4 мес мальчик. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке

Малыш, переросший 3-месячный рубеж, существенно отличается от себя прежнего. Такой младенец уже не только уверенно держит голову и поворачивает шею, а лежа на животе подолгу держит плечевой пояс приподнятым (коза кобры). Он реагирует на все звуки и отлично различает мимику взрослых. В плаче, ты наверняка замечаешь, его интонации сильно разнятся: от обиженно-грустных, до задорно-скандальных. Но главное - малыш уже не только плачем общается с окружающим миром. С 4 месяца у большинства детей появляется так называемая младенческая речь - агуканье. Оно может быть веселым, увлеченным, весьма содержательным, и, конечно, бесконечно умильным для мамы. Почаще устраивай "диалоги" с ребенком - ему польза, а тебе - колоссальное удовольствие.

В этом возрасте самая любимая игрушка младенца - он сам. Малыш с интересом рассматривает свои пальцы на руках, пытается синхронизировать их движения. Однако, другие игрушки по возрасту также будут очень кстати, но об этом поговорим чуть позже.

Если ребенок в 4 месяца пытается сесть самостоятельно

Еще раз хочется подчеркнуть: ни в коем случае нельзя "помогать" малышу высаживанием. Даже, если ты изо дня в день наблюдаешь мучительные попытки карапуза усесться самостоятельно (редко, но бывает, что уже в столь раннем возрасте дети начинают садиться), ни в коем случае не помогай и не педалируй этот процесс. Ребенок сможет усесться тогда и только тогда, когда его кости, суставы, мышцы и сухожилия будут к этому готовы. Если малыш сумел сесть сам – отлично, поздравляем его и тебя, но если у него пока не получается – не помогай, значит, время еще не пришло. Пусть кроха еще немного окрепнет, а ежедневные, пусть пока и безрезультатные, попытки сесть – лучшая тренировка для него сейчас.

И не стоит принимать близко к сердцу рассказы соседок о том, что якобы у кого-то ребенок ползает в 4 месяца, а то и вовсе ходит. Далеко не каждый малыш в этом возрасте способен самостоятельно переворачиваться, и это тоже норма!

Ребенку 4 месяца: нужно исключить дисплазию тазобедренных суставов

Как только ребенок достигнет возраста полных 3 месяцев, его в обязательном порядке нужно показать детскому ортопеду. Потому что именно в этот период может быть выявлено серьезное и опасное, пока совершенно незаметное заболевание - . В возрасте 3 - 7 месяцев она лечится довольно легко, в то время как в старшем возрасте лечение доставляет ребенку страдания и тормозит его физическое развитие. Если же оставить заболевание непролеченным в детстве, во взрослом возрасте человеку может грозить инвалидизация.

Неприятность состоит в том, что невооруженным взглядом дисплазию тазобедренных суставов определить невозможно, поэтому абсолютно все поголовно нуждаются в осмотре ортопеда, а также в УЗИ-диагностике (иногда наличие или отсутствие диагноза может подтвердить только рентген). Чаще данный порок наблюдается у девочек, насторожить маму могут следующие признаки: асимметроия паховых складок, неравномерное отведение согнутых в коленах ножек, когда ребенок лежит на спине, щелчки при отведении. Но все это - лишь народные признаки, ребенка (в том числе и с виду абсолютно здорового) обязательно должен обследовать специалист.

Режим дня ребенка в 4 месяца

В жизни малыша появляется много новых возможностей, ему уже нужно больше времени на игры и общение. Поэтому спать он будет все меньше, а освободившееся время начнет использовать с толком. Предлагаем тебе присоединиться.

Сколько спит ребенок в 4 месяца

Суточная норма сна ребенка жизни составляет 15 - 18 часов. Из них основная часть, разумеется, приходится на ночь. То есть непрерывно (просыпаясь только на кормления) ребенок должен спать ночью около 12 часов. Остальное время разбивается на равные промежутки днем на "усмотрение" крохи - 2 или 3 дневных сна, а может и недолгие периоды сна после каждого кормления (обычно ребенок ест около 5 раз днем и 2 - 3 - ночью).

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем чувство баланса

Игра 1. «Катание на мяче»

В этом возрасте у малыша появляется множество новых двигательных навыков, однако ему пока трудно сохранять равновесие в некоторых позах из-за отсутствия координации рук и ног. Игра направлена на развитие чувства баланса.

Вам понадобятся

Надувной мяч (фитбол) диаметром 70–80 см, мягкая пелёнка, ковёр или одеяло в качестве мата.

План игры

1. Положите малыша животом на мяч. Одну руку положите ему на спину, а другой придержите обе ноги. 2. Осторожно покачайте мяч вперёд, потом назад, а затем вправо и влево. 3. Переверните ребёнка на спину и уложите на мяче так, чтобы его голова не запрокидывалась. Повторите те же движения в этом положении. 4. Снова положите малыша на животик и, слегка надавливая на поясницу и ягодицы, сделайте так, чтобы мяч начал пружинить под ребёнком. Во время выполнения этого упражнения придерживайте ножки.

Родителям на заметку

1. Заниматься на мяче нужно не раньше, чем через 1,5 часа после кормления. 2. Если малышу нравится соприкасаться с поверхностью мяча лицом, а также голыми руками и ногами, можно обойтись без пелёнки. 3. После каждого занятия мяч необходимо мыть или протирать влажной губкой. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2-7,8 кг при росте 61,8-66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6 - 7,2 кг и 59,9 - 64,3 см*.

Самые «быстрые» дети уже могут самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще не достаточно ловкие. Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут. Он может играть со своими ручками и ножками несколько минут подряд, повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало - любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают лица людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски. Но самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы и гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок. Если мама говорит, старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Питание

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6-8 кормлений и 900-1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки*. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Начинать введение прикорма следует с очень небольших порций: 10 г овощных пюре и 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору). Постепенно увеличивайте количество прикорма до 50 г в день. Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт. Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7-10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно приготовить ему рисовую или кукурузную кашку, разведенную грудным молоком (или смесью).

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Уход за ребенком

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» - и можно начинать.

Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их.

Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны.

Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться. Напевайте веселые “спортивные” песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами.

Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

Положите в каждую руку малыша пищащие игрушки, которые можно легко сжимать. Постепенно он научится сжимать обе игрушки одновременно. Такие игры отлично помогают детям научиться принимать решения и координировать действия.

Помогите ребенку исследовать разные части его тела. Наденьте на ножки крохи яркие носки. Сначала он будет их рассматривать, а потом попытается схватить ногу и даже снять с нее носок. Не забудьте похвалить малыша, когда ему удастся это сделать.

Дети в этом возрасте обожают играть в «звуковые» игры: порычите, как лев, или попыхтите, как паровозик. Если ваш малыш издает какие-нибудь звуки - повторяйте их, имитируя мимику ребенка. Делайте паузы, чтобы малыш мог вставить свое «слово». Он обязательно оценит ваши попытки «поговорить» на его языке, и, заодно, узнает правила построения диалога.

Сон

В этом возрасте дети спят 17-18 часов в сутки*.

Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение.

Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе. Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке.

Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности.

Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места. Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

Ребенку 4 месяца: какие изменения ждут малыша к четырем месяцам жизни?

Вашей крохе уже пошел четвертый месяц. Начинается новая ступенька в развитии маленького человека. Изменения видны невооруженным глазом: внешне малыш становится более гармоничным и пропорциональным, он все меньше похож на того смешного «головастика», которого вы забирали из роддома. Но еще большие перемены ждут кроху в психологическом развитии.

Вы наверняка заметили, что каждый день для вашего малыша – это время чудесных открытий, познания чего-то нового об этом пока таком непонятном мире. Кроме того, ребенок приобретает все новые и новые навыки. Конечно, нам, взрослым, они могут показаться совсем простыми, но, поверьте, для маленького человечка это настоящие достижения!

Малыш растет… И вместе с ним растет беспокойство родителей: а все ли я делаю так? Правильно ли я веду себя с малышом? Не отстает ли он в развитии от сверстников? Как помочь своему ребенку правильно и полноценно развиваться? Эти и миллионы других подобных вопросов ежедневно крутятся в голове у мам и пап.

Как бы там ни было, дорогие родители, помните одно важное правило: сейчас малыш больше всего нуждается в вашем внимании, чуткости и, конечно же, любви. Впрочем, эти задачи останутся сверхактуальными и в последующие несколько лет.

А сейчас давайте попробуем разобраться, какие же изменения ждут вашего кроху на четвертом месяце жизни?


Прибавка в весе за четвертый месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра. То есть, в среднем вес малыша в этот период составит около 6300-6800 граммов, а рост — в пределах 60-65 сантиметров. Естественно, эти показатели очень усредненные, и точно им соответствовать ваш малыш вряд ли будет. Помните, что каждый ребенок – индивидуален, он может набирать вес и расти быстрее или медленнее нормы. Обратитесь к специалисту в том случае, если кроха совсем не набирает вес, или слишком перебирает допустимые показатели.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. А вот рост до года останется стабильным: около 2-3 сантиметров в месяц.

Начиная с четвертого по шестой месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Совсем скоро, через каких-то четыре-пять месяцев, ваш кроха сможет вставать и покажет, на что они способны!

Начинают активно расти волосы. При этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам. Скорее всего, они будут сильно отличаться по цвету от своих предшественников. Такая смена волос будет длиться один-два месяца. Кстати, вполне вероятно, что в это время изменится и цвет глаз ребеночка.

Параллельно с волосами активно начинают расти ногти. Родители обязательно должны вовремя их подстригать – длинные ноготки на руках могут послужить причиной микротравм и расчесов. Обычно малыши не очень рады таким «срезательным» процедурам. Впрочем, никто и не обещал, что будет легко.

Надо быть готовыми к тому, что в этом месяце у крохи могут начать прорезаться первые зубки. Помогите своему малышу – предлагайте ему специальные кольца-прорезыватели. Такие приспособления созданы для того, чтобы их сосать, жевать, и таким образом разминать десны. В случае если первые зубки уже начнут «проситься» наружу, у малыша начнет выделяться много слюней. Обильное отделение слюны может вызвать сыпь на подбородке. Если вы заметили подобное явление – обратитесь к детскому врачу, он поможет вам легко справиться с проблемой.

Главным органом познания мира для крохи сейчас является рот. Малыш может привыкнуть постоянно сосать пальчики. Специалисты рекомендуют уже сейчас отучать ребенка от этой привычки, чтобы избежать неправильного формирования челюстей.

Большинство детишек на четвертом месяце жизни становятся более активными. Их движения разнообразны: попытки ползания с помощью ручек и ножек, перевороты со спинки на животик и обратно, подобие сидению в опоре на подушки, и даже первые шажочки при поддержке мамы. Конечно, для полноценного сидения кроха еще не готов – его позвоночник и мышцы пока не окрепли для такой нагрузки. Поэтому не стоит раньше времени пытаться усадить своего карапузика – такие «пробы» могут ему навредить. При этом можно и нужно помочь крохе укрепить мышцы спинки, животика и ручек с помощью простого упражнения: подставьте свои пальцы ребеночку так, чтобы он был в состоянии ухватиться за них, и медленно поднимайте свою руку, а вместе с ней и кроху. Когда ребенок поднимется, на несколько секунд задержите его в сидячем положении и осторожно опустите обратно на спинку.

В основном в этот период жизни малыши учатся переворачиваться на животик. Чтобы помочь крохе в этой непростой задаче, попробуйте завести одну ножку за другую и подтолкнуть его набок. В следующий раз подложите свою руку ребенку под плечики и понемножку качайте его со стороны в сторону.

А тем временем малыш уже может поднимать свои ножки так высоко, что ручки способны дотянуться до коленок или даже пальчиков. И, если ранее во рту были только пальчики рук, совсем скоро малыш сможет посасывать и пальчики на ножках.

Обычно на четвертом месяце жизни малыши делают первые попытки ползать. Такие движения помогают крохе перемещаться на маленькие расстояния, чтобы самому добраться до интересной ему «штучки». В положении лежа на животике, карапуз приподнимается на локотках, и при этом пытается ножками оттолкнуться от пола. Специалисты говорят, что половина малышей начинают свои «поползновения» назад, а не вперед. Скорее всего, так им проще ползать.

Движения крохи становятся более стабильными, постепенно исчезает присущая ранее поза напряженной шеи, голова держится по средней линии, не заваливаясь. Малыш тянет ручки к игрушкам и всем интересующим его предметам, охотно хватает все, что попадается в его поле зрения, ощупывает предметы. Если вы дадите карапузу погремушку, он схватит ее, будет крепко держать в ручке, долго и с интересом осматривать и ощупывать со всех сторон. Когда что-то сильно радует или, наоборот, злит кроху, он делает «мостик» — сильно прогибает спинку.

Самая интересная игрушка для четырехмесячного карапуза — это он сам. Что может быть занимательнее, чем коснуться своего носика, подергать себя за волосики, ощупать личико, и, конечно же, залезть в рот ручками! Такие простые и незатейливые операции приносят всегда интересные новые ощущения. Малыш умеет соединять вместе обе ручки и с ними играть.

Захватив предмет с помощью двух ручек, младенец не сразу будет засовывать его в рот. Сначала кроха внимательно его рассмотрит, изучит. Малыш уже в состоянии определить, насколько далеко нужно протянуть ручку, чтобы взять интересующую его игрушку. Он изо всех сил старается выяснить разные свойства предметов – насколько они тяжелые, мягкие они или гладкие, как они звучат. Плюс к тому, на четвертом месяце жизни кроха уже замечает, что предметы исчезают или появляются.

У малыша появляются «любимые» игрушки. Об этом он не преминет сообщить вам, если вы дадите ему «не то». Кроха громко возмутится по поводу такого неуважения к его пристрастиям, и радостно загулит, наконец-то получив желаемое.

Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 - 40 сантиметров от него. Теперь же к концу четвертого месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров. Ребенок способен различать основные спектральные цвета. Глазки движутся более плавно, и теперь карапуз в состоянии легко следить за движущимся человеком или предметом.

