Как рассчитать объем еды по весу ребенка. Формулы расчета питания детей до года

Если ребенок развивается правильно, то родителям легко его растить. Но встречаются и нарушения развития. И выражаются они либо в избыточном весе, либо в недоборе веса из-за неправильного питания ребенка.
Поэтому каждый месяц очень важен, обращайте внимание на любой пустяк.
Недостаток веса считается сигналом желудочно-кишечных заболеваний. После кормления младенец может срыгивать и тогда в желудок попадет самая малая часть молока или смеси.
Малая прибавка так же может стать источником таких страшных заболеваний как рахит, нарушения ЦНС.
Еще одним фактором, влияющим на недостаток веса, является нехватка молока у мамы. Выход из такого положения - докорм смесями . Либо способствовать увеличению молока. Для этого необходимо обильное горячее питье, например, чай с молоком, хорошо и полноценно питаться. Рекомендуется массаж грудных желез теплым душем.
Возможно, грудь у мамочки переполнена, но из-за неопытности, ребенок неправильно прикладывается к груди, поэтому остается голодным, а у мамы может развиться мастопатия. В этом случае мама нуждается в консультации специалиста.

Когда ребенок вялый, постоянно плачет, не какает несколько дней, имеет не здоровый цвет лица, все это может свидетельствовать о недоедании крохи. Первым делом немедленно посетите врача. Не ждите, что на следующий месяц вы догоните и даже перегоните показатели нормы. Сразу обращайтесь в поликлинику для осмотра и выявления причин.

Конечно, мамы радуются, когда малыш набирает большой вес. Значит все в порядке с лактацией и аппетитом малыша. Но избыток веса, может навредить малышу, вызывая различные заболевания. Поджелудочная железа еще недостаточно развита, чтобы успеть переваривать такое количество пищи. И как результат - это сахарный диабет.
Кроме этого "колобки" малоподвижны, начинают поздно ходить. А это тормозит моторику и развитие мышечной массы. Большая нагрузка на кости может развить искривление ног.

1 год жизни ребенка - самый значимый и основополагающий. Будьте внимательны и заботливы. Ведь именно вы являетесь для малыша его ангелом хранителем!

Расчет необходимого суточного количества питательных веществ в зависимости от возраста, роста и массы ребенка.

Введите вес ребенка при рождении

Например, 3000

Введите рост ребенка при рождении

Например, 50

Введите возраст ребенка в месяцах

Например, 7

Объемный метод расчета питания

Наиболее удобный и быстрый способ расчета питания. Учитывается возраст и масса тела ребенка.

Этим методом можно пользоваться, если масса тела ребенка соот­ветствует средним возрастным нормам.

Количество молока в сутки должно составлять

Фиксированный режим кормлений

Фиксированный

через определенный интервал времени с ночным перерывом или без него

Калорийный метод расчета питания

Более точный способ расчета питания, когда, определив необхо­димое суточное количество килокалорий и исходя из энергетической ценности грудного молока, рассчитывают суточный объем молока.

Особенно показан при расчете питания детям с гипотрофией и недоношенным.

Суточная потребность калорий на 1 кг массы тела

Энергетическая ценность 1 л(1000мл) грудного молока - 700 ккал. Разовый объем кормления

Разовый объем кормлений = суточный объем / число кормлений.

Примечание: суточный объем питания для детей первого года жиз­ни не должен превышать 1000 мл.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ

Овощное пюре

Раскладка на 200 г:

· разные овощи (морковь, свекла, капуста и др.) - 160 г;

· картофель - 40 г;

· молоко - 50 мл;

· масло (сливочное или растительное) - 5 г;

· 25% р-р соли - 3 мл.

Приготовление: овощи промыть щеткой, обдать кипятком, почис­тить, нарезать кубиками и вымочить в холодной воде 4-6 ч. После вымачивания выложить овощи в кастрюлю с небольшим количест­вом (слой воды 2-3 см) кипящей воды, закрыть крышкой и варить 10 мин. Затем добавить нарезанный картофель и варить еще 30 мин.

Следить за тем, чтобы на дне кастрюли всегда была вода, и овощи ту­шились паром. Варить до мягкости. Сваренные овощи протереть че­рез сито или взбить блендером, добавить раствор соли, молоко. Всю массу взбить, довести до кипения на огне, добавить сливочное или растительное масло.

В овощное пюре полезно добавить шпинат, зеленый горошек, цветную капусту.

Каша

Раскладка:

· молоко - 200 мл;

· вода 50 мл;

· крупа - 20 г (4 чайных ложки);

· сахарный сироп - 10 мл;

· 25% р-р соли;

· сливочное масло.

Приготовление", в кипящую воду тонкой струйкой всыпать просе­янную крупу (помолотую). Разваривать на медленном огне 30 мин, тщательно взбивая. Когда крупа разварится, влить сахарный сироп, раствор соли, подогретое до появления пара молоко. Довести до ки­пения, добавить сливочное масло.

Каша должна быть достаточно густой, гомогенной, без комочков. Кормить с ложки.

Примечание: детям грудного возраста рекомендуется давать кашу безглютеновую (гречневую, рисовую, кукурузную), допустимо ис­пользовать в питании детей овсяную кашу. Целесообразно кормить детей первого года жизни кашами промышленного производства

УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ

ПЕРОРАЛЬНАЯ РЕГИДРАТАЦИЯ

Цель:

· восстановить водно-солевой баланс организ­ма;

· ликвидировать эксикоз и не допустить его пов­торного развития.

Показания: эксикоз.

Противопоказания: абсолютных противопо­казаний нет.

Оснащение:

· мерная емкость (ложка, пипетка, стакан);

· бумага, ручка (для фиксации потерь жидкос­ти);

· растворы:

XVIII. бессолевые - сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма, кароти­новая смесь;

XIX. сахарно-солевые - в 1 л кипяченой воды растворить 1 ч.л. соли и 8 ч.л. сахара, «до­машний регидрон» - отварить в 1 л воды 100 г изюма или 500 г нарезанной кусочка­ми моркови, процедить, добавить 1 ч.л. соли, ’/ ч.л. питьевой соды, 4 ч.л. сахарного песка, вновь довести до кипения и осту­дить;

XX. глюкозо-солевые: «Регидрон», «Оралит», «Глюкосолан», «Цитроглюкосолан»;

минеральная вода без газов

Примечания:

· расчет жидкости на сутки для пероральной регидратации произво­дит врач;

· после разведения глюкозо-солевых растворов готовый раствор не кипятить, хранить не более 1 сут;

· критерии адекватной регидратации: восстановление диуреза, пуль­са, цвета кожных покровов, нарастание массы тела.

Этапы Обоснованиеi

Подготовка к манипуляции

Выполнение манипуляции

1. Поить грудного ребенка по 1-2 ч. л. че­рез 5-10 мин или каплями под язык, де­тей старшего возраста по 1-2 ст. л. через 5-10 мин. Чередовать бессолевые и глюкозо-солевые растворы Профилактика рвоты. Обеспечение оптимального всасывания (усвоения) жид­кости организмом
2. Медсестра проводит учет и регистра­цию: а) выпитой жидкости б) продолжающихся потерь жидкости Оценка эффективности тера­пии
3. Через 4-6 ч проверить признаки экси- коза у ребенка (состояние большого род­ничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.). Возможны три варианта состояния: Оценка эффективности прове­денного этапа пероральной регидратации
а) эксикоз нарастает - перейти на в/в введение растворов; Вводимый раствор не всасыва­ется в кишечнике.


