Что делать, если ребенок не слышит? Почему ребенок вас не слышит

Этой статьей мы начинам цикл публикаций, посвященных проблемам сурдопедагогики и общению с детьми с нарушением слуха. Надеемся, что рекомендации наших врачей-профессионалов помогут установить контакт и взаимопонимание между родителями, педагогами и детьми.

Елена Владимировна Кулакова, сурдопедагог.

Дорогие родители!

Вы вышли из кабинета врача-сурдолога, в руках – заключение. Приговор невыносимо тяжелый, обычный белый листок с диагнозом удержать практически невозможно. Виски сжимает тупая боль, маленькие молоточки глухо выстукивают одну-единственную фразу: “Ваш ребенок глухой”. Вы, наконец, понимаете весь “ужас” диагноза. Стыд, отчаяние, обида переполняют вас, в голове вертится лишь один вопрос: “Господи, почему именно мой ребенок глухой?”. И вдруг неожиданно вы ощущаете неприязнь к своему малышу, начинаете жалеть себя и считаете такую “кару” несправедливой. Нет, только не со мной. Перед глазами сгущаются сумерки, плотный туман слез не пропускает свет. Ваш малыш, такой очаровательный, розовощекий, беззащитно и доверчиво улыбающийся новому миру – он не может быть глухим! Ноги отказываются повиноваться и идти вперед. Но где-то глубоко в душе поднимается волна протеста: “Нет! Этот врач ошибся, я найду другого специалиста, который лучше, умнее, компетентнее, он сможет поставить другой, правильный диагноз. Он просто обязан сделать это. Я не дам своего малыша в обиду, я знаю – он слышит. Я не раз замечала, как он поворачивает голову, когда в комнату входит собака. Я всем докажу, что это не так!”.

Но все походы по врачам и целителям приводят к изначальному результату. И вы постепенно начинаете осознавать, что ребенок действительно имеет нарушение слуха. И однажды, оценив весь пройденный путь, вы приходите к выводу: на сегодняшний день современная медицина бессильна, не существует методов лечения такой болезни. Но, вспомнив детей и взрослых с проблемами, как у вашего малыша, которых вы видели во время многочисленных визитов к лор-врачам, понимаете, что и ваш ребенок может стать полноценным человеком, он сумеет научиться говорить. Но для этого нужно приложить немало усилий и многому научиться. Только специальные систематические занятия могут помочь вашему ребенку.

В вашей жизни постепенно прорисовывается еще нечеткий контур конечной цели – вырастить, воспитать, научить говорить, сделать глухого ребенка счастливым человеком. Жизнь приобрела новый смысл, стала насыщенной и интересной.

Вы пережили самые страшные и черные дни, прошли все стадии развития чувств – шок, понимание “ужаса” диагноза, защитное отрицание диагноза и достигли стадии принятия вашего ребенка таким, какой он есть, и стадии активного действия, когда вы начинаете реально помогать малышу, заниматься под руководством специалистов.

Что вам необходимо знать.

Медицина и сурдопедагогика разделяет слуховую недостаточность на два вида – тугоухость и глухота. При тугоухости слух снижается, что влечет возникновение трудностей в восприятии и самостоятельном овладевании речью. Но остается возможность с помощью слуха овладеть хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

В этом диапазоне выделяют 3 степени тугоухости (по классификации Л. В. Неймана):

I – речевое общение остается для ребенка доступным: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 метров;

II – речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метра;

III – общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха.

При глухоте самостоятельное овладение речью оказывается абсолютно невозможным.

В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют 4 группы глухих детей. Причем между группой глухоты и возможностями восприятия звуков существует определенная зависимость. Дети с минимальными остатками слуха (I и II группы глухоты) могут воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшоя расстоянии (громкий крик, сигнал машины, удары в барабан). Глухие дети с остатками слуха (III и IV группы) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстояни значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучание различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки – звонок в дверь, сигнал телефона). Также дети III и IV группы могут различать речевые звучания – некоторые хорошо знакомые лепетные или полные слова.

Что вам нужно и что не нужно делать.

Теперь вы знаете, какие реальные возможности по слуховому восприятию имеет ваш малыш. Единственной возможностью компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный слуховой аппарат позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.

Основное влияние на развитие личности ребенка, формирование у него нравственного потенциала оказывает семья. Но успешное воспитание и совершенствование положительных качеств ребенка во многом зависит и от результативного сотрудничества семьи и работающего с ребенком врача-сурдопедагога.

Семья, где есть дети с нарушением слуха, по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка, имеет ряд особенностей. Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей со знакомыми и коллегами, искажаются внутрисемейные и супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.

Как вы относитесь к ребенку

Порой бывает нелегко понять свое подлинное отношение к ребенку. Возможно это потому что вы обращаете внимание только на то, что делаете и говорите? Но для малыша намного важнее ваши каждодневные чувства, ведь глухой ребенок не понимает содержания слов. Он замечает и реагирует лишь на ваше настроение.

Ученые разных стран (Д. Льютеман, Е. Исенина, Э. Леонгард) много лет работающие с родителями глухих детей, выделяют следующие типы отношений родителей к глухому ребенку:

Полное принятие – родители понимают и принимают глухоту ребенка, трезво оценивают ситуацию и ищут способы разрешения проблем. Они относятся к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.

2. Сверхопека – родители освобождают ребенка от обязанностей, не позволяют ему сделать ничего самому. Мера помощи значительно превышена, дети вырастают несамостоятельными и зависимыми.

3. Нереалистическое отношение – родители не хотят признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи, не делая никаких скидок на глухоту. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям родителей и выполнить их нереально завышенные установки.

4. Безразличие – неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежании общения с ребенком, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.

Только в единстве родителей, врачей-сурдологов и сурдопедагогов, можно добиться успехов в обучении, воспитании глухих детей, создании условий для их саморазвития и самореализации.

При этом одним из важнейших условий успешного воспитания в семье будет являться родительский оптимизм, их уверенность в том, что с помощью комплекса мер и правильного воспитания в семье можно повысить эффективность социализации и реабилитации ребенка с нарушением слуха.

Особенно влияют эти факторы на развитие плода в первые месяцы беременности. В этот время зачаток органа слуха наиболее подвержен различным воздействиям.

Приобретенная глухота, в том числе на одно ухо появляется вследствие воспалительного процесса во внутреннем ухе, слуховом нерве. Они развиваются на фоне острого, хронического среднего отита. Также причиной могут стать перенесенные инфекционные заболевания, например, менингококковая инфекция, грипп, эпидемического паротита. Часто причиной могут стать корь и скарлатина.

Иногда глухота может появиться вследствие герпеса, спазма сосудов внутреннего уха, тромбоза. При приеме некоторых лекарственных средств, например антибиотиков аминогликозидного ряда, если ребенок затолкал себе в ухо что-то, отчего и не слышит или повредил барабанную перепонку и др.

Меры профилактики и лечения

Наиболее затруднительно выявить эту патологию у детей раннего возраста. Обычные методы диагностики речью, камертонами, аудиометром, могут быть не эффективными. Глухота у детей раннего возраста определяется с помощью звучащих игрушек. Также разработаны методы определения патологии с помощью специальных компьютерных устройств. С их помощью наиболее точно определяется степень глухоты, оба уха не слышат, или одно ухо.