Слух у ребенка в этот период развит почти так же, как у взрослого. Малыш реагирует на музыку, может определить источник звука, отличить мамину речь от папиной, с удовольствием слушает собственные звуки – чихание, кашель, бормотание. Те звуки, которые ему нравятся больше всех, он готов повторять снова и снова, делая их громче, тише, и забавляясь таким способом.

Также малыш начинает больше «разговаривать». Появляются попытки произнести открытые звуки «а» и «о». Первые согласные звуки крохи — неопределенные «б» и «п», а также «м», которая сливается с гласными, провоцируя подобие такому долгожданному «мама».

При появлении мамы или папы кроха их узнает, и сам приглашает пообщаться – смеется и громко гулит. При этом малыш подстраивается под ритм, темп и громкость вашего голоса. Если резко оборвать «разговор», карапуз расстроится и начнет плакать. Поэтому не стоит оставлять его одного, предварительно не переключив его внимание на любимую игрушку.

Когда малыш замечает, что вы хотите взять его на руки, он старается помочь вам всем телом – напрягается, пытается подпрыгнуть и подтянуться в ваши объятия.

Кроху занимает все, что имеет цвет и движется: домашние животные, листики на деревьях, машины. Он уже начинает узнавать родных: не только маму и папу, но и дедушек с бабушками, сестричек и братиков. На их лица он мгновенно реагирует радостной улыбкой.

Детки на четвертом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2-3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Время бодрствования все увеличивается. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

Но не стоит забывать, что малыши на четвертом месяце жизни могут очень сильно отличаться друг от друга, в том числе по уровню физического развития. У каждой крохи есть свой собственный график развития, и не стоит искусственно опережать события. Лучше всего помочь малышу развивать уже имеющиеся у него навыки: поворачивать головку, приподниматься лежа на животике, выпрямлять ножки, опираться на предплечья.


В первые три месяца жизни проявлялась прямая зависимость между настроением малыша и уровнем удовлетворения его физических потребностей - он плакал из-за того, что был голоден, или болел животик, или пытался «позвать» родителей. Теперь же, благодаря интенсивному развитию мозга, усовершенствованию работы нервной и пищеварительной систем кроха начинает живо интересоваться окружающим миром. А что там, за пределами его самого? Ох, как интересно!

Отныне любое действие карапуза имеет эмоциональный подтекст. Вот только опыта и широких возможностей для выражения своих эмоций, чувств и отношения к окружающим событиям у крохи еще недостаточно.

Более разнообразными становятся чувства малыша. Кроме известных ранее страха и голода, появляются (хоть и на короткие промежутки времени) интерес, досада, любопытство, удивление, разочарование. Чтобы постигать и изучать окружающую среду, карапуз должен с ней непосредственно взаимодействовать. Поэтому специалисты рекомендуют предоставить ему как можно больше возможностей для познания: везде брать его с собой, привлекать его к «помощи» при уборке или приготовлении еды. Это так важно для полноценного развития крохи! Любые события малыш сейчас переживает очень бурно: если ему плохо, то все совсем уж ужасно, а если хорошо, то все вокруг прекрасно!

Самая главная особенность этого периода жизни крохи — острая потребность в общении. Малышу уже недостаточно просто кушать и спать, ему необходимо внимание мамы и папы. Контакты с близкими и родными уже налажены: кроха узнает всех членов семьи, всем улыбается, радуется вниманию к себе, разговорам, играм, почти непрерывно гулит и лепечет. Но, конечно же, самые радостные и теплые улыбки по праву достаются маме и папе.

Общение доставляет малышу огромное удовольствие. Он поддерживает диалог, как может – агукает, улюлюкает, произносит отдельные звуки, повторяет вашу мимику, поддерживает темп и громкость голоса. Но общение для крохи сейчас не просто прихоть, а жизненно необходимая потребность. Поэтому не стоит надолго оставлять его одного, даже если он не плачет.

На этом этапе ребенок уже отлично понимает речь, обращенную к нему, хорошо чувствуя интонации разговора. Речевые навыки развиваются интенсивными темпами. Кроха очень много времени посвящает «тренировкам». Носогубные мышцы уже достаточно хорошо развиты, благодаря чему появляются первые гласные и согласные звуки. Малыш начинает реагировать на звук своего имени – замирает, поворачивает головку, прислушивается.

Кроха различает знакомые и незнакомые ему голоса. Услышав неведомый ранее голос, он может иногда испугаться и заплакать. Но чаще всего малыш с огромным удовольствием «знакомится».

Кроха в этом возрасте будет очень рад активным играм с родителями. Восторг вызывают папины «подкидывания» вверх, перевороты, щекотка, а также смешные рожицы или звуки. Но обязательно надо знать меру – избыточное возбуждение малыша может привести к испугу.

И обязательно помните, что залог нормального психического развития крохи — это крепкая эмоциональная связь с мамой и папой.


Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на четвертом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • узнает маму и папу и отдает им предпочтение перед остальными людьми;
  • распознает голоса знакомых ему людей и может отличить их от незнакомых;
  • самостоятельно может переворачиваться с животика на спинку и наоборот;
  • лежа на животике, легко поднимает верхнюю часть туловища, держит голову и поворачивает ее на весу влево-вправо;
  • с неподдельным интересом разглядывает все происходящее вокруг него;
  • «поет», выводит рулады, пытается произносить гласные и согласные звуки, первые слоги;
  • может схватить предмет одной или сразу двумя руками;
  • слышит звук своего имени и реагирует на него;
  • лежа на спинке, приподнимает головку и плечики;
  • различает и выделяет «любимые» игрушки среди «нелюбимых»;
  • в процессе кормления пытается играть с грудью или бутылочкой;
  • может по-разному реагировать на знакомые и незнакомые ему вещи, проявляя различные эмоции;
  • может порадовать вас первым зубиком;
  • умеет различать вкусы;
  • активно общается, смеется, гулит, а при резком прекращении игры плачет;
  • улыбается своему отражению в зеркале, изучает его;
  • различает цвет, форму, объем;
  • узнает знакомых даже в новом облике;
  • тащит все незнакомые предметы в рот;
  • ощупывает лица родителей, изучает их.


Каждая мама хочет помочь своей крохе развиваться гармонично. Для этого вам стоит прислушаться к простым советам:

1. Увеличьте время прогулок с малышом. Летом можно гулять 2-3 часа, а замой – до двух часов. Во время прогулок ребенок называйте все, что видит кроха: людей, деревья, дома, животных и т.п. Повторяйте за ребенком звуки, вводите новые.

2. Два раза в день – утром и вечером – делайте крохе массаж. Как его правильно делать, вас научит детский врач.

3. Придумайте специальный ритуал отхода ко сну: купание, колыбельная, нежные поглаживания. Такой ритуал надо соблюдать постоянно, и малыш будет лучше засыпать.

4. Играйте с крохой! Продолжайте игры, начатые ранее – используйте мешочки с разными материалами, большие красочные игрушки. Такие забавы не только порадуют малыша, но и помогут развитию мелкой моторики и тактильного восприятия.

