Что раньше умела девочка в 10 лет. Как строился процесс обучения

В давние времена воспитание мальчиков и девочек на Руси сильно отличалось. И если первых родители воспитывали как добытчиков, то вторых – как будущих матерей и хозяек. А ежели о 12-летней девочке говорили, что она «непряха», а о мальчике, что он «только и может гонять бабки» – это было большим позором и для ребенка, и его родителей.





Юная швачка.


Подготовка к основной роли женщины начиналась очень рано, а взросление девочек сопровождалось множеством традиционных обрядов. В том числе немаловажным было приготовление приданного, в котором девушка с раннего детства участвовала сама. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила.



Юная пряха.

Народные традиции и обряды в полной мере отражались и на внешнем облике девочек, которым с малых лет волосы заплетали в одну косу, символизирующую единение трех жизненных сил. При том, ее плели так, чтобы она строго ложилась вдоль позвоночника. Это было связано с поверьем, что светлые силы из волос переходили в него и наполняли энергией. После замужества косу делили на две. И это являлось символом того, что сил понадобится вдвойне – на саму девушку и на ее ребенка.



Примерка приданного.

Древний «Домострой» – устав по которому жило крестьянство, был неписаным законом. Он требовал от отца семейства строгости в воспитании своих детей. В особенности это касалось дочерей, так как выдать дочь замуж беспорочной, да к тому же приученной к разному труду, считалось предметом большой гордости для родителей.



Дочерей намного раньше начинали приучать к посильному труду, нежели сыновей. Видимо отсюда и пошло, что девушки взрослели быстрее.


«Маленькое дело лучше большого безделья», - по такому принципу мать воспитывала свою дочь, а обучение любой сельскохозяйственной или рукодельной работе она начинала с личного примера. Показывая и объясняя дочке тонкости и последовательность выполнения того, или иного дела, помалу вовлекала ее в сам процесс.



«Накануне праздника».

Так, если в пяти-шести летнем возрасте маленькая хозяюшка присматривала за утятами иль цыплятами, то уже к десяти-двенадцати она выгоняла коров на пастбище и могла их подоить. Рано привитые трудовые навыки давали возможность женщине стойко переносить все тяготы крестьянских будней. И не зря веками в народе бытовала поговорка: «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».



Маленькая помощница.


Таким образом маленькая дочь пяти-шести лет по крестьянскому кодексу должна была освоить основы прядения, помогать матери управляться по дому: мыть посуду, убираться, готовить несложную еду, а так же подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики, убирать постель, перетряхивать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы; присматривать за домашней птицей и скотиной. А еще под ее присмотром могли оставлять младших братьев и сестер.



Дети кормят цыплят у хлева.

В 10-летнем возрасте к девочке, прошедшей первоначальную «науку» мамы, бабушки, требования ужесточались, и она становилась по-взрослому ответственной за ту работу, которая ей поручалась. Она должна была собирать дрова и приносить воду из колодца, чистить и топить печь, варить каши и готовить борщи, стряпать пироги и другую выпечку.


Частенько десятилетним девчушкам самим приходилось стирать и полоскать белье на речке, а затем развешивать его на просушку. И если летом это было почти как развлечение, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.



Малолетняя нянька.


А еще в многодетных семьях присмотр за младшими ложился на плечи старшей сестры, которая уже могла самостоятельно перепеленать и накормить из рожка, убаюкать и развлечь песнями, «пестушками» и прибаутками.




Нередко девочку 10-11 лет родители могли отдать в няньки–«пестуньи», чтобы присматривала за чужими детьми. С «пестуньей» расплачивались или продуктами, или отрезами ткани, а то и деньгами. Так, за сезон девочка могла заработать от трех до пяти рублей.




Очень важно для девочки в отрочестве было освоить элементы ткачества, так как все ткани для одежды, полотенец, скатертей крестьяне изготавливали сами. Поэтому ткань и называли домотканой.

Вначале девочку учили «наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки)». В некоторых регионах чесали и пряли шерсть. Как правило, ткачеством занимались зимой большими «бабьими» компаниями.


И если в пяти-семилетнем возрасте малышка овладевала первичными навыками прядения пряжи на веретене или прялке, которую отец изготавливал для нее в уменьшенном варианте, то к 10 годам она могла уже самостоятельно соткать на ткацком стане для себя пояс или рушник. С этих лет она и начинала готовить для себя приданое.




Множество было обязанностей для маленькой хозяюшки и в не дома. Ей приходилось вязать снопы, собирать колоски, ворошить сено; сажать рассаду, полоть сорняки и поливать огород; пасти корову, козу, гусей, уток; убирать навоз и чистить скотину.



Крестьянские дети несут отцам в поле обед.