Этапы Обоснование
б) эксикоз уменьшился, но еще сохраня­ется - повторить проведенные меропри­ятия; в) эксикоза нет - перейти на поддержива­ющую регидратацию - каждые 4-6 ч энте- рально вводить столько раствора, сколько он потерял за предыдущие 4-6 ч (см. лист фиксации потерь жидкости) + фиксиро­вать продолжающиеся потери жидкости Рассчитанное для первичной ре гидратации количество рас­твора не смогло восполнить имеющиеся у ребенка потери жидкости. Профилактика повторного раз­вития эксикоза при невоспол- нении продолжающихся потерь жидкости
4. При отсутствии рвоты постепенно уве­личивать дозу питья на один прием Адекватное увеличение объема циркулирующей крови
Завершение манипуляции
Поддерживающую регидратацию прово­дить до прекращения рвоты и жидкого стула Обеспечение эффективности проведения пероральной ре­гидратации

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Цель: освобождение нижнего отдела толстого кишечника от кало­вых масс и газов.

Показания:

· задержка стула,

· отравления,

· подготовка к операциям,

· проведение лекарственной клизмы,

· подготовка к рентгенологическим и эндоскопическим исследова­ниям органов брюшной полости, УЗИ.

Противопоказания:

· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишеч­ника;

· неясные боли в животе;

· геморрой;

· кровотечения из прямой кишки.

Оснащение:

· стерильный грушевидный баллон с резиновым наконечником от № 1 до № 9 или кружка Эсмарха в зависимости от возраста ребенка:

XXI. баллон № 1 (30 мл) - новорожденному ребенку;

XXII. баллон № 2 (60 мл), № 3 (75 мл), № 4 (100 мл) - грудному ребен­ку;

XXIII. баллон № 5 (150 мл) - ребенку 1 года;

XXIV. баллон № 6 (200 мл) - ребенку 2-3 лет и т.д.;

XXV. детям до 9 лет - до 400 мл, старше 9 лет - 500 мл и более;

· кипяченая вода (температура 28-30 °С);

· стерильный вазелин или глицерин;

· фартук, резиновые перчатки;

· шпатель, марлевые салфетки;

· клеенка, пеленка;

· емкость с дезинфицирующим раствором.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра. Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

· отказ родителей от выполнения манипуляции,

· повреждение прямой кишки.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку суть и ход пред­стоящей манипуляции, получить согласие Право пациента (родите­лей) на информацию
2. Вымыть руки, надеть клеенчатый фар­тук, перчатки Обеспечение инфекцион­ной безопасности персо­нала
3. Положить на пеленальный стол (кровать) клеенку, сверху пеленку При неудержании воды в прямой кишке она будет вытекать, не загрязняя белье
4. Заполнить грушевидный баллон кипяче­ной водой комнатной температуры - детям старшего возраста, 28-30 °С - детям ран­него возраста Холодная вода стимулиру­ет перистальтику кишеч­ника
5. Наконечник баллона смазать вазелином с помощью шпателя и марлевой салфетки Облегчен иевведен и я нако­нечника в прямую кишку

Выполнение манипуляции

1. В правую руку взять баллон с водой и выпустить из него воздух Предупреждение введения воздуха в прямую кишку
2. Осторожно без усилий ввести наконеч­ник в анус на глубину 3-5 см детям раннего возраста, на 6-8 см детям старшего возрас­та. При введении наконечник направлять сначала к пупку, затем, преодолев сопро­тивление внутреннего сфинктера анально­го отверстия, параллельно копчику Предупреждение неприят­ных ощущений у ребенка. Учет анатомических изги­бов прямой кишки
3. Медленно нажимая на баллон, ввести воду в кишечник Неосторожное введение может привести к травме прямой кишки
4. После введения жидкости левой рукой зажмите ягодицы ребенка, а правой рукой осторожно извлеките наконечник, не раз­жимая баллона Чтобы вода не вылилась наружу
5. Придержать некоторое время (8-10 мин) ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекала до усиления перистальтики кишечника Для лучшего размягчения каловых масс
6. У грудныхдетей испражнения выделяют­ся в рыхло скомканную пеленку, старших детей высадить на горшок Исключение загрязнения окружающей среды
7. Убедиться, что манипуляция прошла эффективно (отделяемое должно содержать фекалии) Оценка эффективности манипуляции

Завершение манипуляции

Примечания: обработка резинового баллона производится путем погружения в дезраствор (2% веркон, пресепт, 0,3% аламинол). За­тем промыть под проточной водой, замочить в моющем растворе («Биолот») на 15 мин, промыть в этом же растворе, затем еще раз промыть под проточной водой, промыть в дистиллированной воде; готовить к стерилизации.

Хранить в параформалиновых камерах.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ

Цель: ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание.

Показания:

· невозможность и неэффективность введения лекарства через рот;

· необходимость воздействия на слизистую оболочку прямой кишки в случаях воспаления, изъязвления и т.д.

Противопоказания:

· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечни­ка;

· неясные боли в животе;

· выпадение слизистой оболочки прямой кишки;

· геморрой;

· кровотечения из прямой кишки;

· непереносимость вводимого лекарственного вещества.

Оснащение:

· резиновые перчатки и фартук;

· клеенка, пеленка, полотенце;

· резиновый грушевидный баллончик (№ 1 или № 2);

· газоотводная трубка;

· марлевая салфетка;

вазелиновое масло;

· емкость с лекарственным препаратом;

· лоток с дезраствором для отработанного материала.

Этапы Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения манипуляции, получить согласие Обеспечение права на инфор­мацию, участие в манипуля­ции
2. За 20-30 мин до постановки лекарс­твенной клизмы сделать ребенку очис­тительную клизму Очищение слизистой оболочки прямой кишки и обеспечение возможности терапевтического действия
3. Постелить клеенку, накрыть ее пе­ленкой Обеспечение комфортных ус­ловий
4. Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки
5. Подогреть лекарственный препарат до t= 37-38 °С и набрать его в резино­вый баллончик Количество лекарственного препарата зависит от возраста ребенка: от 0 до 5 лет - 20-25 мл; от 5 до 10 лет - до 50 мл; от 10 лет - 75 мл Теплый лекарственный пре­парат быстрее всасывается в кишечнике. Исключается возможность по­явления преждевременной пе­ристальтики
6. Смазать конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива Облегчение введения газо­отводной трубки в прямую кишку. Предупреждение возникнове­ния неприятных ощущений у ребенка

Выполнение манипуляции

Этапы Обоснование
2. Пережав свободный конец газоот­водной трубки, ввести ее осторожно без усилий в анальное отверстие и про­двинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, парал­лельно копчику
Обеспечение инфекционной безопасности

Завершение манипуляции

Этапы Обоснование
2. Пережав свободный конец газоот­водной трубки, ввести ее осторожно без усилий ванальное отверстие и про­двинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, парал­лельно копчику Предупреждение возможно­го вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки. Учет ана­томических изгибов прямой кишки
3. Расположив резиновый баллончик с лекарственным препаратом наконеч­ником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки. Не разжимая баллончик, присоединить его к газоотводной трубке Удаление из баллончика возду­ха и предупреждение попада­ния воздуха в прямую кишку
4. Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести лекарственный раствор и, не разжимая резиновый баллон, отсоединить его от газоотводной труб­ки, предварительно пережав ее сво­бодный конец (баллончик поместить в лоток с дезраствором) Предотвращение всасыва­ния лекарственного раствора обратно в баллончик и пре­дупреждение его истечения из газоотводной трубки. Обеспечение инфекционной безопасности
5. Извлечь газоотводную трубку из пря­мой кишки, пропустив ее через салфет­ку (газоотводную трубку и салфетку поместить в лоток с дезраствором) Обеспечение инфекционной безопасности
6. Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 мин и уложить ребенка на живот Время, необходимое для умень­шения спазма гладкой муску­латуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата

Завершение манипуляции

Цель: выведение газов из кишечника.