5. Поддерживайте и стимулируйте интерес ребенка к познанию мира, давайте ему возможность увидеть и попробовать как можно больше. Не забывайте следить за тем, чтобы предметы в зоне досягаемости крохи были чистыми и без мелких деталей. Также старайтесь не перевозбудить малыша.

6. Добавьте новые упражнения: разведите ручки крохи в разные стороны, а потом скрестите их на груди (повторять несколько раз), поворачивайте ножки ребенка таким образом, чтобы его таз немножко повернулся. При этом малыш начнет поворачивать плечи и голову в ту же сторону. Помогите ему повернуться, слегка потягивая за ручку.

7. Купите крохе резиновые пищалки, издающие звук при сдавливании. Такие игрушки помогут развить ловкость и сноровку ручек. Чтобы развивать координацию и мышление, предлагайте ребенку разные погремушки, с тонкими или толстыми ручками, с кольцами.

8. Закрепите на стенке кроватки крохи небьющееся зеркальце. Увидите, с каким интересом и восторгом малыш будет наблюдать за своей мимикой, улыбаться своему отражению.

9. Поощряйте ползание крохи, стимулируйте его, «приманивая» игрушкой или непривычными для малыша вещами: кастрюлями, чашками, черпачками. Но, когда малыш подползает, не отодвигайте игрушку, чтобы не отбить желания ползать. После игры обязательно похвалите кроху, улыбнитесь, ласково погладьте.

10. Постоянно общайтесь с ребенком! В процессе разговора меняйте скорость и громкость речи, говорите разными голосами. Повторяйте «речь» крохи. Почаще зовите малыша по имени. Хлопайте в ладоши в такт музыке, меняйте медленную и быструю музыку, ее громкость, ритм.

11. Рассказывайте крохе сказки, стишки, потешки. Делать это надо не монотонно, а эмоционально и ярко. Используйте веселые игры-потешки, например:

Ножки-топтыжки
Малыш лежит на спинке, а мама сгибает по очереди его ножки, а потом сводит и разводит ручки, приговаривая:
Ножки-топтыжки
Пошли молотить, 
Ручки-грабельки
Сено воротить.

Толкачики-рогачики
Мама подводит согнутые ножки крохи к животику, переворачивает на бок, приговаривая: 
Толкачики – рогачики, оп! 
Перевертушки!

Поехали!
Мама тянет кроху за ножки на себя:
Поехали – поехали за солью, за солью.

Ковалек
Мама постукивает по пяточкам крохи, напевая: 
Куй, куй, ковалек, 
Подай сапожок, 
На маленькую ножку 
Золоту подковку.

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных ниже симптомов, обязательно обратитесь к врачу:

  • если кроха безразличен к кормлению, не проявляет эмоций в ответ на человеческий голос или игру;
  • если вы наблюдаете подергивание лук и лица;
  • если малыш страдает постоянным нарушением сна;
  • если ребенок не реагирует на свет и звук, либо реагирует слабо.

И, конечно же, универсальный рецепт – любите своего кроху! И тогда он обязательно будет расти и развиваться, радуя своих родителей!

Малышу исполнилось 4 месяца. Настает новый этап его жизни. Уверенно освоив первые двигательные навыки, карапуз стремится узнать суть окружающих его вещей и научиться всему, что только возможно.

Какой он 4-й месячный малыш

Движения стали не только уверенными, но и осознанными. Теперь кроха уже без особых трудностей хватает подвешенные игрушки, тянется за предложенным предметом или руками, совершенствует технику переворотов со спины на живот и обратно. Руки и ноги уже достаточно скоординированы, чтобы в ближайшие 2 месяца начать ползать.

Мышцы спины окрепли и при помощи взрослого малыш может подняться в положение сидя, и ему это нравится. Но не стоит усердствовать. Любой двигательный навык должен приходить самостоятельно. Поднимая кроху за руки вверх, стоит ориентироваться на его возможности и не торопить события. Излишняя спешка может привести к нежелательным последствиям. Малыш обязательно сядет сам, но только после того, как мышцы его спины будут достаточно крепкими, чтобы поддерживать позвоночник.

Кроха изменился не только в своих умениях, но и в поведении. Все больше он требует общения. Улыбка, смех, лепет, разные интонации крика помогают карапузу лучше донести свое отношение к происходящему, а маме понять его желания. Ведущую роль в стимуляции эмоциональных и двигательных изменений теперь играют слух и зрение. Малыш узнает своих родителей и других людей не по запаху, а по голосу и виду.

Период между 4 и 5 месяцами жизни играет важную роль в формировании двигательных, эмоциональных и умственных навыков. Малыш еще не сидит, но уже вовсю стремится увидеть, что его окружает.

Изменился он и внешне. Вместо пуха на голове начинают расти гладкие волосы, постепенно закрываются, образовавшиеся за первые четыре месяца, залысины на голове. Ногти на руках и ногах стали твердыми, растут очень быстро. Следует следить за их длиной, чтобы малыш не поцарапался. У некоторых карапузов поменялся цвет глаз. Кто-то обзавелся складочками, кто-то вытянулся вверх. Уже хорошо прослеживаются особенности характера и тип темперамента.

Физиологические изменения и физическое становление

На пятом месяце жизни малыш все еще достаточно быстро набирает вес и рост. На ближайшие 30 дней целью становится 600 грамм массы тела и 1-3 см высоты. Практически все дети в этот период весят в два раза больше, чем при рождении. В среднем вес приближается к отметке 7 кг, а рост — к 64 см.

Созревание нервной системы позволяет крохе практически полностью отказаться от врожденных рефлексов и действовать исходя из собственных желаний. Умение управлять своими мышцами, осваивать навыки дает карапузу новые возможности, показывает, каким образом достичь поставленных целей.

Если первый зуб у малыша еще не появился, то к этому времени у большинства детей наблюдается усиленное слюнообразование. В норме, первый молочный зуб может появиться до 6-ти месяцев, поэтому в период между 4 и 5 стоит позаботиться о приобретении специальных игрушек-прорезывателей. Обычно они продаются в аптеке или в детском отделе в магазинах.

Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка

Нижняя граница веса Верхняя граница веса Нижняя граница роста Верхняя граница роста Средний показатель окружности головы Средний показатель окружности груди
Новорожденный мальчик 2,9 3,9 48 53,5 34,5 34,5
Мальчик в 5 месяцев 6,1 8,3 61,1 67 42,5 43
Новорожденная девочка 2,8 3,9 47,5 53,1 33,5 34
Девочка в 5 месяцев 5,9 7,7 60,8 66 41,5 42

Психоэмоциональное развитие

Наряду с физическими успехами малыш на 5-м месяце развития показывает крупные достижения в психоэмоциональном становлении. Кроха хорошо знает и узнает самых близких людей: маму, папу, бабушку, дедушку(если они часто находятся рядом). Именно в этот период дети начинают опасаться посторонних людей. Некоторые карапузы позволяют незнакомцам взять себя на руки, но при этом ведут себя настороженно, другие начинают капризничать и всеми силами пытаются вернуться в знакомое окружение. Формирование разделения людей на «своих» и «чужих» свидетельствует о зарождении базового доверия к окружающему миру, формировании основных психоэмоциональных установок.