Для предупреждения врожденной патологии, основное значение имеет профилактические меры по предупреждению вирусных инфекций у беременных женщин. Во время беременности категорически запрещено употребления алкоголя. Применять любые лекарственные препараты следует только по рекомендации лечащего врача. Особенно опасно использовать при беременности антибиотиков. Следует избегать вредных факторов, способных повлиять на развитие слуха будущего малыша на производстве и в быту: шума, вибраций, интоксикаций. Медики не рекомендуют вступать в брак с лицами, страдающими врожденной глухотой.

Врожденная, приобретенная глухота на ухо, лишает малыша возможности научиться разговаривать. Поэтому этот процесс требует приемов обучения. В процесс обучения речи большую роль играет овладение навыками зрительного восприятия речи, восприятия речи с губ. Если имеется остаток слуха, широко используются специальные звукоусиливающие приборы, реэдукация слуха – определенные слуховые упражнения.

Важную роль в дальнейшем лечении ребенка является раннее выявление патологии, точное выявление ее причины. Поэтому так важно проходить своевременно профилактические осмотры. Если у вас появились подозрения, что ваш малыш не слышит на оба, или одно ухо, попробуйте проверенный метод:

Поместите в пластмассовую коробочку гороховых сушеных зерен на 1/3. Потрясите ею возле уха ребенка. Если ребенок никакой реакции не проявляет, срочно покажите малыша ЛОР-врачу. Если доктор обнаружил проблемы со слухом, немедленно начинайте лечение.

Медицина еще не придумала «волшебной» таблетки для устранения глухоты. Часто, единственной возможностью помочь ребенку слышать, остаются слуховые аппараты. Они представляют собой сложные устройства различной интенсивности, которые следует подбирать индивидуально. При правильно подобранном устройстве, малыш сможет слышать, а значит, обретет возможность полноценного развития.

Глухота детей требует обязательной консультации лор-врача. Специалист назначит специальные занятия с ребенком, которые следует выполнять регулярно, длительное время. Существует множество специально разработанных эффективных методик. Чем раньше вы их начнете, тем лучше. Будьте здоровы!

Нарушение слуха у детей. Или почему ребенок стал плохо слышать?

Для комфортного существования человек одарён пятью чувствами - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Но именно зрение и слух всё же относят к важнейшим функциям организма, так как без этих навыков качество жизни человека сильно ухудшается, и познавать мир в полной степени становится практически невозможно. Ребёнок, появляясь на свет, ещё не умеет выражать свои чувства и эмоции, поэтому слух крайне важен для малыша. Ведь развитие речи напрямую связано со слухом. Но, к сожалению, бывает так, что ребёнок не слышит. В таком случае очень важно вовремя выявить нарушение слуха у ребёнка и попытаться в кратчайшие сроки устранить причину. Если же нарушение функций слуха решить невозможно, важно помочь крохе познать мир иными путями.

В медицине существует два определения проблем со слухом - это тугоухость и глухота.

Тугоухость - это определённая степень понижение слуха. Восприятие речи затруднено, но в основном оно возможно. Как правило, человек слышит громкую речь или близко стоящего человека. Обычно при таком диагнозе хорошо помогает слуховой аппарат.

Глухота - это снижение слуха или грубо говоря полное его отсутствие. Человек практически не реагирует на звуки (редко может услышать сильно громкий звук) и не воспринимает речь других людей. В данной ситуации слуховые аппараты бессильны.

Заболевания, связанные с проблемами слуха, разделяются на следующие группы:

Причины, почему ребёнок стал плохо слышать?

Ребёнок на самом деле может плохо слышать по следующим причинам:

  • хронические и острые воспалительные процессы слухового аппарата.
  • перенесённые инфекционные заболевания у будущей мамы (герпес, краснуха, токсоплазмоз, грипп в первые 3 месяца беременности);
  • осложнения инфекционных заболеваний (менингита, энцефалита, скарлатины, гриппа, паротита, кори);
  • применение определённых медикаментов и антибиотиков;
  • асфиксия новорожденного или родовая травма;
  • черепно-мозговые травмы;
  • недоношенность;
  • наличие наследственных заболеваний;

Проблемы со слухом могут возникнуть у ребёнка в любом возрасте по различным причинам. Существуют сенсоневральные и кондуктивные и нарушения.

Проблема, связанная с внешним и средним ухом, заключающаяся со сложностью передачи звуков, это кондуктивное нарушение. При этом внутреннее ухо функционирует правильно. Такие нарушения излечимы.

Типичные кондуктивные нарушения слуха у детей

1. Сера. Детские ушки маленькие и ушной проход в них соответственно совсем узкий. Ушная сера собирается в этом проходе, образовывая серную пробку. Эта пробка блокирует доступ звука к барабанной перепонке. Всё лечение данной проблемы заключается в промывании ушка. Но не делайте эту процедуру самостоятельно, здесь вам поможет только врач отоларинголог.

2. Инородное тело. Детки очень любят экспериментировать с мелкими деталями или остатками пищи, запихивая их в носик или ушко, блокируя тем самым доступ звука к барабанным перепонкам. Извлечь такую детальку из уха поможет только врач.

3. Вода. Все малыши любят банные процедуры. Плескаться и играть в водичке одно удовольствие, но иногда такие процедуры заканчиваются такой неприятностью как потеря слуха. Вода, если осталась в ухе, вызывает воспаление слухового прохода.

4. Воспаление среднего уха (отит). Дети до 3-х лет болеют этим заболеванием довольно часто. Отит вызывает нарушение слуха, боль в ушах и высокую температуру. Это заболевание лечится при помощи антибиотиков, назначенных врачом.

Сенсоневральные, в отличие от кондуктивных нарушений связаны со слуховыми нервами, которые передают сигналы в мозг. К сожалению, такой вид носит необратимый характер. Помочь в таком случае могут слуховые аппараты.

Как определить нарушение слуха у ребёнка

Если вашему ребёнку ещё не исполнилось года, вы можете самостоятельно проверить есть ли у него нарушение слуха. Малыш должен проявлять следующие этапы слухового развития:

  • Новорожденный кроха, в первые недели жизни, вздрагивает от громких звуков и замирает при звуке вашего голоса.
  • В возрасте 1-3 месяца поворачивает голову на голос матери, а в 4 месяца ещё и на звук игрушки.
  • В 1,5-6 месяца реагирует широко открытыми глазами или криком на неожиданные резкие звуки.
  • В 2-4 месяца начинает «гулить», с переходом в детский лепет в дальнейшем.
  • При появлении родителей ребёнок начинает лепетать сильнее?
  • В 8-10 месяцев должны появиться новые звуки.

Если же вы заметили отсутствия вышеперечисленных этапов или у вас возникли сомнения по поводу слуха ребёнка, незамедлительно обращайтесь к врачу. Современные методы диагностики позволяют выявить проблемы слухового аппарата даже у новорожденных.

Последние новости

Слизистая оболочка нашего носа, служит фильтром для защиты от различных вирусов и бактерий. Но случается иногда так, что наш фильтр перестаёт функционировать правильно, становится труднее дышать, появляется заложенность носа. Бактерии, которые размножаются, окрашивают выделяющуюся слизь в жёлтый или зелёный цвет. А иногда можно заметить, что с носа текут сопли и они имеют кровяные жилки.

Образование слизи, которую в народе принято называть соплями, в полости глотки и горла – явление неприятное, вызывающее множественные дискомфортные ощущения. Причин для ее скопления может быть много. Что может стать причиной скопления слизи в горле?Естественно на первой месте в ряду причин накопления слизистых масс в глотке являются заболевания, которыми занимается врач оториноларинголог, или попросту ЛОР.