Однако исходя из вышесказанного, не следует думать, что деревенская ребятня на Руси была лишена обычных детских радостей. На досуге младшие девочки играли в «дочки-матери» куклами-мотанками, которым сами шили наряды и придумывали украшения. А девушки немногим постарше собирались на посиделки, где резвились, пели, вязали, вышивали и шили. А еще детей всех возрастов отправляли в лес для сбора ягод, грибов, трав, хвороста. Эти развлечения их также адаптировали ко взрослой жизни.



За работой. Подруги.

Все свое детство и отрочество девочка была под покровительством отца, который отдав ее замуж, эти обязанности передавал мужу. На Руси поговаривали: «Отец бережет дочь до венца, а муж до конца». И став женой, она была обязана почитать мужа, как главу семейства. И то, чему ее научили отец с матерью она передавала своим детям, внукам. А освоенные трудовые навыки с малолетства были основным залогом ее выживания во взрослой жизни.

В давние времена воспитание мальчиков и девочек на Руси сильно отличалось. И если первых родители воспитывали как добытчиков, то вторых - как будущих матерей и хозяек. А ежели о 12-летней девочке говорили, что она «непряха» , а о мальчике, что он «только и может гонять бабки» – это было большим позором и для ребенка, и его родителей.


Подготовка к основной роли женщины начиналась очень рано, а взросление девочек сопровождалось множеством традиционных обрядов. В том числе немаловажным было приготовление приданного, в котором девушка с раннего детства участвовала сама. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила.


Народные традиции и обряды в полной мере отражались и на внешнем облике девочек, которым с малых лет волосы заплетали в одну косу, символизирующую единение трех жизненных сил. При том, ее плели так, чтобы она строго ложилась вдоль позвоночника. Это было связано с поверьем, что светлые силы из волос переходили в него и наполняли энергией. После замужества косу делили на две. И это являлось символом того, что сил понадобится вдвойне - на саму девушку и на ее ребенка.


Древний "Домострой" - устав по которому жило крестьянство, был неписаным законом. Он требовал от отца семейства строгости в воспитании своих детей. В особенности это касалось дочерей, так как выдать дочь замуж беспорочной, да к тому же приученной к разному труду, считалось предметом большой гордости для родителей.

«Хозяйство водить - не разиня рот ходить»



Дочерей намного раньше начинали приучать к посильному труду, нежели сыновей. Видимо отсюда и пошло, что девушки взрослели быстрее.

«Маленькое дело лучше большого безделья», - по такому принципу мать воспитывала свою дочь, а обучение любой сельскохозяйственной или рукодельной работе она начинала с личного примера. Показывая и объясняя дочке тонкости и последовательность выполнения того, или иного дела, помалу вовлекала ее в сам процесс.


Так, если в пяти-шести летнем возрасте маленькая хозяюшка присматривала за утятами иль цыплятами, то уже к десяти-двенадцати она выгоняла коров на пастбище и могла их подоить. Рано привитые трудовые навыки давали возможность женщине стойко переносить все тяготы крестьянских будней. И не зря веками в народе бытовала поговорка: «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».


Таким образом маленькая дочь пяти-шести лет по крестьянскому кодексу должна была освоить основы прядения, помогать матери управляться по дому: мыть посуду, убираться, готовить несложную еду, а так же подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики, убирать постель, перетряхивать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы; присматривать за домашней птицей и скотиной. А еще под ее присмотром могли оставлять младших братьев и сестер.


В 10-летнем возрасте к девочке, прошедшей первоначальную "науку" мамы, бабушки, требования ужесточались, и она становилась по-взрослому ответственной за ту работу, которая ей поручалась. Она должна была собирать дрова и приносить воду из колодца, чистить и топить печь, варить каши и готовить борщи, стряпать пироги и другую выпечку.

Частенько десятилетним девчушкам самим приходилось стирать и полоскать белье на речке, а затем развешивать его на просушку. И если летом это было почти как развлечение, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.


А еще в многодетных семьях присмотр за младшими ложился на плечи старшей сестры, которая уже могла самостоятельно перепеленать и накормить из рожка, убаюкать и развлечь песнями, «пестушками» и прибаутками.


Нередко девочку 10-11 лет родители могли отдать в няньки–«пестуньи», чтобы присматривала за чужими детьми. С "пестуньей" расплачивались или продуктами, или отрезами ткани, а то и деньгами. Так, за сезон девочка могла заработать от трех до пяти рублей.


Очень важно для девочки в отрочестве было освоить элементы ткачества, так как все ткани для одежды, полотенец, скатертей крестьяне изготавливали сами. Поэтому ткань и называли домотканой.
Вначале девочку учили "наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки)" . В некоторых регионах чесали и пряли шерсть. Как правило, ткачеством занимались зимой большими «бабьими» компаниями.