Мир малыша

Мир ребенка состоит из тех людей, кого он видит достаточно часто. Мозг еще не может надолго удерживать образ, поэтому при редких визитах и общении даже близкие родственники переходят в разряд малознакомых людей, и потребуется некоторое время для признания ребенком в них родного человека.

Развитие органов чувств, в первую очередь, зрение и слух, позволяет крохе постепенно понимать значение разных интонаций. Сохранение психологического комфорта крохи в этот период требует от взрослых, находящихся рядом, контролировать свои эмоции и форму выражения своих чувств. Не стоит ругаться или злиться рядом с карапузом. Даже, если ваш гнев направлен не на него, он будет чувствовать себя не комфортно и обязательно отреагирует плачем. Эмоциональная стабильность крохи в этот период является важным элементом для равномерного и стабильного развития.

Социальный контакт

Все большую роль в развитии ребенка играет социальный контакт. Внимание со стороны взрослых, игры и диалоги способствуют многим важным психическим процессам. Малышу не просто нравится, когда с ним беседуют, он нуждается в общении, как в основном способе развития умственных способностей. Идет активное запоминание основных речевых форм, артикуляционных движений, возможностей передачи эмоции при помощи мимики и движений. Кроха уже уверенно произносит много звуков, стремится выстраивать слоговые цепочки. Находясь в приподнятом настроении, ваш малыш может издавать целые звуковые монологи на несколько минут.

До 4-х месяцев в большинстве случаев малыш прибегал к негативным эмоциям под воздействием физического дискомфорта. Холод, голод, сонливость, боль были стимулом для плача. Но теперь спектр эмоциональных проявлений стал шире, малыш может плакать от грусти, желания что-то получить или сделать. К плачу с разной интонацией прибавляются активные движения руками, жесты. Часто детки протягивают ручки к маме, когда хотят, чтобы их взяли.

Показателем развития нервной системы ребенка является умение крохи самостоятельно заняться игрушками на 5-10 минут. Возросшие двигательные способности и врожденная любознательность заставляют карапуза трогать, трясти и пробовать на вкус все, что находится в пределах видимости.

Развитие речи

Чтобы помочь малышу развить психоэмоциональную сферу стоит уже в этом возрасте перестать сюсюкать и коверкать слова. Речь, направленная на ребенка, должна быть чистой и внятной. Идеально разговаривать с ребенком лицом к лицу, чтобы кроме звуков карапуз видел вашу артикуляцию, мимику.

Постарайтесь называть своего ребенка только по имени. Всевозможные зайчики, котики и лапушки можно использовать, но стараться прибегать к ним, как можно реже. Между 4 и 5 месяцами происходит формирование речевого базиса, малыш начинает привыкать к своему имени и запоминать названия чаще всего встречаемых предметов.

Маленькие достижения для будущих больших побед

Период между 4 и 5 месяцами жизни наполнен новыми открытиями. Развитие идет семимильными шагами и практически каждый день отмечается новым совершенством навыков. К 5-ти месяцам карапуз может:

  • Поднимать голову, лежа на спине. Кроха понимает, что мир огромен и чтобы его изучить нужно поменять положение тела. Желая быстрее подняться вертикально, он усиленно тренирует мышцы спины и шеи. В итоге к 5-ти месяцам начинает поднимать голову, лежа на спине в попытке сесть. Предлагайте малышу упражнения на тренировку этого умения. Дайте захватить два пальца и попытаться поднять корпус. Если выполнять это действие по несколько раз в день, то прогресс будет очевиден. С каждым днем малыш будет с большей уверенностью поднимать свое тело вверх от поверхности, стараясь занять удобное положение сидя.
  • Начинает выбирать наиболее интересный предмет. Развитие зрения дает малышу возможность принимать решение о наиболее желанной игрушке для изучения. Еще месяц назад он брал в руки то, что предложат, а сегодня уже может отпихнуть вашу руку и потребовать другой предмет, находящийся в поле зрения. Хорошо в этот период предлагать малышу на выбор несколько игрушек, выкладывая их по кругу в поле зрения крохи. Для стимуляции двигательной активности можно положить малыша на твердую поверхность и по кругу от него разложить различные игрушки. Стремясь дотянуться, малыш будет тренировать умение ползать.
  • Точно руководить движениями своих рук. К 4-м месяцам кроха уже практически полностью подчинил свои руки. Он знает, как схватить и удержать, поднести к глазам и отпихнуть от себя предмет. Осмысленность действий конечностями – важный этап становления нового человека. Чтобы стимулировать развитие ловкости, можно предложить карапузу разнообразные игры. Положите кроху лицом к краю стола и перед ним разместите несколько погремушек. Позвольте ему скинуть предложенные предметы. Он увидит, как они падают и издают звук. Благодаря такому простому упражнению будут закрепляться различные причинно-следственные связи в головном мозге, малыш будет лучше ориентироваться в возможностях своего тела.
  • Гулить и лепетать. Развитие речи ребенка проходит несколько стадий. Умение издавать различные звуки и соединять их в слоги – первый этап. Тренируя эти умения, малыш закладывает базу будущей речи. Чтобы помочь крохе более чисто произносить звуки можно повторять за ним произнесенное, показывая ему, как при этом изменяется положение ваших губ. Дети – подражатели. Речь зарождается на стремлении повторить за мамой или другими взрослыми. Чем больше малыш будет видеть, как вы разговариваете, тем лучше.

Двигательные навыки

Двигательные навыки на 5-м месяце жизни развиваются очень быстро. Развитие нервной системы заставляет двигаться осознанно и стремиться рассмотреть, и изучить все предметы вокруг. Двигаясь за своими желаниями, карапуз уже достаточно уверенно ворочается со спины на живот и обратно, совершает руками осознанные движения, ворочает и поднимает голову из любого положения. Лежа на животе, малыш старается подняться как можно выше, используя не только плечи и голову, но и руки. Упираясь ладошками в поверхность, кроха очень сильно прогибает спину, тренируя мышцы. Эти упражнения, наряду с поднятием корпуса из положения лежа на спине позволят уже скоро самостоятельно сесть, поползти и пойти.

Стоит отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то сначала поползет, а потом сядет, другие вначале сядут, потом поползут. Достаточно часто дети сначала садятся и встают, а после освоения этого навыка начинают ползать. Каждый из этих сценариев являетсянормой. Если вдруг ваш малыш к 6-ти месяцам не пополз,но уже уверенно садится, то нет причин для беспокойства. Выбор того или иного варианта развития событий зависит от наиболее легкого для крохи движения. Одним проще поднимать туловище, другим шевелить ногами, третьим – руками.

Слух и реакция на звуки

Слух ребенка на 5-м месяце жизни развит хорошо. Малыш различает и узнает большое количество разнообразных звуков. Формируя зрительно-слуховые знания, малыш нуждается в разнообразных упражнениях, стимулирующих развитие слуха. Классическая музыка, пение и диалоги играют большую роль в становлении умственных навыков.