Показания:

· метеоризм;

· запоры;

· парез кишечника.

Противопоказания:

· кровотечения;

· заболевания прямой кишки.

Оснащение:

· резиновые перчатки;

· клеенка, пеленка;

· емкость с дезраствором;

· судно или емкость с водой.

Техника безопасности: Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

Этапы Обоснование

Выполнение манипуляции

4. Укрыть ребенка одеялом Профилактика охлаждения
Профилактика возникно­вения пролежней стенки кишки.
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным расти­тельным маслом, одеть ребенка

Завершение манипуляции

Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится так же, как резино­вого грушевидного баллончика.

ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Цель: выведение газов из кишечника.

Показания:

· метеоризм;

· запоры;

· парез кишечника.

Противопоказания:

· кровотечения;

· заболевания прямой кишки.

Оснащение:

· стерильная газоотводная трубка (длина и диаметр зависят от возрас­та ребенка: для дошкольников длина 15-30 см, диаметр 3 мм; для школьников длина 30-50 см, диаметр 5 мм);

· резиновые перчатки;

· клеенка, пеленка;

Вазелин, шпатель, марлевая салфетка;

· емкость с дезраствором;

· судно или емкость с водой.

Техника безопасности: не оставляйте ребенка без присмотра. Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

· негативное отношение матери к проведению манипуляции.

Этапы Обоснование

Выполнение манипуляции

1. Смазать закругленный конец газоотвод­ной трубки вазелиновым маслом Облегчает введение газо­отводной трубки в кишеч­ник
2. Перегнуть трубку, зажать ее свободный конец 4-м и 5-м пальцами правой руки; взять закругленный конец, как ручку Исключение вытекания содержимого кишечника во время введения трубки
3. Раздвинуть ягодицы 1-м и 2-м пальцами левой руки, осторожно вращательными дви­жениями ввести в прямую кишку газоотвод­ную трубку сначала к пупку, затем, преодо­лев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику. Опустив ее свободный конец в емкость с водой (газоотводная трубка вводится на глу­бину: н/р - 3-4 см, грудным детям - 7-8 см, 1-3 года - 8-10 см, 3-10 лет - 10-15 см, старшим - 20-30 см и более) Обеспечение свободного продвижения трубки. Обеспечение сбора жид­ких каловых масс
4. Укрыть ребенка одеялом Профилактика охлаждения
5. Извлечь трубку из ануса по достижении эффекта через 5-10 мин, но не более 20 мин и поместить в лоток с дезраствором
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным расти­тельным маслом,одеть ребенка Гигиена кожных покро­вов, обеспечение комфор­тных условий

Завершение манипуляции

Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится также, как резино­вого грушевидного баллончика.

ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА НА ОКОЛОУШНУЮ ОБЛАСТЬ

Цель: рассасывающий и болеутоляющий эффект. Показания: воспаление среднего уха.

Противопоказания:

· аллергические и гнойничковые высыпания на коже;

· нарушение целостности кожных покровов;

· предварительная обработка кожи раствором йода (может спровоци­ровать глубокие ожоги).

Оснащение:

· компрессная бумага;

· марлевая салфетка;

· косынка или широкий бинт;

· ножницы;

· подогретый до температуры тела раствор лекарственного средства (этиловый спирт, разбавленный водой в соотношении 1:2, камфор­ное масло).

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
Мотивация пациента/мамы к сотрудничеству и соблю­дение прав пациента
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекцион­ной безопасности
3. Отрезать ножницами достаточный по величине кусок марлевой салфетки или бинта и сложить его в 6-8 слоев. Вырезать кусок вощеной бумаги по пери­метру на 1-2 см больше салфетки. В мар­левой салфетке и компрессной бумаге прорезать отверстия для ушной ракови­ны. Приготовить кусок ваты по перимет­ру на 1-2 см больше, чем бумага Подготовка необходимого оснащения для эффектив­ного проведения манипу­ляции
Выполнение манипуляции
1. Смочить подогретым лекарственным средством салфетку и отжать ее Исключается чувство дис­комфорта
Этапы Обоснование
2. Приложить салфетку к уху, ушную раковину вывести через разрез наружу. Сверху уложить вощеную бумагу и вывес­ти через разрез ушную раковину. Сверху на ухо положить слой ваты тол­щиной 2-3 см Обеспечивается рефлектор­ное воздействие через хемо- и терморецепторы кожи
3. Зафиксировать компресс косынкой плотно, но не туго или широким бинтом в соответствии с требованиями десмургии Не нарушается повседнев­ная жизнедеятельность
Завершение манипуляции
1. Объяснить маме, что компресс пос­тавлен на 4-6 ч. Необходимо следить за сохранением герметичности компресса Обеспечение участия мамы в манипуляции. Нарушение герметичности может привести к местному охлаждению и обратному эффекту
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекцион­ной безопасности
3. После снятия компресса надеть ребен­ку шапочку Профилактика охлаждения

Примечание:

· ушная раковина и слуховой проход должны оставаться открытыми. В слуховой проход можно поместить турунду, смоченную лекарс­твенными препаратами «Отинум», «Отипакс», «Софрадекс», 1% спиртовым раствором борной кислоты или смазанную мазью «Ги- оксизон», это уменьшает боль;

· слои компресса необходимо накладывать достаточно быстро, чтобы избежать охлаждения салфетки, смоченной подогретым раствором.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНГАЛЯЦИЙ ДЕТЯМ

Цель:

· восстановление проходимости дыхательных путей;

· введение лекарственных средств в организм;

· отвлекающая терапия.

Показания: микробно-воспалительные и аллергические заболева­ния органовдыхания.

Противопоказания:

· индивидуальная непереносимость лекарств;

· повышенная температура тела (при паровой ингаляции).

Оснащение:

· стационарный или портативный ингаляторы;

· емкость для кипячения воды;

· лекарственные препараты;

· 2% р-р питьевой соды.

Техника безопасности: при проведении паровой ингаляции не ос­тавлять ребенка без присмотра.