Когда рождается ребенок, особенно первенец, каждое его новое умение воспринимается родителями и близкими, как настоящее достижение. Малыш начинает ходить – и радости нет предела. Но когда первые восторги заканчиваются, то некоторые из родителей могут заметить, что походка их малыша отличается от походки взрослых или сверстников.

В медицине под химическим ожогом понимают поражения верхней части тканей, которое произошло в процессе щелочной активности, кислоты и других химических реакций или жидкостей.

Ребёнок стал плохо слышать после простуды и отита(((ЭТО ПРОЙДЁТ.

Комментарии

Меня зовут Александр, хочу узнать у вас как вы лечили своего Ребёнка? Прочитал ваше описание Симптомов, у нас такая-же Проблема точь в точь. Мы живём в Германии и здешнии Врачи у меня не внушают Доверия, у них вообще всё всегда нормально.

Здравствуйте!у сына были аденоиды увеличены с 2 лет. по осени как немного засопливит давало осложнение на уши и почти не слышал. Лор назначал капли в нос Авамис на месяц,они гормональные и обычно помогали.Обострение ушей лечили отипаксом(капли в уши).еще на физио ходили на нос. это помогало,слух опять появлялся,но ребенок храпел ужасно по ночам. В 4 года удалили аденоиды под наркозом и гландны заодно подрезали,т.к еще ангины были. Больше обострений с ушами не было,слышит нормально,болеть почти перестал.

Но сейчас мучаемся с речью. многие звуки заменяет или говорит со свуком Г. как бы гнусавит. Не знаю связанно это с прошлыми болячками или нет.

Добрый вечер!Случайно нашла ваш пост и хотела по интересоваться,какое у вас было лечение?Пришлось ли ложится в стационар или лечились дома??У нас такая же проблема,весь интернет перерыла((Напишите пожалуйста,заранее спасибо!

Слух восстановился со временем полностью, нас направляли к сурдологу для проверки на спец аппарате.Аденоиды мы не удаляли,потому что у нас только 1-2 степень при болезни, отитом болеет, но удалять я не хочу, это уже крайняя мера

Спасибо!Скажите пожалуйста а лечились дома или всё таки в больницу нужно?

Врач решает, нужно ли в больницу,мы дома лечились,очень часто нос промывали травами

нет не удалили. в ноябре,декабре пролечились и слух восстановился.Сначала курс лазера,потом с магнезией электрофорез в нос, капали и капаем назонекс.

У нас на фоне постоянных зеленых соплей и отитов раз в месяц слух стал тоже падать, все переспрашивал даже в период ремиссии. Тогда стали проверять аденоиды, 2-3 степени и постоянный туботит. 3 месяца летнего отпуска без сада и соплей слух все равно не улучшили, удалили аденоиды и слух вернулся. Отиты закончились. Еще пневмо23 прививались.

Это когда воспаление в трубе евстахиевой, она связывает нос с ухом. Делали эндоскопию носоглотки и сказали об этом. Это маленькая трубочка в носик вставляется и на экране доктор смотрит что внутри, вот увидел огромные аденоиды как раз у входа этой трубы, они все перекрыли, от того и слух падал. Капли, травка, гомеопатия за 3 месяца ничего не сделали, поэтому решились на удаление аденоидов, больше года уже прошло и уши тттт. а до этого 3 парацентеза были, потом гнойные отиты сами прорывались, перепонка уже в рубцах. а сейчас слух хороший

А еще отипакс нельзя при гнойном отите, только отофу.

Про аденоиды сказали 2-3 степени, ему тогда 3,5 года было, не храпел и не гнусавил, только слух стал падать, это и послужило показанием к удалению аденоидов, ну и отиты 8 раз, из них 3 гнойных

Спасибо за отзыв. Были уже сегодня у лора, в понедельник в больницу, скорее всего нас ожидает парацентез, т.к. у нас эксудативный отит -жидкость скопилась. А все наши проблемы от аденоидов

Вам нужно идти к лору, сделать тимпанограмму. Сделать эндоскопию носоглотки, чтобы выяснить, в аденоидах причина не проходящего экссудативного отита или нет.

Как было у нас. Мы пролечили отит лекарствами, слух снижен. Прошли по два курса продувания, пневмомассажа и электрофореза. Слух оставался снижен (это все тимпанограммами контролировалось). Отправили на эндоскопию с предположением, что надо срочно оперировать аденоиды. Выяснилось, что причина не в аденоидах, а имеет место сильный отек носоглотки и слуховых труб, который за 1,5 месяца лечения не прошел. Пролечили это дело, слух восстановился. Но напереживались мы тогда вдоволь((

Не тяните, это страшно! Мой первый муж остался со сниженным слухом на всю жизнь после такого недолеченного ОРВИ в детстве, очень сильно мешает ему это - не само снижение слуха даже, а психологический барьер, что он не такой как все.

Да. При экссудативном отите внутри уха накапливается жидкость, поэтому ребенок хуже слышит. Если его не долечить, жидкость кристаллизуется, и ухудшение слуха станет необратимым.

Дочка (3,4 года) переболела простудным заболеванием, с температурой, кашлем и соплями, болели больше недели, один раз пожаловалась на ушки, а потом сказала что уже не болят. На выходных ей стало гораздо лучше, сегодня уже пошли.

Девочки, кто прошёл через этот ад, подскажите было ли снижение слуха? В среду ночью стали болеть уши, сначала одно, через пару часов второе. Дикая боль от прострелов. Перед этим был незначительный насморк и кашель, которые.

ДЕвочки, а кто-нибудь сталкивался с отитами? я -нет. а вот у меня подруга, точнее ее сын, имеет этот диагноз с завидным постоянством. Заранее скажу, сама подруга паникерша, боится за каждый чих ребенка, и цепочка «сопли-отит-менингит-инвалид.

Я заметила за сыном(старшим), что он плохо слышит, мне говорят не придумывай проблемы. Так вот вчера поехала в Областной центр К детскому ЛОРу, диагноз=ДВУХСТОРОНОЕ острое воспаление среднего уха.Температура была у него еще на прошлой недели, два.

Добрый день. Ребенок 3 месяца, с рождения на ГВ. Живем с моей мамой и ее детьми, девочка 10 лет притащила из школы инфекцию в понедельник (вирус), где-то во вторник я видимо от нее заразилась, так.

Доброго времени! Ситуация такая. Болели еще летом, болело ухо, пролечились и все было хорошо.Потом заболели в сентябре - простуда и после нее ребенок стал жутко храпеть. вычитала что это могут быть аденойды и мы отправились.

Девочки, подскажите как уберечься от повторения отитов! Я уже панически боюсь малейших соплей. со старшими такого не было. Ушки болели, но хватало только капель (Софродекс капали) и никаких антибиотиков не назначали. А с младшенькой совсем.

Девочки, сегодня утром сопли, извиняюсь, потекли. Очень похоже на начальную стадию простуды. Не аллергия, ее я всегда отличаю. Горло не болит, температуры нет, кашля нет. Чем лечиться, чаем с малиной и апельсинами? К Гинекологу на.

Вот так бывает, лечишь сначало одно, а потом болезнь развивается в другое. Очень страшно, когда не знаешь что лечить и от чего температура 6 дней шпарит. Появился насморк и кашель, лечили ОРВИ. На 6-ой день.

Я простудилась 3 день уже валяюсь((((((((((Температуры не было,кашля нет. Первый день болело горло (хотя гланды удалены),сейчас горло не болит,сопли,нос заложен и слабость. Лечюсь народными средствами,клюкву завриваю,чай с медом,стрепсилс рассасываю от горла,в общем таблетки не.