Между 4 и 5 месяцами стоит активно предлагать малышу изучать звуки, издаваемые разными предметами. Покажите, как можно стучать погремушкой по разным поверхностям, получая новое звучание.

Стоит понимать, что развитие слуха тесно связано со зрением. Очень важно на этом этапе не только предлагать слушать разнообразные звуки, но и показывать и называть предметы, их издающие. Чем большее количество предметов будет различаться малышом по виду и звучанию, тем быстрее будет происходить формирование начальной базы знаний.

Зрение

Успешное освоение движений рук невозможно без улучшения зрения. На пятом месяце карапуз уже хорошо видит, различает основные цвета спектра, начинает пользоваться боковым зрением. Постепенно кроха учится определять расстояние до предмета и безошибочно хватать интересующий его предмет. Чтобы помочь малышу продолжить совершенствовать умения, предлагайте ему для игр яркие предметы и игрушки, продолжайте упражнения по развитию мышц глаз, показывайте мир, находящийся за пределами кроватки и коляски.

На пятом месяце жизни малыш формирует базу знаний. В этом процессе зрение играет важную роль. Если до этого момента вы не посетили окулиста, то постарайтесь сделать это в короткий срок.

Первые слезы

Одной из особенностей этого периода является появление слез. До этого, когда малыш плакал слезные железы не выделяли влаги. К 4-м месяцам они включаются в работу, и когда кроха расстроен или ему больно из его глаз начинают течь слезы. Не стоит пугаться, если заметите после плача мокрые ресницы или щеки. Это нормально. Система увлажнения глаз работает хорошо. Если малыш плачет, а слез нет, то это не показатель сбоя в организме, возможно железы еще не созрели или причина не вызывает сильного эмоционального переживания.

Врожденные рефлексы

В норме к началу пятого месяца врожденные рефлексы угасают, заменяясь условными и осознанными движениями. Шаговый рефлекс полностью пропадает и малыш больше не пытается двигать ножками, если его поставить вертикально на твердую поверхность. Если раньше лежа на животе, получив опору на ногу, кроха неосознанно отталкивался ножкой, то теперь он это делает только, желая дотянуться до предмета. Все движения маленького исследователя совершаются для определенной цели, а не вслед за непроизвольным сокращением мышц.

Если у вашего крохи наблюдаются остаточные врожденные рефлексы к 4-5 месяцам, рекомендуется посетить невропатолога.

Уход и гигиена

Основные принципы ухода за ребенком остаются прежними. По утрам стоит умывать и обтирать карапуза кипяченой водой, следить за чистотой ушных раковин и носа. В течение дня необходимо поддерживать чистоту паховой области, а вечером купать.

Купание

При необходимости, при появлении потнички или раздражения, можно добавлять в воду для купания различные отвары трав (ромашка, календула). Иногда при расстройствах сна и поведения педиатры назначают различные травяные настои для снижения нежелательных проявлений. Следует придерживаться назначенной дозировки и периодичности использования. Помните, что даже травяные настои имеют свои противопоказания и негативные проявления.

Использование при купании мыла не требуется. Оптимальным будет использование моющих средств после опорожнения кишечника для очищения паховой области. Остальные участки кожи ребенка не требуют дополнительной обработки, кроме чистой воды.

Подгузники

На пятом месяце хорошо начинать уменьшать количество времени, проведенного малышом в подгузнике. Так малыш будет начинать понимать разницу между сухими и влажными вещами и в будущем будет проще приучить его к горшку. Можно предложить крохе находиться в подгузнике только во время ночного сна и дневной прогулки. В летнее теплое время можно и на улицу выходить без этого предмета гардероба.

Если внимательно наблюдать, то в этот период уже можно заметить, что кроха какает в одно и то же время, что позволяет выстраивать график прогулок.

Проветривание и комнатная температура

Важным для здорового сна и развития являются условия в комнате малыша. Желательно следить за температурой помещения. Оптимальной считается температура в 21 -22 градуса с достаточно высокой влажностью (не ниже 50%). Часто при недостаточной влажности помещения у малыша образуются сухие корочки в носовых ходах, он шумно дышит.

Поддержанию оптимальной температуры и влажности способствуют частые проветривания помещения. Следует делать это не реже 3 раз в день по 5 минут в холодное время года и по 15-30 минут в теплое. На время проветривания следует вынести карапуза из помещения и закрыть двери. Идеально открывать окна перед выходом на прогулку, чтобы воздух в помещении хорошо поменялся.

Питание

На пятом месяце желудочно-кишечный тракт уже практически готов к перевариванию новой пищи, но рекомендуемым остается грудное молоко.

Дети на ГВ на пятом месяце жизни увеличивают время между кормлениями. Теперь кроха просит грудь раз в 3,5-4 часа. Время насыщения не превышает 15 минут. Срыгивания в норме практически исчезли. После еды не рекомендуется выкладывать на живот или занимать активными играми. Хорошо поносить столбиком и развлечь стихами или песнями.


Прикорм

Введение прикорма необходимо детям, находящимся на искусственном вскармливании и при низком наборе веса. Вводить в этом возрасте прикорм желательно после консультации педиатра и придерживаться строгих правил. Обычно в этом возрасте знакомят с яблоком или бананом. Но опираться в выборе продукта необходимо на рекомендации врача.

На пятом месяце малыш уже может переварить сок и фруктовое пюре. Новый продукт вводиться малыми дозами постепенно. Обычно начинают с трети чайной ложки. Через неделю увеличивают количество продукта до половины чайной ложки. Еще через неделю можно увеличить до полной чайной ложки.

После этого количество продукта увеличивается ежедневно по пол чайной ложки до возрастной нормы. Если нет реакции, то через месяц 2-е утреннее кормление полностью заменяется прикормом.

Вводятся новые продукты в первой половине дня перед вторым кормлением. Следует внимательно следить за реакцией организма. Высыпания, изменения стула и поведения могут быть симптомами аллергической реакции. При таких проявлениях стоит временно прекратить введение прикорма.

Новые продукты нельзя вводить, если у малыша температура, заложенность носа, аллергическая реакция. Кроха должен быть бодр и доволен.

Сон и режим дня

На пятом месяце жизни дети спят по 10-11 часов ночью. Большинство малышей просыпаются под утро, чтобы перекусить, но некоторые карапузы отдыхают всю ночь без пробуждений. Каждый из этих сценариев является нормой. Длительность ночного сна зависит от степени созревания желудочно-кишечного тракта, плотности ужина, типа нервной системы карапуза.

Днем малыш может спать до 4 раз. При этом 2 сна будут длительные по 2-3 часа и 2 коротких (до 30 мин). Некоторые карапузы к 5-ти месяцам отказываются от короткого сна и переходят на 2 разовый дневной сон длительностью до 3 часов. Не нужно волноваться, если малыш перешел на такой график чуть раньше. Если при этом он бодр, весел, активен, то причин для волнения нет.

К 5-ти месяцам хорошо заметен темперамент малыша. Ранние пташки встают очень рано и без проблем придерживаются режима, другие дети просыпаются намного позже и сложнее уходят на ночной сон. Для облегчения собственной жизни и приучения карапуза к распорядку желательно придерживаться определенного режима дня. Для этого ежедневные процедуры стоит проводить в одно и то же время, сопровождая постоянными песнями и потешками. Привыкая к определенной последовательности действий и ассоциируя ваше поведение с процедурой,кроха будет лучше спать, чувствовать себя уверенно, а вы сможете планировать следующий день.