И если в пяти-семилетнем возрасте малышка овладевала первичными навыками прядения пряжи на веретене или прялке, которую отец изготавливал для нее в уменьшенном варианте, то к 10 годам она могла уже самостоятельно соткать на ткацком стане для себя пояс или рушник. С этих лет она и начинала готовить для себя приданое.


Множество было обязанностей для маленькой хозяюшки и в не дома. Ей приходилось вязать снопы, собирать колоски, ворошить сено; сажать рассаду, полоть сорняки и поливать огород; пасти корову, козу, гусей, уток; убирать навоз и чистить скотину.



Однако исходя из вышесказанного, не следует думать, что деревенская ребятня на Руси была лишена обычных детских радостей. На досуге младшие девочки играли в «дочки-матери» куклами-мотанками, которым сами шили наряды и придумывали украшения. А девушки немногим постарше собирались на посиделки, где резвились, пели, вязали, вышивали и шили. А еще детей всех возрастов отправляли в лес для сбора ягод, грибов, трав, хвороста. Эти развлечения их также адаптировали ко взрослой жизни.


Все свое детство и отрочество девочка была под покровительством отца, который отдав ее замуж, эти обязанности передавал мужу. На Руси поговаривали: "Отец бережет дочь до венца, а муж до конца" . И став женой, она была обязана почитать мужа, как главу семейства. И то, чему ее научили отец с матерью она передавала своим детям, внукам. А освоенные трудовые навыки с малолетства были основным залогом ее выживания во взрослой жизни.

Что умела девочка 10 лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад:- нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать – с утра до вечера);
– принести дрова, очистить печь, топить её;
– принести воды из колодца;
– варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
– сбивать масло;
– накрывать на стол, мыть посуду;
– подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
– вытрясать и чистить половики;
– прясть, ткать, вышивать, вязать;
– стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
– прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
– кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
– собирать куриные яйца;
– доить корову;
– сажать, полоть и поливать огород;
– собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
– убирать урожай на огороде и в поле;
– пасти корову, козу, гусей, уток;
– возить на коне копны на сенокосе;
– удить рыбу….

И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.











Больше полсотни дел! не зря в народе говорят: "Дочке десять лет – матери дела нет". Это как в сказе Павла Бажова "Серебряное копытце" – Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она "в избе прибирала, похлёбку да кашу варила". А ведь её было "по шестому году" – то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она "узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку". И не побоялась несколько дней жить одна в избушке.

Оценка информации


Записи на схожие темы

Народами в течение веков ? Природа использует особый...растущих мальчиков и девочек , живущих на внутренней территории...изменилась за 28 лет , что он был там....в городах и селах побережья Тихого океана....Группы Маори, живущие в изоляции, умели отбирать особые...

Человек, умел засекать гРАдус...трактору), юница (девочка подросток), жница..., что варяги – это арии, живущие НА... многие века , что в истории...учебный год. Бабье лето . Летом обозночался год. ...что шоссе строилось только до Царского Села …? Понятно, что ...

Данного вопроса сел за написание...луны, человек, умел засекать гРАдус... трактору), юница (девочка подросток), жница (...То, что варяги – это арии, живущие НА своих... существовавшему многие века , что в истории... учебный год. Бабье лето . Летом обозночался год. По...

Что умела девочка 10 лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад:- нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать - с утра до вечера);
- принести дрова, очистить печь, топить её;
- принести воды из колодца;
- варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
- сбивать масло;
- накрывать на стол, мыть посуду;
- подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
- вытрясать и чистить половики;
- прясть, ткать, вышивать, вязать;
- стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
- прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
- кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
- собирать куриные яйца;
- доить корову;
- сажать, полоть и поливать огород;
- собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
- убирать урожай на огороде и в поле;
- пасти корову, козу, гусей, уток;
- возить на коне копны на сенокосе;
- удить рыбу....

И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.











Больше полсотни дел! не зря в народе говорят: "Дочке десять лет - матери дела нет". Это как в сказе Павла Бажова "Серебряное копытце" - Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она "в избе прибирала, похлёбку да кашу варила". А ведь её было "по шестому году" - то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она "узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку". И не побоялась несколько дней жить одна в избушке.

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К 10 годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей. Любопытно читать об этом, наблюдая перед глазами современных девочек в этом возрасте.

Источник фото: deti.mail.ru

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся.

Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 - уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь». А с другой - в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.

Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости , и осознание того, что семья - это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.


Источник фото: http://russian7.ru

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью - стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку . И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.

Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки - «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей - сумма, немалая для подростка.

Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.


Источник фото: http://slawa.su

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой.

Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем - трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено - поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент - это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам - «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину.

В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей - от мала до велика - нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку - удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Светлана Голицына. Источник: Psychologos.ru

«Человек состоит на 80% из воды, а не из компота». Мамы о здоровых привычках, которые прививают своим детям

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.