Ребенок не слышит на одно ухо.

Девочки, на фоне этого 2 вопроса:

1. Что это может быть у малыша? Есть ли шанс, что все само пройдет (так сказать перерастет).

2. Может кто-нибудь сможет подкинуть контакты толкового детского Лора (или клиники) в Москве.

P.s. семья они молодая, поэтому огромные бабки отваливать не смогут. Поэтому и ищем хорошего врача, который бы не стал тянуть с молодых родителей деньги, пользуясь их страхами и незнанием.

Там очень хороший аппарат и толковые диагносты.

если ситуация не изменится то надо смотреть что это и из-за чего.

для начала ксвп, сделать аудиограмму, узнать на сколько снижен слух на ушке. дальше выяснить какая тугоухость.

про семашко не слышала. мы на вернадке наблюдались. но там только москвичи. про мо не знаю куда обращаться (это если бесплатно). моники наверно.

вообще лор в поликлинике должен дать направление в профильное учреждение.

тугоухость не лечится. это если она. а если опухоль или еще что то, то это совершенно иное..

опять же надо обследоваться. не с бухты барахты же он сказал про операцию.

если просто слух проверить, то есть мелфон, радуга звуков, отофон.

если проверить слух и узнать причину, нии педиатрии, институт аудиологии..там и мрт/кт сделают, (направят). сразу станет все ясно что и из-за чего. лечится это или нет.

ну какой имплант! у ребенка второе ухо нормальное.

Тугоухость даже в роддоме могут определить. Мне в Семашке сказали, что обследования отофоном в некоторых роддомах делают.

А я со своим детенышем в 3 месяца забегала. И все ему отлично определили.

Или вы про какую болезнь?

Зеликович Елена Исааковна

завотделением КТ института педиатрии

По поводу врача в нии педиатрии. Торопчина(или Торопченко, у меня непонятно записано) Лия Владимировна. тел.Она сурдолог, зав лор отделением помоему, к.м.н. В нии только к ней для начала, а потом она уже вам даст направление на КТ и МРТ к Зелекович. Мы тот же путь проходили. Все у Зеликович тоже делали. Да, все не быстро, но время терять тоже самим не стоит.

В нии приемы платные. Как бесплатно туда попасть не знаю. Быстро только за деньги. Прием(в том году мы были) стоит 2000 руб, если делает какие то обследования, консультации - это уже доп плата. Пусть берут денег побольше. Мы меньше 5 тыс за прием там не оставляли у нее.

Очень переживаю по этому поводу. Кажется, я уже на грани нервного срыва.

Проблема затянута, т.к. кормлю грудью малыша, а он еще и аллергичный, маловесный, без груди ему совсем никак.

Подскажите, пожалуйста, как вы выбрались из этого, как подняли слух? может быть есть какие-то советы? не поделитесь опытом, пожалуйста? Боюсь прогрессирования.

Живые темы на форуме

//Криопузик//, . мдааа.. не торопится никак разгон набрать твой хгч, но один факт железный ест.

Klavdiya, у меня на работе такая же ситуация спасает находящийся рядом мед центр, где можно УЗИ.

Селена пью 100 мкг..Волосы перестали клочьями лететь.

Популярные записи в блогах

Доброго воскресного дня, девочки. Были на Узи в 16 недель, посмотрели малыша, ттт все в порядке.

Я сегодня расстроилась как никогда. Еще когда только засунула градусник под язык (я измеряю бт.

ХГЧ сказали сдать через 14 дней, на 15 ДПП, но завтра лаборатории не работают. Сдала анализ сего.

Моя не верить:m0591: Оно?

цикл 28Д, О на 14ДЦ, снизу: 4ДПО, 5ДПО, 6ДПО - вот именно в ней мне и мерещится "ниточка наде.

Лучшие статьи в библиотеке

Воспроизведение материалов сайта возможно только с активной прямой ссылкой на www.babyplan.ru

©17, BabyPlan®. Все права защищены.

Ребенок не слышит на одно ушко

#1 Katarina11

#2 Devotee

ну вот я с одним ухом ходил и бегал до 27 лет, на левом ухе носил СА, на правом почти полная глухота, и СА то там не носил.

Развиваться? Ну развивался нормально, мама отправила меня в обычную общеобразовательную школу, учился на первой парте. Закончил первое высшее, потом второе.

Да, с одним ухом невольно поворачиваешь голову к источнику звука, я тоже так делаю - да и сейчас по привычке осталось, хотя сделал кохлеарную имплантацию на оба ухе уже..

Что касается травмы психологической? Ну как сказать, ребенок воспримет это как данность, ну с одним ухом, ну что поделать. Главное, внушить ему, что стесняться этого нечего, что у всех бывает разное: кто то в очках ходит, кто то еще что то, и т д. В общем не стесняться, не комплексовать. Недослышал - переспрашивать. Не стесняться говорить, что мол я на одно ухо не слышу - поэтому переспрашиваю. Окружающие относятся нормально.

Мешает ли в жизни? ну да, источник звука определить тяжело, нету стерео в музыке, в играх сложно определить откуда пальба - слева там, справа или снизу. Но в целом с одним ухом можно жить почти полноценно.

Кстати, вы знаете например, что композитор Игорь Крутой глух на одно ухо? Так что много таких есть.

  • Тамара Николаевна это нравится

#3 Katarina11

#4 Devotee

наверное лучше выбрать школу по-меньше, да

дело не в размере школы, лучше договоритесь о том, чтобы он учился на первой парте,это очень сильно облегчит дело в понимании учителя и усвоении материала

#5 Гость_Падший Мерлин_*

в точку, все зависит от понимания, от учителей

и также от того как ребенок будет стараться!

#6 Клара

Здравствуйте! У моей дочери аналогичная ситуация - одно ушко 4 ст. тугоухости, другое - норма. Могу с уверенностью вам сказать, что на развитии моего ребёнка это не отразилось. Когда ей было 10 лет она нам сама сообщила, что левое ухо не слышит. После обследования сурдолог велела радоваться и беречь от простуд здоровое ухо. По снимкам слуховой нерв на глухом ухе выглядит совершенно нормально, но височная кость по снимкам на той стороне гораздо меньшего объёма, чем на здоровой. Сейчас дочь учится в 11 классе (физ.мат. класс). Учится прекрасно, у неё много друзей. Она давно уже приспособилась к этой своей небольшой проблемке.

Когда ваш малыш пойдёт в первый класс, возьмите у сурдолога справку с диагнозом и рекомендациями, и обновляйте эту справку каждый год. Покажите эту справку учителям, они должны знать. Но не заостряйте внимание ваших близких, друзей ребёнка, их родителей, учителей на этой проблеме - ведь малыш всё слышит, но одним ухом. Ребёнок с односторонней тугоухостью должен учиться в массовой школе и сидеть на 1,2 парте. Моя дочь сидела на 1 парте до 9 класса, потом категорически отказалась. Говорит, что и на «камчатке» она всё хорошо слышит.

У меня у самой на слуховом нерве опухоль и по всем канонам должна быть односторонняя тугоухость,а после лечения (опухоль мне облучили) должна быть односторонняя глухота. Но слуховой нерв «жив и здоров», слух 100%. Вот такая у нас с дочкой ситуёвина. Вот так мы с ней поделили проблему. У меня масса знакомых с односторонней тугоухостью - реальных и виртуальных. У всех у них опухоли на слуховом нерве. Для них глухое ухо - это не серьёзная проблема, по сравнению с парезом лицевого нерва, головокружениями и невралгиями тройничного нерва.