Закаливание

Укреплению иммунной системы на пятом месяце жизни способствуют мероприятия по закаливанию организма. Если вы уже начали проводить такие мероприятия ранее, то не стоит их прекращать. Постепенно можно понижать предлагаемую температуру на градус, доведя до 18.

Закаливание младенца состоит из нескольких видов.

  1. Обтирания водой комнатной температуры.
  2. Воздушные и солнечные ванные.
  3. Снижение температуры для купания.
  4. Отсутствие кутания и переизбытка тепла.

Закаливание проводится для приучения организма правильно реагировать на изменения температуры окружающей среды, умения сопротивляться холоду, стимулирования кровообращения. При правильном подходе со стороны родителей, закаленные дети в 4 раза меньше болеют от переохлаждения и лучше сопротивляются различным инфекциям.

Плавание

К 4 месяцам врожденные рефлексы практически исчезли, поэтому если вы ранее не начали посещать бассейн, обучение будет происходить не на подсознательном уровне, а как новому навыку. Теперь малыш будет изучать возможности движения в воде через осознанные движения. Пользу от водных процедур сложно переоценить. Влияя на нервную систему, совершенствуя двигательные навыки, благоприятно влияя на умственные способности, купание, плавание и игры с водой являютсявеликолепным стимулом для развития.

Стоит отметить, что с младенцем нельзя купаться в открытых источниках. Реки, озера, моря и океаны — не подходящее место для обучения плаванию. Пока кроха не пройдет полный курс вакцинации от полиомиелита (3 года), стоит воздержаться от таких мероприятий.

Для обучения плаванию лучше всего выбрать бассейн или домашнюю ванную.

Температура воды для обучения должна быть комнатной или чуть ниже. Теплая вода (выше 25 градусов) расслабляет ребенка и не мотивирует его на движения, поэтому все ваши попытки показать, как нужно двигаться будут восприниматься не совсем качественно. Вода комнатной температуры будет стимулировать кроху двигаться, чтобы разогнать кровь и тонизировать состояние клеток головного мозга.

Ручной малыш. Как приучить к самостоятельным занятиям

Одним из вопросов, часто встречаемых на форумах, является отучение ребенка от постоянного ношения на руках. В возрасте 4-5 месяцев это кажется еще не такой большой проблемой, ведь карапуз еще не так много весит. Но задуматься над ним лучше уже сейчас. Пройдет еще немного времени и малыш будет уже весить намного больше и его привычка изучать мир с маминых рук окрепнет. Отучать от такого времяпровождения детей постарше достаточно сложно. Стоит предпринять попытки научения самостоятельной игре уже сейчас.

Чтобы кроха не просился на руки, стоит дать ему интересное занятие. К 4-5 месяцам уже отчетливо видно, каким видам малыш отдает предпочтение, у него появляются любимые игрушки. Как можно чаще давайте ему возможность заниматься любимым делом.

Еще один способ занять ребенка – предоставить ему новый предмет для изучения. Так как долговременная память еще не созрела, малыш очень быстро забывает о старых игрушках. Не стоит выкладывать перед ним все сразу. Положите от трех до пяти погремушек, а остальные спрячьте. Через неделю произведите полную замену предметов. Вы удивитесь, но малыш станет изучать старые игрушки с таким увлечением, как будто никогда их не видел.

Хорошо помогает отучать от постоянного ношения на руках упражнения на артикуляцию. В течение 5-10 минут поговорите с крохой лицом к лицу, четко выговаривая разнообразные звуки. После этого малыш некоторое время будет обдумывать увиденное, тренируя собственные способности.

Используйте современные технические новинки и приспособления: качели, манеж, специальные стульчики для не сидящих детей. Малыш будет видеть окружающие предметы без необходимости использования маминых рук. Можно предложить ему дополнительно поиграть и игрушками, послушать музыку, полистать книгу для младенца.

Как развивать

На пятом месяце жизни уже необходимы ежедневные развивающие занятия. Их можно разделить на 3 вида:

  • Обучение двигательным навыкам и развитие костно-мышечного аппарата.
  • Развитие умственных способностей.
  • Совершенствование органов чувств.

Каждый из этих видов можно использовать по отдельности или создавать комплекс развивающих упражнений, включающий в себя занятия на развитие всех необходимых навыков.

Двигательные навыки и укрепление мышц тела совершенствуются через зарядку и упражнения в течение дня. Хорошо делать по 3-5 подходов в течение дня после пробуждения. Хорошо перед упражнениями сделать разогревающий массаж и после завершения комплекса расслабить мышцы поглаживанием.

Можно считать, включать музыку, рассказывать стихи и петь песни. По длительности один подход может занимать до 20 минут. Основными требованиями являются бодрое настроение и желание ребенка. Если карапуз не настроен на активные движения, не стоит его заставлять, предложите ему другой вид деятельности.

Умственные способности тренируются вместе с совершенствованием органов чувств. Между 4 и 5 месяцами формируется первоначальная база знаний. Малыш ассоциирует внешний вид предмета с его звучанием, названием, вкусом. Стимулом для развития способностей становится предоставление широких возможностей к познанию. Не нужно отбирать вещи из рук ребенка, лучше следить за их чистотой и безопасностью. Уже в этот период стоит проверить дом на наличие нежелательных предметов в доступной для малыша области, купить или сделать засовы на полки, заглушки на розетки и т.д. С каждым днем малыш будет все активнее и уже не за горами день, когда он начнет передвигаться.

Рекомендуется включать малышу классическую музыку, читать книжки, показывать и рассказывать о предметах, окружающих его. Чем больше разнообразных вещей увидит кроха, тем легче ему будет впоследствии осваивать речь, использовать новые способы мышления.

Улучшившееся зрение позволяет предлагать в этом возрасте для игры зеркало. Кроха с интересом будет рассматривать свое и ваше отражение, предметы перед собой и сзади. Постепенно сформирует представление о себе. Но не стоит ждать, что он будет понимать, что это отражение. Такое понимание появится не ранее 1,5 лет.

Следует предложить карапузу развивать сенсорику. Для этого удобнее всего купить или сделать развивающий коврик. Сделанный из ткани разной на ощупь, наполненной различными видами круп, этот предмет стимулирует развитие разных центров головного мозга.

Посещение педиатра и медицинские аспекты

В 4 и 5 месяцев необходимо посетить педиатра для ежемесячного осмотра. Врач проверит гармоничность развития, измерив рост, вес, окружность головы и груди, обязательно послушает сердцебиение и дыхание. Посмотрит степень появления зубов и состояние кожных покровов.

При необходимости будет назначено посещение невропатолога, ортопеда, окулиста, отоларинголога. Если у вас есть сомнения или вопросы, не стесняйтесь их задавать.