Примечание: применяются ингаляции паровые, тепловлажные,

А. Паровые

Подготовка к манипуляции

Выполнение манипуляции

Этапы Обоснование
3. Медсестра или мать просит ребен­ка глубоко дышать. Крик ребенка грудного возраста способствует более глубокому вдыханию теплого пара. Продолжать манипуляцию 5-10 мин Обеспечивается вдыхание тепло го пара в верхние дыхательные пути
Завершение манипуляции
Ребенка вытереть насухо, переодеть в сухую одежду, уложить в постель с возвышенным головным концом Продолжается положительное действие манипуляции. Улучшается вентиляционная функция легких
Б. Аэрозоли (ингалятор)
Подготовка к манипуляции
1. Прочитать название препарата Исключается ошибка
2. Объяснить цель и ход манипуляции маме и ребенку, получить согласие Право пациента и родителей на информацию
3. Усадить ребенка, а лучше провес­ти ингаляцию стоя Эффективнее дыхательная фун­кция
4. Снять с ингалятора колпачок, перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном строго перпендикуляр­но, встряхнуть его Обеспечивается успешное прове­дение манипуляции
Выполнение манипуляции
1. Попросить ребенка старшего воз­раста сделать глубокий выдох Обеспечивается более успешное выполнение манипуляции
2. Вставив мундштук ингалятора ребенку в рот, попросить плотнее обхватить его губами. Голову слегка запрокинуть назад Предупреждаются потери препа­рата во внешнюю среду. Иначе до 90% препарата остается в глотке
3. Просим ребенка сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно баллончика, задержать дыхание на 5-10 сек, сделать спокойный выдох Обеспечивается вдыхание препа­рата в дыхательные пути
4. Через 5-Шеек просим ребенка повторить пункты 1, 2, 3 Достигается достаточная тера­певтическая доза
Завершение манипуляции
Закрыть ингалятор колпачком Условия хранения препарата

Примечание: удобнее использовать ингаляторы промышленно­го производства для проведения паровых ингаляций в домашних условиях.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОЖНОЙ И РУЧНОЙ ВАННЫ ДЕТЯМ

Цель: отвлекающее действие, способствующее рефлекторному уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей. Показания: заболевания органов дыхания.

Противопоказания:

· повышенная температура тела ребенка;

· заболевания кожи;

· индивидуальная непереносимость горчицы.

Оснащение:

· водный термометр;

· таз (ведро, бачок);

· кастрюля с горячей водой;

· сухая горчица или питьевая сода;

· полотенце, пеленки, одежда.

Примечание:

· температура воды повышается постепенно от 37 до 40 °С;

· горячая вода подливается медленной струей, чтобы температура воды повышалась примерно на 1 °С за 2 мин;

· для усиления раздражающего действия в воду добавляют сухую гор­чицу (2 ст.л. на 10 л воды), предварительно выяснив переносимость ребенком горчицы;

· при кашле более эффективны ручные ванны, при насморке - ножные;

· продолжительность манипуляции 10-15 мин.

Выполнение манипуляции

Завершение манипуляции

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ГОРЧИЧНИКОВ ДЕТЯМ

Цель: рефлекторная терапия.

Показания: заболевания органов дыхания. Противопоказания:

· повышенная температура тела у ребенка;

· заболевания кожи;

· злокачественные новообразования;

· индивидуальная непереносимость горчицы ребенком.

Оснащение:

· горчичные пакеты;

· лоток с водой 40-45 °С;

полотенце, пеленки, одеяло;

· водный термометр, часы;

· лоток для отработанного материала.

Примечание: не ставить горчичники на область сердца и позво­ночник.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции, получить согласие Обеспечение права на информа­цию, участие в манипуляции
2. Вымыть и осушить руки
3. Проверить пригодность горчич­ников (срок годности)
4. Раздеть ребенка по пояс, осмот­реть кожные покровы Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
5. Уложить ребенка на кровать на животик Обязательное условие выполне­ния манипуляции
Выполнение манипуляции
1. В приготовленный лоток с водой поочередно погружают горчичные пакеты на 5-10 сек и накладывают на спину ребенку Обеспечение эффективности ма­нипуляции
3. Укрыть ребенка полотенцем, затем одеялом Сохранение тепла
4. Через каждые 2-3 мин осматри­вать кожу Предупреждение ожогов кожи
5. При появлении стойкой гипере­мии кожи (через 5-15 мин) снять горчичные пакеты, сбросить их в лоток для отработанного материала Достижение рефлекторного воз­действия
Завершение манипуляции
1. Протереть кожу пеленкой, смо­ченной в теплой воде, затем кожу протереть насухо, укрыть ребенка теплым одеялом Обеспечение сохранения тепла
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной без­опасности

ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ СТОМАТИТАХ И МОЛОЧНИЦЕ

· удаление налетов;

· противовоспалительное действие;

· обезболивание;

· эпителизация язв.

Показания: микробно-воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарствен­ного препарата.

Методы:

· орошение полости рта;

· обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками;

· полоскание (с 3 лет).

Оснащение:

· резиновый грушевидный баллончик;

· шпатели;

· марлевые салфетки (бинт);

· стакан;

· настои трав, растворы: 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 1% метиленового синего, 0,05% хлоргексидина;

· винилин, витаминная смесь, облепиховое масло и др.;

· гексорал, взвесь нистатина (1 таблетка + 5 мл женского молока), гель «МетрогилДента».

Техника безопасности: хорошо зафиксировать тампон.

Этапы Обоснование
Выполнение манипуляции
А. Орошение при стоматитах Необходимые условия для прове­дения манипуляции
1. Набрать в стерильный резиновый баллончик один из растворов
2. Шпателем открыть рот ребенка
3. Поднести баллончик ко рту ребенка и направить струю жидкости к твердому небу. Мать при этом наклоняет голову ребенка на один, а затем на другой бок
4. Раствор из ротовой полости должен стекать в подставленный лоток
Б. Обработка марлевыми салфетками (бинтом) при молочнице Оптимальные условия для удале­ния налетов
1. Один конец шпателя или палец обмо­тать марлевой салфеткой или бинтом. Концы бинта зафиксировать в ладони
2. Смочить салфетку раствором мето­дом полива
3. Шпателем открыть рот ребенку
4. Смачивая слизистую оболочку рас­твором, снять с нее налеты (менять сал­фетки 2-3 раза)
Завершение манипуляции
1. Использованный материал собрать в лоток
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

Примечание:

· при кандидозном стоматите применяют противогрибковые средс­тва: нистатин, леворин, пимафуцин;

· при герпетическом стоматитеместно применяют противовирус­ные мази: бонафтон, риодоксол, теброфен, флореналь, оксолино- вую мазь, мундизал-гель, гель «МетрогилДента», гексорал, лейко­цитарный интерферон или интерфероновую мазь;

Для ускорения эпителизации слизистой оболочки используют репа- ранты:ретинола ацетат, винилин, цитраль, масло шиповника и обле­пихи, каратолин, сок каланхоэ, солкосерил-гель дентальный.

ТЕХНИКА ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА, НОС, УХО РЕБЕНКА

Цель: введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход. Показания: заболевания уха, горла, носа, глаз.

Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет, кроме индивидуальной непереносимости какого-либо препарата, который может быть заменен.

Оснащение:

· стерильные пипетки;

· стерильные ватные шарики, ватные и марлевые турунды;

· лекарственные препараты;

· лоток для использованного материала;

· резиновые перчатки.

Техника безопасности:

· не оставлять ребенка без присмотра;

· детям раннего возраста закапывать капли с помощником, который фиксирует голову ребенка, его руки и ноги.

Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

Существует несколько методов ориентировочного расчета необходимого новорожденному количества молока.

Так, по видоизмененной формуле Филькинштейна, количество молока, необходимое ребенку в течение суток, определяется следующим образом:

n*70 или 80,

где: n — день жизни ребенка.

Для определения количества молока, необходимого ребенку в течение суток, число дней его жизни умножается на 70 (при массе тела менее 3200 г) или на 80 (при массе тела более 3200 г). Например, ребенку в возрасте 5 дней необходимо в сутки 70*5 = 350 мл молока, и если он кормится 7 раз, то в одно кормление ему нужно 350:7 = 50 мл.

По формуле Г. И. Зайцевой, суточное количество молока, равное 2% массы тела ребенка при рождении, умножается на n, где n — день жизни ребенка.