Всё у вашего малыша будет хорошо, о проблеме вы узнали вовремя, будите контролировать ситуацию, а детские врачи вам помогут.

Где вы живёте? Могу подсказать, где занимаются Кросами.

  • BatraevaNA, Асфодель и магдалена это нравится

#7 Lana

Клара, привет! Рада видеть в добром здравии.

Особенно касательно последней новости о лечении опухоли.

  • Клара это нравится

#8 Lana

По сабжу. Мой отец потерял слух на одном ухе от скарлатины в 14 лет. Ему это абсолютно не мешало стать крупным ученым в своей области, учить иностранные языки и ездить по всему миру. Проблемы начались под 80 лет, когда с возрастом стал снижаться слух на здоровом ухе.

#9 гаухар

Здравствуйте! Я недавно заметила что у мой ребенок на левое ухо, ему 5 лет. Делали аудиограмму сказали левосторонняя тугоухость 4-й степени. Сказали нужно делать МРТ. Я боюсь делать МРТ, потому что слышала что детям делают МРТ под обшим наркозом, и еще боюсь что могут сказать что-то плохое. Что мне делать, добрые люди дайте ваш совет

#10 Гость_Падший Мерлин_*

Не стоит бояться, просто сделают снимок, глянут строение барабанной перепонки и прочее.

  • Комоша это нравится

#11 гаухар

спасибо, Волшебный Мерлин. Друзья я из казахстана, недавно к нам приезжал врач-оториноларинголог из России Шиленков А.А., никто не побывал у него на приеме, дайте ваши отзывы пожалуйста.

#12 Devotee

гаухар, детям МРТ делают под наркозом, так как им не объяснишь, что надо полежатьминут спокойно в аппарате МРТ. Взрослым делают нормально, просто минут 15 подремлете в аппарате и все.

#13 Гость_Падший Мерлин_*

Devotee ,Оо я чето видел пору детей без всякого наркоза

#14 NATANIKA

сказали левосторонняя тугоухость 4-й степени

Если правое - 100% - нет беды на сегодня . (Есть собственный опыт и сожаление о том, что не занималась левым сразу).

Обследовать и узнать причину тугоухости левого ушка ребёнка нужно обязательно, чтобы поддерживать слух правого ушка на хорошем уровне и заранее принимать меры, при необходимости. А м.б. и с левым можно будет что-то предпринять.

гаухар, не отказывайтесь от обследования и поиска причины . Это очень важно прежде всего для Вашего ребёнка. Наркоза не бойтесь (если он и вообще то понадобится для МРТ - грудничкам делают операции двухчасовые.)

#15 Алекса

Вопрос людям взрослым с таким же диагнозом, особенно у кого это с рождения - насколько сильно односторонняя глухота мешает вам в жизни?

Devotee ,подскажите а почему вы сделали кохлеарную тогда, раз вы и в одном аппарате все слышали?и еще вопрос появилась ли разборчивость речи на втором ухе?

#16 Devotee

Алекса, потому что слух упал до такой степени, что и СА перестали помогать. поэтому и сделал КИ.

нет, на втором ухе пока разборчивость не появилась, мозг, как я понимаю, филонит, и его вполне устраивает КИ на левом ухе, а КИ на правом получается таким. вспомогательным. ну тут надо еще учитывать что правое ухо не слышало вообще никогда. там слухового опыта и не было

#17 Алекса

У дочки такая же ситуацич как у вас,в правом какие-то частоты сохранены,но разборчивости нет.А вот с левым в аппарате уже многое понимает НО. речи так и нет,не повторяет слова ((у нас там 60-70дб.Вот не знаю чего делать(((надеюсь на левое ушко всн таки, не хочу я КИ ребенку.Не могу решится!

А вы бы сделали КИ в таком случае? если вернуть время и тот слух что у вас был в слуховом.

#18 Devotee

а много уже времени прошло после операции на второе ухо?

если бы у меня 3 степень тогда - КИ бы я не делал, меня устраивал СА, он вполне компенсировал слухопотерю. с 4 степенью стало совсем плохо. стал уже думать про КИ.

тут конечно сложно в том плане, что ситуация очень пограничная. я бы попробовал выжать все возможное из СА с настройщиком или попробовать другой, более мощный СА и тоже его настроить. это тяжело, трудоемко, но возможно. а уж если и это результатов не даст в разборчивости. тогда про КИ думать возможно надо. но я не авторитет. тут комплексно надо решать и думать вместе со спецами

#19 Алекса

#20 Devotee

Алекса, где занимаетесь? у кого? что сами педагоги говорят?

Тугоухость у новорожденных

Многие обыватели считают, что тугоухость – удел стариков. А на самом деле нарушение слуха может присутствовать и в раннем детском возрасте.

Тугоухость у детей и новорожденных – это не приговор, современная медицина умеет решать эту проблему, пусть и не полностью, но максимально возможное лечение обеспечивается.

Интересный факт – тугоухость в детском возрасте могут распознать и родители ребенка, для этого понадобится лишь внимательное отношение к собственному отпрыску и минимальный набор знаний в области развития детского организма.

Определение степени тугоухости и ее лечение

По данным Всемирной Организации Здравоохранения тугоухость является серьезной проблемой современного общества – на планете каждый 10 человек имеет снижение слуха. Что касается детского возраста, то и здесь цифры пугают – 1 новорожденный из 100 страдает тугоухостью врожденной этиологии, к трехлетнему возрасту 3% детей начинают хуже слышать, а к 5 годам этот процент возрастает до 15.

Если ребенок плохо слышит, то у него страдают многие функции и в первую очередь речь. Малыш поздно начинает произносить какие-то звуки, а если и начинает разговаривать, то его речь непонятна окружающим (звуки «смазаны», исковерканы, буквы «проглатываются») либо обозначение предметов не соответствует действительности.

Очень важно при имеющихся нарушениях слуха у детей провести определенные процедуры, чтобы обеспечить нормальное развитие ребенка. Главным в таком случае является не только лечение, но и определение причины, которая спровоцировала снижение слуха. Что предпримет врач:

  1. Установка причины тугоухости.
  2. При имеющейся возможности провести ряд лечебных мероприятий, чтобы избавиться от причины тугоухости.
  3. Своевременно и грамотно подобрать слуховой аппарат.
  4. Проводить комплексные занятия, которые будут улучшать общее развитие ребенка, несмотря на имеющуюся тугоухость.

Снижение слуха в детском возрасте: возможные причины

Вообще, в медицине рассматривается несколько факторов, приведших к тугоухости в детском возрасте или у новорожденных. И врачам важно точно определить провоцирующий фактор как можно раньше – во многих случаях слух ребенка удается восстановить практически на 100%.

Что провоцирует снижение слуха у ребенка:

  • инфекционные заболевания – грипп, корь, осложнениями которых являются патологические изменения во внутреннем ухе (в частности, поражению подвергается слуховой нерв);
  • патологии среднего уха воспалительного характера – чаще всего к рассматриваемому состоянию приводит отит, протекающий в острой или хронической форме;
  • прободения барабанной перепонки – дети слишком часто засовывают различные предметы в уши (это могут быть спички, пуговицы, мелкие детали от конструктора и так далее), что приводит к разрыву барабанной перепонке, образованию на ней рубцов и грубых сращений.

Отдельно стоит упомянуть тугоухость у новорожденных детей – ее диагностируют непосредственно в роддоме. Такой тип рассматриваемого патологического состояния может развиться у малыша в том случае, если мама во время беременности переболела опасными инфекциями – к таковым относятся грипп, токсоплазмоз, краснуха, герпес.