Обязательно стоит рассказать врачу, если:

  • Кроха не идет на контакт, не гулит, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь.
  • Отсутствуют самостоятельные перевороты с живота на спину или обратно.
  • Малыш часто срыгивает на ГВ.
  • Плохо спит и ест.
  • Не может самостоятельно схватить предложенную игрушку.

Взависимости от ситуации педиатр может назначить дополнительный осмотр у других специалистов. В такой ситуации стоит постараться, как можно быстрее выполнить рекомендации.

Ваш малыш уже в шаге от первых перемещений по дому. Уже сейчас стоит подумать о нескольких важных вещах:

  • Безопасность дома. Чтобы обеспечить крохе идеальные условия для развития нужно привыкать думать заранее. Малыш еще не ползает, а в доме уже должны стоять заглушки и блокираторы. Кроха учится переворачиваться – ни в коем случае не оставляйте одного на высоте. Здоровье и безопасность ребенка в первую очередь зависят от того, насколько вы сможете предугадать возможное развитие событий.
  • Внимание. Хотя малыш еще не разговаривает и много спит, не нужно думать, что ему не нужно ваше общение. Дети делают то, что видят. Чем чаще и больше вы будете общаться непосредственно с крохой, тем раньше он освоит речь. Он уже нуждается не только в заботе, но и в достаточном внимании.
  • Приучение к самостоятельности и горшку. На пятом месяце стоит сделать первый шаг к взрослению. Покажите крохе, как хорошо самому заниматься, как различаются влажные и мокрые штанишки. Все эти действия не приучат малышу сразу, но станут базой для дальнейшего освоения навыков.
  • Время на себя. Малыш подрос и маме стоит подумать о дополнительных занятиях для себя. Старайтесь выстраивать свою жизнь так, чтобыона была полна событий, связанных не только с ребенком. Не увлекайтесь соцсетями и форумами, больше гуляйте. Насыщенность вашей жизни эмоциями сделает вас счастливее. А рядом с радостной мамой карапуз будет чувствовать себя увереннее.

Вступление в новый этап – движения и познания – несет с собой множество новых событий и изменений. С каждым днем ваш кроха будет становиться все более взрослым и понятным. Он будет использовать мимику и жесты, интонацию и движения для выражения своих желаний. Если вы постараетесь, то сможете обеспечить удобный режим дня и питания. Вы не заметите, как пролетит время и малыш поползет и сядет. Будьте внимательны и осторожны в это время, не форсируйте событий, а наслаждайтесь тем, что есть.

Каждый новый месяц жизни маленького человечка – это целая эпоха. Только подумайте, какой путь он проходит всего за год. Совершенно беспомощное существо прямо на глазах, день за днем становится умнее, взрослее, крепче и сильнее.

Это естественный процесс, которым руководит сама Природа, правда, ни без активного участия родителей. Но, не будем много рассуждать, а перейдем к важному вопросу, актуальному на сегодняшний день – питание 4 месячного ребенка.


Из этой статьи вы узнаете:

Следуя мировой практике вскармливания грудных детей, в возрасте 4 месяцев основным видом питания остается материнское молоко (или смесь для искусственников). Его суточная норма потребления вырастает до 800-900 грамм, а интервалы между кормлениями составляют 3-4 часа.

Это значит, что за день, кроха будет прикладываться к груди не менее 6 раз, и съедать в один присест около 120-140 грамм молочка. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стремительно растущий организм комплексом жизненно важных витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов.

Если по определенным причинам грудного молока стало не хватать, оно уже неспособно удовлетворять аппетит вашего крохи или педиатры диагностировали признаки проявления у него малокровия, стоит задуматься о методах усиления лактации или о введении прикорма.

Прикорм в 4 месяца. Уже можно!

Многие мамочки, несмотря на мнение врачей, не решаются предложить 4-месячному ребенку овощное пюре или сок, и кормят его исключительно адаптированной смесью, что не совсем разумно, ведь ребенок уже вполне готов познакомиться с новыми продуктами. Ключевым аргументом в данном случае является физиология.

До 4 месяцев, ребенок практически не контролирует движения собственного языка и толком не умеет глотать. Это значит, что с твердой пищей ему справиться сложно. Даже водичка с ложечки идет в это время с трудом и кроха изо всех сил пытается вытолкнуть жидкость изо рта.

А вот после 4 месяцев, дело обретает новые черты, и ребенок постепенно учится есть. Собственно по этой причине, бояться введения прикорма в качестве дополнительного питания в этом возрасте не нужно. Если делать все правильно, малыш быстро освоит нужный навык.

Как и чем допустимо кормить кроху в 4 месяца

Теперь, когда все сомнения развеяны, можем приступить к рассмотрению списка продуктов, допустимых в качестве питания 4 месячного ребенка. К ним относятся:

  • овощное пюре;
  • фруктовое пюре;
  • творог;
  • каша;
  • молочная смесь.

Пугающее разнообразие, не правда ли? Но, ведь предлагать новую пищу нужно постепенно и по чуть-чуть.

  • брокколи;
  • цветной капусты;
  • кабачков.

Если малыш страдает недостаточностью массы тела или неустойчивым стулом, то начать лучше с каш.

Несладкие овощные пюре могут не сразу понравится ребенку, привыкшему ко вкусу сладковатого грудного молока или смеси, а потому тут потребуется родительская настойчивость и терпение.

Когда малыш попробует овощи (на адаптацию уходит примерно 5-7 дней), ему можно предложить фрукты, измельченные до пюреобразной консистенции:

  • яблоки;
  • персики;
  • груши;
  • бананы.

Скорее всего, за эти продукты ребенок возьмется с большей охотой, чем, несомненно, порадует маму.

Что касается каш, то в 4 месяца наиболее подходящим вариантом питания станут растворимые инстантные безглютеновые каши:

  • рисовая;
  • гречневая;
  • кукурузная.

А вот с пшенной, овсяной, ячменной и ржаной кашами лучше повременить, ведь в них содержится глютен – белок, вызывающий у карапузов тяжесть и вздутие живота.

Первый сок , который может попробовать 4 месячный малыш – яблочный. На время знакомства с этим продуктом, его лучше разбавлять кипяченой водичкой, примерно 1:1 и предлагать не более, чем чайную ложечку, постепенно увеличивая дозу.

Адаптированный творог для грудных малышей желательно вводить последним, в количестве 1-2 чайных ложек в виде сырковой массы, разведенной с грудным молоком или смесью.

Сколько чего

  • Овощное/фруктовое пюре (в граммах): первый день – 5, второй – 10, третий – 15, четвертый – 20, пятый – 50, шестой – 90-100, седьмой – 120. В последний день, один прикорм способен заменить одно кормление.
  • Каша (в граммах): первый день – 5, второй – 10, третий – 15, четвертый – 20, пятый – 50, шестой – 80, седьмой – 100-120.
  • Сок: в течение недели его количество с чайной ложечки доводится до 40-50 мл.

Вводя прикорм, не забываем о том, что давать его лучше утром и на полдник, а грудное молоко или смесь предоставляются в текущем объеме (800-900 гр.). Малейшие аллергические реакции и излишне жидкий/тугой стул – повод для отмены нового продукта и поиска его заменителя из доступного разнообразия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.