Можно пользоваться и другим подсчетом: при семикратном кормлении новорожденный должен получать в каждое кормление количество молока, равное 10, умноженное на день его жизни (например, 5-дневный ребенок в одно кормление должен получать 10*5 = 50 мл молока).

Если ребенок не высасывает нужное количество молока вследствие какого-либо соматического неблагополучия, то целесообразно каждый раз докармливать его с ложечки сцеженным молозивным молоком до нужного объема. Если же ребенок вяло сосет при общем удовлетворительном состоянии («ленивый» сосун), то докармливать его следует периодически, 2—3 раза в день, чтобы некоторое недоедание стимулировало активность ребенка при следующем прикладывании к груди.

В случаях, когда недоедание ребенка объясняется недостаточной лактацией у матери, рекомендуется какое-то время кормить из обеих грудей.

При этом необходимо соблюдать некоторые правила: вторую грудь давать только после того, как ребенок все высосал из первой, чередовать порядок прикладывания. Более частое прикладывание и полное опорожнение груди стимулируют лактацию.

Если же у матери выявлена стойкая гипогалактия и количество молока, высасываемого ребенком, не покрывает его потребностей (что сказывается на самочувствии ребенка, весовой кривой и объективно подтверждается повторным контрольным кормлением, то необходимо назначать докорм донорским молоком.

Докорм лучше всего проводить только что сцеженным некипяченым молозивным молоком с ложечки. Но это возможно лишь при условии строгого асептического сбора его. Если уверенности в этом нет, то молоко подвергается пастеризации (но не кипячению) в течение 30—40 минут при температуре 65—75 °С.

В тех редких случаях, когда отсутствует донорское молоко, докорм новорожденных производится адаптированными смесями «Малютка» или «Виталакт». Помимо адекватного вскармливания, новорожденные должны получать с первых дней жизни питье в виде 5% раствора глюкозы или слегка подслащенного чая. Питье ребенку назначается дробно, по 10 мл 8—10 раз, всего до 50—100 мл в сутки.

Своевременное назначение раствора глюкозы или чая с сахаром, особенно при недостаточной лактации у матери и высокой температуре воздуха, уменьшает физиологическую потерю массы тела, предупреждает развитие гипогликемии и физиологической гипертермии. После выписки из роддома ребенка в первое время нужно кормить в соответствии с режимом, установленным в роддоме. В дальнейшем число кормлений ребенка уменьшают.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

Неправильная форма сосков: малые, плоские, втянутые, расщепленные и др. Неправильная форма и малая величина сосков нередко являются признаком инфантильности матери и часто сочетаются с истинной гипогалактией или даже агалактией. Если у беременной плоские соски, то следует рекомендовать ей за 2—3 недели до родов самой аккуратно их вытягивать, ежедневно 2 раза по 2—3 минуты (после обмывания…

Проблема рационального искусственного вскармливания в настоящее время является очень актуальной, так как в большинстве высокоразвитых стран отмечается тенденция к увеличению частоты искусственного вскармливания детей. В связи с этим возникает необходимость обеспечить детей полноценными молочными смесями, приближающимися по составу к женскому молоку. Было предложено большое количество смесей — заменителей женского молока, но не все они выдержали…

В настоящее время наиболее распространенным является семиразовое кормление недоношенных детей (через 3 часа с ночным перерывом 6 часов), глубоконедоношенных кормят 8 раз без ночного перерыва. Переход с 8-разового кормления на 7-разовое проводится обычно к 2-недельному возрасту. Увеличивать количество пищи для глубоко недоношенных детей следует осторожно и постепенно. При ухудшении состояния их объем молока во время…

Физиологическое нагрубание молочных желез Иногда у матери наблюдается повышенная упругость груди из-за притока молока, лимфы, крови. В этих случаях ребенок может испытывать затруднения при сосании. Напряжение груди можно ослабить, сцеживая некоторое количество молока перед кормлением ребенка. Патологическое нагрубание молочных желез У некоторых женщин возникает чрезмерное патологическое нагрубание грудных желез, которое сопровождается болями, затруднениями при кормлении…

Б-смеси применяются короткое время (как переходные смеси) — в первые 2 недели жизни ребенка с последующим переходом на В-смеси с обязательным добавлением к ним 10% сливок (1/8—1/10 объема). В этом случае В-смеси становятся сбалансированными по белкам, жирам и углеводам, хотя дефицит ПНЖК, железа и витаминов у них остается. С 3 месяцев жизни дети постепенно переводятся…

Одним из важных элементов, способствующих росту и развитию является правильное питание ребенка, в котором сбалансировано количество и качество пищи соответственно потребностям малыша.

Специалистами в области педиатрии и питания разработаны нормы питания детей первого года жизни, нарушение которых может существенно отразиться на здоровье малыша и его, физических и умственных способностях.

Так, недостаточное по количеству потребление пищи ребенком первого года жизни может способствовать развитию дистрофии, рахитизму, опущению почек, которые поддерживаются за счет жировой ткани. Питание детей, которое не соответствует возрастной категории по качеству и составу может привести к запоздалому развитию ребенка, отсутствию зубов или плохому их качеству, диатезам, аллергическим реакциям, нарушениям нервной системы, умственной отсталости, анемии.

Здоровое питание детей особенно важно в первый год жизни , когда закладываются основные функции организма и недобор в весе, или отсутствие каких либо витаминов или жизненно важных микроэлементов, могут повлиять на здоровье ребенка в целом.

Питание детей первого полугода жизни

Расчет питания детей первого года жизни можно осуществить по потребностям в количестве пищи зная ее калорийность и вес малыша. Кроме того, дети первого полугодия на грудном вскармливании могут питаться исключительно материнским молоком , которое удовлетворяет все их потребности в полезных веществах и способствует нормальному развитию всех органов, а так же поставляет в организм иммунные клетки защищающие кроху от воздействий инфекции.

Грудное вскармливание осуществляется по требованию ребенка, который сам определяет как часто и в каком количестве ему необходима пища. Как правило, к концу первого месяца жизни ритм выработки грудного молока, а так же его состав синхронизируются с потребностями малыша и проблем не возникает. На то, что ребенку не хватает грудного молока, указывают следующие факторы:

  • Количество мокрых пеленок за сутки меньше чем количество кормлений.
  • Малыш подолгу висит на груди и засыпает скорее от усталости, чем от насыщения.
  • Часто просыпается с голодным криком и замолкает только после того как ему дали грудь.
  • Набор веса не соответствует нормам ежемесячного прироста.

Если есть хотя бы один фактор из перечисленных, необходимо обратиться к педиатру, который поможет сделать контрольное взвешивание до и после кормления, а так же направит грудное молоко на исследования в плане его жирности и плотности. В том случае если окажется что действительно, молока не хватает, возможны варианты с докармливанием смесями после основного кормления или же полной заменой одного или двух кормлений питанием для детей.

Питание детей до года, которые изначально находятся на смесях должно находиться на контроле у родителей и соответствовать возрастным требованиям, очень важно соблюдать режим кормлений, давать малышу необходимое для его возраста количество и учитывать состав смесей.

Расчет количества пищи для ребенка на искусственном вскармливании

Для того чтобы не перекормить малыша или не оставить его голодным необходимо соблюдать нормы питания включающие в себя количество кормлений и объем потребляемой пищи которые индивидуальны для каждого ребенка и изменяются с каждым месяцем по мере роста.

Существует несколько формул позволяющих высчитать объем и калорийность , они удобны в использовании и могут быть взяты за основу педиатром, который корректирует схему кормлений в зависимости от индивидуальных потребностей малыша.