Как правило, врожденная тугоухость протекает в тяжелой форме, но по статистике именно это нарушение слуха в детском возрасте встречается крайне редко.

Нейросенсорная тугоухость у детей может появиться после перенесенного гриппа (особенно если лечение сводилось к несанкционированному приему антибиотиков), на фоне травмы головы. Но как правило, подобное снижение слуха наблюдается уже в более старшем детском возрасте, поэтому ребенок сам может указать на появившуюся проблему.

Чаще всего снижается слух с годами, родители и врачи, как правило, не распознают тугоухость на ранней стадии развития и поэтому диагноз ставится не сразу, а лечение начинается с опозданием.

Детская тугоухость кондуктивного типа

Обычно причиной развития такого вида нарушения слуха является воспалительный процесс, протекающий в среднем ухе – отит, протекающий в хронической форме. Тугоухость такой степени может развиться на фоне серной пробки – это самая безобидная причина снижения слуха у ребенка, потому устраняется одним посещением ЛОР-врача. В кабинете специалиста серная пробка удаляется путем промывания, слух восстанавливается практически сразу.

Симптомы тугоухости нейросенсорного типа

В этом случае отмечается патологическое поражение слухового анализатора нервной системы. Часто тугоухость у новорожденных диагностируется на фоне гидроцефалии, при родовой травме или перинатальной патологии.

Рассматриваемый вид тугоухости в детском возрасте может протекать в разной тяжести:

  • Симптомы первой степени – малыш абсолютно не слышит тихие звуки, а обычную разговорную речь взрослых ребенок не сможет различить в шумной обстановке. В обычных условиях ребенок с 1 степенью нейросенсорной тугоухости слышит разговорную речь с расстояния 6 метров, а шепот – с 1-3 метров. При развитии рассматриваемой степени тугоухости у ребенка обязательно будут присутствовать нарушения речи, малыш постоянно переспрашивает взрослых.
  • Симптомы второй степени – ребенок не различает средние и тихие звуки. При обследовании врач выявит, что обычную разговорную речь малыш услышит только с четырехметрового расстояния, а шепот – только при условии произношения звуков возле самого уха. Ребенок достаточно плохо разговаривает, его ответы на вопросы взрослых заключаются в словах «да/ нет/ не знаю».
  • Симптомы третей степени – ребенок абсолютно не слышит шепот, а обычную разговорную речь различает только с метрового расстояния. Малыш с третьей степенью нейросенсорной тугоухости начинает разговаривать очень поздно и непонятно. Он редко реагирует на обращенную к нему речь, только если ему не прокричать что-то возле уха.
  • Четвертой степени – ребенок практически ничего не слышит, его речь не развивается абсолютно. Такое состояние граничит с полноценной глухотой.

Пути решения проблемы

В некоторых случаях, если причиной рассматриваемого состояния являются не патологические поражения слухового отдела нервной системы, врачи назначают детям комплексное лечение. Оно подразумевает:

  • введение лекарственных препаратов – назначают сосудистые средства, ноотропы, витамины группы В, мочегонные травы (снижение внутричерепного давления), но в строго индивидуальном порядке;
  • проводят курсы рефлексотерапии микротокового характера – активизируются речевые зоны головного мозга, улучшается кровоснабжение улитки внутреннего уха, нормализуется тонус сосудов головного мозга;
  • специализированные занятия с логопедом, который не только «ставит» речь малыша, но и исправляет дефекты в произношении отдельных звуков, посещение курса лечения у психолога – это поможет улучшить развитие ребенка, даст ему шанс нормально разговаривать и понимать обращенную к нему речь, стать обучаемым и социально адаптированным.

Если же лечение не дает улучшения, то ребенку будет подбираться слуховой аппарат. Это происходит в индивидуальном порядке, с учетом многих факторов.

Если у новорожденного появились симптомы тугоухости и началось снижение слуха, это не повод записывать его в инвалиды и лишать нормальной жизни, помещая в специализированные интернаты. Современная медицина может предложить эффективное лечение, а опытные логопеды и психологи подготовят ребенка к социуму, обеспечат ему полноценную жизнь и общение со сверстниками.

Комментарии и мнения читателей:

Популярное на сайте

Лечение заболеваний уха горла и носа,

инфекций лор органов

ГорлоУхоНос.ру - сайт о ЛОР-заболеваниях. Симптомы и лечение болезней, диагностика и причины возникновения, народные средства, профилактика, осложнения.

– Очень часто в своей работе детского психолога я сталкиваюсь с жалобами родителей на сложности воспитания, в частности такими: почему нужно десять раз повторять одну и ту же просьбу? Почему ребенок слышит и выполняет мое требование только тогда, когда я уже начала кричать? Почему часть моих просьб вообще игнорируется, как будто я и не просила ни о чем? – говорит Виттория.

Все подобные вопросы касаются одного явления, которое называется «избирательная глухота». Конечно, речь не идет о физическом нарушении слуха у ребенка, ведь приятные просьбы, ласковые слова, интересные беседы взрослых ребенок прекрасно слышит и правильно реагирует на них. Однако нарушение все же есть, но оно лежит совершенно в другой области – области коммуникаций. Оказывается, что не всегда бывает просто донести свою просьбу до ребенка так, чтобы он ее услышал и сразу же начал исполнять.

Причины

Одной из причин игнорирования ваших просьб ребенком является его возраст и особенности нервной системы . Понаблюдайте за малышом, который занят крайне интересным для него делом. В этот момент для него действительно не существует ничего вокруг. И если в этот момент озвучить просьбу, каковы у родителя шансы быть услышанным? Они практически равны нулю. Кроме того, быстро, как взрослый, переключаться с одного вида деятельности на другую ребенок просто не в состоянии, поэтому указание закончить игру на планшете и идти мыть руки перед обедом, скорее всего, останется без ответа.

Мама четырехлетней Иры жалуется, что девочка никогда не слышит с первого раза ее просьбы. На приеме выясняется, что в основном проблема касается ситуаций, когда Ирочка сидит у телевизора или играет на планшете. Прямо в моем кабинете устраиваем эксперимент – мама включает ребенку мультик. Иришка полностью погружается в просмотр. Через небольшое время по ее отрешенному виду становится понятно, что действие на экране полностью поглотило ребенка. Договариваемся с мамой, что в следующий раз перед началом просмотра Ире будет сказано, до какого места она может смотреть мультфильм, а также мама должна рассказать ей, что они будут делать после того, как просмотр будет закончен – идти за стол, собираться на улицу и т.д. Эффект от таких простых действий оказался очень результативным.

История из жизни

Простые правила

Правила помогут вам легче доносить до ребенка дошкольного возраста свои пожелания. Если ребенок занят чем-то увлекательным, а вам требуется, чтобы он закончил свое дело и выполнил вашу просьбу, не кричите из другой комнаты в надежде, что будете услышаны. Для начала дойдите до малыша. Посмотрите, что его так увлекло. Если есть время, задайте ему пару вопросов, относящихся к его занятию. Ваше внимание настроит ребенка на позитивный лад.

После этого постройте свою фразу следующим образом: «Я вижу, ты очень увлечен постройкой гаража. Ты уже сложил два этажа, а впереди еще столько работы – нужно построить пандус для заезда машин, организовать здесь мойку и заправку! Ты все так здорово придумал! Давай не будем разбирать эту постройку, она очень классная. Но сейчас пришло время обеда, и пора заканчивать игру. Тебе нужна еще пару минут, чтобы достроить третий этаж, или ты уже сейчас можешь прерваться, чтобы идти мыть руки?»

