенок все-таки попробовал вожделенную сосиску, он потом будет испытывать чувство вины. А если он скроет этот факт от родителей, то чувство вины еще более усилится.

Самая большая опасность детского вегетарианства с психологической точки зрения – это отказ ребенка от мясной пищи в угоду родителям, чтобы «быть хорошим». Если ребенок слышит дома, что мясо есть плохо (вредно, жестоко, неестественно), то он может отказаться от этой пищи только потому, что не хочет поступать плохо. Не стоит вводить идеологическую составляющую в питание ребенка. Поэтому не нужно хвались ребенка, если он отказался от мяса, не нужно рассказывать об этом знакомым-вегетарианцам. Возможно, его отказ был преждевременным и ребенок еще не готов разделить ваши взгляды на питание. Дайте возможность ребенку сделать выбор без вашего напора. Не менее важен отказ от информационной бомбардировки собственного ребенка. Не стоит рассказывать детям, что котлета – это поросенок, который бы бегал, если бы его не убили, что цыпленок на тарелке был живым и т.д. Таким образом легко добиться вегетарианства, основанного на страхе ребенка. Однако потребность ребенка останется неудовлетворенной. Я специально написала «потребность», но не обозначила, какая именно потребность не будет удовлетворена. А речь идет о двух потребностях. Во-первых, это потребность в белковой пище. В некоторые периоды жизни дети с огромным удовольствием едят мясные блюда. Во-вторых, это потребность в принятии самостоятельного решения. Позвольте вашему ребенку сделать выбор самостоятельно. Так, как сделали его вы.

Отдельного внимания заслуживают бабушки и дедушки, не разделяющие взглядов родителей. Они нередко стараются накормить ребенка мясной пищей, опасаясь за его здоровье. Иногда тайком, особенно если родители запрещают кормить ребенка мясом. На что стоит обратить внимание в этом случае? Если ребенок дома не ест мяса, а у бабушки ест его достаточно много, то велика вероятность, что его домашний отказ (даже добровольный) вызван желанием сделать родителям приятное. Обратите внимание на этот факт. Возможно, вам стоит быть лояльнее по отношению к ребенку.

И последнее, о чем мы поговорим – это взаимодействие с бабушками и дедушками, которые опасаются за здоровье собственного внука или внучки. Естественно, вести дискуссию с ними приходится родителям. Я не буду вдаваться в теорию диетологии, хочу только обратить внимание, что на самом деле, в рационе большинства современных детей присутствует больше мяса, нежели требуется ребенку. А именно, ребенку в возрасте 1-3 лет требуется — 75 г. мяса, 4-6 лет – 100 г., 7-10 лет – 120 г. Стоит обратить внимание беспокоящихся родных на этот статистический факт. То есть, ребенку достаточно в обед съесть небольшую котлету, чтобы потребность организма в животном белке была удовлетворена. Таким образом, можно однозначно сказать, что ребенок, который съел обед в детском саду или школе однозначно без ущерба для организма в другое время может не есть мясной пищи. Если вы не запрещаете ребенку есть мясо в детском учреждении или в гостях, то беспокойство прародителей однозначно беспочвенны.

В заключение, хочется ее раз обратить внимание на необходимость уважения к ребенку. все мы хотим, чтобы наш выбор уважали. Давайте уважать и чужой выбор, в том числе детский.

Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека

Очень сложная тема. Хотелось бы ее не касаться. Но, к сожалению, все мы однажды столкнемся с необходимостью рассказать ребенку о смерти близкого человека.

Самая первая и серьезная ошибка родителей – это стремление скрыть от ребенка правду. Тяжелое переживание взрослыми утраты часто приводит к тому, что взрослые хотят уберечь ребенка от тех негативных эмоций, которые они переживают в связи с утратой. Поэтому взрослые нередко не сообщают ребенку о смерти близкого, выдумывая какую-то историю. Например, говорят, что бабушка уехала в гости в деревню и т.п. Ребенок чувствует, что что-то произошло, понимает, что взрослые что-то не договаривают. И это на самом деле так. Взрослые обмениваются многозначительными взглядами и странными фразами. Они находятся в напряжении и это напряжение передается ребенку. Ребенка захватывает тревога.

Представьте, что вам не сообщают о смерти близкого. Думаю, вы бы не хотели, чтобы от вас скрывали эту новость. Правда?

Ребенку, как и взрослому, важно знать, что происходит вокруг. И точно так же, как и взрослому, ребенку важно пережить горе. Взрослые, пережившие утрату, знают, что пережить горе легче не одному. Ребенок же, которому не сообщили о смерти близкого, лишен этой возможности.

Мне кажется, что проще всего рассказать ребенку о смерти близкого верующим людям. Помните Пеппи Длинный чулок? Она верила, что ее мама – ангел, живет на небе и смотрит на дочь в дырочку. Пеппи иногда смотрела на небо и махала маме рукой. Верующий человек может рассказать детям о Боге, о том, что умершие люди попадают в рай. Сторонники индуизма могут рассказать ребенку о реинкарнации душ. Атеистам придется сложнее.

Брать ли ребенка на похороны? Не обязательно, но и не нужно всеми силами избегать этого. Взрослые обычно боятся травмировать ребенка, поэтому стараются оставить его дома к кем-то из близких. Маленький ребенок, который еще не очень понимает суть происходящего, не будет травмирован. Ребенку более старшего возраста может быть важно проститься с близким человеком точно так же, как и взрослым. В любом случае, принимая решение, брать ли ребенка на похороны, оцените ситуацию с разных сторон. С кем останется ребенок и где? Если есть возможность оставить ребенка дома с близким ему человеком? Или придется оставить ребенка с малознакомым человеком? В последнем случае лучше ребенка взять с собой.

(с) Юлия Гусева, психолог,

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.