Суточная потребность в молоке или смеси ребенка первых 10 дней жизни

Как известно в первые 2 – 3 дня ребенок нуждается в очень малом количестве питательного и легко усвояемого молозива, которое выделяется вместо молока. Примерно на 3 – 4 день появляется молоко, либо же новорожденного кормят адаптированной смесью, количество которой за сутки можно узнать по формуле:

2% массы тела, при рождении умноженные на количество дней от рождения.

Полученная цифра равняется суточному объему питания, далее ее необходимо разделить на количество приемов пищи. Например, вес при рождении равен 3,200кг, то на четвертый от рождения день он должен потреблять суточную норму пищи равную формуле:

(3,200/100*2)*4 = 64(2% от массы тела при рождении)*4(количество дней от рождения) = 256мл в сутки.

При этом суточная норма питания ребенка в первые 10 дней не должна превышать 1000мл за сутки.

Существует более простой способ узнать количество пищи на один прием, для этого необходимо умножить количество дней от рождения на 10. Например, на 5 дне жизни от рождения, разовая норма молока или смеси равна 50мл, соответственно каждый последующий день норма увеличивается на 10мл на каждый прием пищи.

Метод исчисления объема пищи по ее калорийности

В первом полугодии энергетические потребности детей в пище за сутки соответствуют 115ккл на каждый килограмм массы тела, после 6 месяцев эта цифра уменьшается до 110ккл на каждый килограмм. Но такой метод задействуется только тогда, когда известна калорийность пищи, например при использовании детского питания.

Приведем пример, масса тела малыша равняется 5кг, тогда суточная норма калорий равна 5*115=575ккл. Зная калорийность смеси на литр 680ккл/л можно узнать количество необходимое ребенку в сутки – (575*1000)/680=845, 5 мл в сутки.

При этом необходимо учитывать, что рацион питания ребенка в 10 месяцев включает в себя не только смеси, а и 3 полноценных приема пищи состоящих из овощей, мяса и молочных продуктов. Поэтому чтобы рассчитать рацион питания 10 месячного ребенка необходимо знать калорийность всех продуктов из расчета на 100г. и учитывать, что разовый прием пищи не должен превышать 120 – 140г на один прием.

Расчет суточной дозы молока по Рейхе

Довольно простой способ узнать количество пищи для того чтобы питание детей первого года жизни было сбалансированным и достаточным, это разделить вес малыша в граммах на его рост и полученное число умножить на 7.

Например, при росте 57см, 4,9кг. имеем расчет: (4900гр/57см)*7=601мл, что соответствует норме.

Калькулятор питания ребенка до года по месяцам

Ссылка для форума
Правильное питание ребенка до года − может ли оно повлиять на здоровье ребенка в целом?
Ссылка для сайта или блога
Правильное питание ребенка до года − может ли оно повлиять на здоровье ребенка в целом?

Введение первого прикорма

Состав материнского молока полностью удовлетворяет потребности растущего организма ребенка до 6 месяцев, тогда как адаптированные смеси, как бы ни обогащались различными микроэлементами, усваиваются не полностью, и ребенок уже в 4 – 5 месяцев нуждается в дополнительном источнике полезных веществ . Подробнее узнать о здоровом питании детям можно изучив с учетом того, что для детей на искусственном вскармливании прикорм необходимо вводить на месяц раньше.

Рассмотрим дополнительное , начиная с полугода как при грудном вскармливании.

Несмотря на рекомендации педиатров в прошлые годы, на сегодняшний день для первого прикорма не стоит использовать яблочное пюре или сок, поскольку его кислотность может нарушить баланс бактерий желудка малыша и привести к диатезу. Лучшим вариантом первого знакомства малыша с взрослой пищей станет введение из картофеля или более легкого кабачка в сезон. Вводить его стоит в первой половине дня, после основного приема молока или смеси, начиная с чайной ложки и постепенно заменяя второе кормление 80 – 90г. овощного пюре. Постепенно можно делать многокомпонентные пюре, фруктовые пюре и соки, разведенные водой.

Вводя новые продукты необходимо помнить, что питание детей до года не подразумевает использования искусственных красителей, транс жиров и консервантов, поэтому лучшая пища, это здоровое питание для детей в источнике происхождения, которого, мама уверена.

Начиная с момента, как малышу пойдет седьмой месяц можно вводить кисломолочные продукты, приготовленные с помощью специальных заквасок и молочных бактерий. Такая пища поможет ребенку быстрее адаптироваться к твердой пище и создаст необходимую микрофлору в кишечнике. В питание семимесячного ребенка должны входить два полноценных приема пищи состоящих из овощного супа или пюре, безмолочной каши или кефира. Количество продуктов из коровьего молока следует ограничивать, так как оно является сильным аллергеном в чистом виде. К концу седьмого месяца количество и состав прикорма ребенка на ГВ и малыша искусственника уравниваются.

Питание восьмимесячного ребенка становиться более разнообразным, так как постепенно в рацион питания вводят мясное пюре из курицы или кроля, четверть желтка и немного сливочного или растительного масла. Здоровое питание для детей должно быть разнообразным и содержать все необходимые вещества для роста и развития.

Диетическое питание для детей до года не должно содержать жареной или копченой пищи, так же под запрет попадают консервы, супы на мясных бульонах и разнообразные сладости. В период, когда у ребенка уже есть несколько зубов, а это случается, как правило, к 9 месяцам, не стоит давать малышу твердую пищу, от которой может отвалиться кусочек. Так морковь, яблоки и печенье, о которые дети снимали зуд десен, становятся патологически опасными.

Питание 10 месячного ребенка

К этому возрасту, дети могут полностью переходить на альтернативное меню, оставив за собой право, полакомиться маминым молоком перед сном и с первыми лучами солнца. Количество кормлений в сутки равняется 5 с учетом грудного вскармливания или смеси.
Режим питания ребенка в 10 месяцев, приблизительно такой:

  1. 6 – 00 грудное молоко или 200мл смеси.
  2. 10 – 00 молочная каша или творог с фруктовым пюре.
  3. 14 – 00 овощной суп или пюре с мясными тефтелями.
  4. 18 – 00 адаптированный кефир, детское печенье с молоком.
  5. 22 – 00 молочная смесь или грудное молоко.

Как кормить ребенка 10 месяцев? Конечно же, в этом возрасте необходимо постепенно приучать малыша питаться самостоятельно из ложки, для этого можно усадить ребенка в специальный стульчик и предоставить ему детскую посуду. При этом можно одновременно кормить малыша самостоятельно другой ложкой. Питание ребенка в 10 месяцев не должно состоять из совершенно гомогенизированных продуктов. Так можно делать супы не совсем однородными, включать в рацион более густые пудинги или фрикадели с рисом. К 10 месяцам рвотный рефлекс ребенка угасает и более твердая пища, с которой малыш уже в состоянии справиться должна присутствовать на столе. От блендера при приготовлении питания ребенка 10 месяцев лучше отказаться, разминая все вилкой. Питание 11 месячного ребенка практически не отличается от рациона 10 месячного ребенка.

Питание ребенка после года

Питание годовалого ребенка заметно отличается от рациона грудничка, так например, объем потребляемой за сутки пищи может равняться 1250мл. при этом приемы пищи сокращаются до 4. Рекомендуется, и увеличить промежуток между последним приемом и завтраком. Так, питание детей после года начинается с завтрака около 8 часов утра, ужин не должен быть позднее 21 – 00 часов.