Таким образом взрослый показывает ребенку, что его игра – это важное и интересное дело. Он дает возможность закончить ее, а не бросать тут же, предупреждает о дальнейших событиях заранее. Все эти действия увеличивают шансы на послушание многократно!

Конечно, далеко не всегда мы располагаем достаточным временем, чтобы вести длинные беседы с ребенком перед тем, как озвучить свою просьбу. Возьмите на вооружение следующий способ: обнимите ребенка за плечи или дотроньтесь до руки, посмотрите в глаза, назовите по имени и начните свою просьбу словами: «Маша, сейчас очень важно, чтобы ты меня послушала. Мы опаздываем в поликлинику, поэтому прямо сейчас нужно отложить игрушки (ты сможешь доиграть в эту игру вечером) и надевать платье и носки. Они уже ждут-не дождутся тебя на диване».

Очень важно похвалить ребенка, если он сразу послушался. Причем лучше всего сказать: «Как здорово, что у меня растет такая внимательная девочка! Мне не нужно было повторять десять раз свою просьбу: я всего один раз попросила, а ты сразу услышала. Какая же ты молодец! Теперь мы наверняка успеем к врачу, а по дороге я расскажу тебе интересную историю».

Если «глухота» сопровождает непослушание

Ко мне на развивающие занятия для малышей ходит няня с двухлетним Даней. Это очень смышленый мальчик, привыкший всегда добиваться от взрослых желаемого. Когда какое-то из заданий кажется ему не очень интересным, он начинает бегать вокруг общего стола и опрокидывать детские стульчики. Няня бросается за ним в погоню, выкрикивая: «Даня, перестань! Даня, так нельзя!», при этом умиляясь его детской непосредственности и улыбаясь. Так продолжается до тех пор, пока все стульчики не улягутся ножками вверх или пока няня все же не догонит Даню. При этом малыш воспринимает данную ситуацию как веселую игру и даже не собирается слушаться.

История из жизни

Понаблюдав за этим поведением несколько занятий, я договорилась с няней, что отныне она больше не будет гоняться за мальчиком (таким образом, мы исключаем элемент игры и веселья). Вместо этого она объявит Дане, что тот должен будет сам поднять каждый стул, который уронит (так ребенок столкнется с последствиями собственных действий).

Первый раз Даня искренно не понимал, почему никто не обращает на него внимания и уложил на пол всего три стула из шести. И сначала очень не хотел ставить их на место. Однако няня с моей помощью была настойчива. К слову сказать, Дане потребовалось еще два занятия для полного преодоления привычки к опрокидыванию стульчиков. А няня приобрела важный опыт: для того чтобы ребенок услышал просьбу, важно самому относиться к ней серьезно, а также всегда сталкивать малыша с последствиями собственного непослушания. Этот способ всегда эффективнее нравоучений.

Напоминания, которые не работают

Как быть с просьбами, которые относятся к выполнению ежедневных бытовых действий, например, мытье рук после прогулки, чистка зубов перед сном, уборка игрушек? Порой родители прикладывают поистине титанические усилия для того, чтобы приучить детей делать это без напоминаний, и уж тут избирательную глухоту можно встретить чаще обычного.

Чтобы не повторять ежедневно бытовые просьбы, заведите карточки с картинками, на которых будут изображены необходимые действия. Так, в коридоре можно повесить карточку с ровно стоящей обувью, аккуратно висящей одеждой и изображением ребенка, моющего руки. В игровой – карточку с игрушками, расставленными по местам и т.д. Такие изображения помогают дошколятам не забывать домашние правила. И вместо «Я сколько раз говорила, что нужно мыть руки после прогулки!» можно обойтись просто указательным жестом в сторону висящих картинок.

Доходчивые просьбы

Как часто вы используете такие общие указания как: «Уберись здесь!», «Прекрати!», «Веди себя прилично!» или просто окрик по имени? Подобные формулировки звучат очень смутно и расплывчато – ребенок не всегда может точно понять, что вы хотите от него в данный момент. Поэтому ему проще всего их просто проигнорировать, включив «избирательную глухоту», нежели пытаться исполнить неясную инструкцию.

Конкретные простые указания помогают ребенку легче сконцентрироваться и понять, что от него в точности ожидают. Вместо «Уберись тут!» произнесите: «Сложи эти машинки в коробку, а книжки поставь на полку». Вместо «Веди себя прилично!» скажите: «Пожалуйста, разговаривай обычным голосом и тише». Окрик по имени замените фразой: «Я хочу, чтобы ты подошла и взяла меня за руку».

Еще один способ борьбы с «тугоухостью» – предупреждение о последствиях. Например: «Сейчас я хочу запустить посудомойку. Тот, кто не принесет мне свою посуду, будет мыть ее вручную». Или: «Время убирать игрушки. А кто не услышит, что пришло время уборки, вечером будет сидеть без игрушек. Потому что у нас есть правило – кто игрушки не убирает, тот с ними больше не играет». Подобные формулировки лишают вас необходимости сто раз повторять одну и ту же просьбу.

Чтобы дошкольник мог сам контролировать время, когда ему заканчивать игру, просмотр мультфильмов или любое другое интересное занятие, подарите ему песочные часы – на них наглядно видно течение времени. Имея перед глазами это полезное устройство, ребенок уже не сможет «забыть», что время игры подходит к концу и скоро нужно будет заняться чем-то другим по вашей просьбе.

Для комфортного существования человек одарён пятью чувствами - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Но именно зрение и слух всё же относят к важнейшим функциям организма, так как без этих навыков качество жизни человека сильно ухудшается, и познавать мир в полной степени становится практически невозможно. Ребёнок, появляясь на свет, ещё не умеет выражать свои чувства и эмоции, поэтому слух крайне важен для малыша. Ведь развитие речи напрямую связано со слухом. Но, к сожалению, бывает так, что ребёнок не слышит. В таком случае очень важно вовремя выявить нарушение слуха у ребёнка и попытаться в кратчайшие сроки устранить причину. Если же нарушение функций слуха решить невозможно, важно помочь крохе познать мир иными путями.

В медицине существует два определения проблем со слухом - это тугоухость и глухота.

Тугоухость - это определённая степень понижение слуха. Восприятие речи затруднено, но в основном оно возможно. Как правило, человек слышит громкую речь или близко стоящего человека. Обычно при таком диагнозе хорошо помогает слуховой аппарат.

Глухота - это снижение слуха или грубо говоря полное его отсутствие. Человек практически не реагирует на звуки (редко может услышать сильно громкий звук) и не воспринимает речь других людей. В данной ситуации слуховые аппараты бессильны.

Заболевания, связанные с проблемами слуха, разделяются на следующие группы:

1. Врожденное.

2. Наследственное.

3. Приобретенное.

Причины, почему ребёнок стал плохо слышать?

Ребёнок на самом деле может плохо слышать по следующим причинам:

  • хронические и острые воспалительные процессы слухового аппарата.
  • перенесённые инфекционные заболевания у будущей мамы ( , токсоплазмоз, грипп в первые 3 месяца беременности);
  • осложнения инфекционных заболеваний (менингита, энцефалита, );
  • применение определённых медикаментов и антибиотиков;
  • асфиксия новорожденного или родовая травма;
  • черепно-мозговые травмы;
  • недоношенность;
  • наличие наследственных заболеваний;

Проблемы со слухом могут возникнуть у ребёнка в любом возрасте по различным причинам. Существуют сенсоневральные и кондуктивные и нарушения.