Рацион питания ребенка в год состоит из 25% от суточной нормы на завтрак, 35% на обед, 15% полдник и 25% пищи на ужин.

Рецепты питания ребенка после года должны включать в себя молочные продукты, мясо птицы, говядину, овощи, фрукты, крупы, рыбу, яйца, растительные жиры. Как можно меньше нужно давать ребенку сладостей, мучных продуктов, животных жиров. Категорически питание ребенка от года не включает в себя газированных напитков, чипсов, сосисок и других блюд быстрого приготовления. Такая пища содержит много красителей и ароматизаторов, что способно за один прием сильно повлиять на поджелудочную или печень, вызвать гастрит, язву или стать причиной сильного отравления.

Питание ребенка в 1,5 года обычно не включает в себя грудного молока или смеси, которые конечно же можно потреблять ребенку в этом возрасте, если того хочет мама, но особой ценности они в себе не несут. Пища должна быть более твердой и не однородной. Понемногу в меню как при питании ребенка 2 лет можно вводить обжаренные продукты, например сырники, блины с творогом, котлеты. При этом следует не допускать сильно зажаренной корки влияющей на поджелудочную малыша. В этом возрасте дети очень капризны и избирательны в пище, поэтому при ее приготовлении важную роль играет оформление блюда, а так же посуда и сервировка. С этого возраста также можно начинать учить ребенка правильным манерам за столом.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Объемы питания должны соответствовать физиологической вмести­мости желудка новорожденного и младенца.

Объем желудка:

При рождении - 7 мл.

На четвертые сутки - до 40 мл.

На десятые сутки - до 80 мл.

С каждым последующим месяцем - увеличение на 25 мл.

Формула Н.Ф. Филатова для определения объема (V) разового пита­ния детей первого года жизни:

V=30 мл +30 n,

где n - число месяцев.

Первые 10 дней жизни.

1. Формула Г.И. Зайцевой:

суточный объем молока = 2% массы при рождении х возраст в днях.

Пример: возраст ребенка - 5 дней

масса при рождении – З5ООг

суточный объем молока = 70 х 5 = 350 (мл).

Объем молока на одно кормление при режиме 1а (свободное вскарм­ливание или количество кормлений не менее 10) - 35 мл (30-40 мл); при режиме 1 (7 раз в сутки) - 50 мл.

2. Формула Финкельштейна

Если масса ребенка при рождении менее 3200 г, то суточный объем молока = возраст в днях х70.

Если масса ребенка при рождении более 3200 г, то суточный объем молока = возраст в днях х 80.

Пример: возраст ребенка - 6 дней.

масса при рождении: 3 100 г 3500г

суточный объем молока: 6 х 70 = 420 (мл) 6 х 80 = 480 (мл)

Объем молока на одно кормление:

при режиме 1а 40 мл 50 мл

при режиме 1 60 мл 70 мл

После 10-го дня жизни.
1. Объемный метод.
Суточный объем питания составляет:
в возрасте от 10 дней до 2 мес. 1/5 от массы тела ребенка

от 2 мес. - 4 мес. 1/6 -"-

от 4 мес. - 6 мес. 1/7 -"-

от 6 мес. - 8 мес. 1/8 -"-

старше 8-9 мес. 1/9-1/10
и до конца года 1000-1200 мл

2.Калорийный метод.

Суточный объем пищи рассчитывается, исходя из потребности ребенка в энергии и содержания калорий в продуктах питания. Метод удобен для расчета объема питания в первые 6 мес. жизни. Пример: возраст ребенка 2 месяца, масса тела 4,6 кг; потребность в энергии (ккал)-115 ккал на 1 кг массы тела. В сутки ребенок должен получить: 4,6x115 =530 (ккал).

Зная, что 1 литр женского молока в среднем содержит 700 ккал, легко можно рассчитать, сколько ребенок должен получить молока в сутки. Составляем пропорцию:

1000 мл молока -700 ккал Суточный объем молока 760 мл.

Х мл солока - 530 ккал Объем молока на 1 кормление при

Х = 530 х100 =760 мл. 6-разовом питании (режим 2) – 130 мл;

700 при 7 – разовом (режим 1) – 110 мл.

Режимы детей первого года жизни

Прибавка массы и длины тела доношенных детей на первом году жизни (по данным Института педиатрии АМН СССР, 1966 г.)

Возраст в мес. Прибавка веса за месяц в году Прибавка веса за истекший период Прибавка роста за месяц в см Прибавка роста за истекший период
2,5 8,5
2,5
1,5 20,5
1,5
1,5 23,5
1,5

Средние месячные пробавки массы и длины тела на первом году жизни у недоношенных детей

Возраст в месяцах Масса при рождении, г
800-1000 800-1000 1001-1500 1001-1500 1501-2000 1501-2000 2001-2500 2001-2500
масса длина масса длина масса длина масса длина
3,9 3,7 3,8 3,7
3,5 4,0 700-800 3,9 3,6
600-700 2,5 600-700 4,2 700-800 3,6 700-800 3,6
3,5 600-800 3,7 800-900 3,8 700-800 3,3
3,7 3,6 3,3 2,3
3,7 2,8 2,3 2,0
2,5 3,0 2,3 1,6
2,5 1,6 1,8 1,5
4,5 2,1 1,0 1,2
2,5 1,7 0,8 1,5
2,2 0,6 0,9 1,0
1,7 1,2 1,5 1,2

ГЛАВА 2. ГИПОГАЛАКТИЯ

Гипогалактия - сниженная секреторная функция молочных желез в лактационном периоде.

Классификация

1. Этиологический фактор:

Первичная

Вторичная

2. Срок проявления:

Поздняя

3. Степень дефицита молока по отношению к потребности ребёнка:

I степень - 25%.

II степень - 50%.

III степень - 75%.

IV степень - более 75%.

Учитывая гормональные механизмы становления лактации, диагноз гипогалактии в первые 7 суток послеродового периода ставить прежде­временно. По истечении указанного срока врача - педиатра должны насто­рожить признаки, которые могут указывать на недостаточное поступ­ление молока ребенку:

♦ Беспокойство ребенка при отнятии от груди.

♦ Уплощенная весовая кривая. В течение первых трех месяцев ребе­нок ежедневно должен прибавлять в массе в среднем по 20-30 г.

♦ Уменьшение числа мочеиспусканий (ребенок первых месяцев жиз­ни должен мочиться не менее 10-8 раз в сутки).

♦ Уменьшение частоты дефекаций, отсутствие стула в течение 1-2-х суток, изменение характера стула - скудный, сухой - "голодный стул".

Истинную гипогалактию необходимо отличать от лактационных кризов - снижения отделения молока, обусловленного особенностями гормональной регуляции в организме лактирующих женщин, и независи­мого от состояния здоровья женщины и ее психологических установок. Лактационные кризы могут повторяться с периодичностью каждые 30-40 дней. Наиболее часто кризы возникают на 20-30-й день и на 3-м, 4-м месяцах лактации.

Увеличение частоты прикладываний ребенка к груди, коррекция питания достаточны для восстановления объема лактации. Допускается в эти периоды назначение кормящей женщине метаболических комплексов.

Причины гипогалактии

Причины гипогалактии являются отражением всей сложности регуляции лактации. Факторы, влияющие на количество секретируемого молока, условно можно разделить на психологические, физиологические и социальные. Они часто тесно переплетены, что затрудняет определение степени каждого из них.