Проблема, связанная с внешним и средним ухом, заключающаяся со сложностью передачи звуков, это кондуктивное нарушение. При этом внутреннее ухо функционирует правильно. Такие нарушения излечимы.

Типичные кондуктивные нарушения слуха у детей

1. Сера. Детские ушки маленькие и ушной проход в них соответственно совсем узкий. Ушная сера собирается в этом проходе, образовывая серную пробку. Эта пробка блокирует доступ звука к барабанной перепонке. Всё лечение данной проблемы заключается в промывании ушка. Но не делайте эту процедуру самостоятельно, здесь вам поможет только врач отоларинголог.

2. Инородное тело. Детки очень любят экспериментировать с мелкими деталями или остатками пищи, запихивая их в носик или ушко, блокируя тем самым доступ звука к барабанным перепонкам. Извлечь такую детальку из уха поможет только врач.

3. Вода. Все малыши любят банные процедуры. Плескаться и играть в водичке одно удовольствие, но иногда такие процедуры заканчиваются такой неприятностью как потеря слуха. Вода, если осталась в ухе, вызывает воспаление слухового прохода.

Последние новости

Слух – функция, без которой трудно себе представить нашу жизнь. Звуки природы, музыка, любящий голос мамы – все это мы воспринимаем через слуховой анализатор. Но что делать, если вдруг малыш не слышит?

Сначала нужно диагностировать, а глухота ли это? Для этого я вам вкратце расскажу, как развивается восприятие речи малыша на первых этапах жизни.

Первая стадия общения ребенка с внешним миром является крик. С криком малыш рождается, криком дает понять, что ему что-то не нравится. Вначале, так он только привлекает к себе внимание окружающих. Потом начинает учиться общаться. Например, малыш кричит, когда зовет маму, потом затихает и ждет, когда она придет. Если мамы нет, он кричит еще раз. Это, можно сказать, определенный диалог.

1 месяц

Примерно к концу первого месяца малыш реагирует на обращение к нему, на общение. Если Вы станете с ним разговаривать, он сосредоточится, будет внимательно на вас смотреть.

2 месяца

В этот период малыш отвечает улыбкой на обращение к нему. К середине второго месяца ребенок начинает строить гримаску, пытаясь улыбнуться. А к концу второго месяца малыш полноценно улыбается и у него меняется интонация крика. По определенной интонации мама может определить, что хочет ее кроха. Разными видами крика ребенок говорит о том, что ему сыро, холодно, голодно, страшно, больно и т.д. Даже когда малыш может говорить, он периодически использует крик.

3 месяца

Малыш оживляется, когда с ним общаются и улыбаются, реагирует «агуканьем». В основном, в «агуканье» превалируют гласные звуки и согласные «г», «к», «н». Формирование речи начинается до появления первых слов. «Агуканье» так же называют «гулением». Возникает оно вначале третьего месяца. Малыш произносит такие звуки как агу, гы, гэ, агы и др. Интересный факт, но дети всего мира агукают одинаково. Малыш играет звуками, учится произносить новые. Малыш не просто гулит, а зачастую смотрит при этом Вам в глаза. Во время этого процесса малыш учится координировать голос и взгляд одновременно. Старайтесь общаться с малышом, подражая его гулению.

4 месяца

В это время можно услышать первый смех малыша. Появляется он в результате общения со взрослыми. Вначале он кратковременный, но к концу четвертого месяца малыш может смеяться продолжительно.

5 месяцев

6 месяцев

Малыш произносит свои первые звуки «ба», «ма», «да». Это детский лепет. Вначале слоги лепета произносятся отдельно, словно случайно. Потом он достаточно часто повторяет одинаковые слоги. Активизировать гуление можно чтением ребенку стишков (очень простых), пением несложных песенок, много – много разговаривайте, обращаясь именно к нему. В этот момент малыш должен быть у Вас на руках и видеть движение губ. Ребенок всегда стремится к общению со взрослыми. Общение с малышом самый действенный способ к его обучению. Говорите с ним эмоционально. Ребенок начинает понимать интонацию, реагировать на обращение, узнает голоса родных.

7 месяцев

Ребенок пытается привлечь внимание звуками. Для него это игра.

8 месяцев

Начинается «лепет». Это когда ребенок повторяется слоги: «ба-ба», «ма-ма», «да-да», «па-па». Малыш пользуется такими согласными как «п», «м», «б», «к», «г» и гласные – «э», «а».

9 месяцев

Малыш играет в ладушки, общается жестами.

10 месяцев

Ребенок в этот период может произносить 1-2 слова (из серии лепетных). Они должны произноситься в определенной ситуации и малыш должен понимать их значение. Такие слова как «мама», «папа», «баба».

11 месяцев

Малыш оперирует уже тремя словами (из серии лепетных). Может больше. Эти слова так же малыш понимает и использует в определенной ситуации. К этому времени кругозор ребенка расширяется.

1 год

В этот период малыш пользуется примерно 8 словами (из серии лепетных). Понимает слова, понимает значение слов, которые ему говорят, понимает простые просьбы такие, как «на», «дай», «нет», «нельзя».

Определить нарушения слуха у малыша можно самостоятельно уже на 5 месяце. В результате того, что ребенок не слышит своего голоса и голосов окружающих, он не играет с интонацией не «поет». Затем к 6 месяцу у него не появляются первые звуки: «ба», «ма», «да». Самостоятельное развитие речь у ребенка останавливается, так как нарушен слуховой анализатор, ребенок не получает стимуляции к дальнейшему использованию голоса.

Но даже если ваш малыш по какой-либо причине не произносит эти звуки во время не стоит отчаиваться. Проведите первую диагностику слуха сами.

Метод 1

Возьмите шумящую игрушку (погремушку, «говорящую» игрушку) и погремите ей сзади малыша, только сделайте это так, что бы ребенок ее не видел. Если у малыша со слуховым анализатором все в порядке, то он будет реагировать на шум (заплачет или начнет искать игрушку).

Метод 2

Возьмите четыре пластмассовых яйца из-под «Киндер-сюрприза»: в первое насыпьте манную крупу или муку, во второе – гречневую крупу, а третье и четвертое оставьте пустыми. Затем возьмите в одну руку яйцо с манной крупой, а во вторую пустое, поднесите к голове малыша на уровне ушей и одновременно потрясите. Если ребеночек поворачивает глаза или голову к яйцу с манкой – значит слуховой анализатор в норме. Если же первый опыт результата не дал, возьмите яйцо с гречневой крупой, а во вторую пустое и аналогичным образом поднесите к голове малыша и потрясите. Если в этом случае ребеночек среагировал на шум в яйце, то волноваться не стоит.

А вот если ни один из вышеописанных опытов не дал положительного результата обратитесь к сурдологу. Специалист проведет полную диагностику слуха и скажет прогнозы. Так же сурдолог поможет правильно подобрать и настроить слуховой аппарат, что поможет в дальнейшей реабилитации ребенка.

Многие родители не правильно реагируют на диагноз. Начинают пытаться лечить, водят к бабкам и ворожеям, пытаются найти лучших врачей. Но все это занимает драгоценное время которое так необходимо для реабилитации и адаптации ребенка к окружающему миру.

Как только вам стал известен диагноз «сенсоневральная тугоухость» или «сенсоневральная глухота» нельзя терять ни минуты – сразу же надо приступать к корекционно-педагогическим мероприятиям. Специалисты помогут ребенку овладеть речью, чтением, письмом, помогут развить моторику, мышление. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем лучших результатов можно будет достичь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.