1. Психологические факторы. Нейрогенный стресс является однойиз самых распространенных причин развития гипогалактии. Психическиепереживания матери, неизбежно отражающиеся на состоянии ее лактации,могут быть обусловлены множеством причин:

♦ невнимательное отношение к роженице в раннем послеродовом периоде, отсутствие навыков и опыта в налаживании процесса кормления, прикладывания новорожденного к груди со стороны медицинского персонала как родильного отделения, так и персонала отделения новорожденных;

♦ болезни ребенка и матери;

♦ социальная неустроенность семьи;

♦ психологическое давление со стороны средств массовой информации, обусловленное рекламированием искусственных заменителей молока.

2. Физиологические факторы. Определяют способность выработкимолока и его выделения. Они могут исходить как со стороны матери, так исо стороны ребенка.

В основе первичной гипогалактии лежат нейро-эндокринные расстройства, в результате которых нарушаются рост и развитие молочных желез, продукция гормонов лактогенного комплекса и моторная функция молочной железы. Первичная гипогалактия встречается не более, чем у 3-5% женщин.

Развитию вторичной гипогалактии способствуют:

а) экстрагенитальная патология:

Заболевания сердечно-сосудистой системы: гипертоническая болезнь, пороки сердца врожденного и приобретенного харак­тера;

Заболевания эндокринной системы;

б) заболевания половой сферы:

Аднекситы и другие воспалительные процессы,

Опухолевые и предопухолевые состояния матки и яичников,

Бесплодие вторичного происхождения;

в) отягощенный акушерский анамнез:

Самопроизвольные и большое количество медицинских прерываний беременности;

г) неблагополучное течение беременности:

Тяжелые формы гестоза, длительная угроза невынашивания,

д) осложненное течение родового периода:

Патологическая кровопотеря в родах (более 500 мл) вызывает не только уменьшение секреции, но и ухудшение качества молозива;

Патологические роды, которые могут явиться непосредственной причиной рождения травмированного ребенка. Отсюда возникает проблема "вялых сосунов", играющая роль в отсутствии запусков лактационных механизмов у матери;

Использование ряда лекарственных веществ, тормозящих секрецию молока (метилэргометрин, гестагены, сочетание эстрогенов и прогестерона);

е) осложнения в послеродовом периоде:

Заболевания матери и ребенка, что может явиться причиной позднего прикладывания ребенка к груди и позднего отделения молозивного молока Длительная "разлука" родильницы и новорожденного обусловливают неуклонное угасание лактации уже в течение первого месяца послеродового периода;

Некоторые врожденные пороки развития челюстно-лицевой области ребенка, а также заболевания, являющиеся абсолютным противопоказанием для грудного вскармливания.

3. Социальные факторы:

Вредные привычки до и во время беременности: курение, употребление алкоголя; у женщин-курильщиц лактация прекращается в течение первых 3-5 недель после родов;

Неполноценное питание кормящей женщины: ограничение в рационе продуктов-носителей полноценного белка, животных и растительных жиров, витаминов и микроэлементов;

Несоблюдение женщиной режима;

Учеба и работа матери;

Отсутствие психологического комфорта в семье.

Перечисленные факторы риска вторичной гипогалактии, являясь косвенными причинами ее развития, приводят к основным:

К уменьшению количества прикладываний ребенка к груди;

К уменьшению продолжительности кормления;

К исключению ночных кормлений;

К поспешному назначению докорма, сопровождающегося сниже­нием интенсивности сосания груди;

К формированию "соскового сосания" вследствие введения "бутылочного докорма".

Схемы лечения гипогалактии

Схема № 1.

Никотиновая кислота. Назначается по 0,05 г за 15-30 минут до кормления ребенка (не менее, чем через 40 минут после приема пищи самой матерью) 4 раза в день. Если после приема указанной дозы препарата мать не ощущает тепла в какой-либо части тела или прилива молока, то разовую дозу следует увеличить до 0,075 г, а далее, при необходимости, до 0,1 г, но не более.

Глютаминовая кислота по 1,0 г 3 раза в день через 20 минут после еды; более эффективным является сочетание с аскорбиновой кислотой по 0,2 г 3 раза в день.

Гендевит назначается женщинам до 30 лет по 1 драже 3 раза в день, старше 30 лет - ундевит по 1 таблетке 3 раза в день.

Апилак обладает тонизирующим свойством, назначается на 10-15 дней по 10 мг 3 раза в день под язык до рассасывания.

Витамин Е (токоферола ацетат) целесообразно начинать еще во время беременности тем женщинам, у которых имелась гипогалак-тия после предыдущих родов, - по 15-20 мг в день 1-1,5 месяца, в послеродовом периоде женщинам с массой тела до 60 кг - по 100 мг в день, с массой тела более 60 кг - по 200 мг в день в 2-3 приема 2-3 недели.

Душе-массажные процедуры. После кормления ребёнка и сцеживания молока грудную железу, которой кормили ребенка, рекомендуется облить горячим душем при температуре воды не более 44-45°С. Параллельно должен проводиться массаж железы круговыми разминающими движениями от центра к периферии и сверху вниз с одновременным сцеживанием остатков молока. Процедура повторяется 4 раза в день (2 раза для каждой груди в чередовании) по 10 минут. Душ можно заменить компрессом из мягкой ткани, смоченной горячей водой. Противопоказаниями для душе-массажных процедур являются мастит и выраженная лакторея.

Ультразвуковое или ультрафиолетовое облучение молочных желез.Комплекс проводится в течение 2 недель, рекомендуется повторное

его назначение через 2-3 недели.

Внимание!

Главными условиями становления лактации и предупреждения разви­тия гипогалактии в ранние сроки являются:

S соблюдение правильной техники кормления; S осуществление кормлений "по требованию"; S регулярное расцеживание молочных желез; S недопущение "бутылочного" докорма.


Схема № 2.

Ультразвуковая терапия в импульсном режиме.

Глютаминовая кислота в сочетании с аскорбиновой кислотой.

Тиамин в сочетании с цианкобаламином. Витамин В } применяется в виде тиамина хлорида или тиамина бромида внутримышечно в дозе 60 мг через день 10-15 дней. Витамин B i 2 обладает выраженным га-лактопоэтическим эффектом, применяется в дозе 50-100 мкг внут­римышечно 10-15 дней. Введение препаратов чередуется через день.

Пирроксан особенно покшан эмоционально лабильным женщинам, кормящим матерям, страдающим гипертонической болезнью. Лак-топоэтический эффект пирроксана позволяет рекомендовать его для лечения гипогалактии, одной из возможных причин которой явился поздний токсикоз беременности. Назначается пирроксан перорально по 0,15 г за 15-20 минут до еды 3 раза в день или внутримышечно по 1 мл 1,5% раствора 2 раза в день в течение 5-7 дней.

Окситоцин за 1-2 минуты до кормления ребенка парентерально (подкожно, внутримышечно) по 1,5-2 ЕД 2 раза в сутки.

Схема № 3.

Диетическая коррекция путем применения специальных продуктов для кормящих матерей ("Mama Plus", "ЭнфаМама").

Метаболическая коррекция: никотиновая кислота; глютаминовая кислота; витамин Е; гендевит или ундевит.

Фитотерапия: настой крапивы (см. приложение 9).

Иглорефлексотерапия. Количество сеансов ИРТ составляет от 7 до 10. Применяется метод возбуждения В^ с прогреванием локальных сегментарных точек молочных желез передне-срединного меридиа­на и меридиана желудка. Горячий душе-массаж молочных желез 5 раз в день (4 раза днем и на ночь).

Продолжительность данной; схемы составляет две недели.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.